Ремонт часов газ 21 волга

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Ремонт часов газ 21 волга

Публикую долгожданное продолжение опуса о часах из авто ГАЗ-21, которым я решил дать вторую жизнь.

Я всё-таки решил частично разобрать и прочистить механизм часов. Беглый поиск в сети помог определиться с доступной и эффективной жидкостью для промывки – ей оказался бензин для зажигалок. Вот такой:

ZIPPO-LIGHTER-FUEL

Прибегать к помощи часовых дел мастера не планировалось, поэтому с механизма были сняты все детали, не имеющие к нему прямого отношения: стрелки, циферблат и т.п. Сам механизм затем, в собранном виде был тщательно промыт в бензине, высушен и смазан специальным часовым маслом (см. предыдущую часть):

DSC_0073

Как и следовало ожидать, все прошло удачно – механизм крепкий, простой, надежный. Я далеко не спец, но и через столько лет, вымытый от старой смазки и пыли, он сверкал как новый, и заработал соответствующе.

Настал черед изготовить для часов декоративный корпус. На дворе XXI век, потому его было решено распечатать на 3D принтере. 15 минут моделирования в SolidWorks, без малого сутки печати, склейка получившихся частей дихлорэтаном и вуаля – основа корпуса готова.

Я намеренно поделил корпус на две детали – это значительно сокращает время 3D печати и расход материала (скачать).

После склейки, я вплавил в пластик корпуса резьбовые вставки (инсерты) для крепления часов. Затем корпус легонько прошкуривался, шпатлевался автомобильной шпатлевкой и снова прошкуривался, грунтовался, красился и лакировался (фотки с покраской затерялись, но там ничего особо интересного):

20150224_151919
20150224_151925
20150225_150413
20150225_150645

Также красился и лакировался оригинальный кант и задняя стенка циферблата:

20150225_150055
20150225_150106

Оригинальная подсветка часов включала в себя пару небольших ламп накаливания. Они светили слабым желтым светом, нехило греясь при этом. Их я, естественно, заменил на конструкцию из белых светодиодов. Конструкция состоит из простейшей платы (скачать) с припаянными светодиодами и токоограничивающими резисторами:

DSC_0014

Уже вытравив плату и распаяв элементы, я вдруг подумал, что вместо всего этого геморроя можно было просто купить светодиодную ленту на 12 вольт за пару баксов, и просто приклеить ее по внутреннему периметру задней крышки механизма часов – места там предостаточно:

led-light-strip

После всех приготовлений, можно собирать все части воедино:

DSC_0174

Питаются часы и плата подсветки от блока питания на 12 вольт, 3 ампера. Это важно, поскольку попытки запитать часы от блока с меньшим номинальным током ведет к непредсказуемости их работы: порой идут нормально довольно долго, но в какой-то момент встроенный в часы предохранитель все-же срабатывает (видимо по причине просадки напряжения в момент заводки пружины) и часы останавливаются.

В оригинале, для установки текущего времени использовался гибкий тросик-вал – одним концом он присоединялся к механизму, а другим выходил к крутилке на торпеде. Тросик я использовать не предполагал, потому к точке присоединения тросика к механизму, на эпоксидный клей, я приклеил подходящий бит от шуруповерта, с прямым жалом. Квадратное отверстие от родного тросика отлично держит диагонально вставленный бит, и позволяет удобно устанавливать текущее время:

screw

На часах также присутствует регулятор хода, в виде рычажка возле балансира. Я двигал его на доли миллиметра несколько раз, пока часы не пошли «очень точно» (в кавычках, потому что все это, разумеется, субъективно) – подправляю не чаще раза в месяц-полтора. Важно чтобы часы при подстройке хода, а точнее между подстройками, висели на стене – так получится наиболее точно выставить ход.

Ремонт ГАЗ 21

Ремонт ГАЗ 21

Многие модели «Волги» ГАЗ-21 уже находятся не в самом хорошем состоянии, но такой автомобиль в утиль списывать жалко. И кстати, «двадцать первую» практически никто не сдает по программе утилизации, все стараются восстановить машину. Но за восстановление подобных раритетов берутся в основном только в специализированных сервисах, а цены там очень немаленькие.

волга газ 21

Классическая модель черной Волги ГАЗ-21

Ремонт кузова

Конечно, какой бы не был крепким кузов, от времени он не становится лучше. Всегда проблемными местами были и будут пороги, колесные арки и днище автомобиля. А если кузов поддался коррозии сразу в нескольких местах, то для проведения капитального ремонта кузова машину нужно будет полностью разбирать. Для этого:

  • С автомобиля снимаются передние крылья, все двери, капот и крышка багажника;
  • Демонтируется двигатель в сборе с навесным оборудованием и коробкой передач;
  • Снимается передняя подвеска и задний мост;

задний мост

Так выглядит задний мост газ 21

Разобрав весь автомобиль, необходимо осмотреть кузов на предмет наличия дефектов и ржавчины. Затем:

  • Удаляют с кузова следы старой краски и ржавчины;
  • Проваривают поврежденные участки, при необходимости вваривают новые пороги, задние крылья лонжероны;
  • Зачищают кузов газ 21 перед покраской;
  • Сначала производят грунтовкой, а затем уже и покраску.

Неплохо кузову провести антикоррозийную обработку (днище снизу, колесные арки), а также сделать шумоизоляцию.

Ремонт в салоне автомобиля

Ремонт сидений

Ремонт салона ГАЗ-21 начинается с сидений. Как правило, состояние их в «Волге» оставляет желать лучшего. Чтобы сохранить родные сиденья, их придется реставрировать. Обычно в диванах (переднем и заднем) меняют всю начинку и обшивают сиденья новым материалом. В качестве начинки обычно применяется поролон. На каркасах необходимо заменить сломанные пружины, очистить железо от ржавчины, покрасить каркас. Для проведения работ диваны нужно будет снимать.

Переднее сиденье у ГАЗ-21 сплошное, и оно является одним целым для водителя и пассажира.

Такой диван перетянуть несколько проще, чем передние сиденья современных автомобилей – он имеет простую форму без каких-либо хитрых изгибов. Заднее сиденье мало чем отличается от переднего по форме.

салон газ 21

Оригинальные сидения двадцать первой Волги

Ремонт системы отопления

Владельцам 21-ой известно, что печка в салоне автомобиля обладает малой производительностью. Все дело в радиаторе отопителя. Трубки подвода охлаждающей жидкости (вход и выход) находятся на одной стороне (на левом бачке). По задуманной схеме охлаждающая жидкость (или вода) должна полностью заполнять полость радиатора, проходя по трубкам внутри системы. Но вследствие заводских недоработок вода, едва попав в радиатор печки, тут же поступает на выход. В результате вода в радиаторе не циркулирует и не разогревает салон.

Автомобиль Волга. Конструкция и ТО.

Автомобиль Волга. Конструкция и ТО.

Руководство по техническому обслуживанию автомобиля М-21 Волга.

Автомобиль Волга. Устройство и эксплуатация.

Автомобиль Волга. Устройство и эксплуатация.

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля М-21 Волга.

Автомобиль ГАЗ-21 Волга.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-21 Волга.

Автомобиль М-21В Волга. Альбом плакатов.

Автомобиль М-21В Волга. Альбом плакатов.

Плакаты с описанием конструкции автомобиля М-21В Волга.

Альбом автомобиль ГАЗ-21 Волга.

Альбом автомобиль ГАЗ-21 Волга.

Альбом плакатов с описанием конструкции автомобиля ГАЗ-21 Волга.

Ремонт автомобиля ГАЗ-21 Волга.

Ремонт автомобиля ГАЗ-21 Волга.

Руководство по ремонту автомобиля ГАЗ-21 Волга.

Эксплуатация, обслуживание, ремонт ГАЗ-21.

Эксплуатация, обслуживание, ремонт ГАЗ-21.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-21 Волга и его модификаций.

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Как снять часы газ 21

Есть две вещи, которые завораживают в 21 Волге и вводят нас в легкий ступор в случае, если они неисправны. Это часы и ламповое радио)
Если ламповое радио отложено как можно дальше, то часы (второсерийные) дождались своего часа.
Снял крышечку сзади (на третье серийных часах ее нет).
Отсоединил два провода питания, открутил винтики механизма сзади, и переднего хромированного ободка по бокам. Разобрал.

Увидел замкнутые в копоти контакты – именно грязные контакты были причиной неработоспособности часов. Почистил все ваткой со спиртом – на этом мои действия по ремонту часов фактически закончились.

Проверка исправности механики часов – для этого достаточно взвести пальцем подвижную часть к серединке сердечника катушки. Часы взведутся и начнут отсчитывать свой ход равномерным тиканьем. Идти они будут до момента, пока не замкнутся контакты (чуть дольше). Для продолжения хода часов – снова взведите подвижную часть.
При наличие напряжения через замкнутые контакты и обмотку катушки протечет ток, который взведет часы и разомкнет контакты – это будет повторяться многократно пока не сядет батарея.
Если электромагнитное поле катушки недостаточно и часы не взводятся (например напряжение питания менее 8 В), то сработает биметаллическая пластина и защитит часы от последствий КЗ и перегрева.

Нет ,все что находится на торпедо ,можно снять не трогая торпедо. Ложитесь на диван ногами кверху за спинку и внимательно смотрите, естественно с фонариком. Если не ошибаюсь часы держатся на 2-3 гайках 10 . Две по горизонтали . Откручиваете и вынимаете. Ну естественно ключом будет архи неудобно , надо короткой отверткой с головкой (типа трещока) или есть отвертки с гибким приводом и тоже головкой .

П.с Да ,чуть не забыл провод идущий к часам под корень обрывать не надо ,ибо пригодится
_________________
ГАЗ-21Л,63г.р.

Расскажу немного о часах из машины Газ 21, которые я недавно купил и запилил в домашний интерьер. Часы электромеханические, для работы нужно 12 В, потребляют ток около 3А при автоподвзводе затем катушка обесточивается. Вообще гениальное творение советских времен.
Часы 69 года выпуска, до сих пор работают. не скажу что я купил их в плачевном состоянии, нет, но хром на ободке немного облез и имелась ржавчина на корпусе.

Сначала я сделал светодиодную подсветку часиков. Штатно там стоят две лампочки которые неравномерно и тускло освещают шкалу. Чтобы было все как надо, из текстолита коронками я выпилил кольцо:

Далее в программе sprint layout начертил печатку:

Вытравил и залудил, затем напаял светодиодов и покрыл лаком:

Затем покрасил ободок в черный мат и все собрал:

Далее нужно изготовить корпус. Долго мозговал и пришел к мнению, что раз часы круглые- то и корпус должен быть тоже круглый. Купил в магазине металлическую муфту для вентиляции, по внешнему диаметру креплений часов она точно подходит.

Пилим фанеру. идеальный круг лобзиком сделать очень трудно, поэтому внутреннее отверстие я сделал коронкой:

К металлу хорошо липнет силиконовый герметик, проверено, поэтому закрепил кольцо с помощью него:

Когда герметик подсох, можно перевернуть нашу заготовку и заполнить паз полиэфирной шпатлевкой со стекловолокном. Для нанесения используем металлический шпатель:

шлифовка и покраска порошковой матовой краской

Часы закреплены к кольцу с обратной стороны саморезами через штатные ушки, которые пришлось немного подрезать. Привинчиваем к фасаду шкафчика кухни:

Тюнинг в лучших деревенских традициях: неудачное преображение ГАЗ-21 «Волга»

Некогда отличная машина попала в руки колхозного тюнинг-умельца, который сотворил из раритетного авто нечто странное. На «Волге» появилось стразу три оленя, вразброс навешано шесть зеркал заднего вида. И это лишь небольшая часть неудачного тюнинга.

e1e417a59f6f496b1ef65ed2d08b4429_w650.jpg

Кузов не подвергся переделке и остался без изменений. К счастью, он не был преобразован в сельский лимузин или пикап.

16b5421168dafa09c6ef1a66a7ce8d7e_w650.jpg

Тем не менее, огромное количество беспорядочно налепленных хромированных колхозных элементов ничуть не украшает авто. Автомобиль не просто нужно избавить от них, а ещё и пройтись «шейвингом».

bddbc5cf4a199f9b17e94ec486cec603_w650.jpg

Сложно объяснить присутствие массы фонарей. Бутафорские реактивные сопла на бампере и задние фонари в том же стиле, делают «Волгу» похожей очень древний автомобиль из черно-белых американских шоу.

9e058958a2efecd553536ab266a94d3e_w650.jpg

Пара нештатных круглых задних фонарей, вероятнее всего, достались от какого-нибудь грузовика. Багажник беспорядочно облеплен непонятными накладками под хром.

7cc8d2fbaae216420cfdb842b67d6577_w650.jpg

Пара нештатных круглых задних фонарей, вероятнее всего, достались от какого-нибудь грузовика. Странноватого вида молдинги кривые. При этом чудо-автомобиль ранее даже пытались продать по цене в 200 тыс. рублей.

ddd0e2caa594d80c67c051faba035fcb_w650.jpg

Возможно, кто-то приобрел авто и привел несчастную «Волгу» в достойный вид.

25c1feb4a3b8dd33db67d81b95b35dc0_w650.jpg

О технических характеристикам авто после переделки, конечно же, судить сложно. В лучшем случае транспортное средство сохранило преимущества «Волги», на базе которой его собрали.

fa62190794994d54cb4fd0bb86bba727_w650.jpg

Как известно, в советские времена «Волга» считалась одной из лучших моделей не только в России, но и других странах. Проверенный временем автомобиль выбирали и руководители, и обычные автомобилисты.

0140ea0b52a29d7c8ba18923521eda2d_w650.jpg

Правда, последним на такую машину нужно было копить, и иногда даже не один год. Запчасти для модели тоже были в дефиците, что усложняло ее обслуживание и эксплуатацию.

Ремонт часов газ 21 волга


Рулевое колесо имеет кольцевую кнопку сигнала.

Рукоятка переключателя указателей поворота расположена на рулевой колонке с левой стороны. Перемещением рукоятки в верхнее положение указывается правый поворот, при этом загорается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с правой стороны автомобиля. Левый поворот указывается перемещением рукоятки в нижнее положение, при этом мигающий свет загорается с левой стороны автомобиля. При включении указателя поворота на щитке приборов с правой стороны загорается мигающая сигнальная лампочка. Выключение указателей поворота осуществляется автоматически при выходе автомобиля из поворота.

Рычаг переключения передач расположен на рулевой колонке с правой стороны. Поворотом рычага против часовой стрелки включается вторая передача, поворотом по часовой стрелке — третья прямая передача. Перемещением рычага на себя до отказа с последующим поворотом его по часовой стрелке включается первая передача. Задний ход включается таким же перемещением рычага, но с последующим его поворотом против часовой стрелки. При включении заднего хода в задних фонарях загораются дополнительные лампы, освещающие дорогу сзади автомобиля.

Педаль тормоза, педаль сцепления и педаль дроссельной заслонки расположены в соответствии с общепринятым стандартом.

Рукоятка привода замка капота находится под панелью приборов с левой стороны. Для открытия капота рукоятку нужно вытянуть на себя.

Рукоятка внутреннего люка вентиляции находится под панелью приборов, в средней части. Люк открывают перемещением рукоятки от себя.

Кнопка ножного переключателя света расположена с левой стороны на наклонной части пола. Нажатием на кнопку в зависимости от положения кнопки центрального переключателя света осуществляется переход с ближнего света на подфарники или с дальнего света на ближний. При включении дальнего света на панели приборов загорается контрольная лампочка.

Кнопка насоса опрыскивателя ветрового стекла расположена слева на наклонной части пола.

Рукоятка тормоза стоянки расположена под панелью приборов, слева от рулевой колонки. Для затормаживания автомобиля рукоятку вытягивают до отказа на себя. При этом, если включено зажигание, на панели приборов загорается красная сигнальная лампа. Поворачиванием рукоятки против часовой стрелки и перемещением её от себя тормоз отпускается. При этом сигнальная лампа гаснет.

Рукоятка привода створок радиатора находится с левой стороны под панелью приборов. При перемещении рукоятки до отказа на себя створки полностью закрываются, при перемещении до отказа от себя — полностью открываются. Для лучшей регулировки охлаждения имеется несколько промежуточных фиксированных положений рукоятки, позволяющих иметь различную степень открытия створок радиатора.

Рукоятка воздухопритока и рукоятка привода заслонки отопления кузова расположены в левой части на панели приборов. При левом крайнем положении рукоятки воздухопритока «О» наружный люк вентиляции открыт. При этом наружный воздух либо непосредственно поступает на вентиляцию кузова (если внутренний люк открыт), либо через радиатор отопителя подается вентилятором на обогрев кузова и обдув ветрового стекла (если внутренний люк закрыт). При правом крайнем положении рукоятки воздухопритока «3» наружный люк вентиляции закрыт. При правом положении рукоятки отопления кузова заслонка открыта. Тёплый воздух поступает на обогрев кузова и частично на обдув ветрового стекла. При левом положении рукоятки отопления заслонка закрыта. Тёплый воздух поступает только на обдув ветрового стекла.

Включатель вентилятора отопления находится с левой стороны под панелью приборов. Имеет три положения: выключено; включена малая подача воздуха; включена полная подача воздуха. При включенном вентиляторе внутри рукоятки включателя загорается сигнальная лампа.

Центральный переключатель света расположен слева от рулевой колонки. Имеет три положения: кнопка полностью вдвинута — выключено; кнопка вытянута до половины — освещение при городской езде: в зависимости от положения ножного переключателя света включены подфарники, задние фонари и освещение номерного знака или фары (ближний свет), задний свет и освещение номерного знака; кнопка полностью вытянута — освещение при загородной езде: в зависимости от положения ножного переключателя света включены фары (дальний свет), задние фонари и освещение номерного знака или фары (ближний свет), задние фонари и освещение номерного знака. Поворотом кнопки переключателя производится включение и регулируется интенсивность освещения приборов.

Кнопка теплового предохранителя находится под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Тепловой предохранитель размыкает цепь освещения автомобиля при коротком замыкании. После устранения неисправности кнопку надо нажать до щелчка.

Комбинация приборов размещена в левой части панели перед водителем. В комбинацию приборов входят: спидометр со счетчиком пройденного пути; амперметр; указатель уровня топлива, имеющий шкалу с делениями 0; 0,5 и П, соответствующими пустому баку, половине ёмкости и полной ёмкости бака; указатель температуры воды, показывающий температуру воды в рубашке головки блока, и указатель давления масла, который показывает давление масла в системе смазки двигателя в кг/см².

На комбинации приборов слева расположена сигнальная лампочка дальнего света и справа — лампочка указателя поворота. Контрольные лампы (красная) ручного тормоза и температуры воды (зеленая) расположены под комбинацией приборов по обе стороны рулевой колонки. Включатель зажигания и стартера расположен справа от рулевой колонки на панели приборов. Имеет четыре положения ключа: среднее положение — выключено; первое правое положение — зажигание и цепь радиоприёмника включены; второе правое положение — цепь радиоприёмника выключена, включены зажигание и стартер; крайнее левое положение — включена только цепь радиоприёмника (для пользования радиоприёмником при неработающем двигателе).

Включатель стеклоочистителя расположен под панелью приборов справа от рулевой колонки. Имеет три положения: выключено, медленный ход и быстрый ход.

Кнопка воздушной заслонки карбюратора расположена справа от включателя зажигания. Вытягиванием кнопки производится частичное или полное прикрытие воздушной заслонки («подсос»). При нажатии на кнопку заслонка открывается.

В средней части панели приборов размещен радиоприёмник. Управление радиоприёмником производится с помощью рукояток и кнопок. Левая рукоятка двойная: меньшего диаметра служит для включения радиоприёмника и регулировки громкости, большего диаметра для регулировки тембра. Правая рукоятка служит для настройки приёмника на нужную станцию. При помощи кнопок осуществляется переключение диапазонов, а также фиксированная настройка на данную станцию. Кнопки с буквой «Д» включают станции длинноволнового диапазона, с буквой «С» — средневолнового диапазона, с буквой «У» — ультракоротковолнового диапазона.

Кнопка ручного управления дроссельной заслонкой расположена слева от часов. При вытягивании кнопки заслонка открывается, при нажатии до отказа — закрывается.

Головка для перевода часов находится под панелью приборов против часов. Для перевода стрелок головку надо нажать вверх и повернуть до нужного положения стрелок.

Пепельница расположена под часами. Для пользования следует вытягивать её на себя, для очищения от мусора — вытащить, нажав на пружину внутри корпуса пепельницы.

Прикуриватель расположен справа от часов. Для пользования прикуривателем нажать на его кнопку и отпустить руку. Отдача кнопки назад со щелчком говорит о том, что спираль прикуривателя накалилась.


Красочный альбом по ремонту автомобиля «Волга» ГАЗ-21, Машиностроение, 1972
Техническая реставрация иллюстраций Сергей Дергаченко и Евгений Филатов, сверстал и переиздал Дмитрий Скляров.

Реставрация автомобиля ГАЗ-21 Волга

Компания Antiqcar предлагает услуги по реставрации автомобиля ГАЗ-21. Эта модель стала антикварной и многие компании, занимающиеся реставрацией ретроавтомобилей, выполняют ее восстановление.


Среди этих компаний именно наша зарекомендовала себя лучше всех благодаря следующим преимуществам:

  • использованию современного оборудования;
  • сотрудникам с большим опытом работы;
  • надежности и долговечности проделанных работ.

Варианты реставрации

Мы предлагаем три варианта восстановления ГАЗ-21:

  • Реставрация под выставку — возвращение первоначального вида и технических характеристик автомобиля. Мы делаем все, чтобы машина заняла первое место на мероприятии.
  • Реставрация для эксплуатации — полное восстановление всех механизмов машины. После такого ремонта ГАЗ-21 будет ездить как новый и даже лучше.
  • Реставрация под музей — акцент на восстановлении внешнего вида машины.

В компании Antiqcar могут быть проведены дополнительные работы по модернизации автомобиля. В частности, мы можем перевести двигатель на бензин АИ-92. Благодаря этому, Вы сможете сэкономить на топливе, а мощность машины повысится до 90 л.с. Мы можем установить следующие приборы:

  • вакуумный усилитель тормозов;
  • гидроусилитель руля;
  • газовые амортизаторы;
  • лепестковое сцепление.

По Вашему желанию, мы можем модифицировать оригинальный приемник автомобиля, добавив к нему современные мультимедийные возможности. Внешний вид его будет сохранен.

Что входит в реставрацию

Мы восстанавливаем все, что подлежит восстановлению, а остальное меняем на оригинальные или идентичные оригиналам детали. Автомобиль разбирается, сотрудники устанавливают, какие элементы присутствуют, и составляют их перечень. Потом этот список сверяется со справочниками и устанавливается, чего не хватает.

Большое внимание уделяется всем техническим узлам машины. Наши сотрудники проводят их полный ремонт и испытания. Двигатель и коробка передач подвергаются капитальному ремонту, после которого их технические характеристики также проверяются. Ремонтируется электрическая проводка, заменяются изношенные участки. При этом, мы используем провода с оригинальным цветом и сечением. Благодаря этому, сохраняется аутентичность всех составляющих машины.


Полностью восстанавливается кузовная часть ГАЗ-21. Наши сотрудники имеют большой опыт в сварке элементов кузова. В их распоряжении современное оборудование и расходные материалы от европейских поставщиков.

Проводится полный комплекс работ по восстановлению внешнего вида и салона автомобиля. Для окраски могут использоваться как современные, так и аутентичные материалы. Используются антикоррозийные составы, которые защищают авто от коррозии на протяжении 10 лет. В салоне полностью заменяются изношенные детали, проводится обшивка и доукомплектация недостающими элементами.


После окончания восстановительных работ, мы выполняем обкатку ГАЗ-21, испытывая все технические узлы автомобиля и анализируя их работу. Все неполадки, замеченные на этом этапе, немедленно исправляются. Для обкатки используются специальные дороги.

Обратившись к нам, Вы сможете полностью восстановить автомобиль, считающийся классикой отечественного автопрома. Реставрация позволит Вам использовать машину как для личного использования, так и для выставок и музеев. Работы занимают до 10 месяцев. Чтобы получить консультацию звоните по номерам, указанным на сайте.

Очередная Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Очередная Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Мы уже работали и ни один раз с ГАЗ-21, чего только с ними не делали. И перешивали салон, и красили, и варили, и делали комплексную шумоизоляцию. Но этот ГАЗ-21 приехал на комплекс работ по покраске кузова, перетяжке салона и капитальному ремонту двигателя. Мы очень благодарны Михаилу за то, что он дал нам возможность сделать такой интересный проект и поработать с настоящим РЕТРО автомобилем.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Этот ГАЗ-21 третьего выпуска и конечно же на капоте у него не должно уже быть "оленя", но хозяин сказал, что раз машину купили с ним, то пусть будет. Я очень рад, что мы машину не реставрировали, а восстанавливали. Я разделяю эти два понятия. Реставрация, в моем понимании - это ремонт авто максимально приближенный к оригиналу. А восстановление - это ремонт ретро авто с использованием современных материалов и технологий. Отреставрированные машины, конечно же имеют бОльшую стоимость, но и стоимость ремонта их на порядок, а то и на несколько порядков выше. Лично мне больше нравится восстановление, ведь прогресс ушел далеко вперед и отремонтировать ретро автомобиль по современным технологиям намного надежнее. К тому же, в этом случае идет персонализация авто, что мне, как любителю и профессионалу тюнинга, очень нравится. В этом ГАЗ 21 и цвет подбирался индивидуально, и салон перешивался из настоящей алькантары и экокожи 4-го поколения. Но об этом чуть позже.

Приехала к нам эта Волга 21 в достаточно бодром состоянии. Мы, конечно же, не испытывали иллюзий по поводу состояния авто 1965 года рождения, но внешне машинка имела состояние на твердую "четверку".

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Поковыряв ее немного мы, естественно нашли проблемы в низах передних крыльев, "бумерангах" (арках задних крыльев), порогах, задних крыльях, ну и так, по мелочи внутри.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Двигатель мы отдефектовали, сделав эндоскопию и замерив компрессию. Было решено сделать капиталку двигателя и головки блока цилиндров.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

По салону мы долго выбирали материалы и остановились на натуральной алькантаре, которая сделала салон мягким как на ощупь, так и "на глаз", и на экокоже четвертого поколения, которая имеет отличные эксплуатационные характеристики (износостойкость, паропроницание, и т.д.) и по внешнему виду ее может отличить от кожи только специалист, и то не всегда.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

На этой машинке повезло хозяину с рулем, он не рассохся и имеет очень хорошее состояние. На пол мы, кстати, уложили новое ковровое покрытие. Мы также оформили автомобильным ковролином багажник, но к сожалению нормальных фото не осталось, может быть добавлю их сюда, если хозяин машинки мне их пришлет.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Передний диван - это просто что-то. Немногие знают, но на ГАЗ-21 передний диван раскладывается и получается огромная кровать внутри автомобиля.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Полку под задним стеклом мы также перетянули в алькантару с прострочкой, аналогичной торпедо.


Потолок на этом ГАЗ-21 мы перетянули также в алькантару. На первых двух выпусках потолок натягивался на перемычки, а по периметру через кант особой конструкции прибивался маленькими гвоздиками к деревяным направляюшим. На третьем выпуске система крепежа немного изменилась и потолок одевается особым образом на некое подобие гребенки и декорируется также кантом.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Отдельная тема - это солнцезащитные козырьки. Они прозрачные и тонированные - интересное решение.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Цвет на авто решили взять темно-серый без всяких металликов (что меня тоже порадовало) и сделать авто одноцветным.

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Еще одна Волга ГАЗ-21 приехала к нам на восстановление

Перед выдачей машинки нашему заказчику мы, естественно, ее намыли и внутри и снаружи (сделали детейлинг, как теперь модно говорить), и отполировали до блеска. Мне кажется, что такой ухоженной эта Волга даже сойдя с конвейера не была!

Пятьдесят лет спустя, или Второе дыхание 21-й "Волги"

Пятьдесят лет спустя, или Второе дыхание 21-й

Восстановление старого автомобиля - процесс долгий, дорогостоящий и трудоемкий. Далеко не каждому, кто берется за реставрацию машины, удается довести ее до победного конца. Но уж если хватило терпения, сил и средств и старая машина обрела былой шик-блеск, сохранив при этом "родные" узлы и агрегаты, незамеченным подобный автомобиль не останется.


Герой этого повествования хотя и провел полжизни бок о бок с самыми различными автомобилями, в вопросах реставрации себя специалистом не считал и не считает. По его словам, он просто задался целью восстановить отцовский автомобиль, покупку которого в далеком 1966 году тогда 6-летний мальчишка запомнил на всю жизнь.



- "Волга" в те времена была доступна далеко не всем по наличию как денег, так и собственно возможности приобрести в личное пользование автомобиль подобного класса. Но после службы в Алжире у отца подобная возможность была. Реализовать ее можно было в Москве, в магазине "Березка", где продавались товары для иностранцев и тех советских граждан, которым посчастливилось работать за рубежом, - говорит Валерий.

- Как сейчас помню, как я забежал на площадку, где покупателей дожидались около 300 новехоньких ГАЗ-21Р, и начал искать ту самую "Волгу", которой суждено было стать нашим семейным автомобилем. До этого, расположившись на ночлег у московских друзей, все долго обсуждали, как правильно выбрать автомобиль. К слову, у отца на тот момент даже "прав" не было. Зато были хорошие знакомые, которые рассказали, что в магазине нужно смотреть, сколько листов бумаги лежит с документами на машину. Если больше одного, значит, к машине прилагается карта дефектов, о которых завод любезно информирует потенциального покупателя, и машину лучше выбирать из тех, у которых подобной карты нет.

В самом же магазине ненавязчиво намекнули, что черные "Волги" смотреть тоже не стоит, мол, не про вашу честь они. В итоге с учетом всех "но" мы подошли к пятой машине в ряду, у которой все вроде было как положено: и цвет не черный, и дефектной карты нет. Однако стать нашей ей было не суждено, так как под одним из передних колес предательски темнело масляное пятно. В итоге после недолгих поисков нашей машиной стал ГАЗ-21Р фисташкового цвета, на котором специально выделенный отцу шофер доставил нас из Москвы в Минск.


Дальше были 40 лет эксплуатации, в ходе которых, пробежав более 300 тысяч километров, "Волга" неоднократно побывала и в Крыму, и на Кавказе, и в соседних Прибалтике и Польше. Само собой, без ремонтов мотора и просевших рессор не обошлось, но для газовского автомобиля это нормально. Примечателен тот факт, что за свои 50 лет машина ни разу не побывала в аварии, лишь однажды получив небольшую царапину на пороге от упавшего мотоциклиста. Возможно, поэтому, когда отца не стало, возникли мысли восстановить машину как память о нем.

Главным врагом "Волги", бережно хранившейся в гараже, стала вездесущая коррозия, которую предстояло побороть во что бы то ни стало. Задача вовсе не из простых, особенно с учетом дефицита денежных средств, и я пытался не думать о ней несколько лет, но "Волга" не давала о себе забыть и в какой-то момент начала мне сниться, словно намекая на то, что время пришло.


Уже после первых месяцев работы с автомобилем я возненавидел ржавый металл. Особенно от коррозии пострадали пороги автомобиля. Не меньше досталось и крыльям, которые было решено заменить на ремонтные, найденные по объявлениям в "Автобизнесе". Все бы ничего, но в советское время для ремонта в продажу отправляли некондиционные детали, и с этим немало пришлось повозиться, так как с ними выдержать нормальные зазоры между элементами кузова практически невозможно. К примеру, задний кант крыла в заводском варианте - 6 миллиметров, в ремонтном - 9-10. Но стоит заметить, что качество металла новых крыльев и порогов, ждавших своего часа у прежних владельцев запасных частей, оказалось на высоте, невзирая на почтенный возраст.


Новые двери для "Волги" отыскать не удалось, поэтому было решено восстанавливать оригинальные заводские. Все места, пораженные коррозией, вырезались до "живого" металла, на их место вваривались изготовленные по точным лекалам латки. Лекала я делал сам из ватмана, затем воплощал необходимый элемент в металле. Вершиной подобного творчества стало изготовление части задней правой арки в месте прилегания к ней двери, со сложной формой и обилием изгибов.



После жестяных работ настала пора полной очистки кузова, все части которого предстояло освободить от старой мастики, "шумки" и тому подобного, чтобы ни один очаг коррозии не остался незамеченным. Работа еще та: щетки, одетые на "болгарку", то и дело забивались смолами и мастиками, которые, несмотря на возраст, сохранили неплохую эластичность. Применение разных смывок старых покрытий эффекта тоже не дало, скорее даже навредило. В итоге своими силами из рашпиля был изготовлен шабер, с помощью его и самостоятельно собранной "пескоструйки" все элементы кузова были очищены до металла. Далее следовала обработка кислотами, грунтование и окраска.


Примечательным является тот факт, что все работы производились на обычном подъемнике с возможностью переворота автомобиля, хорошо знакомом советским автолюбителям. От непогоды машину тогда защищал лишь навес со шторами, выстроенный из подручных материалов во дворе у товарища.


За кузовом настал черед остальных деталей. Их коррозия тоже не пощадила. Бензобак, к примеру, со стороны дорожного покрытия после очистки от краски выглядел как дуршлаг. Запаять его стоило немалых трудов. В ход тогда пошли и газовая горелка, и мощный электропаяльник, и даже промышленный фен - после восстановления бака я лужу и паяю не хуже профессионалов.

До металла были зачищены, обработаны и покрашены: задний мост, все металлические элементы передней подвески и рулевого управления. Все шарниры и резинки заботливо перебраны, смазаны и восстановлены до идеального состояния.


Отдельного упоминания заслуживают задние рессоры. Их я тоже разобрал, почистил, каждую проковал кувалдой, насколько это было возможно в имевшихся условиях. Последующая сборка задних рессор показала, что эта работа была проделана не зря. Кстати, при сборке каждая рессора была заботливо смазана, обмотана "портянками" и закрыта специально изготовленным чехлом.

С тормозами, которые у ГАЗ-21Р в нынешних реалиях оставляют желать лучшего, церемониться не стал - просто разыскал и установил все новое, но аутентичное для моего автомобиля.

Разобравшись с железом, взялся за двигатель, который уже повидал не один ремонт. Последняя его "капиталка" с ремонтом кривошипно-шатунного механизма, заменой поршней и колец была сделана моими же руками еще в 1991 году. Тогда же на машину была установлена 24-я ГБЦ под 76-й бензин. С тех пор "Волга" пробежала всего 35 тысяч километров. В 2009-м на машину вернулась новая 21-я ГБЦ, но с ней машина практически не ездила. Сейчас же встал вопрос о переводе машины на 95-й бензин, так как низкооктанового топлива нынче на АЗС попросту нет.


Решение было найдено на профильных форумах по ГАЗ-21. В итоге ГБЦ "похудела" на 4,5 миллиметра. Попутно были доработаны впускные и выпускные каналы, притерты заново клапаны, отшлифованы стыковочные плоскости коллекторов и ГБЦ. Благодаря проведенным работам степень сжатия 2,445-литрового мотора увеличилась до 8,5-8,7 против былых 6,7, мотор получил неплохой заряд бодрости и лошадиных сил.

Восстанавливая выхлоп, по максимуму использовал все запасы "родных" деталей, лишь одну банку глушителя пришлось позаимствовать у ГАЗ-2402.


Установка стекол и восстановление интерьера автомобиля при кажущейся простоте тоже потребовали немало времени. Основная проблема оказалась в многочисленных резинках и уплотнителях, которые из-за возраста автомобиля пришли в негодность. В результате лобовое и заднее стекла были установлены с использованием вазовского уплотнителя "лобовика". Для дверных стекол удалось разыскать "родные" бархатки от ГАЗ-21.


Сиденья "Волги" изготовлены на старом каркасе, но с использование современных материалов. При этом конструкция, прошивки как в оригинале. Потолок и обшивки дверей сделаны заново по выкройкам, снятым с оригинальных деталей.



Резинки под фары - мой hand made, а сами фары родом из 1980-х. Резинки задних фонарей и "чайки" удалось купить оригинальные в весьма достойном состоянии.


Уплотнитель радиатора найден методом подбора. Уплотнители дверей частично "родные", частично вазовские. Больше всего пришлось повозиться с крышкой багажника. По трудозатратам и стоимости она оказалась едва ли не золотой. Сначала ее долго пришлось искать, после приобретения - отдавать на "пескоструйку" на сторону, а там потянули металл. Затем была кропотливая работа кузовщика по восстановлению исходных форм. И все это, естественно, не бесплатно.


Когда восстановление машины уже вышло на финишную прямую и автомобиль был окрашен и подсобран, случилась беда. 10 января 2010 года мне запомнилось надолго, так как именно в этот день служивший верой и правдой все годы, потраченные на восстановление, навес над автомобилем рухнул после обильного снегопада прямо на машину, помяв крышу, крыло, крышку багажника. Руки не то что опустились, они словно отнялись. Разобрав завал, я больше года не подходил к, казалось бы, готовому автомобилю. Но время лечит и не такие раны.


В 2012-м снова разобрал "Волгу" и отправил ее к кузовщику, который вернул машине первозданный вид. Затем опять была покраска и кропотливая сборка автомобиля, помощниками в которой были друзья, терпенье, упорство и крепкое словцо. В итоге в апреле 2016-го, после семи лет кропотливого труда с затяжным перерывом после обрушения навеса, вышло то, что вы видите.







За исключением цвета, который волею обстоятельств оказался гораздо ярче оригинального фисташкового, автомобилю удалось сохранить в себе дух 1960-х годов. Первые поездки показали, что эксперимент с переводом на 95-й бензин прошел успешно, машина поехала гораздо веселее. На МКАД в ходе постановки на учет "Волга" уверенно ехала в третьем ряду, без напряга разгоняясь до позволенных местами 100 километров в час. Впрочем, подобная езда не для нее - не стоит забывать, что тормоза в машине аутентичные, барабанные без усилителя, ABS, ESP и прочих мудреных систем. То же самое можно сказать и про рулевое управление.





Главное, что, несмотря и вопреки, проект завершен, машина обрела еще один шанс на долгую жизнь. Теперь ее статус - автомобиль для души, который будет радовать меня и окружающих в сухие солнечные дни, напоминая о 60-х годах прошлого века, когда деревья были большими, а "Волга" - новой.

Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY


При восстановлении "родной" головки блока цилиндров впускные клапаны получили новые маслосъемные колпачки, а на выпускные, где заводом съем масла не предусмотрен, были одеты колпачки от высоковольтных проводов



Привалочная плоскость впускного коллектора ГАЗ-21, слегка деформировавшаяся за долгие годы эксплуатации, потребовала коррекции напильником



Ввиду того что делать развал-схождение на ГАЗ-21 современные спецы то ли не хотели, то ли не умели, все работы по выставлению кастора, углам развала и схождения колес были сделаны самостоятельно. С помощью отвеса, линейки и штангенциркуля


В первой поездке карбюратор "Волги" дважды вынуждал корректировать уровень топлива в поплавковой камере. Причина - негерметичность игольчатого клапана в поплавковой камере, который всего за 50.000 рублей был заменен на новый


За неимением 72-го и 76-го бензина сегодня "Волга" с торцованной ГБЦ ездит на 95-м, что весьма улучшило ее тягово-динамические характеристики

Читайте также: