Расширение торговых связей через архангельск с европой и по р волга с востоком

Обновлено: 05.07.2024

Торговля россии через архангельск со странами востока

История РоссииВсемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.Кредит До н.э.I-V векаVI-IX векаX-XII векаXIII векXIV-XV векаXVI векXVII векXVIII векXIX векXX век Рост внешней торговли России в XVI векеПериод: XVI Век. Автор: Всемирная История

Торговля мёдом и хлебом в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век.

Регулярные торговые связи существовали не только между отдельными районами Русского государства, но и с другими странами. Оживлённой была торговля с Украиной и Белоруссией. Русские торговые люди привозили на ярмарки Украины и Белоруссии меха, кожи, полотна, оружие и другие товары, а покупали здесь западноевропейские сукна, восточные шёлковые ткани и пряности и местные продукты и изделия — соль, водку, бумагу, ювелирные изделия. Украинские и белорусские купцы регулярно бывали в Москве и других русских городах.

Молдавия в XVI в. не прекращала торговых связей с Украиной и Русским государством, вывозя в основном продукты сельского хозяйства и ввозя промышленные изделия.

Об интенсивных торговых связях между Россией и Прибалтикой свидетельствует наличие в Риге с 1522 г. специального цеха русских розничных торговцев.

В XVI в. в торговых путях, по которым шла торговля России с зарубежными странами, произошли значительные изменения. Многие старые дороги потеряли своё значение. Южные пути через Крым перехватываются татарами. Дороги через Смоленск и через Балтийское море были закрыты после Ливонской войны.

Зато широкое развитие получил северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова, издавна хорошо известный русским поморам и не раз использовавшийся русскими дипломатами. Русский дипломат и учёный Дмитрий Герасимов в княжение Василия III трижды плавал вокруг Скандинавского полуострова. Он высказал мысль о возможности плавания через Ледовитый океан в Китай и Индию. Английские, голландские и другие западноевропейские купцы и путешественники также весьма интересовались поисками Северного морского пути в Индию. Северным путём попал в 1553 г. в Белое море корабль Ричарда Ченслера; это положило начало регулярным русско-английским торговым отношениям.

Великий Волжский путь в страны Востока

volzhskij-torgovyj-put Великий Волжский путь в страны Востока История и краеведение

Великий Волжский путь, всегда играл важную роль в международных экономи­ческих отношениях. Он является не только магистралью, связующей север и юг Восточной Европы, но и втянут в сложную систему трансъевропейских торговых отношений. Имен­но это мы и хотели показать на исторической карте-схеме.

И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впа­дает Днепр река.

Другой категорией источников, позволяю­щих говорить о торговых путях раннего сред­невековья, являются материалы археологии и нумизматики. Самыми ценными среди них ос­таются клады восточного серебра. Идя по сле­дам кладов куфических монет, можно безоши­бочно установить основные балтийские центры, откуда брал свое начало торговый путь на Вос­ток.

Это в значительной степени помогает при решении другого весьма важного вопроса исто­рии средневековой волго-балтийской торговли -выяснению того, какие народы по преимущест­ву занимались этим промыслом, чьи корабли устремлялись вниз по Волге к берегам Кавказа и Ирана?

velikij-volzhskij-put-v-strany-vostoka-sostav Великий Волжский путь в страны Востока История и краеведение

Процессы складывания государственного аппарата, оформления правящей верхушки и военно-дружинной знати в Скандинавии, у сла­вян и хазар хронологически сопутствуют при­току восточных монет.

В X веке киевские князья путем вооружен­ного давления создают благоприятную обстановку для торговли и на Черном море, и в Царь-граде, и в Хазарии, а при Святославе и в Волжской Булгарии. Преодолевая сопротивление кочевых орд печенегов, киевские князья вели интенсивную торговлю в трех основных направ­лениях: с Западной Европой, с Византией, Прикаспийской областью. В районе Среднего и Южного течения Волги сходились и перекре­щивались между собой основные торговые пути.

В X веке крупную роль в транзитной тор­говле Запада с Востоком по Волжскому пути начинают играть волжские булгары, у которых к этому времени окончательно сложились осно­вы раннефеодального государства. В результате этого часть городищ-убежищ превратились в ремесленно-торговые города, такие как Булгар, Сувар, Биляр, Казань, Ошель, Керменчук и другие.

Булгары сумели обеспечить безопас­ность торговых караванов, плывших по Волге, что и определило успех транзита и непосредст­венной торговли на Средней Волге. Кроме рус­ских изделий, в Булгарии находят керамику Хорезма, среднеазиатскую, иранскую, византий­скую посуду, бусы, привозные изделия из ме­талла и многое другое, позволяющее видеть в Булгаре важный район на Великом Волжском пути. Среди пря­мых торговых партнеров Булгарии были При­камье, Русь, племена Европейского Севера, Скандинавия и Прибалтика, Византия, Крым, Закавказье, Хазария, Хорезм, Иран, Китай. Видимо, этими областями список не исчерпыва­ется.

velikij-volzhskij-put-v-strany-vostoka Великий Волжский путь в страны Востока История и краеведение

Великий Волжский путь

Археологически прослеживается связь Гнездова и Тимерева с торговыми посе­лениями Средней Швеции и не только с ними. Время образования и особой популярности этих двух населенных пунктов совпадает со време­нем расцвета ВВП. Другие российские города, нашедшие свое отображение на нашей карте, являются более известными и сохранили свой статус торговых центров и по сей день. Необходимо отметить, что именно в X веке на Волжском пути скла­дываются крупные городские древнерусские центры с высокоразвитым ремеслом, осуществ­лявшие широкие торговые связи и обслужи­вавшие целые области.

Путь из Невы в Балтийское море через Финский залив является северной оконечно­стью Волжского пути.

По-видимому, существовало даже корабельное со­общение с помощью волоков между речными системами Днепра, Вислы и Одера. Так, в 1041 году киевский князь Ярослав совершил поход на ладьях из Киева по Днепру и Бугу против Маовшан на Нижнюю Вислу. Система волоков связывала между собой и Одер-Варту-Нотец-Вислу 15 . Таким образом, все четыре основные водные системы Древней Руси: Волжская, Днепровская, Волховско-Ильменская и Западно-Двинская были тесно связаны между собой по­средством волоков, переходов по второстепен­ным рекам и имели множество вариантов свя­зей.

Важнейшими торговыми центрами Балтики, которые в IX-XI веках вели восточную торгов­лю, были города Волин и Бирка, а также тор­говые центры на острове Готланд и ряд посе­лений на южном берегу Балтийского моря.

Итак, обширные торговые операции на тер­ритории европейского континента впервые получают небывалый размах с момента оформ­ления государственных образований. Вся Евро­па, Азия, несколько портов Северной Африки пронизываются сетью торговых путей как вод­ных, так и сухопутных, где это возможно.

Исследователи средневековой экономики указывают на дифференциацию в сфере между­народной торговли между разными областями.

Русь в IX-X столетии дер­жала монополию на поставку византийских товаров для целого ряда стран Скандинавии, Прибалтики, Германии, так как Средиземное море, бывшее в руках норманнов, плохо связы­вало Запад с Востоком, доступ к Царьграду че­рез Средиземное море был только у Италии, а воинствующие мадьяры отрезали Западную Ев­ропу от Византии.

В портовых горо­дах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей. Почти все торговцы любых национальностей возили рабов на продажу и на бартерные сделки.

Скандинав­ские страны вывозили моржовую кость и шку­ры, пушнину, железо, жировик (мягкий из­вестняк, который в свежедобытом виде легко режется, но при высыхании твердеет и приоб­ретает огнеупорные свойства). Южнобалтийские государства экспортировали янтарь, украшения, керамику, зерно, меха.

Роль валюты в торговых операциях играли арабские серебряные дирхемы весом 2,97 г, так как в Европе монеты не чеканились. Чем дальше на запад попадала дирхема, тем боль­шую ценность она приобретала. Например, по шкале ценностей в Ираке одна дирхема равня­лась 6 дневным рационам пшеницы на челове­ка, а уже в Праге за дирхему давали 75 днев­ных рационов. Согласно арабским и европей­ским источникам, самым дорогим товаром были рабы.

Прежде чем попасть в руки не­посредственного покупателя, товар многократно обменивался, выкупался, перевозился на огром­ные расстояния и довольно долгое время нахо­дился в пути, так как торговые караваны шли иногда месяцами.

Справедливость требует отметить, что Бал­тийско-Волжский путь далеко не всегда был артерией мирных торговых сношений. Довольно часто отряды славян появлялись в водах Кас­пийского моря с намерениями, не имевшими ничего общего с торговлей.

По мере укрепле­ния Киевского государства оно ставило под свой контроль международную торговлю на ос­новных водных магистралях. Важной политиче­ской задачей для него была борьба с Хазарией, которая фактически держала под контролем всю волжскую торговлю. Ослабление халифата и нашествие кочевых народов поставило под угрозу торговые центры Балтийско-Волжского пути, расположенные на берегах Каспийского моря.

К концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волж­ский путь. С этого времени главной линией коммуникаций, по мнению ряда исследователей, становится Волховско-Днепровский «путь из ва­ряг в греки» и основные материальные резуль­таты торговли со Средиземноморьем концентри­руются в Киеве.

В то время, когда воины с мечом в руках шли завоевывать новые земли, когда рождались новые государства и появлялись новые грани­цы, разделяющие народы, одновременно про­кладывались новые торговые пути на воде и на суше, которые соединяли народы, доказывая им необходимость мирного сосуществования.

Пожа­луй, самым зримым воплощением экономиче­ского роста, вызванного, в числе прочего, и функционированием Волжского пути, явился бурный рост средневековых торгово-ремесленных городов. Наша карта позволяет предметно пред­ставить масштаб внутриевропеискои торговли по водным артериям и сухопутным магистра­лям, связующим эти города.

Приложение

Торгово-экономические центры Европы IX-XI веков

Дорестад (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Нидерландов)

Нидарос (совр. г. Тронхейм, Норвегия)

Бирка (с 975 г. не сущ-т, находился на оз. Меларен, Швеция)

Антверпен (устье р. Шельды, Бельгия)

Роскильде (совр. г. Роскилле, Дания)

Гамбург (в устье р. Эльбы, Германия)

Ольденбург (на р. Хунте, Германия)

Ганновер (на р. Лайне, Германия)

Магдебург (на р. Эльбе, Германия)

Кельн (на р. Рейн, Германия)

Бранденбург (на р. Хафель, Германия)

Буку ( с 1143 г.- г. Любек, Германия)

Рерик (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Земли Мекленбург, Герма­ния)

Хафельсберг (часть совр. г. Берлина, Германия)

Хедебю (в наст, время не сущ-т, находился к югу от г. Шлезвига, Германия)

Волин (в наст, время не сущ-т, находился на о. Волин, Польша)

Щецин (устье р. Одра, Польша)

Колобжег (порт, Польша)

Ополе (на р. Одре, Польша)

Оломоуц (на р. Мораве, Чехия)

Пожонь (на р. Дунай, совр. г. Братислава, Словакия)

Београд (совр. г. Белград, Сербия)

Рагузда (совр. г. Дубровник, Хорватия)

Албрехт (совр. г. Рига, Латвия)

Ладога (совр. г. Старая Ладога, Россия)

Синеус (Белоозеро, совр. г.Белозерск, Россия)

Керменчук (в наст, время не сущ-т, находился близ д. Рус. Кирмени на р. Кирмянка, Татарстан)

Биляр (в наст, время не сущ-т, находился около совр. с. Билярск, Татарстан)

Ошель (в наст, время не сущ-т, находился близ д.Богдашкино на р. Кильна, Та­тарстан)

Болгар (в наст, время не сущ-т, находился около совр. г. Болгар, Татарстан)

Сувар (близ д.Кузнечиха на р. Утка, Татарстан)

Саркел, Белая Вежа (в наст, время не сущ-т, находился на р. Дон, Россия)

Итиль, Саджин, Камлидж (совр. г.Астрахань, Россия)

Каффа (совр. г. Феодосия, Крым)

Керчев (совр. г. Керчь, Крым)

Корсунь, Херсонес (совр. г. Севастополь, Крым)

Семендер (в наст, время не сущ-т, находился в северной части Дагестана)

Шемаха (столица обл. Ширван, ныне город в Азербайджане)

Шабран (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Куба, Азербайджан)

Тифлис (совр. г. Тбилиси, Грузия)

Эребуни (совр. г. Ереван, Армения)

Ани (в наст, время не сущ-т, находился на пр. берегу р. Ахурян, Армения)

Гилян (порт, наход. на терр. совр. обл. Гилян, Иран)

Тавриз (совр. г. Тебриз, восточнее оз. Урмия, Иран)

Рей (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Тегеран, Иран)

Трапезунд (совр. г. Трабзон, Турция)

Константинополь (Царьград, совр. г. Стамбул, Турция)

Никомедия (совр. г. Измир, Турция)

Антиохия (совр. г. Антакья, Турция)

Эфес (в наст, время не сущ-т, находился на зап. побережье М. Азии, Турция)

Солунь (совр. г. Салоники, Греция)

Танджа (Гибралтарский пролив, совр. г. Танжер, Марокко)

Автор: Гульнара Аминова

История порта Архангельск, часть I: XVI-XVII века — центр внешней торговли России


На этой неделе вышел новый номер (№ 3-4) журнала «Известия Русского Севера». По традиции, ссылка на весь номер размещена в конце статьи. Редакция НД29 выбрала для публикации на своём ресурсе статью к 435-летию деятельности архангельского морского торгового порта . По просьбе редакции "Известий Русского Севера" доктор исторических наук, член ДКПО «Норд» Лев Борисович КРАСАВЦЕВ подготовил несколько статей по истории развития морского порта. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую часть статьи о становления северного порта.

Дата 435 лет является несколько условной. Она приурочена к основанию города Архангельска в 1584 году и строительству здесь морской пристани. Но реально функционировать Архангельская морская гавань, по данным профессора Ю.Ф. Лукина у Михайло-Архангельского монастыря (не обустроенная), начала уже с 1582 года, когда голландцы получили царское соизволение на их просьбу перенести торговлю к месту Михайло-Архангельской обители. Затем грамотой царя Фёдора от 12 февраля 1587 года было указано открыть порт для иностранных судов в Новых Холмогорах вместо пристани Николо-Карельского монастыря.

Этому предшествовало начало более-менее регулярных торговых связей через Белое море с наиболее развитыми странами Западной Европы – Англией и Голландией . Началась морская торговля с Англией с прибытия в устье Северной Двины английского корабля «Эдуард Благое Предприятие» под командованием капитана Ричарда Ченслера . Корабль Р. Ченслера был третьим из состава английской экспедиции адмирала Х. Уиллоуби, направленный в 1553 году для поиска северо-восточного прохода в Китай и Индию . Шторм разметал корабли английской эскадры. Два корабля вынуждены были зазимовать на северном побережье Кольского полуострова. Все английские моряки погибли, оказавшись совершенно не готовыми к зимовке. Корабли с погибшими моряками весной 1554 года нашли русские поморы. Адмирала нашли замерзшим в шалаше за журналом. Царь Иван IV, узнав об этом, распорядился корабли привести к Николо-Корельскому монастырю, а товары вернуть англичанам. Тела погибших доставили в Холмогоры.

Капитан Р. Ченслер 24 августа 1553 года благополучно достиг устья Северной Двины (Нёнокса, Николо-Корельский монастырь). Он был доставлен в Москву , где был принят царем Иваном IV. У Р. Ченслера с собой было письмо английского короля Эдуарда VI ко всем северным и восточным государям. В Москве Ченслер получил грамоту на право свободной торговли с Москвой и в марте 1554 года отправился в обратный путь. По его возвращении в Лондон была создана Московская кампания для торговли с Россией . В этом же 1555 году Р. Ченслер снова был отправлен в Белое море. В 1555 году первые английские корабли с товарами пришли в гавань Святого Николая (ныне Северодвинск ). Так были установлены дипломатические и торговые отношения между Англией и Россией . Англичане получили право использовать пристани в Холмогорах, Коле, Мезени, Печенге, Варзуге, у Соловецкого монастыря, на Печоре . Они могли торговать везде без всякой пошлины. Такой льготы в России до этого никто не получал. Справедливо отметить, что такие же льготы англичане предоставили русским, однако из-за отсутствия собственного торгового флота воспользоваться этими льготами русские купцы не могли. Р. Ченслер оставил книгу, в которой описал два своих путешествия в Россию .

Англичане, в основном, привозили сукно – главная статья английского экспорта в то время, а также оружие, боевые припасы и другие товары. Из России вывозили лес, пеньку.

Товары, доставленные из Англии на морских судах, перегружались в бухте Николо-Корельского монастыря на деревянные плоскодонные суда – насады – и отправлялись в Холмогоры. Английские купцы имели в Никольском устье свои склады, торговую контору. Используя большие льготы, англичане мешали развитию предпринимательства русским купцам, пытались монополизировать торговлю с Россией , не допускали к торговле с Россией своих конкурентов.

Русское правительство робко пыталось как-то ограничить льготы англичанам, но делало это не очень последовательно. В 1572 году для английских купцов, с учётом отечественных интересов, установили половинную пошлину. Но в 1586 году новый царь Фёдор снова разрешил для англичан беспошлинную торговлю.

Только в 1616 году беспошлинная торговля англичан была окончательно отменена. А в 1649 году англичанам было приказано выехать из Москвы и других городов страны со всем имуществом и конторами. Это была политическая реакция царя Алексея Михайловича на революционные события в Англии – казнь короля Карла I.

Установить торговые отношения с Московским государством через Север стремились и другие европейские страны и, прежде всего, Голландия . В 1564 году голландцы создают свою кампанию для торговли с Россией . В 1578 году голландский корабль впервые вошел в устье Северной Двины, но не в Корельское устье, а в Пудожемское. Затем Пудожемским руслом прошли и другие голландские корабли. Устье Северной Двины стало доступным не только для англичан. Голландцы получили разрешение от царя Ивана IV на постройку пристани. Они построили ее в 15 верстах от пристани Св. Николая в Пудожемском устье, где поставили свои двор и амбар.

Судооборот в устье Северной Двины увеличился. В 1582 году пришло уже 11 английских и 6 других иностранных кораблей, в том числе 5 голландских. Морские дороги на Север в то время, как и везде на морях в XVI веке, были довольно опасны для торговых судов. Шла необъявленная война между государствами. Так, в 1582 году датский король Фредерик II направил в северные моря галерную флотилию из трех галер, что препятствовало плаванию английских и голландских торговых судов в Россию . По этому поводу царь Иван IV в 1582 году направил датскому королю специальную грамоту с протестом против незаконных действий датчан. Одно из голландских судов, преследуемое датчанами, вошло в Пудожемское устье и прошло дальше и впервые бросило якорь у Михайло-Архангельского монастыря. Это был первый иностранный корабль, который поднялся вверх по Северной Двине до мыса Пур-Наволок.

Убедившись в судоходности Северной Двины до мыса Пур-Наволок, голландцы обратились к Московскому правительству с ходатайством о перенесении места торговли к Михайло-Архангельскому монастырю. При этом они выразили надежду, что новая гавань для иностранной торговли окажется не менее удачной, чем потерянная Нарва. Им удалось заручиться поддержкой в ближайшем окружении царя Ивана IV.

С потерей Нарвы Москва лишилась возможности вести торговлю с Европой через Балтийское море. Оставался путь через Север, который на долгое время становится единственным «окном» в Европу. Но и на Севере требовалось иное место для организации торговли. Холмогоры – центр Двинской земли, не могли стать главным портом Севера из-за мелководья.

Морская гавань у Николо-Корельского монастыря находилась в руках иностранцев и в достаточной степени не контролировалась русскими властями. Пошлины взимались не полностью. В этих условиях России был необходим торговый и административный пункт, где власти могли бы контролировать внешнюю торговлю и регулировать ее. Поэтому в 1583 году от царя Ивана IV последовала грамота о строительстве города на мысе Пур-Наволок около Михайло-Архангельского монастыря. Летом 1584 года сооружается морская пристань. В марте 1585 года была образована Архангельская портовая таможня. Рядом с крепостью построили гостиные дворы – Русский и Немецкий.

В Архангельском морском порту сосредотачивается вся внешняя торговля России со странами Западной Европы. Ежегодно в мае-июне по Двине из Вологды везли товары внутреннего рынка. В июле обычно приходили иностранные корабли. В августе проводилась Архангельская ярмарка.

Новый порт создавался открытым для всех государств. Уже в 1585 году в Архангельск пришли английские, голландские и гамбургские корабли, а в 1586 году пришло первое французское судно. В этом же году голландцы перенесли свой торговый двор в Архангельск , а позднее Москва заставила и англичан переехать в Архангельск .

Таким образом, Архангельский морской порт более чем на век стал единственным морским портом России для связи с Западной Европой. Этому способствовали потребности Московского государства в сохранении внешнеторговых связей с Европой, удачное расположение порта в устье Северной Двины на некотором расстоянии от открытого моря обеспечивало ему определённую безопасность. Архангельск стал местом встречи западноевропейской и русской цивилизаций, морским окном в западный мир, сохранившим эту роль до начала XVIII века.

Место, выбранное для Архангельского морского порта, оказалось более чем удачным. Порт и город имели естественную, хорошо защищенную от ветра, гавань. Уже в первые годы существования были проложены три деревянных моста, вдающихся в реку – «корабельные пристанища» (причалы). Принадлежность каждого была строго определена. Один причал для русских судов – речных, второй – для голландских и третий – для всех прочих «немцев» (иностранцев), кроме английских.

Растет число приходящих в Архангельск судов. В 1600 году – 21 иностранное судно; в 1604 году – 29; в 1618 году – 43 и в 1621 году – 67. Потребности внешней торговли вызвали к жизни целый ряд различных промыслов среди жителей Холмогор, Архангельска и среди крестьян двинских островов, живущих около моря. К ним следует отнести вожевой (лоцманский), дрягильный (перегрузочный), извозный (для зимнего пути из Архангельска до Вологды ), кожевенный, повозочный и другие.

В связи с ростом числа приходящих иностранных судов к новому порту, возникла необходимость в сведущих людях, хорошо знающих фарватер устья Северной Двины от моря и до пристани. Этот фарватер, извилистый и протяжённый ( Архангельск отстоит от моря на 40–45 км), отличался большими песчаными косами, которые часто из-за ледоходов меняли свое направление. Иностранцы, естественно, опасались самостоятельно проводить свои суда, и предпочитали пользоваться услугами местных жителей. Первоначально корабельными вожами (лоцманами) были «низовцы» (жители прибрежных деревень) и холмогорцы. Но скоро этот промысел перехватили жители Архангельска , образовав первоначально артель из 7 человек, они стали заниматься воженьем «без государева жалованья и без мирской подмоги», по добровольному уговору с корабельщиками. Сумма вознаграждения составляла 2 рубля за привод судна и 6 рублей за отвод. В 1613 году в Архангельске была по указу царя Михаила образована первая в России лоцманская служба, которая первоначально находилась в ведении приказной избы, а с 1690 года – в подчинении таможни.

В Архангельске в XVII веке сосредоточилась почти вся «заморская» торговая Россия . Предметами ввоза были сукна английские, французские и брабантские, золотые и серебряные монеты, сахар, пряные коренья, чернослив, лимоны, орехи, лекарственные травы, туалетное мыло, бумага, нитки, иголки, кружева, бархат, ладан, масло деревянное, ножи, медь красная в брусках, драгоценные камни, вина. Ввозилось также оружие – пушки, ружья, порох и т.п. Особую статью ввоза составляли иностранные монеты – червонцы, талеры, рейхсталеры (ефимки). Не имея своего серебра, Московское государство переплавляло иностранные монеты и чеканило свою монету. Предметами вывоза были: пшеница, гречневая крупа, масло коровье, семена, свиные туши, мясо, сало, жир, воск, пенька, лён, конопля, кожа, песец, куница, росомаха, выдра, волк, белка, заяц, бобёр, овчина, норка, горностай, медведь, лиса, соболь, смола, вар, слюда, рыбий клей, зола, мыло хозяйственное, сёмга, треска и другие товары.

Все это поступало из почти 70 русских городов. Воск привозили из Смоленска , Брянска , Ярославля , Воронежа , Симбирска, Казани , Вятки; поташ – из Арзамаса , Нижнего Новгорода , Алатыря и других уездов; птичье перо – из Мезени; мыло простое – из Ярославля , Костромы , Суздаля , Шуи ; перья и пух гусиные – из Суздаля , Шуи , Балахны , Городца ; холст – из Ростова и Ярославля , рыбий клей – из Астрахани , Саратова , с Дона; смола – с Важского уезда; меха – из Сибири; свечи сальные из Вологды и т.д. Государственная монополия распространялась на вывоз икры, смолы, поташа, ревеня, моржового клыка.

В 1650–1655 годах из Архангельска было вывезено около 1 млн. пудов хлеба. На 100 тысяч рублей вывозили ежегодно мехов, на 371 тысячу рублей – кожи, на 126 тысяч рублей – сала.

В 1674 году было отпущено за навигацию 579 соболей, 335950 штук белок, 300 куниц, 15970 разных лисиц, 288 горностаев и других мехов.

Всего вывоз товаров из Архангельска во второй половине XVII века достигал в год до одного миллиона рублей, а таможенный доход – до 90 000 рублей. В 1653 году вывоз из Архангельска составил на общую сумму 1064478 рублей, в том числе хлеба на 250000 рублей, семя льна – 14400 рублей, кожи – 370866 рублей, меха – 148564 рублей.

Что касается иностранных товаров, то, например, в 1671 году было привезено: 6846 золотников жемчуга, 4419 штук крупного жемчуга, 3931 штука волочёного золота и серебра, 63 сапфирных камня и много фальшивых цветных камней, 800 медных колокольчиков, 300 пар медных подсвечников, 230 тонн белил, 57 бочонков английских оловянных блюд и манерок, 131 дюжина оловянных стаканов, 22 больших зеркала, 14 сабель, 1 ящик с пистолетами, 10250 немецких шляп, 491 дюжина очков, 683000 иголок, 367 бочек изюма, 50 000 рейхсталеров, 4860 дюжин игральных карт и др.

Количество приходящих иностранных судов в Архангельск постоянно увеличивалось в первой половине XVII века, достигнув в 1658 году 80 судов.

Продолжением протекционистской политики царя Алексея Михайловича , направленной на ограждение российского купечества от конкуренции иностранцев, явилось принятие в 1667 году Новоторгового Устава. Новоторговый Устав – закон о внешней и внутренней торговле.

Вскоре ежегодный сбор таможенных пошлин с судов, приходящих в Архангельск , достиг 70 тысяч рублей в год, при общей сумме пошлин в 100 тысяч рублей по всей стране.

Уже в 1668 году глава Архангельской таможни А. Кириллов , на основании статьи 74-й Новоторгового Устава, конфисковал драгоценные камни, как спрятанные от обложения повышенной пошлиной, тем более спрятанные в бочках с краской. Иностранцы, после принятия Новоторгового Устава, ограничили приход своих судов в Архангельск , пытаясь склонить московские власти к уменьшению пошлин.

Таким образом, к приходу на политическую арену Петра I Россия имела достаточный опыт в организации внешней торговли и защите своих экономических интересов. Ей недоставало собственного морского торгового флота и удобных морских портов, расположенных поближе к западноевропейским странам.

Используя данный сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник входа на сайт; с какого сайта или рекламы; язык ОС и браузера; URL открываемых на сайте страниц, движение курсора, нажатие элементов интерфейса; ip адрес) в целях работы сайта, ретаргетинга, сбора и анализа статистики. В случае несогласиия, покиньте сайт.

Беломорская торговля и Архангельский порт XVII века

Категория: История Архангельска

Внешняя торговля XVII века — блестящая страница в истории северного порта. Не прибегая к гиперболам, скажем — во внешней торговле допетровской Руси Архангельск был первым городом, жемчужиной державы. Он сыграл видную роль в разрушении экономической замкнутости и разобщенности, в формировании и развитии всероссийского рынка и внешнего рынка России XVII века. Вместе с тем внешняя торговля через Архангельский порт в период его расцвета оказала заметное влияние не только на хозяйственное развитие страны, но и на ее международное положение, и внешнюю политику правительства.

В конце XV — начале XVI века в основном завершился процесс образования Русского централизованного государства. Он сопровождался бурным подъемом экономики и культуры. К середине XVI века в стране появилось много новых городов. Возросло общественное разделение труда: городское ремесло отделялось от сельского хозяйства, развивалась и углублялась специализация районов на производстве отдельных видов продукции. Скапливался прибавочный продукт, и, как следствие этого, расширялось товарно-рыночное обращение.

Вместе со всей страной рос поморский Север. В составе Русского национального государства он был одним из передовых районов, развивавшихся по восходящей линии. Широкий размах получили здесь солеварение, смолокурение, рыболовство, железоделательный, слюдяной, звериный, морской и лесной промыслы. Успехам производственной деятельности северян содействовало отсутствие помещичьего землевладения, наличие неисчерпаемых природных ресурсов, а также то обстоятельство, что края не коснулось запустение Московского уезда, Псковской и Новгородской земель, вызванное Ливонской войной, опричниной и хозяйственным разорением 70—80-х годов XVI века. Скорее наоборот, новый приток населения из южных районов, вызванный упомянутыми причинами, содействовал дальнейшему развитию производительных сил Европейского Севера России.

Во второй половине XVI века в Поморье складывается большой областной рынок, охвативший Подвинье, Корельское побережье и Заонежье, земли Великого Устюга и Вычегодские, бассейны рек Пинеги, Мезени, Печоры. Поход Ермака привел к включению в поморский рынок Западной Сибири, откуда через Сольвычегодск стали поступать экспортные товары в Архангельск. Из нашего города они вывозились за рубеж.

Чего только не было в Беломорье: пушнина, ворвань (продукты морских промыслов), соль, семга, треска. Восхищаясь богатством края, Ричард Ченслер писал своим хозяевам: «Там добывают рыбий зуб; рыба эта называется морж». Его соотечественник Антоний Дженкинсон пополнил список товаров новыми наименованиями: «. русские выделывают много дегтя, смолы и золы из осины». Все эти и другие товары поступали на местный рынок. Центром рынка вначале были Холмогоры, а затем Архангельск.

Во второй половине XVI века поморский рынок вступает в интенсивные деловые связи с подобными ему рынками Новгородской земли и Замосковного края. Новгородскую и Псковскую земли Ченслер характеризует как районы, славящиеся высококачественным льноводством и коноплеводством, воском и медом. Процветало там и кожевенное производство. Новгородские кожи и лен, и особенно ткани из него, вывозились не только в Поморье, но и за границу.

В XVI веке возросло экономическое значение Москвы, которая превращается не только в политический, но и в ремесленный и торговый центр России. В Москве делали оружие и ратные доспехи, иконы и другие церковные предметы, различного рода ювелирные вещи. Развито было ремесло, обслуживавшее «рядовых людей» — простых промышленников и пахарей: гончарное, портновское, кожевенное. В Москву приезжали с товарами и за товарами не только из близлежащих мест, но за 1000—1500 километров. Поморье присылало сюда пушнину, соль, рыбу ценных пород. На Север из Москвы и через Москву шли обозы с хлебом.

Таким образом, во второй половине XVI века складывались региональные (областные) рынки — устанавливались и налаживались торговые связи между ними. Иными словами, создавались экономические предпосылки для формирования единого всероссийского рынка.

XVII веком В. И. Ленин датирует начало нового периода русской истории, который характеризовался «усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок».

Главную роль в образовании всероссийского рынка сыграла внутренняя торговля. Однако не следует преуменьшать и значение внешней торговли России, средоточием которой в XVII веке было северное Поморье.
В 1581 году шведы взяли Нарву. Россия лишилась «нарвского мореплавания» и была отрезана от Балтики. С этого времени и до начала XVIII века, когда наша страна имела доступ лишь к одному Белому морю, продолжался расцвет беломорской торговли и города Архангельска. До основания Петербурга (1703) Архангельск был нашим единственным «окном в Европу» и главными «морскими воротами Российского государства» за границу, основным пунктом контактов между русским и западноевропейским купечеством. Вся отпускная торговля «по божьей дороге океану- морю» шла только через Архангельскую гавань, которая как магнит притягивала к себе корабли под флагами морских наций. В весенне-летние месяцы Архангельский порт встречал купцов английских, голландских, гамбургских, бременских, шведских, датских, французских. Он был основным центром, через который совершался круговорот товаров, привозимых из Европы и отвозимых туда, местом притока и истока товарной массы.

Во избежание нападения пиратов зарубежные торговые транспорты с грузом заморских вещей приходили в Архангельск партиями в сопровождении военного конвоя. В это же время сюда в барках, дощаниках, насадах, на плотах прибывали по Северной Двине предназначенные для экспорта предметы русской добывающей промышленности. Из Мезени, Онеги, с Соловков спешили в Архангельск по морю кочмары и шняки с товарами северной продажи. Из Устюга доставлялась сибирская пушнина.

Напротив гостиных дворов находилась городская гавань. Здесь на 250 метров от берега были выдвинуты в реку деревянные мосты — английский, голландский и русский, у которых становились под выгрузку (или погрузку) транспорты. Амбары и склады гостиных дворов заполнялись всевозможными товарами. Начиналось торжище, оптовая и меновая торговля, в которой участвовали иноземные гости и представители русского торгового мира — богатые купчины, съезжавшиеся со всей страны. Иногда торговообменные и покупные операции производились прямо на иностранных кораблях без разгрузки их.

Торговое время называлось ярмаркой. Архангельская ярмарка длилась обычно три месяца — с июня до сентября. Осенью торговый бум спадал. От причалов порта отходили суда, увозившие в Европу предметы «русского торга»: продукты животноводства (сало, мясо, масло), техническое сырье (лен, пеньку, коноплю), хлеб, кожи, поташ, смолу, ворвань, мед, воск, рыбу, рыбий клей, свиную щетину и т. д. Важной статьей вывоза была пушнина, особенно шкурки «царя мехов», как называли соболя. Во второй половине XVII века ежегодно уплывало за море пушнины почти на 100 тысяч рублей и всякого рода кож на 371 тысячу рублей. Около одной трети всего торгового вывоза давал беломорский район.

Поскольку Россия не имела до XVIII века своего морского флота, вся внешняя торговля в северных морях находилась в руках иностранцев и осуществлялась на их судах. Статьи импорта составляли изделия из золота и серебра, жемчуг, посуда, галантерея, москательные и аптекарские товары, испанские и французские вина, пряности (особенно перец разных сортов), изюм, инжир, лимоны, чай, сахар, шерстяные и шелковые ткани, писчая бумага, краски, белила, иголки, булавки, а с конца XVII — начала XVIII века к ним добавились вызванные военными нуждами России стратегические товары.

Привозные товары бытового и хозяйственного назначения отправлялись на всероссийский рынок. По Северной Двине, являвшейся основной транспортной магистралью, связывавшей Беломорье с Волжско-Окским междуречьем, их довозили до Устюга Великого, а оттуда реками Сухоной и Вологдой — до города Вологды.

Вологда была главным перевалочным пунктом между Архангельском и потребителями покупных, а также поставщиками русских товаров. Там поступавшие из Архангельска товарные партии перегружались на сани или колесный ход и гужом развозились по городам и весям страны для розничной продажи. Основная их масса шла в Москву через Ярославль, Ростов, Переяславль. В столицу отправлялись и обозы с товарами, купленными «на великого государя».

На главных этапах московско-архангельского тракта иностранцы устраивали свои фактории, где продавали заморские изделия. Зимой экспортные товары стекались из Московского центра, с Поволжья, Украины и из Сибири в Вологду, где их хранили на складах до полой воды, а весной «судовым ходом» отправляли в Архангельск. В зимнюю стужу Вологда кипела торговой жизнью. Наоборот, летом в Москве, Вологде, Ярославле и других торговых городах наступало затишье. Местные купцы и их приказчики, а также состоятельные покупатели скакали по тракту или спешили водным путем в Архангельск на ярмарку, где бурлил торг — внутренний и внешний.

В XVI—XVII веках в заграничной беломорской торговле через Архангельский порт участвовало 70 русских городов, среди них Москва, Владимир, Суздаль, Вязьма, Серпухов, Смоленск, Тула, Калуга, Брянск, Воронеж, Ярославль, Симбирск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Кострома и другие, а также Дон, Яик, Украина, Сибирь. Юфть прибывала из 25 городов, пенька и пряжа пеньковая и кудельная — из 18, сало говяжье топленое — из 13, щетина — из 9, масло семенное и семя льняное — из 5 городов. Высылала в Архангельск товары для заграничного отпуска и казна. Сам царь был первым купцом России. Он продавал лучшие меха и покупал драгоценности. Правительство Ивана IV установило государственную монополию на торговлю хлебом, икрой, ревенем, смольчугом, поташем и т. д. Торговать этими «заповедными» товарами могли только царь и казна.

С 1600 по 1658 год торговля через Архангельск увеличилась по числу прибывших иностранных судов более чем в три раза. Некоторое сокращение судооборота порта произошло в конце 60 — начале 70-х годов, что было вызвано отменой привилегий иноземным купцам, главным образом англичанам, которые до этого господствовали в беломорской торговле. В 1649 году, воспользовавшись как предлогом революцией в Англии, русское правительство выслало английских купцов из России, ликвидировав все их льготы. Когда последние попробовали протестовать, царь Алексей Михайлович пояснил, что с тем народом, который «недоброе дело сделал и доброго короля своего Карлуса до смерти убил», он, Алексей Михайлович, государь и самодержец всея Руси, никаких дел иметь не желает. И англичанам был закрыт въезд внутрь России. Отныне они могли торговать только в одном Архангельске при условии уплаты двойной пошлины. Это усилило позиции конкурентов англичан — голландцев. Если до XVII века английских кораблей ежегодно прибывало в Архангельск больше, чем голландских, то в 1658 году из 80 судов, посетивших Архангельск, английских было всего лишь четыре.

Продолжая протекционистскую линию на ограждение русского купечества от конкуренции иноземцев, Новоторговый устав 1667 года увеличил размер пошлин, взимаемых с иностранцев при продаже и перевозке товаров, и запретил им как розничную торговлю с населением, так и покупку товаров непосредственно у производителей. Все эти сношения могли осуществляться теперь лишь через русских купцов. Окончились красные дни купцов заморских. Это и привело к заминке, но, как видно из статистических данных, она носила временный характер. После 1670 года количество иностранных судов, приходивших в Архангельск, вновь стало увеличиваться.

Стремительно рос грузооборот и товарооборот порта. В 1653 году из Архангельска вывезли за границу товаров (без пеньки и шелка) на сумму 1151 тысяча рублей, что составляло в переводе на деньги конца XIX века более 18 миллионов рублей. Парадоксально, что при такой бурной деятельности архангельской ярмарки сумма валового оборота горожан в конце XVII века не превышала 6—10 тысяч рублей в год. Торговым капиталом ворочали иноземцы и иногородние толстосумы, а местные посадские были сиротами в своем городе. Они занимались лишь мелочной куплей и продажей.

Все товары — русские и иностранные — «досматривались» в порту таможенниками, и с них взималась положенная пошлина. Это был важный источник государственных доходов. В 60-е годы XVII века в царскую казну поступало таможенных сборов из поморских и пограничных городов до 100 тысяч рублей в год. Примечательно, что две трети этой суммы (до 70 тысяч рублей) давала архангельская таможня. Неправдоподобно? И тем не менее это так. Вот что такое был город на Северной Двине для России 320—325 лет назад.

Волжский торговый путь: из Скандинавии — в арабские страны

В VIII-X веках Волга стала основным торговым маршрутом из Северной Европы в арабские страны. С падением Хазарии и появлением печенегов её роль на время угасла.

«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии — Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.

Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами.

«Из варягов в арабы» — способ создать капитал

Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев — торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.

1.jpg

Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.

Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.

Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток

Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.

Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога — по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.

2.jpg

Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.

От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.

3.jpg

Недалеко от современного Ярославля находится Тимирёвский археологический комплекс: на его территории археологи обнаружили большое количество кладов с арабскими монетами. Утверждается, что Тимирёво было крупным торговым аванпостом на Волжском торговом пути, однако с годами пришло в запустение — в основном из-за конкуренции с основанным неподалёку Ярославлем.

Волжская Булгария — транзитный пункт

Следующей крупной остановкой на пути торговых караванов становился Булгар. «Хазары торгуют с ними (с булгарами) и совершают сделки, также и русы привозят к ним свои товары, и все те, кто обитает на обоих берегах этой реки (Волги) привозят к ним свои товары, как то: соболей, горностаев, белок и другое," - так описывал торговые отношения волжских булгар с соседями арабский учёный Ибн Руста. В начале X века Булгары являлись данниками хазар, однако стремились сбросить с себя ярмо иностранного владычества, для чего приняли ислам — для сближения с Арабским Халифатом, от которого ожидали поддержку.

Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.

На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник.

На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник. Источник: wikipedia.org

«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Тем не менее, Булгар был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.

Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.

Итиль — ворота в Каспийское море

Точное местоположение столицы Хазарского каганата, города Итиль, до сих пор является предметом споров историков и археологов. В наше время большинство исследователей склоняется к тому, чтобы считать Самосдельское городище возможным кандидатом на звание ставки хазарского хана. Тем не менее, выдвигаются и другие гипотезы — например, часто Итиль отождествляют с Саркелом (Белой Вежой), расположенном на левом берегу Дона, на дне современного Цимлянского водохранилища.

5.jpg

Тем не менее, в те далёкие времена на побережье Каспийского моря, в месте впадения в него Волги, существовал крупный транзитный центр на Волжском торговом пути, и есть все основания предполагать, что это был именно Итиль, чрезвычайно пёстрый по своему этническому и религиозному составу город — как и подобает крупному торговому центру. Вместе проживали мусульмане и иудеи, язычники и христиане. Большую роль играла торговая сторона, восточная, стремительно развивавшаяся с течением времени и разраставшаяся, тогда как западная часть Итиля оставалась неизменной — хан вместе со свитой и войсками находился в городе фактически лишь зиму, уходя в кочевье, как только улучшалась погода.

6.jpg

Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Между странами, и так не очень хорошо относившиеся друг к другу, начинается серьёзный конфликт, сильно сказывавшийся на Киевской Руси. Администрация Итиля постоянно повышала всевозможные поборы и пошлины. В конце концов против русов было введено настоящее эмбарго, а хазарский царь Иосиф в личных письмах так объяснял этот шаг: «Я охраняю устье реки Итиль (Волга) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить (Каспийским) морем, чтобы идти на исмаильтян… я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они уничтожили всю страну исмаильтян до Багдада».

Это стало одной из причин похода Святослава Игоревича на Хазарский Каганат. В 969 году Итиль был разрушен дружиной киевского князя. Примерно в то же время глобальное значение Волжского торгового пути начинает падать: виной тому бесконечные войны в степях и Поволжье, появление печенегов и переориентация торговли Киевской Руси на «путь из варяг в греки» — основным партнёром становилась Византия.

Тем не менее, походы русских дружин на Волжскую Булгарию, продолжавшиеся и в XI, и в XII, веках вплоть до появления монголо-татар, говорили о том, что Волжский торговый путь сохранял своё экономическое значение, хоть и региональное. Сильнейший удар по торговле на Волге нанесло вторжение монголо-татарских орд, булгарские и мордовские поселения, а также города Северо-Восточной Руси перенесли тяжелейшие разрушения. Новый этап Волжского торгового пути начался в связи с укреплением Улуса Джучи — Золотой Орды.

Читайте также: