Ремонт стеклоочистителей ваз 2121

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Улучшение Нивы. Доработка дворников.

Родные щетки Нивы 38 см. Вроде бы достаточно для того чтобы видеть дорогу, но человек так создан, что ему и небо синее хочется видеть и обзору хочется ширше (или ширее))).

Присмотрел себе щетки 45см. Прошелся по форумам и понял что родной двигатель дворников не потянет, рекомендуют поставить от 2110. Для простоты далее буду называть его моторчиком, хотя кроме моторчика туда входит и редуктор и концевые контакты. Посадочное место у него точно такое как у Нивы, только нужно перепаять провода.

Покупать новую жаба давила- поехал на авторазбор. Там мне на выбор дают 5 штук аж. Мне торопиться некуда, инструменты с собой, начал разбирать и смотреть степень износа. Самое интересное что сильнее всех были изношены щетки самого свежего на вид моторчика. Прав был Коровьев: «Не судите о человеке по его внешности».

Выкупив моторчик приступил к его переделке под схему Нивы. Открываем крышку и видим такую картину:

На рисунке отметил контакты (1,2,3) которыми нам предстоит поработать .

1. Контакт 1 припаян к корпусу, его нужно отсоединить. Бокорезами аккуратно откусываем как можно ближе к месту пайки к корпусу.

2. С контакта 2 отпаиваем белый провод и припаиваем на 1 контакт

3. Из кусочка провода делаем перемычку и пайкой соединяем контакт 3 с контактом 2.

Далее берем старый разьем моторчика, вытаскиваем оттуда штырьки от старого моторчика и ставим штырьки от нового.

По контактам в разъемах: не ленитесь их чистить при ремонте и они вас не подведут. Если контакты окислились я их опускаю в раствор 10% уксусной кислоты, затем промываю и как высохнут протираю ветошью пропитанной литолом. И через 10 лет у вас контакты будут как новые!

Моторчик готов к эксплуатации. Пока он у вас не установлен проверьте смазку в редукторе- у меня он был смазан основательно- добавлять не потребовалось.

Прежде чем начинать менять моторчик ОБЯЗАТЕЛЬНО СНИМИТЕ АККУМУЛЯТОР. Корпус моторчика находится в непосредственной близости от плюсовой клеммы аккумулятора, так что замкнуть его как два пальца обасфальт. Да и снять-поставить будет удобнее.

Снять и отсоединить мотрочик не представляет труда, единственно не лишним будет проверить люфт и смазку трапеции привода щеток. Если люфт трапеции ощутимый- поменяйте его тоже сразу, чтобы второй раз не лазить. Устанавливаем новый моторчик и так же оборачиваем его резиновым чехлом- защита от случайного замыкания инструментом.

Ну раз пошла такая пьянка- режь последний огурец: заодно решил поменять и форсунки омывателя. Поставил «двухпипирочные». Хоть и расход жидкости больше, но стекла чистятся быстрее.

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель.

Очиститель имеет два режима работы – постоянный и прерывистый; они включаются правым подрулевым переключателем.

Прерывистый режим работы обеспечивается реле типа РС-514, прикрепленным двумя гайками к передней левой боковине.

Схема вкллючения стеклоочистителя ВАЗ-21213

Реле должно обеспечивать 9–17 включений электродвигателя в минуту при температуре от –20 до +50°С и напряжении питания 10 В. (При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.)

Сопротивление обмотки электромагнита реле – (66±2) Ом, обмотки прерывателя – (23±1) Ом.

Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, установленного в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов.

Омыватель включается оттягиванием на себя правого подрулевого переключателя (нефиксированное положение).

При неисправности насоса его заменяют. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской или тонкой иглой.

Снятие реле очистителя ветрового стекла

Реле очистителя ветрового стекла расположено в салоне под обивкой передней левой боковины.

Снятие реле очистителя ветрового стекла

Снятие реле очистителя ветрового стекла

Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления реле к кузову

Вытягиваем реле, отсоединяем его колодку и снимаем реле

Устанавливаем реле очистителя ветрового стекла в обратной последовательности.

Снятие очистителя ветрового стекла

Отсоединяем «минусовой» провод аккумуляторной батареи. Снимаем очиститель ветрового стекла для замены моторедуктора или деформированных деталей рычажного привода.

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Для снятия поводка ключом «на 10» отворачиваем гайку его крепления.

Покачивая, снимаем поводок.

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Если поводок снимается туго, можно воспользоваться ключом «на 17», действуя им как вильчатым съемником.

Для снятия очистителя ветрового стекла снимаем оба поводка.

Ключом «на 21» отворачиваем гайку крепления втулки рычага к кузову

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Снимаем резиновую прокладку. Аналогично освобождаем втулку другого рычага.

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

В моторном отсеке отсоединяем колодку моторедуктора.

Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления кронштейна очистителя к кузову

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Приспускаем очиститель вниз, чтобы вывести втулки из отверстий кузова, при этом кронштейн снимаем со шпилек и выводим очиститель ветрового стекла в сборе к правому борту автомобиля из-под кронштейна замка капота (для наглядности коробка воздухопритока снята)

Для снятия моторедуктора с кронштейна очистителя ветрового стекла ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления кривошипа к валу моторедуктора

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Поддев отверткой, снимаем кривошип.

Ключом «на 10» отворачиваем три болта крепления моторедуктора к кронштейну

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Ремонт стеклоочистителя ветрового стекла ВАЗ-21213

Разъединяем кронштейн и моторедуктор.

Собираем очиститель ветрового стекла в обратной последовательности.

Прикрепив моторедуктор к кронштейну, подключаем колодку моторедуктора к проводке автомобиля и включаем его на непродолжительное время

Отключаем моторедуктор рычагом подрулевого переключателя и ждем, пока вал моторедуктора остановится.

Теперь на вал, остановившийся в этом положении, надеваем кривошип так, чтобы он был параллелен рычагу механизма очистителя.

Снятие омывателя ветрового стекла

Операции показаны на автомобиле с впрысковым двигателем (на автомобиле с карбюраторным двигателем работы аналогичны, только бачок размещен на правом брызговике).

Снятие омывателя ветрового стекла

Снятие омывателя ветрового стекла

Отсоединив провода, приподнимаем бачок и отсоединяем шланг подачи жидкости от насоса.

Снятие омывателя ветрового стекла

Потянув электродвигатель, отделяем его от бачка

При сборке к клемме электродвигателя, обозначенной знаком «+», подсоединяем красный с белой полосой провод

Настройка стеклоочистителя для автомобиля Нива ВАЗ-21213

Многие владельцы автомобилей ВАЗ Нива-21213 и 21214 сталкивались с проблемой, когда дворники (стеклоочиститель) не работают, как полагается, то есть с очень медленной скоростью. Система стеклоочистителя функционирует в двух рабочих режимах: постоянном и прерывистом.

Однако же на прочих авто, к примеру, Москвич 2141 либо ВАЗ 2108, либо на моделях современного производства присутствует моторедуктор, обладающий тремя рабочими скоростями: постоянной медленной, прерывистой и постоянной быстрой.

По нашему мнению для автомобилей ВАЗ Нива версий 21213 и 21214 такая система является большим недостатком, так как во время сильного дождя дворники работают с большим трудом.

дворники

Было решено провести модернизацию привода стеклоочистителя путём интегрирования в него более мощного и более быстрого редуктора от Москвича 2141 (обычно подобной системой оснащают ВАЗ версии 2108). После проведения измерений в Ниве оказалось понятно, что обновлённый моторедуктор расположить на штатной трапеции стеклоочистителя не станет трудоёмкой задачей.

Устройство дворников на ВАЗ-21213

Электрический двигатель стеклоочистителя на автомобилях Нива ВАЗ 21213 и 21214 имеет две щётки, постоянные магниты и одну скорость. Он оснащён термобиметаллическим предохранителем, чтобы предотвратить возможные перегрузки. Каждый из рабочих режимов очистителя активируется при помощи переключателя под рулём. Непостоянный (прерывистый) режим работает через реле версии PC 514 (прикрепляется при помощи двух гаек к боковине, расположенной на переднем плане слева).

Реле предназначено для обеспечения от девяти до семнадцати активаций электрического двигателя на одну минуту, при этом температура должна быть от отрицательных 20 до положительных пятидесяти градусов, с силой напряжения системы питания в десять вольт.

При активации дворников на автомобиле Нива 21214 и 21213 каждая щётка способна произвести максимально четыре двойных хода в непрерывном режиме. Степень сопротивления электромагнитной обмотки на реле составляет 66 +-2 Ом, а обмотки у прерывателя составит 23 +-1 Ом.

Щётки дворников для ВАЗ-21213 и -21214

Когда автовладелец желает установить на свою Ниву дворники, то у него начинает возникать большое количество вопросов касательно стеклоочистительных щёток. Насколько часто необходимо заменять щётки? Щетка, какой разновидности лучше подходит? И подобные.

Часто ли нужно менять щётки, установленные на дворники? – этот вопрос каждый владелец машины Нива-21213 либо Нива-21214 должен решать для себя сам.

Очень важно помнить, что отличная видимость является основой безопасных поездок на машине. Поэтому если нынешние дворники отказываются должным образом выполнять свою задачу, то их стоит немедленно поменять на новые экземпляры.

Например, в городе Санкт-Петербурге стеклоочистители на машинах за зимние месяцы приходят в негодность. Ниву рекомендуется оборудовать новыми щётками для стеклоочистителей дважды за год: по завершению последнего зимнего месяца и в первом летнем месяце.

Какими стеклоочистительными щётками рекомендуется оборудовать Ниву? Есть две разновидности: бескаркасные и каркасные.

Первый вид предназначается для обеспечения более равномерного прижимания к поверхности стекла. Если водитель «выпускает» свою Ниву на мороз, то бескаркасные стеклоочистители не будут замерзать. При большой скорости перемещения они не будут издавать много шума.

ключ


Каркасные очистители позволяют захватывать гораздо больше пространства во время чистки. Если вы хотите снабдить Ниву стеклоочистительными щётками приемлемыми по цене, это наилучший вариант, однако бескаркасным будут по качеству уступать. Эта разновидность считается совершеннее по дизайну и технологии производства, но по цене дороже каркасных.

Правда есть один недостаток: с течением времени бескаркасные щёточки стираются и начинают царапать лобовое стекло. Какие щётки ставить на Ниву решать вам: можно сэкономить на качестве либо приобрести первоклассный дорогой экземпляр.

Размеры щёток дворников для автомобилей ВАЗ 21213-21214

Размеры стеклоочистительных щёток на моделях ВАЗ 21213-21214 абсолютно симметричны, в большинстве случаев составляют около пятидесяти одного сантиметра со всех сторон. Ещё у автовладельца имеется возможность устанавливать щётки, которые будут иметь иной размер: со стороны водителя – до пятидесяти трёх сантиметров, а со стороны пассажира – до пятидесяти одного сантиметра.

Стоит помнить, что при поставке обеих стеклоочистителей, размер которых будет составлять по пятьдесят три сантиметра каждый, то появится тонкая струйка воды посередине.

Некорректная работа прерывистого режима дворников на автомобиле ВАЗ 21213

Довольно часто происходят ситуации, когда дворники не работают корректным образом на автомобилях ВАЗ 21213 и ВАЗ 21214. Наиболее распространённая проблема – отрицательное функционирование прерывистого режима стеклоочистителя. Источником её возникновения оказываются подгоревшие контакты моторедуктора.

Если у вы оказались в подобной ситуации, то вот решение:

  1. Снимаете моторедуктор вместе с рейкой (взгляните на моторный щит, там вы найдёте две гаечки в области, где располагается кожух печки). Также будут две гаечки поводков стеклоочистителей.
  2. Удаляйте с него крышку, поджимаете контакт, а потом капните немного суперклея (одна кривошипная гайка и четыре винтика).
  3. Когда сборка будет завершена, система станет функционировать должным образом.

Настройка стеклоочистителя для автомобиля Нива ВАЗ-21213

Наиболее частые причины возникновения этой неисправности:

  1. Проблема в контактах. Нередко причиной такого поведения становится контактная группа мотор-редуктора, нарушения работы концевого выключателя мотора. Остановите дворники на середине их хода, не выключая зажигание, проверьте напряжение на разъеме дворников проводов, оно должно составлять — 12v. Проверьте состояние предохранителя.


  1. Нарушение целостности шлицов. Если машинка не новая, а дворникам приходится часто работать, то облом зубьев шлицов привода щеток стеклоочистителя или банальное стирание шлицов — вполне может стать причиной, по которой дворники не возвращаются на место. Как вариант — шлицы могли просто перескочить, в результате чего щетки просто не возвращаются в исходное положение. Как правило эта поломка характерна тем, что моторчик при этом шумит, а сами дворники не возвращаются на место. Лечится это заменой поврежденных шестеренок или простой регулировкой. Для этого необходимо разобрать редуктор привода стеклоочистителей, выполните регулировку доводчика, смажьте их при необходимости, проверьте контакты или полностью замените моторредуктор.


  1. Не менее банальной является нарушение работы дворников связанное с неправильной сборкой элементов очистителей стекла. Иногда во время замены лобового стекла или ремонта самих щеток сборка выполняется не правильно, после чего и возникает ситуация, когда дворники не возвращаются в исходное положение. Убедитесь, что дворники одеты на шлицы правильно, проверьте моторчик, и трапецию, возможно она выставлена не правильно. Обратите внимание на кривошип элемент привода стеклоочистителей, перед демонтажем того или иного элемента вам следует запомнить его положение и при сборке ничего не перепутать.

Дворники не возвращаются в исходное положение причина и устранение!

SSANGYONG KYRON — Дворники не возвращаются в исходное положение причина и устранение!

Дано: — Автомобиль: SSANGYONG KYRON — Год выпуска: 2012 — Коробка передач: МКПП, 5 ступеней — Привод: Полный — Пробег: 75 000 километров

Жалобы: — Дворники не возвращаются в исходное положение

Требуется: — провести диагностику механизма — выявить и устранить причину неполадки

Зависание дворников по середине стекла довольно частая проблема на многих автомобилях, так как конструкция электропривода стеклоочистителей практически идентична для многих марок. Причиной тому является механизм встроенный в мотор стеклоочистителя в котором находится группа контактов отвечающая за возврат в исходное положение стеклоочистителей. Многие ошибочно виновником проблемы считают реле стеклоочистителя, но это ошибочное мнение так как реле стеклоочистителя в основном отвечает за кратковременные режимы работы и скорость работы стеклоочистителя.

Для устранения причины первым делом нужно добраться до электропривода стеклоочистителя и демонтировать его для дальнейшего ремонта. В большинстве случаев отремонтировать данный механизм гораздо проще и дешевле чем менять на новый.

Демонтируем защитную накладку (жабо)

Важно аккуратно извлечь клипсы для правильного последующего демонтажа защитной накладки, в противном случае сломанная клипса может доставить немало хлопот.

Электродвигатель привода стеклоочистителей SSANGYONG KYRON

Получив доступ к электродвигателю нужно отключить разъем питания, который находится в непосредственной близости с электромотором, во избежание замыкания в процессе работы. Клемму аккумулятора снимать для этого не обязательно.

Вскрываем электродвигатель и получаем доступ к группе контактов

В данном случае электродвигатель расположен довольно удобно и для вскрытия достаточно открутить три винта, сам электродвигатель при этом остается на месте.

Достаем группу контактов и видим отломанный центральный контакт который отвечает за возврат стеклоочистителей в исходное положение.

Припаиваем новый контакт используя медную пластину соответствующего размера.

Очищаем контакты группы контактов от нагара и грязи.

Эта процедура очень важна так как при отсутствии хорошего контакта устройство будет греться и может выйти из строя.

Наносим новую смазку.

Наносим новую смазку.

Важно помнить, что смазка обязательно должна быть «Диэлектрической», то есть не проводящей ток. В противном случае смазка закипит. После чего произойдет замыкание, которое приведет к выходу из строя всего механизма.

Собираем все в обратном порядке.

После ремонта стеклоочистители работают в штатном режиме.

Данная процедура потребовала всего лишь 1 час 30 минут.

На кассе: — работа по диагностике и ремонту механизма стеклоочистителя — 2000 руб.

Действующие лица: — механик-автослесарь: Керимов Илья — мастер-приёмщик: Артём Пономаренко

Устройство привода стеклоочистителей

Дворники приводятся в действие небольшим электромотором постоянного тока, который оснащен встроенным редуктором.


В якоре мотора установлены три щетки, при помощи которых и обеспечиваются три режима работы всей системы. Кроме того, электрическая схема управления работой стеклоочистителей включает в себя:

  • подрулевой переключатель режимов работы;
  • реле К2 типа 524.3747, которое включает прерывистый режим работы;
  • дополнительное реле;
  • концевой выключатель;
  • биметаллический предохранитель;

Биметаллический предохранитель и концевой выключатель расположены в редукторе электромотора, а все остальные элементы схемы размещены в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве автомобиля. Все элементы схемы электрической принципиальной соединяются между собой с помощью проводов и монтажных колодок.

Почему дворник останавливается посередине стекла?

Не существует автомобиля, не оснащенного дворниками — они очищают лобовое стекло во время дождя и снегопада, обеспечивая необходимый обзор для водителя. Но, как и другим узлам машины, механизму дворников свойственно периодически выходить из строя. Щетки могут просто не двигаться, может не включаться моторредуктор, а бывает и так, что дворник останавливается посередине стекла при его выключении.

Как работают дворники?

Перед тем как искать, почему дворники останавливаются на середине стекла на ВАЗ 2110 стоит разобраться, как вообще работают дворники. В современных автомобилях присутствует три режима работы:

Три скорости нужны чтобы водитель, в зависимости от погодных условий, мог использовать наиболее комфортный вариант. Но такая система достаточно сложная и нередко выходит из строя. Бывает, что мотор стеклоочистителя просто перестает реагировать на изменение положения рычага переключателя, но наиболее распространенная проблема – дворник не возвращается в исходное положение, а замирает там, где он находился в момент выключения питания.


Как устроен привод стеклоочистителя?

За движение щетки по лобовому стеклу отвечает небольшой электрический мотор, который размещен рядом с лобовым стеклом. Поводок, если он один, может крепиться непосредственно к мотору. Если их несколько, то они будут присоединяться через «трапецию» — систему рычагов, обеспечивающих одновременное движение пары поводков стеклоочистителей.

Внутри электромотора установлены три щетки, которые и обеспечивают правильную работу всех систем. В систему стеклоочистителя автомобиля входят следующие элементы:

Предохранитель и выключатель стоят прямо внутри корпуса двигателя, остальное находится в салоне автомобиля. Элементы соединены между собой проводами в единую цепь, и при выходе из строя одной составляющей — работать дворник перестает сразу.

Почему дворники останавливаются на середине стекла?

Есть целый ряд неисправностей, которые провоцируют поломку такого типа. Наиболее часто встречающиеся – износ контактной группы внутри электромотора и выход из строя концевого выключателя. Встречаются и такие неисправности, как износ зубьев на шестернях, неправильная сборка электродвигателя или другие проблемы электрического характера.

Если внезапно появилась такая проблема, что дворники останавливаются где попало на ВАЗ 2107, то можно предпринять несколько действий. В первую очередь необходимо проверить, правильно ли надета трапеция на вал моторредуктора, совпадают ли шлицы. Если что-то собрано не так, то неисправность следует устранить. Второй шаг: осмотр шлицов вала электродвигателя, они могут изнашиваться, одни зубцы становятся меньше других, и поводок дворников просто проскальзывает, не остается в исходном положении. Починить что-либо не получится, остается лишь заменять изношенные детали новыми.

Авто-помощь

Стеклоочистители, или как их обычно называют водители дворники, автомобилей Газель, доставляют водителям немало неприятных минут при поиске неисправностей, которые в них достаточно часто возникают. Поэтому многие водители, чтобы устранить проблему с работой дворников, вносят в штатную электрическую схему изменения, устанавливая дополнительное реле и диоды.

При включении стеклоочистителя, чтобы смахнуть небольшое количество капель воды, находящихся на поверхности лобового стекла, стрелки дворников делают первое движение и останавливаются на первом ходе в любом месте их траектории движения. Также они отказываются перемещаться и по сухому стеклу.

Причиной их остановки является термобиметаллический (тепловой) предохранитель. Виноват в этом целиком и полностью Горьковский автозавод, так как в электрической схеме, провода, идущие от под рулевого переключателя к колодке, к которой подключается электродвигатель дворников, в целях экономии, были сделаны небольшого сечения. При подаче напряжения на эти провода сила тока возрастает, и тепловой предохранитель отключает электрическую цепь электродвигателя, в результате чего щётки на первом движении останавливаются, где попало. Виновником этой неисправности может стать и под рулевой переключатель, так как в его конструкции стоят очень слабенькие контакты переключателей.

Ещё одной постоянно возникающей неисправностью становиться отказ стеклоочистителя работать в прерывистом режиме (с паузой). Обеспечивает этот режим работы реле, располагающееся под капотом Газели, а его более точное место расположения зависит от года выпуска автомобиля Газель.

Управляет включением этого реле подвижный контакт, расположенный в редукторе дворников. При работе в этом режиме идёт износ контактных площадок с образованием очень мелких частиц металла, из которой изготовлены эти контакты. Они загрязняют консистентную смазку, и как только их концентрация увеличится настолько, что контакты станут замыкаться через смазку, прерывистый режим работы дворников пропадает. В этом случае в редуктор придётся заложить свежую консистентную смазку, естественно тщательно убрав старую. Да и выход из строя самого реле (542.3747) приведёт к аналогичному результату.

Некоторые водители, которым надоело мучиться с проблемами стеклоочистителей Газели, снимают штатную конструкцию и устанавливают в сборе дворники от автомобиля Газель-Бизнес.

Поделитесь статьей с друзьями:

Устройство дворников на ВАЗ-21213

Электрический двигатель стеклоочистителя на автомобилях Нива ВАЗ 21213 и 21214 имеет две щётки, постоянные магниты и одну скорость. Он оснащён термобиметаллическим предохранителем, чтобы предотвратить возможные перегрузки. Каждый из рабочих режимов очистителя активируется при помощи переключателя под рулём. Непостоянный (прерывистый) режим работает через реле версии PC 514 (прикрепляется при помощи двух гаек к боковине, расположенной на переднем плане слева).

Реле предназначено для обеспечения от девяти до семнадцати активаций электрического двигателя на одну минуту, при этом температура должна быть от отрицательных 20 до положительных пятидесяти градусов, с силой напряжения системы питания в десять вольт.

При активации дворников на автомобиле Нива 21214 и 21213 каждая щётка способна произвести максимально четыре двойных хода в непрерывном режиме. Степень сопротивления электромагнитной обмотки на реле составляет 66 +-2 Ом, а обмотки у прерывателя составит 23 +-1 Ом.

Щётки дворников для ВАЗ-21213 и -21214

Когда автовладелец желает установить на свою Ниву дворники, то у него начинает возникать большое количество вопросов касательно стеклоочистительных щёток. Насколько часто необходимо заменять щётки? Щетка, какой разновидности лучше подходит? И подобные.

Часто ли нужно менять щётки, установленные на дворники? – этот вопрос каждый владелец машины Нива-21213 либо Нива-21214 должен решать для себя сам.

Очень важно помнить, что отличная видимость является основой безопасных поездок на машине. Поэтому если нынешние дворники отказываются должным образом выполнять свою задачу, то их стоит немедленно поменять на новые экземпляры.

Например, в городе Санкт-Петербурге стеклоочистители на машинах за зимние месяцы приходят в негодность. Ниву рекомендуется оборудовать новыми щётками для стеклоочистителей дважды за год: по завершению последнего зимнего месяца и в первом летнем месяце.

Какими стеклоочистительными щётками рекомендуется оборудовать Ниву? Есть две разновидности: бескаркасные и каркасные.

Первый вид предназначается для обеспечения более равномерного прижимания к поверхности стекла. Если водитель «выпускает» свою Ниву на мороз, то бескаркасные стеклоочистители не будут замерзать. При большой скорости перемещения они не будут издавать много шума.



Каркасные очистители позволяют захватывать гораздо больше пространства во время чистки. Если вы хотите снабдить Ниву стеклоочистительными щётками приемлемыми по цене, это наилучший вариант, однако бескаркасным будут по качеству уступать. Эта разновидность считается совершеннее по дизайну и технологии производства, но по цене дороже каркасных.

Правда есть один недостаток: с течением времени бескаркасные щёточки стираются и начинают царапать лобовое стекло. Какие щётки ставить на Ниву решать вам: можно сэкономить на качестве либо приобрести первоклассный дорогой экземпляр.

Размеры щёток дворников для автомобилей ВАЗ 21213-21214

Размеры стеклоочистительных щёток на моделях ВАЗ 21213-21214 абсолютно симметричны, в большинстве случаев составляют около пятидесяти одного сантиметра со всех сторон. Ещё у автовладельца имеется возможность устанавливать щётки, которые будут иметь иной размер: со стороны водителя – до пятидесяти трёх сантиметров, а со стороны пассажира – до пятидесяти одного сантиметра.

Стоит помнить, что при поставке обеих стеклоочистителей, размер которых будет составлять по пятьдесят три сантиметра каждый, то появится тонкая струйка воды посередине.

Схема дворников ваз 2121

Многие владельцы автомобилей ВАЗ Нива-21213 и 21214 сталкивались с проблемой, когда дворники (стеклоочиститель) не работают, как полагается, то есть с очень медленной скоростью. Система стеклоочистителя функционирует в двух рабочих режимах: постоянном и прерывистом.

Однако же на прочих авто, к примеру, Москвич 2141 либо ВАЗ 2108, либо на моделях современного производства присутствует моторедуктор, обладающий тремя рабочими скоростями: постоянной медленной, прерывистой и постоянной быстрой.

По нашему мнению для автомобилей ВАЗ Нива версий 21213 и 21214 такая система является большим недостатком, так как во время сильного дождя дворники работают с большим трудом.


Было решено провести модернизацию привода стеклоочистителя путём интегрирования в него более мощного и более быстрого редуктора от Москвича 2141 (обычно подобной системой оснащают ВАЗ версии 2108). После проведения измерений в Ниве оказалось понятно, что обновлённый моторедуктор расположить на штатной трапеции стеклоочистителя не станет трудоёмкой задачей.

Устройство дворников на ВАЗ-21213

Электрический двигатель стеклоочистителя на автомобилях Нива ВАЗ 21213 и 21214 имеет две щётки, постоянные магниты и одну скорость. Он оснащён термобиметаллическим предохранителем, чтобы предотвратить возможные перегрузки. Каждый из рабочих режимов очистителя активируется при помощи переключателя под рулём. Непостоянный (прерывистый) режим работает через реле версии PC 514 (прикрепляется при помощи двух гаек к боковине, расположенной на переднем плане слева).

Реле предназначено для обеспечения от девяти до семнадцати активаций электрического двигателя на одну минуту, при этом температура должна быть от отрицательных 20 до положительных пятидесяти градусов, с силой напряжения системы питания в десять вольт.

При активации дворников на автомобиле Нива 21214 и 21213 каждая щётка способна произвести максимально четыре двойных хода в непрерывном режиме. Степень сопротивления электромагнитной обмотки на реле составляет 66 +-2 Ом, а обмотки у прерывателя составит 23 +-1 Ом.

Щётки дворников для ВАЗ-21213 и -21214

Когда автовладелец желает установить на свою Ниву дворники, то у него начинает возникать большое количество вопросов касательно стеклоочистительных щёток. Насколько часто необходимо заменять щётки? Щетка, какой разновидности лучше подходит? И подобные.

Часто ли нужно менять щётки, установленные на дворники? – этот вопрос каждый владелец машины Нива-21213 либо Нива-21214 должен решать для себя сам.

Очень важно помнить, что отличная видимость является основой безопасных поездок на машине. Поэтому если нынешние дворники отказываются должным образом выполнять свою задачу, то их стоит немедленно поменять на новые экземпляры.

Например, в городе Санкт-Петербурге стеклоочистители на машинах за зимние месяцы приходят в негодность. Ниву рекомендуется оборудовать новыми щётками для стеклоочистителей дважды за год: по завершению последнего зимнего месяца и в первом летнем месяце.

Какими стеклоочистительными щётками рекомендуется оборудовать Ниву? Есть две разновидности: бескаркасные и каркасные.

Первый вид предназначается для обеспечения более равномерного прижимания к поверхности стекла. Если водитель «выпускает» свою Ниву на мороз, то бескаркасные стеклоочистители не будут замерзать. При большой скорости перемещения они не будут издавать много шума.

Правда есть один недостаток: с течением времени бескаркасные щёточки стираются и начинают царапать лобовое стекло. Какие щётки ставить на Ниву решать вам: можно сэкономить на качестве либо приобрести первоклассный дорогой экземпляр.

Размеры щёток дворников для автомобилей ВАЗ 21213-21214

Размеры стеклоочистительных щёток на моделях ВАЗ 21213-21214 абсолютно симметричны, в большинстве случаев составляют около пятидесяти одного сантиметра со всех сторон. Ещё у автовладельца имеется возможность устанавливать щётки, которые будут иметь иной размер: со стороны водителя – до пятидесяти трёх сантиметров, а со стороны пассажира – до пятидесяти одного сантиметра.

Стоит помнить, что при поставке обеих стеклоочистителей, размер которых будет составлять по пятьдесят три сантиметра каждый, то появится тонкая струйка воды посередине.

Некорректная работа прерывистого режима дворников на автомобиле ВАЗ 21213

Довольно часто происходят ситуации, когда дворники не работают корректным образом на автомобилях ВАЗ 21213 и ВАЗ 21214. Наиболее распространённая проблема – отрицательное функционирование прерывистого режима стеклоочистителя. Источником её возникновения оказываются подгоревшие контакты моторедуктора.

Если у вы оказались в подобной ситуации, то вот решение:


В ходе эксплуатации автомобиля могут возникнуть проблемы, которые решаются только после изучения электрических схем. В статье представлены детальные схемы электропроводки внедорожника Нива (ВАЗ 2121), которые помогут вам не только отремонтировать автомобиль, но и пригодятся при установке дополнительного электрооборудования, например, автосигнализации, видеорегистратора и других аксессуаров..

Схема электрооборудования ВАЗ-21213


В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с регулятором освещения приборов. Вторые концы черных проводов также сведены в точку, соединенную с массой. Вторые концы желтых проводов с голубой полоской сведены в точку, соединенную с выводом «А» основного блока предохранителей. И вторые концы оранжевых проводов тоже сведены в точку, соединенную с выводом «Б» основного блока предохранителей.

* Устанавливаются на части выпускаемых автомобилей; ** с 2000 г. не устанавливается; *** устанавливается с 2001 г. Раньше задний противотуманный свет включался напрямую выключателем 47, питание к которому подавалось от предохранителя 3 дополнительного блока предохранителей.

Схема электрооборудования ВАЗ-2121


* Устанавливались на части выпускаемых автомобилей; ** на автомобилях выпуска 90-х годов в связи с установкой реле-прерывателей 33 без пятого вывода, отсутствует коричневый провод, соединявший выключатель 35 с реле-прерывателем 33.

Система управления двигателем ВАЗ-21214



Напомним, подробные инструкции по ремонту внедорожника Нива вы найдете в этом разделе.

ВАЗ-21213 (Нива). Моторедуктор очистителя стекла

Детали моторедуктора очистителя ветрового стекла


1 – крышка;
2 – панель;
3 – шестерня редуктора;
4 – стальная шайба;
5 – текстолитовая шайба;
6 – сухарь;
7 – корпус;
8 – якорь;
9 – кривошип;
10 – стопорное кольцо;
11 – защитный колпачок;
12 – пружинная шайба;
13 – уплотнительное кольцо;
14 – регулировочная шайба;
15 – подпятник;
16 – крышка электродвигателя

1. Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 1 редуктора и снимите ее вместе с панелью 2. Затем отверните винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъедините их. Выньте якорь 8 электродвигателя.
2. Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа 9, снимите стопорное кольцо с оси ивыньте из корпуса ось с шестерней и шайбами.
3. После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.

Данные для проверки моторедуктора

1. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость.
2. Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить новым.
3. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

1. При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.
2. После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.

ВАЗ-21213 (Нива). Реле очистителя ветрового стекла

Реле типа РС-514 служит для получения прерывистой работы очистителя ветрового стекла. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами.

Реле должно обеспечивать 9–17 включений очистителя в минуту при напряжении питания 10 В и температуре от –20 до +50° С.

Сопротивление обмотки электромагнита реле (66±2) Ом, а сопротивление обмотки прерывателя (23±1) Ом.

В начальный момент включения очистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластинка прерывателя) щетки очистителя могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов.

7.9. Очиститель и омыватель фар

Схема включения очистителей и омывателя фар


1 – очистители фар;
2 – электродвигатель омывателя фар;
3 – реле включения очистителей и омывателя фар;
4 – дополнительный блок предохранителей (фрагмент);
5 – переключатель света фар;
6 – переключатель наружного освещения;
7 – выключатель омывателя ветрового стекла, а также очистителей и омывателя фар;
8 – основной блок предохранителей (фрагмент);
9 – выключатель зажигания

Очистители фар состоят из двух (левого и правого исполнения) моторедукторов с рычагами и щетками. Рычаги и щетки останавливаются в нижнем парковом положении. Для защиты моторедуктора от перегрузок предусмотрен или термобиметаллический предохранитель в самом моторедукторе или плавкий предохранитель на 8 А в желто- черном проводе моторедуктора.

Моторедукторы очистителей фар выпускаются в неразборном исполнении. Поэтому они ремонту не подлежат и в случае выхода из строя должны заменяться новыми.

Насос омывателя фар с электродвигателем – такой же, как и у омывателя ветрового стекла.

Схема включения очистителей и омывателя фар показана на рисунке. Они включаются только при включенных фарах правым рычагом трехрычажного переключателя 7, т.е. одновременно с включением очистителя ветрового стекла. При этом напряжение подается на обмотку вспомогательного реле 3. Оно срабатывает и, если на контакт «30» реле подано напряжение от переключателя наружного освещения (т.е. включены фары), то через замкнутые контакты реле подается напряжение к очистителям 1 фар и к электродвигателю 2 омывателя фар.

У очистителя фар число двойных ходов вала моторедуктора при нагрузке моментом 0,49 Н·м (0,05 кгс·м), напряжении питания 12 В и температуре окружающей среды (25±10)° С должно быть 45–60 мин–1, а потребляемый ток не более 1,5 А.

ВАЗ-21213 (Нива). Очиститель, омыватель и обогрев заднего стекла, прикуриватель

Схема включения очистителя, омывателя и элемента обогрева заднего стекла


1 – основной блок предохранителей (фрагмент);
2 – переключатель очистителя и омывателя заднего стекла;
3 – электродвигатель омывателя заднего стекла;
4 – электродвигатель очистителя заднего стекла;
5 – элемент обогрева заднего стекла;
6 – реле включения обогрева заднего стекла;
7 – контрольная лампа обогрева заднего стекла;
8 – выключатель обогрева заднего стекла;
9 – выключатель зажигания

Очиститель заднего стекла состоит из моторедуктора типа 471.3730, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой – правая по ходу движения автомобиля. В моторедукторе имеется термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.

Электродвигатель омывателя, объединенный с насосом, крепится на кронштейне к панели левой боковины кузова.

Схема соединений очистителя и омывателя заднего стекла показана на рисунке. Очиститель включается клавишным переключателем 2, расположенным на панели приборов с левой стороны. При среднем положении клавиши включен только очиститель, а при полностью нажатой клавише включается еще и омыватель заднего стекла.

Конструкция моторедуктора допускает его разборку для устранения мелких неисправностей (зачистка коллектора и т.д.). Методы разборки и сборки аналогичны описанным выше для моторедуктора очистителя ветрового стекла.

У очистителя заднего стекла при нагрузке моторедуктора моментом 0,49 Н·м (0,05 кгс·м), напряжении питания 14 В и окружающей температуре (25±10)° С число двойных ходов вала моторедуктора должно быть (50±5) мин–1, а потребляемая сила тока не более 2 А.

Элемент обогрева заднего стекла включается выключателем 8 с помощью вспомогательного реле 6 типа 113.3747-10, установленного под панелью приборов с левой стороны. Характеристики реле даны в подразделе 7.6.7.

В прикуривателе типа 11.3725 имеется защита от длительного (свыше 30 с) включения нагревательного элемента. Защита обеспечивается легкоплавкой шайбой, закрепленной на изоляторе с задней стороны прикуривателя. При перегреве шайба расплавляется и замыкает на массу центральный контакт прикуривателя. В результате перегорает предохранитель N5 в дополнительном блоке предохранителей, и прикуриватель отключается.

Чтобы восстановить работоспособность прикуривателя, необходимо устранить причину длительного включения, разобрать его, удалить остатки расплавленной шайбы и поставить новую предохранительную шайбу.

Читайте также: