Ремонт коленвала иж планета 5

Обновлено: 06.07.2024

Сборка и разборка двигателя ИЖ Планета 5

Пошаговая инструкция о том, как проводится разборка и сборка двигателя ИЖ Планета 5.

Отечественные мотоциклы марки ИЖ, несмотря на свой возраст, все еще популярны в различных уголках нашей страны. Этот простой и неприхотливый транспорт пользуется особой популярностью у жителей сельской местности. Не каждый импортный мотоцикл сможет завестись в +40 или -30, работать на любом бензине, а в модификации с коляской превращается в универсальный транспорт охотника или рыбака. Увы, есть у этих мотоциклов и весомый недостаток – низкий ресурс двигателей. Редко какой ИЖ сможет проработать несколько сезонов и при этом не «застучать». Именно поэтому ниже, вы найдете пошаговую инструкцию о том, как проводится разборка и сборка двигателя ИЖ Планета 5.

Разборка двигателя

Ремонт двигателя ИЖ Планета можно полностью выполнить своими руками, благо простая конструкция это позволяет. Основной постулат такой работы – следовать установленному порядку разборки и сборки. Следуя представленной ниже схеме можно добраться до всех элементов двигателя, чтобы провести их ревизию или замену. Полностью разбирать мотор имеет смысл, если необходимо добраться до коленчатого вала или левого сальника. Поломка последнего приводит к снижению ходовых характеристик, дымлению из-за наличия большого количества масла внутри кривошипной камеры.

Схема разборки двигателя ИЖ Планета 5 фото

Схема двигателя Иж Планета 5 фото

Пошаговая схема разборки:

  1. Откручиваем свечу, гайки с верхней части цилиндра. Убираем цилиндр с поршнем.
  2. Сливаем оставшееся в двигателе масло и снимаем мотор с рамы (крепления в передней и задней части) предварительно отключив и пронумеровав все провода.
  3. Откручиваем левую крышку и по максимуму снимаем коробку передач и другие доступные элементы.
  4. Из под правой крышки убираем генератор, звезду главной передачи и сальник коленчатого вала.
  5. Убираем все доступные детали, относящиеся к коробке передач.
  6. Справа находим винты, стягивающие части картера. Отвинчиваем их вместе с гайками двух болтов.
  7. Подходящим, по диаметру прутком выталкиваем установочные втулки так, чтобы они частично оставались в пазах.
  8. Легкими ударами киянки постукиваем вдоль всей плоскости соприкосновения частей картера. Если части не отходят друг от друга или отходят частично, попробуйте вставить в паз монтажную лопатку и без особого усилия постучать по ней.

Важно! Прикладывать чрезмерное усилие или ковырять половинки картера острыми предметами – запрещено! В противном случае можно повредить хрупкий алюминий.

Разборка двигателя завершена, теперь можно провести ремонт двигателя ИЖ Планета 5.

Запомните! Если вы проводите данную процедуру впервые, то организуйте рабочее место и аккуратно складывайте все снятые детали, записывая наиболее сложные для вас моменты разборки.

Двигатель Иж Планета 5 в разборе фото

Сборка двигателя иж планета 5

Процесс сборки двигателя происходит в обратном порядке, с обязательным условием – соблюдением всех технологических особенностей процесса. При восстановлении мотора не забывайте, что это точный механизм и от того, насколько тщательно вы подошли к подгону и установке всех деталей, будут зависеть его основные характеристики.

  • Все демонтированные запчасти и элементы двигателя отмываются растворителем и проводится ревизия. Если были обнаружены серьезные сколы, задиры или другие дефекты, то эти запчасти заменяются. Если повредило левую половину картера или правую, то их заменяют попарно.
  • Стыковочные плоскости отчищаются от следов герметика или прокладок.
  • Элементы узла переключения передач полируется до блестящей поверхности.
  • Левый сальник наполняем пластичной смазкой и монтируем на место с кольцом подшипника, следом фигурную шайбу.
  • Ставим стопорное кольцо, после проверки точности установки переходим к следующим действиям.
  • Следом монтируем ролики коренных подшипников и смазываем их.
  • Надеваем коленчатый вал, на него ставим смазанный пластичной смазкой шариковый подшипник.
  • Ставим дистанционные шайбы и следом за ними - стопорное кольцо.
  • Смотрим, насколько просто вращается коленчатый вал, предварительно смазав его моторным маслом.

Если сборка на данном этапе не вызывает нареканий, следующие действия соответствуют обратному порядку сборки двигателя. Учтите, что необходимо приобрести полный комплект новых прокладок, и дополнительно смазать соединительные плоскости термостойким герметиком.

Ремонт двигателя ИЖ Планета 5

Созданный в 1987 году ижевским заводом мотоцикл ИЖ Планета 5 до сих пор пользуется популярностью среди мотолюбителей. Это очень качественный и надежный байк, отличающийся стойкостью, простотой и доступностью. Разборка двигателя ИЖ Планета 5 довольно проста даже для любителей. Сама конструкция мотоцикла не содержит сложных элементов.

Планета 5 неприхотлив к погодным условиям. При желании завести мотор в холодную зиму, он удивит вас, даже если за окном будет стоять мороз в -30 градусов. Более того, мотоцикл разрабатывался для езды по различным типам дорог, что делает его очень проходимым и отличным помощником в сельскохозяйственных работах.

Как и его аналог, Юпитер 5, ИЖ Планета 5, характеристика двигателя которого не многим уступает своему «брату», имеет строгий классический стиль. Однако имеет ряд преимуществ перед Юпитером, основными из которых являются:

  • одноцилиндровый двигатель;
  • разборка и ремонт коробки передач без снятия двигателя;
  • наличие одного глушителя.

Тем не менее, есть и большой минус. Коленчатый вал Планеты значительно массивнее, поэтому работает на более низких оборотах, что делает его менее мощным. Хотя устройство двигателя ИЖ Планета 5 практически не отличается от Юпитерского. Правда поломки возникают ничуть не реже, так что если вы перешли с одного мотоцикла на другой, особых проблем с эксплуатацией и техническим обслуживанием возникнуть не должно.

Схема двигателя ИЖ Планета 5

При своей мощности в 22 лошадиных сил, объем двигателя ИЖ Планета 5 составляет все 346 куб.см. Это очень неплохой показатель для столь малого объема. При обычном использовании, скорости в 120 км/ч вполне достаточно. Правда динамика Планеты чуть хуже Юпитера, да и в дороге тревожат лишние вибрации. Однако такие показатели устраивают далеко не всех, поэтому многие задумываются о том, как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета 5.

В целом, байк имеет стандартное электрооборудование, воздушную систему охлаждения, многодисковое сцепление и коробку передач на 4 ступени. Сам двигатель работает в два такта. Для заправки используется масляно-бензиновая смесь. Как видите, показатели ИЖ Планета 5, характеристика двигателя которого не многим отличается от Юпитера, могут позволить ему выступить в качестве «рабочей лошадки».

Сборка и разборка

Прежде чем задумываться о мощности, необходимо разобраться в техническом обслуживании мотоцикла. Зачастую, гоняясь за скоростью и внешним видом, владельцы забывают об элементарных правилах эксплуатации своего любимца. Вследствие халатности, и не только, возникают различного рода поломки. Устранение проблем можно выполнить самостоятельно. Учитывая, что разборка и сборка двигателя ИЖ Планета 5 очень просты, их можно выполнить в домашних условиях. Тем не менее, рекомендуется прибегнуть к созданной заводом книге по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоцикла.

Бывают случаи, когда книга техобслуживания была давно утеряна, или вовсе не получена при покупке. В таком случае вот простой порядок разборки двигателя:

Следует учесть, что чем чище будет ваше рабочее место, тем лучше будет произведен ремонт, поскольку грязь, попавшая внутрь двигателя, может затруднить его работу и даже стать причиной очередной поломки. Не поленитесь перед работой хорошо отмыть мотор.

двигатель иж планета 5

Записывайте, либо отмечайте ход своих действий. Это поможет при сборке. Группируйте детали в порядке их разбора и комплектуйте по расположению. Чем организованней будет процесс разборки, тем быстрее вы соберете двигатель ИЖ Планета 5, технические характеристики которого вновь станут радовать вас.

  1. Итак, первым делом необходимо снять трубку выпуска. Удобнее всего будет не откручивать ее полностью, а только со стороны двигателя и привязать к устойчивой детали.
  2. Теперь приступите к снятию крышки цилиндров, закрепленной на четыре болта и сами цилиндры, осторожно, не повредите прокладки. Повреждение прокладок приведет к нарушению давления и компрессии двигателя.
  3. Снимите трубку на чехле цепи.
  4. Выбейте передний палец укрепляющий двигатель. Выбивайте аккуратно, погнутая деталь обратно не залезет.
  5. Теперь приступайте к креплениям двигателя. Отверните все гайки и болты с задней части двигателя.
  6. Когда двигатель не закреплен, убираем его в сторону, на устойчивую поверхность. На поддоне расположены семь болтов, их необходимо открутить. После аккуратно снимите поддон. Снимите пластину выносящего маховика и прокладку, зафиксируйте двигатель. Зафиксировать двигатель лучше на верстаке, если его нет, то массивный стол подойдет.
  7. Переходим к выносящему маховику. Чтобы ослабить болт, крепящий маховик, понадобятся торцевой ключ и длинная прочная монтировка. Резьба на шляпке довольно мягкая, если переусердствовать – можно сорвать.
  8. Затем разделяем половинки поддона. Они еще понадобятся, так что не убираем их в «дальний угол».
  9. Теперь переходим к выносящему маховику и шпону. Они снимаются просто, особых навыков не требуют.
  10. Запомнив места расположения регулировочных шайб, последовательно выньте передний, задний и копирный валы.
  11. Переходим к крышкам кривошипных камер. Вывернув шпильки аккуратно снимаем крышки и кольца.
  12. Затем снова необходимо вернуться к поддону. Выньте коленчатые валы из его половинок.
  13. Дальше снимите подшипники половинок картера. Открутите обойму и винты с сальником коленчатого вала.
  14. И последний шаг. Снимите установочные кольца и выбейте сальники.
    Сборка осуществляется в обратном порядке, но необходимо закручивать болты и шпильке с определенными усилиями. В остальном не должно возникнуть вопросов о том, как собрать двигатель ИЖ Планета 5.

Доработка мотора




motoizh.ru


Центрование коленчатых валов. Как это делать?

Центрование коленчатых валов. Как это делать?

Соосность, цапф коленчатого вала (и коренной шейки в трехопорных валах) — обязательное условие нормальной работы двигателя. Чем больше их несоосность, тем сильнее вибрация двигателя, выше механические потери и меньше срок службы коренных подшипников коленчатого вала (внутренние их кольца перекашиваются и защемляют шарики или ролики). Иногда страдают даже посадочные гнезда в картере. Коленчатые валы отечественных мотоциклов (кроме «Днепра»), а также «Явы» и «Паннонии» выполнены составными (рис. 1). Их цапфы и шейки (пальцы) соединены со щеками (маховиками) посредством прессовой посадки — диаметр отверстия при этом меньше диаметра пальца или цапфы. В коленчатых валах двухцилиндровых ижевских двигателей мотоциклов ИЖ Юпитер, ИЖ Юпитер 2 цапфы после сборки приварены к щекам.

Чтобы обеспечить соосность (в пределах до 0,01 мм), на заводе цапфы шлифуют уже на собранном коленчатом валу. Вследствие этого наружная (шлифуемая) часть цапфы становится эксцентричной по отношению к запрессованному концу; при ремонте вала замена цапфы без последующей шлифовки невозможна.
Необходимость проверить соосность коленчатого вала возникает обычно после его ремонта, разборки двигателя без соответствующих приспособлений (исключающих деформацию вала) и в других подобных случаях.
Ремонт коленчатого вала, связанный с заменой шатунных подшипников, предусмотрен только на мотоциклах «Ява». Для них завод выпускает специальный комплект: шатун в сборе с роликовым подшипником и пальцем. Методика этой работы подробно изложена в книге «Ремонт мотоциклов «Ява» (А. К. Михеев и Б. В. Синельников, «Машиностроение», 1971).
Соосность цапф (и коренной средней шейки) вала определяют по биению их посадочных поверхностей при вращении вала в поверочных центрах или центрах токарного станка (рис. 2). Величину биения — она- вдвое больше величины несоосности — измеряют закрепленным на стойке индикатором часового типа с ценой деления 0,002—0,01 мм.

В домашних условиях, при отсутствии таких центров соосность вала с достаточной точностью можно определить на ровной поверхности стола или стекла. На цапфы надевают коренные подшипники так, как они располагаются в двигателе. Если внутренние кольца их садятся со значительным натягом (например, у мотоциклов Ява ), лучше воспользоваться другими, технологическими подшипниками, даже изношенными, внутреннее отверстие которых шлифуют (хотя бы шкуркой) для более легкой их установки. В противном случае можно повредить вал при монтаже и снятии подшипников.

Далее кладут вал на М-образные подставки, деревянные или металлические, устойчиво закрепленные на столе (рис. 3). К концам вала подводят индикаторы (в крайнем случае можно работать одним) и, вращая вал, определяют на одинаковом расстоянии от подшипников наивысшие и низшие точки цапф, отмечая их соответственно знаками « » и « — ».

Поворачивают вал так, чтобы ось шатунного пальца располагалась горизонтально в одной плоскости с цапфами. Наивысшие (или низшие) точки должны находиться при этом примерно в одной плоскости. Если это условие нарушено, значит, щеки развернуты одна относительно другой на шатунном пальце (рис. 4). Ударами молотка по выступающей щеке поворачивают ее в сторону другой щеки до совмещения их в одной плоскости. Добившись этого, вновь определяют места наибольших отклонений цапф и ставят вал так, чтобы шатунный палец находился вверху. Если при этом обе точки « » окажутся вверху (рис. 5), щеки нужно сжать с противоположной пальцу стороны молотком или струбциной, а если внизу (рис. 6), — наоборот, раздвинуть щеки рычагом. Постепенно меняя их положение, добиваются минимального биения цапф. Допустимой считается величина до 0,03 мм.

Иногда места наибольших отклонений цапф располагаются по обе стороны от оси вала. Это значит, что цапфы отстоят на разных расстояниях от шатунного пальца. Биение, вызываемое этим обстоятельством, устранить правной вала невозможно. Если оно превышает 0,05 мм, вал следует заменить.

Читайте также: