Особенности регулирования в россии хозяйственной деятельности компании рено

Обновлено: 17.05.2024

Круглый стол в режиме онлайн «Цифровизация сферы публичных финансов: особенности правового регулирования в России и за рубежом»

26 августа с 15:00 до 17:00 в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации состоится круглый стол в режиме онлайн «Цифровизация сферы публичных финансов: особенности правового регулирования в России и за рубежом».

Планируется обсуждение следующих вопросов:

  • Принципы правового обеспечения цифровизации сферы публичных финансов;
  • Вопросы легитимации цифровыхфинансовых активов;
  • Цифровые бюджетные отношения;
  • Цифровая трансформация государственного управления в сфере публичных финансов;
  • Правовые аспекты оценки цифровой ценности финансовых продуктов;
  • Цифровизация налоговой сферы в условиях пандемии;
  • Роль Единого федерального информационного регистра в цифровизации публичных финансов;
  • Основные тенденции цифровизации бюджетного процесса;
  • Влияние пандемии на налогообложение IT-компаний;
  • Особенности правового регулирования государственного финансового контроля в условиях цифровой экономики;
  • Правовые механизмы для использования технологии распределенного реестра в бюджетных и налоговых правоотношениях;
  • Совершенствование процесса обучения и подготовки профильных специалистов в условиях цифровизации публичных финансов;
  • Трансформация налогового контроля в условиях цифровизации;
  • Цифровые финансовые услуги и пандемия;
  • Цифровизация публичных финансов стран СНГ;
  • Правовое регулирование криптовалюты.

На Круглый стол приглашены представители органов государственной власти (Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Центрального банка РФ, Контрольно-счетной палаты Москвы), ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, представители научного сообщества, преподаватели и студенты ведущих вузов страны.

Мероприятие проводится при информационной поддержке СПС «Консультант Плюс», СПС «Гарант» и ИГ «Юрист».

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду. И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны. Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов. Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой. Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием "экологическое право"? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9. Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что "Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования". Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.


Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Земельный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ - содержит ряд нормативно-правовых предписаний, имеющих экологический характер: правовое обеспечение экологического благополучия на земельных участках; обязанность производить экологически чистую продукцию; не допускать в почвах повышенную концентрацию вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ.

Закон РФ о недрах

Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды. При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.

Лесной кодекс РФ

Лесной кодекс РФ предусматривает такие мероприятия, как сбережение, охрану и защиту лесов; сохранение биологического разнообразия; отнесение тех или иных видов лесов к группам и категориям исходя из их природоохранных, экологических и социальных функций и местоположения; установление порядка ведения лесного хозяйства в зависимости от группы и категории защитности лесов; определение обязанности исключать или ограничивать отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние других природных объектов и т. п.

Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Лесохозяйствеиные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Тем самым интересы лесопользователей при всей их хозяйственной самостоятельности (закон запрещает вмешиваться в деятельность организации под страхом материальной ответственности) гармонично должен уживаться с интересами сохранности среды обитания животных (дикой фауны).

Водный кодекс РФ

Водный кодекс РФ содержит в себе такие эколого-правовые нормы, как: возможность ограничения или запрещения пользования отдельными водными объектами и их частями в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья населения; установление лимитов водопользования в целях предотвращения истощения водных объектов; обязанность водопользователей не допускать условий ухудшения водной и околоводной флоры и фауны; лицензирование водопользования и возможность пересмотра условий лицензии в случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне; устанавливает платность водопользования, право собственности граждан и юридических лиц на замкнутые водоемы; разрешает некоторые сделки по приобретению права водопользования и др.

Федеральный Закон о животном мире

Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.

Закон РФ об охране атмосферного воздуха

Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.

Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах "Об инвестиционной деятельности" и "Об иностранных инвестициях" установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.

Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.

Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими "китайскими стенами", а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.

Ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение проступка должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую, за преступления — уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.

Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.

Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Важная роль в решении природоохранных задач принадлежит правоохранительным органам. Так, например, в России созданы и действуют природоохранные прокуратуры. Одни из них работают на определенной территории, например, Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства во всей республике. Другие природоохранные прокуратуры созданы для более эффективного исполнения законов на определенном экологическом объекте. Так, создана Волжская межрегиональная экологическая прокуратура, расположенная в Твери. Она осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства по реке Волге, тем самым как бы охраняя великую реку от правонарушений, наносящих ей непоправимый вред. Структурное подразделение этой прокуратуры действует и в нашей республике, так как Волга протекает через всю ее территорию. Называется она Казанская межрайонная экологическая прокуратура. Обе эти прокуратуры взаимодействуют.

Многое делают для предупреждения и пресечения экологических правонарушений органы внутренних дел.

Специальные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением правил охраны природы. Например, органы Государственной лесной охраны оберегают леса, проверяют соблюдение в лесах правил пожарной безопасности. Имеются также органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны и др. За проступки, посягающие на природные богатства, эти органы налагают такие административные взыскания, как штраф, конфискация орудий незаконного лова рыбы или незаконной охоты, лишение охотничьего билета и др.

Охрана природы и рациональное использование ее богатств — важнейшая государственная задача.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Особенности регулирования банкротства организаций рынка ЖКХ

Общие понятия процедуры банкротства

  • в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

Предлагаем подробнее рассмотреть определение понятия банкротства. «Признанную арбитражным судом» – это значит, что считать предприятие банкротом только потому, что оно не платит, нельзя. Бывают случаи объективного банкротства, когда есть объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств перед контрагентами.

«Задолженность по денежным обязательствам» – это любые договоры, заключённые управляющей организацией, с контрагентами. Под обязательными понимаются платежи, которые предъявляются компании со стороны фискальных органов: налоги и взносы в различные фонды.

«Выплата выходных пособий и (или) об оплате труда лиц» – новое положение в законе, раньше за работниками не признавалось право инициировать процедуру банкротства в отношении своей компании. После того, как тенденция по росту долга по зарплате стала стабильной, законодатель решил ввести такую возможность.

В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.

  • состав требований;
  • сумма задолженности – не менее 300 000 рублей (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);
  • период просрочки исполнения денежного обязательства – не менее 3 месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать

Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.

Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.

На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.

Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.

Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.

Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.

Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.

Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет. Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок. Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.

О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

Банкротство субъектов рынка ЖКХ

Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций. Пристальное внимание Андрей Бежан уделил особенностям регулирования банкротства именно для управляющих организаций.

  1. При признании владельца специального счёта банкротом деньги, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу (п. 7 ст. 175 ЖК РФ).
  1. Региональный оператор не может быть признан банкротом. Субъект РФ, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п. 2 ст. 178 ЖК РФ).
  1. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии сФедеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ по решению органа Госжилнадзора из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех МКД, которыми управляет лицензиат (п. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).

В отношении должника должна быть открыта процедура конкурсного производства – на это будет решение суда. Такой судебный акт вступает в силу немедленно после его вынесения. С этого момента наступают все правовые последствия, которые предусмотрены законом о банкротстве.

  1. Согласно статье 200 ЖК РФ, несмотря на исключение МКД управляющая организация продолжает управлять домом до выбора собственниками иного способа управления, проведения открытого конкурса по выбору новой компании.

Орган МСУ в течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении домов созывает общее собрание собственников МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Если решение не принято, не реализовано, то в течение 3-х дней орган МСУ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УО и провести этот конкурс в течение 1 месяца. Если конкурс не состоялся, управляющая организация назначается без проведения конкурса.

Вся информация о введении процедуры банкротства в отношении УО содержится на сайтах Федеральной налоговой службы, Федресурс, Картотеки арбитражных дел. Это позволяет собственникам помещений в МКД быть в курсе развития ситуации, понимать, что с УО что-то не так и оперативно проводить её смену.

Правовое регулирование в туризме: что это

Правовое регулирование в туризме фото

Одна из самых важных сфер государственного регулирования – туристическая деятельность. В разных международных актах подчеркивается, что туризм является главным способом установления и укрепления связей, экономических, политических и культурных контактов. Он также относится к факторам, влияющим на качество жизни современного общества.

Правовое регулирование в туризме. Что это?

Под правовым регулированием туристической деятельности понимают систему мероприятий, которые направлены на формирование, популяризацию и реализацию особого туристского продукта. Эта деятельность осуществляется на основании специальной лицензии, которая выдается юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Выражением правового регулирования туризма является государственный контроль над выполнением обязательных юридических норм и правил, закрепленных на законодательном уровне. Контроль также проявляется в установлении легитимности туристической деятельности, защите прав потребителей услуг. Предмет регулирования – это своего рода общественные отношения, которые развиваются в результате планирования, подготовки, организации и совершения путешествия и оказания определенного вида услуг.

Сущность правового регулирования в туристической отрасли

Главная цель правового регулирования туризма состоит в укреплении позиций законности и правопорядка на рынке. Деятельность специалистов, трудящихся в данной области, также охватывает:

  • создание условий для безопасного отдыха граждан и обеспечения сохранности их имущества;
  • выработку мер по охране окружающей среды;
  • сохранении духовных и материальных общественных ценностей;
  • защиту прав и интересов туристов и других участников туристической индустрии;
  • обеспечение контроля над соблюдением применения действующих законодательных и правовых норм;
  • разработку нормативных актов организационного и экономического характера, которые необходимы для нормального функционирования туристической деятельности.

Правовое регулирование в туризме - картинка

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Специфика правового регулирования в сфере туризма

Политика государства в правовом регулировании туристической сферы направлена, главным образом, на защиту интересов граждан. Существует несколько способов осуществления данных работ. Среди них выделяют обязывание, запрещение и дозволение. Также используются разные юридические инструменты, например, правовые нормы, нормы судебного права, юридические обязанности и ответственность, правовые ограничения и поощрения.

Регламентирующие документы

Главный орган, регулирующий туристическую сферу, – Федеральное агентство по туризму РФ. Также в работе задействованы Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и другие организации.

Правовые основы туристической деятельности закреплены в государственных документах:

  • ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;
  • «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»;
  • ФЗ «О защите прав потребителей»;
  • «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта»;
  • Постановление РФ «О порядке пребывания на территории российской федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в российскую федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»;
  • Постановление РФ «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».

Правовое регулирование в туризме - снимок

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Особенности пруденциального регулирования

Ручкина Гульнара

Банковский сектор является одним из самых сложных для регулирования из-за объемов и структуры, что подтверждает высокую значимость мгновенного реагирования на меняющиеся экономические и общественные реалии. К числу превентивных мер, позволяющих подавить кризисные явления в начальной стадии, относится пруденциальное регулирование, посредством которого государство контролирует соблюдение норм и правил осуществления банковской деятельности, устанавливает барьеры для входа в отрасль путем обязательного лицензирования, осуществляет надзор за кредитными организациями для выявления и пресечения нарушений.

Потенциальные потрясения и кризисы, которые могут быть «сглажены» за счет эффективных пруденциальных мер, несут риски чрезмерного снижения ликвидности банков и невозможность удовлетворять требования кредиторов и вкладчиков.

Дифференциация регуляторно-надзорного бремени позволяет решить так называемую проблему «toobigtofail», когда в результате банкротства или аннулирования лицензии крупной кредитной организации последует цепная реакция, способная отразиться на всем финансовом секторе, в силу системной значимости указанного финансового института. В России, в частности, это реализуется с помощью механизма надбавок к нормативам банковской деятельности, одна из которых – за системную значимость кредитной организации. Она рассчитывается в соответствии с Указанием Банка России от 22 июля 2015 г. № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций».

Термин «пруденциальный» означает упреждающий, ориентированный на потенциальные риски, т.е. меры пруденциального регулирования применяются с целью стабильности финансового сектора 1 . В международной практике (в частности, в документах МВФ и Всемирного банка) различают микро- и макропруденциальное регулирование.

В соответствии с п. 28 Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору «Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков» 2 основная цель мер пруденциального регулирования – поддержание стабильности финансовой системы и доверия к ней.

Благодаря данным мерам минимизируются риски потери вкладчиков и других кредиторов. Классический пример – механизм санации, применяемый надзорными институтами для финансового оздоровления кредитных организаций и предотвращения их банкротства, которое могло бы повлечь серьезные негативные последствия для вкладчиков, особенно если их денежные средства, размещенные в данном банке, превышают сумму страхового возмещения по системе страхования вкладов.

В России процедура санации была серьезно реформирована в 2017 г. с появлением нового механизма, уже зарекомендовавшего себя в качестве хорошей альтернативы классическому финансовому оздоровлению через АСВ. Он применялся при трех крупнейших санациях в истории функционирования банковского сектора России 3 .

Проведение процедур финансового оздоровления (а не механизмов банкротства или отзыва лицензии по отношению к данным кредитным организациям) позволило избежать потенциально более негативных последствий для российской экономики, что свидетельствует о достижении главных целей макропруденциального регулирования – предотвращения кризисных последствий и снижения системных рисков.

При этом цель микропруденциального регулирования – обеспечение финансовой устойчивости кредитной организации – также следует признать реализованной.

Более того, наличие самой системы страхования депозитов является ключевой мерой поддержания стабильности рынка банковских услуг. Вовлеченность банков в систему страхования вкладов – одна из гарантий стабильного функционирования банковской системы, а устойчивость ресурсной базы кредитных организаций напрямую зависит от круга застрахованных экономических субъектов и объема застрахованных вкладов 4 .

В подтверждение данной позиции приведу пример кризиса конца 70-х гг. ХХ в., для борьбы с последствиями которого было впервые было предпринято участие государства в спасении коммерческого банка Continental Illinois National Bank от банкротства по причине его особой значимости для финансового рынка 5 . Одной из ключевых причин его отнесения к категории значимых банков была высокая доля вкладов физлиц в портфеле обязательств, в связи с чем банкротство банка повлекло бы обязательства по возмещению вкладчикам сумм их вкладов.

Появление в 2019 г. института страхования вкладов юрлиц расширило роль страхования вкладов в обеспечении стабильности рынка банковских услуг.

По мнению российских специалистов, меры пруденциального регулирования помогают минимизировать финансовые риски и обеспечивать финансовую устойчивость кредитных организаций 6 . В первую очередь это реализуется путем установления требования к управлению рисками, процедурам внутреннего контроля и аудита финансового положения кредитных организаций. Как полагают зарубежные ученые, данные меры направлены на преодоление системных экономических рисков, присущих определенному виду финансовых организаций 7 .

Так, за счет требований к скорингу и оценке платежеспособности клиента снижаются кредитные риски; центральные банки устанавливают повышенные требования к операциям, совершаемым в отношении иностранных клиентов (в том числе по вопросам идентификации и определения их резидентства); установление обязательных нормативов позволяет минимизировать риски потери ликвидности или снижения капитализации (по крайней мере регулятор вовремя может это идентифицировать); требования к обязательным резервам позволяют минимизировать риски циклического характера, выполняя роль «антикризисной подушки», и т.д.

В правовой доктрине под пруденциальным регулированием понимают систему норм государственно-властного характера, призванных обеспечить стабильное и надежное функционирование банковской системы, а также защиту интересов вкладчиков с помощью норм, закрепляющих требования к лицензированию банковской деятельности, а также установления экономических нормативов функционирования банков и осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение норм воздействия (санкций) от имени государства. Указанные меры делятся на две группы: предупредительные (предписания) и принудительные (штрафы, аннулирование лицензий, введение временной администрации и т.д.).

По смыслу п. 28 Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору «Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков» пруденциальное регулирование направлено на защиту интересов частных лиц –кредиторов и вкладчиков. Указанное обстоятельство крайне важно, так как банковская деятельность во многом основана на доверии к кредитным организациям со стороны вкладчиков и клиентов.

Применение пруденциальных мер в соответствии с международно-правовыми стандартами в отношении юрлиц, не являющихся кредитными (банковскими) организациями, возможно, если данное лицо оказывает финансовые услуги (например, в области страхования, рынка ценных бумаг, инвестиционной сфере и пр.).

Например, в 2016 г. Европейская банковская комиссия, консультируя Европейскую комиссию, разъяснила возможность применения пруденциального режима к инвестиционным компаниям, не являющимся банковскими организациями. Стандарт 24 «Макропруденциальное наблюдение (регулирование) и страховой надзор» 8 устанавливает меры пруденциального регулирования в отношении отдельных страховых компаний. ОЭСР в случае необходимости выпускает для стран рекомендации по внедрению системы пруденциального регулирования и надзора за пенсионной системой.

Указанные меры также могут применяться к юрлицам, не являющимся резидентами соответствующего государства. Более того, в международной практике можно выделить ряд норм экстерриториального действия – например, Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (ForeignAccountTaxComplianceAct – FATCA), в соответствии с которым зарубежные банки вынуждены передавать информацию об операциях американских клиентов службе внутренних доходов США (IRS), включая номера счетов с указанием суммы денежных средств на нем, а также о валовом доходе и снятии денег со счетов или платежах со счета, активах, доходах, товарообороте в течение финансового года 9 .

Также, например, в практике Евросоюза в соответствии с принципом 3 эффективного банковского надзора Базельского комитета в части лицензирования банков отмечено: «если предполагаемым владельцем или материнской компанией является иностранный банк, необходимо получить предварительное согласие органов надзора страны его происхождения».

О возможности установления мер пруденциального регулирования в отношении нерезидентов указано и в ГАТС ВТО: страны, являющиеся членами ВТО, вправе применять любые ранее перечисленные пруденциальные меры, если они необходимы для «защиты инвесторов, депозитариев, а также обеспечения целостности и стабильности национальной финансовой системы». Определение термина «пруденциальные меры» в официальных документах ВТО не содержится, однако практика относит к ним лицензирование, подтверждение надежности финансового положения и деловой репутации учредителей и управляющего состава кредитной организации (образование, опыт работы, отсутствие задолженностей перед бюджетом), требования в плане капитала, предоставления отчетности и пр.

Классическим примером являются и нормы экстерриториального действия – в частности, Закон США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA), устанавливающий правила взаимообмена налоговой информацией о банковских счетах клиентов-резидентов США, распространяющихся даже на зарубежные кредитные организации, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание таких клиентов. В США банковское регулирование реализуется не только Федеральной резервной системой, но и государственными агентствами.

Существуют также различные меры пруденциального регулирования, распространяющиеся исключительно на нерезидентов: лимиты и квоты на участие иностранного капитала (Канада), требования к резидентному статусу управляющего состава банка (Норвегия), ограничение операций иностранных контрагентов (Индия) 10 .

С точки зрения требований к критерию резидентного статуса можно отметить наличие квоты на участие иностранного капитала в совокупном банковском капитале государства, которая не должна превышать 50%. В ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности Российской Федерации» предусмотрена возможность Банка России применять дополнительные требования к кредитным организациям с иностранным участием, а также использовать ограничительные меры в случае применения зеркальных мер иностранными государствами по отношению к российским банкам и их филиалам.

Подчеркну, что нормы осуществления банковской деятельности уже давно вырабатываются на международном уровне для унификации и распространения наиболее эффективных практик, а также для предотвращения регуляторного арбитража со стороны игроков рынка. Появляются все более разнообразные нормы и требования – в частности, к сайтам кредитных организаций, службам внутреннего контроля, управления рисками и безопасности и т.д. В дальнейшем пруденциальному регулированию также придется отвечать на вызовы технического развития, адаптироваться под внедряемые финансовые технологии, а также учитывать опыт финансовых кризисов и рецессий.

1 В 1975 г. вышел сборник Британской банковской ассоциации «Пруденциальное регулирование банков в Европейском экономическом сообществе», в нем отмечено, что пруденциальное регулирование направлено на поддержание стабильности финансового сектора и экономики в целом. См.: Prudential regulation of banks in the European Economic Community. – London: Inter-Bank Research Organisation. В 1987 г. ОЭСР выпустила сводный отчет «Пруденциальный надзор в банковском деле», в котором в качестве основной цели пруденциального регулирования названо поддержание обеспеченности обязательств институциональных инвесторов и предупреждение рисков.

2 Письмо Банка России от 13 мая 2002 г. № 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».

3 См. приказы Банка России от 29 августа 2017 г. № ОД-2469 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Публичное акционерное общество Банк “Финансовая Корпорация Открытие” ПАО Банк “ФК Открытие” (г. Москва)»; от 20 сентября 2017 г. № ОД-2723 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Публичное Акционерное Общество “БИНБАНК” ПАО “БИНБАНК” (г. Москва)» и от 15 декабря 2017 г. № ОД-3525 «О возложении на общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора” функций временной администрации по управлению банком Публичное акционерное общество “Промсвязьбанк” ПАО “Промсвязьбанк” (г. Москва)».

4 Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: некоторые предложения по совершенствованию законодательства // Законы России: опыт, анализ практика. 2013. № 11. С. 91.

5 Imad Moosa. The myth of too big to fail // Journal of Banking Regulation. 2010. № 11. p. 320.

6 Ерпылева Н.Ю. Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России (продолжение) // Юридическая работа в кредитной организации. 2008. № 2. С. 30–42; Дьяченко Е.М. Пруденциальное регулирование банковской деятельности. // Общество и право. 2011. № 3. С. 102–114; Джагитян Э.П. Базель III в России: синхронизация реформы регулирования на фоне системных рисков? // Деньги и кредит. 2016. № 7. С. 47–58.

7 Debajyoti G.R. Basel I to Basel II to Basel III: a risk management journey of Indian banks // AIMA Journal of Management & Research. 2013. Volume 7. Issue 2/4.; Masciandaro D., Quintyn M., 2009. Reforming financial supervision and the role of central banks: a review of global trends, causes and effects (1998–2008). // Centre for Economic Policy Research. 2009. № 30. С. 1–11; Moosa I.A. Basel II as a casualty of the global financial crisis. // Journal of Banking Regulation. 2010. № 11. С. 95–114.

8 Основные принципы, стандарты, рекомендации и методология оценки (октябрь 2011 г.) (обновление – октябрь 2013 г.).

9 Столповский А.М. Международное регулирование борьбы с преступлениями в сфере защиты банковской тайны // Вестник ННГУ. 2017. № 1. С. 172.

10 Шабанова И.И. Проблемы либерализации рынка банковских услуг в свете вступления России в ВТО. // Банковское право. 2010. № 4. С. 26.

Понятие и особенности предпринимательского права

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.

СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

  • финансовыми;
  • организационного типа;
  • экономическими;
  • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

  • денежные вливания;
  • создание собственной сырьевой базы;
  • модернизация оборудования;
  • обновление технологических линий;
  • повышение квалификации работников;
  • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

Источники предпринимательского права

Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

  1. Конституции.
  2. Кодексов.
  3. Федеральных законов.
  4. Подзаконных актов и постановлений.

Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

  1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
  2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

  • вещественные активы;
  • денежные ресурсы;
  • ценные бумаги;
  • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
  • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

  • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
  • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
  • содержание требований;
  • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

  • какие действия будут признаны правонарушением;
  • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
  • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
  • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

Читайте также: