Нужно ли устанавливать глонасс на газель

Обновлено: 05.07.2024

Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова 09:10, 2 марта 2021 Версия для печати


С вступлением в силу ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» наличие в тахографе блока СКЗИ стало необязательным – об этом рассказывает технический эксперт в области соответствия транспортных средств Максим Сухомлинов.

С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». К 1 января 2021 года весь переизбыток нормативов, устанавливающих обязательные требования, которые устарели или несли избыточные требования, должен был быть полностью заменён на новый. По мнению Правительства, это должно существенно сократить административную нагрузку на бизнес и повысить уровень безопасности потребителей, убрать избыточные и устаревшие требования.

Регулирование в вопросах использования тахографов также попало в жернова «гильотины». В рамках этой короткой статьи переведем с языка чиновников и юристов на человеческий то, что произошло с тахографом с 1 января 2021 года. Для тех, кому лень читать, ниже размещен видеоролик по этой теме.

Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.

И вот теперь, в рамках «регуляторной гильотины», вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон раз и навсегда (очень в это верим) определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно. Документ получился очень лаконичный, не громоздкий, и весьма однозначный, что является не свойственным для нормативных правовых актов современной России.

В первую очередь этот Федеральный закон определил что же такое обязательные требования – это те требования, исполнение которых разрешено проверять в процессе проверок, осуществляемых надзорными органами (осуществление проверок тоже регламентировали по новому, в рамках ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и за несоблюдение которых могут наказать (п. 1, ст. 1 ФЗ 247 от 31.07.2020). Таким образом, в рамках одного федерального закона были весьма однозначно сформулированы очень важные принципы, которые до этого тоже были, но выходили из совокупности требований множества нормативных правовых актов, и соответственно всячески отрицались контролерами, а суды делали вид, что их не существует вовсе. Вот основные из них:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (п. 7, статьи 3).

Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования. По 31 декабря 2020 года эти требования предъявлялись приказом Минтранса №36 (так думало большинство людей, в том числе и те, кто осуществлял государственный контроль и надзор), который был издан в соответствии с Постановлением Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г., которое, в свою очередь, издано в соответствии со статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Выглядело это так:


Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.

Так что же? СКЗИ опять «в моде»? НЕТ. И теперь уж в этом у судов не будет сомнения.

В соответствии с п. 3 статьи 1 Федерального Закона №247 «Об обязательных требованиях», порядок установления обязательных требований к продукции (в нашем случае к тахографу) или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, на федеральном уровне законодательства подтвержден тезис, о котором мы твердили последние 7 лет – Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения» НЕ МОЖЕТ предъявлять к тахографам (как к продукции и объекту технического регулирования) обязательных требований в принципе! Обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами. Именно об этом говорит и статья 3 Федерального Закона № 184 «О техническом регулировании». Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ незаконно! Теперь цепочка утверждения обязательных требований к тахографу выглядит так:


И такую позицию гарантирует и обеспечивает Федеральный Закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Таким образом, теперь, уже на федеральном уровне и без возможности трактовать иначе, обязательные требования к тахографу определены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Напоминаем, что в обязательных требованиях к тахографам, установленных ТР ТС 018/2011 отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (пункт 65 приложения 10 к ТР ТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со статьей 20 ФЗ 184 «О техническом регулировании», являлся и является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту, действующий или с истекшим сроком действия. (В части тахографов есть еще одно обязательное требование – это требование о метрологической поверке, поэтому тахограф, помимо сертификата, должен быть внесен в реестр средств измерения, более подробно об этом в следующий раз).

Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:

В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца – ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.

Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.

Нас могут упрекнуть в том, что мы уже 7 лет говорим о незаконности требовать блок СКЗИ в тахографах, а воз и ныне там. Но это не так, в течении всего 2020 года мы занимались судебной практикой и испытали поражение всего лишь дважды из более чем 50 дел, в которых приняли непосредственное участие. Ознакомится с наиболее интересными из них можно по этой ссылке: http://ncont.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie.

Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ было незаконным, есть незаконно и будет незаконным впредь. Федеральный закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не панацея, и не стоит ждать, что на дороге прекратятся поборы по части тахографов, однако теперь, выиграть суд будет гораздо проще и быстрее. До тех пор, пока перевозчик не начнет знать свои права, вымогательство на дорогах со стороны представителей контролирующих органов не прекратится. Причиной существования и процветания незаконных требований наличия СКЗИ в тахографе, в первую очередь является правовой нигилизм самих перевозчиков. Поэтому не стоит обвинять Государство во всех своих бедах, надо просто начать изучать Закон и требовать его выполнения в том числе и контролеров. Продолжаете бояться? Тогда зовите на помощь профессионалов! Берем недорого, гарантируем положительный результат. В итоге, за нашу работу платит тот самый представитель контролирующих органов, который вынес незаконное постановление. С уважением к вниманию читателей,

Сухомлинов Максим Владимирович,
Руководитель сервисного центра «Надежный контакт»,
технический эксперт в области соответствия транспортных средств,
инженер, метролог, испытатель,
специалист в области информационной безопасности,
специалист в области технического контроля и диагностики транспортных средств и
человек с активной гражданской позицией.

Перенос требований о наличии ГЛОНАСС на 31 мая 2021 года

Перенос требований о наличии навигации на 2021 год

С 31 мая 2020 года должно было начать действовать обязательное требование о наличии аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на автобусах категорий M2 и M3, а также на грузовиках, перевозящих опасные грузы.

Однако 8 мая 2020 года внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации №877 от 10 июля 2019 года "О приостановлении действия правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".

Суть изменений сводится к тому, что требование о наличии навигации откладывается на 1 год.

Приостановка требований о наличии ГЛОНАСС

Приостановить до 31 мая 2020 г. действие Правил оснащения транспортных средств категорий M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 153 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1223; N 37, ст. 5745; N 53, ст. 8670).

Приостановить до 31 мая 2021 г. действие Правил оснащения транспортных средств категорий M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 153 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1223; N 37, ст. 5745; N 53, ст. 8670).

Таким образом, правила оснащения транспортных средств категорий M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS начнут действовать только с 31 мая 2021 года.

Это означает, что до 31 мая 2021 года без аппаратуры ГЛОНАСС могут использоваться:

  • автобусы категорий М2 и М3 (все автобусы).
  • грузовики категории N, перевозящие опасные грузы (грузовики с любой разрешенной максимальной массой).

Напомню, что ранее на ПДД Мастер речь шла о том, что требование о наличии ГЛОНАСС для автобусов, используемых для организованных перевозок детей, также отложено до 31 мая 2021 года. Данный вопрос рассмотрен в статье "Перенос требований при организованных перевозках детей с 8 мая 2020 года".

Таким образом, на настоящий момент аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не является обязательной ни для одной группы транспортных средств. Абсолютно для всех требование о наличии такой аппаратуры перенесено на 2021 год.

Таким образом, если Ваша организация эксплуатирует автобусы или занимается перевозками опасных грузов, то Вы можете пока что не устанавливать навигацию ГЛОНАСС на транспортные средства. Это нужно будет сделать лишь через год.

На какие автобусы и автомобили обязателен ГЛОНАСС?

Добрый день, уважаемый читатель. Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.

Например, наличие навигации может потребоваться при получении лицензии на автобус. Однако сами требования об установке ГЛОНАСС встречаются в различных нормативных документах. Поэтому водителю сложно понять, в каких случаях такая навигация является обязательной. В этой статье рассмотрены документы, относящиеся к установке ГЛОНАСС:

Технический регламент таможенного союза

Во-первых, данный документ говорит о том, что оснащаться навигацией ГЛОНАСС должны следующие транспортные средства, выпускаемые обращение (то есть новые или ввозимые из-за границы):

Что касается грузовиков и автобусов, которые находятся в эксплуатации, то обязанность установки навигации ГЛОНАСС на них должна регламентироваться другими нормативными документами.

Постановление Правительства №641 от 25.08.2008

Данный документ говорит о том, что навигация ГЛОНАСС должна устанавливаться на:

  • транспортные средства для перевозки пассажиров;
  • мусоровозы;
  • автомобили для перевозки специальных и опасных грузов.

Однако пункт 2 говорит о том, что виды транспортных средств, на которые устанавливается навигация, должны быть определены в других нормативных документах.

Приказ Минтранса №55 от 09.03.2010

Данный документ содержит перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:

Данный документ уточняет перечень транспортных средств, на которые должна устанавливаться навигация:

  • Автобусы категорий М2 и М3.
  • Грузовики, используемые для перевозок опасных грузов.

Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы.

Что касается правил оснащения навигационными системами, то они рассмотрены в другом документе.

Постановление правительства №153 от 13.02.2018

Примечание. Действие данного документа приостановлено до 1 июля 2019 года, то есть в первой половине 2019 года приведенные ниже требования не применяются.

Правила оснащения транспортных средств категории M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:

Во втором абзаце пункта 1 речь идет о том, что навигация ГЛОНАСС не устанавливается на:

  • личные автомобили и автобусы;
  • транспортные средства органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • ТС органов внутренних дел;
  • ТС Управления делами Президента;
  • ТС государственной охраны.

Еще раз обращаю Ваше внимание, что действие данного документа приостановлено до 1 июля 2019 года, то есть даже на перечисленные в этом подразделе транспортные средства до указанной даты навигацию устанавливать не обязательно.

Обратимся к следующему нормативному документу.

Постановление Правительства №1177 от 17.12.2013

3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В данном документе говорится о том, что навигация ГЛОНАСС является обязательной при организованной перевозке детей.

Нужен ли ГЛОНАСС при получении лицензии на автобус?

То есть, навигация ГЛОНАСС должна быть установлена не на всех лицензируемых автобусах, а только на тех, которые перечислены в других нормативных документах (они рассмотрены выше в данной статье).

Перечень транспортных средств с навигацией ГЛОНАСС

Подведем итоги данной статьи и представим список транспортных средств, на которых обязательно должна быть установлена навигация ГЛОНАСС:

Категория Установка навигации
Автобусы M2, M3 для организованной перевозки детей действует
Автобусы М2, М3 для перевозки пассажиров приостановлено
до 01.07.2019
Грузовики для перевозки опасных грузов приостановлено
до 01.07.2019

Если Вам известны другие нормативные документы, затрагивающие установку навигационных систем ГЛОНАСС на транспортные средства, то напишите об этом в комментариях ниже.

Нужно ли устанавливать глонасс на газель

Ряд действующих на 2021 год нормативных документов предусматривает обязательную установку приборов ГЛОНАСС на некоторые автобусы и автомобили. Рассмотрим требования этих законодательных актов, а также причины, по которым требуется отслеживать положение транспортных средств приборами ГЛОНАСС.


Установка спутниковой системы слежения ГЛОНАСС обязательна для следующих категорий автотранспорта:

Для новых и ввозимых транспортных средств:

  • Категория М (легковые автомобили и автобусы), используемые для коммерческих перевозок пассажиров или для перевозок детей (согласно Таможенного регламента)
  • Мусоровозы категории N (на базе грузовых автомобилей) (согласно Таможенного регламента)
  • Грузовые автомобили, осуществляющие перевозки специальных, опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов (согласно Таможенного регламента)

Для уже эксплуатирующихся транспортных средств:

  • Автобусы категорий М2 и М3 (согласно приказу Минтранспорта)
  • Грузовые автомобили, используемые для перевозок опасных грузов (согласно приказу Минтранспорта)


Исключения для установки систем спутниковой навигации являются личные автобусы граждан, транспортные средства военных, ОВД и некоторых других ведомств (согласно Постановлению правительства №153).

Приведем полный перечень нормативных документов, регламентирующих обязательную установку передатчиков ГЛОНАСС на автобусах и автомобилях:

Технический регламент таможенного союза

Во-первых, обязанность оснащать транспортные средства средствами ГЛОНАСС предписана пунктом 13 технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств":

13. Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.

Перечислим категории автотранспортных средств, подлежащих оснащению приборами спутниковой навигации ГЛОНАСС одновременно с выпуском в обращение:

  • Категория М (легковые автомобили и автобусы), используемые для коммерческих перевозок пассажиров или для перевозок детей.
  • Мусоровозы категории N (на базе грузовых автомобилей).
  • Грузовые автомобили, осуществляющие перевозки специальных, опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов.

Как сказано выше, указанные категории транспортных средств оснащаются приборами ГЛОНАСС при выпуске в обращение, т.е. при изготовлении новых транспортных средств либо ввозе из-за границы. Установка приборов ГЛОНАСС на уже эксплуатируемой технике регламентируется уже внутренними законодательными актами РФ.

Постановление Правительства №641 от 25.08.2008

Обязательная установка ГЛОНАСС на уже эксплуатируемые транспортные средства регламентируется Постановлением Правительства РФ № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS":

1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:
.
г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов;
.
2. Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 1 настоящего Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.

Согласно ПП РФ № 641 навигация ГЛОНАСС устанавливается на:

  • транспортные средства для перевозки пассажиров;
  • мусоровозы;
  • автомобили для перевозки специальных и опасных грузов.

При этом пунктом 2 установлено, что конкретный перечень категорий транспортных средств устанавливается отдельным законодательным актом, в нашем случае – приказом Минтранса № 55 от 09.03.2010 г..

Приказ Министерства транспорта №55 от 09.03.2010

Приказ устанавливает исчерпывающий перечень типов автотранспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:

I. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров:
1. Транспортные средства категории "М2".
2. Транспортные средства категории "М3".

II. Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов:
1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III.
2. Транспортные средства категории FL.
3. Транспортные средства категории OX.
4. Транспортные средства категории AT.
5. Транспортные средства категории MEMU.

Таким образом, установка аппаратуры ГЛОНАСС обязательна для:

  • Автобусов категорий М2 и М3.
  • Грузовых автомобилей, используемые для перевозок опасных грузов.

Как видно, в перечень не попали легковые автомобили и грузовики, кроме перевозящих опасные грузы.

Исключения из правила обязательного оснащения автобусов и автомобилей аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС

Некоторые законодательные акты вносят исключения в вышеуказанные правила.
Так, согласно Постановлению правительства №153 от 13.02.2018, аппаратура ГЛОНАСС/GPS не устанавливается на:

  • автомобили и автобусы, используемые исключительно в личных целях;
  • транспортные средства воинских подразделений;
  • ТС органов внутренних дел;
  • ТС Управления делами Президента;
  • ТС государственной охраны.

Например, для личного автобуса гражданина ГЛОНАС не нужен, а при осуществлении на нем пассажирских перевозок - уже потребуется.

Действие данного постановления правительства приостановлено до 1 июля 2019 года, т.е. до 01.07.2019 исключения не действуют.

Кроме того, обязанность оснащения приборами спутниковой навигации ГЛОНАСС автобусов, осуществляющих организованную перевозку детей, отдельно прописана Постановлением Правительства №1177 от 17.12.2013

3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Нужен ли ГЛОНАСС для получении лицензии на автобус?

Обязанность по наличию аппаратуры ГЛОНАСС при получении лицензии на автобусные перевозки прописана в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц.

7. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:
.
д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

Как видно из текста Положения, аппаратура ГЛОНАСС при получении лицензии требуется только в случаях, когда установка спутниковой навигации регламентирована вышеприведенными законодательными актами.

  • Законодательство
  • Обязательная установка приборов ГЛОНАСС на автобусах, грузовых и легковых автомобилях такси на 2021 год

Обязательно или нет ставить "ЭРА-ГЛОНАСС" в машине: что говорит закон?


ЭРА ГЛОНАСС обязательно или нет к установке? С 2015 года оборудование устанавливается на авто, требующие одобрения на соответствие регламенту. С 2016-го это требование распространилось на машины, предназначенные для перевозки пассажиров / грузов, а с 2017-го — все авто, которые выпускаются в странах ТС и ввозимые из-за границы. Для остальных автовладельцев установка не обязательна.

Обязательно ли ставить ЭРА ГЛОНАСС

ЭРА ГЛОНАСС — система, предназначенная для оповещения специальных служб об аварийных ситуациях. Даже в случае серьезного ДТП при получении травмы всеми пассажирами она срабатывает и отправляет сигнал бедствия. Встроенный в машину модуль конструктивно похож на мобильное устройство, имеет датчики и кнопку для отправки тревожного сигнала.

В начале 2018 года прошел слух, что установка ГЛОНАСС по закону будет обязательной. Но это не совсем так. На уже имеющиеся автомобили ничего ставить не нужно, а штрафы при нарушении этого правила не предусмотрены. Но это не касается ситуации, когда человек сам занимается растаможкой автомобиля. В такой ситуации для ЭРА ГЛОНАСС действует обязательная установка с 2017 года.

Кроме того, система ЭРА устанавливается на все новые авто, которые выпускаются на территории РФ с 2018 года. Для остальных владельцев транспортных средств это не обязательно. При этом штрафных санкций за это не предусмотрено, но не для всех. На этом вопросе подробнее остановимся ниже.


С какого года устанавливают ЭРА ГЛОНАСС

Федеральный закон о ГЛОНАСС на транспорте появился сравнительно недавно, а вот сама система работает с 2013 года, когда разработчики запустили ее в 15 регионах страны. Уже в декабре 2013-го технология стала доступной на территории России, а с начала 2015 года она введена в промышленное пользование. Первым автомобилем, на котором была установлена система, стала ЛАДА Веста.

Отвечая, с какого года ставят ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле, можно назвать 2015-й, но по закону оборудование Lada Vesta системой стало обязательным с 2017 года. Именно с этого периода производители взяли обязательства устанавливать специальную кнопку на заводах при выпуске транспортного средства. На этом же этапе стали появляться вопросы, обязательно ли устанавливать ЭРА ГЛОНАСС для авто. В этом вопросе каких-то изменений не было.

Появление системы привело к уменьшению времени, необходимого для реагирования при ДТП и других ЧП. В результате уменьшилась смертность, повысился уровень безопасности пассажирских грузовых перевозок.


На каких машинах должен быть ГЛОНАСС

Выше мы кратко рассмотрели, с какого года устанавливают ЭРА ГЛОНАСС на автомобилях. При этом законодатели пошли дальше и сделали, чтобы кнопка обязательно ставилась на все авто, которые делаются на территорию ТС или ввозятся на нее. Этот нюанс регулируется техрегламентом О безопасности колесного транспорта, действующий с начала 2017 года. При этом не важно, кто ввозит авто в ТС (частник или официальный импортер). Если машина находится на территории Таможенного Союза, на вопрос, обязательно ли ставить кнопку ГЛОНАСС, можно говорить «Да».

Рассмотренное правило не означает, что на территорию страны запрещено ввозить авто без ЭРА ГЛОНАСС. Это не обязательно при пересечении границы, но в дальнейшем оформить техпаспорт, получить номерные знаки, зарегистрировать машину и продать не получится. В случае обхода официального оформления ездить на таком авто не получится. Придется вызывать эвакуатор, а после ставить кнопку SOS и соответствующую систему.

С учетом сказанного легко подвести итог, на какие транспортные средства нужен ЭРА ГЛОНАСС. После внедрения системы в 2013-м действовали следующие изменения:

  1. С 1 января 2015-го — авто, которые проходят проверку на соответствие требованиям регламента.
  2. После 1 января 2016-го — машины, используемые для пассажирских и грузовых перевозок, и выпускаемые на территории стран ТС.
  3. С начала 2017-го — все авто, которые выпускаются в обращение в государствах ТС, а также для б/у машин, ввозимых из-за границы.

Для последнего пункта в первом случае устанавливать ЭРА ГЛОНАСС обязательно для производителя, а во втором — для владельца транспортного средства. При этом ставить терминал и монтировать кнопку должны на специализированном сервисе.

Для юрлиц и ИП, осуществляющих платные перевозки пассажиров с количеством от 8 и более (без учета водителя) действовало требование по установке ЭРА ГЛОНАСС. Это требование было обязательно, но до начала 2019 года его временно приостанавливали.


Как и кто может проверить

Уполномоченные органы знают требования к ЭРА ГЛОНАСС, с какого года обязателен в машине, поэтому с контролем этого вопроса не возникает трудностей. Проверка наличия этой опции может быть произведена:

  • инспектором ГИБДД;
  • экспертом при оформлении авто для выдачи техпаспорта;
  • самим автовладельцем;
  • работниками СТО (по запросу);
  • уполномоченными органами и т. д.

При желании можно самостоятельно найти систему, и для этого не обязательно обращаться на СТО. К примеру, сам блок часто монтируется в потолке или в области магнитолы, а трекер может стоять под сидением водителя, под капотом / пластиком салона, в металлических дверях и т. д. Для быстрого поиска может использоваться компьютерная диагностика на СТО.


Наказание

Автовладельцы должны знать, на каких машинах устанавливается ГЛОНАСС, и когда это обязательно. Не зная эти правила, можно попасть на штрафные санкции. В частности, они предусмотрены при нарушении рассмотренных выше правил. Штрафы взимаются, если установка ЭРА ГЛОНАСС была обязательна, а водитель ее не предусмотрел. Размер выплат:

  • водитель 2500 р;
  • лицо при должности — 5000 р;
  • юрлицо (владелец авто) — 50 000 р.

Что касается обычных граждан, владельцев легковых авто, для них штрафов пока не предусмотрено, поэтому они могут быть спокойны. Но в будущем планируется наказание за следующие нарушения:

  • отсутствие системы, если она обязательно должна быть;
  • самостоятельное отключение комплекта;
  • изменение стандартных настроек, расширение функционала (прослушка);
  • установка / применение блоков, которые не разрешены на территории РФ;
  • снятие / замена блока по своей инициативе.


Теперь вы знаете, кнопка ГЛОНАСС обязательна или нет в 2020 году, какие накладываются штрафы, и кто вправе проверять наличие подобного устройства. В комментариях поделитесь опытом в этом вопросе.

НУЖЕН ЛИ ТАХОГРАФ.

нужен ли тахограф

Эта тема сейчас очень актуальна, впрочем как и всё, что связано с обеспечением БДД.

Ко мне поступает много вопросов об обязанности установки тахографа. Вот один из них:

Но на самом деле их два!

И требование по установке тахографа будет работать только при выполнении двух условий одновременно.

Начнем с первого.

порядок оснащения тахографами

Глава 1. Общие положения, пункт 2, полностью цитирую, как есть:

нужно ли устанавливать тахограф

ФЗ-196 о БДД

ФЗ-196 статья 20

Вот смотрю я теперь на фразу из Приказа Минтранса №273

Требование идет для коммерческих перевозчиков или также для тех кто перемещает для собственных нужд?

Исходя из нынешней политики Минтранса, требование должно быть и для тех, и для других.

Поэтому, с надеждой, что в ближайшем будущем Минтранс скорректирует эту фразу, предлагаю считать, что Порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Минтраса №273) применяется и для коммерческих перевозок и для собственных нужд.

То есть с первым условием мы разобрались.

Теперь второе условие: требование устанавливать тахографы на конкретные категории транспортных средств.

Приказ Минтранса №36

Приложение №2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. Цитирую, как есть:

Приказ Минтранса №36 категории ТС

Здесь, в отличие от первого условия, всё чётко и понятно.

Обращаю внимание!

НУЖЕН ЛИ ТАХОГРАФ. ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Продолжаем изучать нормативный документ

Приложение №2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.

Исключения. Цитирую, как есть:

Здесь без комментариев. Если у вас специальная техника, то ищите в этом списке исключений.

Если нашли, то тахограф устанавливать не надо.

ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ТАХОГРАФА.

Также немаловажным моментом является административная ответственность. Штраф за тахограф, а точнее за его отсутствие, может показаться кому-то небольшим.

Но на мой взгляд любой штраф может превратиться в кошмар. Давайте лучше будем работать без них.

Итак. Давайте обратимся к КОАП РФ.

Цитирую как есть:

Статья 11.23 КоАП РФ. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (действующая редакция)

ТАХОГРАФ И ОБУЧЕНИЕ. ВИДЕО-ОТВЕТ.

Мне задают вопрос:

Ответ я решил записать на видео. Так информативнее. Обязательно посмотрите видео-ответ!

На какие машины разрешили не устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС?


Речь идёт о «бэушных» праворульных иномарках, которые «частники» из Дальнего Востока ввозят в Россию в личных целях. Установлены ограничения.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил временный порядок ввоза в страну подержанных иномарок с правым рулём. Он действует для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) и для тех, кто планирует сюда переехать. Важно то, что устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС не придётся тем, кто ввозит не более одной машины в год, причём, для собственных нужд: сам купил, сам зарегистрировал, сам ездишь.

autowp.ru_toyota_land_cruiser_200_jp-spec_25

Такое ограничение не даёт возможности сэкономить на установке устройств ЭРА-ГЛОНАСС тем, кто закупает машины с пробегом за рубежом, чтобы продавать их в России. Кстати, на оснащение каждого автомобиля жители Дальнего Востока тратили примерно 35 тыс. рублей. Также это занимало и время – около двух недель.

Новые правила распространяются на праворульные ТС категорий M1 и N1, то есть на легковые автомобили, в которых не более восьми пассажирских мест, а также на лёгкие грузовики с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн. В ПТС этих машин поставят отметки об отсутствии устройств для вызова экстренных служб.

Временный порядок рассчитан на один год. Он вступит в силу через пять дней с момента подписания, то есть ввозить и регистрировать «прули» с пробегом без ЭРА-ГЛОНАСС жители ДФО смогут уже в начале следующей недели.

Решение о введении нового порядка Дмитрий Медведев принял после встречи с врио губернатора Приморского края Олегом Кожемяко и вице-премьером — полпредом президента РФ в округе Юрием Трутневым. Любопытно, что отменить обязательную установку терминалов ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые иномарки было решено не только для того, чтобы снизить расходы населения. Была и другая, более объективная причина.

BANGKOK — MARCH 6 : Many cars park at Klong Toey port on March 6

Так, по словам Юрия Трутнева, из-за того, что установка оборудования осуществляется не на заводе, система не интегрируется в систему безопасности автомобиля. В итоге она не срабатывает на удар или опрокидывание машины, то есть, по сути, не работает, как должна бы. Напомним, каждый установивший прибор ранее, заплатил за это из собственного кармана.

Не совсем ясно, что теперь будет с теми, кто ежегодно ввозит в страну больше, чем один автомобиль. Судя по всему им придётся платить за установку, по факту, не работающего как надо прибора. Вероятно, это поможет продолжать «держаться на плаву» тем компаниям, которые получили лицензии на то, чтобы устанавливать терминалы ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые в страну «прули».

Обязательна ли установка ГЛОНАСС

Довольно часто у владельцев компаний-перевозчиков и простых автолюбителей возникает вопрос: обязательна ли сейчас установка оборудования ГЛОНАСС на личный легковой автомобиль, автобус, грузовик? Конечно, этот вопрос наиболее важен для руководителей предприятий, содержащих большой автопарк и осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, ведь оснащение всех транспортных средств системой ГЛОНАСС может потребовать значительных расходов. Давайте разберемся, в каких случаях установка навигационного оборудования действительно является обязательной.

Во-первых, необходимо различать две системы: ГЛОНАСС и ЭРА-ГЛОНАСС. Приведем краткие характеристики этих систем спутниковой навигации и ответим на вопрос: установка какой системы является обязательной?

На современном этапе развития спутниковых сетей и навигационных систем в частности появилась возможность при относительно небольших затратах на техническое оснащение определять точное местонахождение объекта и параметры его движения. Все системы спутниковой навигации и позиционирования работают по одному принципу. На объект, в нашем случае – транспортное средство, устанавливается маячок (спутниковый трекер или полнофункциональный терминал, собирающий массу параметров и данных). Это устройство постоянно или с некой периодичностью определяет свои координаты и позиционирует себя при помощи группировки навигационных космических спутников, находящейся на орбите. Для передачи чаще всего используется сеть мобильной связи стандарта GSM.

При помощи спутниковых систем навигации можно решить целый ряд задач:

1. Определение точной геопозиции в любой момент времени.

2. Измерение скорости и вектора движения машины.

3. Маршрут следования.

4. Техническое состояние транспортного средства и проч.

На данный момент в мире функционируют две основные, по-настоящему глобальные системы спутниковой навигации: знаменитая GPS, разработанная в США, и наша российская система ГЛОНАСС. Отечественная разработка сегодня уже практически не уступает конкуренту по покрытию территории и по точности позиционирования.

Чем же отличается установка на автомобиль оборудования ГЛОНАСС и ЭРА-ГЛОНАСС?

Оборудование автопарка спутниковой навигацией ГЛОНАСС обычно производят крупные предприятия в области коммерческих перевозок, как пассажирских, так и грузовых. Мониторинг происходит в режиме реального времени, и вся информация, собранная спутниковыми терминалами на автомобилях, передается на единый диспетчерский пункт для анализа, контроля и управления онлайн. Контроль за движением по маршруту, скоростным режимом, расходом топлива и удаленный сбор данных о техническом состоянии транспортных средств – грамотно организованная система мониторинга на транспортном предприятии решает все эти задачи.

Система ЭРА-ГЛОНАСС – это система экстренного реагирования при ДТП. Она призвана подать своевременный сигнал в экстренные службы.

Оборудование ЭРА-ГЛОНАСС включает: спутниковый терминал с модулем мобильной связи, устройство для голосовой связи и тревожная кнопка для подачи сигнала SOS в ручном режиме. Заводская комплектация ЭРА-ГЛОНАСС имеет датчик, реагирующий на удар и переворот автомобиля. В случае срабатывания системы (в ручном режиме или при ударе/перевороте) в систему спутниковой навигации ГЛОНАСС уходит сигнал для определения координат автомобиля. Информация о ДТП передается по мобильной сети в колл-центр, оператор которого связывается с водителем по переговорному устройству. При установлении либо неустановлении связи в точку ДТП направляются экстренные службы. Таким образом, система ЭРА-ГЛОНАСС всего лишь использует возможности сети навигационных спутников для решения конкретной задачи: быстрого и точного определения координат места аварии.

В финансовом отношении пользование системами ГЛОНАСС и ЭРА-ГЛОНАСС тоже отличается. Расходы на организацию и эксплуатацию системы мониторинга своего автопарка несет само транспортное предприятие. А использование возможностей ЭРА-ГЛОНАСС как экстренной службы для вызова ГАИ или скорой медицинской помощи абсолютно бесплатно.

Итак, когда речь идет об обязательной установке оборудования ГЛОНАСС на автомобиль, то имеют ввиду именно о систему экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, потому что это в первую очередь вопрос безопасности пассажиров.

Обязательно ли устанавливать ГЛОНАСС в 2018 и 2019 году?

Для личных автомобилей с 1 января 2018 года обязательная установка комплексов ЭРА-ГЛОНАСС производится:

1. Для новых автомобилей, выпускаемых в обращение в странах Таможенного союза.

2. Для всех б/у автомобилей, ввозимых в страны ТС из-за рубежа.

В первом случае оборудование для спутникового позиционирования и экстренного оповещения устанавливает производитель, во втором – эта обязанность ложится на плечи владельца ТС. Для установки терминала и «тревожной кнопки» придется обратиться в специализированный сервисный центр.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют пассажирские перевозки на коммерческой основе и имеют в собственности автотранспортные средства с минимум восемью пассажирскими местами (не считая водителя), действовало обязательное требование по установке спутниковых терминалов ГЛОНАСС для мониторинга. Но его действие приостановлено до 1 января 2019 года. Документ: Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 № 153 (вступило в силу 15 апреля 2018 года).

Штраф за отсутствие ГЛОНАСС

Штрафные санкции предусмотрены для водителей и собственников пассажирских автобусов и маршруток. Водитель заплатит 2500 руб., должностное лицо 5000 руб., а юридическое лицо (владелец транспортного средства) – 50 000 руб.

Частные автомобилисты от штрафов пока защищены.

Установить ГЛОНАСС в Краснодаре

Сделайте заявку на установку терминалов ГЛОНАСС на ваш транспорт прямо сейчас – это позволит автоматизировать бизнес-процессы и эффективнее руководить автопарком. Наша компания является золотым дилером оборудования Omnicomm (лидера в области производства спутниковых терминалов ГЛОНАСС).

Нужен ли тахограф на Газель?

Бортовой самописец призван защитить жизни всех участников дорожного движения и предоставить данные для анализа сложной ситуации, возникшей на дороге. Его установка помогает контролировать передвижения автомобиля и следить за исправностью его технических параметров. Для многих водителей по всей стране это устройство уже стало надежным товарищем. Но, стоит ли устанавливать тахограф на личную пассажирскую Газель?

Многие шоферы пренебрегают этим устройством, считая, что нет нужды ставить его на небольшие грузовики. Однако, если вы занимаетесь перевозкой опасных грузов на дальние расстояния, то тахограф просто необходим. Он не только поможет зафиксировать ошибки в работе всех систем автомобиля, но и спасет вам жизнь.

Газель давно приобрела невероятную популярность у многих автолюбителей. Это легкое, маневренное и вместительное транспортное средство, которое отлично подходит для грузоперевозок не только за городом, но и прекрасно справляется с этой ролью и в центре больших мегаполисов. Она обладает разным количеством посадочных мест, поэтому её идеально использовать для коммерческой перевозки пассажиров на различные расстояния.

mv2.jpg" alt="ставят ли тахограф на газель" />

Ставят ли тахограф на Газель?

Согласно приказу Минтранса, бортовой самописец обязателен к установке на автомобили массой от 3,5 тонн и количеством посадочных мест более 8.

Также оговаривается тот момент, что, если длинна маршрута вашего автомобиля составляет менее 50 км в сутки, то тахограф не требует установки.

Известно, что масса пассажирской газели равняется 2, 650 кг. Поэтому водителям следует учесть последние 2 пункта: количество пассажиров и длительность поездок.

Помните, что автомобили оснащенные блоком ГЛОНАСС не освобождаются от установки бортового самописца.

Итак, если вы занимаетесь перевозкой более 8 пассажиров на расстояние более 50 км, то вам следует установить этот прибор.

Где установить тахограф на Газель?

Установкой этого устройства занимаются специализированные компании, получившие лицензию Росавтотранс. Сама процедура монтирования этого прибора достаточно проста и опытному автомобилисту не покажется чем-то сверхсложным. Однако законно этим могут заниматься исключительно специалисты. Связанно это прежде всего с такими процессами как калибровка, пломбирование и оформление документации.

Как поставить тахограф в Газель?

Чтобы оснастить свою машину бортовым самописцем, достаточно выполнить ряд простых действий: для начала следует подготовить для него место.

Снять панель снизу

Проделать в ней специальные отверстия для проводов устройства

Закрепить специальный короб при помощи саморезов

Затем переходим непосредственно к установке тахографа. Проанализируйте свои возможности. Ведь специалисты сделают это не только быстро и качественно, но и законно.

В том месте, где располагаются предохранители находится монтажный блок – здесь нужно расположить прибор. Подключите его с помощью проводов. Чтобы это сделать, обеспечьте постоянное питание цепи зажигания.

Затем подключите датчик скорости тахографа. Следует снять приборную панель и соединить его посредством провода со спидометром.

Действия, описанные в следующих пунктах, производятся только в специализированных мастерских, чьи работники допущены к работе с тахографами.

Пломбируется датчик и разъём, с помощью которого бортовой самописец соединялся с указателем скорости движения.

Ставится пломба на блок, устанавливается антенна, все это вставляется в блок.

Читайте также: