Самая первая тесла в мире

Обновлено: 05.07.2024

Tesla


На этой неделе свое шестнадцатилетие отметила компания Tesla. Ей удалось не только подарить миру электромобили, пригодные для комфортной повседневной езды, но и сделать их массовыми. Inc. вспоминает, кто на самом деле основал легендарный стартап, как реализатором их планов стал Илон Маск и как он затем вывел бизнес за рамки простого электромобилестроения.


1 июля 2003 года инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг учредили компанию Tesla Motors. Название стартап получил в честь всемирно известного пионера элетротехники Николы Теслы. Компания создавалась чтобы осуществить то, в чем не смогли преуспеть гиганты автомобилестроения, — наладить производство эффективных и доступных электрокаров. Окончательным толчком к действию послужило закрытие в 2003 году программы General Motors по производству компактного электромобиля EV1 и отзыв всех реализованных экземпляров.

GM EV1 поставлялись на условиях лизинга с 1997 года, однако технология была слишком сырой (заряжались эти авто примерно столько же, сколько могли проехать, — если не больше), большим спросом они не пользовались (за 6 лет удалось реализовать около 1,1 тыс. машин) и экономика всей программы была убыточной (в лизинг каждый электрокар уходил по $34-$44 тыс., а в производстве обходился в $80 тыс.). Аналогичные проблемы преследовали Ford, Chrysler, Honda, Nissan и Toyota: в конце 1990-х они выпускали собственные электромобили, но к началу 2000-х были вынуждены снять их с рынка.

Замысел Эберхарда и Тарпеннинга заключался в том, чтобы подойти к вопросу с другого конца, — не выпускать максимально доступный по цене электромобиль, как поступил GM и все остальные, а начать с люксового спорткара. В стоимость такой машины уже вполне можно было попытаться уместить все необходимое для хоть сколько-нибудь приемлемой эффективности на дорогах. Прибыль фаундеры планировали инвестировать в масштабирование производства и со временем удешевить технологию настолько, чтобы однажды выпустить на рынок по-настоящему эффективный электромобиль для среднего класса.


2004–2008

В апреле 2004 года, вдохновившись идеями Эберхарда и Тарпеннинга, к Tesla Motors присоединился Илон Маск. Соучредитель PayPal и основатель SpaceX возглавил инвестиционную серию A, вложив в Tesla около $6,5 млн личных средств, и стал председателем совета директоров компании. Хоть Маск и не стоял у истоков этого бизнеса, именно он сделал его успешным.

В 2005 году Маск вывел стартап на партнерство с Lotus Cars, британским производителем спортивных и гоночных автомобилей, предоставившим шасси и кузов для Roadster — первого автомобиля Tesla.

19 июля 2006 года состоялась презентация прототипа Tesla Roadster. Оснащенный 3-фазным 4-полюсным асинхронным двигателем переменного тока, он мог развивать скорость до 200 км/ч (ограничение было искусственным), причем до сотни разгонялся за 4 секунды. Время полной зарядки составляло около 3 часов, после чего Roadster мог проехать до 400 км — втрое больше, чем EV1. Вообще, Roadster стал первым электромобилем, способным преодолеть больше 300 км на одном заряде.

6 августа 2006 года Маск обнародовал план развития Tesla (авторами которого были основатели компании): «Создать спортивный автомобиль. Использовать прибыль от него для создания доступного автомобиля. Использовать прибыль от него для создания еще более доступного автомобиля. Занимаясь всем этим, обеспечить возможность выработки электроэнергии с нулевым уровнем выбросов».

В январе 2008 года сооснователи Tesla Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг покинули компанию. До 2007 года Эберхард занимал должность CEO, затем состоял в консультативном совете. Тарпеннинг изначально был финансовым директором, а после привлечения первых инвестиций стал вице-президентом по электротехнике. Оба ушли из Tesla для развития новых проектов в сфере зеленых технологий.

17 марта 2008 года начался массовый выпуск Tesla Roadster. Электро-спорткар продавался по цене $109 тыс. За все 4 года производства (по январь 2012 года) удалось реализовать 2450 автомобилей в 30 странах мира (для сравнения, EV1 продавался только в Калифорнии и Неваде).

15 октября 2008 года Илон Маск занял в Tesla пост CEO. Сразу по вступлении в должность он уволил четверть сотрудников, чтобы остаться на плаву в период мирового финансового кризиса.


2009–2014

26 марта 2009 года Tesla представила прототип своего нового электрокара — Model S. Люксовый 4-дверный седан в 518 лошадиных сил мог проехать более 480 км на одном заряде и разгонялся до 100 км/ч за 5,5 секунд. На него открыли предзаказ, цены начинались с $76 тыс. за базовую модель. К маю 2009 года компания получила первую тысячу предзаказов. Первые поставки были запланированы на 2010 год, но впоследствии неоднократно откладывались и в конечном итоге состоялись лишь в 2012 году.

19 мая 2009 года Daimler AG купил 10% Tesla за $50 млн. Это вливание позволило сохранить компанию, которая к этому времени была как никогда готова пополнить списки жертв тогдашней рецессии.

10 июня 2009 года сооснователь и бывший CEO Tesla Мартин Эберхард обвинил Илона Маска в переписывании истории компании и выдвинул против него иск за клевету. По словам Эберхарда, Маск несправедливо обвинял его в задержках планов производства и финансовых проблемах компании. В сентябре того же года Эберхард отозвал иск и удалил личный блог, в котором подробно разъяснял свои обвинения. Ряд СМИ предположили, что Маск урегулировал конфликт с помощью финансового соглашения.

23 июня 2009 года Tesla получила низкопроцентный заем на $465 млн от Министерства энергетики США. Средства позволили завершить разработку и наладить производство седана Model S. Tesla выплатила кредит в мае 2013 года, став первой автомобильной компанией, полностью погасившей свои долги перед правительством.

29 июня 2010 года, разместив свои акции на Nasdaq по $17 за бумагу, Tesla привлекла $226,1 млн. Это стало первым IPO в американской автомобильной индустрии с 1956 года, когда состоялось первичное размещение Ford.

9 февраля 2012 года Tesla представила прототип Model X — полноразмерного кроссовера, оснащенного открывающимися вверх автоматическими дверями с изменяемым углом сгиба. Маркетологи компании развили традиционную терминологию, окрестив их «крыльями сокола» (обычные открывающиеся вверх двери еще со времен Mercedes-Benz 300SL 1952 года принято называть «крыльями чайки»). Через 5 дней Tesla отчиталась о предзаказах на $40 млн. Начало поставок планировалось на 2014 год, однако впоследствии было отложено до осени 2015 года.


22 июня 2012 года Tesla поставила Model S первому покупателю. Случилось это на специальной торжественной церемонии в производственном помещении завода во Фремонте (Калифорния), где ранее в тот же день началось серийное производство. За последующие 6 лет, к концу 2018 года, во всем мире было продано 263,5 тыс. автомобилей этой модели — на нее пришлось более половины продаж компании за всю ее историю.

В сентябре 2012 года заработали первые 8 станций быстрой зарядки Tesla Supercharger. Они расположились на маршрутах Лос-Анджелес—Сан-Франциско и Бостон—Вашингтон, каждая была оборудована шестью 480-вольтовыми стойками. Развитие этой инфраструктуры сыграло немалую роль в обеспечении устойчивого спроса на автомобили Tesla — их владельцам с самого начала было позволено заряжаться на таких станциях бесплатно. На настоящий момент мировая сеть Supercharger включает около 1,5 тыс. станций на 6-40 стоек более чем в 50 странах.

19 августа 2013 года стало известно, что Национальное управление безопасности дорожного движения США признало Tesla Model S самым безопасным автомобилем за всю историю своих тестов. Электрокар получил высочайшие рейтинги во всех категориях и рекордный итоговый результат — 5,4 звезды. Впоследствии идеальные рейтинги безопасности получали также электрокары Model X и Model 3, в 2016 и в 2018 году соответственно.

12 июня 2014 года Tesla открыла доступ ко всем своим патентам. Илон Маск пообещал, что компания не станет возбуждать иски против тех, кто захочет использовать ее технологии, поскольку, по его словам, истинную конкуренцию Tesla оказывает «не крохотная струйка электрокаров других производителей, а огромный поток бензиновых автомобилей, ежедневно исторгаемый заводами по всему миру».

9 октября 2014 года Илон Маск представил систему полуавтономного управления Autopilot. Благодаря радарам, камерам с распознаванием изображения и сонарным сенсорам она включала такие функции, как распознавание дорожных полос, автоматический круиз-контроль и активное экстренное торможение. «Слово “автопилот” мне нравится больше, чем “самоуправление”, — признавался Маск. — “Самоуправление” звучит так, будто машина будет делать то, чего вы не хотите».

2015–2016

30 апреля 2015 года Tesla представила Powerwall и Powerpack — крупногабаритные перезаряжаемые аккумуляторы для бытового и промышленного применения. Маск назвал эти батареи недостающим звеном в бизнес-модели Tesla и заявил, что 160 млн аккумуляторов Powerpack достаточно, чтобы покрыть потребность в энергообеспечении всех США. Вслед за этим Tesla официально декларировала, что она «не просто производитель электромобилей, но инновационная энергетическая компания». В первый месяц после презентации аккумуляторов поступили предварительные заказы на 50 тыс. PowerWall и 25 тыс. PowerPack, совокупная стоимость которых превысила $800 млн.

29 Сентября 2015 года Tesla начала поставки Model X. Цены начинались от $89 тыс. В 2016 году квартальные продажи внедорожника примерно вдвое отставали от темпов реализации Model S, а с 2017 года сравнялись с ними. На конец 2018 года совокупные продажи Model X за все время составили 120,7 тыс. единиц.

14 октября 2015 года на электрокарах Model S запущена система полуавтономного вождения Autopilot, способная в ряде ситуаций управлять автомобилем, например держаться заданной полосы или сбавлять скорость при риске столкновения. В январе 2016 года ее обновили до следующей версии, добавив функцию автоматической парковки.

20 января 2016 года в китайском городе Хандан в результате аварии погиб водитель Model S, использовавший Autopilot. 7 мая того же года еще один смертельный случай произошел в Виллистоне (Флорида, США). После этого состоялось продолжительное расследование, по итогам которого в январе 2017 года американские федеральные регуляторы констатировали, что Autopilot не имеет дефектов и не является причиной аварии. В последующие годы было зафиксировано еще 3 дорожных инцидента с Autopilot, повлекших гибель водителей: на Model X 23 марта 2018 года, на Model 3 и на Model S, 1 марта и 25 апреля 2019 года соответственно (все в США).


31 марта 2016 года Tesla представила прототип седана Model 3. Изначально Маск планировал назвать его Model E, чтобы литеры всех трех находящихся в производстве моделей компании складывались в аббревиатуру SEX, но в конечном итоге решил остановиться на варианте с отзеркаленной средней буквой: S3X. В зависимости от комплектации, новый электрокар был способен проехать на одном заряде от 350 до 520 км и стоил от $49,5 тыс. до $59,5 тыс. Спустя неделю компания приняла 325 тыс. предзаказов на общую сумму более $14 млрд.

20 июля 2016 года Илон Маск обнародовал дальнейшие глобальные планы компании, включавшие 4 пункта:

1.

Разработать «сногсшибательные» крыши из блоков солнечных батарей, интегрированных с аккумуляторами Tesla.

2.

Наладить производство более доступных электромобилей «для всех основных сегментов».

3.

Развить технологию автономного вождения, чтобы она стала «в 10 раз» безопаснее ручного управления автомобилем.

4.

Запустить программу, которая позволит владельцам автомобилей Tesla зарабатывать деньги, сдавая автономные электрокары в аренду.

«Находясь не за рулем, вы сможете получать доход, который компенсирует или даже превысит ежемесячную стоимость кредита или лизинга. Это настолько снизит стоимость владения, что позволить себе автомобиль Tesla сможет каждый», — пообещал Маск.

1 августа 2016 года правление Tesla одобрило приобретение за $2,6 млрд компании SolarCity — производителя солнечных энергосистем, основанного в 2006 году кузенами Илона Маска Питером и Линдоном Райвами. Сделка была закрыта в ноябре, Маск стал председателем совета директоров компании.

В ноябре 2016 года в рамках эксперимента Tesla полностью обеспечила остров Тау (архипелаг Самоа в Тихом океане) с населением 600 человек возобновляемой энергией, покрыв его сетью солнечных батарей и аккумуляторов.


1 февраля 2017 года компания сменила свое официальное название с Tesla Motors на Tesla Inc.

В июле 2017 года Tesla выиграла контракт на постройку в Южной Австралии крупнейшего в мире хранилища энергии, предназначенного для снижения нагрузок на электросеть во время пиков потребления. Систему Hornsdale Power Reserve емкостью 129 МВт-ч и мощностью 100 МВт построили близ Джеймстауна на основе промышленных батарей Tesla Powerpack. Ее подключили к сети 1 декабря 2017 года, она способна обеспечивать электроэнергией 30 тыс. домов в течение часа.

7 июля 2017-го начались поставки седана Tesla Model 3. Спустя год, летом 2018 года, она стала самой продаваемой моделью компании (18,4 тыс. реализованных Model 3 во II квартале 2018 года против 10,9 тыс. Model S и 11,4 тыс. Model X), а темпы ее производства выросли до 5 тыс. автомобилей в неделю. За первые 1,5 года производства (на конец 2018 года) во всем мире было реализовано 147,8 тыс. этих электрокаров.

16 ноября 2017 года Tesla представила прототип Tesla Semi, электрического тягача, способного перевозить 36 тонн груза на расстояние до 800 км на одном заряде, поддерживать скорость свыше 100 км/ч на 5% уклоне и полностью заряжаться за 40 минут. К концу I квартала 2018 года на тягач поступило более 2 тыс. предзаказов, в т. ч. от гигантов вроде Walmart, PepsiCo, DHL и FedEx. Изначально первые поставки планировались в 2019 году, однако были перенесены на 2020 год.

17 ноября 2017 года представлен прототип нового Tesla Roadster — на этот раз компания назвала так суперкар стоимостью от $200 тыс., способный разгоняться до сотни км за 1,9 секунды. Начало серийного производства запланировано на 2020 год.

История компании «Тесла»: как мечты одного человека стали реальностью для многих

tesla

Когда речь заходит об электрокарах, скорее всего, первым делом на ум приходит Tesla. Да, сейчас рынок электротранспорта постепенно заполняется, и перспектива полного отказа от горючего топлива все бодрее маячит на горизонте. Но детище Илона Маска всегда будет выделяться на фоне других электромобилей. Почему? Ответ прост: если проследить весь путь становления торговой марки «Тесла» от далекого 2003 года до наших дней, выяснится, что эффектные и производительные седаны появились во многом благодаря вере в мечту и приверженности поставленной цели.

Начало: точка отсчета и немножко о мечтателях

С чего все началось? Как всегда в таких ярких историях — с персоналий. В каждом успешно реализованном амбициозном проекте были неординарные и целеустремленные личности. Вот и «Тесла» вряд ли увидела бы свет, если бы не встреча троих энтузиастов с горящими глазами. Отметим, что ни один из отцов-основателей электромобиля Tesla не был автомобилестроителем, но каждым двигала жажда новаторства и живой интерес к идее. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале 2000-х разведенный инженер и по совместительству резидент Кремниевой долины Мартин Эберхард захотел приобрести спортивный автомобиль.

История компании «Тесла»: как мечты одного человека стали реальностью для многих

Мартин Эберхард

Будучи ответственным потребителем, он задумался об экологичности будущей покупки. И понял, что выбирать особо не из чего. Экологичными были электродвигатели, но купить полноценный автомобиль на электротяге тогда не представлялось возможным. Существовали небольшие гольф-кары, но никто в здравом уме не назвал бы эту простецкую открытую конструкцию полноценным автомобилем. Смех, да и только. Малышей по зоопарку катать.

По сути, был всего один вариант — симпатичное желтое купе ручной сборки производства AC Propulsion (США). Собранный на базе кузова Piontek Sportech кустарный спортивный автомобиль tzero работал на электротяге и имел впечатляющие характеристики:

  • бесшумно двигался;
  • плавно, но быстро набирал разгон (до 97 км за 4,07 с);
  • выдавал мощность в 150 кВт (200 л.с.);
  • не производил вредоносных выхлопов;
  • потреблял всего 180 Вт энергии на милю (за счет рекуперативного торможения при движении по шоссе);
  • отличался футуристическим дизайном.

Одного полного заряда батареи электромобиля хватало на 130–160 км, а для восстановления уровня энергии с 0 до 95% требовалось около часа. При этом автомобиль был ограничен в эффективности за счет использования свинцово-кислотного элемента питания. Такая батарея отличалась высоким весом и сравнительно низкой энергоемкостью. Tzero с таким типом двигателя стоила 80000 долларов.

Эберхарду же достался опытный экземпляр электромобиля с литий-ионным аккумулятором: с новым источником питания двухдверное спорт-купе заметно «полегчало» (на 230 кг) и лихо стартовало, разгоняясь до 97 км меньше, чем за 4 секунды.

Кстати, именно этот «wow-эффект» позже помог партнерам привлечь к проекту дизайнера — Малкольма Смита прокатили с ветерком прямо по Сэнд-Хилл Роуд, продемонстрировав, как этот практически бесшумный автомобиль моментально срывается «с места в карьер».

Усовершенствовались и параметры по запасу хода: одного полного заряда батареи теперь хватало на 480 км. Технические возможности позволяли набирать скорость до 230 км/ч, но во время тест-драйва максимальный разгон достигал 169 км/ч. Стоимость модели с литий-ионным аккумулятором составляла 220 000 долларов США — деньги весьма существенные.

К слову, Эберхард использовал один из трех образцов, которые были выпущены AC Propulsion за все время существования проекта. Инженер водил автомобиль tzero в течение трех месяцев. А потом ему захотелось большего.

Tesla Motors — новая звезда автопрома

В 2003 году вместе со своим компаньоном, программистом Марком Тарпеннингом, Эберхард решился на амбициозный проект: инноваторам хотелось создать электромобиль, но не какой-нибудь, а попирающий все представления о транспорте на электротяге.

На дворе был июль 2003 года, и в США появился новый автопроизводитель — Tesla Motors.

История компании «Тесла»: как мечты одного человека стали реальностью для многих

Логотип Tesla

Справка. Свое название компания и флагманская модель получили в честь сербского ученого и изобретателя Николы Теслы. Появившийся позже логотип в виде латинской прописной «T» был разработан RO Studio. Помимо очевидной отсылки к заглавной букве названия торговой марки, оригинальная конфигурация похожа на секцию электродвигателя в поперечном сечении.

Как в руках у двух инженеров оказались необходимые для создания прототипа материалы? Компаньоны приобрели вскладчину старый автомобиль Lotus модели Elise, освободили внутреннее пространство от всей технологической «начинки» и набили кар заново, с поправкой на электротягу.

Серийное производства симпатичного и бодрого двухдверного спортивного автомобиля с литий-ионным аккумулятором и асинхронным двигателем требовало немалых средств, которыми Эберхард с Тарпеннингом просто не располагали. Да, кое-что удалось одолжить, но начать выпускать автомобили нового типа с нуля — это мегазатратно. Ситуацию осложнял скепсис со стороны потенциальных инвесторов.

Никто особо не верил в успех мероприятия, хотя пионеры электроавтомобильной отрасли обещали наладить выпуск высокопроизводительного и экологичного автотранспорта. Описанный в бизнес-плане автомобиль был представлен как образец подрывной технологии.

«Первенец» Tesla уступал в мощности бензиновым спорткарам, но при этом стоил дешевле, производил в десять раз меньше выбросов и был в шесть раз энергоэффективнее. К тому же аккумулятор не нуждался в таком капитальном увеличении объема, как двигатель внутреннего сгорания — дополнительный вес всего в 11–12 грамм увеличивал мощность автомобиля в разы (со 100 до 200 л.с. (150 кВт)).

Однако на улицах царили полноприводные внедорожники, которые потребляли горючее топливо в невероятных количествах, поэтому идея выпуска электромобилей энтузиазма не вызвала. Ни у кого. Кроме одного человека. Который умеет мечтать и воплощать свои мечты в реальность любой ценой. Настолько же «сумасшедшего», как и бизнесмены, делающие ставку на электромобили. Настолько же упрямого фантазера, чтобы вкладывать собственное время и деньги в не менее грандиозную «аферу» — строительство и запуск коммерческих ракет.

Весной 2004 года компаньоны попали на аудиенцию к Илону Маску. На встречу было выделено 30 минут, но в итоге будущие партнеры провели за беседой два часа. Именно там, в Лос-Анджелесе, в кабинете гендиректора SpaceX, зародилось будущее всей отрасли.

Илон Маск: новый глава семьи Tesla

Руководитель аэрокосмической корпорации Илон Маск выслушал инженеров с заметным интересом и принял решение вложиться в проект.

История компании «Тесла»: как мечты одного человека стали реальностью для многих

Илон Маск

Ему импонировал подход — согласно замыслу посетителей рынок должен был увидеть не просто е-версию спорткара, а революционное решение, которому суждено полностью изменить представления о возможностях электроавтомобилей:

  • разгон почти до 100 км меньше, чем за 4 с;
  • отсутствие выбросов в атмосферу;
  • эквивалент потребления: 42,5 км на 1 литр горючего топлива;
  • техническое обслуживание — 1 раз на 160 000 км пробега (не учитывая покрышек);
  • 1 полного заряда хватает на 480 км.

Также партнеры упирали на то, что фактически планируют выпускать спорткар, при этом авто будет стоить минимум в два раза дешевле и не нанесет вреда окружающей среде.

Воодушевленный идеей владелец SpaceX занял пост Председателя Правления «Тесла Моторс» и вложил в производство Tesla 7,5 миллионов долларов. Юридические формальности были улажены 23 апреля 2004 года. Можно было приступать к работе. Руководство Tesla Motors достигло договоренностей с двумя основными партнерскими компаниями — Lotus Engineering, на базе одного из седанов которой создавался будущий электрокар, и AC Propulsion, которая предоставляла технологическую базу для проекта.

Электромобиль Tesla Roadster — от дизайна до концепт-кара

Дизайнерские решения, предложенные неопытными компаньонами, были нелепыми и мало напоминали о революционной идее. Дело пошло на лад, когда Эберхард обсудил свои замыслы с приятелем Биллом Могриджем — специалистом по промышленному дизайну. Владелец дизайнерского бюро IDEO помог определиться с желаемыми параметрами, набросал варианты, и вскоре путем голосования был выбран самый популярный концепт. Правда, в итоге победило предложение Барни Хатта, который сотрудничал с Lotus, но так или иначе будущий Roadster приобрел внешние очертания.

tesla roadster история

Дизайн прототипа Tesla Roadster

Дальнейшая хронология событий была стремительна — уже в ноябре 2004 года свет увидел первый концепт-кар модели — так называемый «мул». Фактически это был Elise, начиненный электронной начинкой от «Тесла Моторс». Почетную миссию по испытанию первого образца поручили Джею Би Стробелю ― техническому директору компании, благодаря которому у авто появились электронные системы управления, инновационный двигатель и батареи нового типа.

Конечно, чисто внешне концепт выглядел незавершенным (на кузове отсутствовали внешние панели — инженеров интересовали только технические параметры), но вот «резвый старт» команду порадовал. Это была первая победа, которая помогла привлечь дополнительные инвестиции в проект. Бюджет пополнился еще на 13 миллионов. Старт был дан.

Вплоть до 2006 года, когда дело дошло до выпуска первых моделей «Тесла», Илон Маск тщательно следил за каждым этапом производства будущей «убийцы» бензиновых двигателей. Несмотря на то, что опыта работы в автопроме не было ни у одного из ключевых лиц проекта, поначалу дела шли неплохо: все технические решения разрабатывались специалистами компании под неусыпным контролем первого инвестора.

Презентация в Санта-Монике: ошеломительный успех

К 2006 году Tesla решила «выйти из тени» и познакомить широкую общественность со своим «первенцем». 19 июля 2006 года в развлекательном арт-центре Barker Hangar (территориально — в аэропорту Санта-Моники) состоялась пафосная презентация первого электрического автомобиля от «Тесла». «Роудстер» показали во всей красе: голливудские звезды и прочие сливки общества наблюдали, как инженеры-испытатели залихватски гоняют за рулем двухдверных купе.

История компании «Тесла»: как мечты одного человека стали реальностью для многих

Презентация в 2006

Досадный нюанс: к концу мероприятия расположенные в задней части образцов двигатели сорвались с креплений и стали биться о кузов, но неполадки заметили только представители автопроизводителя. Восхищенные пассажиры из числа именитых гостей в таких нюансах не разбирались, и шоу это не испортило.

Во время презентации менеджеры принимали предзаказы на новинку по специальной цене для первой сотни авто, которая сойдет с конвейера. К приятной стоимости (100 тысяч долларов США) и «крутому» статусу владельца электрического автомобиля прилагались автографы первых лиц компании — прямо на панели новенького электромобиля. Даже действующий губернатор Калифорнии (он же ― «железный Арни») не смог устоять перед соблазном и обзавелся «Роудстером».

История компании «Тесла»: как мечты одного человека стали реальностью для многих

Карточка для первых ста клиентов

Идея оказалась блестящей, и развернутая в СМИ пиар-кампания дала свои плоды: через две недели после презентации автоконцерн получил заказы на выпуск 127 электромобилей.

Первые неудачи на пути к победе

Планы автопроизводителя были оптимистичными. Предполагалось, что до конца 2006 года с конвейера сойдут первые авто, а в 2007 году количество ежегодно выпускаемых Roadster увеличится до 500 единиц. Выход на уровень прибыльности был намечен на вторую половину 2008 года. Однако «у руля» собрались пусть талантливые, но дилетанты, и в момент массового производства команда столкнулась с рядом проблем.

Некомпетентность проявилась во всем — от неумения управлять коллективом в 140 человек и вести финансовый учет до непонимания инженерных тонкостей. Схема сборки авто из определенного набора ключевых узлов, которая поначалу представлялась простой и понятной, на деле оказалась несостоятельной.

Кроме того, главный инвестор и по совместительству Председатель Правления был человеком бескомпромиссным в плане качества. Илон Маск считал, что первый электромобиль Tesla должен быть безупречным и идеально комфортным, поэтому решительно внес ряд изменений. Инженеры схватились за головы.

Предстояло занизить порог (а, значит, полностью изменить параметры кузова и дверей), выполнить корпус из углеродного волокна и установить оригинальные фары. А еще — заменить сиденья, придать приборной панели более «дорогой» вид и усовершенствовать трансмиссию. И вот уже «Тесле» предстоит поставить британскому сборщику не пять узлов, а… больше сотни.

Дельцы из Кремниевой долины погрузились в упоительный мир автопрома, где их и «привалило» по полной программе. Последней каплей для Мартина Эберхарда стала необходимость внедрения системы SAP для управления предприятием. Отец-основатель решил сложить полномочия исполнительного директора, и оставить себе исключительно техническое руководство. И тогда на сцену вышел основной герой — Илон Маск. Время частичного участия в делах компании явно прошло, и для выхода из кризиса нужно было срочное личное вмешательство.

Tesla набирает обороты: время жестких решений и новых руководителей

Вскоре Маск полетел в Лондон. Помимо финансовых вопросов, его интересовал ход работы над будущим автошедевром. Выяснилось, что подрядчик отстает с выполнением плана на целых три месяца. К тому времени специалисты Lotus Engineering выявили 940 (!) различных проблем с Tesla Roadster. На момент визита решение нашлось только для 94 из них.

Было очевидно, что руководству (в частности, Мартину Эберхарду) предстоит провести колоссальную работу, не отвлекаясь на прочие моменты. 8 августа 2007 года отец-основатель компании стал президентом по технологиям. Кресло исполнительного директора занял Майкл Маркс, ранее возглавлявший Flextronics.

Новый руководитель был эффективным и опытным управленцем, но тоже не имел опыта работы в автопроме. Оперативную деятельность Маркс наладил, но быстро пришел к выводу, что заработать на производстве дорогих электрокаров проблематично, даже если не принимать во внимание систематический срыв сроков подрядчиками. Тем не менее, дело сдвинулось с мертвой точки — благодаря выполнению пунктов из «списка Маркса», а также отказу от лишних трат на обслуживание офиса и предоставления подрядных услуг.

Марксу удалось сосредоточить усилия сотрудников на выполнении основной задачи — производстве Tesla Roadster. В итоге первый электрический автомобиль с нулевыми выбросами в атмосферу сошел с конвейера только 18 марта 2008 года, уже при следующем исполнительном директоре — Зееве Дрори. Еженедельно на базе мощностей Lotus Engineering производилось 12 авто, и эта цифра постоянно менялась в сторону увеличения.

Сам Маск занял ключевую операционную должность в Tesla Motors в октябре 2008 года. Инновационный и решительный менеджер сразу же избавился от 25% персонала и решил, что инвестированные в проект 55 миллионов долларов США нуждаются в личном контроле.

Tesla Roadster: очередное падение и… взлет

В мае 2009 года компания столкнулась с новой неудачей — 75% произведенных к тому моменту «Роудстеров» пришлось отозвать. Клиенты жаловались на надежность конструкции и переживали из-за разболтанных креплений.

История компании «Тесла»: как мечты одного человека стали реальностью для многих

Tesla Roadster 2008

С этим вызовом коллектив тоже справился, и уже в следующем году Tesla Motors вышла на IPO. На счет компании поступило 226,1 миллионов долларов США. В 2010 году стоимость одной акции выросла с $ 17 до $ 23,89 (41%). Шурша шинами, Tesla выехала на шоссе и набрала небывалую скорость. Это был путь победителя, и электрокар с лихвой это доказал.

Характеристики первого электромобиля «Тесла»:

  • набор скорости до 100 км/ч — в течение 3,9 с;
  • полного заряда аккумулятора хватает на 300-400 км;
  • время полного цикла зарядки с 0 до 100% составляет 3,5 часа;
  • стоимость авто в базовой комплектации — около 100 000 долл. США.

Интересный факт: первый электрический кар «Тесла» успел совершить свой «высокий полет» и стал Гагариным среди электрокаров: 6 февраля 2018 года личный Tesla Roadster Илона Маска был запущен на орбиту с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy. Представьте: ярко-красное авто несется по гелиоцентрической орбите Марса, за рулем сидит невозмутимый автопилот Starman в скафандре, из динамиков раздается песня Space Oddity Дэвида Боуи, а за спиной манекена установлена камера, которая передает сигнал в прямой эфир. Картина — вполне в духе Илона Маска. Главное — «Не паниковать!», как гласит мерцающая на панели космокара англоязычная надпись.

В этом материале мы рассмотрели только первые шаги нового гиганта автопрома. В 2009 году у «Роудстера» появилась «младшая сестра» — электромобиль Tesla Model S (цена на кар стартует от 75 750 долларов США). Пятидверный спортивный электрический хетчбэк, представленный на Франкфуртском автосалоне. За ней последовали Model X (производится с 2017 года), Model 3, Model Y, футуристический грузовик CyberTruck (2019 года) … В перспективе, раскрывающейся из 2020 года, путь компании только начался, ведь запасы нефти исчерпаемы, а будущее — за экологичными технологиями.

Любое из творений союза мечтателей достойно, как минимум, отдельного материала, поскольку в производство каждого электрического автомобиля Tesla инвестированы не только огромные средства и неизмеримое количество труда многих профи, но и самое главное — вера в мечту.

Когда-то все началось с того, что инженер из Кремниевой долины мечтал купить хоть какой-нибудь достойный автомобиль, а двадцать лет спустя весь мир мечтает купить именно этот — электромобиль от «Тесла».

Понравилась статья и интересует тематика электромобилей в целом? Welcome to наш сайт и Telegram-канал.

Короли электромобилей: Tesla

логотип Тесла

В предыдущей статье мы рассматривали главное детище Илона Маска — компанию SpaceX. Но широкой публике американский предприниматель известен как глава минимум двух компаний: Tesla и SolarCity (на самом деле, компания основана двоюродными братьями Маска). Со SpaceX сомнений не возникает — она действительно основана и взращена Маском с нуля. А вот с Tesla все намного запутанней и сложнее. Итак, сегодня мы поговорим о том, откуда появилась и чего добилась Tesla Motors, или просто — Tesla.

До Маска

Идея создать автомобиль с электрическим двигателем появилась раньше, чем первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Сам Никола Тесла не оставлял идеи создать автомобиль на электронной тяге путем переоборудования уже имевшихся моделей. Но в те времена идея Николы Тесла, что называется, «не взлетела».

До появления Tesla на рынке, электромобилям отводилась роль гольфкаров и машин для ярых поклонников экологии. Электрический двигатель был экологичнее, потому что не выбрасывал в атмосферу продукты сгорания топлива. На этом его плюсы заканчивались. И запас хода, и скорость, и разгон — по всем статьям электродвигатель проигрывал внутреннему сгоранию. Но не было таких фундаментальных противоречий в науке и бизнесе, которые мешали электрокарам подняться до уровня массового потребления. Нужно было только соединить имевшиеся технологии. И нашлись те, кто смог это сделать.

В основе всего успеха Tesla стоят два человека — инженеры Марк Тарпеннинг и Мартин Эберхард. В реализации проекта быстрого и мощного электрокара нашли выражение их личные идеи. Марк был поборником экологии, а Мартин всегда мечтал о спортивной машине, которая при этом не поедала бы литр топлива на 8 километров.

Мартин Эберхард и Rocket eBook / Associated Press

Мартин Эберхард и Rocket eBook / Associated Press

Тарпеннинг и Эберхард познакомились в 90-е годы в Калифорнии, на встрече у их общего знакомого Грега Ренда. Марк и Мартин напоминали двух персонажей ситкома: говорливый и энергичный Эберхард отлично дополнял скромного и сдержанного Тарпеннинга. Вскоре они начали работать вместе.

Изначально их компания предоставляла консалтинговые услуги фирмам, которые занимались дисковыми накопителями данных. Вскоре они переключились на еще не занятый рынок электронных книг, которые у нас называют «читалками». Весной 1997 года Эберхард и Тарпеннинг основывают NuovoMedia и отлаживают производство своих Rocket eBook. Быстро поймав волну успеха, они продают свое детище Gemstar-TV Guide, заработав 187 миллионов долларов.

На пути к электрокару

В ходе своей консалтинговой деятельности и производства электронных книг, им в голову пришла важная мысль: «Где еще можно использовать усовершенствованные электронные батареи?» Ответ пришел сам, когда Эберхард захотел купить спорткар. Так два друга-предпринимателя решили вложить свои силы и деньги в создание электромобиля.

На момент начала нулевых уже были попытки несерийного производства быстрых автомобилей с электронным приводом. Эберхарду на глаза попалась маленькая желтая машина Tzero от калифорнийской компании «AC Propulsion». Она была полностью электронной, при этом имела разгон как у «Ламборгини». Эберхард напал на нужный след.

Тарпеннинг и Эберхард очень точно увидели, каким потенциалом не пользуется автомобилестроение, игнорируя литий-ионные аккумуляторы. Сейчас такие аккумуляторы стоят в большинстве ноутбуков и смартфонов, но для автомобильных гигантов начала нулевых эта технология никак не увязывалась с машинами. Основной тип аккумуляторов, которые рассматривали компании, свинцово-кислотные, были уже отживающей свой век технологией, в которой не происходило прорывов почти сотню лет. Действительно, с теми мощностями и кпд, которые выдают свинцово-кислотные батареи, о каких-то новых способах применения говорить не приходилось.

Эберхард и Тарпеннинг решили создать автомобиль с асинхронным двигателем и литий-ионным аккумулятором.

Ротор и статор асинхронной машины

Ротор и статор асинхронной машины / Автор: Zureks,
Wikimedia

Использование асинхронного двигателя сразу исключает целый ряд деталей, необходимых классическому автомобилю: карданный вал, громоздкий мотор, выхлопная система, бензобак и прочее. По большому счету, электрокару с таким двигателем нужна батарея, электродвигатели для основных колес, система охлаждения и управления. Но на пути к рабочему варианту Эберхард и Тарпеннинг столкнулись с целым рядом проблем.

В 2003 году Мартин и Марк, полные решимости создать машину с асинхронным двигателем и литиево-ионным аккумулятором, создают свою компанию. Имя было решено взять такое, чтобы не ассоциировалось с «беззубым» экологическим названием, а сразу настраивало на скорость, прорыв. Решение пришло само — компанию назвали Tesla Motors, в честь изобретателя асинхронного двигателя.

Сложности автомобилестроения

Ни Эберхард, ни Тарпеннинг не имели опыта в автомобилестроении. Они оба подозревали, что создать автомобиль несколько сложнее, чем электронную книжку, но реальный объем задач поразил их.

В автомобильной индустрии современности не принято создавать все детали машины, от выхлопной трубы до бампера, самостоятельно. Гораздо проще и удобнее отдать часть производства на аутсорс. Основатели Tesla Motors пошли дальше и решили весь свой проект реализовать на производственных мощностях британского Lotus’а.

Эберхард с Тарпеннингом решили, что будут производить и в чем будет главная «фишка» их нового детища. Они составили бизнес-презентацию для инвесторов, которая предлагала нереальное: быстрый и производительный электрокар. Оставалась одна очень важная часть — инвестиции. Изначально удалось собрать кое-какие средства от родственников и малых инвесторов. Серьезные вложения еще предстояло поискать. И тут на горизонте появился он.

Маск приходит в Tesla Motors

Тарпеннинг с Эберхардом увидели выступление Маска в Стенфорде еще в 2001 году. К 2004 году Маск был молодым миллионером, продавшим PayPal, и основателем собственной компании SpaceX.

Эберхард и Ян Райт, еще один «отец» Tesla Motors, договорились с Илоном Маском о встрече в Лос-Анджелесе, где располагался головной офис SpaceX. По поводу будущего проекта существовали разногласия, и Маск изначально сильно сомневался насчет вложений. Однако в некоторых вещах инженеры Tesla и Маск были солидарны: электрокар должен быть мощным, красивым, быть не просто чуть лучше, а стать прорывом и наконец похоронить бензин. Уже после прибытия на переговоры Тарпеннинга, Маск соглашается участвовать в Tesla Motors и вкладывает 7,5 миллиона долларов. Помимо него, в проект позже вложились Google, eBay, а также Daimler с Toyota. Но самая большая доля принадлежала Маску, и он стал председателем правления Tesla Motors.

Первый автомобиль, который предполагалось собрать, назывался Tesla Roadster. Как уже было сказано, его основные компоненты производились в Калифорнии, но конечный автомобиль собирался на заводах в Великобритании.

Как известно, дьявол кроется в мелочах, и в многострадальной истории Roadster эта поговорка подтвердилась. Каждая доработка, изменение дизайна, даже занижение порога добавляло от нескольких дней до нескольких месяцев к срокам поставки первых автомобилей на рынок.

Изначально Tesla удалось громко заявить о себе на рынке, в том числе благодаря пиар-компании с голливудскими знаменитостями: Леонардо Ди Каприо, Джорджем Клуни и Арнольдом Шварценеггером. Была создана концепция «Подписи первой сотни» — первые сто заказавших получали автомобиль с табличкой, на которой были подписи Эберхарда, Маска и Тарпеннинга. Таким образом Tesla заявили о себе, но за этим должно было стоять исполнение заявленного.

А тем временем создание конечного продукта все тянулось и тянулось. Эберхард планировал отгрузить первые образцы к 2006 году, но сделать это удалось лишь в 2008. Недобрую роль сыграло и его соперничество с Маском. Сейчас Илон Маск — всюду знаменитая медийная персона, но в начале нулевых он только набирал ход. А все заслуги Tesla отдавались прессой Эберхарду. Сразу хочу отметить, что я не обвиняю Илона Маска в подковерных играх и не хочу делать каких-то голословных заявлений. Но, тем не менее, после череды перестановок в Tesla появился новый CEO, а Эберхард стал техническим директором. Затем еще несколько перестановок, и CEO стал Маск, который к 2008 году вложил в Tesla уже 55 миллионов долларов.

Так или иначе, перестановки в управлении, увольнения и концентрация на конечном продукте пошли на пользу Tesla. Несмотря на жалобы первых покупателей, Tesla смогла нарастить объемы производства Roadster, а в 2010 компания вышла на IPO — первичное публичное предложение. Из амбициозной идеи двух инженеров компания превратилась в автомобильного гиганта.

Tesla Model S

Tesla Model S / Matt Henry, Unsplash.com

Tesla Model S

Илон Маск рассматривал Roadster как первую пробу пера, и он скорее хотел приступить к разработке собственного автомобиля. Следующий проект Tesla должен был стать прорывом, флагманом, и, конечно, все ошибки Roadster’а были исключены.

Концепцию нового автомобиля — Tesla Model S — представили в калифорнийском Menlo Park в 2009 году. Model S — пятидверный заднеприводный электрокар из категории люксовых авто. Хотя были идеи снабдить его двигателем внутреннего сгорания, руководство Tesla решило не отходить от первоначальных концепций и сделало целиком электрический автомобиль на все тех же литий-ионных аккумуляторах.

Изменился и подход к производству. Теперь у Tesla была гигантская фабрика во Фримонте (Калифорния, США), полностью роботизированная и оснащенная для сборки электромобилей. Для европейского рынка открыли центр в нидерландском Тильбурге.

Tesla Model S стала тем авто, к которому стремились и Тарпеннинг с Эберхардом, и который представлял себе Маск. Она разрушила прежние стереотипы об электромобилях. Рекорд покрытой дистанции без подзарядки был поставлен в августе 2017 года: Model S преодолела границу в 1000 километров, проехав 1078. Максимальное ускорение машины с 0 до 96 км/ч за 3,1 секунды, что тоже мало кто мог представить еще 10 лет назад. Ну и, наконец, рекорд скорости для электрокаров — 181 км/ч тоже принадлежит Model S.

суперзарядка

Особой чертой распространения тесламобилей стало появление в США и Европе целой сети суперзарядок (Supercharger), на которых можно подзарядить свою Tesla. Подобно железной дороге в XIX веке, сеть суперзарядок соединила восточное и западное побережье США в веке XXI. Первая российская суперзарядка появилась в Подмосковье.

Tesla Model S стала еще и коммерчески успешным продуктом: к данному моменту в мире продано свыше 150 тысяч модификаций Model S, 92 из которых — в США.

Помимо Model S, Tesla спроектировали и выпустили кроссовер Tesla Model X и планируют выпустить наиболее дешевый вариант тесламобиля — Tesla Model 3. К слову, как только было объявлено о старте предпродажи Model 3, в первую же неделю автомобиль заказали 325.000 человек. Вот такое доверие.

Конечно, Илону Маску в очередной раз удалось пошатнуть рынок. Model S стала серийным и популярным электрокаром даже несмотря на свою немалую цену. Вполне возможно, что для многих покупателей это больше, чем просто машина. Стартапы, Калифорния, Джобз, Возняк, Google, Apple, Пало-Альто, Стенфорд — все это органично дополнилось еще одним элементом будущего: электрокаром. И хотя до краха бензина еще далеко, вполне возможно, что начало положено. Так что не будем забывать тех, кто стоял у истоков — Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

10 удивительных фактов о Tesla

В начале 21-го века все автомобильные компании были счастливы. Продажи росли год за годом.

Параллельно этому цены на топливо стали повышаться. Соединенным Штатам пришлось столкнуться с последствиями.

Это даже привело к войне против богатых нефтью стран на Ближнем Востоке.

Тогда же появилась Tesla Motors. Она была полной противоположностью других автопроизводителей на рынке.

Шоурум

Tesla стала кошмаром для производителей бензиновых автомобилей. Она выросла из ничего в многомиллиардную компанию.

10 фактов, которых вы, возможно, не знали

Сперва нам нужно вернуться к моменту основания.

1. Не Илон Маск основал Tesla

Компанию зарегистрировали в 2003 году Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Соучредителями выступали Илон Маск, Джеффри Брайн Штробель и Иан Райт.

Это было в начале 2000-х. Большие концерны, как GM, заявили, что потратили около миллиарда долларов на разработку электромобилей, но потерпели неудачу.

Марк Тарпеннинг решил продолжать делать что-то хорошее, что лидерам автомобильной промышленности казалось невозможным.

23 апреля 2003 года он купил доменное имя Tesla Motors и начал новую эру.

2. Roadster — первый автомобиль Tesla

Многие слышали о новом поколении Roadster. Он имеет выдающиеся характеристики и, по заверению Маска, выйдет с конвейера в 2020 году.

Next Gen (или 2.0) — это второй родстер от Tesla. Автопроизводитель не был так популярен, когда Roadster 1.0 вышел в 2000-х.


Инженеры сделали свой двигатель и батарею, а кузов взяли от Lotus. Первый электромобиль не стал хитом. Удалось поставить несколько тысяч машин.

3. Все инновации в свободном доступе

Tesla Motors названа в честь легендарного ученого Николы Теслы. Все электронное оборудование, которое мы используем, напрямую или косвенно связано с ним.

Никола Тесла не интересовался патентами. Он просто хотел сделать что-то хорошее для общества. Похоже, что автопроизводитель идет по стопам этого ученого.

Компания не будет судиться, если вы добросовестно используете ее инновации.

4. Первые автомобили в мире, которые умеют учиться

Функции Автопилота успешно управляют автомобилем на шоссе без вмешательства водителя. Автономное управление делает дороги безопаснее.

Автопилот

Сервис автопилотирования постоянно учится и совершенствуется. Он использует машинное обучение. Если один узнает что-то интересное, то информация распространится на все автомобили в сети.

Google, Facebook, а теперь Tesla полагаются на машинное обучение, чтобы улучшить свои продукты.

5. Tesla — самый любимый американский автомобиль

Model S заработала высокие оценки за хороший дизайн (возможно, наравне с предложениями от Aston Martin и Jaguar) и агрессивный стиль езды (0-60 миль в час примерно за 4 секунды).

Если не слышали об этой награде раньше: CLI была создана фирменной консалтинговой фирмой Strategic Vision. Она собирает информацию о любви покупателей к их новым автомобилям и грузовикам.

6. Новый Roadster будет самым быстрым серийным автомобилем

Илон Маск пообещал сюрприз на вечеринке в честь Semi. Этим сюрпризом стало возвращение Roadster.

У четырехместного родстера интересные параметры, которые делают его самым быстрым серийным автомобилем в мире.

Илон сказал, что Roadster может разогнаться 0-60 миль/ч за 1.9 с, и 0-100 миль/ч за 4.2 с. Четверть мили пролетит за 8,8 с.

7. Полная перезарядка отнимает 2 минуты

Звучит подозрительно? Как полностью зарядить батарею за 2 минуты, что дает запас пробега в 300 миль без остановок?

У Tesla есть большая сеть Supercharger, но Илон все равно получал жалобы от водителей. Они говорили, что им приходится ждать в очереди.

Илон серьезно воспринял эту проблему и придумал быструю замену батареи. Механизм меняет разряженный блок на полностью заряженный блок аккумуляторов за 2 минуты.

Маск сказал, что эта технология появится на всех заправочных станциях в скором времени.

8. Tesla Model S — самая безопасная машина на планете

Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) присвоило Model S 5 звезд в рейтинге во всех категориях.

5 звезд

Примерно 1% протестированных федеральным правительством машин набирает 5 звезд по всем направлениям.

Tesla настолько совершенна, что NHTSA не хватает шкалы оценки для правильного рейтинга — 5,4 звезды.

Model S даже сломала тестовую установку. В ее пользу играют низкий центр тяжести из-за блока аккумуляторов и отсутствие движка под капотом.

9. Model S и X поставляются с защитой от биологического оружия

Электромобили Tesla имеют совершенную систему фильтрации воздуха.

Соучредитель Google, Ларри Пейдж надоумил Маска сделать ее. В 2015 году вместе с Model X компания показала новый воздушный фильтр HEPA.

Маск сказал, что электромобили модели S и X могут противостоять апокалипсису и любому биологическому оружию.

10. Логотип Tesla — это поперечное сечение электродвигателя

Оказывается, за лого скрывается нечто большее, чем просто первая буква названия.

Хотя символ выглядит как T, он представляет продукты компании. Логотип Tesla показывает поперечное сечение электродвигателя.

Автопроизводитель использует асинхронные двигатели переменного тока. Инженеры изменили дизайн оборудования, но оно все еще основано на работе, проделанной более 100 лет назад Николой Тесла.

Отчасти поэтому основатели Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг назвали свою компанию в его честь.

Читайте также: