Ока 102к схема принципиальная

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Схема ВАЗ-1111 ОКА


В помощь автоэлектрику здесь собраны все электросхемы российского автомобиля ОКА (ВАЗ-1111, ВАЗ-11113, ВАЗ-11116,). Принципиальные схемы в высоком разрешении, поэтому для увеличения кликните на неё или скачайте на компьютер для просмотра на весь экран. Для большей достоверности и удобства приводится несколько вариантов схем электрооборудования. Также имеется фото блоков, схема и функции всех реле и предохранителей Оки. В конце статьи несколько советов по ремонту и обслуживанию электрической части этого авто.

Электросхема ВАЗ-1111

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Электросхема ВАЗ-11113

Второй вариант принципиальной схемы электрооборудования автомобиля ВАЗ-1111, ВАЗ-11113 Лада-Ока.

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Электросхема СеАз ВАЗ-11116

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Ссылка на схему в высоком разрешении (1 Мб).

Отдельные узлы электрооборудования

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Всё электрооборудование автомобилей ОКА можно условно разделить на следующие основные системы:

  1. система питания, включающая в себя аккумуляторную батарею и генератор с регулятором напряжения ВАЗ-1111;
  2. система пуска двигателя, куда можно отнести стартер, реле стартера и соответствующие контакты выключателя зажигания;
  3. система зажигания, состоящая из катушки зажигания, датчика момента искрообразования, коммутатора, свечей зажигания, проводов высокого напряжения, реле зажигания и соответствующих контактов выключателя зажигания;
  4. система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле;
  5. контрольные приборы с датчиками ВАЗ-1111;
  6. дополнительное электрооборудование, куда входят очиститель и омыватель ветрового и заднего стекол, система обогрева заднего стекла, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковой сигнал.

Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и реле. Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания.

Схема генератора

Схема ВАЗ-1111 ОКА

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Стартер ВАЗ-1111;
  3. Генератор;
  4. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  5. Блок предохранителей;
  6. Реле выключателя зажигания;
  7. Выключатель зажигания.

Схема стартера

Схема ВАЗ-1111 ОКА

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Стартер;
  3. Реле включения стартера;
  4. Выключатель зажигания.

Схема замка зажигания

Схема ВАЗ-1111 ОКА

  1. Реле зажигания;
  2. Колодка выключателя зажигания;
  3. Выключатель зажигания.

Бесконтактное зажигание

Схема ВАЗ-1111 ОКА

  1. Реле выключателя зажигания;
  2. Выключатель зажигания;
  3. Блок предохранителей;
  4. Коммутатор ВАЗ-1111;
  5. Датчик момента новообразования;
  6. Катушка зажигания;
  7. Свечи зажигания.

Схема принципиальная ЭСУД

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Блок реле и предохранителей ОКА

Блок предохранителей авто

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Блок предохранителей находится в салоне автомобиля под панелью приборов, с левой стороны от рулевой колонки. Сверху закрыт крышкой с защёлкой.

Схема ВАЗ-1111 ОКА

1 (16А) — Электродвигатель вентилятора отопителя / Реле (обмотка) и датчик включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя / Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла / Электродвигатели очистителя и омывателя заднего стекла и омывателя ветрового стекла.

2 (8А) — Электромагнитный клапан карбюратора / Реле и электродвигатель очистителя ветрового стекла / Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота) / Контрольная лампа указателей поворота / Задние фонари (лампы света заднего хода) / Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя) / Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора / Реле-прерыватель и контрольная лампа стояночной тормозной системы и недостаточного уровня тормозной жидкости / Контрольная лампа давления масла / Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи / Указатель температуры охлаждающей жидкости / Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва.

3 (8А) — Левая фара (дальний свет) / Контрольная лампа дальнего света фар.

4 (8А) — Правая фара (дальний свет).

5 (8А) — Левая фара (ближний свет).

6 (8А) — Правая фара (ближний свет).

7 (8А) — Левая фара (габаритный свет) / Левый задний фонарь (габаритный свет) / Фонари освещения номерного знака / Контрольная лампа габаритного света.

8 (8А) — Правая фара (габаритный свет) / Правый задний фонарь (габаритный свет) / Лампа освещения комбинации приборов / Лампа освещения прикуривателя ВАЗ-1111.

9 (16А) — Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации / Элемент обогрева заднего стекла и реле (контакты) его включения.

10 (16А) — Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле (контакты) его включения / Звуковой сигнал / Штепсельная розетка для переносной лампы / Плафон освещения салона / Задние фонари (лампы стоп-сигнала) / Прикуриватель.

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Блок реле автомобиля

Блок из пяти реле находится в салоне автомобиля под панелью приборов, с левой стороны от рулевой колонки. Также бывают дополнительно размещённые реле.

Схема ВАЗ-1111 ОКА

  1. Реле электровентилятора радиатора двигателя
  2. Реле ближнего света фар
  3. Реле дальнего света фар
  4. Реле стартера ВАЗ-1111
  5. Реле обогрева заднего стекла

Реле переднего стеклоочистителя (РС-514 (2101-5205150)) расположено под обивкой, левой боковины. Реле контрольной лампы стояночного тормоза (РС-492 (2101-3803150)) расположено за комбинацией приборов, рядом с реле указателей поворота. Реле зажигания (90.3747-10 / 113.3747-10 / 2105-3747210-20) закреплено саморезом изнутри панели приборов. Реле аварийной сигнализации и указателей поворота (494.3747 / 2105-3747010-01) расположено за комбинацией приборов.

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Неисправности электрооборудования

Распространенные проблемы с электрооборудованием на ВАЗ-1111 и 1113:

Выход из строя приборов внешнего освещения. Распространенной причиной поломки является перегорание нити лампы, узел необходимо заменить. Если лампочка цела, то возможен дефект в электропроводке, из-за которого возникает короткое замыкание и выходит из строя предохранитель. Плавкая вставка меняется на идентичную по номиналу, использовать детали, рассчитанные на больший ток запрещено. Также недопустимо устанавливать самодельные перемычки («жучки»), поскольку это может стать причиной пожара. Если происходит повторное перегорание, то требуется провести проверку цепи и устранить неисправность проводки.

Обрыв провода встречается в точках, где изоляция подвержена изгибам или трению о движущиеся поверхности. Примером такой точки является стык двери и кузова. Поврежденные участки требуется заменить на изделия из аналогичного материала с идентичным сечением.

Окисление контактных поверхностей из-за попадания влаги или агрессивных жидкостей (например, электролита из батареи). Требуется очистить поверхности до металла, восстановив передачу электрического тока.

Поломка реле, связанная с подгоранием контактов или обрывом катушки. Узел не подлежит ремонту, меняется на новый. При быстром повторном выходе из строя требуется проверка электрики машины в автосервисе.

Внезапный разряд батареи связан с внутренним замыканием или утечкой тока. В зимнее время частично заряженная батарея может потерять емкость из-за низкой температуры воздуха. Требуется зарядить аккумулятор и проверить состояние проводки. В случае необходимости источник тока необходимо заменить.

Пульсирующая работа ламп внешнего освещения с непривычно ярким свечением указывает на поломку реле-регулятора на генераторе. Для ремонта требуется снять узел и заменить вышедшие из строя компоненты.

Недостаточная зарядка батареи (при работающем двигателе не гаснет контрольная лампа). Причиной может быть износ щеток или коллектора, недостаточное натяжение приводного ремня. Требуется отремонтировать генератор, поскольку заряда батареи хватит на 150-200 км пути в дневное время суток.

Схема ВАЗ-1111 ОКА

Плохой контакт между концами цилиндрических предохранителей и подпружиненных элементов в монтажном блоке. Возникает в силу конструктивных особенностей узла. Многие владельцы, устав бороться с дефектом, устанавливают самодельные блоки для ножевых вставок (смотрите фото выше). Обычно используется коротка секция от ГАЗ-3110, рассчитанная на 13 посадочных мест. Встречаются собранные своими руками узлы, рассчитанные на предохранители и реле.

Разбираем ККМ ОКА 500.0

Сегодня я вместе с вами хочу разобрать контрольно-кассовую машинку выпуска средины 1994 года - ОКА 500.0.

Когда она ко мне попала, то я сразу провел некоторое внешнее сходство с ККМ SAMSUNG ER-4615RK 2008 года выпуска, которую я тоже не так давно разбирал. Но, увы тут мало что сходится, т.к. разницу в 12 лет всё-таки уже хорошо видно невооруженным взглядом. Поэтому, я далее более ничего сравнивать не стал, а полностью ушел в разбор Оки, чего и вам желаю.

Итак, после вскрытия крышки, сразу в глаза бросается механизм "матричного принтера" для печати чеков через красящую ленту, которую я кстати, так и не понял куда вставляли, т.к нигде не нашел для нее посадочного слота. Это у же в более современных идет печать на термобумагу и поэтому красящая лента там как элемент печати не нужна. А здесь как говорится, все еще по старинке нужна бумага, лента и механизм электромагнитной игольчатой печати.

Далее мы видим с правой стороны 33 клавиши (на Самсунге кстати 59) на мини герконах, которые при более детальном осмотре (через ув.стекло) показали, что искать в них хорошее покрытие бесполезно . Что в принципе и неудивительно, т.к. 1994 год однако!

Поэтому постепенно мой взор перешел на панель индикации, на которой мы видим 12 сегментный индикатор и шесть микросхем логики. А именно ключи К1109КН2, дешифратор К561ИД1, 2И-НЕ логику К561ЛА7 и довольно интересные резисторные сборки типа НР3-4 в которых присутствует такой дорогой нынче металл как Пд.

Потом я изучил разъем, и он, увы оказался даже не посеребренный (про позолоту можно и не думать), а всего-лишь луженный. Что опять нам напоминает о позднем годе выпуска этой ККМ.

Дальше я церемонится не стал и взял самый правильный инструмент разборщика, то бишь отвёртку, бокорезы, пассатижи и начал разбирать уже по взрослому.

Были сняты две платы управления, которые непосредственно работали в паре с печатающим механизмом, а именно шаговыми двигателями типа ДШР1. На которых есть всего помаленьку от 1992 до 1994 года.

Теперь давайте посмотрим на механизм, который я снял. Кинематика устройства в принципе понятная даже мне. По обе стороны стоят шаговики, которые отматывают необходимые интервалы чековой ленты, чтобы электромагнитная печатающая головка могла точно распечатать символы в заданной последовательности на ней. Сама головка находится на винтовом валу, которая в свою очередь движется с лева на право и с право на лево с помощью электромотора ДПР-42-Ф1-03.

И все это оживленно крутиться через целую кучу зубчатых шестеренок, которые либо понижают, либо повышают передаточное число. Короче это вам не это самое:)

А это нижняя часть этого сложного механизма печати где под платой притаился тот самый электромоторчик ДПР-42-Ф1-03, который в месте с шаговыми двигателями, думаю рано или поздно найдет себе новых и мастеровитых хозяев.

Ну что печатный механизм немного осмотрели теперь можно и силовую часть быстренько посмотреть.

Значит, сам блок питания довольно хорошо весит и если, например при ремонте он упадет на ногу, то принесет неизгладимые страдания мастеру и всем кто его окружает на тот момент. Поэтому его конструкция и монтаж сделаны так, чтобы когда он сломается (хотя это мало вероятно) его ремонтировали, не вынимая из ККМ. То есть крышки снимаются и платы вынимаются.

Внутри все, как и положено хорошему линейному блоку питания. Куча плат с КРЭнами, куча мощных фильтрующих конденсаторов, куча чего-то еще, короче одни кучи.

Сам по себе БП сделан довольно надежно. То есть платы зафиксированы + они из стеклотекстолита. Двухсторонняя печать дорожек с обязательной металлизацией отверстий. А еще мне тут понравился трансформатор, сделанный из двух овальных торов, которые стянуты обоймой, дабы он не надоедал кассовому оператору своим гудением.

Ну и самое интересное на конец статьи это конечно сердце этой контрольно-кассовой машинки так называемая материнская плата. Хотя почему так называемая, она и есть самая, что ни есть настоящая материнка. Где есть процессор, "флэш BIOS" память ОЗУ, ПЗУ и еще что-то чего я не знаю. Почти вся логика высокоскоростная серии 1533хх и немного 555хх. Также тут есть система резервного питания данных в виде двух 1.5. вольтовых батарей типа R14 (LR14)

Ах да забыл вот еще про что рассказать. Это про систему "зажигания-пуска" этим устройством. Она мне тоже зашла своим необычным изготовлением, т.к. сделана очень просто и в тоже время супер надежно.

Значит, механизм состоит из ключа и самого механизма куда этот ключик вставляется. Вначале я думал, что там система контактов как на автомобиле, где поочередно переключаются контактные пары. А когда я познакомился поближе, то понял что был в корне неправ. Здесь система оптопар и очень интересная последовательность при их закрытии-открытии. Описывать не буду, т.к. долго и непонятно, но если интересно, то на видео я этому моменту уделил аж целых 83 секунды экранного времени на тайм линии 12.00

Ну вот теперь вроде бы все что хотел тут рассказать и показать. Все остальное вы уже можете сами дополнить в комментариях. Поэтому на этом откланиваюсь и иду дальше покорять писательское искусство Дзена. А вам Всем кто прочитал эту писанину добра и удачи в делах + хорошего настроения на следующий день.

Кому интересны мои видео, то прошу на основной канал Ютуб , и группу ВК .

Читайте также: