Определите в каком ладу звучит тема вступления в финале какой смысл она приобретает

Обновлено: 05.07.2024

на первые два вопроса можете не отвечать 1. сколько симфоний написал Бетховен 2. в каком году была написана 5 симфония её тональность 3. что сказал композитор о теме вступления 4. расскажите о строение 1 части симфонии 5-ой укажите на тематическое родство её основных тем 5. какой характер имеет мелодия у гобоя в репризе. в каком ладу звучит здесь побочная партия 6. что представляют собою форма и темы. каково их тональное соотношение 7. расскажите о месте и значении скерцо в симфоническом цикле 8. как меняет в скерцо свой облик основная тема 5-ой симфонии. как звучит она в репризе 9. как происходит переход от третьей части симфонии к четвёртой 10. дайте характеристику основной темы финала. какова его тональность. звучит ли в финале лейтмотив симфонии 11. какие инструменты оркестра введены дополнительно в финал симфонии это всё про пятую симфонию который написал Бетховен. очень срочно пожалуйста

4. Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе.

темы излагаются все более мелкими длительностями, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными.

5. солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу.

6. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память.

7. Звучит в 3 части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо — вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Первая тема пред­ ставляет собой диалог — затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы.

8. Картина резко меняется в трио — энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности — варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно (струнные пиццикато), тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета (затем гобоя) и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу.

9. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами.

Ослепительным светом заливает все вокруг начинающиюся без перерыва 4 часть.

10. финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, — броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.

11. композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо, которые звучат в финале.

Сонатная форма. Не всё так просто в музыке

Как композитор пишет музыкальное произведение? Наверное, у всех этот процесс протекает по-разному, ведь и сами произведения, даже у одного и того же композитора всегда разные. И тем не менее. Что бы там ни возникало в уме автора, как бы стихийно он ни вдохновлялся, как бы далеко и свободно ни простиралась его фантазия, в классической музыке при воплощении замысла существуют довольно жесткие рамки, в которые ему нужно уложить своё творение.

Композиторы многих европейских стран, опираясь на песенность и танцевальность, вырабатывая классическую ясность и динамичность музыкального языка, постепенно формировали новые жанры циклических инструментальных произведений - такие, как классическая симфония, классическая соната, классический струнный квартет. В них большое значение приобрела сонатная форма . Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

В сонатной форме различаются три основных раздела: это экспозиция, разработка и реприза . В экспозиции сонатной формы предстают, как правило, две основные темы, более или менее различные по характеру. Сначала звучит тема главной партии , позднее появляется тема побочной партии . Только ни в коем случае не надо понимать определение "побочная" как "второстепенная". Ибо на самом деле теме побочной партии принадлежит в сонатной форме не менее важная роль, чем теме главной партии. Слово "побочная" употреблено здесь потому, что она, в отличие от первой, в экспозиции обязательно звучит не в главной тональности, а в другой, то есть как бы в побочной. В музыке классического стиля если главная партия в экспозиции мажорная, то побочная партия изложена в тональности доминанты (например, если тональность главной партии до мажор, то тональность побочной партии - соль мажор). Если же главная партия в экспозиции минорная, то побочная партия излагается в параллельном мажоре (например, если тональность главной партии до минор, то тональность побочной партии - ми-бемоль мажор).

Между главной и побочной партиями помещается либо небольшая связка , либо связующая партия . Здесь может появиться и самостоятельная, мелодически рельефная тема, но чаще используются интонации темы главной партии. Связующая партия выполняет роль перехода к побочной партии, в ней происходит модуляция в тональность побочной партии. Тем самым тональная устойчивость нарушается. Слух начинает ожидать наступления какого-то нового "музыкального события". Им и оказывается появление темы побочной партии. Иногда экспозиции может предшествовать вступление . А после побочной партии звучит либо небольшое заключение , либо целая заключительная партия нередко с самостоятельной темой. Так завершается экспозиция, закрепляя тональность побочной партии. По указанию композитора вся экспозиция может быть повторена.

Разработка - второй раздел сонатной формы. В нём темы, знакомые по экспозиции, выступают в новых вариантах, по-разному чередуются, сопоставляются. В таком взаимодействии участвуют чаще не целые темы, а вычлененные из них мотивы, фразы. То есть темы в разработке как бы дробятся на отдельные элементы, обнаруживая заключенную в них энергию. При этом происходит частая смена тональностей (главная тональность здесь затрагивается редко и ненадолго). Появляясь в различных тональностях, темы и их элементы как бы по-новому освещаются, показываются с новых точек зрения. После того как развитие в разработке достигает значительной напряженности в кульминации , его ход меняет направление. В конце этого раздела подготавливается возвращение в главную тональность, происходит поворот к репризе.

Реприза - третий раздел сонатной формы. Она начинается с возвращения главной партии в основной тональности. Связующая партия не уводит в новую тональность. Она, напротив, закрепляет главную тональность, в которой теперь повторяются и побочная, и заключительная партии. Так реприза своей тональной устойчивостью уравновешивает неустойчивый характер разработки и придаёт целому классическую стройность. Репризу иногда может дополнять заключительное построение - кода (происходит от латинского слова, означающего "хвост").

Итак, когда звучит произведение в сонатной форме, наш слух следит за сопоставлением и взаимодействием двух основных ( дополняющих их) тем - словно за развитием различных музыкальных событий , музыкального действия .

Классический сонатный (сонатно-симфонический) цикл - это уже отдельная большая тема.

Сонатную форму рассмотрим на очень хорошем примере - первой части Симфонии ми-бемоль мажор Йозефа Гайдна. Это одиннадцатая из двенадцати его "Лондонских симфоний". Она известна как "симфония с тремоло литавр". Её главной тональностью является ми-бемоль мажор . Внимательно читаем и слушаем:

Первая часть начинается медленным вступлением . Тихо звучит тремоло ("дробь") литавры, настроенной на тонику. Оно подобно отдалённому раскату грома. Затем плавными широкими "уступами" развёртывается сама тема вступления. Сначала её играют в октавный унисон виолончели, контрабасы и фаготы. Кажется, будто тихо наплывают, иногда приостанавливаясь, какие-то таинственные тени. Вот они колеблются и замирают: в последних тактах вступления несколько раз чередуются унисоны на соседних звуках соль и ля-бемоль, заставляя слух ожидать - что же будет дальше. И вдруг все радостно преображается: начинается экспозиция сонатного allegro. Вместо медленного темпа - быстрый (Allegro con spirito - "Быстро, с воодушевлением"), вместо тяжелых басовых унисонов - из тех же звуков соль и ля-бемоль в высоком регистре рождается первый мотив подвижной, заразительно весёлой, танцевальной темы главной партии . Все мотивы этой темы, изложенной в основной тональности, начинаются с повтора первого звука - словно с задорного притоптывания.

Двукратное проведение темы струнными инструментами piano дополняется буйным раскатом веселья, звучащим forte у всего оркестра. Этот раскат стремительно проносится, и в связующей партии опять появляется оттенок таинственности. Тональная устойчивость нарушается. Происходит модуляция в си-бемоль мажор (доминанту ми-бемоль мажора) - тональность побочной партии. В связующей партии нет новой темы, а слышится исходный мотив темы главной партии и отдалённое напоминание темы вступления.

Тема побочной партии - опять весёлая, танцевальная. Но по сравнению с главной партией она не столь энергична, а более грациозна, женственна. Мелодия звучит у скрипок с гобоем. Типичный вальсовый аккомпанемент сближает эту тему с лендлером - австрийским и южнонемецким танцем, одним из предков вальса.

Заканчивается экспозиция утверждением тональности побочной партии (си-бемоль мажор).

Экспозиция повторяется, и далее следует разработка . Она насыщена полифоническим имитационным и тонально-гармоническим развитием мотивов, вычлененных из темы главной партии. Тема побочной партии появляется под конец разработки. Она проводится полностью в тональности ре-бемоль мажор, далёкой от главной, то есть предстаёт как бы в новом, необычном освещении. А однажды (после общей паузы с ферматой) в басу возникают и интонации таинственной темы вступления. Разработка звучит преимущественно piano и pianissimo и лишь иногда - forte и fortissimo с отдельными акцентами sforzando. Это усиливает впечатление таинственности. Мотивы из темы главной партии в своём развитии походят порою на фантастический танец.

В репризе в тональности ми-бемоль мажор повторяется уже не только главная, но и побочная партия, а связующая пропускается. Некоторая таинственность появляется в коде . Она начинается, как и вступление, с темпа Adagio, тихого тремоло литавры и медленных ходов унисонов. Но вскоре, в самом конце первой части, возвращаются быстрый темп, громкая звучность и весёлые плясовые "притоптывания".

Героическая. Мир Бетховена - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 3 класс

Задачи уроков: введение в мир музыки Л. Бетховена; формирование обобщённого представления об основных образно-эмоциональных, жанровых сферах музыки в творчестве одного композитора; понимание роли героических образов в социализации личности, преодолении жизненных невзгод и трудностей; разработка алгоритмов музыкальной деятельности при решении задач творческого характера.

“Героическая”. Разворот “Призыв к мужеству”. С Симфонии № 3 началась как бы новая эра в истории мирового симфонизма. В этом произведении “силу воли, величие смерти, творческую мощь он (Бетховен — Е. Г.) соединяет воедино и из этого творит свою поэму о всём великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку” 1 .

Симфония № 3 (“Героическая”) Л. Бетховена предстаёт перед учащимися как произведение, наполненное многообразными музыкально-художественными образами, поэтому учителю важно с вниманием отнестись к тем ассоциативным связям, которые предлагаются на страницах учебника. Мужественная, наполненная внутренней силой и сдержанной энергией тема 1-й части симфонии сопоставляется с рассказом о гибели парохода “Титаник”, гравюрой “Бетховен дирижирует оркестром”, живописным полотном И. Айвазовского “Буря на Северном море”. • Что общего в интонациях музыки, рисунка, картины? • Как помогают другие виды искусства почувствовать и понять образ “Героической” симфонии?

Можно предложить школьникам попытаться объяснить смысл слов Л. Бетховена: “Через борьбу — к победе, через тернии — к звёздам”. • Какой музыкой композитор призывал к мужеству своих слушателей?

“Вторая часть симфонии”. Учащимся предлагается проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. Бетховена путём обращения к темам 1, 2 и 4-й частей.

Появление скорбного, траурного марша-шествия в симфонии не случайно. Ведь в результате борьбы всегда гибнут люди, и живые склоняют головы перед павшими. Уже в первом мотиве темы композитор выделяет основные черты траурного марша — пунктирный ритм, медленный темп, подчёркивающие неторопливую, сдержанную поступь, звучание на рр, суровые краски минорного лада, устремлённость вверх мелодии, возникающей из глубокой тишины, молчания, и бессильный вздох её повисающего окончания. Фотографии дирижёра (Г. фон Караян) и памятника Л. Бетховену, а также слова на цветных плашках помогут детям подобрать эмоциональные характеристики этой темы.

Желательно, чтобы вторая тема “Траурного марша” прозвучала сначала вне связи с симфонией, как отдельное произведение. Пусть учащиеся после её прослушивания в исполнении учителя на фортепиано определят характер, почувствуют музыкальный образ, попытаются дать название этой теме. • Самостоятельное это произведение или нет? • Что ему может предшествовать или каким может быть его продолжение? Так учитель подведёт учащихся к восприятию трёхчастности фрагмента симфонии, который они услышат в записи.

Можно предложить им проследить, как развиваются, меняются мелодия, лад, характер звуковедения (плавно, подчёркнуто, отрывисто), фразировка, регистры и др. В этом определённую помощь окажет им ориентация на нотную запись, предложенную в учебнике.

“Финал симфонии”. Перед знакомством с финалом — 4-й частью Симфонии № 3 — учащиеся должны послушать фортепианную пьесу Л. Бетховена “Контрданс”, с тем чтобы потом обнаружить интонационное родство этих произведений. Первая тема финала вырастает из сопровождения контрданса, и после вариационного его развития возникает вторая тема — мелодия контрданса. Чтобы это родство и особенности развития музыки стали очевидными для учащихся, нужно спеть эти темы, попытаться изобразить в пластике движений танцевальный шаг “Контрданса”, продирижировать фрагментом финала симфонии. Именно в активном вживании учащихся в музыку финала — залог эмоционально-смыслового постижения приёмов бетховенского симфонического развития.

“Контрданс” Л. Бетховена может прозвучать в классе в сопоставлении с какой-либо танцевальной музыкой русских композиторов, например, с “Камаринской” П. Чайковского или вальсами П. Чайковского, С. Прокофьева. При этом мелодии каждого из названных произведений эскизно разучиваются с детьми. Они их напевают, “дирижируют” музыкой вальсов, исполняют на воображаемых инструментах (на скрипке) пульс или ритмический рисунок мелодии. В результате учащиеся переживают музыку как своё собственное состояние и вместе с тем переносятся в состояние другого человека, что позволяет лучше понять произведение.

Дети, как правило, относят “Контрданс” к народной, песенно-танцевальной музыке, по их словам, “какого-то другого народа”. Многим музыка П. Чайковского или С. Прокофьева, естественно, кажется знакомой. Это неудивительно, так как с ней уже встречались в I и во II классах.

Важно, чтобы учащиеся почувствовали не только характерные черты, жанрово-стилевые особенности этих танцев, но и особенности индивидуального их преломления в творчестве композиторов. Например, романтическая устремлённость, полётность вальса, обобщённое поэтизированное выражение преставлений о красоте, красоте чувства — в музыке П. Чайковского, С. Прокофьева и народность, демократичность “Контрданса” Л. Бетховена. Контрданс — буквально деревенский танец (от country-dance — старинный английский танец, известный с XVI в.).

Теперь учитель может назвать имена композиторов, сообщить некоторые факты, связанные с биографией произведений. Например, рассказать, что “Контрданс” — танец, сочинённый немецким композитором Л. Бетховеном более 200 лет назад (в 1795 г.) для ежегодного бала художников. • Что ребята, послушав музыку, могут сказать о характере этого праздника, о людях той эпохи? • Как мог исполняться этот танец? • Отличаются ли (если да, то чем), например, бал из сказки-балета “Спящая красавица” или “Золушка” от бала, для которого сочинил музыку Л. Бетховен? Ответы на вопросы у детей возникают в процессе непосредственного “проживания” музыки, взаимодействия с ней (они сами становятся участниками того и другого бала).

Школьникам предлагается ещё раз вслушаться в музыку, сравнить аккомпанементы танцев, подчёркивающие шаг-скольжение, кружение в вальсе и шаг-поступь, притоптывание в контрдансе (возможно участие детей в исполнении музыки на инструменте — в четыре руки с учителем). Целесообразно эскизно разучить мелодию и басовый голос немецкого танца.

Такое внимание этому сочинению уделяется не случайно. К его теме композитор обращается не раз: она звучит в финальном номере балета “Творения Прометея”, становится темой фортепианных вариаций (ор. 35) и приобретает своё обобщающее значение в финале “Героической” симфонии.

Теперь при знакомстве учащихся с финалом Симфонии № 3 (“Героической”) раскрывается значение мотива басового голоса “Контрданса”, ставшего не только самостоятельной темой финала симфонии, но и родственного главной теме 1-й части симфонии, второй теме “Траурного марша” (2-я часть) и трио скерцо.

Фактически эта тема явилась обобщённым выражением героической решимости, монументальности, торжественности и вместе с тем демократичности музыки — введением, развёрнутым вступлением к основной мелодии “Контрданса”, звучащей в финале в качестве главной темы. Известно определение общего характера финала критиком В. Стасовым: “. народный праздник, где разнообразные группы сменяют одна другую: то простой народ, то военные идут, то женщины, то дети. ” В учебнике перед ребятами ставится вопрос: Почему финал Симфонии № 3 называют “праздником мира”, “народным праздником”?

Данный пример в ряду многих других исподволь, через обнаружение интонационных контрастов и связей, органичности музыкального развития приближает учащихся к пониманию симфонического метода развития, симфонизма, который определяется как категория музыкального мышления; художественный принцип философски-обобщённого, диалектического отражения жизни в музыкальном искусстве; особое качество внутренней организации музыкального произведения, его драматургии.

В завершение урока перед учащимися может быть поставлена принципиально музыкальная проблема: выбрать из музыки, прозвучавшей на уроке, ту, которая может стать продолжением ещё одного незнакомого им фрагмента: звучит стремительное вступление финала Симфонии № 3 Л. Бетховена.

Мнения учащихся могут быть различны. Иногда они затрудняются с ответом, многие же отвечают правильно, поют громко, уверенно и убеждённо, басовый голос контрданса — естественное продолжение заключительных фанфарных аккордов вступления. Если теперь учащимся предложить послушать симфонию дальше, то насколько велики их удивление и одновременно радость от того, что они слышат напетую ими мелодию, однако звучащую совсем в ином характере (неожиданно, затаённо, тихо и отрывисто). С чем это может быть связано?

В такие моменты неожиданности дети переживают своего рода катарсис, связанный с художественно-эстетическими эмоциями, являющимися активной движущей силой в постижении единства эмоционального и логического, в развитии их интонационно-слухового опыта.

“Мир Бетховена”. Учащимся предлагается послушать и исполнить уже знакомые сочинения Л. Бетховена, разучить песню “Сурок” (русский текст И. Райского), обратиться к новым для них фортепианным сочинениям композитора — Сонате № 14 (“Лунная”), пьесам “Весело. Грустно” и “К Элизе” (“Листок из альбома”), а затем сопоставить их образы. Смысл этого сопоставления не только в том, чтобы найти средства выразительности, направленные на раскрытие этих образов, но и в том, чтобы обнаружить, что роднит такие контрастные образы — ведь это речь одного композитора. • В чём её особенности? • Как композитор разговаривает с нами?

Для более глубокого восприятия и исполнения песни “Сурок” расскажите учащимся о жизни музыкантов в то далёкое время, об их нелёгкой судьбе. Пусть дети задумаются над тем, кем является для шарманщика сурок, как он помогает музыканту делить горести и радости его одинокой жизни. Тема добрых человеческих отношений становится при восприятии и исполнении этого произведения одной из главных. Конечно, следует выделить значение песенной выразительности мелодии, неоднократный повтор главной мысли песни (“и мой сурок со мною”), изобразительность сопровождения, подражающего однообразному звучанию шарманки.

В пьесе “К Элизе” обратите внимание детей на свободно льющуюся, практически разговаривающую выразительную мелодию, вероятно, рисующую портрет девушки, которой она посвящена. Слушая “К Элизе” в фонозаписи, обратите внимание учащихся на то, как на смену трепетности, взволнованности музыки 1-й части в середине приходят мужественные интонации. (Может быть, это портрет самого композитора?) Эта пьеса Л. Бетховена постоянно звучит в репертуаре юных пианистов. Пусть ребята выскажут своё мнение о том, почему пианисты всего мира любят исполнять это сочинение.

В пьесе “Весело. Грустно”, которую учащиеся слушают, не зная названия, они наверняка выявят два контрастных настроения, два образа: веселье, радость и грусть, печаль. Чтобы эти настроения дети прочувствовали, можно предложить им передать характер музыки в движениях: “весёлый” — легко отмечая пульсацию двумя руками, “грустный” — плавным движением руки (смычка воображаемой скрипки) рисуя фразировку. Пусть учащиеся поразмыслят и о том, какое настроение останется у слушателей, если закончить пьесу грустной темой, и почему Л. Бетховен завершает своё произведение повторением 1-й части. • В чём выразительный смысл трёхчастной формы? • А в какой форме звучала пьеса “К Элизе”?

Интересным методическим ходом для выявления особенностей мелодической речи композитора (его “музыкального речения”) явится сравнение тем 1-й части Симфонии №3 (“Героической”), середины её 2-й части (“Траурного марша”), первой темы её финала и средней части пьесы “Весело. Грустно”, которую композитор написал, ещё будучи ребёнком. На доске можно выписать названные темы в одной тональности и под нотной строкой изобразить линией движение мелодии.

Решительная, напористая начальная тема симфонии, построенная на звуках тонического трезвучия, напоминает мужественное фанфарное звучание. Нежность, воспоминание, мечта, светлая память пронизывают среднюю часть траурного марша.

А теперь интересно обратиться к средней части пьесы “Весело. Грустно”. Оказывается, и её мелодия строится на широком движении по звукам тонического трезвучия. (В средних классах школы учащиеся вновь убедятся в этом при сравнении лирической темы траурного марша Симфонии № 3 с торжественным финалом Симфонии № 5.)

При сопоставлении названных тем сочинений Л. Бетховена учащиеся должны самостоятельно отметить их яркий смысловой контраст и одновременно выявить единый интонационный стержень, характерный для индивидуального почерка (стиля) Л. Бетховена.

Для учащихся высвечивается движение мелодии по ступеням трезвучия — так называемая абсолютная мелодия (первооснова которой — в трубных сигналах, фанфарах, в призывных ораторских возгласах, в маршевых оборотах и чеканных ритмах песен, танцев, гимнов), характерная для музыкального высказывания, музыкального мышления Л. Бетховена. Мелодический язык композитора очищается от разных украшений, типичных для искусства XVIII в., которые, словно кружевом, оплетали мелодический остов темы, и приобретает простоту и строгость. Всё это способствует развитию исследовательской мысли детей, занимающихся действительно музыкой, а не отдельными видами деятельности.

В рабочей тетради можно обратиться к развороту “Музыкальная речь” (с. 24—25) и попытаться вникнуть в своеобразие музыки Л. Бетховена в сопоставлении с музыкой П. Чайковского и С. Прокофьева.

Закрепить представления детей о музыке, звучащей в концертном зале, помогут вопросы и задания в рабочей тетради на таких разворотах, как “Волшебный цветик-семицветик”, “Музыкальные жанры”, “Музыкальная форма”, “Чудесные превращения” и др.

1 Гуревич Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. — М., 1994. — С. 122.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Определите в каком ладу звучит тема вступления в финале какой смысл она приобретает

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ — возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

3 Часть (b-moll)

Величаво-размеренное движение, строгий ритм шага, суровая простота мелодии и гармонии (остинатное чередование t-3 – VI6|4, словно гулкие удары колокола) – так развертывается картина траурного шествия, пронизанная реальные ассоциациями с движущейся похоронной процессией. По отношению к этому маршу особенно справедливы слова Сен-Санса: «Музыка Шопена – это всегда картина».

Основное настроение – глубокая скорбь, подчеркнутая секундовыми вздохами (ges – f). Внезапно врывающиеся могучие торжественно-фанфарные звучания провозглашают славу павшим героям.

Мажорное трио звучит нежно и отрешенно. Его музыка, по словам Листа,«исполнена такой трогательной кротости, что кажется не от мира сего. Звуки, точно просветленные далью, внушают чувство высокого благоговения, как если бы, спетые самими ангелами, они витали там в вышине вокруг престола божества». Образный контраст усилен в III части сонаты контрастом жанровым, поскольку музыка трио наделена явными чертами ноктюрна (прекрасная одноголосная кантилена в высоком регистре и сопровождающая ее фигурация на основе обертонового ряда).

Финал (b-moll)

Самая необычная часть сонаты – финал с его унисонным изложением в единообразном триольном ритме и непрестанной сменой гармоний. Он проносится вихрем в предельно быстром темпе, совершенно лишенный (в отличие от всех предыдущих частей) каких бы то ни было контрастов. Здесь раскрывается один образ, который находится за гранью реальности – в музыке явно ощущается нечто потустороннее, бесплотное, холодное и бесстрастное.[5] Шуман писал, что финал – «скорее насмешка, чем музыка». «Соната заканчивается так же, как и началась, – загадочная, подобно сфинксу с насмешливой улыбкой». Вместе с тем, Шуман почувствовал в финале «веяние какого-то своеобразного жуткого духа, готового мощно подавить все, что попыталось бы восстать против него». Сам Шопен сознательно уходил от разговора об окончании сонаты. Однажды он заметил в кругу друзей со свойственным ему юмором: «А чего вы хотите? Траурный марш означает похороны, а после похорон, как известно, каждый как можно скорее удирает домой»…

Знаменитая трактовка финала принадлежит Антону Рубинштейну, который, как известно, играл почти всего Шопена: «Ночное веяние ветра над могилами на кладбище».

Берлиоз. Фантастическая Симфония

Фантастическая симфония — первое зрелое сочинение 26-летнего Берлиоза. Тогда он еще учился в Парижской консерватории и готовился — в который раз! — принять участие в конкурсе на Римскую премию. Консервативные профессора были неспособны понять новаторские устремления дерзкого ученика и неизменно отвергали представляемые им кантаты. Лишь летом 1830 года, решив «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая», он завоевал вожделенную награду. Заканчивал кантату «Смерть Сарданапала» Берлиоз под гром пушек — в Париже бушевала Июльская революция.

А за полгода до того, 6 февраля, он писал другу: «Я готов был начать мою большую симфонию, где должен был изобразить развитие адской страсти; она вся в моей голове, но я ничего не могу написать». 16 апреля он сообщал об окончании симфонии под названием «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях». Таким об­ разом, авторское название первой симфонии Берлиоза не соответствует тому, что утвердилось за ней на века: фантастическая симфония — определение своеобразной трактовки композитором жанра, как позднее драматическая симфония — «Ромео и Джульетты».

Артистом, о котором рассказывает симфония, был он сам, запечатлевший в музыке — с соответствующими романтическими преувеличениями — один, но важнейший эпизод своей жизни. 29 мая 1830 года, накануне предполагавшейся премьеры, в газете «Фигаро» была помещена программа симфонии, вызвавшая острое любопытство. Весь Париж жадно следил за развертывающейся романтической драмой любви Берлиоза и Генриетты Смитсон.

Двадцатисемилетняя ирландка, приехавшая в Париж на гастроли осенью 1827 года в составе английской труппы, знакомившей Францию с трагедиями Шекспира, потрясла публику своими Офелией и Джульеттой. Берлиоз преследовал ее «вулканической страстью», но модная актриса, по словам одного из критиков, презирала его. Берлиоз мечтал об успехе, который привлек бы ее внимание, впадал в отчаяние и помышлял о самоубийстве. Концерт, где должна была прозвучать Фантастическая, был отложен на несколько месяцев; трудности в процессе его подготовки композитор сравнивал с переходом Великой армии Наполеона через Березину. Премьера состоялась с большим успехом 5 декабря 1830 года в Парижской консерватории под управлением Франсуа Габенека — создателя первого во Франции симфонического оркестра. Впоследствии Берлиоз внес ряд добавлений, изменил порядок частей и несколько переработал программу. Окончательная редакция симфонии была исполнена, также под управлением Габенека, 9 декабря 1832 года.

Фантастическая симфония — первая программная симфония в истории романтической музыки. Берлиоз сам написал текст программы, которая представляла собой подробное изложение сюжета, последовательно развивающихся событий каждой части. Впрочем, как сообщал композитор в предисловии, можно ограничиться только названиями пяти частей.

«Программа симфонии. Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду.

Первая часть. — Мечтания. Страсти. Он вспоминает прежде всего это душевное беспокойство, это смятение страстей, эту меланхолию, эту беспричинную радость, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую любит; затем вулканическю любовь, которую она внезапно внушила ему, свои безумные тревоги, свой ревнивый гнев, возвращение радости, свои религиозные утешения.

Вторая часть. — Бал. Он находит любимую вновь на балу, посреди шума блестящего празднества.

Третья часть. — Сцена в полях. Однажды вечером, находясь в деревне, он слышит вдали пастухов, которые перекликаются пастушьим наигрышем; этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колеблемых ветром, несколько проблесков надежды, которую он недавно обрел, — все способствовало приведению его сердца в состояние непривычного спокойствия и придало мыслям более радужную окраску. — Но она появляется снова, его сердце сжимается, горестные предчувствия волнуют его, — что если она его обманывает. Один из пастухов вновь начинает свою наивную мелодию, другой больше не отвечает. Солнце садится. отдаленный шум грома. одиночество. молчание.

Четвертая часть. — Шествие на казнь. Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорен к смерти, его ведут на казнь. Кортеж движется под звуки марша, то мрачного и зловещего, то блестящего и торжественного, в котором глухой шум тяжелых шагов следует без перерыва за самыми шумными выкриками. В конце вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.

Пятая часть. — Сон в ночь шабаша. Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища теней, колдунов, чудовищ всякого рода, собравшихся на его похороны. Странные шумы, завывания, взрывы смеха, отдаленные крики, которым, кажется, отвечают другие крики. Любимая появляется снова; но она утратила свой характер благородства и робости; это не что иное, как непристойный танец, тривиальный и гротескный, это она пришла на шабаш. радостный вой при ее приходе. она вмешивается в дьявольскую оргию. Похоронный звон, шутовская пародия на Dies irae; хоровод шабаша. Хоровод шабаша и Dies irae вместе».

Эта программа звучала для молодежи того времени не просто как любовная история самого автора или другого конкретного человека. Впервые в музыке был воплощен образ типичного романтического героя, уже открытого литературой — мятущегося, разочарованного, не находящего места в жизни. Такого героя называли байроническим, ибо он был излюбленным персонажем произведений английского поэта, или — еще более точно — сыном века, по названию романа Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века». Находили в берлиозовской программе переклички и с повестью Гюго «Последний день приговоренного к смертной казни».

Музыкальная композиция «Прелюдов» основана на свободно трактованных принципах сонатного аллегро с монотематическими связями между важнейшими темами. В самом общем плане форму можно определить как сонатно-концентрическую (сонатное allegro со вступлением, эпизодом в разработке и зеркальной репризой динамизированного характера).

Начало поэмы очень характерно для Листа, который обычно отказывается от торжественных вступлений и многие произведения начинает тихо, как бы затаенно. В «Прелюдах» отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса – до-си-ми (м.2 вниз – ч.4 вверх), выражая «ключевую» начальную фразу программы: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть?»), то есть вопрос о смысле жизни. Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения.

Выросшая из мотива вопроса, но приобретающая определенность самоутверждения, героическая главная тема (C-dur) звучит мощно и торжественно у тромбонов, фаготов и низких струнных. Связующая и побочная темы ярко контрастируют главной, рисуя образ героя с другой стороннего мечты о счастье, о любви. При этом связующая представляет собой «лиризованный» вариант главной темы, излагаемый виолончелями в очень напевной манере. В дальнейшем она получает сквозное значение в поэме, возникая на гранях важных разделов и, в свою очередь, подвергаясь вариантным преобразованиям.

Побочная (E-dur), согласно программному замыслу, – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная. С главной темой побочная оказывается в красочном, «романтическом» терцовом соотношении. Особую теплоту и задушевность придает побочной звучание валторн, удвоенных альтами divizi.

Любовная идиллия побочной партии в разработке сменяется жизненными бурями, батальными сценами и, наконец, большим эпизодом пасторального характера: «герой» ищет на лоне природы отдохновения от треволнений жизни (один из типичнейших идейно-сюжетных мотивов романтического искусства). Во всех этих разделах имеются трансформации основного мотива. В эпизоде бури (первый раздел разработки) он становится более неустойчивым, ввиду появления в нем ум.4. Неустойчивой становится и вся гармония, основанная преимущественно на уменьшенных септаккордах, их параллельных движениях по тонам хроматической гаммы. Все это вызывает ассоциации с яростными порывами ветра. Эпизод бури, напоминая многими чертами сонатную разработку, отличается яркой картинной изобразительностью. Он продолжает давнюю традицию «музыкальных гроз» (Вивальди, Гайдн, Бетховен, Россини) и имеет явное сходство с бурным, драматическим скерцо симфонического цикла.

Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой (это и есть «эпизод» в разработке). Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений. Позже, после отзвуков связующей темы, в развитие включается побочная тема, очень естественно продолжая музыку лирического эпизода. Здесь формально начинается зеркальная реприза поэмы, но тональность новая – As-dur.

Последующее развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме. Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв. Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы.

Лист. Соната си-минор

Сонату си-минор часто называют «фаустовской», противопоставляя более ранней «дантовской» (из 2-го «Года странствий»). Действительно, имеется явное сходстве этого сочинения как с «Фауст-симфонией», так и с трагедией Гете. Однако сам Лист, в отличие от многих других со­чинений, не предпослал сонате никакой программы.

Содержание сонаты раскрывается в одночастно-циклической форме. Это одна из разновидностей романтических свободных форм: от­дельные сонатные разделы здесь играют роль частей с-с цикла, как бы «сжимающегося» в одну часть.

Все переломные, наиболее важные моменты музыкального развития сонаты отмечены проведением одной и той же темы, которая олицетворяет образ рока. Это тема вступления. В первом своем проведении она звучит затаенно, мрачно, сурово; далее, неоднократно возвращаясь[1], эта тема подвергает­ся глубоким образным трансформациям.

В музыке ГП воплощен противоречивый, сложный внутренний мир «ге­роя» сонаты – его героические порывы, высокие стремления («фаустовс­кое» начало) и, вместе с тем, глубокие сомнения, скепсис, ирония («мефистофельское» начало). Поэтому она дана в конфликтном единст­ве двух элементов: ГП1 отличает ярко выраженный волевой характер (на­пряженные декламационные унисонные возгласы в широком диапазоне, остром ритме) и, вместе с тем, огромная неустойчивость. В насмешливой, «демонической» ГП2 сохраняется энергия и неустойчивость, но она гораздо более мрачная и зловещая.

Обе темы ГП получают в экспозиции очень широкое развитие, причем их противопоставление становится все более конфликтным, особенно в связующей партии.

Переход к побочной партии строится на теме вступления, сбросив­шей былую затаенность – теперь она звучит угрожающе и властно.

В ПП также две темы: первая – величественная и могучая, сочетает героическую фанфарность с торжественным ритмом сарабанды, орган­ное полнозвучие с мощной динамикой; вторая побочная – это воплощение прекрасного идеала, любви, ее обычно связывают с образом гетевской Маргариты. Поразительно, что эта нежная тема любви является трансформацией «мефистофельской» ГП2, которая интонационно и рит­мически почти не изменилась. Главным средством трансформации является гармония – именно нежнейшие перекрашивания одного повторяющегося зву­ка.

Создание ярко контрастных образов на основе одной и той же темы получило название принципа монотематизма.

Погружение в мир грез сменяется отрезвляющим переключением в реаль­ность, о чем говорят резкие аккордовые удары, потоки быстрых октав.

Заключительная партия (еще один вариант ГП2) активна и энергична, отличается уверенной маршевестью, компактным аккордовым изложением. Нео­бычная ее особенность – основная тональность си-минор, которая объясня­ется внутренней цикличностью сонаты (завершилась как бы «I часть» цикла).

Разработка сонаты очень велика, в ней несколько самостоятельных разделов:

I – вступительный – строится на новом проведении темы вступления и ГП1 (обе темы звучат очень грозно, устрашающе);

II – диалог омраченной, драматизированной ГП1, которая утратила прежнюю величавую размеренность, и взволнованного речитатива, подобного мольбе. Постепенно поочередный диалог переходит в контрастную полифонию – одновременно звучат обе темы ГП;

III – центральный раздел разработки – эпизод Andante sostenuto, замещающий медленную часть цикла. Его музыка полна хрупкого очарования, это новое переключение в заоблачные мечты. Andante наделено самостоя­тельной формой – это миниатюрная соната («соната в сонате»). Ее главная тема является абсолютно новой, а в качестве побочной используется близкая ей по духу «тема Мар­гариты».

IV – заключительный раздел разработки – фугато в сиb миноре, музыка которого передает злую иронию и сарказм, т.е. негативное нача­ло. В основе фугато – обе темы ГП, которые теперь воспринимаются как единое целое: их контраст «снят». Фугато выполняет в одночастном «цикле» функцию скерцо. От Andante оно отделено опять-таки темой вступления. Последние такты фугато на большой динамике вливаются в репризу сонаты.

В репризе все темы в той или иной степени изменены. С ЗП начина­ется гигантский подъем, превышающий по своей мощи все, что было до этого: готовится генеральная кульминация всего произведения, которая дается вкоде. Кульминация строится на нескольких темах. Сначала – ПП1, аккорды которой подобны здесь уда­рам молота. Однако эта тема вскоре обрывается на «полуслове» и после многозначительной паузы возникает мечтательная тема Andante, на этот раз в Си-мажоре, как сожаление о чем-то прекрасном, не осуществив­шемся в реальной жизни. Далее в последний раз даются обе темы ГП, причем в первой, «фаустовской», уже не слышно ни порывов, ни стрем­лений. Последнее же слово остается за ро­ковой темой вступления, которая обрамляет всю сонату, символизируя чувство безысходности.

Вагнер.Увертюра к опере «Тангейзер»

Опера «Тангейзер» создавалась в начале 40-х годов в период подъема революционного движения в Германии. Ее сюжет возник на основе соединения трех средневековых легенд:

о рыцаре-миннезингере Тангейзере, долгое время предававшемся чувственным наслаждениям в царстве богини Венеры;

о состязании певцов в Вартбурге, героем которого был другой миннезингер, Генрих фон Офтердинген (как и Тангейзер это реальное историческое лицо);

о святой Елизавете, судьбу которой Вагнер связал с судьбой Тангейзера.

Увертюра начинается с суровой и величественной хоровой песни пилигримов. Плавное, размеренное движение в хоральном складе у низких деревянных с валторнами придает звучности органный характер, а также напоминает пение мужского хора. Интонационно тема близка немецким народным песням, для которых характерно трезвучное (фанфарное) строение. В гармонии обращает на себя внимание трезвучие VI ступени, характерное для идеальных образов Вагнера (последовательность I–VI ступени в мажоре – это «лейтгармония» царства Грааля в «Лоэнгрине»).

2-я тема увертюры, звучащая у струнных (сначала виолончели, а затем скрипки с альтами), получила название «темы раскаяния Тангейзера», поскольку в опе­ре она впервые появляется тогда, когда Тангейзер присоединяется к пению пилигри­мов, произнося слова покаяния. Она во всем контрастна первой. Мелодия с широкими октавными скачками и нисходящими хроматизмами построена на восходящих секвенциях по м. З, что сообщает ей внутреннее напряжение.

Большое нарастание приводит к яркой кульминации, подчеркнутой включением меди: повторяется преображенная тема хорала, которая приобретает мощный, героический характер. Звучит она на фоне фигурации (трансформация темы раскаяния). Так сливаются воедино обе темы I части увертюры – внеличное и личное составляют единство. При этом сами фигурации утрачивают скорбный характер темы раскаяния. Напротив, они окружают хорал пилигримов сиянием, словно нимб. Постепенно хорал стихает, замирает вдали. Таким образом, вся I часть увертюры представляет собой динамическую волну – crescendo с обратным diminuendo. Возникает картина приближающегося и удаляющегося шествия.

Читайте также: