Расскажите о труде бурлаков при подготовке этого рассказа используйте картину бурлаки на волге

Обновлено: 02.07.2024

Мельница мифов: бурлаки на Волге

Откуда мы знаем о тяжелой доле бурлаков, тянувших по рекам и озерам суда в дореволюционной России? Ну, конечно, главным образом, благодаря известной картине Ильи Репина "Бурлаки на Волге", репродукции которой есть даже в школьных учебниках.

Мельница мифов: бурлаки на Волге

Но вот насколько соответствует все изображенное на ней исторической правде - это очень и очень большой вопрос.

Еще в старой советской школе нам, тогдашним ее ученикам, рассказывали о тяжелом труде волжских бурлаков, а мы должны были, глядя на картину Репина, пересказать слова учительницы своими словами. В итоге получалось так, что несчастнее людей не было на свете, ну и понятно, покончивший со всем этим Великий Октябрь был событием в высшей степени справедливым.

Однако потом я как-то прочитал книгу американского писателя Бернарда Шульца "С индейцами в Скалистых горах" и вот там тоже был описан труд местных бурлаков-кордильеров, которые хотя и тащили габару вверх по течению, по вечерам и песни пели и, вообще, отнюдь не показаны несчастными людьми. Впрочем в сознании это хотя и отложилось, но к каким-то выводам я тогда не пришел. Мол, американская габара это одно, а наша волжская баржа — совсем другое.

Но потом я как-то раз сам оказался на Волге, и вопросы посыпались один за другим. Оказалось, что берега у Волги разные.

  • низменный,
  • пологий
  • и песчаный.
  • высокий
  • и обрывистый.

Причина этого в том, что Волга течет в меридиональном направлении и на ее течении действует "сила Кориолиса", подмывающая правый берег.

А вот теперь давайте посмотрим на карту и прикинем, как долго пришлось бы тащить баржу бурлакам вверх из Астрахани в Нижний Новгород на торговую ярмарку?! Левым берегом идти неудобно, хотя он и пологий, именно из-за той же "кориолисовой силы", а правой — просто невозможно, так как обрывы там подходят вплотную к берегу, который к тому же зарос кустарником.

И как же они тогда шли? Особенно если учесть, что на картине Репина они идут как раз по правому берегу! А все дело в том, что показано на полотне художника не совсем то, что было на самом деле. Просто автору его захотелось единичное явление сделать массовым, и поскольку он был талантлив, то это ему вполне удалось. Репин был человеком впечатлительным, интеллигентным, вот на него они тяжкое впечатление и произвели.


"Какой однако это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?" — вспоминает свои впечатления Илья Ефимович на страницах автобиографической книги "Далекое близкое".

Другой, более поздний, отзыв его был таким:

"Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам".

Между тем, если бы художник слушал все это повнимательнее, то… сюжет картины вполне мог быть совершенно другим!

Бурлаки не тащили баржи по берегу, как на картине Ильи Репина

Дело в том, что картина эта реально живописует труд бурлаков совсем не таким, каким он был на самом деле, и в этом нетрудно убедиться, обратившись к монографии И. А. Шубина "Волга и волжское судоходство, изданной в СССР в 1927 году. Дело в том, что настоящие бурлаки работали совсем по-другому. Они же баржи снизу вверх по реке гнали, и как тут берегом вдоль реки можно было идти? Хоть левый, хоть правый берег бери — все одно вдоль воды далеко не уйдешь!

Поэтому на баржах верхняя палуба была всегда ровной — понятно, что это были те баржи, что плыли вверх по течению самоходом шли, потому как были еще и баржи буксирные. На корме такой баржи стоял большой барабан. А на нем был трос намотан, а к нему цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорем и плыли вверх по течению, а якорь бросали. Потом другой, третий, до тех пор, пока им каната хватало.

А тут уж и бурлакам приходилось браться за работу. Подходили они к этому канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до самого первого якоря, который потом поднимали, а после и второй, и третий. То есть поочередно их все время и ставили, и поднимали, так что баржа как бы сама собой по канату ползла против течения. Понятно, что это был труд нелегкий, но не такой, чтобы люди от него падали!

Бурлаки на Волге могли есть красную икру ложками

Зато всякая артель бурлацкая при найме на работу сговаривалась о харчах. И за такой труд в день им обычно давали:

  • хлеба уж не меньше, чем по два фунта,
  • мяса по полфунта,
  • а рыбы — сколько съедят(!),

да к тому же еще сколько-то

  • масла,
  • сахара,
  • соли,
  • чаю,
  • табака,
  • крупы —

все-все оговаривалось. Отдельно на палубе ставилась бочка с красной икрой — у кого желание было — тот мог подойти, горбушку хлеба от своей доли отрезать и ложками сколь хочешь есть. После обеда всегда спали, работать было грех.

При каких условиях бурлакам на Волге приходилось баржу по берегу

И только если уж лоцман по пьянке посадит баржу на мель, тогда лишь приходилось всей артелью лезть в воду, и вот так, как Репин это написал, баржу с нее стаскивать. И то… перед этим особо договаривались о том, за сколько бурлацкая артель будет это делать, а после купец-то им за это еще и водки ставил!

Сколько зарабатывали бурлаки на Волге?

И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог и ничего не делать, и все равно ни он сам, ни его семья при этом не бедствовали. А если он не пьянствовал по кабакам, а давал деньги в рост своему хозяину, так ему и вовсе была хорошая жизнь.

Хозяева таких ценили, старались всячески услужить и добиться их расположения. К таким шли самые сильные и сноровистые артели, поэтому и на ярмарку в Нижний Новгород они добиралась раньше других, и имели барыша поболе, чем другие! Вот это и было общее, а то, что мы видим на картине у Репина, — единичное. А зачем он это так написал тоже понятно: вызвать у зрителя жалость к трудящимся. Это в то время мода такая была у русской интеллигенции, и Илья Ефимович был отнюдь не одинок в том, чтобы представить его страдания "пожалостливее"!

А были ведь еще и баржи-коногонки — где вместо бурлаков работали лошади, вращавшие этот самый барабан. Вот только особых преимуществ перед людьми они не имели. То есть, да, в работе "коногонки" обходились куда дешевле, тем более, что и сено и овес для лошадей покупали прямо на стоянках, а с собой не везли. Но зато как быть, если баржа вдруг села на мель? Стаскивать ее лошадьми? Очень даже это было неудобно во всех отношениях. А держать на этот крайний случай на борту бурлаков — невыгодно. То есть нужно было куда-то ехать их искать, а время-то дорого, не говоря уж о том, что в страду все артели были давно уже разобраны. Вот поэтому-то они широкого распространения и не получили и никто картин о труде этих коняг не написал!

Интересно, что написанная Репиным картина очень понравилась Федору Достоевскому, который в своем "Дневнике писателя" высказался о ней, как о подлинном торжестве правды в искусстве. Но самое удивительное, что потом за 3000 рублей ее купил великий князь Владимир Александрович и повесил в бильярдной комнате Владимирского дворца:

  • и pacстpигy пoпa Kaнинa,
  • и coлдaтa Зoтoвa,
  • и нижeгopoдскoгo бoйцa,
  • и нeтepпeливoгo мaльчишкy —

Расскажите о труде бурлаков при подготовке этого рассказа используйте картину бурлаки на волге

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

Илья Ефимович Репин встретил на Волге колоритную ватагу мужиков, своими мышечными усилиями тянущих судно вверх против течения с помощью толстого каната(бечевы). Бурлаки стали героями его картины. А мы, глядя на нее, можем иметь представление о грузоперевозках вверх по реке, когда еще не было пароходов. Во времена написания картины (1870-1873 гг) пароходы уже были - мы видим в глубине картины дым буксира! - но, возможно, людской труд был выгоднее - дешевле.
Бурлаки четко делились на постоянных и временных. Постоянные были опытными и ответственными людьми. Хозяин заключал с ними договор, по которому обязался оплатить работу. Старшина бурлаков отвечал за сохранность судна и груза. Он привлекал временных работников, которые работали за еду или имели свой груз на судне.
Судно было плоскодонным, широким, оно имело большой парус, поэтому могло легко перевернуться или сесть на мель. (Встретилась информация, что такие суда, называемые расшивам, были одноразовыми, строились для одной перевозки). При передвижении против течения при попутном ветре парус был большим подспорьем. Старшина бурлаков должен был ориентироваться в обстановке и командовать. Он шел впереди с парой "коренников" и задавал темп движения. Особенно в начальный момент, когда надо было стронуть посудину с места.
Шли бурлаки не прогулочным шагом. У всей артели одновременно вперед выдвигалась правая нога, а к ней потом подтягивалась левая. И так, монотонно, весь день: от восхода и до заката бурлаки проходили 10-15 км. Если посмотреть на картину И.Е.Репина, как раз у всех правая нога впереди. Только молодой человек в красной, не успевшей выгореть одежде (очевидно новичок) противится общему ритму. И даже озирается с интересом вокруг. Возможно, это его последний день, наймут другого. В конце колонны также ставился постоянный работник, который подгонял ленивых, ведь их нагрузка тогда падала на остальных.Этот момент также виден на картине.
Один заказ бурлаки выполняли 2-3 месяца. Проведенные расчеты показали, что на каждого бурлака лямка давила с силой 40 кг. Но при встречном ветре, подъеме в гору и сталкивании судна с места или с мели усилий требовалось больше.
В артели был свой кашевар, возможно как раз идут переговоры со старшим о привале. На привале менялись сношенные лапти. Ведь остановиться в пути было нельзя, пришлось снова бы выводить расшиву из состояния покоя.
Работа была сезонная, с весны по осень. И бурлаки старались заработать столько, чтобы на год хватило.

Бурлаки на Волге

Кто же не знает знаменитую картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге"? Нам в школе рассказывали, что великий художник отобразил тяжелейший труд самых угнетаемых работников в царской России. И, мол, если бы не Великая Октябрьская Социалистическая Революция.


Однако оказывается, что все было несколько не так.

Вопреки расхожему мнению, бурлаки на Волге зарабатывали больше, чем художник Репин, который их нарисовал. Его картина в советское время считалась символом угнетения рабочего люда в царской России. Мол, вот несчастные полуголодные бедняки работают как лошади, за три копейки тягая судна по Волге.

На самом деле все было не так. Бурлаки и зарабатывали неплохо, и работа их строилась иначе. По берегу они особо ничего не таскали. На трудных участках судоходного пути, где парусные и весельные торговые корабли шли против течения, вперёд посылали лодку, которая бросала якоря. От лодки на корабль тянулись тросы, которые крепились к барабану. Бурлаки - сильные здоровые мужики, стоя на корабле, тянули тросы от носа к корме, наматывая их на барабан, тянувший кораблик вперёд, преодолевая течение. На берег они сходили редко, обычно, чтобы снять корабль с мели или вытащить поломанное судно.

На картине Репина они как раз вытягивают судно, севшее на мель. Флаг перевёрнутый вверх ногами, который вы видите на картине - сигнал бедствия или поломки. Причём для этого рода работ, сходя на часто заболоченный илистый берег, бурлаки, чтобы не замарать обычную одежду, надевали рванину и старьё.

Теперь о зарплате. В середине 19 века обычный бурлак зарабатывал в месяц 60-80 рублей, а шишка - командир артели бурлаков - 100-120.Для сравнения земской врач и учитель гимназии - средний класс тогдашней России, получали в среднем 80 рублей в месяц. Фельдшер - 35-40. По сути, рядовой бурлак зарабатывал на уровне среднего класса, а командир артели и вовсе был обеспеченным человеком.

При этом в судоходный сезон бурлаков кормили за хозяйский счёт. То есть, деньги они свои не тратили, и могли потом полгода на них жить или открыть свой бизнес. Что многие и делали. Шишки потом становились командирами речных судов, а многие обычные бурлаки, сколотив состояние, уходили в купцы или покупали землю для ведения сельского хозяйства.

Да, труд был тяжелый, но хорошо оплачиваемый, нормальный вариант для здорового мужика, не чурающегося физической работы. Бурлаком пару лет проработал писатель и Гонзо-репортер Владимир Гиляровский, отпрыск зажиточной дворянско-казацкой семьи. Не проявив прилежности в учебе, он сбежал познавать Россию в бурлаки, где нашёл применение своей недюжинной силе, а заодно побывал во всех прибрежных городах Приволжья и Поволжья.

Зажиточность бурлаков доказывает и другой факт. Многие роскошные церкви, стоящие вдоль Волги-матушки, были построены на деньги бурлацких артелей.

Таким образом, на картине Репина мы видим не отчаявшихся голодных бедняков, а представителей обеспеченного среднего класса, которые вытягивают судно с мели, облачившись в старую рванину, чтобы не пачкать основную одежду, в которой они работают на судне.

Репин, к слову, писал эту картину три года, а продал за 3000 рублей. Заработок небольшой бурлацкой артели за два месяца) шёл бы не в художники, а в бурлаки, был бы побогаче в юности) (Отсюда.)

Взгляд на картину. "Бурлаки на Волге" И.Е.Репина. Подготовка к написанию отзыва.
статья по литературе (7 класс) на тему

Козлова Татьяна Алексеевна

Данный материал был опубликован в журнале "Литература в школе" №2 за 2012 год. Это разработка урока. Мы обращаемя к картине Репина при формировании понятия об отзыве и подготовке к его написанию. Цель урока - обогатить словарь учащихся новыми терминами, сформировать умение высказывать своё мнение о произведении.

ВложениеРазмер
vzglyad_na_kartinu.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взгляд на картину.

Подготовка к написанию отзыва .

Автор : Козлова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

Место работы : МОУ Мохсоголлохская

Давней традицией преподавания литературы в школе является привлечение произведений живописи. Работа с картиной не является самоцелью, она уместна лишь тогда, когда способствует лучшему усвоению программного материала, помогает в достижении образовательных и воспитательных целей. Такая работа углубляет проникновение в литературное произведение, способствует развитию эстетических чувств и восприятий. Важно не только научить учащихся чувствовать произведение искусства, но и судить о нём, выражать своё мнение.

Работать с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» очень сложно и ответственно. Её содержание далеко от современной действительности, люди, изображённые на ней непонятны современным школьникам, пугают их своей схожестью с теми, кто оказался за бортом нормальной жизни. Замечательный русский критик В.Стасов писал: «Картину «Бурлаки» я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас. Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения».

Я обратилась к этой картине, когда необходимо было сформировать понятие об отзыве и подготовиться к его написанию. Урок имел следующие цели: обогатить словарный запас учащихся новыми словами (искусствоведческими терминами), прививать интерес к живописи, учить воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу художника, формировать умение высказывать своё мнение о произведениях живописи.

На доске – портреты И.Е.Репина, В.В.Стасова, П.М.Третьякова, репродукции картин Репина.

Сегодня на уроке мы приоткроем дверь в творчество великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Мы будем говорить только об одной его картине. Обратим внимание на эпиграф к уроку (он написан на доске): «Самый большой триумф художника – если он заставляет мыслить и чувствовать тех, кто на это способен» (Э.Делакруа) . Картина «Бурлаки на Волге», о которой мы сегодня будем говорить, действительно потрясла, заставила «мыслить и чувствовать» всех современников Репина, которые были на это способны. А способны ли мы на это?

Посмотрите внимательно на картину, сосредоточьтесь на ней. Какие мысли и чувства она вызывает? Напишите на листочке свои впечатления, запишите кратко, отдельными словами, а не предложениями… Отложите эти листочки. Эти записи вам понадобятся, когда вы будете писать отзыв о картине. Может быть, ваше восприятие картины изменится после того, как вы узнаете историю создания картины, её место в творчестве художника. Но прежде нам нужно уяснить значение слов, без которых мы не сможем говорить о труде художника и о картине. Дома вы должны были уточнить значения этих слов.

Слова написаны на доске, учащиеся объясняют их значения.

ЭСКИЗ – набросок будущей картины.

КОМПОЗИЦИЯ – построение картины.

ЭТЮД – от французского «изучение». Художник, работая над картиной, изучает лица людей, природу, рисует и пишет их.

ПАЛИТРА – это дощечка, на которой художник смешивает краски.

ПЕЙЗАЖ – изображение природы.

КОЛОРИТ – сочетания разных цветов в картине.

Великий русский художник Илья Ефимович Репин жил долго и всю свою жизнь неутомимо работал. Он написал сотни больших и маленьких картин, портреты разных людей, а рисунков сделал тысячи. Репин говорил, что часы работы – лучшие часы его жизни.

Посмотрите на портрет художника. Свой портрет Репин написал сам. Какое у него серьёзное лицо, какой зоркий, внимательный взгляд!

Репин на автопортрете молодой, но его уже называют «первым русским художником». Славу ему принесла картина «Бурлаки на Волге». Он писал эту картину пять лет, много думал над ней, несколько раз переделывал. А когда окончил работу – все поразились. Ничего похожего в русском искусстве прежде не было.

Всё удивительно в этой картине: и необыкновенные люди, и замечательное мастерство художника.

Замысел полотна возник ещё в то время, когда Репин был студентом. Ему оставалось два года до окончания Петербургской Академии художеств. Художник вырос на Украине и никогда не видел бурлаков. Встреча с ними произошла на реке Неве и поразила Репина. Он решил, что слишком мало знает о бурлаках. В то время самым бурлацким краем была Волга. По великой реке двигалось множество судов. И Репин решил ехать на Волгу – знакомиться с бурлаками.

Художник создаёт множество эскизов. Вернувшись в Петербург, он показывает свои летние работы начальству Академии художеств, устроив выставку. По свидетельству очевидцев, этюды и эскизы были удивительны. Толпы ходили и смотрели их.

Великий князь Владимир Александрович, брат российского императора, увидев эти эскизы, сразу выразил желание купить картину. Он выплачивал Репину аванс для того, чтобы художник мог работать над полотном. Через два года художник опять едет летом на Волгу – пишет этюды, делает композицию.

Осенью его мастерскую посещает приехавший из Москвы Третьяков (здесь мы видим его портрет, написанный Репиным). Знаменитый коллекционер очень хочет иметь будущую картину у себя в галерее. Это большая честь для художника! Но как же быть? Картина уже обещана великому князю, и Репин получал авансы. Может быть, великий князь передумает и купит другую картину? Третьяков очень надеялся на это. Но князь подтверждает своё решение приобрести картину и выплачивает Репину всю сумму за картину.

«Бурлаки на Волге» выставляются сначала в России. Потом за границей. Репин получает награду. После этого картина поселилась в княжеском дворце. В настоящее время картина Репина «Бурлаки на Волге» находится в Русском музее в Петербурге.

О стихотворении Некрасова «На Волге».

Неизгладимое впечатление произвела на Репина встреча с бурлаками. Репин «заболел» ими. Он работает над картиной уже два года, когда другой, не менее талантливый человек создаёт произведение, в котором рассказывает о встрече с бурлаками и чувствах, вызванных этой встречей. Это великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Он публикует стихотворение «На Волге». Ещё через три года закончена картина Репина «Бурлаки на Волге», и многие подумали, что эта картина – отклик на стихотворение Некрасова. Но это не так. Два великих человека создали свои произведения независимо друг от друга. И чувства их похожи! Послушаем отрывок из стихотворения Некрасова. (Слушаем аудио, у учащихся на столах тексты стихотворения Некрасова)

Вопрос. Какие строчки созвучны картине?

Да, сердце «дрогнуло» и у великого поэта, и у великого художника при виде бурлаков. Но что же значит слово «дрогнуло»? Какие чувства скрываются за ним? Сначала Репину было больно и стыдно, что люди ради куска хлеба впрягаются в лямки вместо рабочего скота. Но когда художник узнал бурлаков ближе, он изменил своё отношение.

В старину бурлаки тянули по реке суда с грузом. С судна бросали на берег прикреплённую к мачте длинную верёвку – бечеву; за неё цепляли ременные петли – лямки; бурлаки впрягались в лямки и тащили судно против течения.

Бывало, и месяц, и два месяца шли они под палящим солнцем или под проливным дождём, навалясь грудью на лямку. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей.

Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей.

Группа бурлаков называлась артелью. Передний, головной бурлак был самый опытный из всех. Его называли «коренным». Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет, если артель сбивалась с шага, головной командовал: «сено-солома», «сено-солома». Так он говорил вместо «правой-левой», - все подхватывали команду и через минуту снова шагали дружно.

Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. С песней всякая работа легче. Одну песню затягивали под равномерный бурлацкий шаг. Другую песню – когда встречный ветер сносил судно, а бурлаки старались удержать его. Третью песню – когда тяжёлое судно садилось на мель.

Любимой песней у бурлаков была «Дубинушка».

Эх, дубинушка, ухнём!

Эх, зелёная, сама пойдёт!

Бурлаки дружно налегали на лямки, крепко упирались ногами в мокрый песок – и вот тяжёлое плоскодонное судно, барка, доверху гружённая хлебом, солью или известью, нехотя сползала с мели и уже опять качалась на глубокой воде.

Работа по картине.

Когда Репин узнал бурлаков ближе. Он стал восхищаться ими. Какие замечательные, не похожие друг на друга люди связаны верёвкой-бечевой, то есть общим бурлацким трудом! Он узнал, что среди бурлаков разные люди: бывшие солдаты, священники, учителя. Кто-то всю жизнь в бурлаках, а кто-то лишь короткое время. Они размышляют и говорят обо всём, что происходит вокруг, глубоко чувствуют радости и печали жизни. И все вместе они – не угрюмая ватага, замученная непосильной работой, а настоящее товарищество необыкновенных, умных, свободолюбивых людей. Нет, не жалость к бурлакам звала теперь художника писать картину, а уважение и любовь к ним.

Одновременно с главной картиной Репин пишет картину «Бурлаки, идущие вброд». Она теперь в Государственной Третьяковской галерее. Помните (из рассказа об истории создания картины), что Третьяков очень хотел приобрести «Бурлаков на Волге», но великий князь не уступил. Среди картин Репина (см. на доску) мы можем увидеть и портрет самого Третьякова, и картину «Бурлаки, идущие вброд».

Репин, не переставая, размышлял над главной картиной. Он создал не один эскиз, менял композицию, пейзаж.

Вопросы и задания. Какой пейзаж выбрал художник после долгих творческих мук? Опишите пейзаж в этой картине, опираясь на карточку №1. Вам нужно только вставить определения.

В картине Репина … небо покрыто … облаками. Перед вами раскинулась … Волга. Она словно млеет и спит под … солнцем. Где-то вдали мелькает … пароход. Ближе золотится … парус … судёнышка.

Прочитаем, что получилось.

Вам предстоит описать бурлаков. Все они по сути выполняют одну и ту же работу. Как же нам избежать повтора одних и тех же слов? Сейчас мы потренируемся в подборе глаголов, которые можно использовать при описании бурлаков. Постарайтесь избежать повторений. Пока вы работаете с карточками, будет звучать любимая песня бурлаков – «Дубинушка». 1 вариант – карточка №2; 2 вариант – карточка №3.

Вторую часть этой артели … крепкий, бодрый старик. Он … на ходу набить свою трубочку табаком. За ним единственный человек в сапогах: он суетливо … ногами. Ещё дальше … по сторонам бродячий грек с великолепным профилем. Последний … голову на грудь и тихо …, размахиваясь из стороны в сторону.

Внимательно слушаем, что получилось в результате самостоятельной работы. Выбираем наиболее удачные варианты.

Вопросы. О ком из героев картины не сказано в этих карточках? (О мальчике.) Что вы можете сказать об этом герое? Если мы на основе этих трёх карточек напишем текст, то к какому типу речи мы его отнесём? Какие типы речи мы знаем? Текст, составленный на основе этих карточек, мы можем назвать отзывом? Что такое отзыв? С какой целью пишется отзыв и какому типу речи принадлежит?

Карточки, по которым вы работали, были составлены мною по статье замечательного русского критика, теоретика и историка искусства Владимира Васильевича Стасова. Познакомимся со статьёй Стасова, поучимся у него.

Чтение и анализ искусствоведческих текстов (отпечатаны по одному экземпляру на стол, раздаются на данном этапе урока) .

Картина Репина «Бурлаки на Волге»

В картине Репина перед вами широкая, бесконечно раскинувшаяся, словно млеющая и заснувшая под палящим июльским солнцем. Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, ближе золотится тихо надувающийся парус бедного судёнышка, а впереди, тяжело ступая по мокрым отмелям и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, идёт ватага бурлаков. Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бечевы, идут в шаг эти одиннадцать человек, живая машина возовая, наклонив тела вперёд и в такт раскачиваясь внутри своего хомута.

Вторую половину шествия составляют: крепкий, бодрый, коренастый старик; он прислонился плечом к соседу и, опустив голову, торопится на ходу набить свою трубочку из цветного кисета; за ним отставной рыжий солдат, единственный человек из всей компании. Обладающий сапогами и засунутыми туда суконными штанами, на плечах у него жилет с единственной болтающей и сверкающей на солнце пуговицей: он суетливо и порывисто ведёт свою работу и частит ногами; ещё дальше кто-то вроде бродячего грека, с чертами всё ещё наполовину античными; ему тошно и непривычно, он беспокойно поднимает свой всё ещё великолепный, несмотря на бесконечное мотовство жизни, античный профиль и широкими красивыми глазами озирается кругом. Последний тихо шагает, размахиваясь из стороны в сторону, как маятник, быть может, наполовину в дремоте и совершенно опустив голову на грудь, бедный лапотник, последний и отделившийся от всех.

И всё это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу. Один только шумит и задорно кипятится мальчик, в длинных белых космах и босиком, являющийся центром и шествия, и картины, и всего создания. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины, а его быстрый сердитый взгляд, его своенравная, бранящаяся на всех, словно лающая фигурка, его сильные молодые руки, поправляющие на плечах мозолящую лямку, - всё это протест и оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем, дикарей-геркулесов, шагающих вокруг него впереди и сзади.

Вопросы и задания. Определите тип речи данного текста, его стиль. (Описание, научный стиль, но поскольку передаёт эмоциональное восприятие картины – много художественных средств.) Какие художественные средства использует автор, передавая эмоциональное восприятие картины? Ответ подтверждайте примерами.

Художественный и музыкальный критик, выдающийся деятель культуры Владимир Васильевич Стасов, чью статью мы читали, был современником Репина. Сегодня мы познакомимся с ещё одним текстом, в котором речь идёт о картине «Бурлаки на Волге». Автор этого текста – искусствовед, наш современник Владимир Ильич Порудоминский.

Солнце на холсте

Картину «Бурлаки на Волге» называли солнечной. И правда, Репин будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотит парус плывущей барки.

Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскалённый песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя.

Картина Репина не пестрит красками. Он очень вдумчиво выбирает цвет – жёлтый, голубой, розовый; зато сколько оттенков у каждого цвета!

Приглядитесь, как изменяется жёлтый: то жёлто-золотой, то блёклый, то размытый, то коричневатый.

Пока не всмотришься в картину, не поверишь, что бурлацкая артель и пейзаж – отмель, вода, небо, берег – написаны одними и теми же красками. Для одежды бурлаков художник брал тот же голубой, жёлтый, розовый цвет. Но когда Репин пишет природу, краски лёгкие, радостные, а когда – бурлаков, он ищет другие оттенки – краски становятся густыми, мрачными, тревожными.

В яркий солнечный полдень бурлаки в самом деле будто тёмная туча: такими они показались художнику, когда он увидел их впервые. Но густые, плотные краски, которыми написаны фигуры бурлаков, их смуглые, дочерна загорелые лица и руки, позволили художнику рассказать также про силу этих людей. Они точно отлиты из бронзы.

Обдумывая колорит картины, Репин не забывает и про каждого бурлака в отдельности.

На Канине рубаха неяркого, спокойного цвета – в лад его неторопливым, серьёзным думам.

У Ильки-моряка рубаха красновато – лиловая, её беспокойный цвет так же тревожит зрителей, как яростный взгляд Ильки.

Пламенем взметнулась в тёмной толпе розовая рубаха непокорного Ларьки. Будто молния в туче. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на ещё не сожжённом загаром лице тотчас рассказывает о юности Ларьки, о его нежной и горячей душе.

( Учителю следует пояснить учащимся, почему герои картины имеют имена – Канин, Илька, Ларька.)

Вопросы и задания. К какому стилю и типу речи отнесёте этот текст? (Научно-популярный, рассуждение). В тексте-рассуждении должен быть тезис. Каков он здесь? (Плеснул на холст живое солнце.) Найдите искусствоведческие термины в этом тексте. Какие художественные средства использует автор? Выпишем на листочек определения, которые автор подбирает к словам краски, цвет. ( Краски - лёгкие, радостные, густые, мрачные, тревожные, плотные; цвет – блёклый, размытый, спокойный, яркий, неяркий, беспокойный, звонкий.) Как вы думаете, с какой целью написан этот текст? Взгляните на те листочки, на которых вы кратко записали свои первые впечатления от этой картины. Изменилось ли ваше восприятие после знакомства со статьями искусствоведов?

Подведение итогов. Мы познакомились с двумя текстами, написанными об одной картине. Вы видите, как по-разному можно взглянуть на одно и то же произведение искусства. Вам предстоит написать отзыв о картине. Не забудьте использовать записи о первом впечатлении, которое произвела на вас эта картина. Но не обязательно писать отзыв о картине Репина «Бурлаки на Волге». Вы можете написать отзыв о другой картине, которая произвела на вас сильное впечатление.

Данный урок достиг своих целей. Ребята поняли, что взгляд на картину может быть разным, что первое впечатление не всегда единственно верное, что статьи специалистов открывают другие горизонты, помогают глубже понять произведение искусства. Большинство учащихся написало отзывы о других картинах, и все без исключения работы были искренними, эмоциональными.

Сочинение по картине Бурлаки на Волге Репина 5 класс

Картина И. Репина "Бурлаки на Волге" признана самой народной картиной эпохи, в которую писал художник.

Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз. На плечи каждому накинута широкая черная лямка. У всех бурлаков загорелые, почти черные лица и руки. У них темная, ветхая одежда. У каждого видны дыры на одежде. На ногах у бурлаков одеты лапти. Третий бурлак в связке наклонился больше всех. На плече у него большая прореха, на которую давит лямка. За ним стоит высокий парень, который поправляет лямку. Этот парень, скорее всего недавно в этой команде. Руки у него загорели меньше всех, проглядывает светлая кожа через прорехи в рубахе. Лоб тоже светлый. Одет парень в красную рубаху и серые штаны.

Волосы и бороды у бурлаков отросшие и видно, что они давно не стриглись. Головы покрыты не у всех бурлаков. Во второй паре идет бурлак в синей рубашке и высокой шляпе. Он курит трубку. Самый последний бурлак безвольно наклонился вперед. Лица его не видно. Он сильно устал и уже не может тянуть баржу.

На барже, которую тянут бурлаки, стоят два человека. На верхушке мачты развивается флаг сине – белого цвета. Мачта высокая. Паруса собраны. От мачты к носу и корме протянуты тросы. По тому, как просело судно, можно сказать, что на барже большой груз. На противоположной стороне плывет баржа под парусами, значит, она плывет по течению. Далеко на горизонте виден плывущий корабль, из трубы идет дым.

Волга - широкая река. Противоположные берега просматриваются с трудом. Вода в реке голубого цвета с зелеными разводами. Небо над Волгой ярко – синего цвета, слегка подернутое облаками. Солнца не видно, но скорее всего на реке жарко. Песок раскален и выглядит ярко – желтого цвета. На песке лежат сухие коряги, скелет животного и предмет прямоугольной формы. Берег реки неровный, видны небольшие овраги и лиманы.

Бурлакам не приходится выбирать дорогу. Они идут и по суше и по воде.

2 вариант

Репин Илья Ефимович – русский художник, человек академической среды, имеет работы различных жанров. Полотна Репина освещают наиболее острые социальные проблемы своего времени. Проработка фона и внимание к мелочам позволили художнику стать одним из наиболее известных деятелей искусства конца XIX-начала XX столетий.

Одним из ярких примеров является картина «Бурлаки на Волге». Символизм полотна прослеживается на всех его уровнях. Основу центральной композиции занимают несчастные бурлаки, на плечи которых легло бремя тяжелейшего физического труда. Одним своим видом узники выражают тоску и отчаяние. Лохмотья вместо привычной одежды, выжженная солнцем кожа указывают на тяжкое бремя зависимых слоёв населения. Под палящими лучами солнца бурлаки вынуждены тащить на себе многотонный корабль. Картина не ставила целью вызвать жалость к нелёгкой судьбе несчастных, она скорее обращала внимание на проблему крепостничества в целом. Бурлаки выступают символом крепостных крестьян. В качестве указания на непосильное бремя выбрано огромное судно. Оно заключает в себе различного рода помещиков и крепостников, а также грабительские налоги и поборы, которые должны были нести крестьяне как зависимое население.

В лицах бурлаков сочетаются разные эмоции. Одни смирились со своей участью и молча несут свой крест. Многие искусствоведы видят в картине библейские мотивы. В остальных лицах можно прочитать ненависть и злобу от сурового отношения и тяжелых условий содержания.

Репину удалось в полной мере передать реалистичность ситуации. Водная гладь, за счёт умелого использования мазков и гаммы цветов, получила живое воплощение. Художник также не обошёл стороной отражение и тени, что также придаёт картине некоторый колорит. Задний план продуман до последних мелочей. Чёткое изображение огромного судна, величественно падающая тень от него передают внушительность размеров корабля, хотя на полотне оно представлено вдали от взора наблюдателя. Яркое представление всех деталей в картине позволяет перенестись в сюжет и создать ощущение непосредственного участия.

Острота проблемы крепостничества волновала многих мыслителей, писателей и критиков. Не остались в стороне и деятели искусства. Одним из таких людей был Илья Ефимович Репин, который в своей работе создал настоящий образ зависимых бурлаков. Картина добилась высоких оценок своих современников также благодаря композиционной стройности. Социальная проблема вместе с эстетической составляющей, вложенной автором производит сильное впечатление и вызывает множество противоречивых эмоций.

4, 5, 6, 9, 10 класс

Описание настроения картины Бурлаки на Волге

Популярные сегодня темы

Эта картина очень соответствует своему названию. Кот на окне – так и есть. Вот окно, вот кот сидит. Он смотрит на улицу, где столько всего – целый мир. (Какой-то город.)

У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.

Федор Павлович Решетников, великий советский художник, в 1952 году пишет известную многим картину под названием «Опять двойка», изображающую мальчика и его семью, недовольную результатом юноши

Шевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству.

Жизнь выдающегося русского поэта А. С. Пушкина полностью исследована литературоведами и хорошо известна любителям творчества поэта. За свою недолгую жизнь поэт создал большое количество стихотворных и прозаических произведений

Бурлацкий труд: каким он был на самом деле


Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?


Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.


И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.


Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.



«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».



И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные*
Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.



И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька
Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.



И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков

Сочинение по картине Репина Ильи Ефимовича «Бурлаки на Волге» - описание полотна

По воспоминаниям самого художника, замысел написания «Бурлаки на Волге» возник у него ещё в 1869 году. Тогда он работал над другим холстом. Чтобы сделать этюды, он вместе с другом отправляется на берег реки Невы, и неожиданно там повстречали бурлаков, которые резко контрастировали с той цветущей и радостной природой вокруг.

В тот момент Илья Ефимович не выдержал и сделал первый акварельный эскиз своей будущей картины. На нём он изобразил не только живописную природу, мрачных и печальных бурлаков, но и дачников, у которых уже было совсем другое настроение. Но увидев эти наброски, Фёдор Васильев тут же их раскритиковал. Такую картинную композицию он посчитал искусственной, в которой совсем не было жизни.

Фёдор Васильев и Иван Крамской, зная, что Репин на тот момент был очень стеснён в средствах, нашли деньги, чтобы живописец мог поехать на Волгу. В мае 1870 года на пароходе Илья Репин в сопровождении брата Васильева и двух приятелей отправился в путешествие. В этом же году был сделан рисунок карандашом, который теперь хранится в Третьяковской галерее.

Уже весной 1871 года была создана временная картинная версия, которая выставлялась в Санкт-Петербурге, и лишь только через два года Илья Ефимович завершил свою работу над полотном. В настоящее время это одна из известнейших работ русского художника.

Цветовая гамма

При написании сочинения «Бурлаки на Волге» стоит обратить внимание на то, какие краски подбирает художник. Группа бурлаков идёт по берегу реки и у каждого из них на плече накинута чёрная лямка. Лица у всех героев картины загорелые, тёмные. Такого же тёмного и чёрного цвета у них и руки. Но сквозь прорванную рубаху у молодого парня выступает светлый кусочек тела. Одет юноша в красную рубаху и тёмные штаны.

Ещё один бурлак выделяется на фоне остальной группы, так как он в синей рубашке и в высокой шляпе.

Для холста автор использовал множество разных цветов и оттенков:

  • чёрный;
  • серый;
  • синий;
  • красный;
  • голубой;
  • жёлтый;
  • белый.

Бурлаки медленно тянут баржу, на которой развивается сине-белый флаг. Вода в реке голубого цвета, но везде на ней видны зелёные разводы. Несмотря на то что солнце не видно, день всё равно жаркий. Художник изобразил небо ярко-синего цвета. Жара идёт и от жёлтого раскалённого песка.

Значение слова «бурлак»

При разборе и написании сочинения по картине Репина «Бурлаки на Волге» в классе можно столкнуться с тем, что ученики не понимают значение слова «бурлаки», поэтому учитель может кратко познакомить с его этимологией, а также немного рассказать про то, как жили эти люди. Известно, что профессия «бурлак» существовала на Руси в течение четырёх столетий, начиная с шестнадцатого века.

Любое парусное судно не может идти самостоятельно по реке против ветра и течения. Поэтому ему обязательно требуется буксир. Самым дешёвым его вариантом всегда было на Руси использования бурлаков, которым платили немного меньше. Обычно за день они могли пройти двенадцать километров. Работали бурлаки лишь весной, летом и осенью. Это была изнуряющая работа, а зимой они возвращались к своим семьям и в свои деревни.

Часто среди них можно было встретить тех, кто бежал от своих хозяев, кто не имел паспорта, или просто не умели по-другому зарабатывать. Были среди бурлаков не только мужчины, но и дети, и женщины.

Картинные герои

Для того чтобы сочинение на тему «Бурлаки на Волге» было подробным, стоит остановиться и на героях картины.

Автор изобразил бурлацкую артель:

  • бригадир;
  • помощники;
  • кабальные;
  • надзиратели;
  • косные.

Обычно бригадиром бурлацкой артели становился тот, кто был опытнее и сильнее. Именно этот человек задавал всему движению ритм. Были у такого бригадира обязательно и помощники, которые шли по обеим сторонам от него. Они отвечали за то, чтобы вовремя закупались продукты и отдавались заработанные деньги. В то время, когда была написана картина Репиным, бурлаки получали примерно тридцать копеек в день, но по тем временам это была довольно приличная сумма.

Сразу за помощниками обычно ставили «кабальных». Так их прозвали за то, что они сразу же тратили все деньги, а потом, понимая, что уже ничего не смогут получить, работая только ради еды, особо не старались. Поэтому за ними постоянно нужно было приглядывать. Вот за ними следом и шли ответственные бурлаки, которых называли «надзирателями». Замыкали колонну бурлаков «косные». Это были старые либо больные люди, следившие за тем, чтобы бечева не цеплялась за кусты.

Обычно бурлаки тянули баржу, на которой перевозили товары и продукты питания. Поэтому она весила примерно сорок тонн.

Стоит заметить, что в картине «Бурлаки на Волге» изображены и на корабле люди:

  • лоцман;
  • водолив.

Лоцман — это рулевой, который давал указания бурлакам. Он должен был следить за тем, чтобы судно не село на мель. Водолив отвечал за исправность судна и за сохранение груза, который перевозился.

Секретные символы

При написании сочинения по картине «Бурлаки на Волге» можно будет немного остановиться и на том факте, что Репин непросто написал свою картину, но и постарался донести до зрителя её тайный смысл.

Так, на его полотне есть несколько секретных символов:

  • Вдалеке изображён буксир — это прогресс.
  • Перевёрнутый флаг — переворот.
  • У хозяина судна красная рубашка — государство.
  • Разбитая корзина на берегу — тюрьма.
  • Камень с верёвкой — утопленник.

Зная про эти символические знаки на холсте, можно совсем по-новому взглянуть на картину и оценить мастерство художника.

План для написания работы

Для того чтобы письменная работа была выполнена успешна, можно более детально подойти к изучению картины.

В этом поможет ещё и краткий план:

  1. И. Е. Репин — великолепный художник.
  2. Тяжёлый труд бурлаков.
  3. Судьба картины.

В первой части своего сочинения можно написать о том, чем занимались бурлаки и как тяжёл был их труд.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа.

Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна:

  • «Осенний букет».
  • «Не ждали».
  • «Стрекоза».
  • «Яблоки и листья».
  • «Нищая».

Илью Ефимовича всегда интересовала жизнь простого народа, поэтому он и старался это передать в своих картинах. Одной из лучших его работ считается удивительное и глубокое по смыслу художественное полотно «Бурлаки на Волге». Эта картина бессмертна.

Центральный образ холста — это бурлаки, которые, тяжело ступая по мокрому песку, медленно бредут по раскалённому берегу полноводной Волги.

Они все тянут крепкую верёвку, к которой привязано судно. Их лица суровы и печальны, а тела напряжены и измучены нечеловеческой работой.

Эти мужики уже многое пережили в жизни и повидали. Нечеловеческая работа сломила этих русских богатырей, которые вытягивают из себя последние силы и вытирают пот. Есть среди бурлаков и старики, которые уже по привычке идут работать и пытаются из последних сил устоять, выдержать.

Из всей этой серой печальной бурлацкой массы выделяется юноша в красной рубашке, который ещё высоко держит голову и сердито смотрит вокруг. В его фигуре художник изобразил не только молодость, но и желание вырваться из нищеты, в нём отражается протест и мощная внутренняя сила.

Именно в этом образе автор изобразил всё лучшие качества народа, которые смогли не только быть покорными, отдаваться полностью непосильному труду, но и стать счастливыми, воплотить все свои надежды.

Судьба полотна

Впервые холст Репина был выставлен на художественной выставке весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Сразу же появились противоречивые отклики. Многие посчитали, что ранние картины на эту же тему им были написаны намного реалистичнее. Но Стасов и Крамской приняли эту картину очень восторженно, назвав художника национальным гением.

Даже известный писатель Фёдор Достоевский в своём произведении «Дневник писателя», проанализировал это полотно и высказался о нём, как о торжестве правды в искусстве. Известно также, что на Всемирной картинной выставке этот холст получил бронзовую медаль, а затем её купил князь Владимир Александрович, который повесил её во Владимирском дворце. Он очень любил эту картину и мог объяснить все её детали.

Читайте также: