Получили известие что волга стала и что через нее потянулись обозы схема

Обновлено: 05.07.2024

Расставьте знаки препинания. Желательно с объяснением.

1. Выхода не было справа и слева были отвесные стены а позади болото.
2. Получили известие Волга стала и через нее потянулись обозы.

3. Поднявшись на холм мы увидели неожиданную картину на опушке стояли два лося.

4. Ей не с кем было посоветоваться у нее не было ни подруги ни наставницы.

5. Старик открыл свой железный сундучок там лежал вчерашний хлеб лук и кусок сахара.

6. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идет на двор и шмыгнул в огород.

7. Гнилое дерево никуда не годится что ни сделаешь все развалится.

8. Фому встретили радушно отец подарил тяжелую серебряную лужку а тетка вязаный шарф.

9. Двигаться нелегко кусты разрослись и нужно идти побираясь через них.


1. Выхода не было, справа и слева были отвесные стены, а позади - болото.
2. Получили известие - Волга стала, и через нее потянулись обозы.

3. Поднявшись на холм, мы увидели неожиданную картину: на опушке стояли два лося.

4. Ей не с кем было посоветоваться, у нее не было ни подруги, ни наставницы.

5. Старик открыл свой железный сундучок, там лежал вчерашний хлеб, лук и кусок сахара.

6. Не было никакой возможности уйти незаметно, он вышел открыто, будто идет на двор и шмыгнул в огород.

7. Гнилое дерево никуда не годится, что ни сделаешь - все развалится.

8. Фому встретили радушно, отец подарил тяжелую серебряную лужку, а тетка - вязаный шарф.

9. Двигаться нелегко, кусты разрослись и нужно идти, побираясь через них.

1. Выхода не было (:) справа и слева были отвесные стены (,) а позади болото.
2. Получили известие (:) Волга стала (,) и через нее потянулись обозы.

3. Поднявшись на холм (,) мы увидели неожиданную картину (:) на опушке стояли два лося.

4. Ей не с кем было посоветоваться (:) у нее не было ни подруги ни наставницы.

5. Старик открыл свой железный сундучок (:) там лежал вчерашний хлеб лук и кусок сахара.

6. Не было никакой возможности уйти незаметно (;) он вышел открыто (,) будто идет на двор (,) и шмыгнул в огород.

7. Гнилое дерево никуда не годится (:) что ни сделаешь все развалится.

8. Фому встретили радушно (:) отец подарил тяжелую серебряную лужку (,) а тетка (-)вязаный шарф.

9. Двигаться нелегко (,) кусты разрослись (,) и нужно идти (,) побираясь через них.

Получили известие что волга стала и что через нее потянулись обозы схема

Сложноподчиненным называют сложное предложение, части которого неравноправны между собой: есть главная часть и есть зависимая (зависимые). Зависимая часть сложного предложения называется придаточным предложением .

1) Приеду, хотя очень занят .

2) Как ни дробите жизнь , она всегда едина (В. Белинский)

3) На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями , три сосны стоят (А. Пушкин).

От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, например: Чай пили в садике (каком?), где цвели резеда, левкой, табак (А. Чехов).

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по четырем основным признакам .

Вопрос, на который оно отвечает.

К чему оно относится.

Средство связи (чем присоединяется).

Все виды придаточных предложений наглядно представлены в таблице.

Виды придаточных предложений

Вид придаточного предложения

Вопросы

Примеры

Идет такой дождь, какого я никогда не видел

Я увидел, что на улице дождь. Я спросил, идет ли еще дождь

Степени и образа действия

В какой степени?
Как?
Каким образом?

Дождь шумел так надоедливо, что мы не могли уснуть. Дождь шумел так, что мы не могли уснуть

За окном опять дождь, как будто наступала осень. Чем сильнее лил дождь, тем быстрее я шел

Я не поеду туда, где идут частые дожди

Когда?
Как долго?
С каких пор?
До каких пор?

Когда я проснулся, на улице лил дождь

Зачем?
С какой целью?

Я торопился домой, чтобы не попасть под дождь

Я сидел дома, потому что лил дождь

На улице дождь, так что я сижу дома

При каком условии?

Если будет дождь, я буду сидеть дома

Несмотря на что?

Хотя на улице ясно, я сижу дома

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного (примеры см. выше)

Иногда при интонационном подчеркивании , придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире , например: Кто весел — тот смеется (Л.-К.); Как рассказывал учитель — долго слушал у окна я (Плещ.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут — кто знает (М. Г.); Пахарь ли песню вдали запоет — долгая песня за сердце берет; лес ли начнется — сосна да осина (Н.) (в последнем примере во второй части — неполное предложение).

В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие. Это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова а именно ), например: Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских. (Л. Т.).

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза ( потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, для того чтобы, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как и т.п.), то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное предложение следует за главным, и после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному, например: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Л.); По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Г.).

Однако, в зависимости от смысла, сложный союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая будет выполнять роль союза. В таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза, например: Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Т.). Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т.п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой, например: Важно не что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится).

Между однородными придаточными предложениями (отвечающими на один и тот же вопрос), не соединенными сочинительными союзами, ставится запятая , например: Неприятель все еще не хотел поверить, что вместе с Бугурусланом он потерял и свою инициативу, что конец пришел его победоносному шествию, что теперь его будут гнать (Фурм.).

Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри них имеются запятые, то между ними вместо запятой ставится точка с запятой, например: Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый (П.).

Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится , например: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы (Акс.).

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании, например: Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.).

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза — то, так, но ; в противном случае запятая не ставится. Например:

а) Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Фад.) — придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится;

б) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки (П.) — придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить, так как рядом окажется сочетание что… то , поэтому запятая между двумя союзами не ставится.

Получили известие что волга стала и что через нее потянулись обозы схема

БИБЛИОТЕКА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Сергей Тимофеевич Аксаков

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Константин Михайлович Станюкович

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Библиотека мировой литературы для детей, т. 15 - i_001.jpg

Библиотека мировой литературы для детей, т. 15 - i_002.jpg

«Жизнь человека в дитяти» — так С. Т. Аксаков, завершая работу над книгой «Детские годы Багрова-внука», сформулировал ее тему. А издавая книгу в 1858 году, он предпослал ей более развернутое определение темы и проблемы. Рассказы Багрова-внука, писал Аксаков, «представляют довольно полную историю дитяти, жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений». Эти слова удивительно емко и точно передают своеобразие и других произведений, собранных в этом томе. И Аксаков, и Гарин-Михайловский, и Станюкович, и Мамин-Сибиряк уделяют преимущественное внимание внутреннему миру своих героев, они пристально следят за возникновением и развитием душевных движений, воспроизводя даже самые незначительные из них.

Все эти произведения роднит и та плодоносная художественная нива, на которой они взошли, — гуманистические и реалистические устремления великой русской литературы. Вот почему, передавая историю роста и организации человеческого характера, писатели не замыкают своего героя в его возрастных границах. Он живет в сложных, иногда очень драматичных для него соприкосновениях с миром взрослых. Сопряжение, взаимовлияние этих двух миров — детского и взрослого — таит в себе возможность невосполнимых потерь: свершается подлинная драма, когда взрослые не хотят или не умеют увидеть восходящей рядом с ними новой человеческой жизни во всей ее уникальности и самоценности. Поступки и отношения старших под детским взглядом — чистым, непосредственным, естественно-человеческим — начинают выглядеть странными, зачастую достойными осуждения. С другой стороны, стремление проникнуть в эти поступки и отношения, жажда осмыслить и как-то согласовать их со своими представлениями о должном, о добром изменяют, обогащают детские переживания. Чувства, мысли юного человека наполняются социальным смыслом, что и подготавливает его к равноправному участию в большой, настоящей жизни.

Даже аксаковский Сережа Багров, окруженный заботой самоотверженной матери, не может оставаться только созерцателем мира взрослых. Герои же Гарина-Михайловского и особенно Станюковича и Мамина-Сибиряка только в нем и живут, вынужденные самостоятельно принимать важные, совсем недетские решения. А Прошка, герой рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел» (1897), уже в свои двенадцать лет выполняет работу, непосильную и для мужчины. Более того, среди произведений Станюковича и Мамина-Сибиряка (в основном 1880—90-х годов), помещенных в этом томе, есть и такие, где рассказывается только о взрослых людях. Станюкович знакомит в них читателя с нелегкой морской службой, а Мамин-Сибиряк и затерянное в снежных просторах зимовье изображает социальным «материком», где царит несправедливость и бесправие.

В своей совокупности произведения, собранные в этой книге, повествуют о становлении человека, о тех главных, важнейших испытаниях, которые предлагает ему жизнь. Взрослеющий, мужающий человек со своим особым событийным и духовным миром, беспрестанно и качественно меняющимся, — главный герой этой книги.

Замысел книги о детстве возник у Сергея Тимофеевича Аксакова в 1854 году. В шуточном стихотворении, написанном на день рождения внучки, он обещает ей прислать через год свою книжку «про весну младую, про цветы полей, про малюток пташек… про лесного Мишку». Но проходит время, и Сергей Тимофеевич сообщает Оле: «…дай бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она была готова. Да и книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе». Она явно перерастала первоначальный замысел: существенно изменились и содержание ее, и цель, и объем. «Я дописываю большую книгу, — читаем в письме Аксакова от 3 мая 1857 года. — Это должно быть (хорошо, если будет) художественным воспроизведением моих детских лет, начиная с третьего до девятого года моей жизни». Так появились «Детские годы Багрова-внука», вначале на страницах журнала, в отрывках, а через год, в 1858 году, отдельной книгой.

А за два года до этого Аксаков выпустил «Воспоминания», в которых он рассказал о своем отрочестве и юности, прошедших в Казани: там он учился в гимназии, откуда поступил в Казанский университет. «Воспоминания» были изданы совместно с «Семейной хроникой» из жизни старшего поколения Багровых. И теперь, когда появилась история детства Аксакова, биография главного героя всех трех книг обрела недостающее хронологическое звено, образовалась художественно-автобиографическая трилогия. В истории русской литературы она заняла место непосредственно рядом с «Детством», «Отрочеством» и «Юностью» Льва Николаевича Толстого.

Но почему же С. Т. Аксаков, повествуя о своем детстве, о жизни своих родных и близких, прибегнул к псевдониму?

Одна из причин, как считает сын писателя Иван Аксаков, — это желание прекратить неприятные для рода Аксаковых и Куроедовых «толки и пересуды», какие могли вызвать книги, прежде всего «Семейная хроника»: на многих ее страницах старшие представители этих семейств выглядят типичными крепостниками. Была еще и причина художественная. И осмысление ее приближает к пониманию широкого смысла сугубо, казалось бы, автобиографического повествования.

Автор, «прикрывшись» именем Багрова, стремился «удержать журнальную критику в пределах чистой литературной оценки выставленных им характеров и типов» (И. С. Аксаков). Он пошел по тому же пути, что и Лев Толстой, озаглавивший свою первую повесть «Детство» и очень недовольный тем, что редакция журнала произвольно изменила заглавие: «История моего детства» противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства? Ту же цель: придать с самого начала, уже в заглавии, обобщающий смысл своему сочинению — преследовал и Сергей Тимофеевич Аксаков.

К выявлению общезначимого, общеинтересного целеустремлено все повествование. Так, автора в детстве увлекали сказки, надолго овладевая его горячим воображением: «С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования?» Эту тайну он видит «в страсти к чудесному, которая, более или менее, врождена всем детям» (подчеркнуто нами. — В.Б.). Так, Сереже понравилось, что купленную его отцом деревушку назвали «Сергеевкой». Это так рано появившееся в нем чувство собственности автор объясняет, а заодно и извиняет также общими свойствами детской психологии.

Но при всей своей целеустремленности к реалистическому обобщению сферой изображения для Аксакова остаются его личные переживания и чувства, «истории» и события из его собственной жизни, из жизни родных, близкого окружения. Один из исследователей (советский литературовед С. Машинский) назвал даже его «едва ли не самым автобиографическим писателем в истории мировой литературы». Это своеобразие Аксакова-писателя определялось особенностями его природного дарования. Сравнивая себя с теми писателями, которые обладают талантом «чистого» творчества, создают вымышленные персонажи, Аксаков считал: «Заменить… действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленные происшествия и вымышленных людей. Выходила совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно… Я только передатчик и простой рассказчик: изобретения у меня на волос нет… Я ничего не могу выдумать: к выдуманному у меня не лежит душа, я не могу принимать в нем живого участия».

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

2.Между двумя однородными придаточными предложениями, соединенными союзом и, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3.Если придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (ввиду того что, в силу того что, несмотря на то что, для того чтобы и др.) запятая ставится один раз- перед союзом или внутри него: Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (Ч.) Яков был прозван турком потому, что действительно происходил от пленной турчанки. (Т.)

4.При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие предложения не нарушает смысла, т.е. если не следует вторая часть двойного союза: то, так, но: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно. Ср.: Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно).

Задание 1.Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Если лето дождливое то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает великолепных размеров (Акс.). 2. Овсюг один из наиболее злостных сорняков какие бывают на пшеничном поле. 3.Сознание что мы заблудились действовало на всех угнетающе.(Арс.) 4. Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (Кат.) 5. Человек если он намерен достичь в жизни чего-нибудь должен уметь отказывать. (Бакл.) 6. Напившись кофею Левин уехал опять на покос прежде чем Сергей Иванович успел одеться и выйти в столовую. (Л.Т.) 7. Вскоре после того как часы пробили полночь послышались торопливые шаги. (Ч.) 8. Говорят что ценность жизни определяется тем что человек оставил после себя. (Купр.)

Задание 2.Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Я вздохнул еще глубже и поскорее поспешил проститься потому что ехал по весьма важному делу и сел в кибитку. (Г.) 2. Нехлюдов просил собрать сходку крестьян для того чтобы условиться в цене за отдаваемую землю. (Л.Т.) 3. Слышно было как на улице скрипели поводья как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди. (М.-С.) 4. Катя не ответила и не пришла хотя знала что я уезжаю надолго и что может быть мы не увидимся никогда (Кав.). 5. Глаза старика были красны и влажны и он чтобы разлепить их мигал ими (Л.Т.). 6. Хаджи Мурат так задумался что не заметил как нагнул кувшин и вода лилась из него. (Л.Т.) 7. Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-нибудь зверь тревожно нюхал воздух. (М.Г.) 8. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться. (Л.Т.) 9. Челкаш почувствовал что он вор гуляка оторванный от всего родного никогда не будет таким жадным низким не помнящим себя. (М.Г.) Было слышно как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг. (Пауст.)

2.8.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном предложении ставится, если:

- второе предложение поясняет первое, между ними можно вставить а именно: Внезапно все преобразовалось: небо потемнело, по дороге понеслись клубы пыли;

-второе предложение дополняет смысл первого, между ними можно вставить и увидел: Я поглядел вокруг: лес стоял тихий и торжественный;

- второе указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно вставить потому что: Всю дорогу молчали: говорить было не о чем.

Тире в бессоюзном предложении ставится, если:

-первое предложение указывает на время совершения действия, можно вставить союз когда: Лес рубят - щепки летят;

- первое предложение указывает на условие, можно вставить союз если: Любишь кататься - люби и саночки возить;

- второе предложение содержит в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первом, можно вставить слово поэтому: Солнце дымное встаёт - будет день хороший. (Твард.);

- содержание первого сравнивается с содержанием второго, можно вставить союзы словно, будто: Посмотрит - рублем подарит.




Задание 1.Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.

1. К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль. (Г.) 2. Вот мои условия вы ныне же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. (Л.) 3. Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. (Т.) 4. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Попробовал читать взоры скользили над строками. (Л.) 5. Солнце взошло начинается новый день. (Н.) 6. Назвался груздем полезай в кузов. (Посл.) 7. Придет весна пароходы двинутся по реке. 8. Мелкий дождик сеет с утра выйти не возможно. 9. Береза в лесу без вершины хозяйка без мужа в дому. (Н.)

Синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними ставится тире: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола.

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если:

1) части предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: В начале апреля зацвела черемуха и запели соловьи; Когда началась гроза, игра прекратилась и все перешли на террасу;

2) части сложносочиненного предложения являются назывными или вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

3) части сложносочиненного предложения являются безличными предложениями и имеют синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется от главной запятой.

1) Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая: Я стал думать о том, что приближается отпуск, что появится много свободного времени, что можно будет куда-нибудь поехать отдохнуть.

2) Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3) При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при сочетании подчинительного союза и сочинительного запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – то, так, но: Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не или повторяющийся сочинительный союз и, или, либо, то придаточная часть не отделяется от главной запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал.

5) Придаточная часть, состоящая из одного относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

Задание 1.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, в соответствии с которыми расставлены знаки.

1. Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. 2. Продолговатая тень машины метнулась мимо и точно стремясь настигнуть ее или ветром разодрать себе лицо Скутаревский пустил на предельную скорость. 3. И млея и силы накапливая спит строй сосновых высот и лес шелушится и каплями роняет струящийся пот. 4. Бывает за одним таким вихрем следует несколько других и долгие часы они шипя кружат по пустыне и сталкиваются и рассыпаются и рождаются вновь. 5. Так как я ел мало, то в голове моей странно шумело и я покачивался. 6. И было солнечное утро и был бодр и красив молодостью и бодростью Никульев и стоял босой и руки по швам глупорожий Кузя, – когда вошла в контору Арина Арсеньевна. 7. Мгновенье и я уже никогда не увижу этого солнца этой воды этого ущелья. 8. Это кто такие и что им надобно? 9. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 9. Лет пятнадцать такой работы и машина человеческого организма совершенно разбита. 10. И до вечера в саду толпится народ и слышится около шалаша смех и говор и раздается иногда топот пляски.

Задание 2.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Было видно что знали его здесь хорошо и жилось ему суматошно молодо и весело. 2. Когда приблизился рассвет и воздух побледнел все обнаружилось словно вывернулось наизнанку. 3. Если он бежит с чайником за водой то ему казалось что он или опоздает на поезд или его ошпарят кипятком. 4. И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена. 5. Не могу судить много ли он знал но он постоянно обнаруживал свои знания так как хотел чтобы и другие также знали. 6. Узнав кто мы и откуда идем удэгеец сказал что ему известно было что мы должны спуститься по Иману об этом он услыхал от своих сородичей живущих по реке и что там внизу нас давно уже ожидают. 7. Я знаю о чем он думает и что он там видит в этом своем море которое по его убеждению при терпении и подходящем времени может показать все что оно видело за свой долгий-долгий век. 8. А пассажиры еще долго говорили о граче предвестнике весны о картине Саврасова «Грачи прилетели» о том что Москва постепенно превращается в сад где будет привольно всякой птице и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения.

Задание 3.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при сочетании союзов.

1. Дорога впереди была известна проезжали по ней и где медсанбат знали. 2. Полчаса спустя он вернулся домой в свою комнату и когда призванный завываниями гонга вошел в гостиную он увидел в ней того самого черномазого незнакомца который наткнулся на него в роще. 3. Он в течение часа консервировал в слезах как в спирту свою молодость и когда у него не стало слез все распалось унеслось исчезло. 4. Он имеет идею и если даже самый счастливый шаг не направлен к ней хотя бы по кривой он не делает его вовсе. 5. Я подумал что ежели в сию решительную минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. 6. Я спал долго потому что когда проснулся была уже ночь. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. 8. Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. 9. А потом улегшись у себя в клетушке где пахло пшеном думала что если Николай Никитич ее не отпустит в театральную школу то она просто сбежит а когда ее примут будет просить у старика прощения. 10. Вздохнув она рассказала что когда на чердаке затопили печь то весь дым повалил в горницу.

Задание 4.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Приведите соответствующие правила. Начертите схемы предложений.

1. Шаровая молния средних размеров может образоваться или когда крупная капля росы попадает в канал грозового разряда или когда плотность ее вещества мало отличается от плотности окружающего воздуха. 2. Ей пробовали рассказывать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать того что он сказал. 3. Он знал что увидит там Ильина которого не видел с тех пор как отправил его на задание знал что придется с ним разговаривать но не представлял себе как и о чем и вообще черт его знает как себя с ним держать. 4. Размеренно билось его сердце и даже если бы сейчас его арестовали и повели скованного он казалось не возражал бы.

Синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними ставится тире: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола.

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если:

1) части предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: В начале апреля зацвела черемуха и запели соловьи; Когда началась гроза, игра прекратилась и все перешли на террасу;

2) части сложносочиненного предложения являются назывными или вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

3) части сложносочиненного предложения являются безличными предложениями и имеют синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется от главной запятой.

1) Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая: Я стал думать о том, что приближается отпуск, что появится много свободного времени, что можно будет куда-нибудь поехать отдохнуть.

2) Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3) При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при сочетании подчинительного союза и сочинительного запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – то, так, но: Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не или повторяющийся сочинительный союз и, или, либо, то придаточная часть не отделяется от главной запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал.

5) Придаточная часть, состоящая из одного относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

Задание 1.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, в соответствии с которыми расставлены знаки.

1. Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. 2. Продолговатая тень машины метнулась мимо и точно стремясь настигнуть ее или ветром разодрать себе лицо Скутаревский пустил на предельную скорость. 3. И млея и силы накапливая спит строй сосновых высот и лес шелушится и каплями роняет струящийся пот. 4. Бывает за одним таким вихрем следует несколько других и долгие часы они шипя кружат по пустыне и сталкиваются и рассыпаются и рождаются вновь. 5. Так как я ел мало, то в голове моей странно шумело и я покачивался. 6. И было солнечное утро и был бодр и красив молодостью и бодростью Никульев и стоял босой и руки по швам глупорожий Кузя, – когда вошла в контору Арина Арсеньевна. 7. Мгновенье и я уже никогда не увижу этого солнца этой воды этого ущелья. 8. Это кто такие и что им надобно? 9. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 9. Лет пятнадцать такой работы и машина человеческого организма совершенно разбита. 10. И до вечера в саду толпится народ и слышится около шалаша смех и говор и раздается иногда топот пляски.

Задание 2.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Было видно что знали его здесь хорошо и жилось ему суматошно молодо и весело. 2. Когда приблизился рассвет и воздух побледнел все обнаружилось словно вывернулось наизнанку. 3. Если он бежит с чайником за водой то ему казалось что он или опоздает на поезд или его ошпарят кипятком. 4. И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена. 5. Не могу судить много ли он знал но он постоянно обнаруживал свои знания так как хотел чтобы и другие также знали. 6. Узнав кто мы и откуда идем удэгеец сказал что ему известно было что мы должны спуститься по Иману об этом он услыхал от своих сородичей живущих по реке и что там внизу нас давно уже ожидают. 7. Я знаю о чем он думает и что он там видит в этом своем море которое по его убеждению при терпении и подходящем времени может показать все что оно видело за свой долгий-долгий век. 8. А пассажиры еще долго говорили о граче предвестнике весны о картине Саврасова «Грачи прилетели» о том что Москва постепенно превращается в сад где будет привольно всякой птице и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения.

Задание 3.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при сочетании союзов.

1. Дорога впереди была известна проезжали по ней и где медсанбат знали. 2. Полчаса спустя он вернулся домой в свою комнату и когда призванный завываниями гонга вошел в гостиную он увидел в ней того самого черномазого незнакомца который наткнулся на него в роще. 3. Он в течение часа консервировал в слезах как в спирту свою молодость и когда у него не стало слез все распалось унеслось исчезло. 4. Он имеет идею и если даже самый счастливый шаг не направлен к ней хотя бы по кривой он не делает его вовсе. 5. Я подумал что ежели в сию решительную минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. 6. Я спал долго потому что когда проснулся была уже ночь. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. 8. Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. 9. А потом улегшись у себя в клетушке где пахло пшеном думала что если Николай Никитич ее не отпустит в театральную школу то она просто сбежит а когда ее примут будет просить у старика прощения. 10. Вздохнув она рассказала что когда на чердаке затопили печь то весь дым повалил в горницу.

Задание 4.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Приведите соответствующие правила. Начертите схемы предложений.

1. Шаровая молния средних размеров может образоваться или когда крупная капля росы попадает в канал грозового разряда или когда плотность ее вещества мало отличается от плотности окружающего воздуха. 2. Ей пробовали рассказывать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать того что он сказал. 3. Он знал что увидит там Ильина которого не видел с тех пор как отправил его на задание знал что придется с ним разговаривать но не представлял себе как и о чем и вообще черт его знает как себя с ним держать. 4. Размеренно билось его сердце и даже если бы сейчас его арестовали и повели скованного он казалось не возражал бы.

Занятие 7

Синтаксис бессоюзного предложения

Таблица 12.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Задание 1.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1. К полудню туча закрыла окрестные горы и начала заслонять солнце цвет ее, сначала бледно-розовый, стал огненно-красным. 2. Зимою еще скучнее становилось на хуторе сугробы со всех сторон облегали постройки вьюги и метели наводили тоску, открытый северному ветру, лес гудел мрачно и зловеще по ночам выли волки. 3. Не важен предмет очарования важна жажда быть очарованным. 4. Два мира есть у человека один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил. 5. Как дикий олень, он перемахивал огромные валежины продирался сквозь непролазные заросли тайга пуста. 6. Прислушаешься какой-то странный посвист разносится над дремлющими лагунами. 7. Видимо, дядя Саша был хорошим стрелком когда они спугнули выводок он уложил с двух выстрелов двух уток. 8. Вот на рябине спорит стайка черноголовых синиц где-то внизу кричит желна часто попадаются на глаза белоспинные дятлы.

Задание 2.Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите грамматические и семантические признаки бессоюзных предложений, между частями которых ставится тире.

1. Не стих звучит стучит топор. Не ямб скандируется топот. 2. Глинистая дорога разбухла приходилось жаться к мокрым кустам сворачивать в сторону. 3. Бег его кажется легким летящим никак не нагонишь. 4. Юность кончена начинается путь новый и трудный. 5. Издали пруд хоть картину пиши. А подойди затхлостью понесет ибо воды-то в нем на вершок а тины на две сажени и караси все подохли. 6. Мы остались без ужина это не такое уж большое горе. 7. С конька свешивается веревочка с остатками засохшей и почерневшей рябины такие связки или садки как их еще называют по всему Северу раньше вывешивали на домах.

Задание 3.Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите грамматические и семантические признаки бессоюзных предложений, между частями которых ставится двоеточие.

1. И произошло как повествует древняя легенда великое чудо начался тропический ливень и гора нависшая над Нилом сползла в реку. 2. А потом поступал с текстами сказок как композиторы русские с народными песнями пошлифует поверхность волшебного стекла и оно становится только прозрачнее. 3. Дни ледостава из года в год почти одинаковы все то же небо темное от низких туч та же бурая трава по берегам и ледяной ветерок обжигающий щеки. 4. Но меня успокаивает одно раз человек видит эти болячки на теле земли он непременно рано или поздно примется их лечить. 5. Непонятно лишь что было оригиналом а что подражанием Мирон ли ваял с Сократа или автор портрета античного мудреца воодушевлялся работой Мирона?

Задание 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Охарактеризуйте бессоюзные сложные предложения. Обратите внимание на возможные варианты постановки знаков (мотивируйте выбор знака структурой и семантикой предложения).

1. Взгляните на снежинки через лупу какой симметричный узор какая нежная конструкция из тончайших линий и как все в них совершенно! 2. Вдруг из предрассветной мути до нас долетает неясный звук не то прокричал филин не то взревел зверь. 3. Украдкой Сергей Андреич разглядывал брата желтое почти натриевое пламя огня делало его лицо безжизненней и во всяком случае старше как-то не верилось что он способен произнести сейчас большие слова. 4. Где он бывал и что там делал никто не знал и не спрашивал потому что все знали дед Павел не любил об этом рассказывать. 5. Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок а потом уже другие старой мебели красного дерева сушеного липового цвета… Во всех комнатах в лакейской в зале в гостиной прохладно и сумрачно это оттого что дом окружен садом а верхние стекла окон цветные синие и лиловые.

Приложение 6

Тематика рефератов

1. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков, учёных и т.д. – по выбору студента).

2. Новые явления в русском языке 1990 – 2005 гг.

3. Виды и причины речевых ошибок.

4. Виды и причины коммуникативных неудач.

5. Язык коммерческой рекламы.

6. Язык политической рекламы.

7. Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля.

8. Культура речи и эффективность общения.

9. Особенности современной городской коммуникации.

10. Взаимодействие вербальных (словесных) и невербальных средств передачи информации.

11. Правила ведения научного диалога.

12. Культура речи и культура поведения.

13. Деловое общение руководителя.

14. Реклама деловой речи.

15. Значение речевого этикета в деловом общении.

16. Интернациональные и национальные черты русской коммерческой корреспонденции.

17. Приёмы унификации языка служебных документов и их роль в организации эффективного делового общения.

18. Литературный язык и язык художественной литературы.

19. Особенности устной разновидности публицистического стиля (язык радио и телевидения).

Синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложения Сложносочиненное предложение

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними ставится тире: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола.

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если:

части предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: В начале апреля зацвела черемуха и запели соловьи; Когда началась гроза, игра прекратилась и все перешли на террасу;

части сложносочиненного предложения являются назывными или вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

3) части сложносочиненного предложения являются безличными предложениями и имеют синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

Сложноподчиненное предложение

Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется от главной запятой.

1) Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая: Я стал думать о том, что приближается отпуск, что появится много свободного времени, что можно будет куда-нибудь поехать отдохнуть.

2) Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3) При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при сочетании подчинительного союза и сочинительного запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – то, так, но: Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не или повторяющийся сочинительный союз и, или, либо, то придаточная часть не отделяется от главной запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал.

5) Придаточная часть, состоящая из одного относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

Задание 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, в соответствии с которыми расставлены знаки.

1. Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. 2. Продолговатая тень машины метнулась мимо и точно стремясь настигнуть ее или ветром разодрать себе лицо Скутаревский пустил на предельную скорость. 3. И млея и силы накапливая спит строй сосновых высот и лес шелушится и каплями роняет струящийся пот. 4. Бывает за одним таким вихрем следует несколько других и долгие часы они шипя кружат по пустыне и сталкиваются и рассыпаются и рождаются вновь. 5. Так как я ел мало, то в голове моей странно шумело и я покачивался. 6. И было солнечное утро и был бодр и красив молодостью и бодростью Никульев и стоял босой и руки по швам глупорожий Кузя, – когда вошла в контору Арина Арсеньевна. 7. Мгновенье и я уже никогда не увижу этого солнца этой воды этого ущелья. 8. Это кто такие и что им надобно? 9. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 9. Лет пятнадцать такой работы и машина человеческого организма совершенно разбита. 10. И до вечера в саду толпится народ и слышится около шалаша смех и говор и раздается иногда топот пляски.

Задание 2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Было видно что знали его здесь хорошо и жилось ему суматошно молодо и весело. 2. Когда приблизился рассвет и воздух побледнел все обнаружилось словно вывернулось наизнанку. 3. Если он бежит с чайником за водой то ему казалось что он или опоздает на поезд или его ошпарят кипятком. 4. И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена. 5. Не могу судить много ли он знал но он постоянно обнаруживал свои знания так как хотел чтобы и другие также знали. 6. Узнав кто мы и откуда идем удэгеец сказал что ему известно было что мы должны спуститься по Иману об этом он услыхал от своих сородичей живущих по реке и что там внизу нас давно уже ожидают. 7. Я знаю о чем он думает и что он там видит в этом своем море которое по его убеждению при терпении и подходящем времени может показать все что оно видело за свой долгий-долгий век. 8. А пассажиры еще долго говорили о граче предвестнике весны о картине Саврасова «Грачи прилетели» о том что Москва постепенно превращается в сад где будет привольно всякой птице и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения.

Задание 3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при сочетании союзов.

1. Дорога впереди была известна проезжали по ней и где медсанбат знали. 2. Полчаса спустя он вернулся домой в свою комнату и когда призванный завываниями гонга вошел в гостиную он увидел в ней того самого черномазого незнакомца который наткнулся на него в роще. 3. Он в течение часа консервировал в слезах как в спирту свою молодость и когда у него не стало слез все распалось унеслось исчезло. 4. Он имеет идею и если даже самый счастливый шаг не направлен к ней хотя бы по кривой он не делает его вовсе. 5. Я подумал что ежели в сию решительную минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. 6. Я спал долго потому что когда проснулся была уже ночь. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. 8. Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. 9. А потом улегшись у себя в клетушке где пахло пшеном думала что если Николай Никитич ее не отпустит в театральную школу то она просто сбежит а когда ее примут будет просить у старика прощения. 10. Вздохнув она рассказала что когда на чердаке затопили печь то весь дым повалил в горницу.

Задание 4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Приведите соответствующие правила. Начертите схемы предложений.

1. Шаровая молния средних размеров может образоваться или когда крупная капля росы попадает в канал грозового разряда или когда плотность ее вещества мало отличается от плотности окружающего воздуха. 2. Ей пробовали рассказывать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать того что он сказал. 3. Он знал что увидит там Ильина которого не видел с тех пор как отправил его на задание знал что придется с ним разговаривать но не представлял себе как и о чем и вообще черт его знает как себя с ним держать. 4. Размеренно билось его сердце и даже если бы сейчас его арестовали и повели скованного он казалось не возражал бы.

Карточки для комплексного повторения пунктуации

7. Берестовая скамья вокруг всей комнаты огромный стол под образами в переднем углу широкая печь с запечьями уступами и выступами покрытая пестрыми изразцами все это было очень знакомо нашим двум молодцам приходившим каждый год домой на каникулярное время (Н.Гоголь)

8. Наверно тропинка приведет к деревне. Ночь настала ночуй стучишь в крайнюю хату и ночуй. Утро пришло иди дальше (В.Солоухин)

1. За лугами за старицами приютом щук и прочей рыбы видна полоска песков с длинными типично рязанскими селами (К.Паустовский)

2. Пред нею зыблются шумят великолепные дубровы аллеи пальм и лес лавровый и благовонных миртов ряд и кедров горные вершины и золотые апельсины (А.Пушкин)

3. С моря дует свежестью в его высокий лоб весь в мелких морщинах (М.Горький)

4. Он поднялся с табурета и сказал что если уж его лучший друг Володя не может уехать то он Толя Орлов останется с ним (А.Фадеев)

5. Получили известие что Волга стала и что через нее потянулись обозы (С.Аксаков)

6. Приветствую тебя пустынный уголок приют спокойствия трудов и вдохновенья (А.Пушкин)

7. Мне впрочем понравились ее глаза голубые и кроткие и хотя около этих глаз уже виднелись морщинки но взгляд их был так простодушен так весел и добр что как-то особенно приятно было встречаться с ним (Ф.Достоевский)

8. Синцов твердо знал что где-то видел эту женщину но не мог вспомнить ни когда это было ни где (К.Симонов)

1. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек и раскатились выстрелы (С.Антонов)

2. Отзвенели капели и подсохла земля и грачи полетели на родные поля (В.Луговской)

3. И сколько б дум я здесь ни передумал и сколько б ни стоял перед мечтой я полонен твоим зеленым шумом твоею статью русской красотой (А.Прокофьев)

4. И сердце бьется в упоенье и для него воскресли вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слезы и любовь (А.Пушкин)

5. Встал утес обрывисто и косо и намерен сотни лет стоять несмотря на то что в грудь утеса молния вошла по рукоять (С.Смирнов)

6. Кыш кыш пошли гуси с крыльца (Н.Гоголь)

7. Мать он узнал ее по грузной походке шаркая босыми ногами по земляному полу подошла к наружной двери (А.Фадеев)

8. Океан как будто лелеет эти островки то играет с берегами то ревет то сердится то ласково обнимает любимцев со всех сторон (И.Гончаров)

1. На тебя смотрю я не дыша (А.Фатьянов)

2. Перед балконом стояла большая утоптанная площадка. Сергей расстелил на ней свой коврик а дедушка установив шарманку на палке уже приготовился вертеть ручку как вдруг неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание (А.Куприн)

3. Щепотки волосков лиса не пожалей остался б хвост у ней (И.Крылов)

4. У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают (А.Куприн)

5. Здоровье мое как говорится ни тпру ни ну (И.Тургенев)

6. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева сосна (М.Пришвин)

7. Воображая что замок закрыт я вынул ключ и о ужас у меня в руках была только головка ключа (Л.Толстой)

8. Гой ты родина моя Гой ты бор дремучий Свист полночный соловья ветер степь да тучи (А.К. Толстой)

1. Рысь кормит молодых сперва молоком потом приносит им различных животных как то рябчиков мышей глухарей зайчат и прочих. (А.Черкасов)

2. Ель хороша только при сильном солнечном свете тогда ее обычная чернота просвечивается самой густой самой сильной зеленью (М.Пришвин)

3. Возвратясь в свою комнату она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками Гаврила подсел к окну и задумался (И.Тургенев)

4. Пруд местами как сталь сверкал на солнце (И.Тургенев)

5. На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба издавая пронзительные крики мальчик лет девяти или десяти (А.Куприн)

6. Эй садись ко мне дружок (Н.Некрасов)

7. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще (Л.Толстой)

8 Скромность одна из величайших черт русского народа (К.Паустовский)

1. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей вероятно и мое лицо не отличалось тогда румянцем но в ту минуту признаюсь мне и в голову не приходило смеяться (И.Тургенев)

2. Сзади с боков спереди отовсюду раздавались удары топоров и пронзительные голоса пил (В.Кетлинская)

3. Дождь лил ливнем а крыша к нашему общему удовольствию не промокла (Н.Миклухо-Маклай)

4. Стремительный флаг словно молнии росчерк не поднят а врезан а взвит в небеса (А.Прокофьев)

5. Я ничего не мог различить кроме мутного кручения метели (А.Пушкин)

6. Именно такой весенний апрельский день смотрел в окна моей комнаты когда я проснулся на Каменке весна гудела на улице точно в воздухе катилось какое-то громадное колесо (Д.Мамин-Сибиряк)

7. На песках все свое особенное и трава и кустарники и птицы и насекомые (К.Паустовский)

8. Нам рабочим надо учиться (М.Горький)

1. Нет шутки мне на ум нейдут сегодня (А.Пушкин)

2. Людям хотелось бы все сохранить и розы и снег (А.Герцен)

3. На столе сразу появился самовар а вместе с ним нехитрое деревенское угощение а именно яйца масло высокая крынка с топленым молоком ароматный собственной выпечки ржаной хлеб крыжовенное и черничное варенье (А.Карпов)

4. Я чувствовал вся кровь моя в лицо мне кинулась (А.Пушкин)

5. Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал (Н.Некрасов)

6. Увидев меня некоторые из туземцев приняли очень воинственную позу видно мне еще не доверяли (Н.Миклухо-Маклай)

7. Командиры бросили книги карты географические других на корабле не было разговоры и стремительно побежали по палубе (И.Гончаров)

8. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки (К.Паустовский)

1. Мне человеку в костюме босяка с лямкой грузчика на спине и перепачканному в угольной пыли трудно было вызвать его франта на разговор (М.Горький)

2. Хотел я встать передо мной все закружилось с быстротой (М.Лермонтов)

3. Нет уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь (А.Грибоедов)

4. Здесь мне все ведомо знакомо и зверя след и веток хруст. В семье лесной я словно дома мои друзья и дрозд и куст (В.Ноздрев)

5. Правда на дискуссию у него ушло много сил но зато молодежь участвовавшая в ней многому научилась (Н.Островский)

6. И в мире нет подобной сини и не дано ей умереть покуда солнцу над Россией и красоваться и гореть (А.Прокофьев)

7. Пройдя какую-то пустую без жителей деревню эскадрон опять поднялся на гору (Л.Толстой)

8. Человек обедняет свою духовную жизнь если он высокомерно смотрит сверху вниз на все живое (и неживое) не наделенное его человеческим разумом (И.Акимушкин)

1. Звенит волна хрустальная сверкает словно молния моя сторонка дальняя вся звоном переполнена (А.Прокофьев)

2. И шагнули в грозные бои чуть ли не со школьного урока славные ровесники мои рыцари без страха и упрека (К.Ваншенкин)

3. Битком набитый птичьим свистом свистит кипит и светится лесок (С.Смирнов)

4. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби (М.Пришвин)

5. Где-то на берегу молодой пастух учился играть на трубе и эти звуки нам тоже были слышны (М.Пришвин)

6. А ночь-то тихая-претихая далеко слышно (В.Короленко)

7. На дворе всходило солнце и громко пели птицы (А.Чехов)

8. Точно закованная в цепи примолкла приутихла северная река шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков (И.Соколов-Микитов)

1. К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать (А.Чехов)

2. Вот старая-престарая сыроежка огромная-преогромная как тарелка вся красная (М.Пришвин)

3. Все знают что когда сам попадешь в событие то на первых порах не можешь разобраться что в этом событии главное (М.Пришвин)

4. Люди же изумленные стали как камни (М.Горький)

5. И я с удовольствием смотрю на значительное с окладистой бородой лицо Филиппа и на толстые жилы и мускулы резко обозначившиеся на его голых мощных руках (Л.Толстой)

6. Идут они буксиры гудками говорят (К.Ваншенкин)

7. И огнем заполыхала и пройдя через огонь закричала завздыхала эта самая гармонь (А.Прокофьев)

8. Небо часто облачно так что мы не можем видеть ни восхожденья на захожденья солнца (И.Гончаров)

1. Хорошо нам с тобой дорогая возвращаться под вечер домой (А.Фатьянов)

2. Счастье умов благородных видеть довольство кругом (Н.Некрасов)

3. Кроме научных сотрудников в состав экспедиции входили еще туземцы (В.Арсеньев)

4. Серой гремучей змеею бесконечные кольца влача через ил в тростниках густолиственных тянется Нил (Л.Мей)

5. День был жаркий светлый лучезарный несмотря на перепадавшие дожди (И.Тургенев)

6. Демка Ушаков почти вплотную прижавшись к стене амбара как провинившийся школьник ковырял ногтем обмытую дождями глину штукатурки и не вытирал катившихся по щекам слез (М.Шолохов)

7. Лесник доложил что если всмотреться все пни покрыты мелкими опятами (М.Пришвин)

8. Ох и трудно же уходила жизнь из широкой груди Давыдова наискось навылет простреленной в четырех местах (М.Шолохов)

1. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей (К.Паустовский)

2. Я валялся на койке то подремывая то слушая как близко и гулко барабанит дождь по крыше (Ю.Нагибин)

3. Так долго день пробуждается что когда солнце выйдет у нас уже и обед (М.Пришвин)

4. Нередко в рощах находили иль ею (Людмилой) брошенный венок или клочки персидской шали или заплаканный платок (А.Пушкин)

5. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный (И.Тургенев)

6. А в поле словно в небе снега мерцают блещет лед (А.Прокофьев)

7. Но хотя он и отдыхал теперь то есть не работал над своим сочинением он так привык к умственной деятельности что любил высказывать в красивой сжатой форме приходившие к нему мысли (Л.Толстой)

8. Глазами кажется хотел бы всех он съесть (И.Крылов)

1 Мы свернули налево думая что может быть хоть там на этом проселке есть какие-нибудь части (К.Симонов)

2. По мере того как поднималось солнце день теплел и веселел (И.Бунин)

3. За днями дни проходили как тень (А.Пушкин)

4. Швейцар Петров иначе Капитоныч имел странный вид в старом сюртуке без галстука и в туфлях (Л.Толстой)

5. Как много может сделать человек когда он сердцем обращен к Отчизне и для себя не представляет жизни без русских нив и величавых рек (С.Смирнов)

6. Сергей Сергеич это вы ли (А.Грибоедов)

7. Как хорошо что грудь открыта ветру он мне как брат и я пойти готов за ним попутным иль ему навстречу чтоб знать его деянья наизусть и увидать как расправляет плечи моя страна моя Отчизна Русь (А.Прокофьев)

8. Знаете ли вы например какое наслаждение выехать весной до зари (И.Тургенев)

1. Утром когда я проснулся ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты где-то любовно ворковали голуби задорно чирикали воробьи и с улицы доносился тот неопределенный шум какой врывается в комнату с первой выставленной рамой (И.Соколов-Микитов)

2. Быстро но горячо прошла в душе моей страсть иначе я не могу назвать ее ловить и собирать бабочек (С.Аксаков)

3. Посмотришь на часы так рассвело посмотришь за окно не рассветало (А.Грибоедов)

4. Словно ветер летели олени закинув рога за спину и вытянув вперед свои длинные головы (Г.Федосеев)

5. Проводив их мать сказала усмехаясь Вот Паша и старики стали к тебе за умом ходить (М.Горький)

6. В большом ауле под горой близ саклей дымных и простых черкесы позднею порой сидят (М.Лермонтов)

7. Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно (А.Чехов)

8. Шуми шуми зеленый лес (Н.Некрасов)

1. Собственно говоря загадочный приезд Петеньки не особенно волнует его ибо что бы ни случилось Иудушка уже ко всему готов (М.Салтыков-Щедрин)

2. В ярком солнечном блеске иль в тумане глухом залегли перелески сплошь заросшие мхом (А.Прокофьев)

З. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения (К.Паустовский)

4. О витязь делами твоими гордится великий народ (А.К. Толстой)

5. Вместо ответа ему подали письмо сложенное треугольником (А.Пушкин)

6. Как бедной мне не горевать (И.Крылов)

7. Я остановился запыхавшись на краю горы и прислонясь к углу домика стал рассматривать живописную окрестность как вдруг слышу за собой знакомый голос Печорин Давно ли здесь (М.Лермонтов)

8. По берегу моря по песку у самой воды бегали грациозные кулички песочники (В.Арсеньев)

1. Растянулся на просторе и на синих берегах окунувши морду в море косо смотрит Аюдаг (А.К. Толстой)

2. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид (К.Паустовский)

3. Мне июнь запомнился садами летних яблонь белою волной и стихами о Прекрасной Даме белой ночью читанными мной (А.Блок)

4. И бунтует и клокочет хлещет свищет и ревет и до звезд допрянуть хочет до незыблемых высот (Ф.Тютчев)

5. Ну полно полно сказал Печорин обняв дружески Неужели я не тот же (М.Лермонтов)

6. Дунул ветер все дрогнуло ожило засмеялось (М.Горький)

7. Свежий резкий ветер рябил поверхность широкой реки и плескал в обрывистый берег крутым прибоем (В.Короленко)

8. Погружался я в море клевера окруженный сказками пчел (А.Блок)

1. Сейчас врежется пила в дерево брызнут на последний голубоватый снежок то сливочно-желтые если береза или елка то металлически-белые если осина то красные если ольха опилки и вместе с опилками вырвется из дерева то смоляной то горький то просто душистый и свежий дух (В.Солоухин)

2. Как хорошо ты о море ночное (Ф.Тютчев)

3. Убегая за море уходя за скалы золотые якоря солнце опускало (А.Прокофьев)

4. Помню также она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (А.Чехов)

5. Погружался я в море клевера окруженный сказками пчел (А.Блок)

6. Но к моему удивлению я увидел что он не отрывает глаз от меня и они разгораются у него неприятно жадным животным огнем (М.Горький)

7. Северная зима ковры снега треск огня в печах и свет зимней ночи все это располагает к сказке (К.Паустовский)

8. Рыжие листья засыпали рыжики но я нашел немного и рыжиков и подосиновиков и подберезовиков (М.Пришвин)

1. Так долго день пробуждается что когда солнце выйдет у нас уже и обед (М.Пришвин)

2. А в горле словно в небе ясно снега мерцают блещет лед (А.Прокофьев)

3. Обливают ли озеро солнечные лучи прикрыто ли оно густым туманом или завалено отраженными облаками во всех этих уборах оно одинаково скучно печально (Г.Федосеев)

4. Глазами кажется хотел бы всех он съесть (И.Крылов)

5. Восемнадцати лет я был удивлен разослав свои стихи по журналам что их не печатают и поехал в Петербург (С.Есенин)

6. В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли (Л.Толстой)

7. В несколько минут снег покрыл все следы и заячьи и человечьи и санные и так же скоро перестал (А.Куприн)

8. В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного (С.Аксаков)

1. Дождь пойдет возразил Калиныч утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет (И.Тургенев)

2. Я сказал мальчишкам что заблудился и подсел к ним (И.Тургенев)

3. Неистово кричали поезда и весело трубили пароходы (М.Дудин)

4. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит (А.Пушкин)

5. Девчонка к речке шла не торопилась спокойно синие глаза в ней утопила (С.Щипачев)

6. Она долго бродила по коридорам разыскивая другую свою приятельницу Женю Козлову (В.Ажаев)

7. Душа моя я помню с детских лет чудесного искала (М.Лермонтов)

8. Начиная с Сергеихи мы оказались если можно так выразиться в краю деревянных кружев (В.Солоухин)

1. Метели бушевали всю ночь и утро и день (А.Чаковский)

2. Как поэт нового времени Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму (В.Белинский)

3. Разорвав тоски оковы цепи пошлые разбив набегает жизни новой торжествующий прилив (А.К. Толстой)

4. Пройдя какую-то пустую без жителей деревню эскадрон опять поднялся на гору (Л.Толстой)

5. В несколько десятков метров лежит темная рада или болото покрытое мелкой замшелой и какой-то гнусной елкой (М.Пришвин)

6. Всякая птица даже воробей привлекала его внимание (С.Аксаков)

7. Вдали от света и искусства вдали от солнца и природы вдали от жизни и любви мелькнут твои младые годы (Ф.Тютчев)

8. Погруженный в свои мысли Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос (А.Чехов)

1. Устыдившись что так грубо говорил с врачами он заговорил другим просительным и мирным тоном (М.Шолохов)

2. Толпа строений людских амбаров погребов наполняла двор (Н.Гоголь)

3. Сад мой милый цветущий как горишь ты огнем (А.Прокофьев)

4. Дунул ветер все дрогнуло ожило засмеялось (М.Горький)

5. Долины леса и пригорки и горы труда не боятся (А.Прокофьев)

6. Грянул гром и заглушая людской шум торжественно царственно прокатился в воздухе (И.Гончаров)

7. Если человеку грозит опасность даже гибель и ему это известно он должен собрать волю в кулак и ничего не бояться (В.Ажаев)

8. И все же писалось в Москве Алексею трудно одолевали сомнения в своих силах (Е.Пермитин)

Читайте также: