Одна из главных функций лада

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Одна из главных функций лада

  • Поддержите наш сайт →

Функции ладовые — значения звуков и созвучий в ладу (высотной системе).

Принципиально важно для Ф. л. различие 2 осн. типов ладовых (звуковых) систем в зависимости от структуры их материала - одноголосного или многоголосного (в 20 в. также сонорного). Отсюда наиболее общее разделение типов Ф. л. на монодические и аккордово-гармонические. P. л. в разл. древних, ср.-век. и нар. монодич. ладах (т. е. монодические Ф. л.) типологически имеют между собой много общего. К простым монодич. Ф. л. (т. е. к ладовым значениям отд. звуков и созвучий) относятся прежде всего значения гл. опор лада: центр. тон (устой, опорный тон, тоника; его назначение - быть ладовой опорой муз. мысли), конечный тон (финалис; во многих случаях совпадает с центр. тоном, к-рый тогда тоже может наз. финалисом), второй опорный тон (реперкусса, тон повторения, конфиналис, господствующий тон, доминанта; обычно в паре с конечным); также местные опоры (местные центры, переменные центры; если опоры перемещаются с гл. тонов лада на побочные), начальный тон (инициалис, инициал; 1-й звук мелодии; часто совпадает с конечным). К составным монодич. Ф. л. относятся значения определ. мелодич. оборотов, попевок - типовые заключит. формулы, клаузулы (в нек-рых случаях их тоны имеют ещё и свои структурные функции, напр. ультима, пенультима и антепенультима; см. Каденция), типовые начальные обороты (initio, иниций), формулы-попевки древнерус. распевов, григорианских мелодий. См., напр., дифференциацию Ф. л. центр. тона (as1) и конечного тона (es1) в примере при ст. Древнегреческие лады (колонка 306), финалиса и реперкуссы - при ст. Средневековые лады; см. смены местных опор (е1, d1, e1) в мелодии "Господи воззвах" при ст. Звуковая система (колонка 447), дифференциацию Ф. л. начального и конечного тонов в мелодии "Antarbahis" при ст. Индийская музыка (колонка 511). См. также ладовые значения (т. е. Ф. л.) типовых мелодич. оборотов (напр., начальных, заключительных) в ст. Средневековые лады (колонка 241), Мелодия (колонка 520), Полная каденция (колонка 366), Знаменный распев (колонки 466-67), Мелодия (колонка 519).

Системы Ф. л. в многогол. ладах, синтезируя ладовый материал 2 типов (одногол. и многогол.), имеют двухмерный (интердименсиональный) характер. В мелодич. голосах, прежде всего в главном (см. Мелодия), проявляются монодич. Ф. л.; они вступают в сложное взаимодействие с Ф. л. вертикальных созвучий (см. Гармония), порождающее, в частности, значения элементов одного слоя Ф. л. относительно элементов другого (напр., мелодич. тонов относительно аккордов или наоборот; "межслойные", интердименсиональные Ф. л., возникающие при взаимодействии монодич. и аккордово-гармонич. Ф. л.). Отсюда - художеств. богатство Ф. л. в музыке развитого многоголосия. Проецирование аккордово-гармонич. Ф. л. на мелодику сказывается в распространённости ходов по звукам аккорда (скачков), воспринимающихся как однофункциональные (им противопоставляются как функционально контрастные "транзиты" проходящие и вспомогательные звуки), в уменьшении значения первичного фактора линейного напряжения (выше - напряжённее) в пользу гармонико-функционального (рост напряжения при уходе от устоя, спад - при возвращении к устою), в замене мелодичного basso continuo зигзагообразной скачковой линией basse fondamentale и др. Влияние монодических Ф. л. на аккордово-гармонические отражается на самих понятиях осн. тональных функций (центр. тон - центр. аккорд, тоника; реперкусса - аккорд доминанты), а их воздействие на аккордовые последования проявляется в регулировании посредством осн. звукоступеней (их монодич. Ф. л.) выбора и смыслового значения гармонизующих мелодию аккордов (напр., в заключит. кадансе хора "Славься" из оперы "Иван Сусанин" - значение для гармонии костяка опорных звуков мелодии:


ср. Цифровая система), в относит. гармонич. автономности ладовых комплексов мелодии в рамках многоголосия (напр., в ощущении гармонич. целостности ладового комплекса одногол. темы внутри многогол. ткани фуги, иногда даже в противоречии с Ф. л. др. голосов). Интердименсиональные функциональные отношения обнаруживаются в случаях отвлечения от нормативных Ф. л. звуков и созвучий данной системы под влиянием взаимодействия разнородных (монодических и аккордово-гармонических) Ф. л. Так, монодич. Ф. л. в мелодии, подчинённой аккордовой Ф. л. D 7, преобразуются вплоть до полного обращения тяготений (напр., звук 1 ступени тяготеет в 7 и т. п.); подчинение аккорда Ф. л. мелодич. звуков образует, напр., функцию дублировки (в фобурдоне, раннем органуме, в музыке 20 в., см., напр., также фп. прелюдию К. Дебюсси "Затонувший собор").

Модальная гармония эпохи средневековья и Возрождения (особенно в 15-16 вв.) характеризуется равновесием монодич. и аккордово-гармонич. Ф. л. (типично линейно-полифонич. мышление); показательны правила определения лада и главенствующих Ф. л. "по тенору", т. е. по одному голосу; подобно звукам мелодии созвучия разл. ступеней свободно следуют друг за другом, и опредсл. аккордам не оказывается явное предпочтение как главным в ладу; вне каденций "тональная связь может совершенно отсутствовать, и за каждым аккордом. может следовать каждый другой аккорд" (С. И. Танеев, 1909; см., напр., образцы музыки Дж. Палестрины в ст. Полифония, колонки 347, 348, Жоскена Депре - в ст. Канон, колонка 692).

Тональная гармония (17-19 вв.) отмечена преобладанием аккордово-гармонич. Ф. л. над монодическими (см. Тональность гармоническая, Гармоническая функция, Тональность, Доминанта, Субдоминанта, Тоника, Мажор, Минор, Модуляция, Отклонение, Переменные функции, Родство тональностей). Так же, как двуладовая "гармонич. тональность" зап.-европ. музыки есть синтетич. ладовая система особого рода, свойственная ей разновидность Ф. л. есть особый, специфич. их тип, называемый "тональные функции" (H. Riemann, "Vereinfachte Harmonielehre oder Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde", 1893). Классич. функции (T, D, S) действуют на основе высшего природного родства - квинтовой связи между осн. тонами аккордов на IV-I-V ступенях - практически независимо от той или иной их ладовой характеристики (напр., от того, мажорна тоника или минорна); поэтому здесь точен специфич. термин "тональные функции" (коррелятивный термину "модальные функции"), а не общий "Ф. л." (объединяющий те и другие). Гармонич. тональности свойственны интенсивное функциональное тяготение к центр. аккорду (тонике), пронизывающее всю структуру лада, предельно отчётливое выявление гармонич. функции каждого созвучия и отд. звука, интервала. Благодаря силе тональных функций "тональность одного отдела влияет на тональность другого, начало пьесы на ее заключение" (С. И. Танеев, 1909).

Переход к музыке 20 в. характеризуется первоначально обновлением классич. функциональности (служащей осн. моделью для многих новых систем функциональных отношений), созданием новых звуковых структур из традиц. и обновлённого тонального материала. Поэтому распространена техника функциональной инверсии ("обращения" и далее перерождения тонального тяготения): направленность движения от центра к периферии (Р. Вагнер, вступление к опере "Тристан и Изольда"), от устоя к неустою (Н. А. Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", конец 3-го д.; А. Н. Скрябин, гармония в произв. ор. 40-50), от консонанса к диссонансу и, далее, тенденция к избеганию консонанса (С. В. Рахманинов, романс "Ау!"), от аккорда к неаккордовому образованию (появление побочных тонов в аккорде в результате закрепления в его структуре задержаний, вспомогательных и др. неаккордовых звуков). При перерождении традиц. старых Ф. л. таким образом возникают, напр., диссонантная тональность (Скрябин, поздние сонаты для фп.; А. Берг, "Воццек", 1-е д., 2-я картина, диссонантный cis-moll, см. нотный пример в ст. Аккорд, колонка 82, 1-й аккорд - Т), производные лады (С. С. Прокофьев, "Мимолётности", No 2, Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам" - от C-dur; Д. Д. Шостакович, 9-я симфония, 1-я часть, начало побочной партии экспозиции - as-moll как производная T от G-dur), атоникальные структуры (Н. Я. Мясковский, 6-я симфония, 1-я часть, осн. раздел побочной партии; тонич. аккорд Fis-dur появляется только в заключит. партии). На новой основе возрождается многообразие ладов; соответственно возникает многообразие типов Ф. л. (системных функций, значений звуков и созвучий в рамках данной системы).

В новой музыке 20 в. наряду с традиц. типами Ф. л. (монодически-модальных; аккордово-гармонических, в частности тональных) представлены и иные системные функции, обозначающие смысловые значения элементов, в частности в технике центра ("развивающейся вариации" как целесообразно направленного видоизменённого повторения избранной звуковой группы, как бы вариации на неё). Важны функции центр. высоты (высотного устоя) в виде отд. звука (центр. тона, по И. Ф. Стравинскому - "полюса"; напр., в фп. пьесе Э. В. Денисова "Знаки на белом", 1974, тон а2; см. также пример в ст. Додекафония, колонка 274, центр. тон es), центр. созвучия (напр., полиаккорд Fis-dur + C-dur в основе 2-й картины балета Стравинского "Петрушка", см. пример в ст. Полиаккорд, колонка 329), центр. позиции серии (напр., серия в позиции g-e-dis-fis-cis-f-d-h-b-c-a-gis в вок. цикле А. Веберна ор. 25, см. пример в ст. Пуантилизм). При использовании сонорно-гармонич. техники достижимо ощущение определённости высотного устоя без выявления ясного осн. тона (окончание финала 2-го фп. концерта Р. К. Щедрина). Однако применение термина "Ф. л." по отношению ко многим явлениям гармонии 20 в. представляется проблематичным (либо даже вовсе невозможным), для их определения необходима выработка более точной терминологии.

Лад (музыкальный строй)

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина, [1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Содержание

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке



Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑[1]

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лад (музыкальный строй)" в других словарях:

Саз (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Саз. Саз Баглама … Википедия

Балабан (инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Балабан. Балабан Кл … Википедия

гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов

Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта. ».

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада . Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими ( t, s, d ).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны . Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

Лучшее объяснение из найденного. Поклон.

Получается, что тоника, доминанта и субдоминанта могут находиться в разных (и не обязательно соседних) октавах?

>Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая
>Доминанта – это пятая ступень лада
>Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику

Найс противоречия подвезли.

помогите пожалуйста разобраться в ладовых оборотах в мажорных тональностях 1 класс сольфеджио

Спасибо огромное! Очень познавательно и доходчиво!

В разных источниках основной тон аккорда называют то тоникой, то примой. Скажите, в итоге как правильно? Или в чём разница между тоникой и примой?

Тоже не пойму- почему четвертая ступень это доминанта, а пятая субдоминанта (на последнем рисунке)

На рисунке все правильно. Посмотрите внимательно на ноты. 5 нота доминанта. Просто обозначение 4 ноты пропущено. Смотрите на ноты.

Не перепутаны ли на последней иллюстрации доминанта и субдоминанта?

всё в порядке)) верьте на слово.

Извиняюсь, за многословный и малополезный ответ. Никак сегодня простые слова не находятся))

Спасибо, что не загрузили разными незнакомыми терминами и теориями, а коротко, но подробно и понятно рассказали!

Одна из главных функций лада

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ — возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

ТРИ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛАДА

Важнейшая часть музыкального образования — образное осмысление трех основных функций лада. На данном этапе никак не обойтись без игры в определенных тональностях. Но это еще не ознакомление с тональностями как таковыми.

Каждая функция лада имеет свой образ: Т — Король, S — Королева, D — Принцесса. На столе лежат новые картинки: два короля — веселый и грустный, две королевы — тоже веселая и грустная и маленькая озорная принцесса. Потом, через несколько уроков, мы добавим еще одну карточку с изображением повзрослевшей принцессы (доминантсептаккорд).

Рассказываю и показываю, играя на инструменте то в мажорной тональности, то в минорной, что и у Королевы, и у Короля бывает разное настроение (мажорное или минорное). А у Принцессы в любой тональности настроение только мажорное. Затем играю тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия в мажоре и миноре, и дети, узнавая их по характеру, поднимают карточки–картинки. Конечно, первоначально им подсказываю. Так как играю простейшие кадансовые обороты, то заканчиваю всегда на тонике (Принцесса–доминанта стремится к Королю).

И когда дети уже привыкли различать главные трезвучия, можно весь класс (вместе с родителями, которые присутствуют на уроке) разделить на три группы (Король, Королева и Принцесса), и каждая из этих групп под мой аккомпанемент будет дружно хлопать в ладоши тогда, когда услышит свою функцию. Игра может длиться долго — мелодия за мелодией, и в каждой всем детям достанется время похлопать в ладоши! Останавливаемся только в том случае, если кто–то хлопнул «в чужом месте». Тогда начинаем все сначала. Это и есть способ ознакомления с тоникой, субдоминантой и доминантой.

Когда образная реакция на аккорды закрепляется, мы берем мини–матрешки (из которых раньше строили октавы и знакомились с названиями октав) и начинаем играть в новую игру — «Чехарду». С ее помощью знакомимся с обращениями аккордов. Добавляем к карточкам с большой и малой терцией чистую кварту (Ворону). Сначала строим все обращения тонического трезвучия из карточек–интервалов на столе. Затем играем в «Чехарду» на клавиатуре. Матрешки стоят на нотах тонического трезвучия — тоника перепрыгивает через две другие матрешки и получается тонический секстаккорд и т. д. Таким же образом происходит «Чехарда» с обращениями субдоминантового и доминантового трезвучий. В это время дети впервые знакомятся с секстаккордом и квартсекстаккордом главных функций. Но на первых порах чаще используем образные названия этих аккордов и лишь со временем переходим к академическим.

Заключительный этап — септаккорды. Эти аккорды имеют семь разновидностей. Можно, конечно, из «кроликов» и «зайчиков» построить все эти разновидности, но лучше не торопиться, лучше сделать по–другому. Например, можно показать, как Принцесса выросла: была маленькая — стала взрослой. Играю доминантсептаккорд уже из четырех звуков, и дети встают на цыпочки, а на разрешение аккорда садятся. По карточке с изображением аккорда поют цепочку Д 7. Берем «веселого зайчика» и двух «грустных кроликов», и ученики сами составляют этот аккорд.

Для меня очень важно на этом этапе дать общее представление о всех аккордах, существующих в классической музыке, познакомить с «настроением» каждого аккорда. Как только ученики узнали доминантсептаккорд (повзрослевшую Принцессу), я по натуральному звукоряду играю им септаккорды каждой из семи ступеней, останавливаясь более конкретно только на септаккордах II и VII ступеней. При этом очень важно создать образ звучащих аккордов, поэтому нужно играть очень артистично, раскрывая настроение, играя аккорды для большей образности со всеми обращениями.

Появляются новые карточки — Белый лебедь. Лебедь с раненым крылышком, который пытается поднять крылышки и не может (II ступень). Черный лебедь и Очень голодный черный лебедь, который ныряет в воду, когда мы кидаем ему крошки (это септаккорды VII ступени). Конечно, каждый педагог может найти образы исходя из своих ассоциаций.

Позже играю все септаккорды в тональностях, и малыши, которые даже еще не овладели пианистическими навыками, называют мне все ступени. Игра септаккордов разных ступеней удивительным образом погружает в мир музыки. Если ребенок почувствует их красоту, проникнет в их волшебное звучание, в будущем он сможет использовать их богатейшие возможности в аккомпанементе и импровизации.

Дети, которые по каким–то причинам не смогли продолжать свое музыкальное образование, но уже получили представление о богатстве музыкальной палитры, глубочайшим образом связаны с музыкой навсегда.

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

тоника, субдоминанта и доминанта в тональностях до мажор, ре минор

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

главные ступени лада в разных тональностях

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

главные трезвучия в до мажоре

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

вводные ступени - седьмая и вторая

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

медианта - третья ступень, субмедианта - шестая

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Конспект урока "Главные гармонические функции в ладу"

План- конспект открытого урока по сольфеджио 4 класс "Главные гармонические функции в ладу".

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Нюксенская детская музыкальная школа»

План- конспект открытого урока

«Главные гармонические функции в ладу»

Сольфеджио 4 класс.

Преподаватель: Локтева Н.В.

Сольфеджио – одна из важнейших музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию музыкального слуха, как мелодического, так и гармонического, а также формированию музыкально-эстетических взглядов и вкуса. Знакомясь с лучшими образцами русской и западно-европейской музыки, учащиеся обогащают свои музыкальные представления, расширяют кругозор, развивают слух, ритм, память.

Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к исполняемому произведению. Поэтому важнейшей составляющей в работе сольфеджио является воспитание слуховых представлений, которые необходимы для исполнительской деятельности музыканта.

Теоретическое изучение, пение, слышание главных тональных функций составляют основу ладогармонического слуха и мышления учащихся. Поэтому в работе над гармоническим слухом необходимо петь с аккомпанементом, петь a cappella трехголосные последовательности аккордов, анализировать на слух гармонический строй музыкального произведения.

Тема урока: «Главные гармонические функции в ладу»

Цель урока: закрепление теоретических знаний, а также практических интонационных и слуховых навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

- научиться использовать разные формы работы с гармоническими функциями: записывать, слышать, проигрывать;

- применять полученные знания в незнакомом музыкальном материале.

Развивающие:

- расширять слуховые представления о гармонических оборотах, уметь их анализировать;

- закрепить навыки слухового анализа музыкальных произведений.

Воспитательные:

- повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио через применение различных форм деятельности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений;

- поддерживать стремление к самостоятельной работе с гармоническими функциями и подбору аккомпанемента к мелодии.

- развивать творческие способности.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.

Продолжительность урока: 1 час (1,5 академического часа)

Формы работы:

Опрос учащихся в устной и письменной форме.

Методы обучения:

Методическая база урока:

1. Ж. Металлиди, А. Перцовская « Мы играем и поем» Сольфеджио 4 класс ДМШ, изд. Санкт-Петербург 2004 г.

2. Ю. Фролова Сольфеджио 4 класс ДМШ, Ростов-на-Дону « Феникс» 2006 г.

3.Г.Ф.Калинина Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. М., 2012 г.

Музыкальный материал:

1. М. И. Глинка « Полька».

2. Чешская народная песня «Аннушка».

3. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома.

4.Л. Бетховен. «К Элизе» .

5. Р. Шуман. «Смелый наездник».

6.Ф. Шуберт «Вальс» си минор.

Материалы и оборудование.

Наглядный материал:

1.Таблица «Квинтовый круг тональностей»

3.Схема «Главные и побочные ступени лада»

4.Таблица с обозначением главных трезвучий лада и их обращений

6.Карточки гармонических оборотов

Оборудование:

- нотные тетради, карандаши, ластики,

-учебные пособия учащихся

- Ж. Металлиди, А. Перцовская « Мы играем и поем» Сольфеджио 4 класс ДМШ;

Ю. Фролова Сольфеджио 4 класс ДМШ; Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс.

Краткая характеристика группы:

В открытом уроке участвуют учащиеся 4 класса фортепиано семилетнего курса обучения. Возраст учащихся: 10-11 лет. Учащиеся группы активны на уроке, восприимчивы к новому материалу, выполняют домашние задания, проявляют интерес к сольфеджио, стремятся получить новые знания.

План урока:

Вводный раздел (5 минут)

- вступительное слово преподавателя;

- организационный момент: проверка готовности учащихся к работе.

2. Основной раздел (50 минут)

Проверка домашнего задания (15 мин):

- разминка: «Вопрос-ответ» о знаках в тональностях;

- расположение главных трезвучий лада и их обращений;

- пение в тональности A-dur: звукоряд, ступени, аккорды;

Изучение нового материала (10 мин):

« Главные гармонические функции в ладу»:

- роль тональных функций в организации движения в музыке; Закрепление пройденного материала (25 минут):

- игра «Угадай-ка» по группам (слуховой анализ музыкальных произведений);

- сольмизация, как средство осознания гармонических функций и элементов музыкальной речи на примере диктанта с прошлого урока (Чешская народная песня «Аннушка»);

- подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение;

- пение гармонических последовательностей.

3. Заключительный раздел (5 минут)

- подведение итогов, оценка работы группы в целом и каждого учащегося;

- запись домашнего задания.

Этапы работы

Вступительное слово преподавателя.

Настрой учащихся на учебную деятельность(5 мин):

Проверка готовности группы, отметка в журнале присутствующих и объявление темы урока.

Задача учащихся: настроиться и сосредоточиться для выполнения заданий.

Задача преподавателя: добиться внимания и работоспособности учащихся, активизировать их деятельность на уроке.

2.Опрос учащихся по домашнему заданию

Проверка домашнего задания (15 минут):

1).Разминка: «Вопрос-ответ». Определение знаков в тональностях. Показать карточки с обозначением количества знаков, учащиеся поочередно отвечают название мажорной тональности и ее параллельной (2-3 м.)

2).Проверка теоретических знаний о расположении главных трезвучий лада и их обращений. Какие ступени являются главными в ладу. Как называются трезвучия, которые на них строятся. Что такое обращение трезвучия. Какие обращения трезвучия существуют. На каких ступенях в ладу строятся T6, S6, D6. На каких ступенях в ладу строятся T64, S64, D64.

Назовите общие ступени у Т и S, у Т и D.

Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы.

3).Вокально-интонационная работа в тональности A-dur:

- пение гаммы вверх и вниз с названием нот и знаков с дирижированием в ритме в размерах на 2/4 и 3/4;

- пение звукоряда гаммы ступенями с ручными знаками;

- пение цепочек ступеней с ручными знаками ;

- пение трезвучий главных ступеней и их обращений

Задача преподавателя: проверить теоретические знания учащихся и практические навыки, закрепить работу в тональности, добиться осознанного исполнения и точного интонирования.

Задача учащихся: показать теоретические знания, навыки интонирования гаммы и всей работы в тональности, умение слышать преподавателя и продолжать пение по группам или по одному.

3.Изучение нового материала

Знакомство с новым материалом. (10 мин.) Рассказать о значении главных функций лада, об их роли в организации музыкального процесса и движения в музыке. Тоника – это устойчивая функция, она выполняет роль покоя, устоя. Субдоминанта – это неустойчивая функция, ее роль движение от Тоники. Она имеет общую I ступень с Тоникой и звучит всегда после Тоники. Доминанта – это тоже неустойчивая функция, ее роль движение к Тонике. Она имеет вводные ступени, крайне неустойчивые и потому ее разрешение в Тонику становится безусловным и необходимым. Доминанта всегда разрешается в Тонику и имеет общую V ступень (вместе с учащимися проанализировать звукоряд гаммы, определяя функциональное значение каждой ступени).

Теперь рассмотрим на клавиатуре соединение гармонических функций в Ля мажоре: Т-S, D-T. ( Наглядно показать движение Субдоминанты от Тоники в соединении T S64, и движение Доминанты к Тонике в соединении D-T64, подчеркивая их функциональное значение).

Теперь давайте рассмотрим схему главных трезвучий лада в нотах в До мажоре. (На доске выписны три главные функции на равном расстоянии от Тоники – ч. 5 ). Здесь можно увидеть зеркальное отражение Субдоминанты и Доминанты, а также два основных ключа: «Соль» и «Фа». Но есть еще ключ «До». Таким образом, в трех гармонических функциях заключены три ключа. Тремя ключами называется наш предмет «Сольфеджио». Таким образом, Сольфеджио – это наука, открывающая путь к постижению музыки.

Обратимся к музыке.

4.Закрепление учебного материала

Закрепление учебного материала по теме. (25 мин.)

1. Игра «Угадай-ка». (10 мин.)

Учащиеся делятся на две группы для конкурсной работы по точному определению гармонического сопровождения мелодии в музыкальном произведении, а также элементов музыкальной речи, предварительно вспомнив все ее особенности. Учащиеся пользуются карточками с гармоническими оборотами. Если группа правильно определила, она набирает один балл. В конце игры определяем победителя. Звучат такие музыкальные произведения:

- Л. Бетховен «К Элизе» (фрагмент).

- Ф. Шуберт « Вальс» си минор (фрагмент).

- П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома (фрагмент).

- М. И. Глинка «Полька» (фрагмент).

- Р. Шуман. «Смелый наездник» из Альбома для юношества. (Работа с нотным текстом).

(Учащиеся, прослушивая музыкальные фрагменты, показывают карточки гармонических оборотов, которые звучат в музыке.)

Задача учащихся: максимально быстро и точно определить гармонические функции произведения, а также элементы музыкальной речи.

Задача преподавателя: Сконцентрировать слуховое восприятие и быстрое внимание учащихся на звучании музыки.

В конце игры определяется команда-победитель.

2. Работа с мелодией диктанта: (7 мин.)

- пение с последующим анализом функциональных свойств каждой ступени;

- определение и запись гармонических функций;

- определение жанровых особенностей мелодии и выбор соответствующей фактуры – способа изложения гармонии.

- исполнение мелодии с сопровождением и дирижированием;

- транспонирование мелодии диктанта в близлежащие тональности.

Задача учащихся: интонационно чисто исполнить мелодию, максимально точно определить тональные функции, применяя теоретические знания.

Задача преподавателя: воспитание гармонического слуха учащихся и умения грамотно применять теоретические знания.

3.Пение гармонических оборотов. (8 мин.)

На примере фрагментов музыкальных произведений определить три наиболее часто звучащих гармонических оборота: T-S-T , T-D-T, T-S-D-Т. Учащиеся записывают в тетради обозначениями эти три оборота, а затем поют их в разных тональностях.

Задача учащихся: правильно записать и запомнить гармонические обороты.

Задача преподавателя: проверить правильность написания и оформления в нотной тетради.

5.Задание на дом

Заключительное слово преподавателя: (5 мин.)

Оценка усвоения пройденного материала, работы группы в целом и каждого учащегося в отдельности.

Читайте также: