Работает ли автопилот тесла в россии

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Как купить Tesla в России и не пожалеть. Большой опыт использования и ответы на вопросы


Tesla — больше чем электромобиль. Это самый желанный гаджет в мире, который даёт абсолютно уникальный опыт. К сожалению, Tesla официально до сих пор не продаётся в России. Однако купить её можно и количество владельцев только растёт.

Мы расспросили об опыте владения Tesla в России нашего читателя. Расскажем о подводных камнях при покупке, использовании и различиях с обычным авто.

— Расскажи в двух словах о себе.


Меня зовут Халиков Руслан. Я основатель Design Code & Robots. Мы делаем сложные IT-системы для западных компаний. Также веду telegram-канал по инвестициям.

— Какая у тебя модель и как давно ты её купил?

Tesla Model 3 Performance 2019 года в красном цвете с белым салоном.

— Как ты её приобрёл?

Заказывал через салон Tesla Moscow Club. Из-за белого салона и красного цвета кузова машину пришлось ждать 3 месяца и ещё месяц она стояла в салоне из-за оформления документов.

При заказе нужно отдать часть суммы, а вторую часть после получения машины. Так как машину заказывают в Европе, то рекомендую заранее купить евро, чтобы потом не потерять на курсовой разнице.

Автомобиль можно доставить в любую точку страны до дома, удалённо оформить все документы и перевести деньги.


— Какие подводные камни при покупке Теслы в России?

Проблем с салоном никаких не возникло. За задержку мне бесплатно оформили ОСАГО, поставили на учёт в Москве, подарили бутылку виски и извинились.

Единственное, КАСКО я решил оформить самостоятельно после прочтения отзывов о страховой, которую предлагал салон. Только это оказалось не так-то просто.

Из-за того, что на МКАДе загорелась и взорвалась Tesla, крупные страховые компании вообще отказывали мне в страховке. Пришлось искать знакомых, у которых были связи в страховой, и через месяц кое-как получилось её сделать.

— Какая у тебя была до этого машина? Расскажи о своих ощущениях в сравнении.

Tesla — мой первый автомобиль. Я в принципе никогда не горел желанием иметь личный авто и не участвовал в обсуждениях на тему машин. Не цепляло.

Я не рассматриваю Tesla как автомобиль. Это гаджет, и ощущается как гаджет. Куча функций появляется с каждым обновлением ОС. Плюс получаешь отдельный кайф от того, что пользуешься детищем Илона Маска и понимаешь его величие. Наверное, тоже самое чувствовали люди, которые пользовались первыми айфонами от Стива Джобса.

Поначалу я переживал, что за 10 лет разучился водить, но в итоге проблем не возникло. Машина компактная, с большим обзором, легка в управлении — как игрушечная. Думаю, что любой ребёнок сможет сразу сесть и поехать.

Изначально на эмоциях я думал взять Porsche Panamera, но как только сел в салон «тройки», понял, что точно возьму её. Я начинал свою карьеру в UI/UX дизайне и минимализм для любого дизайнера — это пик мастерства. То к чему должен стремиться любой творец. Сев в салон, я почувствовал всю философию дизайнера. Нет никаких кнопок, решёток и вычурных деталей, как в других автомобилях. Нет ничего лишнего.


Тебе не нужно думать больше о том, насколько хорош салон по сравнению с Porsche или Mercedes. Ты больше не участвуешь в этих играх. Даже сейчас я больше получаю кайф не от быстрой езды, а от функций и форм-фактора. Поэтому для меня, как и для других владельцев, есть только Tesla и ничего кроме.

— Расскажи об опыте использования Теслы в России.

Я живу в Санкт-Петербурге, но ни разу не выезжал на Tesla в другой город. Можно без проблем доехать до Москвы и подзарядиться по дороге 2-3 раза, но это больше приключение, чем необходимость.

Машина маленькая, быстрая, лёгкая и юркая. Может залететь на высокой скорости в любой поворот из-за низкого центра тяжести. Sport-режим с разгоном 3,4 до сотки не тратит много батареи, как режим «безумия» на Tesla Model S, которая выжимает всю мощность. Поэтому можно с комфортом быстро ездить, не переживая за заряд. На высокой скорости машина держит дорогу. Единственное — ты не чувствуешь скорость и быстро к ней привыкаешь. Возможно поэтому многие владельцы Tesla в штатах попадают в аварии.

В городе управлять тройкой одно удовольствие. Всегда первым выходишь с перекрёстка. Захотел быстро перестроится — пожалуйста. Никаких проблем. Самое главное — первые секунды разгона. Адреналин сразу в кровь и прижимает к сидению. Рекомендую всем попробовать и сравнить с любым ДВС-автомобилем.

Конечно, отдельный кайф — крутые фичи. Например, машина запоминает, где нужно сворачивать и разворачивать обратно зеркала. Также можно включить Track Mode и под себя настроить привод как в гоночной игре. Плюс YouTube, Netflix, Spotify, игры и куча мелких фишек.


— Как обстоят дела с зарядкой в городе? Где ты заряжаешься в основном?

В Питере есть больше 40 бесплатных быстрых зарядок от «Ленэнерго». За полтора часа можно зарядиться на полные 525 км, но сам автомобиль рекомендует по городу заряжать только на 80% для увеличения жизни батарейки.

Я всегда выбираю зарядку возле ТЦ, чтобы раз в неделю заехать за продуктами и оставить машину заряжаться. Иногда специально выезжаю на зарядку ночью, чтобы посмотреть сериал на Netlix. Ночью дома не посмотришь громко видео, а в тачке есть какой-то особый шарм. Плюс звук в салоне неплохой.

За всё время было 5-6 ситуаций, когда зарядка уже была занята или после тебя стоит другой электрокар, а владелец дёргает с вопросами, когда закончишь. Так же есть проблема с обслуживанием станций. Например, при мне закрыли две станции, на которые я постоянно ездил. Ещё одну станцию «ремонтируют» полгода.

Если эту статью будет читать люди из «Ленэнерго», то прошу обратить на это внимание. Мы не просили делать зарядки бесплатными. Мы готовы платить, но сделайте нормальное обслуживание и расставьте медленные зарядки по всему городу. Это увеличит количество электрокаров.

— Как обстоят дела за городом? Как далеко ты на ней ездил, где искал зарядки?

Я лично за город не выезжал, но есть знакомые, кто регулярно ездит до Москвы и обратно. При желании можно доехать до любого города, если на обычной заправке уговоришь воткнуться в 360 вольт.

В остальном же, мой маршрут ограничивается только двумя городами, судя по приложению PlugShare. Тем не менее, как только границы откроются, я устрою трип по Европе. Хочу объехать всю Италию и пару других стран. Там с зарядками проблем нет.

— Как обстоят дела с гарантией? Были ли поломки?

Официальная гарантия 4 года, либо 80 000 км пробега. Гарантия на батарею и двигатель — 8 лет вне зависимости от пробега. ТО можно пройти в том же салоне Tesla Moscow Club. Если будет гарантийная поломка, то придётся везти в Европу. Поломок не было и, надеюсь, пока Tesla не открыла официальный сервисный центр в России, не будет.


— Во сколько машина обходится в год? Насколько это выгоднее, чем бензиновый аналог?

Я не заплатил ни рубля с момента покупки автомобиля за зарядку. Также не плачу налога на роскошь. Знаю, что и парковка для электрокаров бесплатная, но пока не дошли руки её оформить.

Так же писал пост на VC о том, сколько бы стоила зарядка Tesla по домашним тарифам, например, в частном доме. Вышло в итоге выгоднее в 3,2-12 раз в зависимости от цены на бензин и сравниваемой машины.

— Какие в городе есть преимущества перед бензиновыми машинами?

Бесплатные зарядки, бесплатная парковка и отмена пошлин. Думаю для Москвы, бесплатная парковка — это существенное преимущество. Также электрокар тихий, и если он будет гнать на 200 км/ч в вашем дворе, вы не проснётесь с плохим настроением.

Основным преимуществом я считаю отсутствие выхлопов, которыми дышат люди, особенно во дворах с детьми. Самое забавное, что на это обращаешь внимание только после покупки электрокара.

Раньше это воспринималось всё как должное. Сейчас же задумываешься о том, почему приходиться дышать вредными веществами при прогулке или пробежке, и от этого никак не уйти.

— Что думаешь о будущем электрических машин? Будет ли это развиваться или перерастёт во что-то ещё?

Конкретно в нашей стране отмена пошлин значительно повлияла на стоимость электрокара. Даже с учетом того, что вырос курс евро, такая же как у меня Tesla будет стоить на 500-600к рублей дешевле. А те, кто держит сбережения в евро, могли сэкономить несколько миллионов.

Если пошлины не вернут и поставят больше обычных платных зарядок по всему городу, то будущее у электрокаров в нашей стране точно есть. Всё зависит от цен на бензин. Если, скажем, через лет 20 лет будет дефицит нефти и цена бензина повысится в 10 раз, то защитников ДВС будет в разы меньше.

В городах с холодной зимой возможно будут преобладать электрокары на водородном топливе. Опять же, при условии, что будут построены заводы для получения топлива, но это сложно и долго.

При желании можно за год расставить обычные розетки на 360 вольт по всему городу в любое место с оплатой по QR коду. Где бы не припарковался, можно оставить машину заряжаться. Это куда удобнее, чем заезжать на бензиновую заправку, марать руки и стоять в очереди на оплату. Электрокар всё время будет заряжен. Всё решаемо.

— Как думаешь, будет ли завод Tesla в России?

Точно нет. Это экономически нерентабельно из-за нашего мелкого рынка. Скорее Илон откроет завод в бедной Индии, чем у нас. Думаю, скоро Tesla будут ввозить из Китая и в принципе, смысла в постройке завода не будет.


— Какие функции не поддерживаются в России и как ты это решаешь?

Это самый больной вопрос. Tesla в Европе и в штатах — это два разных автомобиля.

Во-первых, в Европе не работает навигация и нельзя построить маршрут. Приходится использовать смартфон, что рядом с большой картой на экране выглядит тупо. Из-за того, что не работает навигация, автопилот не знает куда ехать. Соответственно, автопилот превращается в круиз-контроль, который умеет объезжать препятствия.

Также нельзя убирать руки от руля более чем на 30 секунд. В США можно не держать руль несколько минут. Если водитель уснёт, то машина сама остановится у обочины. У нас же автопилот просто отключается. Есть ролики, где люди в штатах вообще не держатся за руль и едут по шоссе на автопилоте, из-за чего у Tesla были проблемы с законом.

Во-вторых, на тройках нет физической сим-карты, только eSIM. В штатах Tesla сама договаривается с операторами и продает подписку на интернет. В Европе eSIM тупо не работает. Соответственно, без сети не получится слушать музыку через нативное приложение Spotify. Постоянно нужно раздавать интернет со смартфона.

В-третьих, без сети и навигации нет кучи крутых фишек. В штатах Tesla сама может выехать к тебе с парковки или можно управлять машиной из мобильного приложения, чтобы, например, выехать из лужи и потом спокойно сесть в авто.

И последнее, в штатах есть супербыстрые зарядки, которые могут зарядить машину за 15 минут. Но их пока мало в штатах, и я не думаю что они скоро доберутся до нас.

— Как относишься к электромобилям других брендов? Они могут составить конкуренцию Тесле?

Taycan уже обогнал Panamera по продажам. Все производители будут выпускать две версии на выбор: ДВС и электро. Это вопрос времени. Taycan точно подойдет для тех, кому важен комфорт и дорогой салон. Я знаю людей, которые хейтили Tesla, а сами сделали предзаказ на Taycan.

Думаю, поэтому Илон Маск поменял позиционирование бренда на автопилот, а не электромобиль. Наблюдая, как водит бета-версия полного автопилота — это точно будет киллер-фичей Tesla и мир разделится на автомобили с автопилотом и без.

Такой неудобный руль в новых Model X и Model S неспроста. Возможно, Илон нас готовит к автомобилям вообще без руля. По крайне мере, всё к этому идёт.


— Как ведёт себя тесла летом? Ездишь ли зимой или ставишь до лета?

Зимой ёмкость батарейки и мощность падает на 10%. Если разогнаться и нагреть батарейку, то все возвращается к норме. Я бы не сказал, что при -20-25 градусов что-то кардинально меняется. Особенно, если есть постоянный доступ к зарядке. Тогда Tesla сама нагревает батарейку.

А вот жарким летом в +30-35 градусов особо не погоняешь, так как батарейка нагревается и деградирует. Поэтому Tesla не даст себя убить и будет снижать мощность. В остальном, не заметил разницы. По крайней мере в климате Санкт-Петербурга.

— Какой будет твоя следующая машина?

Мне очень нравится новая Tesla Model X, на которой можно запустить Cyberpunk 2077. Если можно будет запустить Skyrim, то закажу сразу же.

Мне нравится, как выглядит Model X. Помню, как в Барселоне шёл на эль-классико и в большом заторе за долю секунды заметил белую Model X. Хоть мне не нравятся большие машины, но она меня не оставляет в покое.

Раньше только один раз ездил на «иксе» в дубайском таски, и вертикальный экран точно проигрывал горизонтальному в тройке. Сейчас же все изменилось, и к новой версии «икса» нет вопросов. Особенно, цепляет новый руль.

Также круто выглядит Tesla Roadster 2, но она точно не для наших дорог. В остальном, мне очень нравится Tesla Model 3, и в ближайшее время я её точно менять не буду. Даже после покупки версии X.

Личный опыт: Tesla, автопилот и 174 евро

Теслу я купил год назад и, уже проехав 27 тысяч километров, могу сделать ряд выводов.

Чтобы было понятнее: Tesla — мой далеко не единственный автомобиль, хотя это совсем не значит, что она таковым быть не может. Может. Просто у меня автомания, машинки я люблю с детства, а Тесла — это антитеза всему остальному автопрому. Она играет в другой лиге, начиная с конструктивных принципов и заканчивая способом взаимоотношений производителя и потребителя.

Я довольно много пишу про Теслу в Фейсбуке. И почему-то основная тема комментариев к моим постам — вопросы о том, сколько можно сэкономить на бензине и солярке. Побойтесь бога! Ну зачем приобретать машину за 145000 евро — и думать о том, как бы поменьше потратить на бензин? Лично я ее купил только потому, что она очень, ну просто очень хорошо едет. Кстати, именно поэтому я выжидал, пока появится полноприводная Tesla. Заднеприводная не просто менее мощная — это как раз не проблема, — дело в том, что она просто не в состоянии обратить весь свой бешеный электрический крутящий момент в движение: часть пара уходит в свисток, в свист буксующих шин.

А Model S P85D — совсем другое дело. У меня есть и Nissan GT-R, так вот: теперь я могу уверенно сказать, что до 70 км/ч Nissan по сравнению с Теслой просто не едет.

Кроме того, для большого автомобиля — а Tesla, между прочим, длиннее, чем Toyota Land Cruiser 200, и шире, чем Mercedes W 222, — она невероятно хорошо рулится. Живу я в Каталонии, здесь полно серпантинов, и мне до сих пор трудно поверить, что глыба подобного размера и массы умеет так поворачивать.


Величайшее изобретение автопроизводителей, сравнимое только с кондиционером! Только давайте называть вещи своими именами. Все же этой штуке до автопилота — как мне до Барышникова. Это скорее круиз-контроль с расширенными функциями: он сам удерживает полосу, рулит в поворотах, видит машины вокруг и адекватно на них реагирует, он сам перестраивается и обгоняет, сам останавливается, трогается и маневрирует в пробках, соблюдает ограничения скорости по знакам (в том случае, если вы захотели включить эту функцию). Что еще он делает сам? А, точно: он сам включит правую мигалку и плавно остановит машину на обочине, если ты за рулем заснешь и не отреагируешь на троекратный писк «будильника».

Словом, он очень сильно помогает управлять автомобилем. Более того, пересаживаясь теперь в любую машину, где его нет, я уже чувствую себя словно человек, вернувшийся в Жигули после иномарки с усилителем руля, электропакетом, АБС и кондиционером.

Но это все равно не автопилот!

Tesla, например, не может сама проехать круговую развязку, она не видит светофоров, не видит велосипедистов, а когда ряд в горах сужается настолько, что машина становится шире полосы, этот «автопилот» начинает истерически гудеть — мол, рули сам!

Так что прав был Илон Маск, сказав, что автомобили станут автономными лет через десять—пятнадцать. Раньше не станут. Хотя уже сейчас машина без такой тесловской функции — это полмашины.

Да, и не забудьте еще про систему автоматической парковки. Все знают, что в Европе с местами для стоянки плохо, особенно в маленьких приморских городах. Так вот, я вообще перестал парковаться своими руками, потому что чаще всего у меня не возникло бы даже мысли попробовать влезть туда, куда умудряется втиснуться Tesla.

Причем она все делает быстро — и неважно, паркуется ли вдоль бордюра, поперек или по диагонали. На моей «трешке» BMW в кузове F31 тоже есть функция автопарковки, но по сравнению с Теслой это команда из детского турнира «Кожаный мяч» против мадридского Реала.

Более того, у Теслы имеется еще и система, дающая возможность управлять машиной с телефона, как радиоуправляемой игрушкой. Но работает она, только если вы с ключом находитесь не дальше двенадцати метров от автомобиля — и только на закрытых территориях, то есть во дворе дома, например. Идея в том, что, выйдя из машины, вы нажимаете кнопку — и Tesla сама заезжает в гараж, послав команду открыть автоматические ворота и закрыть их за собой.


На деле она все это и осуществляет, но, на мой взгляд, такая функция уже чистое баловство, хотя бы потому, что от моего крыльца до гаража больше двенадцати метров, да и вообще, мне удобнее заехать в гараж и оттуда сразу попасть в дом. И так же — обратно.

Зато девушек эта фишка впечатляет. Они млеют, и ими в принципе уже тоже можно управлять дистанционно.

Ну и все-таки, для тех, кого по-прежнему интересует, сколько она жрет. В бортовом меню Теслы есть раздел со встроенным счетчиком, который показывает средний расход энергии на километр пробега. Так вот, за один год и 27 тысяч километров средний расход у меня составил 278 ватт на километр, таким образом за все это время я израсходовал 7506 киловатт-часов. Цена одного киловатт-часа в Испании сегодня составляет пять с половиной евроцентов. Итого за все время эксплуатации я теоретически должен был бы потратить на «электротопливо» 412 евро. Но — не потратил.

Ведь заряжаюсь я ночью, а по ночному тарифу электричество стоит 2,9 евроцента, и, кроме того, примерно 20% энергии я получаю на фирменных станциях Supercharger, на зарядках возле торговых центров или на городских парковках, где электроэнергия бесплатна. Так что суммарно я потратил на все про все только 174 евро и двадцать евроцентов.

Режим езды в Испании у меня сильно отличается от режима в России. Тут везде испанские автобаны, но номера у меня немецкие, поэтому камеры, следящие за скоростью, не страшны, и мой обычный режим движения на таких трассах — это 150—160 км/ч. Для электромобиля темп не самый экономный, то есть в городе энергии расходуется меньше, 230—240 Вт/км.

Учитывая емкость батареи, 85 кВт·ч, несложным арифметическим действием получаем запас по пробегу: 305 км в Испании — и примерно 354 км в московских пробках. Поэтому я заряжаюсь примерно раз в 280 километров. Летом в Москве можно «заправляться» и раз в 300 км, но в холода емкость батареи снижается примерно на 10% ну и греться чем-то нужно, так что зимой интервал между зарядками сокращается примерно до 260 км.

Хотя если есть розетка дома, то при тех примерно ста километрах в день, что я в среднем проезжаю по Москве (исходя из годового пробега 35—36 тысяч), вы вообще никогда не увидите ноль на счетчике запаса хода.

А дополнительным бонусом лично для меня стали бесплатная парковка, бесплатный проезд для электромобилей по платным дорогам, очень дешевая немецкая страховка (130 евро в год — это почти даром для семисотсильной машины) ну и разовый налоговый вычет в размере девяти тысяч евро.

И вот главное. За все эти 27 тысяч километров я лишь раза три машину помыл и пару раз залил воду в омыватель. И больше — ничего! Я, конечно, узнал, где находится ближайший дилер, но повода ехать туда не было и до сих пор не предвидится. Хотя нет, предвидится: потому, что следующая моя машина тоже будет Теслой. Это уже решено.

Автопилот Tesla впервые протестировали на улицах Москвы Статьи редакции

Автолюбители и фанаты Tesla из сообщества Moscow Tesla Club одними из первых в России протестировали нашумевшую функцию автопилота на оживлённых дорогах Москвы. Об этом TJ рассказал директор по коммуникациям Moscow Tesla Club Игорь Антаров.

Обновлено: добавлено видео полного теста автопилота в Москве.

Главным нововведением в недавно вышедшей прошивке 7.0 помимо интерфейса и приложений стала функция автопилота: он не заменяет водителя полностью, а лишь является помощником в некоторых функциях — например, при удержании полосы, контроле скорости и парковке. В инструкции к обновлению описано то, как его включить: это делается двойным нажатием специального рычага сзади с левой стороны руля.

По замыслу инженеров Tesla, автопилот предназначен для загородных трасс с наличием отбойника посередине, а не для городских дорог со сложной и часто изменяющейся разметкой. Поэтому участники Moscow Tesla Club подозревали, что в Москве автомобиль не позволит включить автопилот.

По словам Игоря Антарова, в европейские автомобили новое ПО с автопилотом поступит только спустя несколько недель после прохождения специальных комиссий безопасности. У клуба была американская машина, поэтому прошивку 7.0 они опробовали одними из первых в России — там, где это ещё не было разрешено официально.

При первом тестировании на оживлённых улицах машина справилась даже со сложной разметкой: бортовой компьютер различал как двойную сплошную, так и прерывистую линию, управлял скоростью машины и траекторией её движения. Однако правила безопасности Tesla запрещают полностью отдавать управление машине: водитель должен находиться в сознании и в некоторых случаях держать руки на руле, когда компьютер не уверен в полном контроле над дорожной ситуацией.

Ощущение от работы автопилота очень похоже на реального водителя. То, как он едет, изрядно превзошло мои ожидания, а я неплохо с ним знаком. И это только начало. Он учится каждый день.

Игорь Антаров, директор по коммуникациям Moscow Tesla Club

В отличие от круиз-контроля в предыдущих версиях ПО, автопилот в версии 7.0 позволяет избежать столкновений и делать аварийные торможения. В Moscow Tesla Club проверили это на дороге: автомобиль не только замедлялся перед менявшими полосы машинами, но и сумел экстренно затормозить перед подрезавшим его сбоку такси.

О запуске новой прошивки в США Tesla объявила 14 октября. Спустя неделю в сети появились первые видео тестирования автопилота на американских дорогах, ставшие вирусно популярными.

Обновлено 28 октября в 11:39: Moscow Tesla Club опубликовал полное видео теста автопилота и автопарковки в Москве.

К чему стоит быть готовым владельцу Тесла


Копания Тесла не продает машины через дилеров, как это делают многие производители. Сами салоны Тесла являются лишь демонстрационными площадками, где можно познакомиться с автомобилем, его интерьером и записаться на тест-драйв. Купить авто можно только на сайте.

Салон Tesla в Берлине/Tesla model S

По информации автосалона в России представлены модели в наличии и под заказ:

  • Tesla Model S Long Range (518 л.с.) стоимостью от 9 344 358 ₽. С батареей на 100 кВт/ч машина разгоняется до 100 км/ч за 2,5 секунды, ничуть не уступая суперкарам.
  • Tesla Model 3 комплектации Standart Range Plus RWD стоит от 4 670 269 ₽. Разгоняется до 100 км/ч за 5,6 сек. Батарея имеет емкость50 кВт/ч с запасом хода 409 км (по WLTP). Максимальная скорость — 225 км/ч.
  • Tesla Model X комплектации Long Range (518 л. с./электро) стоит от 8 943 669 ₽. Разгоняется до 100 км/ч за 4,6 сек. Емкость батареи составляет 100 кВт/ч. Запас хода — 505 км. Максимальная скорость 250 км/ч. Крутящий момент 660 Nm.
  • Tesla Semi (тягач с прицепом) (700 л. с./электро) стоимостью от 17 772 880 ₽. Разгон до 100 км/ч — 5 сек. Мощность700 л. с./электро. Запас хода 800 км.

Доступно бронирование Tesla Model Y, нового Roadster и Tesla Cybertruck.

По информации компании-производителя 17467 зарядных станций уже открыты по всему миру, на долю России приходится всего несколько штук, в том числе один суперчарджер в Сколково, который полностью заряжает батарею Теслы за 40-60 минут. Решением этой проблемы станет покупка специальных зарядных устройств, для установки «на дому», в этом случае зарядка автомобиля займет 4-6 часов. Уровень заряда показывает моментальный остаточный пробег, однако при динамичной езде его невозможно спрогнозировать, следовательно, есть шанс остановиться, не доехав до пункта назначения.

Карта заправок Тесла

Так же в России не работает встроенная Тесла-навигация, главный плюс которой — при планировании маршрута подсчитывается остаток заряда батареи. Обновления прошивки авто тоже не устанавливаются автоматически, придется или писать в поддержку, чтобы обновление установили удаленно, или ехать в сервис.

Даже несмотря на некоторые сложности с покупкой и обслуживанием, большинство владельцев автомобилей Тесла в России отмечают и явные плюсы транспортного средства. Среди них автопилот, который называют скорее продвинутым круиз-контролем. Автопилот работает с 0 км/ч, ведь нет коробки передач, и машина трогается без проблем. Верхняя планка скорости, когда можно не трогать руль и педали — 150 км/ч, на этой скорости машина держит полосу даже при сильных изгибах, сама перестраивается (нужно включить поворотник), притормаживает при необходимости и ведёт себя в заносе лучше других транспортных средств.

Автопилот отлично работает во время сильного дождя и непроглядного тумана (8 камер и 12 ультразвуковых сенсоров), но почти бесполезен в снег. Даже такие мелочи, как переключение света с дальнего на ближний и обратно автомобиль делает самостоятельно, а чтобы водитель не заснул, автопилот регулярно просит подержаться за руль.

В двери автомобиля встроены камеры, и это не даёт открыть их в стену или в дверь соседней машины. Автоматика не блокирует дверь совсем, а создает небольшое сопротивление при открывании. Все двери и багажники можно закрыть или открыть с дисплея. В Тесла реализована привязка настройки клиренса к геолокации, когда, например, при подъезде к загородному дому машина автоматически поднимает подвеску повыше.

Тесла, как и любой электромобиль, при торможении использует рекуперацию, поэтому тормозные колодки прослужат дольше. Рекуперация включается, как только вы отпускаете педаль газа.

В России почти нет льгот для электромобилей — высокий ввозной тариф, стандартный транспортный налог, отсутствуют налоговые вычеты. В столице есть бесплатная муниципальная парковка и бесплатные зарядные станции, владельцы автомобилей Тесла в провинции — таких бонусов лишены.

Tesla выпустила городской автопилот. Водители больше не нужны?

Tesla давно славится своим автопилотом, но до недавнего времени он был предназначен лишь для автомагистралей. 20 октября компания начала рассылать некоторым аккуратным водителям бета-версию универсального автопилота, который может ездить и по городским улицам, а до конца года собирается выпустить стабильную версию, доступную всем водителям Tesla. По сути, это первый раз, когда у обычного человека, а не разработчика из технологической компании, появилась возможность ездить на машине, которая сама довезет его из точки A в точку B. Но все же, по принятой терминологии беспилотником его называть никак нельзя. Рассказываем и показываем, почему это так, что может Tesla с новой версией автопилота и как обстоят дела в этой области у других компаний.


Что поменялось для водителя?

Главное отличие — возможность ездить по городу, а не только по трассам. В последние месяцы Tesla уже готовила свои автомобили к этому: весной они научились распознавать и корректно реагировать за стоп-знаки и красный сигнал светофора, а летом научились проезжать на зеленый сигнал (правда, поначалу для этого требовалось подтверждение от водителя или другая машина впереди). Но это работало только в том случае, если Tesla нужно было ехать прямо, а повороты были все еще недоступны. Теперь же автомобили умеют проезжать перекрестки автоматически, причем даже если на них нет светофора, поворачивать направо и налево, пропускать пешеходов, объезжать припаркованные машины, в общем, по-видимому, выполнять все основные городские маневры и просто перевозить водителя и пассажиров из одного места в другое по любой дороге (в разумных пределах, конечно).

Теперь об ограничениях. Во-первых, руки все еще надо держать на руле. Да, какое-то время система не будет реагировать на то, что водитель убрал руки, но затем все же начнет предупреждать его, а потом и вовсе припаркуется на обочине. Во-вторых, пока бета-версия пришла только самым аккуратным водителям, неким образом отобранным самой компанией. В-третьих, новый автопилот работает в городе не на максимальной скорости (на трассе он работает при любой разрешенной скорости), ведет себя аккуратно, а перед некоторыми перекрестками или кругами даже немного «тупит», убеждаясь в безопасности маневра. На некоторых видео, которые бета-тестеры, естественно, сразу же стали выкладывать в интернет, видно, что иногда автопилот ошибается и водителю приходится отбирать у него управление. Например, на одном видео можно увидеть, как машина дважды, на двух перекрестках подряд при повороте налево поворачивала слишком сильно и потенциально могла попасть в аварию, если бы не водитель, успевший повернуть в другую сторону (первый поворот происходит на 3:18):


На этом видео можно заметить, что в при переходе из пригородного в городской режим автомобиль начинает показывать другую версию 3D-карты с «сырыми» данными о разметке, машинах, пешеходах и прочем.

Кстати, ответ на популярный вопрос: да, автопилот может ездить и без разметки, ориентируясь на контуры дороги и держась правой стороны:


Еще один пример чрезмерной медлительности автопилота на перекрестках:

Как работает новый автопилот?

О том, что у новой версии автопилота «под капотом», еще в феврале рассказал директор Tesla по искусственному интеллекту Андрей Карпати (Andrej Karpathy). Самое главное нововведение — это подход к совмещению видеопотоков с камер, расположенных со всех сторон автомобиля. В текущей версии автопилота алгоритмы работают с изображениями с камер как с двумерными кадрами и соединяют их классическими методами. В новой версии, которую компания начала рассылать 20 октября, используется иной подход.

Алгоритмы все так же собирают одновременно со всех камер видеопоток, но он отправляется в массив нейросетей, которые «склеивают» кадры с разных камер и выдают двумерную карту объектов и дороги, как бы снятую с воздуха. Причем если для ближайшего окружения карта составляется точно по тому, что непосредственно видно на камере, то для скрытых или удаленных частей дороги нейросети достаточно точно прогнозируют схему. Примерно так же мыслит и человек: когда мы едем по парковке возле торгового центра, мы можем не видеть следующий проезд за большим грузовиком, но мы понимаем, что он там находится и, соответственно, можем притормозить, потому что оттуда может выехать другой автомобиль.

Пример работы ранней версии алгоритма Tesla для создания карты дороги по данным с камер

Илон Маск запустит автопилот по подписке во второй половине 2021 года


Tesla подключает подписку на автопилот, сообщает портал Mashable. За функцию автономного вождения владельцу электрокара придется оформить ежемесячный платеж или разом заплатить $10000 [около 750 тыс. руб].

Автомобиль с функцией автопилота, или Full Self-Driving [FSD], способен самостоятельно менять полосу движения, пересекать перекрестки, парковаться и выполнять иные маневры за водителя.

Тем не менее, оператор в это время должен находиться за рулем и даже держать на нем руки — это прописано в правилах пользования электрокаром.

Впервые о возможности подписаться на FSD генеральный директор Tesla рассказал в декабре прошлого года. На этой неделе он объявил, что владельцы электрических автомобилей компании смогут оформить подписку на автопилот в течение ближайших нескольких месяцев.

На вопрос одного из пользователей Twitter о том, когда эта опция будет доступна, миллиардер ответил: «Во втором квартале наверняка».

Маск не поделился никакими подробностями о возможной цене подписки на FSD, но некоторые журналисты ожидают, что стоимость будет составлять не менее $100 в месяц.

Полный автопилот — не единственная функция Tesla, доступная по подписке. Так, в начале 2020 года корпорация прекратила бесплатно предоставлять мультимедийные услуги и стала брать за них ежемесячную плату в размере $10. В подписку входят отчет о трафике, игры, потоковая передача музыки и другие функции, требующие доступ к интернету. Основные опции, связанные с навигацией, а также карты до сих пор доступны бесплатно.

Другие автопроизводители также предлагают расширенный функционал за подписку. Сначала многие функции бесплатны, но в конечном итоге водителям приходится платить за них.

Так, например, General Motors планирует предоставлять по подписке систему помощи водителю Super Cruise. К 2023 году эта функция будет доступна в 22 автомобилях производителя. Ежемесячная плата составит $25.

Volkswagen также оказывает подобные услуги. Например, электромобиль ID. 4 дает его владельцу доступ к данным о трафике, может подключаться к Wi-Fi и имеет иные мультимедийные опции. Однако все они являются бесплатными лишь первый месяц, далее цена будет составлять $20 ежемесячно.

Nissan имеет свою собственную передовую систему помощи водителю под названием ProPilot Assist. Однако, в отличие от других автопроизводителей, Nissan не имеет никаких подписок. Чтобы воспользоваться этой функцией, водитель платит один раз и может использовать ее на протяжении всего срока службы автомобиля.

Управляющий партнер салона «Электромобили» Василий Пановицын уверен, что такие подписки — явление временное.

«Подобные подписки будут актуальны какое-то время, пока большинство автомобилей не будут с автопилотом.

В любом случае владение личным автомобилем для массового потребителя будет постепенно уходить в прошлое.

Собственно, уже сейчас такси и каршеринг удобнее и дешевле стоимости владения личным автомобилем», — считает Пановицын.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев уверен, что тема подписок на «сервисы» сейчас чрезмерно перегрета как якобы новой моделью бизнеса, так и многочисленными комментариями крупных консалтинговых компаний и производителей автомобилей.

Однако он также отметил, что в медицинской страховке действуют огромное количество условностей, которые способствуют тому, чтобы не помочь клиенту выздороветь, а получить за страховку как можно больше денег. И в этом заключается вся суть всего страхового бизнеса.

Бургазлиев опасается, что та же участь может ждать и подписку на автопилот.

Tesla предложит «полный автопилот» всем желающим в 2021 году. Но не везде


Германское турне Илона Маска уже принесло известие о том, компания Tesla разработает компактную модель для Европы и будет производить её на Гигафабрике в Берлине, а интервью медиакомпании Axel Springer (переведённую на русский язык версию можно посмотреть здесь) было посвящено более глобальным вопросам: колонизации Марса, будущему человечества, искусственному интеллекту и автономному вождению.

Напомним, что в октябре Tesla запустила для избранных американских клиентов бета-версию программы FSD (Full Self-Driving), то есть «полный автопилот». На самом деле юридически это по-прежнему автопилот второго уровня по классификации SAE, то есть система, требующая постоянного контроля со стороны человека: в пользовательском соглашении сказано, что руки водителя должны всё время находиться на руле. Но по факту многие водители используют FSD Beta как полноценный автопилот — в интернете полно роликов на эту тему, в которых видно, что водитель не держит руки на руле и предоставляет машине возможность ехать самостоятельно.

Tesla с FSD Beta благополучно справляется с перекрёстками, сложными дорожными развязками, распознаёт пешеходов и даже объезжает валяющийся на дороге мусор. В общем, решает все типовые водительские задачи в типовых условиях, и, по сути, никакого контроля не требует. Конечно, если не дай бог произойдёт авария (а она по теории вероятности непременно произойдёт) с участием электромобиля, находящегося под управлением FSD Beta, то будет большой скандал, но во-первых, вину в рамках бета-тестирования всегда можно переложить на водителя, который нарушил пользовательское соглашение, а во-вторых на больших числах будет очевидно, что автопилот всё равно водит безопаснее, чем человек.

Это и есть тактика Илона Маска, о которой он рассказал в интервью Axel Springer: миллионы безопасных километров, которые проедут автопилотируемые Теслы, позволяет убедить власти в необходимости легализации автопилота уровня 3 и выше, то есть систем, в которых ответственность за безопасность на дороге переносится с человека на машину.

У нас есть большие сомнения, что и в США в следующем году удастся полностью легализовать FSD, но компромиссный сценарий, который, например, уже анонсирован в Японии, может быть реализован где угодно при наличии подходящей инфраструктуры (хороших дорог с хорошей разметкой). Главным ограничением в Японии для беспилотников 3 уровня будет скорость — не более 50 км/ч, то есть беспилотным марш-броскам по автострадам власти этой страны дать зелёный свет пока не готовы. Возможно власти США или по крайней мере власти отдельных штатов окажутся в этом плане более смелыми — посмотрим. Маск считает, что главная задача автопилота — это как раз избавить человека от монотонного вождения, в пробках и на больших перегонах по хайвеям, тогда как ручное управление по живописной извилистой трассе ещё долго будет оставаться одним из любимейших человеческих удовольствий.

Что до полного перехода планеты на беспилотные машины, то оно, по мнению Маска, займёт не менее двадцати лет. При этом есть загвоздка, связанная с так называемой технологической сингулярностью: бурное развитие искусственного интеллекта может привести к непредсказуемым, неконтролируемым людьми последствиям. По самым смелым прогнозам, технологическая сингулярность может наступить уже в 2025 году, и это сильно беспокоит Илона Маска: он считает, что властям всех стран нужно внимательно следить за разработками в области ИИ и сдерживать их, чтобы избежать апокалипсиса. Сам Маск финансирует проект OpenAI — разработку так называемого доброго ИИ, который в случае чего спасёт человечество от злого, способного причинить вред.

Робот с проблемой: почему автопилот Tesla не является автопилотом

Новый штраф для водителей: тормозить перед камерами будет бессмысленно

Автомобиль Tesla, движущийся в автоматическом режиме, вновь совершил ДТП. Кроссовер Model X врезался в ограждение справа от дороги, после чего отлетел и ударился о бетонный отбойник, разделяющий полосы встречного направления. Машина перевернулась, но жертв, к счастью, удалось избежать. По словам водителя, в момент ДТП автомобиль находился в режиме автопилота. За несколько недель до этого седан Model S под управлением автопилота совершил столкновение с прицепом фуры, что привело к смерти водителя.

Информация об авариях с автопилотируемыми Tesla приходит все чаще, а компания не устает объяснять, что электроника в машинах является вспомогательной, а ответственность за возможные происшествия в любом случае лежит на водителе. Тем не менее, информационный фон вокруг так называемого автопилота, равно как и заявления Илона Маска, создают у многих обманчивое впечатление того, что на электронику Tesla уже можно полностью положиться. Однако возможности автомобиля на данном этапе не позволяют использовать ее в беспилотном режиме.

Из чего состоит система Tesla
Сейчас автопилот Tesla по сути представляет собой набор хорошо известных систем-помощников, объединенных единым программным обеспечением. Электронные компоненты включают набор ультразвуковых сенсоров, всепогодный фронтальный радар и камеру, распознающую объекты, разметку и дорожные знаки. Ключевым компонентом системы является навигатор с точными картами и GPS-трекером.

При движении по шоссе автомобиль способен автоматически поддерживать скорость и направление движения, дистанцию и боковой интервал, а также самостоятельно двигаться в пробке, останавливаясь и трогаясь вновь. В том или ином виде все это могут делать многие серийные автомобили с той лишь разницей, что большинство из них не позволяет водителю надолго убрать руки с руля, предупреждая его, отключая вспомогательные системы или вовсе останавливая машину в своей полосе. Tesla может ехать продолжительное время вообще без участия водителя.
Когда обновилось ПО электрокаров



Почти сразу вышло обновление седьмой прошивки, в котором были улучшены некоторые функции и введен набор ограничений для автоматического управления, что вызвало критику владельцев. Кроме того, автомобиль получил способность не только самостоятельно парковаться, но и заезжать-выезжать из гаража. А о планах на полную автономность Маск рассказывал уже в двухлетней перспективе. «В конечном счете Tesla сможет поехать в любую точку страны, чтобы забрать вас. Она сможет самостоятельно заряжаться по пути и синхронизироваться с вашим календарем, чтобы знать точно, когда прибыть», – заявил глава компании.

Что не умеет делать Tesla самостоятельно

Пока же автопилот Tesla – это просто продвинутый помощник водителя, который не может самостоятельно решить массу дорожных ситуаций. Известно, что нынешний вариант автопилота Tesla не умеет распознавать стоп-сигналы, что может быть опасным в условиях плотной городской езды и передвижения с минимальной дистанцией. Адаптивный круиз-контроль реагирует на фактическое изменение дистанции между автомобилями, но в городских условиях доли секунды между нажатием на тормоз и началом замедления могут оказаться решающими. С похожей проблемой сталкиваются многие автопроизводители. Так, японцы из Nissan жаловались на то, что автоматике не только сложно распознать включенные стоп-сигналы, но и отличить их от красного сигнала светофора, а также сфокусироваться на сигналах через полупрозрачную преграду или забор.

Камеры системы Tesla следят за разметкой и держат машину внутри полосы, но если разлиновка дороги будет плохого качества, электроника автомобиля предложит водителю немедленно взять управление на себя. Кроме того, машину нетрудно запутать. Так, в одном из видеороликов автопилот хорошо работал до тех пор, пока на дороге была понятная для него разметка. После того, как машина съехала с магистрали, с левой стороны исчезла двойная белая разметка, зато такая же появилась справа. Электроника решила, что машина находится на встречной полосе, и попыталась резко перестроиться правее. Водитель, который контролировал обстановку, успел схватить руль и взять управление на себя.

В условиях плохой разметки или полного ее отсутствия автопилот Tesla вовсе прекратит работу. Точно так же поведут себя и любые другие системы удержания автомобиля в полосе, работающие на иных автомобилях. Вопрос оптического распознавания границ дорожного полотна без разметки по-прежнему остается актуальным. Российская компания Cognitive Technologies, которая занимается разработкой беспилотного КАМАЗа, исповедует именно такой подход, утверждая, что ее электроника не требует совершенной дорожной инфраструктуры. Однако научить искусственный интеллект отделять асфальт от обочины пока не получилось ни у кого.

Когда автопилоты будут думать, как человек

Как и прочие система-помощники, автопилот Tesla принимает решения, основываясь на фактической дорожной ситуации – тормозит, разгоняется и перестраивается по показаниям системы навигации и наличии машин или пешеходов вокруг. Настоящий автопилот должен иметь в памяти огромную матрицу дорожных ситуаций, включая самые нестандартные случаи. Для этого беспилотные автомобили накатывают десятки тысяч тестовых километров, фиксируя и оцифровывая все, что происходит на дороге. Представители Google ранее обнародовали расшифровки нестандартных дорожных ситуаций, с которыми пришлось столкнуться их тестовым автомобилям.

Водители транспортных средств, рассказали в Google, зачастую не только нарушают правила, но и делают это самыми изощренными способами, которые не укладываются в рамки ПДД и привычной человеческой логики. Например, женщина с метлой в моторизированном кресле, которая гонялась по дорожному полотну за уткой, машины, едущие по встречной полосе навстречу потоку, люди, запрыгивающие на капот беспилотника, или велосипедист, который разворачивался на пешеходном переходе прямо по центру дороги. Кроме того, беспилотники во всем мире учатся предсказывать поведение людей, а дорожные ситуации изучают не только программисты, но и антропологи. Специалисты изучают особенности поведение человека в естественной и искусственной средах, строят модели поведения пешеходов и водителей.



Из темы взаимодействия автомобиля и человека вытекает еще одна проблема, с трудом поддающаяся оцифровке. Беспилотный автомобиль должен не только соблюдать правила, но и вести себя социально приемлемо. Например, он не должен вечно стоять у пешеходного перехода с постоянным потоком людей, вызывая недовольство тех, кто стоит сзади. Поиск социально приемлемого поведения – одна из сложнейших инженерных задач для создателей беспилотников.

Зачем беспилотникам копировать поведение человека

С другой стороны, для комфорта водителя очень важно сделать передвижение в беспилотном автомобиле привычным, поэтому автомобиль должен запоминать манеру езды своего хозяина. Беспилотники должны научиться привычкам и манерам своего владельца, например, разгоняться и тормозить с определенной динамикой, проходить повороты, и так или иначе объезжать препятствия.

Наконец, автопилот, в отличие от человека, не способен подать сигнал в ситуациях, когда с другими участниками движения можно было бы объясниться при помощи слов или жестов. Эту проблему можно решить с помощью световых табло снаружи автомобиля, на которые выводятся информационные фразы или пиктограммы для пешеходов и водителей других машин. Таким образом автомобиль может подать сигнал пешеходу, что пропускает его, или, наоборот, что собирается начать движение.

Фотошпионы уже засняли седан Model S с дополнительными датчиками и лидаром – дальнобойным лазерным радаром, который помогает электронике формировать точную 3D-модель местности. Эксперты полагают, что лидар необходим для беспилотного автомобиля, особенно при езде на высоких скоростях. Не исключено, что на попавшем в объективы автомобиле инженеры испытывали компоненты системы автономного вождения второго поколения, но в самой компании эту информацию не подтвердили. Сам Илон Маск говорил, что необходимости в такой технологии нет, а автопилоту достаточно обычных оптических датчиков. Но уже сейчас ясно, что одной только технологией распознавания объектов не обойтись – будущему автопилоту нужны новые модели поведения и особые коммуникативные навыки.

Иван Ананьев
Фото: Tesla, General Motors
Видео: Youtube

Читайте также: