Он выкладывает стену строит дом для москвичей синтаксический разбор предложения схема

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Синтаксический разбор предложния "он выкладывает стену строит дом для москвичей"

наверное, самое прекрасное в мире - это цветы. каких только разных форм и цветов они не бывают1 алые розы и розовые тюльпаны, желтые нарциссы и белоснежные лилии! цветы с глубокой древности украшали нашу жизнь, с ними связано много легенд и поверий. люди и по сей день любят украшать себя и свой дом живыми и искусственными цветами.

мои любимые цветы - это лилии. у них длинные нежные и белоснежные, как снег, лепестки. и когда смотришь, в душе просыпается чувство прекрасного и неповторимого. особенно мне нравиться смотреть на цветы после дождя, когда лепестки покрыты прозрачными, как жемчужины, холодными дождевыми каплями. тогра цветы становятся особенно нежными и прекрасными.

ещё мне нравяться нарциссы. существует такой греческий миф о том как существовал юноша нпо имени нарцисс. он был самолюбив и горд. он часами наблюдал за собой в отражение озера, и богиня превратила его в цветок, который называют сейчас нарциссом.

цветы будут украшать ещё долго нашу жизнь, в настоящем и будующем.

летнюю жару легче пережить за городом.

узкою тропинкой группа туристов поднималась в горы.

обращаюсь к вам с искреннею просьбой.

весеннюю порой особенно прекрасно звучит песнь жаворонка.

на рисунке художник изобразил зеленую рощу.

наконец повеяло утреннею прохладой.

мест. глагол сущ. глагол сущ. предл. сущ.

он выкладывает (=) стену (_ _ строит (=) дом (_ _ _) для москвичей (_ _

повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными сказуемыми, двусоставное, полное, распространенное.

схема [ __ о, о ], где о - однородные сказуемые.

главные члены предложения: подлежащее сказуемое (=).

второстепенные члены предложения: дополнение (_ _

он выкладывает стену, строит дом для москвичей.

он - кто? подлежащее, выраж. сущ., подчеркиваем сплошной чертой -;

выкладывает, строит - что делает? однородные сказуемые, выраж. глаг., подчеркиваем двумя сплошными линиями =;

стену - что? дополнение, выраж. сущ., подчеркиваем пунктиром - - -;

дом - что? дополнение, выраж. сущ., подчеркиваем пунктиром - - -;

для москвичей - для кого? дополнение, выраж. предлогом + сущ., подчеркиваем пунктиром - - -.

повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, осложнено однородными членами сказуемыми.

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов
    -

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Выполнить синтаксический разбор предложения Он выкладывает стену, строит дом для москвичей?

    Выполнить синтаксический разбор предложения Он выкладывает стену, строит дом для москвичей.

    Русский язык 6 класс.

    Подлежащие сказуемое дополнение, сказуемое дополнение дополнение.

    Синтаксический разбор предложения по русскому языку?

    Синтаксический разбор предложения по русскому языку.

    В ущелье было темно и пахло сыростью.

    Русский яхык 6 класс ?

    Русский яхык 6 класс .

    Выполните синтаксический разбор предложения.

    Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня.

    Синтаксический разбор предложения : Русский язык необыкновенно богат?

    Синтаксический разбор предложения : Русский язык необыкновенно богат.

    Выполните синтаксический разбор предложения В нем[в русском языке]все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких?

    Выполните синтаксический разбор предложения В нем[в русском языке]все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.

    Из любого учебника, кроме учебника русского языка, выписать 5 предложений с обособленными членами, выполнить их полный синтаксический разбор?

    Из любого учебника, кроме учебника русского языка, выписать 5 предложений с обособленными членами, выполнить их полный синтаксический разбор.

    Помогите по русскому языку?

    Помогите по русскому языку.

    Выполните синтаксический разбор предложения : "утром в низинах расстилался туман.

    " Разберите по составу глаголы : "присутствовать, собираться.

    Выполнить синтаксический разбор предложения : Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях?

    Выполнить синтаксический разбор предложения : Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях.

    Русский язык необыкновенно богат?

    Русский язык необыкновенно богат.

    Выполнить синтаксический разбор предложения.

    Сделайте синтаксический разбор предложения : "Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков"?

    Сделайте синтаксический разбор предложения : "Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков".

    Русский язык синтаксический разбор?

    Русский язык синтаксический разбор.

    Если вам необходимо получить ответ на вопрос Выполнить синтаксический разбор предложения Он выкладывает стену, строит дом для москвичей?, относящийся к уровню подготовки учащихся 5 - 9 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

    Однокоренные слова : Клонит Клонишься и т. Д. Надеюсь, ты понял.

    Начальная форма : СЫРОЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : винительный падеж, единственное число, женский род, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное.

    Аида любит маму! Схема : |_ - Аид _ = любит _ - маму.

    Аида любит маму? [ - - = ]? Аида любит маму! [ - - = ].

    Как то раз, родители на день рождение своей дочки, в свой дом купили аквариум с рыбками. Но ещё, в их доме жил кот Барсик. Он очень любил покушать)) в том числе и рыбок. И как то раз, ранним утром, кот Барсик лежан на окошке, грелся на солнышке. ..

    У бурлящей горной реки кипела жизнь : пели птички, парили высоко грозные орлы, а туристы любовались прекрасными пейзажами.

    Как - то раз мне посчастливилось заглянуть в детскую спортивную школу. Услышав веселый смех за дверью, я направилась туда. За дверью оказался гимнастический зал. Там занимались юные гимнастки. Зал был большой и светлый. Он был оборудован всевозм..

    Диалог матери и сына. - Почему ты не доел суп? - Мам, я в школе пообедал. - Что ты там ел? - Сегодня там был гороховый суп, а завтра будет с вермишелью и курицей. - Тебе суп понравился? - Мне не очень. - А твоим друзьям? - Петя сказал, что он..

    Звёздные звёзды, радостная радость, интересная интерес, счастливых счачтье, известные известие.

    Звездные - звезды, известные - известие, радостная - радость, интересная - интересненький, счастливых - счастье.

    Синтаксический разбор предложения

    Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

    Что такое синтаксический разбор предложения?

    Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

    1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
    2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
    3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
    4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
    5. Определить грамматические основы.

    При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

    Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

    Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

    • по тексту;
    • по предложению;
    • по словосочетанию.

    Выделяют 5 основных членов предложения:

    1. Подлежащее
    2. Сказуемое
    3. Дополнение
    4. Обстоятельство
    5. Определение

    Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

    Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

    Как это работает:

    • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
    • Нажимаете кнопку «Разобрать».
    • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

    Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

    1. Какая это часть речи.
    2. Начальная форма.
    3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

    Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

    Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

    Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

    В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

    Синтаксический разбор предложения

    5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

    6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

    7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

    8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

    6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

    7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

    8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

    9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    Пример синтаксического разбора простого предложения


    Устный разбор:

    Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

    Письменный:

    Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

    Пример разбора сложного предложения


    Устный разбор:

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

    Письменный:

    Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

    1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

    2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

    Пример схемы (предложение, после него схема)

    Другой вариант синтаксического разбора

    Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

    В словосочетаниях:

    1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
    2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
    3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

    В простом предложении:

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое - какой формой глагола;
      • составное глагольное - из чего оно состоит;
      • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

    В предложении, имеющем однородные члены.

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

    В предложениях с обособленными членами:

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

    В предложениях с обособленными членами речи:

    Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

    В сложносочиненном предложении:

    Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

    В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

    Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

    Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

    Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

    В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

    Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

    В сложном бессоюзном предложении:

    Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

    Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

    Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

    В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

    Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

    По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

    Синтаксический разбор предложения

    Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

    Синтаксический разбор простого предложения

    Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

    Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

    1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
    2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
    3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
    4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
    5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
    6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
    7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
    8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
    9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
    10. Составить схе­му предложения

    Синтаксический разбор простого предложения

    Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

    Характеристика простого предложения

    1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

    • повест­во­ва­тель­ные
    • вопро­си­тель­ные
    • побу­ди­тель­ные

    Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

    На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

    Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

    Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

    2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

    • вос­кли­ца­тель­ные
    • невос­кли­ца­тель­ные

    Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

    Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

    Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

    3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

    4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

    Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

    Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

    5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

    Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

      (Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой); (Быстро стем­не­ло); ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

    6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

    7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

    Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

    8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

    • одно­род­ные члены;
    • обра­ще­ния
    • ввод­ные слова
    • встав­ные конструкции
    • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

    Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

    9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

    • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
    • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
    • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
    • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
    • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

    Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

    Примеры синтаксического разбора простого предложения

    После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

    Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

    После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

    Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

    Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

    Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

    Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

    Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

    Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

    Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

    Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

    Синтаксический разбор сложного предложения

    Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

    1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
    2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
    3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
    4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
    5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
    6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
    7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
    8. Составить схе­му предложения.

    Синтаксический разбор сложного предложения

    Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

    Примеры синтаксического разбора сложного предложения

    На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

    Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

    На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

    Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

    Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

    Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

    Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

    Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

    Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .

    Синтаксический разбор предложений


    Как сделать синтаксический разбор простого предложения

    Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

    Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

    Порядок синтаксического разбора простого предложения:

    Определить, какое предложение по цели высказывания:

    побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

    вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

    Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

    Определить, односоставное или двусоставное предложение.

    Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

    Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

    Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

    Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

    Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

    Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

    Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

    Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

    Определить, полное предложение или неполное.

    Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

    Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

    Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

    Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

    Подчеркнуть все члены предложения.

    Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

    Указать, чем выражено сказуемое:

    простое — какой формой глагола;

    составное глагольное — из чего оно состоит;

    составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

    Если в предложении есть однородные члены

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

    Если в предложении есть обособленные члены

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

    Если в предложении есть прямая речь

    Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

    Повторим, как охарактеризовать предложение:

    по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

    по интонации (восклицательное или невосклицательное);

    по количеству грамматических основ (простое);

    по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

    по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

    по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

    по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

    Примеры синтаксического разбора простого предложения

    Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

    Пример 1

    Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

    Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

    Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

    В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».

    Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».

    Пример 2

    Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

    Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

    Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

    Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

    Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

    Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

    Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

    Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

    На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

    Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

    Синтаксический разбор предложения.

    1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).

    2) Какова эмоциональная окраска предложения ? (Восклицательное или невосклицательное).

    3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).


    Далее, если предложение простое:

    4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).

    5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).

    6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)

    7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.

    8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.

    Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.

    4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?

    5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?

    6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?

    7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.

    Пример синтаксического разбора простого предложения.

    В букете были розы и лилии.

    Устный разбор простого предложения.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.

    Письменный разбор простого предложения.

    Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.

    Пример разбора сложного предложения.

    В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.

    Устный разбор сложного предложения.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, предложения связываются сочинительным союзом «но», сложносочиненное предложение. Первое предложение двусоставное, грамматическая основа розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими. Второе предложение двусоставное, грамматическая основа: тюльпаны нравились, распространенное, не осложнено.

    Письменный разбор сложного предложения.

    Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., с союзом но. 1-е ПП: двусост., г/о розы и лилии были, распр., осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост., г/о: тюльпаны нравились, распростр., не осложн.

    Как можно самостоятельно выполнить синтаксический разбор простого и сложного предложения (схема и план) + 5 лучших онлайн сервисов для ленивых

    Синтаксический анализ вызывает у новичка в этом вопросе большие трудности. Особенно пугает длинное предложение, которое имеет множество членов, предикативных частей. На деле выполнять решение не так страшно, и русский язык предельно логичен, как и его синтаксис. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое полный синтаксический разбор предложения – образец анализа приведен подробно, в деталях.

    Для чего нужен синтаксический анализ

    Синтаксический анализ – это выделение членов предложения по их функциональному значению и описание высказывания исходя из его целевых, эмоциональных, структурных особенностей.

    что такое синтаксический разбор предложения

    Иногда его называют пунктуационным разбором. Такой анализ более глобален, чем орфографический, морфологический или фонетический.

    Научившись самостоятельно делать синтаксический анализ на примере, можно разобраться в структуре высказывания, принципах его построения. Синтаксис и пунктуация взаимосвязаны, поэтому определение схемы дает знания о том, как расставлять знаки препинания.

    Таблица или образец синтаксического разбора будут помогать как ребенку в начальной школе, так и студенту лингвистической специальности, изучающему русский язык.

    Типы простого предложения

    Простое предложение – это высказывание, где есть одно подлежащее и одно сказуемое. Также возможен вариант, когда есть только подлежащее или только сказуемое.

    • повествовательными – автор делится информацией, есть точка в конце;

    Катя решила сделать гимнастику.

    • вопросительными – автор хочет узнать определенную информацию, есть вопрос в конце;
    • побудительные – автор побуждает сделать что-либо, восклицательный знак в конце.

    Не сорите в общественном месте!

    Побудительные высказывания часто имеют лексические маркеры, которые дают подсказку: давай, будем, сделай, идемте и т.п.

    Классификация по эмоциональной окраске включает в себя:

    • восклицательные – есть восклицательный знак в конце;
    • невосклицательные – нет восклицательного знака в конце.

    По наличию главных членов простые предложения принимают такой вид:

    • односоставные – если есть подлежащее, но нет сказуемого, или наоборот;
    • двусоставные – есть и подлежащее, и сказуемое.

    Когда нет одного из главных членов:

    • назывные – только подлежащее;
    • определенно-личные – только сказуемое, которое стоит в 1-м или 2-м лице;
    • неопределенно-личное – сказуемое стоит во множественном числе и 3-м лице;
    • обобщенно-личное – грамматическая форма сказуемого не важна, важно только значение обобщенности и то, что высказывание можно отнести к любому человеку;
    • безличное – сказуемое может быть наречием, а также страдательным причастием прошедшего времени или безличным глаголом.

    Обобщенно-личный тип включает прежде всего пословицы, поговорки, фразеологизмы и другие устойчивые сочетания.

    По наличию второстепенных членов высказывания делятся на:

    • нераспространенные – есть только грамматическая основа;
    • распространенные – есть другие члены предложения, кроме грамматической основы: обстоятельство, или дополнение, или определение, или все вместе.

    Корабль величественно плывет по волнам.

    По критерию полноты выражения предложение может быть:

    • полным – все члены прописаны, нет недоговоренности;
    • неполным – определенные члены могут подразумеваться, нередко на их месте стоит тире.

    Учитывая все критерии, по которым делятся предложения, и их характеристики, можно сделать подробный синтаксический анализ по плану.

    Типы сложного предложения

    Сложное – это высказывание, в котором при идеальном раскладе есть два подлежащих и два сказуемых. Но иногда случается, что есть только два сказуемых или только два подлежащих, одно сказуемое и два подлежащих и т.п.

    В сложном предложении с несколькими придаточными частями можно найти даже 3 или 4 грамматических основы, а не только 2.

    Сложные высказывания делятся по цели и эмоциональной окраске так же, как и простые.

    При определении типа сложного предложения нужно смотреть на наличие союза:

    • союзное – союз есть;

    Если бы на Земле не было воды, здесь бы не зародилась жизнь.

    • бессоюзное – союз отсутствует, может стоять запятая или даже двоеточие;

    Ярик не пошел в школу и остался дома: он болел.

    В зависимости от союза высказывания бывают:

    • сложносочиненные – союз сочинительный: сюда входят соединительные, противительные и разделительные;

    Аня хотела хорошую оценку, но она не сделала домашнее задание.

    • сложноподчиненные – союз подчинительный: все остальные союзные группы относятся к этому виду.

    Аня должна была сделать домашнее задание, чтобы учитель поставил ей хорошую оценку.

    Необходимо указывать, какой союз соединяет предикативные части высказывания; в бессоюзных предложениях это интонация.

    После указания типа придаточной каждая из частей разбирается как простое предложение. Порядок синтаксического разбора такой же, но алгоритм начинается с критерия односоставности/двусоставности.

    Как составить схему предложения

    Рисовать схему нужно после выполнения самого синтаксического разбора. Произведите сперва обобщающий пунктационный разбор, иначе она рискует быть неполной или неверной.

    Предлагаем составление схемы по следующей последовательности:

    • рисуем скобки – в простом и сложносочиненном высказывании всегда нужны квадратные скобки, т.к. оно не имеет зависимых частей, а в сложноподчиненном –квадратными обозначается главная часть, а круглыми – зависимая;
    • делаем графическое отображение предложения внутри, отмечая только грамматическую основу прямыми линиями в логическом порядке, никаких пунктирных или волнистых подчеркиваний.
    • если есть союз или союзное слово, оно пишется буквами, а сверху подписывается с. или с. с.
    • если сложноподчиненное, нужно нарисовать стрелку от главной части и подписать сверху вопрос к придаточной, на который она отвечает.

    синтаксический разбор сложного предложения схема

    Например, схематический анализ сложноподчиненного предложения с разными видами связи выглядит так:

    Я не хотел никого обидеть, но Саша надулся и сказал, что теперь он не будет со мной общаться.

    Грамматическую основу рисуют только в главных частях, а союз в придаточной находится только внутри скобок, в отличие от независимых частей.

    Образец простого разбора

    Высшее общество всегда казалось ей неестественным, лживым и лицемерным.

    Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное.

    Грамматическая основа: подлежащее – общество, сказуемое – казалось неестественным, лживым, лицемерным. Второстепенные члены: высшее – определение, ей – дополнение. Осложнено однородными составными глагольными сказуемыми.

    Образец сложного разбора

    Артур, уберись в своей комнате до прихода гостей, иначе я тебя накажу.

    Побудительное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из двух предикативных частей, средство связи – сочинительный союз «иначе».

    Первая часть: односоставное, определенно-личное, распространенное, полное. Сказуемое – уберись. В своей комнате до прихода гостей – обстоятельство. Осложнено обращением.

    Вторая часть: двусоставное, распространенное, полное. Подлежащее – я, сказуемое – накажу. Тебя – дополнение. Ничем не осложнено.

    5 лучших онлайн сервисов

    Синтаксический разбор предложения и текста сегодня можно выполнить онлайн и бесплатно.

    ТОП-5 сервисов для этого:

      – делает подчеркивания, определяет не только части речи, но и их формы: падеж, число, лицо и др.; – яркий понятный дизайн, предоставляет довольно подробный синтаксический анализ; – может выполнять синтаксический разбор не только словосочетание или предложение, но и текст, подчеркивает все члены, делает морфологический анализ; – неограниченное количество символов, есть анализы художественной литературы, но выдает только полный анализ части речи; – поможет только со справочной информацией по теме, есть схемы анализа и упражнения.

    Необходимо помнить, что анализ, который выполняется любой программой, может содержать мелкие неточности.

    Проблемы с синтаксическим разбором предложений

    Самой распространенной проблемой для школьника становится разделение частей речи от их функций в высказывании. Отсюда вытекает неумение правильно подчеркнуть члены.

    Важно помнить: существительное либо местоимение может быть как дополнением, так и подлежащим, для имени прилагательного определение не приговор, числительные могут выступать в любой функции, а предлоги зависимы и закреплены за другими членами.

    Побудительные предложения иногда заканчиваются точкой, а повествовательные – восклицательным знаком. Чтобы не запутаться, нужно обратить внимание на семантический аспект (что оно означает), а не только на знаки препинания.

    Возникают проблемы и с тем, какими членами может быть осложнено предложение.

    Высказывание часто осложняется:

    • вводными конструкциями;
    • деепричастием с зависимыми словами;
    • причастным оборотом;
    • сравнением и другими обособленными оборотами;
    • обращением;
    • приложением, т.е. определением в форме существительного;
    • однородными членами.

    Выводы

    В этом материале мы рассмотрели, как сделать синтаксический анализ (разбор) простых и сложных предложений, разобрали конкретные примеры письменного анализа, возможные трудности. С использованием такой пошаговой инструкции и памяткой проанализировать высказывание сможет даже новичок.

    Читайте также: