О технике и не только как мы на камазах в китай ходили

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Политика

Хуаньцю шибао (Китай): наказав Литву, Китай и Россия откроют много новых возможностей для сотрудничества

После того, как Китай объявил об отзыве своего посла из Литвы и попросил другую сторону отозвать своего посла из КНР, во вторник официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс осудил контрмеры Китая, заявив, что Вашингтон поддерживает Литву и выступает на ее стороне. Прайс также сказал, что Соединенные Штаты поддерживают каждую страну в определении ее собственной политики в отношении принципа «одного Китая» и не принимают внешнего принуждения.

Представитель Европейской службы внешних связей ЕС также сделал заявление в поддержку Литвы, выразив сожаление по поводу отзыва китайского посла, но оттенок его высказываний был более мягким, чем у США.

Как и ожидалось, США поддержали Литву. Литва и Тайвань практически не имеют друг к другу никакого отношения. Они делают это, заглядывая в рот Америке настолько, что этот сценарий был предварительно одобрен Вашингтоном.

Однако Литва не разобралась в ситуации и поэтому сразу же наступила на самую чувствительную «мозоль» Восточной Азии. Она, вероятно, сама не понимает, что творит. Тайваньский вопрос является самой заметной геополитической проблемой во всей западной части Тихого океана. Это позиция номер один, которую Китай отстаивает для защиты своих основных интересов. В этом вопросе невозможно атаковать Китай, не ожидая жесткого ответа.

Даже такие ветераны, как Соединенные Штаты и Япония, которые играют в геополитическую игру с Китаем, обычно осторожно используют «тактику салями» в тайваньском вопросе и не осмеливаются напирать слишком сильно. Сами Соединенные Штаты не разрешили Тайбэю изменить название представительства в Штатах, но при этом ​​поддерживают Литву в разрешении властям Тайваня открыть в стране представительство от своего имени — это их путь, чтобы избежать резкого обострения американо-китайского конфликта.

Контекст

На праздновании дня независимости Литвы в Вильнюсе

Гуаньча: что случилось с Литвой?

Синьхуа: Литва – маленькая страна, которую никто не слышит

Китайцы: нужно покарать Литву — в назидание другим! (Гуаньча)

Литва же в один миг разрешила сделать это. Это высокомерный шаг, который серьезно пошатнул литовско-китайские отношения. Литва — это страна с населением менее 3 миллионов человек, но при этом она одна из самых антироссийски настроенных стран в Европе. Вероятно, она привыкла к провокационной внешней политике и перенесла свой крайний антироссийский энтузиазм на Китай, который никогда с ней не конфликтовал. Ее невежество и заносчивость не могут не удивлять.

Китай должен решительно противостоять Литве. Если она настаивает на своем, мы должны быть готовы разорвать с ней все дипломатические отношения. Кроме того, Китай должен объединиться с Россией и Белоруссией, двумя странами, граничащими с Литвой, и совместно наказать ее. Китаю и России необходимо объединить усилия для борьбы с этими несколькими прихвостнями Америки, чтобы другим было неповадно. Мы не можем позволять нескольким союзникам США провоцировать нас, две крупнейшие державы в мире, нарушая тем самым нижнюю границу норм международных отношений.

Глядя на китайско-российские стратегические отношения, союзники Америки должны чувствовать авторитет, нужно свести на нет их ошибочные суждения о том, что, если они пользуются поддержкой США, они могут по своему усмотрению устраивать скандалы с участием Китая и России. Наши страны должны найти подходящую возможность, чтобы нанести сокрушительный удар по тем из них, кто утратил последние крохи рациональности. Это должно стать новым содержанием и направлением китайско-российского стратегического сотрудничества.

Литва — это одна из стран, которые зашли дальше других в одновременном создании трудностей для Китая и России, и она должна стать одной из первых целей наших стран для того, чтобы вместе преподать урок самым зарвавшимся.

Противодействуя Литве, Китай обязан выпустить четкий сигнал, что в тайваньском вопросе нельзя переступать «красную линию», и Китай не позволит Литве стать «прецедентом», которому смогут подражать другие страны. В частности, некоторые европейские страны не должны продвигать идею о том, что они могут использовать тайваньский вопрос в качестве нового козыря в своих отношениях с Китаем. Тайваньский вопрос не является чьим-либо козырем. Это линия высокого напряжения и практически граница между миром и войной.

Поскольку Соединенные Штаты стоят во главе новых провокаций и нападок на тайваньский вопрос, это указывает на то, что цена решения этого вопроса Китаем будет продолжать расти. Это действительно побуждает нас более активно задуматься над вопросом: должны ли мы ускорить процесс полного решения тайваньской проблемы и уничтожить этот так называемый «козырь» в руках Соединенных Штатов, Японии и их младших братьев? Такие стратегические идеи становятся все более актуальными.

Комментарии китайских читателей

А Китай woaini

Ладно, кажется, пора натянуть лук в сторону Тайваня…

WfDYvP

Китай принял решительные меры против очередного пса, которого взрастили Соединенные Штаты в Европе. Однако этих антикитайских сил в США и Западной Европе, которые устраивают скандалы и рыдают без умолку, либо кусаются как безумные, как Литва, Китаю следует избить так, чтобы американский хозяин увидел и сделал выводы.

ID_3173300

Будущее все покажет, кто прав, а кто безмозглый лакей.

Статьи по теме

Здание посольства Литвы в Пекине

Global Times: Литва — крошечная обезумевшая страна, охваченная геополитическими страхами

The Times: в промежутках между вызовами Китаю Литва бросает перчатку России

Global Times: Китай готов наказать Литву

qB3wWBGN

Как и ожидалось, Китай и Россия должны объединиться, чтобы победить и заставить уняться некоторые страны, которые США и Запад постоянно поддерживают в провокации наших двух стран и заставляют их сожалеть о том, что они превратились в чужих верных гончих.

BkR7wF

Вот теперь настоятельно рекомендуется установить график военного объединения с Тайванем.

4QEqvM

В международной борьбе Китай должен объединить больше наших друзей против Соединенных Штатов и их приспешников и создать собственный союз по борьбе с американским гегемонизмом.

lys921219

Можно ввести дополнительный тариф в 25% на товары, экспортируемые из Тайваня на материк, убив двух зайцев одним выстрелом.

Глупая птица, которая хочет летать

Статья верна: Китай и Россия должны объединить усилия для борьбы с некоторыми из самых яростных антикитайских и антироссийских стран и самых отдаленных врагов. Другие страны должны уважать нас, как мы уважаем их.

FaN1KA

Литва — разве численность ее населения не равносильна численности населения одного из наших поселков? Это просто маленькая шавка Америки, нужно стереть ее в порошок.

KwbFPr1P

Я вообще до этих новостей не знал о существовании Литвы. Это что за страна, где она — такая крошечная, что я даже не подозревал о ней.

Ши_Цзяншуй

Для пса-приспешника все эти протесты и переговоры — просто щекотка! Она никогда ничего не поймет, пока ей не сделают больно.

ID_1610137

Литву следует наказать не только с политической точки зрения, но и во всех аспектах — экономических, культурных и спортивных обменах.

S8groz2i

В грядущей Третьей мировой войне Китай и Россия объединят свои силы против американской своры собак.

IFQitOiR

Литва сама положила мясо на китайскую разделочную доску. Как мы можем не реагировать? Соединенные Штаты, Япония, Австралия и другие страны, которые провоцируют Китай в тайваньском вопросе, — это мясо с костями, которое пока не годится для разделки. Китай был обеспокоен тем, что не может найти вырезку, которую можно было бы использовать в качестве примера, чтобы показать, что бывает, когда обезьяны вмешиваются в его дела. А теперь проблема решена — это Литва!

r5PX0d

Пока Китай и Россия едины, дружат и помогают друг другу, какими бы сильными ни были Соединенные Штаты, они все равно будут просто бумажным тигром (обр. пугало, прим. пер.)!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как мы на КамАЗах в Китай ходили .Год 1994. Часть 110.

. Оборачиваюсь : двое ментов в "брониках" и с автоматами внимательно смотрят на меня , рядом стоят "Жигули" с надписью на двери "милиция. муниципальная" .

- Да , а в чём дело ?

- Простая проверка документов .

Один из ментов перекинул автомат за спину и подошёл ко мне , второй остался на месте и держал свой "калаш" наизготовку.

Положив пакеты , я достал и подал права и документы на машину , но они его как то не сильно интересовали вернул их обратно :

- Так , понятно , ну а что в Москве делаете ?

- По делам , в командировке .

- Прямо из Читы в Москву на машине приехали ?

- Нет , машина уже здесь давно , я самолётом прилетел , могу билет показать .

Паспорт мент не отдавал :

- Что нибудь есть запрещённое с собой или в машине ?

Второй мент как бы в шутку спросил :

- Ну , а если найдем ? ))

- А если не найдёте ничего ?))

- Это как искать , при желании можно хоть что найти !

И я вспомнил сколько было случаев когда в кабину менты подбрасывали патроны , "траву" , а знакомым шоферам иркутянам в Красноярске так вообще ржавый обрез в кузов подкинули !

- Верю верю ! Это я так , пошутил .

- Ну , а где живёшь ? Явно же не в " Волге" ?

Перешёл на "ты" тот который проверял мои документы.

- Недавно , неделю примерно .

- Регистрироваться надо , в курсе ?

- Нет , первый раз слышу .

- Ну что тогда может проедем в отделение там вам разъяснят правила прибывания в столице , заодно машину проверим , ну и вообще что то ты не внушаешь доверия : машина из Читы , сам ты вроде тоже оттуда ,судя по по прописке , а внешность чисто кавказская , подозрительно всё это !

- Ладно я всё понял , сколько стоит ускоренная проверка на месте ?

Мент который держал мой паспорт в руках спокойно и даже как то буднично сказал :

- Я так понимаю торг не уместен .

Садись в свою машину и дай мне какой нибудь документ с вложением .

В права я положил рубли и подал менту , буквально через десять секунд права и паспорт были мне возвращены , как изчезли купюры я не заметил , ну профи !))

Приехав в офис , я постучал в дворницкую .

- Привет Халим . У меня к тебе вопрос : если я машину возле подъезда поставлю как думаешь не тронут ?

- А сигнализация есть ?

- Я могу посмотреть за машиной , только звук надо выключить , а то жильцы будут не довольны .

- А понял , отключу , если что только "поворотниками" будет моргать .

- Да так хорошо будет .

Я дал Халиму такую же купюру как и на стоянке .

- Спасибо , не волнуйся всё хорошо будет ! Я же ещё за четырьмя машинами во дворе присматриваю .

Я всё больше начинал уважать Халима : двор всегда чистый , ни одного окурка нет , хулиганья а уж тем более алкашей и бомжей не видно , если сам не справляется сразу участковому сообщает , берётся за любое поручение и работу , и скорее всего не мы одни пользуемся его услугами . Человек , с недавних пор, в чужой стране зарабатывает на жизнь , и при том честно ! Да уж не хотел бы я на его месте оказаться !

судя по ним на улицах Москвы кровь лилась рекой , да уж времена ! Но с другой стороны что то я валяющихся на улицах трупов не замечал пока , ну и слава Богу . Хотя сплошь и рядом конкретные пацаны на крутых тачках не скрывают своей причастности к криминалу , а даже наоборот всем своим видом подчёркивают это , да вот и я тоже внешне мало , чем от них отличаюсь , единственное езжу на "Волге" и "цепуры" золотой типа якорной нет . А надо бы прикупить , а что мне нравится , модно )).

- Утром "Волга" завелась далеко не с первой попытки , свечи точно менять надо , и карбюратор проверить тоже не помешало бы , судя по слою грязи на двигателе это делали ну очень давно .

Пошёл мелкий снег , я выехал со двора на дорогу и сразу же получил от встречной легковушки хорошую порцию дорожной жижи в лобовое стекло , дворники едва справлялись , их тоже надо менять и , чем скорее тем лучше , что то разочаровываться я начинал в Олеге .

Из подъезда вышел Алексей и Надежда :

- Игорь привет ! Почему в гости не заходишь ?

- Привет Надя , так Лёшка не зовёт ! А я сам как то стесняюсь .))

- Так я тебя приглашаю , при чём тут Леша !))

- Ладно Игорёха , я тебе это припомню ! Друг называется !)).

На "ленинградке" нас остановили менты :

- Да блин вчера проверяли , сегодня вот опять проверка !

- Ну , а что ты хотел ? У них тоже семьи есть и кушать они каждый день хотят и при том что то вкусное ! ))

Я подошёл к милицейскому Форду

и что бы не терять понапрасну время положил пару купюр в права . "Проверка" прошла быстро и уже через пять минут наша "Волга" набирала скорость .

- Лёш давай машину определять на ремонт , я бы и сам всё сделал , но негде , а то она и встать может .

- Ладно давай сегодня ещё покатаемся , а завтра точно на СТО . А может ты зря переживаешь ? Вон у Олега она бегала всё время без проблем .

- Ну вот и устала бегать ! Он хоть раз её обслуживал ?

- Да я откуда знаю , пару раз деньги брал на какую то мелочь , а так ни дня на ремонте не стоял .

- Ну вот ! А сейчас время точно подошло .

- Ладно , ладно договорились : завтра на ремонт .

Надю оставили в офисе , она занялась какими то документами , а мы поехали по оптовым фирмам .

- Что хмурый то такой а ?

- Нормально всё , ничего не хмурый , просто "масло в голове гоняю" .))

- Из за Танюхи наверное переживаешь ?

- Не переживаю , а вот увидеть её очень хочу . Ладно не сыпь мне соль на сахар !)).

В конце дня заехали на знакомое СТО , где с самого начала обслуживали "Волгу" и устанавливали "сигналку" на "Крузер" , а ребята разширяются : теперь у них два бокса . Я загнал Волгу на подъёмник и вместе с механиком мы вместе стали осматривать что надо делать . Как я и думал самая большая проблема была с передним мостом : рулевые тяги болтались , "маятник " тоже , резьбовые втулки на рычагах тоже требовали замены , шкворня были целы , правая ступица болталась , скорее всего подшипники тоже надо менять . По мотору и так всё было ясно : заменить свечи , отрегулировать клапана , прочистить карбюратор , заменить фильтра и масло . С механиком составили список что надо купить и примерный перечень работ , список я отдал Лёшке , тот подумал отдал обратно мне :

- Надо так надо , пусть делают , а запчасти они сами смогут купить ?

- Да , раньше так и делали , вспомни .

- А почему столько заменить надо на переднем мосту ?

- А всё от через чур обильной смазки !

- Как это ? Ну объясни , я же не спец в ваших шоферских терминах .

- Это всё : рулевые тяги , резюбовые втулки , шкворня надо "шприцевать" , то есть смазывать при помощи специального шприца и смазки как минимум раз в месяц , а вот с такой погодой так вообще каждую неделю это надо делать .

- Теперь понятно , появится Олег я его рублём накажу .

- А вот этого делать не надо !

- Да потому что это будет выглядеть как будто я на него настучал . Хочешь наказать найди сам причину и вескую . Я тебе всё это сказал не для того что бы ты его вздрючил .

- Скорее всего ты прав . Ладно решим что с ним делать .

Договорились что "Волгу" я пригоню завтра в 8.30 , и ели не вылезут ещё какие нибудь "сюрпризы " то машина будет готова во второй половине дня .

Машину оставил во дворе , под присмотром Халима , и как обычно устроился на диване возле телевизора . По привычке набрал Танюхин номер , длинные гудки , как обычно и тут :

Раздался голос по всей видимости Танькиного бывшего мужа . Тьфу блин , а я уже обрадовался !

- Мне бы Татьяну услышать

- Ни чем помочь не могу !

- Подождите , а вас не Игорь зовут ?

- Ну тогда у меня для вас информация есть : Татьяна уехала в Германию к своим друзьям .

- Я так и думал , а когда приедет ?

- Ну этого я не знаю , единственное что мне велено вам передать это номер телефона в Германии и то что бы вы срочно позвонили по нему и всё , записывайте я продиктую .

- Ой да пожалуйста .

И голос какой то, я бы сказал лилейный , может Танюха и права в своих подозрениях что он из этих из "заднеприводныйх" .))

Так надо звонить , но блин у Лёхи разрешение сначала спросить не помешало бы. Позвонил ему на домашний и объяснил что мне надо от него .

- Какие проблемы , звони , мог бы и не спрашивать , потом бы сказал и всё , ну это что бы Надя голову не ломала кто и куда звонил, когда счёт придет . Ты завтра тогда побудь на СТО , проконтролируй что бы не филонили , машина как воздух очень нужна .

- Договорились , как всё будет готово я тебе позвоню .

Несколько раз набирал немецкий номер телефона , сначала не правильно , а потом были только длинные гудки , ну что же за непруха такая ! .

Утром чисто для успокоения ещё раз набрал номер в Германии результат тот же .

Равно в назначенное время я был у ворот СТО , Волгу сам механик загнал на подъёмник :

- Ну всё часикам к трём подходи .

- Да я бы хотел посмотреть , а может и помочь .

- Что обидеть хочешь ?

- И в мыслях нет ничего подобного ! Просто машина позарез нужна .

- Ни какой помощи не надо , главное не мешай , а лучше всего в три часа приходи .

Время есть , чем бы заняться ? О поеду как я на ВДНХ , куплю себе что нибудь из одежды .

Спустился в метро . На ВДНХ только открывались многочисленные магазинчики и ларьки , людей было не много и я спокойно ходил и выбирал что мне надо , первой покупкой были высокие темно коричневые меховые ботинки на шнуровке и с какой-то водоотталкивающей пропиткой . Потом купил пару классических джинсов . Искал писк нынешнего сезона модную куртку "пилот" , но всё попадались какие то неказистые дешёвые что по цене что по качеству .

И вот в одном из магазинов нашёл таки то что искал : корейская коричневая куртка с белым мехом с мощной застёжкой "молнией" , с большим воротником с ремешками ,глубокими карманами , ну всё как я хотел но и цена была : 380 бакинских ! Круто !

Помня главное правило китайской торговли " не бери товар не торгуясь , уважать не будут !" Я стал сбивать цену стараясь найти изъяны , но как назло ничего не находил )) но цену мне снизили на целых 40 баксов . Купил ещё электрошуруповёрт отцу , кухонный комбайн маме решил потом купить , а то и так руки заняты . И пошёл к метро . Вышел на станции "Динамо" и не спеша пошёл вдоль забора стадиона к СТО , слева от меня где то на дороге возле автостоянки раздался хлопок похожий на выстрел , потом ещё один потом сдвоеннй ,ну точно выстрелы ! Да что там такое ?! Из за деревьев ничего не было видно , потом рёв мотора ,визг резины , удар , и опять четыре выстрела подряд но уже судя по грохоту стреляли из охотничьего оружия ! Ну жуть как интересно ! И тут раздалась автоматная очередь , ну этот звук то мне отлично знаком , мне даже показалось что я услышал свист пуль , а вот тут моё любопытство полностью уступило место страху ! : мне же даже спрятаться не куда ! Я возле ограды как на ладони ! Конечно я то на хрен никому не нужен но пуля как говорится дура ! Я изо всех сил побежал обратно к станции метро , косясь в сторону выстрелов , а там ещё стреляли ! Потом опять рёв мотора , а дальше всё стихло . Люди стояли возле станции метро и ларьков с любопытством всматривались в сторону где была стрельба

. Один из таксистов с интересом но как то буднично спросил у меня :

- Кто с кем там воюют ?

- Да я почём знаю ! Стреляли !

- На этой недели в этом районе уже второй раз , первый раз возле "Жуковского" бой был , говорят чеченцы с кем то из местных блатных схлестнулись пять трупаков было , интересно сейчас то завалили кого или нет ?

Охринеть ! Во дела ! Как будто на футболе , ещё счётом бы поинтересовался и кто победил ! Ну точно сглазил я на счёт спокойствия на улицах Москвы ! В ларьке купил жаренную сосиску в булочке , кофе и пока ел думал : вот так бы запросто мог и шальную пулю поймать ! А оно мне надо ?!

На СТО пошёл в обход стадиона , там конечно же уже всё стихло ,и скорее всего менты уже прибыли но " бережённого и Бог бережёт !" , не хватало ещё свидетелем стать .

- Ну что осталось карбюратор на место поставить , отрегулировать и зажигание по стробоскопу выставить и всё готово . Вот запчасти старые , ещё пришлось жиклёры и поплавок с иглой в карбюраторе менять . Через час "Волга" была готова , пока рассчитывался рассказал о перестрелке , на что механик тоже ответил без всякого удивления и эмоций :

- За эту осень уже несколько таких разборок в нашем районе было , ходят разговоры что чеченцы всё наседают , говорят и на нашего шэфа наезжали ну типа под крышу хотели загнать , так она у нас уже есть , ментовская , вроде отстали .

Я выехал из ворот СТО , руль стал легче , подвеска не скрипела , мотор работал ровно , на дороге резко вдавил в пол педаль газа , "Волга" резко набирала скорость , но вот пальцы простукивали , зажигание рановато стоит , остановился на обочине , взял ключ на десять и сделал зажигание позже , опять проехал максимально давя на газ , блин теперь чуть поздновато , ещё подрегулировал трамблёр . Ну вот сейчас вроде нормально , поехал в офис , специально свернув на улицу где была стрельба , ага вот оно место боя : осколки стекла , масло на бордюре и асфальте , глубокие следы от колёс на земле и ободранная кора на дереве и больше ничего и ни кого , наверное уже всех и всё увезли .

В офисе Алексей с Надеждой что считали и спорили .

- Ну что готовы наши "колёса" ?

- Да всё нормально : "Волга" "шепчет" , что сейчас было !

И я в красках рассказал о перестрелке в парке возле автостоянки .

- Лёшка внимательно выслушал и подумав сказал :

- Повезло , а что же ты на помощь не кинулся ? Ты же любишь в подобные истории попадать ! ))

- С чем ?! С пистолетом у которого резиновые пули и дробь "бекасин " против дробовика и "калаша" ! Я что вообще "потерянный" !))

- А с настоящим бы кинулся да ?))

- Скажешь тоже , нет конечно !

- Ну что же тебя к таким приключениям как магнитом тянет а ?! Вот бери пример с меня я вот спокойно живу ! ))

- Да ладно тебе , сплюнь , а то сглазишь !

- Не буду , я хитрый и предусмотрительный !)) А если серьёзно ты уж будь осторожнее !

И тут я вспомнил как в Чите в гостинице Лёха включил свою предусмотрительность и хитрость в тот момент когда я с двумя айзерами закусился ! Ох как хотелось мне про это ему напомнить ! Но я промолчал .

- Ладно слушай по делу : мне тут один контакт дали , фирма по оптовой торговле мороженным , сказали фирма серьёзная , завтра поедем на встречу обсудим , может и сработаем с ними .

Хотя из головы ни как не выходило : " предусмотрительный и хитрый " .

- Да а вот со сливочным маслом что то ничего не получается . Ты меня слышишь ?

- Да , да конечно , так задумался .

- А ещё , чуть не забыл : генеральный дня через три прилетит , так что суеты ещё прибавится , и Олег куда то запропастился , я уж ему звонил на домашний , трубку никто не берёт .

Отвёз супругов домой , поставил "Волгу" возле подъезда , во дворе , Халим убирал нападавший за день снег , поговорили о том о сём , я отдал ему оплату за охрану машины и отправился в квартиру .

Первым делом взял телефон и стал набирать номер в Германии , мне показалось что вызов сорвался , повторил попытку и после первого же гудка услышал знакомый голос : "ало ".

Спасибо огромное всем за внимание ! Ставьте лайки , помогите продвинуть канал , ваши оценки и внимание очень важны меня для !

Подписывайтесь на мой канал (каждый новый подписчик большая радость для меня)будет много интересного из жизни людей 90-х годов ! И не только ! Обещаю новые темы!

Все шоферам спокойных дорог , отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !

Афганистан: победный марш талибов и китайский пазл Большой игры

Запад вряд ли завершит "афганскую эпопею": она продолжится. Например, в форме деятельности частных военных компаний, предположительно причастных к переброске с юга на север Афганистана боевиков-террористов.

Ситуация в Афганистане меняется с калейдоскопической скоростью: талибы продвигаются вперед семимильными шагами. Соответственно, в режиме нон-стоп меняются и намерения (и ожидания) региональных и глобальных игроков. Запад из Афганистана не уйдет, а Китаю вовсе не выгодно враждовать с талибами, считает сайт "Фонд стратегической культуры".

Афганистан вступил в полосу стремительных перемен. Окончательно поставив под контроль в течение недели запад и юг страны с Гератом и Кандагаром, боевики запрещенного в России движения "Талибан"* ("Исламский Эмират Афганистана") успешно взяли 14 августа крупнейший город на севере страны Мазари-Шариф, а через некоторое время также и восточный Джалилабад. Крупных сражений практически нет: части афганской армии и полиции либо договариваются о передаче власти противнику, либо разбегаются.

Боевики Талибана охраняют обочину дороги в Герате (13 августа 2021). Афганистан

Бои уже на окраинах Кабула, и падение марионеточного правительства Ашрафа Гани – вопрос самого ближайшего времени. В Пентагоне объявили о временном развертывании в Кабуле военной миссии в пять тысяч человек под предлогом эвакуации части дипломатических представительств, в том числе американского. В военной миссии будут представлены и британцы (до 600 человек), усилившие свое присутствие в Кабуле квалифицированными кадрами с опытом работы в России и Центральной Азии.

При этом Запад едва ли завершит свою "афганскую эпопею": она продолжится, пусть в иных формах. Например, в форме деятельности частных военных компаний, предположительно причастных к переброске с юга на север Афганистана боевиков международных террористических группировок. Однако промежуточный исход "большой афганской игры" может быть и другим – вследствие меняющегося расклада сил.

В недавнем интервью телеканалу Al Jazeera официальный представитель катарского внешнеполитического офиса талибов Мухаммед Наим отметил, что после прихода к власти они намерены установить со всеми партнерами сбалансированные отношения. Такая сдержанная риторика может объясняться поддержкой не только основного союзника талибов в лице Пакистана, но и Китая, имеющего значительный опыт участия в афганских делах (поддержка моджахедов в 1980-х гг.; контакты с талибами после захвата ими Кабула в 1996 г.). Выступая за межафганские переговоры и предупреждение террористических угроз, Пекин плотно взаимодействует с Исламабадом в рамках "Китайско-пакистанского экономического коридора" (CPEC).

Учения спецназа России и Узбекистана на полигоне Термез

Еще в октябре 2018 года небезызвестный Маулана Сами уль-Хак (пакистанский религиозный деятель, сторонник талибов и учитель нынешнего лидера движения "Талибан"* Хайбатуллы Ахундзады - ред.) призвал Китай играть в Афганистане более активную роль, заявив, что тот не должен оставлять такое "важное дело", как урегулирование афганского конфликта, Соединённым Штатам. Выступая в начале 2019 г. на конференции в университете Пешавара, бывший посол КНР в Исламабаде Яо Цзин заявил, что талибы представляют собой "политическую силу, потому что они теперь являются частью афганского политического процесса, и у них есть некоторые политические проблемы… Им должно быть позволено играть законную роль в будущем политическом урегулировании".

Переговоры формально стартовали летом и осенью 2019 года, когда делегация катарского офиса во главе с муллой Барадаром встретилась в Пекине со специальным представителем КНР по Афганистану Дэн Сицзюнем. С тех пор неформальные контакты на разных уровнях не прекращались и активизировались на фоне подписания в феврале 2020 г. в Дохе известного "Соглашения о мире" с американцами.

В начале 2014 года Кабул, Душанбе и Пекин договорились о совместном патрулировании этой населённой преимущественно исмаилитами труднодоступной части провинции Бадахшан на стыке горных хребтов Гиндукуша, Каракорума и Памира. Не в последнюю очередь это связано с намерением китайский стороны провести здесь автомобильную дорогу из Кашгара через северо-восточные и северные провинции Афганистана с выходом через Мазари-Шариф на Герат и далее в Иран. После этого на предполагаемом маршруте активизировались не связанные с движением "Талибан"* террористические группировки, зачастую явно пришлого происхождения.

Вне зависимости от наличия или отсутствия дороги, которая пока построена лишь частично, Ваханский коридор – кратчайший путь возможной миграции в Синьцзян боевиков запрещенной в России группировки "Исламское движение Восточного Туркестана". В условиях обострения интереса англосаксов к "уйгурскому вопросу" Пекин крайне заинтересован в приходе к власти в Афганистане максимально лояльной ему политической силы.

Напомним, в декабре 2020 года афганские официальные лица заявили о раскрытии в Кабуле (якобы с помощью индийской разведки) предполагаемой китайский шпионской сети, на протяжении 6-7 лет выслеживавшей "мусульман-уйгуров" посредством "сети Хаккани" (радикальное крыло движения "Талибан"*). Инцидент широко обсуждался в индийской и западной прессе; дело замяли, но едва ли проамериканский режим Ашрафа Гани был для Поднебесной надежным партнером, не говоря о том, что на пике американской оккупации он едва ли контролировал и половину страны. В свою очередь катарский офис талибов пытается дезавуировать опасения Пекина, заявляя о невмешательстве во внутренние дела КНР. Более того, пресс-секретарь талибов Сухейл Шахин приветствовал участие Китая в восстановлении и развитии Афганистана, пообещав обеспечить безопасность инвестиций.

Военнослужащий правительственных войск Афганистана

Недавно влиятельное китайское издание Global Times выступило с примечательной статьёй за подписью главного редактора, смысл которой ярко выражен в заголовке: "Делать талибов врагами – не в интересах Китая". Автор напомнил о недавнем заявлении министра обороны Великобритании Бена Уоллеса о готовности работать с талибами в случае их прихода к власти в Афганистане. Соответственно, отказ от взаимодействия с "Талибаном" стал бы для Китая "дипломатической ловушкой", которой надо избежать. "Ценностно-ориентированная дипломатия может быть использована только в случае, если она тесно связана с национальными интересами", – пишет Global Times, возражая сторонникам превращения Китая во врага талибов, "что соответствует интересам США и совсем невыгодно Китаю".

О "романе" Пекина с афганскими талибами пишет и RAND Corporation, отмечая "спокойные попытки Китая защитить свои интересы в постамериканском Афганистане". До последнего времени афганские власти сопротивлялись строительству автомагистрали Пешавар – Кабул в рамках китайской инициативы "Один пояс – один путь". Однако прокладка транспортных коридоров облегчит китайским компаниям доступ к природным богатствам Афганистана: стоимость запасов одних только редкоземельных металлов в этой стране может доходить до триллиона долларов.

Новое качество геостратегических связей между Пекином и Кабулом после перемены власти в Афганистане позволит Китаю усилить экономическую и военную экспансию в Центральной Азии, отмечает военный аналитик RAND. Военные действия в "сердце Азии" не прекратятся ещё долго. Несмотря на лёгкую панику с уничтожением секретных документов в американском посольстве в Кабуле, противодействие китайским устремлениям в Афганистане будет бескомпромиссным и жестким.

Победный марш «бородачей в тапках» и роль КНР


Талибы* захватывают территории гораздо быстрее, чем успевают реагировать новостные агентства. Пали провинции Пактика, Пактия, Газни, Логар, Лагман, Кунар, Вардак. То есть Кабул фактически окружён (географические карты вам в помощь). Более того, исламисты вошли в уезд Чар Асиб - это уже собственно провинция Кабул, всего в 11 км от столицы.

В штатовской дипмиссии уничтожают секретные документы и пр. Издание Politico публикует внутренний документ посольства США в Афганистане, в котором сотрудникам предлагают уничтожить любую символику, американские флаги или "вещи, которые могут быть использованы в пропаганде". Для этого рекомендовано использовать целый ряд устройств, включая мусоросжигающие ёмкости, дезинтеграторы и уплотнители отходов.

Американская марионетка Ашраф Гани (президент с 29.09.2014, экс-высокопоставленный функционер Всемирного банка, член консультативных органов Атлантического совета** и Института Брукингса по глобальной безопасности) "может покинуть Афганистан в любой момент", сообщает телеканал Al Mayadeen. Ну что ж, соответствующий момент наступит очень-очень скоро. Гани (если успеет) вернётся в Соединённые Штаты, где прожил много лет, и где живут его дети. "Администрация президента Гани воспринимается большинством населения Афганистана как инородное тело. Как коллаборационисты, работающие на оккупационный режим. И стоило американцам начать вывод войск, как карточный домик посыпался", - констатировал политолог Герман Куликовский.

Вице-президент страны, многовекторный узбек Абдул-Рашид Дустум ("афганский Чапаев", когда-то предавший Наджибуллу) 10 августа вылетел в свою вотчину - четвёртый по численности Мазари-Шариф. Город Шиберган (близ которого в кишлаке Ходжа Ду Кух родился Дустум), центр провинции Джаузджан, взят боевиками "Талибана"* ещё 7 августа. Громогласный маршал объявил о формировании "Сил народного сопротивления" и пообещал "превратить северный Афганистан в одно сплошное кладбище для талибов". Но. По последним сведениям, бравый узбек, обожающий примитивную роскошь и спиртные напитки, покинул Мазари-Шариф. Талибы* распространяют информацию о том, что Дустум со своей охраной сбежал в Узбекистан. В настоящее время Мазари-Шариф тоже переходит под полный контроль "Талибана"*. ТГ-канал "Рыбарь": "Мазари Шариф, четвёртый по величине город Афганистана и главный торгово-транспортный хаб на севере страны, пал". ТГ-канал "Майор и Генерал": "Афганские правительственные войска, а точнее, военное руководство с охраной, бегут из Мазари-Шарифа в сторону Амударьи, к погранпереходу неподалёку от узбекского г. Термез". Военкор Юрий Котенок: "С точки зрения дальнейшей логики боевых действий, взятие Мазари-Шарифа даже важнее, чем контроль над Кандагаром, учитывая, что Мазари-Шариф в течение многих лет воспринимался едва ли не как самый безопасный город в Афганистане, где влияние талибов* было сведено к минимуму".


двойной клик - редактировать изображение

Талибы* хозяйничают в доме маршала Дустума:

Ранее захвачены второй по величине город Афганистана - Кандагар, третий - Герат и множество других значимых населённых пунктов.

Пресс-секретарь талибов* Забихулла Муджахид заявил, что на сторону движения вместе со всеми своими бойцами перешёл знаменитый полевой командир Мохаммад Исмаил-Хан по прозвищу "Лев Герата", главнокомандующий "Западной объединённой группировкой" афганских моджахедов в период Афганской войны, таджик по национальности.


двойной клик - редактировать изображение

Талибы* осваивают парк развлечений в Герате:


двойной клик - редактировать изображение


двойной клик - редактировать изображение

Политолог Дмитрий Евстафьев: "Одной из наиболее очевидных причин столь быстрого развития ситуации в Афганистане, когда «лёгкий договорняк» с прицелом на коалиционное правительство перешёл в полный ээээ, назовём это «обвал», является катастрофическое морально-политическое разложение местного режима. Разложение вплоть до полной утраты воли даже не к власти, и уже — не к сопротивлению. К выживанию. Но ведь это морально-политическое разложение является отличительной чертой любого режима, контролируемого американцами. От Южного Вьетнама до Ирака, от Бразилии до Украины. Те случаи, когда морально-политическое разложение не столь очевидно (Германия, Япония, Южная Корея) связаны с тем, что эти страны находятся под прямой американской оккупацией. Но и в этих случаях, разложение очевидно — оно просто принимает формы социокультурной деградации. Посмотрите на разврат и коррупцию азиатских партнёров США. Это же реально кошмар, просто ставший нормой. Но, кстати, и в Германии, когда оккупационный контроль стал слабеть, деградация перешла в политическую область. Германия сейчас — страна победившего политического фрикизма. Этот феномен, морально-политическая деградация под американским контролем, заслуживает вдумчивого изучения. Сущность, что человек, что общество, что политический режим с переломанными костями, ходить не может. Только лежать под охраной. И, кстати, штришок на полях. Псевдомодернистскому разложившемуся кабульскому режиму («Чапаев» в интерьерах с позолотой, Дустум, особенно смешон и жалок) противостоит не модель ускоренной социальной модернизации (революции «арабского национализма» 1950-1960х) и не социальный национализм с буддистским лицом (Северный Вьетнам — ДРВ), а чистая акцентированая архаика. Это — безнадёжное противостояние псевдомодерна и радикальной архаики — и есть, вероятно, главный, системный узел современного этапа разрушения монополярности. Это и нас касается. Евразии уж точно".


двойной клик - редактировать изображение

На данном фоне активизировалась интернет-дискуссия о роли Китайской Народной Республики в стремительном продвижении талибов*.

ТГ-канал "Ёжкин кот 🇷🇺": "Я вам тут конспирологии немного принесла. Оказывается, самое пристальное внимание продвижению «Талибана» (запрещено в России) уделяют в Китае. Настолько, что специалисты задались вопросом — а не оттуда ли дует попутный ветер? Канал Проснувшийся дракон перечисляет ключевых руководителей афганского «Талибана»* на основании китайских публикаций. Посмотрите сами, у нас, к примеру, такого нет. А китайцы расписывают руководство талибов* так, как будто завтра за них пойдут голосовать. Резон в предположении, что «Талибан»* вооружается и управляется из Китая, есть и немалый. Оружие у талибов китайского производства, Пакистан, который как бы считается кормовой базой движения, более чем близкий друг Поднебесной, и выставить американцев с территории тоже особенно выгодно Китаю. Тайное руководство со стороны одной из сильнейших армий мира объяснило бы и чёткую структуру управления движения и отличную стратегию захвата. Вкупе с неподдельным интересом со стороны Китая к руководству движения (на самом высшем уровне принимали, публикации опять же) получается интересная картина. Для России такой расклад худший из возможных. Так же, как Эрдоган продвигает исподволь свои интересы, подпитывая агрессивный национализм бывших советских республик, Китай вполне может попробовать подпалить Среднюю Азию руками талибов*. При этом улыбаться нам китайские дипломаты будут так же лучезарно. Стратагема №3 Убить чужим ножом (借刀殺人 пиньинь: jiè dāo shā rén)".

С таким выводом категорически не согласен автор ТГ-канала "Реконкиста": "Поддерживать талибов* и даже способствовать их скорейшему приходу к власти Китай вполне способен. Мы уже писали, Афганистан интересен китайцам в рамках концепции «один пояс — один путь». Соответственно, им нужна определённая стабильность в стране, и власть, с которой можно договориться о гарантиях безопасности транспортных коридоров. В свете этого они вполне могут способствовать скорейшему приходу к власти талибов*. И да, в этом случае Китай получит мощный рычаг влияния в регионе. Но именно по той же причине разжигать ситуацию в Средней Азии как раз абсолютно не в интересах Китая. Помимо глобального проекта «Один пояс — один путь», есть и ряд региональных транспортных проектов, в которых заинтересованы в Поднебесной. Во-первых, это Китайско-Пакистанский Экономический Коридор. В проекте его расширение и на территорию Афганистана. Во-вторых, это проект железной дороги Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар с последующим выходом к глубоководному порту Гвадар. Помимо этого, туркменский газ в Китай поступает по трубопроводу, проходящему по территории Узбекистана и Казахстана. Так что в дестабилизации ситуации в Средней Азии Китай не заинтересован, от слова совсем".

"Ёжкин кот 🇷🇺": "Ну хорошо, согласились, что война в Средней Азии Китаю невыгодна. Россия для Поднебесной скорее тыл, чем фронт. И худший расклад, когда при помощи Китая накалится азиатское подбрюшье России, маловероятен. Но версия закулисного участия Китая в афганской войне вполне жизнеспособна. Афганский дикий табор кто-то же взнуздал и заставил идти строем. Действия, совершено не характерные ранее для «Талибана»*, заставляют предположить наличие кукловода. Они проводят встречи с мирняком за едой. Ведут переговоры с мировым сообществом. Выпускают агитпроп с убеждением работать и жить как обычно. Чёрт, они даже позируют для глянцевых фото! Возможно, на наших глазах развертывается новая Большая игра, где партнёры — Россия и Китай. Бывшие союзные республики в Азии для России нужны мирными и только. Нам хватает для освоения своих территорий и запасов. Опять же, менталитет у нас ощутимо отличается от восточного мироощущения, традиций, культуры. Что если между Россией и Китаем есть соглашение, по которому влияние в Средней Азии остаётся за Китаем? Для этого жёсткая рука талибов в мягкой китайской перчатке будет как нельзя кстати. В этом случае увидим сразу два удивительных процесса - цивилизационную трансформацию «Талибана» (запрещено в России) и стремительное изменение нравов в азиатских республиках. Не говорю «при помощи войны», ведь тогда Россия вынуждена будет отвечать. Есть другие способы, уже опробованные американцами — НКО, религиозные общины, медиаинструменты. И даже в этом случае Китай всегда будет для нас партнёром, рядом с которым всегда нужно быть настороже. В древних стратагемах полно мудрости на любой случай. Например, вот. Превратить роль гостя в роль хозяина (反客為主 пиньинь: fǎn kè wéi zhǔ)".

Военкор Евгений Поддубный: "Ну и не стоит забывать, что китайцы тесно работали с моджахедам во времена светского присутствия в Афганистане. Опыт для Пекина успешный". Журналист, депутат Андрей Медведев: "Более того, Женя, китайская помощь моджахедам была более масштабная, чем даже помощь от США. Китай, который тогда если кто забыл, находился в состоянии конфликта с СССР, был крайне обеспокоен возможным закреплением советского присутствия в Афганистане. Китайские аналитики полагали, что это может стать точкой геополитического давления на Китай. Потому моджахеды воевали с китайскими «калашами», РПГ и пулемётами Дегтярёва. И помощь эта шла до самого вывода советских войск. Были и китайские инструкторы, обучавшие боевиков. Это всё, кстати, довольно яркое напоминание о том, что британский принцип «нет постоянных союзников, есть постоянные интересы» применим не только к Британии. Вопрос лишь в том, правильно ли мы видим в каждом случае наши интересы. Но, думаю, со временем разберёмся".

Востоковед Игорь Димитриев: "Смотрю, все стали обсуждать возможное участие Китая в возвышении «Талибана»*. Я думаю, мы просто ищем для себя объяснение — что происходит? Почему толпа смешных бородачей в тапках стремительно всё захватывает, что там делали двадцать лет американцы, кто там всем рулит. И так как ответа не находим, то цепляемся за любую идею".


двойной клик - редактировать изображение

В понедельник состоится пресс-конференция, в ходе которой вожаки движения "Талибан"* поведают о будущем Афганистана. Официальная пресс-конференция победителей.

Некоторые, видимо, до сих пор не осознали текущие реалии. Генсек ООН Антониу Гутерриш: "Афганистан выходит из-под контроля. Я призываю «Талибан»* немедленно прекратить наступление!". Забавно.


двойной клик - редактировать изображение

* запрещённая в России террористическая организация
** подрывная организация, признанная в России нежелательной

Как показал себя новый грузовик «КАМАЗа» на «Шёлковом пути» — впечатления Дмитрия Сотникова

Максим Вершинин

«Помню, мы покинули базу команды примерно в три часа утра. Выехали за ворота базы и встретили рассвет. Солнце просвечивало кабину практически насквозь, и у всех троих было полное ощущение, как будто мы на улице. Такой простор и ощущение лёгкости из-за новой кабины с большими стёклами». Так могла бы начинаться какая-нибудь литературная история, но на самом деле всё это реальность. Реальность для Дмитрия Сотникова и его напарников по экипажу «КАМАЗ-мастера», которые получили в своё распоряжение новый грузовик КАМАЗ-435091.

От премьерного показа в Набережных Челнах на площадке перед зданием Генеральной дирекции «КАМАЗа» до победного финиша в первой гонке новинки прошло около двух недель. За это время увидеть грузовик на перегонах между спецучастками от Омска до Горно-Алтайска своими глазами смогли тысячи человек, а ещё больше имели возможность наблюдать за выступлением модели в телеэфире. Но опробовать машину довелось пока только одному человеку. Триумфатор двух главных ралли-рейдов 2021 года Дмитрий Сотников и рассказал о новом автомобиле.

Как пояснил сам пилот, о том, что он получит в своё распоряжение новинку, было известно ещё в 2020 году, так что это никак не связано с победой на «Дакаре». Сотников подчеркнул, что о причине доверить модель ему лучше спрашивать Владимира Чагина или Сергея Савостина, но сам он рад оказанному доверию стать первым пилотом нового грузовика.


«Работы над грузовиком с кабиной K5 начались ещё в прошлом году, — вспоминает Сотников. — Уже перед «Дакаром» была идея сделать новый автомобиль под новый регламент Международной автомобильной федерации ФИА, так что мы решили совместить постройку нового грузовика с переходом на новую же модель кабины, которую давно хотели применить на нашей гоночной машине. И заодно прорекламировать дорожные грузовики «КАМАЗ» с такой кабиной. Так совпало, что нам удалось в одном проекте решить сразу две задачи: и сделать технику по новым правилам, и использовать в ней новую кабину. Причём поменялась не только кабина: мы решили полностью поменять дизайн грузовика, изменив форму его кузова».

«Машина выглядит не так, как наши предыдущие модели, — соглашается гонщик. — Есть сходство с так называемым «горбатым» КАМАЗ-49252, который принёс нашей команде первую победу на «Дакаре» в 1996 году. На самом деле это сходство мы отметили уже после постройки автомобиля. С точки зрения аэродинамики это просто самая оптимальная форма для гоночного грузовика, а определённая отсылка к исторической модели стала совпадением.

Над новым КАМАЗ-435091 работал специально нанятый дизайнер, который за пару месяцев подготовил, наверное, вариантов 50 облика модели. Мы их изучали, вносили корректировки — и в итоге родился тот автомобиль, который вышел на старт «Шёлкового пути» — 2021. Это достаточно эффектный грузовик не только по нашему мнению — к нам постоянно подходят люди и говорят, что им очень нравится новая модель».


Интересно, что в облике нового грузовика реализовано несколько интересных технических и дизайнерских решений. К числу последних можно отнести чёрную линию на кузове — визуально этот элемент продолжает чёрную облицовку лобового стекла, которая как бы продлевается через кабину, боковые панели кузова и завершается антикрылом. У «старых» КАМАЗ-43509 такого штриха нет, но надо признать, что чёрная линия добавляет привычной бело-синей ливрее со спонсорскими эмблемами свежести. И не менее интересно, что автором этого решения стал… Владимир Чагин! Легендарный Царь Дакара, который сейчас возглавляет «КАМАЗ-мастер», настоял, чтобы в раскраске новинки остался этот элемент, и оказался прав — вроде бы мелочь, но на стиль влияет в лучшую сторону!

Также на пользу машине пошла и новая кабина. Историю появления модели так называемого поколения K5 мы рассказывали в отдельном материале, но в общении с гонщиками команды удалось получить больше информации о новинке. И понять, что нынешний КАМАЗ-435091 — далеко не финальный вариант. Автомобиль ждёт доработки, так что в будущем может поменять и индекс модели — от теперь уже предыдущего поколения гоночных грузовиков новая разработка отличается только дополнительной единицей в конце («старый» КАМАЗ — это 43509, а новый с кабиной K5 — 435091, причём на самой кабине никакого шильдика с цифровой комбинацией нет), что намекает: новинка — лишь модификация своего предшественника. А после комплексной доработки стоит ожидать и нового цифрового обозначения.

«Из главных технических новинок — это, конечно, кабина. Поскольку правила теперь позволяют резать крылья и пол, это позволило нам опустить кабину максимально низко и сильнее сдвинуть её назад. Современные грузовики имеют очень высокие кабины, которые не подходят для гоночной техники, так что новый регламент дал возможность лучше адаптировать кабину под машину. Но всё равно хорошо заметно, что новый грузовик оказался выше прежнего — особенно это бросается в глаза, когда обе модели стоят рядом. С этим поделать ничего нельзя, поскольку верхнюю часть кабины от серийной машины мы должны сохранить.

Чтобы ещё больше не увеличивать высоту автомобиля, мы решили использовать потолок кабины в качестве воздухозаборников двигателя: у КАМАЗ-43509 они возвышаются за кабиной, а в кабине K5 они проходят прямо под потолком внутри. Поток воздуха направляется противосолнечным козырьком снаружи, что потребовало достаточно длительной и серьёзной работы с аэродинамикой. На компьютере просчитывались оптимальные потоки сквозь кабину, чтобы двигатель получал столько воздуха, сколько ему необходимо, а также смотрели поведение воздуха под кабиной и за ней. Сейчас у нас аэродинамически просчитана только кабина, но дальше мы займёмся аэродинамической оптимизацией и кузова тоже — важно уделять этому внимание, чтобы обеспечить подходящие условия для работы всех узлов», — говорит пилот. Так что, похоже, и антикрыло в задней части кузова скоро будет ещё более функциональным элементом.


В сравнении с шестёркой других грузовиков, которые Синяя армада выставила на гонку, заметны изменения в положении кабины: визуально у неё практически отсутствует передний свеc. По словам Сотникова, в работе над новинкой учитывался опыт предыдущих поколений машин, поэтому удалось оптимизировать положение кабины, что в сочетании с укороченными лонжеронами рамы и изменённым бампером позволяет лучше проходить дюны — новинка уже не утыкается и не роет их, а легче преодолевает препятствия.

Задний свес и колёсная база пока не изменились в сравнении с КАМАЗ-43509, но в будущем поработают и над ними — пока у команды не было достаточно времени на подготовку нового грузовика, поэтому основная часть доработок коснулась именно передней части.

Переход на кабину K5 позволил улучшить обзорность: и лобовое, и боковые стёкла теперь стали выше, что открывает экипажу с высоты рабочих мест практически панорамный обзор. Пилоту это существенно помогает при штурме песчаных дюн.

Кроме того, в «КАМАЗ-мастере» решили поэкспериментировать и с рассадкой гоночного трио: рабочее место пилота Дмитрия Сотникова, конечно, осталось слева, а вот механик и штурман поменялись местами: если раньше Руслан Ахмадеев сидел в центре, а Ильгиз Ахметзянов — у правой двери, то теперь всё наоборот. Это решение позволило штурману лучше видеть дорогу не только прямо по курсу, но и по правой стороне. Первый опыт перемены мест сочли удачным, но не идеальным.


«Лобовое стекло стало намного больше, и, когда сижу даже в центре кабины, обзорность у меня уже лучше, но место справа позволяет увеличить обзор не только вперёд, но и в сторону. Один главный минус: на грязной трассе, когда стекло оказывается запачканным, дворники его очищают перед пилотом и механиком, но оставляют большой неочищенный участок именно с правой стороны стекла, где сижу я. Правая сторона остаётся грязной, причём как с «мёртвой» зоной на лобовом стекле, так с боковым стеклом в двери — я ничего не вижу и вынужден тянуться и выглядывать в чистые участки.

Сейчас нам стоит поработать над тем, чтобы улучшить обзорность в плохую погоду. Если решить вопрос этот не удастся, то нет никаких проблем, чтобы пересадить меня обратно в центр кабины. С точки зрения плавности хода или ощущениям от работы с нового места никаких изменений я не чувствую. Машина достаточно комфортная, так что с этим проблем нет», — подчеркнул штурман Руслан Ахмадеев.


«Подождём следующей гонки, где будут дюны и серьёзное бездорожье, и мы в полной мере сможем оценить преимущества увеличившихся в размерах стёкол и улучшившейся из-за этого обзорности. Есть определённые сомнения насчёт того, насколько прочными будут вклеенное лобовое стекло, которое также оснащено обогревом, и не окажется ли оно более уязвимым из-за своих размеров. Но мы в самом начале пути с новым грузовиком, так что посмотрим — пока всё, что нам необходимо, мы от новой кабины получаем. Да, кабина чуть уже и короче, чем у предыдущих грузовиков, так что с экипажем мы сидим плотнее и ближе друг к другу и не все вещи помещаются, порой шлемы приходится в руках держать. Но в остальном никаких отличий», — говорит Дмитрий Сотников.

С технической точки зрения отличий у КАМАЗ-435091 от КАМАЗ-43509 тоже нет. Под кабиной трудится прежний рядный 6-цилиндровый 1100-сильный 12,9-литровый турбодизельный двигатель Cummins в сочетании с автоматической коробкой передач Allison. В целом, как отмечает победитель «Шёлкового пути» — 2021, агрегаты знакомые, но есть доработки по подвеске и изменения по геометрии автомобиля.

«Казалось бы, мы просто поменяли кабину, но это заставило сдвинуть двигатель назад, поменять регулировки подвески и автомобиля, и самой кабины, а кроме того, изменилась и развесовка. Мы пришли к практически идеальному, 50:50, распределению веса по осям — то, чего мы всегда добивались. Это повлияло на поведение грузовика: машина стала лучше управляться, хотя мы ещё далеки от идеальных настроек, но уже сейчас поведение её стало заметно лучше.

Нам удалось добиться всего этого, удержавшись в рамках требований регламента. По разрешённой массе мы соответствуем требованиям, при этом все детали максимально облегчены так, чтобы и не увеличивать вес машины, и сохранять при этом необходимую надёжность. Топливные баки на 900 литров установлены максимально низко, а сверху нет ничего тяжёлого — всё сделано для максимального снижения центра тяжести грузовика. Экипаж сидит на той же высоте, что и в КАМАЗе-43509, а в целом по своим габаритам новая модель стала чуть компактнее — выше только кабина», — пояснил пилот.

Гоночный дебют грузовика с кабиной K5 пришёлся на ралли-рейд «Шёлковый путь», который в 2021 году был сокращён из-за отмены основной части дистанции по территории Монголии, но это состязание с общей длиной спецучастков в 650 км с лишним трио Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильгиза Ахметзянова уверенно выиграло. Как подчеркнул сам гонщик, основной задачей для них было добраться до финиша, проехать максимально возможную дистанцию и проверить новинку на всех типах покрытия — корректировка маршрута повлияла на планы. Но даже укороченной гонки хватило, чтобы составить целый список того, что требуется доработать в новом КАМАЗе-435091 — в детали пилот вдаваться не стал, подчеркнув лишь, что никаких критических проблем не заметил.

У команды есть ещё полгода, чтобы модернизировать машину перед предстоящим «Дакаром», куда она уже точно поедет. Из пяти спецучастков «Шёлкового пути» — 2021 новый грузовик «КАМАЗ-мастера» выиграл три — весь вопрос в том, сколько побед одержит новинка на «Дакаре»-2022.

Читайте также: