Полумесяцы ваз 2101 когда ставили

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Копейке-50 лет! Полная история создания

16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей, в его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР .

Многие считают, что ВАЗ-2101- это полная копия Fiat 124, признанная в 1967 году европейским «Автомобилем года», но это не так.

Первые образцы Fiat 124 , полученный из Италии в 1966 году, начали сыпаться на дорогах Дмитровского полигона.

В результате испытаний, при езде по булыжникам не выдержал кузов, появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, износились резиновые изделия передней подвески. Из-за песка, которым посыпали зимой дорогу, тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались очень быстро, дорожный просвет был недостаточным для наших дорог.

Испытания "итальянца", показали, что автомобиль требует доработки к нашим условиям.

Главное разногласие между советскими инженерами и представителями Fiat, коснулось расположения распределительного вала. В двигателе Fiat 124 распредвал располагался в блоке цилиндров, в то время советские специалисты, уже испытали первые образцы двигателей "412" для "Москвич" с верхним распределительным валом, которые продемонстрировали отличный результат.

Этим как раз и объяснялось категорическое нежелание отечественных инженеров устанавливать двигатель с устаревший конструкцией.

Кстати, принятая в итоге конструкция с верхним распределительным валом давала хорошую динамику, но имела конструктивные просчёты, ресурс "распредвала" истекал к 70-80 тысячам километров, при этом на "Москвичах" распредвалы служили столько же, сколько и сам двигатель. Со временем Автоваз внёс изменения в технологию изготовления и обработки деталей, благодаря которым в начале 1980-х годов ресурс распредвала стал равен официальному моторесурсу всего двигателя в 125 тысяч километров.

В итоге итальянские и советские специалисты за четыре года совместной работы, внесли около 800 изменений в конструкцию Fiat 124, в итоге которого получился серийный ВАЗ-2101.

Жигули получил более усовершенствованный мотор, усиленный кузов, задние барабанные тормоза, усиленную подвеску с увеличенным дорожный просвет, усовершенствован карданный вал, доработано сцепление и механическая коробка передач.

Благодаря этим доработкам, автомобиль адаптировался к нашим дорогам и климатическим условиям.

Два главных отличия между ВАЗ и Fiat - это конструкция двигателя и замена дисковых задних тормозов на барабанные.

В августе 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101 , изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска укомплектовались деталями иностранного производства.

Отличительная внешняя особенность первых экземпляров ВАЗ-2101, это круглое зеркало, расположенное на крыле и «полумесяцы» между решеткой радиатора и ободками фар.

С 1970 по 1971 года первые модели ВАЗ-2101 , оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat , а также итальянским стартером, генератором, рулевым редуктором и домкратом.

В тот же период, автомобили укомплектовывались напольной педалью газа, фонарём подсветки заднего номера, задними катафотами и накладкой руля производства итальянской фирмы Stars . Из Италии в СССР, также поступали фары Carello , стеклоочистители Magnetti Marelli, карбюратор Weber . Со временем количество иностранных комплектующих заметно снизилось, в основном их использовали для экспортных Жигулей .

Автоваз опередил Tesla ещё в 1980-1981 годах, выпуском опытно-промышленной партии электроавтомобилей с обозначением 2801.

Электромобиль , на базе серийного универсала ВАЗ-2102 , представлял собой закрытый двухдверный фургон с гофрированными филенками вместо задних окон. Мощность электродвигателя составляла 25 кВт , который питался от никель-цинковых аккумуляторных батарей ёмкостью 125 А·ч общим весом 380 кг , установленных на дополнительную алюминиевую раму.

Запас хода ВАЗ-2801, составлял вполне приличные даже по современным меркам 130 км, при этом фургон грузоподъемностью 320 кг мог развивать максимальную скорость 87 км/ч, потом проект посчитали бесперспективным и свернули.

ВАЗ-2101- стал основателем, так называемого «классического» семейства ВАЗ, которое находилось на конвейере до 2012 года.

ВАЗ-2101 , усовершенствованный советскими инженерами Fiat-124 , с двигателем 1,2 литра продержался на конвейере 13 лет, с 1970 до 1983 года.

Полумесяцы ваз 2101 когда ставили

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге

Или войти с помощью одного из сервисов

SP038

  • Апрель 15, 2020
  • фишки
  • детали
  • ранние


Эта статья больше является сборником фактов, чем официальной информацией, но все же она имеет место на нашем сайте. Статья будет постепенно дополняться новыми изысканиями (не без вашей помощи).

Комплектующие FIAT

Примерно до второго квартала 1971 года ВАЗ 2101 оснащались угловатыми клыками бамперов, полумесяцами фар, стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом, лампами и крепежом производства Fiat. Крепеж может встречаться вплоть до 1976 года.

Комплектующие Stars

Фирма Stars поставляла накладку руля, напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние фонари и катафоты. Производство комплектующих постепенно осваивала советская промышленность, поэтому детали Stars исчезли с конвейера уже в середине 1970-х.

Комплектующие HTD

Решетка радиатора, зеркала заднего вида.

Комплектующие Magnetti Marelli

До 1972 года встречаются автомобили с приводом стеклоочистителей и распределителем зажигания Magnetti Marelli. На первых выпусках стояли свечи CW7LP.

Комплектующие Bakony

Звуковой сигнал и распределитель зажигания.

Комплектующие Carello

До начала 1971 года на ВАЗ 2101 устанавливали оптические элементы головного света производства Carello.

Комплектующие Weber

До 1971 года на ВАЗ 2101 устанавливали оригинальный карбюратор Weber.

Комплектующие Cavis

До 1972 года встречаются высоковольтные провода Cavis.

До 1974 года ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103 комплектовались двухрычажными подрулевыми переключателями и клавишами фирмы Cavis.

Комплектующие Elzett

Дверные ручки и замки дверей, капота, багажника до 1975 года.

Комплектующие Sipea

До 1971 года на ВАЗ 2101 устанавливался замок зажигания итальянской фирмы Sipea.

Так же, Sipea поставляла реле лампы стояночного тормоза и сигналов поворота.

Комплектующие Polmo

Салонные фонари (мутные) - середина 1970 года.

Комплектующие CIGALA&BERTINETTI

Задние фонари до 1971 года.

Комплектующие Altissimo

Задние фонари и задние катафоты до 1974 года.

Комплектующие SIEM Eurolux

Головная оптика до 1971 года.

Стоит обратить внимание на то, что ранние автомобили комплектовались не только импортными деталями. Одновременно на конвейере присутствовали отечественные и зарубежные комплектующие.

Отличительные особенности в деталях:

Screenshot_20201016_101135.jpg

  • Эмблема с надписью "Тольятти" на вклеиваемой вставке (первые 10000 автомобилей) - 1970;
  • Полумесяцы фар - до 1971;
  • "Очки" фар с внутренним буртиком - до 1971;
  • Вертикальные прутья решетки радиатора шероховатые и окрашены в черный цвет - до 1973;
  • ГБЦ 2101-1003015 (СЖ 8,8) - 1970-1974;
  • Номер кузова выбит на моторном щите - до 1972;
  • На двигателях, выпущенных до середины 1971 года, присутствует стопорная шайба гайки коленвала ;
  • На двигателях, выпущенных до декабря 1974 года (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103), маркировочная площадка располагалась на переднем верхнем торце блока цилиндров.
  • Коричневые колпачки высоковольтных проводов системы зажигания - до 1974;
  • Зеркало в пассажирском солнцезащитном козырьке - до 1973;
  • Скоба дверного замка с подпружиненой металлической серьгой-флажком - до 1974;
  • Корпус воздушного фильтра серого цвета - 1970;
  • Гайки-барашки на корпусе воздушного фильтра - до 1975;
  • Резиновые накладки на краях балки заднего бампера - до 1971;
  • Цельные накладки средней стойки кузова - до 1973;
  • Торпедо с частыми ребрами и приборная доска с узкими окнами контрольных ламп - до 1974;
  • "Широкие" клыки - до 1973;
  • Напольная педаль акселератора - до 1975;
  • Педаль сцепления и тормоза близко расположены друг к другу из-за близкого расположения главных цилиндров - до 1976;
  • Патрубок глушителя из нержавеющей стали, с косым срезом - до 1975;
  • Круглое зеркало заднего вида на переднем левом крыле - до 1975;
  • Нет резиновых буферов крышки багажника на задней панели - 1970.

За пару часов вспомнить всё практически нереально, так что если вам есть что добавить - пишите комментарии!

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101


Жигули – это больше, чем просто советская (а затем и российская) малолитражка. Это автомобиль-явление, который дал возможность жителям СССР по-новому взглянуть на частный автотранспорт, став по-настоящему массовой машиной для миллионов советских граждан – ведь с 1970 до 1988 года было выпущено почти пять миллионов «копеек» различных модификаций. Не зря ведь в 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом "За Рулем", именно ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века. Однако с "копейкой" при этом связано множество мифов, первые из которых появились в обиходе еще до начала серийного производства "русского Фиата"! А за долгие годы выпуска первая модель обросла целой вереницей домыслов и баек, постоянно развиваемых «гаражными корифеями». Сегодня мы попытаемся отделить правду от небылиц, вспомнив факты из истории легендарной "копейки".

П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

lada_1200_10

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали "сыпаться" на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной "бельгийской мостовой" кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, "натурные" испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

lada_1200 схема

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали "окорока" колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в "итальянце". Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

Москвич и Жигули

Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно "укрыт" мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя "ахиллесова пята" — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

vaz_2101__zhiguli__1

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым — он спокойно "переваривал" низкосортные масла и "семьдесят шестой" бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов — топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения. Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в "копейке", где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!

vaz_2101 жигули

Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (21011, 2105) были разработаны уже собственными силами.

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года "копейки" оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также "фиатовскими" стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

lada_1200

Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали "соплатформенным" Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы "Автоэкспорт" поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ — так называемый "соцлагерь". Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы "копейка" начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

vaz-2102

В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»

fiat_124_t

Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

lada_1200 праворульная

Праворульная «копейка» — было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к "копейке" за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных "европейцев" первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство "чистой единички" весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей "наследницу" ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде трёхдверной «восьмерки» и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.

lada_1300

ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий ВАЗ-2106 в 1990-1991 годах.

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».

Высоцкий

Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

Причем существует версия, что это произошло не случайно из-за его агрессивной манеры вождения, а на спор! Дескать, после футбольного матча Высоцкий решил взять "на слабо" соседа-владельца таких же Жигулей, но зелёного цвета. Два азартных болельщика решили поехать навстречу друг другу и выяснить, кто из них отвернёт в сторону первым. Увы, в споре проиграли оба автовладельца, ощутимо разбив и серую, и зелёную "копейки", что и послужило поводом для написания шуточной «Песни автозавистника».

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

vaz_2101 двигатель

vaz_2101 двигатель

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной — особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо "жигулёвского" группы «Г» что угодно — "москвичёвское" марки АС-8 или даже "камазовское" масло.

Image36

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин "распредвальной проблемы" ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно "копейка" позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

Ваз 2101

Ваз 2101







Ваз 2101 первый автомобиль волжского автозавода и родоначальник всех классических моделей жигулей.

Сотрудничество с Fiat

Модель 2101 является усовершенствованной копией FIAT 124 который выпускался в Италии с 1966 года.

Fiat-124
Fiat-124 Fiat-124
Fiat-124 Интерьер Fiat-124
Интерьер Fiat-124

Чтобы адаптировать автомобиль к условиям СССР, советские инженеры тестировали FIAT 124 на территории Дмитровского полигона и отправляли замечания в Италию.

Нужно сказать, что испытания действительно проводились масштабные! В период с июня 1966 по июль 1970 года было произведено испытание 9 серий и 35 образцов автомобилей, а их общий пробег составил более 2 млн. километров.

В ходе сотрудничества с итальянцами в конструкцию внесли свыше 800 изменений, в числе которых:

  • Двигатель с верхним расположением распредвала, а не нижним, как у FIAT, и увеличенным межцентровым расстоянием. Диаметр цилиндров с 73 мм увеличили до 76 мм, а ход поршня сократили с 71,5 до 66 мм. Результат – более приёмистый двигатель;
  • Задние дисковые тормоза заменили барабанными, что увеличило ресурс. (Итальянские колодки во время испытаний стирались уже к 2-3 тыс. км пробега);
  • Клиренс спереди увеличили с 164 до 175 мм;
  • Появилась буксировочная проушина.

Первые автомобиль Ваз-2101

В 14 часов 18 апреля 1970 года по главному конвейеру Волжского автозавода отправились первые 6 машин, сборка завершилась в ночь с 18 на 19 апреля. Были собраны 2 темно-синих автомобиля и 4 вишневого цвета.

Заготовки для кузова были привезены из Италии, другие комплектующие также поставлялись из-за границы.

Первый собранный автомобиль Ваз-2101
Первый собранный автомобиль Ваз-2101

В дальнейшем эти 6 автомобилей использовались для обучения, отработки технологии и других внутренних целей завода. Их судьба неизвестна.

Первый Ваз-2101 сходит с конвейера
1 августа 1970 года! Первый автомобиль серийной сборки.
Первый серийный Ваз-2101 Первый серийный Ваз-2101
Первый серийный Ваз-2101 Первый серийный Ваз-2101
Первый серийный Ваз-2101

Кстати, в музее ОАО АвтоВАЗ, выставлен красный Ваз-2101 который стал первой машиной реализованной через торговую сеть 18 августа 1970 года.

После 19 лет эксплуатации владелец подарил автомобиль АвтоВАЗу и получил взамен другую машину.

Первый Ваз-2101
Первый Ваз-2101 реализованный через торговую сеть 18 августа 1970 года
Якобы итальянская сборка

Так например в Польше с 1967 года производили Polski FIAT и на запчастях могла оказаться соответствующая символика.

Polski Fiat 125
Polski Fiat 125p Polski Fiat 125
Polski Fiat 125p
Журнал «За рулем» за 1968 год, №11

Объемы выпуска

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь автозавода, которая предназначена для выпуска 220 тыс. автомобилей в год.

16 июля 1971 года с главного конвейера сошел 100-тысячный автомобиль.

10 января 1972 года принята в эксплуатацию следующая очередь так же на 220 тыс. автомобилей.

Сборка автомобилей достигла 1 млн. уже к 21 декабря 1973 года, и 1,5 млн. в 1974 году, а в 1980 году было собрано 5 млн. автомобилей. Ни один из советских автопроизводителей не мог и мечтать о таких объемах выпуска. (Цифры приведены по трем автомобилям 2101, 2102 и 2103).

Производство Ваз 2101 стало большим шагом вперед для советского автомобилестроения, так как главной целью производства была автомобилизация населения СССР.

Автомобиль для среднего класса, довольно современный на тот момент и по доступной цене во многом превосходил модели Москвичей и пользовался большей популярностью.

Качество сборки

Во многом из-за массовости производства ухудшилось качество. На заводе стали отступать от утвержденной документации, применять другие материалы, технологии для некоторых этапов производства. Возможно, свою роль сыграла и культура — через проходную завода рабочие выносили всё, что могли.

Всё же, на тот момент, Волжский автозавод делал лучшие в СССР автомобили.

Недостатки

С самого начала выпуска потребители искали минусы в автомобиле, и им не нравилось буквально всё, начиная с названия «Жигули», что было созвучно с французским словом «жиголо» (в переводе – сутенёр).

Еще одна особенность 2101 была в дворниках, одним движением их можно было снять, начались кражи, а купить новые дворники было проблематично, если вообще возможно.

Ранее выпускавшиеся автомобили в СССР оснащались гаечными ключами на 12 и 14, а в водительском наборе к ВАЗ 2101 был ключ на 13.

Впрочем, сейчас это сомнительные минусы, автомобиль всё равно стал массовым и самым популярным в СССР.

Экспорт

Нужно отметить, что без каких-либо значительных переделок ВАЗ 2101 выпускали в Испанском филиале концерна FIAT, под маркой SEAT – 124. Никаких дивидендов в пользу участников её проектирования в СССР не отчисляли, такого в Советском Союзе не предусмотрели в контракте. Кроме того, в Турции, по лицензии FIAT собирали Tofas Murat 124.

Seat 124 1971 года.
Seat 124 1971 года. Seat 124 1971 года.
Seat 124 1975 года. Tofas Murat 124
Вид сзади Tofas Murat 124 Интерьер Tofas Murat 124
Интерьер Tofas Murat 124 Tofas Murat 124
Tofas Murat 124

ВАЗу же, согласно договору, запрещалось составлять конкуренцию для FIAT 124, однако, экспорт в Западную Европу начался в 1974 году, когда производство модели 124 было прекращено в пользу нового FIAT 131.

На экспорт автомобили шли под маркой Lada, а модель соответствовала объёму двигателя – 1200 (2101), 1200s (21013) и 1300 (21011).

Свыше 57 тыс. автомобилей Lada, были экспортированы в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Lada поставлялась в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Швецию, Египет и Нигерию. Праворульные модификации поставлялись в Японию, Великобританию и Австралию.

Окончание выпуска

Выпуск модели 2101 закончился в 1983 году, а модификация 21013 выпускалась еще 5 лет, до 1988 года.

Прозвище Копейка

Свое прозвище «Копейка» ВАЗ 2101 получил в конце 80-х, начале 90-х годов, когда уже было очевидно, что автомобиль устарел и неоправданно долго пребывает на конвейере, до этого в народе его называли «единичка».

В 2000 году, по результатам опроса журнала «За рулём» ВАЗ 2101 назван лучшим отечественным автомобилем XX века.

Полумесяцы ваз 2101 когда ставили

SEIVAL, ты путаешь тёплое с мягким.

Одно дело - восстановление машины в оригинал с прямым следованием комплектации и соответствию года выпуска. Это сложно и трудоёмкое дело, и никакие отступления не уместны. Такой путь - удел не очень многих из-за своей дороговизны и сложности.
Другое дело - хочу сделать так, чтобы было красиво и мне нравилось. Это проще и это путь многих. К таким людям нет никаких претензий, их машины тоже могут радовать и восхищать, но они могут быть не оригинальны. Но это и не важно.
И третий путь - просто рабочая лошадь. Там речь не идёт ни о чём, кроме того, чтобы машина ездила.

Всё имеет право на жизнь. Но каждый свой подход выбирает сам.

А попытка выяснить историю появления маленькой резиночки - это ещё один штрих к истории развития производства первого семейства на ВАЗе. И это не мелочь, как может показаться, тем более для почитателей конкретной модели.

SEIVAL, ты путаешь тёплое с мягким.

Одно дело - восстановление машины в оригинал с прямым следованием комплектации и соответствию года выпуска. Это сложно и трудоёмкое дело, и никакие отступления не уместны. Такой путь - удел не очень многих из-за своей дороговизны и сложности.
Другое дело - хочу сделать так, чтобы было красиво и мне нравилось. Это проще и это путь многих. К таким людям нет никаких претензий, их машины тоже могут радовать и восхищать, но они могут быть не оригинальны. Но это и не важно.
И третий путь - просто рабочая лошадь. Там речь не идёт ни о чём, кроме того, чтобы машина ездила.
Всё имеет право на жизнь. Но каждый свой подход выбирает сам.
А попытка выяснить историю появления маленькой резиночки - это ещё один штрих к истории развития производства первого семейства на ВАЗе. И это не мелочь, как может показаться, тем более для почитателей конкретной модели.

Опять добавить нечего!
Вопрос только! "Одно дело" и "Другое дело" в каких разделах форума должны находиться?

Миша, не говори ерунды!
Хром ручки - 2101, пластмасса -21011-013.
Че людям мозг пудришь?!

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

Жигули – это больше, чем просто советская (а затем и российская) малолитражка. Это автомобиль-явление, который дал возможность жителям СССР по-новому взглянуть на частный автотранспорт, став по-настоящему массовой машиной для миллионов советских граждан – ведь с 1970 до 1988 года было выпущено почти пять миллионов «копеек» различных модификаций. Не зря ведь в 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом "За Рулем", именно ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века.

Сегодня мы попытаемся отделить правду от небылиц, вспомнив факты из истории легендарной "копейки".

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

МИФ 1: ВАЗ-2101 ЯВЛЯЛСЯ ПОЛНОЙ КОПИЕЙ АВТОМОБИЛЯ FIAT 124
МИФ

Принято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

Наша "копейка снаружи очень похожа на Fiat 124. Но отличия все же есть.



Наша "копейка снаружи очень похожа на Fiat 124. Но отличия все же есть.



Наша "копейка снаружи очень похожа на Fiat 124. Но отличия все же есть.



Наша "копейка снаружи очень похожа на Fiat 124. Но отличия все же есть.




Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров.

В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны.

Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

Двигатель Fiat 124 был выполнен по схеме OHV – то есть, с нижним расположением распределительного вала

ВАЗ-2101: предыстория

Автомобильный бум, случившийся в начале 1960-х в Европе, преодолевшей последствия Второй мировой войны, заставил задуматься о массовом выпуске легковых автомобилей и советских руководителей. Инициаторами строительства в СССР нового автомобильного завода называют тогдашнего главу государства Леонида Брежнева и председателя Совета министров Алексея Косыгина — человека, пытавшегося продвинуть и определенные реформы всей советской экономики. Не последнюю роль в принятии решения сыграл и тот факт, что на счетах советских граждан в государственных трудовых сберегательных кассах скопились немалые суммы денег. Предоставить человеку возможность купить на свои накопления машину, причем по достаточно высокой цене — не самый плохой способ сделать так, чтобы он остался доволен, а средства, в свою очередь, пополнили государственную казну.

Массового легкового автомобиля стране явно не хватало. Советский автопром в середине 1960-х выпускал порядка 150 000 автомобилей в год. Из них не более 80 000 приходилось на «Москвичи» — на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) как раз наладили выпуск модели 408 и вскоре приступили к разработке нового «четыреста двенадцатого» мотора. При этом стоит учитывать, что значительная часть «Москвичей» в то время шла на экспорт.

Менее массовые «Волги», выпускавшиеся в Горьком бок о бок с массовыми грузовиками, в большом количестве пополняли государственные гаражи, а малолитражный «Запорожец», под производство которого в конце 50-х переоборудовали завод сельскохозяйственной техники «Коммунар», сильно проигрывал по потребительским качествам. Да и выпускался он в небольших объемах даже по сравнению с «Волгами» и «Москвичами». Не говоря о будущем ВАЗе, проектная мощность которого составляла 600 000 автомобилей в год.

Итальянцы из Fiat смогли предложить СССР комплексный проект — строительство нового автомобильного завода, включая производство большинства компонентов, а также сбалансированную по потребительским качествам модель — Fiat 124. Но это не значит, что альтернативы знакомой нам «единичке» не существовало — хотя бы в теории. На уровне легенд и версий в качестве альтернативы Fiat 124 упоминаются и элегантный переднеприводный хэтчбек Renault 16, и Peugeot 204, и даже Volkswagen. Так или иначе, профильный институт НАМИ активно изучал тогдашние новинки мирового автопрома, проводил сравнительные испытания, составлял объемные отчеты.

Решение относительно совместного проекта с итальянцами было оформлено в 1966 году. Тогда же были подписаны все необходимые документы и стартовало строительство. Хотя город Ставрополь-на-Волге переименовали в честь деятеля итальянской компартии Пальмиро Тольятти двумя годами ранее. Генеральным директором еще не построенного предприятия был назначен Виктор Поляков, который возглавлял его до 1975 года, а впоследствии пересел в министерское кресло. Параллельно шли испытания прототипов будущих «Жигулей» на только вступившем в строй Дмитровском автополигоне и дорогах страны.

Пришедшие из Италии Fiat 124 побывали не только в руках инженеров-испытателей, «гонявших» их в предельных режимах по асфальту и брусчатке полигона, а также дорогам и направлениям всего Союза. Машины передавались также в обычные организации для проверки в естественной среде обитания. Один из таких «Фиатов» 1967 года выпуска, попавший в свое время на бумажную фабрику в Ленинграде, выставлен сейчас в музее «АвтоВАЗа».

По словам нынешнего владельца, он выкупил автомобиль у наследников заместителя директора той самой фабрики, который приобрел списанную машину в 1973-м.

По конструкции Fiat 124 — автомобиль классической компоновки, с продольно расположенным спереди двигателем и задним приводом с неразрезным мостом — был достаточно архаичен уже по тем временам. В Европе набирала обороты эра переднеприводных машин. Однако в сравнении с автомобилями, выпускавшимися в СССР, это был шаг вперед. Вспомним хотя бы шкворневую переднюю подвеску «Волги», требующую регулярного ухода, а также задние мосты на рессорах и барабанные тормоза «по кругу» — и на «Волге», и на «Москвиче». Лицензионные дисковые механизмы Girling АЗЛК освоит только в 1976-м, со стартом производства «Москвича-2140».

Fiat 124 завоевал в 1967 году титул европейского «Автомобиля года», однако без серьезных доработок для эксплуатации в СССР не подходил. По ходу тестов в конструкцию исходного Fiat 124 было внесено около 800 изменений. Речь не только о заметных с первого взгляда плоских дверных ручках взамен кнопочных, массивных «клыках» на бамперах или отверстии и храповике для пусковой рукоятки.

По настоятельному требованию советских специалистов устаревший нижневальный двигатель базового «Фиата» на «российской» версии 124R итальянцам пришлось заменить более прогрессивным верхневальным, с увеличенным расстоянием между центрами цилиндров. Впоследствии это позволило неоднократно модернизировать мотор, увеличивая его рабочий объем — потомки двигателя ВАЗ-2101 впоследствии значительно превзошли его «базовые» 1,2 л и 64 л.с. К примеру, под капотом нынешней Lada 4x4 1,7-литровый двигатель «классического» семейства развивает 83 л.с.

Также были существенно переработаны кинематика передней подвески, конструкция заднего моста, значительно усилен кузов. Под передним бампером появились буксирные проушины, на порогах — гнезда для установки домкрата у каждого колеса. «Фиату» же полагалось по одному поддомкратнику на каждый борт. Дорожный просвет увеличили до 170 мм — сейчас такой далеко не у каждого кроссовера. Вот только задние дисковые тормоза пришлось заменить барабанными — иначе колодки при езде по грязи истирались слишком быстро.

Параллельно строились и заводы-смежники, которым предстояло выпускать компоненты для будущих «Жигулей» — причем по гораздо более строгим стандартам, чем были в нашей стране до ВАЗа. Это касалось в том числе масел и смазок, резинотехнических изделий, шин. Однако на деталях «Жигулей» ранних выпусков можно увидеть клейма и самого Fiat, и других иностранных фирм, а также просто служебные надписи на итальянском. Рычаги «дворников» на первых порах поставляла Magneti Marelli, замки зажигания с противоугонным устройством, радиоприемники и моторчики стеклоочистителя приходили из Венгрии. Шансы встретить «фирму́» выше на самых ранних автомобилях — такие можно опознать по угловатым «клыкам» на бамперах и фирменной эмблеме с надписью «Тольятти» под стилизованной ладьей. Говорят, что название города со стратегическим объектом — автомобильным заводом — быстро убрали с шильдика по соображениям секретности…

Впрочем, слухов и предрассудков относительно непривычного поначалу автомобиля хватало. А сравнимый с шекспировским «быть или не быть» вопрос из середины семидесятых: «Какая машина лучше: Жигули или Москвич»? даже нашел свое отражение в кинематографе.

Экспортная праворульная Lada 1200 для Великобритании

ВАЗ активно поставлял «Жигули» на экспорт, причем не только в дружественные социалистические страны. Были и праворульные версии — такие «копейки» продавались в том числе в Великобритании. «Жигули», получившие впоследствии народные прозвища «единичка» и «копейка» и экспортное имя Lada, задержались на конвейере ВАЗа надолго.

Читайте также: