Проточка маховика ваз 2109 чертеж с размерами

Обновлено: 15.05.2024

Снятие, установка и дефектовка маховика

Предварительно снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач (снятие и установка коробки передач) и сцепление (замена сцепления).

болты крепления маховика

1. Отверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач.

пластина стопорная болтов маховика

2. Вместе с последним болтом, придерживая маховик, снимите стопорную пластину болтов.

маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Снимите маховик с фланца коленвала.

маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4. Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.

маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или.

маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. . фланца коленвала обнаружены риски и задиры.

Проверить и отремонтировать маховик можно в мастерской, имеющей специальное оборудование.
Неплоскостность поверхности 3 (рис. 4.4) прилегания ведомого диска сцепления не должна превышать 0,06 мм.

Непараллельность поверхностей прилегания ведомого диска сцепления и поверхности 2 для крепления сцепления не должна превышать 0,1 мм. Биение маховика на поверхностях 3 и 1 не должно превышать 0,1 мм. Для удаления глубоких рисок и задиров поверхность 3 маховика можно проточить, при этом слой снимаемого металла не должен превышать 1 мм. Одновременно с поверхностью 3 необходимо проточить поверхность 2, выдерживая размер между ними (0,5+0,1) мм. При проточке выдержите параллельность поверхностей 3 и 1.

маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 4.4. Маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

1 - поверхность, прилегающая к фланцу коленвала; 2 - место проверки поверхности для крепления сцепления; 3 - место проверки биения опорной поверхности ведомого диска сцепления

ПРИМЕЧАНИЕ
Перед установкой маховика на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 нанесите на резьбу болтов его крепления герметик, предварительно обезжирив болты и резьбовые отверстия под них.

Установите маховик на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в порядке, обратном снятию, совместив отверстия на маховике и фланце коленвала (они расположены асимметрично).

Ремонт маховика двигателей ВАЗ, проверка зубчатого обода, проточка, контролируемые поверхности маховика.

Маховик двигателей ВАЗ центрируется цилиндрическим выступом на фланце коленчатого вала и фиксируется в определенном положении установочной втулкой. Если маховик имеет цвета побежалости на поверхности под зубчатым ободом от нагрева при проскальзывании обода, следует проверить натяг обода на маховике. Обод маховика двигателей ВАЗ не должен проворачиваться на посадочном месте при крутящем моменте 590 Нм (60 кгсм). Или сдвигаться в осевом направлении под усилием 3,9 кН (400 кгс).

Ремонт маховика двигателей ВАЗ, проверка зубчатого обода, проточка, контролируемые поверхности маховика.

У зубчатого обода маховика двигателей ВАЗ изнашиваются боковины и разбиваются передние торцы зубьев. Иногда торцы зубьев расплющиваются настолько, что шестерня стартера не входит в зацепление. Разбиванию торцов зубьев способствуют и ошибочные включения стартера при работающем двигателе.

Сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления поверхности маховика двигателей ВАЗ должны быть ровными, без царапин и задиров. Сильный износ рабочей поверхности маховика с глубокими рисками, уменьшающими площадь контакта, обеспечит пробуксовку самого нового ведомого диска сцепления. Поэтому плоскость, сопрягаемую с ведомым диском, следует проточить. Снимая слой металла толщиной не более 1 мм.

Затем нужно проточить поверхность крепления сцепления. Выдержав размер 0,4-0,6 мм и обеспечивая параллельность всех поверхностей. Допускаемая непараллельность, замеренная по крайним точкам поверхностей, не должна превышать 0,1 мм. Далее необходимо установить маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность крепления к фланцу коленчатого вала, проверить биение плоскостей. Индикатор не должен показывать биения, превышающего 0,1 мм.

Контролируемые поверхности маховика двигателей ВАЗ.

Контролируемые поверхности маховика двигателей ВАЗ

Зубчатый обод можно заменить, а разбитые торцы зубьев — запилить. Сделав фаски примерно 1,5 х 45 градусов. Обод можно снять и вновь напрессовать наоборот. Направив в сторону стартера не разбитые торцы зубьев.

Одновременно следует повернуть обод по направлению вращения на 90 градусов, чтобы сместить наиболее изношенные сбоку зубья. Обычно бывают две зоны сильного бокового износа, образующиеся при прохождении поршнями верхних мертвых точек. Когда зубья обода испытывают наибольшее давление шестерни стартера. Перед напрессовкой зубчатый венец нужно нагреть до 180-200 градусов. При замене маховик балансировать не надо.

По материалам книги «Ремонт двигателя своими руками».
Волгин В.В.

Проточка маховика

Лада 2108 1997, двигатель бензиновый 1.5 л., 70 л. с., передний привод, механическая коробка передач — тюнинг

Машины в продаже

Лада 2108, 1991


Лада 2108, 1995


Лада 2108, 1985


Лада 2108, 1997

Комментарии 12

а как ты вытаскивал направляющие с маховика?

да я уж не помню, выбил вроде с другой стороны

понял, тогда юзай

лучше от маховика избавиться. зажимает он теперь диск с меньшим усилием ну и выводы сами напрашиваются

Почему с меньшим?

Приветствую. Есть вообще толк, от расточки маховика?

Первый раз такое вижу. Подскажи пожалуйста мне т.к. вижу что разбираешься. Был вибрация при троганьи. Решил заменить сцепление. Знакомый привез из тольяти хороший проверенный комплект все всборе. Когда сняли коробку то было видно что лепестки некоторые пронуты. Ага подумал я вот почему была вибрация. Поставили новое сцепление. Ничего не изменилось. При троганьи таже вибрация. Маховик с виду не износшенный и вобще с виду все тип топ. В чем может быть причина?

Не знаю даже, не могу навскидку сказать…надо самому ощутить, и тогда делать выводы)

Первый раз такое вижу. Подскажи пожалуйста мне т.к. вижу что разбираешься. Был вибрация при троганьи. Решил заменить сцепление. Знакомый привез из тольяти хороший проверенный комплект все всборе. Когда сняли коробку то было видно что лепестки некоторые пронуты. Ага подумал я вот почему была вибрация. Поставили новое сцепление. Ничего не изменилось. При троганьи таже вибрация. Маховик с виду не износшенный и вобще с виду все тип топ. В чем может быть причина?

Либо корзина с износом либо маховик, либо и то и то. Другой причины не может быть насколько я знаю

Маховик двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Устройство маховика ВАЗ 2108, 2109, 21099

Устройство маховика двигателей 2108, 21081, 21083, 21099, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Разберемся как устроен маховик двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099.

Устройство маховика двигателей 2108, 21081, 21083, 21099

Отверстия в маховике, вид сзади

Отверстия в маховике, вид сзади
Описание устройства маховика

Маховик двигателей 2108, 21081, 21083 отлит из чугуна. На него напрессован стальной зубчатый обод (венец) для пуска двигателя стартером. Маховик центруется на выступе на фланце коленчатого вала.

Гладкая плоскость, к которой прижимается ведомый диск сцепления, если оно включено.

Фланец с шестью отверстиями под болты крепления маховика к фланцу коленчатого вала. Под болты устанавливается большая шайба с шестью отверстиями.

Стальной зубчатый венец на 128 зубцов насаживается на маховик методом горячей посадки.

Установочная лунка. При установке маховика на коленчатый вал должна находится напротив оси шатунной шейки четвертого цилиндра.

Шесть резьбовых отверстий под болты крепления сцепления. Болт М8 с буртиком.

Стальной штифт в паре с которым работает датчик начала отсчета (датчик НО) микропроцессорной системы зажигания.

Поперечная риска на маховике для установки поршней в верхнюю мертвую точку (ВМТ) и регулировки угла опережения зажигания.

Метка на маховике не видна

Выполнены на маховике для уравновешивания маховика при вращении. Каждый маховик отбалансирован при изготовлении и в процессе эксплуатации или при замене новой балансировки не требует.

Примечания и дополнения

Проверка технического состояния и ремонт

Проверка технического состояния и ремонт

Установите коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы (рис. 2.48) и проверьте индикатором биение:

— коренных шеек и посадочной поверхности под ведущую шестерню масляного насоса (не более 0,03 мм);

— посадочной поверхности под маховик (не более 0,04 мм);

— посадочной поверхности под шкивы и поверхностей, сопрягающихся с сальниками (не более 0,05 мм).

Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек. Шейки следует шлифовать, если их износ больше 0,03 мм или овальность шеек более 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.

Проверка технического состояния и ремонт

Проверка технического состояния и ремонт

Рис. 2.47. Основные размеры коленчатого вала

Шлифуйте шейки с уменьшением диаметра до ближайшего ремонтного размера (см. рис. 2.47).

При шлифовании выдерживайте размеры галтелей шеек, аналогичные указанным на рис. 2.47 для нормальных размеров коленчатого вала. Овальность и конусность коренных и шатунных шеек после шлифования должна быть не более 0,005 мм.

Смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек, после шлифования должно быть в пределах ±0,35 мм (см. рис. 2.48). Для проверки установите вал крайними коренными шейками на призмы и выставьте вал так, чтобы ось шатунной шейки первого цилиндра находилась в горизонтальной плоскости, проходящей через оси коренных шеек. Затем индикатором проверьте смещение в вертикальном направлении шатунных шеек 2, 3 и 4 цилиндров относительно шатунной шейки 1-го цилиндра.

Прошлифовав шейки, отполируйте их с помощью алмазной пасты или пасты ГОИ.

После шлифования и последующей доводки шеек удалите заглушки масляных каналов, а затем обработайте гнезда заглушек фрезой А.94016/10, надетой на шпиндель А.94016. Тщательно промойте коленчатый вал и его каналы для удаления остатков абразива и продуйте сжатым воздухом. Оправкой А.86010 запрессуйте новые заглушки и зачеканьте каждую в трех точках кернером.

На первой щеке коленчатого вала маркируйте величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например, К 0,25; Ш 0,50).

Зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала проверяют расчетом (промерив детали). Удобно для проверки зазора пользоваться калиброванной пластмассовой проволокой. В этом случае метод проверки следующий:

— тщательно очистите рабочие поверхности вкладышей и соответствующей шейки и положите отрезок пластмассовой проволоки на ее поверхность;

— установите на шейке шатун с крышкой или крышку коренного подшипника (в зависимости от вида проверяемой шейки) и затяните гайки или болты крепления. Гайки шатунных болтов затягивайте моментом 51 Н·м (5,2 кгс·м), а болты крепления крышек коренных подшипников моментом 80,4 Н·м (8,2 кгс·м);

Проверка технического состояния и ремонт

Проверка технического состояния и ремонт

Рис. 2.49. Измерение зазора в шатунном подшипнике: 1 – сплющенная калиброванная пластмассовая проволока; 2 – вкладыш; 3 – крышка шатуна; 4 – шкала для измерения зазора

— снимите крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки определите величину зазора (рис. 2.49).

Номинальный расчетный зазор составляет 0,02–0,07 мм для шатунных и 0,026–0,073 мм для коренных шеек. Если зазор меньше предельного (0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек), то можно снова использовать эти вкладыши.

При зазоре, большем предельного, замените на этих шейках вкладыши новыми.

Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши замените ремонтными (увеличенной толщины).

Полукольца заменяются также, если осевой зазор коленчатого вала превышает максимально допустимый — 0,35 мм. Новые полукольца подбирайте номинальной толщины или увеличенной на 0,127 мм, чтобы получить осевой зазор в пределах 0,06–0,26 мм.

Проверка технического состояния и ремонт

Проверка технического состояния и ремонт

Рис. 2.23. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала

Осевой зазор коленчатого вала проверяется с помощью индикатора, как описано в главе «Сборка двигателя» (см. рис. 2.23).

Проверка технического состояния и ремонт

Проверка технического состояния и ремонт

Рис. 2.50. Маховик: 1 – поверхность, прилегающая к фланцу коленчатого вала; 2 – место проверки поверхности для крепления сцепления; 3 – место проверки биения опорной поверхности ведомого диска сцепления

Маховик. Проверьте состояние зубчатого обода и в случае повреждения зубьев замените маховик. Если маховик имеет цвета побежалости на поверхности 3 (рис. 2.50), необходимо проверить натяг обода на маховике. Обод не должен проворачиваться при крутящем моменте 590 Н·м (60 кгс·м) или сдвигаться в осевом направлении под усилием 3,9 кН (400 кгс).

На поверхности 1 маховика, прилегающей к фланцу коленчатого вала, и на поверхности 3 под ведомый диск сцепления не допускаются царапины и задиры. Допуск неплоскостности поверхности 3 составляет 0,06 мм.

Царапины и задиры на поверхности 3 удалите проточкой, снимая слой металла толщиной не более 1 мм. При этом проточите также и поверхность 2, не затрагивая зубчатый обод и выдерживая размер (0,5±0,1) мм. При проточке необходимо обеспечить параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1. Допуск непараллельности 0,1 мм.

Установите маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1, и проверьте биение плоскостей 2 и 3. В местах, указанных стрелками на рис. 2.50, индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109

Отличаются количеством зубьев на венце Ваз 2101 — 129 зубьев, на венце Ваз 2110 — 128 зубьев.

Венец 2101-1005115 Ваз 2101-2107 Масса — 0,62 кг Диаметр наружный — 277,5 мм диаметр посадочный — 256,795 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 129 Модуль — 2,1166

Венец 2112-1005115 Ваз 2110-2170 Масса — 0,672 кг Диаметр наружный — 278,5 мм диаметр посадочный — 256,795 -0,07 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 128 Модуль — 2,1166 Вес маховика — 6,5 кг

Обычно маховик ВАЗ 2109 служит долго и ломается редко. Исключение — износ зубьев венца этого агрегата. Довольно часто эта поломка случается из-за некачественного материала венца, и в этом случае деталь подлежит замене.


Маховик в трансмиссии ВАЗ 2109

Маховик ВАЗ 2109 является частью трансмиссии этого автомобиля. Он расположен между двигателем и сцеплением. Этот агрегат является выходной точкой двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и входной точкой привода авто, соединяется с ведущим валом коробки переключения передач (КПП). В машине маховик выполняет три функции:

  1. Повышает равномерность вращения коленчатого вала двигателя, сглаживает колебания величины крутящего момента, передаваемого с поршней камер сгорания через кривошипно-шатунный механизм на коленчатый вал ДВС. Дело в том, что при каждом обороте коленчатого вала происходит два взрывообразных акта сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах автомобиля, и если бы не маховик, коленвал бы сильно дёргался дважды за каждый свой оборот. Маховик сглаживает эти пульсации, накапливая и отдавая кинетическую энергию вращательного движения.
  2. Обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Этот агрегат является первичным, ведущим диском механизма сцепления. При отпущенной педали сцепления ведомый диск прижимается к маховику, обеспечивает вращение выходного вала КПП и приводит во вращение ведущие передние колёса ВАЗ 2109.
  3. При запуске автомобиля маховик обеспечивает передачу крутящего момента от стартёра на коленвал двигателя. При повороте ключа зажигания в положение «стартёр» происходит зацепление шестерёнки стартёра с зубьями венца — таким образом раскручиваются маховик и коленвал. В цилиндры подаётся искра зажигания и двигатель запускается. Ключ зажигания возвращается в положение «зажигание» и шестерёнка стартёра выходит из зацепления с венцом.

С точки зрения эксплуатации именно венец является самым уязвимым местом. Наиболее распространённая поломка — износ его зубьев. Если износ достигает критического уровня, шестерёнка стартёра не входит в зацепление с венцом и запуск двигателя от аккумулятора становится невозможен. Приходится заводиться с толчка.

Как заменить венец маховика ВАЗ 2109

  1. Чтоб снять трансмиссию без слива масла и отключения приводов, необходимо снять два продольных рычага («сабли»).
  2. Демонтировать стартер, отсоединить кулису, две опоры КПП. Затем отсоединять провода массы датчика заднего хода.
  3. После отключения рычагов поперечного хода строек хватит для отсоединения коробки от двигателя.
  4. Снятую КПП отставить на пол. Теперь доступ к маховику и сцеплению свободен.
  5. Зафиксировать маховик (для этого есть специальный фиксатор), выкрутить его болты. Если специального инструмента нет, можно сделать что-то подобное своими руками. Как вариант – просверлить отверстия в направляющей северной стойки, болтами крепления корзины прикрутить ее к маховику. Это устройство дает возможность избежать проворачивания маховика.

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109


Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

Монтаж элементов трансмиссии

Установка агрегатов на автомобиль проводится в порядке, обратном демонтажу. Маховик с новым венцом поместите на его штатное место на коленвал, используя нанесённые при разборке агрегата метки. Закрепите его монтажными болтами. Затяжку болтов рекомендуется выполнять динамометрическим ключом. Усилие затяжки должно составлять примерно 75 Нм. Схема затяжки — в шахматном порядке, это позволит избежать перекосов.

Установив отремонтированный агрегат, верните на место сцепление. Отцентрируйте ведомый диск. Установите остальные элементы трансмиссии. Если вы используете подъёмник, учтите, что затяжку креплений стабилизатора и поперечного рычага необходимо проводить после опускания автомобиля на землю. Эти элементы конструкции следует фиксировать под рабочей нагрузкой. Установите стартёр, подключите датчик заднего хода.

Всё готово — в путь с надеждой, что ваш ветеран не подведёт вас на дороге. Старайтесь не слишком нагружать уже довольно пожилой автомобиль. Помните, что последняя «девятка» сошла с конвейера АвтоВАЗа полтора десятка лет назад.

Не поддавайтесь искушению использовать тюнинговые примочки, такие как облегчённый маховик на ВАЗ 2109. Возросшими вибронагрузками он разнесёт вам двигатель и трансмиссию. С машиной такого возраста экспериментировать не стоит.

Если рассматривать устройство и принцип работы ДВС, то рано или поздно придется столкнуться с таким изделием, как маховик. По своему конструктивному исполнению он не представляет чего-то сложного, но выполняемые им функции чрезвычайно важны, и непонятно, каким образом можно обойтись без него.

Также ознакомьтесь

  • Самостоятельная замена ШРУСа ВАЗ 2110
  • Алгоритм замены сайлентблоков передней подвески ВАЗ 2109
  • Инструкция по замене масла в коробке ВАЗ 2108
  1. Перед снятием маховика нужно нанести метки, показывающие взаимное расположение маховика и коленчатого вала.
  2. Выколоткой и молотком сбить старый венец.
  3. Установить новый венец маховика ВАЗ 2109. Для этого новый венец нужно разогреть (как вариант, обернуть маховик бумагой, поджечь ее).
  4. После разогрева аккуратно надеть венец на маховик (необходимо устанавливать его внутренней фаской по направлению к маховику). Затем нужно установить деталь на место.

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109


Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

  1. Сборку требуется выполнять в обратной последовательности. Затяжку болтов стоит выполнять с моментом 62-89 Н*м, а затягивать болты корзины – 19-31 Н*м. Чтоб избежать перекоса затяжки, нужно выполнять ее в шахматном порядке.

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109


Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

  1. Для отцентровки ведомого диска нужно использовать удлинитель на 1/4 со слоем изоленты, доводящим до диаметра 15 и 20 миллиметров.

Что такое маховик в автомобиле?

По сути дела, маховик двигателя является составной частью нескольких самостоятельных систем. К его функциям можно отнести:

  • уменьшение колебаний при вращении коленвала ДВС. В этом случае маховик выступает как часть двигателя;
  • передачу момента на КПП от силового агрегата. Маховик кроме всего прочего является первичным диском сцепления;
  • передачу момента на коленвал от стартера. Через венец маховика от стартера поступает момент для раскручивания коленвала и запуска двигателя.

Для чего нужен маховик

  1. Как элемент ДВС. Основное, если так можно сказать, самое первое его применение. Понять выполняемые в этом случае функции поможет фото



Здесь: 1 – шейка шатунная, 2 – противовес, 3 – маховик с венцом 4 – коренная шейка, 5 – коленвал. Работа четырехтактного ДВС подразумевает, что энергия от сгорания топлива появляется неравномерно из-за того, что в разных цилиндрах этот процесс происходит в разное время. Такое ее поступление обуславливает изменяющийся во времени момент на валу ДВС. Для сглаживания этих пульсаций, а также любых неравномерностей при вращении коленвала, предусмотрено использование маховика, выступающего своеобразным аккумулятором кинетической энергии.



1 – маховик, 2 – сцепление в сборе. В данном случае от маховика сцепление получает крутящий момент, выдаваемый ДВС, а затем передает его дальше на КПП. Не касаясь того, как организовано взаимодействие маховик-сцепление, стоит только отметить, что здесь он выступает в двоякой роли – как оконечный элемент ДВС, на который поступает развиваемый крутящий момент, и как часть сцепления, этот момент получающий.



Принцип работы, в этом случае, следующий – при повороте ключа зажигания реле вводит в зацепление венец маховика и шестеренку на валу стартера. Стартер начинает крутиться, создаваемый им момент раскручивает маховик и, соответственно, коленвал двигателя. Он запускается, после чего венец маховика и стартер разъединяются. Теперь должно быть понятно, для чего нужен венец.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

Необходимые инструменты: ключ на «13», 2 ключа на «19»; монтажная лопатка; подходящая отвертка; бородок; молоток; чтобы снять .

Догадаться о необходимой замене крестовины карданного вала можно по характерным стукам и вибрации, доносящимся снаружи, когда автомобиль движется на .

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

Предварительно снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач и сцепление (см. разд. 5 «Трансмиссия»).

1. Отверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

2. Вместе с последним болтом, придерживая маховик, снимите стопорную пластину болтов.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

3. Снимите маховик с фланца коленвала.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

4. Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

5. Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или…

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

6.… фланца коленвала обнаружены риски и задиры. Проверить и отремонтировать маховик можно в мастерской, имеющей специальное оборудование. Неплоскостность поверхности 3 (рис. 4.4) прилегания ведомого диска сцепления не должна превышать 0,06 мм. Непараллельность поверхностей прилегания ведомого диска сцепления и поверхности 2 для крепления сцепления не должна превышать 0,1 мм. Биение маховика на поверхностях 3 и 1 не должно превышать 0,1 мм. Для удаления глубоких рисок и задиров поверхность 3 маховика можно проточить, при этом слой снимаемого металла не должен превышать 1 мм. Одновременно с поверхностью 3 необходимо проточить поверхность 2, выдерживая размер между ними (0,5+0,1) мм. При проточке выдержите параллельность поверхностей 3 и 1.

Обычный, демпферный маховик и другие его виды

Конструктивно различают такие виды его исполнения:

  • сплошной или обычный;
  • двухмассовый или демпферный;
  • облегченный.

Наиболее распространенным является сплошной маховик. По сути дела – это обычный металлический диск, на котором по торцу выполнен венец.

Для разных моделей автомобиля используется свое исполнение, обычно диаметр диска тридцать-сорок сантиметров. Как пример можно привести диск ВАЗ 2101, его вес равен 6,7 кг, а диаметр сцепления двести мм, тогда как для ВАЗ 2110 – вес 6,3 кг. Не существует единого варианта для любых моделей, на все ВАЗ, например, такие как 2112, 2114, 2110, применяется свое исполнение.


Что используют в автомобилях ВАЗ?

Нет ничего удивительного, что для машин ВАЗ, например таких, как 2112, 2114, 2110, как уже отмечалось, используются разнообразные маховики. В авто этого семейства применяют обычный, а не двухмассовый маховик. Правда, для представителя каждого семейства ВАЗ он свой, отличающийся весом и размерами диска сцепления.

Так, на всю классику ВАЗ ставится маховик от 2101, на Ниву и Шеви Ниву – от 21213. Восьмерки комплектуются изделиями от 2109. Десятки, Калины, Приоры, Гранты используют маховик от ВАЗ 2110. Все виды маховиков, от ВАЗ различных семейств, например таких, как 2112, 2114, 2110, отличаются различным посадочным местом, внешним диаметром и венцом. » alt=»»> Роль и значение маховика в ДВС переоценить трудно, да наверное, просто невозможно. Именно он сглаживает рывки, создает нормальные условия для работы трансмиссии и уменьшает вибрацию от мотора, передаваемую на кузов. С целью повышения его эффективности используются различные конструкции, хотя зачастую и исполнение в виде обычного диска вполне успешно работает в двигателе.

О том, как правильно поставить маховик на двигатель

снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099


Предварительно снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач и сцепление (см. разд. 5 «Трансмиссия»).

1. Отверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач.


2. Вместе с последним болтом, придерживая маховик, снимите стопорную пластину болтов.


3. Снимите маховик с фланца коленвала.


4. Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.


5. Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или…


6.… фланца коленвала обнаружены риски и задиры. Проверить и отремонтировать маховик можно в мастерской, имеющей специальное оборудование. Неплоскостность поверхности 3 (рис. 4.4) прилегания ведомого диска сцепления не должна превышать 0,06 мм. Непараллельность поверхностей прилегания ведомого диска сцепления и поверхности 2 для крепления сцепления не должна превышать 0,1 мм. Биение маховика на поверхностях 3 и 1 не должно превышать 0,1 мм. Для удаления глубоких рисок и задиров поверхность 3 маховика можно проточить, при этом слой снимаемого металла не должен превышать 1 мм. Одновременно с поверхностью 3 необходимо проточить поверхность 2, выдерживая размер между ними (0,5+0,1) мм. При проточке выдержите параллельность поверхностей 3 и 1.


Рис. 4.4. Маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 1 — поверхность, прилегающая к фланцу коленвала; 2 — место проверки поверхности для крепления сцепления; 3 — место проверки биения опорной поверхности ведомого диска сцепления ПРИМЕЧАНИЕ Перед установкой маховика на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 нанесите на резьбу болтов его крепления герметик, предварительно обезжирив болты и резьбовые отверстия под них.

Установите маховик на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в порядке, обратном снятию, совместив отверстия на маховике и фланце коленвала (они расположены асимметрично).




Сколько зубьев на маховике ваз 2109

Отличаются количеством зубьев на венце Ваз 2101 — 129 зубьев, на венце Ваз 2110 — 128 зубьев.

Венец 2101-1005115 Ваз 2101-2107 Масса — 0,62 кг Диаметр наружный — 277,5 мм диаметр посадочный — 256,795 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 129 Модуль — 2,1166

Венец 2112-1005115 Ваз 2110-2170 Масса — 0,672 кг Диаметр наружный — 278,5 мм диаметр посадочный — 256,795 -0,07 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 128 Модуль — 2,1166 Вес маховика — 6,5 кг

Обычно маховик ВАЗ 2109 служит долго и ломается редко. Исключение — износ зубьев венца этого агрегата. Довольно часто эта поломка случается из-за некачественного материала венца, и в этом случае деталь подлежит замене.



Гарантия

Мы предоставляем специальную гарантию:

  • один год – оригинальные запчасти
  • месяц – неоригинальные запчасти
  • один год – выполненные работы (установка оригинальных запчастей)
  • три месяца – выполненные работы (установка неоригинальных запчастей)

Маховик в трансмиссии ВАЗ 2109

Маховик ВАЗ 2109 является частью трансмиссии этого автомобиля. Он расположен между двигателем и сцеплением. Этот агрегат является выходной точкой двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и входной точкой привода авто, соединяется с ведущим валом коробки переключения передач (КПП). В машине маховик выполняет три функции:

  1. Повышает равномерность вращения коленчатого вала двигателя, сглаживает колебания величины крутящего момента, передаваемого с поршней камер сгорания через кривошипно-шатунный механизм на коленчатый вал ДВС. Дело в том, что при каждом обороте коленчатого вала происходит два взрывообразных акта сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах автомобиля, и если бы не маховик, коленвал бы сильно дёргался дважды за каждый свой оборот. Маховик сглаживает эти пульсации, накапливая и отдавая кинетическую энергию вращательного движения.
  2. Обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Этот агрегат является первичным, ведущим диском механизма сцепления. При отпущенной педали сцепления ведомый диск прижимается к маховику, обеспечивает вращение выходного вала КПП и приводит во вращение ведущие передние колёса ВАЗ 2109.
  3. При запуске автомобиля маховик обеспечивает передачу крутящего момента от стартёра на коленвал двигателя. При повороте ключа зажигания в положение «стартёр» происходит зацепление шестерёнки стартёра с зубьями венца — таким образом раскручиваются маховик и коленвал. В цилиндры подаётся искра зажигания и двигатель запускается. Ключ зажигания возвращается в положение «зажигание» и шестерёнка стартёра выходит из зацепления с венцом.

С точки зрения эксплуатации именно венец является самым уязвимым местом. Наиболее распространённая поломка — износ его зубьев. Если износ достигает критического уровня, шестерёнка стартёра не входит в зацепление с венцом и запуск двигателя от аккумулятора становится невозможен. Приходится заводиться с толчка.

Монтаж элементов трансмиссии

Установка агрегатов на автомобиль проводится в порядке, обратном демонтажу. Маховик с новым венцом поместите на его штатное место на коленвал, используя нанесённые при разборке агрегата метки. Закрепите его монтажными болтами. Затяжку болтов рекомендуется выполнять динамометрическим ключом. Усилие затяжки должно составлять примерно 75 Нм. Схема затяжки — в шахматном порядке, это позволит избежать перекосов.

Установив отремонтированный агрегат, верните на место сцепление. Отцентрируйте ведомый диск. Установите остальные элементы трансмиссии. Если вы используете подъёмник, учтите, что затяжку креплений стабилизатора и поперечного рычага необходимо проводить после опускания автомобиля на землю. Эти элементы конструкции следует фиксировать под рабочей нагрузкой. Установите стартёр, подключите датчик заднего хода.

Всё готово — в путь с надеждой, что ваш ветеран не подведёт вас на дороге. Старайтесь не слишком нагружать уже довольно пожилой автомобиль. Помните, что последняя «девятка» сошла с конвейера АвтоВАЗа полтора десятка лет назад.

Не поддавайтесь искушению использовать тюнинговые примочки, такие как облегчённый маховик на ВАЗ 2109. Возросшими вибронагрузками он разнесёт вам двигатель и трансмиссию. С машиной такого возраста экспериментировать не стоит.

Если рассматривать устройство и принцип работы ДВС, то рано или поздно придется столкнуться с таким изделием, как маховик. По своему конструктивному исполнению он не представляет чего-то сложного, но выполняемые им функции чрезвычайно важны, и непонятно, каким образом можно обойтись без него.

Резкое движение машины в момент включения сцепления

Характерным симптомом неисправности системы сцепления является ситуация, когда автомобиль начинает двигаться с места достаточно резко (даже если водитель отпускает педаль максимально плавно и спокойно). Подобная проблема чаще всего возникает при механическом повреждении и сильном износе отдельных элементов сцепления, включая демпферные пружины, фрикционные накладки и ведомый диск.

Стоит отметить и другие распространенные признаки, которые могут указывать на наличие необходимости в ремонте или замене сцепления в ВАЗ 2109. Например, когда педаль проваливается, не возвращаясь при этом на свое первоначальное положение. Кроме того, могут встречаться проблемы, связанные с возникновением посторонних шумов, возникающих в процессе работы системы сцепления.

Преимущества ремонта сцепления в автосервисе «GREK»?

К основным достоинствам нашей компании можно отнести:

Огромный профессиональный опыт. Работая в сфере автомобильного сервиса и занимаясь ремонтом систем сцепления в отечественных машинах уже более 10-ти лет, мы обрели потрясающий опыт и знания, которые позволяют нам делать нашу работу максимально качественно. Лучшие комплектующие. Наши специалисты проводят ремонт и замену поврежденных деталей с использованием фирменных комплектующих марки KRAFT-TECH из Турции. Мы являемся официальными представителями этого бренда в России. Доступные цены. Стоимость услуг автомобильного сервиса «GREK» является наиболее демократичной. В среднем продолжительность работы по замене или ремонту элементов сцепления на ВАЗ 2109 составляет у нас около получаса. Для того чтобы получить консультацию или записаться на диагностику позвоните нам уже сегодня!

Есть ли смысл устанавливать облегченный маховик на авто?

Чтобы понять, для чего служит маховик, следует разобраться, что он из себя представляет. По сути, это массивное вращающееся колесо, которые служит в роли накопителя кинетической энергии.

Преимущества от установки устройства:

  • во-первых, для того чтобы запустить в ход лёгкий маховик, не требуется много энергии и, соответственно, количества сжигаемого топлива;
  • во-вторых, при уменьшении момента инерции маховика снижается нагрузка на коленвал, а также на элементы трансмиссии;
  • в-третьих, поскольку двигатель легче раскручивается, то остаётся определенный запас мощности, благодаря чему авто становится более динамичным и надежным. Как показывают расчеты, то при установке маховика весом на 1,5 кг меньше стандартного наблюдается прирост показателя мощности на 2 %

Эффект от установки облегчённого маховика во многом зависит от самого автомобиля. К примеру, при установке на ВАЗ он может вызвать совершенно негативные последствия, оказывая влияние на динамику разгона. Специалисты рекомендуют устанавливать облегчённые маховики на двигатели с высокими оборотами. Большое влияние имеет вес детали. Облегчать её до значения менее 4,5–5 кг в большинстве случаев не имеет смысла, а порой и небезопасно. Нельзя не учитывать тот факт, что эффективность работы маховика также зависит от профессиональных качеств водителя, поскольку добиться нужного эффекта можно лишь при удерживании оборотов двигателя в пределах максимальной мощности.

Основные признаки неисправности сцепления

  1. Сцепление буксует
  2. Затрудненное включение передач
  3. Неполное включение или выключение сцепления
  4. Чувствуются рывки и удары при трогании с места
  5. Слышится посторонний шум при выжатом сцеплении
  6. Ход педали сцепления стал большим

Для того, чтобы не было лишних проблем, при первых признаках неисправности Вам следует обратиться в автосервис в Кирове для замены сцепления.

Назвать конкретный пробег, после которого пора менять сцепление, нельзя. Слишком много факторов влияют на его срок службы:

  • манера езды — резкий старт и частые пробуксовки, а тем более, участие в гонках в разы сокращают период эксплуатации;
  • качество агрегата — оригинальные детали всегда долговечнее недорогих аналогов;
  • посторонние жидкости или мелкие твердые предметы могут вывести из строя даже новый узел;
  • ошибки при установке и регулировке неизбежно ведут к снижению эксплуатационных характеристик.


Износ накладок из-за неверной настройки сцепления

Что такое маховик в автомобиле?

По сути дела, маховик двигателя является составной частью нескольких самостоятельных систем. К его функциям можно отнести:

  • уменьшение колебаний при вращении коленвала ДВС. В этом случае маховик выступает как часть двигателя;
  • передачу момента на КПП от силового агрегата. Маховик кроме всего прочего является первичным диском сцепления;
  • передачу момента на коленвал от стартера. Через венец маховика от стартера поступает момент для раскручивания коленвала и запуска двигателя.

Для чего нужен маховик

  1. Как элемент ДВС. Основное, если так можно сказать, самое первое его применение. Понять выполняемые в этом случае функции поможет фото

Здесь: 1 – шейка шатунная, 2 – противовес, 3 – маховик с венцом 4 – коренная шейка, 5 – коленвал. Работа четырехтактного ДВС подразумевает, что энергия от сгорания топлива появляется неравномерно из-за того, что в разных цилиндрах этот процесс происходит в разное время. Такое ее поступление обуславливает изменяющийся во времени момент на валу ДВС. Для сглаживания этих пульсаций, а также любых неравномерностей при вращении коленвала, предусмотрено использование маховика, выступающего своеобразным аккумулятором кинетической энергии.
Полученный крутящий момент необходимо передать на колеса, и опять в этом процессе не обойтись без маховика. Такое его назначение основано на том, что он используется в качестве первичного вала сцепления, как показано на фото:

1 – маховик, 2 – сцепление в сборе. В данном случае от маховика сцепление получает крутящий момент, выдаваемый ДВС, а затем передает его дальше на КПП. Не касаясь того, как организовано взаимодействие маховик-сцепление, стоит только отметить, что здесь он выступает в двоякой роли – как оконечный элемент ДВС, на который поступает развиваемый крутящий момент, и как часть сцепления, этот момент получающий.

Использование маховика при запуске ДВС. Такое его применение показано на фото ниже:

Принцип работы, в этом случае, следующий – при повороте ключа зажигания реле вводит в зацепление венец маховика и шестеренку на валу стартера. Стартер начинает крутиться, создаваемый им момент раскручивает маховик и, соответственно, коленвал двигателя. Он запускается, после чего венец маховика и стартер разъединяются. Теперь должно быть понятно, для чего нужен венец.

Нюансы проведения работ

Следование всем рекомендациям из руководства от автопроизводителя не гарантирует того факта, что все делается просто и быстро. Далеко не каждый владелец автомобиля имеет возможность загнать машину на яму или эстакаду. Подъемник отлично подойдет для проведения работ, но он тоже есть далеко не у всех.

При обращении в любой сервис – замену произведут в течение пары часов, но за такую услугу потребуется выложить немалую сумму. Для самостоятельного проведения работ, возможно, понадобится целый день. Может и больше, если у вас нет опыта в ремонте машины.

Большая часть времени тратится на разборку и сборку. Операция по замене узла займет у вас не более получаса. Далее в статье мы рассмотрим процесс замены сцепления без ямы/подъемника.

Обычный, демпферный маховик и другие его виды

Конструктивно различают такие виды его исполнения:

  • сплошной или обычный;
  • двухмассовый или демпферный;
  • облегченный.

Наиболее распространенным является сплошной маховик. По сути дела – это обычный металлический диск, на котором по торцу выполнен венец.

Для разных моделей автомобиля используется свое исполнение, обычно диаметр диска тридцать-сорок сантиметров. Как пример можно привести диск ВАЗ 2101, его вес равен 6,7 кг, а диаметр сцепления двести мм, тогда как для ВАЗ 2110 – вес 6,3 кг. Не существует единого варианта для любых моделей, на все ВАЗ, например, такие как 2112, 2114, 2110, применяется свое исполнение.

Замена венца маховика. Инструкция универсальная, можно применить к ВАЗ

Маховик одна из самых важных частей любого автомобиля, будь то грузовой или легковой тип. Но зачастую он может износиться, бывает это любо от времени и большого пробега, либо от некачественной запчасти, а точнее части – именуемой «венцом». Проблема может проявляться так – вы крутите ключ, а вместо того чтобы запуститься, машина издает металлический скрежет и не запускается …

Может кстати еще, пытаться схватывать, но как бы «проскальзывать»! То есть «прерывистый» запуск. Многие автовладельцы начинают копаться в этой неисправности, и смотрят первым делом стартер, его шестерню и бендикс.

Вторым, смотрят сам маховик. Если честно, то этот зубчатый диск имеет простеющую конструкцию. По сути это большой металлический диск, на который одевают специальный венец, это и есть зубья, которые вступают в зацепление со стартером.

Что используют в автомобилях ВАЗ?

Нет ничего удивительного, что для машин ВАЗ, например таких, как 2112, 2114, 2110, как уже отмечалось, используются разнообразные маховики. В авто этого семейства применяют обычный, а не двухмассовый маховик. Правда, для представителя каждого семейства ВАЗ он свой, отличающийся весом и размерами диска сцепления.

Так, на всю классику ВАЗ ставится маховик от 2101, на Ниву и Шеви Ниву – от 21213. Восьмерки комплектуются изделиями от 2109. Десятки, Калины, Приоры, Гранты используют маховик от ВАЗ 2110. Все виды маховиков, от ВАЗ различных семейств, например таких, как 2112, 2114, 2110, отличаются различным посадочным местом, внешним диаметром и венцом. » alt=»»> Роль и значение маховика в ДВС переоценить трудно, да наверное, просто невозможно. Именно он сглаживает рывки, создает нормальные условия для работы трансмиссии и уменьшает вибрацию от мотора, передаваемую на кузов. С целью повышения его эффективности используются различные конструкции, хотя зачастую и исполнение в виде обычного диска вполне успешно работает в двигателе.

Читайте также: