Проблемы с поставками toyota

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Как нехватка чипов скажется на поставках иномарок в Россию

Из-за дефицита микрочипов автопроизводители на трех континентах останавливают заводы, а Россия уже столкнулась с перебоями в поставках машин. 29 апреля о сокращении объемов выпуска модели Mini объявил концерн BMW. Работу прекратит фабрика в Англии, а на предприятии в Германии уменьшат количество рабочих смен. При этом в марте концерн уже снизил производство на калининградском заводе «Автотор»: в 2021 году там будут делать только три модели BMW. Всего за последние несколько недель о частичных или полных приостановках сборки заявили сразу несколько концернов. В их числе Honda, Hyundai, Jaguar Land Rover и Toyota. Стоит ли ждать масштабного дефицита иномарок в России? И как изменятся цены на автомобили? Разбирался Григорий Колганов.

Весной 2020 года, в начале пандемии, автоконцерны один за другим надолго останавливали работу заводов. Когда первые локдауны закончились, спрос на машины по всему миру стремительно вырос, но удовлетворить его с тех пор так и не получается. Проблема в чипах: в автомобилях они отвечают, например, за датчики парковки и систему помощи водителю. Оказалось, что производители электроники не могут сразу вернуться к прежним темпам работы: цикл создания такой микросхемы достигает полугода. Кроме того, за последние несколько месяцев сгорели две фабрики в Японии, а в Техасе, другом центре производства, случились аномальные морозы, что тоже замедлило восстановление.

Как в России обнаружилась острая нехватка грузовиков

В итоге уже с марта российские дилеры сталкиваются с задержкой поставок большинства популярных марок, и ситуация будет ухудшаться, отмечает президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: «Минимальный сдвиг по многим популярным моделям начинается от трех-четырех недель.

Перенос по поставкам некоторых авто и вовсе может достигать от двух до четырех месяцев. Если мы говорим о Hyundai, то это Solaris, данная модель сейчас в тотальном дефиците.

У нас уже есть проблемы с поставками Kia Rio. Skoda Octavia — этот автомобиль стал штучным товаром. В премиальном сегменте можно ждать того же самого».

На этом фоне автодилеры, опрошенные “Ъ FM”, сходятся во мнении, что на скидки и спецпредложения в ближайший год россиянам рассчитывать не стоит. Даже наоборот, сейчас на рынке фиксируют стабильный ежемесячный рост цен, и такая динамика сохранится как в сегменте новых авто, так и для машин с пробегом, продолжает Владимир Попов: «Никто не отменял изменения ценника в силу изменения курса. При этом цены на машины с пробегом выросли больше, чем на новые автомобили. А в некоторых случаях стоимость подержанного авто приблизилась к стоимости нового. Что касается новых автомобилей, то они дорожают на 3% — это то, что мы имеем по ежемесячному росту.

Сказать, что цены стабилизируются нельзя. С чего вдруг? Чудо не произойдет, скорее наоборот».

Дефицит полупроводников сказывается не только на автопроме. О перспективе потерь в $3-4 млрд заявили в корпорации Apple. А компания Caterpillar отметила, что без новых поставок техники может остаться строительная и горнодобывающая промышленность.

Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?

Фото: Shutterstock

Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.

Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп

Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.

Фото:Shutterstock

В самом начале пандемии были скуплены персональные компьютеры и другая техника для удаленной работы или учебы. Осенью прошлого года повысился спрос на технику развлекательного назначения: игровые приставки, телевизоры, смартфоны и планшеты. Американская торговая группа Consumer Tech Association заявила, что в 2020 году розничные продажи в стране составили рекордные $442 млрд, и запрос на гаджеты, такие как игровые консоли, наушники и устройства для умного дома, в 2021 году будет только расти. Для производства всей этой техники нужны полупроводники.

Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.

Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.

Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.

Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители

Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.

Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.

Фото:Shutterstock

Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.

Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.

По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.

Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников

Ford — приостановил производство в Огайо, на другом заводе сокращена одна из рабочих смен. Ford F-150, а также кроссовер Ford Edge будут собираться без определенных деталей и отправляться дилерам только после того, как производитель получит микросхемы. Если проблемы с поставками полупроводников сохранятся на протяжении полугода, то годовая скорректированная операционная прибыль Ford снизится на $1–2,5 млрд.

Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.

Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.

Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.

Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.

Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).

Toyota — приостановила производство в Чехии.

Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.

Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.

Теперь автопроизводители оказались в самом уязвимом положении. Зная это, TSMC сообщила, что планирует вложить до $28 млрд на увеличение мощностей. Ожидается, что нехватка чипов приведет к сокращению продаж только среди автопроизводителей на $61 млрд в этом году.

Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников

  • Резкое февральское похолодание в Техасе привело к отключению электроэнергии на производствах, что сказалось на предприятиях, выпускающих полупроводники.
  • В Тайване, где находится крупнейшее производство микросхем, наблюдается сильнейшая за последние десятилетия засуха, из-за чего снижается водоснабжение заводов.
  • В марте на заводе одного из ведущих мировых производителей автомобильных чипов Renesas Electronics в Японии произошел пожар, в результате которого было уничтожено все оборудование. Потери компании составят до $160 млн в месяц.

TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников

Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.

Фото:Shutterstock

Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.

В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.

По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.

Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.

Что будет дальше

Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.

Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.

В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.

Глава Intel Пэт Гелсинджер заявил, что на устранение дефицита чипов потребуется около двух лет. Для этих целей компания построит два новых завода, вложив в увеличение мощностей $20 млрд. Intel будет производить полупроводники и для себя, и для других компаний.

Президент США Джо Байден также сообщил, что будет добиваться выделения $37 млрд для увеличения производства чипов в стране.

Toyota и Nissan сократят производство из-за пожара в Японии

О том, что пожар на заводе компании Renesas Electronics затронул японский автопром, в среду сообщило Nikkei. Агентство отмечает, что компании Toyota и Nissan уже подтвердили планы по сокращению производства.

«Мы, вероятно, сможем обеспечить достаточное количество чипов, чтобы продержаться до июня, но у нас будут некоторые проблемы в июле и далее»,

— цитирует агентство одного из исполнительных директоров Toyota Motor.

Компания Renesas Electronics является одним из ведущих поставщиков полупроводников для Toyota. Еще один высокопоставленный представитель автокорпорации сообщил, что у компании нет другого выбора, «кроме как планировать какое-то сокращение производства».

По оценкам экспертов, опрошенных Nikkei, некоторые оптовики обладают запасами чипов, чтобы поддерживать производство в течение двух-трех месяцев, но это общая оценка, а по каждой конкретной модели автомобиля ситуация может кардинально отличаться. О потенциальных проблемах предупредили также представители Nissan и Honda.

«Все зависит от того, сможем ли мы наверстать упущенное во второй половине финансового года», — прокомментировал ситуацию журналистам один из руководителей Nissan.

Пожар на заводе Renesas в префектуре Ибараке к северу от Токио произошел 19 марта. На первом этаже предприятия загорелось дорогостоящее оборудование, вырабатывающее чипы. Всего, по разным данным, пострадало 17-23 станка, используемых в производстве чипов, сообщил президент и генеральный директор компании Хидэтоси Шибата. Топ-менеджер высказал надежду, что производство будет частично восстановлено через месяц.

Он также признал, что будет дефицит поставок в течение месяца или двух, как только Renesas исчерпает свои текущие запасы. Ожидается, что эти запасы закончатся в течение месяца после возобновления производства.

На изготовление одного чипа с нуля требуется 120 дней. Однако ситуация осложнена общемировым дефицитом сырья для получения полупроводников, разразившимся в конце 2020 года из-за пандемии.

Компания Renesas Electronics считается второй в мире (после NXP Semiconductors) по выпуску полупроводников для автопрома. По оценкам финансово-консалтинговой компании Nomura Securities, сбои в работе этого японского «чипмейкера» могут затормозить мировое производство автомобилей на 1,6 млн штук только за апрель-июнь этого года, что снизит примерно на 7% ранее задекларированные объемы выпуска машин крупнейшими автопроизводителями. В целом же эта компания удовлетворяет примерно 20% мирового спроса на полупроводники в автомобильном секторе.

Ситуация настолько серьезная, что к ее решению подключилось правительство Японии.

Пожар может оказать негативное воздействие на экономику, поскольку на долю автомобилей приходится около 18% экспорта Японии и 15% всего промпроизводства. Сложность заключается еще и в том, что сгоревшие станки представляют из себя довольно сложное и уникальное оборудование. Renesas ищет их как новыми, так и подержанными, есть планы оперативно поставить аналогичное оборудование из Тайваня. Полноценно завод сможет восстановиться только к середине июля, прогнозировал Шибата.

Впрочем, японские эксперты называют и более отдаленные даты, что, безусловно, вызовет еще более серьезные осложнения в автопроме.

«Полностью восстановить производство за три-четыре месяца будет крайне сложно, и автокомпании должны рассмотреть вероятность того, что проблемы завода продлятся по крайней мере около шести месяцев», — сказал старший научный сотрудник Исследовательского института Иточу Санширо Фукао.

Последствия этого пожара могут затронуть не только японский автопром, но и автокомпании Европы и других стран Азии.

Renesas является крупным поставщиком немецкого производителя автокомпонентов и запчастей Continental. Ее чипы устанавливают в автомобили таких брендов, как BMW, Mini, Rolls-Royce, Maybach, Mercedes-Benz, Volkswagen, Skoda, Audi, Lamborghini, Land Rover, Jaguar, Renault, Dacia, Peugeot, Citroen, Opel, Cadillac, Chevrolet, Fiat, Ferrari, MAN, Volvo, Scania и так далее.

Крупнейший поставщик электронных компонентов для европейского автопрома — германская Continental, и поскольку немецкий автопром полностью от нее зависит, то наибольшие проблемы в этом плане будут у концернов BMW, Volkswagen и Daimler, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По оценкам эксперта, новая волна дефицита автомобилей до России дойдет примерно к началу лета.

«Помимо японских машин в дефиците будут европейские модели, прежде всего, в премиум-сегменте.

Собеседник издания ожидает, что из-за дефицита производства автомобилей, вызванного пожаром на Renesas, к лету цены вырастут дополнительно в среднем на 3-4%. Вдобавок на эту проблему накладывается задержка поставок комплектующих из-за пробки в Суэцком канале, где вместе с нефтью, мебелью, кофе и одеждой застряли суда с автокомпонентами из Восточной Азии и Китая для автозаводов в Европе.

Аналогичного мнения придерживается автоэксперт Сергей Ифанов, он полагает, что по отдельным моделям нехватка будет еще острее уже через месяц-два, поскольку сейчас дилеры на новостях будут придерживать стоки и создавать искусственный дефицит. Проблема в том, что при любых сбоях цепочек поставок Россия, как страна третьего мира, в последнюю очередь получает продукцию, а в первую голову насыщаются рынке западных стран, отмечает эксперт.

«Дилерам крайне выгодна нынешняя ситуация.

Если сейчас вы придете в автосалон за популярной новой машиной, то без допопций, цена которых колеблется от 50 тыс. до 700 тыс. рублей, вы ее уже не купите.

Причем автопроизводители с этим ничего не могут поделать, потому что товар реализуют не они. Если кто-то надумал брать автомобиль, то лучше это сделать пораньше», — советует Ифанов.

Все автозаводы России могут встать: не хватает комплектующих

Вчера из-за нехватки компонентов на фоне коронавируса о приостановке производства в России объявили два автоконцерна — Volkswagen и PSA. Фольксваген уйдет в вынужденный простой с 30 марта по 10 апреля; калужская площадка «ПСМА Рус» (выпускает автомобили Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi) не будет работать с 1 по 3 апреля, а с 6 по 10 апреля включительно сотрудников отправят в оплачиваемый отпуск.

В Калуге также расположено грузовое производство — завод Volvo Trucks. Здесь пока размышляют над различными сценариями развития событий, но приостановка производства и тут реальна.

Предприятия в России постоянно мониторят количество компонентов, заместить те, что идут из Европы, в короткие сроки нереально.

BMW, наладивший сборку на калининградском «Автоторе», имеет небольшой запас комплектующих, источники «Коммерсанта» сообщают, что приостановка выпуска машин тут тоже вполне возможна. «Автотор» ранее уже сообщал о перебоях в поставках компонентов. Помимо BMW, на заводе собирают модели Kia и Hyundai, но там на перебои с поставками пока не жалуются, заводы в Южной Корее недавно возобновили работу.

У французского концерна Renault в России достаточно высокая локализация, но проблемы могут возникнуть по отдельным моделям. Трудности могут быть и у немецкого производителя Mercedes-Benz, собирающего автомобили в Подмосковье.

Хотя на заводах в Японии масштабных проблем нет, Toyota, Mazda-Sollers и Nissan частично зависят от поставок из Европы, и в ближайшие недели также могут испытывать трудности и даже уйти в простой.

На Mazda Sollers намечена плановая остановка 27 апреля, связанная с модернизацией производственной линии. Автомобили у дилеров есть, дефицита не предвидится.

АВТОВАЗ работает по производственному графику.

На КАМАЗе подсчитали, что комплектующих хватит до конца апреля. Потом грузовой автогигант попробует поискать альтернативных поставщиков. Часть компонентов на грузовое предприятие поставляют из Европы, Китая, Индии, Турции и Латинской Америки.

В «Соллерсе» (объединяет УАЗ, ЗМЗ, Ford Sollers и Mazda Sollers) основной риск видят в падении спроса на автомобили.

Эксперты отмечают, что нынешняя ситуация — новая для российского автопрома. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, насколько затянется остановка заводов в Европе. Зависимость от импортных компонентов в той или иной форме может привести к остановке любого производства. Так, сборка Skoda Rapid была приостановлена из-за перебоев с поставками задних фонарей.

В Минпромторге признают, что на заводах, принадлежащих иностранным концернам, приостановка производств очень реальна, но считают, что запас автомобилей пока есть.

Как летние каникулы в автопроме скажутся на доступности машин

alt=" Фото: Сергей Куксин/РГ" />
 Фото: Сергей Куксин/РГ

Несмотря на сохраняющийся дефицит новых машин, российские автозаводы массово останавливают свои конвейеры на летние каникулы.

Фото: iStock

Открыло череду отпусков в автопроме предприятие Renault в Москве, где плановый двухнедельный простой начался еще в конце июня. Затем отдыхать отправились российские заводы Hyundai, Haval, Nissan, Toyota и "Мазда Соллерс", а также Ульяновский автозавод и АвтоВАЗ.

По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, в июле сохраняется дефицит на складах у дилеров в размере от 20% до 60%. Оптимальным же считается запас, который превышает план продаж в 1,2-1,5 раза. На сегодняшний день самые востребованные модели придется ждать от трех месяцев до полугода. Из-за дефицита полупроводников автомобилей выпускается меньше, а остановка конвейеров на летние каникулы может усугубить существующую ситуацию с дефицитом новых машин.

В свою очередь аналитик "Дрома" Игорь Олейников отмечает, что летом спрос на автомобили традиционно ниже, поэтому из-за корпоративных отпусков на автозаводах не стоит ждать провала в продажах.


Дольше всех летние каникулы будут длиться на АвтоВАЗе и предприятии "Лада Ижевск" - три недели, до середины августа. И это притом, что на протяжении последних двух месяцев тольяттинский автогигант был вынужден неоднократно останавливать производство некоторых моделей Lada из-за нехватки электронных компонентов. На предприятии уверяют, что в дилерской сети есть достаточный запас машин, и дефицита быть не должно, однако данные самих дилеров говорят об обратном.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа

Так, в ГК "Прагматика" наблюдают нехватку таких моделей как Lada Vesta SW Cross, Largus Cross, Niva Travel, а также комплектаций автомобилей, в которых используются штатные аудиосистемы, особенно варианты с навигационной системой. В компании ожидают, что режим дефицита сохранится в июле и особенно августе из-за летних каникул на заводе и надеются на увеличение доступности автомобилей со второй половины сентября.

Как отмечает гендиректор "Прагматика Купчино" Игорь Бадер, на сегодняшний день самая напряженная ситуация остается с "Ларгусами" (практически все автомобили предоплачены клиентами более чем на три месяца вперед) и Vesta SW Cross в максимальных комплектациях. По этим моделям есть опасения, что дефицит продлится до начала 2022 года.

В ГК "ТрансТехСервис" в августе также ожидают нехватку автомобилей Lada в связи с каникулами завода и недопоставками электронных систем.

"В сентябре складской запас автомобилей тольяттинского автопроизводителя будет на низком уровне, но мы рассматриваем данную проблему как временную", - заявила руководитель дивизиона Lada/Renault/Mitsubishi/Mazda ГК "ТрансТехСервис" Юлия Бубнова.


Стоит отметить, что линия по сборке автомобилей Lada Granta из-за нехватки компонентов была остановлена на несколько дней раньше корпоративного отпуска. В результате самая популярная в России модель не будет выпускаться почти месяц.

Фото: Istock

Впрочем, это не должно помешать ей сохранить лидерство в рейтинге продаж, учитывая, что ближайшие конкуренты испытывают те же проблемы с доступностью, да и стоят они дороже. К примеру, по данным ГК "Прагматика", сроки ожидания автомобилей Kia сейчас длиннее, чем они были в прошлом году, а наиболее дефицитная модель - кросс-хэтчбек Rio X.

По мнению Игоря Бадера, запасов автомобилей у дилеров должно хватить для того, чтобы "Гранта" удержала лидирующие позиции. К тому же электронных компонентов для ее выпуска требуется меньше, чем более современным моделям, добавляет Игорь Олейников.

Между тем, отпускной сезон в российском автопроме продолжается. На очереди - предприятия Volkswagen Group Rus в Калуге и Нижнем Новгороде, которые уйдут на летние каникулы в августе. Кроме того, на калининградском заводе "Автотор" ведется масштабная модернизация окрасочного комплекса, из-за чего с середины июля до сентября остановлено производство четырех моделей Kia и Hyundai, выпускающихся по полному циклу.


Вместе с тем, несмотря на продолжающиеся перебои с поставками комплектующих, некоторые российские автозаводы с осени планируют увеличение объемов выпуска и введение дополнительных производственных смен. Так, АвтоВАЗ более чем на 10% увеличит производственный план, для чего с сентября по ноябрь введет увеличенный на 1 час рабочий день в подразделениях, связанных с производством автомобилей, а также наймет дополнительно более 1500 работников.

Петербургский завод Nissan, который уже с июля ввел увеличенный 10-часовой рабочий день, в ноябре планирует перейти на двухсменный режим работы. Предприятие Haval в Тульской области в сентябре также намерено ввести вторую смену в связи с растущим спросом на новый кроссовер Jolion.

Как считает Денис Мигаль, планы автоконцернов нарастить производство новых автомобилей осенью этого года чересчур оптимистичны. Во-первых, поставки электронных компонентов для оснащения авто вряд ли восстановятся настолько быстро, особенно с учетом ухудшающейся эпидемиологической обстановки. Скорее всего, поставки микросхем не нормализуются до конца года. Кроме того, нет экономического обоснования для роста производства: из-за сильного увеличения стоимости новых машин россияне не имеют возможности каждый раз приобретать все более дорогие авто, поэтому отдают предпочтение ассортименту вторичного рынка.

Проблемы с поставками toyota

История покупательницы, которая за серьезную наличку (2,4 миллиона рублей) не может приобрести автомобиль

Тот самый Toyota RAV4, который показали Наталье

Коллаж: Наталья Игонина

С жительницы Новосибирска потребовали лишние 200 тысяч при покупке Toyota RAV4

Автомобильный рынок высококонкурентен, бренды наперебой рекламируют свои машины, борются за каждого клиента, тем более что в нынешних условиях людей с деньгами становится все меньше. Казалось бы, есть у тебя наличка — с покупкой авто не должно быть проблем, дилеры с руками оторвут. Но нет: оказывается, ты еще должен побороться за свой автомобиль. Вот и жительница Новосибирска Наталья Игонина не может получить свой заказанный и предоплаченный Toyota RAV4, потому что ее просят докупить дополнительное оборудование на рублей. Клиентка не хочет никаких допов, но без них машину ей не продают — подробности этой истории узнал наш коллега Дмитрий Косенко.

В новогодние каникулы — 6 января 2021 года — Наталья Игонина пришла в дилерский салон «Тойота Центр Новосибирск Восток» на улице Большевистской и заключила предварительный договор на поставку кроссовера Toyota RAV4 цвета «белый перламутр» с черной крышей. Характеристики: двигатель два литра, комплектация STYLE, вариатор. Срок поставки — 25 февраля 2021 года, стоимость автомобиля рублей, предоплата рублей. И вот машина пришла, Наталье ее даже показали. Но, как говорит девушка, предупредили — нужно взять дополнительное оборудование на рублей.

Предварительный договор, в котором прописана стоимость автомобиля в 2,4 миллиона рублей. Правда, есть предупреждение, что продавец может по разным причинам пересмотреть итоговую цену

Фото: Наталья Игонина

— Менеджер озвучил условие, что я должна приобрести у них еще дополнительное оборудование на 200 тысяч рублей, иначе машину не продадут. Спрашиваю: а если мне оно не нужно? Говорят, что тогда они откажутся подписывать основной договор, как будто они не могут выполнить. Поэтому я решила дождаться, когда придет авто, чтобы они не могли сказать, что не могут выполнить условия договора. Еще раз разговаривали с менеджером, он еще раз подтвердил, что если я не буду брать на 200 тысяч допов, то машину не получу. Когда я сказала, что не буду брать допы, то уклонились от заключения договора, — рассказывает клиентка.

Список дополнительного оборудования и расценки

Фото: Наталья Игонина

Что за допы такие на 200 тысяч? Охранный комплекс за рублей, керамическое покрытие автомобиля за рублей, накладка на бампер за рублей, дефлекторы на окна за рублей.

— Я на некоторые позиции сравнила цены и была в шоке. Например, набор дефлекторов окон на «Озоне» стоит 2290 рублей. Читаю закон о защите прав потребителей. Статья 16: запрещается обусловливать покупку одного товара покупкой другого, — недоумевает Наталья Игонина.

Потом, по её словам, и вовсе выяснилось, что на этот Toyota RAV4 уже установлено допоборудование. И либо она берет машину с допами, либо ждет другую, но уже в июне.

Переписка с менеджером салона

Коллаж: Юрий Орлов

Журналист НГС позвонил в этот дилерский центр и попробовал узнать, можно ли заказать перламутровый Toyota RAV4 STYLE и что будет с допоборудованием. Но конкретного ответа не получил.

— Чтобы забронировать этот автомобиль, вы вносите предоплату 5 000 рублей. Предварительно цена прописывается. С чего вы взяли, что допоборудование? Вы ничего не будете ставить? Приезжайте, на месте все обсудим, — объяснил Виктор, специалист отдела продаж.

В «Тойота Центр Новосибирск Восток» не стали комментировать ситуацию с этой клиенткой по существу. Отметили только, что она искажает информацию.

— Ситуация изначально клиентом искажена, комментировать мы это не будем. Где-то доля правды, где-то неправды. Мы с ней работаем. Никаких ее прав мы не нарушили. Предложили ей решение вопроса, она стоит на своем, интерпретирует по-своему, — сообщила руководитель клиентской службы Елена Щербак.

Наталья Игонина тем временем пока остается без машины при своих деньгах. И не знает, когда и как ее получит. Девушка написала несколько жалоб и готова идти даже в суд.

— Я написала в «Тойоту», в Роспотребнадзор. Они публичная организация, у них публичный договор, они обязаны заключить. Но они просто от него уклоняются. Эта ситуация — повсеместно, не только в «Тойоте». Люди пишут, что безобразие творится везде. Прямое нарушение Гражданского кодекса, — говорит Наталья.

Адвокат коллегии «Бойко и партнеры» Мария Соловьева внимательно изучила представленный предварительный договор и считает, что правда — на стороне клиента.

— В данном случае между продавцом и покупателем заключен предварительный договор купли-продажи, где оговорена заводская комплектация товара и его стоимость. Продавец обязан поставить покупателю товар указанной в договоре комплектации в предусмотренный договором срок. В нарушение статьи 16 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец обуславливает исполнение возникшего обязательства при условии исполнения другого, еще не возникшего обязательства по установке дополнительного оборудования, поскольку покупатель своего согласия на установку дополнительного оборудования не давал. Таким образом, продавец вынуждает покупателя нести дополнительные расходы по приобретению и установке дополнительного оборудования. При этом условиями договора оговорено лишь изменение заводской комплектации. Условие о необходимости установки дополнительного оборудования и его оплаты в заключенном договоре отсутствует, — объясняет юрист.

Крупнейшие автопроизводители столкнулись с глобальной проблемой


Глобальный дефицит полупроводников, вызванный пандемией коронавируса, повлек кризис на мировом автомобильном рынке — компании испытывают трудности с покупкой ключевых деталей для своих товаров. The Economist утверждает, что нехватка чипов снизит объем производства транспортных средств в 2021 и 2022 годах, несмотря на то, что спрос на них восстанавливается.

При отсутствии полупроводников в автомобиль невозможно установить сложную электронику, которая управляет развлекательными системами, функциями безопасности и передовыми вспомогательными средствами вождения. Многие корпорации сократили смены на сборочных конвейерах, а некоторые временно закрыли фабрики. Представитель аналитического центра Centre Automotive Research считает, что при такой тенденции мировое производство автомобилей в 2021-м сократится на 5,2 миллиона единиц по сравнению с предыдущим годом и составит 74,8 миллиона.

Материалы по теме


Час расплаты.


Отрицательный рост.

О том, что транспортный сегмент в экономике переживает серьезный кризис, говорят показатели, публикуемые крупнейшими игроками на рынке. Чистая прибыль Ford во втором квартале снизилась вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — и основной причиной стала именно нехватка микросхем. Jaguar Land Rover ожидает падение продаж на 50 процентов к осени, а компания Stellantis, выпускающая Fiat, Peugeot, Chrysler, Opel и Citroën, заявила, что в этом году произведет на 1,4 миллиона автомобилей меньше, чем ожидалось.

Нехватка микросхем началась с наступлением пандемии коронавируса — она резко повысила спрос со стороны производителей электронных устройств, так как многие перешли на удаленную работу и стали окружать себя бытовыми приборами для работы и развлечений. Другая причина кризиса на авторынке заключается в том, что компании недооценили быстрые темпы восстановления спроса на транспорт в 2020 году. Ожидая слабых продаж, корпорации сократили заказы микросхем. На автомобильные концерны приходится около 10 процентов всего мирового спроса электросхем, в связи с чем производители чипов не всегда могут подстроиться под заказы автомобильной индустрии. Поэтому теперь, когда компании увидели готовность покупателей снова приобретать машины, получить достаточно полупроводников оказалось уже не так просто.

Дело в том, что крупные автомобильные фирмы давно передали разработку большинства технологий на аутсорсинг крупным поставщикам, таким как Bosch или Denso из Японии. Для изготовления нужных комплектующих эти поставщики покупают платы и микроконтроллеры у поставщиков следующего, более низкого уровня, которые, в свою очередь, покупают чипы у производителей полупроводников. Такая производственная цепочка поместила автомобильные компании на расстояние вытянутой руки от изготовителей микросхем.

В июле российские автоконцерны потерпели падение продаж на 10 процентов из-за нехватки комплектующих. Председатель правления дилера «Авилон» Андрей Павлович отметил, что хуже всего отсутствие чипов сказалось на производстве самых современных моделей.

Как биткоин, коронавирус и ошибочные прогнозы лишили нас автомобилей в 2021 году: дефицит чипов


Все уже слышали про проблемы с поставками новых машин и даже выходом новых поколений из-за дефицита чипов? Читайте самый полный разбор кризиса, его причин и последствий для нас, захватывающий не меньше детективного расследования.

Производство автомобилей по всему миру застопорилось из-за нехватки микросхем? Для многих стало шоком, что автомобильная индустрия критично зависит от таких высокотехнологичных отраслей, а не только от рулей и колес. И проблема гораздо серьезнее и глубже, чем просто увеличение очереди вкупе со сроками отгрузки новеньких автомобилей.

Почему образовался дефицит микрочипов для машин? Как на это повлиял коронавирус? Причем тут биткоин и IT-гиганты? Кто за все это заплатит? И есть ли свет в конце туннеля? Разберемся.

О проблеме:

27 января 2020, 11:37

Сколько компьютеров в современном автомобиле

Сидя в салоне любой машины, можно сходу предположить наличие, как минимум, двух узлов с электронными компонентами внутри — модуля управления двигателем и мультимедийной системы. Казалось бы, неужели автопроизводители не могут обеспечить себе на складах 2-3, ну, даже если пять микроконтроллеров на каждое выпускаемое транспортное средство?


Диаграмма блока управления двигателем (ECU)

Впечатление обманчиво: даже не говоря о напичканных «умными» технологиями и функциональными блоками моделях премиум-класса, вроде Range Rover или Mercedes-Benz C-Класса, компьютеров в современных машинах десятки. И почти на каждый из них нужно больше чем по одному чипу — помимо процессора необходима «обвязка» для питания и коммуникаций с другими устройствами на борту.

У них есть вычислительное ядро или ядра (как в процессоре ПК или ноутбука), своя постоянная и оперативная память, модули ввода и вывода, а также различные специфические блоки, необходимые для выполнения конкретных задач. Микроконтроллеры могут быть исполнены в виде одной микросхемы, а могут устанавливаться на плату вместе с дополнительными полупроводниковыми устройствами. В любом случае, это всегда один или несколько чипов, то есть сложнейших интегральных схем, упакованных в компактный корпус.

Они управляют в современной машине буквально всем. Начиная от корректного срабатывания подушек безопасности, преднатяжителей ремней, открывания окон и регулировки зеркал и заканчивая приборной панелью, климат-контролем, сигнализацией, иммобилайзером и педальным узлом.

Иногда несколько действий «завязаны» на один чип, иногда чипы управляют каждый своей функцией, но «модерируются» более высокоуровневым компьютером.


<лок управления двигателем (ECU) от Nissan Micra

Самые важные и при этом сложные компьютеры — блоки управления двигателем, трансмиссией и тормозной системой (ABS, BAS, EBD и прочие аббревиатуры, ежедневно спасающие жизни людей). Именно им приходится в реальном времени производить мониторинг десятков параметров узлов и систем машины, а затем незамедлительно принимать решение об изменении режима их работы. Трудно сказать, сколько всего в нынешних автомобилях чипов — каждый производитель может использовать собственный подход. Но счет идет на десятки, а иногда и сотни.


Блок управления двигателем

Ремарка для ретроградов

Да, на этом месте можно начать причитать, что все эти «рюшечки и оборочки» нормальной машине не нужны. Вот нынешняя ситуация, мол, этот тезис лишний раз и доказывает. Все это верно, если нам по-прежнему нужны автомобили, потребляющие топливо в два-три раза больше на ту же мощность, с отсутствующими активными системами безопасности и требующие настройки карбюратора каждый раз, как топливо на заправке оказалось чуть хуже, чем обычно. И, естественно, об экологичности тоже можно забыть.

Что самое главное, использование микроэлектроники позволяет существенно снизить стоимость автомобиля за счет более простой архитектуры проводки — обмен данными между исполнительными механизмами и датчиками в цифровом виде не требует отдельной линии на каждый канал.

Производственный коронавирусный ад

В норме, на отлаженном производстве, новые готовые автомобили сходят с конвейера каждые несколько минут, а весь цикл их сборки занимает считанные часы. Но только электронных деталей в современных машинах — многие сотни. Чтобы обеспечить плавную и безостановочную работу производственной линии, необходимо организовать стабильный и гарантированный поток комплектующих. Все это достигается долгосрочными контрактами с четко обозначенными объемами поставок и возможными их колебаниями. Что самое главное, невероятное множество поставщиков также рассчитывают свою производительность исходя из запросов автозаводов.

Проблема в том, что эта система обладает не самой лучшей гибкостью для реакции на глобальные кризисы. Если в одной стране внезапно резко снизился выпуск автомобилей, производители комплектующих, как минимум, могут попытаться реализовать часть продукции на других рынках. Или просто переориентироваться на другие марки. В прошлом году вся промышленность заглохла почти одновременно по всему миру. Ограничения, введенные для снижения скорости распространения коронавирусной инфекции, связали по рукам и ногам как автопроизводителей, так и их поставщиков.

Одновременно с этим резко снизился спрос на новые машины — отрасль попала в полномасштабный кризис. У покупателей появилось гораздо больше несколько иных проблем, чем выбор нового автомобиля. Глядя на весь этот экономический кошмар, ведущие игроки рынка решили, что продолжаться он будет довольно долго. И радикально снизили производство — иногда вплоть до полной остановки заводов. Для внезапных небольших колебаний спроса при плавном улучшении ситуации должно было хватать накопленных на складах запасов, но в целом все скорректировали контракты в сторону уменьшения объемов поставок.


Никто не ожидал, что рынок начнет возвращаться к «докоронавирусным» показателям так быстро — это начало происходить уже прошлой осенью. Иными словами, к концу 2020 года автопроизводители оказались лицом к лицу с непредвиденной сложностью. Казалось бы, можно радоваться: спрос растет, а значит и убытки будут ниже, чем планировалось. Однако выяснилось, что далеко не все поставщики могут быстро возобновить поставки требуемых комплектующих. И в числе самых проблемных оказались чипмейкеры.

Загвоздка с микрочипами

Создание кремниевых чипов — процесс, сильно отличающийся от популярного образа производственной линии, где делают технику. Даже крупные заводы, выпускающие микросхемы, представляют собой огромные чистые комнаты: в большинстве их помещений должна поддерживаться строго определенная атмосфера. Причем буквально — речь идет о строгом контроле влажности и количества пыли в воздухе. Это один из факторов, ограничивающих масштабы производства чипов. Фактически почти весь выпуск микрочипов в мире обеспечивается парой десятков гигантских фабрик (или «фабов»), расположенных всего в нескольких странах.


Кремниевая «вафля» с напечатанными на ней чипами

Чтобы понять дополнительные ограничения этой индустрии, рассмотрим весь процесс создания микрочипов вкратце. Сначала из монокристаллического кремния выращивается цилиндр типового диаметра, который затем нарезается на заготовки в форме диска (wafer, «вафля»). Они покрываются специальными фоточувствительными составами, которые формируют схемотехнику чипов. На следующем этапе заготовки подвергаются действию света определенной длины волны, в результате чего с микросхемы удаляются лишние детали. В итоге получается диск, на котором находятся несколько десятков чипов — их остается лишь нарезать и упаковать или объединить в многослойные структуры.


Цилиндры монокристаллического кремния разного диаметра с нарезанными «вафлями» рядом

Все этапы вышеописанного процесса требуют очень точного и дорогого оборудования. Капитальные инвестиции в фабы исчисляются миллиардами долларов.

Однако плюсом всей технологии является ее универсальность. Есть только два ключевых параметра, которые ограничивают выпуск разных микросхем на одном конвейере — размер заготовки (диаметр) и техпроцесс. Последний можно описать как разрешающую способность фотолитографической установки: минимальный размер геометрической области на заготовке, которую она может сформировать. Он измеряется в нанометрах (миллионных долях миллиметра), и в современной полупроводниковой индустрии используются стандарты от ста (в промышленных контроллерах и военных микросхемах) до менее чем десяти нанометров (в потребительской электронике). В последнем случае транзисторы на такой микросхеме состоят всего из нескольких атомов.

Таким образом, перенастроить производственную линию на выпуск других чипов можно сравнительно быстро. Что и произошло, когда автомобильные компании резко уменьшили свои запросы в кризис. Контракты на выпуск такие же длинные, как в автоиндустрии, так что склады пополнялись микросхемами примерно до осени прошлого года. Но после этого новые заказы были сформированы в меньших объемах, существующие скорректированы, и фабы заняли свои линии другими задачами.

В свою очередь, именно зимой продажи машин стали расти, и запасы электроники на автомобильных заводах начали таять. Полупроводниковая индустрия не резиновая и уже была загружена почти полностью, так что помочь никак не могла — бывшие «ваши» линии заняты, ждите очереди. Сейчас фабы возвращаются к производству чипов для автомобильной индустрии. Однако нужные объемы поступят на заводы не сразу, и этому способствует еще парочка факторов.

Криптовалюты, эхо локдаунов и общий дефицит чипов

В самом начале этого года начался очередной бум криптовалют в целом и биткоина в частности — последний за пару недель вырос в цене более чем в два с половиной раза. И продолжает расти, кстати. Это привело к повторению истории 2017 года: майнинг на потребительской электронике снова стал выгоден. Желающие обогатиться на «валюте будущего» судорожно скупают видеокарты и вообще любое высокопроизводительное компьютерное «железо». Результатом такого ажиотажного спроса стало усугубление кризиса в полупроводниковой индустрии. Да, он и так был в разгаре, но об этом чуть ниже.

Проще говоря, у производителей полупроводниковых чипов и так был забот полон рот, а теперь еще и привалил запрос на рекордные объемы микросхем для видеокарт и процессоров. В этом месте технически подкованный читатель может задать вопрос — а нам-то, автолюбителям, что с этого? Ведь потребительская электроника выпускается с чипами, сделанными по самому современному техпроцессу, а сравнительно простым компьютерам в машинах эта фантастическая производительность и энергоэффективность не особо нужна. К сожалению, одно косвенно влияет на другое.


Ферма майнинга биткоина

Выпуск автомобильных микрочипов — лишь малая часть полупроводникового бизнеса, и ключевые игроки фактически решают проблемы с их выпуском по остаточному принципу. Более того, если автопроизводителям нужны микросхемы, сделанные по «мелкому» техпроцессу, которые могут конкурировать с заказчиками потребительской техники — у них вовсе нет шансов.

Это банально выгоднее, ведь их контракты «жирнее». В тех областях, где выпуск микросхем осуществляется по более старым и «толстым» техпроцессам, производство и так загружено полностью. В большинстве случаев автопроизводителям просто остается ждать, пока дефицит на их складах плавно восполнится. А до тех пор — снижать объемы отгрузок машин, новые фабы специально для них никто строить не будет.

Масла в огонь подливают и последствия пандемии: производители чипов тоже попали под ограничения во время карантинов и локдаунов. Причем, вопреки общему спаду экономики, спрос на их продукцию только вырос. Люди массово стали переходить на удаленный режим работы, скупать ноутбуки и компьютеры, а также новые смартфоны. В том числе — с поддержкой пятого поколения сотовой связи (5G), которые требуют либо больше микросхем, либо чипсеты большего размера. То есть на одно устройство требуется больше площади заготовок. И этот тренд не собирается идти на спад, фактически запрос на чипы для потребительской электронике только растет. Поэтому чипмейкерам приходится не только подстраиваться под возросший спрос, но еще и нагонять просроченные контракты. В общем, сплошная гонка с кучей дополнительных стрессовых факторов.

В сухом остатке

Задержки и даже отмены поставок автомобилей, вызванные дефицитом микроэлектроники, приобретают все больший размах. Насколько можно судить, сильнее всего от этого пострадал концерн Volkswagen — компания отправила в отпуск 10 тысяч своих работников заводов по всему миру. В качестве причин свою роль сыграло сразу несколько факторов:

  • общий дефицит чипов, как из-за возросшего спроса на потребительскую электронику, так и в результате бума криптовалют;
  • инертность цепочек поставок в случае глобального кризиса — производство сократили, а возобновить его быстро не получается;
  • тотальная зависимость современной автомобильной индустрии от микроэлектроники;
  • ошибочные прогнозы по срокам выхода из кризисов.

Кто за все это заплатит

Как обычно — потребитель. Причем именно покупатели автомобилей. С прочими отраслями применения микросхем индустрия их производства разберется: новые заводы вовсю строятся, и они рассчитаны на самые современные или перспективные техпроцессы. А вот автопроизводителям придется туго. В один момент перевести все электронные запчасти на тонкие технологические процессы не получится. Это потребует повторной сертификации слишком большого количества узлов, да и совместимость платформ может пострадать. Но процесс все равно идет полным ходом.

автосалон

В условиях резкого недостатка товаров цены взлетят. Это хорошо заметно по рынку электроники, но и автомобильный подтянется. Есть все шансы, что в ближайшие полгода-год у желающих приобрести машину будет всего два варианта: либо стоять в очереди у официального дилера несколько месяцев, либо брать почти новую на вторичном рынке еще дороже. Быстро решить проблему поставок автомобильная индустрия навряд ли сможет. Самые оптимистичные прогнозы — крупные игроки (Volkswagen, General Motors, Toyota) наладят стабильные поставки электронных компонентов не раньше середины весны этого года. А очереди удастся сократить только к лету.

Пессимистичные и того печальнее: перебои продолжатся до конца года, не меньше.

Немножечко позитива

Как и любой кризис, этот принесет серьезные изменения. Можно предположить, что возрастет и без того высокая унификация электронных компонентов между разными марками. Тогда в аналогичной ситуации автопроизводителям не придется ждать у моря погоды и рассчитывать, что освободятся специфичные для них фабы. Также вполне вероятно будут разработаны индустриальные механизмы борьбы с такими проблемами (вроде совместных инвестиций в фабы «под себя»). Наконец, не стоит забывать про расширение производства микрочипов. Как минимум, в США администрация нового президента взяла вопрос на личный контроль и собирается радикально нарастить выпуск полупроводников внутри страны в ближайшие годы. Не отстает и Азия: все лидирующие чипмейкеры строят новые заводы в беспрецедентном темпе.

Читайте также: