Облака уходят за волгу как низкий дым

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Облака уходят за волгу как низкий дым

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 824
  • КНИГИ 649 230
  • СЕРИИ 24 732
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 883

У художника Саврасова тряслись худые руки. Он не мог выпить стакан чая, не расплескав ею по грязной суровой скатерти От седой неряшливой бороды художника пахло хлебом и водкой.

Мартовский туман лежал над Москвой сизым самоварным чадом. Смеркалось В жестяных водосточных трубах оттаивал слежавшийся лед. Он с громом срывался на тротуары и раскалывался, оставляя груды синеватого горного хрусталя Хрусталь трещал под грязными сапогами и тотчас превращался в навозную жижу.

Великопостный звон тоскливо гудел над дровяными складами и тупиками старой Москвы-Москвы восьмидесятых годов прошлого века

Саврасов пил водку из рюмки, серой от старости. Ученик Саврасова Левитан - тощий мальчик в заплатанном клетчатом пиджаке и серых коротких брюках- сидел за столом и слушал Саврасова

- Нету у России своего выразителя,-говорил Саврасов.-Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского Сказала мне напоследок "Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты". А на иконе были изображены травы и цветы-самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая бабка! Я в то время писал акварели на продажу, носил их на Трубу мелким барышникам. Что писал-совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам. С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа.

Мальчик застенчиво молчал. Саврасов зажег керосиновую лампу. В комнате соседа скорняка защелкала и запела канарейка.

Саврасов нерешительно отодвинул пустую рюмку.

- Сколько я написал видов Петергофа и Ораниенбаума - не сосчитать, не перечислить. Мы, нищие, благоговели перед великолепием. Мечты создателей этих дворцов и садов приводили нас в трепет. Куда нам после этого было заметить и полюбить мокрые наши поля, косые избы, перелески да низенькое небо. Куда нам!

Саврасов махнул рукой и налил рюмку водки. Он долго вертел ее сухими пальцами. Водка вздрагивала от грохота кованых дрог, проезжавших по улице. Саврасов воровато выпил.

- Работает же во Франции, - сказал он, поперхнувшись, - замечательный мастер Коро. Смог же он найти прелесть в туманах и серых небесах, в пустынных водах. И какую прелесть! А мы. Слепые мы, что ли, глаз у нас не радуется свету. Филины мы, филины ночные, - сказал он со злобой и встал. Куриная слепота, чепуха и срам!

Левитан понял, что пора уходить. Хотелось есть, но полупьяный Саврасов в пылу разговора забыл напоить ученика чаем.

Левитан вышел. Перемешивая снег с водой, шли около подвод и бранились ломовые извозчики. На бульварах хлопья снега цеплялись за голые сучья деревьев. Из трактиров, как из прачечных, било в лицо паром.

Левитан нашел в кармане тридцать копеек-подарок товарищей по Училищу живописи и ваяния, изредка собиравших ему на бедность, - и вошел в

трактир. Машина звенела колокольцами и играла "На старой Калужской дороге". Мятый половой, пробегая мимо стойки, оскалился и громко сказал хозяину:

- Еврейчику порцию колбасы с ситным. Левитан - нищий и голодный мальчик, внук раввина из местечка Кибарты Ковенской губернии - сидел, сгорбившись, за столом в московском трактире и вспоминал картины Коро. Замызганные люди шумели вокруг, ныли слезные песни, дымили едкой махоркой и со свистом тянули желтый кипяток с обсосанных блюдец. Мокрый снег налипал на черные стекла, и нехотя перезванивали колокола.

Левитан сидел долго,-спешить ему было некуда. Ночевал он в холодных классах училища на Мясницкой, прятался там от сторожа, прозванного "Нечистая сила". Единственный родной человек - сестра, жившая по чужим людям, изредка кормила его и штопала старый пиджак. Зачем отец приехал из местечка в Москву, почему в Москве и он и мать так скоро умерли, оставив Левитана с сестрой на улице, - мальчик не понимал. Жить в Москве было трудно, одиноко, особенно ему, еврею.

- Еврейчику еще порцию ситного, - сказал хозяину половой с болтающимися, как у петрушки, ногами, - видать, ихний бог его плохо кормит.

Левитан низко наклонил голову. Ему хотелось плакать и спать. От теплоты сильно болели ноги. А ночь все лепила и лепила на окна пласты водянистого мартовского снега.

В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в "исконной русской столице". Левитану было в то время восемнадцать лет.

Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

Мой голос для тебя и ласковый и томный.

То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны лучше, чем простые пушкинские напевы, и Левитан даже не знал, что слова этого романса принадлежали Пушкину.

Он слушал по вечерам из-за забора пение незнакомки, он запомнил еще один романс о том, как "рыдала любовь".

Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечет с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шепот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ "Четыре дня", запрещенный цензурой. Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, - глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

Но Левитан был беден, почти нищ. Клетчатый пиджак протерся вконец. Юноша вырос из него. Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. Все лето Левитан ходил босиком. Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками!

И Левитан скрывался. Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, - в лодке ему никто не мешал.

Писать этюды в лесу или в полях было опаснее. Здесь можно было натолкнуться на яркий зонтик щеголихи, читающей в тени берез книжку Альбова, или на гувернантку, кудахчущую над выводком детей. А никто не умел презирать бедность так обидно, как гувернантки.

Левитан прятался от дачников, тосковал по ночной певунье и писал этюды. Он совсем забыл о том, что у себя, в Училище живописи и ваяния, Саврасов прочил ему славу Коро, а товарищи - братья Коровины и Николай Чехов - всякий раз затевали над его картинами споры о прелести настоящего русского пейзажа. Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протертые подметки.

Левитан в то лето много писал на воздухе. Так велел Саврасов. Как-то весной Саврасов пришел в мастерскую на Мясницкой пьяный, в сердцах выбил пыльное окно и поранил руку.

- Что пишете! - кричал он плачущим голосом, вытирая грязным носовым платком кровь.-Табачный дым? Навоз? Серую кашу?

За разбитым окном неслись облака, солнце жаркими пятнами лежало на куполах, и летал обильный пух от одуванчиков, - в ту пору все московские дворы зарастали одуванчиками.

- Солнце гоните на холсте - кричал Саврасов, а в дверь уже неодобрительно поглядывал старый сторож - "Нечистая сила". - Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, - почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, - где все это на ваших холстах? Срам и чепуха!

Исаак Левитан :: Паустовский Константин

- Мосье Левитан, - говорила хозяйка, - почему вы не нарисуете на этом лугу породистую корову, а здесь под липой не посадите парочку влюбленных? Это было бы приятно для глаза.

Критики писали примерно то же. Они требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастухов и женщин.

Критики требовали гусей, Левитан же думал о великолепном солнце, которое рано или поздно должно было затопить Россию на его полотнах и придать каждой березе весомость и блеск драгоценного металла.

После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко вошла Волга.

Первая поездка на Волгу была неудачна. Моросили дожди, волжская вода помутнела. Ветер гнал по ней короткие скучные волны. От надоедливого дождя слезились окна избы в деревне на берегу Волги, где поселился Левитан, туманились дали, все вокруг съела серая краска.

Левитан страдал от холода, от скользкой глины волжских берегов, от невозможности писать на воздухе.

Началась бессонница. Старуха хозяйка храпела за перегородкой, и Левитан завидовал ей и писал об этой зависти Чехову. Дождь, барабанил по крыше, и каждые полчаса Левитан зажигал спичку и смотрел на часы.

Рассвет затерялся в непроглядных ночных пустошах, где хозяйничал неприветливый ветер. Левитана охватывал страх. Ему казалось, что ночь будет длиться неделями, что он сослан в эту грязную деревушку и обречен всю жизнь слушать, как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берез.

Иногда он выходил ночью на порог, и ветки больно били его по лицу и рукам. Левитан злился, закуривал папиросу, но тотчас же бросал ее,-кислый табачный дым сводил челюсти.

На Волге был слышен упорный рабский стук пароходных колес, - буксир, моргая желтыми фонарями, тащил вверх, в Рыбинск, вонючие баржи.

Великая река казалась Левитану преддверием хмурого ада. Рассвет не приносил облегчения. Тучи, бестолково теснясь, неслись с северо-запада, волоча по земле водянистые подолы дождей. Ветер свистел в кривых окнах, и от него краснели руки. Тараканы разбегались из ящика с красками.

У Левитана не было психической выносливости. Он приходил в отчаяние от несоответствия между тем, что он ожидал, и тем, что он видел в действительности. Он хотел солнца,-солнце не показывалось; Левитан слеп от бешенства и первое время даже не замечал прекрасных оттенков серого и сизого цвета, свойственных ненастью.

Но в конце концов художник победил неврастеника. Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Над вечным покоем".

Картину "После дождя" Левитан написал за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказа"; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

В картине "После дождя" заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает,-он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра - ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги.

1)К..ртины Левитана требуют медл..(н,нн)ого ра..мотрения. 2)Они (не)ош..л..мляют глаз. 3)Они скромны и точ(?)ны п..добно (Ч,ч)еховским ра..казам но чем дольше вгляд..ва..ш(?)ся в
них тем м..лее станов..т(?)ся тиш..на пров..нц..альных посадов зн..комых рек и просёлков.
4)В к..ртине После дождя заключ..(н,нн)а вся прел..сть д..ждливых сумер..к в
(П,п)р..волжском городке. 5)Бл..стят лужи. 6)Обл..ка уход..т за Волгу как ни(з,с)кий дым. 7)Пар
из пар..ходных труб л..жит(?)ся на воду. 8)Барж.. у берега поч..рнели от сырост.
9)В такие летни.. сумерки хорошо войти в сухие сени в ни(з,с)кие комн..ты с только(что)
вымыт..ми полами. 10)В доме (на)верное уже г..рят лампы и за открыт..ми окн..ми шумит от
пад..ющих кап..ль и дико пахн..т заброш..(н,нн)ый сад.
11)Пар..ход уход..т (в)низ по р..ке дог..ня..т дожд..вую тучу закрывш..ю (пол)неба. 12)А
(во)круг городка день и ноч(?) всё так(же) мокнут ра(с,сс)трёп..(н,нн)ые рж..(н,нн)ые п..ля.
13)В к..ртин.. Над веч(?)ным поко..м поэзия (не)нас..ного дня выр..ж..(н,нн)а с ещ..
больш..й силой. 14)С кос..гора где тёмные берёзы гнут(?)ся под порыв..стым ветром и ст..ит
среди берёз поч(?)ти (з,с)гнившая бр..вен(?)ч..тая ц..рквушка открыва..т(?)ся даль глухой реки
пот..мневшие от (не)настья луга гр..мадное облач(?)ное небо. 15)Т..жёлые тучи напит..(н,нн)ые
х..лодной влагой в..сят над землёй. 16)К..сые х..лстины д..ждя закрывают пр..сторы.
17)(Н..)кто из художников до Левитана (не)пер..д..вал с т..кой печ..льной силой
(не)изм..римые дали ру(с,сс)кого (не)настья. 18)Оно так сп..койно и т..ржеств..(н,нн)о что
ощ..щает(?)ся как в..личие.
Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения

1) Картины Левитана требуют медленного рассмотрения (рассматривания?).

2) Они не ошеломляют глаз.

3) Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

4) В картине "После дождя" заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

6) Облака уходят за Волгу, как низкий дым.

7) Пар из пароходных труб ложится на воду.

8 )Баржи у берега почернели от сырости.

9) В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами.

10) В доме, наверное, уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от падающих капель и дико пахнет заброшенный сад.

11) Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба.

12) А вокруг городка день и ночь всё также мокнут растрёпанные ржаные поля.

13) В картине "Над вечным покоем" поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой.

14) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди берёз почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо.

15) Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землёй.

16) Косые холстины дождя закрывают просторы.

17 Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья.

Константин Паустовский - Исаак Левитан

Константин Паустовский - Исаак Левитан

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги "Исаак Левитан"

Описание и краткое содержание "Исаак Левитан" читать бесплатно онлайн.

Повесть о художнике И.И. Левитане.

Когда приходила хандра, Левитан бежал от людей. Они казались ему врагами. Он становился груб, дерзок, нетерпим. Он со злобой соскабливал краски со своих картин, прятался, уходил с собакой Вестой на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам. В такие дни одна только природа заменяла ему родного человека, — она утешала, проводила ветром по лбу, как материнской рукой. Ночью поля были безмолвны, — Левитан отдыхал такими ночами от человеческой глупости и любопытства.

Два раза во время припадка хандры Левитан стрелялся, но остался жив. Оба раза спасал его Чехов.

Хандра проходила. Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока его не настигал новый удар хандры.

Чехов считал, что левитановская тоска была началом психической болезни. Но это была, пожалуй, неизлечимая болезнь каждого требовательного к себе и к жизни большого человека.

Все написанное казалось беспомощным. За красками, наложенными на полотно, Левитан видел другие — более чистые и густые. Из этих красок, а не из фабричной киновари, кобальта и кадмия он хотел создать пейзаж России — прозрачный, как сентябрьский воздух, праздничный, как роща во время листопада.

Но душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Левитан долго не мог, не умел писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбаться.

В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым.

В Москве он всю зиму писал декорации для оперного театра, и эта работа не прошла для него бесследно. Он начал смелее обращаться с красками. Мазок стал свободнее. Появились первые признаки еще одной черты, присущей подлинному мастеру, — признаки дерзости в обращении с материалами. Свойство это необходимо всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору — с глиной и мрамором, художнику — с красками и линиями.

Самое ценное, что Левитан узнал на юге, — это чистые краски. Время, проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.

Большие просторы воздуха лежали над южной землей, сообщая краскам резкость и выпуклость.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков.

Солнце и черный свет несовместимы. Черный цвет — это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Правда, это не всегда ему удавалось.

Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

В это время во Франции Ван-Гог работал над передачей на полотне солнечного огня, превращавшего в багровое золото виноградники Арля. Примерно в то же время Монэ изучал солнечный свет на стенах Реймского собора. Его поражало, что световая дымка придавала громаде собора невесомость. Казалось, что собор выстроен не из камня, а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс. Надо было подойти к нему вплотную и провести рукой по камню, чтобы вернуться к действительности.

Левитан работал еще робко. Французы же работали смело, упорно. Им помогало чувство личной свободы, культурные традиции, умная товарищеская среда. Левитан был лишен этого. Он не знал чувства личной свободы. Он только мог мечтать о ней, но мечтать бессильно, с раздражением на тупость и тоску тогдашнего российского быта. Не было и умной товарищеской среды.

Со времени поездки на юг к обычной хандре Левитана присоединилось еще постоянное воспоминание о сухих и четких красках, о солнце, превращавшем в праздник каждый незначительный день человеческой жизни.

В Москве солнца не было. Левитан жил в меблированных комнатах «Англия» на Тверской. Город за ночь так густо заволакивало холодным туманом, что за короткий зимний день он не успевал поредеть. В номере горела керосиновая лампа. Желтый свет смешивался с темнотой промозглого дня и покрывал грязными пятнами лица людей и начатые холсты.

Снова, но уже ненадолго, вернулась нужда. Хозяйке за комнату приходилось платить не деньгами, а этюдами.

Тяжелый стыд охватывал Левитана, когда хозяйка надевала пенсне и рассматривала «картинки», чтобы выбрать самую ходкую. Поразительнее всего было то, что ворчание хозяйки совпадало со статьями газетных критиков.

— Мосье Левитан, — говорила хозяйка, — почему вы не нарисуете на этом лугу породистую корову, а здесь под липой не посадите парочку влюбленных? Это было бы приятно для глаза.

Критики писали примерно то же. Они требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастухов и женщин.

Критики требовали гусей, Левитан же думал о великолепном солнце, которое рано или поздно должно было затопить Россию на его полотнах и придать каждой березе весомость и блеск драгоценного металла.

После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко вошла Волга.

Первая поездка на Волгу была неудачна. Моросили дожди, волжская вода помутнела. Ветер гнал по ней короткие скучные волны. От надоедливого дождя слезились окна избы в деревне на берегу Волги, где поселился Левитан, туманились дали, все вокруг съела серая краска.

Левитан страдал от холода, от скользкой глины волжских берегов, от невозможности писать на воздухе.

Началась бессонница. Старуха хозяйка храпела за перегородкой, и Левитан завидовал ей и писал об этой зависти Чехову. Дождь, барабанил по крыше, и каждые полчаса Левитан зажигал спичку и смотрел на часы.

Рассвет затерялся в непроглядных ночных пустошах, где хозяйничал неприветливый ветер. Левитана охватывал страх. Ему казалось, что ночь будет длиться неделями, что он сослан в эту грязную деревушку и обречен всю жизнь слушать, как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берез.

Иногда он выходил ночью на порог, и ветки больно били его по лицу и рукам. Левитан злился, закуривал папиросу, но тотчас же бросал ее, — кислый табачный дым сводил челюсти.

На Волге был слышен упорный рабский стук пароходных колес, — буксир, моргая желтыми фонарями, тащил вверх, в Рыбинск, вонючие баржи.

Великая река казалась Левитану преддверием хмурого ада. Рассвет не приносил облегчения. Тучи, бестолково теснясь, неслись с северо-запада, волоча по земле водянистые подолы дождей. Ветер свистел в кривых окнах, и от него краснели руки. Тараканы разбегались из ящика с красками.

У Левитана не было психической выносливости. Он приходил в отчаяние от несоответствия между тем, что он ожидал, и тем, что он видел в действительности. Он хотел солнца, — солнце не показывалось; Левитан слеп от бешенства и первое время даже не замечал прекрасных оттенков серого и сизого цвета, свойственных ненастью.

Но в конце концов художник победил неврастеника. Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».

Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, — он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра — ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

Подготовка к ОГЭ 9 класс

(1) Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».

(2) Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. (3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. (4) Оно могло исчезнуть каждую минуту. (5) Левитан торопился.

(6) Картины Левитана требуют медленного рассматривания. (7) Они не ошеломляют глаз. (8) Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

(9) В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (10) Блестят лужи. (11) Облака уходят за Волгу, как низкий дым. (12) Пар из пароходных труб ложится на воду. (13) Баржи у берега почернели от сырости.

(14) В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. (15) Хорошо слушать игру на старом рояле. (16) Его ослабевшие струны звенят, как гитара. (17) Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. (18) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. (19) Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, - он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

(20) С улицы пахнет рогожами. (21) Завтра - ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. (22) Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. (23) Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. (24) Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

(25) Вокруг городка день и ночь мокнут растрёпанные ржаные поля.

(26) В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. (27) Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

(28) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. (29) Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. (30) Косые холстины дождя закрывают просторы.

(31) Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. (32) Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

(По К.Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?»

1) В картинах Левитана много мелких деталей.

2) Картины Левитана огромны по размеру: их не охватишь одним взглядом.

3) Чем дольше вглядываешься в картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Исаак Левитан и Константин Паустовский


Исаак Ильич Левитан. Автопортрет. Холст, масло, 39×58. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея.

Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) - мастер лирического пейзажа.
Константин Георгиевич Паустовский (1892 - 1968) – писатель.

Маленькая повесть "Исаак Левитан" написана в 1937.

. Великопостный звон тоскливо гудел над дровяными складами и тупиками старой Москвы - Москвы восьмидесятых годов прошлого века. Саврасов пил водку из рюмки, серой от старости. Ученик Саврасова Левитан - тощий мальчик в заплатанном клетчатом пиджаке и серых коротких брюках - сидел за столом и слушал Саврасова.
- Нету у России своего выразителя, - говорил Саврасов.- Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки. Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского Сказала мне напоследок: "Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты". А на иконе были изображены травы и цветы - самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая бабка! Я в то время писал акварели на продажу, носил их на Трубу мелким барышникам. Что писал - совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам. С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа.
Мальчик застенчиво молчал.


Исаак Левитан. Автопортрет. Тушь, Белила, Размывка, 37.7×27.8. 1885. Государственная Третьяковская галерея

. Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это нечто воздухом. Но это был не тот воздух, каким он представляется нам. Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам.


Исаак Левитан. Лесные фиалки и незабудки. Холст, масло, размер 49 x 35, 1889. Государственная Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. Ранняя весна. 41.5×66.3, холст, масло, 1898. Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. Этюд. Весна. Последний снег. 49 x 51, холст, масло, 1895. Частное собрание. />Исаак Левитан. Весна - большая вода. Холст, масло. 64,2X57,5. Государственная Третьяковская галерея.1897
Исаак Левитан. Тишина. 96×128, холст, масло, 1898. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

…Этой же осенью Левитан написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.
По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.
"Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек.


Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 63,5 × 50, холст, масло. 63,5 × 50. 1879. Государственная Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. К вечеру. Река Истра. Холст, масло, 20×31. 1885. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа.
Исаак Левитан. Первая зелень. Май. 42.8 х 59.6, холст, масло, 1888. Третьяковская галерея.

На сарае в деревушке Максимовке, где летом жил Левитан, братья Чеховы повесили вывеску: "Ссудная касса купца Исаака Левитана".
Мечты о беззаботной жизни, наконец, сбылись. Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею.
Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, - одни были более левитанистыми, чем другие. Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать на полотне один Левитан.


Исаак Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. Холст, масло, 43,5 х 67. 1884. Государственная Третьяковская галерея.

Несмотря на жизнь, полную летней прелести, Левитан много работал. Стены его сарая - бывшего курятника - были сверху донизу завешаны этюдами. В них на первый взгляд не было ничего нового - те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и ленивые реки. Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах…


Исаак Левитан. Бурный день. 84×86, холст, масло, 1897. Государственная Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. Летний вечер. 49×73, масло, картон.1899. Государственная Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. Осинник. Масло, картон,30×21, 1880-е. Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М. С. Туганова, Владикавказ.

В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым.
В Москве он всю зиму писал декорации для оперного театра, и эта работа не прошла для него бесследно. Он начал смелее обращаться с красками. Мазок стал свободнее. Появились первые признаки еще одной черты, присущей подлинному мастеру, - признаки дерзости в обращении с материалами. Свойство это необходимо всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору - с глиной и мрамором, художнику - с красками и линиями. Самое ценное, что Левитан узнал на юге, - это чистые краски. Время, проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.


Исаак Левитан. У берега моря. Крым. 41.3×65 см. 1886. Государственный Русский музей. />Исаак Левитан. В Крымских горах. Холст, масло,67 х 36,5. 1886. Государственная Третьяковская галерея.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков. Солнце и черный цвет несовместимы. Черный цвет - это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Правда, это не всегда ему удавалось.
Так началась длившаяся много лет борьба за свет.


Исаак Левитан. Вечер на Волге. Холст, масло, 22 x 33. 1888. Частное собрание.

После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко вошла Волга.


Исаак Левитан. Вечер на Волге. Холст, масло. 50×81. 1888. Государственная Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. После дождя. Плёс. Холст, масло. 80 × 125. 1889. Государственная Третьяковская галерея.

Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Над вечным покоем".
Картину "После дождя" Левитан написал за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился.

…Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.
В картине "После дождя" заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.


Исаак Левитан. Над вечным покоем. Холст, масло. 150 × 206. 1894. Государственная Третьяковская галерея.

В картине "Над вечным покоем" поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.
С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.


Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга. Холст, масло. 72 × 123. 1895. Государственная Третьяковская галерея.

В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: "На твоих картинах уже есть улыбка".
Свет и блеск впервые появились у Левитана в его "волжских" работах - в "Золотом Плесе", "Свежем ветре", "Вечернем звоне".
Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, - хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, - и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все - города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, - будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины.
Такое чувство давно виденных милых мест остается от "волжских" и "осенних" картин Левитана.


Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. Холст, масло. 84,2 × 142. 1889. Государственная Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. Озеро. Русь. Холст, масло. 149 × 208. 1899 – 1900. Государственный Русский музей.
Исаак Левитан. Вечерние тени. Холст, масло, 73×125. 1891. Таганрогский художественный музей, Таганрог.
Исаак Левитан. Вечерний звон. Холст, масло. 87 × 107,6. 1892. Государственная Третьяковская галерея.

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.


Исаак Левитан. Золотая осень. Холст, масло. 82 × 126. 1895. Государственная Третьяковская галерея.
Исаак Левитан. Осень. Туман. Акварель, белила, Бумага на картоне, 48×60. 1899. Государственный Русский музей.

…Двадцать второго июля 1900 года он умер. Были поздние сумерки, когда первая звезда появляется над Москвой на страшной высоте и листва деревьев погружена в желтую пыль и в отсветы гаснущего солнца. Лето было очень поздним. В июле еще доцветала сирень. Ее тяжелые заросли заполняли весь палисадник около дома. Запах листвы, сирени и масляных красок стоял в мастерской, где умирал Левитан, запах, преследовавший всю жизнь художника, передавшего на полотне печаль русской природы.


Исаак Левитан. Жёлтые розы. Этюд. Картон, масло. 25 x 33. 1894. Плёсский музей-заповедник.

«Зеленые» итоги недели: Волгу оккупировали гигантские моллюски из Китая, в Форосе начали застраивать парк

Гигантские моллюски в Волге оказались родом из Китая. Форосский парк в Крыму снова под угрозой застройки. В России предлагают создать спецпитомники для восстановления сгоревших лесов. Уровень лесного покрова в Китае увеличился почти в два раза за 50 лет, а в России уменьшился. «Аргументы недели» собрали очень острые темы за прошедшую неделю августа.

Итак, биологи выяснили, что гигантские моллюски, которые в последние годы часто встречаются в нижнем течении Волги, имеют китайское происхождение, главное сейчас – не допустить, чтобы эти моллюски пробрались в другие реки.

В 2019 году жители низовьев Волги все чаще стали находить беззубок – пресноводных моллюсков рода Anodonta – длиной до 25 см. Местные ученые комментировали, что из-за изменения климата, местные виды выросли и так далее. Но как быть с тем, что местные виды никогда не вырастают до 20-25 см, и было понятно, что это видимо, инвазия.

Биологи из Архангельска организовали экспедицию на Волгу, чтобы изучить гигантских беззубок. Провелась расшифровка генетических последовательностей этих моллюсков, и неожиданно оказалось, что это виды, характерные для рек Китая.

На вид они совершенно одинаковы, но различаются генетически. Один из них характерен для реки Янцзы, а второй - обитает в реке Сунгари, притоке Амура.

Из бассейнов этих рек в 1960-70-е годы биологи переселяли молодь рыбы в водоемы Казахстана и некоторых бывших республик СССР. В 2000-х с посадочным материалом рыб из Казахстана они попали в бассейны Енисея, Оби и Волги.

В Енисее и Оби беззубки живут лишь в районах сброса теплых вод с ТЭЦ. А на нижней Волге среда для них благоприятна:

«Нижняя Волга буквально наводнена этими моллюсками. В некоторых местах численность их среди числа всех моллюсков доходит до 20-30%», – отметил директор центра комплексного изучения Арктики УрО РАН Иван Болотов.

Это создает несколько проблем: китайские беззубки, которые намного крупнее волжских видов, образуют плотные поселения и вытесняют местных моллюсков и насекомых, которые являются кормовой базой для рыб, в том числе осетровых. Также, они паразитируют на местных видах рыб, замещая местных паразитов.

По словам Болотова, убрать беззубок из Волги уже практически невозможно, так как они прочно встроились в экосистему. Но важно выяснить, не попали ли они в другие реки страны. «С нижней Волгой понятно, а, скажем, есть ли китайские беззубки в Подмосковье, никто не знает. Это новая угроза», – сказал ученый.

«Надо разрабатывать программы по снижению численности, но пока на данном этапе я не готов сказать, каким образом это технически можно организовать», – отметил Болотов.

Это не единственная миграция, идет постоянное изменение флоры и фауны России, да и не только. Так, например недавно в Смоленской области в деревне Мольгино была найдена раненая самка летучей мыши лесного нетопыря из Великобритании.

Защитники Форосского парка сняли на видео прокладку труб на территории парка. Судя по короткому ролику, там теперь можно снимать фильмы про последствия бомбежки.

Напомним, что варварская стройка ведется в ООПТ — это парк-памятник садово-паркового искусства регионального значения «Форосский». Он был создан с целью сохранения уникального для Южнобережного региона Крыма паркового ландшафта, а также всего комплекса растительного и животного мира.

И это несмотря на то, что Наталья Поклонская вступилась за уникальную территорию и написала свой депутатский запрос с просьбой инициировать проверку генпрокурору Игорю Краснову и в следственный комитет Александру Бастрыкину. Похоже, что никому из трех не удалось вернуть справедливость и статус необыкновенного по красоте парка.

Цели меняются и с парка пора снимать статус ООПТ. И действительно, зачем людям, где среднелетняя температура 30 градусов и выше зеленый парк 18 века с редкими реликтовыми растениями, где можно найти тень и укрыться от солнца. Судя по всему, строительное лобби победило депутатский корпус, парк будет загублен так же, как и Волго-Ахтубинская пойма, через которую пройдет мост через Волгу.

Еще одна новость касается непрекращающихся пожаров, которые окутали Якутию, Сибирь и не только. В России предлагают создать спецпитомники для восстановления сгоревших лесов.

Председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов рассказал о существующих сейчас проблемах в лесовосстановлении в регионах. Одна из них – несоответствие саженцев, которые закупаются для этих целей далеко от мест предполагаемой высадки, природно-климатическим условиям территории. Создание питомников непосредственно в регионах поможет урегулировать этот вопрос.

Также, по мнению Вячеслава Фетисова, большой проблемой является отсутствие контроля за высаженными деревьями. Чтобы увидеть, прижились саженцы или погибли - нужен общественный контроль. К высадке деревьев и дальнейшему наблюдению за ними планируют подключить волонтёров.

Недавнее открытие ученых показывает, что леса не только поглощают углерод, но и умеют создавать облака, точнее зоны облачности, что позволяет охлаждать поверхность земли и проливать дожди. Однако, пока не ясно, как леса влияют на климат другими способами, какая их роль в круговороте воды и балансе энергии поверхности.

Но уже совершенно очевидно, что леса создают благоприятные условия для охлаждения планеты. Спутниковые наблюдения показали, что за год над лесами на 15 % больше, чем над необлеснёнными поверхностями идет образование облачности и выпадение осадков.

Единственное, что расстраивает, что высадки молодого леса ведутся крайне непрофессионально, на равных расстояниях друг от друга, что не позволяет из-за ветра и других факторов образовывать внутри высадок новые лесные экосистемы. Деревья должны высаживаться хаотично, у каждого вида есть своя специфика и предпочтения и это давно известно науке, и волонтёры здесь Вячеславу Фетисову не помогут.

А вот - интересное сравнение государственной политики и политической воли руководства России и Китая касательно лесного хозяйства. На этой неделе выяснилось, что уровень лесного покрова в Китае увеличился почти в два раза за 50 лет, а в России уменьшился.

С начала 1970-х годов площадь лесного покрова в Китае выросла почти в два раза, достигнув 23% от общей площади страны, следует из данных «Белой книги», посвящённой социально-экономическому развитию страны, опубликованной пресс-канцелярией Госсовета КНР.

«Коэффициент лесного покрова в стране увеличился с 12,7% в начале 1970-х годов до 23,04% в 2020 году», следует из текста.

Как отмечается в книге, это стало возможным благодаря государственной кампании по борьбе с опустыниванием земель.

Ранее в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) заявили, что Земля с 1990 года потеряла 178 миллионов гектаров леса. Сегодня леса покрывают примерно треть территории суши, что составляет 4,06 миллиарда гектаров. При этом более половины объема всех лесов (54%) расположены в пяти странах – России (815 миллионов гектаров), Бразилии (497 миллионов гектаров), Канаде (347 миллионов гектаров), США (310 миллионов гектаров) и Китае (220 миллионов гектаров).

Нужно отметить, что после лесных пожаров 2021 года, лесная территория серьёзно подсократится, особенно в России. Постоянная законная и незаконная вырубка лесов в России, ведет к серьёзной деградации почв и лесных экосистем, что пагубно влияет на экологию и здоровье. Территории опустынивания в России увеличиваются, сейчас искусственно созданная необдуманной политикой и хозяйственной деятельностью человека, территория опустынивания равна территории Грузии, даже больше.

Также, в этом месяце в Китае вышла «синяя книга», в которой рассматриваются климатические и погодные изменения и прогнозы. В книге было отмечено беспрецедентное количество природных катаклизмов, с которыми столкнулся Китай, также, неутешителен прогноз на ближайшие пять лет.

В России ещё не вышел доклад Росгидромета и лесного хозяйства, но думаю, что прогнозы и количество природных катаклизмов будут не сильно отличаться от синей книги Китая.

Специалисты климатологи считают, что количество аномалий будет расти каждый год. Ученые уже не отрицают изменение климата и глобальное потепление, а также влияние на климат индустриальной деятельности человека.

Государства, начиная с середины прошлого века, заняли сторону бизнеса и добычи, надеюсь к середине этого века, чаша весов перейдёт к населению, здоровью, природе и рождаемости, ибо государство без поданных прекращает своё существование за ненадобностью.

Запасы Волжской стерляди и сельди-черноспинки восстанавливаются

В Волге затонул теплоход

Найден фактор, продлевающий жизнь млекопитающим

«Зеленые» итоги недели: пьяные пчелы в Подмосковье и «тепловой купол» над Москвой

Аргентинское озеро окрасилось в ядовито-малиновый цвет из-за слива в него антибиотиков для хранения креветок

Уровень лесного покрова в Китае увеличился почти в два раза за 50 лет, а в России уменьшился

Талибы захватили власть в Афганистане, чего от них можно ожидать теперь

Иркутская область всё лето остаётся второй в стране по площади лесных пожаров

Пожары и наводнения в России потребуют беспрецедентных расходов из бюджета

«Зеленые» итоги недели: Волгу оккупировали гигантские моллюски из Китая, в Форосе начали застраивать парк

Экс-депутат Рады Волга: в случае вступления Киева в НАТО между Россией и Украиной может начаться война

На реке Конго массово умирают бегемоты из-за загрязнения

«Зеленые» итоги недели: метановые выбросы в Русской Арктике и уничтожение Форосского парка

Аргентинское озеро окрасилось в ядовито-малиновый цвет из-за слива в него антибиотиков для хранения креветок

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Читайте также: