Открытие шлюзов на волге в 2021 году

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

На верхней Волге открылась грузовая навигация

В Городецком районе гидротехнических сооружений и судоходства ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» 22 апреля 2021 года открылась грузовая навигация, передал корреспондент ИАА «ПортНьюс».

Первым шлюзовую камеру № 14 Городецкого гидроузла, открыв навигацию на Верхней Волге, прошел экипаж буксира-толкача Волжского пароходства «ОТ-2443», взяв курс на Северо-Запад.

С открытием навигации работников Волжского бассейна поздравил по видеоконференцсвязи министр транспорта РФ Виталий Савельев.

В этот же день глава Минтранса России отдал команду начать движение судов в Московском и Волго-Донском бассейнах внутренних водных путей.

«Сегодня мы открываем навигацию в центральных бассейнах Единой глубоководной системы внутренних водных путей России, по ним проходят основные грузопотоки, в том числе в направлении морских портов, - подчеркнул Виталий Савельев. - Именно здесь функционируют основные круизные маршруты, которые пользуются огромной популярностью, и которые мы планируем развивать и дальше».

По словам главы Минтранса, наращивание темпов развития внутреннего водного транспорта - жизненная необходимость для экономики страны, конкурентный потенциал его до конца не использован. Этот вопрос остается приоритетным. Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры внутренних водных путей. Так, реализуется проект по строительству Багаевского гидроузла на реке Дон, одновременно идет работа над улучшением судоходных условий на реке Волге в районе Городца, что позволит на всем протяжении единой глубоководной системы обеспечить достижения сквозных гарантированных габаритов и рост провозной способности речного флота более, чем в полтора раза.

«Ввод в эксплуатацию нового гидроузла «Белоомут» на реке Оке - шаг к восстановлению Москворецкой шлюзованной системы, - добавил Виталий Савельев. - Реализация инфраструктурных проектов на опорной сети внутренних водных путей позволит судоходным компаниям планировать свою работу на долгосрочную перспективу, в том числе по обновлению речного флота. У нас большие планы по развитию внутреннего водного транспорта на период до 2030 года. И сегодняшнее событие - один из значимых этапов в решении поставленных задач».

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Андрей Лаврищев рассказал о завершившейся реконструкции нового гидроузла «Белоомут» на реке Оке, уточнив, что «Белоомут» построен вместо ранее существовавшего гидроузла, созданного в 1915 году, и после ввода в эксплуатацию повысит пропускную способность на данном участке внутренних водных путей на 910 тыс. тонн в год.

По словам управляющего директора СК «Волжское пароходство» Юрия Гильца, к очередной навигации компанией было подготовлено порядка 182 речных судов. Первые из них вышли на южные водные маршруты в марте, приступив к перевозкам зерна на экспорт из портов Азова и Ростова-на-Дону. В ближайшие дни первые теплоходы отправятся через Городецкие шлюзы на Волго-Балт, где будут заняты на перевозках металла и строительной продукции. В скором времени к работе приступит нефтеналивной флот компании.

«Сегодня Волжское пароходство представляет из себя крупнейшего судовладельца на Единой глубоководной системе, которая оперирует порядка 230 единицами флота, - сказал Юрий Гильц. - От этой навигации мы ждем хороших результатов, у нас большие планы».

Видеорепортаж об открытии навигации на верхней Волге можно посмотреть по ссылке >>>>

Ссылки по теме:

Волжское пароходство 22 апреля откроет навигацию на верхней Волге >>>>

«Волжское пароходство» открыло речную навигацию-2021 на юге России >>>>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Волго-Донской судоходный канал - центральное звено ЕГС, встретил навигацию-2021 в обновленном техническом состоянии

ВОЛГОГРАД. Как сообщает ФБУ Администрация «Волго-Дон», центральное звено Единой глубоководной системы Европейской части России и один из самых грузонапряженных ее участков – Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) – встретил навигацию-2021 в обновленном техническом состоянии.

После официального открытия навигации на ВДСК 1 апреля со стороны Волги в 1-й шлюз Волгоградского гидроузла вошел теплоход «Омский 127», для шлюзования которого путейцам пришлось несколько раз прогнать воду, чтобы сбить ледяную корку на стенках ГТС. За первые сутки нового судоходного сезона по каналу прошли, в большинстве своем с Дона на Волгу, под дальнейшую погрузку более десятка судов.

С донской стороны начало навигации ознаменовало шлюзование танкера-химовоза «Япет», миновавшего 13-й шлюз около 10:00 утра.

Как всегда, речному празднику открытия навигации предшествовала напряженная работа в межнавигационный период по ремонту и обслуживанию ГТС и технического флота.

Для обеспечения начала действия судоходной навигационной обстановки согласно установленным срокам в межнавигационный период выполнен ремонт плавучих навигационных знаков. В общей сложности по бассейну отремонтировано 120 знаков, приобретено светосигнальное оборудование в количестве 110 фонарей и специализированные источники питания для навигационных огней в количестве 1200 шт.

Силами судовых команд выполнен текущий ремонт 46 судов в условиях ремонтно-механических мастерских филиалов. Суда технического флота, планируемые к работам по облуживанию водного пути, сданы в эксплуатацию. В обеспечении навигации 2021 года участвует 1715 работников ФБУ и его подразделений.

Техническая готовность шлюзов и насосных станций, исполнение графиков подготовки гидросооружений в межнавигационный период к эксплуатации в навигацию 2021 года по ФБУ «Администрация «Волго-Дон» были обеспечены в установленные сроки.

Для улучшения технического состояния гидросооружений и повышения их уровня безопасности закончены работы по капитальному ремонту:

-двустворчатых ворот шлюза № 30 Волгоградского гидроузла Волгоградского РГСиС;

-антикоррозионного покрытия металлоконструкций:

-левой створки нижних ремонтных ворот шлюза №1 Волжского РГСиС;

-рабочих затворов водопроводных галерей гидроузлов №№2,4,5 Волжского РГСиС;

-ремонтных ворот верхней головы основного судоходного шлюза Константиновского гидроузла Цимлянского РГСиС.

Выполнены работы по строительному контролю за выполнением работ по объектам капитального ремонта.

Кроме того, были выполнены 24 мероприятия по текущему ремонту гидросооружений.

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала в межнавигационный период 2020-2021 гг. выполнены работы по реконструкции:

-насосной станции № 33, в части демонтажа и подготовки к монтажу нового насосного агрегата № 2, также начаты общестроительные работы по реконструкции подстанции 110/10 кВ;

-дренажных систем и регуляторов бьефа гидроузлов №№ 2 и 5 в части устройства выходных оголовков и реконструкции открытых частей дренажных ванн;

- механического оборудования гидроузлов №№ 6,13, Николаевского гидроузла, Волгоградского гидроузла, в части установки задвижек для реконструкции шахт насосов осушения шлюзов №№ 6,13, а также производилось изготовление оборудования (металлоконструкции рабочих двустворчатых ворот нижней и верхней головы шлюза № 30 Волгоградского гидроузла) для последующей реконструкции ворот.

Уже в период навигации-2021 планируется выполнить следующие работы по реконструкции объектов ВДСК:

- работы по реконструкции дренажных систем и регуляторов бьефа гидроузлов №№ 2 и 5 с полным завершением работ и вводом объектов в эксплуатацию.

- работы по реконструкции насосной станции № 33 в части завершения монтажа и пуска насосного агрегата № 2, продолжение работ по реконструкции комплекса электрического, механического оборудования и гидротехнической части.

- работы по реконструкции механического оборудования гидроузлов №№ 6,13 в части завершения реконструкции насосов осушения камер шлюзов, и продолжение изготовления механического оборудования для последующей реконструкции.

- работы по реконструкции механического оборудования Волгоградского гидроузла в части снятия старых и установки новых створок рабочих двустворчатых ворот НГ и ВГ шлюза № 30.

Путейцы Волго-Дона понимают, что навигация-2021 не будет простой. Главный фактор для судоходства – достаток воды, к сожалению, пока не обнадеживает. По прогнозу Росгидромета, общий объём приточности в Цимлянское водохранилище, резервуар, из которого идет наполнение донской водой всей трассы ВДСК, в паводковый период составит от 4 до 6 км3, примерно 46% от нормы.

Волго-Донской судоходный канал, уникальное гидротехническое сооружение, ключевое звено Единой глубоководной системы, соединяющей порты Балтийского, Белого, Каспийского и Азово-Черноморского морских бассейнов.

На ВДСК протяженностью 101 км возведено 96 крупных гидротехнических сооружений, в том числе 13 шлюзов, три насосные станции, два аварийно-ремонтных заграждения, 22 канала, паромные переправы, 20 плотин и дамб и другие сооружения.

Соответственно рельефу местности канал делится на три участка: Волжский склон - 21 км, водораздельный бьеф, протяженностью 26 км и Донской склон – 54 км. Уровень Дона в районе Цимлянского водохранилища на 44 метра выше уровня Волги, с противоположного входа на ВДСК.

Канал - полностью накачной и наполняется водой из Цимлянского водохранилища на р.Дон с помощью 3 насосных станций. Вода подается в водораздельный бьеф и уже потом растекается по донскому склону и волжскому склонам. Насосными станциями ВДСК для обеспечения судоходства и передачи воды водопользователям в 2019 году перекачано почти 900 млн. м³ воды.

Водораздельный участок Волго-Донского канала расположен ближе к Волге и возвышается над её меженным уровнем на 88 м, а над уровнем Цимлянского водохранилища на 44 м.

На канале работают Карповское, Береславское и Варваровское водохранилища общей площадью 84 кв. км.

Проектная пропускная способность канала 10,5 млн. тонн. При этом, около 90% грузов перевозится с Волги на Дон в сторону морского порта Ростов-на-Дону и далее на экспорт и только 10% в обратном направлении.

Суда, идущие по каналу из Волги в Дон поднимаются по волжскому каскаду, состоящему из 9 однокамерных однониточных шлюзов, на 88 метров, а затем спускаются по донскому шлюзовому каскаду по 4 таким же шлюзов на 44 метра до уровня Цимлянского водохранилища.

На проход по каналу суда в среднем затрачивают по 10–12 часов.

В комплексе с ВДСК, для создания судоходных условий на Дону, работает Цимлянский гидроузел, образовавший одноименное водохранилище полезным объемом 12,6 млрд. куб. м.

Полноценное функционирование ВДСК обеспечивает также межтеатровый маневр сил и кораблей ВМФ РФ и Береговой охраны Погранслужы ФСБ РФ, вывод в морские акватории боевых кораблей и вспомогательных судов военно-морского флота и береговой охраны, построенных на судостроительных предприятиях в континентальной части страны.

Открытие шлюзов на волге в 2021 году

Спросили об этом коммунальные службы, речников, эколога и ихтиолога

С 11 августа на Волжской ГЭС снизили сбросы воды

Фото: Павел Мирошкин

Федеральное агентство водных ресурсов прогнозирует нехватку воды в водохранилищах Волжско-Камского каскада. По данным ведомства, приток воды в августе 2021 года ожидается на 20–50% ниже нормальных показателей. Это стало одним из факторов изменения режимов работы Волжской ГЭС, которые действуют с 11 августа по 10 сентября. Средние сбросные расходы за месяц будут составлять кубометров воды в секунду.

Снижение сбросов не повлияет на снабжение Волгограда питьевой водой. В «Концессиях водоснабжения» заверили, что даже при таких режимах оголовки водозаборов будут находиться достаточно глубоко:

— С 11 августа по 10 сентября на ГЭС установлен сброс воды в размере 4900–5100 кубометров в секунду, — рассказали в пресс-службе «Концессий водоснабжения». — Данная отметка является нормативной для водоканала, критичные параметры — менее 4600–4700 кубометров в секунду. Таким образом, водоснабжение продолжает осуществляться в штатном режиме.

Не переживают за падение уровня воды и речники. Снижение сбросов не должно отразиться на движении речных трамвайчиков, находящихся в ведении МУП «Метроэлектротранс».

Речной пассажирский транспорт даже в этих условиях будет работать в штатном режиме

Фото: Константин Завриков

— На сегодняшний день уровень среднесуточного сброса воды через Волжскую ГЭС составляет 5700 кубометров в секунду. Все портовые службы работают в обычном режиме, — рассказали в администрации Волгограда. — Сезонное снижение сброса воды из Волгоградского водохранилища не влечет за собой резкое изменение режима работы Волгоградского речного порта. Подобные явления той или иной степени интенсивности происходят в нашем регионе ежегодно, и все речные службы заблаговременно проводят соответствующие подготовительные мероприятия. Регулярно проводятся промеры глубин на установленных маршрутах движения теплоходов, ведется постоянный мониторинг потока воды, поступающего в акваторию. В случае изменения гидрологической обстановки маршруты движения речных судов могут быть скорректированы, а также с учетом правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров может быть снижена загрузка теплоходов.

Главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев придерживается не менее оптимистичных взглядов.

— В данном случае ничего особо опасного нет, — заявил ихтиолог. — Все водохранилища заполнены достаточно неплохо. Весной паводок был хороший. Сейчас уровень держится и в Волгоградском, и в Саратовском водохранилищах, и выше. Да, будет поменьше сброс, но, даже если он снизится до пяти или четырех тысяч кубометров в секунду, ничего страшного не случится, лишь уровень воды в Волге немного упадет. Нерестовый период закончился, паводок закончился, в русле уровень воды всегда играет. Когда-то побольше, когда-то поменьше, но особо пагубных последствий я не вижу, для рыбы в том числе. На популяции рыбы это всё никак не отразится. К тому же уже середина августа, и скоро начнется похолодание, начнутся дожди. От природы не уйдешь.

Без питьевой воды город тоже не останется

Фото: Алексей Волхонский

Впрочем, не все эксперты столь оптимистичны. Заслуженный эколог России Владимир Лобойко считает, что снижение притока воды в водохранилище на 50% может привести к серьезным проблемам. Вот только причины засухи он видит не столько в природных явлениях, сколько в деятельности человека.

— У меня давно вызывают волнение действия наших Росводресурсов, — рассказал Владимир Лобойко. — Когда нам весной надо было сделать половодье нормальное и дать 27 тысяч кубометров в секунду на 10 дней, нам дали 25 тысяч кубометров в секунду на 5 дней. В то же время в городе Рыбинске заливало набережную, — возмущается Владимир Лобойко. — Водохранилища были переполнены, а нам в пойму всё равно не дали воду. Я бы не назвал это ошибками, скорее это преднамеренные действия Росводресурсов с целью выбить из бюджета больше денег на разные противопаводковые мероприятия. Может, в Волгограде и засуха, но дожди идут в Центральной России, в бассейне Волги, и прогнозируется продолжение осадков в августе. Вместо того чтобы три года подряд делать полноценное половодье, они делают искусственную засуху, зато из бюджета выделяется больше денег, соответственно, и своровать можно больше. Я считаю, что здесь надо хорошо поработать правоохранительным органам и выяснить, куда девается вода. Сейчас вода стоит дорого, воровать ее стало выгодно. Отсюда и засухи с наводнениями. Нехватка воды чревата гибелью большой части лесонасаждений, дефицитом воды в коммунальном хозяйстве. Снижение притока на 50% может привести к большой беде. Но это не природа виновата, а чиновники. Может, конечно, это мое старческое брюзжание, но факты показывают, что не может быть засухи, когда в другом месте наводнение.

«Как в целом работает экономика, так и речной транспорт». В Нижнем Новгороде открыт судоходный сезон

Навигация-2021 официально открылась на Волге 22 апреля. Первым в плавание отправился буксир-толкач "ОТ-2443". Под марш «Прощание славянки» он проплыл через открывшийся шлюз в Горьковском море. А сегодня, 26 апреля, из Нижнего Новгорода в рамках летней пассажирской навигации отплыл первый круизный теплоход — «Лунная соната».

Доктор исторических наук, профессор НИУ - РАНХиГС Алексей Халин отмечает, что, несмотря на то, что пароходное судоходство на Волге существовало и в начале XX века, своего расцвета оно достигло в советское время. Именно в этот период такие гиганты производства как ГАЗ, НИТЕЛ и «Сокол» нуждались в «массовых грузах». Часто выбор делался в пользу речных перевозок – на тот момент речной транспорт был одним из самых дешевых. Грузоподъемность судов также имела большое значение.


Фото: Светлана Шуга

«Тогда создавались колоссальные по вместимости суда с очень большой грузоподъемностью, - рассказывает Алексей Алексеевич, - а когда в 1960-х годах капитан Пушкарев изобрел «метод толкания» (когда баржа идет впереди, а буксир подталкивает ее сзади), то это еще больше упростило задачу, решив проблему скорости. И такие массовые грузы как щебень, песок и зерно активно перевозили по воде. После распада СССР предпочтение стали отдавать автомобильным перевозкам. Грузы стали переходить с реки на дороги, поэтому в 1990-е годы возникло падение грузоперевозок. Хотя сейчас, в последние 5-7 лет, намечается некий положительный сдвиг. Новые суда улучшают, те получают новые заказы. Я бы сформулировал это так: речной транспорт работает так, как работает экономика. Речной транспорт работает, когда есть что возить».

В то же время ученый высказал сожаление об экологической обстановке великой русской реки: «Волга умирает на глазах. Большая территория залита водой, образуются заливы, болотистая местность, река потеряла течение – вот это я считаю действительно проблема. Вот сейчас спохватились, осознали масштаб проблемы, несколько сот миллиардов рублей выделили на оздоровление Волги.

Что касается речного судоходства - у них хороший менеджмент, они свои проблемы экономические и производственные решат, я бы сейчас больше обратил внимание общественности на аспект экологический».

Начало проекта отложено на 2021 год из-за нерешенных разногласий

Правительство РФ и Нижегородская область так и не договорились о реализации проекта стоимостью 43 млрд руб., который должен решить проблему мелководья на Волге в районе Городца и избавить судоходную отрасль от ежегодных миллиардных потерь. К проекту низконапорного гидроузла остались экологические вопросы, при этом альтернативный вариант, предложенный областью, пока не проработан. По оценкам правительства, начало «фактической реализации» проекта теперь возможно не ранее середины 2021 года.

Как стало известно “Ъ”, строительство Нижегородского низконапорного гидроузла (ННГУ) отложено до середины 2021 года, следует из письма вице-премьера Марата Хуснуллина президенту РФ Владимиру Путину (копия письма от 30 апреля есть у “Ъ”). Правительство и Нижегородская область так и не смогли найти компромисс. Как отмечает господин Хуснуллин, проектная документация по второму (основному) этапу строительства ННГУ не получила положительного заключения госэкспертизы из-за «нерешенных вопросов, связанных с экологическими последствиями реализации проекта, а также необоснованным определением зон влияния создаваемого водохранилища».

Гидроузел, на создание которого нужно пять лет, планировалось сдать в 2021 году. Деньги на него — 43,4 млрд руб.— должен выделить бюджет. При этом из-за неоднократного переноса сроков часть денег уже перераспределена на другие проекты с поправкой, что они будут восстановлены в будущем. В рамках проекта запланировано строительство низконапорной плотины и, соответственно, сезонного водохранилища, которое будет обеспечивать необходимый уровень воды в навигацию.

Против создания ННГУ выступают общественность, активисты и власти Балахны, опасающиеся подтопления территорий и негативных экологических последствий (см. “Ъ” от 2 августа 2019 года). Область выступает за альтернативный вариант — строительство третьей нитки шлюзов в районе Городца стоимостью 7,5 млрд руб. Но, как отмечает в письме президенту Марат Хуснуллин, реализация такого альтернативного варианта «также необоснованна», так как его стадия проработки «начальная, а для разработки необходимой проектной документации и подготовки материалов инженерных изысканий потребуется еще около двух лет».

В итоге правительством вместе с РАН запланирован анализ обоих вариантов с использованием математического и 3D-моделирования, отмечает вице-премьер. В результате начало «фактической реализации» проекта ННГУ возможно не ранее середины 2021 года, заключает господин Хуснуллин. Таким образом, с учетом продолжительности стройки почти пять лет проект рискует выйти за пределы 2024 года, о чем ранее уже предупреждал Аналитический центр при правительстве (см. “Ъ” от 9 июля 2019 года). В аппарате Марата Хуснуллина отказались от комментариев.

В Росморречфлоте сообщили, что срок экспертизы второго этапа ННГУ из-за нерабочих дней продлен до 9 июня. В агентстве отмечают, что аналогичные экологические проблемы уже были подняты экспертизой в 2007 году при анализе проекта завершения строительства Чебоксарского водохранилища. При этом предусматривался комплекс инженерных мероприятий для ликвидации подтопления при существующем уровне этого водохранилища (отметка 63 м), который до сих пор не реализован, что «явилось основным негативным фактором при определении зоны влияния проектируемого водохранилища Нижегородского низконапорного гидроузла». В Росморречфлоте подчеркивают, что предлагаемый регионом альтернативный вариант не решит проблему малых глубин.

Сейчас на участке Волги от Городецких судоходных сооружений до Нижнего Новгорода гарантированная глубина составляет лишь 1,8 м вместо 4 м. Из-за этого суда вынуждены идти недозагруженными и простаивать в ожидании попусков воды из Горьковского водохранилища. В результате ряд грузопотоков ушел с реки на железную дорогу, говорит собеседник “Ъ” в отрасли: прямые убытки судоходных компаний оцениваются в 1,5–2 млрд руб. в год, а упущенная выгода от невозможности увеличения грузопотоков — в разы больше. По мнению собеседника “Ъ”, ННГУ позволяет решить проблему судоходства на проблемном участке с минимальными финансовыми и экологическими издержками.

Нижегородские ученые исследовали места слияния нескольких рек с Волгой

alt="Участники экспедиции тщательно изучают пробы воды, взятые в разных местах течения Волги. Фото: Элла Аверина/ВГУВТ" />
Участники экспедиции тщательно изучают пробы воды, взятые в разных местах течения Волги. Фото: Элла Аверина/ВГУВТ

Ученые и студенты Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) и вузов-партнеров гранта Русского географического общества продолжили исследование влияния крупных притоков Волги на качество воды в ней. За десять дней участники экспедиции прошли более 1200 километров на теплоходе-лаборатории "Петр Андрианов" и 300 километров - на маломерных судах.

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Специалисты изучили зоны смешения с Волгой Оки, Суры, Ветлуги, Свияги, Камы и Казанки. Несмотря на то что наиболее загрязненной из них традиционно остается Казанка, в которую бесконтрольно попадают сбросы частного сектора пригорода столицы Татарстана (это было зафиксировано участниками экспедиции в прошлом году), наибольший вклад в загрязнение Волги на участке Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ все же вносит Ока. Малые реки, к которым относится и Казанка, обладают более высокой способностью к самоочищению, что позволяет нивелировать высокую антропогенную нагрузку, оказываемую на них в городской черте.

Загрязнения же в крупных реках, как правило, распространяются на большие расстояния, что создает серьезную опасность для водозаборов питьевого назначения, речных и береговых экосистем. Поэтому ученые ВГУВТа в течение последних лет изучают состояние крупных притоков и их влияние на качество волжской воды.

В этом году ВГУВТ получил на вооружение новый сенсор хлорофилла к многопараметрическому зонду, с помощью которого удалось зафиксировать наиболее "цветущие" участки рек и водохранилищ.

- По результатам прошедшей экспедиции можно сказать, что интенсивно "цветет" Куйбышевское водохранилище, в том числе в границах Казани, а также Ока при впадении в Волгу, - рассказал заместитель научного руководителя экспедиции Егор Чебан. - Интенсивное избыточное "цветение" воды может вызвать существенное вторичное загрязнение и эвтрофикацию (насыщение водоемов биогенными элементами. - Прим. ред.) водоемов, что не позволяет использовать их в рекреационных целях и может привести к массовым заморам рыбы.

Как считают участники экспедиции, проблема "цветения" воды в реках и водохранилищах (оно пагубно влияет на здоровье человека и экологию) не решится, пока люди не научатся контролировать поступление биогенов в Волгу и пока не будут разработаны нормативы предельно допустимой концентрации токсинов, вырабатываемых сине-зелеными водорослями.

Игорь Кузьмичев, ректор ВГУВТа:

- Значение этой экспедиции не только в получении огромного массива данных об экологическом состоянии Волги. Она стала просветительским проектом, объединяющим разные города, университеты, молодых и именитых ученых. Создав водохранилища на Волге, человек вторгся в естественную жизнь реки, но на современном этапе технологического развития общества от них уже невозможно отказаться, поэтому нужно стараться минимизировать ущерб от деятельности этих гидротехнических сооружений.

Новый шлюз поможет возродить круизы по Оке

В апреле 2021 года с началом навигации заработает реконструированный гидроузел «Белоомут». Это станет ключевым фактором решения проблемы мелководья на реке Оке и позволит, в том числе, обеспечить прохождение круизных судов.

Новый шлюз расположен на реке Оке в поселке Белоомут и входит в состав одноименного гидроузла в Луховицком районе Московской области – между городом Коломна и селом Константиново. Одно из новшеств – электронная система управления, полностью автоматизированная.



Гидроузел в Белоомуте был создан в 1915 году, чтобы поддерживать необходимые для судоходства глубины на участке Оки до Коломны и способствовать соединению реки Москвы с Волгой и Поволжьем. Это серьезно укрепило торговые связи с одним из крупнейших торгово-промышленных центров Российской империи – Нижним Новгородом.

Однако потом гидроузел долго не ремонтировался, что ухудшало судоходные условия на Оке. «В итоге из-за обмеления реки количество круизных предложений по Оке в последние годы постоянно сокращалось», – заметил генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский



«Реконструкция гидроузла позволит поднять уровень воды, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины и улучшит ситуацию на Оке, из-за маловодья которой круизные компании сократили здесь программы до минимума», – полагает заместитель директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова.

Фактически на реке работает один круизный теплоход – наш «Сергей Образцов», говорит она. В прошлом году была бесснежная зима, воды было мало, и из-за обмеления «Мостурфлот» отменил круизную навигацию по Оке. До этого несколько лет подряд воды было достаточно, компания организовывала семидневные программы Москва – Муром и даже так называемую московскую кругосветку – знаменитый 11-дневный оборотный рейс с выходом из Южного речного порта по Оке к Волге и возвращением в Северный речной порт. Плюс самые распространенные программы – двухдневные Москва – село Константиново, четырехдневные – Москва – Касимов.

«Мы надеемся, что в сочетании с новым гидроузлом в наступающем сезоне сработает еще и погодный фактор – будет много снега и, соответственно, воды». Ока – одна из немногих живых, настоящих, рек, без водохранилищ. У нее живописные берега, причем их хорошо видно, бывают такие узкие места, что можно в каюте слушать пение птиц», – рассказала Светлана Гончарова. А по берегам древние русские города – Коломна, Рязань, Муром, Касимов. На 2021 год в «Мостурфлоте» запланировано около 30 круизных программ по Оке на теплоходах «Александр Грин» и «Сергей Образцов».

По словам Андрея Михайловского, навигация-2021 пока вселяет надежду. «В январе мы увидели гораздо больший интерес к круизам, чем в ноябре-декабре прошлого года. Тогда были только звонки, вопросы, подсчеты, сейчас можно говорить о реальных бронированиях. Активизировались и сами туристы, и агентства, которые ищут точки развития», – пояснил он.

Наследие пандемического года – закрытие границ – привело к серьезному перераспределению спроса. Те, кто раньше ездил в зарубежные круизы, переориентируется на Россию. А отсутствие въездного потока позволило предложить на внутреннем рынке многие качественные теплоходы, которые раньше работали с иностранными туристами. «Как следствие, на рынке произошел резкий скачок интересных программ и предложений. Это хороший стимул к работе», – сказал г-н Михайловский.

Светлана Ставцева, RATA-news

Открытие шлюзов на волге в 2021 году

Проблемы судоходства по Волге обсуждались в Совете Федерации

Волга серьезно обмелела за последние годы

Фото: Наталья Бурухина

В Городце хотят построить еще одну камеру шлюза

Ряд СМИ сообщил о том, что федеральные власти все-таки приняли решение начать строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области. Однако в региональном правительстве нам сообщили, что это недостоверная информация. Речь идет о дополнительной камере шлюзов в Городце для улучшения прохода грузовых судов по Волге.

Зачем нужен нижегородский гидроузел?

Нижегородская плотина — крупный федеральный проект, одобренный президентом РФ Владимиром Путиным на президиуме Госсовета в августе . Проект вошел в целевую программу развития транспортной сети страны.

Проблеме обмеления Волги от Нижнего до Городца больше полувека, она возникла почти сразу после запуска в Горьковской ГЭС. За эти десятилетия из-за добычи полезных ископаемых и дноуглубления уровень воды в реке «просел» более чем на метр. Это привело к нарушению крупнотоннажного судоходства на Волге. Над решением проблемы судоходства на Верхней Волге работали многие ведущие специалисты страны с конца . Большинство предложенных вариантов могли решить проблему недостатка глубин ненадолго. От самого кардинального — подъема уровня Чебоксарского водохранилища до — отказались из-за размера ущерба.

Позже федеральные эксперты пришли к выводу: нижегородский низконапорный гидроузел сможет восстановить судоходство на . Якобы эффективность подобных проектов доказана мировым опытом, а также примерами строительства низконапорных плотин на Дону, что не привело к затоплению и улучшило судоходство.

Нижегородский гидроузел решили строить на судового хода Волги у острова Ревякинского, в границах Сормова. По проекту на участке Волги в на время навигации будут создавать сезонное водохранилище емкостью всего , площадь Волги изменится меньше чем на .

По задумке сторонников строительства нижегородского низконапорного гидроузла, он должен помочь решить проблемы с обмелением Волги и обеспечить судоходство между Нижним Новгородом и Городцом. В результате строительства гидроузла провозная способность речного флота в регионе должна увеличиться более чем в , а также будет восстановлено судоходство между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Однако нижегородцы выступают против гидроузла и даже выходят на акции протеста, да и петиции против этого проекта набирают сотни тысяч подписей.

Что федеральные власти предлагают сделать сейчас?

Проблему развития внутренних водных путей РФ обсуждали вчера на круглом столе в Совете Федерации. На нем заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай сообщил о том, что принято решение о строительстве в Городце дополнительной камеры, шлюза:

— Это, конечно, не решает всех тех задач, которые решал первоначально проект строительства низконапорного гидроузла, но все-таки это уже будет решением той проблемы (разделения Волги на две части), которую мы имели по состоянию на сегодня.

— Обеспечение нормальных судоходных условий на реке Волге необходимо. Но оно не должно оказывать негативного влияния на санитарно-эпидемиологическую и экологическую ситуацию в регионе, увеличивать зоны затопления и подтопления, наносить вред населению и окружающей среде. Считаем, что в этом вопросе крайне важна тщательная оценка последствий всех возможных решений, — уточнили в пресс-службе регионального правительства.

Кроме того, судя по всему, к предложенному в настоящее время к реализации варианту строительства дополнительной камеры шлюза в Городце принципиальных возражений наше правительство не имеет. Этот вариант якобы позволяет решить проблему судоходства и избежать рисков, связанных с реализацией варианта строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

Напомним, что Главгосэкспертиза этим летом выдала отрицательное заключение по второму этапу проекта низконапорного гидроузла в Нижегородской области:

— Мы переходим к вопросу устранения этих замечаний, которые были. Ожидается пауза. Поэтому сейчас мы говорим о том, что этот проект, конечно же, уже до не успеем реализовать. Поручение президента должно быть исполнено. Будем в рабочем порядке решать возникающие вопросы, — сообщил тогда еще руководитель Росморречфлота Александр Пошивай.

Активный отдых и Рыбалка в Волго-ахтубинской пойме

Половодье 2021

01.06.2021- 17000±500 куб.м/с,
02.06.2021- 16000±500 куб.м/с,
03.06.2021- 15000±500 куб.м/с,
04.06.2021- 14000±500 куб.м/с,
05.06.2021- 13000±500 куб.м/с,
06.06.2021- 12000±500 куб.м/с,
07.06.2021- 11000±500 куб.м/с,
08.06.2021- 10000±300 куб.м/с,
09.06.2021- 9000±300 куб.м/с,
10.06.2021- 8000±300 куб.м/с,
11.06.2021- 7000±300 куб.м/с,
12.06.2021- 6000±300 куб.м/с,
с 13.06.2021 - средними за период сбросными расходами 5500±200 куб.м/с при минимальных среднесуточных – 5000 куб.м/с,

при работе ГЭС в режиме суточного регулирования допускаются кратковременные повышения уровней воды у плотины гидроузла на 0,1-0,2 м над НПУ без учета сгонно-нагонных ветровых явлений.

Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.

Указания Росводресурсов от 06.05.2021

В соответствии со складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановкой установить следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ с 11.04.2021 по 25.05.2021:

средними за период сбросными расходами 17000±500

Указания Росводресурсов от 16.04.2021 (с поправками от 30.04.2021)

В соответствии со складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановкой установить следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ с 21.04.2021 по 10.05.2021:

16.04.2021 5500±500 куб.м/с,

17.04.2021 6500±500 куб.м/с,

18.04.2021 6500±500 куб.м/с,

19.04.2021 8000±300 куб.м/с,

20.04.2021 11000±500 куб.м/с,

21.04.2021 14000±500 куб.м/с,

22.04.2021 17000±500 куб.м/с,

23.04.2021 20000±500 куб.м/с,

24.04.2021 23000±500 куб.м/с,

25.04.2021 - 02.05.2021 25000±500 куб.м/с,

03.05.2021 - 04.05.2021 25000±500 куб.м/с,
(было 24000 и 22000 соответственно)

05.05.2021 23000±500 куб.м/с,(было 19000)

06.05.2021 21000±500 куб.м/с,(было 16000)

07.05.2021 19000±500 куб.м/с,(было 14000)

08.05.2021-10.05.2021 17000±500 куб.м/с,(было 14000)

Указания Росводресурсов от 26.03.2021

В соответствии со складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановкой установить следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ:

с 01.04.2021 по 15.04.2021 средними за период сбросными расходами 5000-5500 куб.м/с,

Указания Росводресурсов от 05.03.2021

В соответствии со складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановкой установить следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ:

с 11.03.2021 по 31.03.2021 средними за период сбросными расходами 4800-5100 куб.м/с,

Указания Росводресурсов от 05.02.2021

В соответствии со складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановкой установить следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ:

с 11.02.2021 по 10.03.2021 средними за период сбросными расходами 4800-5000 куб.м/с,

Указания Росводресурсов от 19.01.2021

В соответствии со складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановкой установить следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ:

с 21.01.2021 по 10.02.2021 средними за период сбросными расходами 5000-5200 куб.м/с,

Указания Росводресурсов от 03.12.2020

В соответствии со складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановкой установить следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ:

с 11.12.2020 по 20.01.2021 средними за период сбросными расходами 5300-5500 куб.м/с,

Работа Волжско-Камского каскада в период половодья

Архивное видео 2016. Ленинская пойма. Половодье 2016. 29 апреля 2016

Читайте также: