Пост диагностики автомобилей камаз

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Курсовая работа: Организация ТО-1 автомобиля КамАЗ 53212

Техническое обслуживание машин - это комплекс профилактических мероприятий в межремонтный период, направленных на предупреждение отказов в агрегатах и узлах и уменьшение интенсивности изнашивания деталей. Техническое обслуживание включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие виды работ.

Техническое обслуживание автомобилей имеет цель: обеспечить постоянную техническую исправность агрегатов, узлов в автомобиле в целом; максимально увеличить межремонтные пробеги; гарантировать безопасность движения; обеспечить минимальный расход эксплутационных материалов.

Для достижения указанных целей в нашей стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания, предусматривающее обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в процессе использования, хранения и транспортирования автомобилей. Технологический процесс обслуживания автомобиля при планово-предупредительной системе предусматривает сочетание обязательных работ с работами, выполняемыми по потребности, необходимость которых определяется в результате проверки состояния автомобиля. Техническое обслуживание специального оборудования, установленного на автомобиле, проводится по возможности одновременно с техническим обслуживанием шасси.

В зависимости от объема работ и периодичности их проведения, техническое обслуживания подразделяют на следующие виды: контрольный осмотр, ежедневное техническое обслуживание, техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО). Задачей данного курсового проекта является ознакомится с системой проведения технического обслуживания автомобилей, составить технологическую карту, определить количество и расстановку рабочих, а так же осуществить подбор технологического оборудования. Выполнить чертеж автомобиля в двух проекциях с указанием номера и места выполнения операции ТО. И схему технологической планировки поста с расстановкой оборудования и рабочих.

Основные технические характеристики автомобиля КамАЗ 53212


Весовые параметры и нагрузки:

Снаряженная масса а/м, кг 8500

нагрузка на переднюю ось, кг 3900

нагрузка на заднюю тележку кг 4600

Грузоподъемность а/м, кг 11000

Полная масса, кг 19650

нагрузка на переднюю ось, кг 4420

нагрузка на заднюю тележку, кг 15230

Полная масса прицепа, кг 14000

Полная масса автопоезда, кг 33650

Модель 740.31-240 (Евро-2)

Тип: дизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха

Максимальная полезная мощность, кВт (л. с) 165 (225)

Номинальная мощность, брутто, кВт (л. с) 176 (240)

при частоте вращения коленчатого вала, об/мин. 2200

Макс. полезный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 912 (93)

при частоте вращения коленвала, об/мин 1100-1500

Расположение и число цилиндров V-образное, 8

Рабочий объем, л. 0,85

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 120/120

Степень сжатия 16,5

Вместимость топливного бака, л. 500

Напряжение, B 24

Аккумуляторы, В/А·ч 2×12/190

Генератор, В/Вт 28/2000

Тип фрикционное, сухое, двухдисковое

Привод гидравлический с пневмоусилителем

Тип механическая, десятиступенчатая

Управление механическое, дистанционное

Передаточные числа на передачах:

7,82 4,03 2,5 1,53 1,000 7,38

6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02

Передаточное отношение 5,43

Размеры: диаметр барабана, мм 400

Ширина тормозных накладок, мм 140

Суммарная площадь тормозных накладок, см2 6300

Тип колес: дисковые

Размер обода 7,5-20 (190-508)

Размер шин 10.00 R20 (280 R508)

Тип расположенная над двигателем, с высокой крышей

Исполнение со спальным местом

Платформа бортовая, с металлическими откидными бортами, в зависимости от комплектации оборудуется каркасом и тентом

Внутренние размеры, мм * 6100×2320 или 6114×2420 ("евро")

Высота бортов, мм * 500 или 725 ("евро")

Характеристика а/м полной массой 19650 кг:

Максимальная скорость, не менее, км/ч 90

Угол преодолеваемого подъема, не менее, % 25

Внешний габаритный радиус поворота, м 9,8

Перечень регламентных работ технического обслуживания автомобиля КамАЗ 53212

Техническое обслуживания ТО-1 для автомобиля КамАЗ 53212 представленная далее проводится согласно "Положению о текущем ремонте и обслуживании подвижного состава". Согласно данному положению первое техническое обслуживание для грузовых автомобилей проводится каждые 4000 км. В данные работы входят контрольно-диагностические, осмотровые, крепежные и смазочно-очистительные работы.

В перечень работ входит:

1. Осмотреть автомобиль, проверить при этом состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков.

2. Механизмов дверей, запоров бортов платформы, буксирного (опорно-сцепного) устройства.

3. Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции.

Двигатель, включая системы охлаждения, смазки:

4. Проверить осмотром герметичность систем смазки и охлаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя).

5. Проверить на слух работу клапанного механизма.

6. Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.), масляного картера.

7. Проверить крепление двигателя.

8. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

9. Проверить свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения сцепления.

10. Проверить уровень жидкости в компенсационном бачке главного цилиндра привода выключения сцепления.

11. Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей.

12. Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.

13. Проверить крепление фланцев карданных валов. Проверить люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи.

14. Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.

15. Проверить крепление картера редуктора, фланцев полуосей.

Рулевое управление и передняя ось:

16. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

17. Проверить крепление в шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф шаровых пальцев рулевых тяг.

18. Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.

19. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы.

20. Проверить ход штоков тормозных камер.

21. Сменить спирт в предохранителе от замерзания.

22. Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески.

23. Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.

24. Проверить состояние шин и давление воздуха в них: удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

Кабина, платформа (кузов) и оперение.

25. Проверить состояние и действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

26. Проверить крепление платформы к раме автомобиля,

27. Проверить крепление, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины и платформы; при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.

28. Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.

29. Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света.

30. Проверить состояние и крепление электропроводов.

31. Проверить крепление генератора и состояние его контактных соединений.

32. Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надёжность контакта наконечников проводов с выводными штырями; проверить уровень электролита.

Смазочные и очистительные работы:

33. Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов с химмотологической картой.

34. Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

Проверка автомобиля после обслуживания:

35. Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу или посту диагностики.

Технологическая карта технического обслуживания автомобиля КамАЗ 53212

Технологическая карта ТО-1 автомобиля КамАЗ 53212

Карта-схема расстановки исполнителей на посту технического обслуживания

Таблица 2. Карта-схема расстановки исполнителей на посту технического обслуживания

Пост диагностики автомобилей камаз

Диагностирование автомобилей проводится на отдельных постах или поточных линиях.

Посты размещаются, как правило, в специальном помещении, площадь которого определяется габаритами автомобиля и устанавливаемого диагностического оборудования. Посты могут быть тупикового или проездного типа. Основное оборудование постов — стенды с беговыми барабанами, предназначенные для определения мощностных показателей двигателей и оценки технического состояния трансмиссии автомобилей.

Кроме стационарного оборудования, пост оснащается передвижными или переносными устройствами и приборами для диагностирования агрегатов, узлов и систем автомобиля. Как правило, пост оборудуется осмотровой канавой или подъемником. Окраска помещения поста и оборудования должна соответствовать требованиям технической эстетики. Пост должен иметь хорошее естественное освещение, а также искусственное не менее 750 л к.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Пост оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией, принудительным отсосом отработавших газов и обеспечивается электроэнергией, сжатым воздухом и водой. Температура внутри помещения поста в холодный период времени должна быть от +18 до +22 °С.

Вариант планировочного решения поста углубленной диагностики приведен на рис. 6.2. Пост оснащен роликовым нагрузочным стендом с пультом управления, стендом для проверки электрооборудования, подъемником, установленным в осмотровой канаве. Все необходимые приборы размещены в шкафу. Отработавшие газы при испытаниях автомобиля в динамике отводятся через газоотвод. Для размещения документов и одежды работающих операторов в помещении установлены шкафы соответственно. Кроме того, на посту размещены верстак, световое информационное табло,блок питания и средства пожаротушения.

Возможны и другие планировочные решения постов диагностики, которые зависят от применяемого диагностического оборудования, видов выполняемых проверочных операций, а также места расположения поста в автотранспортном предприятии.

В крупных автотранспортных предприятиях со списочным составом 800— 1000 автомобилей и более целесообразны поточные линии диагностики, состоящие из нескольких постов. Обычно наряду с диагностическими работами на постах осуществляется регулировка отдельных систем и замена деталей, не требующая больших затрат времени. Технологическая планировка линии диагностики, состоящей из двух постов, приведена на рис. 6.3. Она оснащена нагрузочным стендом, вентилятором для обдува двигателя автомобиля воздухом, пультом управления, мотор-тестером, шкафом, устройством для проверки фар, столом оператора, стеллажем, прибором для проверки системы охлаждения двигателя, верстаком и ящиками с песком. На первом посту, снабженном нагрузочным стендом, проверяется двигатель и его системы, а на втором — техническое состояние трансмиссии, подвески, рулевого управления и контрольно-измерительных приборов,


Рис. 1. План поста углубленной диагностики (вариант)


Рис. 2. План линии диагностики (вариант)

Применяемые диагностические стенды не позволяют оценить техническое состояние отдельных элементов тормозов автомобиля — колодок, накладов, тормозных барабанов и др.

Для обеспечения безопасности движения автомобиля на линии, независимо от результата диагностирования в предприятиях, тормоза автомобиля, как правило, при проведении ТО-2 подвергаются разборке для выяснениями в случае необходимости устранения обнаруженных дефектов. Поэтому диагностику тормозов целесообразно проводить не перед ТО-2, а после, что позволяет проконтролировать качество работ технического обслуживания.

При проведении ТО-2 выполняются регулировочные работы и заменяются детали и узлы автомобиля, поэтому необходимо оснастить зону ТО-2 диагностическими приборами, что позволит проверить качество регулировочных работ без повторной установки автомобиля на пост диагностики.

Продолжительность диагностирования автомобилей зависит от количества выполняемых операций, применяемых методов и средств квалификации операторов и т. д., поэтому может колебаться в больших пределах. В случае необходимости производительность поста диагностики можно повысить путем использования его в две или три смены.

При диагностировании автомобиля на поточной линии число постов надо определять исходя из перечня проверяемых диагностических параметров, наличия оборудования и контрольно-измерительных приборов и принятой технологии диагностирования. С учетом того, что, как правило, на каждом посту должны работать два оператора, необходимо сгруппировать диагностические операции таким образом, чтобы такт каждого поста был равен такту линии, т. е. временные интервалы диагностирования автомобилей на каждом посту были равны между собой.

Дилерский центр КАМАЗ: как работает СТО по новым стандартам

Новый «КАМАЗ центр» находится на 485 км федеральной трассы М4 «Дон» в 15 минутах езды от Воронежа. Объект, в который было инвестировано более 500 млн рублей, разместился на площади 30 000 м 2 и включает здание дилерского центра (2100 м 2 ) и открытую стоянку (15 000 м 2 ), рассчитанную на размещение 400 единиц новой и ожидающей обслуживания техники. Выгодное местоположение — предприятие расположено на основной транспортной артерии, соединяющей северные и южные регионы страны, — позволяет обслуживать дальнемагистральные грузовики без вывода подвижного состава из транспортного процесса.

Дилерский центр КАМАЗ: как работает СТО по новым стандартам

Пост диагностики с тормозным стендом и прибором для проверки фар. Пропускная способность СТО — 20 единиц техники в день.

Дилерские отношения связывают «КАМАЗ» и «Русбизнесавто» с 1999 года. Филиал компании в Воронеже существует уже более 10 лет. Раньше региональное предприятие занималось продажей и обслуживанием автомобильной и специальной техники на арендованной территории. «Современный формат комплекса позволит решать более серьезные задачи», — сказал Дмитрий Лунев, руководитель отделения «Русбизнесавто» в Центральном Черноземье.

Дилерский центр КАМАЗ: как работает СТО по новым стандартам

Двухуровневый склад запчастей позволяет разместить всю необходимую номенклатуру, до 15 тыс. наименований.

Новое дилерское предприятие полностью отвечает современной концепции 3S: продажа (sales), сервис (service), запасные части (spare parts). Автотехцентр сможет обслуживать до 3500 автомобилей в год и способен выполнять 2500 нормо-часов в месяц. Площадь СТО составляет 1500 м 2 , сервисная зона включает автомойку, 8 постов для обслуживания, ремонта и диагностики грузовиков и автобусов — 4 линии с въездными и выездными воротами в каждом проеме. Имеется тормозной стенд (Ahs-Pruftechnik), стенд для проверки углов установки колес (Haweka), переносное диагностическое оборудование (TEXA, Bosch, Аскан). На участке с ровным полом используются подкатные подъемники (ПП-16). Все посты оснащены системой удаления отработавших газов, имеется централизованный подвод сжатого воздуха.

К зоне ТО и ремонта примыкают агрегатный цех, участок для ремонта электрооборудования и инструментальная кладовая. Двухуровневый склад запчастей площадью 450 м позволяет разместить всю необходимую номенклатуру, которая потребуется для ТО и ремонта автомобилей КАМАЗ — до 15 тыс. наименований на общую сумму около 12 млн рублей.

Дилерский центр КАМАЗ: как работает СТО по новым стандартам

На участке с ровным полом используются подкатные подъемники.

«При строительстве и оборудовании СТО применены новейшие разработки в области промышленного строительства с учетом последних требований норм и стандартов», — отметил Дмитрий Лунев. Заказчик изначально заложил в проект возможность обслуживания автомобилей с газобаллонным оборудованием. В частности, помещение техцентра имеет высокие потолки, а отопление производится посредством обогревателей, вмонтированных в пол. Между тем организация специального поста дегазации (полное опорожнение газовых баллонов требуется при проведении сварочных, кузовных работ и ремонте топливной аппаратуры) пока только в планах. Сдерживающим фактором является отсутствие спроса на метановые КАМАЗы в регионе. «Если региональные власти захотят приобрести газомоторный транспорт, например автобусы, то мы не продаем технику без возможности обслуживания в регионе. Дооборудовать сервисный центр для работы с газобалонными автомобилями — это несложно», — прокомментировал Сергей Афанасьев, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису.

«КАМАЗ центр» принимает на обслуживание грузовую и специальную технику на шасси КАМАЗ, прицепную технику всех марок и автобусы. Что касается последних, этот вид транспорта чаще всего обслуживается в ночные межсменные интервалы в парке заказчика. И выполняются подобные работы обычно силами выездных бригад — в воронежском «КАМАЗ центре» таких бригад четыре.

В административной части здания находится просторная зона приемки, соседствующая с комфортным залом ожидания для клиентов сервиса. Водитель, собственник транспортного средства или представитель автопредприятия могут находиться в процессе ремонта рядом с машиной, все, что для этого необходимо сделать, — пройти инструктаж, надеть каску и светоотражающий жилет.

Дилерский центр КАМАЗ: как работает СТО по новым стандартам

Наличие мойки для деталей — признак высокой культуры производства.

Все сотрудники предприятия проходят регулярное обучение и подтверждают свою квалификацию по стандартам КАМАЗа, предусмотрены интерактивные занятия в специально оборудованном классе. Проблему поиска и удержания персонала в «Русбизнесавто» считают одной из наиболее важных. И решить ее пытаются не только наймом готовых специалистов, но и воспитывая собственные кадры.

Сегодня профессиональный штат механиков СТО укомплектован для работы в одну смену по 5-дневной рабочей неделе. Во втором квартале 2018 года запланирован переход на 12-часовой график без выходных.

Дилерский центр КАМАЗ: как работает СТО по новым стандартам

Маслораздаточная тележка — типичное решение для универсальных постов.

«Русбизнесавто» присутствует на рынке продаж коммерческой, пассажирской и специальной техники России 25 лет. Год от года зона влияния и присутствия компании в регионах России расширялась: на данный момент представительства компании есть в 30 крупных городах страны, в ее продуктовой линейке 65 отечественных и 18 иностранных брендов. Для своевременного обеспечения клиентов качественным сервисным обслуживанием и запасными частями в регионах функционирует 40 выездных бригад. Останавливаться на достигнутом компания не собирается, планируя и дальше обеспечивать партнеров необходимой техникой и комплексной поддержкой их бизнеса.

Основные показатели СТО «КАМАЗ центр Воронеж»

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить


Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?


Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

Компьютерная диагностика КАМАЗ


Компьютерная диагностика КамАЗ в сервис Очаково

Компьютерная диагностика КамАЗ

Компьютерная диагностика КАМАЗ является одной из основных услуг нашего сервиса. Специалисты нашей компании имеют большой опыт электронной диагностики сложнейших дорогостоящих систем, в которые входит гидравлика, пневматика, гидравлические узлы и бортовые электронные системы управления. Обслуживание, диагностика и ремонт такого транспорта является сложным и кропотливым мероприятием, которое требует немалого опыта, багажа знаний и практических навыков. С каждым годом двигатели для грузовых автомобилей модернизируются, что влечет за собой использование новейших систем и приборов для диагностики. Компьютерный осмотр автомобилей КАМАЗ позволяет идентифицировать неисправности любого типа, обнаружить дефекты и предоставить возможность своевременно устранить поломку.

Компьютерная диагностика КамАЗ

Компьютерная диагностика КамАЗ на выезде

Диагностируемые системы КамАЗ


При помощи специального оборудования возможно обслуживание грузовых автомобилей КАМАЗ с любой комплектацией. Диагностика более новых двигателей КАМАЗ имеет свои особенности и требует использования таких автосканеров и анализаторов, как Аскан, ДК-5, Автоас-Карго, EDS-24. Данные приборы позволяют осуществить диагностику следующих электронных систем управления:

  • Камминз 6Isbe, 4Isbe
  • Мерседес OM457La
  • 740 BOSCH MS6.1
  • 740 EDC7 Common Rail
  • Газовый М20.2-820

Диагностика КАМАЗ дв. Cummins


Работы, направленные на выявление проблем и неисправностей КАМАЗа с двигателем Cummins ISB 6.7e4 включают в себя сбор необходимых индикаторов для диагностики, тщательное сканирование ЭСУ, сброс и проверку систем на предмет ошибок в электронном блоке, проверку всех датчиков, отвечающих за бесперебойную работу двигателя на предмет нарушения работоспособности. Также в комплекс компьютерного обслуживания КАМАЗ входят замеры уровня давления в топливной системе, тестирование работоспособности генератора и анализ выхлопных газов при помощи четырехкомпонентного газоанализатора. Довольно часто для автомобилей КАМАЗ с двигателем CumminsISB 6.7e4 становится необходимой процедура перепрошивки силового агрегата. Такой процесс позволяет заметно улучшить динамику передачи в трансмиссии, корректирует работу АБС, тормозных колодок и курсовой устойчивости. Также перепрошивка может обеспечить более чувствительный отклик рулевого управления со степенью усиления с переменным характером и регулировку плавности движения транспортного средства. Компьютерная диагностика КАМАЗ осуществляется исключительно сертифицированными профессиональными работниками с использованием современных компьютерных технологий, анализаторов и т.п.

Диагностика КАМАЗ сканером Автоскан

Диагностический сканер Автоскан

Диагностика КАМАЗ двигателем OM457LA (Mercedes)


На грузовиках КамАЗ модельного ряда 5490 устанавливается двигатель производства Мерседес-Бенц OM457LA мощностью 428 л.с. особенностью данного автомобиля является наличие электронной системы от грузовых автомобилей Мерседес Актрос, так же электронной системы управления внешними устрйствами (дворники, освещение, кондиционер и др.) с блоком управления CBCU-24L.

Диагностика КАМАЗ с двигателем COMMON RAIL


Основными неисправностями электронных систем управления двигателями КАМАЗ являются следующие:

  • Нарушение работоспособности топливной системы, повреждение насоса
  • Повреждение обмотки электромагнитного регулятора подачи топлива
  • Повреждение, износ блока двигателя
  • Замыкание в катушках индуктивных датчиков
  • Биение зубчатого колеса импульсов

Топливная аккумуляторная система типа Common rail используется исключительно в дизельных силовых агрегатах и служит для подачи топлива к движку. В данной системе насос подает топливо под давлением величиной в 300 Мпа. Форсунки, управляемые электронной системой, впрыскивают топливо в цилиндры также под высоким давлением. Еще одной отличительной чертой топливной системы Common rail является полная независимость впрыска от углов поворота вала и от работы силового агрегата. В силу такой особенности системы Common rail, для диагностики автомобилей КАМАЗ необходимо применение специального оборудования. Для обслуживания КАМАЗов с электронной системой common rail блок управления EDC7UC31 BOSCH и ЭСУ двигателем MS 6.1 применяется специальный стенд ЕС-200. Этот прибор предоставляет возможность практически безошибочно проверять форсунки по тест плану производителя. Кроме того, ЕС-200 позволяет осуществлять автоматизированную диагностику, измерять параметры форсунок Common Rail и насосов, проверять инжектора под давлением до 2000 бар, измерять расход топливных жидкостей при критических нагрузках, холостом ходу.

Диагностика КАМАЗ с газовым двигателем


В процессе обслуживания и диагностики автомобилей КАМАЗ с установленными газовыми силовыми агрегатами необходимо соблюдение ряда правил и техники безопасности. Это связано с повышенным риском работы с компримированным природным газом. Основные правила и особенности компьютерной диагностики КАМАЗ с газовым двигателем:

  • Нельзя осуществлять замену деталей газового двигателя на детали от дизельных силовых агрегатов.
  • Невозможно использование моторного масла, которое не соответствует указанному в техническом паспорте автомобиля.
  • Свечи зажигания должны иметь зазор более 0.4 миллиметра. Регулировка величины зазора должна осуществляться каждые 10-12 тысяч километров, замена — 30-35 тыс.км.
  • Сварочные работы осуществляются при отсоединенных разъемах электронных блоков и систем управления, в том числе и АБС, АКБ.
  • Компьютерная диагностика электронной системы управления силовым агрегатом проводится сканером АСКАН-10 или компьютерной программой AKM Lite.

Компьютерная диагностика КАМАЗ на выезде

Диагностическое оборудование АвтоАс для диагностики КАМАЗ

Применение диагностических сканеров


На сегодняшний день автомобильная промышленность предоставляет широкий спектр компьютерного диагностического оборудования, при помощи которого можно идентифицировать неисправности автомобилей КАМАЗ различного характера.

Автосканер ДК-5 представляет собой обновленную версию сканера ДК-2. Он необходим для проведения диагностических работ электронного блока, считывания и настройки параметров системы управления при помощи компьютеров с USB портами. Этот сканер можно использовать при определенных условиях, а точнее при влажности воздуха не более 80%, температуре до +30°С и давлении от 85 до 105 кПа. В корректных условиях работы автосканер ДК-5 обеспечивает связь компьютера с электронными системами управления по линии K-Line, считывает ошибки работы, изменяет, параметры системы и осуществляет автоматическую калибровку педали, подстраивает частоту вращения холостого хода, позиционирует рейки ТНВД в нужное положение и т. п.

Сканер EDS-24 является программно-аппаратным комплексом для компьютерной диагностики грузовых автомобилей с двигателями ММ3-245 и блоками управления BOSH MS6.1. Этот комплекс состоит из адаптера USB-KLine с гальванической развязкой, что позволяет работать при низком напряжении. В конструкцию также входит диск с необходимым программным обеспечением для КАМАЗов с системой впрыска типа Common Rail и т. п.

Автосканер АСКАН предоставляет возможность осуществлять компьютерную диагностику различных систем управления, перепрошивать блок управления новыми версиями от производителей, считывать необходимые параметры и данные с блока, выводить графики на ЖК дисплей в реальном времени, записывать в память полученную информацию, считывать коды неисправностей и заносить их в память. Этот сканер является одним из наиболее функциональных приборов, что позволяет получать максимально точные данные за рекордное количество времени. К основным техническим характеристикам сканера можно отнести достаточно большой объем внутренней памяти — 8 Мб, возможность поддерживания протоколов обмена физического уровня ISO 14230, SAE J1850 и ISO 9141, скорость передачи данных через порт USB 1.1.

Диагностика автомобиля

Одним из видов работ технического обслуживания является диагностика , т. е. оценка технического состояния автомобиля без разборки его агрегатов и узлов, выявление скрытых неисправностей, предупреждение внезапных отказов, определение объемов работ и установление пригодности автомобиля к дальнейшей эксплуатации.

Использование совершенных средств диагностики исключит необходимость в преждевременных регулировках и выбраковке агрегатов, узлов и деталей, что сократит вынужденные простои автомобилей, расход запасных частей и денежных средств.

Своевременное выявление скрытых неисправностей предотвратит дорожно-транспортные происшествия, отказы в работе, чрезмерный износ деталей, перерасход топлива и масел.

В средних и крупных автотранспортных предприятиях НИИАТ рекомендует организовывать:

  • пост (линию) общей диагностики, на котором оценивается соответствие технического состояния автомобиля требованиям обеспечения безопасности движения. Периодичность общей диагностики равна периодичности ТО-1;
  • пост (линию) углубленной диагностики, выполняемой перед ТО-2.

Производственный процесс автотранспортного предприятия по схеме НИИАТа осуществляется следующим образом.

На контрольно-пропускном пункте дежурный механик осмотром проверяет комплектность и внешний вид автомобиля (отсутствие повреждений), а также проверяет заявку водителя.

В зависимости от результатов внешнего осмотра, заявки водителя и плана-графика технического обслуживания автомобиль, пройдя посты (линию) ежедневного обслуживания, направляется на стоянку, на посты (линии) диагностики или в зону текущего ремонта.

После общей диагностики автомобиль поступает в зону ТО-1, а после углубленной диагностики — в зону ТО-2 или текущего ремонта.

По выполнении технического обслуживания и ремонта автомобили перегоняют на стоянку.

Контрольно-диагностический пост для углубленной (поэлементной) диагностики ( рис. 117 ) позволяет определять следующие параметры:

  • на стенде с беговыми барабанами — стуки и перебои в работе двигателя;
  • мощность двигателя и расход топлива;
  • пропуск газов через цилиндро-поршневую группу и клапаны;
  • давление масла в системе смазки и температуру охлаждающей жидкости;
  • содержание окиси углерода в отработавших газах;
  • угол опережения и установку зажигания;
  • пробуксовывание сцепления;
  • вне стенда — люфты в коробке передач, карданной передаче и заднем мосту;
  • радиальный зазор в шкворневых соединениях;
  • свободный ход и усилие вращения рулевого колеса и др.

Рис.117. Контрольно-диагностический пост для углубленной диагностики грузовых автомобилей: а — на тупиковой осмотровой канаве; б — на проездной осмотровой канаве; 1- ворота; 2 — стенд с беговыми барабанами малого диаметра; 3 — осмотровая канава; 4 — положение автомобиля, когда его ведущие колеса установлены на барабаны стенда; 5 — шкаф для переносных приборов; 6 — передвижной подъемник; 7 — положение автомобиля вне стенда; 8 — вывод отработавших гаюв; 9 — шкаф для одежды; 10 — раковина; 11 — подвод сжатого воздуха; 12 — пульт управления; 13 — поворотные круги; 14 — вентилятор; 15 — верстак; 16 — переходный мостик; 17 — ограждение входа в осмотровую канавку; 18 — площадочный винтовой подъемник


Для нормальной работоспособности мотора, а также определение неисправностей проводят диагностику силового агрегата. В автомобильной индустрии распознают несколько видов исследований. Так, проведение каждой рекомендуется делать профессионалам, поскольку самостоятельное определение причин и их расшифровка может быть не точной, а соответственно и ремонт проведен не верно.

Диагностика двигателя

Диагностика двигателя своими руками: для чего нужна и как делается

Самостоятельная диагностика двигателя автомобиля

Прежде всего, своевременная диагностика позволяет оперативно выявить возможные неисправности на начальном этапе. Другими словами, удается быстро определить поломки еще до того, как они перерастут в серьезные неисправности.

Опытные владельцы хорошо знают, что игнорирование мелких проблем в результате может привести к более крупным неприятностям, к капитальному ремонту двигателя или даже к необходимости замены агрегата на контрактный мотор.

С учетом вышесказанного необходимо регулярно проводить профилактические осмотры, а также выполнять диагностику при малейших отклонениях от нормальной работы силовой установки. Что касается профилактики, желательно не реже одного раза в 7 дней проверять уровень моторного масла, рабочей жидкости в системе охлаждения, осматривать патрубки и шланги на предмет растрескивания и повреждений.

Также необходимо следить за состоянием сальников и прокладок. Появление потеков масла говорит о необходимости замены уплотнителей или же устранения причин, по которым смазку «давит».

Если же было замечено, что двигатель начал работать со сбоями, потерял мощность, увеличился расход топлива, тогда нужно сделать комплексную диагностику мотора. На современных авто эта процедура выполняется при помощи специального диагностического оборудования в совокупности с визуальной оценкой, анализом шумов и т.д. Давайте рассмотрим процесс более подробно.

Начнем с того, что наличие контроллеров и развитая система электронного управления ЭСУД позволяет быстро оценить состояние различных систем двигателя. При этом важно понимать, что во многих случаях одной такой проверки будет мало. Для получения объективных результатов необходимо проводить целый ряд диагностических процедур.

В списке основных действий стоит выделить:

  • визуальный осмотр агрегата и подкапотного пространства;
  • проверка воздушного и топливного фильтров;
  • проверка свечей зажигания и бронепроводов;
  • проверка цепи/ремня ГРМ и правильности их установки;
  • замер компрессии в цилиндрах двигателя;
  • сканирование ошибок при помощи диагностического оборудования;

Что касается необходимых инструментов и оборудования, в рамках минимального комплекта понадобится иметь набор ключей и отверток, компрессометр, а также сканер в диагностический разъем OBD 2 (On-board diagnostics) или ноутбук/ПК со специальным софтом и переходниками для подключения.

Виды диагностик

Ремонт и диагностика двигателя может проводиться нескольких видов. Так, для определения механических неисправностей проводится механическая проверка. Поскольку большинство современных автомобилей оснащенные сложной электроникой, то двигателям проводится компьютерная проверка.

Механическая диагностика

К механическому исследованию относят обследование мотора на наличие механических повреждений. Данное исследование может проводиться, как снаружи, так и внутри. Наружная проверка проводится с целью определения наличия разрывов и повреждений наружной части блока цилиндров, головки блока, картера и другие вспомогательных элементов.

Внутренняя диагностика двигателя может проводиться только при разборке силового агрегата. Так, необходимо извлечь головку блока, разобрать поршневой механизм и коленчатый вал. Главной задачей механической диагностики — это определение надобности в ремонте главных узлов силового агрегата.

В процессе проверки определяют состояние коленчатого вала, а именно промер толщины зазоров вкладышей, меряется твердость, а также наличие повреждений, царапин и сколов шеек. Все это поможет установить — нужен ли ремонт данному узла, и если да, то какой.

Диагностика двигателя

Что касается блока, то здесь диагностируется состояние стенок цилиндров, а также осуществляется промер плоскости блока. Если имеется отклонение от нормы, то проводится ремонт блока цилиндров. Цилиндры меряются по размеру, и определяется, до какого ремонта необходимо расточить, чтобы устранить неисправность.

Все остальные элементы двигателя, которое попадают в механическую диагностику, проходят диагностирование согласно руководствую по ремонту и обслуживанию двигателя конкретной марки и модели.

Компьютерная диагностика

Ни одно обслуживание автомобиль не проходит без помощи компьютерной диагностики двигателя. Эта процедура может показать состояние силового агрегата в общем, и отдельных элементов. Хотя скептики считают, что реальную картину состояния силового агрегата покажет только механическое исследование.

Компьютерная диагностика проводится при помощи специальных компьютеров оснащенных программным обеспечением. Конечно, существуют универсальные программы диагностики двигателей, но каждый завод изготовитель, под свои модели автомобилей выпускает свое программное обеспечение, которое получают только сервисные и дилерские центры.

Хотя, неоднократно лицензионное программное обеспечение можно найти слитое в сеть интернет, чем и пользуются гаражные «кулибины».

Диагностика двигателя

Итак, как выглядит процедура компьютерной диагностики двигателя. Прежде всего, понадобиться нескольку вещей, без которых невозможно провести диагностику: сканер (портативный компьютер или планшет), кабель USB-автомобиль, которые соответствует марке и модели мотора и программное обеспечение. Теперь, когда все присутствует можно приступить к диагностике:

  1. Подключаем ЮСБ кабель к автомобилю.
  2. Программное обеспечение находит электронный блок управления.
  3. При помощи специальной программы проводим подключение к ЭБУ.
  4. Проводим необходимые операции.

Так, при помощи подключения к электронному блоку управления двигателем можно сбросить ошибки, узнать, какие датчики не работают, настроить расход топлива на автомобиле, а также поставить новую прошивку. Именно так проводится известная процедура — чип тюнинг двигателя.

Конечно, не все автомобилисты способны, даже при наличии всего перечисленного, провести правильно процедуру диагностики двигателя. Поэтому, рекомендуется обращаться к профессионалам, которые смогут все сделать быстро и качественно.

Поверхностный осмотр ДВС, замер компрессии и давления топлива

Итак, перед началом работ следует внимательно осмотреть двигатель и подкапотное пространство. Отдельного внимания заслуживают элементы проводки, топливные шланги, патрубки и т.д.

Затем нужно проверить состояние воздушного фильтра, а также фильтра топлива. Если фильтры забиты, тогда это может оказаться причиной сбоев в работе агрегата. Параллельно проверяется уровень технических жидкостей (моторное масло, тосол, антифриз, тормозная жидкость и т.д.).

Далее нужно прогреть мотор до рабочих температур. Затем следует погазовать. Если из выхлопной трубы виден серый, сизый, синий или белый дым, тогда это может указывать на разные проблемы (нарушенное смесеобразование, проблемы со сгоранием топливного заряда, попадание ОЖ или моторного масла в камеру сгорания и т.д.).

Еще опытные специалисты всегда проверяют систему вентиляции картера. Для быстрой проверки прямо на месте достаточно отсоединить патрубок системы вентиляции картерных газов, после чего в патрубок нужно вставить немного чистой ткани. Затем мотор заводят и газуют.

В том случае, когда из патрубка летит масло или явно идет дым, тогда это может указывать на проблемы поршневых колец или неполадки самой системы вентиляции. Также в рамках диагностических процедур нужно измерить компрессию и давление топлива.

Чтобы сделать замер компрессии, потребуется выкрутить свечи зажигания на бензиновых моторах или свечи накала на дизельных. При этом также производится визуальный осмотр самих свечей. Если компрессия окажется ниже допустимой нормы, тогда высока вероятность износа ЦПГ, прогара клапана, залегания колец и т.п.

Что касается системы питания, тогда на многих бензиновых агрегатах можно замерить давление топлива в топливной рейке. Такой замер позволяет определить неисправности бензонасоса, загрязнение фильтров топлива, поломки регулятора давления.

Вывод

Диагностика и ремонт двигателей должна проводится профессионалами, при помощи специализированного оборудования. Так, большинство современных автомобилей оснащены сложной электроникой, которую тяжело диагностировать в домашних условиях. Поэтому, рекомендуется обращаться к специалистам на автосервис, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и оборудованием для проведения процедуры диагностики.

Диагностика шумов, свистов и стуков двигателя

Диагностика шумов и стуков в двигателе

Для определения различных посторонних звуков оптимально иметь механический стетоскоп, при помощи которого легче установить источник. Также можно изготовить простейшее приспособление и самому. Для этого достаточно взять деревянную палку, на конце которой закрепляется жестяная или пластиковая банка. Это нехитрое приспособление также позволяет «прослушивать» мотор.

Также в процессе анализа следует внимательно изучить тональность стука (звонкий или глухой), а еще происходит ли изменение частоты и интенсивности с набором оборотов. Параллельно нужно учитывать, что посторонние звуки могут исходить не от самого ДВС, а от навесного оборудования или КПП, приводов и т.д.

Диагностика КАМАЗ common rail

Основными неисправностями электронных систем управления двигателями КАМАЗ являются следующие:

  • Нарушение работоспособности топливной системы, повреждение насоса
  • Повреждение обмотки электромагнитного регулятора подачи топлива
  • Повреждение, износ блока двигателя
  • Замыкание в катушках индуктивных датчиков
  • Биение зубчатого колеса импульсов

Топливная аккумуляторная система типа Common rail используется исключительно в дизельных силовых агрегатах и служит для подачи топлива к движку. В данной системе насос подает топливо под давлением величиной в 300 Мпа. Форсунки, управляемые электронной системой, впрыскивают топливо в цилиндры также под высоким давлением. Еще одной отличительной чертой топливной системы Common rail является полная независимость впрыска от углов поворота вала и от работы силового агрегата. В силу такой особенности системы Common rail, для диагностики автомобилей КАМАЗ необходимо применение специального оборудования. Для обслуживания КАМАЗов с электронной системой common rail блок управления EDC7UC31 BOSCH и ЭСУ двигателем MS 6.1 применяется специальный стенд ЕС-200. Этот прибор предоставляет возможность практически безошибочно проверять форсунки по тест плану производителя. Кроме того, ЕС-200 позволяет осуществлять автоматизированную диагностику, измерять параметры форсунок Common Rail и насосов, проверять инжектора под давлением до 2000 бар, измерять расход топливных жидкостей при критических нагрузках, холостом ходу.

Проведение компьютерной диагностики силового агрегата

Для реализации задачи нужно обнаружить универсальный диагностический разъем. Затем через адаптер, который вставляется в указанный разъем, подключается ноутбук, ПК, планшет или смартфон. Отметим, что для самостоятельной диагностики оптимально использовать сканер-адаптер OBDII, который позволяет подключить мобильное устройство без использования проводов.

Компьютерная диагностика двигателя что показывает
Рекомендуем также прочитать статью о том, что показывает компьютерная диагностика двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, какие параметры работы ДВС можно проверить в режиме реального времени, а также какие ошибки в работе мотора фиксирует система электронного управления.

Например, для проведения компьютерной диагностики двигателя при помощи смартфона нужен адаптер в диагностический разъем, а необходимый софт скачивается и устанавливается на устройство. После этого смартфон и адаптер синхронизируются, а полученные данные отображаются на дисплее. Единственное, нужно учитывать, что программы и оборудование могут быть как универсальными, так и предназначаться только для конкретной марки авто.

После подключения двигатель следует завести, затем нужно запустить программу диагностики. В зависимости от того, какой софт и тип сканера используется, на дисплее будут отображаться графики и другая информация. Самое главное, это считать код неисправности двигателя, после чего код ошибки может понадобиться дополнительно расшифровать.

Как правило, таким способом выявляются неполадки электронных датчиков, сбои в работе систем и т.п. После того, как проблемный элемент был обнаружен, его также можно проверить тестером-мультиметром. Если после замены или ремонта ошибка исчезла, тогда процедуру можно считать успешной.

Однако в тех случаях, когда проблему не удается решить самостоятельно, для проведения углубленной диагностики потребуется дорогостоящее специализированное оборудование, а также необходимо иметь профессиональные навыки и профильные знания. Вполне очевидно, что в подобной ситуации лучше доставить автомобиль на СТО.

Диагностика КАМАЗ с газовым двигателем

В процессе обслуживания и диагностики автомобилей КАМАЗ с установленными газовыми силовыми агрегатами необходимо соблюдение ряда правил и техники безопасности. Это связано с повышенным риском работы с компримированным природным газом. Основные правила и особенности компьютерной диагностики КАМАЗ с газовым двигателем:

  • Нельзя осуществлять замену деталей газового двигателя на детали от дизельных силовых агрегатов.
  • Невозможно использование моторного масла, которое не соответствует указанному в техническом паспорте автомобиля.
  • Свечи зажигания должны иметь зазор более 0.4 миллиметра. Регулировка величины зазора должна осуществляться каждые 10-12 тысяч километров, замена — 30-35 тыс.км.
  • Сварочные работы осуществляются при отсоединенных разъемах электронных блоков и систем управления, в том числе и АБС, АКБ.
  • Компьютерная диагностика электронной системы управления силовым агрегатом проводится сканером АСКАН-10 или компьютерной программой AKM Lite.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, как проводят диагностику двигателя и его систем своими руками. Главными плюсами такого подхода можно считать возможность контролировать состояние агрегата, а также выявить явные или скрытые неисправности до того момента, пока они не станут причиной более сложного и дорого ремонта.

Напоследок отметим, что даже если владелец не сможет самостоятельно устранить найденную поломку, самостоятельное проведение диагностических процедур во многих случаях позволяет найти причину неисправностей, что ускоряет и удешевляет общий процесс ремонта двигателя, его узлов и систем.

Применение диагностических сканеров

На сегодняшний день автомобильная промышленность предоставляет широкий спектр компьютерного диагностического оборудования, при помощи которого можно идентифицировать неисправности автомобилей КАМАЗ различного характера.

Автосканер ДК-5 представляет собой обновленную версию сканера ДК-2. Он необходим для проведения диагностических работ электронного блока, считывания и настройки параметров системы управления при помощи компьютеров с USB портами. Этот сканер можно использовать при определенных условиях, а точнее при влажности воздуха не более 80%, температуре до +30°С и давлении от 85 до 105 кПа. В корректных условиях работы автосканер ДК-5 обеспечивает связь компьютера с электронными системами управления по линии K-Line, считывает ошибки работы, изменяет, параметры системы и осуществляет автоматическую калибровку педали, подстраивает частоту вращения холостого хода, позиционирует рейки ТНВД в нужное положение и т. п.

Сканер EDS-24 является программно-аппаратным комплексом для компьютерной диагностики грузовых автомобилей с двигателями ММ3-245 и блоками управления BOSH MS6.1. Этот комплекс состоит из адаптера USB-KLine с гальванической развязкой, что позволяет работать при низком напряжении. В конструкцию также входит диск с необходимым программным обеспечением для КАМАЗов с системой впрыска типа Common Rail и т. п.

Автосканер АСКАН предоставляет возможность осуществлять компьютерную диагностику различных систем управления, перепрошивать блок управления новыми версиями от производителей, считывать необходимые параметры и данные с блока, выводить графики на ЖК дисплей в реальном времени, записывать в память полученную информацию, считывать коды неисправностей и заносить их в память. Этот сканер является одним из наиболее функциональных приборов, что позволяет получать максимально точные данные за рекордное количество времени. К основным техническим характеристикам сканера можно отнести достаточно большой объем внутренней памяти — 8 Мб, возможность поддерживания протоколов обмена физического уровня ISO 14230, SAE J1850 и ISO 9141, скорость передачи данных через порт USB 1.1.

Читайте также: