Почему идет перезарядка на уаз

Обновлено: 06.07.2024

Перезаряд и колебания стрелки вольтметра

На протяжении нескольких лет прогрессировал один недуг в бортовой сети УАЗа (по началу не очень то и напрягал), стрелка вольтметра постоянно колебалась показывая перезаряд 14.7-15.5v. Генератор нагружался (было слышно по звуку) в такт колебаниям стрелки вольтметра.
Замена регулятора напряжения (шоколадки) ничего не изменило.
Зато нашёл в интернете способ и схему проверки этих "шоколадок".
Сразу говорю, что схема не моя (спасибо ребятам которые делятся своими идеями и наработками).
Для проверки нужен прибор с ручной регулировкой напряжения (в моём случае зарядное устройство для АКБ).
Минус зарядного соединяем с массой регулятора, контрольную лампу на контакты "В" и "Ш" (выход на щётки), плюс зарядного на плюсовой контакт "В" регулятора.
Выставляем напряжение примерно 12.7В, контрольная лампа должна гореть. Повышаем напряжение. При достижении напряжения 14.4-14.5В, лампа должна погаснуть.
Проверил все свои (накопленные за несколько лет) регуляторы. В итоге всего два оказались рабочими.
Следом поменял проводку от генератора до батареи и стартера проводом большего сечения (солидный такой провод, квадратов 25), заодно на будущее вывел отдельный монтажный блок под переделку передней проводки (задняя давно на отдельном монтажном блоке)
Ну после этого думал, что проблема точно разрешится. Наивный. Как дёргалась стрелка так и дёргается.
Рабочий генератор с другой машины проблему тоже не решил.
На этом этапе решил взять тайм-аут и углубился в познания электрики (науке о контактах).
Генератор у меня установлен 161.3771 с обидной приставкой "кастрат" (имеет встроенный регулятор напряжения, но не имеет дополнительного диодного полумоста для самовозбуждения). Так что возбуждение этого генератора идёт через замок зажигания.
При замере напряжения на проводе который подключается к регулятору напряжения, просадки составила аж больше трёх вольт.
Вот она и причина перезаряда и конвульсий стрелки вольтметра.
Понятно что нужно полностью менять цепь возбуждения генератора. А следом за ней и цепь коммутатора и освещения и стеклоочистителя и т.д и т.п. Автомобиль 1994 года выпуска и проводка просто выработала себя.
Всё бы ничего, но на дворе зима и выполнить такой объём работ просто не представляется возможным. И до лета тянуть не хотелось. Угробить два новых аккумулятора не было никакого желания.
Как всегда полез в дебри интернета.
В итоге нашёл способ устранения данного дефекта с помощью четырехконтактного реле (схема и идея не мои, спасибо думающим светлым головам, которые делятся с нами своими наработками). Как всегда всё очень просто до гениальности. В разрыв провода возбуждения устанавливаем реле (схема прилагается) и стрелка вольтметра замирает как влитая на отметке 14.2-14.4В.
Я конечно понимаю, что это временная мера, но до летних теплых дней дотяну, а там и проводку переднюю всю поменяю.
Вот такая эпопея с электричеством "Наукой о контактах".
Целью этой статьи было объединение разрозненной информации.
Буду очень рад если кому-то пригодится моя писанина.

Перезаряд аккумулятора

Перезарядка автомобильного аккумулятора возникает при подаче на его клеммы напряжения выше предельно допустимого – 14,6–14,8 В. Эта проблема наиболее характерна для старых моделей (УАЗ, «классика» ВАЗ) и автомобилей с большим пробегом в силу конструктивных особенностей и ненадежности элементов электрооборудования.

Перезаряд возможен при выходе из строя генератора и при неправильном использовании зарядного устройства. Разобраться, почему идет перезарядка аккумулятора, чем она опасна, может ли перезарядиться автомобильный аккумулятор на исправной машине, как найти и устранить причину перезаряда, поможет эта статья.


Как определить перезаряд аккумулятора

Достоверно определить перезаряд аккумулятора можно, измерив напряжение на выводах батареи при помощи мультиметра. Порядок проверки следующий:

  1. Завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры, дождавшись падения оборотов до холостых.
  2. Включить мультиметр в режим измерения постоянного (DC) напряжения в диапазоне 20 В.
  3. Соединить красный щуп с клеммой «+», а черный – с клеммой «–» аккумулятора.

Среднее напряжение в бортовой сети при отсутствии включенных потребителей (фары, обогрев, кондиционер и т. д.) – в пределах 13,8–14,8 В. Допустимо кратковременное превышение до 15 В в первые минуты после запуска при значительном разряде АКБ! Напряжение свыше 15 В на клеммах указывает на перезаряд аккумулятора автомобиля.

На перезарядку АКБ в автомобиле также косвенно указывают следующие признаки:


Окисленные клеммы, покрытые зеленым налетом — косвенный признак частых перезарядок.

  • лампы в фарах и подсветке салона светятся ярче;
  • часто перегорают предохранители (при пониженном напряжении они тоже могут гореть из-за роста токов);
  • бортовой компьютер сигнализирует о превышении напряжения в сети; или видны следы электролита на корпусе; и покрываются зеленым налетом.

При стационарной зарядке АКБ перезаряд определяется по показаниям, по звуку или визуально. Напряжение заряда не должно превышать 15–16 В (в зависимости от типа АКБ), а зарядный ток быть не более 20–30% емкости батареи в ампер-часах. Бульканье и шипение, активное образование пузырьков на поверхности электролита сразу после установки на зарядку свидетельствуют о его кипении и неоптимальном режиме зарядки.

Перезаряженная АКБ хуже держит заряд, перегревается, корпус её может вздуться и даже лопнуть, а вытекающий электролит разъедает ЛКП и патрубки. Повышенное напряжение в сети приводит к выходу из строя электрооборудования. Чтобы не допустить этого, проблему нужно срочно устранять, выяснив почему происходит перезарядка аккумулятора. О том, как это сделать – читайте ниже.

Почему идет перезарядка аккумулятора

Перезаряд аккумулятора от зарядного устройства является следствием неверного выбора времени зарядки, напряжения и тока в ручном режиме или неисправности самой зарядной установки. Кратковременная перезарядка от ЗУ менее опасна, чем от генератора, так как обычно не успевает привести к необратимым последствиям.

Причины перезаряда аккумулятора автомобиля на борту на 90% кроются именно в неисправном генераторе. Поэтому именно его нужно осматривать и проверять в первую очередь. Реже причина перезарядки аккумулятора кроется в неисправностях проводки. Конкретные причины повышенного напряжения и их последствия перечислены в таблице.

Таблица причин перезарядки аккумулятора автомобиля:

На некоторых автомобилях перезаряд аккумулятора от генератора является характерной проблемой, вызванной конструкционными недостатками. Размещенная ниже таблица поможет выяснить, в каких моделях идет перезаряд аккумулятора, и в чем его причина.

Таблица с причинами «врожденных недостатков» на некоторых авто, которые влекут за собой перезаряд аккумулятора:

Марка автомобиля Причина перезаряда АКБ от генератора
УАЗ Перезарядка часто идет из-за плохого контакта реле регулятора. Часто возникает на «буханках», но и на Патриотах тоже бывает. При этом родной вольтметр еще не показатель перезаряда, так как может зашкаливать и без причины. Проверять перезаряд нужно только заведомо точным прибором!
ВАЗ 2103/06/7 (классика) Плохой контакт в контактной группе замка (клеммы 30/1 и 15), на контактах реле-регулятора, а также из-за плохого контакта массы между регулятором и кузовом машины. Поэтому, перед заменой «шоколадки» нужно зачистить все эти контакты.
Хендай и Киа На Hyundai Accent, Elantra и других моделях, а также на некоторых KIA, из строя часто выходит блок регулятора напряжения на генераторе (каталожный номер 37370-22650).
Газель, Соболь, Волга Плохой контакт замка зажигания и/или разъема блока предохранителей.
Лада Приора Падение напряжения на контакте генератора L или 61. Если оно ниже более чем на 0,5 В, чем на АКБ – нужно прозванивать проводку и искать место просадки.
Форд Фокус (1,2,3) Просадка напряжения на разъеме регулятора генератора (красный провод). Часто из строя выходит сам регулятор.
Митсубиси Лансер (9, 10) Окисление или обрыв в фишке генератора контакта S (обычно оранжевый, бывает и синий), из-за чего РР выдает повышенное напряжение.
Шевроле Круз Напряжение бортсети немного выше 15 В является нормой! ЭБУ анализирует состояние батареи и с помощью ШИМ регулирует подаваемый на нее вольтаж в диапазоне 11–16 В.
Дэу Ланос и Нексия На Daewoo Lanos (с моторами GM), Nexia и других авто GM с «родственными» моторами причина перезаряда почти всегда кроется в неисправности регулятора. Проблема его замены осложняется трудностью демонтажа генератора для ремонта.

К чему приводит перезаряд аккумулятора

При выявлении проблемы важно срочно устранить перезаряд автомобильного аккумулятора, последствия которого могут не ограничиться выходом из строя АКБ. Из-за повышенного вольтажа могут и выйти из строя и другие узлы. К чему приводит перезаряд аккумулятора и по каким причинам – смотрите в таблице ниже:

Чем грозит перезарядка аккумулятора: основные неисправности

Последствия перезаряда Почему это происходит Чем это может закончиться
Выкипание электролита Если ток продолжает поступать на 100% заряженную АКБ, это вызывает активное кипение электролита и образование кислорода и водорода в банках. Снижение уровня электролита приводит к перегреву и разрушению пластин. Возможны небольшой взрыв и пожар, из-за воспламенения водорода (из-за искрового разряда между оголившимися пластинами).
Осыпание пластин Под воздействием тока пластины, которые обнажились после выкипания жидкости, перегреваются, их намазка трескается и осыпается. Аккумулятор восстановить невозможно, придется покупать новую батарею.
Подтекание электролита Выкипая, электролит выделяется через вентиляционные отверстия и попадает на корпус АКБ. Кислота, содержащаяся в электролите, разъедает ЛКП в подкапотном пространстве, некоторые виды изоляции проводов, патрубки и другие нестойкие к агрессивной среде детали.
Разбухание АКБ При кипении электролита давление повышается и аккумуляторы (особенно необслуживаемые) раздуваются. От деформаций осыпаются или замыкаются свинцовые пластины. При чрезмерном давлении корпус батареи может лопнуть, повредив и забрызгав кислотой детали в подкапотном пространстве.
Окисление клемм Испаряясь из АКБ, кислотный электролит конденсируется на соседних деталях, из-за чего клеммы батареи и другие узлы покрываются слоем окислов. Ухудшившийся контакт приводит к нарушению работы электросети на борту, кислота может разъедать изоляцию и патрубки.
Выход из строя электроники Повышенное напряжение становится причиной повреждения чувствительных к параметрам электропитания электронных компонентов и датчиков. Из-за превышения напряжения горят лампы, предохранители. В современных моделях возможен выход из строя ЭБУ, блока кондиционера и других модулей бортовой электроники. Повышается риск возгорания из-за перегрева и разрушения изоляции, в особенности при использовании нештатных некачественных аксессуаров и запчастей.
Перегорание генератора Выход из строя реле-регулятора и замыкание обмоток вызывают перегрев генератора. В случае если перегрев генератора приведет к перегоранию его обмоток, придется перематывать статор/ротор (что долго и дорого) или менять генератор в сборе.

Вне зависимости от типа АКБ, важно не допускать ее перезаряда. Для всех видов батарей одинаково опасен перезаряд аккумулятора, но последствия могут быть разные:


Взрыв АКБ — последствия перезаряда.

  • Сурьмянистые (Sb-Sb). Классические обслуживаемые АКБ, в которых пластины легированные сурьмой, относительно легко переживают непродолжительный перезаряд. При своевременном обслуживании все ограничится доливкой дистиллированной воды. Но именно эти АКБ более чувствительны к высокому напряжению, так как перезаряд возможен уже при напряжении более 14,5 вольт.
  • Гибридные (Ca-Sb, Ca+). Необслуживаемые или малообслуживаемые АКБ, положительные электроды которых легированны сурьмой, а отрицательные – кальцием. Меньше боятся перезаряда, лучше выдерживают напряжения (до 15 вольт), медленно теряют воду из электролита при кипении. Но, если допустить сильный перезаряд, то такие АКБ вздуваются, возможно короткое замыкание, а иногда и разрывание корпуса.
  • Кальциевые (Ca-Ca). Необслуживаемые или малообслуживаемые АКБ самого современного подвида. Отличаются минимальными потерями воды при кипении, устойчивы к высокому напряжению (на последней стадии заряжаются напряжением до 16–16,5 вольт), поэтому минимально подвержены перезаряду. Если же допустить его – АКБ тоже может лопнуть, забрызгав все электролитом. Сильный перезаряд и глубокий разряд одинаково губительны, так как вызывают необратимую деградацию пластин, их осыпание.
  • С абсорбированным электролитом (AGM). Аккумуляторы AGM отличаются от классических тем, что пространство между электродами в них заполнено специальным пористым материалом, который впитывает электролит. Такая конструкция предотвращает естественную деградацию, позволяя выдерживать много циклов заряда-разряда, но она очень боится перезаряда. Предельные напряжения зарядки – до 14,7–15,2 В (указывается на АКБ), если подавать больше – велик риск осыпания электродов. А так как аккумулятор необслуживаемый и герметичный – он может взорваться.
  • Гелевые (GEL). Аккумуляторы, в которых жидкий кислотный электролит загущен кремниевыми соединениями. Эти АКБ практически не используются как стартерные, но могут устанавливаться для питания мощных потребителей на борту (музыка и т. п.). Они лучше переносят разряд (выдерживают сотни циклов), но боятся перезаряда. Предельное напряжение для GEL-аккумуляторов – до 14,5–15 В (иногда – до 13,8–14,1). Такая батарея герметична, поэтому при перезаряде легко деформируется и трескается, но опасность вытекания электролита в данном случае отсутствует.

Что делать, когда идет перезаряд?

При перезаряде аккумулятора прежде всего следует найти первопричину, а потом провести диагностику батареи. Что нужно делать при перезарядке аккумулятора по конкретным причинам, рассказано ниже.

Перезарядка стационарным зарядником

Перезаряд аккумулятора от зарядного устройства возможен при использовании неисправного блока питания или неверно подобранных параметрах зарядки в ручном режиме.

  • Необслуживаемые батареи заряжаются постоянным током величиной в 10% от их емкости. Напряжение будет регулироваться автоматически, а когда оно достигнет 14,4 В – ток надо снизить до 5%. Зарядку следует прервать не более чем через 10–20 минут после начала кипения электролита.
  • Обслуживаемые. Используйте зарядку постоянным напряжением, рекомендуемым для вашей АКБ (для кальциевых немного выше, чем для гибридных или AGM). При наборе около 100% емкости ток течь перестанет и зарядка прекратится сама. Длительность процесса может достигать суток.

Перезарядка аккумулятора автомобиля зарядным устройством обычно происходит из-за неисправности определенных его компонентов. В трансформаторных ЗУ причиной повышения вольтажа часто становятся межвитковое КЗ обмотки, поломка переключателя и неисправности диодного моста. В автоматических импульсных ЗУ чаще выходят из строя радиокомпоненты управляющего контроллера, например, транзисторы или регулятор-оптрон.

Защита автомобильного аккумулятора от перезаряда гарантирована при использовании зарядного устройства, собранного по следующей схеме:


Защита аккумулятора от перезаряда: схема своими руками


Защита от перезаряда аккумулятора 12 вольт: схема ЗУ

Перезаряд аккумулятора на машине от генератора

Если перезарядка аккумулятора обнаружена в пути, нужно защитить АКБ от выкипания или взрыва, снизив подаваемое напряжение или отключив его подачу одним из трех способов:

  • Ослабление натяжки ремня генератора. Ремень будет проскальзывать, свистеть и скорее всего придёт в негодность и потребует замены в ближайшее время, но зато мощность генератора упадет.
  • Отключить генератор. Сняв провода с генератора и заизолировав висящие клеммы, можно добраться домой на АКБ, по минимуму используя электроприборы на борту. Заряженной АКБ хватит примерно на 1–2 часа езды без включенных фар, с фарами – вдвое меньше.
  • Снять ремень с генератора. Совет подходит для моделей, в которых генератор приводится в действие отдельным ремнем. Эффект идентичен предыдущему варианту, но способ может быть проще, если открутить два винта натяжения для снятия ремня. Это удобнее, чем снимать клеммы и изолировать провода.

Если напряжение генератора не превышает 15 вольт, а ехать недалеко – отключать генератор не нужно. Просто двигайтесь с малыми оборотами к месту ремонта включив как можно больше потребителей: ближний свет, вентилятор отопителя, обогрев стекла и т. д. Если дополнительные потребители позволяют снизить вольтаж, оставьте их включенными.

Перезаряд аккумулятора от генератора происходит при неправильной работе регулирующих элементов (диодного моста, реле регулятора). Общий порядок проверки такой:

  1. Напряжение на клеммах АКБ на холостых оборотах должно составлять 13,5–14,3 В (зависит от модели авто), а при увеличении их до 2000 и более – повышаться до 14,5–15 В. Если поднимается заметно больше – идет перезаряд.
  2. Разница между напряжением на клеммах АКБ и на выходе реле-регулятора, не должна превышать 0,5 В в пользу АКБ. Большая разница – признак плохого контакта. с помощью 12-вольтовой лампы. Нужен регулируемый источник напряжения с диапазоном 12–15 В (например, ЗУ для АКБ). Его «+» и «-» нужно соединить со входом и массой РР, а лампу – со щетками или выходом РР. При увеличении напряжения более 15 В загоревшаяся при подаче питания лампа должна погаснуть. Если лампа продолжает светиться – регулятор неисправен и подлежит замене.


Схема проверки реле-регулятора


Проверка реле регулятора: видео

Чтобы предотвратить перезаряд аккумуляторной батареи, следите за состоянием проводки и периодически контролируйте напряжение на клеммах. Не держите провода на скрутках, пропаивайте соединения и используйте термоусадочную трубку вместо изоленты для защиты соединений от влаги!

В некоторых авто, зарядка в которых идет от вывода B+ генератора напрямую к АКБ, можно для подстраховки организовать защиту батареи от перезаряда через реле контроля напряжения вроде 362.3787-04 с диапазоном регулирования 10–16 В. Такая защита от перезаряда аккумулятора 12 вольт прекратит подачу питания на него при повышении напряжения свыше допустимого для этого типа батареи.

Установка дополнительной защиты обоснована только на старых моделях, особо подверженных перезаряду аккумулятора из-за недостатков конструкции. В остальных случаях и регулятор самостоятельно справляется с управлением зарядкой.


В разрыв провода Р (помечен красными полосками) подключается реле.

Схема соединений генератора:

  1. Аккумуляторная батарея.
  2. Генератор.
  3. Монтажный блок.
  4. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
  5. Выключатель зажигания.

Самые частые вопросы

Будет ли перезаряжаться АКБ, если поставить генератор большей мощности?

Нет, так как вне зависимости от мощности генератора напряжение на его выходе ограничивается реле-регулятором до максимального допустимого для АКБ.

Влияет ли на перезаряд диаметр силовых проводов?

Увеличенный диаметр силовых проводов сам по себе не может быть причиной перезаряда батареи. Однако замена поврежденной или некачественно соединенной проводки может привести к увеличению напряжения заряда, если неисправен генератор.

Как правильно подключить второй (гелевый) АКБ, чтобы не было перезаряда?

Чтобы не допустить перезаряда гелевого АКБ, его нужно подключать через устройство развязки. Для недопущения превышения напряжения желательно использовать клемму с ограничителем или другой контроллер вольтажа (например, реле контроля напряжения 362.3787-04).

Генератор перезаряжает АКБ, можно ли доехать до дома со снятым аккумулятором?

Если сломалось реле-регулятор – нельзя вообще отключать АКБ. Снижение нагрузки поднимет и без того высокое напряжение с генератора, из-за чего могут выйти из строя лампы и бортовая электроника. Поэтому при перезаряде на машине вместо АКБ отключайте генератор.

Нужно ли менять электролит после долгой перезарядки аккумулятора?

Электролит в АКБ меняется только после восстановительного ремонта батареи. Сама по себе замена помутневшего из-за осыпавшихся пластин электролита проблемы не решает. Если электролит чистый, но уровень его низкий, необходимо долить дистиллированную воду.

Как долго можно заряжать аккумулятор для повышения плотности электролита (выпаривания воды)?

Временные ограничения индивидуальны и зависят от исходной плотности. Главное – не превышать ток заряда в 1–2 А и дождаться достижения плотности электролита 1,25–1,28 г/см³.

Стрелка датчика заряда батареи постоянно на плюсе — это перезаряд?

Стрелка индикатора зарядки на приборной панели в плюсе – ещё не признак перезаряда. Нужно проверить реальное напряжение на клеммах АКБ. Если оно в норме, возможно, неисправен сам индикатор.

Перезаряд аккумулятора: признаки, причины, последствия.

Перезаряд автомобильного аккумулятора от бортовой сети – гораздо более серьезная проблема, чем недозаряд. Для восстановления разряженной батареи обычно достаточно подключить зарядное устройство, а самое серьезное последствие – временная невозможность запуска двигателя. Постоянно перезаряжавшуюся АКБ нередко приходится менять, а ставшие причиной перезаряда неполадки могут вывести из строя не только её, но и лампы, мультимедийные системы и даже ЭБУ. Поэтому при первых признаках перезаряда аккумулятора нужно как можно скорее найти источник проблемы.

Основные признаки и последствия перезаряда аккумулятора автомобиля

Перезаряд автомобильного аккумулятора происходит при длительной подаче на его клеммы напряжения свыше 15 В. Это провоцирует интенсивное «кипение» электролита, а точнее, активное выделение кислорода и водорода в результате электролиза содержащейся в нём воды. Часть электролита при этом переходит в газообразное состояние или выплескивается через вентиляционные каналы, его уровень падает, а активные пластины батареи покрываются налетом, окисляются и даже разрушаются. Попадание раствора серной кислоты на проводку и лакокрасочное покрытие приводит к их повреждению. При неблагоприятных условиях скопившаяся внутри корпуса батареи или подкапотном пространстве гремучая смесь газов и вовсе может взорваться.

Типичные внешние признаки перезаряда АКБ:

• интенсивное булькание и шипение внутри аккумулятора;

• белые разводы от вытекающего электролита на поверхности батареи;

• вздутие корпуса аккумулятора;

• зеленоватый налет на клеммах АКБ.

На превышение напряжения во всей бортовой сети указывает слишком яркое свечение ламп в фарах и плафонах подсветки, а также перегорание их и предохранителей, некорректная работа панели приборов и автомобильной электроники. Бортовой компьютер, а также всевозможные внешние устройства со встроенным вольтметром, если таковые имеются, не всегда позволяют заметить проблему из-за невысокой точности. К тому же в некоторых случаях вольтаж может быть превышен незначительно или только на самой батарее.

Самый точный способ обнаружения перезаряда – замер напряжения на клеммах АКБ с помощью мультиметра, работающего в режиме вольтметра. Проводить его нужно при запущенном и прогретом двигателе. Нормальными для большинства автомобилей считаются показания в диапазоне 13,8–14,8 В. В моделях с кальциевыми аккумуляторами вольтаж может быть чуть выше – до 16 В. Для остальных превышение 15 В – явный признак перезаряда.

5 основных причин перезарядки АКБ:

1. Неисправный генератор. К повышению вольтажа может привести замыкание обмоток, пробой диодного моста и другие неполадки автомобильного генератора.

2. Выход из строя реле-регулятора. Именно это устройство отвечает за ограничение генерируемого напряжения, в том числе подаваемого на АКБ.

3. Кустарный тюнинг. Некоторые автовладельцы с целью ускорения заряда аккумулятора слабым или изношенным генератором добавляют в цепь между ним и реле-регулятором обманки, повышающие напряжение. При их некорректной работе возникает перезаряд.

4. Повреждение проводки. При отсутствии контакта на клеммах, неправильно подобранном или плохо обжатом проводе или в случае повреждения проводки подача напряжения от генератора может быть увеличена из-за повышенного сопротивления в цепи.

5. Неправильная зарядка. Перезарядка АКБ возможна и при подключении зарядного устройства – неисправного или с неверно выбранными параметрами. Последствия для батареи могут быть те же, что и в случае с превышением напряжения в бортовой сети, с той лишь разницей, что в данном случае пострадает только аккумулятор.

Что делать в случае перезаряда аккумулятора

Когда перезаряд аккумулятора происходит при подключении зарядного устройства, следует убедиться в его работоспособности и проверить, верно ли выбраны параметры зарядки. Симптомы перезаряда могут быть вызваны неполадками в самой батарее – коротким замыканием, разрушением пластин или низким уровнем электролита.

Если обнаружено превышение напряжение в бортовой сети, желательно сразу принять меры для его снижения перед продолжением движения. Для этого можно отключить генератор, заизолировав его клеммы, либо ослабив или сняв приводной ремень. Снятие ремня генератора возможно лишь в том случае, если он одновременно не приводит в действие другие агрегаты. На аккумуляторе можно проехать 50–70 км до ближайшего сервиса. А вот отключать саму батарею не стоит, так как это приведет к ещё большему росту напряжения в бортовой сети, что может стать причиной выхода из строя электроники. Если напряжение превышено незначительно, можно попробовать включить дополнительные потребитель – вентилятор, обогрев стекла и сидений и т. д.

Специалисты АТЦ ЯУЗА МОТОРС найдут и устранят причины перезаряда аккумулятора и повышенного напряжения в бортовой сети, а также любые другие проблемы с электрооборудованием автомобиля.

Ждем вас в наших филиалах в Медведково, на Таганке, в Бутово, Перово и Митино. Доступные цены, квалифицированные мастера, профессиональное оборудование, комфортные зоны ожидания, официальное оформление и гарантия на все виды работ.

Перезаряд аккумулятора

При разумной эксплуатации аккумулятор практически не создает проблем на протяжении всего срока службы. Другое дело, если батарея работает в экстремальных режимах, наиболее критичный из которых – перезаряд. О том, что такое перезаряд АКБ, и как его не допустить, пойдет речь в этой статье.

Что такое перезаряд аккумулятора

По сути, это заряд сверх нормы, и чтобы подробнее разобраться в теме следует сначала понять, что такое норма. Штатное напряжение на клеммах полностью заряженного АКБ в среднем составляет 12,7V. При пуске двигателя этот показатель падает, так как отдается значительное количество электроэнергии.

После старта боровую сеть машины питает генератор, обеспечивая напряжение порядка 14,5V. Ток поступает на пластины электрода аккумулятора, запуская восстановительные процессы в электролите – таким образом батарея заряжается.

Если этот процесс происходит при повышенном напряжении (более 20V) длительное время, решетки электродов АКБ начинают греться, а вода в банках испаряться и бурлить, что и создает закипания. Концентрация серной кислоты в электролите возрастает, то есть увеличивается его плотность.

Взрыв АКБ

В ходе кипения вода распадается на кислород и водород, образовавшийся избыток газа не успевает отводиться. На этой стадии перезаряд особенно опасен – возможно разрушение корпуса батареи и даже взрыв.

Какие автомобили подвержены проблеме

Естественно, вероятность получения аккумулятором избыточного заряда на новых иномарках существенно ниже, чем на изделиях с солидным пробегом от отечественного автопрома. Тем не менее есть ряд моделей, перезаряд на которых считается распространенной проблемой.

Речь идет об автомобилях ВАЗ в классическом исполнении. Среди «классики» данная неисправность чаще всего встречается на «шестерке» (ВАЗ 2106).

Грузовые авто и некоторые модели УАЗ оборудуются датчиками бортового напряжения и порой, эти датчики начинают сигнализировать о повышении зарядного тока между генератором и АКБ (18V и более). Это не нормально и может привести к скорому перезаряду. Однако часто проблема в самих датчиках, которые показывают неверную информацию.

Как выявить наличие перезаряда

Точно определить, что идет перезаряд можно при помощи мультиметра. Для этого:

  • Устанавливаем мультиметр в режим постоянного тока примерно на 20V;
  • Контакты соединяем с клеммами АКБ (черный провод на минус, красный на плюс);
  • На неработающем двигателе полностью заряженная батарея дает напряжение 12,7V;
  • Запускаем двигатель;
  • Если генератор исправен, рыле рабочее и в борт-сети нет проблем, мультиметр должен показать 14,5V (+- 0,5V).

Перезаряд батареи выявляется по внешним признакам (окисление клемм, подтеки электролита на корпусе) или по данным бортового компьютера. Если в авто нет встроенного БК, можно приобрести внешний.

Перезаряд

Следует обращать внимание на освещение в салоне и свет приборной панели. Один из первых признаков перезаряда – чрезмерная яркость свечения ламп бортового оборудования.

К чему может привести постоянный перезаряд

  • Во время перезаряда кипит электролит, при этом он частично вытекает через газоотводные отверстия и заглушки банок. Если процесс продолжается достаточно долго, то вытекший раствор серной кислоты окажется на радиаторе, проводах, шлангах охлаждения и кузове. Концентрация кислоты не велика, но с течением времени она разъест часть перечисленного выше.
  • При незначительном перезаряде электролит выпадает на корпусе АКБ в виде конденсата на клеммах, от чего они окисляются и покрываются зеленым налетом.
  • Испарение электролита приводит к понижению его уровня в банках, оголяется часть электродов, пластины перегреваются и с них осыпается активная масса. Это грозит замыканием банок и окончательным выходом аккумулятора из строя.
  • Перезаряд на финальной стадии сопровождается значительным перегревом, в ходе которого вода электролита распадается на кислород и водород. Образовавшаяся смесь газов может взорваться, при этом кислота окажется на узлах подкапотного пространства.
  • Перегорают предохранители, лампочки на приборной панели и в салоне, перестает работать другая бортовая электроника (предел напряжения, которые они выдерживают не превышает 17V). В некоторых случаях возможно оплавление и возгорание проводов бортовой сети.

AGM-батареи особенно чувствительны к перезаряду. Электроды таких АКБ разделены стекло-матовыми сепараторами. Нагреваясь, электролит быстро испаряется из пористого стекловолокна, оставляя пластины сухими. В результате осыпается активная смесь, и аккумулятор становится непригодным к использованию.

AGM и GEL

Не меньше страдают гелевые аккумуляторы. У них при постоянном перезаряде может осесть гель оголив верхнюю часть пластин, которые тут же замкнутся. После этого батарея сразу придет в негодность.

Причины возникновения и их решения

Избыточный заряд аккумуляторной батареи происходит по следующим причинам:

  • Неисправное рыле генератора. Речь идет о ситуации, когда регулятор рабочий, но свои функции исполняет некорректно. Рыле генератора не допускает превышения бортового напряжения свыше 14,5V. Бракованное или неисправное устройство дает несколько большие токи в сеть автомобиля, что приводит к стабильному, но не критичному перезаряду, поскольку напряжение, как правило, незначительно превышает штатное.
  • Нерабочее рыле генератора. В таких случаях электричество поступает на батарею напрямую с генератора без каких-либо ограничений, при этом напряжение может превышать 24V, что в результате становится причиной существенной перезарядки АКБ.
  • Неисправный генератор. При повреждении диодного моста, пробоя обмотки или якоря на корпус, часть тока будет поступать мимо рыле, приводя к перезаряду.
  • Плохой контакт в цепи. Исправное реле воспринимает сопротивление, создаваемое плохим контактом, как повышенную нагрузку сети автомобиля. Пытаясь ее компенсировать, регулятор пропускает в сеть больше напряжения, в результате батарея перезаряжается.
  • Неправильная зарядка от ЗУ. Некоторые зарядные устройства старого образца настраиваются вручную. Неверно выбранный режим приводит к перезаряду.

Важно! Не стоит игнорировать частичный выход из строя рыле генератора, поскольку неисправная деталь рано или поздно может оказаться полностью неработоспособной.

Заряжается высоким напряжением

Батарею иногда намеренно подвергают избыточной зарядке, пытаясь восстановить работоспособность. Делают это для повышения плотности электролита. Под высоким напряжением повышается температура, начинается кипение, вода испаряется и увеличивается концентрация серной кислоты.

Как защитить аккумулятор от перезаряда

Для заряда батареи вне автомобиля стоит пользоваться современными ЗУ с автоматической регулировкой напряжения. Функционал бюджетных устройств достаточно скромен, но его вполне достаточно, чтобы зарядить АКБ без каких-либо негативных последствий.

Наиболее простая и эффективная защита автомобильного аккумулятора от перезаряда генератором – использование бортового компьютера. В некоторых авто БК установлен с завода, если же нет встроенного, всегда можно приобрести внешний. Помимо состояния АКБ бортовой компьютер отображает массу другой полезной информации.

Естественно, никакое оборудование не спасет батарею от халатности ее владельца. Автомобиль требует внимания, это особенно касается отечественных моделей с пробегом. При появлении первых признаков перезаряда, (повышенная яркость освещения, окисление клемм, показания БК), следует немедленно принимать меры, иначе не избежать серьезного ремонта в последствии.

Почему на УАЗике идет перезаряд,аккумуляторы кипят? Воткнул новый диодный мост и новое реле-без изменений.

Почему на УАЗике идет перезаряд,аккумуляторы кипят? Воткнул новый диодный мост и новое реле-без изменений.

Мужики, выручайте советом,на УАЗике идет перезаряд,аккумуляторы кипят. Воткнул новый диодный мост и новое реле.без изменений.сижу плачу о патеряном дне))) Заранее спасибо.

КОММЕНТАРИЕВ (14)
Юрий Ракушин 16 мая 2020 Александр Мильчаков 16 мая 2020 Владимир Керсанов 16 мая 2020 Svyatogor Shvec Владимир Керсанов 16 мая 2020 Альфред Тагиров 16 мая 2020 Павел Осипов Альфред Тагиров 16 мая 2020 Александр Сидорович 16 мая 2020 Марс Степанов 16 мая 2020 Андрей Русаков 16 мая 2020 Руслан Коньшин 16 мая 2020 Владимир Фильцев 16 мая 2020 Никита Александрович 16 мая 2020 Олег Смирнов 17 мая 2020 Алексей Пелепенков Олег Смирнов 17 мая 2020 Олег, нашел ржавый который хотел пустить на лом,воткнул!Ща всё как надо

Похожие посты

Почему нет зарядки на МТЗ 1221? Генератор , предохранитель и преобразователь работают. Аккумуляторы рабочие.
  • Автор: Жека Лысов
  • 06 августа 21:17
  • 2 комментария

Здрасьте, подскажите решение проблемы- нет зарядки на МТЗ 1221. Генератор робит, предохранитель и преобразователь тож, акуммуляторы рабочие. Снимал блок перемычек, после сборки то все и началось. Мож есть схема какая или на словах, что с чем? Спасибо.

Установил на мтз такой комплект,НШ-10 новый. Почему выдавливает масло из сапуна на бачке? В чем проблема?
  • Автор: Алим Решитов
  • 24 июня 10:30
  • 9 комментариев

Всем привет. Установил на мтз такой комплект,НШ-10 новый,выдавливает масло из сапуна на бачке. В чем может быть проблема? Может кто сталкивался?

Почему реверс на МТЗ гремит, а на нейтральной - тишина? Вал муфты новый, шестерня реверса тоже.
  • Автор: Антон Берия
  • 20 июня 11:13
  • 7 комментариев

Парни, с праздником Троицей и удачи в делах. Вопрос такой: реверс на МТЗ гремит, а на нейтральной - тишина, вал муфты новый, шестерня реверса тоже. Куда копать? Выручайте

Почему на мтз 82 стартер не крутит, а втягивающая щелкает? Поменял реле стартера, замок зажигания и в завершении стартер. Проблема осталась.
  • Автор: Дмитрий Резенчук
  • 14 июня 15:44
  • 31 комментарий

Коллеги, подскажите, пожалуйста, такая проблема: на мтз 82 стартер не крутит, втягивающая щелкае,т а стартер не работает. Поменял реле стартера, замок зажигания и в завершении и сам стартер все равно не крутит. Может у кого то была такая проблема и как её решить? Заранее спасибо.

Почему гидравлики не поднимаются на тракторе? Насос поменяли, новый поставили.
  • Автор: Олег Винокуров(админ)
  • 06 июня 00:55
  • 16 комментариев

Мужики, подскажите ,пожалуйста, почему гидравлики не поднимаются на тракторе? Насос поменяли, новый поставили.

Двс. Новый мтз 82,1 Почему пошла соляра в выхлопную? Какие причины?
  • Автор: Александр Четвергов
  • 01 июня 13:50
  • 12 комментариев

Двс! Новый мтз 82,1 пошла саляра в выхлопную, какие причины? Заранее спасибо.

На мтз 80 нет аккумулятора и нет не каких реле. Газ добавляешь и фары горят ярко, мала газа тускло. Как сделать так, чтоб горели равномерно?
  • Автор: Павел Волк
  • 25 апреля 21:20
  • 12 комментариев

Всем привет. У меня на мтз 80 нет аккумулятора и нет не каких реле и ТД, газ добавляешь и фары горят ярко, мала газа тускло. Как сделать так чтоб он горели равномерно? Может надо реле, если да то какое ?

Почему после ремонта, мтз 82.1. греется масло в гидробаке больше 100 градусов? Гидробак промывали, насос новый, распределитель тоже новый.
  • Автор: Олег Винокуров(админ)
  • 19 апреля 15:00
  • 14 комментариев

Ребята, может кто знает? После ремонта, мтз 82.1. греется масло в гидробаке больше 100 градусов. Гидробак промывали, насос новый, распределитель тоже новый, пол часа работы и не дотронуться. Спасибо за ответы заранее.

Поставил новый предок, без отверстий на дозатор на мтз . Почему и не могу руль крутить, когда едешь назад?
  • Автор: Вадим Кутлубаев
  • 17 апреля 21:10
  • 21 комментарий
Почему на МТЗ 82 изнашиваются лапки сцепления? Выжимной новый.
  • Автор: Влад Чаплыгин
  • 14 апреля 22:00
  • 19 комментариев

Добрый вечер. МТЗ 82 изнашиваются лапки сцепления, выжимной новый поставил! В чем проблема?

Перезаряд! Памагите-спаситя!,

выброси бяку и поставь рр от жигуля (транзисторное) и реле контроля от него же. Подключение самоочевидно, по стандартной жигулевской схеме, из генератора все что надо торчит - Ш с обмотки ротора, + с диодов, центральная точка на реле контроля.

пааавтаряю рр - в ж, забудь про родное чудище. Из генератора торчат ровно те же провода что и из обычного жигулевского, вот и собери стандартную жигулевскую схему.

полный юзер ищи схему от жигуля шестерки (или нивы 2121) и будет тебе щасте. Реле контроля втыкается между центром звезды и массой, срабатывает когда генератор начинает что-то генерить и открываются основные диоды, и гасит лампочку. На более новых уже ничего такого нет, стандартная схема с лампочкой и дополнительными диодами, и центр звезды не выведен вовсе.

дегенератор чо случилось

расплавились изоляционные вставки и обмотка улеглась на железо

,какую ты ему нагрузку давал,

а до упора. У меня стационарный ток потребления ампер 50 (две печки, вентилятор через преобразователь, габариты, ближний) плюс карлсон 30А плюс зарядка высаженных на стоянке (печками на продувке) батарей (в данном случае одной 180ач но обычно их две). То есть сколько оно даст (а дает 150А) столько с него и снимается, часами непрерывно. И похоже я его еще перегрел, был тут у меня эпизод с неисправным карлсоном - ехал держа стрелку хорошо в красной зоне, по аварийной лампочке, то есть под капотом хорошо за 100 градусов было.

он на холостых хороший ток отдаёт? шкив не менял?

шкив естественно менял, у меня же поликлиновый ремень. Диаметр вала там те же 18мм поэтому стандартный волговский шкив садится без переточек. При этом правда перекрут изрядный, отношение примерно 1:2 соответственно обороты номинальные 8К максимальные 10К а по параметрам генератора положено 6К, но это фиг с ним, переживет. Это заодно и повышает ток на хх, но на обычном генераторе шкив точно такой же а на тех же самых хх он ни фига вообще не дает.

по посадочным местам как на 421 двигло?

по посадочным как г287, то есть бОльшего размера. Но встает - ось из болта м10 (у меня 406 мотор поэтому надо рассверлить дырки в кронштейне), на ней гайки м12 в качестве дистанционных втулок. Нижней опоры нет вовсе, просто натяжением ремня притянут к блоку. При установке на 402 и тп можно будет и нижнюю опору закрепить (на стандартный поводок с прорезью), и шкив не менять.

Перезаряд аккумулятора. Очень подробно о причинах и последствиях

Перезаряд аккумулятора - причины, последствия

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Что такое перезаряд?

Если объяснить на пальцах, это достаточно простой процесс – уже заряженный АКБ, генератор продолжает заряжать и заряжать. В составе электролита, есть доля воды, причем достаточно большая порядка 65% (остальной состав серная кислота 35%), при нормальном стечении обстоятельств аккумулятор набирает заряд (поднимает плотность до нужного уровня) и отключается, таким образом, его напряжение составляет 12,7 Вольта, это усредненное 100% напряжение на многих батареях.

генератор автомобиля

Если продолжить дальше заряжать батарею, то вода внутри электролита начнет распадаться на составляющие ее газы, а это водород и кислород – будет происходить бурление или кипение электролита, соответственно уровень воды будет падать (испаряться) – чем больше ток вы будете подавать, тем интенсивнее будет «кипение» и испарение – это и есть классический перезаряд аккумулятора.

Сопровождается интенсивным кипением и понижением уровня электролита. По сути такое явление намного опаснее, чем скажем «недозаряд».

При неполном заряде АКБ вы просто не запустите свой автомобиль, а вот при перезаряде аккумулятор может просто взорваться.

Причины этого явления

зарядка

Теперь «неспециальный» перезаряд, что говориться под капотом автомобиля, его основные причины:

  • Вышло из строя реле регулятора заряда генератора. Это реле «видит» зарядку, и по достижению 12,7 Вольта, отключает подачу энергии от генератора. Если выходит из строя это реле, то генератор будет постоянно заряжать батарею, а токи у него немалые, она очень быстро закипит! Это самая распространенная причина. Благо, что это реле стоит копейки. Небольшое видео, смотрим.

  • Вышел из строя сам генератор, такое тоже бывает. Например, сменили реле, а ничего не помогает, постоянно идет зарядка! Нужно ремонтировать или менять генератор, здесь ремонт уже сложнее и дороже.

вышел из строя генератор

Вольтметр ВАЗ

Это самые распространенные причины, по которым заряд идет сверх нормы, по сути тут ломаться больше нечему, если у вас не какой-то Лексус в котором датчиков просто уйма, там может быть еще что-нибудь, хотя как мне кажется и там, навряд-ли.

Благо в новых автомобилях, у вас загорится два индикатора на панели, это CHECK ENGINE, а также значок батареи.

Многие скажут – ну и что, перезаряжает, да и «хай» с ним, что будет-то? А вот ребята не скажите, читаем о последствиях.

Последствия перезаряда

Итак, для тех, кто верит в то, что все это несерьезно и с этим можно ездить, посвящается, разложу по пунктам:

электролит убежал

  • Окисление клемм. Так как кислота попадает на клеммы, они будут очень быстро окисляться, появится зеленый налет.

Окисление клемм

  • Уровень электролита понижается, оголяются свинцовые пластины, а заряд все идет! Таким образом, они будут нагреваться, что негативно на них влияет – если долго не размусоливать, они «осыпятся», может замкнуть банки или вообще умрет батарея. Просто выкинете АКБ.
  • Так как испаряется электролит, а это по сути взрывоопасные газы (кислород и водород), то может взорваться сам батарея, причем так что мало не покажется. Все подкапотное пространство будет в кислоте.

Взорвался аккумулятор

  • Могут не выдержать некоторые предохранители, потому как они не рассчитаны на 17 Вольт.
  • Если накрылось реле регулятора, то иногда оно может греться, причем до такой степени что чуть ли не плавится, а это косвенно может вызвать пожар, ну или поправится проводка.

Устраняйте эту поломку это серьезно! Поверьте! У меня АКБ взрывался на старых ВАЗ.

Как видите все банально и просто, но из этих простых «мелочей» складываются сложные вещи или целые системы, такие как электрическая цепь: генератор – аккумулятор – стартер.

Думаю, вам была полезна эта статья, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много интересного.

(68 голосов, средний: 3,54 из 5)

Читайте также: