Отличие сунны от форда

Обновлено: 14.07.2024

Виды уаджиба или фарда, т.е. обязательного в шариате

А здесь немного подробнее остановимся на категориях этого правового положения (хукма).

1. Уаджибы могут быть более обязательными и менее обязательными

Не всякое обязательное дело равно другому обязательному по степени его важности, необходимости, предпочтительности, т.е. обязательности. Этот вопрос имеет большое значение, когда человек встает перед выбором между двумя из обязательных дел: какое из них совершить, если есть возможность выполнить только одно? Или: какое из них совершить в первую очередь, когда есть возможность выполнить оба?

Пишет имам Бадруддин Мухаммад ибн Абдуллах аз-Заркаши аш-Шафии:

«Сказал кады (Абу Бакр аль-Бакылляни аш-Шафии): «Можно говорить, что одни уаджибы более обязательны, чем другие, так же как и сунны, среди которых одни более утверждены, чем другие. В отличие от му’тазилитов, потому что обязанность (вуджуб) у них относится к качеству сущности». И сказал (Абу Наср) Ибн аль-Кушейри (аш-Шафии): «Это у нас разрешено. И за оставление чего порицание сильнее, то и более обязательно. Так, например, вера в Аллаха более обязательна, чем омовение» . См. «Аль-Бахр аль-мухыт» 1/244.

2. Уаджиб может быть му’айян и может быть мубхам, или мухайяр

Эти категории выделяются при рассмотрении уаджиба по критерию того, к чему он относится, на что распространяется.
Му’айян — ограниченный одним видом.
Мубхам или мухайяр — относящийся к группе видов, из которой на усмотрение исполнителя нужно выбрать один.

Пишет большой специалист в науке усуль аль-фикха Наджмуддин Сулейман ибн Абдулькауи ат-Туфи аль-Ханбали:

«Уаджиб может быть му’айян. Например, если некто дал обет отпустить именно этого раба, или отпустить такого-то из его рабов, то от него будет требоваться отпустить именно его. Также если он даст обет отдать в качестве пожертвования (садака) такое-то из своего имущества, например: «Вот эти динары», — или верблюд, или лошадь, и т.п. — От него будет требоваться отдать в качестве пожертвования именно то имущество, которое положено отдать согласно его обету…
И может быть мубхам, когда касается ограниченной группы видов. Как, например, с одним из видов искупления, для примера: искупление клятвы, о котором сказано в словах Всевышнего : «В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба» . (И продолжение: «Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней» . Трапеза, 89)
Я (ат-Туфи) скажу: нет нужды в том, чтобы мы говорили: «ограниченной группы видов». Потому что если хозяин скажет рабу: «Услужи мне сегодня чем-нибудь, чем хочешь», — или: «Раздай от меня пожертвование каким-нибудь из моего имущества, каким пожелаешь», — или: «Угости кого-нибудь из людей», — или: «Какого-нибудь из моих друзей, какого захочешь», — эти слова будут верными с точки зрения разума… даже если в обращенном требовании виды не ограничены» . См. «Шарх Мухтасар ар-Рауда» 1/279-280.

3. Уаджиб может быть мудайяк и может быть мувасса’

Эти категории выделяются при рассмотрении уаджиба с точки зрения отведенного для него времени.
Мудайяк — это тот, для которого отведено время, равное продолжительности его совершения или меньше. То есть это то, что обязательно совершать сразу же, как только наступает его время.
Мувасса’ — это тот, для которого отведено больше времени, чем продолжительность его совершения. То есть это то, к совершению чего не обязательно приступать сразу же, как только наступит его время, и разрешено его отложить на некий временной промежуток.

Пишет Абу ар-Раби’ Сулейман ат-Туфи:

4. Уаджиб аль-‘айн и уаджиб аль-кифая. Он же фард аль-‘айн и фард аль-кифая. И здесь же: сунна аль-‘айн и сунна аль-кифая

Эти категории выделяются при рассмотрении уаджиба по критерию того, на кого возложена ответственность за его выполнение.
Уаджиб ‘аля ‘айн или фардуль-‘айн (фард аль-‘айн) — обязанность, которая касается лично каждого, к кому обращено требование шариата.
Уаджиб ‘аля аль-кифая или фардуль-кифая (фард аль-кифая) — обязанность, которая касается общества, и спадает, если ее выполнило достаточное количество представителей этого общества.

Пояснение имама Аляуддина ‘Али ибн Сулеймана аль-Мардауи аль-Ханбали с дополнением о том, что сунна также может быть «‘айн» и «кифая»:

«Фард аль-‘айн и сунна аль-‘айн — это то, что относится к каждому мукалляфу (т.е. ответственному за свои поступки в шариате) в виде обязанности (фард) или добровольного дополнительного дела (нафль). Как, например, молитва (намаз), пост и тому подобное.
Но может относиться и к какому-нибудь определенному одному человеку, как, например, с особенностями пророка, мир ему и благословение Аллаха, ведь у него были свои отдельные обязательные (фарды) и желательные (сунны) дела.
Имам Ахмад сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был выделен (Аллахом) посредством касающихся только его обязательных дел, запретов, дозволенных дел и караматов (т.е. му’джизатов) «.
А фардов аль-кифая, вроде джихада и тому подобного, много. Группа ученых собрала их и сосчитала.
А сунна аль-кифая — это положения, вроде приветствия салямом первым, слов «ярхамука Ллах» (да помилует тебя Аллах), обращенных к чихнувшему, одного жертвоприношения за всех членов семьи, слов «Бисми-Ллях» (с именем Аллаха), произнесенных одним из участников трапезы за остальных. Так сказал аш-Шафии.
Фард аль-кифая назван так потому, что достаточно (кифая) того, чтобы его совершили некоторые, чтобы грех (за его оставление) спал с остальных.
Он отличается от фарда аль-‘айн тем, что польза фарда аль-‘айн повторяется вместе с его повторным совершением, как происходит с пятью (обязательными) молитвами и другими его видами. Ее польза — это покорение перед Аллахом, возвеличивание Его, беседа с Ним, принятие своего низкого положения перед Ним — эти состояния повторяются с каждым повторением молитвы.
А польза фард аль-кифая не повторяется с его повторным совершением. Как происходит при спасении утопающего, омывании покойного, его захоронении и тому подобном» . См. «Ат-Тахбир шарх ат-Тахрир» 2/873-874.
_______________________

Фарды (обязательное), ваджибы (необходимое) и суннаты намаза

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ — ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку' (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка'да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ - НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ — ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку', саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку').
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку', саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка'да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка'дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).

В НАМАЗЕ — 21 СУННАТ

1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма. »).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку' и каждой саджде.
14) В руку' держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку', имам произносит «Сами'аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми' («Сами'аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка'де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка'да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта

Фарды и ваджибы намаза по сунне

Каждый мусульманин знает, что он обязан совершать ежедневно пять намазов. Эта обязанность закреплена в Коране и Сунне. Что касается Корана то здесь много аятов упоминающих намаз. Один из них аят 103 суры ан-Нисаъ: "إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا" – «Воистину намаз был предписан верующим в определенное время».

Сунна также содержит немало хадисов о намазе. Приведем один из них переданный от Абдуллаха ибн Умара, радыялЛоху ‘анху, который передал, что Пророк, алейхис-салату вас-саламу, сказал: "بُنِيَ الإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ الْبَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ.َ" - «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник, совершении намаза, выплате обязательной милостыне, совершении хаджа к Дому (Каабе) и посте в месяц Рамадан». Сахих Муслим, хадис №113.


Что такое фарды намаза?

В Священном Коране Всевышний говорит о необходимости совершать молитву (намаз) а то, как и когда ее совершать нам разъяснил Посланник Аллаха, алейхис-салату вас-саламу.

Как и любое другое поклонение, намаз состоит как из обязательных действий (фард), так и желательных (сунна).

Фарды намаза это необходимые действия для того чтобы намаз считался выполненным. Они бывают как до вступления в намаз, т.е. непосредственно не относящиеся к намазу и те действия, которые нужно сделать в самом намазе. Фарды перед намазом называют шурутами, а фарды в самом намазе арканами.

В чем отличие фарда от ваджибы?

По мазхабу Абу-Ханифы обязательные действия в намазе делятся на фарды и ваджибы. Разница между ними заключается в том, что у фарда более сильные доказательства и соответственно и место в намазе более сильное. Если молящийся пропустит фард то его намаз не засчитывается. Если же будет пропущен важиб – намаз считается действительным, однако молящийся совершает грех, если пропустил ваджиб намеренно и должен совершить намаз обратно. При не совершении ваджиба не преднамеренно нужно сделать суджудус-сахве (два земных поклона) перед саламом и совершать намаз обратно не надо, что не относится к фардам. При пропуске фарда – специально или случайно – намаз придется читать заново.

Фарды до чтения намаза

Перед началом чтения молитвы (намаза) должны быть соблюдены ряд условий, без которых намаз не считается действительным.

Должны быть соблюдены шесть следующих условий:

  1. Необходимо знать о наступлении времени намаза;
  2. Мусульманин должен быть в состоянии малого и полного омовения;
  3. Место, одежда и тело человека должны быть чисты от нечистот;
  4. При чтении намаза должны быть прикрыты части тела, которые шариат предписывает закрывать – мужчинам часть тела от пупка до колен включительно, женщинам все тело кроме лица, кистей рук и ног;
  5. Читать намаз необходимо в направлении къыблы, т.е. в сторону Каабы;
  6. Ан-ният – намерение совершить намаз. Его надо сделать перед произнесением слов возвеличивания Аллаха, которые произносятся при вступлении в молитву.

Фарды намаза во время совершения


Фардов в намазе также шесть:

  • Такбиратуль-ихрам – произношения слов возвеличивания Аллаха (Аллаху акбар, или субхоналЛах, или альхамдулилЛах и т.п.), при вступлении в молитву; (есть также сильное мнение, что этот пункт относится к фардам до чтения намаза – шартам).
  • Читать молитву стоя, для тех, кто в состоянии;
  • Чтение Корана – минимум самую маленькую суры из трех аятов, либо другие аяты размером не меньше самой маленькой суры;
  • Поясной поклон – ар-рукуъ;
  • Два земных поклона – ас-суджуд – в одном ракаате;
  • Сидение в конце намаза столько, сколько необходимо для прочтения ат-ташахуда.

Ваджибы намаза следующие:

  • Начало намаза именно словами Аллаху акбар;
  • Чтение суры аль-Фатиха в первых двух ракаатах фард-намаза (большей ее части);
  • Чтение одной из маленьких сур либо аятов размером с эти суры
  • Чтение суры в первых двух ракаатах намаза;
  • Чтение суры аль-Фатиха перед чтением другой суры;
  • Выравнивания в стоячее положение после поясного поклона;
  • При совершении земного поклона пола касаться должны и лоб и нос;
  • Соблюдения порядка совершения действий в намазе;
  • Спокойствие в совершении фардов и ваджибов намаза, т.е. не быстро делать движения (например, поясной или земной поклон и т.п.), а останавливаться в каждом движении и немного подождать (хотя бы то время, за которое можно произнести слова субханал-Лахи);
  • Первое сидение для ат-ташахуда в молитвах, в которых больше двух ракаатов;
  • Чтение ат-ташахуда при первом сидении;
  • Чтение ат-ташахуда во время последнего сидения;
  • Вставание на третий ракаат сразу после чтения первого ат-ташахуда, не сидя отдыхая;
  • Произнесения «ас-саламу» – приветствия два раза в конце молитвы;
  • Громкое чтение аль-Фатихи и сур имамом в намазе в утренней и первых двух ракаатах вечерней и ночной молитв;
  • Тихое чтение аль-Фатихи и сур в дневном и послеполуденном намазе, а также в последних ракаатах вечернего (третьем ракаате) и ночного (третьем и четвертом ракаатах) намазов;

Можно ли читать только фард намазы?

Поклонение в исламе обычно делится на обязательное и желательное. Обязательное поклонение называют фардом и как понятно из его названия должно выполнятся. Фард намазы – это обязательные намазы, которые должен выполнять каждый мусульманин и за невыполнение будет отвечать в Судный день. Как и во всех других видах поклонения (пост, милостыня, хадж) мусульманину вменено в обязанность только фард-поклонение. Желательные молитвы на то и желательные что у человека есть выбор совершать их или нет. Однако, если мы хотим приблизиться к Богу, то надо следовать пути Пророка, алейхис-салату вас-саламу, выполняя как фарды, так и сунну. Кроме того наши молитвы далеки от идеала, а желательные действия восполняют пробелы в нашем поклонении.

Доказательством достаточности выполнения только фардов является хадис, переданный от Абу-Хурайры:

"أَنَّ أَعرابِيًّا أَتى النَّبِيَّ ﷺ فَقَال: يَا رَسُول اللَّهِ دُلَّني عَلَى عمَل إِذا عمِلْتُهُ، دخَلْتُ الجنَّةَ. قَالَ: تَعْبُدُ اللَّه وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكاَة المَفْرُوضَةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ. قَالَ: وَالذي نَفْسِي بِيَدِهِ، لا أَزيدُ عَلى هَذَا. فَلَمَّا وَلَّى، قالَ النَّبِيُّ ﷺ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ فَلْيَنْظُرْ إِلى هَذَا".

«Пришел к Посланнику Аллаха, алейхис-салату вас-саламу, один бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое если я его выполню, то попаду в Рай». Сказал Пророк: «Поклоняйся только Аллаху и не придавай ему сотоварищей, выполняй, как следует обязательные молитвы, выплачивай обязательную милостыню, постись в Рамадан». Сказал бедуин: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я не добавлю к этому ничего, и я не убавлю от этого ничего». После того как он стал уходить Пророк сказал: «Кто желает посмотреть на мужчину из обитателей Рая, пусть посмотрит на него». Сахих Муслим, хадис №107.

Отличие сунны от форда


Вопрос: Мы хотим спросить Вас о разнице между фардом и ваджибом. В чем причина того, что деяние ваджиб не может достигнуть степени фарда? И правда ли то, что Имам Аъзам называл Пятничный намаз ваджибом?

ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим

Имам Аъзам не называл Пятничный намаз ваджибом.

Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью и категоричностью, не допуская сомнений и на основе неоспоримых аргументов, является фардом.

Этому можно привести нижеследующие примеры:

Деяния, подобные пяти столпам Ислама, являются деяниями, которые стали фардом на основе повелений в Священном Куръане.

Чтение Куръана во время намаза является примером фарда, предписанного посредством мутаватир и машхур сунны.

Харамность продажи одного за другого в долг четырех видов еды — пшеницы, ячменя, фиников и соли — пример фарда, предписанного на основе иджмаъ.

Выполнение фард-деяния является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Не выполнивший фард-деяние, становится ослушником, будет подвергнут наказанию. Кто отрицает фард, тот становится неверным.

Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью, но на основе некатегоричных аргументов, является ваджибом.

Такие деяния, как фитр-садака, витр-намаз и два праздничных (ийд) намаза относятся к ваджиб деяниям.

Выполнение ваджиб намаза является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Но саваб за ваджиб воздается немногим меньше, чем за фард.

Человек, который не выполняет ваджиб-деяние, становится ослушником и подвергнется наказанию. Но наказание за это воздается немногим меньше наказания за невыполнение фарда. Отрицающий ваджиб не становится неверным.

Другие мазхабы кроме ханафитского, фард и ваджиб считают одним и тем же понятием и, объединяя их, оба называют ваджибом.

Однако в ханафитском мазхабе, учитывая вышеприведенные тонкие различия, два этих понятия считаются отдельными положениями. Валлаху аълам.

Отличие фарда от ваджиба у ханафитов

Отличие фарда от ваджиба у ханафитов

По мазхабу Ханафи предписания разрядов Фард и Ваджиб несут различную правовую нагрузку, хотя и весьма близки друг к другу в обязательности исполнения.

Фард. Как известно, предписание подобного разряда является для мусульманина Обязательным для исполнения. Мусульманин, не выполнивший Фард, получит тяжелое наказание в виде большого греха. Если же он не признает Фард как Обязательное Предписание религии(т.е. отвергает его), то становится Отступником (Муртад).

Ваджиб. Предписание этого разряда также является для мусульманина Обязательным для исполнения. Невыполнивший Ваджиб получает менее тяжелое наказание, чем при неисполнении Фарда. Человека, отвергнувшего (отрицающего) Ваджиб, нельзя квалифицировать как отступника.

"Ваджибы", как и "Фарды", делятся на два вида: - Айн и Кифайа.

Ваджиб-уль-Айн – этот вид ваджиба Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, ваджибы молитвы, поста).

Ваджиб-уль-Кифайа – этот вид ваджиба достаточно исполнить некоторым членам общины. В этом случае остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этого вида предписаний. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные о необходимости выполнения конкретного ваджиба.

Различие Ваджибов по времени исполнения: Мутлак Ваджиб и Мукаййад Ваджиб.

Мутлак Ваджиб – Предписание, исполнение которого не ограничено определенным временем. Например, Искупления (Каффара) и Зароки (Незир), которые необходимо выполнить в удобное время.

Мукаййад Ваджиб – Предписание, исполнение которого ограничено определенным временем. То есть, для исполнения подобного Ваджиба отведен определенный промежуток времени, начало и конец которого известны исполнителю.

Фард в исламе: обязанности верующих

Фард (фарз) – действия и поступки, которые обязательны для выполнения людьми. Как правило, указания на обязательность того или иного деяния содержатся в Священном Коране, а также в достоверных хадисах.

За соблюдение фарда верующий обретает большую награду, а за его оставление – большой грех. Кроме того, если человек не только не выполняет, но и отрицает необходимость его выполнения, то в таких случаях, по мнению большинства учёных, он впадает в неверие.

Наиболее яркими примерами обязательных действий считаются 5 столпов ислама (намаз, закят, шахада, ураза, хадж), каждый из которых – фард. Но при этом существуют некоторые исключения для тех людей, которые по физическим, психическим или иным причинам не в состоянии выполнять предписания Всевышнего частично или в полном объёме. Например, если человек прикован к инвалидному креслу и не может молиться стоя, то ему дозволено совершать намаз сидя .

Виды фарда

В исламском праве выделяется два вида фарда: индивидуальный (айн) и коллективный (кифая).

Коллективный фард – действия, которые возлагаются на мусульманскую общину в целом. Если один мусульман уже совершил фардуль-кифая, то с других эта обязанность снимается. Однако награду за совершение такого фарда получает только выполнивший его верующий. Если же коллективный фард не совершит ни один мусульманин, то грех запишется всем. Например, к числу коллективного фарда относится заучивание Корана наизусть. Пока в нашем обществе есть хафизы Благородного Писания, то со всех остальных мусульман эта обязанность снимается, но при этом саваб записывается только знатокам Корана.

Бывают такие ситуации, при которых коллективный фард становится индивидуальным. Например, забота и уход за больными людьми в исламе относится к категории фардуль-кифая. Но если в населённом пункте есть только один врач, который может заниматься лечением, то для него эта обязанность становится индивидуальной. Если же спустя некоторое время в этом селении появится ещё один доктор, то тогда лечение станет вновь коллективной обязанностью.

Приоритет одних обязанностей в исламе над другими

Нередко мы сталкиваемся с тем, что совершение одних наших обязанностей противоречит остальным. Например, мы обязаны поститься в месяц Рамазан, но при этом не должны вредить своему организму. В этой ситуации налицо столкновение обязанности по отношению к Аллаху, то есть пост, и обязанности по отношению к себе и обществу, то есть здоровье. Как правило, в таких случаях наиболее приоритетным выглядит фард по отношению к обществу, так как его невыполнение способно нанести ущерб, в то время как оставление фарда перед Всевышним вреда не наносит. Но это только в тех ситуациях, когда существует подобное противоречие.

Отличия фарза от ваджиба

В Шариате существует ещё одна категория действий, которые мусульманин обязан выполнять – это ваджиб (необходимые). Примерами таких действий могут служить совершение праздничной молитвы и витр-намаза (по ханафитскому мазхабу). За оставление как ваджиба, так и фарда человеку записывается грех, но за ваджиб – в меньшей степени. Кроме того, за отрицание обязательных деяний человек впадает в неверие, в то время как за отрицание необходимых человеку просто записывается грех. К тому же за совершение фарда награда больше, нежели за выполнение ваджиба.

Кто не обязан выполнять фард

1. Люди, не исповедующие ислам

Фард становится обязательным только для мусульман, но это вовсе не означает, что иноверцы или атеисты не будут нести ответственность за пропущенные намазы или пост. Если же человек исповедует ислам не с детства, а, например, стал верующим в 30 лет, то пропущенные фарды ему восполнять не нужно. В Священном Писании сказано:

«Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (8:38)

Исключением из этого правила являются вероотступники – люди, которые были мусульманами, затем отреклись от религии, а после вновь вернулись к ней. В данной ситуации человеку придётся восполнить все пропущенные фарды, которые он оставлял в период неверия.

2. Несовершеннолетние

Фард обязателен только для совершеннолетних, но по исламу, а не официальному законодательству. Подтверждением тому служит хадис: «Поступки троих не засчитываются: юноши, который не достиг совершеннолетия, спящего и душевнобольного» (Тирмизи). Совершеннолетие у молодого человека наступает в тот момент, когда у него появляется поллюция – непроизвольное выделение семени, как правило, происходящее во сне. Если же поллюции нет, то он считается дееспособным с 15-летнего возраста. Что же касается девочек, то у них совершеннолетие наступает с появлением менструации, а если её нет – то также с 15-летнего возраста.

3. Душевнобольные

Фард обязателен только для разумных людей. Если человек душевнобольной, то ему не следует выполнять предписания Всевышнего до тех пор, пока он, по Его воле, не станет полноценным. Если же верующий временно пребывает в неадекватном состоянии не по своей вине, например, если выпил алкоголь, не зная об этом, то он так же освобождается от выполнения фарда до того, пока не придёт в себя. В данном случае пропущенные фарды восполнять не нужно. Если же человек опьянел по своей вине, то все оставленные намазы ему нужно будет восполнить.

4. Женщины, пребывающие в состоянии ритуального осквернения

Четвёртой категорией людей, которые освобождаются от всех видов фарда, считаются женщины во время менструации или послеродовых кровотечений. (Об этом более подробно Вы можете прочитать здесь ).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу уалейкум уа рахматуллахи уа баракатуху. Да вознаградит вас Аллах за ваш труд.У меня тема закята. Мы с мужем уже 10 лет в браке. И своей квартиры у нас не было. Моя Мама оставила нам свою 1 комн. Мы ее продали и купили 2-х в другом районе. У нас 4-ро детей. И старшему уже пора жениться. Но комнаты у нас совсем тесные и кухня. Мы не вмещаемся уже. Дети растут и т.д. У меня маленький бизнес. Перепродаю товар, надбавляя цену. Ну, в общем мы копим на дом побольше. И собралась сумма закята. Муж работает вахтой. У него практически нет зубов, чтобы их сделать нужны деньги. Собранные деньги - это в основном от моего бизнеса. Скажите пожалуйста, могу ли я дать ему сумму закята на то, чтобы он сделал себе зубы, протез? Если нет, то скажите, могу ли я разделить сумму закята между нуждающимися людьми. И на сколько можно его разделить?

Текст хадисов о разделение сунны намаза от фарда:

Ас-Саиб ибн Язид рассказывал: "Однажды я совершал вместе с Му'ауией пятничную молитву в отдельной комнате, и после того, как имам произнес слова таслима, я поднялся и совершил дополнительную молитву на своем прежнем месте, а когда Му’ауия зашел к себе, он послал ко мне человека, чтобы сказать: “Больше не повторяй того, что ты сделал! Совершив пятничную молитву, не начинай сразу после нее другую, пока не поговоришь или не покинешь места. Поистине, так велел нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказавший, чтобы мы не переходили от одной молитвы к другой, не поговорив или не покинув места совершения молитвы". Муслим 883.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разве не в состоянии вы подвинуться в перед, или отодвинуться назад, вправо или влево во время молитвы?!» Передатчик этого хадиса Хаммад добавил: “Т.е. добровольной молитвы”. Абу Дауд 1006. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “На этот хадис опирались наши сторонники (ханафиты) в качестве довода на то, что человек не совершает добровольные намазы на месте совершения обязательной!” См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 4/291.

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “В этом хадисе довод на то, что не следует совершать добровольную молитву на том месте, на котором была совершена обязательная! Необходимо подвинуться в перед или назад, вправо или влево”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/308.

Къайс ибн Абдуллах рассказывал со слов человека из числа сподвижников: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву аср и один человек встал, чтобы совершить намаз. Когда же Умар ибн аль-Хаттаб его увидел, он сказал ему: «Сядь! Поистине, люди Писания были погублены по той причине, что не делали разделения между своих молитв!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же сказал: «Отлично, о сын аль-Хаттаба!»” Ахмад 5/368. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2549.

Если с предыдущих хадисов можно было сделать вывод, что разделение между обязательной и добровольной молитвами словами или сменой места является желательным, то этот хадис указывает на обязательность этого. Шейх аль-Альбани сказал: "Текст этого хадиса ясно указывает на запрет совершения Сунны после обязательной молитвы, не произнеся слов или не сменяя место!" См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 6/105.

Из книги «Кашфу-ль-Лисам»:

[Соблюдение поста перед Рамаданом]

Слова «Не предваряйте» означают: не соблюдайте перед началом месяца Рамадан пост, причисляя его к этому месяцу из соображений предосторожности, если [в ночь на 30-й день Ша’бана] на небе не будет препятствий видимости, таких как облака или пыль, в противоположность рафидитам, которые утверждают, что надо предварять Рамадан соблюдением поста, нежели наблюдать за луной.

Нежелательность соблюдения поста перед началом Рамадана может иметь несколько смыслов:

Один из них: опасение прибавить к Рамадану то, что к нему не относится, подобно тому, как запрещено по этой же причине и соблюдать пост в день праздника; а также предостережение от того, во что впали люди писания в их посте, когда они прибавили к нему по своему усмотрению и желанию.

Ат-Табарани передаёт со слов ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах!): “[В первое время] люди соблюдали пост перед началом месяца до того, как его начинал соблюдать Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника…» (Св. Коран, 49: 1)”.

Другой смысл: отделение обязательного поста от желательного.

Шариат узаконил разграничение между обязательными и желательными действиями. По этой причине Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил соединять обязательную молитву с необязательной, не отделяя их посредством произнесения салама, либо посредством разговора, а особенно – утреннюю молитву.

Третий смысл: получение сил для соблюдения поста в Рамадане.

Непрерывность поста забирает силы и ослабляет соблюдение обязательного поста. Если же не поститься за день или за два до начала обязательного поста, то это позволит набрать больше сил для его соблюдения. Однако это спорный момент, поскольку отсутствует нежелательность соблюдения поста в течение более чем двух дней, предшествующих Рамадану и соблюдения поста в течение всего месяца Ша’бан, что является еще более существенным по смыслу ослабления сил.

Хотя конечно же, не соблюдать пост, желая тем самым набраться сил для исполнения поста Рамадана, является хорошим делом для того, кого ослабляет непрерывность поста.

Один из сподвижников говорил: “Воистину, я желаю посвятить Аллаху свой сон точно так же, как и желаю посвятить Ему своё бодрствование”. (То есть, спать с намерением набраться сил, чтобы поклонятся лучше Аллаху).

Также в одном из хадисов говорится: «Кто ест и благодарит Аллаха подобен тому, кто постится и проявляет терпение» (ат-Тирмизи и др.). На это также указывает хафиз Ибн Раджаб в своей книге «Лятаиф».

Источник: Имам Мухаммад ас-Сафарини «Кашфу-ль-Лисам».


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Чем отличается намаз фард от Сунны?

Порядок выполнения Различие ракаатов фард от ракаатов сунна в том, что в ракаатах сунна суры из Корана читаются про себя. А в первых двух ракаатах фард суры из Корана читаются вслух, исключение составляют полуденная и послеполуденная молитвы.

Сколько Ракат утренний намаз?

Количество ракаатов: от 2 до 4. Время выполнения: через 15—20 минут после полного восхода Солнца. Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода Солнца, а потом выполнит два ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за хадж и умру.

Как начинается намаз?

Что означает Сунна в намазе?

Су́нна (араб. سنة — «обычай; пример») — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина.

Что значит слово Макрух?

Макрух (араб. مكروه‎) — действия, которые шариат признает нежелательным (танзих) или запретным (тахрими). Макрух делится на макрух ат-тахрим и макрух ат-танзих. Совершение макрух ат-тахрима запрещено и является грехом, а совершение макрух ат-танзиха грехом не является.

Какие Сунны бывают?

Понятие сунны делится на три вида:

Сколько раз в день можно читать намаз?

Когда можно а когда нельзя читать намаз?

Как совершать намаз если болеешь?

Если вы, к примеру, простужены, но можете стоять, совершайте намаз как обычно. Кашель и насморк не портят намаз, так как совершаются не намеренно, а по причине болезни. Если же болезнь более тяжелая, и предписан постельный режим, можно совершить намаз лежа, при этом следует повернуться в сторону киблы.

Нужно ли возмещать сунна намазы?

Сколько сунн в Коране?

В Коране насчитывается 114 сур (глав) разной длины (от 3 до 286 аятов, от 15 до 6144 слов). Все суры разделены на аяты (стихи). По различным подсчётам в Коране от 6204 до 6236 аятов и более 320 тысяч букв.

Что означает фард и Сунна?

Что значит Суннат?

Су́нна (араб. سنة — «обычай; пример») — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина.

Сколько сунн в Коране?

В Коране насчитывается 114 сур (глав) разной длины (от 3 до 286 аятов, от 15 до 6144 слов). Все суры разделены на аяты (стихи). По различным подсчётам в Коране от 6204 до 6236 аятов и более 320 тысяч букв.

Чем отличается фард от Ваджиба?

Ваджиб (араб. واجب‎) — обязательное в шариате правило, имеющее веские доказательства, однако не столь веские, как у фарда. Отрицание ваджиба не является неверием, но ведет к фиску (это не относится, например, к ваджибу в намазе, где ваджиб (необходимое в намазе действие) имеет иной смысл).

Что такое Парз?

ПАРЗ — подвижной автомобильный ремонтный завод …

Сколько хадисов у Пророка Мухаммада?

Традиционно для сборников отбирается 40 хадисов аль-Кудси. Отличие хадисов кудси от аятов Корана: 1. Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис кудси — по смыслу к Аллаху, а по форме от пророка Мухаммада; 2.

Чем отличается фард от Сунната?

Порядок выполнения Различие ракаатов фард от ракаатов сунна в том, что в ракаатах сунна суры из Корана читаются про себя. А в первых двух ракаатах фард суры из Корана читаются вслух, исключение составляют полуденная и послеполуденная молитвы.

Чем отличается Сунна от хадиса?

Что раньше была написана Библия или Коран?

Поскольку еврейская Библия и христианский Новый Завет были созданы раньше Корана, среди религиоведов существует мнение, что версии Корана прямо или косвенно используют эти источники.

Что лежит в основе законов шариата?

Что такое Ваджиб в намазе?

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Сколько Ракатов фард намаз?

Для каждой обязательной молитвы предусмотрено определенное количество ракатов. Существует пять обязательных молитв, которые следует совершать в течение дня и ночи: Рассветный намаз носит название «Фаджр намаз», состоит из двух ракаатов суннат-намаза и двух ракаатов фард-намаза.

Сколько Ракаатов в намазе Витр?

В ханафитском мазхабе намаз-витр состоит из 3 ракаатов, а в трёх других суннитских мазхабах — из 1 ракаата. При определённых условиях намаз-витр можно совершить с большим количеством ракатов. Молитва совершается индивидуально, но в месяце Рамадан его можно совершать коллективно во главе с имамом (джамаатом).

Читайте также: