Принцип действия звукового сигнала применяемого на автомобиле газ 3307 основан на колебании

Обновлено: 05.07.2024

Звуковой сигнал на авто: принцип работы,виды,установка,неисправности.

Звуковой сигнал на авто: принцип работы,виды,установка,неисправности.

Принцип работы автомобильных сигналов основан на циклическом замыкании и размыкании контактов. При этом происходит колебание мембраны. Громкость, тон и сила потребляемого тока определяются зазором между якорем (подвижным контактом) и сердечником (неподвижным контактом). В зависимости от потребляемого тока сигналы могут включаться непосредственно включателем или через реле. Звуковые сигналы в автомобиле бывают безрупорными (шумовыми) или рупорными (тональными). Комплект звуковых сигналов включает шумовые и тональные сигналы, настроенные на совместную работу. Основное назначение звукового сигнала – обратить на себя внимание других участников движения, особенно, когда не хватает видимости.

Неисправности звукового сигнала

ВИДЫ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Все клаксоны можно условно разделить следующим образом:

  1. Воздушный:
  • однорожковый;
  • многорожковый.
  1. Электрический:
  • однотональный;
  • многотональный.

Отличие между ними в том, что первые работают от сжатого воздуха, а вторые от электрического тока. Для воздушных клаксонов необходима установка компрессора и ресивера, ведь их нельзя просто подключить к аккумулятору или питающему проводу. Исключение составляют клаксоны со встроенным компрессором. На большинстве машин устанавливают клаксоны, работающие лишь в одной тональности. Если же однотональный звук не устраивает, то можно подключить высокочастотные и низкочастотные клаксоны с изменяемой тональностью. Также устанавливают несколько источников звука, чья тональность соответствует выбранной мелодии и включают их по определенному алгоритму.

На большинстве авто предусмотрена лишь световая индикация включения заднего хода, из-за чего водитель вынужден вручную подавать сигналы с помощью гудка. В конце 80-х годов прошлого века в СССР из Японии или Европы начали завозить автомобили с нестандартным звуковым оповещением о включении заднего хода. В качестве сигнала использовали мелодии или записанные высказывания типа «пожалуйста, осторожно, моя машина едет назад».

УСТАНОВКА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА

Согласно нормативам ГОСТа, не существует точных характеристик, которые относились бы к сигналам. Но если на автомобиле сигнал находится в неисправном состоянии или отсутствует вообще, то данный факт считается полным нарушением, за что водитель может быть привлечен к определенному виду ответственности. Этот факт обязывает всех водителей иметь на своем транспортном средстве исправное звуковое устройство.

Согласно последним правилам и положениям, нормированию подлежат гудки высокой частоты, которая должна находиться на определенном уровне. В большинстве случаев данная частота должна быть постоянной. Если на транспортном средстве установлен достаточно громкий или слишком тихий сигнал, то это может доставлять много неприятностей не только пешеходам, но и самому водителю.

В большинстве случаев звуковые гудки имеют частоту звучания, находящуюся в диапазоне от 320 до 440 Гц. Причиной этому является сила звука гудка, воздействующего на орган слуха человека. Именно данный диапазон громкости является наиболее оптимальным. Слишком громкий звуковой сигнал автомобиля может напугать прохожего или вывести его из состояния равновесия. При слабом сигнале автомобиля возникает серьезный риск для жизни пешеходов.

Если Вам хочется установить в своем транспортном средстве многоголосые гудки, то стоит позаботиться о наличии хорошей звукоизоляции Вашего автомобиля. Иначе от собственного звукового гудка авто придется страдать в первую очередь Вам. Приобретая желаемый гудок для своей машины. Обязательно удостоверьтесь, сможет ли аккумулятор выдержать нагрузку данного устройства. В противном случае Ваша покупка будет бессмысленной или негативно отразится на сроке эксплуатации аккумулятора. В идеале мощность данного устройства должна быть выше мощности сигнального гудка.

Есть еще один очень важный момент, который касается размеров сигнальной системы. Для дисковых сигналов, защищённых собственной решёткой, характерна установка снаружи, в отличие от «улиток», которые к данному виду установки не приспособлены. Учитывая эти детали, водитель должен рассчитывать объем внутреннего пространства, который находится под капотом.

Приобретая автомобильный сигнал в специализированном магазине, к нему обязательно прилагается подробная инструкция по установке. Разобравшись в ней, автолюбитель сможет самостоятельно установить гудок на свою машину. К тому же, большинство сигнальных гудков имеют одинаковый принцип установок. Это очень удобно и не доставляет автолюбителям лишних хлопот по данному поводу.

Согласно теории, гудок присоединяют в устройство автомобиля посредством имеющегося в нем реле либо через прерыватель, имеющий источник тока. Проектировщики транспортных средств предусмотрели момент движения электронов при подаче тока, связанных с особой «массой». Рядом с такой массой и располагается кнопка включающая сигнал. Поблизости с ними находится и само устройство. Таким образом гудок крепится к транспортному средству.

Устройство звукового сигнала

Для обеспечения безопасности движения автомобиля и оповещения участников движения об опасности применяется звуковой сигнал. Звуковые сигналы автомобиля подразделяются на электровибрационные, электропневматические и пневматические. Устройство звукового сигнала, как пневматического ,так и электропневматического одинаково.
Сигналы состоят из мембраны и раструба. При подаче воздуха мембрана вибрирует, издавая звук который усиливается за счет раструба. Отличие пневматического и электропневматического сигнала в подаче воздуха. На пневматический сигнал воздух подаётся из пневматической системы автомобиля, что позволяет увеличить расход воздуха и соответственно мощность звучания, а на электропневматический собственным компрессором. Электровибрационные сигналы подразделяются на рупорные и без рупорные, тональные и шумовые. Отличие рупорных и без рупорных вытекает из названия. Шумовые и тональные сигналы конструктивно и по принципу действия практически не отличаются. Извлечение звука происходит, как и в пневматических сигналах за счёт мембраны, только в данном случае в движение её приводит электромагнит, сердечник которого жёстко связан с мембраной. Принцип действия и устройство звуковых сигналов следующий. При подаче напряжения на выводы сигнала, ток проходит через катушку электромагнита и контакты прерывателя, включенные в цепь электромагнитной катушки последовательно с ней. В катушке образуется электромагнитное поле, под действием которого происходит движение якоря, прикреплённого к мембране, внутрь катушки. В конце хода якорь размыкает контакты прерывателя, и катушка теряет питание. Под воздействием мембраны якорь возвращается в исходное состояние, освобождая контакты, которые замыкаются повторяя всё с начала. Основным отличием без рупорного шумового сигнала от рупорного тонального, наличие резонатора закреплённого на мембране, который генерирует звук. Воспроизведение звука в тональных сигналах происходит за счёт воздуха находящегося в рупоре, который выполнен в виде улитки. Тональные, как и пневматические сигналы устанавливаются парами, низкой и высокой частоты звучания с разницей между ними 65-100 Гц. Рекомендуемая частота звучания 1800-3550 Гц. Эта частота настраивается регулировочным винтом, который регулирует амплитуду колебания якоря. Тональные сигналы конструктивно чаще всего имеют один вывод и потребляют больше тока, чем шумовые. Поэтому эти сигналы подключаются через промежуточное реле.




схема подключения сигналов ВАЗ 2110



схема подключения сигналов ВАЗ

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Принцип действия звукового сигнала применяемого на автомобиле газ 3307 основан на колебании

Системы звуковой сигнализации предназначены для обеспечения безопасности движения автомобиля в транспортном потоке и используются для оповещения пешеходов и водителей других транспортных средств о наличии и приближении автомобиля (для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия) [ 1 ] . Звуковые сигналы также используются для оповещения о состоянии рабочих агрегатов автомобиля и включаются в противоугонные устройства.

Система звуковой сигнализации состоит из звуковых сигналов (одного или нескольких), выключателя и реле звуковых сигналов, соединительных проводов.

Звуковые сигналы подразделяют:

- по характеру звучания – на шумовые и тональные;

- по устройству – на рупорные и безрупорные;

- по роду тока – на сигналы постоянного и переменного тока;

- по принципу действия – на электрические вибрационные и электропневматические.

Электроснабжение звуковых сигналов постоянного тока осуществляется от бортовой сети электрооборудования автомобиля.

Звуковое давление должно быть в пределах от 85 до 125 дБ.

По устройству и принципу действия шумовые и тональные сигналы незначительно отличаются друг от друга. Наиболее широко распространены электрические вибрационные безрупорные и рупорные звуковые сигналы сравнительно малой мощности от 40 до 60 Вт, обладающие достаточно хорошим звучанием. Они представленные в соответствии с рисунком 1.

Для того, чтобы исключить влияние колебаний автомобиля на звукоизлучение, применяют рессорную подвеску звуковых сигналов. Следует учитывать, что слышимость сигнала изменяет возникающее при движении автомобиля вихревое движение воздуха. Кроме того, чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал.

Обычно на автомобили устанавливают комплект звуковых сигналов: один низкого тона и один или два высокого тона. В зависимости от силы потребляемого тока звуковые сигналы в комплекте включают параллельно или последовательно. Включение безрупорных сигналов, которые потребляют токи меньшей силы, чем рупорные, осуществляется непосредственно механическим выключателем звуковых сигналов (кнопкой, рычагом или механическими выключателями иной конструкции). Рупорные сигналы потребляют токи силой, превышающей допустимые значения для механических выключателей звуковых сигналов. Для включения сигналов в таком случае применяют промежуточные электромагнитное реле (реле сигналов), при применении которых через механический выключатель звуковых сигналов протекает ток небольшой силы, потребляемый обмоткой реле звуковых сигналов.



а – безрупорные сигнал; б – рупорный сигнал

Рисунок 1 – Электрические звуковые сигналы

Также при установке двух или более безрупорных сигналов ток, проходящий через контакты выключателя звуковых сигналов, может достигать таких значений, при которых произойдет их подгорание. В этих случаях также для разгрузки выключателя сигналов применяется электромагнитное реле.

Цепь электроснабжения звуковых сигналов обязательно защищается предохранителями.
Комплект сигналов, как правило, включает два безрупорных или два рупорных (низкого и высокого тонов), настроенных на совместную работу.

Принципиальная электрическая схема управления звуковыми сигналами автомобиля Урал-4320-31 представлена в соответствии с рисунком 2. На автомобиле установлено два рупорных сигнала.

Принцип работы электрического звукового сигнала представлен на примере безрупорного шумового звукового сигнала. Его устройство проще, чем рупорного, и представлено в соответствии с рисунком 3. Принцип действия и устройство рупорных тональных звуковых сигналов (например, автомобиля Урал-4320-31) во многом аналогичны устройству и действию безрупорного шумового звукового сигнала. Но резонатором в тональном сигнале является столб воздуха, заключенный в его рупоре [2 ].



1 – реле звуковых сигналов 901.3747 (30, 85, 86, 87 – обозначение его контактов); 2 – предохранитель плавкий ПР119-01; 3 – выключатель звуковых сигналов 2802.3829; 4, 5 – сигналы звуковые низкого и высокого тона С306Д и С307Д

Рисунок 2 – Принципиальная электрическая схема управления звуковыми сигналами автомобиля Урал-4320-31



1 – контакты; 2 – якорь; 3 – резонатор; 4 – мембрана; 5 – сердечник; 6 – обмотка электромагнита; 7 – стержень мембраны; 8 – искрогасящий конденсатор; 9 – регулировочный винт;
10 – выводы обмотки

Рисунок 3 – Устройство безрупорного шумового звукового сигнала

Выводы обмотки 10 сигнала подсоединены: один через выключатель звукового сигнала к корпусу автомобиля (к выводу «–» аккумуляторной батареи (АКБ); а другой – к выводу «+» АКБ. При включении сигнала электромагнит, состоящий из сердечника 5 и обмотки 6, притягивает якорь 2, вместе с которым перемещается мембрана 4 с резонатором 3.

В конце хода якоря 2 размыкаются контакты 1 прерывателя. Обмотка электромагнита 6 обесточивается и под действием упругой силы мембрана 4 движется в обратном направлении, вновь замыкая контакты. Пока включен выключатель сигнала цикл движения якоря с мембраной повторяется. Вибрация мембраны передается резонатору 3.Частота колебаний мембраны и резонатора определяют тон и силу звучания сигнала. Регулировочный винт 9 изменяет характер звучания сигнала, меняя положение контактов относительно якоря. Для уменьшения искрения контактов 1 параллельно им включается конденсатор 8.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Устройство автомобилей

Звуковые сигнализаторы автомобилей (звуковые сигналы) предназначены для связи водителя посредством звуков с другими участниками дорожного движения с целью оповещения или предупреждения. Кроме того они применяются для информирования водителя о неполадках в рабочих агрегатах автомобиля или его угоне.

звуковые сигнализаторы автомобилей

На заре автомобилестроения в качестве звуковых сигналов широко использовались ручные клаксоны, которыми водитель мог отпугивать зазевавшихся пешеходов или гуляющих по проезжей части гусей и кур. По мере развития автомобильной техники совершенствовались и звуковые сигнализаторы, которые должны были издавать звуки достаточной мощности, гармоничной тональности и удобно управляться с водительского места.

Звуковые сигналы современного автомобиля характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука. Наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы, частотный спектр которых находится в пределах 1800…3550 Гц. Поэтому параметры звукоизлучающих деталей сигнала подбирают таким образом, чтобы его основная звуковая энергия была сконцентрирована в этом диапазоне.
Звуковое давление автомобильного сигнала должно быть в пределах 85. 125 дБ.

При конструировании звуковых сигнализаторов учитываются некоторые особенности распространения звука в воздушной среде.

Возникающее при движении автомобиля вихревое перемещение и уплотнение воздуха способно изменить слышимость сигнала и частоту звуковых колебаний. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал, и чем больше разница в скорости источника и приемника звука, тем сильнее изменяется звуковой тон (т. е. частота принимаемых звуковых колебаний).

Кроме того, следует учитывать эффект Доплера, который особенно отчетливо проявляется в момент обгона автомобиля, подающего звуковой сигнал. Следствием эффекта Доплера является изменение частоты колебаний подвижного источника звука при прохождении мимо приемника звука, т. е. сила звука и его тон в этот момент резко изменяются.

Цепь электроснабжения звуковых сигналов обязательно защищается предохранителями.

Классификация электрических звуковых сигнализаторов

Звуковые сигнализаторы, устанавливаемые на автомобили подразделяют:

  • по характеру звучания – на шумовые и тональные;
  • по устройству – на рупорные и безрупорные;
  • по роду потребляемого тока – постоянного и переменного тока.

Сигнализаторы также делятся по принципу действия на электрические вибрационные и электропневматические. Последние могут устанавливаться на автомобилях, оснащенных устройствами для получения сжатого воздуха и пневмосистемой. Чаще всего это грузовые автомобили и автобусы.

звуковые сигнализаторы автомобилей

Шумовые безрупорные звуковые сигналы имеют упрощенную конструкцию и настроены на один звуковой тон. Наиболее широко распространены электрические вибрационные сигналы малой мощности (40…60 Вт), обладающие хорошим звучанием.

Рупорные сигнализаторы, как правило, устанавливаются на автомобили парами (один высокого, а другой – низкого тона) с одновременным включением через дополнительное реле. На автомобилях применяют параллельное включение сигналов высокого и низкого тонов. Чтобы звук этих сигналов гармонично сочетался, разница основных частот звука сигналов высокого и низкого тонов обычно составляет 65…100 Гц.

Общее устройство и принцип действия электрических звуковых сигналов

По устройству и принципу действия шумовые и тональные сигналы незначительно отличаются друг от друга.
Основным их исполнительным элементом является электромагнит, катушка которого подключается к сети питания через контакты прерывателя. Якорь электромагнита связан со звукоизлучающей мембраной.

При протекании тока по катушке электромагнита его якорь притягивается к сердечнику, и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов прерывателя, в результате чего катушка электромагнита обесточивается, и якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, вновь замыкая контакты прерывателя. Процесс повторяется до тех пор, пока водитель нажимает на звуковую клавишу.

Колебания звуковой мембраны вызывают звуковые колебания в воздушной среде, при этом частоту таких колебаний (а значит и звуковой тон) можно изменять подбором параметров электромагнита (катушки с якорем) и звуковой мембраны (размер, толщина, материал, форма и т. п.) От частоты колебаний якоря зависит высота тона излучаемого звука. По основной частоте звука сигналы делят на сигналы высокого и низкого тонов.

Рупорный звуковой сигнализатор С-308

Звуковой сигнализатор С-308 (рис. 1, а) устанавливается на автомобилях ВАЗ-2109 и состоит из корпуса, в котором размещается электромагнит в виде сердечника 10 с обмоткой 11. Внутри электромагнита находится якорь 9 с грузиком 4 и текстолитовой шайбой 13. Якорь жестко прикреплен к мембране 3. В корпусе расположен мостик 5 с подвижным 7 и неподвижным 8 контактами. Для усиления звука имеется составной диффузор (рупор), состоящий из корпуса 2 и крышки 1.
Схема включения сигнализатора С-308 показана на рис. 1, б.

звуковой сигнализатор автомобиля ВАЗ-2109

Рис. 1. Звуковой сигнализатор С-308 (а) автомобиля ВАЗ-2109 и его схема включения (б): 1 - крышка; 2 - корпус; 3 - мембрана; 4 - грузик; 5 - мостик; 6 - регулировочный винт; 7 и 8 - контакты; 9 - якорь; 10 - сердечник; 11 - обмотка; 12 - ярмо; 13 - шайба; 14 - контакты реле; 16 - обмотка; 17 - кнопка

Так как рупорные сигнализаторы потребляют ток выше допустимого для механических кнопочных переключателей, в цепи сигналов устанавливается вспомогательное реле. В этом случае при включении сигналов через контакты выключателя проходит ток небольшой силы, потребляемый только обмоткой реле, что позволяет избежать окисления и подгорания контактов.

Рупорные тоновые сигнализаторы

Рупорный тоновый сигнализатор (рис. 2) состоит из электромагнитной системы, создающей колебания мембраны 11, резонатора 10 и корпуса 3. В состав электромагнитной системы входят следующие элементы: обмотка электромагнита 4, сердечник 6, якорь мембраны 5.

рупорные звуковые сигналы автомобилей

Рис. 2. Рупорные сигнализаторы С302-Г и С303-Г: а - устройство (1 - резистор; 2 - электрический вывод; 3 - корпус; 4 - обмотка электромагнита; 5 - якорь; 6 - сердечник; 7 - контакты прерывателя; 8 - регулировочный винт; 9 - рессора; 10 - резонатор; 11 - мембрана); б - схема включения (1 - реле сигналов; 2 - обмотка электромагнита; 3 - выключатель сигналов; 4 - резистор; 5 - звуковые сигнализаторы; 6 - контакты; 7 - аккумуляторная батарея; 8 - указатель тока; 9 - предохранитель)

Резонатором в тональном сигнале является воздух, находящийся в рупоре, конфигурация которого обеспечивает взаимную настройку частот колебаний мембраны и воздуха, тем самым достигается громкость звука определенного тона. На автомобилях марки «ГАЗ» применяется комплект из двух сигнализаторов (С302-Г и С303-Г), устанавливаемых между радиатором и его облицовкой на кронштейнах с рессорной подвеской.

Сигнализаторы электромагнитные вибрационные рупорного типа отличаются только тональностью. Схема включения сигнализаторов С302-Г и С303-Г показана на рис. 2, б.
Поскольку звуковые сигнализаторы потребляют большой ток, для предотвращения подгорания контактов управляющей клавиши в цепь устанавливают дополнительное реле.

Безрупорный шумовой сигнализатор С304

Безрупорные шумовые сигнализаторы способны излучать относительно однотонный шумовой звук и, благодаря простоте и дешевизне, чаще всего применяются на грузовых автомобилях и автобусах. Один из выводов сигнализатора С304 (рис. 3) соединяется с положительной клеммой аккумуляторной батареи, а второй через выключатель, соединяющий цепь питания обмотки 15 электромагнита с сердечником 13, на «массу».

безрупорный звуковой сигнализатор

Рис. 3. Безрупорный шумовой сигнализатор: 1 - крышка; 2 - шлиц для регулирования; 3 - прижимная шайба; 4 - шпоночный выступ; 5 - пружинная пластина; 6 - пружина регулировочного винта; 7 - регулировочный винт; 8 - корпус; 9 - контакты прерывателя; 10 - центрирующая пружина; 11 - упор стержня; 12 - стержень; 13 - сердечник электромагнита; 14 - конденсатор; 15 - обмотка электромагнита; 16 - пружинная подвеска; 17 - якорь; 18 - мембрана; 19 - резонатор

При включении электромагнит притягивает якорь 17, вместе с которым перемещается мембрана 18 с резонатором 19. В конце хода якорь нажимает на пружинную пластину 5, размыкая контакты 9 прерывателя. Цепь электромагнита обесточивается, и под действием мембраны якорь движется в обратном направлении, вновь замыкая контакты 9 прерывателя. Вибрация мембраны передается резонатору 19.

От частоты колебаний мембраны и резонатора зависит основной тон сигнала и диапазон частоты излучаемых звуковых колебаний. Качество сигнала и его тон регулируется винтом 7, расположенным на корпусе 8 с внешней стороны. Регулировочный винт изменяет положение контактов 9 прерывателя относительно якоря 17.

Мембрана 18 зажата винтами между корпусом 8 и крышкой 1. Центральной частью мембрана жестко связана с якорем. Подбором прокладок между корпусом и мембраной регулируется зазор между якорем и сердечником, от которого зависит мощность и тон сигнала, а также сила потребляемого сигнализатором тока.

Схемы управления звуковыми сигнализаторами

Принципиальные схемы управления звуковыми сигнализаторами на автомобилях имеют аналогичные элементы, однако многие производители автомобильной техники используют собственные оригинальные решения для придания своеобразного («фирменного») звука сигналам.

На рис. 4 приведены схемы соединения и включения звуковых тональных сигнализаторов автомобилей марки «ВАЗ» различных моделей и модификаций.

схемы соединения звуковых сигналов

Рис. 4. Схемы соединения звуковых сигнализаторов автомобилей: а - ВАЗ-2101, -2102, -21013, -2121; б - ВАЗ-2103, -2106; в - ВАЗ-2105, -2104, -2107; г - ВАЗ-2108, -2109; 1 - звуковой сигнализатор; 2 - блок предохранителей; 3 - выключатель; 4 - блок реле и предохранителей (монтажный блок); 5 - контактная перемычка (в автомобилях ВАЗ-2107 вместо перемычки установлено реле); 6 - реле включения сигнализаторов

Неисправности звуковых сигнализаторов

Причиной отказа в работе звуковой сигнализации может быть неисправность самого сигнализатора или элементов питающей цепи - перегорание предохранителя, обрыв или короткое замыкание проводки, выход из строя реле или выключателя.
Для поиска неисправностей используется тестер или контрольная лампа. Исправность сигнализатора можно оценить прямым подключением его клемм к выводам аккумуляторной батареи.

Неисправности звуковых сигнализаторов и реле сигнализаторов приводят к тому, что сигнал либо вообще не звучит, либо звучит слабо.

Окисление контактов прерывателей звуковых сигналов снижает силу тока в цепи сигнализатора, а иногда вызывает прекращение его работы. Окисление контактов усиливается при обрыве искрогасящего резистора, а также неисправности конденсатора. Для удаления слоя окислов надо зачистить контакты мелкой шлифовальной шкуркой или надфилем и продуть воздухом.

Нарушение регулировки сигнализаторов приводит к изменению силы прижимания контактов прерывателя и силы тока в обмотке, из-за чего изменяется мощность звука. Кроме того, на частоту и мощность звука существенно влияют изменение расстояния между штифтом и упругой пластиной подвижного контакта, между сердечником и якорьком, между торцом штифта и упругой пластиной.
На рис. 5 приведены схемы регулировок сигнализаторов С303 и РС503.

звуковой сигнал автомобиля

Рис. 5. Комплект (а) из двух сигнализаторов (С303 и РС 503) и схема (б) для их регулировки: 1 - латунная пластина; 2 - якорек; 3 - пружина; 4 - ярмо; 5 - обмотка сердечника, выполненная из 1000 витков провода ПЭЛ диаметром 0,21 мм; 6 - стойка; 7 - контакты реле; 8 - ограничитель; 9 - обмотка; 10 - регулировочные гайки; 11 - пластина неподвижного контакта; 12 - сердечник; 13 - штифт; 14 - контакты; 15 - верхняя пластина; 16 - резистор; 17 - мембрана; 18 - якорь; К, Б и С - зажимы

Реле сигнализаторов можно отрегулировать натяжением пружины якорька. Контакты должны надежно замыкаться при напряжении 8 В и не должны замыкаться при напряжении 6 В. Напряжение замыкания и смыкания контактов контролируется реостатом и вольтметром.

Обрыв обмотки сигнализатора происходит чаще всего из-за разрушения пайки в местах крепления выводов обмотки.

Замыкание на корпус изолированной пластины прерывателя происходит при разрушении текстолитовой пластины, изолирующей упругую пластину крепления контактов прерывателя. При такой неисправности электрическая цепь не размыкается, якорем притягивается к сердечнику со щелчком, прерывание цепи не происходит и сигнал не звучит.

Трещины в мембране являются причиной дребезжащего звука. Неисправность определяется визуально после разборки.

Обрыв обмотки реле сигнализаторов приводит к прекращению работы реле и сигнализаторов.

Окисление контактов реле происходит вследствие ослабления пружины якорька, а также при большой силе тока, потребляемого сигнализаторами. Контакты зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой и продувают сжатым воздухом.

Сваривание контактов реле возникает при ослаблении натяжения пружины якорька, что приводит к беспрерывному звучанию сигнализаторов. Беспрерывное звучание сигнала может быть и следствием замыкания провода, ведущего к выключателю сигнала, на «массу».

Нарушение регулировки реле сигнализаторов приводит к прекращению звучания или прерывистому звучанию сигнализаторов.

Если звуковой сигнализатор не звучит или звучит прерывисто, необходимо проверить исправность электрической цепи. Проверку цепи сигнала начинают с предохранителя. Затем проверяют провода на обрыв и надежность крепления наконечников проводов на клеммах с помощью контрольной лампы. если в креплении наконечников проводов на клеммах будет плохой контакт, то при вибрации автомобиля нарушается цепь сигнала, что вызывает прерывистое звучание сигнализатора.

Как выбрать звуковой сигнал автомобиля

Как выбрать звуковой сигнал автомобиля
Любительский

Аватар пользователя

Каждый второй житель страны является владельцем автомобиля. Машина позволяет быстро передвигаться, привезти покупки, отвезти детей в детский сад. Когда ежедневно садишься за руль, даже мысли не возникает, что автомобиль может навредить.

С увеличением спроса на автомобили, повышаются ежегодные показатели аварий на дорогах. Довольно часто жертвами становятся застигнутые врасплох пешеходы. Производители автомобилей заботятся не только о безопасности водителя, но и об окружающих. Именно по этой причине обязательным условием эксплуатации транспорта на дороге - это наличие звукового сигнала. Надлежащее рабочее состояние звукового сигнала обязательно, даже если необходимо проехать 5-10 метров.

Зачастую водители злоупотребляют звуковыми сигналами, простаивая в пробке, при обгоне в населенном пункте, чего категорически нельзя делать. Звуковой сигнал в городе необходим только в крайнем случае для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Какими бывают звуковые сигналы?

Звуковые сигналы можно условно разделить на две категории:

Электромагнитные

К основным рабочим компонентам электромагнитной конструкции относят электромагнит соединенный с мембраной и сердечник. При нажатии на кнопку стержень сердечника совершает колебательные движения, передавая их на мембрану, в результате чего мы слышим мощный сигнал.

Электромагнитные гудки бывают нескольких видов в зависимости от механизма звукового излучателя подразделяются на:


- Рожки обеспечивают среднее качество звука, из всех видов электромагнитных звуковых сигналов считаются самым упрощенным вариантом. Конструкция напоминает горн. Распространены сегодня благодаря простому способу установки под капот и низкой стоимости.


- Улитки не самые простые в монтаже из-за своей формы и размеров. Конструкция имеет изогнутый раструб, который обязательно устанавливается трубой вперед. Издают довольно мощный звук, давящий на барабанные перепонки. Чаще всего выпускаются двухтональными, конструкция с реле позволяет настроить заданную мелодию.


- Дисковые гудки (блины). Производители выпускают разборные и неразборные модели, последние из которых занимают меньше места при установке. В зависимости от конструкции (открытая или закрытая) подбирается способ монтажа под капот или на виду. Как правило, проблем с установкой дисковых клаксонов не возникает. Встречаются однотональные и двухтональные модели.


Пневматические

Принцип работы абсолютно такой же, как и у первых появившихся сигналов, устанавливаемых на конные повозки, паровой транспорт. Действующими элементами конструкции выступает труба с раструбом, мембрана, камера. Сжатый поток воздуха направляется на мембрану, издаваемый мембраной звук усиливается, проходя путь через трубу. Громкость звука у пневматических сигналов достигает 125 дБ, а частотный диапазон охватывает сразу несколько звуковых зон. Производителями выпускаются модели с разным количеством рожков, от одного до пяти. Однако для обеспечения работоспособности такого «духового оркестра» потребуется мощный компрессор. Большее количество рожков обеспечивает многотональный насыщенный звук. Дополнительная установка программируемого реле с электронными клапанами позволяет настроить индивидуальный музыкальный гудок, уникальный по своему звучанию.

Следует отметить, что установка музыкальных сигналов на автомобили запрещена. Поэтому целесообразно использование музыкального клаксона на машинах развлекательного или специального назначения.

Требования к установке и эксплуатации


Прежде чем приступить к установке, необходимо грамотно подобрать модель, убедиться, что габариты клаксона позволят его монтировать. Любой автомобильный клаксон продается в комплекте с инструкцией по установке, зачастую принцип установки всех звуковых сигналов схож. Если вам приходилось хоть раз видеть, как меняют звуковой сигнал, то не должно возникнуть проблем с самостоятельной заменой.

Следуя инструкции устройство необходимо соединить с источником тока, протекание которого не обходится без «массы». Крепится прибор к «массе» превышающей его в десять раз и составляет не менее 30 кг.

Так же перед покупкой проверьте совместимость аккумуляторной батареи с приобретаемым механизмом. То есть убедитесь в том, что аккумулятор сможет обеспечить звуковой сигнал питанием. При комбинировании нескольких гудков аккумулятор будет разряжаться в разы быстрее, так как такие модели потребляют до 25 А.

Напряжение так же может быть различным в зависимости от типа автомобиля, грузовые автомобили - 24 В, легковые - 12 В.

При замене устаревшего гудка на более мощный необходимо удостовериться, достаточно ли шумоизолирован автомобиль, иначе водителю придется терпеть неудобства вместе с людьми «за бортом».

Помимо всего прочего к звуковым сигналам предъявляются требования медицинские и ГОСТ:

- По медицинским требованиям звуковой прибор не должен превышать частоту 440 Гц, более высокая частота наносит вред здоровью окружающих.

- Автомобильный гудок не должен копировать звук сигнала органов правоохранения или скорой медицинской помощи. Естественно появление машины с подобным звуком клаксона внесет некую путаницу на дороге.

Какие неисправности могут быть?


Наиболее распространенной причиной поломки гудка автомобиля считается окисление контактов или полное окисление всего механизма.

Вторая по популярности проблема неисправности в ненадежном соединении контактов. Со временем соединения отходят, либо изначально были слабо закреплены.

Схема проверки звукового сигнала в автомобиле всегда стандартна. В первую очередь необходимо снять аккумуляторные клеммы, отсоединить и разрядить конденсатор подушки безопасности. Затем снимается кожух рулевого колеса, данную операцию необходимо выполнять с напарником.

После всех манипуляций производится зачистка тех самых окисленных контактов, эффективнее всего в этом поможет надфиль. Контакты заново фиксируются в изначальной позиции.

Подведем итоги


Таким образом, делаем выводы, что оптимальным вариантом будет установка звукового гудка с привычным звуком, средней громкости.

В первую очередь звуковой сигнал необходим для предотвращения ДТП, используется довольно редко. Эксперименты с музыкальными и мощными моделями могут привести не к самым приятным последствиям. Выбирайте модель, основываясь на таких требованиях как расстояние действия, громкость, габариты.

Самыми дорогими следует считать звуковые сигналы пневматического типа, при их покупке придется изрядно потратиться, обычно это ценовой диапазон в пределах 20-50 тысяч рублей. Такова цена уникальности, но так ли это необходимо на Российских дорогах?

Лучшие звуковые сигналы для автомобиля в 2020 году

Основная задача автомобильного звукового сигнала – предупреждение других участников дорожного движения о возникновении потенциально небезопасных ситуаций.

Лучшие звуковые сигналы для автомобиля

В принципе штатный клаксон вполне удовлетворяет этим требованиям, но для некоторых автовладельцев его звучание кажется недостаточно громким.

Многие автомобилисты просто бредят идеей уникализации своего авто, и для них возможность установки другого звукового сигнала тоже не будет выглядеть лишней. Но что может предложить им современный авторынок? Попробуем разобраться в этой недостаточно освещаемой тематике.

Устройство звукового сигнала легкового автомобиля

Сам термин вошёл в обиход благодаря компании, изготовлявшей в начале прошлого века такие устройства (Klaxon Signals Ltd). Сегодня под словом «клаксон» понимают как технический девайс для подачи звукового сигнала, так и сам сигнал. Мы же будем использовать термин исключительно в первом значении.

Итак, по способу извлечения звука автомобильные клаксоны подразделяются на три большие категории:

  • электромагнитные;
  • пневматического действия;
  • электронные.

Мы рассмотрим особенности, достоинства и недостатки каждой из разновидностей чуть позже. Хотя глобальной и самой важной характеристикой этих устройств является уровень шума, звуковые автомобильные сигналы отличаются и по тональности звучания, и, естественно, по своему устройству. В частности, по звучанию принято различать тональные и звуковые клаксоны, по устройству – рупорные/безрупорные. Между этими категориями существует чёткая зависимость: тональные ЗС имеют рупорное исполнение, звуковые, как правило – безрупорное.

Устройство звукового сигнала

Безрупорный шумовой клаксон состоит из стального корпуса (1) с мембраной и электромагнитом внутри. Электромагнит включает ярмо (2), якорь (4), сердечник магнита (5), а также катушку (3). Ближе к наружной части клаксона (между корпусом и крышкой (9)) размещена мембрана, жёстко соединённая с якорем электромагнита.

За мембраной находится резонатор, усиливающий уровень издаваемого клаксоном шума, а также регулирующий тональность звука. Питание электромагнита осуществляется через контактную группу прерывателя (7).

На тональность звука влияет и толщина мембраны: чем она больше, тем ниже тональность.

Тональный рупорный клаксон

Тональный рупорный клаксон состоит из корпуса (1), электромагнита, мембраны (6), крышки (8) и корпуса (7) рупора. Электромагнит, как и в первом случае, включает якорь (3), сердечник (2) и ярмо (5). Таким образом, принципиально его устройство мало чем отличается от шумового аналога, но принципиальное отличие заключается в отсутствии резонатора. Его роль возложена на воздушный столб, формируемый в рупоре. Конфигурация рупора такова, что благодаря изменению частоты колебания мембраны меняется и уровень воздушного столба. Последний как раз и является ответственным за получение определённой тональности звучания клаксона. Конец рупора выполнен в виде расширяющегося раструба наподобие рожка, благодаря чему его иногда так и называют.

Чтобы минимизировать искрение, свойственное для работы прерывателя, в обеих разновидностях звуковых сигналов в схему включают дополнительные конденсаторы или резисторы. В бюджетных устройствах установка средств, уменьшающих искрообразование, не производится.

Принцип работы клаксона автомобиля

Как и конструктивная схема звуковых сигналов рупорного и безрупорного исполнения, их принцип работы во многом схож. Главным исполнительным устройством в обоих случаях является электромагнит. Питание подаётся на катушку через контактную группу прерывателя. Источник звука – мембрана, жёстко связанная с якорем электромагнита. При нажатии на копку сигнала на магнит подаётся ток, который приводит в движение якорь – притягиваясь к сердечнику, он воздействует на мембрану, которая начинает прогибаться.

Это циклический процесс: по мере движения якоря контакты прерывателя начинают размыкаться, мембрана, пытаясь вернуться в прежнее положение, давит на якорь, который также возвращается на своё штатное место. Именно колебания мембраны и формируют звук, тональность которого зависит от частоты работы клаксона.

На автомобилях обычно используют параллельную схему формирования сигналов низкой/высокой тональности, которые в результате довольно гармонично накладываются друг на друга, генерируя многотональный звуковой сигнал. Как правило, по абсолютному значение разница между сигналами высокой/низкой частоты не превышает 70-100 Гц.

Кроме частоты и уровня звука, автомобильный сигнал характеризуется такими параметрами, как спектральный состав и уровень звукового давления (величина, измеряемая в децибелах). Лучше всего шум транспорта перекрывает звук, частотный спектр которого находится в диапазоне 1800-3500 Гц. На эти значения и ориентированы все детали автомобильного клаксона, от мембраны до резонатора, а также их форма, конфигурация и материалы изготовления.

Электромагнитные клаксоны

Именно этот тик звуковых сигналов для авто получил наибольшее распространение, во многом – благодаря простоте конструкции и привлекательной стоимости. Как мы уже рассказывали, главными компонентами таких устройств является пара диафрагма – соленоид (электромагнит). По конструктивному исполнению электромагнитные клаксоны подразделяются на три подкатегории:

  • улитка, обладающая относительно большими размерами из-за воронкообразной геометрии. У клаксонов этого типа максимальный уровень мощности гудка составляет порядка 120 дБ – этого достаточно для эффективного воздействия на пешеходов и водителей транспортных средств. Из-за больших габаритов улитку не просто смонтировать, а на многих современных авто найти для них место в подкапотном пространстве и вовсе невозможно;
  • дисковый клаксон самый компактный в своём классе, обеспечивая однотонное звучание частотой 350-400 Гц и мощностью до 115 дБ. Благодаря небольшим размерам может устанавливаться и в моторном отсеке, и снаружи (например, на радиаторной решётке). Бывают дисковые устройства разборной и неразборной конструкции;
  • рожковый клаксон внешне напоминает пионерский горн, конструктивно – это та же улитка, но выпрямленная и с раструбом. Чаще всего такой сигнал монтируется снаружи автомобиля, при расположении в моторном отсеке громкость звучания заметно уменьшается.

Электромагнитный клаксон

Пневматические гудки

У клаксонов этого типа генератором звуковых сигналов является всё та же колеблющаяся мембрана, но приводит её в движение не электромагнит, а сжатый воздух. Горн призван многократно усилить звучание сигнала.

Если вы хотите, чтобы звук сигнала вашего автомобиля отпугивал птиц на расстоянии до полуметра и не знаете, какой тип звукового сигнала поставить на авто – смело выбирайте пневматику. Она обеспечить звучание на уровне 145-150 дБ.

Пневматические гудки

Такие мощные клаксоны конструктивно могут состоять из четырёх трубок, а для генерации колебаний диафрагмы с частотой 400-800 Гц используются компрессоры, способные нагнетать давление не уровне 60 атмосфер.

Наличие нескольких трубок обеспечивает возможность многотонального звучания, и даже воспроизведения простейших мелодий. Разумеется, размеры такого звукового устройства не могут быть маленькими, а для воспроизведения многотонального звука используются микропроцессорные контроллеры, управляющие работой компрессора и других исполнительных устройств.

Электронные сигналы

Строго говоря, клаксоны, которые работают под управлением электронного чипа, считаются отдельной разновидностью автомобильных гудков. Но здесь электроника является также звуковым генератором (вместо колеблющейся диафрагмы), и важную роль играет электродинамический громкоговоритель, усиливающий сигнал. Его пиковая мощность находится на уровне 110 дБ, но частотный диапазон может существенно различаться от модели к модели.

Электронные клаксоны – самые компактные, с их монтажом проблем обычно не возникает, они могут работать от сети напряжением 12 или 24 В и воспроизводить однотональные звуки или многоголосицу, включая мелодии.

Отметим, что сильно увлекаться подачей нестандартных сигналов не стоит: они разрешены только в случаях, когда это требуется для предотвращения ДТП. Запрещено подавать звуковые сигналы в зоне действия соответствующего дорожного знака (3.26). Гибддшнику однозначно не понравится звук клаксона, напоминающий спецсигнал – в этом случае у вас наверняка будут неприятности.

Электронные сигналы

Отметим, что размер штрафа за подобные нарушения стандартен – 500 рублей.

Нестандартные решения

Желание заполучить эксклюзивный сигнал для многих настолько велико, что ради достижения этой цели они готовы на всё. В частности, всё большую популярность приобретают автомобильные сигналы, имитирующие сиплые пароходные или пронзительные паровозные. Обладая огромной мощью, они точно привлекут внимание к вашему автомобилю, но следует понимать, что отношение к этому далеко не всегда будет восхищённым. Да и места в подкапотном пространстве подобные клаксоны требуют значительного.

Что касается силы звука, то здесь ограничений со стороны ПДД нет, но целесообразность такого решения вызывает сомнения. Достаточно одного такого необоснованного сигнала в населённом пункте, и вы рискуете стать участником разборки с работником ДПС. Словом, использование нестандартных звуковых сигналов на обычном автомобиле – решение довольно неоднозначное.

Особенности монтажа клаксона

Приобретая автомобильный сигнал, вы наверняка найдёте в коробке инструкцию по самостоятельной установке, но следует понимать, что браться за такую работу следует, только будучи уверенным, что вы всё делаете правильно. Если такой уверенности нет, то лучше доверить установку электрического звукового сигнала на авто специалисту.

Если тип нового клаксона совпадает с типом штатного – проблем возникнуть не должно: достаточно демонтировать старый девайс и установить на его место новый. Если не совпадают размеры – придётся искать другое место и возиться с креплением. Больше всего сложностей возникает при монтаже пневматических устройств подачи сигнала. Здесь, кроме самого гудка, нужно будет устанавливать и мощный компрессор, размеры которого не могут быть компактными.

Кромке того, компрессор пневматического гудка будет потреблять немало энергии, поэтому стоит убедиться, что параметры генератора и АКБ смогут обеспечить его работу без ущерба бортовой электросети.

Топ-5 автомобильных звуковых сигналов

Рассмотрим пятёрку лучших клаксонов по результатам анализа продаж таких устройств.

  1. Hella 3FH 940

Данная модель от известного немецкого производителя автодеталей возглавляет наш топ лучших звуковых сигналов для машины. Устройство относится к средней ценовой категории. При стоимости порядка 850-900 рублей 3FH 940 обеспечивает уровень звукового давлении в районе 110 дБ. Суммарная потребляемая мощность 2 рожков – 140 Вт. Частота колебания мембраны – 415-510 Гц, номинальное напряжение – 24 В.

Hella 3FH 940

  1. PIAA Superior BassHorn HO-9

Японская корпорацию по производству автомобильных запчастей предлагает модель, обеспечивающую мощный резкий двухтональный сигнал в области низких частот. Стоимость Superior BassHorn HO-9 достаточно высока – от 3900 рублей, при этом вы получаете рожковый клаксон, работающий на частоте 330/400 Гц и генерирующий звук мощностью 112 дБ. При весе 1 кг. звуковой сигнал работает от 12 вольт.

  1. AVS Electric HR2001

Известный отечественный производитель автоаксессуаров и электроники предлагает клаксон дискового типа по цене от 380 рублей – бюджетное решение, которое можно устанавливать взамен штатного гудка. Обеспечивает звук мощностью 115 дБ, при частоте колебаний 310/4120 Гц. Работает от сети 12 В и потребляет не более 8 ампер.

  1. Вымпел СА-01

Ещё один бюджетный вариант стоимостью от 300 рублей (производится этот бренд с российской регистрацией в Китае). Состоит из двух высокочастотных улиток (410/5210 Гц). Обеспечивает двухтональное звучание мощностью 118 дБ.

Разновидность вымпела СА-01

  1. Mitsuba HOS-04GL

Завершает наш рейтинг изделие от ещё одного известного японского производителя автомобильной электроники. Звуковой сигнал турбинного типа HOS-04GL генерирует однотонное звучание на частоте 400 Гц мощностью 110 дБ. Потребляет этот девайс всего 4 А, обладает компактными размерами, поэтому может быть установлен на любую модель авто. При стоимости от 3000 рублей клаксон нельзя назвать доступным, но такова цена за настоящее японское качество и надёжность.

Вместо заключения

Итак, вы ознакомились с наиболее популярными разновидностями автомобильных клаксонов. Данная информация носит сугубо ознакомительный характер, ибо если вас по каким-то причинам не устраивает звучание штатного устройства, оценить звук нового заочно невозможно. Правда, и в магазине испробовать его в деле вряд ли получится, единственный выход – поискать автомобиль с уже смонтированным звуковым сигналом. Разумеется, клаксон должен соответствовать параметрам бортовой сети вашего автомобиля, а также подходить по размерам. Что касается громкости его звучания, то оно никакими Правилами и ГОСТами не регламентируется. Главное – не использовать звуковые устройства, генерирующие спецсигналы (именуемые в народе «крякалками»).

Читайте также: