Расположение мест в автобусе маз 152

Обновлено: 03.07.2024

Маз 152: технические характеристики, руководство по эксплуатации

Маз 152: технические характеристики, руководство по эксплуатации

МАЗ 6430, 6312, 6501, 5440, 5340. Устройство, обслуживание, эксплуатация, ремонт

Книга по ремонту МАЗ 5430 содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту МАЗ 5430 разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта МАЗ 5430);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы МАЗ 5430).

Любая из процедур ремонта МАЗ 5430 приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки МАЗ 5430 высококвалифицированными автомеханиками.

Бесплатно скачать руководство по ремонту МАЗ 5430 Вы можете в формате pdf. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

МАЗ-5340: РАЗБОР ВСЕЙ ЛИНЕЙКИ 10-ТОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ

Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Для перевозки пассажиров на дальние расстояния используется автобус МАЗ-152, фото которого вы сможете увидеть в статье. Данный автобус производит автомобильный завод в городе Минске (Республика Беларусь). Он собирается в соответствии со всеми требованиями не только своей страны, но и с международными стандартами европейских государств.

Общий обзор модели

Предназначен автобус, в первую очередь, для пассажирских перевозок на длинные расстояния. Поэтому его активно используют для междугородних маршрутов.

Отправляющийся в дальний путь трансопрт, должен иметь определенные технические характеристики, и автобус МАЗ-152 обладает такими показателями. Так, за счет использования отдельных узлов от грузовых моделей, он получил повышенный уровень выносливости и прочности. Кроме того, данный прием позволил производителям снизить себестоимость выпускаемой продукции.


Серийное производство автобуса этой марки началось в двухтысячном году. За это время транспортное средство выходило в двух модификациях:

  • собственно МАЗ-152;
  • МАЗ-152А, обладающий расширенным списком имеющихся опций.

К управлению последним допускаются только лица, достигшие совершеннолетнего возраста, имеющие водительское удостоверение нужной категории, изучившие правила эксплуатации автобуса. А для ознакомления с ними и обучения вождению используются симуляторы. Отдельно разработаны обучающие игры и для автобуса МАЗ-152 (OMSI – одна из них).

Внешний обзор транспорта

Автобус МАЗ-152 изготавливается из высокопрочного металла. В его состав добавлены специальные средства, защищающие его от коррозии. Некоторые отдельные элементы выполнены из альтернативных материалов. Так, боковые части изготовлены из листов оцинковки, а для передней использован стеклопластик.


Следует сказать и то, что стекла здесь не просто вставлены, они вклеены. А это усиливает общую жесткость кузова.

Интерьер автобуса

Салон автобуса оборудован для создания комфортных условий поездки. В зависимости от модификации, автобус МАЗ-152 вмещает от сорока трех до сорока семи сидений. Все они имеют специальные регулировки:

  • положения спины (эта опция позволяет изменить угол наклона спинки в пределах пятнадцати градусов);
  • сдвига в сторону сиденья в целом, позволяющее даже людям с пышными формами удобно расположиться в кресле;
  • положения подножки.

Кроме всего этого, со стороны центрального прохода у сидений есть подлокотник. Его положение также регулируется за счет несложного механизма. Для каждого пассажира имеется источник индивидуального освещения. Имеющиеся опции обеспечивают комфортные и приятные условия для поездок на автобусе МАЗ-152.

Для обеспечения безопасности каждое сиденье оборудовано ремнями безопасности.


Пол у автобуса неровный. Он постепенно поднимается от центральной двери к хвостовой части. Это связано с расположением силового агрегата.

Комплектация транспортного средства

Останавливаться в пути слишком часто тоже нет необходимости, так как автобус оборудован биотуалетом. Продукты можно уложить в холодильник. Имеется даже небольшое отделение кухни, где можно перекусить.


Длительная поездка на автобусе не будет скучной. Для этого имеются адио- и видеосистемы. А в дополнение ко всему вышеперечисленному, автобус оснащен и другими функциями:

Автобус МАЗ-152: технические характеристики

Туристический автобус данной марки может оснащаться силовыми агрегатами нескольких видов. Это двигатели «Мерседес», мощность которых достигает трехсот лошадиных сил. Коробка передач механическая. Она имеет шесть скоростей. Но могут в отдельных случаях устанавливаться и «автоматы».

Подвеска на передних колесах независимая. На центральных и задних – зависимая. Причем на задней оси подвеска пневматическая. Установлен телескопический амортизатор.

Колеса дисковые. На них надета резина, диаметром двадцать два с половиной дюйма. Размеры автобуса МАЗ-152 следующие:

МАЗ-152. Технические характеристики‌‌‌

Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобуса МАЗ 152, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.

Во втором и третьем разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Эта информация предназначена в основном для водителя, поэтому обязательно должна находиться в автобусе у водителя.

В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала. Содержание разделов должно находиться на участках, которые проводят соответствующие работы по обслуживанию.

Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.

Руководство разработано коллективом службы главного конструктора автобусного завода ОАО «МАЗ».

Ответственный за выпуск Липский Н.А.

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ». Перепечатка, перевод и размножение, даже выборочно, без письменного разреше-

ния ОАО «МАЗ» запрещены.

* В дальнейшем Руководство

Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобуса МАЗ 152.

Автобус МАЗ 152 – класс III согласно классификации Правил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования.

Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.

В данном Руководстве приняты следующие условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея;

АЦСС – автоматическая централизованная система смазки; БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГУР – гидроусилитель руля; КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач;

ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель;

SCR – (Selective Catalitic Reduction) система подавления токсичности отработавших газов, основанная на принципе селективного каталитического восстановления. Руководстворазработанопосостояниюпроизводстваавтобусовна 01.04.2013 года.

В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуатации используются следующие указания по технике безопасности:

Предостережение ! Служит для указаний по технике безопасности, несоблю-

дение которых опасно для жизни и здоровья людей.

Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото-

рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск повреждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.

При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы автоматического пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, КПП, АБС, ПЖД). Присоединять провод "массы" сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса. Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и не-

задействованном стояночном тормозе.

ТРебоВАния пожАРной беЗопАсносТи

Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.

Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обтирочные материалы.

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторной шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.

Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.

Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном отсеке и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса.

Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами. Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители в закрытых помеще-

ниях из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на пульте управления системой автоматического пожаротушения во время движения водитель обязан:

немедленно остановить автобус, открыть все двери, нажать кнопку аварийного выключателя, высадить пассажиров и удалить их на безопасное расстояние;

действовать в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

крышку люка моторного отсека можно открывать не ранее, чем через 5 минут после включения системы пожаротушения (признак включения – выход белого аэрозоля из отсека) с целью исключения повторного возгорания из-за уменьшения концентрации аэрозоля вследствие его утечки и разбавления свежим воздухом;

после тушения очага возгорания остатки аэрозоля удалить проветриванием, осевший аэрозоль удалить сухой или влажной протиркой;

заходить в автобус только после проветривания салона.

К управлению автобусом допускать водителей, прошедших обучение правилам эксплуатации автобуса МАЗ 152. Особое внимание должно быть уделено изучению требований Руководства по эксплуатации «Системы автоматического пожаротушения транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и Руководствах по эксплуатации составных частей автобуса.

Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624-81 с записью проведенных работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в начальный период эксплуатации.

Во время движения следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см 2 ), т.е. пока не погаснут контрольные лампы, сигнализирующие о падении давления воздуха.

Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.

Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.

Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоедине-

нием проводов на клеммы стартера.

Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.

Запрещается начинать движение при работающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.

Запрещается движение на спусках с выключенной передачей.

На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.

Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.

Запрещается останавливать двигатель при температуре охлаждающей жидкости выше 95 °C.

Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторных батарей при работающем двигателе.

Во избежание повреждения привода КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.

При мойке автобуса запрещается направлять струю воды на решетку воздухозаборника, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.

В зимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем. При возникновении опасности замерзания воды в кухне или баке системы водо-

снабжения кухни следует полностью удалить воду из кухни и бака.

Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.

1.1 МАЗ-152. инфоРМАционные дАнные АВТобусА

Идентификационный номер автобуса выбит на правой стойке передка (за поворотной панелью, возле фары), а также на заводской табличке, которая расположена на лицевой панели передка (справа от входа в переднюю дверь).

Структура идентификационного номера (VIN) имеет следующий вид: Y3М152063D0002505 (17 знаков), где:

Y – географическая зона РБ; 3 – международный код РБ;

М – международный код Минского автомобильного завода;

152063 (6 знаков) – обозначение модели (модификации) автобуса, где: 1 (4-й знак) – порядковый номер поколения автобуса (1-ое поколение);

5 (5-й) – код назначения автобуса (5 – междугородние, туристические автобусы); 2 (6-й знак) – порядковый номер модели;

3 (9-й знак) – код комплектации силового агрегата;

D (10-й знак) – год выпуска автобуса (D 2013 г; E 2014 г. и т.д.);

0002505 (7 знаков) – порядковый производственный номер транспортного средства.

На заводской табличке наряду с идентификационным номером также нанесены:

фирменный знак Минского автомобильного завода;

номер «Одобрения типа» транспортного средства;

полная масса автобуса, кг;

допустимая осевая нагрузка на каждую ось, кг;

тип установленного двигателя.

Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а также номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладывается к каждому автобусу.

МАЗ-152. Состав Автобусов

Заводом по состоянию на 01.01.2013 г. выпускаются автобусы МАЗ 152 в комплектации, приведенной в таблице 1.1. Технические характеристики автобуса приведены в таблице 1.2, технические характеристики двигателя приведены в таблице 1.3. По требованию заказчика может устанавливаться автоматическая централизо-

Автобусная авантюра от МАЗа, ставшая легендой

Слова "МАЗ" и "автобус" уже прочно ассоциируются друг с другом, хотя запуск автобусного производства на Минском автозаводе в начале 1990-х годов казался полной авантюрой. Но авантюра обернулась сверхудачным проектом, который выручил завод в те трудные годы и выручает сейчас.

Сегодня у нас рейтинг автобусных разработок МАЗа всех времен. Позиции в рейтинге расположим в зависимости от важности модели с точки зрения ее вклада в развитие технологий, имидж и, чего греха таить, в объем продаж. Позиций в рейтинге будет 12, так что сегодня у нас "автобусная дюжина".

На 12-м месте автобус МАЗ, который на самом деле не очень даже МАЗ. Эти угловатые и не самые изящные машины были построены в Болгарии по инициативе местного дилера. Это было еще до кооперации с фирмой Neoplan. Пожалуй, даже хорошо, что "бруски" остались опытными образцами. Но они были самыми первыми, поэтому свое место в истории заслужили.

На позиции №11 опытный туристический автобус МАЗ-151, по сути, полная копия аналогичной модели Neoplan. На этом автобусе учились, перенимали опыт. Было собрано, по одним данным, два, по другим — три опытных образца. Но это был первый туристический автобус с мазовским логотипом.

На 10-м месте МАЗ-101 — первый городской низкопольный автобус, тогда еще имевший много общего с аналогичной моделью Neoplan. Но он не был полной копией! Здесь уже добавлены свои идеи, постепенно создавалась полностью собственная модель, которая в дальнейшем получит индекс МАЗ-103. Таких автобусов собрали относительно немного, но они стали первым действительно серийным продуктом автобусного филиала Минского автозавода.

Позиция №9 у МАЗ-152 — первого туристического автобуса собственной конструкции. Первый шаг в "топовый" класс. Модель выпускалась в нескольких модификациях, поставлялась на экспорт и свою лепту в обновление автопарков региональных перевозчиков внесла.

На 7-й позиции соло-трехосник МАЗ-107. Первый городской 15-метровый автобус марки МАЗ. По пассажировместимости он почти сопоставим с длинной "гармошкой", но при этом дешевле и проще в изготовлении и обслуживании. К чемпионату мира по хоккею 2014 года Минский автозавод создал на базе городского трехосника интересную пригородную спецверсию для перевозки пассажиров в аэропорт. Она и показана на фото.

Позиция №6 у сочлененной "гармошки" МАЗ-105. Когда строили первый опытный образец, то справедливо опасались "не вытянуть" сложность конструкции. Узел сочленения (собственно "гармошка") далеко не прост в изготовлении. Но все получилось. Модель стала массовой, менее массовой, чем "одиночки", конечно, но все же массовой. МАЗ-105 сегодня есть почти во всех крупных белорусских и не только городах.

5-е место отдадим автобусу среднего класса МАЗ-241. Эта машина сначала выпускалась параллельно с МАЗ-256, а потом полностью заняла его рыночную нишу. МАЗ-241 строили уже по полностью автобусным канонам, на автобусных агрегатах, так что плавность хода значительно улучшилась. Сегодня их уже много как в "общепассажирских", так и в ярких школьных версиях.

Позиция №4 у туристического МАЗ-251. Это был прорыв своего времени. Модели уже больше 10 лет, а дизайн до сих пор не устарел и сопоставим с зарубежными аналогами. Пожалуй, это самый красивый мазовский автобус.

Тройку лидеров открывает городская супернизкопольная "гармошка" МАЗ-215. К хоккейному чемпионату мира в Минске появилось "сразу много" таких автобусов. МАЗ-215 — это самый длинный и вместительный городской автобус в СНГ и единственный пятидверный. Обилие дверей — залог быстрой ротации пассажиров на остановках. Большую партию таких машин купила Монголия.

"Серебро" — у МАЗ-203. Такие супернизкопольники есть во многих городах Беларуси и России. А еще в нескольких странах Европы, включая, например, Германию. Очень удачная модель. Недавно автозавод адаптировал ее под нормы Евро-6, так что "европейская карьера" автобуса продолжится.

У кого же "золото"? У МАЗ-103. Самый классический мазовский автобус, самый массовый, самый известный. Именно на нем "поднялось" автобусное производство, именно он принес МАЗу известность как производителю автобусов, его строили в первые годы и… строят до сих пор! Спрос на него есть и по сей день. На самом автозаводе этот автобус даже прозвали "вечным".

В завершение — Гран-при нашего рейтинга. Эдакая условная "платина". Главный приз присуждается перронному автобусу МАЗ-171, так как нигде в СНГ, кроме как на Минском автозаводе, не строят таких машин. МАЗ — единственный отечественный производитель нестандартных "аэродромников". В скором времени эту модель обещают обновить, так что ждем с интересом.

В нынешнем году Минский автозавод обещает представить как минимум одну совершенно новую модель. Подробности пока не раскрывают, но работа уже активно ведется. Осталось совсем немного типов автобусов, не "перекрытых" линейкой марки МАЗ. Почти наверняка в ближайшие годы и оставшиеся ячейки в классификации заполнятся минскими разработками. Появятся новинки — обновится и рейтинг.

Сравнительный анализ автобусов МАЗ 231, МАЗ 251, МАЗ 152

Для своего курсового проекта я выбрал автобус МАЗ 231. Уникальность перспективного МАЗ 231 заключается в возможности его применения как на междугородных, так и на пригородных маршрутах. При длине машины, составляющей 12 м, в ее салоне может быть установлено 51 сиденье. Подвеска у нового минского лайнера сделана полностью зависимой, то есть менее затратной в производстве и более простой в обслуживании (спереди установлены два, сзади – четыре пневмобаллона).

Тем не менее, новый МАЗ 231 вполне подойдет и для «дальнобойных» перевозок. Например, продемонстрированный в Москве образец был оснащен мягкими комфортабельными сиденьями с качественной отделкой, подлокотниками и регулируемыми по наклону спинками. Над головами пассажиров разместились блоки комфорта, вдоль всего салона протянулись багажные полки для небольшой ручной клади, а на окнах можно было увидеть шторки, без которых в дальних рейсах сложно обойтись. По заказу возможна комплектация автобуса с кондиционером и видеосистемой.

В то же время, салон МАЗ 231 рассчитан и на то, что на некоторых пригородных маршрутах часть пассажиров может ехать стоя. Таким образом, его общая пассажировместимость составляет 80 человек.

Хотя в России все еще продолжают выпускать и регистрировать автотехнику, удовлетворяющую экологическим нормам Евро-3, новый минский автобус изначально проектировался сразу под стандарт Евро-5, который действует сейчас в Европе. Для достижения этих норм в моторный отсек лайнера был установлен один из самых современных серийных турбодизелей – рядный 6-цилиндровый Mercedes-Benz OM926LA. С его объема в 7,2 литра конструкторам удалось снять 326 л.с. Если учесть, что вся остальная агрегатная «начинка» МАЗ 231 тоже состоит главным образом из импортных комплектующих

3
Еще один немаловажный момент: помимо входящей в базовую комплектацию 6-ступенчатой механической коробки передач ZF 6S-1701, новый минский автобус может быть оборудован и автоматической «коробкой» ZF 6HP. Подобная трансмиссия в первую очередь необходима модификациям, которым предстоит работать на пригородных маршрутах, где часть рейса приходит в условиях плотного городского трафика с частными остановками перед светофорами и в автомобильных заторах.

Внешность МАЗ 231 выполнена в полном соответствии с царящими в Европе тенденциями. Более того, экстерьер МАЗ 231 сделан в едином ключе с другими современными автобусами Минского автозавода, и в этом одна из его сильных сторон.

Рабочее место водителя скомпоновано тоже в духе современных представлений: по обе стороны от приборного щитка расположились клавиши управления различными системами, сиденье и рулевая колонка регулируются в широком диапазоне. Пол кабины на несколько сантиметров возвышается над полом остального салона, что уберегает педальный узел от потоков воды при мойке и от загрязнения в слякотную погоду. Удивляет лишь то, что рычаг коробки передач МАЗ 231 по старинке установлен рядом с водительским креслом, тогда как в Европе его сейчас все чаще размещают прямо на приборной панели, справа от руля. Да и алгоритм переключения ступеней трансмиссии, судя по схеме, не самый привычный, словно специально выполненный задом наперед. Не помешали бы автобусу и более стильные наружные зеркала заднего вида. в целом, как эргономика рабочего места водителя, так и обзорность находятся на очень высоком уровне.

4

Раздел 1.

Сравнительный анализ автобусов МАЗ 231, МАЗ 251, МАЗ 152

Автобус МАЗ-251 от Минского автомобильного завода предназначен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Туристический автобус серии 251 получил приз симпатий посетителей и был признан лучшим туристическим автобусом на международной выставке MIMS-2004. Концепция туристического автобуса МАЗ-251 основывается на применении в конструкции стеклопластиковых панелей кузова, которые значительно уменьшают массу автотранспортного средства. Применение в туристическом автобусе Минского автомобильного завода вклеенных тонированных пластиковых стёкол, которые изготовлены с использованием всех современных технологий и материалов обеспечивает герметичность пассажирскому транспорту, повышает жёсткость кузова. Общую стилистику этого туристического автобуса также определяет использование современных светотехнических приборов.

Оснащённый современным двигателем MAN D 2866 LOH 28, с классом экологической безопасности Euro 3, туристический автобус МАЗ вырабатывает мощность 360 лошадиных сил, это является отличным показателем. ОН способен развивать скорость 134 км/ч, это свойство позволяет МАЗ-251 быстрее добраться до пункта назначения. Отличные показатели скорости и мощности делают МАЗ-251 конкурентоспособным на мировом рынке. В салоне МАЗ-251 могут удобно расположиться 44-49 (в зависимости от комплектации) человек, для каждого из которых имеется комфортабельное сиденье. По оценке специалистов, автобус производства МАЗ не уступает зарубежным аналогам ни в уровне комфорта пассажиров, ни в высококачественном техническом оснащении.

Автобус МАЗ-152 является фактически единственной альтернативой на территории бывшего Советского союза устаревшим Икарус-250 для автохозяйств, занимающихся междугородними и туристическими перевозками. Автобус спроектирован с использованием большинства узлов и агрегатов, использующихся на грузовых автомобилях МАЗ.




5
Автобус выпускается в двух базовых модификациях: МАЗ-152 и МАЗ-152А – более комфортабельная версия, имеющая богатое дополнительное оснащение.
Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет две двери выдвижного типа. На автобусе МАЗ-152А задняя дверь перенесена в колесную базу. Передняя дверь и задняя дверь оборудованы одинаковым по конструкции электропневматическим приводом. В пневмосистеме привода каждой из дверей установлен распределитель, электронный блок управления, краны аварийного открывания дверей. Давление в пневмосистемах регулируется редукционным клапаном, который установлен возле задней двери. Для обеспечения необходимой траектории движения двери установлена тяга, которая шарнирно закреплена одним концом на нижней части двери, другим - на каркасе автобуса.

На автобусах МАЗ-152 установлены мягкие сиденья с механизмом регулирования угла наклона спинки сиденья, механизмом регулирования положения подножки и механизмом поперечного смещения сиденья. Подушка и спинка сиденья закреплены на остове. Остов сиденья со стороны прохода закреплен на полу болтами. Механизм регулирования угла наклона спинки сиденья позволяет изменять угол наклона спинки в пределах 15°. Для изменения угла наклона спинки необходимо переместить до предела ручку по направлению указанному стрелкой, отклонить сиденье на желаемый угол и отпустить ручку . При отпускании ручки сиденье фиксируется в любом промежуточном положении.

В салоне автобуса МАЗ-152 расположены мягкие с подлокотниками кресла. Угол наклона спинки и расстояния между сиденьями по ширине регулируются. Салон оборудован системами индивидуального освещения и вентиляции, кондиционером, биотуалетом, холодильником, мини-кухней, аудио- и видеосистемами. Количество мест для сидения 43-47 (МАЗ-152) и 39-45 .

На автобусы могут быть установлены как двигатели ЯМЗ, так и двигатели производства MAN и Mercedes. На автобусах, эксплуатируемых в Минске, стоят двигатели ЯМЗ-7601, развивающие 300 л.с. и 1275 Н*м.

6

Сравнительная таблица технических характеристик

Сравнительная таблица распределения массы и нагрузок

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ И НАГРУЗОК МАЗ-231 МАЗ-251 МАЗ-152
Полная масса, кг:
Количество мест для сидения: 43, 45, 47
Номинальная вместимость человек: 71 до 80
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг:
Допустимая нагрузка на среднюю/заднюю ось, кг:


Схема автобуса МАЗ-231

7

Опыт эксплуатации автобусов показывает, что на неровных дорогах

средняя скорость движения падает на 35 – 40%, расход топлива увеличивается на 50 - 70%, межремонтный пробег уменьшается на 35 - 40%. При этом производительность автотранспорта снижается на 32 - 36%, а стоимость перевозок возрастает на 50 - 60%. К этому следует добавить потери, обусловленные перерасходом металла, топлива, резины и добавочными затратами рабочей силы. Для уменьшения этих потерь можно или улучшать дороги, что дорого, или совершенствовать подвески автомобиля, что еще дороже, но в пересчете на тысячи автомобилей оказывается дешевле.

Все же и дороги с ровной поверхностью предъявляют к подвеске очень жесткие требования. Ведь скорости постоянно растут, а требования к управляемости и устойчивости автомобилей и автопоездов ужесточаются.

Характеристика подвески влияет на множество эксплуатационных качеств автомобиля: плавность хода, комфортабельность, устойчивость движения, долговечность, как самой машины, так и целого ряда ее узлов и деталей. В тяжелых дорожных условиях именно возможности подвески, а вовсе не мощность двигателя, определяют средние и максимальные скорости движения.

Подвески со стальными рессорами уже не всегда способны вписываться в предъявляемые к ним требования, тем временем как, пневматические упругие элементы имеют большую энергоемкость в основном рабочем диапазоне и при больших прогибах, а значит, обеспечивают снижение амплитуды колебаний, уменьшение количества энергии, поглощаемой амортизаторами, упрощают регулировку; при этом в подвесках со стальными упругими элементами прогрессивная характеристика достигается только за счет сильного усложнения конструкции; легкость автоматического регулирования жесткости и динамичного хода подвески в соответствии с условиями нагружения, что позволяет получить большую плавность хода и улучшить другие эксплуатационные качества; при одинаковых размерах упругого элемента подвеска позволяет иметь высокую степень унификации для автомобилей разной грузоподъемности со значительной разницей в величине подрессоренных масс; пневмоэлементы имеют чрезвычайно высокую долговечность, недостижимую для стальных упругих элементов.

8
Постоянное положение кузова облегчает обеспечение правильной кинематики подвески и рулевого привода, снижается центр тяжести автомобиля и, следовательно, повышается его устойчивость; при любой нагрузке обеспечивается надлежащее положение фар, что повышает безопасность движения в ночное время; для улучшения устойчивости автомобиля при торможении на пневмоподвеску часто возлагается еще одна функция: точно регулировать тормозные усилия на колесах в зависимости от изменения нагрузок на них; практически пневмоподвеска делает это более точно, чем механические системы регулирования тормозного давления и не обладает недостатком электронных систем, допускающих сбои в работе в условиях повышенной влажности; благодаря ней увеличивается срок службы автомобиля в целом.

Снижение жесткости подвески улучшает плавность хода автомобиля при низкочастотных колебаниях, наиболее заметно уменьшая ускорения кузова, а также перемещения кузова и колеса.

Опираясь на сравнительную таблицу технических характеристик автобусов МАЗ 231, МАЗ 251 и МАЗ 152 , предлагаю улучшить пневматическую подвеску автобуса МАЗ 231, что позволит увеличить такие характеристики как плавность хода, комфортабельность, устойчивость при движении, долговечность.

Автобус МАЗ-152 и его характеристики

Автобус МАЗ-152 и его характеристики

Для перевозки пассажиров на дальние расстояния используется автобус МАЗ-152, фото которого вы сможете увидеть в статье. Данный автобус производит автомобильный завод в городе Минске (Республика Беларусь). Он собирается в соответствии со всеми требованиями не только своей страны, но и с международными стандартами европейских государств.

Общий обзор модели

Предназначен автобус, в первую очередь, для пассажирских перевозок на длинные расстояния. Поэтому его активно используют для междугородних маршрутов.

Отправляющийся в дальний путь трансопрт, должен иметь определенные технические характеристики, и автобус МАЗ-152 обладает такими показателями. Так, за счет использования отдельных узлов от грузовых моделей, он получил повышенный уровень выносливости и прочности. Кроме того, данный прием позволил производителям снизить себестоимость выпускаемой продукции.

«МАЗ-152"

Серийное производство автобуса этой марки началось в двухтысячном году. За это время транспортное средство выходило в двух модификациях:

  • собственно МАЗ-152;
  • МАЗ-152А, обладающий расширенным списком имеющихся опций.

К управлению последним допускаются только лица, достигшие совершеннолетнего возраста, имеющие водительское удостоверение нужной категории, изучившие правила эксплуатации автобуса. А для ознакомления с ними и обучения вождению используются симуляторы. Отдельно разработаны обучающие игры и для автобуса МАЗ-152 (OMSI – одна из них).

Внешний обзор транспорта

Автобус МАЗ-152 изготавливается из высокопрочного металла. В его состав добавлены специальные средства, защищающие его от коррозии. Некоторые отдельные элементы выполнены из альтернативных материалов. Так, боковые части изготовлены из листов оцинковки, а для передней использован стеклопластик.

 «МАЗ-152" фото

Следует сказать и то, что стекла здесь не просто вставлены, они вклеены. А это усиливает общую жесткость кузова.

Доступ в салон обеспечивается за счет двух дверей выдвижного типа. Они открываются и закрываются за счет электропневматического привода. Причем при открытых дверях двигатель не заведется - для этого установлена специальная защитная система.

Интерьер автобуса

Салон автобуса оборудован для создания комфортных условий поездки. В зависимости от модификации, автобус МАЗ-152 вмещает от сорока трех до сорока семи сидений. Все они имеют специальные регулировки:

  • положения спины (эта опция позволяет изменить угол наклона спинки в пределах пятнадцати градусов);
  • сдвига в сторону сиденья в целом, позволяющее даже людям с пышными формами удобно расположиться в кресле;
  • положения подножки.

Кроме всего этого, со стороны центрального прохода у сидений есть подлокотник. Его положение также регулируется за счет несложного механизма. Для каждого пассажира имеется источник индивидуального освещения. Имеющиеся опции обеспечивают комфортные и приятные условия для поездок на автобусе МАЗ-152.

Для обеспечения безопасности каждое сиденье оборудовано ремнями безопасности.

маз 152 технические характеристики

Пол у автобуса неровный. Он постепенно поднимается от центральной двери к хвостовой части. Это связано с расположением силового агрегата.

Комплектация транспортного средства

Автобус МАЗ-152 оснащен и различными дополнительными опциями и системами, которые создают оптимально комфортные условия для поездок. Так, в жаркий день понадобится система кондиционирования и вентиляция, а в холодное время года - система отопления.

Останавливаться в пути слишком часто тоже нет необходимости, так как автобус оборудован биотуалетом. Продукты можно уложить в холодильник. Имеется даже небольшое отделение кухни, где можно перекусить.

 маз 152 oms

Длительная поездка на автобусе не будет скучной. Для этого имеются адио- и видеосистемы. А в дополнение ко всему вышеперечисленному, автобус оснащен и другими функциями:

  • антиблокирововочной системой;
  • противобуксовочной системой;
  • потолок покрыт слоем термошумоизоляции;
  • на полу уложена специальная ткань «Автолин»;
  • водительское сиденье регулируется - оно изменяет положение за счет пневомоподушки;
  • от яркого света позволят защититься оконные шторы.

Автобус МАЗ-152: технические характеристики

Туристический автобус данной марки может оснащаться силовыми агрегатами нескольких видов. Это двигатели «Мерседес», мощность которых достигает трехсот лошадиных сил. Коробка передач механическая. Она имеет шесть скоростей. Но могут в отдельных случаях устанавливаться и «автоматы».

Подвеска на передних колесах независимая. На центральных и задних – зависимая. Причем на задней оси подвеска пневматическая. Установлен телескопический амортизатор.

Колеса дисковые. На них надета резина, диаметром двадцать два с половиной дюйма. Размеры автобуса МАЗ-152 следующие:

  • высота - 2838 мм;
  • длина - 14480 мм;
  • ширина - 2500 мм;
  • колесная база - 6800+1615 мм.

Общий вес автобуса - 23,7 кг.

Надеемся, вы убедились, что МАЗ-152 - прочный, надежный и комфортный автобус для туристических (и не только) поездок на дальние расстояния.

МАЗ-203: обзор низкопольного городского автобуса


Лидером рынка строительства автобусов Республики Беларусь является Минский автомобильный завод. Предприятие с богатой историей сравнительно недавно начало производство пассажирской техники. Несмотря на это компания предлагает обширный выбор машин, отличающихся многочисленными достоинствами. Модельный ряд и популярные варианты представлены в статье.

О производителе марки МАЗ

Минский автозавод, основанный в 1944 году, выпускает обширный перечень транспортных средств разного назначения: грузовые автомобили, специальная техника, троллейбусы и автобусы. На производстве пассажирского транспорта специализируется филиал завода – АМАЗ, созданный в 1992 году. Тогда был подписан договор о сотрудничестве с немецкой компанией Neoplan. По лицензии было выпущено несколько моделей Neoplan N4014. После специалистами минского предприятия конструкция была переработана для адаптации в местных условиях.


Сочлененный автобус МАЗ-216. Фото МАЗ

Модернизация конструкции и применение комплектующих собственного производства привело к созданию модели МАЗ-101, визуально не отличающейся от немецкой машины. В 1996-ом завод приступил к выпуску усовершенствованной модели – МАЗ-103. За прошедшие годы сотрудниками предприятия были разработаны и произведены модели разнообразных типов. Машины определенного назначения обладают собственными особенностями. Поэтому далее представлены типы, индивидуальные характеристики и популярные модели автобусов МАЗ.

Справка. Первая цифра маркировки демонстрирует поколение автобуса. По состоянию на 2021 год в линейке МАЗ присутствуют автобусы первого, второго и третьего поколения.

Популярная модель пассажирского транспорта Маза

Филиал, основным направлением деятельности которого стал выпуск пассажирских автобусов, появился в 1992 г. и получил название АМАЗ. Необходимость открытия собственного автобусного подразделения была вынужденным шагом – поставки венгерских автобусов в конце 80-х. годов были сведены к минимуму, а автобусный парк страны требовал обновления.

Подписав с немецкой автобусной компаний Neoplan лицензионное соглашение на производство одноименных автобусов под индексом N4014, минчане приступили к работе. Спустя некоторое время базовая модель была существенно доработана, а конструкторам АМАЗ удалось адаптировать её к местным условиям эксплуатации – так в 1996 г. в стране появился первый низкопольный автобус собственного производства МАЗ-103. После было создано еще несколько моделей пассажирского транспорта, большинство из которых успешно эксплуатируется в Беларуси, Украине и России.

Автобус для города

Спустя 10 лет, в 2006 г., на выставке-автосалоне в Москве широкой публике была презентована очередная новинка – городской пассажирский автобус МАЗ 206 низкопольного типа. Транспортное средство со средней вместимостью было предназначено для движения по не сильно загруженным маршрутам. Также автобус мог использоваться в качестве служебного пассажирского или VIP автобуса. Первые автобусы сошли с конвейера уже в четвертом квартале 2006 года, а в 2007 г. белорусские автопарки уже вовсю эксплуатировали новинку.

Еще через год МАЗ выпустил пригородную модификацию этой модели, которая получила индекс МАЗ-226. В отличие от оригинального варианта в этом автобусе не предусмотрено наличие накопительной площадки – там расположены дополнительные сидячие места. Под багажное отделение отведено место по левому борту автобуса.

Автобус МАЗ 206 относится ко второму поколению пассажирского транспорта, выпускаемого АМАЗом. Стоимость этой модели существенно выше, чем автобусов первого поколения, но по сравнению с европейскими аналогами 206-й МАЗ является более доступным. Цена МАЗ 206 начинается от 3 млн. рублей. При этом в его надежности сомневаться не приходиться – основные узлы и агрегаты (двигатель, КПП и пр.) закупаются у всемирно известных производителей.

В качестве основы для создания МАЗ 206 была выпущенная годом раньше модель МАЗ 203. Однако в отличие от своего 12-метрового предшественника, новый автобус имеет меньшую длину и две двери. Габаритные размеры транспорта составляют 8 650 х 2 550 х 2 930 мм. Полная масса автобуса – 12 820 кг.

Перронные модели: 271, 271067 и не только

В Европе в настоящее время выпуском аэродромных автобусов занимается малое количество предприятий (немецкие Neoplan и Cobus, МАЗ). Тем ценнее разработки МАЗа в данном направлении. Производитель выпускает настоящие перронные автобусы, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к машинам данного типа, в частности:

  • значительная вместимость, соответствующая количеству пассажиров, которое вмещает современный авиалайнер;
  • низкое расположение пола, отсутствие ступеней;
  • широкие двери, расположенные по обе стороны кузова, в оптимальном количестве;
  • традиционная переднемоторная компоновка, позволяющая не скрадывать пространство пассажирского салона;
  • пневматическая подвеска вкупе с большой колесной базой и широкой колеей колес обеспечивают плавный ход;
  • малое количество посадочных мест обеспечивает наличие просторных и значительных по площади накопительных площадок;
  • несмотря на непродолжительность поездок автобусы оснащаются всем необходимым оборудованием для комфорта пассажиров, в частности, вентиляторы, кондиционеры;
  • для водителя имеются отдельные двери, кабина отделена от салона сплошной перегородкой.


Перронный автобус МАЗ-271. Фото МАЗ

В модельной линейке МАЗ присутствуют две перронные модели: 171 и 271. Кроме этого, предприятие предлагает модификации базовых вариантов. 271-ая модель по состоянию на 2021 год предоставляется в модификации 271067.

Городские: гармошки, низкопольные, трехосные и прочие

Производитель предлагает городские модели среднего, большого и особо большого классов вместимости. Одиночные и сочлененные («гармошки») автобусы предназначены для перевозки пассажиров на маршрутах средней и большой загруженности. Машины отличаются количеством осей, преобладают двух- и четырехосные, трехосная модель в линейке всего одна – это МАЗ-107, производство которой осуществляется с 2001 года. В 2021 году появилась информация о намерении завода с 2020-го начать сборку трехосного туристического лайнера, который заменит МАЗ-251, отличительной особенностью модели являются наружные панели, сделанные из композитных материалов. Городские автобусы МАЗ имеют следующие характеристики:

  • просторный салон;
  • несколько широких дверей для удобной и оперативной посадки/высадки пассажиров;
  • широкие проходы;
  • большие накопительные площадки;
  • низкопольная конструкция с системой книлинга;
  • количество посадочных мест ограничено с целью повышения удобства и свободы передвижения по салону.


Автобус МАЗ-107. Фото МАЗ

Популярными моделями городских МАЗов являются следующие: 103; 104; 105; 107; 203; 205; 206; 215; 216; 303.

маз 203 фото
маз 203 фото
маз 203 технические характеристики
автобус маз 203
маз 203, автобус маз 203

содержание .. 1 2 3 6 ..

Технические характеристики автобусов МАЗ-103, МАЗ-107

Таблица 1.3 — Технические характеристики автобусов

* В зависимости от планировки салона.

Нормы эксплуатационного расхода топлива в Руководстве не приводятся, так как они явля­ются ведомственными документами автотранспорта (в РБ нормы расхода топлива разраба­тывает и утверждает Министерство транспорта и коммуникаций РБ, в РФ — Министерство транспорта РФ). Необходимую информацию Вы можете найти в Интернете на сайтах этих ведомств.

содержание .. 1 2 3 6 ..

Пригородные

Базовых моделей, предназначенных для пригородных маршрутов, в линейке производителя незначительное количество. Большая часть городских односекционных машин имеют пригородные модификации. Модели МАЗ предназначены для эксплуатации на маршрутах со средней и значительной загруженностью. Большие, средние и особо малые автобусы (в линейке присутствует микроавтобус МАЗ-281) применяются для преодоления малых и средних расстояний. Техника обладает следующими параметрами:

  • удобство пассажиров и водителя во время поездок;
  • безопасность;
  • надежность;
  • выгодная стоимость и высокая рентабельность;
  • дооборудование моделей позволяет эксплуатировать их на более значительные расстояния, что демонстрирует высокий уровень комфорта базовой комплектации;
  • на базе моделей успешно создаются машины специального назначения, в частности, школьные и служебные.


Пригородный автобус МАЗ-257. Фото МАЗ

Популярные модели рассмотрены отдельно: 226, 256, 257.

Технические характеристики микроавтобуса МАЗ

  • База (мм) – 2890.
  • Размеры, (мм) – высота – 2250, длина – 5280, ширина – 1700.
  • Двигатель – рядный четырехцилиндровый дизель уровня Евро-3.
  • Модель двигателя – GW2.8TC-2.
  • Мощность двигателя – 95 л. с.
  • Рабочий объем двигателя – 2,78 л.
  • Максимальный крутящий момент при 2200 об/мин – 220 Нм.
  • Сцепление – однодисковое с гидроприводом.
  • Расход топлива при скорости 90 км/час – 9 литров на 100 км.
  • Коробка передач – 5-ти ступенчатая, механическая.
  • Передняя подвеска – торсионная.
  • Задняя подвеска – рессорная.
  • Тормоза передние – дисковые.
  • Тормоза задние – барабанные.
  • Привод – задний.

Новый МАЗ в секторе микроавтобусов отличается функциональностью для водителей, комфортностью для пассажиров, и имеет следующую комплектацию:

  • электрические стеклоподъемники;
  • противотуманные фары;
  • задние и передние стеклоочистители со стеклоомывателями;
  • обогрев переднего и заднего стекол;
  • центральный замок;
  • кондиционер в салоне;
  • CD-проигрыватель в салоне.

МАЗ планирует собирать на своих производственных площадях в Могилеве 500 микроавтобусов ежегодно. Инженеры и конструкторы МАЗа собираются дорабатывать китайский вариант, с тем, чтобы довести его до совершенства и идти в ногу со временем. На базе микроавтобуса МАЗ-182 Минский Завод автомобильных кузовов и прицепов «МАЗ-Купава» изготовил автомобиль скорой медицинской помощи.

Туристические/междугородные

Конкретно туристических автобусов в линейке производителя практически нет. Машины дальнего следования предназначены в основном для осуществления междугородных поездок. Однако, в некоторых источниках возможно встретить информацию, в соответствии с которой отдельные «междугородники» относят к «туристам». Классификация пассажирского транспорта по назначению демонстрирует незначительные отличия между туристическими и междугородными моделями. Отсюда видимо и различные данные.


туристический/междугородный автобус МАЗ-152А. Фото МАЗ

Производитель отмечает, что туристическим автобусом является 251-ой, для туристических поездок подходит МАЗ-232. Таким образом, средние и большие машины МАЗ дальнего следования обладают следующими характеристиками:

  • мягкие комфортабельные регулируемые пассажирские сиденья, располагаемые вдоль движения, в значительном (в сравнении с городскими моделями) количестве;
  • удобные регулируемые водительские сиденья на пневмоподушке;
  • вместительный салон;
  • мощные двигатели от ведущих предприятий отрасли: Mercedes/Mercedes-Benz, Cummins, MAN.
  • багажные отделения, располагаемые под полом пассажирского салона, и полки для ручной клади в салоне;
  • большие боковые и лобовое окна, обеспечивающие хороший обзор как водителя, так и пассажирам;
  • грамотно продуманная, профессионально спроектированная и воплощенная планировка салона;
  • грамотные системы отопления, кондиционирования и освещения;
  • богатая базовая комплектация;
  • возможность оснащения модели широким перечнем дополнительных опций, в частности, холодильник, кухня, биотуалет, спальное место для водителя;
  • мягкая подвеска, что особенно важно при длительных поездках;
  • системы для безопасного преодоления расстояний, в частности, ABS, тахограф.


Туристический (экскурсионный) автобус МАЗ-251. Фото МАЗ

Особый интерес пользователей Интернета вызывает несколько моделей: 152, 231, 232, 241.

Школьные: 257 и другие

Производитель предлагает немного школьных моделей, в линейке возможно найти:

  • МАЗ-257S30 – сельский школьный автобус, предназначенный для перевозки детей из отдаленных населенных пунктов к образовательным учреждениям;
  • МАЗ-241S30 – стандартный (не сельский) автобус, спроектированный для эксплуатации на асфальтовых дорогах.


Школьный автобус МАЗ-257. Фото МАЗ

Школьные автобусы МАЗ обладают хорошей проходимостью, а 257-ая модель – сверхпроходимостью. Машины проектировались «с чистого листа», что позволило оснастить технику следующими характеристиками:

  • мощность;
  • выносливость;
  • богатое базовое оснащение, включающее все необходимые и другие системы и опции для комфорта и безопасности маленьких пассажиров, сопровождающих и водителя: выдвижная ступенька, внешняя громкая связь, система ограничения скорости, мягкие кресла с ремнями безопасности и т.д.

Тормозная система

Итак, мы рассматриваем технические характеристики. МАЗ-203 привлекает своей тормозной системой. Модель имеет заслонку моторного тормоза, которая является вспомогательной. Она существенно упрощает работу основной тормозной системы, тем самым продлевая срок её службы.

автобус маз 203

Также МАЗ-203 имеет запасную, вспомогательную, стояночную, рабочую тормозные системы и остановочный тормоз. Рабочая тормозная система приводит в действие все тормозные механизмы, имеющиеся на колёсах автобуса. Каждый МАЗ-203 оснащается черырёхканальным ABS. По желанию клиента возможна установка ASR (антиблокировочной системы) на задний контур.

Стояночная тормозная система срабатывает в случае частичного или полного выхода из строя рабочего тормоза. Она приводит в действие тормозные механизмы, имеющиеся на заднем мосту. Заблокировать задний мост может и остановочный тормоз. Он включается автоматически при открытии любой двери или вручную с помощью кнопки, находящейся на приборной панели.

Читайте также: