Реставрация вазы из керамики

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Реставрация фарфора

Реставрация фарфора

Из-за хрупкости, керамика и фарфор часто нуждаются в ремонте. Разбившуюся повседневную чашку можно заменить новой, но с антиквариатом и семейными реликвиями расстаться так же легко – не получится. Если вещь ценная и служит объектом инвестиций, её лучше отдать профессиональному реставратору, поскольку для устранения дефектов нужны специальные материалы и опыт работы. Самостоятельно восстанавливают предметы, которые дороги только как память и в дальнейшем не будут подарены или проданы третьим лицам.

Когда обращаться к профессионалам

Качественная реставрация керамики и фарфора стоит, порой, дороже самого изделия. При этом нет никакой гарантии, что вложения окупятся, поскольку ликвидность предметов с нарушенной целостностью снижается. Лучше предварительно посоветоваться с профессиональными реставраторами, а потом решить, нужна ли в конкретном случае их помощь. Некоторые особенно редкие и ценные предметы выгоднее продать в изначальном состоянии – их всё равно купят коллекционеры, поскольку альтернативы нет. Бывает и наоборот, если фарфор не относится к раритетам, правильнее найти такой же экземпляр, но целый, а не реставрировать повреждённый.

Реставрация фарфора - описание

Решаясь на восстановление, следует учитывать, что:

  1. Вещи, побывавшие в руках реставратора, покупают неохотнее, чем люксовые и дешевле как минимум на 30%. Например, статуэтка в целом состоянии, оцененная в 6000 рублей, при небольших утерях (отбиты мелкие детали) с последующим восстановлением, будет продана в лучшем случае за 4000.
  2. Покупать ли антикварное или винтажное изделие с дефектами в расчёте на последующую реставрацию? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сложить стоимость раритета и работы мастера, а затем сравнить сумму с аукционной ценой за целый аналог. Если первая цифра составляет не более половины второй, ответ положительный.
  3. Склеенной посудой крайне нежелательно пользоваться. Обычно мастер занимается низкотемпературной реставрацией, поскольку повторный обжиг, с целью устранения трещин и сколов, может привести к гибели изделия, изготовленного по старинным технологиям. А любые клеи и композитные материалы разрушаются от частого мытья, контакта с горячей пищей или напитками и вообще любых механических воздействий. К тому же подобные составы небезопасны для здоровья.
  4. Отреставрированную посуду покупают намного реже, чем статуэтки. Если ремонт делался для себя, сервиз лучше поставить на полку и только любоваться им, забыв о практической стороне. Исключение – конфетницы, декоративные тарелки, кольца и подставки под салфетки, которые не соприкасаются с продуктами напрямую.
  5. На стоимость восстановительных работ влияет наличие или отсутствие разбитых частей. Одно дело, когда мастеру приходится склеивать имеющиеся фрагменты и совсем другое – изготовление новой детали, особенно если трудно найти образец.

Реставрация фарфора - когда

Поэтому, по возможности нужно собирать все осколки разбитой вазы или статуэтки, в том числе и самые мелкие.

Виды реставрационных работ

Профессиональная реставрация фарфора делится на два направления: музейная и коммерческая. Задачи у них разные. При восстановлении музейного фонда важно сохранить подлинник, используя обратимые технологии и материалы. То есть, при необходимости все добавленные детали можно удалить, вернув изделию первоначальный вид. Применяются клеевые составы, которые впоследствии размягчаются нагреванием или помощью растворителей, позволяя расшить швы. Поздние добавления отличаются от оригинала по цвету и текстуре, следуя так называемому «правилу 6 футов – 6 дюймов». То есть на расстоянии 2 метра и более различия не видны, но приблизив предмет до 15 см, можно увидеть места присоединения чужеродных элементов.

Цель коммерческой реставрации прямо противоположная – сделать её незаметной для глаз. Не только посторонние люди, но и владельцы после проведённых работ, не могут найти места повреждений. У этого есть и обратная сторона. Качественно отреставрированные предметы на аукционах (в первую очередь онлайновых) получают характеристику «в отличном коллекционном состоянии», и предлагаются по цене полного сохрана. Чтобы не попасться на удочку недобросовестных продавцов, нужно понимать, что фарфор XVIII – XIX века, не получивший никаких повреждений, можно пересчитать по пальцам и его крайне редко продают на торговых площадках «средней руки». Лучше всего обращаться в проверенные магазины, а при покупке особенно дорогих предметов консультироваться с экспертами.

Виды реставрационных работ

Коммерческую реставрацию керамики и фарфора в какой-то степени можно назвать варварской. Владельцы повреждённого антиквариата не стремятся сохранить его в первоначальном виде. Некоторые детали, которые с трудом поддаются восстановлению, удаляются, отчего изделие теряет самобытность, разрушается авторский замысел, невозвратно утрачивается наследие мастеров прошлого.

Что можно сделать в домашних условиях

Фарфоровые предметы декора и посуду, которые не относятся к антиквариату или штучным предметам искусства, но связаны с важными для владельца событиями, можно попытаться восстановить самостоятельно. Для этого необходимы художественные навыки и аккуратность. Понадобится также набор реставрационных материалов: клей, красящие составы, шпаклёвки для заделки трещин, закрепители, лаки и так далее.

Рабочему месту обеспечивают хорошее дневное освещение, поскольку искусственное искажает некоторые цвета и углубляет тени, которые могут скрыть какой-нибудь малозаметный дефект. Желательно застелить столешницу пробковым ковриком – это защитит хрупкий предмет, если он случайно упадёт. Также опытные реставраторы советуют сводить к минимуму любые действия и как можно меньше «травмировать» фарфор: сверлить, подпиливать, обрабатывать наждаком.

Реставрация фарфора в домашних условиях

Последовательность работ

Независимо от того, что подлежит восстановлению – посуда, ваза или статуэтка, алгоритм действий примерно одинаковый. Сначала нужно оценить ущерб. Для этого изделие осматривают на свету, желательно под лупой, поскольку тончайшая трещинка в дальнейшем может расшириться, став серьёзной проблемой. Однако не стоит пытаться ликвидировать кракелюр, который образуется на глазури с течением времени или из-за нарушения технологии обжига. Он характерен для фаянса или майолики, а на качественных фарфоровых изделиях встречается крайне редко, когда художники используют цек как декоративный приём.

Реставрация фарфора - удаление загрязнений

Если объект реставрации ранее уже склеивался, старые швы расшивают, поливая его кипятком и отделяя фрагмент за фрагментом. Но на первом этапе изделие необходимо промыть, очистив от пыли и других загрязнений. Осколки обрабатывают ватным тампоном, смоченным в 10%-ом мыльном растворе, большие поверхности – мягкой, хорошо отжатой губкой. Нежелательно чрезмерно увлажнять тонкостенную керамику, иначе оставшаяся в порах вода, помешает качественному склеиванию. Нельзя использовать средства для мытья посуды или соду, они создадут агрессивную среду, которая может вызвать отслоение глазури.

Для защиты от повреждений, изделия промывают в пластиковом тазу или на пенопластовой подложке. Температура воды не должна превышать 50°С. В труднодоступных местах загрязнения удаляют щетинными кисточками или деревянными палочками. Запрещено царапать фарфор острыми предметами – нарушится глазурное покрытие. Сложные пятна обрабатывают растворителями: ацетоном, формальгликолем или этиловым спиртом, но ни в коем случае не номерными составами. Въевшуюся грязь на краях осколков можно почистить абразивными веществами, набрав их на ватную палочку или спичку. Далее все детали промывают чистой водой и тщательно просушивают.

Отбеливание

Для трещин в глазурном слое применяют отбеливающие компрессы. Можно взять 10%-й раствор лимонной кислоты или 3%-й перекиси водорода, но они не рекомендуются для окрашенных, позолоченных или покрытых росписью участков. Наименее агрессивен 25%-й водный раствор дезинфицирующего средства для ухода за детьми.

Одним из перечисленных составов смачиваем ватный тампон и накладываем на загрязнённое место. Поверхность вокруг желательно увлажнить, иначе при растворении появится тёмный ореол. Компресс держат от 3 до 24 часов. Чтобы жидкость не испарялась, сверху можно уложить несколько слоёв пищевой плёнки или поместить изделие (если оно небольшое) в полиэтиленовый пакет.

Предварительная сборка

Сначала монтируют отбившиеся фрагменты без склеивания, приблизительно запоминая порядок их расположения. На этом этапе можно оценить масштаб разрушений и понять, все ли фрагменты удалось собрать или остаются пустоты. Если осколков очень много, их лучше сначала рассортировать по группам: к примеру, сложить отдельно на столе ручки вазы, горлышко, подставку и так далее.

Предварительная сборка отреставрированного фарфора

Между собой фрагменты скрепляют светлым пластилином или скотчем. Важно делать это на внутренней части изделия, чтобы снимая вспомогательные фиксаторы, не «прихватить» декоративный слой. После демонтажа, следы скотча или пластилина удаляют ацетоном.

Монтаж на клей

Все склеиваемые поверхности следует предварительно обезжирить ацетоном или уайт-спиритом. Рекомендуется сначала соединить между собой мелкие фрагменты, уменьшая, таким образом, общее число осколков. Затем переходят к склейке крупных элементов. Обычно при «ремонте» фарфора используются двухкомпонентные составы из смол и отвердителя – разного вида эпоксидные клеи. Сборка происходит постепенно по мере высыхания предыдущих швов. Моментальный клей годится только, если отбит один кусочек изделия. Для сборки большого количества мелких элементов применяют термопластичные составы – ПВБ, ПБМА и БМК-5.

Соединив фрагменты изделия, ватным тампоном сразу удаляют лишний клей. Для светлоокрашенной керамики, в том числе и фарфора, в эпоксидку добавляют порошок титановых белил. Для терракоты используют коричневые и охристые пигменты. Таким образом, маскируются швы.

Монтаж на клей - реставрация фарфора

Реставрация утраченных фрагментов

В процессе склеивания, нужно двигаться снизу вверх. Осколки закрепляют скотчем до полного высыхания предмета. По истечении 24 часов, бритвенным лезвием удаляют выступающий клей. При этом нужно быть предельно внимательными и осторожными, чтобы не повредить фарфор.

Иногда все осколки собрать не удаётся или, из-за смещений в процессе монтажа, остаются пустые места. Для их заполнения (на профессиональном языке реставраторов – мастиковки), применяются те же клеи, что и в процессе сборки. Чтобы улучшить адгезию, клеевой состав предварительно наносят и по контуру «вставки». В цианокрилат или эпоксидку, добавляют сухой наполнитель, например, тальк, пока не достигнут консистенции мягкой глины. При необходимости, вводят также пигменты под цвет фарфорового покрытия. Если имеется небольшое отверстие между склеенными фрагментами или скол, его просто заполняют подготовленной массой, действуя пальцем или мастихином. После высыхания, остатки мастики удаляют шлифовкой.

Реставрация утраченных фрагментов

Если утерян большой фрагмент – край предмета, ручка или лепной декор, нужно создать форму из скульптурного пластилина, используя в качестве «болванки» аналогичные, но целые детали. Затем самодельный «молд» крепят скотчем и заполняют клеевой мастикой. После её высыхания, останется лишь удалить форму и зашлифовать долепленный фрагмент надфилем или наждачной бумагой нескольких номеров, завершая процесс «нулёвкой». Последний штрих – полировка поверхности фарфора чернильным ластиком.

Нанесение декора

После того как мастиковочная масса высохла, её можно расписать (при необходимости). В идеале используются краски для керамики, но можно обойтись и акрилом. Масло не подходит, поскольку темнеет при высыхании и рисунок будет отличаться по оттенку. Если узор достаточно сложный, можно скопировать похожий фрагмент на кальку, а затем перенести с помощью копировальной бумаги на участок, нуждающийся реставрации. Для имитации позолоты лучше всего взять металлизированные акриловые краски.

Иногда колеровки мастиковочной массы оказывается недостаточно и фон приходится дополнительно тонировать. Делают это акварелью, разбавленной белилами, чтобы убрать яркость оттенков. На восстановленный рисунок наносят несколько слоёв акрилового лака – лучше всего взять продукцию итальянского бренда Maimeri.

Нанесение декора на отреставрированный фарфор

Роспись, тонировку и финишное покрытие делают только при дневном освещении, тогда они будут максимально соответствовать оригиналу.

Восстановление мелкой пластики

В домашних условиях воспроизвести подобные технологии трудно. Но, следуя видео-уроку ниже, можно вернуть жизнь разбитой статуэтке, доставшейся от бабушки или купленной по случаю на блошином рынке. Конечно, если речь идёт о прославленном Мейсене, Гарднере или раннем Императорском фарфоровом заводе, нужно забыть о собственных амбициях и обращаться к профессионалам. А вот на мало востребованном ширпотребе, попробовать силы в реставрации однозначно стоит.

Ремонт фарфора и керамики своими руками



Обычно это происходит так: одно неловкое движение и ценный предмет фарфорового сервиза уже не так и ценен :-)

Пропустив через себя десятки различных статей/инструкций, выбрал несколько наиболее полезных методов и применил их к своему особому случаю, а именно:


  • Применение пчелиного воска для удержания фрагментов керамики/фарфора;
  • Применение двухкомпонентного клея для склеивания деталей;
  • Смешивание разрыхлителя с клеем для заполнения недостающих участков;
  • Применение строительного фена для удаления воска.


  • Пчелиный воск (или любой другой воск);
  • Строительный фен;
  • Двухкомпонентный клей (или любой другой клей, обеспечивающий надежное соединение);
  • Разрыхлитель.


Шаг 1: Склеиваем кусочки вместе


Убедимся, что все кусочки чистые. Возьмём немного воска и слегка разогреем (вручную или с помощью строительного фена), чтобы сделать его податливым. С помощью зубочистки нанесём клей тонким слоем на торцы кусочка и уцелевшей основы. Установим первую отломанную деталь. Следует удостоверится, что края кусочков подходят друг другу, как можно лучше. Раздавим пчелиный воск, чтобы он удержал приклеенный кусок, до того момента пока клей не затвердевает. При необходимости добавим воска. Важно, чтобы поддерживающая структура была стабильной.


Шаг 2: Продолжаем..


Снова сформируем мягкий шар из воска. Вставим его под второй сломанный кусок. Нанесём клей на кромку.

Совет. Намного легче сопоставлять детали, если наносить клей на прикладываемые куски, чем на основной чайник.

С равномерным усилием прижимаем деталь до тех пор, пока она не станет идеально подогнана и не останется там, где она должна находится.

Шаг 3: Совет касательно мелких кусков


Шаг 4: Заполняем отверстия


Для того, чтобы заполнить недостающие участи, необходимо сделать спец-состав.


Добавим небольшое количество разрыхлителя в клей и начнём перемешивать до тех пор, пока смесь не достигнет консистенции густой пастой.


Наносим пасту в отверстия на поверхности фарфора, пока они не будут закрыты. Через несколько секунд начинаем формировать и разглаживать поверхность пальцами.


Если она всё ещё слишком липкая, посыпьте на неё немного разрыхлителя.

Шаг 5: Удаляем воск


Даём клею достаточно времени для затвердевания (в моём случае шесть часов). Затем используя строительный фен, расплавим воск и удалить его из чайника.

Раз мы уж плавим воск, заранее подготовьте форму с фитилем, чтобы отлить свечу из расплавленного воска.

Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

Керамические и фарфоровые украшения можно найти практически в каждом доме. Статуэтки, которые остались от бабушек, теперь становятся раритетом и с каждым годом приобретают все большую ценность. Единственный недостаток – это их хрупкость. Одно неловкое движение и придется собирать осколки. Но не нужно сразу впадать в отчаяние. Возможно, вещь удастся спасти. Для этого понадобится клей для керамики.

Клей для реставрации

Каким клеем ремонтировать керамику

Керамика в отличие от фарфора не просвечивает, поэтому, если клеевой шов будет тонким, трещина может получиться совсем незаметной.

Склеить керамику можно одним из видов синтетических растворов на основе цианоакрилатов, которые продаются в магазинах или интернете:

  1. Если материал контактирует с пищевыми продуктами, то водостойкий клей для керамики ABRO EC–510 из эпоксидной основы, позволит создать невидимый шов, без вреда для здоровья. Это двухкомпонентный раствор, который замешивают перед склеиванием.

Перед началом реставрации нужно все заранее подготовить, потому что материал схватывается в течение 3–5 минут.

  1. Прозрачный клей «Секунда».
  2. Кристалл Момент.
  3. «Цианопан».
  4. «Монолит».
  5. «Марс».

Клей mars
Клей monolit
Клей cianopan
Клей kristall moment


Чем склеивать фарфор

Фарфор – это вид тонкой керамики, он просвечивает на свету. Для его починки нужны составы с наиболее легкой структурой, они создают прозрачный тонкий слой. Чтобы при просвечивании, трещина была менее заметна.

Чтобы провести ремонт фарфора, можно применить следующие виды сцепляющих компонентов:

  1. БФ-2.
  2. «Rapid Araldit».
  3. «Cosmofen CA-12».
  4. «STANGER».
  5. Пищевой клей. Его можно сделать в домашних условиях для реставрации фарфоровых статуэток или посуды.

Клей bf-2
Клей stanger
Клей rapid araldit


Что понадобится: пол-литра воды, 50 гр. сахара, 50 гр. гашеной извести.

Вода должна быть чистой, без ржавчины, иначе раствор получится желтым.

Все смешать, поставить на малый огонь и выдерживать на плите 3 часа (не давать кипеть). Раствор оставить на 4–5 часов, пока лишняя жидкость не отслоится. Ее нужно аккуратно слить.

Далее в раствор добавить 200–250 гр. сухой смеси для укладки кафеля и перемешать. Плотно закрыть крышкой и оставить на ночь.

После того, как раствор отстоится, опять слить жидкость и прокипятить 10–15 мин. Клей готов.

Если у вас есть белый гипс без примесей, можете изготовить клей для фарфора самостоятельно. Для этого вам понадобится:

  1. белок от куриного яйца;
  2. 2 ст.л. гипса.

Что делать: белок отделить от желтка. Немного взбить, чтобы получилась мягкая пена. Добавить порциями гипс и хорошо перемешать.

Полезное видео по теме:

Универсальный клей для обоих материалов

Когда нет возможности определить тип материала, можно применять универсальные составы для реставрации.

К таким составам относятся:

  1. Обычный казеиновый раствор, российского производства.
  2. Connetic – универсальный эпоксидный материал.
  3. Карбинольный клей.
  4. Самодельный состав из белка и соды.
  5. Porcelain Potch – не только склеивает, но и защищает изделие от влаги.
  6. Титан.

Титан клей


Важные нюансы в ходе склеивания

Выделяют следующие особенности:

  1. Все керамические детали нужно тщательно просушить перед тем, как склеить не менее суток. Поскольку керамика и фарфор материалы пористые, даже если поверхность скола будет сухой, в мелких углублениях может находиться жидкость.
  2. Все осколки собирают, закреплять начинают более крупные, заканчивают мелкими.
  3. Если не удается склеить полностью гладкую керамическую поверхность, то трещины или выемки от недостающих кусочков заполняют эпоксидной смолой или мастикой, шлифуют.
  4. Если откололся край с фарфора позолотой, то восстановить его можно при помощи красок. Перед тем как окрашивать, нужно подобрать оттенок.
  5. Если реставрация фарфоровых статуэток проводилась раньше, перед нанесением свежего клеевого слоя удалите старое вещество. Для этого можно применить растворитель или ацетон.
  6. Чтобы зафиксировать положение деталей, пока сохнет шов, в зависимости от формы фарфоровой посуды ее можно перетянуть резинками для денег. Если закрепить все осколки сразу не получится на основании, работают поэтапно, после приклеивания каждого скола, полностью просушивая.
  7. Фарфор более тонкий, чем керамика, поэтому при сильном давлении может растрескаться дальше.
  8. Для работы с мелкими кусочками удобно пользоваться пинцетом или рейсфедером.

Реставрация фарфоровых статуэток

Чтобы вернуть прежний вид фарфоровым предметам, нужно действовать аккуратно и не торопиться.

  1. Собрать и промыть все детали с мыльным раствором. Ополоснуть водой, просушить на бумаге. Чтобы не порезаться, можно промыть элементы в пластиковом дуршлаге.

Не вытирайте осколки кухонным полотенцем, на острых краях могут остаться волокна ткани.

  1. После просушки обработайте края ацетоном или спиртом, чтобы обезжирить.
  2. Собрать фарфоровые осколки как пазл, чтобы посмотреть заранее, что куда клеить.
  3. На места поломки керамики нанесите тонкой кистью слой клея, оставьте на 5–10 мин.
  4. Затем снова нанести второй слой клея, плотно прижать два кусочка. Немного подержать, пока состав не начнет схватываться. Чистой нетканой салфеткой убрать остатки сцепляющего раствора, веществу набрать прочность 1–2 часа.
  5. Повторить с остальными кусочками керамики, оставить на 24 часа для полной просушки.
  6. После того как клей полностью высохнет, подкрашивают акриловыми красками трещины, если предмет не применяют для пищевых продуктов.

Интересное видео по теме:

Как ухаживать после реставрации

Когда реставрация фарфора или керамики завершена, к восстановленному предмету требуется особый подход.

  1. Чтобы трещины не пошли дальше, не мойте посуду горячей водой.
  2. Не применяйте абразивные средства при мытье.
  3. Не нагружайте посуду тяжелыми предметами (не кладите в отреставрированные чаши фрукты).
  4. Не используйте посуду для повседневного приема пищи.

Старайтесь, чтобы на посуду или фарфоровые статуэтки не попадала влага. Вода будет вымывать клеевой шов, и он может разрушиться. Протирайте пыль с керамики мягкой сухой тряпочкой, без средств для уборки.

В заключение

Чтобы керамика или фарфор служили дольше и радовали своим видом, убирайте их повыше в шкафы со стеклянными дверцами, чтобы дети или животные не могли их опрокинуть. Если все-таки посуда разбилась, собирайте осколки в перчатках, чтобы не порезаться.

Следуйте нашим рекомендациям и делитесь своим опытом восстановления фарфора и керамики в комментариях и социальных сетях.

Музейная реставрация керамики и фарфора своими руками. Как склеить?

Керамические изделия и глиняная посуда имеют много хороших качеств. Пожалуй, главный их минус – это хрупкость: одно неловкое движение и перед нами вместо вазы, кувшина, глиняной тарелки или фарфоровой чешки – кучка черепков. Это бывает очень обидно, особенно когда вещь "дорога как память".

Ремонт керамики. Чем можно склеить керамику и фарфор?

Чтобы восстановить винтажные и старинные керамические изделия можно применять методы музейной реставрации керамики и фарфора. Особенно подходит для случаев, когда приходится собирать керамику по мелким кусочкам.

Весь процесс ремонта керамики можно разбить на несколько последовательных этапов.

Подборка разбитых частей (фрагментов) и их монтаж – первое с чего нужно начать работу. Формально это значит собрать все куски и разложить их перед собой на столе в правильном порядке.

Предварительная сборка. Перед склеиванием необходимо провести предварительную сборку фрагментов. Это нужно, чтобы убедиться, что все части на месте, а также выбрать оптимальную последовательность склейки керамических осколков для наиболее плотной подгонки их друг к другу. Чем точнее будут подогнаны части, тем менее заметны будут линии склеивания.

Только затем следует, непосредственно, склеивание керамики.

ПОМНИТЕ: чем больше частей – тем сложнее склеивать керамику. Клеевой шов тоже имеет свою толщину.Наращивание неточностей, может привести к тому, что точно подогнать последние фрагменты будет невозможно.

Кроме того, могут возникнуть большие трудности с точным совмещением осколков из-за внутренней деформации в керамике разбитого изделия. Остаточная деформация может проявляться в разной степени в зависимости от различных факторов (формы изделия, размера и толщины осколков, плотность черепков, состава керамики и т.д.) и сыграть злую шутку даже при восстановлении целостности изделия, расколотого всего на несколько крупных фрагментов.


Склеивание керамики и фарфора в домашних условиях.

Нам понадобится эпоксидный клей. Его применяют, когда важна прежде всего высокая прочность склейки. Он обладает хорошей проникающей способностью и подходят для склеивания крупногабаритной и плотной керамики, а также частей, на которые приходится значительная нагрузка.

Пористую керамику предварительно перед склеиванием обрабатывают бесцветным пропиточным составом на основе сополимера БМК-5 и растворителя в концентрации 3-5% (можно варьировать до 5-7% в зависимости от плотности материала). БМК-5 можно использовать как клеевой состав – вязкость, которого регулируется концентрацией порошка – но этот клей уступает по прочности эпоксидному.

Чтобы снизить заметность швов на цветной керамике в клеевой состав БМК-5 можно добавлять порошковый краситель.

Также пригодятся малярная лента, резинка, воск или светлый пластилин нужен для формирования каркаса и фиксации элементов.

Ремонт керамики и глиняной посуды. Как это происходит шаг за шагом:

  1. Возьмите черепок с которого начнётся склейка. Обычно это самые большие черепки, к которым приклеивают более мелкие; черепки в основе, нижней части изделия.
  2. Если керамика пористая, места склеивания сначала нужно очистить кисточкой от пыли и укрепить пропитывающим составом на основе БМК-5. Состав наносят несколько раз через 5-10 минут до появления небольшой плёнки на поверхности разлома, которая говорит о достаточном насыщении материала.
  3. Затем на место разлома равномерно наносят клей и плотно прижимают части друг к другу. При необходимости, части фиксируют (чтобы не держать руками до застывания клея).
  4. Фиксация производят с помощью воска или пластилина. С его помощью черепки закрепляют с внутренней стороны изделия. Таким образом формируется каркас, на котором держатся осколки. Иногда удобно стягивать вместе части с помощью резинки или фиксировать их малярной лентой, которую следует наклеивать поперёк шва.
  5. Методично, черепок за черепком, следует восстановить разбитую керамику. Не стоит спешить и сразу пытаться склеить все изделие: приклеивайте по одному, или 2-3 осколка, не больше.
  6. Мелкие осколки можно склеивать клеем БМК-5 высокой вязкости, с концентрацией сухого вещества 10-15%. А поскольку такой клей не способен обеспечить такую же высокую прочность склейки как, например, эпоксидный клей, чтобы сделать изделие более прочным, эти участки можно укреплять изнутри пропитанными клеевым составом кусочком стеклоткани. . Часто после сборки крупных частей на керамике остаются заметные трещины и сколы. Убрать их или сделать менее заметными можно с помощью мастиковки. Для этого специальным составом (разрыхлителя, клея и цветного пигмента/красителя, если такой нужен) затирают швы и заполняют полости. С помощью техники мастиковки бесцветным, белесым составом хорошо убирать паутинку швов при реставрации фарфоровых статуэток и посуды.
  7. Когда куски керамики склеены, можно убрать фиксирующий каркас из пластилина или воска. Если он слишком твердый, размягчите его нагрев феном.

После просушки можно протереть или вымыть изделие, если есть такая необходимость.


Фиксация керамики резинкой при склеивании

Чем еще можно склеить керамику? Какой клей использовать?

Чем еще можно склеить керамику мы писали в одной из предыдущих статей. Например для этого можно использовать матовый клей-лак для фарфора. Но самый простой способ ремонта керамики - с помощью супер-клея. Это более быстрый и простой (но не универсальный и не всегда подходящий) способ склеить керамику. Он подходит если перед нами не старинная керамика и не китайский фарфор династии Тан или Сун.

Как склеить керамику обычным супер-клеем:

  • Соберите все осколки и очистите их.
  • Проведите предварительную сборку.
  • Обезжирьте место склеивания. Для этого можно протереть разлом ацетоном или уксусом.
  • Распределите равномерно клей на месте разлома.
  • Соедините части и дайте просохнуть.
  • Пористую керамику сначала пропитайте супер-клеем, а только затем склеивайте части повторно нанеся на них клей.
  • На отреставрированные фрагменты глиняной посуды можно нанести глазурь.

Преимущества метода: хорошая проникающая способность клея, высокая надежность швов, термоустойчивость, подходит для плотной тяжёлой керамики и фарфора, части не нуждаются в длительной фиксации.

Недостатки метода: быстрое затвердевание, невозможность коррекции осколков (если приклеили, то уже намертво), заметность клеевых швов.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Не рекомендуется реставрированную посуду использовать по назначению. Вредные вещества в составе клея могут выделяется в продукты при приготовлении и хранении.

Не существует универсального клея для керамики и фарфора, поскольку глиняная посуда и керамические изделия могут очень сильно различаться по своим свойствам и характеристикам.

Поэтому существует множество различных способов и техник склеивания керамики и фарфора. Определить какой из них лучше и какой выбрать клей, можно отталкиваясь от конкретной задачи и свойств конкретного керамического изделия. Часто приходится идти опытным путём.

Ремонт керамики – это достаточно большой пласт знаний, который требует глубокого погружения, если вы решили освоить этот навык на высоком уровне.

Музейная реставрация керамики и фарфора. Что почитать?

Для тех, кто хочет углубиться и досконально изучить ремонт керамики и фарфора, полезно будет почитать серьёзную литературу по теме. Очень подробно и основательно процесс и методы музейной реставрации керамики и глиняной посуды описаны в книге «Реставрация музейной керамики: Методические рекомендации», 1999 года, издательства ВХРНЦ им. ак. Грабаря.


В этой книге собрано всё пригодиться практикующему реставратору. Она достаточно хорошо иллюстрирована и охватывает все аспекты и этапы реставрационных работ.

Это, пожалуй, одно из лучших пособий на сегодняшний день, предназначенное для специалистов, музейных реставраторов керамики, как начинающих, так и с многолетним опытом работы. При составлении учебного пособия авторы опирались на многолетний практический опыт реставрации керамических изделий.

Способы реставрации фарфора и правила ухода за ним

Реставрация фарфора и керамики — сложный и трудоемкий процесс, который требует терпения и аккуратности. Кроме того, необходимо обладать определенными навыками в работе с подобными изделиями. Если опыта в реставрации у вас нет, то лучше доверить работу профессионалам, особенно если речь идет об антикварном предмете.

Склеиваем трещины

Ремонт фарфора, который разлетелся на осколки, стоит начинать со сбора осколков и их сопоставления. Склеивать фарфор стоит по следующей схеме:

  1. Керамику клеят только в чистом виде, поэтому перед процедурой ее стоит промыть.
  2. Сопоставляют все осколки, начиная с мелких и заканчивая крупными.
  3. Крупные осколки клеят в последнюю очередь.
  4. После нанесения клея изделие должно подсохнуть в течение 24 часов.
  5. Убрать следы склеивания поможет специальная паста или мастика.

Начнем с вопроса о том, чем склеить фарфор. Ответ на него прост: склеить поверхность изделия поможет клей, который продается в магазине. Купив такой клей можно смело начинать реставрацию. Но перед тем как клеить осколки, их нужно хорошо промыть, для этого подойдет теплая вода с моющим средством.

реставрация фарфора

Если есть необходимость, то края изделия, мелкие и крупные осколки протирают ацетоном или растворителем.

Обезжирив поверхность, необходимо сопоставить все осколки: начинать стоит с мелких, так как крупные склеивать проще. Если мелкий осколок был утерян, то его можно заменить. Также для этого подойдет небольшое количество клея, которое фиксируют пальцами. Остатки клея убирают при помощи ватного тампона.

Если клей останется на поверхности надолго и засохнет, то убрать его с изделия будет сложно, ведь ацетон или растворитель способен повредить керамику и стереть эмаль или позолоту.

После склейки керамику оставляют сохнуть на сутки. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы клей зафиксировал и заполнил трещины.

После склейки мастера используют мастику или пасту на основе фарфора или стеклянной пыли. С ее помощью удаётся убрать трещины и сделать реставрацию незаметной.

Реставрация фарфоровых статуэток начинается с головы, поскольку именно лицо и голова статуэток страдают больше всего. Если требуется восстановить целостность покрытия и рисунок, то на фарфор наносят либо акриловые краски, либо эмаль. Цвет подбирается индивидуально. Эмаль подходит идеально, поскольку она используется для нанесения рисунка на керамику и фарфор.

Если от статуэтки откололась часть, то нужно приклеить ее с помощью клея, шов затереть мастикой — так он продержится дольше.

А как склеить фарфор, если не хватает большого осколка? Для этого можно использовать пластилин. Пластилин подбирают по цвету, обрабатывают клеем, а после заполняют трещину. На реставрированную поверхность стоит нанести рисунок для того, чтобы восстановительные процедуры были менее заметны.

Как восстановить позолоту на фарфоре?

Реставрация керамики и фарфора, на поверхности которых находиться позолота, — это достаточно сложно выполнимое действие в домашних условиях. Если предмет обладает исторической и культурной ценностью, его можно отнести к антиквариату или раритету, то лучше воспользоваться услугами мастера. Если такой возможности нет, то кое-что можно сделать и самостоятельно.

Позолоту восстанавливают тремя основными способами:

  • наносят сусальное золото на керамику;
  • покрытие восстанавливают при помощи специальных красок;
  • частично клеят, обрабатывая стыки.

Керамический предмет, на поверхности которого есть позолота, можно восстановить при помощи сусального золота. Его наносят на поверхность фарфора тонким слоем, фиксируют при помощи клея. Опасность такого метода реставрации заключается в том, что нужно стыковать части сусального золота с уже имеющимся рисунком. Если наносить его на поверхность позолоты, то после проведенной реставрации рисунок будет иметь неровности.

Использование красок имеет несколько нюансов: нужно подобрать цвет, краски наносятся тонким слоем. Чем тоньше слой, тем лучше смотреться позолота. Если на поверхность изделия наносить краски несколькими слоями — это будет выглядеть не слишком аккуратно. Цвет подбирают самостоятельно, точно установить оттенок бывает сложно, поэтому нередко требуется устранить оставшуюся краску с поверхности посуды.

Сусальное золото клеить можно по стыку, также по стыку наносят позолоту. Если оттенок красок имеет сходство с позолотой, тогда реставрация не вызовет особых затруднений. Краску наносят на керамику при помощи тонкой кисти; если есть необходимость, то можно удалить краску с поверхности изделия при помощи ацетона.

Ацетон или растворитель хорошо справится с красками, но в результате такой обработки может пострадать и сам предмет. В результате такой манипуляции некоторое количество позолоты удалится вместе с краской или клеем, который использовали для сусального золота.

Как ухаживать?

Посуда из фарфора и керамики, которая подверглась реставрации в домашних условиях или только что покинула пределы мастерской, нуждается в особом уходе:

  1. Не стоит использовать для мытья посуды агрессивные средства.
  2. Изделия не рекомендуют мыть в горячей воде.
  3. После реставрации посуду не стоит использовать повседневно.

Если вещь имеет отношение к антиквариату, то после восстановления ее лучше оставить в шкафу на полке и не использовать в повседневной жизни. Мыть такое изделие рекомендуют только теплой водой, после протирать мягкой тряпочкой.

Постепенно швы, которые были обработаны, теряют герметичность, вода и реагенты разрушают клей и мастику, поэтому часто мыть фарфор или керамику не рекомендуется. Но стоит иметь в виду, что посуда, которая хотя бы раз подверглась реставрации, обязательно окажется в руках мастера повторно.

Реставрация вазы из керамики

Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Красноармейская, 2

Керамические изделия ручной работы на заказ

Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Красноармейская, 2

Как восстановить керамическую посуду


Хорошая керамика довольно прочна, но даже она может нечаянно разбиться. Если вещь жалко выбрасывать, нужно попытаться ее отремонтировать. Склеить керамическую посуду так, чтобы она не потеряла привлекательного вида, можно, но необходимо подобрать подходящий клей, а также приложить терпение и старание.

Готовые клеевые составы


Если вы не знаете, чем заклеить керамическую посуду, зайдите в магазин и посоветуйтесь с продавцом. Промышленность предлагает большой выбор клеев для керамики. Чаще всего применяются цианоакрилатный суперклей, «БФ-2», «Марс», Rapid, «Мекол», эпоксидный клей, UHU Porzellan Keramik. Однако склеенную таким средством вещь нежелательно использовать для приготовления еды или хранения продуктов, поскольку при контакте с пищей клеевой состав может выделять вредные для здоровья вещества.

Если хозяева планируют и дальше использовать посуду по прямому назначению, для реставрации ее можно взять ПВА — он считается одним из самых безвредных и экологичных клеев. Сверху нужно будет нанести лак для керамики.

Клеевые растворы самостоятельного приготовления


Клей для керамики можно приготовить дома собственноручно. Приведем несколько популярных рецептов.

Способ 1

Смешайте яичный белок с гипсом. Учтите, что после приготовления клея с ремонтом затягивать нельзя — полученная субстанция очень быстро твердеет.

Способ 2

Растворите казеин в силикатном клее или жидком стекле.

Способ 3

Приготовьте насыщенный раствор алюминиевых квасцов, замочите в нем гипс. Через сутки состав нужно высушить, размолоть в порошок и замесить на воде.

Способ 4

Взбейте яичный белок в пену, оставьте на сутки. Затем добавьте к нему пищевую соду так, чтобы по консистенции смесь была похожа на тесто.

Способ 5

Размелите сухой мел до состояния зубного порошка и растворите его в жидком стекле (соотношение по массе 1:4).

Способ 6

Смешайте казеин, буру, воду в равных долях, добавьте 2 или 3 капли формалина. Клеем можно будет пользоваться, когда он застынет — через 2–3 часа.

Способ 7 («пищевой клей»)

  • Возьмите по 100 г гашеной извести и сахара, смешайте с 1 л воды.

Данный состав сложнее предыдущих, но он считается наиболее эффективным. Если в рецепте не указано по-другому, все клеи должны напоминать по консистенции сметану.

Как клеить керамическую посуду — этапы процесса


1. Подготавливаем склеиваемые поверхности. Если вещь ранее ремонтировалась, удаляем следы старого клея. Для этого смачиваем ватную палочку ацетоном или другим растворителем, очищаем сколы.

2. Моем все части изделия теплой водой с моющим средством для посуды. Керамика имеет пористую структуру — влага может содержаться в порах, даже если скол выглядит сухим. Поэтому оставляем вещь минимум на сутки, чтобы она полностью высохла.

3. Составляем схему расположения частей, раскладываем их перед собой. Поскольку работать нужно быстро, необходимо заранее определить местонахождение каждой детали. Работу нужно начинать с наиболее крупных осколков, заканчивать самыми мелкими. Если частички очень маленькие, их можно брать пинцетом. Поскольку битой керамикой легко порезаться, лучше надеть перчатки.

4. Кисточкой или зубочисткой равномерно наносим на скол тонкий слой клея. Даем ему подсохнуть, мажем деталь клеевым составом во второй раз.

5. Соединяем склеиваемые части и держим, пока клей не схватится. При этом состав частично выдавливается наружу, его нужно аккуратно убрать ватной палочкой. Фрагменты можно фиксировать не руками, а пластилином, скотчем или поделочной глиной.

6. Вторую деталь начинаем клеить после того, как первая хорошо приклеится.

7. Склеенную вещь нужно зафиксировать с помощью струбцины или жгута. Если предмет маленький, его можно поместить в коробочку с песком. Чтобы шов окончательно схватился, керамику оставляют в зафиксированном положении на 2–3 дня. После того как клей высох, его излишки срезают тонким лезвием.

Если изделие не удалось восстановить полностью и на его поверхности остались выемки или трещинки, их заполняют мастикой либо эпоксидной смолой, а затем шлифуют. Чтобы скрыть шов, можно также использовать жидкое стекло и краску для керамики.

Как склеить керамическую посуду для духовки

Бывает, что разбитая вещь не только служит украшением дома, но и имеет практическое значение. Как же отремонтировать глиняную посуду так, чтобы ей можно было пользоваться в дальнейшем? Для этого можно использовать ПВА и специальный лак или медицинский силикон.


Некоторые мастера рекомендуют следующий метод. Нужно смешать творог с негашеной известью, затем растереть смесь до образования вязкой густой массы. Полученный состав используют для склеивания частей предмета.

В любом случае не спешите выбрасывать разбитую вещь — быть может, ее удастся спасти.

Брак и ремонт керамических изделий ручной работы

Керамические изделия пользуются популярностью во всех уголках планеты. Высокое качество и эстетичный вид – залог такого успеха. Как и у любого другого материала, может появиться брак керамики. Важно знать, как определить наличие дефекта и по - возможности избавиться от него.

Почему возникает брак

Причины, по которым возникают те или иные изъяны готовой посуды, можно условно разделить на три группы. Погрешность возникает на различных этапах обработки: образование черепка, глазурование, декорирование.

Дефекты на этапе заготовки

Основой керамической утвари является смесь из глины (каолина) и примесей. За подготовкой глиняной массы следует формирование предмета. Основные ошибки, возникающие на первичной ступени, выражаются в:

  • Деформации, что в большинстве случаев можно заметить невооруженным взглядом.
  • Пузырях. «Прыщи» - это следствие химической реакции во время закаливания черепка. Газ выделяется позднее, чем необходимо, образуя полости под обожжённым слоем.
  • Выбоинах на дне и/или краях изделия.
  • Неправильном прикреплении функциональных деталей( ручек, носика и прочего.)
  • След, который остается от другой посуды при соприкасании во время закаливания глины.
  • Изменения прозрачности фарфора и белизны заготовки.

Брак при глазуровании изделия

Товар с дефектной глазировкой встречается чаще, так как найти мелкие изъяны достаточно сложно. Чтобы приобрести качественную посуду следует обратить внимание на:

Трещины под слоем глазури говорят о нарушениях при сушке и обжиге. Слабые места – зоны прикрепления ручек, ножек. Дефект уменьшает срок службы изделия, делает не гигиеничным.

Скол эмали возникает при использовании некачественного состава покрытия или при несоблюдении правил хранения и перевозки товара.

Уплотнения на поверхности изделия заметны по краям. Характеристики товара подобный брак глазури не занижает, но влияет на внешний вид.

В гончарном промысле есть слово «цек»- тонкие волосообразные трещины в керамике. Посуда с подобным изменением не гигиенична и, зачастую, служит непродолжительное время. Из- за негерметичности эмали влага впитывается в глиняный состав, ускоряя разрушение изделия. Товар из фаянса и майолика чаще подвергается цеку.

Отслойка края посуды возникает в случае, когда при обжиге черепок и глазурь расширяются неравномерно. Плешины образуются при недостаточной очистке заготовки от грязи перед нанесением эмали.

Сколы, изменение цвета, трещины на керамической посуде и множество других изъянов, возникающих на первых этапах, не благоприятно сказываются на качестве, гигиеничности и сроке службы товара.

Дефекты декора

Изъяны внешнего вида не влияют на процесс эксплуатации. к дефектам декора относятся царапины, пузырении краски, блеклости, помарок и прочие недочеты.

Ремонт бракованной керамики

Разбитую или бракованную вещь можно отремонтировать самостоятельно. В зависимости от конкретного дефекта реставрация происходит путем:

1. Склеивания разбитых частей предмета.

2. Заполнения сколов и трещин на керамической посуде.

Ремонт керамики своими руками – кропотливое занятие, требующее внимательности и аккуратности. Для того починить разбитое изделие, нужно определиться какой клей использовать. Один извариантов – приобрести в магазине специальную смесь для склеивания фарфора и керамики. Второй способ – сварить состав клея в домашних условиях.

Фарфоровые и керамические изделия во время ремонта нуждаются в разных составах клейкого вещества. Для обычных изделий используется супер – клей: Монолит, Супер – клей, Сила и другие. Для фарфора применимы - STANGE, RAPID, эпоксидная смола BIZON и пр. Универсальное средство - Porcelan Potch. Использовать посуду, обработанную химическими средствами не всегдабезопасно, если она подвергается нагреванию. Более безопасный состав имеют пищевые клей.

Как приготовить клей в домашних условиях

Ингредиенты: супер – клей или другой эффективный, один пакетик разрыхлителя для теста( другой порошковый краситель) , воск, мастихин.

Ремонт глиняной посуды приготовленным составом

  1. С помощью воска закрепите с внутренней стороны предмета отколовшиеся части. Должна образоваться восковая ось, на которой держаться осколки.
  2. Места скола смажьте клеем и плотно прижмите друг к друг, воссоздавая целостность.
  3. Поэтапно восстановите разбитую керамику.
  4. Если не найдена деталь, замените ее пластилином или мастихином. Вылепите недостающий объект и покройте его пастой из клея и красителя. Если не достает куска в середине конструкции – вотрите мастихин или гипс в полость.
  5. Если после сборки крупных частей обнаружилось, что на керамике видна сеть трещин или небольшой скол – приготовьте состав. Необходимо смешать разрыхлитель и клей до образования белесого цвета. Подобная техника подходит для фарфора.
  6. Аккуратно распределите массу в полости.
  7. С помощью фена растопите восковой каркас (после просушки) и вымойте изделие.

Приклеить осколки супер – клеем или любым другим можно самостоятельно:

  • Разбитую посуду подготовьте к работе, собрав все осколки.
  • Необходимо протереть края ацетоном или другим обезжиривающим средством.
  • Распределите равномерно клей на месте разлома и дайте просохнуть.
  • Повторно смазать края и зафиксировать части.
  • Не следует формировать предмет полностью. Процесс должен быть постепенным – после приклеивания нескольких осколков им нужно дать просохнуть.
  • Если есть возможность и желание, отреставрированный участок можно покрыть глазурью.

Не рекомендуется реставрированную посуду использовать в прямом назначении. Вредные вещества в составе клея выделяется в продукты при приготовлении и хранении.

Как и чем заделать трещину в глиняной посуде

Брак керамических изделий не всегда может проявляться явно. Мелкие изъяны легко не заметить при покупке. Со временем можно трещины на керамике становятся видимыми.

Для реставрации потребуется клей и пигмент под цвет посуды (для белого- разрыхлитель, титановые белила). Смешайте клей и порошок для окрашивания. Обезжирьте изделие ацетоном. Нанесите ватной палочкой приготовленную пасту. Уберите излишки с глазури. При необходимости после просыхания используйте чернильный ластик. Покройте глазурью.

Столовая утварь из керамики должна быть качественной и не иметь брака. Не рекомендуется использовать посуду, если керамика треснула или появились другие изъяны глазури. Разбитую или бракованную, но любимую вещь можно отреставрировать. Ремонт керамической посуды по силу сделать самому или обратиться к мастеру. А если вы хотите научиться создавать качественную посуду своими руками предлагаем посетить гончарная школу Колокол.

Читайте также: