С каким из газов возможно самовозгорание масла

Обновлено: 02.07.2024

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Самовозгорание масел и жиров зависит от плотности упаковки промасленного материала. При уплотнении промасленного материала способность его к самовозгоранию увеличивается. Это наблюдается до определенной плотности. При дальнейшем ее увеличении способность промасленного материала к самовозгоранию уменьшается.  [2]

Самовозгорание масел и жиров часто является причиной пожаров. Существует три вида масел: минеральные, растительные и животные.  [3]

Эги присадки снижают температуры самовозгорания масел , уменьшают индукционный период.  [4]

С каким из газов возможно самовозгорание масла .  [5]

Необходимо тщательно соблюдать температурный режим процесса во избежание самовозгорания масла .  [6]

Особый случай самовозгорания представляют волокнистые материалы ( хлопок, начесии, шерсть, тряпье), пропитанные маслами; легкость самовозгорания п таких случаях связана о темп-рой самовозгорания соответственных масел . Явления этого рода имеют столь существенное практич.  [7]

Большие значения величины конечного давления сжатия нежелательны также по соображениям обеспечения безопасности работы компрессора: при высоких давлениях сжатия температура газа достигает таких значений, при которых возможно самовозгорание масла , подаваемого в цилиндр для смазки трущихся частей.  [8]

Большие значения величины конечного давления сжатия нежелательны также и по соображениям обеспечения безопасности работы компрессора: при высоких давлениях сжатия температура газа достигает таких значений, при которых возможно самовозгорание масла , подаваемого в цилиндр для смазки трущихся частей.  [9]

Способность промасленных материалов к самовозгоранию увеличивается при наличии в них катализаторов, ускоряющих окисление и полимеризацию масел, и при повышении температуры воздуха. Катализаторами для самовозгорания масел являются соли различных металлов - марганца, свинца, кобальта, так называемые сиккативы. Наиболее низкая температура, при которой на практике наблюдали самовозгорание масел и жиров, составляла 10 - 15 С.  [10]

Способность промасленных материалов к самовозгоранию увеличивается при наличии в них катализаторов, ускоряющих окисление и полимеризацию масел, и при повышении температуры воздуха. Катализаторами для самовозгорания масел являются соли различных металлов - марганца, свинца, кобальта, так называемые сиккативы. Наиболее низкая температура, при которой на практике наблюдали самовозгорание масел и жиров, составляла 10 - 15 С.  [11]

Большое значение отношения рк / ро приводит к уменьшению рабочих коэффициентов компрессора, значительно снижающих его экономичность, а также увеличению дроссельных потерь в регулирующем вентиле, что способствует уменьшению холодопроизводительности. Кроме того, с увеличением рк / ро увеличивается температура в конце сжатия, что ухудшает условия смазки компрессора и может вызвать самовозгорание масла , смазывающего цилиндр. Для уменьшения степени сжатия в одном цилиндре применяется многоступенчатое сжатие холодильного агента в 2, 3 и более последовательно соединенных цилиндрах.  [13]

В подобных условиях работа одноступенчатой поршневой холодильной машины практически невозможна, так как коэффициент подачи будет мал, следовательно, снижается производительность компрессора. Увеличиваются потери от дросселирования в регулирующем вентиле. Кроме того, высокая температура в конце сжатия, вызванная большим перепадом давления, ухудшает условия смазки компрессора, увеличивает его износ и может вызывать самовозгорание масла . Таким образом, при определенных условиях, когда величина отношения давлений большая ( более 8), возникает необходимость замены одноступенчатой машины двухступенчатой.  [14]

Опасность самовозгорания веществ, материалов и грузов на судах

Температурой самовоспламенения называется наименьшая температура вещества (или его смеси с воздухом), при которой происходит резкое увеличение скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению пламенного горения.

Температуру воспламенения газов и паров учитывают при:

  • классификации газов и паров легковоспламеняющихся жидкостей по группам взрывоопасности для выбора типа электрооборудования (при этом имеют в виду стандартную температуру самовоспламенения);
  • выборе температурных условий безопасного применения вещества при нагреве его до высоких температур (при этом используют минимальную температуру самовоспламенения);
  • вычислении максимально допустимой температуры нагрева нетеплоизолированных поверхностей технологического, электрического и иного оборудования;
  • расследовании причин пожара, если необходимо определить, могло ли самовоспламениться вещество от нагретой поверхности. Предельно допустимая температура безопасного нагрева неизолированных поверхностей технологического, электрического и иного судового оборудования составляет 80% величины температуры самовоспламенения газов или паров (в градусах Цельсия) и не должна превышать минимальной температуры самовоспламенения.

Склонность к самовозгоранию характеризует способность ряда веществ и материалов самовозгораться при нагревании до сравнительно небольших температур или контакте с другими веществами, а также при воздействии тепла, выделяемого микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности. В соответствии с этим различают тепловое, химическое и микробиологическое самовозгорание.

Склонность к тепловому самовозгоранию характеризуют температурами самонагревания и тления, а также зависимостью температуры среды, при которой наблюдается самовозгорание. Склонность к самовозгоранию учитывают при разработке пожарно-профилактических мероприятий.

Температурой самонагревания называется наименьшая температура, при которой в веществе или материале возникают практически различные экзотермические процессы окисления, разложения и тому подобное, могущие привести к самовозгоранию.

Температура самовозгорания является наименьшей температурой вещества, нагревание до которой может потенциально представлять пожарную опасность. Температуру самонагревания учитывают при определении условий безопасного длительного (или постоянного) нагрева вещества.

Безопасной температурой нагревания данного вещества или материала (независимо от размеров образца) следует считать температуру, не превышающую 90% величины температуры самонагревания.

Температурой тления называется критическая температура твердого вещества, при которой резко увеличивается скорость процесса самонагревания, что приводит к возникновению очага тления. Температуру тления учитывают при расследовании причин пожаров, определении безопасных условий нагревания твердых материалов и т.д.

Рассмотрим особенности протекания процесса окисления самовозгорающихся веществ растительного происхождения, ископаемых углей, масла и жира, химических веществ и смесей.

К числу самовозгорающихся веществ растительного происхождения относят растительные масла, муку, сено, жмыхи, хлопок в кипах и др. Особенно подвержены самовозгоранию влажные растительные продукты, в которых продолжается жизнедеятельность микроорганизмов. Наличие влаги в растительных продуктах при определенных температурах сопровождается размножением микроорганизмов, интенсификация жизнедеятельности которых вызывает повышение температуры. Растительные продукты - плохие проводники тепла, поэтому в них происходит дальнейшее повышение температуры.

При благоприятных для аккумуляции тепла условиях (значительная масса растительного продукта, например сено или жмых в трюме) температура может достигнуть 70° С.

При этой температуре микроорганизмы гибнут, а их разложение сопровождается дальнейшим повышением температуры с образованием пористого угля, который способен поглощать пары и газы в большом объеме. Этот процесс также сопровождается выделением тепла и постепенным повышением температуры до 100 - 130° С, при которой происходит распад новых соединений с образованием пористого угля. При температуре 200° С разлагается клетчатка, входящая в состав растительных продуктов, и образуется новый вид угля, способный интенсивно окислятся. Процесс окисления угля приводит к дальнейшему повышению температуры вплоть до возникновения горения.

Самовозгораться способен и уголь, получаемый при термическом разложении целлюлозных материалов, например, древесный уголь. Этот уголь способен самовозгораться тогда, когда он только что изготовлен. С течением времени способность поглощать пары, и газы уменьшается, вследствие чего древесный уголь, длительное время находившийся на воздухе, теряет склонность к самовозгоранию.

Ископаемый уголь некоторых видов (бурый каменный) способен самовозгораться.

Причинами его самовозгорания являются: способность окисляться при низких температурах и поглощать кислород воздуха и другие газы или пары. Но главной причиной самовозгорания является окисление угля. Поглощение углем паров и газов также сопровождается повышением температуры. Наибольшей поглотительной способностью обладает молодой уголь, содержащий влагу. Так, бурый свежедобытый уголь содержит 10-20% гигроскопической влаги, а тощий -примерно 1%, поэтому последний более устойчив к самовозгоранию. Повышение влаги вызывает повышение температуры угля до 60-75° С, а дальнейшее выделение тепла происходит за счет окисления органической массы.

Развитие процесса самовозгорания ископаемого угля зависит от степени его измельченности: чем мельче уголь, тем больше поверхность поглощения и окисления, больше скорость их протекания, тем больше выделяется тепла.

Нередко причиной пожара является самовозгорание жиров и масел минерального, растительного или животного происхождения, которыми пропитаны волокнистые материалы и ткани.

Минеральные масла (машинное, соляровое, трансформаторное) представляют собой смесь предельных углеводородов и в чистом виде самовозгораться не могут. Самовозгорание их возможно при наличии примесей растительных масел. Растительные масла (конопляное, льняное, подсолнечное, хлопковое) и масла животного происхождения (сливочное) представляет собой смесь глицеридов жирных кислот.

Самовозгорание масел и жиров возникает при наличии в их составе химических соединений, большой поверхности окисления и малой теплоотдаче, определенном соотношении количества масел и пропитанного ими материала, определенной его плотности. Склонны к самовозгоранию и олифы, приготовляемые из льняного масла, а также отходы и остатки некоторых нитролаков.

Чем больше поверхность окисления, тем больше возможность самовозгорания масел. С этой точки зрения и жиры способны самовозгораться, только будучи распределенными, на большей поверхности. Поэтому самовозгорание жиров и масел в бутылях или резервуарах не происходит. Наиболее благоприятные условия для развития окислительных процессов создаются в тех случаях, когда промасленные материалы сложены в кучи или кипы, которые примыкают одна к другой, а также к нагретым поверхностям.

О склонности масла или жира к самовозгоранию судят по его йодному числу, используя свойство галоидов взаимодействовать с непредельными соединениями, присоединяясь по месту двойных связей. Йодным числом называется количество йода в граммах, поглощенное 100 г испытываемого масла или жира. Чем большее йодное число, тем больше в этом масле непредельных соединений, тем больше склонно оно к самовозгоранию.

Многие химические вещества и их смеси при соприкосновении с воздухом или влагой способны самонагреваться. Эти процессы нередко заканчиваются самовозгоранием. По способности к самовозгоранию химические вещества подразделяют на три группы.

Вещества, самовозгорающиеся при соприкосновении с воздухом: активированный уголь, фосфор белый, растительные масла и жиры, сернистые металлы, алюминиевый порошок, карбид щелочных металлов, порошкообразные железо, цинк и др.

Окисление некоторых веществ этой группы вызывается их взаимодействием с водяными парами воздуха. Окисление сопровождается выделением большого количества теплоты. Окисление некоторых веществ протекает настолько быстро, что вскоре переходит в горение или взрыв. Для других веществ, процессы самонагревания продолжаются длительное время.

Например, процесс самовозгорания белого фосфора заканчивается горением через несколько десятков секунд, а процесс самовозгорания свежеприготовленного активированного угля продолжается несколько дней.

Вещества, вызывающие горение при взаимодействии их с водой: щелочные металлы и их карбиды, окись кальция (негашеная известь), перекись натрия, фосфористый кальций, фосфористый натрий и др.

Взаимодействие щелочных металлов с водой или влагой воздуха сопровождается выделением водорода, который воспламеняется за счет теплоты реакции. Попадание на негашеную известь небольшого количества воды вызывает самонагревание, заканчивающееся сильным разогревом (до свечения), поэтому находящиеся поблизости горючие материалы могут воспламениться.

Вещества, самовозгорающиеся при соединении одного с другим: так, воздействие азотной кислоты на древесину, бумагу, ткань, скипидар и эфирные масла вызывают воспламенение последних; хромовый ангидрид воспламеняет спирты, эфиры и органические кислоты. Ацетилен, водород, метан, этилен самовозгораются в атмосфере хлора на дневном свету; измельченное железо (опилки) самовозгораются в атмосфере хлора; карбиды щелочных металлов воспламеняется в атмосфере хлора и двуокиси углерода.

Свойством самовозгорания обладают некоторые материалы, применяемые в повседневных судовых работах, а также отдельные грузы.

Возможно самовозгорание ветоши, пакли, парусины, постельных принадлежностей, одеял и других абсорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках или связках. Вероятность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, растительными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветоши в теплом плохо проветриваемом помещении масло начинает окисляться, выделяется теплота, которая активизирует процесс окисления. Температура ветоши растет, она воспламеняется — возникает очаг пожара.

Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы подкласса 4.2. IMDG - CODE/.

Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и деревянных конструкций при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты. В начальной стадии дерево постепенно обугливается, а затем воспламеняется образовавшийся древесный уголь, температура воспламенения которого значительно ниже, чем у дерева.

Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окисляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.

Перед укладкой на хранение все самовозгорающиеся материалы должны быть очищены и просушены. Промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевременно удалять из машинного помещения. Свежеокрашенную парусину нельзя хранить в сложенном виде или в плохо проветриваемом помещении.

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

Вопрос 2. Самовозгорание жиров и масел

Статистика показывает, что около 80 % пожаров от самовозгорания по причине обусловлено самовозгоранием промасленных волокнистых и сыпучих материалов. В промышленности и в быту применяется огромное количество жиров и масел, которые по своему происхождению можно подразделить на природные, искусственные и синтетические. Природные масла - добываются из тканей наземных, морских животных и рыб (животный жир), из семян и мякоти плодов различных растений (растительные масла).

Ч>-
Ь Л
egs

Искусственные масла - получают из нефти (это минеральные масла) или из смолы полукоксования каменных углей (каменноугольные масла). Синтетические масла - получают полимеризацией и поликонденсацией низших алкенов, гликолей и их эфиров, силоксанов и других мономеров, j Все они по применению подразделяются на пищевые, технические, (производство высыхающих пленкообразующих для лаков и красок, ПАВ, глицерина, жирных кислот и другие), смазочные (моторные, индустриальные, трансмиссионные и другие) и не смазочные (электроизоляционные, гидравлические, шпалопропиточные и т.д.) масла. Большинство из них имеют температуру вспышки в пределах 170-350 °С, температуру самовоспламенения выше 350 °С, поэтому относительно пожаробезопасны. В чистом виде жиры и масла не склонны к

самовозгоранию. Но при попадании на волокнистые, пористые и сыпучие вещества и материалы с большой удельной поверхностью многие из них приобретают исключительно высокую способность к окислению кислородом воздуха даже без нагревания. К ним относятся растительные высыхающие масла, подвергавшиеся нагреву минеральные, например, моторные, цилиндровые, закалочные масла и т.п. Рассмотрим их поведение на примере природных жиров и масел.

Растительные масла (льняное, конопляное, хлопковое, подсолнечное другие), а также животные жиры (тресковый, тюлений, китовый, бараний, говяжий и т.д.) представляют собой смесь сложных эфиров, глицерина и жирных предельных и не предельных кислот общей формулы СН2ОН О CH2-OCO-R

Глицерин Кислота Глицерид

В состав глицеридов входят остатки ненасыщенных кислот: олеиновой С17Н33СООН, содержит одну двойную связь; линолевой СпН^СООН, содержит две двойные связи; линоленовой Ci7H29COOH, содержит три двойные связи.

Производные углеводородов непредельного ряда способны к реакциям присоединения по месту двойных связей. Поэтому они склонны к окислению кислородом воздуха, а значит и к самовозгоранию. Механизм окисления имеет сложный, многостадийный характер. На начальной стадии процесса кислород воздуха присоединяется по месту двойной связи с образованием нестойкого пероксида, который распадается на два активных радикала, продолжающих далее цепь

окисления до промежуточных и конечных продуктов. В общем виде схема зарождения цепи выглядит следующим образом:

Ненасыщенные соединения по месту двойных связей, помимо кислорода, легко при-соединяют галогены, в том числе и йод:

Эта реакция протекает количественно, поэтому ее используют для оценки непредельности соединений в виде йодного числа.

Йодное число - это количество йода (в граммах), поглощенное 100 граммами вещества. Может быть использовано в качестве приближенной количественной меры склонности масел и жиров к самовозгоранию (табл.1). Практика показала, что к самовозгоранию склонны жиры и масла с йодным числом выше 50.

Таким образом, для самовозгорания жиров и масел необходимыми и достаточными условиями являются: 1. Содержание достаточного количества ненасыщенных углерод углеродных связей (йодное число выше 50 г J2/100 г).

парогазовой смеси продуктов горения. Истечение конвективного потока и поступление свежего воздуха в зону горения представляют собой две составные части единого процесса газообмена очага горения с окружающей средой. Этот процесс также называется массообменом, поскольку любой газ, как известно, имеет массу. Таким образом, между очагом горения и окружающей средой происходит обмен теплотой и газом в результате образования и движения конвективного потока продуктов горения. Этот процесс называется конвективным тепло- и газо(массо) обменом . Часть теплоты реакции горения выделяется в виде световых и невидимых инфракрасных волн - светового и теплового излучения. Лучистый тепловой поток распространяется во все стороны от очага пожара. Большая его часть воспринимается окружающими предметами. Часть его уходит вверх с конвективным потоком и падает вниз на поверхность горящего вещества. Нагреваясь под воздействием лучистого теплового потока, горючее вещество разлагается и испаряется с выделением горючих летучих продуктов, которые непрерывно поступают в зону горения, смешиваясь при этом со свежим воздухом. Эта зона горения получила название - пламя. Пламя - газовый объем, в котором непосредственно происходит реакция горения. Пламя, как правило, излучает свет, лишь в редких случаях оно невидимо, например, при горении водорода. Наиболее высокотемпературная часть пламени, где протекают окислительно-восстановительные реакции, называется реакционной зоной или фронтом пламени.




Снизу в пламя поступает газо-парообразное горючее, а вверх уходят продукты горения. Но пламя - это несовершенный химический реактор. Из- за большой скорости массообмена и плохого смешивания газы и пары не успевают прореагировать с кислородом полностью. Поэтому часть углерода, нагретого до высокой температуры, освобождается от водорода и гетероатомов (азота, серы и др.) и конденсируется с образованием раскаленных частичек сажи, которые излучают и свет и теплоту. Кроме

2. Большая поверхность окисления и малая теплоотдача. Только будучи нанесенными на большую, развитую поверхность (вата, тряпки, ветошь, пакля, порошки, пористые твердые материалы типа пенопластов, сыпучие материалы и т.п.) масло будет способным к самовозгоранию.

3. Наличие кислорода внутри материала или доступ его к окисляющей поверхности.

Растительные, высыхающие масла находят широкое применение в производстве лаков и красок, куда обязательно добавляют сиккативы - вещества, ускоряющие, катализирующие процесс окислительной полимеризации лакокрасочных материалов. В этом случае опасность самовозгорания еще выше, что необходимо учитывать при разработке пожарно-профилактических мероприятий.

С каким из газов возможно самовозгорание масла

Смазочные вещества представляют собой твердые, пластичные или жидкие материалы, которые вводятся между трущимися поверхностями для уменьшения трения, а также для отвода тепла или облегчения удаления отходов обработки.

Смазочными веществами могут быть мыло, графит и даже вода, но в промышленности чаще всего используют масла минеральные, растительные, животные, синтетические, солидолы и консистентные смазки.

К минеральным маслам относят обладающие смазочными свойствами нефтяные фракции, которые выделяют из сырой нефти. Они представляют собой сложную смесь углеводородов, в которой присутствуют соединения серы, кислорода и азота, а также незначительные количества многих металлов.

Перегонкой и разделением на фракции получают различные продукты-от битума до газообразного пропана, включая базовые масла, которые служат основой большинства смазочных веществ.

Для современной металлообработки необходимы высокостабильные масла, которые получают селективной очисткой и введением присадок. Последующая обработка кислотами позволяет удалить многие ароматические соединения, снижая канцерогенность масла. К присадкам, применяемым для получения охлаждающих масел, относятся следующие:

присадки применяемые для получения охлаждающих масел

В растворимых маслах используют те же базовые масла, что и в «прямых» охлаждающих; но их разбавляют водой в соотношении от 1 :10 до 1 :80. Они представляют собой эмульсии с большим количеством эмульгаторов, необходимых для поддержания стабильности. Вода и поверхностно-активные вещества в композиции требуют дополнительных присадок для борьбы с пенообразованием и бактериями.

Животные и растительные масла, получаемые из различных источников, имеют ограниченное применение в промышленности.

Синтетические смазочные вещества представляют собой водные смеси химических материалов (кроме нефтяных). Они имеют сложный состав из-за многочисленных присадок, обеспечивающих необходимые свойства, и образуют истинные растворы в воде.

Полусинтетические смазочные вещества содержат многие присадки, встречающиеся в синтетических жидкостях, а также 10-15% минерального масла.

Консистентные смазки состоят из высокодиспергированного жира и жидкого смазочного вещества.

Применение. Смазочные масла имеют различную консистенцию - от легкого веретенного до густых масел. Смазочные масла широко применяют в промышленности для охлаждения режущих кромок металлообрабатывающего инструмента, смазывания штампов и форм выделки и полирования кожи. В ряде стран для этой цели все еще используют китовый жир, хотя имеются равноценные заменители.

Промышленность потребляет большое количество смазочных масел. Только одна металлообрабатывающая промышленность Великобритании ежегодно расходует около 67 млн. л. масла.

Смазка масляными аэрозолями. В настоящее время все шире применяют смазку аэрозолями, или «масляным туманом». При этом используют главным образом масла минерального происхождения. Для защиты оператора от воздействия тумана принимаются различные меры, но оптимальный способ пока не найден. По некоторым данным, диаметр капелек аэрозоля не превышает 1-4 мкм, поэтому они легко могут попадать в дыхательные пути и скапливаться в альвеолах.

Вредное воздействие смазочных веществ. Масла часто вызывают кожную сыпь, причиной этого является широкое распространение масел, а не какие-то их особые раздражающие свойства.

Легкая смазка типа керосина действует как обезжиривающее вещество; при соприкосновении с кожей удаляет жировой слой, вызывая красноту, зуд и хроническую экзематозную сыпь. Более вязкие масла закупоривают поры кожи, особенно на лице, груди, предплечьях и бедрах. В результате возникает воспаление пор (фолликулит), сопровождающееся нагноением и образованием угрей в сальных железах.

Впервые работа по изучению вредных воздействий минерального масла на кожу животных была проведена в 1915 г. Исследованиям подвергались в основном каменноугольная смола и продукты перегонки сланцев. Смазочные вещества, применяемые в хлопчатобумажной промышленности Великобритании, почти полностью получали из сланцев, и у рабочих, подвергавшихся их воздействию, отмечались многочисленные случаи рака. Было отмечено (Cruickshank, Squires, 1951) повышение числа случаев заболевания раком мошонки среди рабочих, постоянно подвергавшихся воздействию неразбавленных смазочно-охлаждающих жидкостей. Зависимость между маслом и раком кожи в настоящее время обще- признана.

Постоянное воздействие более вязких масел способно вызвать бородавчатые разрастания на предплечьях, тыльной стороне ладоней и мошонке. Хотя такие образования встречаются относительно редко, они носят предраковый характер, и при отсутствии лечения возникающий в результате этого рак может распространиться на другие органы. Частота заболеваний раком кожи снижается при использовании масла селективной очистки, т. е. масла, обработанного кислотой.

Широкое применение масляных аэрозолей представляет опасность для здоровья работающих. Случаи липоидной пневмонии отмечались начиная с 1925 г., и виды воздействия масла на легкие можно обобщить следующим образом:

а) диффузные острые-интерстициальное пролиферативное воспаление, сопровождающееся пневмонией или без нее;

б) диффузные хронические-пролиферативный фиброз;

в) хронические локализованные-парафинома, состоящая из крупных шариков масла в гиалиновой волокнистой ткани.

Опасные для здоровья факторы, обусловленные микробными инфекциями масел, можно разделить на четыре категории:

а) изменение состава вещества, в результате чего оно начинает представлять непосредственную опасность;

б) попадание в масло вредных бактерий с животных, птиц или человека;

в) обострение существующих кожных заболеваний под воздействием инфекции;

г) возникновение заболевания в результате присутствия в воздухе мелких вдыхаемых частиц масляных аэрозолей.

Опасность для здоровья представляют и другие присадки, вводимые рабочим при очистке или смешивании масел. Хлорсодержащие соединения могут оказывать непосредственно раздражающее действие на кожу.

Известны случаи, когда три-о-крезилфосфат вызывал паралич нервной системы вследствие ошибочного использования смазочного масла при приготовлении пищи.

Синтетические смазочные вещества состоят главным образом из нитрата натрия, триэтаноламина и присадок, состав которых определяется обрабатываемым материалом, хотя на практике подобные смазочно-охлаждающие жидкости, как правило, применяют при обработке чугуна и стали. Технический триэтаноламин всегда содержит диэтаноламин, который способен реагировать с нитритом натрия, образуя канцероген, N-нитрозодиэтаноламин. В настоящее время пока не удалось установить, насколько велика опасность воздействия этого относительно слабого канцерогена в производственных условиях, однако ее вероятность, как и синергическое и антагонистическое взаимодействие с другими канцерогенами, нельзя игнорировать. Проблема еще более осложняется микробным загрязнением подобной жидкости.

Положение таково: никто не доказал, что синтетические смазочно-охлаждающие жидкости представляют какую-либо опасность, но никто не утверждает, что они полностью безопасны.

Как уже отмечалось, полусинтетические смазочные материалы имеют в своем составе небольшое количество масла, что создает дополнительную трудность с точки зрения охраны здоровья работающих.

7.2. Самовозгорание жиров и масел

Статистика показывает, что около 80 % пожаров от самовозгорания по причине обусловлено самовозгоранием промасленных волокнистых и сыпучих материалов. В промышленности и в быту применяется огромное количество жиров и масел, которые по своему происхождению можно подразделить на природные, искусственные и синтетические.

Природные масла - добываются из тканей наземных, морских животных и рыб (животный жир), из семян и мякоти плодов различных растений (растительные масла).

Искусственные масла - получают из нефти (это минеральные масла) или из смолы полукоксования каменных углей (каменноугольные масла).

Синтетические масла - получают полимеризацией и поликонденсацией низших алкенов, гликолей и их эфиров, силоксанов и других мономеров. Все они по применению подразделяются на пищевые, технические, (производство высыхающих пленкообразующих для лаков и красок, ПАВ, глицерина, жирных кислот и другие), смазочные (моторные, индустриальные, трансмиссионные и другие) и не смазочные (электроизоляционные, гидравлические, шпалопропиточные и т.д.) масла.

Большинство из них имеют температуру вспышки в пределах 170-350 °С, температуру самовоспламенения выше 350 °С, поэтому относи-

тельно пожаробезопасны. В чистом виде жиры и масла не склонны к самовозгоранию. Но при попадании на волокнистые, пористые и сыпучие вещества и материалы с большой удельной поверхностью многие из них приобретают исключительно высокую способность к окислению кислородом воздуха даже без нагревания. К ним относятся растительные высыхающие масла, подвергавшиеся нагреву минеральные, например, моторные, цилиндровые,

закалочные масла и т.п. Рассмотрим их поведение на примере природных жиров и масел.

Растительные масла (льняное, конопляное, хлопковое, подсолнечное другие), а также животные жиры (тресковый, тюлений, китовый, бараний, говяжий и т.д.) представляют собой смесь сложных эфиров, глицерина и жирных предельных и непредельных кислот общей формулы

Пожароопасность и токсичность топлив и масел

Само по себе название «горючее» определяет пожаро- и взрывоопасность топлив. Смазочные материалы, хотя и не так легко возгораемы, имея в своём составе углерод, водород и кислород, являются также горючими веществами.

Основными параметрами, характеризующими пожаро- и взрывобезо-пасность среды и подлежащими контролю, являются:

1) температура вспышки вещества;

2) область воспламенения (температурные и концентрационные пределы взрываемости);

3) температура самовоспламенения жидкости;

4) температурные пределы воспламенения для жидкостей.

Температура вспышки – самая низкая в условиях специальных испытаний температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары или газы, способные вспыхнуть в воздухе от источника зажигания, однако скорость образования паров или газов недостаточна для длительного горения. Температура вспышки позволяет судить о температурных условиях, при которых вещество становится огнеопасным.

По температуре вспышки нефтепродукты подразделяют на 4 класса (табл. 6.7).

Температура воспламенения – самая низкая температура, при которой вещества могут воспламеняться (и гореть) от источника зажигания. Эта температура на несколько градусов превышает температуру вспышки.

Классификация нефтепродуктов по температуре вспышки паров

Признак классификации Значение темпе-
Класс Температура вспышки паров, °С Наименование нефтепродукта ратуры вспышки паров, °С
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)
I До +28 включительно Бензины автомобильные Бензины авиационные Ниже 0 Ниже 0
II От +29 до +61 включительно Бензин-растворитель (уайт-спирит) Дизельное топливо А – – З – – ДЗП-15/-25

Окончание табл. 6.7

Признак классификации Значение темпе-
Класс Температура вспышки паров, °С Наименование нефтепродукта ратуры вспышки паров, °С
II От +29 до +61 включительно Дизельное топливо УФС Керосин осветительный Керосин для технических целей Этилцеллозольв технический Топливо печное А
Горючие жидкости
III От +62 до 120 включительно Дизельное топливо Л; с присадкой ВЭМС Топливо моторное ДТ Топливо моторное ДМ Этиленгликоль
IY Свыше +120 Масла моторные, трансмиссионные, авиационные и др. Свыше 120

Температура самовоспламенения – самая низкая температура, при которой вещества могут воспламеняться без источника зажигания (и гореть). Температуру самовоспламенения учитывают при классификации газов и паров горючих жидкостей по группам взрывоопасности, выборе типа электрооборудования, определении температурных границ безопасного применения вещества при нагреве его до высоких температур, при расследовании причин пожаров.

Нижний концентрационный предел воспламенения (взрываемости) горючих газов, паров или аэровзвеси твёрдых веществ – наименьшая концентрация веществ в воздухе при атмосферном давлении, при которой смесь должна воспламеняться от внешнего источника зажигания с последующим распространением пламени на весь объём смеси, сопровождающимся взрывом.

Концентрацию газа или пара в воздухе внутри технологического аппарата, не превышающего 50% нижнего предела взрываемости или выше верхнего предела взрываемости, считают взрывобезопасной.

Область воспламенения газов (паров) в воздухе – область концентрации данного газа в воздухе при атмосферном давлении, внутри которой смесь газа с воздухом способна воспламеняться от внешнего источника зажигания с последующим распространением пламени от смеси.

Граничные концентрации области воспламенения – соответственно нижний и верхний пределы воспламенения паров в воздухе.

К пожароопасным относят вещества, которые могут загораться:

– от внешних источников тепла (пламя, раскалённые предметы, горячий воздух, электрическая искра, трение, солнечные лучи), например, горючие жидкости и их пары;

– при контакте с другими веществами, например, органические материалы при контакте с кислотами;

– от тепла, выделяемого при внутренних химических процессах самоокисления, приводящих к самовозгоранию, например, обтирочные материалы, пропитанные маслом, в случае их уплотнения, что снижает отвод образующегося тепла, и др.

По горючести вещества разделяют:

– на несгораемые – вещества, неспособные гореть на воздухе;

– трудносгораемые – вещества, которые могут гореть под действием источника зажигания, но прекращают гореть при его удалении;

– сгораемые – вещества, способные возгораться от источника зажигания и продолжающие гореть после его удаления. Из них выделяют: а) легковоспламеняющиеся вещества, которые могут воспламеняться от кратковременного действия источника зажигания незначительной энергии (пламени спички, искрящегося электропровода и др.). К ним относят легковоспламеняющиеся жидкости.

К взрывоопасным относят вещества, которые могут взрываться:

– от действия внешних источников тепла в присутствии кислорода, например, горючие газы, пары растворителей, пыль горючих веществ и др.;




– при контакте с другими веществами, например, сжиженный кислород при контакте с маслом и др.;

– от удара (детонации): нитроглицерин, аммонал и другие взрывчатые вещества.

На степень взрываемости веществ влияют их собственная температура и температура окружающей среды.

Все взрывоопасные вещества, в том числе и аэрозоли, и аэрогели, являются и пожароопасными.

Кроме пожаро- и взрывоопасности, горючесмазочные материалы, специальные жидкости и другие автомобильные материалы могут являться токсичными по отношению к человеку.

К вредным веществам относят топлива, смазочные масла и специальные жидкости и другие материалы, которые при контакте с организмом человека, в случае нарушения требований безопасности, могут вызвать отравления, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений. Наибольшая концентрация таких веществ в воздухе (воде), не вызывающая названных отклонений – предельно допустимая концентрация (ПДК).

По степени воздействия на организм все вредные вещества подразделяют на 4 класса опасности:

1 – чрезвычайно опасные;

3 –меренно опасные;

Значения ПДК и класс опасности некоторых загрязняющих веществ в воздухе показаны в табл. 6.8 [21].

ПДК загрязняющих веществ в воздухе населённых пунктов

ПДК, мг/м 3 Класс
Вещества максимальная разовая среднесуточная опасности
Азота диоксид 0,085 0,04
Азота оксид 0,400 0,06
Ангидрид сернистый (серы диоксид) 0,500 0,05
Бензин нефтяной (в перес-чёте на углерод) 5,000 1,5
Бутан 200,0 Не регламен-тируется
Сажа 0,150 0,05
Свинец и его неорганичес-кие соединения (в пересчёте на свинец) 0,001 0,0003
Углерода оксид 5,000 3,0
Примечание: Список ПДК загрязняющих веществ N 3086-84 от 27.08.1984 г. с дополнениями N 1 — 5 1985 — 1991 г. г.

Высокие требования предъявляют и к воздуху производственных помещений, где производятся работы по хранению, обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. В табл. 6.9 приведены ПДК на ряд веществ, наиболее часто выделяющихся в воздух в производственных помещениях АТП [21].

Всё ещё довольно широко применяемые этилированные бензины содержат в своём составе этиловую жидкость, основным компонентом которой является высокоопасное вредное вещество – тетраэтилсвинец.

ПДК вредных веществ в производственных помещениях

Вещества ПДК, мг/м 3 Класс опасности
Азота оксиды (в пересчёте на NO2) 5,0
Ангидрид сернистый 10,0
Акролеин 0,2
Ацетон 200,0
Бензин (растворитель, топливный) 100,0
Бутан 300,0
Водорода хлорид (соляная кислота) 5,0
Керосин (в пересчёте на углерод) 300,0
Свинец и его неорганические соединения (по свинцу) 0,005
Серная кислота 1,0
Углерода оксид 20,0
Примечание: ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

В состав композиций смазочных смазочных масел с целью улучшения их функциональных свойств стали вводить компоненты, характеризующиеся определёнными токсикологическими свойствами. К таким компонентам можно отнести функциональные присадки, добавляемые к основам смазочных масел с целью улучшения их эффективности: противоизносной, противозадирной (совол, трикрезилфосфат); защитной (бензотриазол); антиокислительной (параоксидифениламин, фенил-a-нафтиламин, ионол).

К числу смазочных материалов, содержащих вредные вещества, относят минеральные и синтетические масла: ВНИИ НП 50-1-4Ф, ВНИИ НП 50-1-4у, Б-3В, ПТС-240, ИПМ-10, МН-7,5у, МС-8рк, МС-8п, осевое северное Сп, гидравлическая жидкость 7-50С-3.

В состав указанных масел вводят функциональные присадки (1,5–3,0%), обладающие токсичными свойствами. В зависимости от токсичности компонентов топлив и смазочных материалов они классифицируются по классам опасности, т. е. по уровню предельно допустимой концентрации паров в воздухе рабочей зоны.

Минеральные масла могут представлять реальную угрозу для здоровья человека в тех случаях, когда в них содержатся лёгкие углеводороды (бензин, бензол) или когда возможно образование масляного тумана или масляных паров (при нагревании, распылении).

Дыхательные пути и лёгкие человека более чувствительны, чем другие органы, к воздействию масляных паров и масляного тумана. Вдыхание последнего со взвешенными частицами от 1 до 100 мкм вызывает отравление. Среди больных раком лёгких и бронхов обнаружено много лиц, длительно подвергавшихся воздействию паров или туманов минеральных масел и их эмульсий.

Опасность отравления парами или туманами масел сильно увеличивается, если в масле содержатся сернистые соединения. При наличии серы в масле могут возникнуть условия для образования сероводорода (H2S), который вызывает отравление с молниеносной потерей сознания.

Токсичность масел проявляется также при частом попадании масла на открытые участки тела, при длительной работе в одежде, пропитанной маслом. Систематический контакт с маслом может вызвать острое или хроническое заболевание кожи тела. Наиболее часты фолликулярные поражения кожи, представляющие собой заболевание волосяных мешочков и сальных желёз. Эти заболевания, известные под названием масляных или керосиновых угрей, наблюдаются у механиков, токарей, трактористов, шоферов, кладовщиков и других лиц, повседневно имеющих дело с маслами.

Участились случаи повреждения кожных покровов (чаще – кистей рук) смазочными маслами, попадающими на кожу под большим давлением. Это наблюдается в гаражах при распыливании масел под давлением специальными насосами во время испытания дизелей и маслопроводов. При этом масло пробивает кожу и проникает в подкожную ткань, вызывая развитие отёка с болями и онемением поражённых участков. В случае попадания на поражённые места инфекции могут образовываться нарывы и участки с омертвением кожи.

Смазочные масла могут вызвать экзему, дерматиты, пигментацию кожи и даже более тяжкое заболевание – образование бородавчатых разрастаний, переходящих в рак. Токсичные свойства масел усиливаются с повышением их температуры кипения, кислотности, а также с увеличением содержания в их составе ароматов, смол и сернистых соединений.

Всё сказанное о маслах в равной мере относится и к пластичным смазкам, жидкой фазой которых являются те же масла.

Характер воздействия на организм человека горючесмазочных материалов с токсичными компонентами, а также признаки отравления ими и порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим приведены в табл. 6.10.

Таблица 6.10

Характер действия топлив, масел и жидкостей, признаки отравления ими и

первая медицинская помощь пострадавшим

Группа и марка, ГОСТ или ТУ топлив, масел и жидкостей Характер действия Признак отравления Первая медицинская помощь
Бензины этилированные: А-76, Аи-93, ГОСТ 2084-77 Аи-95 «Экстра» ТУ 38.1010279-89 Аи-91 ТУ 38.1011225-89 Взрывоопасные. Оказывают раздражающее и наркотическое действие. Попадая и накапливаясь в организме человека в виде ТЭС, бензин может вызвать отравление. Бензины и их пары, попадая на слизистую оболочку глаз и рта, высушивают её, а иногда вызывают кровотечение. При попадании на кожу человека могут вызвать кожные заболевания. При попадании на кожу бензин смыть керосином (не этилированным бензином) или вытереть насухо чистой марлей и вымыть горячей водой с мылом; при попадании в глаза — промыть их 2 %-ным раст-вором питьевой соды или чистой тёплой воды; при отравлении парами бензина пострадавшего немедленно вынести из зоны действия паров и освободить от одежды, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и согреть тело.


Продолжение табл. 6.10
Группа и марка, ГОСТ или ТУ топлив, масел и жидкостей Характер действия Признак отравления Первая медицинская помощь
Масла и жидкости с ядовитыми присадками: 70-50с-3 ГОСТ 20734-75; ВНИИ НП 50-1-4ф ГОСТ 13076-86; ВНИИ НП 50-1-4у ТУ 401286-82; Б-3В ТУ 38.101295-85 Опасны при длительном и систематическом воздей-ствии на кожу. Пары про-дуктов термического разложения опасны при вдыхании. Дерматиты, экземы, гной-ничковые заболевания кожи и подкожной клетчатки (угри, фурункулы). При вдыхании паров: желудочно-кишечные рас-тройства, нарушение чув-ствительности кожи, боли в мышцах, развитие вялого паралича нижних конеч-ностей с атрофией мышц. Соблюдение правил личной гигиены.
Жидкости на основе гликолей и их производных: Не представляют опасности острых ингаляционных отравлений (за исключе- После попадания внутрь: лёгкое опьянение, переходящее в оглушение. Зондовое промывание желудка большим коли-чеством воды (10 л) с
нием этилцеллозольва). Опасны при попадании Через 6—8 часов боли в желудке, рвота, понос, двумя процентами двууг-лекислого натрия и 30 г
Этиленгликоль ГОСТ 19710-83 и ГОСТ 6367-52, марок 40 и 65 ГОСТ 159-52; внутрь. Смертельная доза для человека при приёме во внутрь от 35 мг и более. жажда, боли в пояснице. При лёгкой форме ингаля-ционного отравления активированного угля.

Продолжение табл. 6.10

Окончание табл. 6.10

Группа и марка, ГОСТ или ТУ топлив, масел и жидкостей Характер действия Признак отравления Первая медицинская помощь
«Томь», ТУ 6-011276-82; «Роса» ТУ 6-05-211-569-84
Спирты и жидкости на основе спиртов: Спирт тетрагидрофурфуриловый (жидкость ТГФ) ГОСТ 17477-86; БСК ТУ 6-10-1533-75 Опасны при ингаляционном воздействии паров, при попадании внутрь и на кожные покровы. Смертельная доза для человека при приёме внутрь 30 мл и более. При воздействии паров: раздражение глаз, дыха-тельных путей, головная боль, онемение языка. При приёме внутрь: головокружение, тошнота, рвота, расстройство зрения и слуха. При воздействии на кожные покровы: раздражение, дерматиты, язвы. При ингаляционном воздействии: свежий воздух, промывание глаз, полости рта и носа водой. При попадании внутрь: зондовое промывание желудка большим коли-чеством воды (10 л) с двумя процентами двууглекислого натрия и 30 г активиро-ванного угля. При попадании на кожные покровы: смыть тёплой водой с мылом.

Токсичность отработанных газов снижается добавлением в бензины метанола, но при этом необходимо очень внимательно подходить к дозировке, т. к. при добавке спиртов, а также метилтрибутилэфира и воды наблюдался факт возрастания выбросов альдегидов.

Вещества и материалы, склонные к самовозгоранию

Самовозгоранием называется процесс возникновения горения при отсутствии постороннего источника зажигания. Происходит это при резком увеличении скорости экзотермических реакций в определенном объеме вещества, когда скорость выделения тепла превышает скорость теплоотвода в окружающую среду. К самовозгорающимся относятся вещества, у которых температура самонагревания ниже температуры самовоспламенения.

Основное, что необходимо сделать в ходе осмотра места пожара при возникновении версии о самовозгорании, это установить:

- природу материала или материалов (вещества, смеси веществ), которые находились в очаговой зоне на момент пожара,

- объемы (геометрические размеры) и количества складированного вещества (материала);

- условия хранения (температура окружающей среды, упаковка, вентиляция и т.д.);

- предысторию объекта хранения (когда складирован, не было ли признаков самонагревания (дым, запах) и т. д.

В зависимости от первичного импульса, запускающего механизм саморазогрева материала, различают следующие виды самовозгорания:

41. Химическое самовозгорание.

Химическое самовозгорание является результатом взаимодействия двух веществ друг с другом или с окружающей средой (водой, кислородом воздуха), происходящего с выделением достаточного количества тепла.

Рассматривать эту версию имеет смысл, если установлено, что в помещении, где произошел пожар, имелись вещества, склонные к экзотермической реакции с водой, воздухом или друг с другом. Существенно и присутствие в зоне очага разрушенной тары, а также остатков хотя бы одного из веществ.

На воздухе самовозгораются, например, желтый и белый фосфор, щелочные металлы (литий, калий, натрий), карбиды щелочных металлов (во влажном воздухе разлагаются с выделением ацетилена). Вследствие окисления на воздухе самовозгораются металлические порошки и пудры (алюминия, цинка, кобальта и др.).

Склонны к самовозгоранию растительные и животные масла, скипидар и некоторые другие вещества, содержащие химически активные непредельные С-С связи. Натуральная олифа, которая изготавливается из льняного масла, еще более склонна к самовозгоранию, нежели льняное масло, т.к. в нее введены сиккативы, ускоряющие окисление и полимеризацию масла, что приводит к его высыханию.

Минеральные (нефтяного происхождения) масла склонны к самовозгоранию только загрязненные.

Необходимо иметь в виду, что самовозгорание масел и других жидкостей невозможно в сосуде или при их проливе в виде лужи или пленки на какую-либо поверхность. Самовозгораются только пропитанные жидкостью тряпки, вата, шерсть, опилки и другие пористые материалы, на развитой поверхности которых возможен хороший контакт масла с кислородом воздуха. Для самовозгорания нужны оптимальное количество масла на поверхности пористого материала (не много, но и не мало) и условия аккумуляции тепла. Ускоряют самовозгорание соли кобальта, марганца, свинца, некоторых других металлов.

Наименьшая температура, при которой наблюдалось самовозгорание такого рода, составляет 10-15 °С. Период индукции - от нескольких часов до нескольких дней.

При подозрении на самовозгорание масла и подобных материалов необходимо выяснить:

- тип, вид масла, жира;

- что могло быть пропитано, в каком количестве, сколько времени пролежало до пожара;

- наличие условий для аккумуляции тепла.

Химическое самовозгорание возможно и при контакте пары веществ (материалов), одно из которых является сильным окислителем, другое - легкоокисляемым веществом.

К первым относятся соли азотной кислоты (селитры), перманганат калия и натрия, хлораты, перхлораты, бихроматы, хромовый ангидрид, концентрированная серная (более 95 %) и азотная кислоты, перекись водорода, органические перекиси и т.д.

Ко вторым - жидкие органические вещества (двух- и трехатомные спирты, некоторые углеводороды) и мелкодисперсные твердые органические вещества (например, опилки, сахарный песок и пудра и т.д.), указанные выше порошки металлов.

При подозрении на химическое самовозгорание, связанное с экзотермическим взаимодействием двух веществ, необходимо в обязательном порядке затребовать сведения о веществах, которые могли находиться (храниться, транспортироваться) на объекте, где произошел пожар.

При осмотре места пожара необходимо:

а) исследовать окружающие конструкции и предметы для выявления зоны длительного низкотемпературного пиролиза. Как правило, при самовозгорании (химическом, в частности) выделяющегося тепла не хватает для обеспечения мгновенного развития пламенного горения. Процесс обычно на начальном этапе протекает в форме тления, в зонах, где имеются условия для аккумуляции тепла, и лишь через какое-то время переходит в пламенное горение. Поэтому надо пытаться выявить и зафиксировать подобные зоны тления;

б) отобрать пробы угля в целях установления температуры и длительности пиролиза (см. гл. 5). Это необходимо, в частности, для подтверждения режима горения в исследуемой зоне (тление или пламенное горение);

в) отобрать пробы для последующих инструментальных исследований в целях обнаружения в очаговой зоне остатков реагировавших между собой веществ.

42. Микробиологическое самовозгорание.

Характерно для органических дисперсных и волокнистых материалов, внутри которых возможна жизнедеятельность микроорганизмов (сена, соломы, овощей, зерна, фрезерного торфа и др.).

При отработке версии о микробиологическом самовозгорании по возможности необходимо получить следующие данные:

а) влажность сена на момент пожара (известно, что для микробиологического самовозгорания влажность должна быть не менее 16 %);

б) время, прошедшее после закладки (опасность самовозгорания сохраняется до 3-4 месяцев; наиболее вероятно оно в течение 10-30 суток);

в) размеры стога сена (по теоретической теплофизической оценке они должны быть не менее 2×2×2 м; при меньших габаритах стог не способен загореться, т. к. слишком велики теплопотери в окружающую среду).

Важно также выяснить условия хранения и сушки сена. Возможно очаговое (так называемое "гнездовое") возникновение процесса в результате попадания в стог более увлажненного сена или увлажнения отдельных участков через дырявую крышу сенохранилища. "Пластовое" самовозгорание может начаться при миграции влаги в массе сена из-за перепада температур, например, при неравномерном обогреве или охлаждении - при этом в периферийных слоях, вблизи поверхности, образуется конденсационная влага.

Квалификационные признаки микробиологического самовозгорания, выявляемые при осмотре места пожара:

1. Очаг расположен в центре стога или массива другого, склонного к микробиологическому самовозгоранию материала, а не снаружи. Если копна сена имеет поверхностное обугливание (обгорание), а внутри нет следов горения, то это не самовозгорание, а горение, возникшее от внешнего источника открытого огня, искры и т. д.

2. Наличие неразвившихся очагов, в том числе в отдельных кипах. Они представляют собой локальные агломераты сена различной степени термодеструкции (см. рис. 6.4).


Автомобили

Осмотр места пожара при загорании автомобиля подразумевает осмотр не только самого сгоревшего автомобиля, но и места (территории), где он находился во время пожара. Проводится осмотр в определенной последовательности с фиксацией всех этапов осмотра на фото - или (желательно) видеокамеру (см. гл. 10).

Наружный осмотр корпуса автомобиля и описание его термических поражений

При наружном осмотре описываются внешние механические и термические повреждения кузова, колес, дверей, капота, бензобака. Необходимо указать место, направление, размеры, характер повреждения. Указываются места расположения, размеры и форма сохранившихся участков красочного покрытия, протяженность зоны перехода от неповрежденного участка к поверхности, на которой полностью выгорело красочное покрытие (на этом участке поверхность металла имеет беловато-сероватый оттенок). Затем описываются следы отжига металла, появление на нем окалины, окопчения конструктивных элементов, деформация кузова.

Термические повреждения дверей, крышек моторного и багажного отсеков и крыльев желательно сопоставить с термическими повреждениями этих деталей с внутренней стороны, совмещая нижние зоны выгорания красочного покрытия на них.

Такой порядок осмотра дает возможность установить направленность распространения горения и, в первом приближении, место расположения очага (снаружи или внутри транспортного средства).

Особое внимание обращается на характер разрушения остекления:

место расположения осколков или оплавленных их частей (внутри салона или снаружи автомобиля);

характер закопчения осколков стекла (односторонний, с двух сторон, в местах разлома);

при обнаружении осколков стекла снаружи автомобиля обязательно указывать места расположения наиболее удаленных осколков.

4. Выявление и описание термических поражений внутри салона

При описании повреждений от огня внутри салона транспортного средства фиксируются характер и степень выгорания обшивки салона, сидений (закопчение; поверхностное обугливание; выгорание на определенную глубину, сплошное или пятнами; полное выгорание "до металла"; величина и направленность деформации металлического каркаса), а также наслоение копоти на внутренних поверхностях ветрового, заднего стекла и остекления дверей салона (в том числе на остатках остекления).

Отдельно, на стадии динамического осмотра, изучается состояние покрытия пола. Если он обгорел, фиксируются размер и форма зоны обгорания, ее расположение (с фото- и видеосъемкой).

Особое внимание обращается на наличие внутри салона посторонних предметов: камней, оплавленных емкостей, битого стекла (не имеющего отношения к остеклению автомобиля), а также остатки предметов и технических устройств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых и иных веществ.

Осмотр и описание состояния моторного отсека желательно проводить с использованием принципиальной и монтажной схем.

Необходимо как можно более подробно описать характер термических повреждений двигателя с определением места наибольшего повреждения его от огня и наличия или отсутствия в этом месте штатной пожарной нагрузки - сгораемых деталей, а также возможности вытекания и выгорания топлива.

Описывается в различных зонах моторного отсека:

обугливание и выгорание краски на металлических деталях;

обугливание и выгорание изоляции проводов, резиновых деталей, расплавление (деформации) и выгорание пластмассовых деталей;

подплавление и расплавление деталей из цветных металлов и сплавов (в основном это силумин, реже - медные детали).

При осмотре системы топливоподачи должны быть описаны характер и степень термических поражений и разрушений бензобака, топливопроводов, бензонасоса, карбюратора. При осмотре систем топливоподачи с инжекторным двигателем необходимо особое внимание обращать на узлы и агрегаты, находящиеся под высоким давлением, и системы подачи воздуха.

При осмотре выпускного тракта особое внимание обращается на характер механического и термического повреждения коллектора и красочного покрытия корпуса автомобиля вблизи от него, глушителя (особенно в местах трещин и изломов).

На автомобилях, имеющих каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, необходимо осмотреть сам нейтрализатор и днище в зоне его установки. При сквозной коррозии днища возможны нагрев и зажигание внутренних отделочных материалов салона; очаг при этом обычно расположен около передней панели пола.

При осмотре автомобилей, работающих на газовом топливе, прежде всего необходимо обращать внимание на места установки переключающих клапанов, гибких соединяющих трубопроводов и тип зажимных хомутов (нередко при установке газового оборудования на автомобиль используются штатные одноразовые зажимы).

собенности осмотра при возможном поджоге автомобиля

Основная масса поджогов автомобилей в России совершается из хулиганских побуждений или в целях мести, угрозы владельцу. При этом поджоги крайне редко совершаются "экзотическими" способами с применением радиоуправляемых и других устройств. На практике в основном используется три простейших способа.

1. Наиболее распространенный заключается в том, что заранее приготовленным или найденным вблизи от автомобиля тяжелым предметом разбивается одно из боковых стекол, при этом, как правило, этот предмет остается внутри салона. Затем внутрь салона забрасывают заранее приготовленную' и предварительно открытую емкость с горючей жидкостью (как правило, 0,5-5,0 л) и источник воспламенения.

2. Из заранее приготовленной емкости с горючей жидкостью обливают корпус автомобиля, чаще всего моторный отсек и передние колеса, емкость бросают на месте. В этом случае часто под колеса кладут ветошь, пропитанную горючей жидкостью, и автомобиль поджигают.

3. Открывается горловина бензобака, заранее приготовленная ветошь пропитывается содержимым бензобака. Затем эта ветошь вставляется в горловину бензобака и свисающий ее конец поджигается.

Признаки такого рода поджогов очевидны из их описания, в процессе осмотра сгоревшего автомобиля они должны быть выявлены и зафиксированы.

В случае подозрения на поджог транспортного средства необходимо, в частности, обращать внимание на характер обгорания нижней части кузова. При горении разлитого под автомобилем топлива обгорает покрытие днища (лакокрасочное или антикоррозийное), а также нижней части кузова и дверей. При расположении очага горения внутри автомобиля красочное покрытие на наружной поверхности, особенно в нижней его части, сохраняется на большей высоте. В результате попадания горючей жидкости локально выгорают автомобильные шины, резиновые брызговики на колесах. Необходимо иметь в виду, что локальные зоны более сильных термических поражений (например, выгорания передних или задних колес) могут формироваться и при постепенном вытекании и выгорании бензина из топливного бака автомобиля.

При проливе горючей жидкости на капот автомобиля с последующим ее поджиганием локальные очаги более интенсивного горения (и соответствующие термические поражения) возникают там, куда жидкость стекала и где скопилась при розливе. Поэтому необходимо обращать внимание на участки естественных водостоков на автомобиле и характер (степень) выгорания в зонах, куда они ведут, а также в зонах, куда жидкость может попасть при переполнении водоотводных желобов в случае залпового вылива ЛВЖ на корпус автомобиля.

Поджог автомобиля может совершаться и из корыстных побуждений (в целях получения страховки) самим владельцем автомобиля. В странах Западной Европы, США, Канаде эта причина является основной при пожарах автомобилей. В целях выявления подобных поджогов специалисты рекомендуют обращать внимание на следующие косвенные признаки, которые фиксируются при осмотре отдельных зон, узлов и деталей автомобиля:

Место пожара и прилегающие участки - на них могут быть обнаружены указанные выше сосуды из-под горючей жидкости или другие использованные при поджоге объекты, например, шланг, примененный в качестве сифона для откачки бензина из бензобака.

Если водитель утверждает, что автомобиль загорелся у него во время движения, на дороге должны быть следы резкого торможения; их отсутствие подозрительно.

Колеса (автомобильные шины) - при поджоге часто заменяются "экономным" владельцем на старые, поэтому колеса должны быть осмотрены и зафиксировано их состояние (не только термические поражения, но и степень износа).

Крышка горловины и сливной кран бензобака - при поджоге крышку часто снимают и оставляют открытой (при срыве крышки в результате взрыва должны быть отогнуты фланцы). Сливной кран бензобака (если таковой имеется) при поджоге может быть открыт или снят специально.

Капот, крышка, багажник - при розливе ЛВЖ по корпусу автомобиля в зонах скопления жидкости и соответственно наиболее интенсивного горения, могут наблюдаться локальные выжженные пятна.

Салон - в салоне необходимо обращать внимание на отмеченные выше емкости из-под ЛВЖ или их остатки - стекла, агломераты пластмассы и т. д., а также отсутствие личных вещей и их обгоревших остатков (последнее подозрительно).

Ковер на полу салона - в обычных случаях бывает мало поврежден огнем. При поджоге с применением ЛВЖ частично или полностью выгорает, образуются прогары на панелях под дверьми и в нижней части дверей.

Багажник - при осмотре багажника, кроме отмеченных выше термических поражений, необходимо обращать внимание: а) на следы взлома; б) отсутствие домкрата, запасного колеса, инструментов, личных вещей (все это подозрительно).

Окна и двери - необходимо определить их положение на момент пожара. Если оконные стекла разрушены, их положение устанавливается по положению рычагов стеклоподъемника; положение дверей - по повреждению их торцов. Открытые окна в холодную и дождливую погоду, а также при нахождении автомобиля на стоянке, подозрительны. При поджоге двери и окна часто открывают специально, чтобы лучше горело.

Состояние двигателя - двигатель осматривается в целях определения, все ли его детали находятся на месте (за исключением тех, которые могли выгореть или расплавиться). Отсутствие других деталей подозрительно.

Состояние топливной линии. Топливная линия должна быть осмотрена на предмет определения ее целостности. Кроме рассмотренной выше ситуации, когда к возникновению пожара привели случайная разгерметизация топливной линии и утечка топлива, возможно и преднамеренное выведение ее из строя. Разъединение топливной линии, включение двигателя и педали газа - один из распространенных способов поджога. Учитывая это обстоятельство, необходимо выявлять и фиксировать следы ослабления хомутов, разрезы шлангов, ослабление и полное отсоединение винтовых соединений. Вблизи могут быть обнаружены карбонизованные (обгоревшие) остатки спичек.

Необходимо также обращать внимание на признаки попыток потушить пожар - брошенный огнетушитель, следы огнетушащего порошка в зоне первоначального горения и т. д. Если владелец утверждает, что пытался тушить пожар, но указанных признаков не наблюдается, это подозрительно.

Читайте также: