Предельно допустимое содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей не оснащенных

Обновлено: 02.07.2024

Предельно допустимое содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей не оснащенных

О токсичности автомобиля

Содержание в отработавших газах окиси углерода (СО) и углеводородов (СН) при работе двигателя проверяют в режиме холостого хода.

Предельно допустимая концентрация СО и СН в отработавших газах в автомобилях с карбюраторными двигателями не должна превышать значений, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

Регулировку уровня токсичности и оборотов холостого хода с использованием винтов количества и качества смеси на карбюраторах производят только после выполнения следующих условий.

Требуемые зазоры в механизме привода клапанов установлены правильно.

Должен быть отрегулирован угол опережения зажигания для бензина, который залит в бак, чтобы при движении и резком открытии дроссельных заслонок прослушивался «стук пальцев» поршней.[1]

Контакты прерывателя нужно очистить от следов окисления, отрегулировать зазоры в свечах зажигания.

Наконечники высоковольтных проводов должны быть очищены и надежно держать провода в свечах и крышке распределителя. Воздушный (масляный) фильтр пригоден к эксплуатации. Подсос воздуха в соединениях между фланцем карбюратора и впускным трубопроводом устранен. Система выпуска не имеет утечек. Двигатель прогрет до рабочей температуры.

Примечание. Подробные рекомендации о регулировке клапанов, установке момента зажигания, очистке или замене контактов прерывателя и т. д. даются в инструкциях по эксплуатации данного автомобиля.

Каждый автомобилист на случай проверки содержания вредных примесей в выхлопных газах его машины должен иметь при себе все данные, характеризующие его машину, а именно:

• рабочий объем, л;

• минимальная частота вращения;

• коленвала при холостом ходе, об/мин;

• повышенная частота вращения;

• коленвала в диапазоне от 1300 об/мин до 0,7Nном;

• концентрация СН, ppm.

Выхлопные газы и меры, ограничивающие их выброс

О наличии вредных для экологии элементов в выхлопных газах автомобилей свидетельствует дым, выбрасываемый из выхлопной трубы.

Как правило, автомобили ранних выпусков грешат высокой степенью дымности. Концентрация СО и СH у таких машин подчас превышает всякие пределы.

К сожалению, далеко не все новые автомобили лишены этого серьезного недостатка, и их выхлопные газы также содержат СО и СН в недопустимых количествах.

Если автомобиль отвечает требованиям по концентрации СО на частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, а при проверке содержания СН при тех же оборотах нельзя добиться хороших показателей, в этих случаях концентрацию СН можно проверить при повышенных оборотах коленчатого вала – от 1300 об/мин до 0,7Nном. Если величина СН невысока – около 1200 ppm или ниже, то и концентрация СО не будет превышать норму.

В распоряжении автолюбителя, как правило, нет газоанализаторов, обнаруживающих окись углерода и тем более углеводороды. С этой целью можно использовать тахометр, но и он не всегда бывает под рукой. Надеяться можно только на себя, на умение ощущать частоту вращения коленвала на холостом ходу.

Каковы же причины, вызывающие повышенную концентрацию СО в выхлопных газах, и как их устранить?

СТЕПЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ОКИСИ УГЛЕРОДА СО в выхлопных газах зависит прежде всего от качества топлива и его смеси с воздухом.

Превышение концентрации СО может быть вызвано также засорением воздушного (масляного) фильтра. В этом случае следует снять воздухоочиститель, промыть его фильтрующий элемент бензином или заменить (сменить загрязненное масло).

При высоком уровне бензина в поплавковой камере (богатая смесь) также может произойти чрезмерный выброс окиси углерода с выхлопными газами. Снимите крышку с карбюратора и отрегулируйте положение поплавка ограничителем хода поплавка и язычком регулировки уровня.

Износ запорного клапана поплавковой камеры также может быть причиной повышенной концентрации СО. Замените штатную иглу с конической запорной поверхностью новой.

Заедание привода воздушной заслонки. Полностью открыть воздушную заслонку. Отрегулировать тягу управления воздушной заслонки так, чтобы она полностью открывалась без заеданий.

Износ цилиндров (гильз), поршней и поршневых колец, пригорание (закоксовывание) или поломка поршневых колец – все это может привести к высокому показателю содержания окиси углерода в выхлопных газах. Снимите головку блока вместе с коллектором, карбюратором и вентилятором и масляный поддон, предварительно слив охлаждающую жидкость и масло. Проверьте состояние разобранных поршней, поршневых колец, гильз и сопряжении. Очистите от нагара и замените поломанные детали, а также детали, образовавшие зазоры в сопряжении, близкие к предельным.

На исправном и проверенном по основным регулировочным параметрам, прогретом двигателе винтами количества и качества добейтесь устойчивой работы двигателя с необходимым составом смеси. На прогретом до рабочей температуры 80 °C двигателе сначала винтом количества (упорный винт дроссельной заслонки карбюратора) установите минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала и немного ее увеличьте (на 10–15 %). Затем винтом качества найдите такое положение, при котором обороты двигателя будут наибольшими. Если обороты станут больше, то винтом количества их надо снизить и затем вернуться к повышенным. Снова, но уже винтом качества, добиться максимальных оборотов (иногда эти действия приходится повторять).

Теперь медленно заворачивайте винт качества до тех пор, пока двигатель не будет работать с заметными перебоями и тогда поверните винт качества обратно на одну треть.

Итак, карбюратор двигателя отрегулирован на нормальную смесь при малой частоте вращения коленчатого вала (720–800 об/мин) на холостом ходу.

КОНЦЕНТРАЦИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ СН в выхлопных газах измеряется в ppm (промилле – частях на миллион). Показатели содержания СН для разных типов двигателей различные. Они зависят также от качества регулировки двигателя на повышенных оборотах коленчатого вала и от всех тех причин, которые вызывают сверхнормативное содержание в выхлопных газах окиси углерода СО, о чем было сказано выше.

Предельно допустимое содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей не оснащенных

ГОСТ Р 17.2.02.06-99

УДК 502.3:006.354 Группа Д24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Охрана природы

АТМОСФЕРА

Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей

Nature protection. Atmosphere.

Norms and methods of measuring of carbon monoxide

and hydrocarbons content in exhaust gases from motor vehicles

with spark ignition engines used gas fuel

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 16 ноября 1999 г. № 405-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на эксплуатируемые на территории Российской Федерации легковые и грузовые автомобили, автобусы, специализированные автомобили, специальные автомобили (далее — автомобили) и двигатели с искровым воспламенением, работающие на газовом топливе: сжиженном углеводородном (нефтяном) газе или компримированном (сжатом) природном газе, а также на газе и бензине (далее — газобаллонные автомобили и двигатели).

Стандарт устанавливает нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей и двигателей при их работе на двух режимах холостого хода: минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя nmin и повышенной nпов, равной 0,8nном.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте используются ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.513—84 Государственная система измерений. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения

ГОСТ 12.1.003—83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005—88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012—90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

рабочая температура: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендуемая предприятием-изготовителем, при которой автомобиль может начинать движение.

исправная выпускная система: Выпускная система автомобиля в полной комплектности, не имеющая механических или коррозионных повреждений корпусных деталей и соединений.

постоянная времени газоанализатора: Время от впуска газа в газоанализатор до получения результата.

СНГ — сжиженный углеводородный (нефтяной) газ;

СПГ — компримированный (сжатый) природный газ;

СО — оксид углерода;

4 Нормы содержания вредных веществ

4.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей, работающих на газе, не должно превышать норм, приведенных в таблице 1.

Таблица 1— Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей

Частота вращения коленчатого вала двигателя

Оксид углерода, объемная доля, % по видам моторного топлива

Углеводороды, объемная доля, млн -1 по видам моторного топлива и рабочему объему

Оксид углерода, объемная доля, % по видам моторного топлива

Углеводороды, объемная доля, млн -1 по видам моторного топлива и рабочему объему

для двигателей с рабочим объемом, дм 3

для двигателей с рабочим объемом, дм 3

Для автомобилей, выпущенных до 01.07.2000 г.

Для автомобилей, выпущенных после 01.07.2000 г.

Примечание— Частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу nmin и nпов устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей. Если эти значения не установлены, при проверках принимают nmin =(800±50) мин -1 , nпов =(3000±10) мин -1

4.2 При обнаружении (в результате проведенной проверки в условиях эксплуатации) автомобиля, имеющего повышенное содержание оксида углерода или углеводородов в отработавших газах хотя бы на одном из проверяемых режимов, или в хотя бы в одной из выпускных систем (при наличии раздельных выпускных систем) автомобиль считается технически неисправным.

4.3 Предприятия, изготовляющие газобаллонную аппаратуру, должны предусматривать устройство для пломбирования регулировочных винтов.

4.4 Конструкция топливной аппаратуры должна обеспечивать содержание СО и СН в пределах установленных норм в течение всего срока ее службы с периодичностью регулировки не менее 10000 км пробега, при соблюдении правил, указанных в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобиля.

4.5 Для автомобилей, имеющих пробег менее 3000 км, предприятия-изготовители должны устанавливать технологические нормы. Эти нормы должны обеспечивать соблюдение норм, указанных в таблице 1, после пробега 3000 км до гарантийного срока.

5 Методы измерения

5.1 Общие требования

5.1.1 Измерения проводят:

а) на предприятиях, эксплуатирующих автомобили:

при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию;

после технического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания оксида углерода и углеводородов;

б) на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, после осуществления услуг и работ;

в) после переоборудования автомобиля или двигателя для работы на газе;

г) после капитального ремонта автомобиля (двигателя);

д) при государственных технических осмотрах автомобилей.

5.1.2 Если на автомобиле выпускные системы раздельны, то измерения должны проводиться в каждой из них отдельно.

5.1.3 Требования к газоанализаторам и тахометрам приведены в приложении А.

5.1.4 Все средства измерения должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513.

5.2 Проведение измерений

5.2.1 Проверяют исправность выпускной системы (внешним осмотром) и прогревают двигатель до рабочей температуры, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля.

5.2.2 Устанавливают рычаг переключения передач (избиратель скорости для автоматической коробки передач) в нейтральное положение.

5.2.3 Затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель (при его работе), открывают капот и подключают тахометр.

Устанавливают и закрепляют пробоотборный зонд газоанализатора в выпускной трубе автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза.

5.2.4 Запускают двигатель и полностью открывают воздушную заслонку смесителя или карбюратора-смесителя.

Увеличивают частоту вращения вала двигателя до nпов и работают на этом режиме не менее 15с.

5.2.5 Устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

5.2.6 Устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя nпов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

5.2.7 Все результаты измерений фиксируют в журнале (приложение А).

5.2.8 Организации, имеющие разрешение от специально уполномоченного органа исполнительной власти на проведение работ по регулировке двигателя на токсичность, после проведения работ должны ставить свои пломбы и выдавать талон (приложение Б) с соответствующей отметкой о прохождении регулировки и с результатами измерений.

5.2.9 При превышении нормы СО и СН необходимо осуществить регулировку газобаллонной аппаратуры согласно указаниям в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобиля.

6 Требования безопасности

6.1 Если проверку автомобиля на содержание оксида углерода и углеводородов проводят в помещении, это помещение должно быть оборудовано принудительной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений по ГОСТ 12.1.005.

6.2 Уровень шума в помещении, где проводят проверку, не должен превышать норм, установленных в ГОСТ 12.1.003.

6.3 Уровень вибрации в помещении, где проводят проверку, не должен превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.012, раздел 2.

6.4 При проведении измерений или регулировок двигателя в помещении на выпускную трубу автомобиля следует надевать газоотводной шланг, выводящий газы, минуя помещение, в атмосферу, при этом в шланг должен быть вмонтирован пробоотборник газоанализатора.

6.5 При измерении СО и СН должны быть приняты меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

Диагностирование бензиновых двигателей при работе на сжиженном газе по составу отработанных газов

Состав отработавших газов является одним из информативных источников для диагностирования двигателей. При работе двигателей в широком диапазоне режимов в условиях эксплуатации на сжиженном газе возможно определение с достаточной точностью различных видов неисправностей.

Жидкое моторное топливо используется для ДВС, в своем составе содержит углерод, водород и в малых количествах кислород, азот и серу, поэтому при идеальном сгорании топлива с воздухом (состав воздуха: азот - 78.03 %, кислород - 20.99, углекислый газ - 0.04, водород и другие инертные газы, примерно 0.94 %) в продуктах сгорания должны быть лишь азот (N2), углекислый газ (СО2), вода (Н2О).

Однако реальный состав отработанных газов (ОГ) намного сложнее.

В двигателях внутреннего сгорания (ДВС) имеется несколько источников выбросов вредных веществ, основными из которых являются три: топливные испарения, картерные и отработанные газы.


Отработанные газы - основной источник токсических веществ ДВС - это гетерогенная смесь различных газообразных веществ с разнообразными химическими и физическими свойствами, состоящая из продуктов полного и неполного сгорания топлива, избыточного воздуха, аэрозолей и различных микропримесей (как газообразных, так и в виде жидких и твердых частиц), поступающих из цилиндров двигателя в его выпускную систему.


Практика контроля работы ДВС - проверка состава выхлопных газов с помощью четырех- или пятикомпонентного газоанализатора.

Для проверки выполнения норм на токсичность определяется содержание в выхлопных газах углеводорода (СН), окиси углеводорода (СО), двуокиси углерода (СО2).

Правильно эксплуатируемый и своевременно обслуживаемый автомобиль способен удовлетворить нормам на токсичность с пробегом до 500000 километров.
Углеводороды (СН)- это компоненты несгоревшего топлива, их содержание измеряется в частях на миллион по объему (РРМ или млн ).

Нормально работающий двигатель сжигает в цилиндрах практически все топливо, допустимое содержание СН должно быть менее 50 РРМ.

Повышенное содержание СН может объясняться, например, большим потреблением масла через слабые уплотнительные кольца поршней.

Чаще всего увеличенное содержание СН вызывается неполадками в системе зажигания. При этом следует проверить: свечи; высоковольтные провода; крышку и ротор распределителя (если они имеются); синхронизацию зажигания; катушки зажигания.


Окись углерода (СО) - неустойчивое химическое соединение, легко вступающее в реакцию с кислородом, дающую двуокись углерода СО2. СО - ядовитый газ без цвета, вкуса и запаха. Вступая в легких в реакцию с воздухом, лишает мозг кислорода.

Уровень СО в выхлопных газах для современных автомобилей с впрыском топлива не должен превышать 0.5 %.
Возможные причины повышения содержания СО следующие:

- неисправность системы вентиляции картера;
- засорение воздушного фильтра;
- нарушение оборотов двигателя на холостом ходу; - повышенное давление топлива;
- любые другие неисправности, приводящие к работе двигателя на богатых смесях.


Двуокись углерода (СО2) - результат соединения углерода из топлива с кислородом. Допустимое содержание 12 - 15 %. Высокие значения свидетельствуют о хорошей работе двигателя. Низкий уровень СО2 говорит о том, что топливная смесь богатая или бедная. Повышенная концентрация СО2 в атмосфере способствует развитию парникового эффекта.

.
Кислород (О2) - в воздухе его 21 %, и в цилиндрах двигателя большая часть вступает в реакцию с топливом. Уровень кислорода в выхлопных газах должен быть низким, не более 0.5 %. Более высокие значения, особенно на холостом ходу, означают утечку во впускном тракте.


Состав отработавших газов ДВС зависит не только от типа используемого вида топлива, но и от типа организации и совершенства рабочего процесса двигателя. Поэтому, характеризуя состав ОГ различных типов двигателей, указывают обычно достаточно широкие пределы содержания компонентов (табл. 1).


Примечание: в ОГ двигателей содержатся также: свинец, кремний, медь, кальций, цинк, фосфор, марганец, хром, натрий, барий, железо, никель и ряд других веществ, входящие в состав присадок смазочного масла, либо являющиеся продуктами износа деталей двигателя, попадающие КС вместе с маслом.

Горение топлив происходит при различных значениях соотношения топлива и воздуха, а также при различных давлениях в КС.

Изменение давления в КС приводит к изменению пределов воспламенения топливовоздушных смесей, что в свою очередь обуславливает изменение состава продуктов сгорания и тем самым - состава ОГ. В таблице 2 представлены данные по изменению указанных пределов для случая горения смеси природного газа с воздухом.


Следует обратить внимание на то, что нижний предел воспламенения, т.е. воспламенение бедных топливом смесей, изменяется очень незначительно.

В тоже время верхний предел воспламенения, т.е. воспламенение богатых топливовоздушных смесей, увеличивается существенно.
Для условий использования газообразных смесей в двигателях внутреннего сгорания повышение давления в цилиндре двигателя позволяет успешно сжигать обогащенные топливовоздушные смеси. Если при атмосферном давлении верхний предел содержания газа в смеси14.2 %, то для условий двигателя при повышении давления сжатия до 3.0…4.0 МПа верхний предел содержания газа может быть увеличен до 40…45 %.


Для повышения эффективности диагностирования экономических качеств автомобиля, а также снижения трудоемкости диагностирования в НИИАТе исследована принципиальная возможность и разработана методика количественной оценки расхода топлива по косвенным параметрам.

В качестве косвенных параметров топливной экономичности принят анализ состава отработавших газов.

Данный метод основан на измерении величин отдельных компонентов продуктов сгорания, концентрации которых в значительной степени зависят от технического состояния двигателя и его систем, влияющих на полноту сгорания топлива. Наиболее полное представление дает анализ ОГ на содержание окиси углерода (СО), углекислого газа (СО2) и углеводородов (СmHn).


Проверка содержания окиси углерода на холостом ходу позволяет контролировать качество приготовления топливной смеси системой холостого хода карбюратора. Проверка системы на холостом ходу, но при повышенной частоте вращения, позволяет в некоторой степени контролировать работу главной дозирующей системы и других вспомогательных устройств карбюратора.


Содержание окиси углерода при этом является информативным и технологичным параметром, но характеризует нарушения в регулировке и техническом состоянии двигателя лишь при работе на обогащенных топливо - воздушных смесях.

Объясняется это тем, что при работе на обедненных смесях содержание окиси углерода в отработавших газах незначительно.
Из-за недостаточной информативности содержания окиси углерода при обедненных смесях, в качестве диагностического параметра целесообразно выбрать концентрацию углеводородов в ОГ, поскольку любое незначительное нарушение процесса сгорания в цилиндрах приводит к резкому повышению их выбросов.

Определить только по концентрации СО, является ли регулировка двигателя оптимальной, невозможно.

Замер же концентраций окиси углерода и углеводородов позволяет не только регулировать двигатели в соответствии с требованиями ГОСТов, но и получать оптимальную регулировку по устойчивости работы и экономичности.


По концентрации углеводородов можно судить о нарушении рабочего процесса не только вследствие неправильного отрегулированного состава топливной смеси, но и других причин, в частности, из - за неисправности системы зажигания.


При проверке систем питания и зажигания на режимах холостого хода можно определить большинство возможных неполадок.

Однако некоторые из них, особенно те, которые относятся к работе главной дозирующей системы и экономайзера (эконостата) карбюратора, более четко проявляются при работе под нагрузкой.

Поэтому, если на АТП есть стенд для определения тягово-экономических качеств автомобиля, после проверки на холостом ходу целесообразно выполнить проверку систем питания и зажигания под нагрузкой. В качестве проверочных могут быть приняты те же режимы, на которых проверяются тяговые качества автомобилей.


Исследуя влияние неисправностей систем питания и зажигания на токсичность отработавших газов, КАДИ совместно с Госавтоинспектором получены данные по изменению концентрации окиси углеродов (СО) и углеводородов (СН) при наличии неисправностей и нарушений регулировок систем питания и зажигания.

Определены ориентировочные пределы концентраций СО и СН, соответствующие нормальному техническому состоянию систем питания и зажигания, а также установлены возможные причины, вызывающие отклонение содержания токсичных веществ от этих пределов.


Возможные неисправности, которые можно определить, зная конкретные отклонения, концентрации СО и СН на холостом ходу:

  • 1. засорение воздушных жиклеров системы холостого хода;
  • 2. повышенный уровень топлива в поплавковой камере;
  • 3. неплотное прикрытие иглой выходного отверстия системы холостого хода;
  • 4. неправильная регулировка привода воздушной заслонки;
  • 5. малое открытие винтов качества системы холостого хода;
  • 6. малые зазоры между электродами свечей зажигания;
  • 7. ранний угол опережения зажигания;
  • 8. неисправность зажигания;
  • 9. поздний угол опережения зажигания;
  • 10. неисправный вакуумный автомат опережения зажигания;
  • 11. заедание клапана экономайзера в открытом состоянии;
  • 12. применения главных топливных жиклеров с большей пропускной способностью;
  • 13. засорение воздушных жиклеров главной дозирующей системы.

А неисправности систем питания и зажигания, которые могут вызвать отклонение концентраций СО и СН от указанных пределов под нагрузкой:

  • 1. применения главных топливных жиклеров с большей пропускной способностью;
  • 2. засорение жиклера или канала экономайзера;
  • 3. заедание клапана экономайзера в открытом состоянии;
  • 4. раннее включение экономайзера.

Использование концентрации СО и СН в отработавших газах бензинового двигателя в качестве диагностических параметров позволяет выявить практически все возможные неисправности систем питания и зажигания.

Предельно допустимое содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей не оснащенных

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ*.

Nature protection. Atmosphere. Rates and methods of measuring carbon monoxide and hydrocarbons content in exhaust gases of petrol-engine vehicles.

____________
* Наименование. Измененная редакция, Изм. N 1.

Срок действия с 01.01.88
до 01.01.93*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 2, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР

Г.И.Кузнецов; Д.Т.Бадиров; Ж.Г.Манусаджянц (руководитель темы); Е.В.Парфенов; В.С.Доброхотов

В.Ф.Кутенев (руководитель темы); В.В.Кисуленко; А.П.Гусаров; Б.А.Куров; М.Е.Вайсблюм; В.Н.Топунов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.03.87 N 732

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1990 г.)

ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.10.98) и опубликованное в ИУС N 4, 1999 г. Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 09.02.99 N 33 введено на территории России с 01.01.2000. (ИУС N 4, 1999 г.).

Изменение внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 4, 1999 год

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили), вновь изготовленные и находящиеся в эксплуатации.

Стандарт устанавливает нормы предельно допустимого содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей при работе двигателя на режимах холостого хода, а также методы их измерения.

Стандарт не распространяется на автомобили, полная масса которых менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч, на автомобили с двухтактными и роторными двигателями.

Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

1.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала (далее - вала), установленных предприятием-изготовителем: минимальной () и повышенной (), равной 0,8. Проверку на повышенной частоте вращения проводят только на автомобилях, имеющих карбюратор.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем, но не выше приведенных в таблице.

Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей

Оксид углерода,
объемная доля, %

Углеводороды, объемная доля, млн, для двигателей с числом цилиндров

Автомобили, не оснащенные каталитическими нейтрализаторами

Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, - 3,5

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52033-2003 "Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (принят постановлением Госстандарта РФ от 27 марта 2003 г. N 100-ст) (с изменениями и дополнениями) (отменен)

Информация об изменениях:

Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 63-ст, в настоящий ГОСТ внесены изменения

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52033-2003
"Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 27 марта 2003 г. N 100-ст)

С изменениями и дополнениями от:

Motor vehicles with petrol engines. Emission of the exhaust gas pollutants. Norms and methods of the control for estimation of technical condition

Дата введения 1 января 2004 г.
Введен впервые

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий М_1, М_2, М_3, N_1, N_2, N_3*, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

3 Определения и обозначения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1 автомобили, находящиеся в эксплуатации : Автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла : Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.3 коэффициент избытка воздуха, ламбда : Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4 система нейтрализации отработавших газов : Совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5 экологический класс : Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.6 изготовитель : Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.7 диагностический индикатор : Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8 встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя : Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

4 Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха

4.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (n_мин) и повышенной (n_пов) частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.

При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:

- значение n_мин не должно превышать:

1100 мин(-1) для автомобилей категорий M_1 и N_1,

900 мин(-1) для автомобилей остальных категорий:

- значение устанавливают в пределах:

2500 - 3500 для автомобилей категорий и , не оборудованных системами нейтрализации;

2000 - 2800 для автомобилей категории и , оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.

4.2 Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Категории и комплектация* транспортных средств (экологический класс)**

Обороты холостого хода

Объемная доля СН,

и

С 01.01.1987 по 31.12.2006

С 01.01.1987 по 31.12.2006

и , оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 2, 3, 4)

С 01.01.2007 по 31.12.2012

, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 2, 3, 4)

С 01.01.2007 по 31.12.2012

и , оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 4 и выше)

, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 4 и выше)

* В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха ,.

** Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением Г.

*** Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3.

4.3 Значение коэффициента избытка воздуха ламбда в режиме холостого хода на n_пов у автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха ламбда должно быть от 0,97 до 1,03.

4.4 Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

5 Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя

5.1 Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Требования к техническому состоянию

Система выпуска отработавших газов

Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается); герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, а для автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, не допускаются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)

Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных выбросов

Комплектность (отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов, экономайзера принудительного холостого хода и т.п. не допускается)

Система вентиляции картера

Комплектность; герметичность (рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателя, утечка картерных газов через различные неплотности в атмосферу не допускаются)

Встроенная система диагностирования двигателя

Функционирование диагностического индикатора соответствует исправной работе двигателя и его систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен)

Комплектность (отсутствие или несоответствие элементов системы питания эксплуатационным документам не допускается);

герметичность (подтекание бензина не допускается)

5.2 Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в приложении А.

6 Методы измерений

6.1 Общие требования

6.1.1 Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

- температура окружающего воздуха - от минус 7°С до плюс 35°С;

- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).

6.1.2 При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке[1].

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.

6.2 Подготовка к проведению измерений

6.2.1 Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.

6.2.2 Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60°С.

6.2.3 После прогрева двигателя проводятся следующие операции:

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением ,в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

6.3 Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1 Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

6.3.2 Измерения проводят в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до n_пов и работают в этом режиме не менее 15 с;

- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя n_пов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

6.4 Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.4.1 Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и СО2. Содержание должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора.

6.4.2 Измерения выполняют в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до n_пов, выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0°С - 4 - 5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха ламбда;

- устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя n_мин (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на n_мин следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме n_пов.

6.4.3 На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

1 При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2 При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3 Результаты измерений регистрируют в журнале (приложение В).

6.5 Проведение измерений на бензиновых двигателях, гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.

7 Требования безопасности

7.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

7.2 При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

* Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З документ TRANS/SC.l/WP.29/78/Amend.3).

Информация об изменениях:

Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 63-ст, настоящий ГОСТ дополнен элементом "Библиография"

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)

Правила ЕЭК ООН N 83-04

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

Правила ЕЭК ООН N 49-03

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

Правила ЕЭК ООН N 83-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

Правила ЕЭК ООН N 83-06

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52033-2003 "Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (принят постановлением Госстандарта РФ от 27 марта 2003 г. N 100-ст)

Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 2003 г.

Дата введения 1 января 2004 г.

1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС)

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"

2 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст

3 Введен впервые

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 63-ст

ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности

Текст ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ*.

Nature protection. Atmosphere. Rates and methods of measuring carbon monoxide and hydrocarbons content in exhaust gases of petrol-engine vehicles.

____________
* Наименование. Измененная редакция, Изм. N 1.

Срок действия с 01.01.88
до 01.01.93*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 2, 1993 год). - .

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР

Г.И.Кузнецов; Д.Т.Бадиров; Ж.Г.Манусаджянц (руководитель темы); Е.В.Парфенов; В.С.Доброхотов

В.Ф.Кутенев (руководитель темы); В.В.Кисуленко; А.П.Гусаров; Б.А.Куров; М.Е.Вайсблюм; В.Н.Топунов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.03.87 N 732

3. ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.2.03-77

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1990 г.)

ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.10.98) и опубликованное в ИУС N 4, 1999 г. Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 09.02.99 N 33 введено на территории России с 01.01.2000. (ИУС N 4, 1999 г.).

Изменение внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 4, 1999 год

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили), вновь изготовленные и находящиеся в эксплуатации.

Стандарт устанавливает нормы предельно допустимого содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей при работе двигателя на режимах холостого хода, а также методы их измерения.

Стандарт не распространяется на автомобили, полная масса которых менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч, на автомобили с двухтактными и роторными двигателями.

Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

1. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

1.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала (далее - вала), установленных предприятием-изготовителем: минимальной () и повышенной (), равной 0,8. Проверку на повышенной частоте вращения проводят только на автомобилях, имеющих карбюратор.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем, но не выше приведенных в таблице.

Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей

Оксид углерода,
объемная доля, %

Углеводороды, объемная доля, млн, для двигателей с числом цилиндров

Автомобили, не оснащенные каталитическими нейтрализаторами

Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, - 3,5

Автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами

Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, - 1,0

Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, - 0,7

1. Для автомобилей выпуска после 01.01.99 в технической документации на автомобиль завод-изготовитель должен указывать предельно допустимое содержание оксида углерода на холостом ходу, которое не должно превышать значений, приведенных в таблице.

2. Для автомобилей с пробегом до 3000 км допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах регламентируется технологическими нормами завода-изготовителя.

3. Частота вращения коленчатого вала двигателя автомобилей и устанавливаются в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей. Если эти значения не установлены, при проверках принимают =(800±50) мин , =(3000±100) мин.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. При превышении норм, указанных в таблице, автомобиль считается технически неисправным и до устранения этой неисправности не подлежит дальнейшей эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.4. Контроль содержания оксида углерода и углеводородов следует проводить:

на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании и после ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания вышеуказанных веществ в отработавших газах;

на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей;

на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических испытаниях и контрольных проверках;

при сертификационных испытаниях;

при государственных технических осмотрах;

при выборочном контроле на дорогах и улицах.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов и деталей автомобиля должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, при условии соблюдения правил эксплуатации и ухода, указанных в руководствах, прилагаемых к автомобилю.

Примечание. На выпускаемых автомобилях следует предусматривать устройство для пломбирования, препятствующее нарушению регулировки карбюратора без разрушения пломбы. Под пломбой понимается мастика и другие материалы, фиксирующие регулировочные винты карбюратора.

Карбюраторы автомобилей, имеющих такое устройство, должны иметь пломбы. При этом пломбы, устанавливаемые автотранспортными организациями и станциями технического обслуживания, должны отличаться по цвету от пломб, установленных предприятием-изготовителем.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ

2.1. Общие требования

2.1.1. Выпускная система автомобиля должна быть исправна (определяется внешним осмотром).

2.1.2. Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

2.1.3. Средства измерения (газоанализаторы, тахометры) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта (см. обязательное приложение 2).

2.1.4. Средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513-84.

2.2. Последовательность измерений

2.2.1. Измерения следует проводить в последовательности:

установить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

затормозить автомобиль стояночным тормозом;

заглушить двигатель (при его работе);

открыть капот двигателя;

установить пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубина отсчитывается от короткой кромки среза);

полностью открыть воздушную заслонку карбюратора;

увеличить частоту вращения вала двигателя до и проработать на этом режиме не менее 15 с;

установить минимальную частоту вращения вала двигателя и, не ранее чем через 20 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов;

установить повышенную частоту вращения вала двигателя, равную и, не ранее чем через 30 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов.

1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них отдельно. Критерием оценки служат максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2. При проведении измерения или регулировки двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3. Результат измерения следует зафиксировать на предприятии (организации), производящем проверку (см. рекомендуемое приложение 3).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Помещения, предназначенные для измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей, должны быть оборудованы принудительной или естественной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений по ГОСТ 12.1.005-88.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. Уровень шума в зоне проведения измерений - по ГОСТ 12.1.003-83, разд. 2.

3.3. Уровень вибрации в зоне проведения измерений - по ГОСТ 12.1.012-90, разд. 2.

3.4. При измерениях должны быть приняты меры безопасности, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Температура охлаждающей жидкости или температура моторного масла, рекомендованная предприятием-изготовителем (но не менее плюс 60 °), при которой автомобиль может начинать движение

Высота над уровнем моря 2000 м и более

Исправная выпускная система

Выпускная система автомобиля в полной комплектности, не имеющая прогаров, механических пробоев и неплотностей в соединениях

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОАНАЛИЗАТОРАМ И ТАХОМЕТРАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

1. Для определения содержания оксида углерода и суммы углеводородов в отработавших газах автомобилей следует применять газоанализаторы непрерывного действия, работающие на принципе инфракрасной спектроскопии, со следующими метрологическими характеристиками:

основная приведенная погрешность газоанализатора должна быть не более ±5% верхнего предела измерений для каждого диапазона;

постоянная времени газоанализатора должна быть не более 60 с.

2. Шкала газоанализатора оксида углерода должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (оксид углерода в воздухе или азоте) в объемных долях, выраженных в процентах оксида углерода, 0-5% и 0-10%.

Шкала газоанализатора суммы углеводородов должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (пропан в азоте) в объемных долях, выраженных в частях на миллион гексана (млн), 0-1000 млн и 0-10000 млн.

3. Шкала тахометра для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя должна иметь два диапазона: 0-1000 мин и 0-10000 мин.

Погрешность измерения частоты вращения для каждого диапазона должна быть не более ±2,5% верхнего предела измерений.

4. Допускается применять газоанализаторы, работающие на других принципах действия, отвечающих требованиям пп.1-3 настоящего приложения и дающих показания, идентичные с принятыми средствами измерений.

(Приложение 2. Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). ЖУРНАЛ ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ОКИСИ УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

ЖУРНАЛ ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ

Читайте также: