Определите к западу или к востоку от нулевого меридиана произошло крушение корабля капитана гранта

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Определите, к западу или к востоку от нулевого меридиана произошло крушение корабля капитана гранта. к каком полушарии - западном или восточном корабль потерпел крушение?

древний иран: природные условия, население, источники.

иран представляет собой обширное нагорье,центральную часть которого занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом. более благоприятны для развития и культуры оазисы, располагающиеся вдоль окружающих нагорье горных хребтов и орошаемые небольшими речками и ручьями.

на севере нагорья возвышается система эльбруса. к нему примыкают туркмено-хорасанские горы, северное ответвление которых проходит уже по территории средней азии и носит название копетдаг. с запада и юго-востока нагорье загрос и южно-иранские горы.

в древности на склонах всех этих гор зеленели богатые леса, дававшие строевую древесину. на возвышенных участках растет ячмень в диком виде и до сих пор водятся горные козлы и бараны. в большинстве районов ирана земледелие требует искусственного орошения, для этого используются все водные ресурсы — и небольшие речки, и сбегающие с гор ручьи, и даже сезонные водотоки. сравнительно хорошо обеспечен водой юго-запад ирана — хузистан, где протекают реки карун и керха, а сухой субтропический климат и плодородная почва возможность получать большие урожаи. из полезных ископаемых кроме нефти, в древности почти не использовавшейся, имеются залежи меди, железа и серебра.

в древнейшие времена в западном иране жили эламиты, луллубеи, кутии (или гутии), касситы и другие малоизвестные нам племена. они говорили на различных неиндоевропейских языках. однако сведения об этих языках скудны, за исключением эламского. эламиты по своему языку и происхождению были родственны жившим к востоку от них дравидийским племенам. возможно, в iv—iii тысячелетиях до н. э. племена, родственные и эламитам, были распространены довольно широко, и к их числу принадлежало древнее население юго-запада средней азии. позднее в этот регион проникают народы индоиранской языковой ветви, называвшие себя ариями. от их имени происходит и само название иран — сокращенная форма от арианам —«страна ариев». в иране и средней азии прочно утвердились племена иранской языковой группы, тогда как индоязычные арии продвинулись дальше, на территорию индостана. повсюду в этих регионах происходила ассимиляция местных племен и переход их на иранские диалекты. начиная с первой трети i тысячелетия до н. э. ираноязычное население проживало на значительной части ирана и средней азии. уже на наиболее ранней стадии развития иранских языков, именуемой древнеиранской языковой эпохой и завершившейся в iv—iii вв. до н. э., выделяется группа западноиранских диалектов, на которых говорили, в частности, мидийцы и персы, и группа восточноиранских диалектов, распространенных у населения оседлых областей средней азии (бактрии, согда, хорезма) и у их кочевых соседей — сакских племен.

Помогите?

Определите, к западу или к востоку от нулевого меридиана произошло крушение корабля капитана Гранта.

К каком полушарии - Западном или Восточном корабль потерпел крушение?

Крушение корабля капитана Гранта произошло

в Западном полушарии 37юш 137зд.


Корабль, находившийся в точке с координатами 30 градусов ю?

Корабль, находившийся в точке с координатами 30 градусов ю.

Ш. и 70 градусов в.

Д. потерпел крушение и попросил о помощи.

В районе бедствие направились два корабля (Надежда 30 градусов ю.

Д. ) и (Вера 20 градусов ю.

Ш. 50 градусов в.

Какой корабль придёт быстрее на помощь тонущему судну?

Гривинчиский меридиан и меридиан 180 градусов делят землю на Западное и Восточное полушария?

Гривинчиский меридиан и меридиан 180 градусов делят землю на Западное и Восточное полушария.

Найдите их на глобусе и определите, какие океаны расположены в обоих полушариях, а какие - только в одном.

Помоги с географией срочно Гринвичский меридиан и меридиан 180 делят Землю на западное и восточное полушарие?

Помоги с географией срочно Гринвичский меридиан и меридиан 180 делят Землю на западное и восточное полушарие.

Найдите из на глобусе и определите, какие океаны расположены в обоих полушариях, а какие — только в одном.

Гринвичский Меридиан и Меридиан 180 градусов делится на землю на Западное и Восточное полушарие Найдите их на глобусе и определите какие океаны расположены в обоих полушариях А какие только в одном?

Гринвичский Меридиан и Меридиан 180 градусов делится на землю на Западное и Восточное полушарие Найдите их на глобусе и определите какие океаны расположены в обоих полушариях А какие только в одном.

По карте полушарий определите : а)какие материки пересекай нулевой меридиан б)какие материки пересекают экватор в)какие горы в Евразии протянулись вдоль параллели 30 г)какие горы в Евразии протянулись?

По карте полушарий определите : а)какие материки пересекай нулевой меридиан б)какие материки пересекают экватор в)какие горы в Евразии протянулись вдоль параллели 30 г)какие горы в Евразии протянулись вдоль меридиана 60 д)какие материки находятся только в южном северном восточном и западном полушариях.

На Восточное и Западное полушария Землю разделяет : 1) экватор 2) земная ось 3) меридиан 180° 4) нулевой меридиан и меридиан 180°?

На Восточное и Западное полушария Землю разделяет : 1) экватор 2) земная ось 3) меридиан 180° 4) нулевой меридиан и меридиан 180°.

Выделите три верных утверждения, характеризующих меридианы 1)эти линии равны между собой в километрах и градусах 2) меридианов можно провести сколько угодно 3) показывают направление с запада на восто?

Выделите три верных утверждения, характеризующих меридианы 1)эти линии равны между собой в километрах и градусах 2) меридианов можно провести сколько угодно 3) показывают направление с запада на восток 4) нулевой меридиан делит Землю на Западное и Восточное полушария.

Как меняется поясное время при движении от нулевого меридиана на восток и запад?

Как меняется поясное время при движении от нулевого меридиана на восток и запад.

Корабль находящийся в точке 30 ю?

Корабль находящийся в точке 30 ю.

Д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь.

В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30 ю.

Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну?

Какой материк расположен ближе всего к месту крушения корабля гранта?

Какой материк расположен ближе всего к месту крушения корабля гранта.

С севера на юг. От побережья Северного Ледовитого океана в Заполярье почти до 50 градусов с. Ш.

Альпака, индейка, лама , морская свинка, ондатра, нутрия.

Геометрии? Или все же географии.

На земле температура меньше потому что воздух ночью холоднее а днём теплее.

Колонизаторы спроектировали в Африке много современных, удобных для жизни и работы городов, проложили прямые и широкие дороги, построили современные порты и аэродромы, но они не ударили палец о палец, чтобы на этом континенте уменьшилось количество л..

Это все есть на странице 84 учебника автор Козловский.

Рельеф Дальнего Востока в основном горный. Это район землетрясений и цунами, сейсмическая зона. На юге преобладают средневысотные и низкие горы, есть территории с равнинным рельефом, а также Колымское нагорье, Анадырское плоскогорье.

1) 45 * 6 = 270 (мин) в 6 уроках 2) 270 * 70 = 18900 (уд) за 6 уроков делает сердце 3) 18900 * 150 = 2835000 (м³) перекачивает сердце.

1. Волга Титаник 2. Равнины ровные плоские3. 36милиардов.

Антарктида самый холодный материк. Это объясняется малым углом падения солнечных лучей, полярной ночью, в течение которой материк сильно охлаждается , огромным ледяным покровом, который образовался в период большого похолодания, большой высотой над ..

Определите, к западу или к востоку от нулевого меридиана произошло крушение корабля капитана гранта. к каком полушарии - западном или восточном корабль потерпел крушение?

ура́льские го́ры — горная система между восточно-европейской и западно-сибирской равнинами. длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км.горный хребет протянулся с северо-запада казахстана,через всю територию россии с юга на север до северного ледовитого океана.

анды протянулись через весь материк южная америка с севера на юг. общая длинна горной системы - 8000км , а максимальная ширина достигает 750км.

1)геоид,экваториальный радиус а = 6378,2 км, полярный радиус в = 6356,8, длина меридиана равна 40008,5 км, длина экватора 40075,7 км, площадь поверхности земли - 510 млн. км2,земля "сплющина" у полюсов,чтовызвано вращением земли вокруг своей оси. следствия движения земли - явления, вызванные разными движения земли и оказывающие влияние на форму земли, природные процессы и жизнь человека: смена дня и ночи, смена времен года, отклонение движения тел под воздействием ускорения кориолиса, приливы, отливы и др.

2) на территории азиатской части россии находятся крупнейшие угольные бассейны мира. некоторые из них, несмотря на огромные запасы угля, даже не разрабатываются – это ленский и тунгусский угольные бассейны ( это связано с суровыми климатическими условиями и отдаленностью этих бассейнов от основных потребителей) в сибири разрабатываются-кузнецкий угольный бассейн, канско- ачинский и иркутский. уголь отсюда сложно транспортировать из-за слабого развития железнодорожных сетей.резкое повышение цен на транспорт и огромные расстояния перевозок заставляют пересматривать угольной промышленности .для районов дальнего востока уголь завозимый из крупнейших бассейнов страны, оказывается чрезмерно дорогим.поэтому целесообразнее разрабатывать собственные небольшие месторождения угля.так же можно обратится к альтернативным источникам энергии. например на камчатке можно использовать геотермальные.

Конспект урока-практикума «Географические координаты» 6 класс

1. Познакомить учащихся с основными линиями и точками на карте - экватором, параллелями, меридианами, полюсами.

2.Начать формирование общеучебного навыка самостоятельно давать определение понятиям.

3.Развивать умение работы с контурными картами и картами атласа, в частности определение направлений по карте.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛИНИЙ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Учитель: - Но лишь широты недостаточно, чтобы определить положение объекта на глобусе. Ведь 37-я параллель только в Южном полушарии пересекает и Южную Америку, и Австралию, и Новую Зеландию, и многочисленные острова.

Учитель :- Где же следовало искать капитана?

Учитель: - Поиски капитана Гранта решено было начать на западном побережье Южной Америки.

В наши дни кратчайший путь судов из Европы к этим далеким берегам проходит через панамский канал, проложенный на Панамском перешейке между Северной и Южной Америкой, а в середине ХIX в. Его еще не было , и яхте «Дункан» пришлось огибать Южноамериканский континент с юга.

Определите географическое положение Панамского канала и скажите, сколько «лишних» градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

В каком полушарии относительно экватора он расположен?

По глобусу определите, в каком полушарии относительно нулевого меридиана расположен канал.

Панамский канал расположен почти в точке пересечения параллели 10° с.ш. и меридиана 80° з.д., значит его географические координаты 10° с.ш. и 80° з.д.

по глобусу вычислите , сколько «лишних» градусов широты прошел «Дункан», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Достоверно было известно, что капитан Грант вышел 30 мая 1862 г. На своем судне из порта Кальяно, который располагается рядом со столицей Перу - городом Лима.

Учитель: - Определите географические координаты Лимы.

Найти на глобусе Лиму. Определить , в Северном или Южном полушарии она находится. Какую она будет иметь широту: северную или южную?

Определить, между какими параллелями лежит Лима.

Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей. Поскольку параллели на глобусе проведены через 10 °, каждая часть будет соответствовать 1 ° широты.

Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана находится Лима. Какую она будет иметь долготу: западную или восточную?

Определите, между какими меридианами лежит Лима.

Разделите расстояние между этими меридианами на 10 равных частей. Каждая из этих частей будет соответствовать 1° долготы.

Учитель: - Помните! Сначала записывается широта, а потом долгота! 12° ю.ш. и 77 ° з.д.

КАК, ЗНАЯ КООРДИНАТЫ, НАЙТИ ОБЪЕКТ НА ГЛОБУСЕ?

Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записки, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37 ° ю.ш. и 153° з.д. определите по глобусу, где следовало вести поиски капитана.

Определите, в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана Гранта.

Найдите точку, где пересекаются параллель 37 ° ю.ш. и меридиан 153° з.д. именно здесь яхта «Дункан» нащла капитана Гранта, обогнув почти весь земной шар вдоль параллели 37° ю.ш.

В каком направлении от этого места находятся ближайшие острова?

Какой материк расположен ближе всего к месту крушения?

Вывод: Чтобы быстро и безошибочно находить любую точку на глобусе, используется система географических координат.

Кто захотел прочитать произведение «Дети капитана Гранта»

Учитель: - Всем ли в жизни нужно уметь определять географические координаты?

Ученики: - Да, это поможет ориентироваться в пространстве!

Учитель:- А мое мнение, что не всем.

Не надо знать тем, кто не любознательный, кто не интересный собеседник, кого не влекут путешествия и открытия для себя нового, увлекательного, кто не хочет путешествовать и познавать мир! И я очень рада, что мы с вами к этой категории людей не имеем ни какого отношения.

Конспект урока-практикума «Географические координаты» 6 класс

1. Познакомить учащихся с основными линиями и точками на карте - экватором, параллелями, меридианами, полюсами.

2.Начать формирование общеучебного навыка самостоятельно давать определение понятиям.

3.Развивать умение работы с контурными картами и картами атласа, в частности определение направлений по карте.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛИНИЙ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Учитель: - Но лишь широты недостаточно, чтобы определить положение объекта на глобусе. Ведь 37-я параллель только в Южном полушарии пересекает и Южную Америку, и Австралию, и Новую Зеландию, и многочисленные острова.

Учитель :- Где же следовало искать капитана?

Учитель: - Поиски капитана Гранта решено было начать на западном побережье Южной Америки.

В наши дни кратчайший путь судов из Европы к этим далеким берегам проходит через панамский канал, проложенный на Панамском перешейке между Северной и Южной Америкой, а в середине ХIX в. Его еще не было , и яхте «Дункан» пришлось огибать Южноамериканский континент с юга.

Определите географическое положение Панамского канала и скажите, сколько «лишних» градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

В каком полушарии относительно экватора он расположен?

По глобусу определите, в каком полушарии относительно нулевого меридиана расположен канал.

Панамский канал расположен почти в точке пересечения параллели 10° с.ш. и меридиана 80° з.д., значит его географические координаты 10° с.ш. и 80° з.д.

по глобусу вычислите , сколько «лишних» градусов широты прошел «Дункан», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Достоверно было известно, что капитан Грант вышел 30 мая 1862 г. На своем судне из порта Кальяно, который располагается рядом со столицей Перу - городом Лима.

Учитель: - Определите географические координаты Лимы.

Найти на глобусе Лиму. Определить , в Северном или Южном полушарии она находится. Какую она будет иметь широту: северную или южную?

Определить, между какими параллелями лежит Лима.

Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей. Поскольку параллели на глобусе проведены через 10 °, каждая часть будет соответствовать 1 ° широты.

Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана находится Лима. Какую она будет иметь долготу: западную или восточную?

Определите, между какими меридианами лежит Лима.

Разделите расстояние между этими меридианами на 10 равных частей. Каждая из этих частей будет соответствовать 1° долготы.

Учитель: - Помните! Сначала записывается широта, а потом долгота! 12° ю.ш. и 77 ° з.д.

КАК, ЗНАЯ КООРДИНАТЫ, НАЙТИ ОБЪЕКТ НА ГЛОБУСЕ?

Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записки, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37 ° ю.ш. и 153° з.д. определите по глобусу, где следовало вести поиски капитана.

Определите, в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана Гранта.

Найдите точку, где пересекаются параллель 37 ° ю.ш. и меридиан 153° з.д. именно здесь яхта «Дункан» нащла капитана Гранта, обогнув почти весь земной шар вдоль параллели 37° ю.ш.

В каком направлении от этого места находятся ближайшие острова?

Какой материк расположен ближе всего к месту крушения?

Вывод: Чтобы быстро и безошибочно находить любую точку на глобусе, используется система географических координат.

Кто захотел прочитать произведение «Дети капитана Гранта»

Учитель: - Всем ли в жизни нужно уметь определять географические координаты?

Ученики: - Да, это поможет ориентироваться в пространстве!

Учитель:- А мое мнение, что не всем.

Не надо знать тем, кто не любознательный, кто не интересный собеседник, кого не влекут путешествия и открытия для себя нового, увлекательного, кто не хочет путешествовать и познавать мир! И я очень рада, что мы с вами к этой категории людей не имеем ни какого отношения.

Определите, к западу или к востоку от нулевого меридиана произошло крушение корабля капитана гранта. к каком полушарии - западном или восточном корабль потерпел крушение?

структура хозяйства франции разнообразна. в отраслевой структуре промышленности значение имеет тяжелая индустрия. по степени концентрации производства французская промышленность уступает предприятиям сша, , германии, так как процесс концентрации производства за счет вытеснения мелких предприятий крупными протекает здесь более замедленно, чем в этих странах. в настоящее время происходят серьезные изменения в структуре промышленности. прежде всего это касается энергетики. уголь оттесняется с прежних позиций более источниками энергии – нефтью, природным газом и гидроэнергетикой. некоторое исключение составляет лишь лотарингский (мозельский) бассейн, где более благоприятные, чем в других угольных бассейнах франции, горно-геологические условия, повышающие конкурентоспособность добычи угля в системе “общего рынка”. что касается нефти, то приблизительно 95% нужной нефти франция импортирует. в связи с этим в стране за короткое время возникла мощная нефтеперерабатывающая индустрия. новой отраслью энергетической промышленности является добыча природного газа (около 10 млрд. куб. м). она основывается на запасах природрого газа в юго-западном районе страны в лаке. одной из ведущих отраслей тяжелой индустрии франции является черная металлургия, использующая в качестве сырья железную руду лотарингии. второй район размещения черной металлургии – север. он производит примерно 13% чугуна, 20%стали и 25% проката. кроме того, предприятия черной металлургии имеются в районе лиона, мондвиля и порта кан в нормандии, где большое значение приобрело производство проката судового листа для судостроительных верфей нанта и сен-лазера, во французских альпах и пиренеях, а также выплавка высококачественной стали металлургическими предприятиями в черте большого парижа и других частях франции. ведущей отраслью индустрии франции является машиностроение. по уровню развития этой отрасли франция занимает пятое место среди стран еэс. основные его отрасли – автомобильная, электротехническая, производство электротехнического оборудования, судостроение. из других отраслей машиностроения следует отметить тракторную, спрос на продукцию которой в последние годы резко повысился в связи с растущей механизацией сельского хозяйства, и производство нефтяного оборудования в гренобле. небывалый технический прогресс технологии к большим изменениям в структуре промышленности. возросла доля отраслей органической по сравнению с неорганической. особенно выросло производство синтетических смол, пластичных масс, синтетического каучука и др. текстильная промышленность франции в настоящее время остается крупным фактором в франции. главная отрасль текстильной промышленности – шелковая, шерстяная и хлопчатобумажная. пищевая промышленность франции распылена. существенное значение в ней до сих пор сохраняет ремесло. мировое значение имеет виноделие. потребление виноградных вин в стране настолоко велико, что, вывозя на мировой рынок наиболее высококачественные вина, франция одновременно импортирует большое количество дешевых вин из-за границы, особенно из италии и испании. структура сельского хозяйства франции разнообразна. было бы однако неправильным объяснять это разнообразие лишь природными условиями, хотя значение их чрезвычайно велико.

Конспект урока-практикума «Географические координаты» 6 класс

1. Познакомить учащихся с основными линиями и точками на карте - экватором, параллелями, меридианами, полюсами.

2.Начать формирование общеучебного навыка самостоятельно давать определение понятиям.

3.Развивать умение работы с контурными картами и картами атласа, в частности определение направлений по карте.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛИНИЙ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Учитель: - Но лишь широты недостаточно, чтобы определить положение объекта на глобусе. Ведь 37-я параллель только в Южном полушарии пересекает и Южную Америку, и Австралию, и Новую Зеландию, и многочисленные острова.

Учитель :- Где же следовало искать капитана?

Учитель: - Поиски капитана Гранта решено было начать на западном побережье Южной Америки.

В наши дни кратчайший путь судов из Европы к этим далеким берегам проходит через панамский канал, проложенный на Панамском перешейке между Северной и Южной Америкой, а в середине ХIX в. Его еще не было , и яхте «Дункан» пришлось огибать Южноамериканский континент с юга.

Определите географическое положение Панамского канала и скажите, сколько «лишних» градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

В каком полушарии относительно экватора он расположен?

По глобусу определите, в каком полушарии относительно нулевого меридиана расположен канал.

Панамский канал расположен почти в точке пересечения параллели 10° с.ш. и меридиана 80° з.д., значит его географические координаты 10° с.ш. и 80° з.д.

по глобусу вычислите , сколько «лишних» градусов широты прошел «Дункан», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Достоверно было известно, что капитан Грант вышел 30 мая 1862 г. На своем судне из порта Кальяно, который располагается рядом со столицей Перу - городом Лима.

Учитель: - Определите географические координаты Лимы.

Найти на глобусе Лиму. Определить , в Северном или Южном полушарии она находится. Какую она будет иметь широту: северную или южную?

Определить, между какими параллелями лежит Лима.

Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей. Поскольку параллели на глобусе проведены через 10 °, каждая часть будет соответствовать 1 ° широты.

Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана находится Лима. Какую она будет иметь долготу: западную или восточную?

Определите, между какими меридианами лежит Лима.

Разделите расстояние между этими меридианами на 10 равных частей. Каждая из этих частей будет соответствовать 1° долготы.

Учитель: - Помните! Сначала записывается широта, а потом долгота! 12° ю.ш. и 77 ° з.д.

КАК, ЗНАЯ КООРДИНАТЫ, НАЙТИ ОБЪЕКТ НА ГЛОБУСЕ?

Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записки, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37 ° ю.ш. и 153° з.д. определите по глобусу, где следовало вести поиски капитана.

Определите, в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана Гранта.

Найдите точку, где пересекаются параллель 37 ° ю.ш. и меридиан 153° з.д. именно здесь яхта «Дункан» нащла капитана Гранта, обогнув почти весь земной шар вдоль параллели 37° ю.ш.

В каком направлении от этого места находятся ближайшие острова?

Какой материк расположен ближе всего к месту крушения?

Вывод: Чтобы быстро и безошибочно находить любую точку на глобусе, используется система географических координат.

Кто захотел прочитать произведение «Дети капитана Гранта»

Учитель: - Всем ли в жизни нужно уметь определять географические координаты?

Ученики: - Да, это поможет ориентироваться в пространстве!

Учитель:- А мое мнение, что не всем.

Не надо знать тем, кто не любознательный, кто не интересный собеседник, кого не влекут путешествия и открытия для себя нового, увлекательного, кто не хочет путешествовать и познавать мир! И я очень рада, что мы с вами к этой категории людей не имеем ни какого отношения.

Проблемы навигации, или как найти капитана Гранта

Вчера в кафешке во время обеда случайно увидал по телевизору старый советский фильм "Дети капитана Гранта" - и что-то малость призадумался.

Когда в детстве читал Жюля Верна и смотрел этот фильм - следование в поисках пропавшего капитана Гранта по 37-й параллели казалось мне делом достаточно простым - ведь были среди путешественников моряки, географ Паганель и майор Мак Наббс, который как офицер, тоже должен был уметь определять местоположение.

Казалось бы - широта известна, по долготе проблема решается простым обследованием всей 37-й параллели - вуаля!
Однако давайте взглянем на проблему навигации с точки зрения хотя бы даже современного человека ;)

Соответственно, координаты капитана Гранта по широте известны героям Жюля Верна с точностью до 1 морской мили, или 1852 метров.
Не сказать, что б особенно точно, особенно учитывая отсутствие данных по долготе.
Те, кому приходилось хоть раз искать какой-либо объект по известным GPS-координатам с помощью GPS-приёмника (точность определения координат которого в районе 30 метров) поймут, о чём я ;))

Далее - герои книжки собираются следовать вдоль всей 37-й параллели, то есть - по широте в 37 градусов южной широты.
На всякий случай сообщаю, что 1 градус широты - это 60 морских миль, или около 111 километров (если точно - то 111 120 метров).

Напомню, что дело происходит не в 21 веке, когда "космические корабли бороздят просторы Большого театра космоса", а в середине 1860-х годов.
То есть - GPS-навигатора или даже смартфона с GPS-ГЛОНАСС у наших героев и в помине не было.

Тогда как и с какой точностью они могли определять свои координаты?

Если вы не штурман, но хотя бы немного интересовались проблемами навигации, то вам наверняка известно, что широту в северном полушарии можно примерно определить по высоте Полярной звезды.

Казалось бы - эврика, победа, но есть пара больших "НО".
Даже опуская все хитрости расчета (описаны тут), с сожалением приходится признать, что метод этот - весьма ограничен:

Вторая проблема была отмечена героями другой Жюль Верновской книжки - для измерения углов нужен секстан:

Как видите, с определением долготы, без вычислений доступным всего 4 раза в год, тоже не всё так просто и безоблачно - для определения углов возвышения нужен секстан, или секстант, как его иногда называют.

Но даже имея этот довольно непростой прибор и умея им пользоваться, определить высоту светила над горизонтом не так-то и просто - хорошо если вы в море и есть естественный горизонт, а если вы на суше, в лесу или горах - то как быть тут, где этот горизонт?
В этом случае применяют так называемый "искусственный горизонт", в качестве которого годится обыкновенная лужа или даже тарелка с водой:

На следующем рисунке показана основная идея замера высоты светила в отсутствие естественного горизонта, используя емкость с водой (жидкостью).
Здесь мы работаем с прямым и дважды отраженным солнцем, как это обычно бывает со стандартными измерениями в море. Но посадку солнца делаем уже не на линию горизонта, а на отраженное солнце от лужи (емкости) таким образом, чтобы они касались друг друга краями.
В результате у нас получается удвоенная высота, которую нужно просто разделить пополам.

Но поедем дальше - положим, с секстаном у нас всё ОК, и даже есть справочные таблицы (МАЕ, морской астрономический ежегодник).
Но у нас ведь по условиям задачи - южное полушарие!
А там Полярной звезды не видно ;)

Конечно, чисто приблизительно определить положение Южного полюса мира можно и в южном полушарии, если знать, как расположен Южный Крест относительно полюса:

С какой погрешностью и что можно намерять в Южном полушарии - прикиньте сами ;).

Однако не всё так плохо - ведь и широту, и долготу при помощи секстана можно определить по высоте Солнца в момент прохождения им своей максимальной высоты над горизонтом, то есть - астрономического полудня:

. наиболее эффективным является метод определения место судна по соответствующим высотам Солнца. Идея заключается в том, что широта определяется по меридиональной высоте в момент кульминации.

Долготу можно определить на основании следующей зависимости. Местный часовой угол любого светила вычисляется как t м = t гр - W . Откуда W = t гр - t м . В момент кульминации местный часовой угол равен нулю. Если зафиксировать точное гринвичское время кульминации, а затем по МАЕ определить гринвичский часовой угол светила, то получим западную долготу W = t гр .

Нахождение долготы долгое время было проблематично и задача была решена только в 1731 году, часовщиком Джоном Гаррисоном.
Он создал достаточно точные пружинные часы (хронометр) и долготу стало возможно было определить по разности времени восхода какой-нибудь звезды в данном месте и этим же временем в обсерватории Гринвича (опять нужны таблицы, да).

Хронометр Гаррисона обеспечивал точность определения долготы до 1 минуты - до него время на флоте отмерялось большими песочными часами ("склянками") с получасовым ходом - соответственно, в обязанности вахтенного входило следить за ними, вовремя переворачивать и "отбиивать склянки" особым колоколом.

Соответственно, получив разницу между истинным солнечным полуднем и полуднем по судовому времени, вполне можно было прикинуть приблизительно долготу места судна - но ни о какой точности тут речи быть не могло, и именно потому во времена Великих Географических Открытий так важен и ожидаем был крик впередсмотрящего "Земля!" - заранее предугадать этот момент было весьма сложно, даже имея карту маршрута с отметками широт и долгот ;).

Впрочем, я немного утрирую - ведь есть еще и инерциальные системы навигации, основанные на учёте курса и счислении пройденного пути путём интегрирования скорости - но и тут нас во времена парусников поджидала засада - курсовые углы можно было измерять по картушке компаса (помните те самые "курс - зюйд-зюйд-вест" и "рулевой, три румба влево"?), а вот как измерить скорость?

Как вы, возможно, помните - единица измерения скорости на флоте называется "узел".
Отчего?
Да всё просто - специально обученный матрос брал веревку с узлами, навязанными примерно через 1/120 морской мили, выбрасывал один её конец с привязанным поплавком за борт, а затем считал количество узлов на веревке, проскользнувших через его ладонь, за время в полминуты, отмеряемое специально обученными песочными часами ;)
Именно поэтому скорость в море не может меряться в "узлах в час", а всегда - просто в узлах ;)
Скорость в 1 узел - это скорость, с которой судно проходит одну морскую милю (или одну минуту меридиана, что одно и то же, как мы уже с вами знаем) за час.

Устали?
А кому было легко? ;)
Ну да ладно - на этом экскурс в примитивные астрономические методы навигации можем считать успешно завершенным, теперь вы легко сможете определить свои координаты, даже если попадёте на необитаемый остров ;)

В общем, резюмирую: не так уж и просто, оказывается, найти нечто, если вам известны его координаты даже сейчас, а что уж говорить за середину XIX века, не говоря уже о временах Христофора Колумбе или Магеллана.
А вот моряки прошлого могли, да.
Богатыри - не вы! (с)

Так что теперь вы в курсе, от скольки "лишних" знаний и дополнительного оборудования избавляет вас ваш смартфон или GPS-навигатор ;)

Ррраз - и всё, ваши координаты известны с точностью до тысячной доли минуты дуги (а это - 1,852 метра, если кто забыл :))

Впрочем, к точности определения координат это имеет весьма опосредованное значение, поскольку она примерно на порядок выше, обычно в пределах 10-30 метров.
Кстати, оценка погрешности определения координат тут указана - значение DOP ( Dilution Of Precision, коэффициента снижения точности) довольно близок к идеальному, поскольку координаты определялись на морском побережье и видимость спутников отличная, принимается сигнал 15 из 16 видимых

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты - ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ

Цель: Ученики должны знать/понимать основные географические понятия и термины: глобус, параллели, меридианы – линии направлений.

Ученики должны уметь: по глобусу определять направления, масштаб, географические координаты объектов

Оборудование: глобусы на каждую парту, демонстрационный глобус большего масштаба.

Тип урока – урок-практикум.

I. Оргмомент: Добрый день, ребята! Многие из вас слышали образное выражение «стоит на трех китах». Попробуйте объяснить его.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним все то, что изучили на предыдущих уроках и двинемся дальше. Наша цель – планета Земля в системе географических координат.

II. Проверка ранее изученного материала.

Итак, прежде чем двинуться дальше решите тест:

Земля — планета Солнечной системы

1. Укажите верное утверждение.

A. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5°.

Б. Днем зимнего солнцестояния является 22 января.

B. 22 июня в Южном полушарии наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь.

Г. Только 21 марта на всей Земле день равен ночи.

2. Период вращения Земли вокруг своей оси составляет:

3. Укажите верное утверждение.

A. Смена времен года на Земле происходит потому, что наша планета вращается вокруг своей оси.

Б. Смена времен года на Земле происходит потому, что при движении по орбите наша планета или приближается к Солнцу, или удаляется от него.

B. Смена дня и ночи на Земле происходит потому, что наша планета вращается вокруг своей оси.

4. Укажите причины смены дня и ночи.

A. Изменяется освещенность Земли вследствие вращения нашей планеты вокруг своей оси.

Б. Не меняется угол наклона земной оси.

B. Изменяется угол наклона земной оси.

Г. Изменяется расстояние от Земли до Солнца,

5. Укажите верное утверждение:

A. Причиной изменения продолжительности дня и ночи в течение года является изменение скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Б. Если бы ось вращения Земли была перпендикулярна плоскости земной орбиты, то смены сезонов года на Земле не было бы.

B. Смена сезонов года на Земле происходит потому, что Земля вращается вокруг собственной оси.

III. Изучение нового материала

Учитель: Глобусы стоят на ваших столах. Опишите мне, что перед вами?

После того как было высказано предположение о шарообразности Земли, ученые попытались воссоздать ее форму в уменьшенном виде. Так появилась на свет модель Земли — глобус.

- Чем глобус отличается от Земли?

Глобус намного меньше Земли. Насколько он меньше? Посмотрите еще раз на глобусы на ваших столах и на глобус на столе учителя, чем они отличаются друг от друга? (размерами).

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, поскольку глобусы по своим размерам различны. От чего зависит размер глобуса? От того, во сколько раз при его создании мы уменьшаем земную поверхность. Это уменьшение мы выражаем с помощью масштаба.

Масштаб — это величина, которая показывает, во сколько раз расстояния на глобусе (или на плоскости) уменьшены по сравнению с реальными.

Например, масштаб 1 : 100 000 означает, что 1 см соответствует 100 000 см на земной поверхности, т. е. она уменьшена в 100 000 раз.

Применение масштаба позволяет правильно показывать взаимное расположение географических объектов и проводить измерение расстояний между ними. Масштаб можно изобразить разными способами (рис. 21).

На земной поверхности расстояния чаще всего измеряются не в сантиметрах, а в метрах или километрах. Поэтому нужно уметь переводить масштаб в километровое измерение.

Скольким километрам на земной поверхности соответствует 1 см на глобусе при масштабе 1 : 20 000 000? 1 : 80 000 000?

Глобус во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что существует на земной поверхности. На глобусе изображаются только важнейшие географические объекты: материки, океаны, моря, крупнейшие горы, реки и т. п.

Поскольку глобус — модель Земли, на нем находятся не реальные географические объекты, а их изображение с помощью условных знаков.

- Что такое градусная сеть?

Внимательно посмотрите на глобус. Он покрыт сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сеть. С некоторыми из линий вы уже познакомились в теме «Земля как планета». А на прошлом уроке вы узнали, что они математически рассчитаны и впервые появились на картах Эратосфена и Птолемея. И еще вы узнали, что градусная сеть — отличительная особенность географической карты.

Все линии градусной сети воображаемые, в природе их не существует. Люди придумали их для того, чтобы точно определять положение любого объекта на Земле. Поперечные линии — это параллели, а вертикальные — меридианы.

- Найдите на глобусе экватор, что вы знаете об этой линии? (что эта линия проведена на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюсов) Слово «экватор» в переводе на русский язык означает «уравнитель». Он делит Землю на Северное и Южное полушария. По обе стороны от экватора располагаются параллели.

Параллель - воображаемая линия на земном шаре, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора. В переводе с греческого – «параллель» - идущий рядом. Действительно, все точки одной параллели находятся на одинаковом расстоянии от экватора. Но самое главное, на что мы должны обращать внимание – параллели показывают направление с запада на восток.

- Посмотрите на глобус. Какую форму имеют параллели?

- Какую форму имеют меридианы?

На глобусе все параллели имеют форму окружностей, радиус которых уменьшается к полюсам, а все меридианы — форму дуг (полуокружностей) равной длины.

Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчеты следует делать в градусной мере (потому и сеть называется градусной). Все параллели - окружности и содержат 360°, в том числе и экватор, Его называют нулевой параллелью и от него ведут отсчет остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90°.

Все меридианы по длине одинаковы. Поэтому договорились, от какого из них вести отсчет. С 1884 г. нулевым меридианом считают Гринвичский. Он проходит через пригород Лондона Гринвич, где в 1675 г. была основана одна из старейших в мире астрономических обсерваторий. Долгое время каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана – Франция от Парижского, Англия – от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт – Петербурга, - Пулковского. Это было неудобно. С 1884 г. большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский.

От нулевого (начального) меридиана ведут отсчет расстояния в градусах на восток от 0 до 180° и на запад от 00 до 180°. Нулевой меридиан разделяет земной шар на Западное и Восточное полушария. Меридианы показывают направление с севера на юг.

На глобусе линии меридианов и параллелей обычно проводят через 10°. Для меридианов градусы указывают вдоль экватора.

Длину дуги меридиана измеряли многие ученые. Например, данные, полученные французским астрономом Ж. Пикаром в 1670 г., были использованы И. Ньютоном для численного подтверждения закона всемирного тяготения. Крупным национальным достижением России стала «Русская дуга меридиана», охватившая четырнадцатую часть окружности Земли. Измерения производились с 1816 по 1855 г. под руководством академика В. Я. Струве более чем в 250 пунктах дуги меридиана по территории Российской империи. Этот грандиозный научно-технический памятник, проходящий с севера на юг через несколько нынешних государств от Норвегии до Молдавии, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Геодезическая дуга Струве».

ОТ ЭКВАТОРА ВДОЛЬ МЕРИДИАНОВ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА СЕВЕР И НА ЮГ (ОТ 00 ДО 900)

ВДОЛЬ ПАРАЛЛЕЛЕЙ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА ЗАПАД И НА ВОСТОК (ОТ 00 ДО 180°).

- Для чего нужны географические координаты?

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.

Зная географические координаты любой точки, можно найти любой объект на земном шаре. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолета, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.

В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спутникового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет свое местоположение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При перемещении его по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения.

- Итак, что же значит определить географическую широту?

Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора, тора — южную широту (ю. ш.). Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.

Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчет начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг. Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет ее широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.

Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги. (Северный тропик иногда называют тропиком Рака. Южный тропик — тропиком Козерога).

- Вспомните, почему им придают такое важное значение?

Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку.

Северный тропик — это параллель 23,50 с. ш.

Южный тропик — это параллель 23,50 ю.ш.

Северный полярный круг — это параллель 66,5° с. ш.

Южный полярный круг — это параллель 66,5° ю. ш.

- Определяем географическую широту

Определим широту Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы определить широту объекта, необходимо:

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3. Определить широту параллели, на которой расположен объект. (Так, Санкт-Петербург находится на параллели, отстоящей на 60° к северу от экватора, его широта 60° с. ш. — см. рис. 39).

Если объект расположен между параллелями, следует:

1. Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора

2. Определить число градусов от этой параллели до объекта. (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния.)

3. Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. (Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора — 50° с. ш. Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели 50° с. ш., значит, ее широта 50° + 6° = 56° с. ш.)

- Определяем географическую долготу.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Географическая долгота — это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток (рис. 40). К западу от нулевого меридиана в точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку — восточную долготу (в. д.) Западная и восточная долгота изменяется от 00 до 180°. Россия располагается обоих полушариях — Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Долготы считали в разное время от разных меридианов. До открытия Америки их счет велся произвольно. В 1493 г. отсчет велся от меридиана острова Ферро (один из Канарских островов вблизи Африки). Выбор начального меридиана очень важен, так как с ним связан отсчет времени. Вспомните, с какого года стали вести отсчет от Гринвичского меридиана.

Внимательно посмотрите на глобус и карту полушарий. Там цифры, обозначающие градусы долготы, указаны у точек пересечения меридианов с экватором.

Определим долготу Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удаленном на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в. д.

Если объект располагается между меридианами, следует:

1. Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1—3).

2. Определить количество градусов от этого меридиана до объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями, 10°.)

Таким образом, мы установили географические координаты Санкт-Петербурга — 60° с.ш., 30° в. д. — и Москвы — 56° с. ш., 37,5° в. д.

1. В одном из своих произведений В. В. Набоков пишет: «В кабинете. нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Мир, сперва показываемый как плотный шар, туго обтянутый сеткой долгот и широт, развертывался плоско, разрезался на две половины и затем подавался по частям». Балтийское море кажется ему похожим на коленопреклоненную женщину, Италия — на ботфорт, Цейлон — на каплю воды.

Найдите на карте Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал. Какие образы у вас складываются?

2. Что называется географическими координатами?

3. Как определить географические координаты: а) широту; б) долготу?

4. Назовите самую северную и самую южную точки земного шара.

5. По физической карте определите географические координаты: а) города Дели; б) вулкана Везувий; в) города Владивостока.

6. Определите географические координаты столиц США, Франции, Австралии.

7. Определите координаты вашего областного центра.

8. Выполните работу «Географический адрес моего населенного пункта», заполнив в тетради таблицу.

Читайте также: