Одобрение типа транспортного средства для установки фаркопа газель

Обновлено: 05.07.2024

ФОРУМ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА "УСЛУГИАВТО"

Установка ТСУ на автомобиль ГАЗель, Соболь, Баргузин

Установка ТСУ на автомобиль ГАЗель, Соболь, Баргузин

Anastasia » 23 мар 2017, 14:50

Владельцы автомобилей ГАЗель, Соболь, Баргузин часто обращаются с вопросом возможности установки ТСУ и буксировки прицепа. Горьковский автозавод (ГАЗ) официально не предусматривает буксировку прицепа, что указано в Одобрениях Типа Транспортного Средства. Причин и догадок этому может быть несколько, от удешевления процедуры сертификации до отсутствия запаса эффективности тормозной системы. Прежде, чем начать расчет были проведены консультации с конструкторами данных ТС с целью выявления нюансов тормозных систем каждого автомобиля. Забегая вперед, отметим, что последние разработки группы ГАЗ имеют хорошие перспективы для эксплуатации с прицепом, так что прогресс имеется и с запасом эффективности тормозной системы есть положительная динамика в новых моделях ГАЗа! Перейдем к делу. и к цифрам.
Проведены расчеты возможности буксировки прицепа не оборудованного тормозной системой или оборудованного тормозной системой, исходя из возможностей тормозной системы тягача.
Результаты расчетов:
Расчетные критерии (Правила ЕЭК ООН №13 и №13-Н):
1. графики уровней реализуемого сцепления осями ТС
2. замедление в рабочем режиме
3. замедление в аварийном режиме (при разгерметизации переднего контура).
Модификации разных поколений с исправной тормозной системой выполняют условия пп.1 и 2. (см. рис.1-3).

Ограничивающим критерием является п.3 - замедление ТС при разгерметизации переднего тормозного контура. Этот показатель взят за определяющий.


ГАЗель-Классик (1994-наст.время).
Категория N1(грузовые фургоны и бортовые грузовики): тормоза рассчитаны на полную массу тягача с прицепом 3580 кг, т.е. масса прицепа 80 кг.
Категория M2 (пассажирский автобус 11-17 мест). Полная масса – до 3060 кг, масса прицепа без тормозов 160 кг.
ГАЗель-Бизнес (2010-наст.время)
Категория N1: полная масса до 4050 кг, масса прицепа до 550 кг.
Категория М2: полная масса до 3480 кг, масса прицепа до 580 кг.
ГАЗель-Next (2013-наст.время)
Без АБС:
Категория N1: полная масса до 3850 кг, масса прицепа – 350 кг.
С АБС:
Категория N1: полная масса до 8500 кг, масса прицепа – до 5000 кг.
Категория М2: полная масса до 8400 кг, масса прицепа – до 4200 кг.

Основной недостаток ГАЗель-Бизнес, -Классик и Next без АБС – разделение тормозных контуров по осям и "слабые" задние тормозные механизмы.

Соболь-Бизнес (категория N1):
Моноприводные версии ГАЗ-2752 и -2310 способны буксировать прицеп в 300 кг при снаряженной массе 2800 кг. Тормозная система полноприводных модификаций ГАЗ-27527 и 23107 выдержит прицеп в 100 кг при снаряженной массе ТС 3000 кг.

Расчет показал, что на автомобилях Соболь-Классик и Баргузин-Классик (все категории), Соболь-Бизнес (кат. М1, М2), Баргузин-Бизнес (кат. М1, М2) буксировка прицепа недопустима!

Вывод:
Буксировка прицепа возможна на а/м ГАЗель:
Next с АБС (до 5000 кг)
Next без АБС (до 350 кг)
Бизнес (до 550 кг)
Классик (до 160 кг)
Буксировка прицепа возможна на а/м Соболь:
Соболь-Бизнес (до 300 кг)

Имеются варианты по улучшению тормозной системы и увеличению массы прицепа.

Приведены допустимые массы прицепа, исходя из возможностей тормозной системы!

В ГИБДД офицально перечислили, что можно устанавливать на автомобиль (фаркоп, рейлинги, диаметр колес), а что нет.

На официальном сайте Госавтоинспекции появилась информация о так называемом тюнинге, а так же о том что можно устанавливать на автомобиль, не имея при этом проблем с ГИБДД, а что нельзя.

Стоит знать, что минимум что может быть водителю за внесение изменений в конструкцию транспортного средства (так это называют сотрудники ГИБДД, установку фаркопа, багажника и т.п.) это штраф в 500 рублей (ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ). А максимум автомобиль могут снять с регистрационного учёта если водитель не устранит неисправность в установленный инспектором срок.

Как сообщает ГИБДД вносить изменения в конструкцию автомобиля допустимо только в случае соответствия требованиям регламента Таможенного союза, при соблюдении ряда условий, указанных в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), а также при наличии документов из аккредитованной лаборатории . Само изменение (фаркоп, багажник, и т.п.) должен иметь документы от производителя.

Первое на что обращено внимание, это диаметр колес. Он должен соответствовать требованиям завода изготовителя. Например, на Ладе Гранта с завода установлена резина 13 радиуса, самовольно установить 15 радиус запрещено, хоть в настоящие время это возможно.

Ставить на автомобиль фаркоп или как его правильно называть тягово-сцепное устройство возможно если соответствие требования техрегламента, в том числе в отношении маркировки(нужны документы от завода на фаркоп). Если в Одобрении типа транспортного сред на автомобиль указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», то подобная доработка является недопустимой и собственно устанавливать фаркоп на этот автомобиль просто недопустимо и невозможно.

Установка лебедок, холодильного оборудования возможно только по итогам испытаний в специальной лаборатории, которая предоставит соответствующую документацию. Для получения в ГИБДД свидетельства о соответствии конструкции заявитель должен предоставить соответствующую документацию .

Всё что касается изменения количества сидений в автомобиле, изменений типа автомобиля (был легковой микроавтобус, стал пассажирский и т.п.) так же подлежит регистрации в ГИБДД.

Не нужно регистрировать в ГИБДД легкосьемные компоненты такие как, например, крышка грузового отсека для пикапа или багажник на крышу, рейлинги, устройства для перевозки велосипедов и т.п. Но такие элементы должны быть установлены в соответствии с инструкцией, а возможность их использования должна быть отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.

Как оформить разрешение на фаркоп на легковой автомобиль, законодательная база и штрафы, новые правила 2021

Допускается движение без прицепа, если стоит сцепной шар, скрытый или имеющий складную конструкцию. Подобные модели устройства набирают популярность, поскольку позволяют быстро убрать выступающую деталь, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.

Фаркоп для машины

С 2015 года вступил в силу «Технический регламент ТР/ТС 018/2011», который обязывает автовладельцев легализовывать монтаж фаркопа. Элемент, применяемый для эксплуатации (перемещения) грузовых и легковых прицепов (ТСУ), монтированный на авто, считается внесением изменений в модификацию. Владельцев ТС интересует, как зарегистрировать фаркоп на легковую машину в ГИБДД и когда требуется пройти официальное оформление.

Технический регламент

На какие машины можно ставить фаркоп

Перед тем как зарегистрировать фаркоп на легковую машину в ГИБДД, необходимо узнать, возможен ли монтаж сцепного узла на конкретный автомобиль. Выяснить это можно в документации на машину, просмотрев нагрузочную таблицу. Она размещена в подкапотном пространстве либо на стойке ТС. В строке «Максимальная допустимая масса автопоезда» указана возможность перемещения прицепа.

Закон о фаркопах для легковых автомобилей в 2021 году

Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» — закон, которым регулируется монтаж сцепного узла на легковые ТС. Необходимость в узаконивании ТСУ зависит от технических характеристик машины.

Если в документации, поставляемой с авто, указано, что на ТС тяговое устройство монтировали на заводе, то дополнительного оформления элемента не понадобится. В случаях, когда при производстве не предусмотрели наличие ТСУ, а автовладелец монтировал покупной или самодельный крюк, регистрировать фаркоп на легковом автомобиле в ГИБДД надо.

Кроме того, не требуется регистрация фаркопа, если он:

  • совместим с автомобилем (это подтверждает сертификат соответствия);
  • официально приобретен у производителя или продавца (это подтверждают паспорт ТСУ и товарный чек или накладная);
  • установлен в штатные места (это подтверждают акт выполненных работ и отметка в паспорте ТСУ).

Ведь в этом случае на машину установлено ТСУ, предназначенное именно для этой модели, причем, установлено штатно, как это предусмотрено производителем, а значит, никакого внесения изменений в конструкцию машины, не было.

Как оформить разрешение на фаркоп на легковой автомобиль

Оформить установку фаркопа на легковой автомобиль будет проще, если приобрести фирменный крюк. Такой элемент сопровождается необходимой документацией о соответствии, что облегчает регистрацию.

При отсутствии заводского фаркопа необходимо снимать бампер и модифицировать конструкцию багажной части кузова, чтобы установить крюк. Подобные манипуляции считают модификацией автомобиля, поэтому регистрировать фаркоп на легковом автомобиле надо. В противном случае автовладельцу грозит штраф.

Поставить подержанное ТС на учет без оформления ТСУ также невозможно.

Документы для оформления фаркопа

Документы для оформления фаркопа

После того как в ГИБДД разрешат установку дополнительного элемента, можно обратиться в автосервис или провести монтаж самостоятельно. В последующем потребуется еще одно посещение ГИБДД, при котором вас попросят предоставить пакет документов:

  • диагностическая карта;
  • сертификат качества ТСУ;
  • договор о приобретении автоприцепа;
  • документы из сервисного центра;
  • заключение экспертизы;
  • заявление с просьбой о регистрации.

Заключение экспертизы и диагностическую карту можно получить в легальном сервисном центре, который имеет лицензию. Владелец авто также должен предоставить сотрудникам регистрационного отдела техпаспорта на прицеп и машину. Если договора о приобретении нового крюка нет, документ можно заменить гарантийным чеком или квитанцией о покупке.

Штраф

Не зная о том, что оформлять фаркоп в ГИБДД на легковой автомобиль нужно, водитель транспортного средства может быть оштрафован. Самодельный крюк, установленный на ТС, представляет угрозу другим участникам движения. Инспектор вправе выписать штраф за фаркоп на легковом автомобиле – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).

В редких случаях сотрудник ГАИ может отпустить нарушителя, если владелец ТС незамедлительно устранит крюк (снимет, легализует ТСУ).

Штраф предусмотрен и за неработающее сцепное устройство. Наказание по 2-й части той же статьи – 500 руб. При этом инспектор вправе отбуксировать транспортное средство на штрафстоянку или наложить запрет на передвижение до устранения нарушения.

Фаркоп на легковой автомобиль

Фаркоп на легковой автомобиль

Поэтому не рекомендуется экономить, поскольку цена за оформление фаркопа на легковой автомобиль гораздо меньше возможных последствий.

Можно ли самому устанавливать фаркоп на легковое авто

Установку сцепного узла можно провести бесплатно (своими руками) и затем зарегистрировать изменение. Для этого требуется соблюдение ряда правил:

  1. Устройство должно подходить для конкретной модели ТС.
  2. Монтаж стоит проводить по схеме, обозначенной в инструкции.
  3. Все снятые в процессе работы детали машины должны быть установлены обратно.

Можно ли ездить с фаркопом без прицепа на легковом автомобиле

Автомобилисты, которые знают, что регистрировать фаркоп для легкового автомобиля нужно, задаются вопросом о возможности использовать ТС с установленным ТСУ без автоприцепа.

Даже если тягово-сцепное устройство смонтировано и узаконено по всем правилам, но используется без прицепа, возможно наступление ряда последствий. При столкновении с транспортным средством, на котором установлен фаркоп, вероятность получения травм у водителя и пассажира сзади идущего авто возрастает. Столкновение с прицепом намного безопаснее. Поэтому закон предусматривает это обстоятельство и запрещает езду без прицепа. Съемную часть ТСУ необходимо убирать.

Допускается движение без прицепа, если стоит сцепной шар, скрытый или имеющий складную конструкцию. Подобные модели устройства набирают популярность, поскольку позволяют быстро убрать выступающую деталь, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.

Зарегистрировать фаркоп на легковую машину проблематично, поэтому многие автовладельцы, чьи ТС не оснащены элементом буксировки производителем, избегают установки крюка.

В ГИБДД разъяснили ситуацию с фаркопами, багажниками и элементами тюнинга

В ГИБДД разъяснили ситуацию с фаркопами, багажниками и элементами тюнинга

В прошлом году в автомобильном мире развернулась целая дискуссия на тему, считать ли установку багажника на крышу автомобиля «изменением в конструкции» машины и станет ли это поводом для штрафных санкций со стороны ГИБДД. Время от времени аналогичные споры возникали и по поводу фаркопов, колес другого диаметра и прочего тюнинга, которым автовладельцы порой занимаются самостоятельно.

А пока на официальном сайте ГИБДД появились разъяснения на сей счет, чтобы народ не путался в понятиях - запрещено или разрешено, грозят штрафы при проверке автомобиля или нет и нужно ли на каждый «чих» получать отдельное разрешение на соответствие конструкции ТС.

Итак, багажник на крышу автомобиля не требует получения отдельного свидетельства, если конструкция багажника является легкосъемной, установлена в соответствии с инструкцией по установке и возможность его использования отражена в эксплуатационной документации вашего автомобиля. Аналогично решается и вопрос по установке крышки грузового отсека для пикапа.

Что касается колес большего радиуса, то здесь нужно смотреть в рекомендации завода-изготовителя. Если завод не предусмотрел для вашей модели колеса большего радиуса, вам придется подтверждать такую возможность с помощью оформления специального протокола испытаний на устойчивость, тормозные характеристики и показания спидометра. Переводим на простой язык: если очень хочется нарушить рекомендации завода, вам придется потратить немало времени и сил, но не факт, что в конце концов полученные характеристики позволят вам добиться желаемого.

Установка лебедки и холодильника является внесением изменений в конструкцию автомобиля. Это не значит, что вам запрещено их устанавливать в автомобиль, но обратиться в специально аккредитованную лабораторию за разрешением придется. А вот установку тягово-сцепного устройства вам вряд ли разрешат даже после визита в лабораторию, если в Одобрении типа транспортного средства указано: «буксировка прицепа не предусмотрена».

Очевидно, что данные примеры в ГИБДД привели, чтобы пояснить сам принцип подхода к любым конструкционным изменениям, будь то нестандартные пороги, галогеновые лампы нестандартного света, спойлеры, рулевое колесо или проставки (лифт подвески) для увеличения дорожного просвета.

Быстро узнать актуальную стоимость автомобиля на рынке - с помощью калькулятора «Оценить авто».

Багажник, фаркоп, колеса побольше. — за это отнимут регистрацию

Что изменилось?

Речь идет о новом порядке проверки автомобилей, если в их конструкцию внесли изменения. Он вводится решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 декабря 2011 года №877 «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств“» (далее — техрегламент).

В действие документ вводится поэтапно. С 1 февраля начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств. А методы экспертизы и испытаний, прописанные в ГОСТе 33670–2015, станут законными только с 1 июля 2021 года. Это прописано в пункте 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 года №219.

Что такое незаконное я установил на автомобиле?

Ничего, если этого нет в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В нем рассмотрены все случаи, касающиеся тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, колес и шин, двигателей, а также прочих элементов конструкции. Мы все изучали этот документ при подготовке в автошколах.

За нарушение этих требований в КоАП РФ предусмотрено несколько санкций:

Что попало под запрет теперь?

Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными. Причем нельзя будет кивнуть на соседа и сказать, что у него такая же машина с таким же фаркопом, на который разрешение дали, поэтому автоматически такое разрешение есть и у вас. Нет — у него свое разрешение, а у вас — свое. Даже если автомобили и фаркопы одинаковые.

При этом испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:

  • подвеска и любые ее компоненты
  • рулевое управление и рулевое колесо
  • сиденья водителя и пассажиров
  • внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
  • бамперы
  • выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
  • ксеноновые лампы
  • галогеновые лампы накаливания нестандартного света
  • любые спойлеры
  • нестандартные пороги
  • нестандартные колесные арки
  • подкрылки
  • дополнительное внешнее освещение
  • багажник на крыше
  • колесные проставки
  • газобаллонное оборудование
  • «кенгурятники»
  • лайтбоксы на крыше
  • мониторы для трансляции рекламы
  • «плавники»
  • фаркопы
  • лебедки.

Не забываем и про двигатели, включая чип-тюнинг, расточку и прочие доработки. Что касается колесных дисков, то к ним претензий не будет, если они соответствуют типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели.

Также советуем внимательно изучить сервисные книжки своих автомобилей, в которых, кстати, многие из перечисленных доработок уже заявлены производителем. Например, АВТОВАЗ прописывал установку фаркопов в документации на свои классические модели, а в продаже есть фаркопы, прошедшие оценку соответствия, в том числе для вазовской «классики». В этом случае проблем не будет. Там же прописаны типоразмеры колес, допустимые багажники на крышу и прочие уже сертифицированные для вашей модели элементы и компоненты.

Должен ли я демонтировать установленные узлы и агрегаты?

Можно не торопиться. Нам дали некое подобие переходного периода. ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» сможет применяться с 1 июля 2021 года. А до этого времени нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений.

Проще говоря, у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.

Если у вашей машины стоит особый бампер или фаркоп, то доказать их неправомерность до 1 июля 2021 года инспектор ГИБДД без дополнительных постановлений правительства (которых пока нет) не может.

Та же ситуация сложилась с тонировкой — без замеров об ее чрезмерности говорить нельзя, а для замеров должны быть соблюдены определенные условия (например, в темное время суток замеры не проводятся).

Следует ли ждать проверок на дорогах?

Что делать, если инспектор остановил «доработанный» автомобиль?

Что будет с 1 июля 2021 года?

С этого момента в силу вступит ГОСТ 33670–2015, и незаконность внесенных в конструкцию и несертифицированных изменений можно будет доказать. Если производитель не предусмотрел установку на ту или иную модель, скажем, фаркопа, то деталь придется либо демонтировать, либо оформлять после получения одобрения в лаборатории.

Зачем все это нужно?

Адвокат Коллегии адвокатов Москвы «Интеллект. Конструктивность. Альтернативность» Михаил Тарасов:

Формулировка «единичное ТС» указывает на то, что отход от уточнения в виде формулировки «тип транспортного средства» — не просто забывчивость, как на то указали многие эксперты и журналисты, а попытка регулирования тюнинга на каждый автомобиль и преследование определенных целей. Разбираться, чем же это продиктовано (желанием извлечь процедурой согласования изменений конструкции автомобиля экономическую выгоду для государства либо же реальным стремлением уменьшить количество ДТП с участием доработанных автомобилей и стремлением сохранить больше жизней на дорогах), невозможно по одной простой причине — отдельного учета фактов смертельных ДТП с участием тюнингованных авто в действующей системе правовой статистики учета преступности в России не существует.

Легален или нелегален ваш фаркоп: как избежать проблем с ГИБДД

Под тюнинг российские законодатели и правоохранители всеми силами пытаются подвести абсолютно любые изменения в конструкции транспортного средства – вплоть до установки расширителей арок или брызговиков. Смешно и грустно одновременно. Но кормиться надо и полицейским, и так называемым сертификационным лабораториям (которые по факту ничего не проверяют и безопасность транспортных средств никак не повышают). Ну а отдуваться приходится простым водителям. Прижучить за обычный фаркоп теперь могут каждого, при условии, что этот каждый не обладает должными сведениями о своей машине и установленном на неё оборудовании.

По теме

Ситуацию с законностью и незаконностью фаркопов неоднократно комментировали в самой ГИБДД. Согласно официальной позиции ведомства, дополнительно регистрировать и вносить в СТС сведения о сцепном устройстве не нужно тем автовладельцам, на машины которых установка фаркопов изначально предусмотрена заводом-изготовителем. Но и здесь не обходится без нюансов.

С технической точки зрения ничто не мешает прицепить прицеп к автомобилю любой марки и модели – вне зависимости от того, какая машина находится в вашем распоряжении. Установка фаркопа в любом случае возможна. Но, как уже говорилось ранее, денег в казну и в карманы заинтересованных лиц это не принесёт. Поэтому все фаркопы делятся на легальные и не очень. Что есть, то есть!

Можно устанавливать фаркоп или нет

Первое и главное требование, которое предъявляется к автомобилю, – сама возможность установки сцепного устройства. Определяется такая возможность ещё на этапе сертификации транспортного средства. Уже на этом этапе возможен мухлёж. Как уже говорилось ранее, технически ничто не мешает присоединить прицеп к совершенно любому автомобилю. Однако без документального подтверждения этой возможности ваш фаркоп автоматически оказывается вне закона. Бывают случаи, когда автопроизводители «забывают» указать о возможности буксирования прицепа. Тогда без обращения в испытательную лабораторию и внесения изменений в документы транспортного средства уже не обойтись.

Как проверить

Понять, повезло вам с машиной или нет, можно по табличке с ВИН-кодом на стойке авто или под капотом. Эта наклейка – ваше алиби или проклятье.

Помимо самого VIN-кода здесь содержится действительно важная информация, а именно полная масса авто (масса снаряжённого автомобиля плюс допустимый вес груза либо пассажиров), допустимая масса автомобиля вместе с прицепом, а также максимальная нагрузка на переднюю и заднюю оси. Есть масса с прицепом – полдела сделано, нет – у вас уже проблемы.

Какие документы нужны на фаркоп

Если возможность установки фаркопа сертификационная документация на автомобиль подтверждает, вам потребуются документы на само сцепное устройство. У «правильного» фаркопа должны быть сертификат соответствия и паспорт, которые вам всегда придётся возить с собой (в противном случае доказать легальность устройства ушлым гаишникам вы не сможете). Придётся возить и доказательства того, что установку тягово-сцепного устройства осуществил сертифицированный центр – дилер или СТО. Иными словами, в любой непонятной ситуации вас выручат три документа: паспорт фаркопа с отметкой об установке; копия сертификата соответствия на фаркоп, заверенная в магазине или сервисном центре, а также чеки и накладные.

Кому обязательно регистрировать фаркоп в ГИБДД, а кому нет?

Как введённые ограничения на тюнинг сказались на безопасности на дорогах, ещё предстоит изучить, а вот то, что они существенно усложнили жизнь водителям, понятно уже сейчас. Инспекторы зорко следят за любыми отклонениями от заводского состояния на машинах и охотно выписывают штрафы за любой неузаконенный тюнинг. Под запрет даже попала такая обыденная вещь, как фаркоп – крюк для перевозки прицепа. Разберёмся, на какие машины его можно устанавливать законно, а на какие придётся регистрировать?

Кому можно?

Перед тем, как выпустить автомобиль в продажу, производитель получает на него специальный документ Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). В этом документе перечисляются не только основные характеристики машины, но и список допустимого дополнительного оборудования, которое можно устанавливать. В этот перечень могут быть включены такие вещи, как багажники, дополнительный свет, шноркель, фаркоп и т.д. Получается, что если для вашей модели производитель допустил установку фаркопа, то вы можете совершенно спокойно его установить.

Узаконивание фаркопа 2019

Когда придётся регистрировать?

В тех случаях, когда в ОТТС нет упоминания о допустимости установки фаркопа, то его установка будет считаться внесением изменений в конструкцию автомобиля. Процедура эта непростая и потребует от вас немало времени на сбор бумаг и хождение по кабинетам ГИБДД.

Итак, посмотрим, что вам может понадобиться.

Во-первых, сертификат соответствия и паспорт на фаркоп, причём в них должно быть написано, что его разрешено устанавливать на вашу машину. Также понадобятся и документы из автосервиса, которые подтверждают, что мастерская имеет право устанавливать такие устройства. Потом придётся заплатить госпошлину за внесение изменений в ПТС и можно отправляться в ГИБДД для легализации фаркопа. Если этого не сделать, при первой же встрече с инспектором вас «наградят» штрафом в размере 500 рублей. И будут штрафовать, пока не узаконите.

Что считать изменением конструкции?

Новый техрегламент серьезно осложнил жизнь многим автомобилистам. В первую очередь это коснулось тюнингованных авто и транспорта на газовом топливе. Если раньше для подтверждения легитимности внесенных изменений в конструкцию автовладельцу достаточно было решить вопрос с техосмотром, то теперь их требуется зафиксировать в свидетельстве о регистрации ТС. Но прежде необходимо пройти непростую и довольно затратную процедуру согласований.

Забота государства о нашей с вами безопасности понятна: вмешательство в конструкцию без одобрения технической экспертизы может привести к печальным последствиям. Да вот только статистики ДТП, виновниками которых являются водители тюнингованных авто, нет. К тому же через НАМИ и аффилированных ими „помогал“ можно узаконить практически любое допоборудование — только плати деньги. Не зря многие считают нынешнюю ситуацию очередной кампанейщиной и откровенным лицемерием. Но рядовым автовладельцам от этого не легче.

Статистика

Мы обратились к начальнику ГИБДД МУ МВД России „Бийское“ подполковнику полиции Александру Литуновских с просьбой дать официальные комментарии на волнующие наших читателей вопросы.

— Как часто инспекторы ГИБДД выявляют в нашем городе незаконно переоборудованные транспортные средства?

— Сотрудниками ГИБДД Бийска за месяц оформляется около 20—30 материалов по самовольно внесенным изменениям в конструкцию транспортного средства (ТС).

— Какие изменения в конструкцию ТС встречаются наиболее часто?

— Самое распространенное — установка газобаллонного оборудования (ГБО). Следующее по „популярности“ — установка на грузовые авто увеличенных бортов, которые меняют и габариты ТС, и его базовые характеристики. Также популярна установка тягово-сцепных устройств (ТСУ) — фаркопов, среди которых много самоделок. Часто фиксируется изменение количества пассажирских мест в „Газелях“.

— Какие виды переоборудования ТС невозможно узаконить даже теоретически?

— Различные изменения в конструкцию ТС могут в разной степени влиять на безопасность дорожного движения. Есть такие, которых в принципе быть не может, а есть те, которые можно узаконить. Так, установка ГБО может быть узаконена, а увеличение высоты бортов — нет. Установка на автомобили отечественного производства двигателей иностранного производства невозможна даже теоретически. Общее правило такое — запрещена установка на автомобили тех компонентов, которые не сертифицированы в составе данного ТС.

— Запрет на эксплуатацию ТС, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения ГИБДД, существует в Правилах дорожного движения уже более двадцати лет назад. Почему только сейчас активизировался контроль за его исполнением?

— Действительно, соответствующий пункт в ПДД прописан с 1993 года. На мой взгляд, активная работа по выявлению нарушений началась вследствие того, что в последние годы участились аварии по причине неисправных ТС. Количество таких ДТП увеличилось в разы! Ну и слишком много стало на дорогах машин, которые переоборудованы так, что они становятся опасными для остальных участников дорожного движения. Раньше, когда техосмотром занималась ГИБДД, эти моменты отслеживались и пресекались. Сейчас этого нет. В силу вышеназванных причин инспекторы на линии (патрули) стали уделять больше внимания тому, законно внесены изменения в ТС или нет.

— Как выглядит процедура узаконивания переоборудования ТС?

— Процедура непростая. Изначально владелец автомобиля обращается в ГИБДД с заявлением, в котором указывает конкретный вид переоборудования (каждое заявление разбирается индивидуально). Далее автомобиль предоставляется в инспекцию на осмотр, где проводится его комплексная проверка, тщательно проверяют документы, сверяют номера агрегатов и другое. Если авто признается технически исправным, то принимается решение о возможности или невозможности внесения конкретных изменений в конструкцию данного ТС. После этого автовладелец обращается в специальные экспертные организации, где получает заключение предварительной технической экспертизы, где прописаны не только возможность установки, но и все требования для выполнения этого процесса.

После получения такого разрешения собственник ТС обращается в сертифицированную мастерскую по установке оборудования. Так, например, по установке газового оборудования в Бийске есть несколько законных предприятий, и у владельцев машин есть право выбора.

Уже после проведения установки оборудования ГИБДД осматривает ТС на предмет отсутствия нарушений требований к безопасности. Когда инспекторы все проверили, то для принятия решения весь пакет документов по переоборудованию отправляется в Барнаул, поскольку решение принимается только главным государственным инспектором. В случае принятия положительного решения владельцу ТС выдается свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности. Этот документ подтверждает, что компонент является заводским и установлен без нарушений правил.

Далее владелец машины обращается с заявлением в МРЭО ГАИ любого города РФ, где в графу паспорта ТС вносится соответствующая запись. И для инспектора ДПС на линии эта запись является единственным легитимным вариантом подтверждения переоснащения автомобиля законным путем.

— Путь очень длинный. Сколько он займет времени?

— Около двух месяцев. Тем не менее автовладельцы успешно проходят процедуру узаконивания. По состоянию на ноябрь в Бийске документы оформлены более чем на сотню ТС, имеющих различные изменения в конструкции. Еще 30—40 авто из ближайших сельских районов тоже получили официальное разрешение.

— Получается, что закон запрещает производство как самодельных авто, собранных из различных запчастей, так и другие переделки?

— Я считаю, что выполнение требований закона — во благо всех участников дорожного движения. Итог всей этой работы — безопасность!

Практика

В этой части материала перейдем к практической стороне вопроса.

— Складывается впечатление, что нынешняя борьба с тюнингом — очередная кампанейщина. Так же было с тонировкой: сначала всех отлавливали, а затем перестали замечать подобные нарушения.

— Вы не правы. Нарушителей по-прежнему выявляют и привлекают к ответственности. Другое дело, что новые законы или изменения люди зачастую воспринимают неправильно. Вспомните, как несколько лет назад, когда в измененных правилах регистрации ТС в МРЭО более не требовалось указывать номер двигателя, многие почему-то решили, что можно ставить любой движок. На самом деле при регистрации инспектор технадзора не только проверяет номер двигателя, дабы убедиться, что он не в угоне, но обращает внимание и на его модель. Например, УАЗ в заводской комплектации оснащался 402-м двигателем, но вместо него владелец установил 406-й, чего делать нельзя. Хозяин авто разводит руками, мол, какая разница, для него нет разницы, ведь это же уазовский мотор! Кто спорит, конечно, „уазовский“, но модель иная! Номер двигателя может быть любым, но модель должна соблюдаться вплоть до буквы — никто никогда этого не отменял.

Не возбраняется заменить модель двигателя, но все должно быть на законном основании. Для этого необходимо пройти процедуру регистрации изменения ТС.

— Имеется ли причинно-следственная связь между переоборудованными ТС и совершением ДТП? Ведь в подавляющем большинстве влияют такие факторы, как превышение скорости, плохие дорожные и метеоусловия, нарушение правил проезда…

— Статистики ДТП, причиной совершения которых являются ТС с внесенными изменениями в их конструкцию, у меня нет. Однако я глубоко убежден в том, что, по сравнению с серийным, у лифтованного авто, „обутого“ в огромные внедорожные шины, на скорости 100 км/ч риск совершения ДТП многократно увеличивается. Не случайно существует одобрение типа транспортного средства (ОТТС), где указываются все характеристики ТС и перечень допускаемого к установке на него оборудования.

— Но бывает, что „самоделки“ надежнее заводских компонентов…

— Техрегламент категоричен — не допускаются к использованию несертифицированные устройства. Кроме того, их установка должна осуществляться согласно соответствующим требованиям, что в некоторых случаях возможно только при обращении в сервис, имеющий допуск на выполнение необходимых для этого видов работ. Таким образом мы можем проконтролировать установку, и если видим, что нарушаются требования безопасности, то наша обязанность заставить человека сделать так, как это определено законом. А когда он ставит что?то свое, сделанное непонятно где и как, нельзя определить, выдержит самодельный фаркоп или развалится. Если оборудование сертифицировано, это значит оно прошло испытания. А организация, выдавшая сертификат, берет на себя ответственность, что данное ТСУ может использоваться на этом ТС.

— Как определить, внесено ли изменение в конструкцию ТС или деталь является штатной?

Как-то к нам обратился владелец „Шевроле Нива“ и говорит: „На моей машине заводской шноркель, а инспектор ГИБДД настаивает на том, что это допоборудование. Как мне доказать, что шноркель штатный?“

В Интернете нашли ОТТС, показали владельцу одно из приложений, на котором приводился внешний вид ТС со шноркелем. Вопросов больше не было.

К сожалению, не в каждом патрульном автомобиле имеется доступ в Интернет, а поиск нужного ОТТС может потребовать достаточно времени. В то же время инспектор на линии — не робот, поэтому он не в состоянии знать все нюансы штатного оснащения ТС.

Учитывая, что вариантных исполнений ТС множество, как и разрешенного для него оборудования, то по каждому авто вопросы решаются индивидуально.

— Получается, чтобы избежать необоснованных претензий со стороны инспектора, необходимо иметь при себе копию ОТТС?

— Инспектор не вправе его от вас требовать, а вы не обязаны его предоставлять. Однако вы можете предъявить ОТТС, если у инспектора возникнут сомнения в легитимности установленного на ТС оборудования. Решать вам.

— Нередко автовладельцы выражали недовольство по поводу того, что прежде чем приступить к переоборудованию ТС, от них требовали привести автомобиль в исходное состояние…

— Сейчас мы не заставляем что-то убирать или снимать, да и нет ни одного регламентирующего документа, на основании которого ГИБДД может заставить автовладельца сделать это. Мы осуществляем надзор и контроль. Если владелец что-то установил на свое ТС, то наша задача — обеспечить правомерность и правильность этой установки.

— Есть ли отличие процедуры регистрации изменений рулевого управления ТС для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

— Этой категории владельцев узаконить данное изменение будет значительно легче.

Запретить фаркоп нельзя разрешить

Многочисленные штрафы и судебные решения, вынесенные, как правило, не в пользу автовладельцев, значительно сократили интерес последних к покупке и установке аксессуаров, именуемых в народе „обвесом“. В свою очередь, это очень больно ударило по производителям оборудования.

Например, продажи прицепов для легковых авто в Алтайском крае по сравнению с АППГ сократились на 2/3. Ответ, который мы получили от руководителя „Тульской внедорожной мастерской“ еще более мрачен: „По сути — загнулся весь малый бизнес в этом секторе. На 90% упало производство силового обвеса — бамперов, фаркопов, калиток, порогов. Осталось только спортивное направление — но оно дорогое и малочисленное…“.

В связи с отсутствием в техрегламенте перечня того, что является внесением изменения в конструкцию (за исключением отдельных изменений, указанных в Приложении №9), это приводит к тому, что автомобилисты, в прямом смысле слова, сталкиваются с „кошмаром“ со стороны контролирующих органов. В нашем регионе доходило до того, что владельцам новых „Шевроле Нива“, оснащенных в штатной комплектации фаркопом, отказывали в регистрации, а на посту Республики Алтай сотрудники ГИБДД не гнушались составлять протоколы за „мухобойки“, дефлекторы окон и колпаки… То есть за те предметы, которые не являются изменением конструкции ТС и, следовательно, не требуют регистрации.

Вольность интерпретации документа выражается и в вынесении прямо противоположных решений: в ответе одного чиновника — фаркоп находится под запретом, в то время как другой пишет, что установка ТСУ не является внесением изменений.

Огорчает позиция некоторых автопроизводителей. Вернее ее отсутствие. Почему компания „Мицубиши“ в одобрении типа ТС Е-ТН.АЯ04. В.00284 от 10.10.2012 для „Паджеро Спорт“ прописывает даже такие мелочи, как обогрев заднего стекла и колеса из легких сплавов, в то время как „Джи Эм АВТОВАЗ“ в TC RU E-RU.MT02.00374 от 21.12.2015 не сочло нужным указать наличие штатного фаркопа? А ведь на момент получения ОТТС новый техрегламент действовал уже почти целый год, и на предприятии должны были знать, чем отсутствие этой записи может обернуться для покупателей. К тому же „Джи Эм АВТОВАЗ“ реализует такие аксессуары, как защита бамперов, подножки и прочее, которые привлекают внимание сотрудников ГИБДД в первую очередь.

По-хорошему, если лопухнулись, то нужно было подготовить своей юридической службой и выложить на сайте „Памятку для владельцев“, в которой со ссылками на документы и законы РФ объяснялось бы, как в случае претензий со стороны ГИБДД отстоять правомерность установленных на авто компонентов. Иначе получается, что „мы вам продали, а дальше вы как-нибудь сами разруливайте…“.
Игорь Бельченко, заместитель директора ООО „Автокомфорт“ (г. Барнаул) сообщил нам, что для легкосъемных элементов фабричного изготовления (рейлинги, багажники, защита бамперов, порогов), устанавливаемых в штатные места авто без сверления, требование одно — наличие сертификата производителя.

По сути новый техрегламент был разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и не несет в себе ничего нового. Подобные требования к безопасности существовали и раньше, и в первую очередь они относятся к производителям ТС и компонентам. Для автовладельцев основным документом всегда являлись Правила дорожного движения, включая соответствующие Приложения. Если человек приобрел багажник или ТСУ, предназначенные для модели его авто, то он не должен ломать голову над тем, что эти компоненты могут иметь меньше положенного радиус закругления кромок или „выступать вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности…“.

Сейчас в правительстве готовятся разъяснения к техрегламенту. Этот документ с нетерпением ждут и в ГИБДД, и эксперты, и автомобилисты. Все надеются, что с его появлением — в начале 2017 года — ситуация нормализуется.

На данный момент автомобилистам приходится отказываться от допоборудования, производить его легализацию или быть готовым постоянно отстаивать свои права. Кстати, по нашим сведениям, имеется негласное распоряжение в ГИБДД — машины с фаркопами пока не трогать…

Хочется пожелать удачи всем, и с наступающим!

В тему

Поскольку процедура оформления переоборудованных машин далеко не проста, сегодня в Бийске есть фирмы, которые помогают владельцам пройти этот процесс. Сотрудница предприятия „Автопомощник“ Кристина Почтарь рассказала нашему изданию, что чаще всего бийчане приходят за официальным оформлением таких изменений на своих автомобилях, как усиление бамперов, установка прицепного устройства и газобаллонного оборудования. Однако автовладельцам надо знать, что часть переооборудований ТС вообще нельзя узаконить. Например, если на авто установлен другой двигатель, не предусмотренный техническим регламентом, то по закону легализовать такую машину нельзя.

При этом сотрудничество с фирмой не исключает хлопот самих хозяев автомобилей. Некоторые процедуры, особенно в части взаимодействия с ГИБДД, придется выполнить самостоятельно. Фирмы-посредники в основном помогают собрать документы на экспертизу и сократить скорость ее прохождения. Стоимость услуг при этом составляет от 10 до 15 тысяч рублей за законное оформление каждого изменения конструкции.

Скажи, есть ли у тебя фаркоп и я скажу кто ты!

Что такое тюнинг? Поставил багажник — тюнинг? Фаркоп — тюнинг? Интересно разобраться. Один из моих слушателей пишет: «По мнению ГИБДД — да. Фаркоп (балку для крепления самого фаркопа) мне пришлось снять. Люди в погонах заставили». Сам я купил машину в Германии у дилера с фаркопом в 2012 году. В этом случае нужно сверится в СБКТС (свидетельство о безопасности ТС), он указывается в ПТС, но у меня — прочерк. Сел писать письмо немецкому дилеру, у которого купил машину. Придётся доказывать, что я не верблюд. Получил моментальный ответ от немцев, что мой фаркоп установлен на заводе и, таким образом не является переоборудованием. Теперь самое сложное, доказать это в ГИБДД. Не уверен в успехе, но буду делать показательный перформанс! Начинаю перевод документов. А пока ясно вот что.

Для того, чтобы определить что является переоборудованием, а что — нет, достаточно ознакомиться с ОТТС ( одобрение типа ТС) или СБКТС. Там всё указано. То есть, если там стоит предусмотренное дополнительное оборудование, к примеру фаркоп, значит его установка не переоборудование, нет фаркопа, — значит его установка переоборудование. Где взять? Запрашивать копию у дилера или завода-изготовителя. А мне этот документ, по форме ЕС ( аналогичный ОТТС ) при покупке машины немецкий дилер на руки выдал. В нём даже VIN моей машины есть здесь чётко прописано что, фаркоп разрешён только при условии заводской установки, всё это в этих документах указано.

То есть, в каждом случае должен быть ПЕРСОНАЛЬНЫЙ подход. Это очень важно, но у нас, увы, невозможно. Разумный персональный подход к ситуации каждого владельца авто — НЕРЕАЛЕН! Почему? Потому что я здесь пишу как раз о том, что у нас или не могут разобраться в трёх соснах или делают вид, что не могут. Не мне судить.

Итак, чтобы было всё по-человечески надо сделать простые вещи:
1. Выдавать на руки ОТТС ( одобрение типа ТС) или СБКТС ( свидетельство о безопасности ТС) при покупке автомобиля или позже, при обращении к дилеру марки.
2. ДПС иметь в компьютерной базе все ОТТС или СБКТС и ГИБДД дать строгое указание руководствоваться только этими данными при проверке автомобилей.

Вот как всё просто! Просто без самодеятельности нужно и по-тщательней! Сотрудник ДПС смотрит в базу, и сравнивает, что у вас на автомобиле установлено по закону, а что нет. Или водитель предъявляет ему ОТТС или СБКТС. Например, Российский ОТТС на Ленд Ровер Дефендер предусматривает шноркель, лебёдку, подножки, багажник на крышу и лестницу к нему, значит, наличие этого оборудования не является переоборудованием.

Читайте также: