Ремонт деталей трансмиссии камаз

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Ремонт передач заднего и среднего мостов на КАМАЗе, руководство

Главная передача заднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.38)
1 — картер главной передачи; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — шестерня ведомая; 4 — шпонка; 5 — шестерня ведущая цилиндрическая; 6, 9, 16, 34, 36 — роликоподшипники конические; 7, 32 — стаканы подшипников; 8 — крышка подшипника; 10, 19, 24, 46 — шайбы опорные; 11, 48 — гайки; 12, 35 — шайбы регулировочные; 13, 33 — прокладки регулировочные; 14 — прокладка; 15 — гайка регулировочная; 17 — чашка дифференциала; 18 — сателлит; 20 — крестовина; 21 — шестерня полуосевая; 22 — болт крепления чашек дифференциала; 23 — шестерня ведомая цилиндрическая; 25 — втулка сателлита; 26, 40 — роликоподшипники цилиндрические; 27 — фланец; 28 — отражатель; 29 — манжета; 30 — крышка; 31, 39 — прокладки; 37 — шестерня ведущая коническая; 38 — вал ведущий; 41 — крышка; 42 — крышка подшипника дифференциала; 43 — стопор; 44 — болт крепления крышки подшипника дифференциала; 45 — втулка распорная; 47 — шайба; 48 — гайка

Главная передача среднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.39)
1 — шестерня ведомая коническая; 2 — картер; 3 — шестерня ведущая цилиндрическая; 4, 44 — шайбы регулировочные; 5, 29 — прокладки регулировочные; 6, 28 — стаканы; 7, 33 — прокладки; 8 — крышка; 9, 15, 19 — шайбы опорные; 10 — гайка подшипника; 11, 12, 14, 42, 45 — роликоподшипники конические; 13 — гайка регулировочная; 16 — сателлит; 17 — втулка сателлита; 18 — шестерня полуосевая; 20 — крестовина; 21 — чашка дифференциала; 22 - болт крепления чашек дифференциала; 23 — шестерня ведомая цилиндрическая; 24 — роликовый подшипник цилиндрический; 25, 26 — пробки заливных отверстий; 27 — картер межосевого дифференциала; 30 — шестерня ведущая коническая; 31 — вал задний; 32 — шарикоподшипник; 34 — крышка; 35 — манжета; 36 — маслоотражатель; 37 — фланец; 38 — гайка; 39 — шайба; 40 - крышка подшипника дифференциала; 41 — стопор; 43 — втулка распорная

Крышки подшипников дифференциала не обезличивают. Сняв дифференциал заднего или среднего моста в сборе, устанавливают крышки подшипников дифференциала на свои места и вкручивают болты, их крепления со стопорными пластинами.
Отвернув болты с пружинными шайбами, снимают крышку 8 (8) стакана подшипников ведущей цилиндрической шестерни с прокладкой 14 (7).
Расстопорив в двух точках гайку 11 (10), фиксируют ведомую коническую шестерню 3 (1) от проворачивания монтажной лопаткой, откручивают гайку 11 (10) и снимают опорную шайбу 10 (9). Вкрутив два технологических болта М12х1,25-6Н в стакан 7 (6) подшипников ведущей цилиндрической шестерни, снимают стакан с подшипником 9 (12) и наружным кольцом подшипника 6 (11). Со стакана снимают технологические болты и регулировочные прокладки 13 (5). Затем снимают ведомую коническую шестерню 3 (1) и ведущую цилиндрическую шестерню 5 (3) в сборе, подшипник 26 (24) и две регулировочные шайбы 12 (4). Комплект конических шестерен не разукомплектовывают.
Расшплинтовав гайку 48 (38) ведущего вала, откручивают ее, снимают шайбу 47 (39) и фланец 27 (37) с маслоотражателем 28 (36). Отвернув болты с пружинными шайбами, снимают крышку 30 (34) стакана подшипников ведущего вала с прокладкой 31 (33), а с ведущего вала главной передачи заднего моста — опорную шайбу 46 (см. рис. 8.38). У главной передачи среднего моста откручивают самоконтрящиеся болты крепления стакана 28 (см. рис. 8.39) подшипников ведущей конической шестерни. Ввернув два технологических болта в стакан 32 (28) ведущей конической шестерни, выпрессовывают его вместе с роликовым подшипником 34 (45) из картера главной передачи. Из картера главной передачи заднего моста выкручивают болты с пружинными шайбами крепления крышки 41 (см. рис 8.38) заднего подшипника и снимают крышку с прокладкой 39, после чего выпрессовывают ведущий вал 38 (задний вал 31) в сборе с ведущей конической шестерней 37 (30) и роликовым подшипником 36 (42). Вал разъединяют с шестерней, снимают с шестерни регулировочные шайбы 35 (44), распорную втулку 45 (43) и спрессовывают внутреннее кольцо роликового подшипника 36 (42). Из стакана 32 (28) выпрессовывают наружное кольцо роликового подшипника 34 (45), а из крышки 30 (34) — манжету 29 (35). Из картера главной передачи выпрессовывают подшипник 40 (32) и выкручивают пробку 2 (25).
Установив ведущую цилиндрическую и ведомую коническую шестерни в сборе на пресс, спрессовывают ведомую коническую шестерню 3 (1) с роликовым подшипником 26 (24) и снимают шпонку. Съемником спрессовывают внутреннее кольцо роликового подшипника 6 (11). Из стакана 7 (6) выпрессовывают наружные кольца роликовых подшипников 9 (12) и 6 (11).
Дифференциал устанавливают на приспособление для разборки и сборки, откручивают гайки 13 (рис. 8.40) болтов крепления чашек дифференциала и снимают болты 23. Затем снимают левую чашку 24 дифференциала в сборе с внутренним кольцом 22 подшипника 12, опорную шайбу 15, шестерню 16 полуоси, крестовину 20 в сборе с сателлитами 19 и опорными шайбами 17, вторую шестерню полуоси и вторую опорную шайбу. С крестовины снимают опорные шайбы 17, и сателлиты 19 с втулками 18. Сняв правую чашку 14 дифференциала в сборе с внутренним кольцом подшипника, спрессовывают внутренние кольца подшипника с чашек дифференциала и выпрессовывают втулки 18 из сателлитов 19. Чашки дифференциала не разукомплектовывают.

Дифференциал и полуоси заднего и среднего мостов КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.40)
1 — дифференциал заднего моста в сборе; 2 — гайка подшипника; 3 — стопор гайки; 4 — болт крепления стопора; 5 — прокладка полуоси; 6 — полуось длинная левая; 7 — полуось короткая правая; 8, 13 — гайки; 9 — шайба пружинная; 10 — втулка разжимная шпильки полуоси; 11 — шпилька; 12 — подшипник; 14 — чашка дифференциала правая; 15 — шайба опорная; 16 — шестерня полуоси; 17 — шайба опорная сателлита; 18 — втулка; 19 — сателлит; 20 — крестовина дифференциала; 21 — кольцо подшипника наружное; 22 — кольцо подшипника внутреннее с сепаратором и роликами в сборе; 23 — болт; 24 — чашка дифференциала левая

Вал ведущий заднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.41)

Стакан подшипников ведущей шестерни заднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.42)

Стакан роликоподшипников ведущей цилиндрической шестерни КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.43)

Крышка заднего подшипника главной передачи заднего моста может иметь риски, задиры или неравномерный износ торцевых поверхностей А и В (рис. 8.44). При наличии этих дефектов поверхности А и В обрабатывают до устранения дефектов с сохранением их взаимного расположения по рабочему чертежу. Если размер a < 11,5 мм, деталь бракуют.

Крышка заднего подшипника главной передачи заднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.44)

Ведомую цилиндрическую шестерню бракуют при износе зубьев до толщины менее 7,832 мм, кроме детали 5320-2402120—40, у которой эта величина составляет 8,923 мм.
Чашки дифференциала правую и левую (рис. 8.45) бракуют при износе отверстия под крестовину до диаметра d1 > 28,07 мм, отверстия под шестерни полуосей до диаметра более 75,19 мм, шейки под подшипник до диаметра d2 < 80,01 мм, при рисках, задирах или неравномерном износе поверхности торца А под опорные шайбы шестерен полуосей, если размер а > 49,15 мм, при рисках, задирах или неравномерном износе поверхности В под опорные шайбы сателлитов. Износ считают допустимым, если между этой поверхностью и сферой радиусом 80,4±0,05 мм при отсутствии рисок и задиров не проходит щуп толщиной 0,3мм.

Чашка дифференциала КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.45)

Шестерню полуоси заднего моста (рис. 8.46) бракуют при износе зубьев шестерни по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 0,5 мм, при износе шлицев, если размер d1, измеренный по роликам диаметром 5,493 мм, более 43,1 мм, износе посадочной шейки до диаметра d2 < 74,88 мм, при рисках, задирах или износе упорного торца А до размера а > 25,5 мм.

Шестерня полуоси заднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.46)

Опорную шайбу шестерни и опорную шайбу сателлита бракуют при рисках, задирах или износе до толщины менее 1,65 мм.
Сателлит дифференциала бракуют при износе зубьев по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 0,5 мм, износе отверстия во втулке до диаметра более 28,165 мм, рисках, задирах или неравномерном износе сферической поверхности.
Крестовину дифференциала заднего моста бракуют при износе шипов до диаметра менее 27,99 мм.
Ведущую шестерню среднего моста бракуют при износе шлицев и зубьев по толщине, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 0,3 мм для шлицев и более 0,45 мм для зубьев, при износе шеек под подшипники до диаметров менее 80,003 и 69,94 мм, износе шпоночного паза до ширины более 7,2 мм.
Ведущий вал среднего моста (рис. 8.47) бракуют при износе шлицев под фланец до толщины с < 7,91 мм, шейки под подшипник до диаметра d < 49,99 мм, при смятии или износе по толщине шлицев под шестерню межосевого дифференциала, если боковой зазор в зацеплении с сопряженной новой деталью более 0,5 мм и при погнутости вала, если радиальное биение поверхности А относительно общей оси превышает 0,1 мм. Поврежденную резьбу В восстанавливают.

Ведущий вал среднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.47)

Стакан подшипников ведущей шестерни среднего моста (рис. 8.48) бракуют при износе отверстия под подшипник до диаметра d1 > 125,02 мм, посадочной шейки до диаметра d2 < 140,394 мм, рисках, задирах или износе торцевой поверхности А до размера а < 42,25 мм, при неравномерном износе поверхности торца В под подшипник до размера b < 19,7 мм.

Стакан подшипников ведущей шестерни среднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.48)

Крышку заднего подшипника главной передачи среднего моста (рис. 8.49) бракуют при износе отверстия под подшипник до диаметра d > 110,14 мм (дет. 5320-2502209) и 120,14 (дет. 5320-2506027). При наличии рисок, задиров или неравномерном износе торцевых поверхностей А и В их обрабатывают до устранения дефектов с сохранением взаимного расположения поверхностей по рабочему чертежу. Если размер b < 12 мм, деталь бракуют.

Крышка заднего подшипника главной передачи среднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.49)

При рассмотрении технологии сборки главных передач, как и ранее, без ссылок на рисунки будут даны позиции на рис. 8.38, а рядом в скобках — позиции на рис. 8.39.
Для сборки ведущую цилиндрическую шестерню 5 (3) устанавливают на пресс, вставляют в шпоночный паз шпонку и напрессовывают ведомую коническую шестерню 3 (1), роликовый цилиндрический 26 (24) и роликовый конический 6 (11) подшипники. Сняв шестерни в сборе с пресса, запрессовывают в стакан 7 (6) подшипник 9 (12). Перед установкой подшипники смазывают маслом ТСп-15к. На ведущую цилиндрическую шестерню устанавливают две регулировочные шайбы 12 (4), стакан подшипников в сборе, опорную шайбу 10 (9) и затягивают гайку 11 (10) с моментом 350. 400 Н*м (35. 40 кгс*м), что создает предварительный натяг в конических роликовых подшипниках. Крутящий момент, необходимый для проворачивания ведомой конической шестерни у отрегулированного узла, должен составлять 1,0. 3,5 Н*м (0,1. 0,35 кгс*м). Крутящий момент измеряют при непрерывном вращении в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов вала. Регулировку осуществляют подбором двух регулировочных шайб 12 (4). При большом объеме работ усилие затяжки гайки следует создавать на прессе, прилагая его к опорной шайбе 10 (9) через трубчатую оправку.
На ведущую коническую шестерик) 37 (30) устанавливают внутреннее кольцо конического роликового подшипника 36 (42), распорную втулку 45 (43) и две регулировочные шайбы 35 (44). В стакан 32 (28) запрессовывают наружное кольцо подшипника 34 (45), а в крышку 30 (см. рис. 8.38) стакана подшипников главной передачи заднего моста — манжету 29. Наружную поверхность манжеты и подшипники смазывают маслом ТСп-15к. Закрепив ведущий вал 38 главной передачи заднего моста в тисках, устанавливают на него шестерню 37 в сборе, стакан 32 подшипников в сборе, опорную шайбу 46, прокладку 31, смазанную пастой УН-25, крышку 30 в сборе с манжетой, фланец 27, шайбу 47 и затягивают гайку 48 с моментом 240. 360 Н*м (24. 36 кгс*м). Момент проворачивания стакана на валу должен составлять 0,8. 1,6 Н*м (0,08. 0,16 кгс*м). Крутящий момент измеряют при непрерывном вращении в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов стакана. При этом крышка стакана подшипника должна быть сдвинута в сторону фланца так, чтобы центрирующий выступ крышки вышел из гнезда подшипника и манжета не оказывала сопротивления вращению. Регулировку осуществляют подбором двух регулировочных шайб 35. При большом объеме работ усилие затяжки гайки следует создавать на прессе, прилагая его к опорной шайбе 46 через трубчатую оправку. После регулировки гайку 48 шплинтуют.
Предварительный натяг в конических роликовых подшипниках подшипникового узла главной передачи среднего моста создают затяжкой гайки 4 (рис. 8.50) подшипника с моментом 240 Н*м (24 кгс*м). Регулирование момента сопротивления вращения ведущей конической шестерни в подшипниках осуществляется до тех же величин и так же, как для подшипникового узла главной передачи заднего моста. После окончательной регулировки подшипников гайку 4 затягивают с указанным моментом, устанавливают шайбу 3 подшипника, подтягивают гайку до совмещения отверстия шайбы со стопорным штифтом гайки, затем устанавливают замковую шайбу 1, совместив ее выступ с одним из отверстий шайбы подшипника, и затягивают контргайку 2 с моментом 240 . 360 Н*м (24. 36 кгс*м), после чего край замковой шайбы отгибают на грань контргайки. При затягивании гаек следует проворачивать ведущую шестерню, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями.
На прессе напрессовывают на чашки 14, 24 дифференциала (см. рис. 8.40) внутренние кольца 22 конических подшипников 12 и запрессовывают втулки 18 в сателлиты 19, после чего втулки проглаживают или раскатывают. Установив правую чашку 14 дифференциала на приспособление для разборки и сборки дифференциала, устанавливают на нее ведомую цилиндрическую шестерню. Смазав шипы крестовины маслом ТСп-15к, устанавливают на крестовину сателлиты 19 в сборе с втулками 18 и опорные шайбы 17 сателлитов.
В правую чашку 14 дифференциала вставляют опорную шайбу 15 шестерни полуоси шаровыми углублениями к шестерне 16 полуоси, устанавливают шестерню полуоси, крестовину с сателлитами, вторую шестерню полуоси, вторую опорную шайбу (также шаровыми углублениями к шестерне), левую чашку 24 дифференциала, имеющую тот же номер комплекта, и совмещают номера комплекта на обеих чашках. Шестерни и сателлиты перед установкой в чашки дифференциала окунают в масло ТСп-15к. Вставив болты 23 крепления чашек дифференциала, затягивают гайки 13 с моментом 140. 160 Н*м (14. 16 кгс*м). В собранном дифференциале шестерни должны легко проворачиваться от руки без заеданий.
Закрепив картер главной передачи на стенде для разборки и сборки, устанавливают в картер главной передачи заднего моста ведущий вал 38 (см. рис. 8.38) в сборе с ведущей конической шестерней 37, а в картер главной передачи среднего моста — ведущую коническую шестерню 30 (см. рис 8.39) в сборе. Далее без ссылок на рисунки будут даны позиции на рис. 8.38, а рядом в скобках — позиции на рис. 8.39.

На стакан 32 (28) подшипников ведущей конической шестерни устанавливают пакет подобранных регулировочных прокладок 33 (29). Толщину S пакета регулировочных прокладок определяют по формуле
S = 81+ - поправка + е — b ,
где е — действительный размер от торца ведущей шестерни до фланца стакана (см. рис. 8.50); b — действительный размер главной передачи от переднего торца до оси ведомой конической шестерни (см. рис. 8.38, 8.39).

Узел ведущей конической шестерни главной передачи среднего моста КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.50)
1 — шайба замковая; 2 — контргайка; 3 — шайба подшипника; 4 — гайка подшипника; 5 — штифт стопорный; 6, 10 — роликоподшипники конические; 7 — стакан подшипников; 8 — шайбы регулировочные; 9 — втулка распорная; 11 — шестерня ведущая коническая

Нулевое положение и направление сдвига ведущей шестерни КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.51)

Примечание к эскизам корректирования зацепления:
I — придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится малый боковой зазор, отодвинуть ведущую шестерню;
II —- отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор, придвинуть ведущую шестерню;
III — придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если при этом боковой зазор будет мал, отодвинуть ведомую шестерню;
IV — отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если при этом боковой зазор будет велик, придвинуть ведомую шестерню.

После проверки и регулировки бокового зазора и пятна контакта гайку 11 (10) ведущей цилиндрической шестерни раскернивают, устанавливают картонную прокладку 14 (7), смазанную пастой УН-25, крышку 8 (8), скобу, закручивают болты с пружинными шайбами крепления крышки и стакана подшипников и затягивают их с моментом 60. 90 Н*м (6. 9 кгс*м).
На задний вал 31 (см. рис. 8.39) напрессовывают на прессе шариковый подшипник 32 и устанавливают вал в картер главной передачи среднего моста. В крышку 34 подшипника запрессовывают манжету 35 и закладывают между ее рабочими кромками смазку Литол-24. Смазав прокладку 33 с двух сторон пастой УН-25, устанавливают прокладку, крышку подшипника и закрепляют их болтами с пружинными шайбами [момент затяжки 60. 90 Н*м (6. 9 кгс*м)]. Установив фланец 37 с маслоотражателем 36 и опорную шайбу 39, затягивают гайку 38 с моментом 250. 300 Н*м (25. 30 кгс*м) и зашплинтовывают ее.
Отвернув болты 44 (см. рис. 8.38), снимают крышки 42 или 40 (см. рис. 8.39) подшипников дифференциала. В гнездо картера 1 (2) главной передачи устанавливают собранный дифференциал с наружными кольцами конических подшипников, закручивают регулировочные гайки 15 (13) от руки до плотного прилегания к подшипникам и устанавливают крышки подшипников дифференциала. При установке крышек необходимо следить за совпадением резьбы на сопрягаемых деталях, так как левая и правая крышки не взаимозаменяемы. Вкрутив болты крепления крышек подшипников дифференциала со стопорными пластинами, затягивают болты с моментом 100. 120 Н*м (10. 12 кгс*м). С помощью регулировочных гаек устанавливают венец ведомой цилиндрической шестерни 23 (23) симметрично венцу ведущей цилиндрической щестерни 5 (3) и регулируют предварительный натяг подшипников дифференциала, последовательно и равномерно затягивая обе регулировочные гайки до увеличения расстояния между крышками подшипников дифференциала на 0,1. 0,15 мм (расстояние измеряют между площадками для стопоров гаек индикатором, установленным на крышку подшипника дифференциала напротив обода цилиндрической щестерни). При регулировке подшипников дифференциал необходимо проворачивать. По окончании регулировки регулировочные гайки стопорят, затягивают болты крепления крышек подшипников дифференциала с моментом 250. 320 Н*м (25. 32 кгс*м) и отгибают усы стопорных пластин на грани головок болтов. Затем устанавливают стопоры 43 (41) гаек подшипников с самоконтрящимися болтами и вкручивают пробку 2 (25) заливного отверстия.

Редуктор КамАЗ: основные поломки и способы ремонта своими руками

Элемент трансмиссии

Характерными показателями агрегата являются:

  • КПД;
  • передаточное отношение;
  • мощность;
  • угловая частота вращения валов;
  • количество валов;
  • тип передачи.

Как устроен редуктор

Агрегат постоянно вращается. Основное значение в устройстве редуктора имеют подшипники и зубчатые шестеренки, которые претерпевают постоянное трение. Для обеспечения нормального функционирования деталей в картер необходимо добавлять смазочное вещество.

Уровень масла в редукторе проверяется так:

  1. Поднимается крышка картера.
  2. Заливается жидкость.
  3. При вытекании жидкости из отверстия процедуру останавливают.

Все механизмы трансмиссии одинаково собраны, кроме переднего в полноприводных КамАЗах с колесной формулой 6х6. Межосевой элемент расположен в отдельном корпусе среднего моста и передает момент под углом 90° к ведущим колесам. Если КамАЗ 2-осный, средний редуктор не предусматривается. Сборочные единицы межколесного дифференциала заднего моста представлены в схеме заднего редуктора.

Схема детали заднего моста

В устройство КамАЗа также входит угловой редуктор, который обеспечивает крутящий момент от карданного вала и его подачу на рулевой механизм.

Средний редуктор КамАЗа

Средний редуктор отличается от переднего (устанавливается на полноприводных моделях 6х6) и заднего наличием МОД – межосевого дифференциала. На двухосных моделях нет среднего редуктора.

У среднего редуктора, как и у двух других, есть передаточное число, важно, чтобы ПЧ всех редукторов совпадали. Например, для КамАЗ 5320 и 6520 подойдет редуктор с повышенным ПЧ (4.98; 5.11; 5.43).

Средний редуктор имеет большое влияние на повышение проходимости, при движении по трассе МОД можно отключать, что сэкономит топливо.

Схема устройства среднего редуктора:

Редуктор заднего моста

Частой поломкой среднего редуктора является выход из строя МОД, например, из-за масляного голодания. В некоторых случаях можно сделать ремонт своими руками, но, если поломка стала более серьезной, необходимо обратиться к специалисту.

Регулировка и сборка редуктора должны осуществляться в соответствии со схемой. Необходимо регулярно проверять уровень масла, следить, чтобы боковой зазор был необходимой ширины.

Какой редуктор лучше

Цилиндрические пары имеют вид:

Зубья редуктора

Редукторы всех мостов должны иметь одинаковое передаточное число, которое выбирается индивидуально для каждой модели с учетом условий эксплуатации:

  • на грузовики, передвигающиеся на малых и средних скоростях, устанавливают пониженные параметры: 7,22 (50/12) или 6,53 (49/13);
  • для седельных тягачей, бортовых КамАЗов подходят повышенные: 5,94 (48/14), 5,43 (47/15) либо 4,98 (46/16).

На бортовые машины, самосвалы, технику узкой специализации производства КамАЗ автовладельцы ставят редуктор с передаточным числом 4,98. Цилиндрическая пара имеет самую высокую цену, поэтому устройство стоит дорого.

Каждый агрегат имеет информационную площадку с серийным номером, датой изготовления и передаточным числом.

Как предотвратить поломку редуктора

Правильные правила эксплуатации помогут продлить срок работы редуктора. Одна из частых причин неисправностей – превышение нагрузки. Существуют редукторы с разным передаточным числом, чем выше число – тем для больших нагрузок приспособлен редуктор. Например, для среднетоннажных автомобилей подойдут редукторы с ПЧ от 5.43 до 6.33.

Несвоевременное ТО также влияет на срок и качество работы редуктора. Необходимо следить за количеством масла: низкий или высокий уровень приводят к нестабильной работе.

Также важна регулировка: уровень натяга подшипников ведомой и ведущей шестерни, дифференциал, боковой зазор.

Неисправности и их устранение

Редуктор отличается надежностью, редко выходит из строя при условии выполнения своевременных профилактических мер.

Определяют поломку механизма следующим образом:

Редуктор на грузовом автомобиле

В работе Камазовского агрегата чаще всего встречается 3 вида неисправностей:

  1. Перегрев главной передачи. Причинами могут быть:
    • недостаток или избыток масла в картере;
    • усиленное натяжение подшипников;
    • неточные настройки зубьев.
  2. Повышение шума. Причины:
    • износ подшипников;
    • неправильно отрегулированное сцепление;
    • слабое крепление подшипников.
  3. Течь масляной жидкости может быть в результате:
    • износа манжет;
    • загрязнения сапуна.

При выявлении неполадок техники выполняют ремонт. Автовладельцы обращаются на СТО или делают его своими руками.

Попадание в редуктор посторонних предметов

Поломка, возникающая из-за застревания каких-то предметов, чаще всего ведет к полному выходу из строя.

Такая неисправность может возникнуть при установке нового редуктора, когда картер моста не был достаточно хорошо очищен. Обычно в редуктор попадают маленькие металлические обломки от предыдущего редуктора.

Устранить неисправность можно только с помощью полной разборки редуктора и нахождении детали, которая получила механическое повреждение.

Масляное голодание

При низком уровне масла поломка возникает на среднем редукторе, частью которого является МОД – межосевой дифференциал.

Недостаток масла приводит к большому трению и нагреванию деталей редуктора, часто такая поломка возникает при утечке масла из картера вследствие негерметичности отдельных участков или повреждении целостности конструкции.

Попадание воды в картер моста

При попадании воды смазочное свойство масла снижается, что ведет к повышению трения между деталями редуктора.

Из-за неплотного соединении с редуктором или отсутствия сапуна, трещин в картере,в него может попадать вода.

Прежде чем менять редуктор или его составляющие, обязательно нужно найти причину попадания воды и устранить ее.

Износ редуктора и неправильная эксплуатация КамАЗа

Какие ошибки при эксплуатации могут привести к преждевременному износу редуктора?

Некоторые водители проходят крутые повороты при включенном межколесном блокираторе. Также быстрее изнашивается редуктор, не предназначенный к определенным условиям: частое применение автомобилей с редуктором, ПЧ которого ниже 5.43, на участках со сложным рельефом, бездорожье, в горной местности, приводит к поломке редуктора.

Несвоевременное ТО также имеет большое влияние на качество и длительность работы редуктора.

Как отрегулировать

Регулировка редуктора моста в КамАЗах заключается в настройке таких параметров, как:

  • натяжение кольца конических роликоподшипников;
  • дифференциал;
  • боковой зазор в зацеплении пары шестерен;
  • пятно контакта.

При ремонте среднего редуктора технические данные должны быть соблюдены; номинальные значения зазоров и допусков выдержаны.

Обслуживание редуктора

Для точной регулировки натяга необходимо:

  1. Уменьшить размеры шайбового пакета на величину осевого сдвига с допуском 0,04-0,06 мм.
  2. Затянуть крепежную гайку.
  3. Проверить силу поворота стакана.
  4. Установить в корпус.

Для регулировки бокового зазора с допустимым значением 0,2-0,35 мм требуются регулировочные шайбы разной толщины.

Дифференциал устанавливают так, чтобы зубчатый венец ведомого колеса находился симметрично ведущему. Настройка производится равномерным затягиванием регулировочных гаек и закручиванием соединительных болтов.

Как снять, разобрать и собрать

Этапы разборки и сборки среднего или заднего редуктора:

  1. Слив масла.
  2. Демонтаж ведущего моста в сборе.
  3. Разборка его на составляющие последовательно:
    • ведущая и ведомая шестерни;
    • картер;
    • коробка дифференциала;
    • оси сателлитов.
  4. Проверка состояния:
    • крестовин;
    • шеек;
    • полуосевых шестеренок;
    • привода.
  5. Замена изношенных изделий.
  6. Проведение регулировки.
  7. Сборка моста в обратном порядке.
  8. Проведение испытания собранного моста на отсутствие скрежета, течи в местах соединения.

После выполнения всех операций собранный механизм устанавливают в рабочее положение.

Разборка ведущей конической шестерни

Чтобы разобрать ведущую коническую шестерню, необходимо снять стакан (6), подшипник (15), шайбу (1) и втулку (2). Далее необходимо выпрессовать ведущий вал заднего моста (4), сжать внутреннее кольцо подшипника (5). Все действия соотносить со схемой 1:

Ведущая коническая шестерня главной передачи заднего моста Камаз

Чтобы снять зубчатое колесо, нужно поставить кромки клиньев (8) в такое положение, при котором они будут между внутренним кольцом подшипника и шестерней. Захваты необходимо завести за клинья (8), удерживая их в этом положении, упереть наконечник (2) в шестерню, снять кольцо.

Разбирать и собирать шестрени и сам редуктор важно в строго определенном порядке, иначе поломка может усугубиться, а регулировка будет более сложной.

Стоимость ремонта и запасных частей

В зависимости от сложности поломки, нужной детали и т.д. стоимость ремонта редуктора будет меняться.

Сколько стоит ремонт редуктора в Москве? Минимальная цена ремонта – 10 тыс. руб., причем ремонт среднего редуктора будет дороже – средняя цена составит 20 тысяч рублей. Отремонтировать задний редуктор немного дешевле – 15.000 руб.

Детали на разные модели КамАЗ также стоят по-разному. Некоторые детали стоят несколько сотен (распорная втулка

650 руб.), а некоторые, например, картер, имеют большой ценовой диапазон – от 4500 до 50000 рублей. Конические шестерни среднего моста стоят около 20 тыс. руб.

С какими поломками редуктора КамАЗ Вы сталкивались? Устранили их самостоятельно или у специалистов?

Ремонт КПП 154 КАМАЗ

Редукционный клапан

рис. 1 Редукционный клапан

Регулирование зацепления зубчатых муфт синхронизатора

Регулирование зацепления зубчатых муфт синхронизатора делителя передач проводить при подведенном к пневмосистеме сжатом воздухе и нажатом до упора клапане включения делителя следующим образом:

Ремонт дистанционного привода управления коробкой передач

При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач 154 для снижения усилия при переключении передач заменить смазку в опорах привода и сферических головках шарнирных соединений рычагов. Свежую смазку в опоры закачать через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусах опор.

Если после смазывания опор усилие на рычаге при переключении передач не изменилось или снизилось недостаточно, разобрать опоры в следующем порядке:

вывернуть болты крепления регулировочного фланца;
вывернуть болты крепления опоры на картере сцепления;
снять резиновый чехол шарнирного соединения, обратить внимание на сохранность ограничительного шарика и пружины;
отсоединить головку передней тяги, обратить внимание на сохранность шарика и пружины;
снять опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как описано ниже. Вынуть из корпусов опор сухари, втулки, пружину.
Детали и полости опор промыть керосином или дизельным топливом, заменить изношенные уплотнительные кольца. При сборке смазать трущиеся поверхности смазкой 158; заложить, свежую смазку в полости опор. После сборки отрегулировать дистанционный привод.

Регулирование дистанционного привода управления механизмом передач

егулировку привода управления механизмом переключения передач производить в процессе сборки;
зафиксировать шток Ж, ввернуть винт Е;
зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем П в дет. п. 1.
установить рычаг 12 под углом Д к вертикали.
ввернуть шарнир 45 шаровой тягу 3 совместить ось конического пальца с осью отв. в рычаге 12.
вращая дет. И реактивной тяги 7 установить рычаг Г и тягу 3 в вертикальную плоскость.
затянуть гайки 30 и К.
выдернуть винт Е на указанную длину и законтрить его гайкой.
удалить стержень П.

Cнятие и разборка опоры рычага переключения передач

Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклонить кабину, снять шумоизоляционный чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоединить воздуховоды пневмосистемы делителя, кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снять головку передней тяги, вывернуть болты крепле­ния кронштейна опоры к двигателю и снимите опору, отсоединить кран управления делителем и рычаг переключения передач.

Коробка передач КАМАЗ: схема, устройство


Блок зубчатых колес заднего хода

В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто.



В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.

Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:
А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:

Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.

Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.

Схема управления Камазом, при котором расход топлива будет наименьшим. Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.


Экономичный режим управления:
Условия трассыЧто следует делать
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе.Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту.
При быстром движении по скоростной магистрали.Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин.
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх.Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин.
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию.Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин.

Смазывание коробки передач

Детали коробки смазываются окунанием и разбрызгиванием. Смазывание роликовых подшипников зубчатых колес вторичного вала — циркуляционное, под давлением. На первичном валу редуктора-делителя установлено маслонагнетающее кольцо для принудительной подачи масла в осевой канал, по которому оно подается через радиальные отверстия к подшипникам.

  • Коробка передач токарного станка 1Э610
  • Коробка передач с электромагнитными муфтами
  • Коробка передач с дифференциалом автомобиля Москвич-2141
  • Схемы расположения зубчатых колес в коробках передач
  • Схемы переключения передвижных зубчатых колес
  • Сопряжения передвижных зубчатых колес с механизмами управления
  • Приводы ползунов-вилок механизмов управления
  • Оси, скалки, промежуточные валы механизмов управления.
  • Рукоятки с фиксацией
  • Механизм передвижения зубчатых колес
  • Блокировочные устройства
  • Ручки
  • Ступицы рукояток
  • Стержни рукояток под шариковые ручки
  • Маховички






Устройство КПП Камаз

Для автомашин КАМАЗ выпускают КПП двух типов:

  • 14 модель — 5-ти ступенчатая;
  • 15 модель — 10-ти ступенчатая.

14-я модель идет для одиночных машин, 15-я — для автопоезда.

15-я модель камазовской коробки, в которой 10 скоростей переключения передач — это та же самая пятиступка 14-й модели плюс редуктор-делитель. Схема редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора-делителя. Конструкция редуктора-делителя вместе с коробкой 14 модели создают 10 скоростей вперед и 2 скорости назад.


Плюсы коробок с делителем:
  1. Частота переключения становится меньше. Переключаться приходится реже.
  2. Увеличивается тяга ДВС машины.
  3. Увеличивается удобство управления.

Чтобы получить разрешение управлять грузовыми автомобилями более 3,5 тонн с прицепами, требуется соответствовать некоторым требованиям. Узнайте, как открыть категорию Е.

Так как автомобили КАМАЗ классифицируются по назначению, то есть для перевозки тяжелых грузов, для таких моделей автозавод сделал из коробки 14 модели модернизированную, которая называется КПП 152.

Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
  1. Синхронизаторы стали более усиленными.
  2. В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
  3. Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
  4. Шлицы в КПП также стали более усиленными.
  5. Схема управления доработана.
  6. Шлицевое крепление удалено.
  7. Высота зубьев увеличена.

Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.

содержание .. 41 42 ..

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ — ЧАСТЬ 3

Дистанционный привод управления основной коробкой передач (рис. 138) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 из металлокерамики, втулки уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.

Опора рычага переключения передач (рис. 139) состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотнителя 5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного рычага 4 переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку 7, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу 2 пружиной. Установочный винт 8 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении при регулировке привода. В рабочем положении болт должен быть вывернут и застопорен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 15 отличается от привода коробки передач модели 14 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (см. рис. 138) крана управления делителем.

Пневматическая система переключения передач делителя (рис. 140) состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения делителя передач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Воздух из ресивера IV контура привода вспомогательной тормозной системы под давлением 608.. .736 кПа (6,2… 7,5 кгс/см2) подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из клапана поддерживается постоянное давление, равное 387…436 кПа (3,95…4,45 кгс/см2), величина которого регулируется прокладками, установленными на корпус пружины.

Кран 3 управления делителем (см. рис. 140) в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя 6 и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра.

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапаном (рис. 141) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (см. рис. 140), закрепленным на толкателе поршня пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.

Рис. 138. Привод управления механизмом переключения передач: 1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — рычаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9, 21 — винты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 — рычаг передней тяги; 17-тяга промежуточная; 18 — фланец стяжной регулировочный; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца

содержание .. 41 42 ..

Модификации коробок

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КамАЗ ZF.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

кпп КамАЗ-14

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

кпп КамАЗ – 15

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Коробка передач Камаз: устройство, делитель, схема переключения

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КамАЗ ZF.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Коробка передач КамАЗ 5320 оснащена пятью ступенями. Поскольку техника эксплуатируется в жестких условиях, её оснащают большими передаточными числами для работы на низких оборотах. Переключение происходит поэтапно, трансмиссия легко подстраивается, под дорожные условия.

Коробка передач КамАЗ ZF:

Управление передачами на современных автомобилях различаются. Механизм с меньшим количеством передач, эксплуатируют на транспорте с меньшей грузоподъёмностью и габаритами. Модификации на 10 ступеней устанавливают на автопоезда. КамАЗ пользуется спросом в 40 странах, поскольку управляющие механизмы надёжны и долговечны.

Модификации КПП КАМАЗ

Как правильно определить модель КПП КАМАЗ. На одной модели автомобиля может быть установлена коробка передач в различных вариантах.

На сегодняшний день, Камским автомобильным заводом было выпущено несколько десятков видов шасси. Как правило, большинство из них за время выпуска модифицировались и дорабатывались. Узлы трансмиссии не являются исключением. Это привело к тому, что на одинаковых шасси КАМАЗ, могли встречаться абсолютно разные коробки передач.

Многие автомобилисты, не зная этого, при поиске необходимого узла не задумываются об этом. Как правило, это приводит к тому, что люди покупают неподходящие элементы трансмиссии.

Ниже, в качестве примера мы приведем перечень различных модификаций шасси и коробок передач, которые на них устанавливались.

КАМАЗ 4310, 43101.

На первые полноприводные автомобили-вездеходы ставили 14 коробку без делителя. Позже трансмиссию усилили (вал и синхронизаторы) и на замену пришла КПП 142.

КАМАЗ 5320, 55102, 5511, 5410. Все эти машины построены на одном и том же шасси 5320: бортовой грузовик, самосвал, тягач и колхозник. В начале серийного производства на них ставили 15 коробку с делителем, в дальнейшем произошли изменения и замена на новый аналог — КПП 152.

КАМАЗ 55111, 53229, 43253. Самосвальное и укороченное шасси комплектовалось моделями КПП 142 и 152. После 2010 на одномостовые модели 43253 и 43255 стали ставить импортные трансмиссии ZF — 6S 700 и 6S 1000.

КАМАЗ 4308. ZF — 6S700 TO и 6S1000 TO, первые выпуски — КПП 141.

КАМАЗ 53215. Бортовой грузовик 53215 выпускается с 2001г. За это время шасси оснащалось двумя модификациями трансмиссий: — 142. Модернизированная версия 14 модели. Имеет пять скоростей вперед и две назад. Артикул — 142.1700025; — 152. Модернизированная версия 15 модели. Имеет 10 скоростей для движения вперед и две назад. Оснащается делителем. Артикул — 152.1700156. По принципу работы агрегаты крайне схожи. Во втором случае коробка передач КАМАЗ 53215 дополнительно оснащается редукторным делителем. Данное устройство позволяет автомобилю взбираться на подъемы без потерь мощности.

Нужна КПП КАМАЗ?

КАМАЗ 44108. На полноприводный вездеход Камского автозавода могли ставить КПП как отечественного, так и зарубежного производителя: — ZF9 – имеет девять скоростей для движения вперед, одну для движения назад (R) и «ползущую» скорость(C); — 154. Главным отличием является использование конических подшипников. Так же как и предшественник, данный узел имеет десять скоростей для движения вперед и две для движения назад. Несмотря на то, что агрегаты кардинально различаются, взаимозаменяемые.

КАМАЗ 53212. Как правило, на бортовой тягач ставили стандартную коробку передач 142 или десятиступенчатаю 152 с делителем.

КАМАЗ 65115. В зависимости от модификации самосвал может оснащаться усиленной десятиступначтой 154, либо зарубежной девятиступенчатой ZF9.

КАМАЗ 5311. Самосвал относиться к одним из первых выпущенных заводом.Оснащается коробка 14-100 (5 скоростей) и 15-250 (10 скоростей). Стоит отметить что узлы полностью взаимозаменяемы со своими модифицированными версиями (142 и 152 соответственно).

КАМАЗ 43114, 43118. Вездеходные автомобили этой модели оснащались несколькими разновидностями коробок передач: — 142; — 152; — ZF9; — ZF16 – Шестнадцатиступенчатая оборудованная делителем и мультипликатором. Артикул — 1341.002.073. На увеличенную версию КАМАЗ 43118 помимо выше перечисленных четырех устанавливалась также КПП 154.

КАМАЗ 6520. На современный самосвал 6520 (Мамонт) устанавливалась шестнадцатиступенчатая ZF16 151/1820. Коробка передач на КАМАЗ «Мамонт» так же как и другие модели ZF отличаются экономичностью и надежностью.

КПП на самосвалы 6522, 65222 и 65225 — ZF 16S1820 или 16S1821 TO. На 65111 модель ставили аналогичные узлы.

КАМАЗ 5460, 6460. На седельные тягачи, так же как и на другие автомобили ЕВРО-2,3 устанавливалась ZF16S151 (16s1820 to). Коробка передач этой модели считается скоростной. В последних выпусках стали устанавливать автоматические трансмиссии ЗФ 12AS.

На КАМАЗ 65116, 65117 — современная девятиступенчатая ZF 9S1310 TO.

Подводя итоги

Перед покупкой трансмиссии тщательно проверьте номер указанный непосредственно на агрегате. Если вы затруднитесь с выбором трансмиссии, то позвоните по указанному на сайте номеру. С вами свяжется квалифицированный специалист. Через нас вы можете осуществить поиск по базе данных завода указав свой номер шасси (XTC).

Описание коробок передач

Конструктивно, десяти ступенчатая трансмиссия, это коробка с пятью ступенями и редуктором. Такая схема использует 10 передних передач и 2 задние передачи. Трансмиссия популярна, используется для установки на транспорт, перевозящий тяжелый груз. Механизм получил индекс 15.

Отличительные особенности коробки КамАЗ-15:

  • Используется в паре с усиленным синхронизатором делителя;
  • Модернизированы и усилены шлицы, крепления деталей убраны из коробки;
  • Модернизирована фиксация шестерёнок трансмиссии;
  • Увеличена высота зубьев.

Клапан включения понижающей передачи (делителя) КамАЗ-15:

Пневматическая система активирует и управляет делительным устройством трансмиссии КамАЗ. Работоспособность и долговечность агрегата напрямую зависит от правильности использования этого узла. По этой же причине, осмотр трансмиссии КамАЗ проводится на специализированных станциях.

Элементы трансмиссии КамАЗ:

  1. Корпус коробки со встроенными валами: ведущий, ведомый, промежуточный;
  2. Шестерёнчатый механизм активации реверса;
  3. Верхний кожух;
  4. Сборно-разборный механизм, переключающий ступени;
  5. Силовой агрегат, расположенный в передней части корпуса.

Делитель коробки

Высокие и низкие режимы эксплуатации, особенность коробок КамАЗ. Такая специфика вызвана желанием снизить нагрузку на силовую установку. Характерно, что не имеет значение, загружена машина, или нет. Делитель, это редуктор, основанный на принципе механики и увеличивающий передаточные отношения. Работа механизма запускается при помощи переключателя на кулисе.

Первичный вал делителя коробки КамАЗ-15:

  1. Управляющий устройством вентиль. Деталь крепится к основе переключателя, использует режимы прямой и пониженной скорости.
  2. Клапан, поддерживающий постоянство напора на выходе. Отбирает сжатый воздух, сбрасывает напор в системе при превышении установленных показателей. Передаёт воздух на управляющий вентиль и на клапан делительного устройства из воздушного узла. Благодаря манипуляциям, в управляющей двигателем системе одновременно два контура.
  3. Клапан включения делителя. Подаёт воздушный напор на устройство при отключении муфты. Это запускает и отключает низкую передачу, параллельно переключению скоростей в трансмиссии.
  4. Делительный механизм. В состав входит поршень, помещенный внутрь цилиндра. Рычаг поршня соединён со штоком, закреплённым на валике вилки узла. При попадании воздушного напора, поршень смещается, это изменяет рабочий режим коробки.
  5. Патрубок распределения воздуха подаёт напор воздуха в цилиндр узла.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования


схема переключения кпп и делителя

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.

Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.

Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Технические параметры коробок передач КамАЗ

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.

Модификация коробкиПередача/передаточные числа
123456789Реверс
1415,622,891,641,000,7245,30
1426,383,292,041,250,8156,02
1447,824,032,51,531,007,38
152Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
154Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
1618,395,503,932,872,121,401,000,7311,01
ZF-9S10910.246.5764.783.5312.611.861.351.00.749.44
ZF-6S10006.753.602.121.391.000.786.06
ZF-16S151Повышенная13.809.596.814.583.0212.091.491.0013.17
Пониженная11.558.025.703.842.521.751.240.8411.03
ZF-9S13109.486.584.683.482.621.891.351.000.758.97

Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробок отличаются конструктивно. Так, одни модели укомплектовываются деталями и компонентами, отсутствующими у других модификаций. Трансмиссии ZF собираются на Российском заводе, совместно с немецкими партнёрами, предприятие ZF-КАМА в Набережных Челнах.

Старт

Начало движения начинают с низшей ступени. Смена скорости выполняется только при выжатом сцеплении, несколькими этапами. Закономерность связана с повышением и понижением передач, что делает возможным использовать автомобиль на разном покрытии и рельефе.

Удачной схемой считается переключение 1В-2В-3В при наборе скорости, 4H-4B-5H при дальнейшей езде. Стартуя, обороты вала доводят до 7000 мин-1, второй передачей пользуются после 3000 мин-1. От чёткого соблюдения режима на транспорте КамАЗ 65115 и др., зависит правильная работа коробки передач и её долговечность. Правильные режимы снижают расход горючего, делает езду экономичной, продлевает срок службы силовой установки.

Коробка передач КамАЗ 4310 схема переключения:

Особенности переключения

Если автомобиль КамАЗ едет с горы, используют высшую передачу. Переход с 1-ой на 2-ю скорость происходит путём двух нажатий на ножной рычаг муфты. Манёвр сопровождается добавлением газа с целью сгладить обороты коленчатого вала. Если машина едет вверх, обороты вала должны соответствовать 2000 мин-1 и выше. Не соблюдение этого совета приведёт к перегреву, а так же к остановке и выходу из строя мотора.

Трансмиссия КамАЗ отличается качеством, надёжностью и курсовой устойчивостью при эксплуатации. Деление коробки на два режима, использовано для легкости движения двигателя при различной загруженности транспорта. При старте на груженом транспорте, применяют повышенную скорость, доводя вращение вала до 2600 мин-1.

Переключение передач на КамАЗ (ZF):

На подъемах

Чтобы иметь возможность выехать на КамАЗе на подъем, необходимо двигаться на повышенных передачах. Включение первой скорости осуществляется стандартно, а вот для активации второй нужно прибегнуть к методу двойного выжимания сцепления. При этом одновременно следует нажимать на педаль газа и не забывать о подаче горючего к двигателю.

Нарушение одного из этих правил может привести к целому ряду проблем:

  • мотор заглохнет, соответственно, машина остановится и начнет самовольное движение назад, что является крайне опасным явлением. Двигатель глохнет преимущественно из-за резкого падения количества оборотов коленвала, особенно если этот показатель не превышает 2000 об/м;
  • износ движущихся деталей коробки передач или даже ее выход из строя. Ремонт КПП – затратное и длительное мероприятие, требующее привлечение опытных специалистов;
  • увеличение рабочей температуры мотора и, как следствие, более быстрый износ его механизмов;
  • увеличенный расход топлива – это негативно скажется на экономическом факторе.

Уход за коробкой КамАЗ

Устройство нуждается в регулировке и настройке, иначе таких сбоев, как затруднительное переключение, выбивание передач – не избежать. К важным манипуляциям относят: настройка механизма переключения, настройка люфта штока, настройка промежутка в клапане включения делителя и др.

Проверка уровня масла в картере коробки КамАЗ:

Частью ухода считается смена смазки. Процедура проводится раз в год, пробег не превышает 90000км. При работе машины в тяжёлых условиях, смазку сливают каждые 45000км. или 1000 часов работы (в зависимости от установленного регламента и модификации коробки).

Проверка жидкости в трансмиссии 14-й и 15-й серии проводится с помощью меток на крышке горловины. В 16-й серии и ZF для проверки используют контрольное отверстие.

К частым поломкам относят: затруднительное включение, износ деталей, неисправность задней передачи, самопроизвольное выключение и др. Проблемы решаются, регулировкой механизма, в случае серьёзных вопросов, обращаются к специалисту.

Назначение и описание коробки КамАЗ

Несмотря на количество модификаций, назначение и принцип работы коробок КамАЗ одинаков. Так, механизмы предназначены для изменения величины и направления импульса, снимаемого с силовой установки и передаваемого на колеса машины через детали трансмиссии.

Установка КПП на машину КамАЗ выполняется восемью шпильками, по четыре штуки с каждого бока. Монтаж изделия ведётся к поддону муфты (две шпильки сверху), две шпильки снизу ввинчиваются в поддон КПП.

Плавный переход с режима на режим, обеспечен благодаря синхронизаторам. Администрирование происходит на расстоянии, за счёт переключающего рычага, установленный привод — механика. Коробки, оборудованные делителем для смены режима, применяют пневматический привод.

Читайте также: