Путь из варяг в греки проходил по а волге б днепру в дунаю г днестру

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Путь из варяг в греки проходил по а волге б днепру в дунаю г днестру

Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

Где проходил путь "из варяг в греки"?

В статье "Откуда приплыл Рюрик?" я обратил Ваше внимание на очень интересную карту:

Из этой версии видно, торговый путь "из варяг в греки" проходит по реке Западная Двина через Господин Великий Новгород, который расположен между истоком Днепра и истоком Волги. Новгород-де имел хорошее стратегическое расположение: являлся "узловым пунктом" сразу для 2 торговых путей: Варяжского пути ("из варяг в греки") и Волжского пути. А город Новгород (бывший Словенск и бывший Великоград), согласно этой версии, является "Лженовгородом", а Ладога (она же Русса) названа "Невоград", так как находится на реке Нева близ озера Нево.

На нижней карте отрезок маршрута "Западная Двина" тоже есть:

В ПВЛ "Путь из греков в варяги" (в формулировке Сильвестра, он же "Нестор", которому было выгодно "писать повесть" с точки зрения византийской церкви: то есть с юга на север) сказывается, что этот "путь" проходил так: Черное море - остров Березень (близ устья Днепра, где, видимо, снимали обратно же морскую оснастку) - Днепр - 1-й волок до реки Западная Двина - Западная Двина -2-й волок до реки Ловать - Ловать - озеро Ильмень - река Волхов - ладожское озеро - река Нева - Финский залив - Варяжское море - "прекрасная родина викингов Дания" (Бирка, супергород, отправляющий в путь викинг-дрехт-драккары по всему миру). Получается, из пункта А драккары выплывали пустые и набирали товар на финно-угорских и славянских землях:

Альтернативный "путь из варягов в греки" немного проще и короче: Варяжское море (точка А не обязательно есть Бирка, она может быть, например, (для наглядности, по названию современных городов): Рига (именно отсюда начинается вход в Западную Двину), Калининград, Любек, Таллин, Хельсинки, Кальмар, Аркона. И маршрут этого пути таков: Балтика (Варяжское море) - Рижский залив - Западная Двина - волок до Днепра - Черное море - Константинополь (Византия). А что, любопытно!

Думается, небезосновательно отдельные исследователи подвергают сомнению традиционный маршрут "пути из варягов в греки". На самом деле, зачем скандинавским "купцам" надо было преодолевать маршрут "Северный поток-1 (условно назовем так): Балтика-Финский залив-Волхов-Ловать-волок1-Двина-волок2-Днепр", в то время как маршрут "Северный поток-2 (тоже условное название): Балтика-Рижский залив-Двина-волок-Днепр" и удобнее, и короче (аж в 5 раз!), зачем? И вообще, были ли скандинавские купцы? Может быть, были прибалтийские купцы, то есть варяги? Ведь в то время, как даны-скандинавы порождали викингов (которые являются следствием по причине нехватки в этих суровых северных землях ресурсов для людей) и нападали на северную и северо-западную Европу ради грабежа и насилия, прибалтийские и другие европейцы занимались и промыслом, и ремеслами, и сельским хозяйством, то бишь СОЗИДАЛИ! Следовательно, им было чем торговать. В этом контексте я не выделяю славян, ибо они тоже европейцы. Часть маршрута торгового пути, естественно, проходила через славянские земли. Ильменские и другие славяне были заинтересованы в обеспечении устойчивости и безопасности Торгового пути, потому что торговля есть источник наращивания капитала, источник дальнейшего развития. С этой точки зрения, кто бы ни был "призванный варяг", он был знатоком этой профессии и авторитетным человеком в этой среде. То, что это был скандинав и то, что купцы были скандинавами, никакими документами до сих пор не подтверждено. Византийские "варанги" есть никто иной, как варяги, которых отправил от себя греческому императору великий князь Владимир (об этом мы тоже писали: дабы "избавиться от них"; да, среди этих варягов были и викинги, но все они наемники, что с них взять). А вот о русских купцах византийцы и арабы писали (не зря Олег Вещий сделал для них льготные условия торговли, хвала князю!).

На одной из зарубежных карт "Новоград Великий" находится между верховьями рек Западная Двина и Волга, что и на верхней карте русского происхождения:

Можно предположить, что торговый путь "из варяг в греки" вначале проходил по маршруту "Северный поток-1", затем уже по маршруту "Северный поток-2" и, наконец, слился с Волжским торговым путем, сохраняя одновременно самостоятельную ветку "Днепр-Черное море". Скорее всего, Рюрик был выходцем из варягов-славян-русов и начал княжить в "Невограде" (на месте бывшей Ладоги). Это логично, так как именно там когда-то был скандинавский судостроительный центр, захваченный в 7 веке словенами (ильменскими). Варяжские профессии могли зародиться, в том числе, и там. Затем Рюрик княжил в Новгороде-на-Волхве и был первым официальным князем военно-политического союза "словене-кривичи-весь-чудь", "князем новгородским", и полностью контролировал "Северный поток-1". Возможно, при князе Владимире, при условии полного контроля над Полоцком и Смоленском, стало возможным открытие маршрута "Северный поток-2".

Потенциально мог иметь место третий маршрут "Северный поток-3": Висла - Буг - Припять - Днепр - Черное море. Или "Северный поток-4": Эльба // Рейн - Дунай - Черное море (тоже вполне логично).

Путь «Из варяг в греки»

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Становление государственности у Восточных славян принято связывать с выгодным географическим положением, в результате которого страна соединяла Север и Юг Европы, получая уникальные возможности для торговли. Выгодность положения связана с тем, что на территории проходил знаменитый путь из варяг в греки. Путь получил такое название, поскольку связывал Варяжское (Балтийское) море и Византийский (греческий) город Константинополь. Благодаря выгодному торговому положению вдоль Пути возвысились такие города как Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Киев.

Исторические источники

В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.

В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:

  • Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
  • Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения - Рим.

Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:

  • Плавание происходило в июне.
  • Торговый маршрут был регулярным.
  • В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.

Маршрут пути и его особенности

Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.

  • Балтийское (варяжское) море
  • Через реку Неву в Ладожское озеро
  • Через реку Волхов в озеро Ильмень
  • Река Ловать
  • Река Днепр
  • Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул

Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент - путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения. А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения. Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:

  • Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
  • В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.

На чем плавали из варяг в греки

Рассматривая маршрут торгового пути,в большинстве источников он просто описывается, но не проверяется. Мы уже говорили о странностях движения против течения и специфики судоходства по Днепру. Допустим, что все это незначительно и путь из варяг в греки действительно проходил по тому маршруту, который сегодня всем известен. Тогда возникает другой вопрос - на каких кораблях или других плавательных средствах осуществляли торговый путь из Балтийского моря в Черное? Ведь такие плавательные средства должны были быть пригодными для судоходства по морю, по рекам и по озерам. На флоте такие корабли называют классом «озеро - море» и «река - море». Впервые корабли такого класса появились в 20 веке. Поэтому обратимся к первоисточникам, чтобы разобраться на чем плавали славяне. В книге «Об управлении империей» императора Константина 4 говорится, что росы плавали на лодка однодревках. Еще их часто называют долбенками. Таки лодки строились из цельного куска дерева, откуда выдалбливалась оснастка. Внешний вид таких лодок примерно такой.

Лодка однодревка (добенка)

На такой лодке можно плавать по озерам, с ограничением - по рекам. Но как на такой лодке плавать по морям? Более того, в плавании брались товары, инструменты, продовольствие. На таких лодках этого просто не увести. В историческом музее Москвы выставлен экземпляр лодки однодревки - высота бортов - 70 сантиметров, длина - порядка 6 метров, толщина бортов - 1 сантиметр. Абсолютно непонятно, как на таких лодках можно было плавать на такие дистанции.

О чем это говорит

Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.

Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

Торговый путь из варяг в греки

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

Где проходил торговый путь из варяг в греки

  1. Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов — Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
  3. После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
  4. Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

Торговый путь из варяг в греки маршрут

История торгового пути

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

Правители в те времена

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

Привозные товары

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

Правление при князьях Святославе Игоревиче

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки (или "Варяжский путь", "Восточный путь") — это древнее название водных торговых маршрутов, которые проходили от Балтийского моря к Средиземному, опоясывали всю Европу и соединяли Скандинавию с Византией.

В истории Древней Руси этот путь упоминает монах-летописец Нестор в Повести временных лет (12 век). Он называет его "путь из Варяг в Греки и из Греков…".

Где проходили маршруты?

Первый путь начинался от Балтийского моря (в то время оно называлось Варяжским), проходил по Неве к Ладожскому озеру, через реку Волхов в озеро Ильмень, далее по рекам Ловать, Днепр в Черное море. А затем по морю попадали в Царьград.

Царьградом в Древней Руси называли Константинополь — современный Стамбул.

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря в Средиземное

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря до Константинополя.
Источник: ПостНаука, Путь из варяг в греки. Автор Т. Пушкина

Маршрут тянулся на более чем 2,5 тысяч км. Торговцам приходилось идти и через вóлоки — участки суши между реками, когда судно приходилось волочить по земле.

Путь пролегал через города:

  • Новгород (Великий),
  • Псков,
  • Полоцк,
  • Смоленск,
  • Чернигов,
  • Киев,
  • Переяславль,
  • Царьград (Константинополь).

Другой путь — из Балтийского моря на запад, через Северное море и затем Бискайский залив. Этот путь опоясывал Европу с левой стороны и приводил в Средиземное море.

Третий — из Балтийского моря в Каспийское: через реку Неву и Ладожское озеро, по реке Волхов в озеро Ильмень, затем через реки Мста, Пола и др. — до реки Волги и в Каспийское море.

Кто открыл путь из варяг в греки?

Историки спорят о том, кто был первооткрывателем пути. Наиболее популярная версия — это маршруты древнескандинавских правителей и викингов.

У торговцев путь из Балтийского моря через Древнюю Русь по рекам в Царьград стал популярным в 9–12 вв. Так они попадали в Византию и обратно.

Каково значение пути?

Путь из варяг в греки был важнейшим торговым маршрутом. Он не просто проходил через Древнюю Русь. Славяне сами активно использовали его для внутренней торговли; он соединял два важнейших в то время города — Новгород и Киев.

Транспортом служила ладья — судно с парусом и вёслами. Оно было лёгким с неглубокой посадкой. Это позволяло славянам проходить волоки (участки суши) и пороги на реках.

Картина Н.К.Рериха

На картине русского художника Н.К. Рериха "Заморские гости" изображена ладья. Парус у судна был, как правило, с красивым цветным орнаментом.
Серия "Начало Руси. Славяне". 1901. Холст, масло. 85x112,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С севера на юг везли меха и шкуры, а также мёд, воск, оружие, серебро, ювелирные изделия и другие товары.

Из Византии в Скандинавию (с юга на север) доставляли специи, вино, масло, украшения (бусы, браслеты), шёлк и другие ткани, книги, стекло, оружие и др.

Что случилось с маршрутом?

Окончательно путь перестали использовать с 13 века, когда произошло монгольское нашествие на Русь.

До этого маршрут постепенно терял свою популярность. Это было связано с несколькими причинами:

Путь из варяг в греки. Современная оценка исследователей

«…был путь из Варяг в Гре­ки и из Грек по Дне­пру, а в вер­хо­вьях Дне­пра — волок до Лово­ти, а по Лово­ти мож­но вой­ти в Иль­мень, озе­ро вели­кое; из это­го же озе­ра выте­ка­ет Вол­хов и впа­да­е­те озе­ро вели­кое Нево, и устье того озе­ра впа­да­ет в море Варяж­ское. И по тому морю мож­но плыть до Рима, а от Рима мож­но при­плыть по тому же морю к Царь­гра­ду, а от Царь­гра­да мож­но при­плыть в Понт море, в кото­рое впа­да­ет Днепр река».

Часто толь­ко это сухое опи­са­ние пере­хо­дов из дельт одних рек в устья дру­гих и всплы­ва­ет в памя­ти, при упо­ми­на­нии Пути. Созда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что Восточ­ную Евро­пу в древ­но­сти про­ре­за­ла длин­ная тор­го­вая маги­страль, по кото­рой туда-сюда пла­ва­ли варя­ги, попут­но созда­вая госу­дар­ство Русь.

Но на самом деле путь из варяг в гре­ки не был про­стой доро­гой из точ­ки А в точ­ку Б. За свою исто­рию он силь­но менял­ся, как меня­лись и места, через кото­рые он про­ле­гал, и люди, кото­рые реша­лись по нему плыть.


Путь из варяг в греки

Для нача­ла раз­бе­рём­ся с теми, кто насе­лял Восточ­ную Евро­пу в эпо­ху пути из варяг в гре­ки. Это были сла­вян­ские, балт­ские и фин­но-угор­ские наро­ды. По Вол­хо­ву и Лова­ти жили Иль­мен­ские сло­вене, ниже в Вер­хо­вьях Вол­ги и Дне­пра — кри­ви­чи, пра­вый берег Оки зани­ма­ли вяти­чи. К восто­ку от них по сред­не­му тече­нию Вол­ги и Оки жили фин­но-угор­ские наро­ды: меря, муро­ма, морд­ва. По Десне рас­по­ла­га­лись сла­вяне: ради­ми­чи и вяти­чи. Ниж­ний Днепр зани­ма­ли поляне, а по запад­но­му при­то­ку При­пя­ти жили древляне.

В это же вре­мя, ещё с нача­ла VIII века, тер­ри­то­рии Сред­ней Вол­ги и Камы зани­ма­ли тюр­ко­языч­ные волж­ские бул­га­ры, отбро­шен­ные сюда из сте­пи в резуль­та­те войн с хаза­ра­ми. Хазар­ский кага­нат зани­мал меж­ду­ре­чье Вол­ги и Дона, кон­тро­ли­руя выхо­ды этих рек в Азов­ское и Кас­пий­ское море.

Насе­ле­ние Восточ­ной Евро­пы перед нача­лом фор­ми­ро­ва­ния Древ­не­рус­ско­го госу­дар­ства было пёст­рым и мно­го­эт­нич­ным, раз­ным по уров­ню куль­ту­ры и госу­дар­ствен­но­го устрой­ства. Это, без­услов­но, повли­я­ло на осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния Пути из варяг в греки.

Ката­ли­за­то­ром нашей исто­рии ока­за­лись варя­ги или как они были извест­ны в тот момент в Запад­ной Евро­пе — викин­ги. Эпо­ха викин­гов, кото­рая для Запад­ной Евро­пы чаще все­го свя­за­на с гра­бе­жом, пират­ством и напа­де­ни­ем орга­ни­зо­ван­ных и хоро­шо воору­жён­ных банд на горо­да и даже неболь­шие госу­дар­ства име­ла мно­го при­чин внут­ри самой ран­не­сред­не­ве­ко­вой Скандинавии.

Рез­ко уси­лив­ша­я­ся знать иска­ла воен­ной добы­чи — важ­ней­ше­го источ­ни­ка обо­га­ще­ния. Мно­гие рядо­вые общин­ни­ки поки­да­ли роди­ну из-за отно­си­тель­ной пере­на­се­лён­но­сти при­мор­ских рай­о­нов Скан­ди­нав­ско­го полу­ост­ро­ва и нехват­ки при­год­ных для обра­бот­ки земель.

В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье в Скан­ди­на­вии созда­лась доста­точ­но боль­шая груп­па людей, недо­воль­ных сво­им поло­же­ни­ем и обла­дав­шим воз­мож­но­стью улуч­шить его с помо­щью набе­гов на более бла­го­по­луч­ные и бога­тые рай­о­ны Евро­пы. Но что тяну­ло нор­ман­нов на восток?

Одной из важ­ней­ших при­чин не толь­ко фор­ми­ро­ва­ния Пути из варяг в гре­ки, но и эпо­хи викин­гов в прин­ци­пе, сего­дня назы­ва­ют откры­тие Абба­сид­ским хали­фа­том новых сереб­ря­ных руд­ни­ков и зако­но­мер­ный спад цены на сереб­ро в реги­оне. Имен­но араб­ское сереб­ро ста­нет раз­мен­ной валю­той эпо­хи викин­гов. Пока­за­тель­но, что наи­бо­лее пол­ная кол­лек­ция араб­ских дир­хе­мов VIII–X веков при­над­ле­жит Сток­гольм­ско­му музею.

Скан­ди­нав­ские саги так же, как и Повесть Вре­мен­ных Лет, сохра­ни­ли память о доро­ге через Восточ­ную Евро­пу. Там она назы­ва­ет­ся Austrvegr — «Восточ­ный путь».


Дир­хем, пере­де­лан­ный в под­вес­ку. Рас­коп­ки В. В. Нови­ко­ва. Источ­ник: gnezdovo.com

Дея­тель­ность викин­гов тут была совер­шен­но иной, неже­ли раз­бой и набе­ги в Запад­ной Евро­пе. Что­бы прой­ти по рекам Восточ­ной Евро­пы, где круп­ные посе­ле­ния встре­ча­ют­ся не так часто, а боль­шую часть тер­ри­то­рий зани­ма­ют густые леса, нуж­ны были хоро­шие свя­зи с мест­ным населением.

Сла­вяне были заин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии тор­гов­ли — глав­ны­ми това­ра­ми варя­гов на восто­ке были меха и рабы, кото­рые им постав­ля­ли сами сла­вяне. Как отме­ча­ют заве­ду­ю­щая сек­то­ром отде­ла архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков ГИМ Веро­ни­ка Вла­ди­сла­вов­на Мура­ше­ва и стар­ший науч­ный сотруд­ник ГИМ Сер­гей Юрье­вич Каи­нов, в Запад­ную Евро­пу скан­ди­на­вы шли в «вик» — в набег, а в Восточ­ную Евро­пу — в «русь», то есть греб­ца­ми (от фин­ско­го Ruotsi — ино­языч­но­го обо­зна­че­ния скан­ди­нав­ских греб­цов, поз­же дав­ше­го назва­ние государству).


Торг в стране восточ­ных сла­вян. Худож­ник Сер­гей Ива­нов. 1909 год

Что инте­рес­но, скан­ди­нав­ское Austrvegr гораз­до боль­ше под­хо­дит для опи­са­ния систе­мы тор­гов­ли в Восточ­ной Евро­пе VIII-XI веков, чем «Путь из варяг в гре­ки». Свя­за­но это в первую оче­редь с тем, что этот путь пер­во­на­чаль­но шёл отнюдь не к гре­кам, а к ара­бам. К тому же систе­ма рек меня­лась со временем.

Пер­вый путь боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей назы­ва­ют «Дон­ским». Он про­хо­дил через Вол­хов, затем пере­хо­дил к Оке и Упе, отсю­да воло­ком к Вер­хо­вьям Дона, а отту­да — в Азов­ское и Чёр­ное Море. Этот вари­ант поз­во­лял про­хо­дить сна­ча­ла через зем­ли сла­вян, а затем — через Хазар­ский кага­нат. И сла­вян­ский, и хазар­ский участ­ки пути были хоро­шо укреп­ле­ны. Кре­по­сти рас­по­ла­га­лись на неболь­шом рас­сто­я­нии друг от дру­га как сто­ян­ки тех­об­слу­жи­ва­ния для иду­щих по рекам караванов.

Под­твер­жде­ни­ем суще­ство­ва­ния на этой тер­ри­то­рии тор­го­во­го пути явля­ют­ся и мно­го­чис­лен­ные кла­ды араб­ско­го сереб­ра в бас­сейне реки Упы.

Одним из ярчай­ших памят­ни­ков Дон­ско­го пути мож­но назвать горо­ди­ще Супру­ты (сего­дня Туль­ская область). С нача­ла 1950‑х годов архео­ло­ги­че­ский памят­ник иссле­до­ва­ла Туль­ская экс­пе­ди­ция Софьи Андре­ев­ны Изю­мо­вой, а в 2008 году клад из рас­ко­пок 1969 года был опуб­ли­ко­ван Веро­ни­кой Вла­ди­сла­вов­ной Мура­ше­вой. Вещи, най­ден­ные в соста­ве кла­да, пока­зы­ва­ют, что на одном горо­ди­ще сосу­ще­ство­ва­ли скан­ди­на­вы, сла­вяне и хаза­ры. Наря­ду с веща­ми в скан­ди­нав­ском сти­ле, при­сут­ству­ет сла­вян­ская кера­ми­ка и укра­ше­ния сал­то­во-маяц­кой куль­ту­ры, свя­зан­ной с Хазар­ским каганатом.

Мест­ное насе­ле­ние нахо­ди­лось в состо­я­нии посто­ян­но­го кон­так­та и куль­тур­но­го обме­на, что хоро­шо вид­но на при­ме­ре наход­ки пре­крас­ных удил, выпол­нен­ных в скан­ди­нав­ском сти­ле. Дело в том, что скан­ди­на­вы на тот момент ред­ко исполь­зо­ва­ли кон­скую упряжь и прак­ти­че­ски не ходи­ли в кон­ные ата­ки (с этим свя­за­на и позд­ней­шая нехват­ка кон­ни­цы в рус­ском вой­ске, в похо­дах на Визан­тию Олег и Игорь при­вле­ка­ли кочев­ни­ков), кон­ное сна­ря­же­ние более харак­тер­но для хазар, с кото­ры­ми варя­ги повстре­ча­лись в Супру­тах. Горо­ди­ще было раз­ру­ше­но в нача­ле Х века. Воз­мож­но, это свя­за­но с раз­ви­ти­ем ново­го тор­го­во­го пути по Волге.


Уди­ла в скан­ди­нав­ском сти­ле из Супрут­ско­го кла­да 1969 года. По В.В Мура­шё­вой. 2008 год

Волж­ский путь так­же брал своё нача­ло от Вол­хо­ва и Лова­ти, пере­хо­дя к Вер­хо­вьям Вол­ги и спус­ка­ясь к Кас­пий­ско­му морю. Важ­ную его часть у сли­я­ния с Камой кон­тро­ли­ро­ва­ла Волж­ская Бол­га­рия, а в низо­вьях Вол­ги рас­по­ла­га­лось серд­це Хазар­ско­го кага­на­та — город Итиль.

Как ука­зы­ва­ет стар­ший науч­ный сотруд­ник ИИМК РАН Вяче­слав Сер­ге­е­вич Куле­шов, скан­ди­на­вы не про­хо­ди­ли весь путь цели­ком. Чаще все­го они оста­нав­ли­ва­лись в сто­ли­це Волж­ской Бол­га­рии, горо­де Бол­га­ра, где встре­ча­лись с мест­ны­ми и араб­ски­ми куп­ца­ми. При этом всё чаще вод­ное снаб­же­ние через ниж­нюю Вол­гу пре­ры­ва­лось, и товар шёл до Бол­га­ра в обход Хаза­рии кара­ва­на­ми через Южное При­ура­лье. Имен­но так попал в Бол­гар в 922 году араб­ский путе­ше­ствен­ник Ахмад ибн Фад­лан, оста­вив­ший зна­ме­ни­тые запи­си о русах, тор­го­вав­ших в Болгаре.

Но когда же появ­ля­ет­ся тот самый путь из варяг в гре­ки, про­хо­дя­щий через Русь и впа­да­ю­щий в Чёр­ное море? Тот самый путь, извест­ный боль­шин­ству по школь­ным учеб­ни­кам, или, ина­че гово­ря, Бал­тий­ско-Дне­пров­ский путь. Тама­ра Ана­то­льев­на Пуш­ки­на, науч­ный сотруд­ник кафед­ры архео­ло­гии МГУ, про­дол­жи­тель­ное вре­мя воз­глав­ляв­шая экс­пе­ди­цию МГУ в Гнёз­до­ве писала:

«Воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что дне­пров­ская часть пути из варяг в гре­ки до X века скан­ди­на­вам неиз­вест­на или почти неизвестна».

Дне­пров­ский путь был ори­ен­ти­ро­ван не толь­ко на араб­ский мир, но и на тор­гов­лю с Визан­ти­ей. Факт того, что наход­ки визан­тий­ских монет появ­ля­ют­ся в Сред­ней Шве­ции толь­ко к кон­цу IX — нача­лу X века, под­твер­жда­ет гипо­те­зу о нача­ле ста­нов­ле­ния Дне­пров­ско­го отрез­ка пути толь­ко к кон­цу IX века.

Похо­жую кар­ти­ну нам дают и пись­мен­ные источ­ни­ки. Аскольд и Дир впер­вые оста­нав­ли­ва­ют­ся в Кие­ве в 863 году, а объ­еди­не­ние север­ной и южной части Руси про­ис­хо­дит во вре­мя заво­е­ва­ния Кие­ва Оле­гом в 882 году. Види­мо, имен­но тогда фор­ми­ру­ет­ся и без­опас­ный марш­рут, кон­тро­ли­ру­е­мый одной кня­же­ской дина­сти­ей от Вол­хо­ва и Лова­ти к Дне­пру и ниже до Чёр­но­го моря.

Поми­мо варя­гов в тор­гов­ле, как и рань­ше, участ­во­ва­ли мест­ные жите­ли. Кро­ме того, меха для про­да­жи соби­ра­ли на полю­дье. В доро­ге у мест­ных меха выме­ни­ва­ли на укра­ше­ния, стек­лян­ные, сер­до­ли­ко­вые, хру­сталь­ные бусы. Часть варя­гов оста­ва­лась и осе­да­ла на пути, поти­хонь­ку сли­ва­ясь с жите­ля­ми. В то же вре­мя эти цен­тры были выгод­ны как путе­ше­ствен­ни­кам (там они мог­ли оста­нав­ли­вать­ся для почин­ки кораб­лей и отды­ха), так и сла­вя­нам, кото­рые мог­ли сбы­вать пуш­ни­ну и дру­гие това­ры цен­тра­ли­зо­ва­но. Сего­дня архео­ло­ги выде­ля­ют на Дне­пре несколь­ко таких цен­тров: в первую оче­редь Гнёз­до­во (древ­ний Смо­ленск) и Шесто­ви­цы (древ­ний Чернигов).

Архео­ло­ги­че­ский памят­ник Гнёз­до­во рас­по­ла­га­ет­ся в 12 кило­мет­рах от совре­мен­но­го Смо­лен­ска. Оно состо­ит из несколь­ких посе­ле­ний, горо­дищ и, как мини­мум, вось­ми кур­ган­ных групп, охва­ты­вая пло­щадь поряд­ка 438 гек­та­ров. На тер­ри­то­рии памят­ни­ка архео­ло­ги­че­ская экс­пе­ди­ция ГИМ выяви­ла древ­ний порт, к кото­ро­му под­хо­ди­ли кораб­ли путешественников.

К сожа­ле­нию, «рери­хов­ские» ладьи по Дне­пру не пла­ва­ли — слиш­ком мелко.

Тор­гов­цы пере­ме­ша­лись на долб­лё­ных лод­ках-одно­древ­ках (Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный назы­ва­ет их «монок­си­ла­ми»), бор­та кото­рых для боль­шей вме­сти­мо­сти оби­ва­ли дос­ка­ми. О посто­ян­ном ремон­те этих судов сви­де­тель­ству­ют най­ден­ные в Гнёз­до­ве ладей­ные заклёп­ки, скреп­ляв­шие дос­ки, несколь­ко уклю­чин и дру­гие дета­ли древ­них лодок.


Замор­ские гости. Худож­ник Нико­лай Рерих. 1901 год

Путь из варяг в гре­ки стал хреб­том Руси как госу­дар­ства. Раз­ви­ва­ю­ща­я­ся на нём тор­гов­ля так или ина­че попа­да­ла под кон­троль Рюри­ко­ви­чей. Пока­за­тель­но появ­ле­ние на рубе­же ІХ‑Х веков несколь­ких неболь­ших горо­дищ, типо­вых кре­по­стей на вол­хов­ском отрез­ке пути. Их стро­и­ли для без­опас­но­сти и удоб­ства путе­ше­ствен­ни­ков. Эти кня­же­ские град­ки рас­тво­ри­лись в небы­тии с исчез­но­ве­ни­ем само­го пути из варяг в греки.

К кон­цу Х — нача­лу XI века уси­ли­ва­ет­ся кон­троль кня­же­ской вла­сти над всей тор­го­вой маги­стра­ли. Про­па­да­ют такие неза­ви­си­мые цен­тры как Гнёз­до­во и Шесто­ви­цы, а рядом с ними появ­ля­ют­ся новые под­кон­троль­ные Кие­ву горо­да — Смо­ленск и Чер­ни­гов. Посте­пен­но отсе­ка­ют­ся осталь­ные ответв­ле­ния. Ещё Вла­ди­мир под­чи­нил Кие­ву Полоцк, через кото­рый про­хо­ди­ла аль­тер­на­тив­ная часть пути через Запад­ную Двину.

В XI веке Дне­пров­ский путь посте­пен­но при­хо­дит в упа­док. Частич­но это свя­за­но с раз­гро­мом Хазар­ско­го кага­на­та в 965 году. Исчез­но­ве­ние мощ­но­го коче­во­го госу­дар­ства сни­зи­ло без­опас­ность и удоб­ство Волж­ско­го пути, но одно­вре­мен­но уве­ли­чи­ло чис­ло степ­ных набе­гов, тем самым делая и Дне­пров­ский путь таким же небезопасным.

На упа­док Дне­пров­ско­го пути вли­я­ли не толь­ко про­цес­сы внут­ри Восточ­ной Евро­пы. Вся эпо­ха викин­гов под­хо­ди­ла к кон­цу: в Скан­ди­на­вии отдель­ные конун­ги при­сту­пи­ли к созда­нию соб­ствен­ных госу­дарств. Исче­за­ла про­слой­ка людей, заин­те­ре­со­ван­ных в гра­би­тель­ских похо­дах и рис­ко­ван­ных тор­го­вых предприятиях.

Путь из варяг в гре­ки и здесь сыг­рал не послед­нюю роль. Эта маги­страль была неким куль­тур­ным мостом от Бал­ти­ки до Скан­ди­на­вии. Люди, ока­зав­ши­е­ся здесь, встре­ча­лись с более раз­ви­ты­ми обще­ства­ми и госу­дар­ства­ми — Визан­ти­ей или Араб­ским хали­фа­том. Элли­ни­сти­че­ски-хри­сти­ан­ский куль­тур­ный импульс про­шёл через Русь и попал в Скандинавию.

Про­фес­сор СПб­ГУ Глеб Сер­ге­е­вич Лебе­дев писал:

«Имен­но поэто­му мы впра­ве счи­тать, что со ста­нов­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем этой ком­му­ни­ка­ци­он­ной маги­стра­ли завер­ша­ет­ся началь­ное фор­ми­ро­ва­ние Евро­пей­ско­го куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го един­ства, когда впер­вые Евро­па ста­ла Евро­пой, а в этой Евро­пе — Русью ста­ла Русь».

Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь

Торговые связи, проложенные между Балтийским и Средиземным морями, не только обеспечивали восточных славян заморскими вещицами, но и определили их историю.

О легендарном торговом пути мы знаем из «Повести временных лет» (начало XII в.) — источника уникального и незаменимого, но не самого надежного. Если верить летописцу, путь «из варяг в греки и из грек…», коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград (а между ними Русь) и был водным. Он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.

Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км): «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Черное море — Царьград (Константинополь).

Фото 1.jpg

По такому пути, который сложился в IX-X вв., ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долбленых однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединенных водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.

Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили ученых в ХХ в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.

«Заморские гости», худ. Н. Рерих.

«Заморские гости», худ. Н. Рерих. Источник: muzei-mira.com

Прим.: Еще одной неприятностью были, конечно разбойники. Печенеги подстерегали русских у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из военного похода.

Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину. Из-за этой неопределенности под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.

Фото 3.jpg

Сомнений, что эти связи не просто имели место, но и активно использовались, нет никаких. Купцы перевозили широкий набор товаров. Варяги и славяне везли на юг меха (соболиные, бобровые, лисьи, куницы…), мед, воск, смолу, амбру, серебро и железо (возможно), кость, оружие, различные предметы искусства (в том числе ювелирного), хлеб, рабов… Из Византии на Русь доставляли оружие и драгоценности, ткани и вина, стекло и керамику, стремена, инструменты, статуэтки, иконы и книги…

В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода. На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведенные в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шелковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.

Фото 4.jpg

Торговля — двигатель цивилизации

Торговля стимулировала развитие ремесел — в X-XII вв. активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Разнообразие и высокий уровень ремесленного мастерства на Руси надолго подорвали затем монголо-татары, уводившие к себе русских ремесленников в большом количестве. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще восточнославянских племен под началом сначала новгородского, а затем киевского князя. Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь ее торговые партнеры. Варяги дали Руси как минимум правящую династию Рюриковичей и (вероятно) название народа и государства. Они же способствовали военным успехам, в результате которых с начала Х в. Русь торговала на выгодных условиях с Византией. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» восточным славянам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и ступила на новый исторический путь.

Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в X — первой половине XI вв. и на участке Новгород — Киев. После этого международные торговые коммуникации смещаются, лишь связи с Царьградом остаются еще какое-то время интенсивными (варяжские и русские наемники даже участвовали в обороне Константинополя от крестоносцев в 1204 г.). В XII в. падает роль норманнов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь. Новгород в то же время ориентируется все больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ганзейскими городами), что было намного выгоднее. А затем и Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утратили актуальность. Но прежде путь «из варяг в греки и из грек» сполна выполнил свое историческое предназначение.

Читайте также: