Принудительная блокировка на ниву тросиковая

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Блокировка дифференциала своими руками на Ниве Шевроле

Нива Шевроле один из немногих внедорожников российской сборки, который помимо отличной проходимости может еще, и похвастать относительно современным дизайном. Поэтому он до сих пор пользуется заслуженной популярностью на рынке.

Дифференциал

Хорошими внедорожными характеристиками Шевроле Нива обязана своим предшественникам – ВАЗ2121, а именно постоянный полный привод, с возможностью принудительной блокировки дифференциалов. Но прежде чем настраивать работу раздатки и правильно использовать рычаги переключения передач необходимо прежде всего понять, как устроен этот механизм и что происходит во время его работы.

Набор

Трансмиссия этого типа автомобилей состоит из нескольких основных узлов: кардана, коробки передач, раздатки и мостов. Основным компонентом в структуре моста является дифференциал. Если бы его не было, то колеса вращались бы с одинаковой скоростью, что приводило бы к пробуксовке колеса и излишней нагрузке на ось. Наличие дифференциала позволяет избежать разрушений оси за счет того, что при поворотах крутящий момент передается на одно из колес.

Сама конструкция предусматривает передачу крутящего момента на колесо, которое испытывает меньшее сцепление с поверхностью. Поэтому, например, то колесо, которое стоит на льду или песке будет крутиться быстрее, чем то которое стоит на асфальте.

дифференциал нивы

У Нивы конструкция предусматривает наличие трех дифференциалов. Это обусловлено наличием постоянного полного привода в автомобиле. Если бы на все колеса передавалось одинаковое усилие, то машина могла бы двигаться только прямолинейно. Но при повороте усилия между колесами распределяются неравномерно. Соответственно два моста связанные между собой будут неизменно испытывать увеличенные нагрузки, способные разрушить конструкцию. Есть некоторые модели внедорожников, на которые не устанавливается межосевой дифференциал, но при этом используются другие технические решения, например муфты или полный привод не является постоянным.

Что такое принудительная блокировка дифференциала

Она необходима только в тех случаях, когда например, только одно из 4 колес будет вращаться. Например при горизонтальном вывешивании одно колесо будет приподнято и на него будет передаваться максимальный крутящий момент. В этом случае полный привод автоматически будет отключаться. Поэтому на Ниву устанавливается принудительная блокировка дифференциала. Но пользоваться ей стоит только в условиях бездорожья. Включить ее можно передвинув малый рычаг вперед.

Элементы для изменения

Изменения привнесенные американским концерном GM в раздатку оказались довольно незначительными. Но при этом они кардинально изменили ее структуру. По сравнению со старой Нивой пропала необходимость в дополнительном рычаге и их осталось всего два. Измененное расположение опор раздатки позволило снизить вибрационную нагрузку на кузов, за счет чего значительно уменьшился уровень шума от трансмиссии.

Блокировка дифференциала

Принудительная блокировка не только усложняет конструкцию но и автоматически делает ее более дорогой и менее надежной. Но устанавливается блокировка дифференциала своими руками то это обычно вызвано желанием заменить штатные дифференциалы на механизм с принудительной блокировкой. Это может негативно повлиять на работу раздатки, поэтому необходимо подбирать те детали, которые будут совместимы именно с Шевроле Нива.

В разборе

На данный момент среди решений представленных на рынке наиболее популярными являются сделанные на основе:

  • пневматики
  • электронного управления
  • самостоятельной блокировки

Каждое их них имеет как преимущества так и некоторые недостатки в эксплуатации

Пневматическое

Осуществляется за счет закачанного в систему сжатого воздуха. Для его транспортировки необходимо подключение дополнительного силиконового шланга к мосту. Такой тип отличается высокой надежностью, но при этом достаточно дорого в установке. Стоимость полного комплекта из компрессора и ресивера может быть гораздо больше дифференциала.

Электрическое

В основе такое системы – кулачковый механизм активирующийся при помощи электромагнитов. Устройство отличается относительной простотой конструкции и не требует техобслуживания. Для подключения необходимо внести изменения в электрооборудование автомобиля.

Самоблокирущаяся система

Может быть настроена на необходимый порог включения. Это может быть как небольшая пробуксовка, так и неравномерное распределение крутящего момента среди колес. Такое соединение не является жестким, поэтому не оказывает излишней нагрузки на межосевое соединение.

Устанавливая систему принудительной блокировки на Шевроле Ниву следует помнить, что постоянно включенная система может оказать излишнюю нагрузку на трансмиссию, поэтому стоит включать ее только при преодолении тяжелых участков дороги.

Все о блокировках дифференциала на Ниву


ВАЗ 2121, Нива – один из самых признанных внедорожников в мире. Несмотря на, без малого, сорокалетнюю историю и почти не изменившийся за это время внешний вид, автомобиль до сих пор востребован и имеет своего покупателя. Их прельщает неприхотливость автомобиля и его проходимость. Второе качество Ниве обеспечивает уникальная в своем роде трансмиссия с постоянно включенным полным приводом и возможности блокировки дифференциалов. Однако даже сами владельцы внедорожника не всегда правильно понимают назначение рычагов в салоне автомобиля. Поэтому короткий ликбез по раздатке, дифференциалам и блокировкам, будет совсем не лишним.

4

Немного о трансмиссии Нивы
Основными узлами трансмиссии ВАЗ 2121 и всех последующих модификаций являются:

  • Карданные валы;
  • Коробка передач;
  • Раздаточная коробка на два диапазона;
  • Передний и задний мост.

Первые два пункта понятны и особых вопросов не вызывают, а оставшиеся нужно рассмотреть немного подробнее.

Мосты Нивы

Основой любого ведущего моста является дифференциал. Без него автомобиль мог бы ехать только прямо. Дело в том, что при повороте левое и правое колесо проходят разное расстояние, и если они будут жестко насажены на ось – пробуксовки одного из них не избежать. Это не принимая во внимание того факта, что нагрузка на ось в этом случае превысит все пределы. Теоретически, на практике этого не происходит и именно благодаря дифференциалу. Он распределяет усилие таким образом, что всегда крутится только одно колесо.

3

Оно не является ведущим постоянно, как могло показаться, это было бы слишком просто. Тяговое усилие передается колесу, которое встречает меньшее сопротивление. Именно поэтому, когда машина стоит одним колесом на сухом асфальте, а другим на льду, то крутиться будет именно то, под которым находится скользкая поверхность.

Применительно к Ниве, дифференциалов у нее три. Два в переднем и заднем мостах, межколесные, и один, межосевой, в раздаточной коробке. Для чего он нужен? Это обратная сторона постоянного полного привода. Дело в том, что если обоим мостам передать одинаковое усилие, то машина сможет двигаться только прямолинейно. Чтобы она смогла поворачивать, тяговое усилие на мосты должно изменяться, по аналогии с колесами на каждом из них. Чем больше нагрузка на мост, тем меньше на нем должен быть крутящий момент. Иначе, при полном приводе поломок не избежать.

Принудительная блокировка дифференциала на Ниву

1

Из соображений проходимости было бы очень хорошо, если бы, пусть непродолжительное время, вращались все 4-е колеса. В этом случае автомобиль немногим бы уступал трактору. Но Нива имеет, так называемый, свободный межколесный дифференциал, т. е. крутящий момент поочередно подается на одно из колес и принудительные блокировки на ниву не предусмотрена.

Более того, такой блокировки нет и у Шевроле-Нивы.

Принудительная блокировка межколесного дифференциала на Ниве

Вазовский внедорожник разрабатывался как автомобиль для села. В то время говорили, что дополнительные блокировки усложнят конструкцию, а значит, сделают ее более дорогой и менее надежной. Кроме того, Нива и без того обладает хорошей проходимостью. Это, наверное, правильно. Однако в стране, где процент дорог с твердым покрытием, от их общего числа, относительно небольшой, хочется большего.

Этим и воспользовались различные малые и большие предприятия, освоив выпуск дифференциалов с принудительной блокировкой. Сразу нужно отметить следующие.

2

И, тем не менее, раз такая переделка возможна, нужно и о ней сказать несколько слов. В настоящее время наибольшее распространение получили дифференциалы:

  1. С пневматическим подключением;
  2. С электрическим подключением;
  3. Самоблокирующиеся.

Коротко – достоинства и недостатки каждого из них.

Пневматическое подключение.

Блокировка колес осуществляется из салона с помощью сжатого воздуха. При этом к мосту автомобиля прокладывается силиконовый шланг. Устройство достаточно надежно, но требует дополнительного дорогостоящего оборудования. Комплект шлангов, компрессор и ресивер, по стоимости иногда превосходят сам дифференциал.

Электрическое подключение

Самоблокирующиеся механизмы

Принцип действия у них разный. Одни блокируются при малейшей пробуксовке, другие при увеличении нагрузки на колеса. Однако независимо от конструкций они не требуют участия человека, а потому популярны у владельцев внедорожников. Но основное их достоинство том, что они не имеют столь жесткой блокировки как все остальные виды, а значит, частично снимают с полуосей дополнительную нагрузку.

Видео: блокировки на ниву, цена

А также что такое блокировка дифференциала

Заключение

О блокировках Нивы все. Можно подвести краткий итог:

  • Для включения принудительной блокировки Нивы, передний маленький рычаг нужно подать назад;
  • Включать блокировку нужно непосредственно перед преодолением тяжелого участка дороги. Не рекомендуется пользоваться ей на дорогах с твердым покрытием.
  • Нива оснащена только межосевым дифференциалом, межколесный – отсутствует.
  • У Нивы-Шевроле рычаг управления блокировкой совмещен с рукояткой демультипликатора.
  • Установка на Ниву дифференциала с принудительной межколесной блокировкой, может существенно снизить срок службы некоторых деталей.

И последнее, при использовании блокировок, изменяется управляемость автомобилем, в частности увеличивается радиус поворота. Это нужно помнить для обеспечения безопасности.

Как работает блокировка на "Ниве": принцип действия

Любимый автомобиль рыбаков и охотников – "Нива". А причиной подобного отношения является возможность с его помощью попасть в глухие и редко посещаемые места. Что же позволяет добиваться таких результатов? На "Ниве" работает блокировка. Как она помогает и в чем – об этом речь пойдет ниже.

как работает межосевая блокировка на ниве

О трансмиссии

Прежде всего несколько слов об устройстве "Нивы". Она обладает постоянным полным приводом. Что это значит? Все просто – крутящий момент одновременно передается на четыре колеса. В этом и состоит одно из принципиальных отличий "Нивы" от других автомобилей. У них момент подается только на один из мостов (передний или задний).

Полный привод реализован благодаря использованию раздаточной коробки. Крутящий момент, пройдя КПП, поступает на раздатку, а с нее – на передний и задний мосты. Такая конструкция позволяет создать блокировку межосевого дифференциала на "Ниве", которая совместно с полным приводом обеспечивает ей повышенную проходимость. Здесь нельзя не сказать несколько слов о дифференциале. Во многом благодаря ему реализуются отличные внедорожные характеристики "Нивы".

Понятно о дифференциале

Это устройство позволяет автомобилю свободно двигаться в заданном направлении. При повороте левое и правое колеса машины проходят разный путь. А если они жестко соединены, то одно будет проскальзывать, а другое тормозить. Кроме того, в этом случае резко возрастает нагрузка на ось, следствием чего будет ее поломка или чрезмерный износ резины.

Нива Шевроле как работает блокировка

То же самое относится к мостам в целом (переднему и заднему). Их движение, например в повороте, также различается. Для распределения усилий применяют так называемый межосевой дифференциал. Благодаря ему, в зависимости от условий движения, передаваемый на передний и задний мосты момент будет различаться.

Особенности работы дифференциала

Момент распределяется таким образом, что передается туда, где нагрузка меньше. Подтверждением сказанному может служить обычная картина – машина стоит тремя колесами на асфальте, а одним – на льду. Тронуться с места ей не удается. Сила трения резины о лед гораздо меньше, чем резины об асфальт, а значит, и нагрузка на колесе, стоящем на льду, меньше, чем на других.

как работает дифференциал на Шевроле Нива

А дифференциал весь крутящий момент передает в сторону минимальной нагрузки. В результате одно колесо вращается с бешеной скоростью, а остальные стоят на месте, автомобиль не движется. Примерно так же выглядит ситуация, когда автомобиль не может подняться в гору по обледеневшей дороге. В этом случае одно колесо, попавшее на наледь, крутится, но машина стоит.

Производится никому не нужная работа. Колесо "шлифует" дорожное покрытие (наледь). Избавление от подобной бесполезной работы – блокировка как на "Ниве", так и на любом другом автомобиле, приспособленном к трудным дорогам. Но обычно описываемые устройства есть далеко не на всех машинах.

Какие бывают блокировки

Обычно различают два типа – межколесные и межосевые. Первые блокируют работу дифференциала, установленного между колесами, на одной оси. Задача межосевой блокировки – обеспечить распределение усилий между мостами.

У "Нивы" три дифференциала, межосевой и два межколесных. Но они принципиально разные. Если межколесные дифференциалы свободные, на них нет никаких дополнительных устройств, то межосевой имеет принудительную блокировку. Она значительно облегчает движение автомобиля в условиях бездорожья, частично придавая ему возможности вездехода.

Нива 2121 как работает блокировка

Как работает блокировка дифференциала на "Ниве", принцип работы

При движении по нормальной дороге крутящий момент распределяется относительно равномерно между всеми колесами. Но на бездорожье, в грязи этого недостаточно. Простая ситуация – машина забуксовала, например левое заднее колесо. Тогда весь крутящий момент будет поступать именно туда, и автомобиль не сможет ехать. В такой ситуации не поможет никакой полный привод.

Но выход есть. Надо включить межосевую блокировку. Как работает на "Ниве" такое устройство? В раздаточной коробке есть специальная муфта. При включении блокировки она соединяет валы, передающие момент на мосты. Скажем так, между ними принудительно поровну делится усилие, выдаваемое двигателем. Таким образом, момент не уходит весь на буксующее колесо, а часть его поступает на передний мост (в нашем примере).

Теперь начинает работать полный привод. На передний мост при включенной блокировке принудительно поступает половина момента, выдаваемого двигателем. Благодаря этому автомобиль начинает двигаться. Как только он тронется с места, прекратится пробуксовка заднего колеса, и крутящий момент поступит на все остальные. Тогда "Нива" благополучно преодолеет трудный участок.

Надо отметить, что автомобиль "Лада 4х4" не является единственным обладателем описанного устройства. Подобная блокировка дифференциала работает как на "Шевроле-Ниве", так и на других моделях внедорожников, правда, реализована она может быть по-разному. Но тем не менее выполняет аналогичные задачи.

как работает блокировка дифференциала на ниве

Когда надо пользоваться блокировкой

В условиях нормальной дороги на "Ниве" ничего включать не надо. А вот на проселке или перед крутым подъемом водителю стоит подумать о подстраховке. Как работает блокировка на "Ниве", мы уже выяснили. Так что к ее помощи стоит прибегать в случае возникновения препятствий при движении, и сделать это надо заблаговременно, до того как машина застряла.

Если впереди трудный участок, то лучше всего заранее включить блокировку, тем более что много времени это не занимает. Надо только помнить, что пользование блокировкой без необходимости не способствует сохранности автомобиля, приводит к перерасходу бензина и износу резины.

Как включить блокировку

Делать это довольно просто. На автомобиле "Лада 4х4" справа от водителя есть три рычага, нас интересует из них самый маленький. Когда водитель передвинет его назад, работает блокировка на "Ниве 2121", как только переведет ручку вперед – режим отключится. Производить все манипуляции лучше всего на неподвижном автомобиле.

как работает блокировка на Ниве 2121

Опытные водители знают, что включается (выключается) блокировка не всегда с первого раза. Дело в том, что валы могут стоять не в том положении или их может "закусить", если на муфту приложено дополнительное усилие (например, автомобиль остановился на повороте). Тогда надо немного проехать вперед или назад, выровнять колеса и повторить попытку. Как правило, в этом случае все включается.

На "Шевроле-Ниве" эта процедура производится по-другому. Там не два рычага для управления режимами раздатки, а один. Нужный нам расположен ближе к водителю. Хотя работают блокировки на "Ниве-Шевроле", как и на автомобиле "Лада 4х4", одинаково, но включаются по-другому. На "Шевроле" для этого рычаг управления режимами раздаточной коробки надо перевести при выжатом сцеплении на стоящем автомобиле влево (к себе). Чтобы отключить блокировку – в противоположную сторону.

Блокировка дифференциала на "Ниве" – верный помощник водителя

Полный привод не всегда обеспечивает проходимость по бездорожью. Зачастую этого мало. Вот когда, как на "Ниве", блокировка работает совместно с полным приводом, можно говорить, что автомобиль, по крайней мере, близок к вездеходам. И на такой машине вполне реально если не покорять распутицу, то довольно смело передвигаться по проселочным и заброшенным дорогам.

блокировка межосевого дифференциала на Ниве

Но при этом не стоит забывать, что блокировка дифференциала – режим для трудных условий движения. Но и бояться его не нужно. Надо помнить, что блокировка позволяет "Ниве" проехать там, где другие не будут и пытаться это сделать. Но не стоит без необходимости ее включать в городе. Это чревато излишним расходом бензина, износом резины и в конечном итоге – поломкой машины.

Принудительная блокировка на ниву тросиковая

Что такое дифференциал

Дифференциал - это устройство, распределяющее поток мощности от двигателя к другим элементам трансмиссии. В автомобиле с приводом на одну ось используется только один дифференциал, межколесный, в полноприводном их целых три - два межколесных и межосевой.

Рассмотрим для примера классический дифференциал (в отличие от блокируемых, его называют "открытым" или "свободным"). Он устанавливается в картере главной передачи и получает крутящий момент от ее ведомой шестерни. В коробке дифференциала расположены конические шестерни-сателлиты. Они входят в зацепление с шестернями, закрепленными на полуосях, а те, в свою очередь, вращают ведущие колеса. При движении по ровной и прямой дороге угловые скорости колес одинаковы, и сателлиты не вращаются вокруг своей оси. Во время поворота или движения по неровностям, когда колеса правого и левого борта проходят разный путь, сателлиты начинают вращаться и перераспределять крутящий момент.


Главная передача заднего моста ВАЗ-2101: 1 - фланец карданного вала; 2 - сальник; 3 - маслоотражательное кольцо; 4 - передний подшипник ведущей шестерни; 5 - задний подшипник ведущей шестерни; 6 - регулировочное кольцо; 7 - опорное кольцо шестерни полуоси; 8 - шестерня полуоси; 9 - сателлит; 10 - палец сателлитов; 11 - ведомая шестерня главной передачи; 12 - коробка дифференциала; 13 - болт крепления стопора регулировочной гайки; 14 - стопор регулировочной гайки; 15 - подшипник коробки дифференциала; 16 - регулировочная гайка ведомой шестерни; 17 - болт крепления ведомой шестерни к фланцу коробки дифференциала; 18 - ведущая шестерня главной передачи; 19 - картер редуктора главной передачи; 20 - распорная втулка; 21 - шайба; 22 - гайка ведущей шестерни заднего моста.

Существует простая формула, отражающая связь между частотами вращения коробки дифференциала и полуосевых шестерен. Если через а1 и а2 обозначить частоты вращения полуосевых шестерен, а через а - частоту вращения коробки дифференциала, то: а = (а1+а2)/2. Формула показывает, что если одно из колес автомобиля неподвижно, то другое колесо вращается с удвоенной частотой. Если одно из двух ведущих колес попадает на скользкую поверхность дороги (мокрый асфальт, масляные пятна, лед), сопротивление его вращению резко падает, уменьшается и сцепление с дорогой, а значит, колесо не в состоянии иметь необходимую силу тяги. Такое колесо начнет быстрее вращаться и пробуксовывать. К другому ведущему колесу, имеющему достаточное сцепление с дорогой, будет подводиться такой же крутящий момент, как и к буксующему. Имея возможность образовать большую силу тяги, второе колесо не сможет этого сделать потому, что дифференциал передаст ему только половину крутящего момента от главной передачи. Если сопротивление движению автомобиля превысит силу тяги у небуксующего колеса, то машина не сможет двигаться. Частота вращения буксующего колеса резко возрастет, а второе колесо остановится. Возникнет буксование автомобиля. Попытка водителя повысить силу тяги на колесах за счет увеличения подачи топлива приведет только к увеличению частоты вращения одного из колес. В такой ситуации проявляется существенный недостаток обычного дифференциала, снижающего проходимость автомобиля как на скользких дорогах, так и на грунтах, оказывающих большое сопротивление качению колес (пeсок, снег, распутица).

Принудительная блокировка

На автомобилях, предназначенных для движения по бездорожью, приходится устанавливать дифференциалы специальных конструкций. Блокировки Часто применяют дифференциалы с принудительной блокировкой. В них водитель с помощью специального привода (чаще всего пневматического) останавливает на время вращение сателлитов, и колeca автомобиля начинают вращаться с одинаковой скоростью. Следует учесть, что автомобиль с заблокированным дифференциалом на извилистой дороге расходует больше топлива и у него происходит интенсивный износ шин. Как только взаимный поворот колес на общей оси с заблокированным дифференциалом будет больше, чем это допускает упругая деформация шин, произойдет буксование колес, продолжающееся до тех пор, пока какое-либо колесо на неровности не оторвется от дороги. Это говорит о том, что водитель не должен забывать выключать блокировку дифференциала после преодоления тяжелого участка. В ряде конструкций предусмотрена его автоматическая разблокировка или ограничение возможности включения блокировки по скорости.


(Для Нивы не выпускается, если Вы смогли изготовить сами пишите)

Самоблокирующиеся дифференциалы

Для упрощения процесса управления применяются так называемые самоблокирующиеся дифференциалы. В настоящее время, в основном, используют четыре вида блокировок: дисковая (фрикционная, повышенного трения, LSD), вязкостная (вискомуфты) и винтовая (червячная). В самых современных разработках используются электронные системы контроля проскальзывания колес, основанные на применении датчиков вращения и использовании штатных тормозов (как правило, эти системы совмещаются с антиблокировочными и противопробуксовочными).

Дисковая блокировка

Существуют две наиболее характерные конструкции дифференциалов с фрикционными муфтами. В первом применяют одну, во втором - две муфты. В первом случае фрикционная дисковая муфта 1 введена между одной из полуосей и коробкой дифференциала. Бронзовые диски установлены в шлицах гильзы 2, связанной с коробкой дифференциала, стальные диски сидят на шлицах полуоси 3. Диски прижимаются друг к другу пружинами 4. Когда оба колеса испытывают одинаковое сопротивление, весь дифференциал вращается как одно целое и трение в муфте 1 отсутствует.


Вторая конструкция представляет из себя дифференциал повышенного трения с двойными фрикционными муфтами, получивший широкое распространение на американских автомобилях. В этой конструкции крестовина заменена двумя отдельными, пересекающимися под прямым углом осями 5 сателлитов 6. Оси 5 имеют возможность перемещаться одна относительно другой как в осевом, так и в угловом направлении, для чего их концы имеют скосы соответственно А и Б, которыми они опираются на коробку 9 дифференциала. Кроме того, в дифференциал введены промежуточные чашки 7, так же как и полуосевые шестерни, надетые на шлицы полуосей. При невращающихся сателлитах усилие к полуосям передается как и в простом дифференциале. При вращении сателлитов последние будут сдвигать концевые скосы осей 5 так, что усилие на фрикционную муфту 8, передаваемое через чашку 7, будет увеличиваться для отстающей полуоси и уменьшаться для оси, вращающейся быстрее. При этом величина подтормаживающего момента не будет постоянной, как в дифференциале с одной дисковой муфтой, а будет пропорциональна моменту, передаваемому колесами.



Для нормальной работы такого дифференциала требуется использование специального трансмиссионного масла для LSD или соответствующих присадок к обычному маслу. Кроме того, со временем возникает необходимость регулировки из-за износа дисков.

(Для Нивы выпускается, но в последнее время сложно найти, если только на родине машины).

Вязкостная блокировка

Принцип ее действия такой же, как у дисковой. Гидравлическая муфта состоит из большого числа дисков с липкими рабочими поверхностями. Благодаря свойствам особой вязкой жидкости на силиконовой основе отвердевать при нагреве диски передают крутящий момент в зависимости от разности частот вращения входных и выходных валов. Нагрев происходит, когда одна полуось начинает вращаться быстрее другой. Характерной особенностью конструкции является то, что в случае длительного буксования колес блокирующая муфта с вязкой жидкостью работает вначале мягко, а затем происходит значительный рост эффективности блокировки. В затвердевшем силиконе диски получают жесткое зацепление и полуоси блокируются. Вискомуфты не требуют обслуживания и считаются весьма надежными, однако для их продолжительной работы необходимо сохранение полной герметичности устройства.


(Это так для повышения эрудиции:-))

Винтовая блокировка

Принцип ее действия таков: в обычном режиме винты (или червяки, как их называют из-за характерной формы) свободно обкатываются вокруг центральной шестерни. В случае изменения момента винты проскальзывают в крайнее положение и фиксируются в эксцентричных пазах. Когда момент выравнивается, винты возвращаются в исходное положение. Момент срабатывания винтовых блокировок определяется профилем винтов. Такие дифференциалы мало подвержены износу (срок службы сопоставим со сроком коробки или классического дифференциала), а масло используется обычное трансмиссионное.




(Выпускается, купить можно)

Кулачковая блокировка

Такая блокировка срабатывает при возникновении разности в скоростях вращения колес. Рассмотрим пример реализации дифференциала от компании Tractech. В корпусе дифференциала между парами корончатых шестерен установлены поворотные кулачки. В обычных условиях они не участвуют в работе, но, как только одно их колес начинает пробуксовывать (т. е. вращаться существенно быстрее другого), кулачки поворачиваются и пары шестерен входят в зацепление, обеспечивая тем самым полную блокировку. Блокировка выключается, когда буксующее колесо прекратит проскальзывание. Этот тип дифференциалов также довольно долговечен и не требует специальных масел.


(Выпускается, купить можно)

Особенности управления

Управление автомобилем, оборудованным самоблокирующимся межколесным дифференциалом имеет некоторые особенности. В частности, автомобиль в повороте на скользком покрытии может обладать избыточной поворачиваемостью, при слишком интенсивном разгоне на смешанном покрытии возможен увод в сторону от предполагаемой траектории и т. д. Особенно это касается разработок, предлагаемых в качестве дополнительного оборудования третьими фирмами. Однако грамотное использование свойств таких дифференциалов позволяет уверенно перемещаться в сложных дорожных условиях, и существенно повышает проходимость вне дорог.

Межосевой дифференциал и его блокировки

При отсутствии межосевого разделения мощности (межосевого дифференциала или отключающего механизма) необходимо отключить передний мост, чтобы стало возможно вращение передних и задних колес с разными угловыми скоростями. По условиям движения требуется, чтобы колеса как переднего и заднего мостов, так и колеса одного моста могли вращаться с разной частотой и проходить различные пути. Особенно характерно это для поворотов: передние колеса при повороте проходят большее расстояние, чем задние. На изменение пути колес влияют различные факторы: скольжение шин, их углы увода, давление воздуха, нагрузка на колеса, кинематика подвески. При этом очевидно, что соотношение между путями, проходимыми колесами переднего и заднего мостов, также меняется во время движения. Это обстоятельство исключает возможность применения разных передаточных чисел в главных передачах мостов для компенсации разности проходимых путей.


Колеса разных осей автомобиля, кинематически жестко связанные одно с другим, имеют при вращении одинаковые угловые скорости. На твердой поверхности дороги при движении автомобиля с приводом на все колеса (при отсутствии межосевого дифференциала) могут возникнуть условия, при которых колеса разных осей будут стараться двигаться с различными линейными скоростями, а жесткая механическая связь между ними станет преградой к достижению этого. При прямолинейном движении описанное явление может быть вызвано, например, разностью радиусов качения связанных между собой колес. Качение колес в этом случае должно сопровождаться относительным перемещением точек площадки контакта шины по поверхности дороги (со скольжением или буксованием). Подобное же возможно и при одинаковых радиусах качения, но при движении по дороге с неровной поверхностью или на повороте. Возникающее в этих условиях скольжение или 6yксовaние шин сопровождается увеличенным их износом, износом механизмов трансмиссии и непроизводительной затратой энергии двигателя на движение автомобиля. Для того чтобы колеса катились без вредных сопровождающих явлений в трансмиссии, кроме дифференциалов межколесных устанавливают дифференциалы межосевые.

Однако, в условиях внедорожного движения автомобиль может лишиться подвижности в тот момент, когда колеса одного из мостов потеряют сцепление с дорогой и начнут буксовать. В такой ситуации дифференциал обычного типа будет не в состоянии передать требуемую для движения величину крутящего момента задним колесам, опирающимся на твердый грунт. Для избежания этого на внедорожниках устанавливают межосевые дифференциалы с принудительной блокировкой. Примером подобного конструктивного решения может служить "Нива" ВА3-2121, оснащенная раздаточной коробкой с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом.


Блокировкой пользуется водитель автомобиля для преодоления труднопроходимого участка дороги. При возвращении на шоссе межосевой дифференциал необходимо разблокировать. В современных конструкциях, кроме механического, применяются и другие приводы (пневматический, гидравлический, электрический), при этом сам процесс включения сводится к простому нажатию кнопки на панели.

Следующим шагом стало появление самоблокирующихся межосевых дифференциалов. Принципы их работы сходны с межколесными, но условия и задачи несколько другие. Так, при поворотах машины забегающим относительно корпуса дифференциала всегда будет вал, передающий момент на управляемую ось, что определяется кинематикой поворота машины с колесной формулой 4х4. Исходя из этого, при забегании приводного вала управляемого моста коэффициент блокировки желательно иметь невысоким, а при забегании (буксовании) неуправляемого моста - несколько большим. Такой дифференциал называют самоблокирующимся с несимметричными блокирующими свойствами.

Блокировка дифференциала на ниву своими руками

Керамическое покрытие NOVOCERAMIC

Зачем нужен самоблок на Ниву

Wind-Light - ходовые огни для авто. Комплект ходовых огней работающих от движения. Автомобиль получает энергию исключительно от встречного потока ветра.

Так что же такое самоблокирующийся дифференциал или дифференциал повышенного трения? Это устройство, которое автоматически блокирует колеса в нужное время. Он является промежуточным звеном между дифференциалом полного скольжения и дифференциалом повышенного трения. Самоблокировка сочетает в себе возможности обоих этих устройств.

Виды механизмов

Renumax - революционное средство удаления царапин. Купи сегодня со скидкой 50%!

  • пластина;
  • с вязкой муфтой;
  • электронные замки.

На Ниве возможна установка электронного, механического (то есть нормального механизма в сочетании с вязкостной муфтой) и пневматического дифференциала.

Большим преимуществом является электронный диффузор повышенного трения. Чтобы применить его, просто нажмите кнопку. Он работает в автоматическом режиме, но только тогда, когда автомобиль движется с определенной скоростью, которая ниже порогового значения. Система отключается, когда скорость превышает установленную.

Механический дифференциал сам по себе самый простойконструкция, дешевле пневматической и электронной. Механизм состоит из двух муфт приводного вала и двух проставок, пальцев и пружин. Довольно прочная конструкция, несмотря на свою простоту.

Характеристики и правила выбора

Маркировка на упаковке устройства подскажет, можно ли его использовать для данной марки автомобиля. Коэффициент засорения тоже разный: например 0,5 или 0,7. Эти числа показывают, насколько велика передача крутящего момента. Выбор остается за водителем.

Плюсы и минусы установки дифференциала на Ниву

Если сравнить самоблокирующийся и штатный дифференциал Нивы, то можно выделить отрицательные и положительные стороны замены последнего. Сначала о преимуществах:

  • Повышает проходимость машины по бездорожью, позволяет ездить по крутым, скользким и неровным участкам дороги.
  • Он устанавливается на место родного дифференциала и не меняет конструкцию автомобиля. Лучше установить в автосервисе, но сделать это довольно просто.
  • Полный дифференциал срабатывает автоматически во время движения, не требуя от водителя дополнительных действий или подготовки.

Теперь о минусах установки механизма:

  • Он становится более тугим на рулевом колесе, что потребует дополнительных усилий, чем тот, кто сидит за ним во время движения.
  • Срок службы меньше, чем у заводского дифференциала.
  • Изменяет рулевое управление автомобиля при небольшом повороте, не гарантирует полной блокировки, как и штатный механизм.

У разных моделей дифференциалов повышенного трения есть свои нюансы, в зависимости от производителя, новинок разработки и используемых комплектующих.

Инструкция по монтажу самоблока своими руками

Для установки самоблокирующегося дифференциала Нива необязательно посещать автосервис. Сделать это своими руками вполне реально при условии, что человек хорошо разбирается в устройстве автомобиля. Тип дифференциала и место его установки не имеют особого значения.

Для начала нужно определиться с рабочим местом, оно должно быть достаточно просторным. С помощью нескольких подъемников вам придется поднять Ниву на весах, снять колеса, затем слить моторное масло из картера коробки передач в емкость и снять привод ведущего моста. Для этого достаточно гаечным ключом ослабить все гайки крепления передней крышки к коробке передач, снять крышку и прокладку.

Теперь необходимо надежно и качественно выполнить операцию разборки карданного вала, что без специального съемника сделать очень сложно. Металл зажимается на шлицах вертлюга, что требует больших усилий, которых не хватает каждому человеку. Демонтаж карданного вала выполняется следующим образом:

  • Удалите все болты гайки на карданный вал опорной плиты.
  • Тормозной механизм заблокирован. Сделать это можно саморезами или проволокой. Если механизм не закреплен,тормозные шланги могут оторваться.
  • Карданный вал съемный. При правильном навыке это можно сделать вручную, но лучше съемником.

Затем необходимо заменить подшипники. Для этого вам понадобится гидравлический пресс. Это поможет обеспечить посадку клетки на вал с достаточно высокой точностью. Для этого необходимо заменить подшипники:

  • Отвинтите гайку подшипника ступицы и снимите ступицу. Снимите гайку крепления рычага к поворотному кулаку.
  • Снимите пластину ступицы и высвободите рычаг из цапфы оси.
  • Освободите все фиксирующие устройства и отделите поворотный кулак и ступицу с тормозным диском. Снимите подшипник, сначала зажав поворотный кулак в тисках. При повторной сборке подшипник запрессовывается.

Отрегулировав зазор в главной передаче с помощью специальных шайб переменной толщины, можно приступать к сборке. Регулировка зазора затруднена и требует специального оборудования, но для обеспечения точности можно использовать устройство смены форсунок. Для работы с ним намотайте один конец троса длиной 1 м вокруг воротника, а другой конец прикрепите к шкале. Втягивая устройство в обмотку, необходимо будет установить момент вращения.

Для обеспечения правильной работы регулятора половинки обычно герметизируются перед сборкой. Несоблюдение этого требования может привести к сбоям в работе устройства и к выходу из строя некоторых частей. После нанесения герметика подождите некоторое время, чтобы он затвердел. Затем залейте новое масло в картер коробки передач. Все уплотнительные соединения, которые были повреждены при разборке, а также те, которые имеют признаки утечки масла, следует полностью заменить на новые. Теперь можно приступить к повторной сборке всех механизмов в обратном порядке.

После выполнения всех работ, связанных с заменой и сборкой деталей, необходимо проверить работу тормозных устройств. Их неисправность может сказаться на безопасности дорожного движения.

Сможете ли вы сделать что-то вроде блокировки дифференциала Niwa, зависит от того, зачем это нужно водителю. Если необходимо переехать на сложные участки, это будет необходимо. Если гонщик также намерен ездить по обычной асфальтовой дороге, то установка дифференциала повышенного трения в Ниву вряд ли того стоит. Какой тип агрегата выбрать и где его разместить, зависит от предпочтений водителя.

Причина популярности «Нивы» и «Шеви-Нива» в том, что на них так же комфортно ездить по дорогам общего пользования, как и по бездорожью различной сложности.

Однако разные условия эксплуатации предъявляют разные требования к трансмиссии автомобиля.

На бездорожье иногда необходимо передавать крутящий момент на оба колеса, что осуществляется блокировкой дифференциала.

Здесь на помощь приходит вынужденная блокада реки Нива.

Основное преимущество замков этого типа перед так называемыми Самоблокирующийся дифференциал Нивы заключается в том, что процесс блокировки механизма становится полностью управляемым.

При необходимости просто нажмите кнопку включения / выключения блокировки дифференциала повышенного трения, чтобы полностью контролировать блокировку.

Блокировка приводится в действие пневмоприводом, схему работы которого мы описали в нашем обзоре блокировки дифференциала для автомобилей УАЗ с мостом Spicer:

Преимущества принудительной блокировки от ИЖ-ТЕХНО

В чем преимущества нашей принудительной блокировки перед существующими аналогами?

  • Пневматический привод с принудительной блокировкой. Пневмоцилиндр спрятан в картере моста и защищен от механических воздействий, его нельзя сломать или повредить.
  • Корпус дифференциала выполнен с высокой точностью и соблюдением жестких допусков, что связано с отсутствием вибрации и шума в осях при движении по трассе.

Крышка корпуса дифференциала Нива

  • скорость блокады. Увеличив количество зубьев, задействованных в блокировке дифференциала, мы получили быструю работу механизма блокировки. Вам не нужно ждать, пока колесо повернется на 120 градусов, чтобы система наконец заработала. В нашем случае достаточно всего 9 градусов.
  • Универсальность. Замок подходит для всех модификаций и вариантов автомобилей Нива и Шевроле Нива, может устанавливаться как на заднюю, так и на переднюю ось, в стальных и алюминиевых коробках передач на передней оси. Доступны замки с 22 и 24 шлицами.

Подробнее о функции принудительной блокировки на Ниве и Шевроле Нива читайте в описании на нашем сайте.

Дилеры и сервисные центры

50 магазинов-партнеров и 7 площадок в России

7. Распределение крутящего момента в коробке передач.

Этот вопрос возникает довольно часто. Непонимание возникает из-за того, что неверны совершенно разные физические явления: сила (момент) и движение (вращение).

Во-первых, несколько отправных точек.

1. Неблокирующий симметричный дифференциал распределяет крутящий момент от первичного вала на вторичные валы точно равномерно: 50/50. Это потому, что передаточные числа между входным и выходным валами равны. Выходные валы могут вращаться с разными скоростями, но средняя скорость (половина скорости) равна скорости входного вала, деленной на передаточное число.

2. Заблокированный дифференциал больше не является дифференциалом. Движение (вращение) входного вала равномерно передается на выходные валы. Скорости вращения выходных валов равны друг другу, а их сумма равна скорости вращения входного вала, деленной на передаточное число.

В «Ниве» три симметричных дифференциала. Когда все разблокированы, каждое колесо получает 25% крутящего момента.вращение передается коробкой передач от двигателя. Вращение, производимое двигателем, также передается на все четыре колеса, но не обязательно одинаково. Например, на повороте задние колеса проходят меньшее расстояние (меньший радиус), чем передние колеса, но по-прежнему тянут все четыре колеса одинаково.

Рассмотрим ситуацию, когда одно колесо буксует, а другие стоят на месте. Все обороты двигателя передаются на колесо скольжения. Как ни странно это может показаться на первый взгляд, скользящее колесо получает 25 процентов крутящего момента, что точно так же, как и все остальные колеса. Однако этот крутящий момент невелик: он равен крутящему моменту трения (только в коробке передач, когда колесо полностью переключено). Так что крутящий момент на других колесах тоже очень маленький, он не может сдвинуть машину с места. Автомобиль неподвижен, и ненагруженное колесо вращается со скоростью, в четыре раза превышающей скорость обычного движения, при тех же оборотах двигателя и тех же передаточных числах в коробке передач и раздаточной коробке.

Теперь включим блокировку межосевого дифференциала. Частоты вращения приводных валов обязательно уравновешиваются. Общая скорость передних колес должна быть равна общей скорости задних колес.

Оказывается, заблокированный дифференциал передает большую часть крутящего момента входного вала на выходной вал, где крутящий момент больше, т.е. крутящий момент будет идти в сторону наибольшего сопротивления.

Блокировка дифференциала необходима для обеспечения синхронного вращения обоих карданных валов в сложных условиях, когда

Принудительная блокировка дифференциала на Ниву

Из-за проходимости было бы очень хорошо, если бы все четыре колеса повернулись даже на короткое время. В этом случае машина будет немного уступать трактору. Но у Нивы есть т.н. свободный межколесный дифференциал, т.е. крутящий момент прикладывается поочередно к одному из колес, а принудительная блокировка для Нивы не предусмотрена.

Тем более, что у Шевроле Нива тоже нет такой системы блокировки.

Принудительная блокировка межколесного дифференциала на Ниве

Вазовский внедорожник разрабатывался как средство передвижения по сельской местности. Тогда говорили, что дополнительные замки усложнят конструкцию, сделают ее более дорогой и менее надежной. К тому же «Нива» уже обладает хорошей проходимостью. Думаю, это правда. Однако в стране, где интересДороги с твердым покрытием по отношению к их общему количеству относительно невелики, хотелось бы большего.

Его использовали различные мелкие и крупные предприятия, освоившие производство дифференциалов с принудительной блокировкой. Обратите внимание на следующее. Поэтому перед переоборудованием своего автомобиля нужно все хорошо взвесить и обязательно проконсультироваться со специалистами.

Тем не менее, поскольку такая конверсия возможна, следует сказать о ней несколько слов. В настоящее время наиболее распространенными дифференциалами являются:

  • С пневматическим подключением;
  • С электрическим подключением;
  • Самоблокирующийся.

Пневматическое подключение.

Колеса блокируются от кабины сжатым воздухом. В этом случае к оси автомобиля подводится силиконовый шланг. Устройство достаточно надежное, но требует дополнительного дорогостоящего оборудования. Стоимость комплекта шлангов, компрессора и бака иногда превышает стоимость самого дифференциала.

Электрическое подключение

Самоблокирующиеся механизмы

Принцип работы у них другой. Одни блокируются при проскальзывании, другие при увеличении нагрузки на колесо. Однако вне зависимости от конструкции они не требуют вмешательства человека, поэтому популярны среди владельцев внедорожников. Однако их главное преимущество в том, что у них нет такой жесткой блокировки, как у всех других типов, благодаря которой они частично разгружают валы.

Заключение

Наконец, когда используются замки, изменяется управляемость транспортного средства, в частности, увеличивается радиус поворота. Это следует иметь в виду из соображений безопасности.

Читайте также: