Реставрация авто чайка газ 13

Обновлено: 05.07.2024

«Чайка». Часть 1

«Чайка». Часть 1

В начале года в ЮНИТ Север приехал культовый, легендарный, один из самых красивых советских автомобилей – ГАЗ-13 «Чайка». Наш постоянный клиент приобрел его у одного реставрационного бюро. На момент покупки «Чайка» выглядела презентабельно, но при ближайшем рассмотрении…

«Чайку» начали выпускать, страшно подумать, 59 лет назад. Первые автомобили сошли с конвейера в 1958 году. Ежегодно производили около ста пятидесяти автомобилей, и за двадцать три года собрали чуть больше 3 000 экземпляров. Немного. А еще меньше машин дожило в хорошем состоянии до наших дней. Вот почему мы так пристально изучили свежеприобретенную и якобы отреставрированную машину.


Кстати, выглядела она после покупки вот так

Пристальный осмотр мастерами кузовного цеха Юнит Север дал неутешительный результат. Несмотря на презентабельный внешний вид, реставрация проведена некачественно. Под краской во многих местах – толстые слои шпатлевки. Кузов неровный. Рама требует к себе внимания.

Что ж, культовый автомобиль заслуживает самого трепетного отношения, посему было принято решение полностью раздевать «Чайку» и проводить реставрацию заново. Теперь уже – как надо, чтобы жила долго и счастливо, радовала следующие поколения людей исключительным дизайном и грацией.


Без начинки салон кажется еще больше…

Автомобиль был разобран. Салон деинсталлирован. Кузов снят с рамы и отправлен на пескоструйную обработку. Попутно представительский седан лишился старых дверей, капота, крышки багажника, передних крыльев. Все эти детали не прошли строгий «кузов-контроль» и отправились на заслуженный отдых.

Нам удалось раздобыть для «Чайки» новые кузовные комплектующие. Они были приобретены в Санкт-Петербурге по вполне вменяемым ценам. Передние крылья стоили по 35 000 рублей, двери – по 17 000 рублей, капот обошелся в 18 000, а крышка багажника потянула на 15 000. Вполне умеренная цена за новые оригинальные кузовные детали для столь редкого автомобиля.


Даже новые кузовные детали требуют доработки, чтобы на выходе все получилось идеально

На первом этапе были проделаны следующие работы по восстановлению. Кузов был полностью отпескоструен. Слабые места получили новые латки. Пришлось вытягивать и раму, она была, как говорят «кузовщики» - «бананом». Bananarama, в общем.


Двигатель автомобиля оказался в рабочем состоянии, и пока мы ограничились лишь заменой прокладок. Также не вызвали нареканий коробка передач, подвеска и рулевое управление. Вернее будет сказать – пока не вызвали. Время покажет.

В данный момент автомобиль проходит стадию подготовки к покраске, и это целая история. Дело в том, что кузовные стандарты качества тех времен были гораздо ниже, чем сейчас. Зазоры не те, да и сами детали выполнены не столь качественно, как это сегодня принято. Мы уже не можем себе позволить просто установить их на машину. Наша цель – сделать красивую и ровную «Чайку», которую не стыдно было бы показывать и сегодня, причем не только издалека, но и вблизи.


На этом этапе реставрации идет борьба за идеальные зазоры и сопряжения кузовных деталей

Поэтому начался кропотливый и длительный процесс лужения всего кузова. В нашем кузовном цеху работает мастер Дмитрий, который научился лудить еще в восьмидесятые, работая в одном из московских таксопарков под началом советских мастеров. Мастеров, чья карьера начиналась еще до того, как Чайка поступила в производство. В те времена о шпатлевке никто и не слыхивал! Олово решало все проблемы с неровными кузовными деталями. Мы запаслись оловом. Дмитрий начал.


Слой олова может быть совсем тонким, а может быть и таким как здесь – около двух сантиметров

Фактически, это скульптурная деятельность. Олово наносится разным слоем везде, где это нужно и потом тщательно шлифуется по месту для получения нужной формы. Все двери по периметру – в олове. Ибо оригинальные были неровными, да еще и края имели закругленные. Задние крылья и все окантовки багажника – в олове. Пороги – в олове. Крыша – в нем же.


Особенно много внимания к себе требуют места установи стекол. Металлические хромированные молдинги должны вставать плотно и ровно

На самом деле, проще сказать, где олова тут нет. Таких мест вы не найдете – оно тут везде. Всего на данный момент времени на Чайку улеглось более ста оловянных килограммов! И уляжется еще, ведь работа не закончена.


Периметр всех новых дверей нарощен оловом для того, чтобы вывести одинаковые и ровные зазоры

Зато как приятно смотреть на идеальные зазоры. На четкие «стрелки» задних крыльев, на аккуратно состыкованные с кузовом хромированные молдинги. На плотно сидящие в своих проемах окна. Работа долгая, и не самая простая, но, определенно, стоит результата. И другого варианта качественно восстановить кузов такого автомобиля нет! Для машины прошлого века нужны и технологии того же временного промежутка.

Сейчас некоторые детали уже закончены, начался этап постепенной грунтовки. Далее на первый слой грунта ляжет тонкий слой финишной шпатлевки, после чего – еще один слой грунта. А затем – покраска.


«Стрелки» на задних крылья тоже оловянные. Как и дизайнообразующие проштамповки в районе крышки багажника. Это самый сложный участок работы

Попутно нам предстоит начать восстановление некоторых немаловажных деталей салона. В общем, будет, о чем рассказать!

Подписывайтесь, и следите за нашим кропотливым процессом восстановления «Чайки»! Даже не просто восстановления, а выведения ее на совершенно новый для всех ГАЗ-13 уровень.

Реставрация ГАЗ 13 Чайка. Фото-отчет: 12 месяцев работы.

Перечень работ, выполняемых при реставрации автомобилей ГАЗ 13:

Реставрация или капитальный ремонт Чайки начинается с полной разборки автомобиля.
В ходе процесса выполняются работы по дефектовке и диагностике деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц.
После этого настает время мойки и чистки деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц.
Дальнейшие работы для оптимизации времени выполняются параллельно: кузовной цех занимается ремонтом кузова и рамой, слесарный цех выполняет капитальный ремонт узлов и агрегатов, гальванический цех выполняет работы по перехромированию деталей, швейный цех — ремонтом каркасов, пружин и набивки сидений и пошивом салона. Такой подход позволяет выполнить реставрацию машины в короткие сроки.
Параллельно выполняются работы по комплектации: изготавливаются новые стекла, резино-технические детали, пластик салона, ищутся недостающие, утраченные и требующие замены оригинальные детали и позиции.
-Очистка и работы по восстановлению кузова и кузовных деталей
-Ремонт и восстановление рамы автомобиля
-Капитальный ремонт и восстановление двигателя
-Стендовые испытания двигателя (холодная и горячая обкатка)
-Капитальный ремонт и восстановление коробки передач
-Капитальный ремонт и восстановление ходовой части
-Капитальный ремонт и восстановление механизмов управления
-Ремонт и восстановление электрооборудования, изготовление жгута электропроводки.
-Ремонт и восстановление (реставрация) интерьера салона
-Гальванические работы по восстановлению деталей интерьера и экстерьера
-Полная окраска рамы и сборочных единиц
-Полная окраска кузова и кузовных деталей
-После того как кузов будет окрашен, он соединяется с рамой и начинается процесс сборки автомобиля. Хорошо, если к этому моменту у Вас скомплектованы все детали и закончены остальные работы, иначе процесс финальной сборки будет затягиваться.
-Антикоррозионная обработка автомобиля
-Регулировка и настройка всех систем автомобиля
-Обкатка автомобиля обязательна: не менее 1500 км по дорогам с дальнейшим обслуживанием и настройкой. Это позволит избавить машину от мелких недостатков и огрехов — в дальнейшим Вы получите удовольствие от эксплуатации и минимум технических проблем.

ГАЗ-13: технические характеристики. ГАЗ-13 "Чайка": реставрация и тюнинг

ГАЗ-13, советский легковой автомобиль представительского класса, выпускался Горьковским автозаводом с 1959 по 1979 год. Предшественником новой модели был ЗИМ-12 - семиместный лимузин, который производился в Горьком (в то время Горьковский автозавод назывался заводом имени Молотова) с 1949 по 1960 год малыми сериями. К концу пятидесятых ЗИМ-12 безнадежно устарел и возникла необходимость обновления парка автомобилей, обслуживающих высшие властные структуры СССР, представителей партийной номенклатуры и крупных чиновников.

газ 13

Так появился новый представительский автомобиль ГАЗ-13, радикально отличавшийся от предшественника формой кузова, более современными обводами и неплохими техническими характеристиками. По сути, модель разрабатывалась с чистого листа, так как требовалось создать принципиально новую машину, отвечающую самым строгим требованиям. Для работы над проектом организовали творческую бригаду, куда вошли конструкторы, дизайнеры, инженеры, испытатели.

Как назывался ГАЗ-13?

В советском автопроме того времени было не принято давать имена автомашинам, это уже позже появились названия "москвич", "запорожец", "Волга". Однако модель ГАЗ-13 посчитали нужным облагородить каким-либо именем. Предлагалось два варианта - "Стрела" и "Чайка". В итоге предпочтение было отдано названию "Чайка".

Прототип

В 50-е годы прошлого столетия в конструкторских бюро автомобильных заводов СССР было принято оглядываться на достижения американских производителей. Считалось хорошим тоном использование каких-то внешних признаков заокеанских моделей в отечественных разработках. Эта тенденция отразилась и на проектировании ГАЗ-13. "Чайка" была похожа на американскую модель Packard Clipper 1955 года выпуска.

газ 13 цена

Выставки

Опытные образцы ГАЗ-13 были созданы в 1958 году и прошли испытания на трассах. Маршрут был длительным и состоял из нескольких тысяч километров. Один образец под индексом "Э-2" светло-бирюзового цвета был отправлен на международную выставку Ехро-58, которая состоялась в Брюсселе.

Затем в течение нескольких лет "Чайки" неизменно участвовали в разнообразных выставках за рубежом. В 1959 году произошел обмен экспонатами между ВДНХ СССР и Нью-Йоркским выставочным центром. За границей автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" демонстрировался как пример перспективного автомобилестроения в таких городах, как Лейпциг, Брно, Будапешт, Женева, Мехико.

двигатель газ 13

Силовая установка

Если внешние параметры советского автомобиля могли в чем-то совпадать с американскими аналогами, то моторы разрабатывались без оглядки на иностранные образцы. Советские карбюраторные моторы не отличались экономичностью, зачастую их мощность достигалась за счет широких жиклеров и перерасхода горючего.

Двигатель ГАЗ-13, технические характеристики:

  • тип – бензиновый;
  • рабочий объем цилиндров - 5 526 литров;
  • мощность максимальная - 195 л.с.;
  • число цилиндров - 8;
  • диаметр цилиндра - 100 мм;
  • расположение V-образное; - 8,5;
  • ход поршня - 88 мм;
  • питание - карбюратор К-114;
  • охлаждение водяное;
  • блок цилиндров алюминиевый, с чугунными гильзами;
  • головка блока - алюминий;
  • топливо - А93.

Трансмиссия

Коробка передач ГАЗ-13 была достаточно сложной конструкции, но отличалась высокой степенью надежности. Это был усовершенствованный гидромеханический агрегат со следующими характеристиками:

1. Тип - автоматическая с гидромеханическими приводами.

2. Число передач - 3.

  • первая скорость - 2,84;
  • вторая скорость - 1,62;
  • третья скорость - 1.

4. Задний ход - 1,72.

5. Переключение скоростей - кнопочное.

Коробка передач управлялась набором из четырех кнопок: Д - движение вперед, Н - нейтраль, Т - торможение двигателем, ЗХ - задний ход.

как назывался газ 13

Ходовая часть

Для компоновки узлов и агрегатов выбрали рамный вариант, отказавшись от несущего кузова модели ЗИМ-12. Рама имела традиционную конструкцию лонжеронного типа, Х-образной формы. Кузов крепился в 16 точках с прокладками из танковой резины, которые выполняли виброизолирующие функции. Вес "Чайки" был существенно выше массы ЗИМа, поэтому использование рамы из мощного швеллера было вполне оправданным.

Подвески ГАЗ-13 практически повторяли параметры предшественника. Передняя, независимая, состояла из поперечных рычагов на шкворнях, с поворотными кулаками, а задняя, зависимая, представляла собой рессорную параболическую малолистовую подвеску с гидравлическими амортизаторами. Задний мост соединялся с рессорами посредством стремянок.

Габаритно-весовые характеристики

ГАЗ-13 - достаточно крупный автомобиль с классическими пропорциями машины представительского класса:

  • длина кузова - 5600 мм;
  • высота - 1620 мм;
  • ширина - 2000 мм;
  • дорожный просвет (клиренс);
  • передняя колея - 1540 мм;
  • задняя колея - 1530;
  • база колесная - 3250 мм;
  • вес автомобиля - 2100 кг;
  • масса полная - 2660 кг.

автомобиль газ 13 чайка

Хронология выпуска

В 1961 году была разработана версия с кузовом кабриолет, получившая индекс ГАЗ-13Б. Машина была оборудована складным верхом, который убирался автоматически с помощью электропривода в боковые ниши заднего сиденья. Количество сидячих мест в салоне, таким образом, сократилось до шести.

В том же году была создана модификация лимузин со звуконепроницаемой перегородкой в салоне, разделяющей первый ряд сидений с остальным пространством. Версия была обозначена как ГАЗ-13А. И лимузин, и кабриолет выпускались минимальными партиями, в настоящее время известно только 10 машин.

В 1962 году базовая модель прошла легкий рестайлинг. На автомобиль установили более совершенный карбюратор, в подлокотнике заднего сиденья появился радиоприемник. На колеса надели новые колпаки. И поскольку в тот период началась мода на однотонную обивку, то весь салон стали обтягивать качественным серым сукном.

Модификации

  • Базовая модель ГАЗ-13 "Чайка" с четырехдверным кузовом типа седан.
  • Модификация ГАЗ-13А, которая выпускалась по специальному заказу Министерства обороны. Отличалась глухой перегородкой между передним рядом сидений и остальным пространством салона.
  • Версия ГАЗ-13Б - машины с открытым кузовом типа фаэтон или кабриолет.
  • Модификация ГАЗ-13С - санитарный автомобиль с кузовом универсал нескольких направлений использования. Основной задачей таких машин была неотложная медицинская помощь для представителей высшей партийной номенклатуры. Отдельным номером проходил черный универсал ГАЗ-13, катафалк, который использовался для ритуальных мероприятий.

запчасти газ 13 чайка

Стоимость

Модель ГАЗ-13, цена на которую выражается семизначными цифрами в рублевом эквиваленте, является одним из самых дорогих раритетов советского автопрома. Историческое прошлое автомобиля, его реноме и коллекционная ценность формируют достаточно высокую стоимость машины в диапазоне от 550 000 тысяч до 10 миллионов рублей. Покупая ГАЗ-13 "Чайка", автолюбитель приобретает фактически музейный экспонат.

Возможности реставрации и тюнинга

Автомашина может потребовать текущего или капитального ремонта. Запчасти ГАЗ-13 "Чайка" давно исключены из номенклатурного списка деталей. К тому же они никогда не фигурировали в розничной продаже. Тем не менее существующий сегодня рынок запасных частей для раритетных автомобилей предлагает достаточный ассортимент деталей для ремонта ГАЗ-13: как капитального, так и профилактического.

При наличии запасных частей возможна реставрация машины, приведение ее в техническое состояние, близкое к оригинальному. Наиболее искушенные автомобилисты могут заняться тюнингом ГАЗ-13, правда, в этом случае кроме запчастей понадобится творческий подход.

Продажа, реставрация и обслуживание ГАЗ 13 "Чайка"

Компания «Антикварные Автомобили» оказывает услуги:

  • квалифицированная помощь в подборе и покупке/продаже ретро автомобилей; и создание коллекций отечественных и иностранных классических автомобилей;
  • полная реставрация автомобилей ГАЗ 13 Чайка и ГАЗ 14 Чайка, текущий ремонт и сервисное обслуживание;
  • комплектация автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 недостающими запасными частями, изготовление утраченных оригинальных элементов; советских классических автомобилей и надлежащее оформление необходимых документов.

В 1957 году Горьковский автомобильный завод разработал новую модель легкового автомобиля представительского класса с заводским индексом ГАЗ 13 и названием "Чайка". Эта машина была создана с применением множества новейших для советской автопромышленности технологических решений и пришла на смену устаревшей к тому времени конструкции ГАЗ-12 «ЗИМ».

Среди новаторских технических решений стоит отметить в первую очередь двухрядный V-образный восьми цилиндровый двигатель, рабочий объем которого составлял 5,5 литра, а мощность внушительные 195 л.с. С этим мотором автомобиль с общей массой около трех тонн легко разгонялся до 160 км/ч и расходовал 20 литров бензина на сто километров пути.

ГАЗ 13 Чайка

ГАЗ 13 Чайка

ГАЗ 13Б кабриолет

Силовой агрегат оказался настолько удачным, что с незначительными изменениями использовался как на грузовых автомобилях, так и на бронетранспортерах. Среди новинок и автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), и гидроусилитель рулевого управления, и вакуумный усилитель тормозов. Всего с 1959 года по 1981 свет увидело чуть более 3100 автомобилей, среди которых несколько особых модификаций: ГАЗ-13С - санитарный универсал и ГАЗ-13Б - кабриолет. Наследником модели ГАЗ 13 является ГАЗ 14. Автомобиль также не был массовым и собирался вручную. Всего за период с 1976 по 1989 было собрано 1 120 автомобилей ГАЗ-14 всех модификаций.

Видеоролик об одной из ГАЗ 13 "Чайка", побывавшей в мастерской компании:

Предоставляем Вашему вниманию перечень работ по реставрации ГАЗ 13, выполняемых компанией "Антикварные Автомобили", при проведении ремонтно-восстановительных работ с автомобилями ГАЗ 13 "Чайка" и ГАЗ 14 "Чайка". По этим данным Вы можете получить представление об объемах работ. Для составления детализированной сметы необходим осмотр Вашего транспортного средства, дефектовка и диагностика систем автомобиля, а также согласование технического задания. По результату этих предварительных действий Вы получите смету и наглядный график выполнения работ.

Перечень выполняемых работ выполняемых компанией "Антикварные Автомобили" при реставрации автомобилей ГАЗ 13:

  1. Полная разборка автомобиля
  2. Дефектовка, диагностика деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
  3. Мойка и чистка деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
  4. Очистка и работы по восстановлению кузова и кузовных деталей
  5. Ремонт и восстановление рамы автомобиля
  6. Капитальный ремонт и восстановление двигателя
  7. Стендовые испытания двигателя
  8. Капитальный ремонт и восстановление коробки передач
  9. Капитальный ремонт и восстановление ходовой части
  10. Капитальный ремонт и восстановление трансмиссии
  11. Капитальный ремонт и восстановление механизмов управления
  12. Ремонт и восстановление электрооборудования
  13. Ремонт и восстановление (реставрация) интерьера салона
  14. Ремонт и восстановление тентов, механизмов кабриолетов
  15. Гальванические работы по восстановлению комплектов деталей
  16. Полная окраска сборочных единиц
  17. Полная окраска кузова и кузовных деталей
  18. Сборка автомобиля
  19. Антикоррозионная обработка автомобиля
  20. Регулировка и настройка всех систем автомобиля
  21. Обкатка автомобиля

На все выполненные работы предоставляется гарантия. Осуществляется дальнейшее техническое и послегарантийное обслуживание автомобилей.

Сократить расходы на реставрацию автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" возможно по нескольким позициям:

  1. На первое место стоит поставить грамотный выбор исходного объекта для реставрации. От состояния автомобиля во многом зависит количество нормо-часов арматурных, жестяно-сварочных и стапельных работ. Комплектность машины также играет существенную роль. Кроме того стоит обратить внимание на состояние хромированных деталей. Мы готовы осуществить подбор автомобиля или предложить готовые варианты.
  2. Вместо лужения деталей при ремонте кузова Чайки можно использовать немецкие современные защитные составы для цинкования деталей. Оцинкованный кузов автомобиля будет надежно защищен от ржавчины и коррозии на длительный срок.
  3. В связи с тем, что количество автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 "Чайка" весьма ограничено, а популярность этого автомобиля велика - сегодня наблюдается ажиотаж и высокие цены на запчасти для автомобиля. В процессе работы мы создали собственный склад запчастей и обменный фонд. Благодаря этому удается отказаться от услуг посредников и перекупщиков, а наши доверители в свою очередь получают возможность скомплектовать машину необходимыми деталями со значительной экономией.

Дизайн внутреннего пространства и интерьера салона играет важную роль при восстановлении автомобиля ГАЗ 13. Т.к. множество автомобилей "Чайка" ремонтируются с целью пополнения парка арендных и прокатных автомобилей, важным вопросом является отделка машины. Хотите Вы оригинальный заводской интерьер или желаете получить индивидуальный - мы всегда найдем подходящий вариант:

Восстановление "Чайки" ГАЗ-13. Кузов загрунтован.

Мы решили немного усовершенствовать конструкцию автомобиля и закрыли торсионы крышки багажника металлическим щитком.

Предыдущие публикации об этом автомобиле:
Часть 3.
Часть 2.
Часть 3.

Наша страница на DRIVE2:

Комментарии 15

Интересно посмотреть на готовый результат. Вы только кузов реставрируете? Салон уже готов?

автомобиль в процесс сборки!

Это пытались лудить, лузеры.

Задняя панель, фото для заказчика, более 8мм на всей панели, и так вся машина.

Крыло заднее, более 5мм.

Вот так в основном восстанавливают раритеты, (Оговорюсь это претензия не к Вам), многие знают что мы песочим машины, и результат реставрации всегда поражает своей некомпетентностью реставраторов. К примеру делаем сейчас Чайку, это просто кошмар сколько на ней шпатлевки, волосы дыбом от такой работы, фотки для заказчика, думаю он в шоке от увиденного. Поэтому советую всем, не покупать такие машины без полного портфолио фото и видео работ по машине, а то результат будет просто катастрофическим, купить хлам за 7 000 000р. как это сделали некомпетентные покупатели.
На фото видно кусочек более 1.5 см.

Видно, что база у дюдей хорошая (завидую белой завистью). Мощностя позволяют. Думаю результат будет достойный.

Машина будет белого цвета?🤔

А зачем тогда светлый грунт?🤔

что ж вы все лепите файрстоун то на эти машины, и надпись, как седло на корове, и грязнится она, и взаднюю арку колесо фигово влезает.

Мы ничего не лепим. Это старые покрышки, с которыми машина пришла к нам. Процесс реставрации автомобиля еще не закончен. Давайте будем обсуждать готовый результат?:)

готового результата нет, обсуждать нечего, не понял а машину песочили ?
шины будете менят, файрстоун не ставьте

Симпатичная Чайка. Помнится их раньше лудили, всё делалось и подгонялось в ручную

А вы почитайте наши предыдущие материалы! Именно так мы ее и восстанавливаем. Таких ровных зазоров, как на нашей Чайке, вы вряд ли где еще встретите :)

Портфолио >> «Чтобы восстановить машину, нужна определённая магия, колдовство. »


Фёдор: Семён, прежде всего, спасибо за выделеное время. Ты не очень любишь публичность и постоянно занят восстановлением техники. Предлагаю начать с истоков: с чего у тебя всё началось?

Семён: Началось всё в 1994 году. Мне было тогда 14 лет, даже паспорта ещё не было. Я купил свой первый автомоибль, «Победу». Купил на свои первые заработанные деньги.

Фёдор: Где ты её нашёл?

Семён: Я любил бродить по городу. На канале Грибоедова стояла «Победа» бежевого цвета. Я проходил мимо неё каждый день. И вот однажды прохожу, а там под дворником объявление: «Продаю «Победу» на запчасти». Я взял это объявление, позвонил. «Да, продаю». «А документы есть?» «Есть». «А почему на запчасти?» «Потому, что надо восстанавливать». Это была другая «Победа», не та, что стояла на улице. Поехали в этот же день с владельцем в гараж, машина сразу же завелась. «Победу» отдавали за полторы тысячи рублей с документами и запчастями, либо за 900 рублей без документов. Мне денег не хватало, поэтому взял без документов. У меня же ни паспорта, ни прав тогда не было – зачем мне документы?


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: Что ты сделал с машиной после покупки?

Семён: После покупки я перегнал «Победу» к себе во двор, где она простояла 2 года. Иногда выезжал покататься вокруг квартала. Однажды зимой с крыши сбросили льдину, потом помяли кузов возле заднего стекла. Конечно, весной я всё выправил и зашпаклевал, но со временем у машины по ночам стали открывать двери, и я понял, что её нужно куда-то увозить. Решил отогнать на дачу. Перед этим оборвался кронштейн рулевого редуктора, и мне пришлось объездить весь город, чтобы купить длинные болты и закрепить редуктор.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: И погнали без документов?

Семён: Нет, хозяин приберёг документы и сделал мне доверенность. По дороге застучал кардан, пришлось его снимать. Так или иначе, перегнали. Потом «тучи сгустились», заработка не было, пришлось «Победу» разобрать и частично продать по запчастям. В области ведь тогда ещё ездили на старой технике, поэтому мост и крылья «ушли» быстро.

Фёдор: Ты учился в это время или работал?

Семён: Учился. У меня не техническое образование, а музыкально-педагогическое. Но когда я закончил учёбу, на зарплату учителя музыки прожить было невозможно. Поэтому я начал помаленьку покупать старые автомобили, восстанавливать их и продавать. Однажды я познакомился с человеком, который поверил в мои способности, и мы купили с ним 14-ю «Чайку».


ГАЗ-14 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Почему именно «Чайку»?

Семён: Понравилась эта машина, не знаю, почему. Она была не на ходу, в «убитом» состоянии. Когда я разобрал коробку и дифференциалы этой «Чайки», всё сцепление было почерневшее – настолько всё было запущено. Всё нутро пришлось выбросить. Я сделал полный капремонт, оставив, фактически, только корпус.


ГАЗ-14 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Каким образом «Чайки» вообще могли появиться в продаже? Машина ведь выпускалась ограниченным тиражом и абы кому не продавалась.

Семён: Машина выпускалась только для госслужащих – члены Политбюро, первые Секретари, замы Секретарей ЦК КПСС. Не ниже рангом. Иногда говорят, что такая-то «Чайка» была приписана такому-то человеку. Как правило, это не так, поскольку принадлежность конкретной машины конкретному человеку очень сложно отследить, практически невозможно.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Почему?

Семён: Дело в том, что когда машина выезжала из Кремля или из Смольного, она выезжала под разными номерами. Номера не прикручивались, а вставлялись в рамку, которая защёлкивалась. Это было сделано для того, чтобы невозможно было проследить, кто на этой машине выезжает.

Фёдор: А сами по себе номера и ПТС у машин были?

Семён: Да, но в ПТС не указано, что данная машина обслуживала, например, Романова или Зайкова (из ленинградских начальников).


ГАЗ-13 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: То есть получается, что все разговоры о том, что вот эта машина принадлежала, к примеру, Брежневу, безосновательны?

Семён: Можно лишь сказать, что определённая машина обслуживала чиновника рангом не ниже определённого уровня. Но картотеки с указанием выездов конкретных машин под конкретными номерами уничтожены. Что касается Леонида Ильича,то у него была самая первая 14-я «Чайка» 1977 года выпуска, она единственная из всех имела вишнёвый цвет.

Фёдор: Её прятать не было смысла.

Семён: Да. Пару лет назад эта машина продавалась и, конечно, сразу ушла к кому-то в гараж.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Все остальные машины были чёрными?

Семён: Да, все 14-е «Чайки» были чёрными. В Петербурге они работали в Смольнинском гараже до 2003 года. Потом их стали распродавать.

Фёдор: То есть до 2003 года они работали по своему основному профилю?

Семён: Да, вплоть до своего ухода с поста мэра на 14-й «Чайке» ездил Анатолий Собчак. По прямому назначению эти машины трудились до начала 2000-х годов. Просто другой техники не было. «Мерседесы» и «Вольво» начали появляться только в конце девяностых-начале двухтысячных. Есть интересная история, связанная с ленинградскими 14-ми «Чайками» в постперестроечное время. В 1995 году Алла Пугачёва выходила замуж за Филиппа Киркорова в Санкт-Петербурге. Свадьба была организована пышно. Я видел кадры, где молодожёны выходят из чёрной 14-й «Чайки» в день свадьбы. Хотя принято считать, что на свадьбе они ездили на 13-й «Чайке».


ГАЗ-14 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Какие-нибудь «Чайки» в гараже Смольного сохранились до сегодняшнего дня?

Семён: Нет, все машины и запчасти были распроданы на аукционах.

Фёдор: Вернёмся к твоей первой «Чайке». Получается, что её история её происхождения покрыта тайной?

Семён: Кое-что известно. Со слов продавца, эта машина 1983 года выпуска. Когда я её купил, на неё не было ни одной бумаги. Только потом, восстановив в ГАИ документы, мы узнали, что машина была куплена одной фирмой в начале девяностых. Кстати, теоретически «Чайку» можно было купить и до 1991 года. В середине 1980-х 13-ю разрешили покупать частным лицам, но вот оформить на себя можно было с большим трудом, при этом заменив автоматическую коробку передач на ручную, двигатель – на 53-й, и подарив ГАИшнику цветной телевизор.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: Сколько лет длилось восстановление? Первая машина ведь всегда самая трудная в реставрации.

Семён: Более трёх лет. Проблемы возникли сразу везде: запчастей нет, только чудом можно было что-то найти, да и то только до начала двухтысячных.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: Вторая машина появилась сразу после первой?

Семён: Да, я восстанавливал сразу две «Чайки». На 13-ю денег не хватало, плохая 13-я «Чайка» стоила от $10000, а 14-я стоила $5000. Поэтому взял 14-ю. Эту машину я покупал в Москве, она была в лучшем состоянии. Тем не менее, кузов был практически «убитый». Вообще, за кузовами машин на государственной службе никто не следил. Машины, можно сказать, были «одноразовыми». Делался только мелкий кузовной ремонт, а когда кузов приходил в негодность или подступал срок его эксплуатации, его просто целиком меняли. Представляешь, машина могла выезжать всего два раза, но подходил срок замены кузова – и его меняли! То же самое с агрегатами: ремонту двигателя и коробки предпочитали замену на новые. С этим в государственных гаражах не было проблем. Все запчасти были проклейменены на ГАЗовском ПАМСе (Производстве Автомобилей Малой Серии – прим. Ф.Ч.), так же, как запчасти для танков. Если на детали стоит клеймо, то по нему можно восстановить, кто и в какую смену её изготовил, кто произвёл контроль качества. Это повышало персональную ответственность, которой на «гражданском» конвейере почти не было.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: Бывали ли случаи, когда «Чайки» ломались, везя при этом первых лиц государства?

Семён: Нет, таких случаев не было. Была, правда, история, когда Брежнев пытася перевернуть 14-ю «Чайку». Тогда в Москве собрали профессиональных водителей – офицеров КГБ. На кон была выставлена определённая сумма, которая достанется тому, кто перевернёт эту машину. Но «Чайку» никто не смог перевернуть. Машина широкая, центр тяжести низкий, подвеска мягкая.


ГАЗ-14 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: А безопасность при конструировании машины учитывалась?

Семён: Частично. Если машину сзади ударит, то силуминовое ушко, на котором крепятся рессоры, должно подломиться, и машина должна опуститься на мост. Безопасность при фронтальном ударе не просчитывалась. Машина была сделана, как и правительственный ЗиЛ, в рассчёте на возможный таран.

Фёдор: Сколько сейчас в России «Чаек» на ходу?

Семён: Около сотни, а то и меньше.

Фёдор: А сколько всего было изготовлено «Чаек»?

Семён: 13-х – 3 200 штук, 14-х – 1 104 автомобиля за 10 лет. 14-я «Чайка» - более редкая машина.


ГАЗ-14 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Есть ли сейчас предложения по продаже «Чаек»?

Семён: Сейчас таких предложений совсем немного. В основном, все машины сейчас находятся в Москве. В Петербурге – значительно меньше.

Фёдор: А в регионах?

Семён: В регионах их изначально было мало. «Чайка» была положена только Конмандующему округом и Секретарю областного Обкома. То есть всего 2 машины на область. В Москве и в Ленинграде машин, конечно, было значительно больше.

Фёдор: А в странах соцлагеря они тоже работали?

Семён: Разумеется. И в Польше, и в Чехословакии, и в ГДР, и в союзных республиках.

Фёдор: Каков был порядок цен на «Чайки» в 1990-х годах?

Семён: Хорошая «Чайка» в 90-х стоила $15000-20000. В то время квартира в центре Петербурга стоила примерно столько же, а, например, 21-я «Волга» третьей серии в идеальном состоянии стоила $2000.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: Примерно такое же соотношение цен – от 1:10 до 1:20 – сохраняется и сегодня.

Семён: Да, с той лишь разницей, что хороших «Чаек» сейчас в продаже почти нет.

Фёдор: А почему машина называется «Чайкой»? У других советских автомобилей не было «птичьих» названий.

Семён: Об этом можно только догадываться. Возможно, из-за эмблемы, напоминающей размах крыла чайки. Это название было дано машине ещё на заводе, а потом перекочевало в народ.

Фёдор: Каким образом у тебя появилась 13-я?


ГАЗ-14 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Насколько надёжной была «Чайка»?

Семён: Машина изначально не была рассчитана на пробки. Она всегда должна была ездить в сопровождении, по прямой. Машина выезжала из тёплого гаража и приезжала назад в тёплый гараж. Кузов изготавливался из английской высокопрочной стали, на точечной сварке. Из-за плавности хода и большого пространства внутри из «Чайки» даже пытались сделать кинооператорскую машину в 1990-х годах. В то время уже был опыт установки тяжёлого кинооператорского крана на представительский ЗиЛ-114. Но кузов ЗиЛа оказался прочнее кузова «Чайки», и профессиональную киноустановку смонтировать не удалось.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: У «Чайки» было два типа кузова?

Семён: Да, на ГАЗе изготавливали седан и кабриолет (фаэтон). Но 13-х кабриолетов изготовили всего 20 штук, 14-х – и того меньше. Ещё были пикапы-катафалки, выпускавшиеся на РАФе. Помню, у нас на автомобильном рынке в 1995-м году продавались два пикапа. Куда они делись – неизвестно.


ГАЗ-13 Чайка кабриолет. Фото Клауса Оберста. Источник - ru.wikipedia.org

Фёдор: Что касается агрегатной части – ты всё восстанавливаешь в оригинале?

Семён: Да, с технической точки зрения машины приводятся в полностью оригинальный вид, вплоть до гаек.

Фёдор: Как ты ищешь оригинальные запчасти?

Семён: В Москве сейчас вновь всё появилось. На «Чайки» новодельных запчастей никто не изготавливает, слишком маленький спрос, поэтому все запчасти оригинальные. Двигатель здесь стоит ГАЗовский. На 14-ю «Чайку» конструкторы ГАЗа очень хотели поставить АКПП от ЗиЛа, но им не разрешили. Пришлось оставить коробку от 13-й «Чайки», а она уходит корнями аж в 1950-е годы. По части ремонтопригодности АКПП – очень тяжёлый агрегат. В отличие от ЗиЛовской «коробки», для которой пробки – не проблема, «коробка» «Чайки» рассчитана на езду по прямой в спокойном режиме.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: Кстати, сколько выжимал?

Фёдор: Страшно было?

Семён: В общем-то, нет.


ГАЗ-14 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Все свои машины ты восстанавливаешь сам?

Семён: По большей части, да. Чтобы восстановить эту машину, я бы сказал, нужна определённая магия, колдовство. Нужно чувствовать каждую деталь, чтобы машина не просто передвигалась, а по-настоящему ехала. Вот, например, карбюратор. Казалось бы, не такая сложная вещь. Но ведь на ГАЗе имелся специальный двигатель, на который каждый карбюратор, предназначавшийся для «Чайки», ставили и регулировали. И была, как бы сейчас сказали, «тестовая» «Волга», которая обкатывала каждый «чайковский» карбюратор! И только после этого карбюратор снабжался специальными документами и ставился на «Чайку». А чтобы отрегулировать «чайковский» карбюратор без стенда, нужно иметь большой опыт.


ГАЗ-14 Чайка в процессе восстановления. Фото Фёдора Черноусова

Фёдор: Вопрос из разряда фантазии: как ты считаешь, возможно ли воскрешение отечественного строительства представительских автомобилей? Ведь со смертью последних ЗиЛов таких машин в России больше не производится. Все высокопоставленные пассажиры ездят на иномарках. Всё ли мы потеряли?

Семён: Думаю, это было бы очень и очень непросто. И вот почему. Мало кто знает, что в середине 1990-х годов пытались наладить производство «Чаек». Но оказалось, что в русле борьбы с привелегиями во время перестройки на 14-ю «Чайку» уничтожили все чертежи и всю конструкторскую документацию. Всю! Оборудование тоже уничтожили. Но на ГАЗе нашлись люди, которые понимали ценность «Чайки» для истории. Только благодаря им уцелели чертежи 13-й «Чайки». Остались кузова, шаблоны. Поэтому при очень большом желании реплику 13-й сделать можно.


ГАЗ-13 Чайка. Фото Семёна Смирнова

Фёдор: Ты говорил, что у тебя ещё есть машины в коллекции?

Семён: Да, «Волги». За весь период у меня было 10 «Волг». Но в приоритете у меня, конечно, «Чайки». «Чайки» – моё призвание.

ГАЗ-13 Чайка — правда и мифы про дизайн, двигатель от грузовика, АКПП и прочие особенности этого советского лимузина

Итак, давайте начнём подтверждать или развенчивать слухи про легендарную Чайку. Начнём с дизайна, который по слухам полностью скопирован с американских моделей, в частности, с автомобилей марки Паккард. Сразу скажу, что это миф, и ничего советские конструкторы не копировали.

При создании ГАЗ-13 Чайка перед советскими конструкторами стояла задача создать один из лучших и красивейших лимузинов в мире. Естественно, что было принято решение ориентироваться на американский автопром, который в те годы был лидером в этой области.
Перед тем, как начать создавать ГАЗ-13 Чайка, конструкторы и руководство Горьковского автомобильного завода тщательно изучили лучшие образцы американского автопрома, и остановились на Паккардах моделей Patrician и Caribbean.


В 1955 году эти две модели были куплены в США и доставлены в Советский Союз. Именно дизайн этих моделей стал основой, от которой отталкивался Борис Лебедев при создании своей Чайки, но называть Чайку копией Паккардов — это неправильно.

Уже сравнив пропорции Паккардов и ГАЗ-13 становится ясно, что стиль — это одно, а вот автомобили совершенно разные. Много у Чайки отличий даже внешних, а про технические отличия я вообще молчу. Ну и модель Caribbean была двухдверная, если что.

И последнее, дабы начисто разбить доводы скептиков, утверждающих, что в СССР могли писать всё, что угодно про оригинальность ГАЗ-13 Чайка, всё равно это копия американских Паккардов. 1958 год, Всемирная промышленная выставка ЭКСПО-58. Как вы думаете, какой автомобиль взял на этой выставке Гран-При? Да, это была советская Чайка! Очень сомнительно, что на иностранной выставке такого уровня стали бы давать Гран-При какой-то копии Паккарда.


ГАЗ-13 Чайка — правда и мифы про дизайн, двигатель от грузовика, АКПП и прочие особенности этого советского лимузина

Следующий миф про ГАЗ-13 Чайка касается автоматической коробки передач. Многие наши современники утверждают сейчас, что именно Чайка стала первым советским серийным автомобилем, который оснащался автоматической коробкой передач. На самом деле, это не правда. Ещё до появления ГАЗ-13 Чайка, на один советский автомобиль уже ставили АКПП именно классического типа — гидромеханическую трансмиссию. И этот автомобиль был Волгой!

Да, мало кто сейчас об этом знает, но на ГАЗ-21 Волга действительно одно время ставили АКПП. Было это в период с 1957 по 1959 годы, а ГАЗ-13 Чайку начали выпускать как раз-таки с 1959 года серийно. Волг было выпущено с АКПП около 1 500 штук, но так как в СССР полностью отсутствовала техническая база для обслуживания автоматических коробок передач, было решено прекратить выпуск Волг на автомате. Те же ГАЗ-21 с АКПП, которые были выпущены в период с 1957 по 1959 годы, через несколько лет эксплуатации поломались, и АКПП на них заменили на обычные механические коробки передач.

Теперь про двигатель ГАЗ-13 Чайка. Если вы в курсе, то должны знать, что на предшественников Чайки ставили шестицилиндровые двигатели. А вот Чайка получила двигатель V 8 с рабочим объёмом 5,5 литра. Так как в СССР на то время просто не существовало двигателей V 8, многие сейчас считают, что конструкторы завода ГАЗ просто взяли двигатель от грузовика, и переработали его для Чайки.

На самом деле, базой для двигателя Чайки стал двигатель V 8 от Крайслер. Именно на его основе и был создан двигатель ГАЗ-13, который изначально развивал 195 л. с, а потом его модернизировали до 215 л.с.

Так что тут дело обстоит с точностью до наоборот — именно на базе двигателя от Чайки создавали двигатели V 8 для советских грузовиков.

Ну и последний миф о ГАЗ-13 Чайка, гласящий о том, что этот лимузин назвали так в связи с названием более раннего ГАЗ-21 Волга. Согласно легенде, Чайка — это как будто птица, парящая над рекой Волгой, то есть Чайка превосходит Волгу, находится выше её.

На самом деле, Чайку назвали так действительно в связи с Волгой, но с Волгой-рекой, а не с Волгой-автомобилем. Дескать, жители Горького частенько любуются чайками, парящими над рекой Волгой, вот и новый советский лимузин такой же красивый и стремительный, как птица-чайка.

Ну, а вообще, Чайка должна была изначально называться не ГАЗ-13, а М-13, так как предыдущий лимузин назывался М-12. Но так как во время подготовки Чайки к серийному выпуску был снят со всех постов Молотов, то и автомобиль было решено переназвать, без всяких там напоминаний об опальном Молотове.


И ещё один нюанс — изначально хотели назвать ГАЗ-13 Стрелой, но потом всё же решили выбрать название Чайка — видимо, очень уж конструкторы Горьковского автомобильного завода любили свой город, не зря же появились такие названия автомобилей, как Волга и Чайка, ведь Горький — это город на Волге-реке.

Читайте также: