Неисправности системы выпуска отработавших газов автомобиля

Обновлено: 06.07.2024

Неисправности системы выпуска отработавших газов автомобиля


Современная выхлопная система подвергается сильным нагрузкам со стороны внешней среды и из-за условий работы системы выхлопа. На целостность и исправность выхлопной системы влияют высокие температуры выхлопных газов, воздействие агрессивных веществ, уязвимость конструктивных элементов системы и другие факторы. С течением времени могут возникать неполадки выхлопной системы, которые так или иначе будут влиять на работу автомобиля.

Исходя из конструктивных элементов выхлопной системы автомобиля, можно выделить ряд неисправностей:

- Неисправность катализатора (каталитический преобразователь).

- Неисправность датчика кислорода (лямбда зонда).

- Неисправность выпускного коллектора.

Неисправности глушителя: механические повреждения, коррозия, прогорание составных частей глушителя.


Причины неисправностей глушителя: механические удары в область глушителя (повреждения об препятствия при езде), воздействие окружающей среды (вода, соль, конденсат), превышение срока службы элемента (естественный износ), использование некачественного глушителя.

Неисправность глушителя определяется довольно просто, т.к. существуют ярко выраженные внешние проявления неисправности: рёв автомобиля при езде, посторонние секущие звуки, утечка выхлопных газов, удручающий внешний вид глушителя. Так же работа выхлопной системы может сопровождаться дребезжащими или глухими звуками. Они могут проявляться из-за ненадёжного крепления глушителя к днищу автомобиля или плохого крепления выхлопной системы в целом.


Катализатор – один из самых уязвимых элементов выхлопной системы, из-за особенностей своего строения и работы. Срок службы катализатора достаточно большой, он может прослужить 150 тыс. км, своему владельцу. При нарушении норм эксплуатации и других обстоятельствах, катализатор может выйти из строя довольно быстро. Корпус катализатора разрушается по тем же причинам, что и корпус глушителя.

Неисправностями катализатор являются:

- Оплавление, разрушение или загрязнение рабочего элемента (может изготавливаться из керамики).

- Механическое повреждение корпуса катализатора.

- Естественный износ элемента.

Причины неисправностей катализатора:

Оплавление рабочего элемента катализатора происходит из-за сгорания топлива не в рабочих цилиндрах двигателя, а в катализаторе. Тому виной могут служить: неисправности в системе зажигания, неисправность датчика кислорода, неправильно обогащенная топливно-воздушная смесь, неисправность системы управления двигателем (так же блока управления двигателем), запуск автомобиля «с толкача».

Разрушение рабочего элемента катализатора происходит из-за механического воздействия (удары в область катализатора), резкого изменения температуры элемента (например, проезд по луже).

Загрязнение рабочего элемента катализатора может произойти по причине: использования некачественного бензина или бензина с присадками (на поверхность элемента откладывается свинец, воздействует ферроцен), сгорание масла при работе двигателя (рабочий элемент покрывается коксом).

Катализаторы, которые устанавливаются на современные автомобили, оснащаются системами диагностики. Система диагностики состоит из датчиков кислорода, которые устанавливаются до и после катализатора. Если катализатор не выполняет свои функции по нейтрализации вредных веществ, датчики реагируют на изменение, зажигается лампа на приборной панели (например «Checkengine»). Блок управления при этом записывает код неисправности в свою память.

Неисправной катализатор может создавать помехи в работе двигателя. При загрязнении катализатора, не правильно работает выхлопная система в целом, что может вызвать: потерю мощности двигателя, неустойчивость работы двигателя (плавающие обороты), ухудшение динамических качеств двигателя, перерасход топлива.

Так же признаком неисправности катализатора может являться постоянный запах тухлых яиц (сероводород) в салоне автомобиля. Неисправный катализатор не ремонта пригоден, его заменяют новым.


Ещё одним крайне уязвимым элементом выхлопной системы является датчик кислорода (лямбда зонд). Датчик входит в состав системы управления двигателем. В выхлопной системе может устанавливаться один или несколько датчиков кислорода. Выйти из строя может как один датчик, так и разу несколько, причем по разным причинам.

Неисправности кислородного датчика: прогорание или загрязнение керамического наконечника датчика, неисправность нагревателя датчика, окисление датчика, отсутствие контакта.

Причины неисправностей лямбда зонда сходны с причинами неисправности катализатора: качество топлива, высокое содержание масла в выхлопе, неисправность зажигания, некачественный датчик. Так же датчик может выйти из строя из-за превышения предельного срока эксплуатации (60 – 90 тысяч километров пробега).

При неисправности датчика кислорода, система диагностики так же зажигает лампочку на приборной панели автомобиля. Признаками неисправности датчика могут являться: высокий расход топлива, ухудшенные динамические характеристики, нестабильная работа двигателя на малых оборотах. Следует учитывать, что подобные признаки неисправности могут проявляться не только по причине поломки выхлопной системы или датчиков. При неисправности системы зажигания, впрыска топлива, блока управления двигателем, так же могут прослеживаться одинаковые симптомы.

Помимо перечисленных элементов системы выхлопной системы, неисправными могут оказаться другие её части: выпускной коллектор, гофра и резонатор. Данные элементы могут прогореть, проржаветь, получить механические повреждения, выйти из строя в связи со сроком давности элементов. Признаками неисправностей могут являться шум при работе выхлопной системы, запах выхлопных газов в салоне автомобиля, падение мощности двигателя, вибрация и другие негативные последствия. Если Вы затрудняетесь в вопросе определения неисправности выхлопной системы автомобиля, то лучшим способом решения проблемы будет обращение в автосервис для выявления неисправности и ремонта выхлопной системы вашего автомобиля.

Чем опасна неисправность выхлопной системы?

Если вы почувствовали, что с выхлопной системой вашего автомобиля что-то не так, то очень важно, как можно скорее обратиться в авторемонтную мастерскую. Почему? Потому что этот дефект таит собой проблему гораздо больше, чем просто раздражение при езде. Это опасность для вас и ваших пассажиров. В этой статье вы узнаете, как определить неисправность выхлопной системы, почему это опасно, и как это может повлиять на производительность вашего автомобиля.

Чем опасна неисправность выхлопной системы?

Самый простой способ узнать, не сломана ли ваша выхлопная труба (или система) - прислушаться. Выхлопные трубы - это то, что регулирует звук вашего автомобиля наряду со многими другими вещами. Если вы слышите странный шум, идущий из задней части машины, значит, что-то не так. Возможно, образовалась просто небольшая трещина, но бывает, что весь блок развалился, а водитель этого не заметил.

Если вы предполагаете, что ваша выхлопная труба имеет незначительную утечку, но не можете определить, где именно - есть быстрый способ проверить. Закройте ладонью выхлопную трубу во время работы двигателя на несколько секунд. Убедитесь, что ваша рука полностью закрывает конец трубы, и прислушайтесь. Если двигатель стал звучать как-то по-другому, то это означает, что у вас нет утечки выхлопных газов. Однако, если у вас есть утечка, это вызовет выброс струи выхлопных газов. Проводите данный тест только в течение нескольких секунд, поскольку перекрытие выхлопной системы может привести к повреждению вашего двигателя. Еще один характерный признак неисправности - если вы слышите скрежет позади своей машины. Это означает, что труба висит ниже, чем должна быть или опорная система, удерживающая ее, сломана. Есть вероятность повреждения трубы.

Чем опасна неисправность выхлопной системы? 3

Почему утечка выхлопных газов опасна? Потому что эта неисправность обеспечивает прямой путь угарному газу в пассажирский салон через вентиляционное отверстие в нижней части лобового стекла. Наверняка вы знаете об угарном газе, так что вы должны знать, что впускать этот газ добровольно в кабину вашего автомобиля - не очень хорошая идея. Даже незначительная утечка может вызвать головокружение, головную боль, удушье и тошноту менее чем за два часа. Длительное воздействие может фактически убить вас.

Чем опасна неисправность выхлопной системы? 4

Наряду с опасностью для вас и ваших пассажиров, это также может повлиять на производительность вашего автомобиля. Если выхлопная система нарушена, то и производительность двигателя испортится. Это может отрицательно повлиять на мощность и даже повысить расход топлива. Выпускной коллектор расположен над головками цилиндров и собирает выхлопные газы из каждой, через выпускные клапаны. Он толкает их через одну трубу к каталитическому нейтрализатору, а также сжигает любое излишнее топливо, которое не сгорело в двигателе. Утечка в выпускном коллекторе может сжечь выпускные клапаны, что ставит под угрозу их уплотнения над цилиндрами и влияет на производительность поршней, и, следовательно, двигателя. Если коллектор треснул или имеет пробоину, обратное давление в выхлопной системе будет неправильным, что снижает мощность двигателя.

Если вы видите, что из выхлопной трубы капает жидкость, не паникуйте. Это нормальная и безвредная конденсация водяного пара. Вызвано это тем, что выхлопная система становится горячей, а затем охлаждается, что заставляет влагу собираться или конденсироваться в глушителе и трубах.

Вывод. Старайтесь прислушиваться к вашему автомобилю и чаще проводите визуальную диагностику перед поездкой. Если вам кажется, что ваш выхлоп может быть сломан, важно сразу же обратиться к специалистам. Помните, что игнорирование таких проблем может иметь фатальный исход.

Неисправности глушителя автомобиля и эффективные методы их устранения

Сломанный глушитель шумит намного громче исправного. Внутри устройства многих моделей имеются перегородки для снижения звукового фона. При ослаблении или поломке этих переборок появляется грохот, возрастает уровень шумового загрязнения. В салоне может ощущаться запах выхлопных газов. В таких случаях следует проверить глушитель на авто.

глушители на авто

Поломки машины водители часто определяют по внешним признакам. Падение мощности и повышенный шум заведенного двигателя могут свидетельствовать о неисправности глушителя автомобиля.

Неисправности глушителя автомобиля

Выхлопная система представляет собой герметичную конструкцию. Поэтому причиной большинства проблем становится разгерметизация или закупоривание. В обоих случаях происходит потеря тяговой силы двигателя и резкое увеличение расхода топлива. Неисправности глушителя автомобиля могут привести как минимум к дорогостоящему ремонту.

Определение неисправностей

Сломанный глушитель шумит намного громче исправного. Внутри устройства многих моделей имеются перегородки для снижения звукового фона. При ослаблении или поломке этих переборок появляется грохот, возрастает уровень шумового загрязнения.

Признаки неисправности глушителя автомобиля

Неисправности глушителя автомобиля можно определить по следующим признакам:

  • в салоне ощущается запах гари;
  • уменьшается мощность и тяга;
  • наблюдается плотный, нависающий дым за кузовом во время езды;
  • увеличивается расход топлива;
  • из-под днища раздается дребезжание, причина которого – нарушение подвески выхлопной трубы;
  • двигатель работает громче обычного, появляется рев, секущие и другие неприятные звуки.

глушитель на авто

Даже внешне новый глушитель может быть проблемным

При выявлении этих признаков поломки глушителя следует срочно организовать его ремонт.

Дефекты глушителя автомобиля

Повышенный шум автомобиля и стуки могут появиться от соприкосновения выхлопной трубы с днищем. Это происходит обычно из-за забитой между глушителем и кузовом грязи. Причиной бывают и прижатие трубы к машине после заезда в колею или канаву. Такой же шум возникает, если оборваны резиновые крепления.

Может нарушиться герметичность одного из элементов выпуска. Происходит это из-за прогорания металла, в результате чего наружу начинают выходить громкие звуки, ощущается запах газа.

Отрицательно воздействует на металл коррозия. Выхлопная труба постоянно нагревается и охлаждается. При этом на нее влияют влага и дорожные компоненты. Разъедаются сварные швы, появляются дыры, особенно на изгибах выхлопной трубы.

коррозия глушителя авто

Коррозия глушителя авто

Источником повреждений может стать механическое воздействие. Стены трубы разбиваются от наездов на бордюры, камни, пни и другие препятствия. Из-за развивающейся коррозии или абразивного износа происходит поломка крепежа или элементов подвеса.

Ремонт системы выхлопа автомобиля удаление катализатора

Для очищения выхлопа от газов предназначен каталитический конвертер, или катализатор. Он выходит из строя после 80-100 тыс. км пробега. Тогда для ремонта системы выхлопа автомобиля необходимо катализатор удалить. На место детали большинство автолюбителей устанавливает пламегаситель. Делают это с целью избежать крупных расходов, поскольку цена запчасти довольно высокая. Удаление забитого катализатора приводит к улучшению динамики и нормализации расхода топлива.

Выпрямить глушитель на машине

Выправлять погнутую при ударе выхлопную трубу можно при помощи молотка обратного действия. Сделать инструмент несложно самостоятельно. Для этого:

  1. Возьмите стержень толщиной 5-10 мм и отрезок трубы.
  2. К нижней части стержня приварите ограничитель. Трубу, служившую грузом, наденьте на штырь. Должно быть обеспечено свободное возвратно-поступательное движение утяжелителя.
  3. Верхнюю часть приспособления присоедините с помощью сварки к середине вмятины. Если искривление большое, то выпрямлять его нужно с краев. Погнутую поверхность выстукивайте скользящими движениями.
  4. Если металл не поддается выравниванию, прогрейте обрабатываемый участок, например, паяльной лампой, соблюдая правила пожарной безопасности.

ремонт глушителя

Выпрямить глушитель на машине таким образом получится качественно и быстро.

Может ли машина глохнуть из-за глушителя

Причины, по которым машина глохнет на ходу, могут быть разными:

  • отказ бензонасоса;
  • проблемы с электрооборудованием;
  • неисправность воздушного фильтра и пр.

На вопрос о том, может ли машина глохнуть из-за глушителя, ответ будет положительным. Нарушения в работе отводящих газы трубок приводят к тому, что на полном ходу двигатель начинает терять обороты, захлебывается и в итоге глохнет. Причина такого явления – загрязненность и забитость выхлопа. Может отказать и катализатор. Разберите и прочистите трубки. А неисправный каталитический конвертер замените.

Из-за чего глушитель взорвался на машине

Многим водителям знакомо такое явление, как выстрелы в глушителе. Резкие, неприятные хлопки возникают в результате неисправностей силового агрегата автомобиля. Недогоревшая в двигателе топливная смесь попадает в коллекторную систему и выхлопную трубу. Под действием высокой температуры газы воспламеняются. Происходит своеобразный микровзрыв, похожий на выстрел.

последствия взрыва глушителя

Последствия взрыва глушителя

От водителей можно услышать истории о том, как на машине взорвался глушитель. Избыток горючей смеси, попавший в выхлопную трубу, действительно может взорваться. Поврежденный выпускной механизм в таких случаях подлежит замене.

Можно ли ездить с неисправным глушителем на машине

По внешним признакам иногда сложно определить дефекты в узлах автомобиля. Эксперты советуют не реже одного раза в месяц заглядывать под машину. Заезд на смотровую яму и проверка подкузовных узлов поможет выявить различные неисправности, в том числе и проблемы с выхлопной системой.

Владельцы часто задумываются о том, можно ли ездить с неисправным глушителем на машине. Практически это возможно, но влечет за собой ряд неприятных последствий:

  • выпускные газы, просачиваясь через пол в салон автомобиля, могут вызвать различные заболевания водителя и пассажиров;
  • неисправный выхлоп увеличивает выброс вредных токсичных газов в атмосферу;
  • не проведенный вовремя ремонт системы обойдется еще дороже: оттягивание работ приведет к повреждению других узлов автомобиля.

Может ли машина плохо ехать из-за глушителя

Неисправная система выпуска может послужить причиной снижения мощности автомобильного мотора. Как следствие, ухудшается динамика, уменьшается максимальная скорость. Наглядное свидетельство тому – вялый разгон при старте с места и во время обгона. Обороты могут самопроизвольно уменьшаться или увеличиваться. Автомобиль начинает плохо заводиться как с холодного, так и горячего двигателя.

На вопрос, может ли машина глохнуть из-за глушителя, ответ однозначен: при сильном засорении системы возможен даже полный отказ силового агрегата. Чаще всего в этом повинен катализатор. Поэтому при проведении технического обслуживания автомобиля следует обязательно проверять состояние выхлопной системы.

Прогорает не только глушитель: что разваливается и как ремонтируется в системе выпуска?


Многие наверняка встречались с ситуацией, когда машина начинала реветь голосом Джигурды. Сначала тихонько порыкивала, потом начинала ворчать громче, а затем – просто орала. Часто эту тягу машины реветь объясняют просто – «прогорел глушитель». Но на самом деле не только глушитель может прогореть – сама система выпуска устроена сложнее, чем кажется. Давайте посмотрим, что в ней может ворчать, рычать и издавать другие непотребные звуки.

От «штанов» до «банки»

Система выпуска нужна не только для отвода отработавших газов. У неё есть несколько функций, и снижение уровня шума и токсичности выхлопа – это ещё не всё.

Во-первых, отработавшие газы крутят крыльчатку турбины (или турбин, если их две) на наддувных моторах. Но об этом говорить не будем, это немного другая тема. Во-вторых, лямбда-зонды (кислородные датчики), установленные на выпуске, нужны для подготовки топливной смеси. Они передают данные о количестве несгоревшего кислорода, на основе которых ЭБУ корректирует состав смеси. В-третьих, да: система выпуска должна снижать токсичность выпуска, в первую очередь – концентрацию соединений углерода, оксидов азота и сажи. Тут есть отличия между бензиновыми и дизельными моторами, но в эту тему тоже лезть не будем: про каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и мочевину мы уже рассказывали много. Ну и, конечно же, выпускная система должна снижать шум от работы мотора. Вот это как раз наша тема, об этом и будем говорить.

Несмотря на то что системы выпуска могут немного отличаться, принципиальная схема для любого атмосферного мотора у них одинаковая. Она состоит из нескольких элементов: выпускного коллектора (который иногда называют «пауком» или «штанами»), муфты, катализатора, выпускной трубы, резонатора и глушителя (который иногда называют «банкой»). Ещё сюда можно добавить кислородные датчики и систему подвеса выпуска. Причиной возникновения посторонних звуков может быть всё, кроме, пожалуй, датчиков. Для чего нужны все эти детали?

Выпускной коллектор – это первое, что стоит на пути отработавших газов (если не считать газораспределительный механизм). Его задача – отвести газы от каждого цилиндра в одну общую выпускную трубу. И сделать это ему надо по-умному: обеспечив качественную продувку и наполнение камер сгорания. Известно, что движение газов происходит волнообразно, что часто затрудняет выпуск газов и наполнение камер сгорания. Поэтому конструкция коллектора – штука почти всегда сложная, а поиску оптимальных форм и сечений труб уделяют много времени. Каждый, скорее всего, слышал о стремлении тюнеров разного пошиба поставить на свою «чепырку» выпуск 4-2-1 – то есть коллектор, у которого сначала четыре трубы сходятся в две, а уже после этого – две трубы в одну. Более простые коллекторы имеют схему 4-1, при которой все четыре трубы (если речь идёт о четырёхцилиндровых моторах) сразу сходятся в одну. Ну да бог с ним, главное – коллектор в выпуске есть.

К блоку он крепится намертво, а вот после него (и катализатора) может стоять гофра (она же – виброизоляционная муфта). Её задача – изолировать вибрацию работающего мотора от остальной системы выпуска. С одной стороны, это продлевает жизнь самому выпуску, а с другой – снижает количество вибрации на кузове. А это не только его сохранность, и но комфорт тех, кто сидит внутри.

Следующий элемент – резонатор. Он же – передний или предварительный глушитель. На экологию он никак не влияет, и его единственная задача – снизить уровень шума. Собственно, поэтому он и называется резонатором. В нём волны выхлопа отражаются и образуются стоячие волны. То есть звук после него должен стать ровным, а не грохотать, как череда выстрелов. Но окончательно шум исчезает в основном (заднем) глушителе. Конструктивно он немного похож на резонатор: внутри у него тоже есть и перфорированные трубы, и отсеки, внутри которых газы гуляют, как по лабиринту, теряя скорость и температуру. Формулировка несколько упрощённая, но наглядная.

Ещё одна деталь – это трубы, как минимум приёмная и средняя. Тут всё просто, они соединяют остальные элементы выпуска. И, наконец, вся конструкция не прикручена к кузову или раме намертво, а крепится системой подвеса с резиновыми амортизаторами (бубликами или кому как нравится). Это вполне логично. Подумайте сами, какая дрожь пробирала бы кузов, если бы выпуск крепился к нему намертво. Для снижения вибраций и используются подвес и гофра.

С устройством в общих чертах разобрались. Теперь будем смотреть, что тут может пойти не так. Начнём с самого начала – с коллектора.

Что сечёт?

Выпускной коллектор работает в очень жёстких условиях. Больше всего, конечно, он страдает от температуры, которая обычно колеблется в диапазоне от 700 до 1000 градусов. Иногда она может быть и выше – до 1300. Поэтому сам коллектор делают из тугоплавких материалов. Это хорошо, но есть у него одно слабое место – прокладка между ним и блоком. Если прокладка прогорит, появляется звук, который описывают словами «прокладка сечёт». Часто это свистящий звук, источник которого найти несложно. Способ устранения очевидный – замена прокладки. При этом нужно обратить внимание на крепёж самого коллектора: сама по себе прокладка обычно не прогорает. А вот если, например, сломается шпилька, которая его притягивает к блоку, то она прогорит очень быстро: её сожгут прорывающиеся через неплотность раскалённые отработавшие газы. Поэтому если прокладка «сечёт», в первую очередь нужно смотреть именно на крепёж коллектора.


Этот звук выпуска найти проще всего хотя бы по одной причине: для этого не надо лезть под машину. Чтобы определиться с источником другого рыка, придётся либо использовать подъёмник, либо лезть под машину ползком (что не всегда удобно, возможно или безопасно).

Великая страдалица и бубнилово

По причине пожилого возраста первой обычно погибает гофра. Это единственный мягкий элемент, который от природы должен быть подвижным. И ему же приходится работать при высокой температуре, так как стоит он обычно не слишком далеко от выпускного коллектора. Звук прогоревшей гофры очень легко спутать, например, со звуком прогоревшего резонатора: часто они стоят рядом, и, сидя в салоне, определить источник низкочастотного гула трудно. Так что если чувствуете, что гудит где-то в ногах, это может быть и гофра, и резонатор. Так что лезть под машину придётся однозначно.


Теоретически гофры не ремонтируют, их просто меняют. Причём искать оригинальную гофру необходимости нет, их выпускают многие, и стоят они немного. Главное, знать её длину и диаметр (например, 200х40, где 200 мм – длина, 40 – диаметр). Способ замены зависит от расположения гофры, но обычно этот процесс не самый трудоёмкий и в сервисе стоит не слишком дорого. Тем не менее находятся уникумы, которые предпочитают гофру ремонтировать. Способы бывают разные. Популярный – это обматывать гофру пропитанным эпоксидкой эластичным бинтом. Понятно, что всё это сразу разваливается, а если намотать что-то совсем неподходящее, можно устроить пожар. Так что выход один: менять и не пытаться изобретать велосипед.

Отличительная особенность звука, который издаёт отдавшая богу душу гофра, – он может быть плавающим, то тише, то громче. Причина – как раз та самая подвижность гофры. Если прогорает резонатор, то он всегда бубнит одинаково.

Сами трубы ржавеют насквозь редко. Фланцы – да, могут заржаветь до того состояния, когда разъединить их уже невозможно. Бывает, что трубы сгнивают в местах сварки с глушителем или резонатором, но всё-таки чаще гниют сами глушители и резонаторы.


Если в трубе есть небольшая дырка, её можно заварить. Надёжнее, конечно, будет замена, но если очень хочется, можно побаловаться сваркой. Есть, правда, и более забавный способ устранения таких дыр: оборачивание жестянкой от алюминиевой банки с последующим затягиванием этой жестянки хомутом. Разрешите мне этот метод не комментировать – жалко собственную психику.

Как я уже говорил, отличить звук прогоревших гофры и резонатора сложно, особенно если они стоят аккурат друг за другом. Так что если Джигурда поселился где-то в ногах сразу за мотором – придётся разбираться, где именно он сидит. Другое дело – основной глушитель. Он рычит сзади, и ошибиться тут сложно. Само собой, если он прогорел или проржавел, его тоже нужно менять: кустарный ремонт проблему не решает.

Не всё просто

Вроде бы ничего сложного нет: прогорело – заменил. И всё. Но нет. Оказывается, тут тоже можно напортачить. Чаще всего это касается замены катализатора на пламегаситель. Ошибок бывает несколько.

Первая – это установка копеечного пламегасителя. Такие сейчас модно ставить в сервисах, которые обещают удалить катализатор бесплатно. Встречали такую рекламу? Наверняка. В составе нейтрализатора есть драгоценные металлы, и некоторые готовы вырезать катализаторы только ради того, чтобы потом их сдать. Навар получается не слишком большим, и чтобы на этом заработать, удаляют катализаторы варварски. Иногда просто разрезают корпус, выбивают катализатор ломом, затем корпус заваривают. Само собой, после этого машина начинает рычать, как слон, умирающий от рака хобота. Лучше, конечно, вместо катализатора поставить хороший пламегаситель. В этом случае машина хотя бы не будет орать. Ну и, кроме того, иногда требуется создать небольшое противодавление: некоторые моторы после удаления катализатора могут начать жрать масло – мы про это писали. Таких моторов немного, но они есть.


Следующая ошибка – это некорректное отключение датчиков кислорода. Как я уже говорил, датчики до катализатора участвуют в приготовлении топливной смеси, а если они не работают, последствия могут быть совсем печальными. И повышенный расход топлива – далеко не самое плохое.

Лямбды-датчики, стоящие после катализатора, контролируют его работу. Разумеется, если катализатор выбили, им контролировать нечего, они огорчаются и показывают ошибку, поэтому вместо них ставят «обманки». Иногда удачно, иногда – нет. Лучший способ – это перепрошивка на Евро 2 с программным отключением этих датчиков, но, разумеется, в сервисах «удалим-катализатор-бесплатно» такого не делают. В лучшем случае грохнут раздел диагностики. Так что выбирать место для ремонта нужно тщательно.

Стучит, гремит, но не рычит

Бубнёж, рычание и сечение – это ещё не все звуки, которые может издавать больная система выпуска. Иногда она стучит. Такое случается, если порваны резиновые амортизаторы системы подвеса или отгнили крепления этих резинок. Причём стук может быть очень существенным. Например, если резонатор во время резкого разгона начинает дубасить о подрамник. Конечно, опытный механик такую неисправность обнаружит легко, но таких механиков уже пора заносить в Красную книгу. Так что если что, имейте в виду: при осмотре машины снизу бывает нелишним хорошенько подёргать выпуск. Глядишь, что-нибудь да обнаружится.

Признаки неисправности выхлопной системы

Многие автолюбители полагают, что система выхлопа устроена настолько просто, что ее диагностика и ремонт не стоят внимания. Напрасно. Потому что даже в бюджетных и далеко не новых автомобилях выхлопная система может стать причиной очень дорогого ремонта. Не говоря уже о дорогих свежих моделях, где система контролируется электроникой и требует пристального внимания при каждом ТО.

Как распознать неисправности выхлопной системы

Об очевидных признаках неисправности системы выпуска, пожалуй, упоминать не стоит. Если двигатель ревет на любых оборотах, понятно, что герметичность глушителя нарушена. Но это далеко не единственный признак.

Более тонкие признаки неисправности в своих проявлениях зависят от модели конкретного автомобиля. Например, на автомобилях Опель выпуска 2005-2010 годов очень часто прогорает резонатор, хотя это зависит от завода сборки. На внедорожниках и пикапах Ниссан — слабое место гофра глушителя, равно как и на V-образных моторах Ауди.

Перечислить все возможные повреждения выхлопной системы в общем практически невозможно, но систематизировать основные причины выхода из строя вполне реально:

  1. Механические повреждения системы связаны, как правило, с проездом по бездорожью, форсировке бордюров. В результате заминаются трубы, повреждаются банки глушителей и резонаторов, пламегасителей и, что самое неприятное и дорогое в ремонте, каталитических нейтрализаторов.
  2. Износ гофры глушителя. В зависимости от качества и конструктивных особенностей гофры, она может прослужить до 80-100 тысяч пробега, после чего ей светит замена. На более старых моделях такая же участь ждет демпферные муфты системы выхлопа.
  3. Износ или повреждение керамического элемента катализатора. Примерно к 80-90 тысячам пробега соты керамического элемента будут забиты до такой степени, что электроника напомнит о необходимости замены. В принципе, замена катализатора — это дорогое удовольствие, актуальное только для новых моторов. При желании можно заменить катализатор в сборе и на более старых автомобилях, однако владельцы предпочитают не ставить новый, а менять его на пламегаситель с перепрошивкой электронного блока управления двигателем.
  4. Прогар прокладок и уплотнителей системы выпуска. Совершенно непрогнозируемая поломка, которая может ждать как машину с пробегом 5 тысяч км, так и 50 тысяч. Проявляется секущими звуками, а самые основные места прогара — сочленение выпускного коллектора с головкой блока цилиндров или с приемной трубой системы выпуска.
  5. Главный враг выхлопной системы — коррозия. Она может уничтожить глушитель в течение трех-пяти лет в том случае, если система выполнена из низкосортной стали, или же автомобиль эксплуатируется на дорогах с большим количеством реагентов. В первую очередь коррозии подвержены сварные швы на банках глушителя и резонатора.
    Оптимальный способ борьбы с коррозией — установка системы из нержавеющей стали. Практика показывает, что затраты на замену окупаются в течение тех же трех лет, поскольку система из нержавейки может прослужить очень долго без каких-либо ремонтов.
  6. Датчики кислорода. Это бич для недорогих массовых автомобилей вроде Шевроле Лачетти, Ланос, Дэу Нексия, Шевроле Авео, Круз, Дэу Матиз. Несмотря на относительно простую конструкцию системы выпуска и самого катализатора, лямбда-зонды страдают от некачественного топлива и либо отказывают вовсе, либо дают неверные показания на электронный блок управления двигателем, что еще опаснее. Датчики ремонту не подлежат и требуют замены при диагностировании поломки или выдаче некорректных данных.
  7. Сажевые фильтры на дизельных моторах. В зависимости от конкретной модели автомобиля и качества солярки, сажевый фильтр может прослужить до 80-120 тысяч пробега. После этого электроника может поставить диагноз — фильтр забит. Выходом из этой ситуации может служить замена, которая, как и в случае с катализатором, может оказаться слишком дорогой. Тогда механик предложит заглушить сажевик, но для этого также требуется внести изменения в электронную систему управления двигателем.

Ремонт системы выхлопа

Поскольку есть проблема, очевидно, что должно быть и решение. И не одно. Для ремонта системы выхлопа наша компания готова предложить целый ряд решений по ремонту и восстановлению системы выхлопа вплоть до полной переработки и модернизации с бесплатной диагностикой.

Диагностика системы выхлопа

Первичная диагностика системы выхлопа любого автомобиля проводится на подъемнике. Визуально оценивается состояние всех элементов системы выхлопа от выпускного коллектора до задней части глушителя. Осматриваются фланцы, гофры, катализатор, резонатор, оценивается усталость металла и качество сварных швов. Также при осмотре системы обязательно обращают внимание на износ подвесов глушителя, при необходимости они заменяются новыми.

Не меньшее значение имеет и компьютерная диагностика системы. При подключении сканера к системе управления двигателем, мастер определяет основные поломки — выход из строя или чрезмерный износ датчиков кислорода, керамического элемента катализатора. Как правило, при подобных неисправностях на приборной панели загорается сигнальная лампа Check Engine, а сканер выдает ошибки Р0420-0424 или Р0430-0433.

Ремонт глушителя

В первую очередь глушитель страдает от коррозии, а также механических повреждений. Конструктивно глушитель не так прост как кажется, поэтому при попадании воды внутрь банки (а это вполне может быть и конденсат) коррозии могут быть подвержены перегородки, отражающая камера, перфорированные элементы, всасывающий резонатор, поглотитель в зависимости от конструкции.

Для ремонта глушителя в этом случае приходится его полностью разбирать и переваривать. В тех случаях, когда это экономически нецелесообразно, устанавливают новый глушитель, по возможности из нержавеющей стали, который прослужит в несколько раз дольше, чем глушитель из обычной стали.

Неисправности выпускной системы

Выпускная система современного автомобиля эксплуатируется в тяжелых условиях, которые определяются высокой температурой отработавших газов, воздействием внешней агрессивной среды, уязвимостью конструктивных элементов. Поэтому, периодически возникают неисправности выпускной системы. В соответствии с конструкцией можно выделить следующие неисправности выпускной системы:

  • неисправности глушителя;
  • неисправности каталитического нейтрализатора;
  • неисправности кислородного датчика.

Неисправности глушителя

Различают следующие неисправности глушителя:

  • повреждение, коррозия или прогорание элементов глушителя;
  • повреждение подвески глушителя;
  • слабое соединение элементов системы.

Основными причинами неисправностей глушителя являются:

  • механические воздействия (наезд на препятствие);
  • воздействия внешней среды (влага, соль, конденсат);
  • предельный срок службы;
  • использование некачественных компонентов.

Неисправности выпускной системы

Определить неисправность глушителя достаточно просто, так как внешние ее проявления хорошо различимы. Рев, секущие звуки, утечка отработавших газов свидетельствуют о повреждении элементов глушителя, а также ненадежном их соединении. Дребезжащие, глухие звуки под днищем автомобиля сопровождают нарушение подвески глушителя.

Неисправности каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор очень нежный элемент выпускной системы. При нормальных условиях эксплуатации нейтрализатор служит порядка 150 тыс. км пробега. При отклонении от правил «кончина» может произойти значительно быстрее. Неисправностями каталитического нейтрализатора являются:

  • оплавление, разрушение или загрязнение блока носителя;
  • повреждение, коррозия корпуса нейтрализатора.

Оплавление блока-носителя происходит тогда, когда часть топливно-воздушной смеси сгорает не в камерах двигателя, а в нейтрализаторе. Причин несколько: пропуски зажигания в одноименной системе, обогащение топливно-воздушной смеси и неполное ее сгорание при неисправности кислородного датчика, других датчиков системы управления двигателем, запуск автомобиля буксировкой.

Разрушение блока-носителя может произойти при механических воздействиях, а также при резком изменении температуры (например, при въезде в лужу).

Причинами загрязнения блока носителя являются:

  • применение этилированного бензина (отложение свинца на поверхности сот);
  • использование топлива с металлсодержащими присадками (например, ферроцен);
  • сгорание масла при работе двигателя (коксование сот продуктами сгорания масла)

Неисправности корпуса нейтрализатора появляются по тем же причинам, что и неисправности глушителя.

На современных автомобилях контроль состояния каталитического нейтрализатора осуществляет система самодиагностики. В этом ей помогают два кислородных датчика, устанавливаемых до и после каталитического нейтрализатора. При обнаружении отклонений от нормальной работы (отклонения в сигналах датчиков) загорается соответствующая сигнальная лампа на панели приборов, а в памяти электронного блока управления идентифицируется и сохраняется код неисправности.

Неисправности каталитического нейтрализатора создают дополнительные препятствия для отработавших газов, что в свою очередь сказывается на работе двигателя: потере мощности, неустойчивой работе, ухудшении динамики, повышении расхода топлива.

Косвенным признаком неисправности каталитического нейтрализатора может стать устойчивый систематический запах сероводорода («тухлых яиц») в салоне автомобиля.

Неисправный каталитический нейтрализатор не подлежит ремонту и восстановлению.

Неисправности кислородного датчика

Кислородный датчик наиболее уязвимый элемент выпускной системы и системы управления двигателем. При эксплуатации из строя может выйти как один из датчиков, так и оба одновременно, причем по разным причинам.

Неисправностями кислородного датчика являются:

  • неисправность нагревателя;
  • прогорание, загрязнение керамического наконечника;
  • окисление, нарушение контакта.

Причины указанных неисправностей, в основном, аналогичны каталитическому нейтрализатору: качество топлива, масло в отработавших газах, неисправности системы зажигания. Выйти из строя лямбда-зонд может по причине предельного срока службы (порядка 60-80 тыс. км пробега).

Контроль состояния кислородного датчика также осуществляет система самодиагностики. При обнаружении неисправности загорается сигнальная лампа на панели приборов.

Косвенные признаки неисправностей датчика – неустойчивая работа на малых оборотах, повышенный расход топлива и низкая динамика. При этом необходимо помнить, что данные внешние признаки сопровождают неисправности системы впрыска и неисправности системы зажигания.

Неисправности выхлопной системы: чем грозит поломка одного из главных узлов

Выхлопная система современного автомобиля, или, говоря правильно, "выпускная" – довольно сложный узел. От его правильной работы зависит экономичность, динамика, экология и, конечно, уровень шума. Давайте разберемся, какие ее неисправности чаще всего встречаются, требуют ли они срочного ремонта и можно ли вообще вмешиваться в ее работу.

Все составляющие этой системы на современном авто можно условно разделить на две группы.

"Первое – это элементы проводящие, направляющие, снижающие шум от выхлопных газов: коллекторы, резонаторы, глушители, сами трубы с гофрированными элементами. Вторая группа – это узлы и системы, снижающие токсичность и вредность отработанных газов", – рассказала технический эксперт дилерского центра Анастасия Вуколова.

Глушители и коллекторы чаще всего страдают от механических повреждений, так как располагаются под днищем. Но возможно прогорание и банальная коррозия. Все это будет видно невооруженным глазом, также о проблемах подскажут либо характерный рев, либо запах выхлопа в салоне.

С элементами второй группы сложнее. Катализатор тоже можно повредить на бездорожье, ведь в основе его конструкции – керамический блок. Однако куда чаще он страдает от некачественного топлива. Первые признаки проблем – потеря мощности, ухудшение динамики, неустойчивая работа двигателя, повышенный расход топлива. На панели, как правило, загорается лампа Check Engine.

"Откладывать обращение в сервис при появлении неисправностей, конечно же, не стоит, так как система выпуска современных автомобилей – это очень сложный и важный элемент, он непосредственно участвует в смесеобразовании и в выборе блоком управления режима работы силового агрегата", – отметила Анастасия Вуколова.

Имейте в виду, что катализатор не чинится, а меняется целиком, и стоит при этом немало. Даже на бюджетных моделях – порядка 20 тысяч и выше. Неудивительно, что у многих возникает соблазн избавиться от неисправного узла: врезать пламегаситель и перепрошить блок управления двигателя под стандарт "Евро 2".

"Это может привести к неправильному алгоритму работы датчиковой аппаратуры мотора и исполнительных устройств, а следовательно к преждевременному выходу из строя силовой установки", – пояснила Вуколова.

Кроме того, это гарантирует сложности при прохождении ТО, которое хоть и отвязали от полиса ОСАГО, но не отменили. Впрочем, может все не так и страшно: схожие симптомы бывают при неисправности кислородных датчиков, замена которых обойдется куда дешевле катализатора.

И последний очень важный момент. Исправная выхлопная – это вклад в улучшение экологической обстановки в наших городах. Не стоит об этом забывать.

Ремонт выхлопной системы автомобиля своими руками

Причины неисправностей выхлопной системы автомобиля, ремонт резонатора, глушителя и других элементов, стоимость работы. Видео о выхлопной системе.

Ремонт выхлопной системы автомобиля своими руками

Выхлопная система выполняет в автомобиле преимущественно две функции: отвод из двигателя отработавших газов и снижение возникающего при этом шума. Большинство её элементов изготавливаются из нержавеющей стали.

Но, как показывает практика, даже такой довольно прочный материал может не выстоять под воздействием дорожных реагентов, резкими изменениями температуры и вибрациями при езде по неровностям. Ещё случается, что топливовоздушная смесь не успевает полностью сгореть в цилиндрах мотора и продолжает тлеть в глушителе, приводя его в негодность. В принципе, большинство неисправностей, связанных с газоотводящим оборудованием машины, её владелец может устранить и самостоятельно. О том, как это сделать – далее в обзоре.

Причины неисправностей выхлопной системы

Причины неисправностей выхлопной системы

О наличии неполадок с выхлопной системой автомобиля нетрудно догадаться по специфическому шуму, доносящемуся из-под днища. После такой экспресс-диагностики нужно детально обследовать «дымоход» машины, установив её на яму или подъёмник.

Обычно газоотводный комплекс ломается по трём причинам:

  • механическая деформация, что, впрочем, происходит относительно редко;
  • длительная работа выхлопной системы в сложных условиях;
  • в зимний период – агрессивное воздействие растапливающих лёд препаратов.

У автолюбителя есть несколько путей для ремонта неисправной выхлопной системы:

  • полная её замена;
  • замена некоторых элементов системы, например, глушителя или его составляющих;
  • восстановление неисправных деталей.

Определиться с наиболее предпочтительным методом ремонта выхлопной системы транспортного средства автолюбителю должна помочь её диагностика. Как проверка газоотводящего комплекса машины, так и устранение его неполадок входят в перечень услуг многих сервисных центров. Однако эти работы можно выполнить и самостоятельно.

Как поменять резонатор

Как поменять резонатор

Наиболее подверженный поломкам элемент выхлопной системы автомобиля – это, пожалуй, резонатор или, как его ещё называют, пламегаситель или предварительный глушитель. Когда в его корпусе появляются отверстия, вылетающие через них отработавшие газы создают немало шума.

Стоит агрегат не очень дорого, потому в случае прогорания обычно меняется на новый. Такую замену можно провести самостоятельно при наличии сварочного оборудования, с помощью которого дырявая деталь демонтируется, а новая – приваривается.

Но даже если «горячей» сварки под рукой не оказалось, для быстрого ремонта подойдёт и холодная. Воспользовавшись этим средством, а также эпоксидной смолой и стеклотканью, можно установить новый резонатор на автомобиль по следующему методу:

  • места соединения резонатора с другими деталями покрываются слоем холодной сварки;
  • жгут из стекловолокна, пропитанный эпоксидной смолой, накладывается поверх сварки;
  • на стеклоткань наносится ещё один слой холодной сварки.

И всё же такой ремонт подойдёт разве что как временная мера и то, если диаметры труб резонатора и прилегающих к нему деталей не сильно различаются. При большом расхождении размеров соединяемых элементов применяется хомут. А вообще надёжнее будет держаться пламегаситель, приваренный по-настоящему.

Аналогичным образом прогар, образовавшийся в месте крепления резонатора к трубам, заделывается либо путём сварки, либо с помощью специального средства из синтетических смол. Важно, чтобы участок, подлежащий подобному ремонту, заранее был очищен от грязи и жира.

Ремонт глушителя

Ремонт глушителя

После нескольких лет эксплуатации на корпусе глушителя могут образоваться места коррозии, под действием высоких температур трансформирующиеся в сквозные отверстия. Оболочка агрегата может также пострадать от механических ударов или образующегося при включённом кондиционере конденсата, который резко охлаждает разогретую поверхность, тем самым вызывая появление трещин – небольших, но имеющих свойство увеличиваться в размерах.

Как и резонатор, глушитель стоит не слишком дорого. Но в этом случае целесообразность восстановления изделия обусловлена небольшой ценой также на ремонтные материалы.

Для заделки некрупных отверстий в глушителе подойдёт бюджетный способ ремонта, подобный тому, который применяется для резонатора. Методика выполнения работ такова: повреждённый участок покрывается холодной сваркой, затем – фрагментом стекловолокна и после – ещё одним слоем сварки.

Но всё же полуавтоматическая сварка с применением углекислоты считается лучшим методом ремонта глушителя. Выполняются такие работы следующим образом:

  • место сварки очищается наждачной бумагой;
  • на корпусе глушителя вырезается повреждённый участок;
  • на место ремонта сверху накладывается металлическая заплатка большего размера и толщиной не менее 0,5-1 мм;
  • установленная пластина приваривается ко глушителю внахлёст.

Участки с трещинами, образовавшимися на сварных швах, зачищаются, обезжириваются, покрываются слоем герметика для глушителя, и затем просушиваются. Стоимость применяемых здесь материалов невелика, потому такой ремонт не должен сильно ударить по карману автолюбителя.

В качестве профилактической антикоррозионной меры, корпус глушителя в преддверии зимы можно обработать специальной аэрозольной термостойкой краской. Её слой послужит агрегату защитой от дорожных реагентов и неблагоприятных условий в местах эксплуатации.

Загрязнение катализатора

Загрязнение катализатора

Опционально вместо резонатора автомобили снабжают каталитическим нейтрализатором, или сокращённо – катализатором. Он входит в состав выхлопной системы, где обычно размещается сразу после выпускного коллектора.

В среднем эксплуатационный ресурс катализатора составляет 100–150 тыс. км пробега. Со временем на поверхности сот устройства накапливается углеводородный слой, препятствующий выводу отработавших газов. Когда такое происходит, автолюбители говорят, что мотору «тяжело дышать».

Причём, засорение катализатора происходит постепенно, поэтому и вовремя выявить такую неисправность довольно затруднительно. Но и у неё есть признаки:

  • мотор тяжело набирает обороты;
  • появление у выхлопных газов неприятного запаха;
  • нестабильная работа двигателя на холостых оборотах;
  • снижение мощности мотора.

При раннем выявлении толстого слоя налёта в катализаторе это устройство ещё можно почистить с помощью специальных присадок. Продолжительное же его использование в таком состоянии приводит к оплавлению или обрушению сот и как следствие – к выбросам в атмосферу неочищенных выхлопных газов.

«Осыпавшийся» каталитический нейтрализатор ремонту не подлежит. Остаётся только замена, и стоит такой агрегат от 7 тыс. рублей. Хотя порой его просто меняют на резонатор. А вот устанавливать вместо сломавшегося катализатора его аналог, пусть даже очень похожий, но предназначенный для автомобиля другой модели, совершенно не рекомендуется. Такие эксперименты могут даже вывести из строя двигатель.

Ремонт гофры

Ремонт гофры

Выпускной коллектор автомобиля соединяется с другими элементами выхлопной системы посредством гофры – небольшой гибкой трубки, армированной металлической сеткой. Наиболее распространенная неисправность такого «переходника» – проёмы в сварных швах. Если эта деталь ломается, её обычно не ремонтируют, а просто меняют. Тем более, что стоит она недорого.

Но при желании прохудившуюся гофру восстановить можно. Понадобится ремкомплект для выхлопной системы либо «классический» набор из холодной сварки, стекловолокна и эпоксидной смолы.

Технология ремонта заключается в очистке повреждённого участка, нанесении на него холодной сварки, укрытии этого места пропитанным эпоксидной смолой стекловолокном и закреплении такой конструкции дополнительным слоем сварки. Подобным способом можно заделать разрыв на сварном шве, но это опять-таки временное решение.

Оптимальным вариантом при такой неисправности будет приварить новую гофру вместо старой. Кстати, при ремонте глушителя нередко так и делают.

Отверстия в приёмной трубе

Отверстия в приёмной трубе

После гофры выхлопные газы попадают в приёмную трубу глушителя, которая иногда выходит из строя по причине прогара или внешних повреждений. Если эта деталь ломается, её меняют по следующей методике:

  • со стороны гофры приёмная труба отрезается болгаркой в том месте, где находится соединительный шов;
  • с противоположной стороны трубы снимается хомут;
  • новая приёмная труба глушителя монтируется на место.

Цена ремонта выхлопной системы

  • резонатор: от 800 руб.;
  • глушитель: от 900 руб.;
  • катализатор: от 7 тыс. руб.;
  • гофра: от 300 руб.;
  • комплект выхлопной системы (выпускной коллектор, резонатор, глушитель): от 5 тыс. руб.

Обратившихся же с аналогичной неисправностью в автосервис ожидают расходы следующего порядка:

  • ремонт глушителя: от 500 руб.;
  • замена гофры: от 1500 руб.;
  • замена катализатора: от 2000 руб.;
  • замена резонатора: от 600 руб.;
  • замена приёмной трубы: от 1300 руб.

Заключение

Синий шлейф за грохочущим автомобилем – сценарий ночного кошмара владельца транспортного средства. А именно к такой картине может привести неправильная работа выхлопной системы машины. Выходом из подобной ситуации обычно становится замена неисправного элемента: резонатора, глушителя, гофры. Небольшие трещины на сварных швах, соединяющих эти детали с другими, иногда достаточно заделать подручными материалами. Например, холодной сваркой или герметиком. В целом, оборудование, выводящее отработавшие газы из двигателя наружу, доступно для самостоятельного ремонта.

Видео про систему выхлопа автомобиля:

Читайте также: