Разливы нефти в волге последствия

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Попытки замять масштаб аварии в Черном море недопустимы, считают эксперты

Вид на побережье, рядом с которым произошел нефтяной разлив, 12.08.2021

Основная проблема состоит в том, говорит директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, что в России происходит не первая за последнее время масштабная экологическая катастрофа, которую крупный бизнес старается замять на старте ее возникновения. Аналогичным образом, например, развивалась ситуация вокруг ущерба, нанесенного природе Камчатки.

«В подобных случаях наблюдается один и тот же сценарий – бизнес заявляет, что ничего страшного не произошло, имеет место очень маленькое загрязнение, которое будет быстро устранено. На самом деле это попытка замять проблему, или, как в случае с КТК, опровергнуть данные РАН, которая достаточно быстро отреагировала и проанализировала данные со спутников. В результате оказалось, что загрязнение имеет площадь в 80 квадратных километров против 200 квадратных метров, которые озвучивала КТК», — говорит эксперт.

Гращенков полагает, что попытка замять ситуацию была согласована и с местными властями — мэр Новороссийска не стал закрывать пляжи и заявил, что ничего страшного не произошло, пятно относит в сторону и можно купаться. При этом сотрудники дельфинариев были вынуждены закрыть вольеры, чтобы нефтепродукты не попали внутрь. То есть ситуация очень неоднозначная, поясняет глава Центра развития региональной политики.

Что касается перспектив ликвидации аварии, то ситуация, по мнению Гращенкова, очень серьезная – Черное море не океан, оно сравнительно маленькое, соответственно, фауна там находится в уязвимом положении: рыба, моллюски и прочие могут погибнуть. Кроме того, это место отдыха, где купаются люди. Все это может повлечь за собой негативные последствия для здоровья, предупреждает эксперт.

«Резюме следующее – бизнесу нужно становиться ответственным и не пытаться «замести под ковер» все свои прегрешения, а сразу же выходить на контакт с учеными, государством и прочими заинтересованными сторонами. В подобных условиях нужно предпринимать все возможное, чтобы быстро нейтрализовать экологический ущерб. Мы видим, что когда схожие ситуации происходят за рубежом, там нет подобных попыток все скрыть, потому что компании понимают, к чему это может привести. Поскольку КТК – не только российская компания, но и большой консорциум с участием Казахстана и других компаний, включая западные, я надеюсь, что акционеры и Запад не будут считать Россию страной третьего мира, где можно вести себя подобным образом», — заключил Илья Гращенков.

Что произошло в море под Новороссийском

Нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) соединяет месторождения запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак, Кашаган) и российские месторождения на шельфе Каспия с морским терминалом в Новороссийске. Участниками проекта являются не только компании из России и Казахстана, но и западный бизнес: Chevron, Mobil, Eni и другие. В 2020 году фактический объем прокачки казахстанской нефти по КТК составил 52 млн тонн, или около 80% от общего экспорта.

Авария в Черном море под Новороссийском произошла 7 августа текущего года. При погрузке с выносного причального устройства, принадлежащего КТК, произошел выброс нефти с греческого танкера Minerva Symphony. Сообщалось, что причиной инцидента стал береговой клапан, не выдержавший давления. Греческое судно было арестовано для выяснения ситуации, но позже танкер отпустили.

В КТК заявляли, что инцидент не повлиял на погрузку нефти, и оценивали площадь нефтяного пятна лишь в 200 кв. м, а объем — в 12 кубометров, что эквивалентно примерно 10 тоннам. В компании отмечали, что ликвидация разлива завершена и наблюдаются лишь «остаточные явления в форме пленки».

В то же время Всемирный фонд дикой природы, как писал «Коммерсантъ», оценил объем разлива в 100 тонн, а в Российской академии наук (РАН) заявили, что площадь разлива нефти занижена в сотни тысяч раз и составляет 80 квадратных километров. Заявления ученых на встрече с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым опроверг глава КТК Николай Горбань. По его словам, которые цитировал «Интерфакс», пятно на фото близ терминала в Новороссийске, попавшее на снимки, сделанные после шторма, не является нефтяным. Как писал «Коммерсантъ», вице-премьер России Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору оценить реальный масштаб выброса нефти, кроме того, к изучению обстоятельств и последствий аварии подключились силовые ведомства.

Западное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России 11 августа сообщило о возбуждении уголовного дела о загрязнении акватории Черного моря при разливе нефтепродуктов на выносном причальном устройстве Каспийского трубопроводного консорциума. Днем позже следователи проинформировали о проведении обысков на территории КТК и переквалификации уголовного дела на более тяжкий состав.

Экспертам предстоит провести экологическую и техническую экспертизу, также назначены судебные экспертизы. Устанавливаются обстоятельства происшедшего, а также лица, причастные к совершению преступления.

Запах нефти: что творится на месте экокатастрофы в Новороссийске


Шторм на Черном море сыграл на руку нефтяникам и размешал огромное нефтяное пятно между Анапой и Новороссийском. Но появилась опасность, что тяжелые фракции нефти теперь выбросит сильными волнами на берег. В офисах компании, из чьего терминала произошла утечка, сегодня идут обыски. Следствие ужесточило статью по этому делу и говорит о уже существенном вреде биологическим ресурсам.

Cейчас море максимально неспокойное. По словам экспертов, именно шторм и непогода могли повлиять на то, что нефтяные пятна унесло далеко от берега. Мы сейчас попробуем близко подобраться к эпицентру разлива, чтобы найти хоть какие-то следы аварии.

До места, где произошел разлив, от берега примерно 5 километров. На протяжении всего пути погода только ухудшается. Не каждый капитан решился бы выйти в таких условиях. Спустя полчаса качки на горизонте появляется танкер, отсеки которого, судя по всему, прямо сейчас заполняют нефтепродуктами.

Вот оно, то самое выносное причальное устройство, оранжевого цвета, на котором произошла авария. К сожалению, ближе к нему мы подойти не можем. Дальше начинается охранная зона. Но и отсюда видно, что на нем продолжаются работы по перекачке нефтепродуктов. В воздухе до сих пор чувствуется запах нефти. Как говорит капитан нашего судна, такого здесь никогда не было. Но как ни странно, если говорить о чистоте воды, в ней нет и намека на недавний разлив нефти.

Топливо перекачивали с помощью так называемого выносного причального устройства - считается, что это экологично, потому что судно остается на расстоянии от берега. Но именно в момент отгрузки произошла авария. Одна из главных версий: разрушение гидрокомпенсатора - это часть причального устройства.

В итоге нефтяное пятно растеклось на 80 квадратных километров. Сейчас его унесло в открытое море. И те, кто сегодня впервые пришел на пляж, об экологической катастрофе даже не знают. Пляжи забиты под завязку.

Первый удар приняли на себя дельфинарии в Утришском заповеднике. Из зараженного вольера экстренно эвакуировали морского котика, а рядом растянули боновые заграждения. Сейчас в Анапе сезон дождей, но специалисты говорят что такие погодные условия никак не влияют на нефтяное пятно. Большая часть оседает на дно, и это смертельно опасно для более двух с половиной тысяч видов живых существ.

"Через несколько часов после выбросов, через 10 вроде, начался шторм, и все примешалось. И такое большое пятно связано с тем, что пленка тонкая, и на большой территории. И разрушаться она будет достаточно быстро. А вообще считается, что легкие фракции улетучиваются за сутки, а тяжелые за 2-3 должны тонуть", - пояснил Евгений Лупян, начальник отдела технологий спутникового мониторинга ИКИ РАН.

О масштабах катастрофы и устранении последствий мы спросили в московском офисе Каспийского трубопроводного консорциума - именно эта организация отвечает за перекачку топлива. В приемной сначала делали вид, что фирма не работает.

Потом все-таки ответили вчерашним пресс-релизом - написали, что в Новороссийске содержание нефтепродуктов в морской воде не превышает нормы. Так ли все чисто на самом деле, выясняют правоохранительные органы.

Сейчас в офисе компании идут обыски. В здании работают сотрудники Следственного комитета - изымают документацию, проверяют данные. Говорить однозначно про нанесенный ущерб природе пока не берется никто.

Экологические проблемы Волги

Вид на р.Волгу

Состояние Волги на сегодняшний день

Состояние реки вызывает тревогу экологов. Постепенное загрязнение превращает ее в сточную канаву. Содержание нечистых примесей так высоко, что несет опасность для человека и биоресурсов. Под угрозой исчезновения оказались около 75 видов рыб.

  1. Волжская вода далека от нормативов.
  2. Самым грязным городом, сбрасывающим огромное количество пластика в водоем, стал Волгоград.
  3. Основной причиной загрязнения главной водной артерии является деятельность человека.

Для спасения реки необходимо принимать срочные меры.

Основные экологические проблемы Волги

Волга для России стала важной транспортной рекой, источником питьевой воды, частью народного хозяйства. Однако, используя ее ресурсы, человек не заботится об их чистоте и сохранности, усугубляя состояние реки. Потребительское отношение привело к экологическим проблемам:

  • загрязненность воды отходами нефтепродуктов;
  • слив сточных вод;
  • меняющийся ландшафт;
  • растет сине-зеленая флора;
  • строительство каскадных ГЭС;
  • судоходство;
  • мутируют живые организмы.

Каждая из проблем требует решения.

Загрязнение бытовыми и промышленными сточными водами

Строительство промышленных предприятий, ГЭС, жилых зданий вблизи водоемов подразумевает применение воды и выделение отходов.


Справка. Статистика выявила, что каждый год волжская вода пополняется на 6 км 3 сточных отходов. Только десятая часть из них нейтрализуется очистными сооружениями.

Мусор содержит щелочь, фенолы, соединения тяжелого металла, кислоты. Предприятия сельского хозяйства выделяют отходы с органическими примесями, пестицидами. Учеными установлено, что при содержании 2 частей химикатов на миллион частей воды, возникает угроза экологической катастрофы, которая приведет к гибели живых организмов.

Экология современной Волги страдает от того, что более 85% ливневых, сельскохозяйственных, промышленных сточных вод, сбрасываемых в нее, подвергаются неудовлетворительной очистке из-за недостаточного финансирования.

Загрязнение нефтью и нефтепродуктами

Вблизи водоемов волжского бассейна располагаются 50% нефтеперерабатывающих предприятий страны. Разливы нефти по причине аварий, нарушения технологических процессов, не соблюдение техники безопасности, устаревшее оборудование несут угрозу речным обитателям.


Дополнительная информация. Один литр разлитых нефтепродуктов загрязняет 500 тыс. литров воды, делая ее непригодной для полива сельскохозяйственных полей, питья.

Мазутные отходы, попавшие в водоем, образуют маслянистую пленку на ее поверхности. Нарушается доступ кислорода в водную толщу, погибают представители флоры, фауны.

Изменение природного ландшафта

Волжскую воду, кроме притоков, пополняют грунтовые воды. Построенные на реке водохранилища изменили природный ландшафт прибрежных зон. Последствия этого процесса:

  1. Прекращается обогащение прибрежных зон полезными минералами, которое происходило при естественном разливе рек.
  2. Большое количество водохранилищ, гидроэлектростанций, плотин изменили течение водной артерии.
  3. Процесс самоочищения воды снизился в десятки раз, что нарушает продолжительность таяния льда.

Природный ландшафт подвергается изменениям, нарушая биологические процессы.


Факт! Прекращение наносов из ценных примесей во время разливов негативно повлияло на растения, представителей фауны и природу. Замедление течения вод превращает водохранилища в цветущие болота.

Влияние каскада ГЭС

По всей длине Волги построили большое количество гидроэлектростанций и водохранилищ. До строительства каскада гидроэлектростанций река переносила к низовью до 26 млн. тонн наносных слоев, 51 млн. тонн минералов.

Наносные слои и минеральные элементы, соединяясь с химикатами, тяжелыми металлами, осыпавшимся грунтом, опускаются на дно. Ежегодное увеличение донной массы ведет к обмелению Волги, гибели рыбы.

Волжская ГЭС

Рост сине-зеленых водорослей

Все больше водную гладь захватывает покрывало сине-зеленой растительности. В летнюю жару процесс их роста усиливается. К причинам образования цветущих водорослей относят:

  • строительство каскадных ГЭС, повышающих температуру воды;
  • водохранилища, меняющие движение реки;
  • выбросы отработанных вод, содержащих примеси, активизируют рост водорослей.

Разросшаяся масса устилает поверхность воды, не дает солнечному свету прогревать глубинные слои. Прекращается поступление кислорода, так необходимого обитателям реки.

Дополнительная информация. Разлагаясь, сине-зеленые водоросли выделяют органику, среди которой присутствуют ядовитые вещества (азотистые, фосфорные соединения), ведущие к гибели речной флоры, фауны.

Наследие судоходства

Среди причин усугубляющих состояние реки не последнее место занимает судоходство. Речной транспорт загрязняет водоем отработанными материалами жизни и деятельности, топливными отходами, нефтепродуктами. Большой вред приносят выделения из затонувших судов. По подсчетам экологов только вблизи Астрахани находятся около 200 средств, лежащих на дне.

Выделения поднимаются со дна, покрывая большие площади.

Затонувшие суда на дне Волги

Мутация и вымирание живых организмов

В теплое время года при замедленном течении, вода начинает цвести, что способствует росту сине-зеленой флоры. Водоросли выделяют около 300 органических веществ, которые отравляют флору и фауну. Среди взрослых рыб выявлено до 90% мутаций, почти до 100% мутирующих молодых особей.

Поглощение токсичного корма, повышенное содержание химикатов в составе воды вызывают нехватку кислорода, приводящих к изменениям живых организмов. Постепенно мутации переходят на генетический уровень, поражая виды настолько, что меняется внешний облик рыбы.

Подтверждение тому вылов рыб без чешуи, с измененными плавниками, с отсутствием глаз или внутреннего органа. Необходимы срочные меры, чтобы избежать необратимых последствий.

Пути решения проблем

  1. Сократить количество сточных вод.
  2. Обеспечить устойчивую работу водного комплекса Волги.
  3. Ликвидировать объекты, представляющие угрозу реке.
  4. Снизить вредное воздействие затонувшего транспорта.

Только выполнение комплексных мероприятий способно улучшить экологическое состояние важной водной артерии страны – реки Волги.

Очистка сточных вод

В Волгу сливают до 40% сточных вод. Для снижения ядовитого действия нужно провести обеззараживание, разрушить влияние химических веществ, удалить твердые отходы.

Уборка прибрежной территории, уничтожение свалок снизит процент попадания мусора в реку. Нужно обязать судоходные компании прекратить выброс отходов судами. Наложение крупного штрафа заставит организации задуматься о своем бездействии.

Восстановление микрофлоры реки

Загрязнение воды нарушает микрофлору реки по всей длине. Чтобы восстановить способность водных ресурсов к самоочищению нужно:

  • улучшить работу ГЭС, чтобы не нарушать природный баланс;
  • наладить безотходное производство из возобновляемых источников;
  • возродить искусственное разведение ценных пород рыбы и обезопасить ее прохождение на нерест через построенные плотины;
  • экономить водные ресурсы;
  • прекратить использование ядосодержащих удобрений;
  • ликвидировать прибрежные свалки.

Совокупность мероприятий призвана восстановить микрофлору Волги.

Извлечение затонувших судов

Огромный вред состоянию реки приносит затонувший транспорт. Поэтому нужно ужесточить ответственность для компаний в аварийных случаях. Лежащие на дне суда ржавеют, выделяют окиси, отравляя окружающую среду.

Большое количество затонувших средств находится в акватории Астраханской области – 192 единицы, на территории Татарской республики – 90, вблизи Нижнего Новгорода – 55 штук. Их следует поднять на поверхность.

Многие суда, лежащие на дне, разрушены, заполнены песком, бревнами, что увеличивает их массу. Поэтому работы по поднятию представляют определенные сложности и требуют материальных затрат.

Извлечение затонувших судов

Среди затонувших судов отмечены музейные экземпляры, которые нужно поднять, сохраняя целостность. По подсчетам самарского подводного археолога Александра Елкина на расстоянии от Самары до Астрахани обнаружено около 300 старинных плавучих средств.


Дополнительная информация. Ответственность за подъем затонувших плавсредств сегодня должны нести владельцы.

Высадка насаждений в прибрежной зоне

Строительство ГЭС, водохранилища ведут к размыванию берегов, меняя их очертания. Для избежания осыпания прибрежных зон, загрязнения воды грунтом, необходимо укреплять их зелеными насаждения.

Ситуацию с загрязнением прибрежных зон усугубляет работа различных служб. Бесконтрольный вывоз снега, содержащего реагенты, пополняет волжские воды токсичными веществами. Высаженные деревья, кустарники защитят прибрежные территории от недобросовестного отношения человека.

Также необходимо ускорить создание контролирующей службы для профилактики экологических нарушений.

Внедрение альтернативной энергетики

Волги, такой, какой она была сотни лет назад, давно нет. Сегодня река – это каскад крупных ГЭС и водохранилищ. Ученые рассматривают вопросы по внедрению альтернативной энергетики, которая позволит отказаться от части гидроэлектростанций.

Например, Ульяновская область собирается строить первый в стране ветропарк с мощностью до 35 мвт (мегаватт), который будет вырабатывать до 30% электроэнергии. Использование солнечных батарей, силы ветра поможет сохранить Волгу.

Заключение

Волга – величайшая русская река, которую человек обязан спасти для будущих поколений. Она несет свои воды на протяжении 3530 км. До 60% грузовых и пассажирских перевозок приходится на важную водную артерию.

Сегодня экологическая проблема великой Волги достигла критической точки. Если вовремя не найти пути решения, то самая полноводная и длинная река России постепенно превратится в цветущее болото.

Катастрофа на Волге: 12 километров отравы погубят все живое

Экологи считают, что полностью очистить реку от мазута не удастся

На Волге в Сызранском районе Самарской области продолжаются работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов из поврежденного судна. 47 человек и 15 единиц техники должны устранить нефтяное пятно длиной 12 километров, шириной 35 метров и толщиной 4 мм.

Чтобы узнать подробности аварии, «Свободная прессе» связалась с Михаилом Войтенко, бывшим моряком и главным редактором сетевого издания «Морской бюллетень — Совфрахт»

«Информация о том, что утечка нефти произошла из танкера, появившаяся в СМИ, — не верна, — говорит Михаил — Судя по всему, на мель села нефтеналивная база „Бельская-75“ проекта Р27 грузоподъемностью 4600 тонн. Сейчас аварийно-спасательные операции раскладываются на две составляющие: во-первых, необходимо локализовать аварию, чтобы нефтяное пятно не растекалось дальше, для этого необходимо остановить утечку нефти, во-вторых, предстоит ликвидировать нефтяное пятно. После этого баржу можно будет снимать с мели и разгружать».

По мнению Михаила Войтенко, эта авария на Волге, одна из самых крупнейших за последнее время. Серьезность ситуации подтверждает и руководитель проекта «Гринпис в России» Дмитрий Артамонов, который считает, что последствия разлива нефти окончательно ликвидировать не удастся.

«12 километров — это катастрофические объемы для окружающей среды — сказал он корреспонденту «Свободной прессы» в телефонном разговоре, — Образующаяся пленка от разлива нефтепродуктов приводит к гибели рыб от нехватки кислорода. Плюс к этом, гибнут птицы, если садятся на поверхность загрязненной воды.

Похожая ситуация была пару лет назад в Керченском проливе Краснодарского края, когда из-за разлива нефти погибло несколько десятков тысяч птиц. Печально то, что последствия нефтеразлива полностью устранить невозможно. Можно лишь частично снять пленку с поверхности. Плохо, что разлит именно мазут, поскольку он относится к тяжелым нефтепродуктам и будет оседать на дно. Основная его часть так и останется в реке и негативное воздействие на живую природу будет продолжаться еще несколько десятилетий.

Еще многое зависит от того, насколько эффективной будет работа аварийно-спасательных служб. То, как велись работы в Керченском проливе, показало абсолютную неспособность этих служб, в том числе МЧС, к ликвидации подобных аварий".

О том, как ведутся аварийно-спасательные работы на месте разлива нефти «Свободной прессе» рассказал и.о. Самарского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрий Медведев.

«Баржа «Бельская-75» села на мель в районе села Печерское — сообщил он, — в результате произошла утечка около 2 тонн мазута. Пробоина в настоящее время заделана, — установлена временная заглушка, ведется перекачка нефтепродуктов в резервное судно. Помощь оказывается и с воздуха — привлечен вертолет с аэропорта Смышляевка. На месте аварии также работают представители управления Росприроднадзора.

Разливы нефти в 2009 году .

12. 07. 09. В норвежском фьорде Гейрангер, числящемся в списках мирового исторического наследия ЮНЕСКО, с круизного лайнера Spirit of Adventure произошла большая утечка топлива. Локализовать эту аварию норвежской аварийно-спасательной команде удалось только ночью.

28. 03.09. В Московскую службу спасения поступила информация о нефтяном пятне длиной 500 м и шириной 25 м на реке Москва.

19.02.09. На реке Большая Каменка (Пермская область) произошел разлив нефти в результате прорыва нефтепровода Пермь — Альметьевск.

13.03.09. На северо-востоке Австралии произошла утечка нефти с сухогруза «Пасифик Эдвенчерер». В результате властям пришлось закрыть десятки пляжей.

14.02.09. В пригороде Чикаго в штате Иллинойс на одном из заводов компании Caterpillar сломалась цистерна, и произошел разлив 250 тонн нефтепродуктов у реки Де-Плейнс. В водоем попало более 20 тонн жидкости, остальная часть эмульсии разлилась на суше.

19.01.09. Экипаж российского судна, следовавшего из Керчи в Рении (Одесская область), обнаружил на реке Дунай нефтяное пятно общей площадью свыше 2 км. Нефтяная пленка покрывала поверхность воды в Дунае в районе 16 километра от устья на территории Одесской области. Предположительно, причиной его возникновения могла стать авария на молдавском танкере «Василий Чапаев», который утром 16 января совершал погрузку нефти на голландский танкер «Карбонис» в 56 км вверх по течению.

В Волгограде чиновники и экологи проверяют информацию о крупном разливе нефти в Волгу

В волгоградских СМИ и соцсетях 17 ноября появилась информация о крупном разливе нефтепродуктов в Красноармейском районе Волгограда. В надзорных органах не смогли подтвердить данную информацию, а в Росприроднадзоре заявили, что подобное обращение было несколько дней назад, но официально успокоить перепуганных волгоградцев не решились.

В интернете активно распространяется информация, со ссылкой на экстренные службы, о крупном разливе нефти в районе нефтебазы в Красноармейском районе Волгограда. Сообщается о масляных пятнах на протяжении шести километров вдоль берега Волги до Светлого Яра. Якобы к устранению экологической катастрофы привлечены силы МЧС, Росприроднадзора и отряда «ЭКОСПАСа». Прилагаются и фотографии, подписанные под авторством пресс-службы ГУ МЧС по Волгоградской области.

Volga2.jpg

Фото: Алексей Ульянов

- Нам никакой информации о разливе нефтепродуктов не поступало, - официально заявили в пресс-службе ГУ МЧС по Волгоградской области. – Соответственно, никакие силы ведомства для ликвидации какой-либо экологической катастрофы не задействованы. Размещённая фотография в интернете действительно сделана сотрудниками Управления, но в 2016 году.

В «ЭКОСПАСе» также ничего о разливе нефти неизвестно.

- Нас практически всегда привлекают к ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, - рассказало руководство отряда «ЭКОСПАС». – Можем с уверенностью заявить, что волгоградское территориальное подразделение ни к чему подобному, ни вчера, ни сегодня не привлекалось. Но мы всегда готовы! О разливе нефтепродуктов и масляном пятне на Волге никакой информации у нас нет. Впервые слышим её от вас.

Volga1.jpg

Фото: Алексей Ульянов

В природоохранной прокуратуре, которая по долгу службы обязана проводить проверку по факту загрязнения окружающей среды, также ничего не знают о выбросах в Волгу.

- В природоохранную прокуратуру никаких подобных обращений не поступало, - пояснили в надзорном ведомстве. – Никакой информации у нас о подобном возможном инциденте нет.

При этом на условиях анонимности, другой сотрудник ведомства рассказал, что одна жалоба на «масляную плёнку» на воде всё же была. Но в понедельник. Информация была передана в Росприроднадзор, который разбирается в проверке данной информации, «специалисты уже выехали на место».

Корреспондент «Блокнота Волгограда» связался с несколькими экологическими инспекторами Волгоградской области.

- Мы выезжали к Волге в Светлом Яру и ближайших окрестностях, - рассказала экологический инспектор Анастасия Сергеева. - Берег в районе Светлого Яра чистый.

К указанной в страшилке об экологической катастрофе нефтебазе отправился экологический инспектор Алексей Ульянов. В районе предполагаемого разлива нефти он пробыл несколько часов, тщательно осмотрев прибрежную территорию.

Volga4.jpg

Фото: Алексей Ульянов

- Я незамедлительно отправился к нефтебазе после получения информации о возможном загрязнении Волги, обошёл берег реки, - говорит известный волгоградский общественный деятель и гражданский активист Алексей Ульянов. – Каких-либо пятен в воде я не увидел, на берегу также следов нефтепродуктов не обнаружил. Осмотрел достаточно большой участок, попытался что-либо найти в затонах, но безуспешно. Визуально ничего обнаружить не удалось. В природоохранной прокуратуре мне сообщили, что накануне поступало обращение о какой-то нефтяной плёнке на воде. Но её следов я не обнаружил. Я не исключаю полностью, что разлива нефтепродуктов в Волгу не было. Поскольку уровень воды в реке мог подняться, а разглядеть всё хорошо с берега проблематично. Плюс – сильный ветер.

В облкомприроды администрации Волгоградской области пояснили, что акватория Волги не находится в его поле ведения. Великая русская река контролируется федеральным ведомством – Росприроднадзором. Оперативный дежурный ведомства сообщил, что никаких разливов нефти в Волгу сегодня не было.

- Какая-то информация о разливе нефтепродуктов в Волгу поступала, но ещё в субботу, 14 ноября, - пояснил сотрудник Росприроднадзора. – Подробности мне неизвестны. Всей полнотой информации владеет руководитель ведомства по Волгоградской области Александр Галушкин.

Volga3.jpg

Фото: Алексей Ульянов

Но комментировать переполошившую Волгоград «новость» чиновник не стал.

- Информацию о разливе нефти мы никакую вам предоставить не можем, - пояснил Александр Галушкин. – Только по письменному запросу редакции, который будет рассматриваться в установленные законом сроки. Есть ли смысл его писать вам – я не знаю, это ваше право.

Вместо того, чтобы успокоить волгоградцев, чиновник предпочёл умолчать. Никаких активных работ со стороны экстренных служб на Волге не наблюдается. Не исключено, что реальный незначительный разлив нефтепродуктов, благодаря слухам, разросся до шестикилометрового пятна, растиражированного не проверившими информацию СМИ. Тем не менее официальная позиция Росприроднадзора в коронавирусные времена, когда население и так относится ко всему тревожно, вызывает, как минимум, недоумение и помогает дальше распространяться информации об экологической катастрофе. В ведомстве решили не опровергать её, что можно расценивать и как её подтверждение.

Стал известен истинный масштаб разлива нефтепродуктов в Черном море около Новороссийска

Выяснением причин, а, главное, реальных размеров загрязнения Черного моря недалеко от Новороссийска займется Росприроднадзор, такое поручение ведомству дала вице-премьер Виктория Абрамченко.

А произошло это после того как Российская Академия Наук опубликовала спутниковые снимки, согласно которым данные о масштабах произошедшего были занижены в 400 тысяч раз. На фотографии отчетливо можно разглядеть пятно, площадь которого, по подсчетам, ученых составляет 80 квадратных километров.

Утечка произошла на нефтеналивном терминале Каспийского трубопроводного консорциума у Южной Озереевки. Об этом в пресс-службе компании сообщили еще два дня назад, правда, размер указали другой: 200 квадратных метров.

На так называемом выносном причальном устройстве морского терминала перегружали нефть на греческий танкер. Находится оно в шести километрах от берега. А это как раз момент аварии. Видно, что нефть фонтаном выливается прямо в море.

«Каспийский трубопроводный консорциум», которому принадлежит морской терминал, через два дня после аварии отчитался — причина ЧП установлена. Разрушился гидрокомпрессор выносного причала.

Меры по ликвидации аварии, по заявлению компании, были приняты незамедлительно, ликвидация разлива нефти завершена. Площадь разлива, по информации консорциума, не больше 200 квадратных метров. А объем выброшенной нефти всего 12 кубических метров, чуть больше 9,5 тонн.

«По данным на утро 8 августа ситуация была нормализована и не представляла опасности для местного населения, флоры и фауны Черного моря».

Но сегодня стало известно, что масштабы экологической катастрофы, мягко говоря, иные. Истинные последствия аварии удалось узнать благодаря космическому мониторингу. Вот снимки, сделанные Институтом космических исследований. Пятно вытянулось от берега на 18 километров в сторону моря.

«Грубые оценки говорят, что это примерно 40-80 тонн нефти. И скорее всего это консервативная оценка, скорее всего ее больше. Но конечно сказать точно нельзя. Компании в последних релизах говорит о 12 тоннах нефти. Чтобы оценить точно, как бы так сказать, это нужно там вести достаточно тонкое моделирование, какие-то вещи точно нельзя восстановить. Но скорее всего можно сказать, что, конечно, в несколько раз данные компании кажутся заниженными», — сказал руководитель отдела технологий спутникового мониторинга ИКИ РАН Евгений Лупян.

Темное пятно на снимках — не черная нефть, а именно радужная пленка. И даже в таком виде она хорошо заметна из космоса. Сегодня ситуацию прокомментировали в Росприроднадзоре:

«Эта авария, которая произошла в эти выходные, достаточно знаковая. Произошла она в результате простых халатных действий. Здесь не было сбоя оборудования или в какой-то нештатной ситуации. Люди просто не проследили за своими прямыми обязанностями и получили фонтан нефти, который бьет посреди акватории Черного моря. Сейчас мы проверяем деятельность оборудования и надеемся получить именно учетные данные по тем параметрам оборудования, которые нам предоставят. Но мы не имеем доступа к этим системам учета, поэтому надеемся на добросовестность компании».

Местные жители об экологической катастрофе начали сообщать практически сразу же после аварии. Вот на пляж поселка Абрау в воскресенье, как утверждает автор этого видео, приехали специалисты компании владельца трубопровода, которые должны ликвидировать последствия выброса нефти. Масляную пленку пытаются убрать с помощью сорбента.

В Большом Утрише находится дельфинарий. Чтобы морские животные не пострадали, рядом с вольерами растянули боновые заграждения.

Лучше всего масляное пятно сейчас видно там, где нет течения. Например, в вольере для морского котика. Видно, что вся поверхность в радужной пленке. А если зачерпнуть воду, что на руке появляется масло. Ладонь становится желтой.

В вольере мы пробыли совсем недолго, а все ноги теперь тоже в масляных пятнах. Эти точки — нефть. Теперь все это нужно отмывать.

Сейчас пятно сместилось по побережью на запад от Новороссийска. В самом городе и в месте, где находится морской терминал, море чистое. Пляжи там открыты. Специалисты Росприроднадзора и Транспортной прокуратуры сейчас пытаются установить реальные масштабы катастрофы.

«В ходе проверки будет дана оценка соблюдения требований экологического законодательства и законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта. По результатам проверки при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», — сообщила старший помощник Южного транспортного прокурора Марина Сомова.

Главная задача сейчас — очистить море от этого нефтяного пятна. А дальше специалисты будут оценивать ущерб, нанесенный природе. Сколько времени продолжался выброс и какая производительность у морского терминала. Как только эти данные будут получены, станет понятно, сколько же на самом деле в море вылилось нефти.

Опасный разлив. Кто и как загрязняет волгу?


Кто виноват в ругялрных разливах нефтепродуктов в Волгу?

Чьё пятно?

- Почти все водные объекты бассейна Волги подвержены антропогенному воздействию. Качество воды большинства из них не отвечает нормативным требованиям, - констатируют в департаменте Росгидромета по ПФО. - На долю Волжского бассейна приходится больше трети общего сброса сточных вод России.


«В таких случаях проведение расследования затрудняет тот факт, что сброс нефтепродуктов в Волгу происходит нерегулярно, без определённой частоты и периодичности», - объясняют в департаменте Росприроднадзора по ПФО.

Кстати, отходы, накопленные в прибрежной зоне Волги на территории бывшей Сормовской нефтебазы, - головная боль для экологов и один из предполагаемых источников загрязнения Волги. И таких стихийных хранилищ отходов немало по всему течению реки.

«В предыдущие годы здесь размещали нефтяные отходы от хозяйственной деятельности, в том числе прямо на почве, без необходимых защитных сооружений. Последствия этой бесхозяйственности предстоит устранять сейчас», - заявил начальник департамента Росприроднадзора по ПФО Олег Кручинин.

Как говорят специалисты, высокое содержание нефтепродуктов в природной воде пагубно влияет на технику важной для города ТЭЦ, может привести к нарушениям водно-химического режима станции и - как следствие - к остановке оборудования. Так что нижегородцы могут и без отопления остаться!

Спрятать утечку

Человеческий фактор никто не отменял - порой халатность или ошибка человека могут нанести огромный ущерб реке. Так, в мае 2016 года ЧП произошло в Городецком гидроузле. При перекачке топлива работники буксира-толкача не проверили уровень топлива в расходной цистерне главных двигателей. Цистерна переполнилась, топливо пошло на верхнюю палубу, а дальше через борт в реку. В Волгу вылилось около 300 л! Примерная площадь загрязнения - 13 тыс. кв. м, анализ проб показал превышение ПДК по нефтепродуктам в районе шлюза и аванпорта Горьковского водохранилища до 6,4 раза, сообщили в департаменте Росприроднадзора по ПФО. Разлив локализовали, направили иски в суд, виновных заставили устранить нарушения, рассказала «АиФ-НН» и.о. Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Елена Корнишова.


Питерскую компанию оштрафовали на 35 тыс. руб., трёх должностных лиц уволили. Но сумма штрафа не идёт ни в какое сравнение с размером ущерба. От действий конкретных людей реке нанесли ущерб на 2,75 млн руб., подсчитали в прокуратуре. Его взыскали с предпринимателей в судебном порядке.

Аварии на трубопроводном транспорте нефтедобывающих компаний, на судах зачастую становятся причиной загрязнения водных объектов и земель. Такое ЧП приводит к серьёзным экологическим последствиям - требуется много времени и денег, чтобы восстановить состояние воды и почвы.

Всего в 2016 году зафиксировали четыре случая разлива нефтепродуктов в регионе, общая сумма ущерба - в пределах 8,5 млн руб. Это считается достаточно благополучной обстановкой в Нижегородской области.

«Сегодня штрафные санкции варьируются от 30 тыс. до 250 тыс. руб. Кроме того, могут применять такую меру, как приостановка деятельности предприятия до 90 суток, - объясняет начальник департамента Росприроднадзора по ПФО Олег Кручинин. - Гораздо более негативные последствия для нарушителей несёт расчёт ущерба, причинённого окружающей среде - воде и почве. Он может доходить до нескольких миллионов рублей».

По словам О. Кручинина, о ЧП чаще всего узнают по факту обращения МЧС, МВД, прокуратуры или бдительных граждан, «но не самих предприятий-нарушителей, которые обязаны сообщать об авариях и утечках, но стараются скрыть факты разлива нефтепродуктов».

Только успевай следить

Загрязняют Волгу и коммунальщики. Так, в мае городецкое коммунальное предприятие наказали за сброс в реку недостаточно очищенных сточных вод недалеко от деревни Ляпуново. По данным Росприроднадзора, лабораторные исследования показали превышение содержания загрязняющих веществ в стоках по разным позициям от 20 до 140 раз! Штраф - 33 тыс. руб. Теперь за предприятием следят, чтобы подобное не повторилось.

Порой ошибка человека может нанести огромный ущерб реке

Горьковское море - излюбленное место отдыха нижегородцев, где много лагерей, домов отдыха. Но почему-то именно в этой части реки достаточно часто происходят ЧП. В рекреации Горьковского водохранилища много частных домов. Далеко не все владения подключены к канализации. И большой вопрос - куда вывозят жидкие бытовые отходы из септиков ассенизаторы, которых нанимают жители. Особенно страшный урон окружающей среде наносят нелегалы, которые не довозят нечистоты до лицензированных станций, а сливают где придётся.

«Мы фиксируем значительное ухудшение качества воды в Волге и в малых реках. В 2014 году в каждой третьей пробе воды в зоне рекреации Нижнего Новгорода были отклонения от нормы по микробиологическим показателям, в 2017-м - уже в каждой второй», - заявила зам. начальника отдела надзора по коммунальной гигиене областного управления Роспотребнадзора Марина Будникова.

Кто знает, может, однажды ассенизатору придёт в голову слить нечистоты в Волгу или Оку? Тогда экологической катастрофы не избежать…

Что известно о нефтяном пятне в Черном море: ситуация для туристов на 12 августа


По данным туроператоров, нефтяное пятно, образовавшееся из-за разлива нефти на танкере около Новороссийска, 12 августа дошло до пляжей поселка Сукко в 13 км от Анапы. В самой Анапе и на других курортах Краснодарского края туристы купаются, вода чистая.

Напомним, разлив нефти под Новороссийском произошел 7 августа 2021 года во время загрузки греческого танкера на терминале в Южной Озереевке.

Первоначально оператор терминала сообщал, что площадь разлива составляет около 200 квадратных метров, но спутниковые снимки, полученные Институтом космических исследований РАН, показали, что разлив в несколько раз больше и охватывает почти 80 квадратных километров. В связи с этим вице-премьер России Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору оценить реальные масштабы разлива.

Вчера, 11 августа, нефтяное пятно было замечено в районе заповедника Большой Утриш недалеко от Анапы. Однако, как сообщили в Национальном туроператоре АЛЕАН, в море близ заповедника (в районе, где нет пляжей) сразу же были выставлены абсорбирующие заграждения.

Как рассказал «Вестнику АТОР» генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, еще вчера туристы не высказывали опасений по поводу загрязнения воды на пляжах. Однако 12 августа в компанию стала поступать информация от туристов компании, отдыхающих в Сукко (поселок в 13 км r к югу от Анапы).

«Туристы в Сукко сегодня уже сообщают о радужной нефтяной пленке на воде, которую уже в прямом смысле «на себе» смогли ощутить и некоторые искупавшиеся. Туристы в Сукко сейчас пребывают в задумчивости – купаться им или нет. Но в самой Анапе и на других курортах, по данным от наших специалистов на месте, вода без пленок и пятен, купаться можно. Аннуляций туров не поступает, в целом туристы и все мы настроены на благополучный исход. Ветер сейчас вроде бы сносит пятно в море, к западу», – сообщил Сергей Ромашкин.

Оптимистичный прогноз дают и Институте океанологии РАН. Российские СМИ цитируют пресс-секретаря института Юлию Кононову: «Метеорологические отчеты предвидят циклон, что нас устраивает, поскольку черный прилив углубится в море».

ВНИМАНИЕ:

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

На Волге обнаружили топливное пятно площадью 5 тыс. квадратных метров

По предварительным данным, 14 октября в акватории реки Волги в районе порта Кимры обнаружено топливное пятно размером 50х100 м. Предположительно, сброс нефтехимических продуктов произошел с судна, которое в настоящее время устанавливается

ММТП

По предварительным данным, 14 октября в акватории реки Волги в районе порта Кимры обнаружено топливное пятно размером 50х100 м. Предположительно, сброс нефтехимических продуктов произошел с судна, которое в настоящее время устанавливается
На месте разлива масляного топливного пятна проводятся работы по локализации и сбору загрязняющих веществ

Топливное пятно площадью 5 000 квадратных метров обнаружено на поверхности реки Волга. Об этом ТАСС сообщила представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СК России Елена Марковская.

"По предварительным данным, 14 октября в акватории реки Волги в районе порта Кимры обнаружено топливное пятно размером 50х100 м. Предположительно, сброс нефтехимических продуктов произошел с судна, которое в настоящее время устанавливается", - отметила Елена Марковская.

На месте разлива масляного топливного пятна проводятся работы по локализации и сбору загрязняющих веществ. Следствием проводится проверка, устанавливается размер причиненного ущерба, сообщает сайт ММСУТ.

Как сообщила ТАСС представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (ММТП) Екатерина Короткова, прокуратура также начала проверку по факту обнаружения топливного пятна на Волге. "В ходе проверки, которая поручена Тверской межрайонной транспортной прокуратуре, устанавливаются все обстоятельства произошедшего и проводится правовая оценка действий ответственных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением природоохранного законодательства", - сказала Екатерина Короткова.

На место происшествия выехал межрайонный транспортный прокурор Матвей Степанов.

Как сообщили ТАСС в министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, представители правительства региона также выехали на место обнаружения топливного пятна. "Предположительно, минувшей ночью здесь произошел сброс нефтехимических продуктов с находившегося в акватории судна. На месте ведутся работы по обработке воды сорбентами и сбору загрязняющих веществ. К 17:00 (мск) 14 октября работы планируется завершить", - сообщила представитель министерства.

Добавим, 11 октября Красноярский следственный отдел на транспорте Западно-Сибирского СУТ СКР возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) после попадания нефтепродуктов в Ангару. По данным Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Кежемского района, на базе в городе Кодинске при перекачке с баржи разлилось примерно 500 литров топлива. Это случилось еще 2 октября, но информация поступила только через неделю - 9 октября.

По данным прокуратуры, баржа, откуда произошел разлив дизельного топлива, принадлежит ООО "Приангарская ЛПК". Эта компания занимается лесозаготовкой и принадлежит юридическим лицам из ОАЭ. Одной из возможных причин разлива является неправильная транспортировка горюче-смазочных материалов и значительный износ цистерны.

После разлива топлива в Кежемском районе был введен режим ЧС. Ангара - крупнейший приток Енисея и единственная река, вытекающая из озера Байкал.

Читайте также: