Определите массу железа если при растворении этого железа в соляной кислоте выделилось 560 мл газа

Обновлено: 05.07.2024

Определите массу железа если при растворении этого железа в соляной кислоте выделилось 560 мл газа

Ключевые слова конспекта: расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; решение задач, когда одно из веществ в избытке.

Вещества реагируют друг с другом в строго определенных количествах. Однако исходные вещества для проведения реакции могут быть взяты в любых количествах. Таким образом, одно из реагирующих веществ может оказаться в избытке, а другое — в недостатке. В этом случае необходимо определить, какое из реагирующих веществ находится в избытке, а какое — в недостатке, и дальнейшие расчеты производить по веществу, находящемуся в недостатке. Это обусловлено тем, что вещество, находящееся в недостатке, прореагирует полностью, таким образом, количество вещества данного реагента нам будет точно известно.

Для того чтобы определить, какое из реагирующих веществ находится в избытке, а какое — в недостатке, необходимо вычислить количества вещества реагентов и сравнить их. Если количества вещества реагентов, участвующих в химической реакции, одинаковы, то в избытке будет то вещество, количество которого больше в соответствии с условиями задачи. Например, если в реакцию, уравнение которой Н2 + Сl2 = 2НСl, взять 0,2 моль водорода и 0,15 моль хлора, то в избытке будет водород, а в недостатке — хлор, так как v(H2) > v(Cl2). Расчет количества образовавшегося водорода в этом случае следует вести по количеству вещества хлора.

При использовании количеств веществ, соответствующих условию задачи, это выражение превращается в неравенство, которое и показывает, какое из веществ взято в реакции в избытке. Например, если в рассматриваемой реакции использовать 0,2 моль водорода и 0,15 моль кислорода, в недостатке будет водород, несмотря на то что количество вещества его больше. Это следует из соотношения: 1 • v(H2) < 2 • v(O2), или 1 • 0,2 < 2 • 0,15, учитывающего коэффициенты в уравнении реакции.

Таким образом, расчет количества образовавшейся воды в данном случае следует вести по количеству вещества водорода.

Особые трудности возникают в тех случаях, когда в зависимости от того, какой из реагентов в избытке, образуются различные продукты реакции. Например, если углекислый газ взаимодействует с избытком гидроксида кальция, образуется средняя соль — карбонат кальция:
Са(ОН)2 + СO2 = CaCO3 ↓ + Н2O.

Если же в избытке углекислый газ, то в результате реакции образуется кислая соль — гидрокарбонат кальция:
Са(ОН)2 + 2СO2 = Са(НСO3)2.

Поэтому в ряде случаев определение избытка и недостатка следует проводить еще до составления уравнения химической реакции.

В некоторых случаях вещество, взятое в избытке, взаимодействует с одним из продуктов реакции, например при восстановлении магнием оксида кремния (IV) по реакции:

взятый в избытке магний будет взаимодействовать с образовавшимся кремнием:

Такие превращения нужно также учитывать при решении задач.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача № 1. Сколько граммов поваренной соли образуется при сливании растворов, содержащих 24 г гидроксида натрия и 14,6 г хлороводорода?


Задача № 2. Вычислите массу хлорида железа (III), образующегося при взаимодействии 14 г железа и 5,6 л (н. у.) хлора.


Задача № 3. Водород, полученный при разложении 12,6 г гидрида кальция водой, пропустили над 40 г нагретого оксида меди (II). Определите массу образовавшегося металла.


Задача № 4. Газ, полученный при взаимодействии 19,8 г сульфата аммония и 32 г 25% -ного раствора гидроксида натрия, смешали с газом, полученным при разложении 24,5 г бертолетовой соли. Газовую смесь пропустили через 73г 5%-ного раствора соляной кислоты. Определите состав смеси газов после прохождения через раствор.


Задача № 5. Каков состав и какова масса соли, которая образуется при пропускании 26,88 л (н. у.) углекислого газа через 210 г раствора с массовой долей гидроксида калия 24% ?


Задача № 6. Смешали 200 г 14% -ного раствора гидроксида натрия и 392 г 10% -ного раствора серной кислоты. Определите массовые доли солей в образовавшемся растворе.


Задача № 7. Вычислите массу осадка, который образуется при прибавлении 280 г 20% -ного раствора гидроксида калия к 160,2 г 25%-ного раствора хлорида алюминия.


ЗАДАЧИ с КРАТКИМ ОТВЕТОМ

  1. Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 340 г 17,5%-ного раствора нитрата серебра и 109,5 г 20% -ной соляной кислоты?

Ответ. m(AgCl) = 50,2 г.

  1. 29,12 л аммиака (н. у.) пропустили через 160,17мл раствора 30%-ной азотной кислоты (р = 1,18 г/мл). Определите массу образовавшейся соли.
  1. Сколько граммов воды образуется при сжигании смеси, содержащей 56 л водорода (н. у.) и 56 г кислорода?
  1. Какой объем газа (н. у.) выделится при взаимодействии 24 г смеси алюминия с кремнием, массовая доля алюминия в которой 45%, с 506,1 мл 10% -ного раствора серной кислоты (р = 1,065 г/мл)?
  1. К 280 г 10%-ного раствора гидроксида натрия добавили 75 г медного купороса. Выпавший осадок отделили и прокалили. Определите массу образовавшегося продукта и назовите его.

Ответ. m(CuO) = 24 г, оксид меди (II).

  1. Через 68 г 4%-ного раствора сероводородной кислоты H2S пропустили газ, образовавшийся при сжигании 0,96 г серы в избытке кислорода. Какова масса образовавшегося осадка?

Ответ. m(S) = 2,88 г.

  1. Нагрели смесь, содержащую 32,5 г цинка и 11,2 г серы. После этого смесь обработали избытком соляной кислоты. Определите объем выделившегося газа (н. у.).

Ответ. V(газа) = 11,2 л.

  1. Газ, образовавшийся при обработке 19,2 г меди 22,79мл 94%-ной серной кислотой (р = 1,83 г/мл), пропустили через 1200 г бромной воды с массовой долей брома 4% . Будет ли раствор бесцветным после пропускания газа?

Ответ. Раствор останется окрашенным.

  1. 10,8 г серебра обработали 72,41 мл 30%-ной азотной кислоты (р = 1,48 г/мл). К полученному раствору добавили 18,72 г 25%-ного раствора хлорида натрия. Найдите массу образовавшегося осадка.

Ответ. m(осадка) = 11,48 г.

  1. Газ, полученный при обработке 26,4 г сульфида железа (II) 73 г 20%-ной соляной кислоты, пропустили через 198,6 г 25% -ного раствора нитрата свинца (II). Определите массу образовавшегося осадка.

Ответ. m(осадка) = 35,85 г.

  1. Определите массу и состав соли, которая образуется при пропускании 15,68 л аммиака (н. у.) через 61,25 г 40% -ного раствора серной кислоты.
  1. Какая соль образуется при сливании 177 мл 12%-ного раствора гидроксида натрия (р = 1,13 г/мл) и 194,44 мл 14%-ного раствора фосфорной кислоты (р = 1,08 г/мл)? Какова ее масса?
  1. В 588 г раствора 10%-ной серной кислоты опустили кусочек цинка массой 52 г. Выделившийся водород пропустили при нагревании над 90 г оксида кобальта (II). Найдите массу образовавшегося металла.

Ответ. m(Со) 35,4 г.

  1. Через 224 г 20%-ного раствора гидроксида калия пропустили 13,44 л (н. у.) оксида серы (IV). Вычислите массы солей в полученном растворе.
  1. Какова масса осадка, выделившегося при пропускании 5,6 л (н. у.) углекислого газа через известковую воду, содержащую 11,1 г гидроксида кальция?

Ответ. m(осадка) = 5 г.

  1. В 200 мл воды растворили 56,8 г оксида фосфора (V). К полученному раствору прибавили

76,9 мл раствора с массовой долей NaOH 40% (р = = 1,43 г/мл). Найдите массовые доли солей в полученном растворе.

  1. Каковы объемные доли газов, образующихся при прокаливании 28,8 г углерода в присутствии 33,6 л кислорода (н. у.)?
  1. После прокаливания смеси, содержащей 32,4 г алюминия и 64 г оксида железа (III), ее обработали избытком соляной кислоты. Определите объем выделившегося при этом газа (н. у.).

Ответ. V(газа) = 31,36 л.

  1. Какую массу кремния можно получить, прокаливая 21 г оксида кремния (IV) с 32 г кальция?

Ответ. m(Si) = 8,4 г.

  1. 32,5 г цинка растворили в 240 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. К полученному раствору добавили 204,4 г 25% -ной соляной кислоты. Определите массу полученного осадка.

Ответ. m(осадка) = 39,6 г.

Задачи на количества исходных веществ и продуктов реакции (ответы и решения). Выберите дальнейшие действия:

Химия ЕГЭ. Задачи на смеси.

Для успешного решения задач на смеси нужно понимать, что такое смесь.

И здесь, ключевой момент - произвольное соотношение компонентов. То есть, Вам предлагают смесь, в которой соотношение компонентов может меняться в широком диапазоне, и Ваша задача - определить это соотношение , на основании расчетов по уравнениям реакций.

В задачах ЕГЭ, как правило, смесь состоит только из двух компонентов, причем компоненты смеси не взаимодействуют между собой. И здесь возможны два варианта:

  • только один компонент смеси взаимодействует с реагентом;
  • оба компонента смеси взаимодействует с реагентом.

Возможны, также, задачи, в которых смесь состоит из трех и более компонентов, но их решение, как правило, основано на алгоритмах решения более простых задач - задач на смеси из двух компонентов.

Давайте рассмотрим решение задач на смеси, в которых только один компонент смеси взаимодействует с реагентом.

Условие задачи:

Другой тип задач - оба компонента смеси взаимодействуют с реагентом :

Условие задачи:

В качестве дополнительной тренировки предлагаю Вам рассмотреть решение задач на смеси из трех компонентов:

Первая задача, в которой даны мольные соотношения компонентов.

Для решения этой задачи используем простой прием: находим массу смеси состоящей из 3 моль кальция, 2 моль оксида кальция и 5 моль карбида кальция (соотношение компонентов в условии задачи):

m(смесь) = 3*40 + 2*56+5*64 = 552 г.

Поскольку, масса смеси указанная в условии задачи (55,2 г), в 10 раз меньше рассчитанной нами, то количество моль компонентов также будет в 10 раз меньше: n(Ca) = 0,3 моль; n(CaО) = 0,2 моль; n(CaС2) = 0,5 моль.

Для нахождения массы воды запишем уравнения реакций:

2Н2О+ Са = Са(ОН)2 + Н2

2Н2О+ СаС2 = Са(ОН)2 + С2Н2

Находим количество моль воды:

n(H2O) = 2n(Ca) + n(CaO) + 2n(CaC2) = 2*0,3+0,2+2*0,5 = 1,8 моль.

Масса воды: m(H2O) = 1,8*18 = 32,4 г.

Принимая плотность воды 1 г/мл, объем воды будет равен:

V(H2O) = 32,4 мл.

Как видите, только в том случае, если в задаче указано соотношение компонентов, мы можем его использовать для решения задачи.

Другой пример задачи на смесь, состоящую из трех компонентов:

Поскольку, в задаче не указаны количества кремния, алюминия и железа в смеси, обозначим количество моль этих компонентов через x, у и z соответственно.

А теперь запишем уравнения реакций.

С гидроксидом натрия реагируют только кремний и алюминий:

1) Si + 2NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2H2

2) 2Al+ 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

При этом в обеих пробирках выделяется 11,2 л водорода или

n(H2) = 11,2/22,4 = 0,5 моль.

В первой реакции водорода образуется 2х моль, а во второй - 3/2у моль.

То есть: 2х + 3/2у = 0,5

С соляной кислотой реагируют только алюминий и железо:

3) 2Al+ 6НСl = AlCl3 + 3H2

4) Fe+ 2НСl = FeCl2 + H2

В результате этих двух реакций выделяется 8,96 л водорода или

n(H2)2 = 8,96/22,4 = 0,4 моль.

В третьей реакции выделилось 3/2у моль Н2, а в четвертой - z моль Н2.

То есть: 3/2у + z = 0,4

И еще можем составить одно уравнение исходя из массы смеси:

28х+27у+56z = 13,8.

В результате, получили систему из трех уравнений:

2х + 3/2у = 0,5

28х+27у+56z = 13,8.

решая эту систему получим:

х = 0,1; у = 0,2; z = 0,1.

Поскольку, x, у и z количества моль кремния, алюминия и железа соответственно, то массы компонентов смеси равны:

m(Si) = 0,1*28 = 2,8 г; m(Al) = 0,2*27 = 5,4 г; m(Fe) = 0,1*56 = 5,6 г.

Я привела, решение задач на смеси из трех компонентов, только для того, чтобы показать, что эти задачи можно решать привычными для Вас методами, основанными на решении более простых задач. В последней задаче трудность может возникнуть только при решении системы уравнений с тремя неизвестными. Но и тут можно поступить привычным способом, как при решении системы из двух уравнений, выражая одно неизвестное через два других.

Тренажер задания 32 ЕГЭ по химии железа

1. Соль, полученную при растворении железа в концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.

2. Осадок, полученный при взаимодействии хлорида железа (III) и нитрата серебра отфильтровали. Фильтрат обработали раствором едкого кали. Выпавший осадок бурого цвета отделили и прокалили. Полученное вещество при нагревании реагирует с алюминием с выделением тепла и света. Напишите уравнения описанных реакций.

3. Газ, выделившийся при взаимодействии хлористого водорода с перманганатом калия, реагирует с железом. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему сульфид натрия. Более легкое из образовавшихся нерастворимых веществ отделили и ввели в реакцию с горячей концентрированной азотной кислотой. Напишите уравнения описанных реакций.

2FeCl3 + 3Na2S = S↓ + 2FeS↓ + 6NaCl

4. Зловонную жидкость, образовавшуюся при взаимодействии бромистого водорода с перманганатом калия, отделили и нагрели с железной стружкой. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему раствор гидроксида цезия. Образовавшийся осадок отфильтровали и прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.

5. Простое вещество, полученное при нагревании железной окалины в токе угарного газа, сплавили с серой, и продукт этой реакции подвергли обжигу. Образовавшийся газ пропустили через раствор гидроксида бария. Напишите уравнения описанных реакций.

6. Раствор хлорида железа (III) обработали избытком раствора гидроксида калия. Осадок бурого цвета, образовавшийся в качестве продукта реакции, отфильтровали и прокалили. Вещество, образовавшееся при прокаливании, растворили в концентрированной азотной кислоте. Полученную соль обработали раствором гидрокарбоната калия. Напишите уравнения описанных реакций.

7. На раствор хлорного железа подействовали раствором едкого натра, выпавший осадок отделили и нагрели. Твердый продукт реакции смешали с кальцинированной содой и прокалили. К оставшемуся веществу добавили нитрат и гидроксид натрия, и длительное время нагревали при высокой температуре. Напишите уравнения описанных реакций.

8. Оксид двухвалентного железа нагрели с разбавленной азотной кислотой. Раствор осторожно выпарили, твердый остаток растворили в воде, в полученный раствор внесли железный порошок и через некоторое время профильтровали. К фильтрату добавили раствор едкого кали, выпавший осадок отделили и оставили на воздухе, при этом цвет вещества изменился. Напишите уравнения описанных реакций.

9. Хлористое железо обработали при нагревании концентрированной азотной кислотой и раствор осторожно выпарили. Твердый продукт растворили в воде, добавили к полученному раствору поташ и выпавший осадок отделили и прокалили. Над полученным веществом пропустили при нагревании газообразный водород. При этом образовалось вещество бурого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

10. К раствору хлорного железа добавили кальцинированную соду и выпавший осадок отделили и прокалили. Над полученным веществом пропустили при нагревании угарный газ и твердый продукт последней реакции ввели во взаимодействие с бромом. Напишите уравнения описанных реакций.

11. Железную окалину растворили в концентрированной азотной кислоте при нагревании. Раствор осторожно выпарили, и продукт реакции растворили в воде. К полученному раствору добавили железный порошок, через некоторое время раствор отфильтровали, и фильтрат обработали раствором едкого кали, в результате выделился осадок светло-зеленого цвета, который быстро темнеет на воздухе. Напишите уравнения описанных реакций.

12. К раствору хлорного железа добавили железный порошок и через некоторое время раствор профильтровали. К фильтрату добавили гидроксид натрия, выделившийся осадок отделили и обработали перекисью водорода. К полученному веществу добавили избыток раствора едкого кали и бром; в результате протекания реакции окраска брома исчезла. Напишите уравнения описанных реакций.

13. Нерастворимое вещество, образующееся при добавлении в раствор хлористого железа едкого натра, отделили и растворили в разбавленной серной кислоте. В полученный раствор добавили цинковую пыль, выделившийся осадок отфильтровали и растворили в концентрированной соляной кислоте. Напишите уравнения описанных реакций.

14. Железный порошок растворили в большом количестве разбавленной серной кислоты и через полученный раствор пропустили воздух, а затем газ с запахом тухлых яиц. Образовавшуюся нерастворимую соль отделили и растворили в горячем растворе концентрированной азотной кислоты. Напишите уравнения описанных реакций.

15. Неизвестное вещество А растворяется в концентрированной соляной кислоте, процесс растворения сопровождается выделением газа с запахом тухлых яиц; после нейтрализации раствора щелочью образуется объемный осадок белого (светло-зеленого) цвета. При обжиге вещества А образуются два оксида. Один из них – газ, имеющий характерный резкий запах и обесцвечивающий бромную воду с образованием в растворе двух сильных кислот. Напишите уравнения описанных реакций.

16. Серебристо-серый металл, который притягивается магнитом, внесли в горячую концентрированную серную кислоту и нагрели. Раствор охладили и добавили едкий натр до прекращения образования аморфного осадка бурого цвета. Осадок отделили, прокалили и растворили в концентрированной соляной кислоте при нагревании. Напишите уравнения описанных реакций.

17. Вещество, полученное при нагревании железной окалины в атмосфере водорода, внесли в горячую концентрированную кислоту и нагрели. Полученный раствор выпарили, остаток растворили в воде и обработали раствором хлорида бария. Раствор профильтровали и в фильтрат внесли медную пластинку, которая через некоторое время растворилась. Напишите уравнения описанных реакций.

18. Раствор хлорида железа (III) смешали с раствором карбоната калия. Осадок бурого цвета, образовавшийся при этом, отфильтровали, и сплавили с гидроксидом натрия. Полученное вещество обработали избытком раствора серной кислоты, которое необходимо для образования прозрачного раствора. Затем в полученный раствор добавили избыток сульфида калия. Напишите уравнения описанных реакций.

19. Железо сожгли в хлоре. Продукт реакции растворили в воде и в раствор внесли железные опилки. Через некоторое время раствор профильтровали и в фильтрат добавили сульфид натрия. Выделившийся осадок отделили и обработали 20%-ной серной кислотой, получив почти бесцветный раствор. Напишите уравнения описанных реакций.

20. Смесь железного порошка и твердого продукта, полученного при взаимодействии сернистого газа и сероводорода, нагрели без доступа воздуха. Полученный продукт подвергли обжигу на воздухе. Образовавшееся твердое вещество реагирует с алюминием с выделением большого количества тепла. Напишите уравнения описанных реакций.

21. Оксид железа (III) сплавили с содой. Полученный продукт внесли в воду. Выпавший осадок растворили в иодоводородной кислоте. Выделившийся галоген связали тиосульфатом натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

22. Хлор прореагировал с горячим раствором гидроксида калия. При охлаждении раствора выпали кристаллы бертолетовой соли. Полученные кристаллы внесли в раствор соляной кислоты. образовавшееся простое вещество прореагировало с металлическим железом. Продукт реакции нагрели с новой навеской железа. Напишите уравнения описанных реакций.

23. Пирит подвергли обжигу, полученный газ с резким запахом пропустили через сероводородную кислоту. Образовавшийся желтоватый осадок отфильтровали, просушили, смешали с концентрированной азотной кислотой и нагрели. Полученный раствор дает осадок с нитратом бария. Напишите уравнения описанных реакций.

24. Железные опилки растворили в разбавленной серной кислоте, полученный раствор обработали избытком раствора гидроксида натрия. Образовавшийся осадок профильтровали и оставили на воздухе до тех пор, пока он не приобрел бурую окраску. Бурое вещество прокалили до постоянной массы. Напишите уравнения описанных реакций.

25. Провели электролиз раствора хлорида натрия. К полученному раствору добавили хлорид железа (III). Выпавший осадок отфильтровали и прокалили. Твердый остаток растворили в иодоводородной кислоте. Напишите уравнения описанных реакций.


26. Хлорат калия нагрели в присутствии катализатора, при этом выделился бесцветный газ. Сжиганием железа в атмосфере этого газа была получена железная окалина. Ее растворили в разбавленной соляной кислоте. К полученному при этом раствору добавили раствор, содержащий дихромат натрия и соляную кислоту. Напишите уравнения описанных реакций.

27. Железо сожгли в хлоре. Полученную соль добавили к раствору карбоната натрия, при этом выпал бурый осадок. Этот осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество растворили в иодоводородной кислоте. Напишите уравнения описанных реакций.

28. Серу сплавили с железом. Продукт реакции обработали соляной кислотой. Выделившийся при этом газ сожгли в избытке кислорода. Продукты горения поглотили водным раствором сульфата железа (III). Напишите уравнения описанных реакций.

29. В результате неполного сгорания угля получили газ, в токе которого нагрели оксид железа (III). Полученное вещество растворили в горячей концентрированной серной кислоте. Образовавшийся раствор соли обработали избытком раствора сульфида калия. Напишите уравнения описанных реакций.

30. Железо сожгли в атмосфере хлора. Полученное вещество обработали избытком раствора гидроксида натрия. Образовавшийся бурый осадок, который отфильтровали и прокалили. Остаток после прокаливания растворили в иодоводородной кислоте. Напишите уравнения описанных реакций.

31. Железо растворили в разбавленной азотной кислоте. К полученному раствору добавили избыток раствора карбоната натрия. Выделившийся осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество растерли в мелкий порошок вместе с алюминием и смесь подожгли. Она сгорела с выделением большого количества теплоты. Напишите уравнения описанных реакций.

32. Порошок железа нагрели с порошком серы. Продукт реакции растворили в соляной кислоте, и к раствору добавили избыток щелочи. Выпавший осадок прокалили в атмосфере азота. Напишите уравнения описанных реакций.

33. Железо сожгли в атмосфере хлора. Полученную соль растворили в воде и добавили к ней раствор йодида калия. Выпавший осадок простого вещества отделили и разделили на две части. Первую обработали разбавленной азотной кислотой, а вторую нагрели в атмосфере водорода. Напишите уравнения описанных реакций.

34. Железо растворили в соляной кислоте, к полученному раствору добавили гидроксид натрия до прекращения выпадения осадка. В полученную реакционную массу вначале пропустили кислород, а затем добавили иодоводородной кислоты до прекращения выпадения осадка. Напишите уравнения описанных реакций.

35. Осадок, полученный при взаимодействии растворов сульфата железа () и нитрата бария, отфильтровали. Фильтрат обработали избытком едкого натрия. Выпавший осадок отделили и прокалили. Полученное вещество обработали избытком раствора соляной кислоты. Напишите уравнения описанных реакций.

Определите массу железа если при растворении этого железа в соляной кислоте выделилось 560 мл газа

<center><script async src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js"></script>
<!-- SuperHimik - верх -->
<ins
style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-1238826088183094"
data-ad-slot="6840044768"></ins>
<script>
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);
</script></center>

Дополнительные задания к теме 8

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) Fe→FeCl₂→FeCl₃→Fe(NO₃)₃ →Fe(OH)₃
б) Fe(OH)₃ →FeCl₃→FeCl₂→Fe→Fe₃O₄ image20

2. По приведенным схемам составьте уравнения химических реакций: image21

image22

3. Даны схемы окислительно-восстановительных реакций: image23

Обозначьте степени окисления элементов, укажите окислитель и восстановитель. Расставьте коэффициенты, определив их с помощью метода электронного баланса. image24

4. В смесь растворов сульфата железа (II) и сульфата меди (II) погрузили алюминиевую пластинку. Напишите уравнения протекающих при этом реакций. image25

5. В каком количестве вещества гидроксида железа (III) содержится столько же железа, сколько в 56 г оксида железа (III)? (Ответ: 0,7 моль). image26

6. При высокой температуре расплавленное железо реагирует с парами воды с образованием Fe₃O₄ и водорода. Составьте уравнение реакции и рассчитайте массу образовавшегося Fe₃O₄, если было получено 17,92 м3 водорода. Рассчитайте массу железа, которое можно получить из этой массы Fe₃O₄ алюминотермическим методом. (Ответ: 46,4 кг Fe₃O₄ и 33,6 кг Fe). image27

7. Рассчитайте массу 20%-ного раствора серной кислоты, который необходимо взять для растворения в нем 8,4 г железа. (Ответ: 73,5 г). image28

8. Рассчитайте объем водорода (н.у.), вступившего в реакцию с оксидом железа (III), если при этом образовалось 252 г железа. (Ответ: 151,2 л). image29

9. Железная руда содержит 40% сидерита FeCO₃ и 20% пирита FeS₂. Какая масса железа содержится в тонне этой руды? (Ответ: 286,4 кг). image30

image31

10. Железо, полученное из 24 г оксида железа (III) путем восстановления водородом, сожгли в избытке хлора. Полученную соль растворили в 400 мл воды. Вычислите массовую долю соли (%) в полученном растворе. (Ответ: 10,86%). image32

11. Рассчитайте объем водорода, который выделится при взаимодействии 2,8 г железа с 20 г 25%-ной соляной кислоты. (Ответ: 1,12 л). image33

12. Железную пластинку погрузили в раствор сульфата меди. Через некоторое время ее высушили и взвесили. Масса пластинки увеличилась на 2,4 г . Рассчитайте массу железа, перешедшего в раствор. (Ответ: 16,8 г). image34

13. Сплав железа с углеродом массой 5 г обработали избытком соляной кислоты. По окончании реакции объем выделившегося газа составил 1,96 л (н.у.). Вычислите массовую долю (%) углерода в этом сплаве. (Ответ: 2%). image35

image36

14. Железную пластинку массой 100 г погрузили в раствор сульфата меди (II). Покрывшуюся медью пластинку высушили и снова взвесили. Ее масса оказалась теперь равной 101,3 г. Какая масса меди осадилась на пластинку? (Ответ: 10,4 г). image37

Реальный ЕГЭ по химии 2020. Задание 34

Представляем вашему вниманию задания 34 из реального ЕГЭ 2020 (основная волна и резервные дни — 16 июля 2020 года, 24 июля 2020) с подробными видео-объяснениями, и (или) с ответами.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 1.

Железную пластину полностью растворили в 500 г раствора азотной кислоты. При этом выделилась смесь оксида азота(II) и оксида азота (IV) общим объемом 20,16 л. Соотношение атомов кислорода к атомам азота в этой газовой смеси соответственно равно 5:3. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 2.

Смесь оксида алюминия и сульфида алюминия, в которой массовая доля алюминия составляет 50%, растворили в избытке 700 г соляной кислоты. Выделившийся газ полностью поглотили 240 г 20% раствора сульфата меди (II), причём исходные вещества прореагировали без остатка. Вычислите массовую долю соли, образовавшейся при взаимодействии исходной твёрдой смеси с соляной кислотой.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 3.

Смесь меди и оксида меди (II), в которой массовая доля атомов меди составляет 96%, растворили в концентрированной серной кислоте массой 472 г, взятой в избытке. Полученный газ растворили в минимальном количестве раствора гидроксида натрия массой 200 г с массовой долей щёлочи 10%. Вычислите массовую долю соли в растворе, полученном после реакции исходной смеси с кислотой.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 4.

К смеси пероксида и оксида бария, где отношение количества атомов бария к количеству атомов кислорода равно 5:9, добавили 490 г холодного 20%-го раствора серной кислоты. В результате соединения бария прореагировали полностью, а полученный раствор оказался нейтральным. Найдите массовую долю воды в образовавшемся растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 5.

Смесь цинка и карбоната цинка, в которой соотношение атомов цинка и кислорола 5:6, обработали 500 г раствора разбавленной серной кислоты. В результате исходная смесь и кислота прореагировали без остатка и выделилось 2,24 л газов (н.у.). К получившемуся раствору прилили 500 г раствора гидроксида натрия с массовой долей 40%. Найдите массовую долю сульфата натрия в получившемся растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 6.

Смесь твёрдых сульфата железа (II) и сульфата железа (III), в которой соотношение атомов серы и железа 4:3, добавили в подкисленный 5% раствор перманганата калия массой 126,4 г. Все вещества, участвовавшие в окислительно-восстановительной реакции, прореагировали полностью. Расчитайте максимальную массу 20%-го раствора гидроксида натрия, который прореагирует с полученным раствором.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 7.

В холодный раствор серной кислоты добавили пероксид бария, при этом вещества прореагировали полностью. В полученном растворе соотношение атомов водорода к кислороду составило 9 к 5. Затем к этому раствору добавили каталитическое количество оксида марганца (IV), в результате масса раствора уменьшилась на 6,4 г. Вычислите массовую долю серной кислоты в исходном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 8.

Смесь кальция и карбоната кальция, в которой массовая доля атомов кальция равна 50%, растворили в избытке соляной кислоты массой 300 г. После завершения всех реакций масса раствора составила 330 г, а выделившуюся газовую смесь пропустили через 200 г 8%-ного раствор гидроксида натрия. В результате чего один из газов полностью поглотился. Определите массовую долю соли в конечном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 9.

Смесь оксида кальция и карбоната кальция, в которой массовая доля кальция 62,5%, растворили в 300 г соляной кислоты, которая была в избытке. Масса раствора стала 361,6 г. Выделившийся газ пропустили через 80 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Вычислите массовую долю соли в конечном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 10.

Смесь карбида кальция и карбида алюминия, в которой массовая доля углерода 30%, растворили в 547,5 г соляной кислоты, взятой в необходимом стехиометрическом количестве. В полученный раствор добавляли 1260 г 8%-ного раствора гидрокарбоната натрия до завершения реакции. Найдите массовую долю хлороводорода в растворе, в котором растворяли смесь карбидов.

Также есть альтернативное решение, в котором протекают 4 реакции, тогда ответ получается другой:

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 11.

Смесь железной окалины и оксида железа (III), в которой отношение числа атомов железа к числу атомов кислорода 7/10, полностью растворили в 500 г концентрированной азотной кислоты. Для поглощения полученного газа необходимо 20 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. Найдите массовую долю соли железа в растворе, полученном после растворения смеси оксидов в кислоте.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 12.

Смесь оксида и пероксида натрия, в которой соотношение атомов натрия к атомам кислорода равна 3:2, нагрели с избытком углекислого газа. Образовавшееся вещество растворили в воде и получили раствор массой 600 г. К полученному раствору добавили 229,6 г раствора хлорида железа (III). При этом получился раствор массой 795 г, а массовая доля карбоната натрия в этом растворе составила 4%. Найдите массу оксида натрия в исходной смеси.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 13.

В смеси оксида магния и фосфида магния массовая доля атомов магния составляет 54,4%. Для полного растворения этой смеси потребовалось 365 г 34% соляной кислоты. К полученному раствору добавили 232 г 30% раствора фторида калия. Найдите массовую долю хлорида калия в конечном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 14.

Смесь оксида лития и нитрида лития с массовой долей атомов лития 56%, растворили в 365 г 20% соляной кислоты, причём все вещества полностью прореагировали. Затем к образовавшемуся раствору добавили 410 г 20% раствора фосфата натрия. Найдите массовую долю хлорида натрия в конечном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020. Задание 34. Вариант 15.

В растворе хлоридов железа (II) и (III) на 3 иона железа приходится 8 хлорид-ионов. Через 200 г этого раствора пропустили хлор до прекращения реакции. К полученному раствору добавили раствор гидроксида натрия, в результате чего вещества прореагировали без остатка и получили 526,5 г 20% раствора соли. Рассчитайте массовую долю щёлочи в добавленном растворе.

Резерв

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 1

  1. Сульфид цинка массой 48,5 г сожгли в избытке кислорода. Образовавшееся при этом твёрдое вещество растворили в 230 г 28%- ного раствора гидроксида калия. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 2

  1. Медный купорос (CuSO4 ∙ 5H2O) массой 37,5 г растворили в воде и получили раствор с массовой долей соли 20%. К этому раствору добавили 11,2 г железа и после завершения реакции ещё 200 г 10%-ного раствора серной кислоты. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 3

  1. Через 640 г 15%-ного раствора сульфата меди (II) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 11,2 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 665,6 г 25%-ного раствора хлорида бария. Определите массовую долю хлорида бария в полученном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 4

  1. Через 640 г 20%-ного раствора сульфата меди (II) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 13,44 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 65 г цинка. Определите массовую долю сульфата цинка в полученном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 5

  1. Через 376 г 30%-ного раствора нитрата меди (II) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 8,96 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 224 г 25%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю щёлочи в полученном растворе.

Ответ: w (NaOH) = 1,46%

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 6

  1. Через 376 г 25%-ного раствора нитрата меди (II) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 10,08 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 848 г 5%-ного раствора карбоната натрия. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 7

  1. Через 640 г 15%-ного раствора сульфата меди (II) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 11,2 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 200 г 32%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю щёлочи в полученном растворе.

Ответ: w (NaOH) = 2%

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 8

  1. Через 624 г 10%-ного раствора хлорида бария пропускали электрический ток до тех пор, пока на катоде не выделилось 11,2 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 265 г 20%-ного раствора карбоната натрия. Определите массовую долю карбоната натрия в полученном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 9

  1. Через 170 г 40%-ного раствора нитрата серебра (I) пропускали электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 6,72 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 240 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю щёлочи в полученном растворе.

Ответ: w (NaOH) = 2,2%

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 10

  1. Через 234 г 20%-ного раствора хлорида натрия пропускали электрический ток до тех пор, пока на катоде не выделилось 13,44 л (н.у.) газа. К образовавшемуся раствору добавили 160 г 20%-ного раствора сульфата меди (II). Определите массовую долю щёлочи в полученном растворе.

Ответ: w (NaOH) = 4,7%

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 11

  1. Через 640 г 15%-ного раствора сульфата меди (II) пропускали электрический ток до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 50 г. К образовавшемуся раствору добавили 400 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовую долю воды в полученном растворе и массу газа, выделившегося на аноде.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 12

  1. Через 372,5 г 20%-ного раствора хлорида калия пропускали электрический ток до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 40 г. К образовавшемуся раствору добавили 152 г 20%-ного раствора сульфата железа (II). Определите массовую долю воды в полученном растворе и массу газа, выделившегося на катоде.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 13

  1. Через 292,5 г 20%-ного раствора хлорида натрия пропускали электрический ток до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 80 г. К образовавшемуся раствору добавили 13 г цинка. Определите массовую долю воды в полученном растворе и массу газов, выделившихся на аноде.

Ответ: w (H2O) = 73,4%, m (газов) = 73,9 г

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 14

  1. Через 480 г 20%-ного раствора сульфата меди (II) пропускали электрический ток до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 52 г. К образовавшемуся раствору добавили 520 г 32%-ного раствора хлорида бария. Определите массовую долю воды в полученном растворе и массу газа, выделившегося на аноде.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 15

  1. Свинцовый сахар ((CH3COO)2Pb ∙ 3H2O) массой 75,8 г растворили в воде и получили 10%-ный раствор соли. К этому раствору добавили 15,6 г цинка и после завершения реакции добавили еще 624 г 5%-ного раствора сульфида натрия. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе.

Реальный ЕГЭ 2020 (резервные дни). Задание 34. Вариант 16

  1. Оксид цинка массой 32,4 г нагрели в присутствии угарного газа объёмом 2,24 л (н.у.). При этом угарный газ прореагировал полностью. Полученный твёрдый остаток растворили в 448 г 20%-ного раствора гидроксида калия. Определите массовую долю гидроксида калия в образовавшемся растворе.

Ответ: w (KOH) = 9,36%

А также вы можете получить доступ ко всем видео-урокам, заданиям реального ЕГЭ с подробными видео-объяснениями, задачам и всем материалам сайта кликнув:

Задачи на смеси и сплавы металлов

Задачи на смеси — очень частый вид задач в химии. Они требуют чёткого представления о том, какие из веществ вступают в предлагаемую в задаче реакцию, а какие нет.
О смеси мы говорим тогда, когда у нас есть не одно, а несколько веществ (компонентов), «ссыпанных» в одну емкость. Вещества эти не должны взаимодействовать друг с другом.

Типичные заблуждения и ошибки, возникающие при решении задач на смеси.

  1. Попытка записать оба вещества в одну реакцию.
    Получается примерно так:
    «Смесь оксидов кальция и бария растворили в соляной кислоте…»
    Уравнение реакции составляется так:
    СаО + ВаО + 4HCl = СаCl2 + BaCl2 + 2H2O.
    Это ошибка, ведь в этой смеси могут быть любые количества каждого оксида.
    А в приведенном уравнении предполагается, что их равное количество.
  2. Предположение, что их мольное соотношение соответствует коэффициентам в уравнениях реакций.
    Например:
    Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
    2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
    Количество цинка принимается за х, а количество алюминия — за (в соответствии с коэффициентом в уравнении реакции). Это тоже неверно. Эти количества могут быть любыми и они никак между собой не связаны.
  3. Попытки найти «количество вещества смеси», поделив её массу на сумму молярных масс компонентов.
    Это действие вообще никакого смысла не имеет. Каждая молярная масса может относиться только к отдельному веществу.

Часто в таких задачах используется реакция металлов с кислотами. Для решения таких задач надо точно знать, какие металлы с какими кислотами взаимодействуют, а какие — нет.

Необходимые теоретические сведения.

Способы выражения состава смесей.

  • Массовая доля компонента в смеси — отношение массы компонента к массе всей смеси. Обычно массовую долю выражают в %, но не обязательно.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au

Реакции металлов с кислотами.

  1. С минеральными кислотами, к которым относятся все растворимые кислоты (кроме азотной и концентрированной серной, взаимодействие которых с металлами происходит по-особому), реагируют только металлы, в электрохимическом ряду напряжений находящиеся до (левее) водорода.
  2. При этом металлы, имеющие несколько степеней окисления (железо, хром, марганец, кобальт), проявляют минимальную из возможных степень окисления — обычно это +2.
  3. Взаимодействие металлов с азотной кислотой приводит к образованию, вместо водорода, продуктов восстановления азота, а с серной концентрированной кислотой — к выделению продуктов восстановления серы. Так как реально образуется смесь продуктов восстановления, часто в задаче есть прямое указание на конкретное вещество.

Продукты восстановления азотной кислоты.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот
NO2 NO N2O N2 NH4NO3
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота
Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
Al, Cr, Fe, Be, Co.
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации:
Au, Pt, Pd.

Продукты восстановления серной кислоты.

SO2 S H2S H2
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота
Щелочноземельные металлы + конц. кислота Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота. Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная)
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
Al, Cr, Fe, Be, Co.
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации:
Au, Pt, Pd.

Реакции металлов с водой и со щелочами.

  1. В воде при комнатной температуре растворяются только металлы, которым соответствуют растворимые основания (щелочи). Это щелочные металлы (Li, Na, K, Rb, Cs), а также металлы IIA группы: Са, Sr, Ba. При этом образуется щелочь и водород. При кипячении в воде также можно растворить магний.
  2. В щелочи могут раствориться только амфотерные металлы: алюминий, цинк и олово. При этом образуются гидроксокомплексы и выделяется водород.

Примеры решения задач.

Рассмотрим три примера задач, в которых смеси металлов реагируют с соляной кислотой:

В первом примере медь не реагирует с соляной кислотой, то есть водород выделяется при реакции кислоты с железом. Таким образом, зная объём водорода, мы сразу сможем найти количество и массу железа. И, соответственно, массовые доли веществ в смеси.

Решение примера 1.

  1. Находим количество водорода:
    n = V / Vm = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль.
  2. По уравнению реакции:
0,25 0,25
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
1 моль 1 моль

Во втором примере в реакцию вступают оба металла. Здесь уже водород из кислоты выделяется в обеих реакциях. Поэтому прямым расчётом здесь нельзя воспользоваться. В таких случаях удобно решать с помощью очень простой системы уравнений, приняв за х — число моль одного из металлов, а за у — количество вещества второго.

Решение примера 2.

  1. Находим количество водорода:
    n = V / Vm = 8,96 / 22,4 = 0,4 моль.
  2. Пусть количество алюминия — х моль, а железа у моль. Тогда можно выразить через х и у количество выделившегося водорода:
x 1,5x (мольное соотношение Al:Н2 = 2:3)
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
y y
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
< 1,5x + y = 0,4
27x + 56y = 11

Решать такие системы гораздо удобнее методом вычитания, домножив первое уравнение на 18:
27х + 18у = 7,2
и вычитая первое уравнение из второго:

В третьем примере два металла реагируют, а третий металл (медь) не вступает в реакцию. Поэтому остаток 5 г — это масса меди. Количества остальных двух металлов — цинка и алюминия (учтите, что их общая масса 16 − 5 = 11 г) можно найти с помощью системы уравнений, как в примере №2.

Следующие три примера задач (№4, 5, 6) содержат реакции металлов с азотной и серной кислотами. Главное в таких задачах — правильно определить, какой металл будет растворяться в ней, а какой не будет.

В этом примере надо помнить, что холодная концентрированная серная кислота не реагирует с железом и алюминием (пассивация), но реагирует с медью. При этом выделяется оксид серы (IV).
Со щелочью реагирует только алюминий — амфотерный металл (кроме алюминия, в щелочах растворяются ещё цинк и олово, в горячей концентрированной щелочи — ещё можно растворить бериллий).

Решение примера 4.

  1. С концентрированной серной кислотой реагирует только медь, число моль газа:
    nSO2 = V / Vm = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль
0,25 0,25
Cu + 2H2SO4 (конц.) = CuSO4 + SO2 + 2H2O

(не забудьте, что такие реакции надо обязательно уравнивать с помощью электронного баланса)

Al 0 − 3e = Al 3+ | 2
2H + + 2e = H2 3

В тексте этой задачи чётко указан продукт восстановления азота — «простое вещество». Так как азотная кислота с металлами не даёт водорода, то это — азот. Оба металла растворились в кислоте.
В задаче спрашивается не состав исходной смеси металлов, а состав получившегося после реакций раствора. Это делает задачу более сложной.

Решение примера 5.

  1. Определяем количество вещества газа:
    nN2 = V / Vm = 2,912 / 22,4 = 0,13 моль.
  2. Определяем массу раствора азотной кислоты, массу и количество вещества растворенной HNO3:
5x x
5Zn + 12HNO3 = 5Zn(NO3)2 + N2 + 6H2O
Zn 0 − 2e = Zn 2+ | 5
2N +5 + 10e = N2 1
10y 3y
10Al + 36HNO3 = 10Al(NO3)3 + 3N2 + 18H2O
Al 0 − 3e = Al 3+ | 10
2N +5 + 10e = N2 3
< х + 3у = 0,13 (количество азота)
65 • 5х + 27 • 10у = 21,1 (масса смеси двух металлов)

Решать эту систему удобно, домножив первое уравнение на 90 и вычитая первое уравнение их второго.

0,2 0,48 0,2 0,03
5Zn + 12HNO3 = 5Zn(NO3)2 + N2 + 6H2O
0,3 1,08 0,3 0,09
10Al + 36HNO3 = 10Al(NO3)3 + 3N2 + 18H2O

Масса
нового
раствора
= Сумма масс
смешиваемых
растворов и/или веществ
- Масса осадков - Масса газов

Тогда для нашей задачи:

При решении этой задачи надо вспомнить, во-первых, что концентрированная азотная кислота с неактивным металлом (медь) даёт NO2, а железо и алюминий с ней не реагируют. Соляная кислота, напротив, не реагирует с медью.

Задачи для самостоятельного решения.

1. Несложные задачи с двумя компонентами смеси.

2. Задачи более сложные.

3. Три металла и сложные задачи.

Ответы и комментарии к задачам для самостоятельного решения.

Это полезно

На ЕГЭ по информатике формул немного, но их нужно хорошо знать и уметь использовать. Мы собрали все нужные формулы в одну шпаргалку.

Читайте также: