Осушитель воздуха маз устройство и принцип работы

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Руководство МАЗ 555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147, 533702, 5337А2, 533703, 533742, 533745, 533747, 543302, 5433А2, 543403 2011 - страница 28

МАЗ-555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147. Руководство - часть 28

Пневматический привод тормозов автомобилей скомплектован из пнев-

матических приборов, которые (кроме особо оговоренных в настоящем
разделе) не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. В
случае их неисправности разборка и устранение дефектов могут произво-
диться только в мастерских квалифицированными специалистами.

Признаком, определяющим исправную работу 4-контурного защитного

клапана, является рост давления, определяемый по манометру, в конту-
рах тормозной системы при работе компрессора. Сначала происходит
заполнение переднего и заднего контуров рабочего тормоза, а затем кон-
туров стояночного тормоза и контура потребителей.

Исправная работа регулятора давления в процессе эксплуатации оп-

ределяется по величине регулируемого давления (от 0,79 МПа до 0,83
МПа в зависимости от конструкции осушителя) и наличию срабатывания
регулятора — автоматического сброса конденсата (периодическому «чи-
ханию»). Прекращение подачи воздуха в контуры тормозной системы
(отсутствие автоматического сброса конденсата и «чихания») говорит о
неисправности регулятора давления (закупорка нагнетательной магист-
рали от компрессора до регулятора давления, или о наличии утечек сжа-
того воздуха в пневмосистеме). Проверка давления срабатывания про-
изводится с помощью переносного манометра, подключенного к клапану
контрольного вывода, расположенного на передней поперечине рамы.

Запрещается эксплуатация автомобилей с указанной неисправностью.

Регулятор тормозных сил. При эксплуатации автомобиля необходимо
следить за состоянием тяги, упругого элемента и рычага регулятора, очи-
щать их от грязи и посторонних предметов (веток, проводов и т. п.). Если
ведущий мост снимается на ремонт или заменяется, то при последующем
монтаже моста следует произвести регулировку привода регулятора со-
гласно табличке, установленной на подножке левой двери кабины.

Уход и обслуживание тормозных камер с пружинными энергоаккумуля-

торами заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, провер-
ке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления
к кронштейну.

Проверку тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами на

герметичность следует проводить при наличии сжатого воздуха в контуре
привода стояночного тормоза и в контуре привода рабочих тормозов
заднего моста.

Для проверки стояночного тормоза на герметичность необходимо от-

тормозить стояночный тормоз автомобиля. При этом воздушные полости
пружинных энергоаккумуляторов наполнятся сжатым воздухом. Затем
определить на слух или путем обмыливания утечку воздуха.

Для обеспечения нормальной работы пневматического привода тор-

мозов постоянно следует сливать конденсат из воздушных баллонов. Скоп-

ление большого количества конденсата может привести к его попада-
нию в приборы тормозной системы и вызвать ее повреждение.

Количество конденсата зависит от технического состояния компрессо-

ра и осушителя сжатого воздуха. При спуске конденсата из баллонов во
избежание забрызгивания рук, необходимо пользоваться крючком, изго-
товленным из проволоки.

При высокой влажности окружающего воздуха следует проверять на-

личие конденсата ежедневно. Наличие большого количества масла в
конденсате указывает на неисправность компрессора.

Уход за двухсекционным тормозным краном заключается в периодичес-

ком его осмотре, очистке от грязи, проверке на герметичность и работоспо-
собность.

Необходимо следить за исправностью защитного резинового чехла крана

и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи и воды
внутрь приводит к выходу тормозного крана из строя.

Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной

эмульсии в двух положениях — в заторможенном и отторможенном. Утечка
воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в отторможенном
положении указывает на негерметичность впускного клапана одной из
секций, либо клапана управления тормозами прицепа (при наличии), а в
заторможенном положении — выпускного клапана одной из секций
тормозного крана. Негерметичность тормозного крана как в отторможен-
ном, так и в заторможенном положениях при эксплуатации автомобиля
не допускается.

Уход за соединительными головками заключается в периодическом

осмотре их, очистке от грязи и проверке герметичности соединения голо-
вок автомобиля и полуприцепа.

Проверку герметичности соединительных головок проводить при сцеп-

ке автомобиля с полуприцепом (прицепом) последовательно в затор-
моженном и отторможенном положениях. Эксплуатация автомобилей
с негерметичными соединениями тормозных магистралей запрещает-
ся. Для устранения негерметичности в соединительных головках следу-
ет заменить уплотнительные кольца или соединительные головки в
сборе.

Описание и порядок обслуживания осушителя сжатого воздуха
На автомобилях в пневмоприводе тормозов устанавливается адсорб-

ционный осушитель сжатого воздуха типа 432.410.1040 фирмы Вабко или
аналогичный другой фирмы со встроенным регулятором давления. Осу-
шитель имеет электроподогрев клапанного узла, включающийся автома-
тически при температуре окружающего воздуха (7±6)°С и отключающийся
после нагрева до определенного уровня. Специального обслуживания

осушитель не требует. Однако, для его нормальной работы необходимо
постоянно следить за герметичностью пневмопривода.

Качественная очистка сжатого воздуха обеспечивается при работе осу-

шителя на нагнетание не более 50% времени работы компрессора. В
остальные 50% времени должна происходить продувка осушительного
элемента из специального ресивера с целью восстановления его погла-
щающей способности.

Эффективность работы осушителя необходимо периодически контро-

лировать по наличию конденсата в ресиверах пневмосистемы.

При правильной эксплуатации фильтрующий элемент осушителя обес-

печивает качественную очистку воздуха в течение 2 лет. При появлении в
ресиверах конденсата необходимо произвести замену фильтрующего эле-
мента (патрона). Замену производить в следующем порядке:

— очистить поверхность осушителя от грязи;
— ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от

компрессора (подвод 1) и выпустить из него воздух;

— отвернуть вращением против часовой стрелки патрон фильтрующего

— протереть тряпкой корпус осушителя. При этом не допускать попада-

ния грязи внутрь прибора;

— установить новый патрон (для осушителя Вабко-№ 432 410 0200, для

осушителя Кнорр-II (17793), слегка смазав маслом уплотнительную про-
кладку;

— затянуть рукой (моментом не более 15Нм) патрон;
— затянуть резьбовое соединение нагнетательного трубопровода.
Осушители 8043, 3512010 производства БелоМО имеют резьборный

патрон, в котором, после потери эффективности, заменяется осушающий
материал-цеолит. Для этого необходимо разобрать снятый, как описано
выше, патрон и заменить цеолит, резиновые уплотнительные кольца и
фильтры (ремкомплект 8673.00.00.000-01), собрать и установить на авто-
мобиль, как указано ранее. Для ремонта регулярной части осушителя
необходимо использовать ремкомплект 8673.00.00.000.

Перед запуском двигателя (после замены патрона) необходимо слить

конденсат из ресиверов и просушить ресиверы пневмосистемы.

Для предотвращения замерзания осушителя воздуха при эксплуатации

в зимнее время глушение двигателя необходимо производить только пос-
ле «чихания» регулятора давления.

После длительной стоянки возможно замерзание выпускного клапана

в открытом положении (после запуска двигателя при отсутствии воздуха в
системе наблюдается травление через выпускное окно). Через некото-
рое время выпускной клапан с помощью электроподогрева возвратится в
нормальное состояние и регулятор давления включится на накачку воз-
духа в систему.

4.6 ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Антиблокировочная система тормозов
На автомобилях может быть установлена 4-х канальная антиблокиро-

вочная система (АБС) тормозов типа 4S/4M (4датчика /4 модулятора) с
микропроцессорным блоком управления ф. Wabco (Германия) или БПО
«ЭКРАН» (Беларусь).

Основное назначение системы - автоматическое поддержание опти-

мального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес незави-
симо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или
сухой.

Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств:
— повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивос-

ти и управляемости в процессе торможения и повышения тормозной эф-
фективности автомобиля, особенно на мокрых и скользких дорогах:

— продление срока службы шин;
— возможность увеличения средней безопасной скорости движения.
Кроме того, примененная конструкция АБС ф. Wabco может обеспечи-

вать режим ограничения скорости, а АБС БПО «ЭКРАН» обеспечивает
хранение и выдачу информации об эффективности (среднем замедле-
нии) последнего торможения автомобиля и предаварийных режимах ра-
боты системы за последние 40 сек.

Расположение элементов системы на шасси автомобиля и панели при-

боров показано на рисунках 60, 61, 62.*

*1. На автомобилях МАЗ датчики устанавливаются на колесах передней оси и

2. Возможна также программная установка (по заказу потребителя) режима

ограничения максимальной скорости в соответствии с международными требо-
ваниями (85 км/ч или 90 км/ч). В этом случае на панели приборов крепится спе-
циальная табличка (рисунок 62).

Обслуживание системы очистки сжатого воздуха от влаги

На автомобиле применяют эффективную систему очистки сжатого воздуха от влаги и масла, состоящую из водоотделителя, противозамерзателя и конденсационного воздушного баллона. От надежной работы этих узлов зависит нормальная работа тормозной системы, особенно в зимнее время. Признаком, определяющим исправную работу этих узлов и двойного защитного клапана, является рост давления в обоих контурах тормозной системы, определяемый по манометру при работе компрессора. Неодновременное наполнение воздушных баллонов отдельных контуров - сначала одного, а затем другого не является неисправностью. Признаком неисправности двойного защитного клапана является поступление воздуха, особенно после ночной зимней стоянки, только в один контур - передний или задний.

Неисправность устраняется подогревом (горячей водой) клапана или заменой неисправных деталей.

Исправная работа влагоотделителя и регулятора давления в процессе эксплуатации определяется по величине максимального регулируемого давления 0,8 МПа (8 кгс/см2) и наличию срабатывания регулятора - автоматического сброса конденсата. Прекращение подачи воздуха в оба контура тормозной системы (отсутствие автоматического сброса конденсата) говорит о неисправности водоотделителя или регулятора давления, закупорке нагнетательной магистрали от компрессора до регулятора давления или о наличии утечек сжатого воздуха в пневмосистеме.

Эксплуатация автомобилей с указанной неисправностью запрещается. Необходимо установить место неисправности и устранить ее.

Для обеспечения нормальной работы пневматического привода тормозов необходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов при помощи краников. Скопление большого количества конденсата в баллонах не допускается, так как может привести к попаданию конденсата в приборы тормозной системы и выходу их из строя. Количество конденсата зависит от технического состояния компрессора и влажности окружающего воздуха. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Адсорбционный осушитель воздуха Wabco (типа 432.410.1040) или аналогичный другой фирмы со встроенным регулятором давления устанавливается на автомобилях в пневмоприводе тормозов. Осушитель, снабженный электроприводом клапанного узла, включается автоматически при понижении температуры окружающей среды до (7±6)°С. После того, как температура достигнет определенного уровня, прибор самостоятельно отключается. Специального обслуживания осушитель Wabco не требует. Однако, для его нормальной, работы необходимо постоянно следить за герметичностью пневмопривода. Качественная очистка сжатого воздуха обеспечивается при работе осушителя Wabco на нагнетание не более 50% времени работы компрессора. В остальные 50% времени должна происходить продувка осушительного элемента из специального ресивера с целью восстановления его поглощающей способности. Эффективность работы осушителя Wabco необходимо периодически контролировать по наличию конденсата в ресиверах

Фильтр Wabco

При правильной эксплуатации фильтр Wabco обеспечивает качественную очистку воздуха в течение 2 лет. При появлении в ресиверах конденсата необходимо произвести замену фильтра(патрона). Замену производить в следующем порядке: очистить поверхность осушителя от грязи;

  • ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от компрессора (подвод Г) и выпустить из него воздух;
  • отвернуть вращением против часовой стрелки патрон фильтрующего элемента;
  • протереть тряпкой корпус осушителя Wabco . При этом не допускать попадания грязи внутрь прибора;
  • установить новый патрон (для осушителя Wabco 432 410 0200, для осушителя KNORR-BREMSE -II (17793), слегка смазав маслом уплотнительную прокладку; .
  • затянуть рукой (моментом не более 15 Н*м) патрон;
  • затянуть резьбовое соединение нагнетательного трубопровода.

Осушители 8043, 3512010 производства БслоМО имеют разборный патрон, в котором, после потери эффективности, заменяется осушающий материал — цеолит Для этого необходимо разобрать снятый; как описано выше, патрон и заменить цеолит, резиновые уплотнительные кольца и фильтры Wabco (ремкомплект 8673.00.00.000-01), собрать и установить на автомобиль, как указано ранее. Для ремонта регулярной части осушителя необходимо использовать ремкомплект 8673.00.00.000.










Осушители сжатого воздуха

Сжатие воздуха в компрессорной установке сопровождается его нагревом с последующим образованием конденсата. Для отделения влаги перед пуском воздуха к потребителю стандартно используется сепаратор. Однако его в большинстве случаев недостаточно.

Дополнительно устанавливается специальное оборудование — воздушные осушители сжатого воздуха.

Осушитель сжатого воздуха

В зависимости от условий работы, назначения, производительности компрессора осушители сжатого воздуха используют 3 основных принципа осушения:

  • Ассимиляция;
  • Абсорбция;
  • Конденсация.

Ассимиляционный тип осушителя работает на основе свойства теплого воздуха содержать в себе больше пара воды относительно холодного. Обладают низким КПД одновременно с малой эффективностью, высокой энергетической емкостью. Результат работы такого типа зависит от температуры воздуха, влажности и т.д. (подверженность влиянию атмосферных условий). Работа такого оборудования в условиях высокой влажности затруднена или невозможна.

Конденсационный тип осушителя работает на основе явления перехода пара из состояния газа в жидкое. Основным элементом является холодильная конденсационная камера. Охлаждаясь в ней воздух достигает температуры точки росы, конденсируется на стенках камеры.

КПД конденсационного типа осушителя выше ассимиляционного. Недостатком является снижение эффективности при понижении температуры входящего воздуха.

Адсорбционный тип осушителя работает по принципу адсорбции – поглощение влаги веществом абсорбентом. Способны работать при низких температурах, высокой влажности воздуха.

Адсорбционный осушитель воздуха

Кроме этого может использоваться дополнительное сжатие. Воздух при этом сжимается еще больше, образуя конденсат. После этого происходит расширение воздуха до рабочих значений. Точка росы при таком методе может достигать -60°C. Главный минус такого метода – дороговизна.

Вихревой тип отделяет воду от воздуха образованием завихрений в камере. Воздух после прохождения через лопастную крыльчатку закручивается. Центробежная сила выталкивает частицы влаги на стенки корпуса. На нем влага конденсируется, стекает на дно, откуда удаляется через пробку.

Мембранные осушители сжатого воздуха

От других типов водоотделителей мембранные осушители сжатого воздуха отличаются принципом работы. Устройство снижает влажность воздуха без понижения температуры до точки росы.

Мембранный осушитель имеет в составе большой объем собранных в пучок волокон из фторосодержащей смолы Flemion. Размещаться волокна могут в:

  • Кассетный модуль двунаправленного действия;
  • Гибкую трубу;
  • Цилиндр.

Воздух проходит во входное отверстие, через пористую или монолитную структуру, оставляя на них молекулы воды или азота. Пары переходят через мембраны из области высокого давления в более разреженную среду. Для работы используется сухой и влажный воздух.

Мембранные осушители воздуха в компрессоре

Количество паров внутри полости начинает превышать их количество с внешней стороны мембраны, после чего фтористое волокно выпускает пар наружу. Таким образом происходит уравновешивание концентрации пара.

Вышедшие молекулы воды уносятся потоком воздуха из выхода мембранной полости. Расширяясь во внешней полости мембраны, он создает поток, унося влагу из осушителя.

Мембранные осушители сжатого воздуха обладают следующими преимуществами:

  • Не нужна электроэнергия;
  • Относительно малые размеры;
  • Быстрая установка/замена;
  • Нет подвижных частей;
  • Могут работать в агрессивных, опасных средах;
  • Небольшое падение давления.
  • Малая пропускная способность;
  • Не используются для сильнозагрязненных газов.

Адсорбционные осушители сжатого воздуха

В условиях невозможности использования влагоотделителей с точкой росы +3°C применяются адсорбционные осушители сжатого воздуха. Диапазон температур точки росы таких установок – от -25°C до -70°C. Впитывающим влагу элементом служит адсорбент – вещества с большой площадью поверхности. Установка состоит из двух резервуаров – для осушки и регенерации соответственно.

Адсорбционные осушители сжатого воздуха

Адсорбционные осушители бывают двух видов:

  • С холодной регенерацией;
  • С горячей регенерацией и охлаждением в вакууме.

В осушители холодной регенерации воздух попадает сквозь фильтр предварительного очищения – 0,01 мкм. Воздух проходит через емкость с адсорбентом (селикогель), освобождаясь от части влаги. В ней воздух охлаждается до определенной температуры точки росы. Около 15% осушенного воздуха переносится во вторую емкость (регенерирующую).

Накопленная адсорбентом влага выносится в атмосферу сухим воздухом. После «промокания» первого резервуара и «высыхании» второго происходит перенаправление сжатого воздуха между резервуарами. Процесс повторяется циклически.

Осушители горячей регенерации дешевле в эксплуатации при подготовке больших объемов газа низкой температуры точки росы (до -70°C). Пройдя первый резервуар, воздух нагревается до точки росы (-40/-70°C). Регенерация второго резервуара выполняется атмосферным воздухом, впускаемым вакуумным насосом и нагретым электрическим элементом.

Адсорбционный осушитель горячей генерации

В остальном принцип работы такого типа адсорбционного осушителя сжатого воздуха аналогичен первому типу.

Применение и классификация осушителей

Осушители нужны в помещениях с повышенным содержанием влаги, а также на объектах, где важно поддерживать определённый низкий уровень содержания воды в воздухе. К таким местам относятся:

  • дома и квартиры;
  • бассейны, сауны, спортивные раздевалки;
  • аквапарки, оранжереи;
  • прачечные;
  • склады;
  • офисы;
  • архивы, музеи, библиотеки;
  • производственные помещения для сушки продукции;
  • подвалы, чердаки.

Широкое применение рассматриваемых устройств обуславливает широкое разнообразие видов, типов и моделей. Осушители различаются по принципу работы, мощности, размеру, конфигурации и т. д. Увлажнительные приборы классифицируются на четыре основных вида:

  • Адсорбционный.
  • Роторный (чаще роторно-адсорбционный).
  • Конденсационный.
  • Мембранный.


Схема принципа работы адсорбционного и конденсационного осушителей воздуха

Разделение обусловлено различием в используемых принципах удаления влаги из воздуха. Такие приборы, в зависимости от сферы применения, подразделяются на два типа: бытовые и промышленные. Исходя из характера размещения, осушители делятся на две категории: мобильные и стационарные (напольные, настенные).

Принцип работы

Классический осушитель сжатого воздуха работает по следующему принципу:



Простейшая схема осушителя воздуха

  • Из внешней среды в специальную изолированную камеру поступает воздух.
  • Внутри камеры воздушные потоки закручиваются в своеобразные вихри, что происходит благодаря присутствию в конструкции лопастей.
  • На лопастях оседает конденсат. На данном этапе происходит предварительное удаление из воздуха частиц влаги.
  • Под действием центробежной силы воздушный поток переходит в другую камеру, где находится пористый фильтр.
  • В указанном отделе воздух избавляется от мелких частиц и остатков влаги. Фильтр должен периодически заменяться.

Правила эксплуатации

Для того чтобы устройство регенерации воздуха функционировало без сбоев, необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание, согласно руководству пользователя. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр прибора на наличие повреждений и дефектов.

Для того чтобы проверить предохранительный клапан оборудования, нужно затянуть полый винт регулятора до упора. Если механизм исправен, то при давлении «А» откроется клапан выпускного типа, который в интервале переключения должен быть герметичным.

Обслуживание обратного клапана производится при помощи манометра. Если уровень давления падает до 0 Бар, необходимо разобрать механизм и проверить целостность деталей.


Для того чтобы провести диагностику осушительного прибора, следует понизить уровень давления и определить интервал переключения «С». Если показатели превышают норму, рекомендуется вывернуть винт в левую сторону, а если показатели ниже нормы — в правую сторону. После того как все контровые гайки будут затянуты, нужно снова проверить настройку регулирующего устройства.

Во время подачи воздушного потока на выводы допускается утечка в 10 см в минуту, а минимальный уровень давления в системе может упасть до 1 Бар.

Общее устройство и принцип работы осушителя воздуха

Конструктивно осушитель состоит из двух блоков:

  • Литой корпус клапанов и регулятора давления;
  • Патрон осушителя воздуха.

В корпусе расположены все основные компоненты осушителя, обеспечивающие его работу и управление пневматической системой: регулятор давления, группа клапанов (обратный, предохранительный и другие), подогреватель корпуса и прочее. Также в корпусе выполнены воздушные каналы, а на его поверхности располагаются все необходимые патрубки и штуцеры. В нижней части корпуса находится глушитель («грибок»).

Устройство

Устройство осушки воздушного потока включает в себя такие элементы, как:

  • поршень управляющего типа;
  • выпускное устройство;
  • глушитель;
  • клапан выхлопа;
  • камера влагоотделителя;
  • клапан обратного типа;
  • жиклер;
  • кольцевой фильтрующий элемент;
  • регулятор давления и питающий подвод;
  • атмосферный вывод;
  • крепежные элементы для монтажа.

Осушение воздуха осуществляется за счет компрессора, через который проходит воздушный поток. Затем воздух проходит через фильтр кольцевого типа, где очищается от нагара и испарений масляной жидкости.

В кольцевом фильтрующем устройстве воздушный поток охлаждается, благодаря чему часть влаги остается в камере осушительного устройства.

После фильтров воздух переходит через гранулообразный порошок к клапану обратного типа. После него он попадает к воздушному ресиверу тормозного механизма, проходя через отводы.

В это же время через жиклер и отвод происходит наполнение воздушного ресивера, который используется для регенерации. Очистка воздушного потока и первоначальное удаление лишней влаги в кольцевом фильтрующем элементе способствует увеличению срока эксплуатации тормозных механизмов.

Осушитель устанавливается после компрессора. В грузовых автомобилях применяются трубчатые и адсорбционные приборы. Устройства второго типа более эффективные. Осушители состоят из:

  • Нагревателя;
  • Регулятора давления;
  • Глушителя;
  • Патрона.

Основные элементы находятся в литом корпусе клапанов осушителя воздуха МАЗ 5440.

Главные компоненты прибора обеспечивают управление пневмосистемой. В корпусе располагаются предохранительный и обратный клапаны. На поверхности – штуцеры и патрубки.


В осушителе воздуха МАЗ имеется нагреватель. При температуре ниже +5 градусов прибор поддерживает необходимый для адсорбента микроклимат. Нагреватель не позволяет воде в системе замерзнуть.

Защищает от разрывов и деформаций. Для подключения нагревательного элемента на корпусе есть разъем. Внизу установлен глушитель для устранения неприятного шума.

В верхней части закреплен осушительный патрон. Запчасть применяется для удаления влаги из поступающего воздуха. В патроне есть емкость цилиндрической формы с адсорбентом. Деталь установлена на фильтрах. Сверху прижимается пружиной. На дне патрона предусмотрено отверстие с резьбой.

Назначение и место регулятора давления пневмосистемы

На отечественных и зарубежных грузовых автомобилях широко используется пневматическая тормозная система, которая также снабжает сжатым воздухом и ряд других узлов и агрегатов — систему управления самосвальной платформой, сцепление, звуковой сигнал и т.д. Все эти компоненты построены таким образом, что нормально работают они только в определенном диапазоне давлений, и если давление выйдет за пределы этого диапазона (станет больше или меньше), то их работа станет невозможной. А излишнее повышение давления и вовсе чревато поломками.

Поэтому пневматическая система грузовых автомобилей должна иметь компонент, который обеспечивал бы постоянное поддержание давления воздуха в пределах рабочего диапазона. Решает эту задачу простой по устройству и принципу работу узел — регулятор давления. Регулятор давления выполняет три функции:

  • Отключает компрессор от пневматической системы в случае, если давление в ней достигает максимально допустимой величины;
  • Подключает компрессор к пневматической системе в случае, если давление в ней падает ниже минимально допустимой величины;
  • Защищает пневматическую систему от чрезмерного роста давления в случае, если по тем или иным причинам компрессор не был отключен при достижении максимально допустимого давления (производит аварийный сброс давления).

Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ MEGAPOWER

Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ с адсорбером 24V БЕЛОМО

Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ с адсорбером 24V с шумоглушителем БЕЛОМО

Регулятор давления МТЗ ТАИМ

Регулятор давления ЯМЗ-53404 АВТОДИЗЕЛЬ

Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ ПААЗ

Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ РААЗ

Регулятор давления ГАЗ-3302,М-2141,ЗИЛ-5301,3307 тормозов (ОАО ГАЗ)

Регулятор давления ЗИЛ,УРАЛ РААЗ

Регулятор давления УАЗ тормозов (весь модельный ряд) FENOX

В большинстве отечественных грузовых автомобилей и автобусов диапазон давлений следующий:

  • Минимальное рабочее давление, при котором происходит подключение компрессора к пневмосистеме — 600-650 кПа (6-6,5 атмосфер);
  • Максимальное рабочее давление, при котором происходит отключение компрессора от пневмосистемы — 730-800 кПа (7,3-8 атмосфер);
  • Максимально допустимое давление, при котором производится сброс давления — 1000-1300 кПа (10-13 атмосфер).

Регулятор давления — важная деталь пневматической системы любого грузовика, регулятор в принципе делает возможной работу пневматики и защищает ее от поломок, но при этом имеет довольно простую конструкцию и принцип работы.

Принцип работы осушителя воздуха МАЗ

Из компрессора воздуха попадает в корпус прибора. По каналу поступает в патрон.

Сжатый воздух проходит сквозь адсорбент осушителя МАЗ. Большая часто влаги осаждается, а фильтры задерживают различные примеси.


После сушки воздух выходит из патрона. По каналам поступает на регулятор давления. Затем на предохранительный клапан. Осушенный воздух оказывается в тормозной системе.








Осушитель воздуха Вабко

Как поставить осушитель

Для того чтобы установить этот прибор, понадобятся следующие инструменты:

  • гаечный ключ;
  • сварочный аппарат;
  • отвертка;
  • молоток.

Перед началом установки осушителя воздуха на КамАЗ рекомендуется надеть защитные очки и маску, чтобы избежать получения травм.

Схема подключения и порядок действий во время монтажа прибора:

  1. Установить транспорт на смотровую яму или платформу для проведения ремонтных работ.
  2. Открутить крепежные элементы и демонтировать кронштейн транспортного средства.
  3. Снять радиатор с корпуса автомобиля.
  4. Снять уплотнительные кольца и прокладку.
  5. Используя крепежные болты, прикрутить прибор для осушения воздуха к опорной раме.
  6. Подсоединить трубу, которая идет от корпуса компрессора, к осушительному прибору.
  7. Провести внешний осмотр плотности мембраны.
  8. Выполнить проверку обратного клапана.
  9. Проверить уровень давления в системе и степень сжатия воздуха.
  10. Проверить работоспособность крана слива конденсата.
  11. Установить уплотнительные кольца на фильтрующее устройство.
  12. Закрутить верхнюю крышку.
  13. Установить обратно радиатор и кронштейн.

Механизм

После проделанных действий рекомендуется завести двигатель и проверить работу всей тормозной системы.

Техническое обслуживание

При правильной эксплуатации осушитель воздуха МАЗ 5440 прослужит несколько лет. Для нормальной работы устройства следите за пневмоприводом. Контролируйте герметичность, а также наличие конденсата в ресиверах. Чтобы зимой прибор не замерз, глушите двигатель после включения регулятора давления.

Сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 зависят от условий эксплуатации. Со временем адсорбент теряет способность к впитыванию влаги. Поэтому необходимо проводить регенерацию. Выполняют обратную продувку осушителя из ресивера.

Если соблюдать сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 и патрона, прибор надежно защитит систему от поломок и разрушений. При поломке клапанов придется устанавливать новый прибор.


Глушитель можно менять отдельно.

Рекомендуется раз в год заменять патрон. Во время установки новой запчасти удаляют старую прокладку. Новый уплотнитель смазывают маслом. Ремонтные работы проводят при выключенной подаче воздуха.

Купить необходимые запчасти и узнать цену осушителя воздуха МАЗ вы можете на нашем сайте.

Регулировки и основные неисправности регулятора давления

Для обеспечения нормальной работы пневматической системы регулятор давления необходимо регулировать, причем эта может производиться несколько раз — при ремонте или установке нового регулятора, при замене отдельных узлов и агрегатов пневмосистемы, при нарушении работы регулятора по тем или иным причинам, и т.д.

Большинство регуляторов давления имеют две регулировки:

  • Установка минимального рабочего давления (то есть, давление включения регулятора) — производится с помощью выведенного наружу болта, который упирается в чашку уравновешивающей пружины. При закручивании болта пружина сжимается, поэтому минимальное давление, при котором происходит включение регулятора, повышается, при выкручивании болта давление, напротив, снижается. В некоторых моделях регуляторов установка минимального давления включения производится с помощью регулировочного колпака, который накрывает пружину;
  • Установка максимального рабочего давления (то есть, давление отключения регулятора) — производится различными способами в зависимости от модели регулятора. Обычно регулировка заключается в изменении количества прокладок, уложенных между седлами впускного и выпускного клапана, либо под пружиной разгрузочного клапана.

Регулировка производится по рекомендациям производителя автомобиля, контроль диапазонов давления осуществляется по манометру на приборной панели. Также необходимо оценивать периодичность, с которой компрессор подключается и отключается от пневматической системы (каждое отключение проявляется характерным шипением воздуха).

С течением времени в регуляторе давления могут возникать неисправности, наиболее часто встречаются следующие проблемы:

  • Износ клапанов;
  • Засорение каналов;
  • Засорение фильтров;
  • Проседание или поломка пружин;
  • Поломка различных компонентов регулятора.

Все неисправности так или иначе проявляются ухудшением работы регулятора, изменением диапазона рабочих давлений с невозможностью их регулировки, или полным выходом из строя этого узла, а вместе с ним — и неработоспособность пневматической системы. Определить поломку можно только после снятия и разборки регулятора давления. В случае засорения каналов или фильтров регулятор можно легко привести в рабочее состояние, однако в случае износа и поломок деталей проще приобрести и установить новый регулятор.

Для обеспечения надежной работы пневматической системы автомобиля следует периодически проверять регулятор давления, а в случае необходимости — производить установку границ диапазона рабочего давления. В этом случае пневматические системы автомобиля будут работать долго и надежно, обеспечивая необходимые эксплуатационные характеристики и безопасность.

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

Жидкая декоративная резина — настоящая находка для всех ценителей автомобильного тюнинга. С ее помощью можно быстро и без особых финансовых затрат изменить экстерьер автомобиля, сделать его оригинальным и запоминающимся. О положительных свойствах, преимуществах жидкой резины, особенностях ее нанесения на детали кузова автомобиля читайте в следующей статье.

Для обработки поверхности металлических и неметаллических изделий часто применяются специальные инструменты — кордщетки (или щетки-крацовки) для ручных дрелей. Все об этих щетках, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также их правильном выборе и применении — узнайте из статьи.

Все современные автомобили и иная техника обязательно имеет номерные знаки, которые должны читаться в любое время дня и ночи. Для этой цели используются специальные осветительные приборы — подсветка заднего номерного знака, о конструкции, выборе и замене которой подробно рассказано в данной статье.

Владельцы автомобилей ВАЗ часто расширяют возможности и функционал своих машин с помощью дополнительных аксессуаров, в том числе и подлокотников. О том, что такое подлокотник ВАЗ, каких типов он бывает, как устроен и для чего нужен, а также о выборе и установки данных деталей — рассказано в статье.

Тормозная система автомобилей Камаз 6560. Часть 1

Адсорбционный осушитель воздуха Wabco (типа 432.410.1040) или аналогичный другой фирмы со встроенным регулятором давления устанавливается на автомобилях в пневмоприводе тормозов. Осушитель, снабженный электроприводом клапанного узла, включается автоматически при понижении температуры окружающей среды до (7±6)°С. После того, как температура достигнет определенного уровня, прибор самостоятельно отключается. Специального обслуживания осушитель Wabco не требует. Однако, для его нормальной, работы необходимо постоянно следить за герметичностью пневмопривода. Качественная очистка сжатого воздуха обеспечивается при работе осушителя Wabco на нагнетание не более 50% времени работы компрессора. В остальные 50% времени должна происходить продувка осушительного элемента из специального ресивера с целью восстановления его поглощающей способности. Эффективность работы осушителя Wabco необходимо периодически контролировать по наличию конденсата в ресиверах

Фильтр Wabco

При правильной эксплуатации фильтр Wabco обеспечивает качественную очистку воздуха в течение 2 лет. При появлении в ресиверах конденсата необходимо произвести замену фильтра(патрона). Замену производить в следующем порядке: очистить поверхность осушителя от грязи;

  • ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от компрессора (подвод Г) и выпустить из него воздух;
  • отвернуть вращением против часовой стрелки патрон фильтрующего элемента;
  • протереть тряпкой корпус осушителя Wabco . При этом не допускать попадания грязи внутрь прибора;
  • установить новый патрон (для осушителя Wabco 432 410 0200, для осушителя KNORR-BREMSE -II (17793), слегка смазав маслом уплотнительную прокладку; .
  • затянуть рукой (моментом не более 15 Н*м) патрон;
  • затянуть резьбовое соединение нагнетательного трубопровода.

Осушители 8043, 3512010 производства БслоМО имеют разборный патрон, в котором, после потери эффективности, заменяется осушающий материал — цеолит Для этого необходимо разобрать снятый; как описано выше, патрон и заменить цеолит, резиновые уплотнительные кольца и фильтры Wabco (ремкомплект 8673.00.00.000-01), собрать и установить на автомобиль, как указано ранее. Для ремонта регулярной части осушителя необходимо использовать ремкомплект 8673.00.00.000.

Ремонт систем WABCO

Любая пневмосистема, и WABKO в том числе, является сложным электрическим механизмом, который управляет движением транспортного средства, благодаря наличию управляющих блоков, электромагнитных клапанов и модуляторов, регуляторов сил торможения, датчиков и сенсоров.

Наличие пневмосистемы обеспечивает более легкое управление транспортным средством, распределение межосевого веса, в каждом колесе равномерно распределяется тормозное усилие, а в пневморессорах регулируется давление. Если пневмосистема выйдет из строя, то управление автомобилем будет затруднено. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно заблаговременно позаботиться о быстрой и качественной диагностике возникшей неисправности, а также проведении необходимых ремонтных работ. «Атлант Сервис» станет ваши надежным помощником, который выполнит ремонт пневмосистемы WABKO.

Работы, выполняемые нашим сервисным центром по ремонту пневмосистемы WABKO

ООО «Атлант Сервис» выполнит следующий перечень работ по ремонту пневмосистемы WABKO:

  1. Выявление утечки воздушных потоков. Специалист, занимающийся ремонтом пневмосистемы WABKO, останавливает мотор и прослушивает появляющийся в этот момент шум. Вместе с тем, производится осмотр стаканов и пневмоподушек на наличие или отсутствие порезов и потертостей. Они должны отсутствовать. Производится устранение воздушных утечек.
  2. Осмотр на предмет закоксованности или поврежденности трубопроводов, соединяющих компрессор с влагоотделителем. Для этого от компрессора отсоединяется нагнетающая трубочка, после чего измеряется уровень создаваемого компрессором в ходе своего функционирования давления при помощи манометра. Результаты не де должны превышать 13 бар. Такие же манипуляции проводятся и при отсоединенной от влагоотделительного входа трубке. Если уровень давления, измеренного на влагоотделителе, меньше компрессорного давления, то проводится чистка нагнетающего трубопровода: окалину обжигают и удаляют при помощи постукивания или продувания потоком сжатого воздуха. Если провести очистку не представляется возможным, трубопровод заменяется.
  3. В случае, если неверно подобран влагоотделительный кран или неправильно установлено давление отключения, мы проверяем кран по документации производителя на его пригодность к работе в данных условиях. Если крановый номер не соответствует, он заменяется. Также проводится проверка уровня давления при отключенном влагоотделительном кране при нахождении компрессора в рабочем состоянии. При несоответствии давления указанному в документации уровню, оно нуждается в регулировке. Если это невозможно – необходимо заменить кран.
  4. Если возникла необходимость выполнения ремонта влагоотделителя, устанавливается ремкомплект и производится замена фильтра, который меняется 1 раз в 12 месяцев.
  5. Если компрессор утратил производительность, а такое случается, когда транспортное средство проехало свыше 60 тыс. км, необходимо провести ремонт пневмокомпрессора. Причиной может быть износ поршневых колец в цилиндре и компрессоре, увеличение количества выбросов масел в пневматическую систему. Так, масло, оказавшее в надпоршневом пространстве цилиндров, может попадать на поверхности компрессорных клапанов, из-за чего их работа полностью блокируется. В таком случае восстановление работоспособности компрессора достигается благодаря расточке блока, замене колец и поршней, а также клапанов с прокладками. После выполнение ремонта компрессора, специалисты занимаются восстановлением работоспособности влагоотделителя (устанавливается ремкомплект, проводится замена фильтров, проводится чистка нагнетающей трубочки).

В случае возникновения такой необходимости, могут выполняться восстановительные работы на четырехконтурном кране, проверяется система энергосбережения пневмосистемы.

Почему именно специалисты «Атлант Сервис» должны осуществлять ремонт пневмосистемы WABKO?

Все перечисленные выше работы должны проводится оперативно и качественно. Вс работы производятся по технологиям и рекомендациям заводов-изготовителей с использованием оригинальных комплектующих.

Типы и применимость осушителей воздуха

Следует отметить, что в автомобилях КАМАЗ, МАЗ и других, а также в автобусах ПАЗ, ЛиАЗ и других для удаления влаги из воздуха применяется два принципиально разных типа устройств:

  • Трубчатые влагомаслоотделители;
  • Адсорбционные осушители.

Обычные влагомаслоотделители занимают достаточно много места и обладают не слишком высокой эффективностью, поэтому сегодня они постепенно вытесняются абсорбционными осушителями воздуха. Именно о последнем типе устройств мы и будем говорить дальше.

Осушители воздуха, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:

  • Осушители воздуха без дополнительного функционала;
  • Осушители, объединенные с регулятором давления и предохранительными клапанами;
  • Осушители, объединенные с регуляторами давления, клапанами, маслоотделителем и другими устройствами — это модули подготовки воздуха.

Но независимо от типа, все осушители имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы.








Общее устройство и принцип работы осушителя воздуха

Конструктивно осушитель состоит из двух блоков:

  • Литой корпус клапанов и регулятора давления;
  • Патрон осушителя воздуха.

В корпусе расположены все основные компоненты осушителя, обеспечивающие его работу и управление пневматической системой: регулятор давления, группа клапанов (обратный, предохранительный и другие), подогреватель корпуса и прочее. Также в корпусе выполнены воздушные каналы, а на его поверхности располагаются все необходимые патрубки и штуцеры. В нижней части корпуса находится глушитель («грибок»).

Сверху на корпусе посредством резьбы крепится осушительный патрон — именно он играет ключевую роль в удалении влаги из воздуха. Патрон содержит в себе цилиндрическую воздухопроницаемую емкость с гранулированным адсорбентом, которая в нижней части опирается на воздушные фильтры (обычно из волокнистых материалов), а сверху прижата пружиной. В дне патрона имеется одно центральное отверстие с резьбой (для установки на корпус) и ряд периферийных отверстий меньшего размера — в целом, устройство осушительного патрона очень напоминает конструкцию масляного фильтра.

Работает осушитель следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает в корпус осушителя и через канал направляется в патрон (на ряд периферийных отверстий). Здесь воздух проходит через адсорбент, на котором осаждается основная масса содержащейся в нем влаги. Одновременно фильтрами задерживаются механические примеси. После осушения воздух выходит через центральное отверстие патрона, каналами осушителя направляется на регулятор давления и предохранительные клапаны, и далее по нескольким магистралям поступает в систему (обычно на два автономных контура и в регенерационный ресивер).

С течением времени концентрация жидкости в адсорбенте повышается, и он теряет способность впитывать новую влагу. Поэтому периодически проводится регенерация осушителя — эта операция заключается в обратной продувке осушителя воздухом из регенерационного ресивера. Воздух, проходя через адсорбер, осушает его, и вместе с влагой выходит из осушителя через специальный клапан. Так как выпуск воздуха сопровождается интенсивным шумом, на осушитель устанавливается глушитель.

Для подключения и управления нагревателем и клапанами на корпусе осушителя имеется специальный разъем. На автомобилях КАМАЗ, МАЗ и автобусах ПАЗ и ЛиАЗ устанавливаются осушители на 24 В.

Монтируется осушитель на правом лонжероне рамы, здесь же располагается часть ресиверов. Осушитель связан с компрессором и ресиверами посредством металлических и резиновых трубок.

Виды осушителей воздуха для компрессоров

Существует несколько разновидностей влагоотделителей для компрессора, каждый из которых имеет свои конструктивные особенности.

Холодильные



Принцип работы холодильного осушителя

Принцип действия таких осушителей заключается в принудительной конденсации влаги из сжатого воздуха в момент его охлаждения. Такие агрегаты являются лучшим вариантом в подобном оборудовании. Данные рефрижераторные системы осушки способны функционировать исключительно при положительной температуре воздуха окружающей среды.

Довольно часто холодильные осушители работают совместно с поршневыми компрессорами. Это связано с содержанием большого количества водяного пара в системе. Также в таких агрегатах присутствуют магистральные фильтры, производящие очистку от воды и маслянистых соединений. Они существенно увеличивают эффективность работы осушителей.

На рынке можно найти множество устройств, выпущенных разными производителями. Их цена начинает от 35000 рублей. Самыми популярными моделями называют представителей Abac Dry, Remeza, Kraftmann. Они характеризуются надежностью, функциональностью, оптимальной стоимостью.

Осушители воздуха Remeza

Технические характеристики Kraftmann HD-150:

Производительность2500 л/мин
Максимальное давление14 бар
Уровень напряжения220 В
Точка росы+3°С
Габариты420х345х740 мм
Вес34 кг



Kraftmann HD-150

Адсорбционные



Преимущества адсорбционных осушителей воздуха

Осушители сжатого воздуха адсорбционного типа идеально подходят для оборудования, к которому предъявляются высокие требования по многим параметрам. К этой категории относятся станки по плазменной резке металлов. Принцип действия агрегата заключается в поглощении влаги и масляных частиц специальным материалом.

Адсорбционный осушитель состоит из двух резервуаров, которые работают по очереди. Условно его функционирование разделяется на два этапа. Сначала происходит осушение воздуха, после чего — регенерация адсорбента.

В стандартную комплектацию подобных устройств адсорбционного типа входят магистральные фильтры. Стоимость таких агрегатов начинается со 120000 рублей. Kraftmann ADN-150 – популярный адсорбционный осушитель.

Его технические параметры представлены в следующей таблице:

Производительность2500 л/мин
Максимальное давление10 бар
Уровень напряжения220 В
Точка росы-70°С
Габариты адсорбционного прибора880х830х2100 мм
Вес142 кг

Основное отличие подобных устройств адсорбционного типа от приборов предыдущего вида – присутствие поглощающих влагу веществ. В последних есть холодильный контур, где происходит снижение температуры горячего воздуха, после чего он выпадает в конденсат и выводится из системы. Агрегаты адсорбционного типа функционируют за счет присутствия специальных гранул, поглощающих влагу.

Осушитель воздуха Kraftmann ADN-150


Осушитель воздуха Kraftmann ADN-150

Видео по теме: Осушитель для компрессора

Публикации по теме

Компрессор своими руками


Способы усовершенствования компрессора из старого холодильника своими руками

Воздух в системе охлаждения двигателя


Лучшие способы удаления воздуха из охлаждающей системы

Готовый самодельный компрессор из холодильника


Изготовление ресивера для компрессора своими руками

Типы и применимость осушителей воздуха

Следует отметить, что в автомобилях КАМАЗ, МАЗ и других, а также в автобусах ПАЗ, ЛиАЗ и других для удаления влаги из воздуха применяется два принципиально разных типа устройств:

  • Трубчатые влагомаслоотделители;
  • Адсорбционные осушители.

Обычные влагомаслоотделители занимают достаточно много места и обладают не слишком высокой эффективностью, поэтому сегодня они постепенно вытесняются абсорбционными осушителями воздуха. Именно о последнем типе устройств мы и будем говорить дальше.

Осушители воздуха, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:

  • Осушители воздуха без дополнительного функционала;
  • Осушители, объединенные с регулятором давления и предохранительными клапанами;
  • Осушители, объединенные с регуляторами давления, клапанами, маслоотделителем и другими устройствами — это модули подготовки воздуха.

Но независимо от типа, все осушители имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы.

Читайте также: