Rtti bmw как работает

Обновлено: 05.07.2024

Перспективное меню технологий от BMW

Лет тридцать назад портрет классического покупателя BMW в Европе выглядел так: это был хорошо обеспеченный человек, знающий толк в управлении автомобилем и езде за рулем. Но сегодня в рядах покупателей BMW подобных людей становится меньше и меньше. Теперь большинство клиентов рассматривают покупку BMW иначе - как приобретение дорогого и статусного автомобиля, напичканного электронными системами, для банального перемещения по городу и шоссе.

И BMW это отлично понимает! Именно поэтому каждое последующее поколение их модели становится все сильнее напичкано электроникой. Для большинства людей - подобный вектор развития понятен и очевиден, для истинных ценителей BMW, из старой гвардии поклонников бренда - нет. Но ответ кроется в том, что их меньшинство. Людей, желающих ездить без участия электронных систем, - мало. А идти вперед, опережая конкурентов, - необходимо. Это подтверждают даже сами конкуренты, то есть дилеры ягуар.

Специально для этого в Мюнхене у BMW есть собственный исследовательский центр, в котором придумываются, испытываются и реализуются идеи будущего. Там завтрашний день уже наступил сегодня: автомобиль сам напоминает о своем местонахождении на карте в мобильном телефоне и готовит к вашему приходу нужную температуру в салоне. Вы включаете лазеры фар, легким пассом руки в воздухе открываете меню бортовой системы, навигация рисует стрелки подсказок прямо на дороге, а система безопасности предугадывает все риски на две минуты вперед.

Система RTTI (Real Time Traffic Information) будет работать на опережение, на шаг вперед. Ее задача - заглядывать вперед на две минуты или на ближайшие 500 метров пути. На сегодня это максимально достижимые показатели, хотя в будущем инженеры могут повысить ее возможности. В своей работе RTTI будет опираться на протокол мобильной связи GSM, с помощью которой система сможет периодически обмениваться данными с другими машинами на дороге. По этим сигналам можно судить, с какой скоростью движется автомобиль, где застрял в пробке или попал в аварию. Примечательно, что по европейским законам с 2015 года каждая новая машина должна иметь передатчик, автоматически подающий в эфир сигнал о срабатывании подушек безопасности. Кроме этого, RTTI дополнительно должна взаимодействовать с дорожной инфраструктурой, полицией, ремонтными бригадами и прочими участниками организации дорожного хозяйства. Все данные системы будут отображаться вместе с информацией навигационного интерфейса и непрерывно советовать водителю, как маневрировать, с какой скоростью и каким маршрутом лучше ехать.

Немецкие инженеры работают и над повышением интеллекта бортовой навигации, которая будет прокладывать маршруты следования, опираясь на показатели RTTI, стараясь провести автомобиль по зеленой волне светофоров, а если поймет, что из-за пробок владелец опаздывает на встречу, предложит пересесть на общественный транспорт, попутно подсказав нужный номер маршрута и ближайшую остановку. В этой связи интересно посмотреть на реакцию русского владельца BMW, который неоднозначно, и скорее всего, с оскорблением воспримет предложение о пересадки с автомобиля в общественный транспорт. В дополнение к этому, навигация нового поколения со временем научится рассчитывать оставшийся запас хода, а при его сильном снижении проложит путь до заправки, попутно выведя на лобовое стекло прайс-листы ближайших заправок. А еще будет знать, где ближайшие к вашей цели свободные места на парковках!

Но на ветровое стекло будут выводиться не только цены, а вся информация с навигации. На смену нынешнему проектору Head-Up Display у BMW придет новые, способный выводить «на дорогу» значительно больше число информации. Главная сложность - расположенный на передней панели проекционный экран, который должен быть минимум вчетверо больше нынешних, который не просто удобно расположить в интерьере автомобиля. На лобовое стекло будут проецироваться и контуры пешеходов, оказавшихся в темноте в потенциально опасной зоне перед машиной. Забота об их обнаружении возложена на систему ночного видения Night Vision, появившуюся в 2008 году на BMW 7-й серии. Примечательно, что у BMW и Audi для этого используются пассивные телевизоры, а у Mercedes-Benz - с инфракрасной подсветкой. Мерседесовская система видит не так далеко, как у конкурентов. Она ограничена силой силой ИК-излучателя и для его работы требуется дополнительный 100-ваттный источник питания. Зато «на ближних подступах» (до 80 метров) распознавание объектов и качество картинки у Мерседеса лучше.

Экспериментально, и Mercedes-Benz, и BMW предлагают подсвечивать неосторожного пешехода световым пучком, но реализовано это у них по-разному: у Мерседеса для этого будет косить в сторону одна из фар ближнего света (поэтому если мимо пешехода будут проезжать машины, система не сработает из-за опасности ослепления их водителей), а BMW собирается использовать дополнительную светодиодную фару с дальностью до 100 м.

В Мюнхенском исследовательским центре работают и над новыми фарами головного света. С появлением нового Audi A6 (C7) автомобильная пресса всех стран заявляла о прорыве ингольштадских инженеров, применивших полностью светодиодные фары головного освещения. А баварцы из BMW работают над лазерным светом! Он уже был показан во Франкфурте на «концепте» BMW i8. Технология их работы весьма сложна и от того - дорога. Синий луч, исходящий из полупроводникового лазера, проходя сквозь пластину из флуоресцентного фосфорсодержащего люминофора, преобразуется в чистый белый свет и рассеивается миниатюрным оптическим элементом. Зато лазерные фары экономичнее не только «ксенона», но и почти в два раза - обычных светодиодов: на каждый затраченный ватт энергии они генерируют не 100 люменов, а 170.

Синие лазерные лучи из источников (1), отразившись в зеркалах (2), попадают на элемент из фосфорсодержащего материала (3) и преобразуются в белый свет. Сформированный линзой (4) световой пучок рассеивается отражателем (5).

При потенциальной опасности столкновения две поворотные светодиодные фары смогут освещать и сопровождать пешеходов начиная с расстояния 100 м.

У BMW 5 GT (слева) включены ксеноновые фары, у концепт-кара BMW i8 - лазерные

Обнаружив неосвещенного пешехода, система ночного видения будет проецировать его силуэт на лобовое стекло

В меню системы iDrive появятся характерные для коммуникаторов иконки

Меню электронной почты или календарь - примерно такие же, как в нынешних операционных системах компьютеров Mac или PC.

Дисплей BMW демонстрирует скорость. нет, не автомобиля, а приема и передачи интернет-данных!

Погрешность при определении координат не более пяти метров позволит системе RTTI оценивать опасность и давать советы даже в подобной ситуации.

С такой проекционной системой не промахнуться мимо нужного съезда - он подсвечивается синим прямо в лобовом стекле!

Для приема и передачи информации в формате 4G под обтекателем будет прятаться блок из четырех антенн, а под обивкой крыши - плата с ­электроникой.

Подробный обзор BMW ConnectedDrive

Если говорить про современные автомобили BMW, то на том же YouTube можно найти обзор любой из моделей — там расскажут всё про двигатель, внешний вид, удобства салона и даже про ездовые характеристики. Но есть одна тема, которую почти никогда не затрагивают, а если речь и заходит о ней, то очень поверхностно. « В следующем разделе меню находятся сервисы ConnectedDrive, об этом можно долго рассказывать » и множество других вариантов ухода от темы.

Наверное вы уже догадались, о чём пойдёт речь под катом? :)

Я не шутил насчёт обзоров, можете проверить и убедиться — почти никто не рассказывает про ConnectedDrive. И этому я вижу несколько причин:

  • В этой теме действительно сначала надо разобраться и потратить немного времени на регистрацию/настройку, чтобы было что показывать вместо дефолтных экранов. А если и разобраться, то демонстрация и даже просто поверхностный рассказ действительно займёт немало времени.
  • Эта тема не так эффектно и визуально привлекательно выглядит на видео, в сравнении с видеорядами про экстерьер, салон, динамику и т.д.
  • Эта тема предназначена больше для владельцев BMW, нежели для тех, кто просто взял автомобиль покататься.

Но я считаю, что про существование и возможности ConnectedDrive должны знать не только владельцы BMW, так как эта фича может стать весомым аргументом при выборе автомобиля, а её грамотное использование может избавить от множества проблем или даже спасти кому-то жизнь.

Как тренд

В 2015 году компания McKinsey провела в США, Германии и Китае довольно масштабное исследование , в результате которого выделила 4 фактора, определяющих предпочтения клиентов и их ожидания от автомобилей — это электрификация, автоматизация, связь/коммуникации и новые виды мобильности. Перефразируя заветы Ильича, автомобиль есть всяческая связь плюс электрификация всего и вся. Как и в нашей обычной жизни, за рулём всё более важным становится возможность быть на связи, возможность быстро получать качественную информацию — чтобы автомобиль следовал желаниям и становился больше, чем просто средством передвижения из точки А в точку Б. И в этом плане компания BMW стала первой на российском рынке среди премиум-брендов, кто предложил целый спектр услуг, сервисов и приложений, доступных прямо в автомобиле.

ConnectedDrive является дополнительным функционалом автомобилей BMW, который условно можно разделить на две больших части: информационные сервисы/приложения и системы помощи водителю. На практике под общим термином BMW ConnectedDrive следует понимать комплекс из 7 составляющих:

  • TeleServices
  • Информация о дорожной ситуации онлайн
  • [NEW] Информация о парковках
  • Консьерж-сервис
  • Функция интеллектуального экстренного вызова
  • Сервисы BMW ConnectedDrive
  • Дистанционное управление автомобилем

Базовые опции BMW ConnectedDrive (TeleService и функция интеллектуального экстренного вызова) входят в базовую комплектацию всех новых автомобилей BMW, пакет услуг BMW ConnectedDrive также входит в многие профили локальной сборки.

Их мы сейчас и рассмотрим более подробно.

1. TeleServices

Данная опция впервые появилась в 2003 году, а с 2009 года стала входить в в базовую комплектацию всех автомобилей BMW. С июля 2014 года в России опция стала работать через встроенную в автомобиль SIM-карту. Она бесплатна и представляет собой набор из трёх услуг:

Предупреждение о техобслуживании: сотрудники ДЦ сами связываются с клиентом для записи на ТО

Всё работает в автоматическом режиме: при помощи встроенных CBS-датчиков (Condition Based Service, Обслуживание на основе условий) постоянно мониторится и определяется состояние автомобиля: от уровня масла, тормозной жидкости и состояния фильтров до износа свечей и тормозных колодок.

Например, масло в двигателе контролируется DME/DDE-модулями управления двигателя, периоды замены масла рекомендуются на основе расхода топлива и качества масла. А воздушный фильтр салона контролируется модулем климат-контроля IHKA (Intergriertes Heizung und Klima Automatic) — срок службы фильтра определяется на основе входных данных от датчика дождя, датчика температуры окружающего воздуха, скорости вращения вентилятора, циркуляции воздуха, скорости движения, использования нагревателя, времени и расстояния с момента последнего смены масла и т.д. Всё серьёзно :)

Так вот, если статус CBS меняется с зелёного на жёлтый, то вся необходимая информация (показатели, перечень требуемых работ, необходимые жидкости и запчасти) автоматически передаётся в центральную базу данных BMW. После этого оператор службы клиентской поддержки компании связывается с владельцем автомобиля и предлагает организовать посещение к удобному дилерскому центру. После согласования в выбранный ДЦ в электронном виде отправляется информация с контактами клиента, предстоящими работами и его пожеланиями — чтобы согласовать дату и время визита, а также чтобы при необходимости дилер успел разработать индивидуальную программу обслуживания автомобиля и закупить всё необходимое для проведения работ. Как вы понимаете, всё это экономит немало времени.

BMW Roadside assistance — функция аварийного вызова BMW Teleservice

Это не столько функция, сколько целая программа — помощи на дорогах. Принцип работы простой — если в автомобиле возникла какая-то неисправность, то водитель инициирует аварийный вызов. При выборе соответствующего пункта меню информация о текущем состоянии автомобиля собирается с датчиков и передаётся специалисту аварийной службы BMW через интернет-соединение, а по завершении передачи данных устанавливается голосовое соединение с ним.

Дальше по ситуации: если кончился бензин, то могут привезти бензин, если прокололи колесо, то приедут и отремонтируют или поменяют. Закрыли ключ в машине? Помогут открыть. Сломалось что-то? Бесплатно поставят на эвакуатор и увезут в сервисный центр, попутно выдав подменный автомобиль, оплатив вам такси, поезд, самолёт или гостиницу. И это не шутка :)

Покрываемые программой события:
Программа BMW Roadside Assistance действует в случае, если транспортное средство обездвижено по причине:

  • Механической или электрической поломки
  • Ошибок, вызванных человеческим фактором:
  • закончилось топливо,
  • заправка неверным видом топлива (данный случай требует немедленной эвакуации в авторизованный дилерский центр)
  • проблемы с ключом (потеря ключа, ключ остался внутри заблокированного автомобиля, ключ повреждён)
  • проблемы с колёсами (прокол, наезд на препятствие, вандализм, нарушение герметичности клапана)
  • разряженный аккумулятор
  • Попытка угона/угон автомобиля/мотоцикла (имеется ввиду не помощь в поиске угнанного автомобиля, а эвакуация к дилеру в случае, когда автомобиль был повреждён во время угона или его попытки)
  • Противоправные действия третьих лиц / вандализм
  • Возгорание автомобиля/мотоцикла

Также программа BMW Roadside Assistance действует, когда дальнейшее самостоятельное передвижение автомобиля не безопасно. К этому относятся следующие виды неисправностей:

  • Неисправности подушек безопасности (например: внезапное срабатывание подушек безопасности в процессе движения без ДТП);
  • Неисправность приборной панели (например: некорректное отображение сигналов или горят запретительные сигналы);
  • Неисправности ремня безопасности;
  • Проблемы с дворниками (например: неработающие дворники при плохих метеоусловиях);
  • Неисправности с элементами освещения в тёмное время суток (указатели поворота, фары, стоп-сигналы);
  • Неисправности тормозной системы и ABS;
  • Неисправности с рулевым управлением и коробкой передач;
  • Проблемы с двигателем (например: горит лампочка «check engine»; автомобиль не набирает скорость и пр.)
  • Утечка масла или топлива.

Контроль заряда аккумуляторной батареи и уведомление на почту в случае достижения критической отметки заряда

Чуть ниже будет упомянут портал BMW ConnectedDrive, на котором желательно зарегистрироваться каждому владельцу BMW. И там при регистрации указывается почта, которая в дальнейшем будет фигурировать в некоторых фичах, как, например, в этой. Если уровень заряда упадёт ниже установленной отметки (например, из-за оставленных включённых габаритных огней), то система контроля за состоянием АКБ автоматически уведомит по почте. Если же с аккумом будет всё совсем плохо, то оператор из службы поддержки опять же сможет помочь оперативно записаться на приём в ДЦ или пришлёт человека, который поможет «прикурить» автомобиль.

2. Информация о дорожной ситуации онлайн

Аббревиатура RTTI расшифровывается в BMW как Real-Time Traffic Information, что дополнительно вряд ли надо как-то расшифровывать. Но я всё же расшифрую, раз у нас сегодня ликбез-пост :) Данная технология в режиме реального времени:

  • Сообщает информацию о дорожной ситуации (о пробках) и наглядно отображает её на карте навигационной системы;
  • Вычисляет, на сколько пробки задержат вас в пути;
  • Предлагает альтернативные пути.

Кто-то скажет, что это всё не нужно, так как есть Яндекс.Навигатор и будет частично прав. Частично — потому что во-первых Я.Н работает не по всему миру, а во-вторых, методы сбора информации в нём весьма ограничены, а в-третьих, это зависимость от телефона.

Для RTTI в разных странах информация о дорожном движении собирается из множества источников, таких как сети сотовых операторов, данные с других автомобилей, приложения в смартфонах, данные дорожной полиции и т.п. Говоря о других автомобилях, например, используются так называемые «Floating Car Data» (Данные мобильного репортёра дорожного движения), в рамках которого каждый автомобиль BMW, способный взаимодействовать с ConnectedDrive, выступает в роли «Floating Car» (мобильного репортёра дорожного движения). Индивидуальное местоположение и информация с датчиков автомобилей (включая информацию о дорожной инфраструктуре, распознанных дорожных знаках, дорожном движении и ситуации с парковками), рассчитанные в ходе поездки, анонимно передаются в BMW и поставщику услуг вместе с данными о текущем времени.

Ну а дальше всё тщательно анализируется и информация накладывается на систему навигации. Причём работает всё практически моментально, будь вы на шоссе, на загородных дорогах или на городских улочках. В зависимости от скорости потока, загруженность дорог помечается привычными 4 цветам: зелёный → жёлтый → оранжевый → красный.

Мой опыт показывает, что в Москве эта технология в совокупности с навигационной системой работает ничуть не хуже того же Яндекс.Навигатора.

3. Информация о парковках

С середины января 2018 года в тестовом режиме работает ещё одна опция, которая пока не была широко анонсирована, но о которой нельзя не рассказать. Запомните ещё одну аббревиатуру — OSPI — On-Street Parking Information. Данная технология работает по принципу RTTI, но вместо загруженности дорог показывает парковочные места (пока только в центре Москвы и Питера). По аналогии с RTTI, каждый автомобиль BMW выступает в роли «Floating Car» — если он отъезжает с парковочного места, то на карте в режиме реального времени появляется информация об освободившемся месте — в виде таймера (показывает, когда освободилось место) с возможностью проложить до него маршрут.

Тёмно-синий цвет означает высокую вероятность найти свободное парковочное место, светло-синий — средняя вероятность, без цвета — припарковаться без шансов или вообще нельзя.

Кстати, эта функция уже работает в Европе, причём в более развёрнутом виде (известном как BMW ParkNow) — там для некоторых парковок, например, аэропортных, можно удалённо забронировать себе место, а на экране автомобиля будет показана схема парковки с соответствующими подсказками (дорога до зоны вылета и т.д.).

4. Консьерж-сервис

Довольно интересный сервис, одно только название которого повышает уровень аристократичности в крови автовладельца :) Стоит нажать пару кнопок на экране автомобиля и уже через пару секунд с вами на связи окажется живой человек, которого можно озадачить различными вопросами, не отрываясь от управления автомобилем.

Звонок осуществляется через встроенную в автомобиль SIM-карту (независимо от телефона клиента), звонки и интернет бесплатные (даже за границей), а оператор всегда будет говорить на вашем языке. А если поменять язык навигации на другой, то консьерж уже заговорит на новом выбранном языке.

Как и Siri, этот сервис работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, в любой стране. Но в автомобиле пользы от него гораздо больше, чем от Siri :) Тем более что возможности сервиса расширяются и дорабатываются.

Как-то раз, пока ждал приятеля, решил позвонить в этот сервис и позадавать оператору вопросы:

Технология появилась в BMW в 1999 году.

5. Функция интеллектуального экстренного вызова

Во всём мире эта опция является частью BMW ConnectedDrive, но в России она работает несколько иначе и частью сервиса не является. Тем не менее, не рассказать о ней нельзя.

Как мы уже выяснили выше, в автомобилях BMW есть встроенная SIM-карта, которая творит добро: через неё осуществляются все звонки и соединения с сервисами BMW. И это лучше, чем мобильный телефон водителя, который, по закону подлости, в нужный момент всегда разряжается. Чем хуже ситуация, тем меньше процент заряда, во :) И на случай неприятностей в автомобилях BMW есть «умная» функция экстренного вызова, которая работает следующим образом.

Если сработали датчики аварийной ситуации, автомобиль через встроенную SIM-карту инициирует экстренный вызов — используется сеть того оператора связи, качество которого является наилучшим в конкретной пространственно-временной точке. Во время соединения в информационный центр BMW ConnectedDrive передаётся вся необходимая для спасательных служб информация: точное местоположение автомобиля, VIN, модель и цвет, количество пассажирова, статус подушек безопасности итд → больше информации позволяет обеспечить максимальную подготовленность спасательных служб оказать необходимую помощь.

После этого на связи окажется сотрудник информационного центра, прошедший специальную подготовку, который будет оставаться на связи до приезда спасательных служб. Либо который может периодически устанавливать связь, чтобы убедиться, что помощь оказана.

NBT. Часть 2. Навигация. Пробки RTTI. Bmw Online.

Установили антену gps-glonass (которая между прочим ловит лучше заводской в плавнике, даже на мойках в закрытом помещении сигнал не пропадает), обновили карты навигации до последней версии и кое-что прошили/активировали/закодировали, в общем самое интересное дальше)

Установка обманки открывает новые возможности пользователю NBT!

Пробежимся по функционалу

3)Поиск в режиме онлайн.
Вводите любое вас интересующее место, будь то ресторан, торговый центр или заправка, и система сама найдет вблизи от вас всевозможные варианты. Два раза щелкнув джойстиком вы уже находитесь в навигации и маршрут построен к выбранному месту. Удобно!

4)Использование почты (в моем случае Yandex).
Можно даже ответить на письмо или написать кому-то. Был слегка удивлен такому функционалу. Вполне юзабельно)

5)Просмотр улиц и спутниковые фотографии.
Такие вещи уже скорее для развлекательных целей, удивить друзей или просто побаловаться.

6)Виджеты
В отображении на полиэкране теперь есть возможность их включать.

7)Приложения для телефона.
В основном все имеют развлекательный характер, однако я нашел одну полезную вещь.
Показатель реального количества топлива в литрах в приложении Bmw Connected.
Опробовал на днях на заправке Agip, все сошлось, не обманывают!

8)Голосовой ввод.
Функционал не очень большой, но вполне удобно. Можно нажатием одной кнопки позвонить кому-то, задать маршрут для навигации и подобные вещи. Голосовой ввод текста тоже присутствует, речь распознает очень четко.


Ну и наконец к самому интересному!

Пробки RTTI в навигации NBT.

Прошу не путать данную систему с TMC, работающую по радио-сигналу (устанавливающуюся на Bmw уже довольно давно), но не имеющую нормального функционала и очень долгую прогрузку, а так же минимальное количество информации.

Здесь же совершенно новая технология работающая через интернет подобно обычному яндекс навигатору.

Информация о пробках поступает практически моментально, работает быстро и удобно.

Пробки при желании всегда можно просматривать в интерактивном режиме, однако проще всего ввести адрес куда нужно ехать, навигация построит маршрут и сразу же покажет лишнее время затраченное на этом пути из-за пробок.

Или же сама предложит альтернативный маршрут объезда

Пользоваться реально удобно и на этой неделе я ни разу не достал яндекс навигатор в машине!
А еще в плюс bmwшной навигации отнесу то, что она порой предлагает такие объездные маршруты, о которых у яндекса нету информации и по ним не прется разъяренная толпа обладателей этого яндекс навигатора)
Панацея ли пробки Bmw RTTI? Да, вполне. Ими пользоваться очень удобно и приятно, показания самих заторов очень схожи с яндексом, проверял. Но вот за маршруты объездов реально большой плюс, телефонный навигатор в этом случае слегка уже и проигрывает.

А теперь ответы на интересующие вас вопросы:

1)Как это все работает?

— ConnectedDrive, вот ответ, а точнее тот модуль, который ставится в автомобили bmw производства от 07/2014. В багажнике находится некий блок, в него вшита сим карта, с помощью которой можно пользоваться экстренными вызовами, помощью на дорогах и пр.
И благодаря ей же доступен неограниченный интернет трафик, который как раз используется для подкачки пробок и служб Bmw Online.
(по последней информации обслуживание производится компанией МТС, но это и не важно, работает все отлично и вопросов не возникает)

2)Быстро ли работает?

3)Есть ли на машинах с завода такая функция?

— Да, есть. Теперь купив новую Bmw с навигацией NBT в России пробки RTTI будут в каждом авто (стоимость около 200к для 3 series)

4)Как получить такой функционал, если в машине нету "волшебного блока" в багажнике?

— Установить его и прошить сами пробки и Bmw Online.
Сразу наверное возникает вопрос, где это можно сделать?
— Контакт человека, который способен вам помочь есть выше, и поверьте, ни один другой пока этого не умеет!

Официально активировать в россии пробки RTTI нельзя. Только заказав опцию навигации Nbt с завода.

Итог.
Сказать, что я доволен, это ничего не сказать. Забыть о заморочках с креплением телефона, получить маршруты объездов по которым не ездит пол Москвы, смотреть на большом экране красочную навигационную систему, получить бесплатный доступ к почте, сводке новостей, погоде, многим развлекательным функциям — это реально круто и удобно. Рекомендую!
И конечно же огромное спасибо Павлу ( komandir2c3 ), который помог мне все это осуществить.

Все включено

Компания BMW представила систему ConnectedDrive нового поколения, которая уже к концу 2013 года появится на большинстве новых автомобилей баварского бренда. С ее помощью водитель сможет пользоваться интернетом, не выходя из машины, надиктовывать письма, слушать онлайн-музыку, просматривать прогноз погоды и еще много разных вещей. "Мотор" решил разобраться, как работает эта система, и зачем вообще она нужна владельцу BMW.

Система BMW ConnectedDrive нового поколения – это базовый набор «железа» и программного обеспечения, которым уже к концу 2013 года будут оснащаться большинство новых автомобилей BMW. Прямо с конвейера. Постепенно – примерно к 2015 году – технология «Коннектед-Драйв» войдет в список стандартного оборудования для любого автомобиля этой марки, включая самые доступные, базовые модификации.

Браузер грузит любые веб-страницы, вот только их "рендеринг" может отличаться от браузеров настольных компьютеров или мобильных устройств. Например, тут не подгружаются несистемные шрифты и могут не работать некоторые скрипты. А курсор придется перемещать покачиванием и наклоном джойстика iDrive.

То есть, каждый новый автомобиль BMW получит предустановленный телекоммуникационный модуль со встроенной SIM-картой, поддерживающей стандарт передачи данных 3G. С его помощью владелец машины сможет заказывать всевозможные онлайн-услуги – доступ в интернет, консьерж-услуги, данные о пробках, удаленный мониторинг автомобиля и так далее. Все «опции» покупаются отдельно, по подписке – на выбранный клиентом период.

35 тысяч контактов в неделю

Такова средняя загруженность консьерж-сервиса BMW в Китае.

Все зависит от типа подписки. Доступ в интернет на месяц обойдется в 15 евро, на год – в 100 евро. Информация о пробках, которая выводится вторым слоем, поверх навигационной карты (а-ля Яндекс.Пробки) стоит 10 и 70 евро соответственно, а консьерж-сервис – 15 в месяц или 100 евро за год. Последняя услуга позволяет не тратить время, например, на поиск адреса гостиницы в интернете или бронирование столика в ресторане: водитель может просто позвонить в call-центр и попросить оператора сделать это за него. После чего адрес отеля или ресторана будет отправлен прямиком в навигационный модуль машины, а водителю останется лишь нажать «ОК» для построения маршрута.

Онлайн-услуги BMW ConnectedDrive будут работать в любой стране мира без дополнительной платы. Это означает, что, путешествуя по Европе, владелец BMW сможет пользоваться всеми сервисами – включая доступ в интернет, прослушивание онлайн-музыки, просмотр картинок и текстов из Википедии, точно так же, словно он находится в своей стране. Оплату трафика в роуминге берет на себя BMW.

Еще одна новая услуга от BMW: Online Entertainment – облачное хранилище почти 14 миллионов песен, доступное владельцу автомобиля по подписке. Правда, удовольствие это недешевое: 390 евро за активацию услуги и первый год обслуживания, и 220 евро – за продление подписки.

Но в любом случае, как говорят разработчики, это дешевле покупки CD-проигрывателя в машину и пары контейнеров дисков к ним. К тому же, «облачную» музыку можно прослушивать не только в автомобиле, но и на обычном компьютере, на смартфоне или планшете. С внешних устройств можно составлять любимые плейлисты или подписываться на тематические "каналы": все данные на аккаунте пользователя синхронизируются между разными устройствами автоматически.

А чтобы водитель не остался без музыки в местности с плохим покрытием сотовой сети, все прослушанные песни хранятся на жестком диске автомобиля: его вместимость составляет около 10 тысяч песен. Жесткий диск тоже будет входить в базовое оснащение всех машин, оборудованных системой ConnectedDrive нового поколения.

Тогда можно воспользоваться одним из встроенных приложений ConnectedDrive, или «скачать» стороннее – из магазина ConnectedDrive Store. Тут есть и Napster, и веб-радио Pandora и еще несколько аудио-приложений на выбор. Никакой дополнительной платы они не требуют: весь интернет-трафик входит в стандартный набор услуг "Интернет" от BMW.

Это только пока. У BMW четыре центра разработки приложений для ConnectedDrive – два в Европе, один в США и один в Китае. И все они трудятся, не покладая мышек и клавиатур, разрабатывая новые сервисы и адаптируя уже существующие приложения для мобильных платформ. Последняя штука – второе направление развития ConnectedDrive.

Его смысл в том, чтобы владелец смартфона мог пользоваться одним и тем же приложением и на своем мобильном устройстве, и в автомобиле. Телефон просто подключается к док-станции, после чего машина получает возможность запускать приложения прямо с устройства, но выводит все данные на экране мультимедийной системы в адаптированном под автомобильный интерфейс виде.

Владелец любого автомобиля BMW сможет установить на свой смартфон приложение для дистанционного мониторинга состояния автомобиля и управления некоторыми функциями бортовой электроники - вроде запланированного включения кондиционера перед поездкой. Но сама услуга дистанционного управления будет платной.

iOS или Android?

С середины 2013 года автомобили BMW научатся работать с устройствами на базе Android, а не только с «айфонами».

Это сделано для того, чтобы BMW могла контролировать соблюдение местных законов и требований безопасности: просматривать ролики с «ютуба» во время движения, например, вам никогда не позволят. А вот на стоянке – почему бы и нет?

Правда приложения YouTube для ConnectedDrive еще нет – маловата пропускная способность каналов 3G. Зато есть геолокационные сервисы, а для некоторых моделей будут предлагаться особые программы: например, приложение для замера времени круга, перегрузок и времени разгона до сотни для М-моделей. А потом появятся и другие программы.

BMW TeleServices: интеллектуальная сеть между автомобилем и сервисом BMW

Автомобиль BMW, в случае изменения условий своего состояния (CBS статусов), передает при помощи автоматического звонка BMW TeleServices необходимую техническую информацию в центральную базу данных BMW. Затем служба клиентской поддержки BMW связывается с владельцем автомобиля и предлагает организовать визит к желаемому дилеру. Выбранный дилер получает электронное уведомление с контактными данными клиента и его пожеланиями. На основе полученной информации разрабатывается индивидуальная программа ТО автомобиля и назначается дата и время визита клиента в дилерский центр.

Подключение

Опция BMW TeleServices устанавливается на все автомобили BMW (за исключением BMW Х3) произведенные с марта 2009 года. Опция является абсолютно бесплатной для владельца и появляется автоматически в случае наличия подготовки под мобильный телефон с функцией Bluetooth (опция 644) в комплекте с моделью мобильного телефона, одобренного BMW, и BMW Radio Professional (опция 663). На моделях BMW 1 серии и BMW 3 серии новая опция может быть установлена только в том случае, если они дополнительно оснащены навигационной системой BMW Professional (опция 609). Активация системы производится клиентом самостоятельно.

Преимущества

BMW TeleServices создает наилучшие условия для того, чтобы свести неудобства для клиента к минимуму. Новая опция не только оптимизирует процесс подготовки ТО, но и обеспечивает активный контакт между клиентом и компанией BMW непосредственно из автомобиля.

Если вашему BMW потребуется сервисное обслуживание, вся соответствующая информация будет передана с помощью автоматического звонка BMW Teleservice в ваш сервисный центр BMW. В центре информация будет проанализирована, и сотрудник сервиса BMW свяжется с вами, чтобы назначить встречу. Более того, ваш сервисный центр BMW может подготовиться к вашему визиту заблаговременно, например, заказав требуемые запчасти.

Вы посещаете техцентр только по необходимости, и каждый раз вас будет ждать команда специалистов, точно знающих, что и как должно быть сделано. И ваш автомобиль находится в сервисном центре ровно столько, сколько это необходимо.

Эволюция мультимедийных систем для BMW


Автомобили BMW по праву считаются надежными, престижными и комфортными. Последнее достоинство отображается не только в удобном салоне, но и при использовании систем мультимедиа. В базовой комплектации магнитола учитывает все особенности дизайна лицевой панели авто, органично сочетаясь с общим видом торпеды. Это связано не только с формой всех ее деталей, но и общим стилем устройства и дополнительной световой индикацией. Головное устройство, которым оснащаются автомобили БМВ, это не просто магнитола для прослушивания MP3 или радио, это полноценная система мониторинга состояния автомобиля. Большинство устройств и служб такой мультимедийной системы под управлением операционной системы Android могут выходить в Интернет и представляют собой своеобразный планшетный компьютер, адаптированный для работы в автомобиле.

Мультимедийные системы автомобилей BMW

На сегодняшний день в автомобилях БМВ можно встретить несколько основных мультимедийных систем (в зависимости от года выпуска и серии), среди которых основными считаются:

  • ССС – система обладающая высокой функциональностью относительно первого поколения M-ASK. Оснащена сенсорным дисплеем диагональю 8,8 дюймов с возможностью навигации и стандартным управлением мультимедийными функциями. Одна из особенностей такой системы – это возможность проигрывания дисков CD и DVD (для них имеются отдельные слоты), при помощи которых также можно производить загрузку карт для навигации. Системы ССС могут быть русифицированы;
  • CIC – это полноценный бортовой компьютер, функциональность которого значительно опережает предыдущие разработки компании BMW. В CIC установлен один универсальный привод для чтения любых аудио-видео файлов. Наличие жесткого диска 80 Гб позволяет хранить не только мультимедиа файлы, но и навигационные карты. Русификация системы производится без особых трудностей;
  • NBT bmw – это современная производительная система, которая по своей функциональности больше напоминает небольшой компьютер, а не магнитолу. В системе nbt bmw установлен мощный процессор, благодаря которому происходит загрузка систем навигации в трехмерном режиме. При этом система постоянно обновляет карты городов и ситуацию на дорогах. В bmw nbt навигация производится в минимальное время, так как для работы используется браузер Google Chrome, в котором поддерживается технология Flash, благодаря которой можно использовать классические сервисы Google Map, Яндекс пробки и т.д. и осуществлять просмотр практически любых web-сайтов. Установка nbt bmw позволяет синхронизировать систему управления автомобилем со смартфоном владельца, его почтовыми клиентами при помощи встроенных интерфейсов USB и Bluetooth. Система оснащена HDD большого объема для хранения мультимедиа и навигационных данных.

Эволюция мультимедийных систем для BMW

Почему стоит установить систему NBT BMW

  • Возможность воспроизведения видео во время поездки;
  • Навигационные системы могут быть заменены в любой момент на более современные и точные;
  • Имеется возможность активировать встроенное голосовое управление SVS;
  • Парковочные сенсоры согласуются с центральным процессором;
  • Возможность использования не только фирменных камер наблюдения, но и камер сторонних производителей;
  • Система согласуется при помощи стандартного последовательного протокола.

Естественно, функциональные возможности системы NBT значительно шире, так как специалисты известного немецкого концерна постоянно разрабатывают все новые и новые модули для мультимедийной системы автомобилей БМВ.

Про ЭБУ BMW, их прошивки и почему не надо кормить автобарыг

Итак, речь идет о «мозгах» двигателя BMW N46 – блоке DME (Digitale Motor Elektronik) производства Bosch серии MEV9/EKV946, он же MEV9N46. Замена этого блока мне потребовалась из-за проблемы, предположительно кроющейся в неисправности содержащихся в нем силовых транзисторных ключей. Подкинуть вместо него для проверки другой такой же блок просто так нельзя – там зашиты VIN, параметры двигателя и код иммобилайзера, без совпадения которого машина не заведется, а через штатный диагностический разъем OBD2 изменить все это нельзя никакими средствами. Формально BMW заявляет, что блок DME "привязывается" к машине только один раз на заводе, и поставить б/у блок на другую машину невозможно. Местные сервисы озвучивали ценник от 90 евро за диагностику DME,

300 евро за ремонт (без 100% гарантии успеха), либо 500-1000 евро за замену блока DME на новый.

Вежливо послав сервисменов куда подальше, я стал гуглить и с ходу наткнулся на россыпь объявлений местных кулибиных на местном же аналоге авито, которые за скромную сумму в 200-300 евро предлагали "перепрошить любой совместимый б/у блок под вашу машину". Ну а раз это возможно - то радиолюбитель я или где?

Погуглив еще, я выяснил, что в подавляющем большинстве случаев в блоках DME производства Bosch на плате распаян интерфейс BDM (Background Debug Mode), через который можно невозбранно сливать и перезаписывать дампы прошивки процессора и содержимого флеш-памяти. Тут уж совсем все стало ясно, и для экспериментов был приобретен китайский программатор:

Также был приобретен блок DME от двигателя той же серии:

Для начала запитываем и подключаем блок на столе через кабель K-Line, чтобы убедиться в его работоспособности:

Распин:

Диагностический софт (INPA) наш блок видит и опознаёт, номера совпадают с тем, что написано на корпусе - уже хорошо, значит как минимум логика в нем исправна и никто в него до нас не лазил. Теперь разбираем блок:

Находим наш BDM интерфейс:

Покупать специальную рамку с прижимными пинами меня задушила жаба, станции и фена у меня нет, поэтому я взял тонкий маломощный паяльник:

И вот таким колхозным способом подключил блок к программатору:

Пробуем считать:

Есть контакт. Дальше у нас два пути - либо вскрывать "родной" блок, сливать дамп с него и заливать в "донора", либо нагуглить дамп от машины с точно таким же двигателем и трансмиссией и залить в "донора", предварительно HEX редактором поправив в нем VIN, код иммо (ISN) и прочие несуразности, благо в дампе флешки всё лежит в открытом виде. ну, почти всё :)

Я пошел по второму пути, чтобы не курочить "родной" блок на случай, если что-то пойдет не так.

После загрузки правленого дампа, штатным софтом льем в блок версию прошивки, подходящую для нашей машины:

Если же попытаться просто перепрошить блок нужной версией без заливки дампа, получим вот такой отлуп:

На этом моменте я долго ломал голову, но потом все же выяснил, что в пределах двигателя N46 блоки DME по железу таки ничем не отличаются, а "ECU hardware number" относится к семейству версий прошивки. Л - логика.

Отключаем аккумулятор, снимаем старый блок DME (он под капотом слева, в герметичном коробе):

Накидываем разъемы на новый DME прямо с напаянной косой для программатора (предварительно убедившись, что ничего никуда не коротит):

Подключаем аккумулятор, включаем зажигание, цепляемся к машине по OBD. Все выглядит неплохо:

Синхронизируем блок с иммобилайзером, скидываем адаптации, выполняем обучение системы Valvetronic:

Выключаем зажигание, ждем минуту, снова включаем и пробуем завести машину. Двигатель стартует без проблем, ошибок нет.

Снимаем блок с машины, еще раз подключаем к программатору и сливаем дамп в качестве рабочего бэкапа, после чего аккуратно отпаиваем косу BDM:

Теперь добавляем немного термопасты вместо старой и собираем блок, туго закручивая все 6 винтов. Всё, можно ставить на машину:

Для сравнения - старый блок слева, новый справа. BMW утверждает, что у них разное железо и что вообще такая замена невозможна. По факту, различается там только прошивка, которую при наличии программатора можно переписывать как угодно.

Все, это конечно, несколько геморройно делать в первый раз и без опыта, но при наличии навыка и рамки для программатора блок DME шьется за 10-20 минут. С учетом снятия с машины, разборки, прошивки, сборки и установки обратно - час, максимум два. На мой взгляд, даже 200 евро за такую работу много, а уж 500 или 1000. К примеру, автомеханики у нас сумму в 1000 евро попросили бы разве что за крайне сложный ремонт с разборкой двигателя, занимающий несколько дней работы.

Поэтому не стоит кормить подобных "спецов", нещадно задирающих цены, если речь идет только об управляемой автоэлектронике и копировании/обнулении ее прошивок - в этой тусовке всё держится на информации о распиновках блоков, их совместимости, кодировании и методах обнуления дампов, а человека "с улицы" на профильных форумах вместо ответа на вопрос чаще всего с ходу шлют нахер. На самом деле, ничего сложного (если мы не говорим о чип-тюнинге) там нет, никакой магии не происходит, и никаких специальных инструментов не нужно. Мне всё это обошлось в 90 евро - 30 за блок, 60 за программатор (который я потом продам), плюс некоторое время на поиск необходимой информации.

Туризм, мотоциклы и автозаймы: на чем зарабатывает BMW

BMW — огромная немецкая компания, занимающаяся производством транспортных средств. Ее авто известны на весь мир, но заметную роль в выручке играют продажи мотоциклов и автозаймы. И судя по сильному спросу на автомобили по всему миру, этот квартал для компании может оказаться очень хорошим.

Что тут происходит

На чем зарабатывают

Ответ кажется немного предсказуемым: вроде как на автомобилях. Но на самом деле у BMW есть разные направления работы:

  1. Автомобилестроение — здесь никаких интерпретаций не требуется: основной хлеб с маслом у компании — это продажи сделанных на ее заводах автомобилей.
  2. Мотоциклы — здесь тоже не то чтобы огромное пространство для интерпретации.
  3. Финансовые услуги — это оформление автозаймов, продажа банковских продуктов и страховки.
  4. Другие предприятия. Это непрофильные бизнесы компании вроде туристического бюро Bavaria Lloyd Reisebüro и инвестиционного фонда BMW Investments.

После сильной коронакризисной просадки в этом году продажи машин на основных для компании рынках снова начали расти, поэтому, возможно, 3 квартал для компании закончится хорошо.

Не все так гладко

Есть и ряд проблем с этим эмитентом.

Во-первых, BMW — это машины заметно дороже рынка: цены на машины BMW начинаются где-то от 36 тысяч долларов. Это не то чтобы убийственно много, но в США подержанный работоспособный автомобиль стоит около 21 тысячи долларов — да и в других частях света подержанный автомобиль будет подешевле новой BMW. Есть очень серьезная вероятность того, что потрепанные кризисом потребители решат сэкономить на машинах и у BMW продажи не вырастут. Еще стоит учитывать, что сейчас в Европе вводят жесткие коронавирусные ограничения — вполне возможно, что в течение ближайших 6 месяцев продажи у компании снова начнут падать.

Во-вторых, BMW — это европейская компания. Как ни странно, это очень плохо: как мы знаем, европейские эмитенты могут преподносить инвесторам неприятные сюрпризы и скрывать реальное мошенничество со стороны менеджмента — вспомним историю с Wirecard. Происходит это от жлобства Старого Света: стоимость аудита компании в США составляет 0,39% от ее оборота, а в Европе — 0,13%. В Германии еще хуже — 0,09%.

То есть аудиторов в европейских компаниях работает мало — и всё они не могут проверить. Но кроме финансового мошенничества есть и другая проблема: если выяснится, что BMW подделывает данные о вредных выбросах, то акциям компании достанется из-за гнева озабоченных ESG-инвесторов. А такое в Европе не уникально — вспомним историю с Volkswagen. Оба риска гипотетические, но их следует учитывать.

Инвестиции — это не сложно

В-третьих, компания платит дивиденды. Всего BMW платит акционерам 2,5 € на акцию в год — с текущей ценой акций 58,76 € получается 4,25% годовых. На это у компании уходит примерно 1,6 млрд евро в год. Доходность хорошая, но следует учитывать ситуацию с бухгалтерией компании: сейчас у нее только срочных задолженностей — то есть тех, по которым надо заплатить в течение 12 месяцев, — на 77,613 млрд евро. А несрочных — еще на 87,26 млрд евро. С деньгами у BMW все не так плохо: на счетах есть 17,72 млрд евро плюс чуть меньше 39,6 млрд евро в задолженностях контрагентов перед ней.

Квартальный отчет компании, стр. 32PDF, 905 КБ

Но здесь с компанией может сыграть злую шутку ее европейская прописка: в Европе бытует мнение о том, что бизнес должен быть социально ответственным, — и тот факт, что компания хочет сократить 6 тысяч работников в Германии, может вызвать гнев правительства ФРГ и привести к наезду немецкого государства на руководство компании. Мол, как так-то , дивиденды платите, а людей увольняете? В связи с этим угроза того, что дивиденды порежут, мне видится очень вероятной. Ну а от сокращения дивидендов акции могут сильно упасть. Тем более в период 2017—2019 компания уже сократила дивиденды на 37,5% — вполне может повторить.

В-четвертых, машины в глобальном смысле — безблагодатная тема. Если помните наши обзоры Ford и GM, то помните и аргумент про то, что мир уже получил все машины, которые мог получить. Продажи машин в долгосрочной перспективе стагнируют — серьезного увеличения автопарка в мире не предвидится. Возможны сезонные всплески спроса, как сейчас, но глобально картины это не изменит. Собственно, упорное продвижение электрокаров правительствами всех стран — это также инструмент превращения личного автомобиля из средства передвижения в предмет роскоши: больше машин, чем уже есть на дорогах, мир вряд ли выдержит.

Резюме

4 ноября 2020 года у компании выходит отчет за 3 квартал 2020. Есть вероятность того, что отчет окажется лучше ожиданий. Но риски — сокращение покупательной способности потребителей и снижение дивидендов — очень реальные. Поэтому BMW — это куда более волатильный актив, чем может показаться на первый взгляд.

Читайте также: