Принцип работы пгу камаз

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

ПГУ WABCO

Выключение сцепления осуществляется с помощью пневмогидравлического усилите­ ля (ПГУ) фирмы Wabco.

ПГУ состоит из 3-х основных частей: исполнительного пневмоцилиндра, следящей системы и указателя износа накладок сцепления.

Устройство ПГУ показано на рис. 1.


Рис. 1. Пневмогидравлический усилитель (ПГУ) фирмы Wabco:

1 - корпус гидравлический; 2 - поршень гидравлический; 3 - манжета гидравлическая; 4 -указатель износа на­ кладок; 5 - шайба указателя износа; 6 - корпус указателя; 7,10 - пружина поджимная; 8 - пневмопоршень; 9 - пневмоцилиндр; 11 - чехол; 12 - шток; 13 - трубка дренажная. А - зазор при износе накладок; I - следящая система ПГУ.

При нажатии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передает­ ся по трубопроводам в пневмогидроусилитель, где воздействует на гидравлический поршень 2 (рис. 1) ПГУ и поршень 1 (рис. 2) следящего устройства.

Под действием поршня следящего устройства перемещается пневматический поршень 2 (рис. 2), который воздействует на клапан 5 следящего устройства. Клапан открывает дос­ туп воздуху в пневмоцилиндр 9 (рис. 1) ПГУ, увеличивая силовое воздействие штока 12 ПГУ на вилку выключения сцепления. С помощью следящего устройства автоматически изменя­ется давление воздуха, поступающего в пневмоцилиндр ПГУ, в зависимости от усилия воз­ действия водителя на педаль сцепления.

После прекращения работы педали, давление жидкости в ПГУ сбрасывается, пневма­тический клапан следящей системы закрывается, пневматический поршень ПГУ устанавли­ вается в исходное состояние.

С помощью поджимной пружины поршень 8 (рис. 1) ПГУ со штоком 12 всегда связа­ ны беззазорно с вилкой включения сцепления, муфтой, диафрагменной пружиной, нажим­ ным диском сцепления. При износе накладок сцепления беззазорная связь обеспечивает от­ слеживание поршнем ПГУ износа накладок - поршень по мере износа все больше перемеща­ ется вглубь ПГУ и воздействует на указатель износа накладок.

Указатель износа 4 все больше выдвигается под воздействием поршня, шайба 5 указа­ теля отходит от корпуса 6 указателя и при достижении зазора между шайбой и корт - сом 23 мм , износ накладок достигает критической величины и необходимо произвести замену на­ кладок либо ведомого диска с накладками в сборе.


Рис. 2. Следящая система ПГУ:

1 - поршень гидравлический; 2 - поршень пневматический; 3 - крышка; 4 - сапун; 5 - клапан; б - корпус сле­ дящей системы.

Пневматический усилитель тормозов Камаз

Передняя 14 часть корпуса выполнена из алюминиевого сплава, а задняя 16 — из чугуна.

Между этими частями установлена прокладка, которая одновременно являет­ся мембраной 9 следящего устройства, размещенного сверху.

Пневматический усилитель сцепления автомобиля КамАЗ

Следящее устройство обеспечивает автоматическое изменение давления возду­ха на пневматический поршень 13 в зависи­мости от давления в гидроприводе сцепле­ния.

К основным частям следящего устрой­ства относятся следящий поршень 6 с манжетой, впускной 11 и выпускной 12 клапаны (блок клапанов), мембрана 9 и пружины.

Когда педаль сцепления отпущена (сцепление включено), пневматический поршень 13 и поршень 15 выключения сцепления находятся в крайнем правом (переднем) положении (пневматический поршень занимает это положение под воз­действием возвратной пружины).

Давле­ние в полости перед поршнем и за поршнем соответствует атмосферному. Положение поршня 15 выключения сцепления опреде­ляется упором его толкателя в днище пневматического поршня.

В следящем устройстве при этом выпускной клапан 12 открыт, а впускной 11 закрыт.

При нажатии на педаль сцепления рабочая жидкость поступает под давлени­ем к отверстию А, создавая давление в полости цилиндра выключения сцепления и у торца следящего поршня 6.

Под давлением рабочей жидкости следящий поршень воздействует на блок клапанов, закрывая выпускной клапан 12 и открывая впускной 11.

Сжатый воздух, поступающий по трубопроводам к отверстию Б, начинает поступать в пневмоцилиндр.

Под давлени­ем сжатого воздуха пневматический пор­шень 13 перемещается, воздействуя на шток поршня.

В результате на толкатель 3 поршня 15 выключения сцепления дейст­вует суммарное усилие, обеспечивающее полное выключение сцепления при нажа­тии водителем на педаль с силой 150 Н.

При отпускании педали давление перед следящим поршнем 6 падает, в результате чего в следящем устройстве перекрывается впускной и открывается выпускной клапан.

Сжатый воздух из пневмоцилиндра посте­пенно стравливается в атмосферу, давле­ние падает, жидкость из гидроцилиндра перетекает в главный цилиндр и механизм сцепления включается в работу.

При отсутствии сжатого воздуха в пневматической системе сохраняется возможность управления сцеплением, так как выключение сцепления может быть осу­ществлено за счет давления в гидравлической части усилителя. Но при этом усилие педали, создаваемое водителем, должно быть около 600 Н.

ПГУ автомобиля КАмаз

При замене пневмогидроусилителя привода сцепления для снятия пневмогидроусилителя:

- выпустите воздух из контура привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей через клапан на ресивере;

- снимите оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините воздушный трубопровод пневмогидроусилителя, гидравлический шланг и слейте жидкость из системы гидропривода;

- выверните два болта крепления пневмогидроусилителя и снимите усилитель со штоком.

Для установки пневмогидроусилителя:

- совместите отверстия крепления с отверстиями картера сцепления и закрепите усилитель двумя болтами с пружинными шайбами;

- подсоедините гидравлический шланг пневмогидроусилителя и воздушный трубопровод;

- установите оттяжную пружину вала вилки выключения сцепления.

Налейте тормозную жидкость в компенсационный бачок главного цилиндра и прокачайте систему гидропривода.

Проверьте герметичность соединений трубопроводов (подтекание тормозной жидкости из соединений не допускается), при необходимости устраните нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя передач.

Устройство главного цилиндра сцепления Камаз


Устройство главного цилиндра сцепления автомобиля Камаз имеет особенности которые отличают его от цилиндров других автомобилей.

Две особенности главного цилиндра сцепления камаз

  • Во всех главных цилиндрах как сцепления так и тормозных установлен обратный клапан. Для того чтобы при нажатии клапан закрывался и создавал ось давление жидкости. При отпускании педали клапан открывается и дает вернуться жидкости обратно в расширительный бачок. Роль клапана выполняет мембрана которая установлена между манжетой и поршеньком В поршеньке имеются отверстия. Через которые и происходит возврат жидкости.

На главном цилиндре сцепления камаза роль клапана выполняет шток. В поршеньке имеется отверстие. При нажатии на педаль шток перекрывает отверстие. Шток в своем основании имеет резиновое уплотнительное кольцо. Благодаря которому жидкость и удерживается под давлением. При отпускании педали. Отверстие в поршеньке открывается. Жидкость из ПГУ возвращается в расширительный бачок.

Устройство главного цилиндра сцепления Камаз

  • Главный цилиндр сцепления выполнен таким образом, что имеет в своем корпусе расширение. Этого расширения достаточно для того чтобы хватало жидкости для работы сцепления. Дополнительно на передней панели кабины снаружи установлен пластиковый расширительный бачок. Он соединен с полостью цилиндра сцепления. И расположен на одном уровне с расширением цилиндра. Поэтому жидкость можно доливать как в этот бачок, так и непосредственно в полость цилиндра. Предварительно сняв защитный резиновый кожух штока.

Устройство главного цилиндра сцепления Камаз


Устройство главного цилиндра сцепления камаз

Представляет собой корпус цилиндра, в который вставлена пружина. Пружина упирается в манжету и поршень. Далее идет шток с уплотнительным кольцом. Ограничителем поршня служит стопорное кольцо, установленное внутри цилиндра.


Схема ГЦС Камаз

Устройство главного цилиндра сцепления Камаз

Разборка цилиндра

Разобрать цилиндр можно с двух сторон.

  • Стопорное кольцо снимается внутри цилиндра. Пружина выдавит манжету и поршень наружу. Этот способ разборки очень неудобен тяжело достать стопорное кольцо. Но если нет желания снимать цилиндр полностью для замены манжеты им можно воспользоваться. В случае если цилиндр перестал работать по причине её износа. Придется, конечно помучиться.
  • Если цилиндр снят. Удобнее всего открутить нижнюю пробку. К которой прикручена трубка. Цилиндр зажимается в тисках откручивается пробка. выходит пружина и манжета с поршеньком.

Цилиндр разбирается для замены манжеты. Но не всегда это приводит к желаемому результату. Помимо того что манжета приходит в негодность. Изнашивается поршень и стенки цилиндра. Образуется не равномерная выработка. Овальность. Либо крупные канавки. Манжета перестаёт плотно прилегать к стенкам цилиндра. Поэтому после установки новой манжеты цилиндр остаётся неисправным. При разборке цилиндра необходимо обязательно проверять состояние поршенька и стенок цилиндра. Если выработка видна на глаз и на ощупь цилиндр лучше заменить на новый.

Прокачка главного цилиндра сцепления.

После сборки цилиндр устанавливается на свое место. Шток не должен выжимать поршенёк в не рабочем состоянии. Зазор до поршенька составляет 2-3 мм. Зазор регулируется эксцентриком через который он прикручен к педали. Если шток будет постоянно перекрывать отверстие в поршень жидкость не сможет после нажатия на педаль вернуться обратно в расширительный бачок. Сцепление работать не будет.

Подробнее как прокачать ПГУ и главный цилиндр сцепления описано в этой статье. Как прокачать ПГУ – быстро и эффективно. Здесь описаны возможные проблемы, возникающие при прокачке и как их можно обойти. Цилиндр прокачивается при помощи штуцера расположенного на ПГУ.

Устройство и принцип работы главного цилиндра сцепления Камаз элементарно простое.

В магазинах автозапчастей часто встречаются неоригинальные цилиндры. Они как правило имеют плохую, шероховатую обработку деталей и внутренних поверхностей. Из за чего не достигается герметичность. Если шток не плотно прилегает к поршню. Уплотнительное кольцо не может удержать возникающее в цилиндре давление. К тому же оно и само не плотно прилегает. А от того что поверхность прилегании еще и шероховатое кольцо стачивается и рвется. Поэтому новый цилиндр после установки не работает.

Подобные цилиндры устанавливались на камаз 5320, они изготовлены из чугуна. На современных камазах устанавливаются уже алюминиевые цилиндры. Они не имеют дополнительного расширения для жидкости. Но принцип работы и устройство у них абсолютно такое же. К тому же они ещё и взаимо заменяемые.

ПГУ КАМАЗ- пневмо-гидравлический усилитель КАМАЗ

Начнем с определения аббревиатуры «ПГУ» – это пневмогидравлический усилитель, составной элемент узла сцепления. Грузовые машины КАМАЗ весьма габаритны и массивны, поэтому управлять ими нелегко. Водитель такого авто стал бы тяжелоатлетом нажимая педаль сцепления, если бы не существовало такого технологичного решения как ПГУ. Он делает жизнь за рулем грузовика легче и комфортнее.

Проще говоря, он отвечает за снижение прилагаемого усилия на педаль. Хоть сам пневмогидравлический усилитель и небольшого размера, но выполняет серьезную задачу – облегчает процесс вождения тяжелой машины. Если бы его не было, переключать передачи стало бы сложным процессом. Все последние модели ПГУ состоят из:

ПГУ

  • системы слежения;
  • исполнительного пневматического цилиндра;
  • индикатора степени износа накладок у ведомого диска.

В пневмогидравлический усилитель транспортируется давление жидкости, которая находится в главном цилиндре устройства. Оно в свою очередь принуждает работать гидравлические поршни и следящую систему. При снижении давления все возвращается в исходную позицию.

Типы ПГУ автомобилей КАМАЗ

В настоящее время на грузовых автомобилях Камского автозавода используются несколько типов ПГУ отечественного и зарубежного производства. Они отличаются конструкцией и применимостью.

ПГУ с каталожным номером 5320 — производится на ОАО «КАМАЗ», имеет классическую конструкцию с вертикальным расположением следящего устройства и исполнительного пневмоцилиндра (следящее устройство расположено над корпусом цилиндра). Используется на автомобилях моделей 5320, 4310, 43118, 55111 и других.

ПГУ фирмы WABCO — производится в США, имеет компактные размеры, дополнительно оснащается указателем износа накладок (позволяет отслеживать ресурс усилителя без его разборки). Применяется на новых моделях КАМАЗ-5460, 6450, 6460, 6520, 6522, 65115, 65116, 65117 и других с КПП-154 («Евро-2» и «Евро-3»), а также на автобусах НефАЗ с этой же коробкой.

ПГУ WABCO для автомобилей КАМАЗ-6460, 6520 и других с КПП фирмы ZF.

ПГУ WABCO для автомобилей КАМАЗ-4308 с 5-ступенчатой механической КПП фирмы ZF.

ПГУ аналоги WABCO производства «Волчанского агрегатного завода» (Волчанск, Украина).

ПГУ аналоги WABCO производства Yumak (Турция).

При выборе нового усилителя необходимо ориентироваться на марку и каталожный номер агрегата, уже установленного на автомобиль. Только в этом случае будет гарантирована нормальная работа ПГУ и сцепления. Производить установку ПГУ другой марки и модели не рекомендуется — для решения этого вопроса следует обратиться к специалисту.

Причины поломки ПГУ

  1. Если следящий поршень ПГУ заклинило, то это произошло из-за разбухания резинового кольца или уплотнительной манжеты.
  2. В случае, когда сжатый воздух в пневмогидравлическом усилителе поступает в малом количестве или совершенно не поступает, «виноватым» будет впускной клапан ПГУ.
  3. Когда в работе педали наблюдается ситуация «проваливания», то это означает, что воздух попал в гидропривод.

Поломка ПГУ

Что такое ПГУ сцепления на грузовике

Не так давно к нам заезжал вполне себе «боевой» тягач одной известной марки с жалобой на ПГУ (пневмогидроусилитель) сцепления: мол, не включаются передачи. Водитель бойко объяснял: «Я прокачивал – не помогло! Но это мелочи, значит надо ремкомплект поменять и всё! Будет работать как новый!»

ПГУ Пневмогидроусилитель сцепления

Наш слесарь со стажем – Иваныч – хмыкнул, пожал плечами и полез в яму. Звон ключей, сопение и через двадцать минут он с ПГУ (пневмогидроусилителем) сцепления в руках появляется на поверхности. На свету рассматриваем виновника всех неприятностей. Облупленная краска, корпус поеден коррозией, ничего не отломано. Разбираем, смотрим, на зеркале цилиндра натёртость от поршня, а манжета в лохмотьях, значит не первый день он так работает!

Наш Мастер настоятельно рекомендует водителю не перебирая, поменять эту железку на новую.

В этот самый момент в водителе грузовика просыпается рачительный хозяин… Он лезет в закрома, извлекает оттуда пакет с ремкомплектом и, со словами «Мне тут посоветовали… я заехал, купил…», отдает его слесарю и удаляется в курилку.

Первые признаки проблем с пневмогидравлическим усилителем

Новичкам в ремонте ПГУ КАМАЗ распознать первые сигналы неисправности в работе ПГУ порой сложно. Но вот небольшой перечень возможных ошибок в работе сцепления:

  • На момент начала движения либо при переключении передачи устройство срабатывает с опозданием.
  • Устройство реагирует лишь при значительном усилении.
  • Периодические «клины» устройства.

Если хоть один из вышесказанных симптомов присутствует, то срочно нужно искать и устранять неполадки блока пневмогидравлического усилителя.

Ремкомплект ПГУ для грузовика

Проходит час с небольшим… Наш замечательный Иваныч заканчивает работу с ремкомплектом и установкой ПГУ сцепления на место. Зрители собираются вокруг машины, чтобы узнать, кто оказался прав. Водитель заводит машину и трогается. Все хорошо! Слесарь молча уходит, остальные расходятся по рабочим местам, а водитель, счастливый и довольный, расплачивается и уезжает. Само собой, что через час никто уже не помнит ни водителя, ни ПГУ.

Однако, прошла неделя и — все повторилось! Тот же водитель, тот же тягач, вот только вместо ремкомплекта на машине всё-таки появился новый пневмогидроусилитель. Кстати, времени и денег на «двойной ремонт» ушло почти вдвое больше.

Совет специалистов грузового автосервиса

Сокращая свои расходы, старайтесь взвесить все плюсы и минусы. Если в процессе дефектовки вы обнаружили повреждение зеркала цилиндра, не старайтесь обойтись «малой кровью», меняйте весь агрегат! Ремкомплект не компенсирует износ основных деталей ПГУ.

Самое забавное состоит в следующем: ремкомплекта от производителя… Не существует! На рынке можно найти либо турецкую копию, либо ее китайскую подделку. Но ни то, ни другое не долговечно!

Начинаем ремонт ПГУ КАМАЗ своими руками

Изучив все показатели поломки, вы пришли к решению провести ремонт самостоятельно? Тогда начинать нужно с разборки агрегата, цикл которой проводится строго в следующем порядке:

ремонт пгу своими руками

  1. Задний корпус пневмоусилителя крепится в тиски.
  2. Поочередно вывинчиваются болты с шайбами.
  3. Снимается крышка подвода воздуха.
  4. Из корпуса ПГУ вытаскивается клапан.
  5. Передний корпус в сборке с пневмопоршнем снимается.
  6. У мембраны и пневмопоршня удаляются пружины.
  7. Диафрагма снимается.
  8. Из заднего корпуса вытаскивается корпус уплотнения, упорное кольцо, следящий поршень и поршень выключения сцепления в сборе.
  9. Отвинчивается крышка с уплотнителем выпускного отверстия и перепускной клапан.
  10. Закрепленный ранее задний корпус освобождается из тисков.
  11. Вытаскивается стопорное кольцо.
  12. Снимаются конусы, шайбы и седло со стержня клапана.
  13. Вынимается уплотнительное кольцо с корпуса следящего поршня.
  14. Вынимается следящий поршень и с него снимаются остальные детали.
  15. Вытаскивается уплотнительное кольцо и пневматический поршень из переднего корпуса.
  16. С пневмопоршня снимается манжета.
  17. Вся снятые элементы прочищаются в нефтепродукте: керосин или бензин, обдуваются сжатым воздухом и подвергаются дефектовке.
  18. После качественного просмотра деталей и починки требуемых запчастей или их замены осуществляется сборка в обратном порядке.

Демонтаж и установка ПГУ КамАЗ 5320

Для проведения ремонта ПГУ КамАЗ 5320 необходимо демонтировать узел. Демонтаж выполняется в следующей последовательности:

  1. Выпустить воздух под давлением из системы;
  2. Слить тормозную жидкость из гидравлического привода;
  3. Отсоединить воздушную магистраль;
  4. Отсоединить шланг подачи тормозной жидкости;
  5. Открутить два болта крепления;
  6. Снять узел с посадочного места.

После ремонта или замены всего узла на новый нужно установить его на кожух сцепления автомобиля. Для этого:

  1. Установить усилитель на посадочное место;
  2. Прикрепить устройство двумя болтами к картеру сцепления автомобиля КамАЗ 5320;
  3. Подсоединить воздушную магистраль;
  4. Подключить шланг подачи тормозной жидкости;
  5. Заполнить систему тормозной жидкостью, соответствующей требованиям завода изготовителя;
  6. Прокачать систему для устранения воздуха;
  7. Проверить узел на наличие утечек.

Каким образом можно отрегулировать ПГУ КАМАЗ

регулировка пгу камаз

Финишным этапом восстановления устройства является регулировка ПГУ КАМАЗ. Для этого необходимо обеспечить полный ход толкателя пневматического усилителя не меньше 25 мм. Потому как при низком показателе сцепление полностью отключается. Таким образом, полный ход толкателя тестируется нажатием педали сцепления с усилием до упора.

Если ход не на должном уровне, то повторно тестируется показатель жидкости в бачке основного цилиндра привода сцепления и свободный ход. Если обнаруживается необходимость, то удаляется воздух из гидросистемы. Чтобы ПГУ служило качественно и надежно, важно не забывать об его своевременном ремонте и техобслуживании.







Устройство и принцип работы ПГУ сцепления


Основной задачей ПГУ сцепления является уменьшение усилия требуемого для включения / выключения сцепления грузового автомобиля.

Любой ПГУ состоит из следующих основных частей:

  • регулировочной гайки, толкателя поршня;
  • поршней (пневматического и гидравлического);
  • пружины поршня, крышки и клапана редуктора;
  • пружины и седла диафрагмы, регулировочного винта;
  • перепускного клапана и поршня следящего механизма.

Алгоритм работы ПГУ сцепления заключается в следующем :

  • При включенном сцеплении (нажата педаль сцепления), под давлением жидкости гидропоршень исполнительной части ПГУ давит на шток ПГУ и на поршень следящего механизма, который вместе с диафрагмой смещается так, что открывается а впускной клапан и воздух из пневмосистемы грузовика под давлением подводится к пневматическому поршню.

Таким образом суммируются усилия гидропоршня и пневмопоршня, которые в результате отводят вилку и выключают сцепление.

  • В том случае, если вы убираете ногу с педали сцепления, давление в подводящей жидкость магистрали падает до нулевого значения. Т. е. ослабевает давление на гидропоршни исполнительной части и следящего механизма.

При этом под действием давления воздуха, подающегося из пневмосистемы, гидропоршень следящего устройства начинает двигаться в обратном направлении и закрывает впускной клапан, перекрывая давление воздуха из ресивера.

Под действием нажимной пружины поршень следящего механизма отводится в исходное положение. При этом воздух, который давил на пневмопоршень, выводится в атмосферу. В результате воздействие пружин сцепления вынуждает шток с пневмопоршнем и гидропоршнем вернуться в исходное положение.

Ремонт и регулировка ПГУ КАМАЗ

Хотите знать, как распознать «очаг» поломки и своими руками сделать ремонт ПГУ КАМАЗ? Тогда вы попали по адресу, в этой статьей мы поэтапно расскажем об этом процессе.

Что за «зверь» этот ПГУ

Начнем с определения аббревиатуры «ПГУ» – это пневмогидравлический усилитель, составной элемент узла сцепления. Грузовые машины КАМАЗ весьма габаритны и массивны, поэтому управлять ими нелегко. Водитель такого авто стал бы тяжелоатлетом нажимая педаль сцепления, если бы не существовало такого технологичного решения как ПГУ. Он делает жизнь за рулем грузовика легче и комфортнее.

Проще говоря, он отвечает за снижение прилагаемого усилия на педаль. Хоть сам пневмогидравлический усилитель и небольшого размера, но выполняет серьезную задачу – облегчает процесс вождения тяжелой машины. Если бы его не было, переключать передачи стало бы сложным процессом. Все последние модели ПГУ состоят из:

ПГУ

  • системы слежения;
  • исполнительного пневматического цилиндра;
  • индикатора степени износа накладок у ведомого диска.

В пневмогидравлический усилитель транспортируется давление жидкости, которая находится в главном цилиндре устройства. Оно в свою очередь принуждает работать гидравлические поршни и следящую систему. При снижении давления все возвращается в исходную позицию.

Причины поломки ПГУ

  1. Если следящий поршень ПГУ заклинило, то это произошло из-за разбухания резинового кольца или уплотнительной манжеты.
  2. В случае, когда сжатый воздух в пневмогидравлическом усилителе поступает в малом количестве или совершенно не поступает, «виноватым» будет впускной клапан ПГУ.
  3. Когда в работе педали наблюдается ситуация «проваливания», то это означает, что воздух попал в гидропривод.

Поломка ПГУ

Первые признаки проблем с пневмогидравлическим усилителем

Новичкам в ремонте ПГУ КАМАЗ распознать первые сигналы неисправности в работе ПГУ порой сложно. Но вот небольшой перечень возможных ошибок в работе сцепления:

  • На момент начала движения либо при переключении передачи устройство срабатывает с опозданием.
  • Устройство реагирует лишь при значительном усилении.
  • Периодические «клины» устройства.

Если хоть один из вышесказанных симптомов присутствует, то срочно нужно искать и устранять неполадки блока пневмогидравлического усилителя.

Начинаем ремонт ПГУ КАМАЗ своими руками

Изучив все показатели поломки, вы пришли к решению провести ремонт самостоятельно? Тогда начинать нужно с разборки агрегата, цикл которой проводится строго в следующем порядке:

ремонт пгу своими руками

  1. Задний корпус пневмоусилителя крепится в тиски.
  2. Поочередно вывинчиваются болты с шайбами.
  3. Снимается крышка подвода воздуха.
  4. Из корпуса ПГУ вытаскивается клапан.
  5. Передний корпус в сборке с пневмопоршнем снимается.
  6. У мембраны и пневмопоршня удаляются пружины.
  7. Диафрагма снимается.
  8. Из заднего корпуса вытаскивается корпус уплотнения, упорное кольцо, следящий поршень и поршень выключения сцепления в сборе.
  9. Отвинчивается крышка с уплотнителем выпускного отверстия и перепускной клапан.
  10. Закрепленный ранее задний корпус освобождается из тисков.
  11. Вытаскивается стопорное кольцо.
  12. Снимаются конусы, шайбы и седло со стержня клапана.
  13. Вынимается уплотнительное кольцо с корпуса следящего поршня.
  14. Вынимается следящий поршень и с него снимаются остальные детали.
  15. Вытаскивается уплотнительное кольцо и пневматический поршень из переднего корпуса.
  16. С пневмопоршня снимается манжета.
  17. Вся снятые элементы прочищаются в нефтепродукте: керосин или бензин, обдуваются сжатым воздухом и подвергаются дефектовке.
  18. После качественного просмотра деталей и починки требуемых запчастей или их замены осуществляется сборка в обратном порядке.

Каким образом можно отрегулировать ПГУ КАМАЗ

регулировка пгу камаз

Финишным этапом восстановления устройства является регулировка ПГУ КАМАЗ. Для этого необходимо обеспечить полный ход толкателя пневматического усилителя не меньше 25 мм. Потому как при низком показателе сцепление полностью отключается. Таким образом, полный ход толкателя тестируется нажатием педали сцепления с усилием до упора.

Если ход не на должном уровне, то повторно тестируется показатель жидкости в бачке основного цилиндра привода сцепления и свободный ход. Если обнаруживается необходимость, то удаляется воздух из гидросистемы. Чтобы ПГУ служило качественно и надежно, важно не забывать об его своевременном ремонте и техобслуживании.

​Как установить ПГУ МАЗ? Инструкция по замене

Пневмогидравлический усилитель состоит из следующих комплектующих:

  • Металлический корпус;
  • Гибкая мембрана;
  • Поршень следящего действия;
  • Поршень воздушной камеры;
  • Шток выключения сцепления;
  • Впускной клапан;
  • Выпускной клапан;
  • Резиновые манжеты.

Корпус усилителя

Корпус усилителя металлический. Он состоит из двух частей. Части скреплены между собой болтами. Проушины одной половины корпуса имеют внутреннюю резьбу. Это исключает необходимость установки гаек. В каждой половине корпуса пневмогидравлического усилителя оборудованы цилиндры для установки поршней.

Мембрана

Диафрагма устанавливается в месте соединения частей корпуса ПГУ. Одновременно мембрана служит герметизирующей прокладкой. Диафрагма является частью следящего механизма.

Следящий поршень

Поршень следящего механизма необходим для регулировки подачи сжатого воздуха из ресивера автомобиля в пневматический цилиндр. На поршень и гибкую мембрану воздействует давление тормозной жидкости, поступающей из главного цилиндра сцепления.

Поршень воздушного цилиндра и шток

Поршень является частью силового пневматического цилиндра. Поршень жестко соединен с рабочим штоком. При подаче давления сжатого воздуха поршень перемещается, оказывая воздействие на шток выключения сцепления. Так же можете прочитать про Схема подключения генератора КамАЗ.

Клапана и уплотнения



Возможные неисправности

Сжатый воздушный поток недостаточен для организации рабочего процесса, либо совсем отсутствует. Именно воздушная масса под давлением создает рабочий момент механизма. Причиной неисправности скорее всего станет разбухание впускного клапана, который не может удерживать воздушный поток в надлежащем давлении.

Следящий поршень заклинило. Причина скрывается в деформации уплотнительных колец, либо манжет. Данная неисправность решается при помощи замены мягких компонентов. Пластиковые либо резиновые детали пневмогидравлики нельзя вытянуть, починить, их нужно только менять.

Самым очевидным выражением неработающего узла является проваливание педали сцепления. Основной причиной «западания» является попадание воздуха внутрь гидравлики. Запавшей педали точно будет сложно остаться незамеченной, поэтому данный признак считается самым очевидным для водителей.

Существует еще несколько простых признаков неисправности механизма, которые водитель может оценить, заметить самостоятельно.

  • Перед началом движения или переключением скоростей устройство начинает работать с задержкой. Важно понимать, что переключение передач — процесс абсолютно синхронный, который нужно выполнять быстро, плавно.
  • Приложение значительных усилий при переключении. Данная проблема нивелирует всю сущность работы ПГУ, а значит установка явно барахлит.
  • Устройство периодически клинит. Данный факт можно также отнести в разряд «рассинхрона», может плохо отжиматься педаль (туго либо не до конца).

Существует несколько схем присоединения ПГУ: стандартная схема взаимодействия запчастей в приводе, особенности расположения узлов фиксации, расположение педали блока сцепления, основной цилиндр и его цилиндрическая часть, следящий механизм, воздуховодные трубки, основной гидроцилиндр, муфта, штоки, рычаги, шланги и трубки.

ПГУ имеет более чем понятное устройство, особенно если водитель Камаза знаком с общими принципами внутреннего строения механизмов своей машины. Диагностику ПГУ проводят примерно раз в год, при этом отслеживать техническое состояние нужно постоянно. Ввиду сильных нагрузок, некоторые детали грузовых машин выходят из строя раньше, чем запланировано очередным этапом технического обслуживания. Ремонт ПГУ опытный водитель может выполнить самостоятельно, новичкам лучше обратиться к специалистам ввиду большого количества деталей, с которыми придется столкнуться.

Грузовой автомобиль — массивная техника, требующая особого подхода. Управлять Камазом непросто, этот камский грузовик проходит большие километражи, поэтому простота управления для водителя будет играть немаловажную роль.

В устройстве современных автомобилей, в названиях большинства механизмов, используется масса аббревиатур. ПГУ — одно из таких названий, весьма популярное, когда речь заходит о грузовиках. Пневмогидравлический усилитель позволяет водителю Камаза проще справляться с педалью сцепления, иными словами, упрощает нажатие. Многие сразу найдут аналогию с гидроусилителем руля, и будут правы, ведь данные узлы являются составными частями одной системы управления автомобилем. Разберемся подробнее, как работает данная система, какие составные части имеет.

Общее строение системы ПГУ можно разделить на несколько крупных визуальных частей.

  • Поршневой толкатель, регулировочная гайка. Система работает при помощи высокого давления, поэтому толкание поршня является основой всего рабочего процесса. Регулировочная гайка удерживает заданное положение поршня, поэтому подтягивается, когда необходимо сделать регулировку.
  • Пневматический, гидравлический поршни также выполняют толкательные функции, взаимозаменяя работу друг друга.
  • Пружинный механизм, редуктор, крышка клапана, пружина обеспечивают необходимый люфт, удерживая стабилизацию системы на заданном уровне.
  • Диафрагма, контрольный винт.
  • Перепускной клапан, работающий поршень. Перепускной клапан поддерживает давление на постоянном уровне. Иначе данный компонент называют «переливным», соответственно, данное название обозначает функцию «переброса» давления из одного сектора к другому. Разность давления создает движение воздушных масс.

Вместе данные детали составляют внутреннюю «начинку» ПГУ, однако сама запчасть состоит всего из двух основных компонентов: передней алюминиевой части, задней чугунной. Две разносплавные детали соединяет резиновая прокладка, играющая роль уплотнителя, диафрагмы одновременно. Помимо прокладки, среди мягких пластиковых либо резиновых элементов можно отметить специальные уплотнители, манжетки, небольшие пружинки.


Принцип работы ПГУ КамАЗ 5320

Производитель устанавливает пневмогидравлический усилитель на кожух сцепления автомобиля. Крепление осуществляется при помощи болтов. Рабочий шток ПГУ упирается в рычаг выключения муфты сцепления.

СПРАВКА: Шток на конце имеет сферическую форму. Она упирается в гнездо рычага выключения муфты. Это исключает заклинивание механизма при использовании.

Действие ПГУ КамАЗ 5320 1609510 осуществляется следующим образом:

  1. Тормозная жидкость подается из главного цилиндра сцепления при нажатии педали в кабине водителя;
  2. Давление тормозной жидкости воздействует на поршень, соединенный с гибкой мембраной;
  3. Поршень перемещается, открывая впускной клапан;
  4. Через впускной клапан давление сжатого воздуха из ресивера автомобиля поступает в полость силового пневматического цилиндра;
  5. Под действием давления воздуха поршень силового цилиндра перемещается, сжимая противодействующую пружину и выдвигая толкатель;
  6. Выдвигаясь, толкатель нажимает на рычаг выключения сцепления. Муфта сцепления выключается;
  7. При возврате педали в кабине водителя, давление тормозной жидкости в системе падает;
  8. Поршень следящего действия и диафрагма осуществляют движение в обратном направлении;
  9. Впускной клапан закрывается, разобщая силовой цилиндр и воздушную магистраль;
  10. Выпускной клапан открывается, соединяя внутреннее пространство пневматического цилиндра с атмосферным выводом;
  11. Под действием пружины поршень воздушного цилиндра возвращается в обратном направлении, выталкивая воздушную массу через выпускной клапан;
  12. Рабочий шток уходит назад, освобождая рычаг выключения муфты. При этом сцепление включается, и крутящий момент от силового агрегата передается на первичный вал коробки переключения передач.

ВАЖНО: Степень перемещения следящего поршня зависит от давления тормозной жидкости в системе. Регулировка давления осуществляется педалью, расположенной в кабине водителя.

Действие ПГУ КамАЗ


регулировка пгу камаз
прокачка ПГУ
регулировка свободного хода педали
Альтернативный способ прокачки
как прокачать ПГУ на Камазе
Шток рабочего цилиндра
Как должно стоять ПГУ
пгу.jpg
как прокачать ПГУ на Камазе

Инструкция по установке ПГУ WABCO

Регулировка ПГУ КАМАЗ WABCO.

В процессе работы сервисные станции достаточно часто сталкиваются с течью жидкости из ПГУ на автомобилях МАЗ при полном выходе штока ПГУ из корпуса. Зачастую это не является неисправностью, а всего лишь следствие неверной регулировки привода. В прилагаемом файле – копия схемы из руководства по эксплуатации МАЗа. Весь смысл регулировки – определение рабочего хода штока ПГУ. Для этого необходимо оттянуть шток ПГУ от рычага, отвести его в сторону и дать возможность полностью выйти из корпуса. Затем повернуть рукой рычаг сцепления в рабочем направлении (т.е. от ПГУ) чтобы выбрать все зазоры в приводе, потом замерить расстояние от конца штока до поверхности рычага сцепления, на которой расположена цековка под шток ПГУ. Если размер более 50 мм, ПГУ будет работать в нормальном диапазоне, а если менее, то необходимо снять рычаг с поворотного вала и установить на один шлиц ближе к корпусу ПГУ. Если эта операция выполнена, то есть полная гарантия что плунжер ПГУ не будет выходить до упора и открывать проход жидкости между кромкой уплотнения и поверхностью фаски на торце.

1.1. Установка При замене ПГУ сцепления, а также при его первичной установке необходимо предусмотреть соблюдение ряда мероприятий: — для гидравлической части использовать трубопроводы и шланги с внутренним диаметром не менее 8 мм. — после установки ПГУ на кронштейн максимальный перекос по вылету штока в исходном состоянии не должен превышать 3” (±1,5). 2. Прокачка Прокачать гидравлическую часть привода можно только одним из следующих способов: — давлением воздуха около 5-6 кгс/см2, подаваемым через специальный адаптер в бачок главного цилиндра сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как через открытый клапан прокачки усилителя сцепления пойдет тормозная жидкость без пузырьков воздуха. — давлением жидкости около 3 кгс/см2, подаваемым через клапан прокачки усилителя сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как тормозная жидкость в бачке главного цилиндра сцепления пойдет без пузырьков воздуха. — прокачка вакуумным способом с помощью специальной установки RAPID CHARGE (Франция), заключающаяся в предварительном процессе создании вакуума в гидравлической части привода сцепления с последующим заполнением системы тормозной жидкостью под давлением 3 кгс/см2.

Внимание:

если была замена ПГУ на новый, прокачка с помощью педали привода сцепления, с созданием переменного усилия в гидравлической части привода не допускается, поскольку при данном способе прокачки не происходит заполнение пространства перед клапаном управления усилителя и привод будет работать с запозданием. Проверка после установки:

1. После завершения прокачки померить максимальный ход штока пневмогидравлического усилителя, который должен быть не менее 14 мм (для сцеплений ГАЗ, ПАЗ) и не менее 18 мм (для сцепления ЯМЗ). 2. Померить давление, создаваемое в гидравлическом цилиндре ПГУ или произвести замер объема вытесненной жидкости при однократном нажатии на педаль сцепления, отвернув клапан прокачки, которое должно составлять 7-8 см3. При подаче давления воздуха не менее 7 кгс/см2 на вход усилителя, давление жидкости должно быть не менее 4 кгс/см2. 3. После прокачки гидравлической части усилителя максимальный перекос по вылету штока во время нажатия на педаль сцепления не должен превышать ±1.50 от исходного состояния. 4. Для усилителей, оснащенных механическим датчиком износа накладок диска сцепления необходимо убедиться в том, что наконечник датчика не выступает из корпуса пневматического цилиндра усилителя, при необходимости, его нужно утопить до касания в защитный чехол. По мере износа накладок ведомого диска сцепления датчик «выходит» из корпуса пневматического цилиндра и, по нанесенной на датчике разметке, потребитель определяет степень суммарного износа накладок.


Неисправности ПГУ 1609510 и их устранение

При правильном использовании узла неисправности возникают редко. Во избежание возникновения поломок, необходимо регулярно проводить технический осмотр усилителя. Визуальный осмотр позволяет обнаружить утечки тормозной жидкости и устранить их. Ниже представлены несколько наиболее часто возникающих неисправностей, и методы их устранения

Сцепление не выключается, «ведет»

Возникновение неполадки возникает из-за нарушения подачи сжатого воздуха в полость силового цилиндра. Варианты решения проблемы:

  • Проверить состояние впускного клапана. Под воздействием тормозной жидкости уплотнение может раскиснуть. Необходимо заменить впускной пневматический клапан на заведомо рабочую деталь;
  • Проверить состояние поршня следящего действия. При выходе из строя уплотнения необходимо заменить его. При высокой изношенности детали – заменить поршень;
  • Утечка тормозной жидкости. Заменить поврежденные уплотнения;
  • Низкое давление тормозной жидкости в системе. Устранить воздух из гидравлического привода.

ВНИМАНИЕ: О наличии воздуха в системе гидравлического привода может свидетельствовать провал педали в кабине водителя.

Сцепление до конца не включается, «буксует»

Поломка происходит из-за нарушения отвода воздуха в атмосферу. Возможные причины поломки:

  1. Засор в гидравлическом приводе не позволяет поршню следящего действия возвращаться на место. Необходимо устранить засор, залить новую тормозную жидкость и устранить воздух из гидропривода;
  2. Выход из строя механизма выпуска отработавшего воздуха. Воздух под давлением не выводится в атмосферу, удерживая поршень силового цилиндра. Необходимо заменить выпускной клапан;
  3. Заклинивание поршня воздушного цилиндра. При большом износе поверхности следует заменить поршень;
  4. Поломка или растяжение силовой пружины пневмоцилиндра. Заменить деталь.

ВАЖНО: Некорректная работа пневмогидравлического цилиндра может привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия. При появлении признаков поломки необходимо незамедлительно провести ремонт узла.

Что такое ПГУ сцепления на грузовике

Не так давно к нам заезжал вполне себе «боевой» тягач одной известной марки с жалобой на ПГУ (пневмогидроусилитель) сцепления: мол, не включаются передачи. Водитель бойко объяснял: «Я прокачивал – не помогло! Но это мелочи, значит надо ремкомплект поменять и всё! Будет работать как новый!»

ПГУ Пневмогидроусилитель сцепления

Наш слесарь со стажем – Иваныч – хмыкнул, пожал плечами и полез в яму. Звон ключей, сопение и через двадцать минут он с ПГУ (пневмогидроусилителем) сцепления в руках появляется на поверхности. На свету рассматриваем виновника всех неприятностей. Облупленная краска, корпус поеден коррозией, ничего не отломано. Разбираем, смотрим, на зеркале цилиндра натёртость от поршня, а манжета в лохмотьях, значит не первый день он так работает!

Наш Мастер настоятельно рекомендует водителю не перебирая, поменять эту железку на новую.

В этот самый момент в водителе грузовика просыпается рачительный хозяин… Он лезет в закрома, извлекает оттуда пакет с ремкомплектом и, со словами «Мне тут посоветовали… я заехал, купил…», отдает его слесарю и удаляется в курилку.

Разборка ПГУ КамАЗ 5320

При возникновении неисправностей необходимо осуществить разборку усилителя 1609510. Разборка осуществляется в следующей последовательности:

  • Половина корпуса, в которой расположен пневматический цилиндр, жестко фиксируется;
  • Выкручиваются болты крепления корпуса, демонтируется шток привода рычага выключения сцепления;
  • Из корпуса демонтируют клапан;
  • Снимают фронтальную часть корпуса;
  • Демонтируется поршень пневматического цилиндра и гибкая диафрагма;
  • Снимается стопорное кольцо;
  • Удаляется редуктор клапанного механизма;
  • Половина корпуса изымается из тисков;
  • Вынимается поршень следящего действия и фиксирующий его стопор.

После разборки детали узла промывают и осматривают на предмет повреждений. Треснувшие, растянувшиеся, поврежденные манжеты и уплотнители меняют новыми деталями. Проверяют целостность поверхностей поршней и цилиндров. Они не должны иметь трещин или сколов. Зазор между поршнем и цилиндром не должен превышать допустимые нормы. При необходимости проводят замену комплектующих.

Сборка узла осуществляется в обратной последовательности. Перед установкой детали обрабатывают смазкой «Литол» или ее аналогами. Это снижает степень износа деталей при использовании автомобиля.

Читайте также: