Ока разобрать как часть речи

Обновлено: 05.07.2024

Морфологический разбор слова «ока»

Слово можно разобрать в 2 вариантах, в зависимости от того, в каком контексте оно используется.

1 вариант разбора

Часть речи: Существительное

ОКА - неодушевленное

Начальная форма слова: «ОКА»

  1. Прилагательное (не используется);
  2. Единственное число;
  3. Женский род;
  4. Именительный падеж;
  5. Топоним;
  6. Неодушевленное;
Все формы слова ОКА

ОКА, ОКИ, ОКЕ, ОКУ, ОКОЙ, ОКОЮ

2 вариант разбора

Часть речи: Существительное

ОКА - неодушевленное

Начальная форма слова: «ОКО»

  1. Единственное число;
  2. Неодушевленное;
  3. Родительный падеж;
  4. Средний род;
Все формы слова ОКА

ОКО, ОКА, ОКУ, ОКОМ, ОКЕ, ОЧИ, ОЧЕЙ, ОЧАМ, ОЧАМИ, ОЧАХ

Разбор слова в тексте или предложении

Морфологический разбор предложения

Если вы хотите разобрать слово «ОКА» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.

Примеры предложений со словом «ока»

Она у меня была зеница ока , и у Ба она была зеница ока , единственный ребенок, солнышко наше.

Черновик человека, Мария Рыбакова, 2014г.

После долго думала, приглядывалась, но распространяться слишком не стала: «Всё ОКа , ОКа будет».

До 25 или «Бисер для R», Алиса Эмьер, 2015г.

И не стал ручеек Орликом, Орлик – Окой , Ока – Волгой.

На одном дыхании. Хорошие истории, Станислав Кучер, 2018г.

Особенно придирается она к Оке , так как Ока – еврейка.

Воспоминания о плене, Б. А. Абрамов, 2020г.

С помощью твоего ока мы разыщем и поднимем их.

Чудесное око, Александр Беляев, 1935г.

Бот в Telegram

Напишите слово боту и он мгновенно сделает морфологический разбор слова @morphology_analysis_bot

Морфологический разбор всех частей речи

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).
  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).
  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

Синтаксический разбор предложения

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Что такое разберите слово как часть речи?

Часть речи слова слов — имя существительное. Начальная форма: слово (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение; Непостоянные признаки: родительный падеж, множественное число.

Как разобрать слово как часть речи в стране?

Часть речи слова стране — имя существительное.

  1. Начальная форма: страна (именительный падеж единственного числа);
  2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение;
  3. Непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число.

Как разобрать слово как часть речи красивый?

Часть речи слова красивый — имя прилагательное.

  1. Начальная форма: красивый (именительный падеж единственного числа мужского рода);
  2. Постоянные признаки: качественное;
  3. Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.

Как разобрать имя существительное как часть речи?

Принятый порядок разбора существительного как части речи:

  1. Часть речи — существительное
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Род (мужской или женский).
  4. Склонение (I, II, III).
  5. Число (единственное или множественное).
  6. Падеж.
  7. Синтаксическая роль в предложении (член предложения).

Как правильно сделать морфологический разбор?

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Какая начальная форма у слова красивый?

Морфологические признаки: начальная форма: неожиданность (именительный падеж единственного числа). Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение. Непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.

Морфологический разбор слова


Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.

Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

по лексическим значениям,

по морфологическим признакам и грамматическим категориям,

по их синтаксическим функциям в составе предложений.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.

Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям.

Выражают чувства или побуждения, но не называют их.

Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.

А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:

Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке.

Морфологический разбор существительного

Мы сформулировали, что значит морфологический разбор слова. А теперь разберемся, как это работает для каждой части речи.

План разбора имени существительного

Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

Роль в предложении.

Образец для разбора существительного:

Дети не любят пить молоко.

Молоко — существительное, начальная форма — молоко.

Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Морфологический разбор прилагательного

Начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число).

для качественных — степень сравнения, полная или краткая форма;

для всех — падеж, число, род (в ед.ч.).

Образец для разбора прилагательного:

Меня окружают высокие люди.

Высокие — имя прилагательное, начальная форма: высокий.

Качественное: полное; в положительной степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, множественном числе, является определением.

Морфологический разбор числительного

Порядок разбора числительного

Начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род — для порядкового).

Разбор имени прилагательного как часть речи

Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.

Инструкция для разбора

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму. Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению, которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

  1. Превосходную.
  2. Сравнительную.

Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

  1. Род.
  2. Число.
  3. Падеж.

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Имя прилагательное в сравнительной степени

Пример морфологического разбора

I. Короткий (хвост) – имя прилагательное. Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.

II. Морфологические признаки слова «короткий».

Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.

Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).

III. Хвост (какой?) короткий (определение).

Прилагательное в морфологическом разборе

Полезные советы

Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова. Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.

Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.

При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.

Видео

В этом видео - образец устного морфологического разбора имени прилагательного.

Морфологический разбор частей речи

Морфологический разбор — это вид языкового анализа слова, который рассматривает его с точки зрения принадлежности к определённому лексико-грамматическому классу, обладающему своими классифицирующими и словоизменительными признаками и выполняющему стандартную роль в предложении.

Разберём более подробно алгоритмы разбора самостоятельных слов.

Имя существительное.

Начальная форма совпадает с именительным единственного числа.

Классифицирующие признаки: 1) собственные (Мальдивы, Анастасия) и нарицательные (стул, окно); 2) одушевленные (Р. п. мн. ч. тождествен В. п. мн. ч.: нет детей — считаю детей) и неодушевленные (Р. п. и В. п. не совпадают: у столов — в столы); 3) род: ж. р., м. р., ср. р., общий род (зануда, умница, торопыга), сущ., не имеющие формы рода (употребляются только в форме мн. ч.: ножницы, сани); 4) склонение: 1-е (ж. р. и м. р. на -а/-я), 2-е (м. р. с нулевым окончанием и ср. р. на -о/-е), 3-е скл. (ж. р., нулевое окончание), слова на -ий, -ие, -ия (санаторий, здание, пиццерия) склоняются по 3-му типу, а также разносклоняемые (существительные типа «пламя», «темя» и др. и слово «путь»), несклоняемые (типа «кофе», «пальто»).

Непостоянные: падеж, число.

Синтаксическая роль варьируется: может быть подлежащим (Солнце светит), сказуемым (Тыква — овощ), дополнением (Я читаю журнал), определением (Я купила платье из шерсти), в сочетании с предлогом — обстоятельством (Обычно мы гуляем во дворе).

Имя прилагательное.

Начальная форма — полное прилагательное в м. р. И. п. ед. ч.

Классифицирующие признаки — разряд по значению: 1) качественные (отличаются способностью образовывать степени сравнения: смелее, смелейший; сочетаются со словами «очень», «крайне», «весьма»: весьма умный, крайне безобразный; употребляются и в краткой форме: стройный — строен); 2) относительные, выражающие свойства посредством отношения к другому предмету и (или) явлению, действию (сельский, молочный, утренний, гладильный); 3) притяжательные (папин, лисий).

Словоизменительные: полнота или краткость, а также согласование с субстантивом в падеже, а также в числе и роде (при наличии).

Чаще всего выступает в качестве одиночного определения (По морю бежали лёгкие волны), реже бывает сказуемым (После бури земля влажная).

Готовые работы на аналогичную тему

Имя числительное.

Категориальное значение — порядок при счёте и количество.

Классифицирующие признаки: 1) разряд по значению — порядковые (пятый) и количественные: целые и дробные (пять и десять седьмых), собирательные (пятеро); 2) структура — простые (состоит из одного корня — пять), сложные (два корня — пятьдесят) и составные (простое + сложное — пятьдесят семь).

Непостоянные признаки: 1) количественные изменяются по падежам; 2) порядковые — как прилагательные.

Могут занимать позицию подлежащего или сказуемого (Трижды три — девять), обстоятельства (В семь часов я приеду).

Местоимение.

Категориальное значение — указание на предмет, свойство, а также количественные отношения.

Классифицирующие признаком является разряд: 1) личные (мне, она, с ним, к тебе); 2) возвратное (слово «себя»); 3) вопросительные и относительные (Кто ты? Сколько их? Я не знал, кто пришёл); 4) указательные (за той ручкой, у того киоска); 5) определительные (каждый это знает, спроси у любого, весь вымок); 6) притяжательный (их портфель, мой дедушка, твоя сумка); 7) неопределённые (кто-то кричит, какой-то мальчик, с кем-либо подружиться); 8) отрицательные (нечему завидовать, никто не пришёл).

Непостоянные признаки зависят от принадлежности к определённому семантико-грамматическому классу.

Может выступать и как подлежащее (Он бежал навстречу), и как дополнение (Дай мне хлеб), и как обстоятельство (У себя я редко принимаю).

Глагол.

Значение — действие или состояние.

Начальная форма идентична неопределённой.

Классифицирующие признаки: спряжение (I спр. — не на -ить + 11 исключений, II спр. — на -ить, а также «брить», «стелить» и разноспрягаемые — четыре глагола: хотеть, бежать, есть, дать, а также образованные от них лексемы), вид (совершенные — что сделать?, несовершенный — что делать?), возвратность (есть постфикс -ся), переходность (наличие у глагола беспредложного дополнения в В. п. либо в Р. п. при отрицании: любить кино, не читать журналов).

Словоизменение: наклонение — изъявительное (глаголы изменяются по временам), условное (форма прош. вр. + частица бы: хотел бы) и повелительное (налей, налейте, пусть будет); время; лицо и число, число и род (ед. ч.).

Чаще выступает как сказуемое (Люблю зиму!), реже бывает подлежащим (инфинитив: Знать — значит понимать) или объектным дополнением (Меня просили спеть новую арию).

Причастие.

Значение — признак предмета по действию.

Начальная форма — полное причастие м. р. И. п. ед. ч.

Классифицирующие признаки: вид (по глаголу, от которого образована словоформа), залог (действительный / страдательный).

  • наст. времени: суффиксы -ущ-/-ющ- (от I спр.) / -ащ-/-ящ- (от II спр.).
  • прошед. вр.: суффиксы -вш- и -ш- (шедший, видевший).
  • наст. времени: суффиксы -ом-/-ем- (I спр.), -им- (II спр.).
  • прошед. вр.: -енн- (от II спр.), -нн-, (от I спр.), -т-.

Словоизменительные признаки: время, форма (полная / краткая), падеж, число, род (в ед. ч.).

Деепричастие.

Значение — добавочное действие к основному.

Морфологические признаки: сов или несов в.; неизменяемая часть речи.

Наречие.

Значение — признак действия, реже — предмета.

Неизменяемая часть речи, но качественные наречия могут иметь степени сравнения (прыгнул выше Пети, прыгнул дальше всех).

В предложении выступает как обстоятельство (Я спал долго), реже — как определение (Свари мне яйца вкрутую).

Категория состояния.

Значение — обозначает состояние природы и человека.

Встречается только в безличных синтаксических конструкциях, где отсутствует подлежащее, являясь в них сказуемым: Мне холодно. Ей нездоровится. На улице холодает.

Морфологический разбор служебных слов

Общие свойства всех служебных лексем: неполнозначность, несамостоятельность (употребляются в сочетании с полнозначными) и неизменяемость.

Предлог выражает связи между словами в на уровне словосочетаний или же предложений, союзы связывают члены или части синтаксических конструкций. Частицы вносят дополнительные оттенки значения либо образуют формы слов.

С точки зрения происхождения все служебные лексемы можно разделить на производные и непроизводные. Примеры производных служебных слов: в течение, вследствие (предлоги), несмотря на (союз), только, лишь (частицы).

У союзов указывают вид по значению (сочинительные или подчинительные) и подвид (например, подчинительные целевые, причинные и т. п.: Приехал, чтобы выступить. Не стал делать, так как устал).

У частиц отмечают роль в формообразовании или передаваемый оттенок значения.

От охоты разберите как часть речи?

единственное число, женский род, неодушевленное, родительный падеж.

Разбери местоимение как часть речи?

Разбери местоимение как часть речи.

Как разобрать на охоте как часть речи?

Как разобрать на охоте как часть речи?

Помогите : как разобрать слово охоты как части речи?

Помогите : как разобрать слово охоты как части речи.

Рзбор слова как часть речи : охота?

Рзбор слова как часть речи : охота.

Разберите слово как часть речи : тебя?

Разберите слово как часть речи : тебя.

Разберите купались как часть речи?

Разберите купались как часть речи.

Разберите как часть речи пробегают?

Разберите как часть речи пробегают.

Разбери один из глаголов как часть речи?

Разбери один из глаголов как часть речи.

Разберите слово провожу как часть речи?

Разберите слово провожу как часть речи.

(НЕ ПО СОСТАВУ, А КАК ЧАСТЬ РЕЧИ).

Заслышав его?

Разберите как часть речи его.

Однокоренные слова : Клонит Клонишься и т. Д. Надеюсь, ты понял.

Начальная форма : СЫРОЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : винительный падеж, единственное число, женский род, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное.

Аида любит маму! Схема : |_ - Аид _ = любит _ - маму.

Аида любит маму? [ - - = ]? Аида любит маму! [ - - = ].

Как то раз, родители на день рождение своей дочки, в свой дом купили аквариум с рыбками. Но ещё, в их доме жил кот Барсик. Он очень любил покушать)) в том числе и рыбок. И как то раз, ранним утром, кот Барсик лежан на окошке, грелся на солнышке. ..

У бурлящей горной реки кипела жизнь : пели птички, парили высоко грозные орлы, а туристы любовались прекрасными пейзажами.

Как - то раз мне посчастливилось заглянуть в детскую спортивную школу. Услышав веселый смех за дверью, я направилась туда. За дверью оказался гимнастический зал. Там занимались юные гимнастки. Зал был большой и светлый. Он был оборудован всевозм..

Диалог матери и сына. - Почему ты не доел суп? - Мам, я в школе пообедал. - Что ты там ел? - Сегодня там был гороховый суп, а завтра будет с вермишелью и курицей. - Тебе суп понравился? - Мне не очень. - А твоим друзьям? - Петя сказал, что он..

Звёздные звёзды, радостная радость, интересная интерес, счастливых счачтье, известные известие.

Звездные - звезды, известные - известие, радостная - радость, интересная - интересненький, счастливых - счастье.

Памятка разбора частей речи для 4-го класса (русский язык)
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Данная памятка помогает обучающимся легко, быстро по алгоритму выполнить разбор частей речи.

ВложениеРазмер
vidy_razbora_chastey_rechi.docx 17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Порядок разбора имени существительного

  1. Задаю вопрос
  2. Ставлю слово в начальную форму ( ед.ч., И.п.)
  3. Указываю часть речи
  4. Указываю постоянные признаки:
  1. Одушевленное или неодушевленное;
  2. Собственное или нарицательное;
  3. Род;
  4. Склонение.
  1. Указываю непостоянные признаки:
  1. Число;
  2. Падеж.
  1. Определяю, каким членом предложения является

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос
  2. Ставлю прилагательное в начальную форму ( ед.ч., м.р., И.п.)
  3. Указываю часть речи
  4. Определяю род ( в ед.ч.)
  5. Определяю число
  6. Определяю падеж
  7. Определяю, каким членом предложения является

Порядок разбора местоимения

  1. Ставлю слово в начальную форму ( И.п.)
  2. Указываю часть речи
  3. Указываю, что оно личное.
  4. Определяю его признаки:
  1. Лицо;
  2. Число;
  3. Род ( у местоимений 3-го лица ед.ч ).
  1. Определяю, каким членом предложения является

Порядок разбора глагола

  1. Задаю вопрос
  2. Устанавливаю, что это глагол
  3. Ставлю глагол в неопределенную форму ( что делать? что сделать?)
  4. Определяю постоянные признаки глагола:
  1. Спряжение.
  1. Определяю непостоянные признаки глагола:
  1. Число;
  2. Время;
  3. Лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени) ;
  4. Род есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
  1. Определяю, каким членом предложения является

Порядок разбора предложения

  1. Называю, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Называю, какое предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное)
  3. Подчеркиваю грамматическую основу (основы).
  4. Определяю, простое это предложение или сложное (из скольких частей состоит).
  5. Указываю, распространённое оно или нераспространённое (для простого предложения)
  6. Указываю однородные члены предложения (если есть)
  7. Рисую схему

Порядок разбора слова по составу

  1. Прочитай слово
  2. Измени его (устно) и выдели окончание.
  3. Обозначь окончание, отдели окончание от основы слова
  4. Найди корень (подбери несколько однокоренных слов)
  5. Найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Части речи. Готовимся к ВПР по русскому языку

Подбор упражнений и мини - тест составлены по пособию М.И. КУзнецовой для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку за курс начальной школы.


Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.

Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и.


Памятка разбора как часть речи, 4 класс, русский язык Ермилова Н.Н.

Предназначена для тренировки умений владения морфологическим разбором части речи, как письменно, так и устно.

Памятки предназначены для 4 класса.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Разбор слова как части речи. Имя существительное .

Предметные:Знать: алгоритм разбора глагола как части речи;Уметь: разбирать глагол как часть речи;Вспомнить о грамматических признаках глагола. Личностные:п.

Читайте также: