Самые редкие ваз 2103

Обновлено: 16.05.2024

5 Редких модификаций ВАЗ 2103

Когда на дворе шел 1966 год, было подписано соглашение о сотрудничестве между Минавтопромом СССР и компанией FIAT. Это соглашение предусматривало не только строительство нового завода в Куйбышевской области, но и передачу технический документации определенных моделей, а также их возможные люксовые варианты. И естественно так как первой моделью была ВАЗ 2101 в базовом оснащение, то была необходимость в расширении линейки и самое главное в появление "люксовых" автомобилей, которые также шли на экспорт.

И первым, пожалуй самым необычным с точки зрения технического вмешательства был ВАЗ 2103 с АКПП , а экспортное название данной модели было Lada 1500S Automatic . На данном экземпляре автомобиля применялась 3 скоростная АКПП 3L30 (TH180) производства GM. Сама же коробка производилась во Франции с 1969-1998 год. Этой же коробкой комплектовалась прямая сестра 2103 - FIAT 124 , а также некоторые другие модели как Opel Record и Chevrolet Chevette . Но стоит отметить сразу, что данные доработки не производились на самом Автовазе и эти АКПП устанавливали уже непосредственно дилеры Западной Европы, как это было с разработкой ( Lada Natasha) . И данных " люксовых троек " было выпущено порядка 100 штук.

Второй не менее индивидуальной стала ВАЗ 2103 с дизайном от Porsche . В 1976 году компания Porsche предложила свой дизайн для моделей ВАЗ 2103, а учитывая спортивную направленность фирмы, то в дизайне "тройки" были значительные изменения, которые повлекли за собой изменения передней части, был убран весь хром и металлические детали, были установлены пластиковые бампера в цвет кузова, тоже самое касалось и задней части автомобиля.

В интерьере появилась полностью новая торпеда, а также немецкие инженеры предложили свои наработки по устранению шумов в автомобиле и повышение антикоррозийных свойств. И самое главное улучшены показатели мощности двигателя, которые соответствовали на то время европейским стандартам. Но сам проект остался больше эксклюзив, чем даже " мелкосерийкой " ввиду дорогой себестоимости новшеств к тому же почти готовая ВАЗ 2106 имела более дешевые решения.

Третьей моделью была массовая ВАЗ 2103 для Английского рынка и имела специальный индекс ES от обычного " люкса " её отличала виниловая крыша (её отделка), а также алюминиевыми колесами. В интерьере появился новый кожаный руль и современная по тем временам стереофоническая магнитола с выдвигающейся антенной которая выдвигалась из заднего крыла. Но ключевыми изменениями конечно же был правый руль и дворники работающие в обратном направлении.

Четвертой модификаций являлась просто полнейшим " эксклюзивом " и была разработана для парадов и съемок в кино это был ВАЗ 2103 Кабриолет .

Пятой моделью был ВАЗ 2103 самых первых образцов, которые имели множество импортных деталей из-за того, что наши инженеры на то время еще не могли отладить производство таких деталей как разноцветная оптика стоп сигналов, фары с высокой точностью геометрии отражателя и рассеивателя, поэтому использовались раздельные импортные итальянские фары Carello , а через некоторое время Autopal .

Люксовые варианты имели ярких цветов интерьеры по типу красных и ворсовые ковры на полу того же цвета, ремни безопасности, сигнализатор уровня тормозной жидкости и задний подлокотник. В технической составляющей применялся задний дополнительный глушитель и автоматический подвод задних колодок к барабанам по мере износа, а также вакуумный усилитель тормозов. А вообще как и все наши отечественные автомобили, требовали доработки как показывает историях их производства и продаж, дилеры за рубежом неоднократно прикладывали к ним руки для улучшения, может поэтому и появлялись столь редкие модели и может поэтому Автоваз и не пытается менять вектор своего развития оставляя улучшения на руки потребителя.

P.s а как Вы считаете была ли перспективна разработка классики с АКПП? Пишите свое мнение в комментариях, а также подписывайтесь дальше- больше!

ВАЗ-2103: одни из самых редких и престижных Жигулей

Престиж — ключевое слово для понимания того, чем была для потребителя начала семидесятых «третья» модель Жигулей. Ее так и называли — не ВАЗ-2103, а просто: «третья». Чуть ли не впервые в истории нашего автопрома в продаже появилась машина, которая всем своим видом говорила: «Я — люкс!»

Формально говоря, 2103 была сильно приукрашенной «единичкой» модели 2101. Унификация по кузову была максимальной и составляла около 80%. Но так говорят сегодня. А тогда, в 1972 году, всё воспринималось совсем иначе. Вазовцы умудрились преобразить «копейку» так, что огромная разница в цене (7500 ₽ против 5500 ₽) не вызывала удивления. Салон казался роскошным: ворсовый ковер, отсутствие голого металла в верхней части дверей, тахометр, часы, комбинированная обивка сидений из сукна и кожзаменителя, подлокотник для задних пассажиров. Снаружи бросались в глаза измененные обводы кузова, вытянутые крылья, хромированные накладки, четырехфарная оптика… И — шикарная мелочь! — красные фонарики в торцах открытых передних дверей! Впоследствии, с приходом бедности, вместо фонариков на последующих вазовских моделях появись убогие катафоты.

Первый автомобиль Михаила Михайловича

Левая, правая где сторона?

Красота красотой, а вот унификация с приходом «трешки» пострадала. Если на «копейке» боковые повторители сигналов поворота были круглыми, а потому одинаковыми справа и слева, то на 2103 детали стали разными. Параллелограмм справа налево никаким чудом не переставить. То же касается и задних фонарей. Кстати, с приходом модели 2106 с ее боковыми прямоугольниками повторители опять стали одинаковыми.

Неисправные? Годятся!

Фары автомобилей ВАЗ-2103 (а затем и ВАЗ-2106) позволяли применять частично неисправные лампы! И все потому, что нити ближнего света двухнитевых ламп, установленных во внутренних фарах. не использовались! Поэтому на этом месте можно было устанавливать лампы с перегоревшей нитью ближнего света — например, из внешних фар, где эта нить как раз активно использовалась и часто выходила из строя.

Решетка радиатора

Изначально решетка радиатора для 2103 оказалась слишком большой для отечественной линии гальванизации. Тогда итальянцы расчленили ее пополам, предложив перед установкой на машину соединять половинки винтами. Наши отказались: так, мол, и трудоемкость возрастает, и разболтается такая конструкция во время движения. Итальянцы долго сопротивлялись, но крепление половинок в итоге переделали.

Переверните фонарь!

При освоении производства задних фонарей возникла куча проблем: рассеиватель разваливался по стыку цветов, а катафот не хотел держаться должным образом. Процент брака был огромным, поэтому конструкторы применили необычное решение, фактически перевернув фонарь вверх ногами! При этом катафот уже не нужно было утапливать глубоко в красную часть, а проблема оказалась закрытой.

Отечественный горшок

Четырехфарная система головного света потребовала от производственников непривычно точного выдерживания геометрических параметров отражателя и рассеивателя. Наш завод во Владимирской области оказался к этому не готов, а потому поначалу делал только «горшок» (корпус, штампованный из листового металла и окрашенный в черный цвет). Оптический элемент в сборе покупали у фирмы FER в ГДР, затем производство фар освоила чешская фирма «Автопал».

Лишь в 1976 году на ВАЗ начали поставляться полностью отечественные фары.

Качественный миллионер

Миллионным вазовским автомобилем в декабре 1973 года стала именно «трешка» — ВАЗ-2103. А в декабре следующего, 1974 года эту модель отметили «Знаком качества»!

Спорт

В июле 1973 года на чемпионате России по шоссейно-кольцевым гонкам в Ленинграде первую золотую медаль чемпиона РФ завоевал на автомобиле ВАЗ-2103 мастер спорта, вазовец Эдуард Пистунович. В 1974 году на ВАЗ-2103 чемпионами Союза по авторалли стали А. и Г. Козырчиковы. На первом ралли «1000 озер» в 1974 году экипаж Л. Шувалов — Л. Потапчик завоевал первое место в классе А2–1600. Этот успех в следующем году повторил экипаж в составе А. и Г. Козырчиковых.

А всего было выпущено 1 304 899 экземпляров ВАЗ-2103 различных модификаций.

Редкие модели Жигулей – их видели единицы

Модельный ряд ВАЗ, как оказывается, не заканчивается на всеми известных машинах. В истории легендарного отечественного завода было довольно много автомобилей, о которых знали только единицы.

ВАЗ-Э2102


Удивительно, но ещё в 1974 году Волжский автозавод представил первые прототипы электрофургонов. Модели должны были получить номер «21029», но машины стали более известны именно по проектному коду «Э2102».

Как нетрудно догадаться, в основе советского электрокара лежала всеми известная «двойка» за исключением силового агрегата. В качестве последнего выступал 11-киловаттный мотор. Во время первых испытаний инженеры пришли к выводу, что у машины слишком тяжёлые аккумуляторные батареи. Их вес был на 50 кг больше, чем номинальная грузоподъёмность в 340 кг. После нескольких проб и ошибок проект заморозили, а наработки сохранили для последующих моделей.

Так в 1981 году появился автомобиль ВАЗ-2801, обладающий электромотором и облегчённой алюминиевой рамой. К сожалению, о машине практически ничего не известно, ведь её тираж составил всего 47 экземпляров, из которых до наших дней сохранились лишь единицы.

Магистр-1600 (на базе «Жигулей»)


Среди отечественной автомобильной промышленности при слове «внедорожник» первой на ум, разумеется, приходит «Нива». Однако, в начале 90-х годов появилась машина, которая по задумке должна была вытеснить легенду.

Прототип получил рабочее название «Магистр-1600», но до серийного производства амбициозный проект так и не дошёл из-за экономического кризиса в стране. Экстерьер кроссовера в некотором смысле походил на культовый Mercedes-Benz G-Class. В качестве силового агрегата выступал уже знакомый 1,6-литровый мотор на 78 л. с. Последний трудился в паре с пятиступенчатой механической коробкой переключения передач.

ВАЗ-2106 Турист


Первые упоминания об этом необычном автомобиле класса Ют (Utility Car) датируются началом 80-х годов прошлого столетия. Многообещающий проект должен был покрыть «нетронутые» сегменты рынка — путешественников и активную молодёжь. Более того, ожидалось, что некоторые модификации получат встроенную палатку в багажном отделении.

К сожалению, спустя год после начала разработки «Турист» был отменён по решению руководства. Руководящая группа ВАЗ посчитала, что автомобиль не будет пользоваться ожидаемым спросом. Прототип 2106 существовал в единичном экземпляре и применялся на заводе в качестве хозяйственной машины.

Пикап ВАЗ-21043-33


Автомобиль является дебютным проектом тольяттинской фирмы ВИС. За основу пикапа была взята серийная модель 2104. Большая часть конструктивных изменений пришлась на несущую раму и кузов — верхняя половина последнего была обрезана, задние двери заварены, а ось получила серьёзное усиление для работы с большими грузами.

Пилотная модель прошла множество испытаний, изменений и улучшений. Впоследствии полученные идеи были успешно применены на популярных бортовых грузовиках ВИС-2345.

ВАЗ-2104 Скорая помощь


Ещё один неординарный проект на базе всеми любимой «четвёрки». Первая модификация «Скорой помощи» появилась в 1989 году. Основным отличием от серийной версии стала колёсная база, некоторые элементы кузова и интерьер. Автомобиль получился немного длиннее своего прототипа, а крыша — выше. Модель пользовалась большой популярностью в Югославии, где носила название Lada Karavan Sanitet.

Салон этого необычного 2104 состоял из двух отсеков. Передний практически ничем не отличался от стоковой версии, а в заднем располагалось место для носилок и сиденья медицинской сестры. К слову, зоны были разделены прозрачной стенкой и дополнены улучшенным освещением для работы в ночное время суток.

Удивительно, но сходные автомобили до сих пор можно встретить на территории бывшей Югославии.

Трехостный кабриолет на базе ВАЗ-2103


Модель получила номер 21035 и представляет собой настоящий сценический автомобиль. Машина была сконструирована эксклюзивно для группы каскадёров «Автородео».

Фаэтон удивляет своей конструкцией, ведь является чуть ли не единственным ВАЗ, построенном на трёх осях. Особого упоминания заслуживают кузовные отличия от серийной модели. Помимо заваренных задних дверей и уникальных молдингов, этот автомобиль-представление мог похвастаться плавниками Tailfin, которые чаще можно было встретить на американских машинах 50-х и 60-х годов.

10 самых редких моделей АвтоВАЗа, о которых вы могли не знать

ВАЗ-21106 GTI 2.0 16V

Вот только не спрашивайте, что в этой «десятке» необычного. Из названия же ясно — тачка огонь! «Опелевский» 2,0-литровый мотор в 150 л.с. и с 198 Нм тяги, заводской боди-кит и 15-дюймовые литые диски, расширенная на 76 мм колея и гидроусилитель ZF. Сегодня этим сложно удивить, но в конце 1990-х показатели 9,5 секунд до «сотни» и максималка в 205 км/ч вызывали стойкий экстаз.

ВАЗ-21055 дизель

ВАЗ-21055 дизель

По другую сторону от четких парней на GTI стояли те, кто практичнее. Специально для таких в Тольятти выпустили «пятерку» с 53-сильным вихрекамерным дизельным двигателем ВАЗ-341. На движок поставили более производительный радиатор, новый вентилятор системы охлаждения и мощный генератор. «Gятерка» ехала ничуть не хуже классической, а потребляла всего-то 5,7 литров на 100 км. У нас модификация не прижилась, зато на экспорт машины уходили — краска не успевала высохнуть!

ВАЗ-2101 с роторным двигателем

ВАЗ-2101 с роторным двигателем

Видите на этой фотографии быстрый автомобиль? А он есть! Эта с виду обычная «копейка» могла задать жару практически любой иномарке тех лет, ведь под капотом у нее стоял экспериментальный роторно-поршневой движок мощностью 70 л.с. и с неимоверной для классических агрегатов тягой. «Дикие» ВАЗ-2101 были доступны только чекистам, простою люд о таких даже не знал.

ВАЗ-2102Э

ВАЗ-2102Э

Э — электромобиль. За 20 лет до всяких там Tesla АвтоВАЗ выпустил мелкую партию универсалов ВАЗ-2102 с электромотором мощностью 25 кВт (около 35 л.с.) который питался от блока никель-цинковых батарей весом 380 кг. Запас хода составлял 130 км, предельная скорость 87 км/ч. Часть партии трудилась в почтовой службе Тольятти, другая — уехала на Украину, пару экземпляров оставили для внутренних нужд АвтоВАЗа.

ВАЗ-21109 «Консул»

ВАЗ-21109 «Консул»

Лимузин? Да запросто! Пишите рецепт: удлиняем на 700 мм кузов, ставим мотор от ВАЗ-2112, ABS, литые диски и пару подушек безопасности. Сзади кожаный диван, настоящий бар и холодильник. А еще видик с телевизором и климат-контроль, и звуконепроницаемая перегородка между первым рядом и задней частью. Это вам не шпану по дворам гонять!

Lada «Тарзан»

Lada “Тарзан”

Вам мало обычной «Нивы»? Тогда вот вам «Тарзан»! Невероятный Франкенштейн пера совместного производства АвтоВАЗа и дизайнерской компании Decon — полноценный рамный внедорожник с агрегатами от «Нивы» и «девятки». Мелкосерийное производство этого крутого во всех смыслах автомобиля остановилось после отметки в пару сотен экземпляров.

ВАЗ-212180 «Фора»

ВАЗ-212180 «Фора»

В 1996 году спецы из ПСА «Бронто» («дочка» АвтоВАЗа) решили выпустить свою «Ниву». Да не простую, а чертовски крутую, за которой охотились все, кто в теме. Глубокий тюнинг предполагал увеличенный в длину на 300 мм кузов, пластиковую надстройку крыши и более комфортабельный задний диван от «восьмерки». За доплату предлагался боди-кит, гидроусилитель и даже кондиционер. Мотор не трогали: 1,7-литровый агрегат с карбюратором позже заменили на движок с впрыском.

ВАЗ-2120 «Надежда»

ВАЗ-2120 «Надежда»

С «Нивой» вообще чего только не делали. Да, этот классический семейный однообъемник тоже построен на базе советского кроссовера. Задумка классная: полноприводная платформа от длинной «Нивы», семь посадочных мест и здоровенный багажник. В Тольятти планировали делать из автомобиля фургоны, пикапы и офисы на колесах. Но «Надежда» не оправдала надежд и продажи оказались ниже кардана — за восемь лет выпуска тираж модели не превысил восьми тысяч штук.

Lada Natacha

Lada Natacha

Все было у АвтоВАЗа, не хватало только кабриолета в модельном ряду. Закрыть брешь решили бельгийцы: тамошнее небольшое тюнинг-ателье выпустило на базе ВАЗ-2108 весьма оригинальную «открывашку». «Натача» (правильно говорить именно так, бельгийцы, что с них взять) продавались в Турцию, Египет, Грецию и Югославию. Нередко кабриолет добирался и до родных Советов, но официально у нас он у нас не продавался.

Lada 4x4 Кабриолет

Lada 4x4 Кабриолет

Очередное доказательство успешности модели — признание и тюнинг за кордоном. Переделкой классической «Нивы» в мелкосерийный кабриолет занимались сразу несколько европейских ателье. Как правило, тюнинг затрагивал исключительно внешний вид, в то время как агрегатная часть оставалась нетронутой. Было несколько вариантов: с жесткой крышей над передними пассажирами, с крышей типа «банка сардин» и с полностью срезанной верхней частью, вместо которой ставили усиленный каркас безопасности как у Jeep Wrangler.

Кстати, у «Популярной механики» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам

ВАЗ-21031 — весьма редкая модификация всем известной «тройки»

Выпуск ВАЗ-2103 совместной разработки итальянцев и ВАЗа начался в 1972 году. О «премиальности» «трешки» говорило обилие хрома, сдвоенная оптика и совершенно новая приборная панель с раздельными шкалами, благородной отделкой под дерево и местом под радиоприемник стандарта DIN. Часы в верхней части «торпедо», откидной подлокотник на заднем диване, ворсовый ковер на полу — все это говорило о высоком статусе машины.

Что еще отличало ее от «копейки»? Молдинги, ромбические указатели поворотов, «гриль». Причем 2103 не только выглядела динамичнее 2101, но и ехала быстрее. Объем двигателя вырос с 1,2 литра до 1451 см. куб., а мощность подняли до 75 л.с. Была усовершенствована шумоизоляция и глушитель.

Сегодня речь пойдет о весьма редкой модификации всем известной «тройки» — ВАЗ-21031. Она выпускалась только в 1975 году. По некоторым данным, с конвейера вышло всего 150-200 таких машин. С завода под капот этой версии устанавливался двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 80 л.с.

Подробная история машины и проекта и много фото ТУТ

Комментарии 33

Я могу ошибаться, но на ней должна быть тёрка. Это же 75-й год.

Господи, это самая красивая жигули, которую когда либо видел, автору респект!)

Да, автомобиль потрясающий!

Светлана, у меня слов нет… Кто, какой урод так испоганил антикварную модель ВАЗа? Занизил, изуродовал, словно "Приору"? Ладно, на Кавказе это делают: местная мода, шик, атрибут "настоящего джигита", понты, нам этого не понять, и потому мы не вправе это осуждать
Но в Центре России так издеваться над 2103? И Вы это уродство пиарите!

Я считаю, что вы пишете полную чушь. На фото машина занижена, но четко сказано, что установлена пневмоподвеска. За пару секунд машина принимает прежнюю высоту. В этом нет ничего плохого, ничего уродского. Цвет родной. Салон прекрасный. Мотор не тронут.
Машина прекрасна, а вот ваши суждения ограничены.

Разумеется, что такую машину переделывать под дрифт, — полное кощунство. Но в данном случае речь о машине выходного дня, о которой заботятся. Не ездят на ней зимой. И даже в дождь стараются не ездить на ней.

Насадка на глушитель была ромбическая. Да и задняя панель от более свежего экземпляра. Под современные номера отверстия на заварили.

Передний фартук -2106?

Особенности модели ВАЗ 2103: передний фартук. Первоначально фартук был сплошной, без вентиляционных отверстий, как у ВАЗ-2101. В процессе эксплуатации от автолюбителей начали массово поступать жалобы на перегрев двигателя в жаркую погоду, так как объем двигателя был увеличен, а режим обдува по сравнению с 2101 по сути не изменился. Автозаводцы внесли изменения, добавив в технологию операцию, когда вырубным штампом делали 25 прорезей в передней панели, которую в простонародье прозвали "теркой". Однако это кардинально не изменило терморежим двигателя. В феврале 1975 года "терку" заменили на две больших прорези, что принесло положительный эффект. И в таком виде передняя панель перешла на ВАЗ-2106. Одновременно с последней версией переднего фартука был упразднен диффузор внутри передней панели, который направлял поток воздуха строго к радиатору. В нем отпала необходимость в связи с появлением на всех трешках электровентилятора охлаждения взамен принудительного с приводом от водяного насоса, к тому же удалось сэкономить на металлопрокате.

"Чем выше горы, тем ниже "Приоры""? Ужас какой-то, что тут скажешь.

Испоганили машину только. Редкий экземпляр, нужно в стоке сохранять а не говно делать.

Топ-15 наиболее редких и малоизвестных модификации Жигулей

Вазовское семейство автомобилей Жигули выпускалось на протяжении четырех десятилетий и разошлось многомиллионным тиражом, причем востребованы машины были не только в России, но и за рубежом.

Впрочем, среди массовых и известных автомобилей ВАЗ были и редкие модификации, о существовании которых могут не подозревать даже самые преданные поклонники марки. О наиболее интересных из них и пойдет речь ниже.

ВАЗ-2103 от Porsche

ВАЗ 2103

Немцы решили доработать машину и вскоре представили на суд публике собственный вариант рестайлинга модели. Автомобиль получил измененную внешность и стал выглядеть более спортивно, вот только на ВАЗе старания немецких коллег не оценили, решив пойти собственным путем.

ВАЗ-Э2102

ВАЗ-Э2102

Мало кто знает, что в 1974 году были выпущены первые прототипы электрофургонов ВАЗ-21029, которые на стадии проектирования были известны как ВАЗ-Э2102. Данные машины были оснащены 11-киловаттными моторами, однако уже в ходе первых испытаний разработчикам стало понятно, что 390-килограммовые батареи слишком тяжелые для кузова грузоподъемностью 340 кг.

В результате целого ряда доработок на свет появился электрический ВАЗ-2801 с алюминиевой рамой. Такой Жигуль выпускался с 1981 по 1985 гг, при этом суммарный тираж модели составил всего 47 экземпляров. До наших дней сохранилось лишь несколько из них, правда и они были переделаны, чтобы соответствовать современным реалиям.

Возможный вариант ВАЗ-2107

Возможный вариант ВАЗ-2107

На фотографии запечатлен ранний вариант ВАЗ-2107, представляющий собой легковую версию ВАЗ-2105. Созданием такой машины занимался дизайнер Александр Беляков, однако, по тем или иным причинам, в серию решено было запустить несколько иной вариант модели с более пафосной внешностью.

Гибрид шестерки и семерки

ВАЗ-2106 пикап

ВАЗ-2106 пикап

Интересно, что авторы проекта видели данный пикап в качестве автомобиля для путешествий в медовый месяц и даже планировали разместить под крышей машины туристическую палатку.

Вот только довести модель до конвейера не получилось, поскольку в 1982 г руководство изменило планы. На тот момент на руках разработчиков имелся рабочий прототип пикапа, который в дальнейшем использовался на заводе для хозяйственных нужд.

Пикапы медслужбы

Пикапы ВАЗ медслужбы

Заметим, что по территории Волжского автозавода в свое время разъезжали и другие пикапы, построенные на базе Жигулей. Они имели более стандартную компоновку, и использовали их в основном для внутризаводских перевозок. Так, на данной фотографии вы можете увидеть машины, предназначенные для медслужбы предприятия.

ВАЗ-21043-33

ВАЗ-21043-33

Подобные пикапы выпускались в начале 1990-ых, при этом именно с них началась автомобильная биография тольяттинской фирмы ВИС, которая вскоре внесла в констукцию модели дополнительные корректировки, в результате чего на рынке появились хорошо известные бортовые грузовички ВИС-2345.

Тягач на базе ВАЗ-2105

Тягач на базе ВАЗ-2105

Трехостные Жигули

Трехостные Жигули

Lada 1,3 Bestel

Lada 1,3 Bestel

ВАЗ-2104 скорая помощь

ВАЗ-2104 скорая помощь

ВАЗ-2104 катафалк

ВАЗ-2104 катафалк

В Югославии вазовские модели были достаточно популярны и востребованы в самых различных сферах деятельности. Запечатленный на данной фотографии Жигуль был превращен в самый настоящий катафалк.

Lada Turbo

Lada Turbo

Доработкой Жигулей занимались и в некоторых других европейских странах. Взять хотя бы эту спортивную Lada Turbo. Ее построили в Финляндии, при этом авторам проекта помогала местная компания-импортер советских автомобилей Konela.

Данная модификация стала самой дешевой машиной с турбонаддувом на местном рынке, при этом четырехдверка могла похвастать достаточно неплохой динамикой, разгоняясь до 180 км/ч.

ВАЗ-2101 лимузин

ВАЗ-2101 лимузин

ВАЗ-2104 и 2105 от Элекс-Полюс

ВАЗ-2104 и 2105 от Элекс-Полюс

Четыре глаза ВАЗа: история разработки ВАЗ-2103


Появление ВАЗ-2103 было неизбежным по простой причине: соглашение о сотрудничестве, подписанное в 1966 году между Минавтопромом СССР и компанией FIAT, предусматривало не только строительство автозавода в Куйбышевской области, но и передачу советской стороне технической документации на две модели – в стандартном исполнении «норма» с двумя типами кузовов и улучшенном – «люкс». Однако базовые представления о подходе к созданию «люкса» у советских и итальянских инженеров несколько разошлись – а потому ВАЗ-2103 получился не таким, каким он мог быть. Причем в этом случае «не таким» вовсе не означает «худшим», а во многом даже наоборот.

В качестве «нормы» Fiat предложил свой Автомобиль года-1967 – модель 124 с кузовом седан (Berlina) и универсал (Familiare). Они, собственно, и стали первой и второй моделью Волжского автозавода. Что касается «люксовой» версии, то итальянцы на тот момент располагали моделью 125, которую они и видели в качестве прототипа для советской модификации «люкс». Однако из-за серьезных конструктивных отличий моделей 124 и 125 советская сторона отвергла это предложение ввиду его сомнительной целесообразности – по сути, пришлось бы осваивать две схожие внешне, но при этом разные модели одного класса. На ВАЗе же планировали максимально унифицировать новые авто «по платформе», сконцентрировавшись на отличиях в экстерьере и интерьере.

Совместная работа

Поскольку и сам Fiat в то время работал над «улучшенной» версией 124-й модели под названием Special, итальянским и советским проектами занимались параллельно и совместно.

То есть ВАЗ-2103 не является конкретной моделью какого-то Фиата – скорее, это совместная разработка специалистов из Тольятти и Турина, в результате которой появилась наша «трёшка» и их «Спечиале».

Дизайн автомобиля выполнил Центр стиля Fiat – разумеется, утверждая решения с представителями ВАЗа. Обилие хрома на модели объяснялось просто – «трёшка» должна была сразу сообщать окружающим о высоком социальном статусе владельца, указывая на то, что этот автомобиль практически в полтора раза дороже базовой «Копейки».

У ВАЗ-2103 есть важное отличие в экстерьере от Fiat-124S: передняя часть имеет больший отрицательный наклон, а линии передних крыльев в районе сопряжения с решеткой радиатора и капотом стали заметно острее. Благодаря этому приёму «трёшка» выглядела ощутимо динамичнее и ВАЗ-2101, и итальянского собрата-«Спечиале».

Динамичность образа обеспечивали и четыре круглые фары – новое решение для автомобилей ВАЗ. Отражатели и стёкла уменьшенного диаметра позволили визуально сделать автомобиль более плоским и широким – в первую очередь за счет того, что решетка радиатора полностью «охватывала» оптику, образуя единый горизонтальный модуль. Даже такая, казалось бы, мелкая деталь, как повторитель поворотов, на ВАЗ-2103 выполнена очень необычно, и она тоже всячески подчеркивает динамичность своей ромбической формой. Именно поэтому кажется, что «трёшка» едет, даже если она просто стоит на месте.

Оригинальный повторитель ВАЗ-2103

Оригинальный повторитель ВАЗ-2103

Конечно, многочисленные хромированные полоски подчеркивали стремительность силуэта и словно удлиняли его визуально, лишая машину эффекта «мыльницы».

Если у ВАЗ-2101 передняя и задняя части кузова были практически равной длины, то у третьей модели перепутать корму с передком было невозможно. При этом не будем забывать, что унификация по кузову с «единичкой» была максимальной и составляла около 80% – по сути, новая машина отличалась только навесными панелями передка и задка, полностью сохранив прежнюю силовую структуру и среднюю часть.

Проблемы и решения

Не обходилось и без проблем. Уже когда «трёшки» начали сходить с конвейера, выяснилось, что при езде по неровной дороге в районе лобового стекла возникает неприятный и непонятный скрип, источник которого удалось установить лишь в ходе многочисленных исследований. Как оказалось, при определенном сопряжении рамки ветрового окна с усилителем стойки как раз и возникает злосчастный звук. Причиной же скрипа являлась неправильная наладка одного из вырубных штампов по производству кузовных деталей.

С большим трудом в СССР осваивали технологию двухцветного литья для производства задних фонарей ВАЗ-2103. Если на первых "трёшках" встречались фонари итальянского производства (Stars и Altissimo), то впоследствии оптику начали выпускать на заводе "Красный октябрь". Однако сначала технологам и конструкторам пришлось решать множество проблем: рассеиватель рассыпался по стыку цветов, пластмасса не сваривалась. Из-за сложностей с расположением катафота на красной части рассеивателя пришлось даже. "перевернуть его вверх ногами", установив красную секцию вместе со злополучным рассеивателем сверху, а не снизу фонаря.

lada_1500_s_12

Да и с передними фарами возникла технологическая проблема: новая оптика требовала высокой точности по геометрии отражателя и рассеивателя, чего советская автомобильная промышленность на тот момент обеспечить не могла. В итоге на первых автомобилях применяли импортные фары (итальянские Carello, а позже – чешской фирмы Autopal), в то время как в СССР выпускали только "горшок"-корпус. Лишь к моменту запуска в производство модели ВАЗ-2106 в 1976 году удалось наладить производство полностью отечественной передней оптики.

Фары Carello на ВАЗ-2103 1973 года

Фары Carello на ВАЗ-2103 1973 года

Отличительная особенность ранних «трёшек» — белый шильдик с надписью Жигули

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Еще одна интересная особенность "трёшки" – радиальные колеса ИЯ-170, которые были чуть шире и заметно мягче дубовых "диагоналок" И-151.

Как и было запланировано, в IV квартале 1972 года на ВАЗе начался выпуск ВАЗ-2103. Изначально завод должен был изготовить первую партию из 500 автомобилей, однако генеральный директор ВАЗа Виктор Николаевич Поляков принял решение выпустить еще 1 500 "сверхплановых" машин.

Из-за нехватки некоторых комплектующих (в основном, деталей интерьера) вместо обычных автомобилей были сделаны так называемые гибриды 2103В (В – "временный") с панелью приборов и сиденьями от "Копейки".

Советское издание "Огонёк" в честь 55-летия Великого Октября обратилось к руководству завода с предложением устроить рекламный пробег по странам СЭВ на вазовских машинах. Директор В. Поляков решил убить двух зайцев одним выстрелом, сделав "разведку боем", то есть отправив в Европу свою новейшую модель. Ведь экспорт (как источник валютного дохода) для Волжского автозавода был важен всегда, в том числе и в первые годы работы.

Lada Diva – праворульная версия для рынка Великобритании

Lada Diva – праворульная версия для рынка Великобритании

Роскошь – доступная и не очень

Конечно, после ВАЗ-2101 в глазах как советских, так и восточноевропейских автомобилистов салон "правильной трёшки" выглядел просто роскошно – ворсовый ковёр, комбинация из пяти отдельных круглых приборов, включая тахометр и указатель давления масла в двигателе…

А ведь вверху центральной части "торпеды" даже красовались… стрелочные часы! Не забыли конструкторы предусмотреть и место для "большого" радиоприёмника, дополнив панель приборов центральной консолью.

Омыватель лобового стекла включался ногой с помощью специальной кнопки, расположенной под передней панелью

Омыватель лобового стекла включался ногой с помощью специальной кнопки, расположенной под передней панелью

Даже голый металл в верхней части дверей со стороны салона прикрыли специальными накладками-«батонами», благодаря чему угадать цвет кузова машины изнутри было практически невозможно. В итоге владельцы более ранней модели сразу поняли, что "тройка" практически во всем настолько же лучше их машин, насколько она дороже.

В каждой, даже самой небольшой детали интерьера чувствовалось концептуальное отличие от "Копейки" – салон ВАЗ-2103 не меньше, чем экстерьер, сообщал своим обитателям о том, что это – советское "лакшери" ценой 7 500 рублей: на целых две тысячи "целковых" дороже обычных Жигулей!

Сигнальный фонарь загорался при открытии передних дверей

Сигнальный фонарь загорался при открытии передних дверей

Цвет кузова был указан на специальной бумажной табличке, наклеенной изнутри багажного отделения

Цвет кузова был указан на специальной бумажной табличке, наклеенной изнутри багажного отделения

Элемент роскоши – зеркальце для пассажира на внутренней стороне солнцезащитного козырька

Элемент роскоши – зеркальце для пассажира на внутренней стороне солнцезащитного козырька

Впрочем, отличия "трёшки" от более простой "Копейки" бросались не только в глаза, но и в уши – из-за куда более эффективной шумоизоляции и дополнительной секции глушителя судить, сидя в салоне машины, о том, работает ли двигатель, можно было буквально только по тахометру, который выглядел отнюдь не лишней деталью.

Никаких шуток: будучи очень тихими, моторы ранних "трёшек" и вправду поражали современников не только низким уровнем шума, но и своим "боевым характером".

На ранних машинах «одеяло» капота отличалось узором стежков

На ранних машинах "одеяло" капота отличалось узором стежков

Дело техники

Среди других нововведений ВАЗ-2103 – вакуумный усилитель тормозов. Интересно, что поначалу заводчане столкнулись с проблемой чрезмерной эффективности работы "вакуумника", из-за чего колеса на "трёшке" слишком рано и резко блокировались.

Как и в случае с ВАЗ-2101, приёмочные испытания Государственной комиссией новая модель проходила уже "по факту" – то есть после постановки на конвейер. Ведь вопрос о том, будет выпускаться "трёшка" или нет, не стоял в принципе. Тем не менее испытания проходили по полной программе и безо всяких скидок – колонна из четырех автомобилей ВАЗ (два ВАЗ-2103 и две "Копейки" – для сравнения) с честью выдержали весь цикл нагрузок в различных условиях и климатических зонах. В начале 1974 года Межведомственная комиссия вынесла вердикт, подписав акт и протокол испытаний. Так "трёшка" с полным правом могла считаться серийным автомобилей, прошедшим госприёмку по всем правилам. Не просто так в декабре 1974 года именно эту модель отметили Знаком качества. А еще годом ранее, 21 декабря 1973-го, в Тольятти был выпущен миллионный автомобиль – и, разумеется, им оказалась наиболее современная на тот момент "трёшка".

Миллионный автомобиль ВАЗ

Миллионный автомобиль ВАЗ

Несмотря на то, что некоторые мелочи (проводка, карбюратор) со временем "тройке" достались от младших моделей (2106 и 2107 соответственно), внешний вид автомобиля вплоть до окончания производства оставался неизменным. Оно и понятно: "трёшка" получилась настолько цельной, что модернизировать её "малой кровью" – считай, испортить. Да и не нужно это было, ведь кроме ВАЗ-2103, Волжский завод одновременно выпускал и "Копейку", и "одиннадцатую", и "шестёрку", и "пятёрку", и "семёрку"… Если отбросить фактор пресловутого дефицита, у потребителя к началу восьмидесятых годов появился достаточно неплохой выбор из Жигулей на разный вкус и кошелёк.

Самые редкие модели «Жигулей»

В Советском Союзе производители автомобилей постоянно пытались создавать новые и интересные модели, которые могли бы пригодиться в самых нестандартных ситуациях. Одна часть таких автомобилей выпускалась крайне малой серией. Другая часть и вовсе вышла в единичных экземплярах. Посмотрим на самые редкие машины.
Самые редкие модели Жигулей

ВАЗ-Э2102
Самые редкие модели Жигулей

Отличный автомобиль мог получиться. /Фото: popmech.ru.

В далеком 1974 году был выпущен прототип электрофургона ВАЗ-Э2102, который оснащался 11-киловаттным мотором. Машина получилась бы неплохой, если бы не слишком тяжелые батареи. При том, что грузоподъемность авто составляла 340 кг, одни только аккумуляторы весили почти 390 кг. Всего было сделано 47 ВАЗ-Э2102 после ряда доработок. До наших дней дошло несколько машин, правда, все они далеки от своего первоначального вида.

ВАЗ-2106 «Турист»
Самые редкие модели Жигулей

Специально для путешествий. /Фото: pinterest.ru.

В 1981 году на Волжском автомобильном заводе попытались создать автомобиль для активных путешественников из числа граждан Советского Союза. Плодом усилий инженеров и дизайнеров стал пикап на базе ВАЗ-2106. Автомобиль достаточно сильно походил на современные кемперы со съемным жилым модулем. На его багажник ставилась палатка.

ВАЗ-21043-33
Самые редкие модели Жигулей

Миленький автомобиль. /Фото: korzik.net.

В Советском Союзе (как и в современной России) пикапы никогда не пользовались особым спросом среди граждан. Тем не менее, иногда автомобили с таким кузовом появлялись на свет. Ярким примером является выполненный на базе «четверки» ВАЗ-21043-33. Машину создали перед самым распадом страны. Выпуск пикапа ограниченной серией начался уже в «лихие 90-е».

ВАЗ-2104 скорая помощь
Самые редкие модели Жигулей

В СССР таких было мало. /Фото: en.wheelsage.org.

На базе автомобиля ВАЗ-2104 в Советском Союзе была даже создана машина скорой помощи. Правда, в самом СССР таких машины было совсем не много. Чаще всего санитарные автомобили на базе «четверки» закупали другие республики. Больше других – Югославия.

Lada 1,3 Bestel
Самые редкие модели Жигулей

Отличный автомобиль. /Фото: pinterest.ru.

Советские автомобили хорошо знали и в западных странах. Там они продавались под другими (экспортными) названиями и в большинстве случаев глубоко перерабатывались под условия местного рынка. Одним из таких авто в свое время стал фургон Lada 1,3 Bestel, который закупали преимущественно Нидерланды.

Lada Turbo
Самые редкие модели Жигулей

Хороший автомобиль. /Фото: drive2.ru.

Еще одни экспортные «Жигули». Автомобиль Lada Turbo можно было увидеть в конце прошлого столетия в Финляндии. Туда машины поставлялись партнерской компанией Konela. После прибытия в страну «Жигули» дорабатывались так, что могли разгоняться до 180 км/ч. Кстати, Lada Turbo в свое время была самой дешевой машиной в Европе с турбонаддувом.

ВАЗ-2107
Самые редкие модели Жигулей

Отличная машина. /Фото: allcarz.ru.

На фотографии можно увидеть ранний вариант автомобиля ВАЗ-2107. По сути это глубоко переделанный ВАЗ-2105. Дизайнером автомобиля был инженер Александр Беляков. По каким-то неизвестным сегодня причинам от этого варианта 07-ых «Жигуле» было решено отказаться.

Незнакомые «Жигули»: девять редких версий (фото)


За сорок с лишним лет, которые «Жигули» прожили на конвейере, в семействе появились не только известные всем массовые модели, но и редкие необычные версии.

Финская компания Konela, занимавшаяся поставками автомобилей «Лада», сделала из модели ВАЗ-2107 «горячий» седан. Машина получила не только спортивный обвес, но и форсированный мотор. Точные технические характеристики автомобиля, к сожалению, неизвестны.


Такие пикапы тольяттинская компания «Вазинтерсервис» делала из универсалов ВАЗ-2104 в начале девяностых годов. В дальнейшем фирма получила известность благодаря практичным пикапам полурамной конструкции под маркой ВИС, а сейчас грузовички производства «Вазинтерсервиса» на базе «Гранты» продаются через фирменную дилерскую сеть «Лады».


В середине семидесятых годов немецкая компания Porsche по заказу Советского Союза сделала проект рестайлинга автомобиля ВАЗ-2103, но в серийное производство такие «Жигули» не запустили.


Ещё один попавший в серию проект — седан ВАЗ-2107 с оригинальным дизайном передка. На конвейер встал более консервативный вариант «семёрки» с прямоугольными фарами и решёткой радиатора.


В Югославии универсал четвёртой модели превращали в санитарный автомобиль с увеличенным задним свесом.


А кубинские умельцы делали из старых «Жигулей» растянутые шестидверные седаны для работы в такси.


Прототип «Жигулей» 1979 года: стандартный ВАЗ-2106 с новыми капотом и решёткой радиатора. Позднее подобное оформление «гриля» получила серийная «семёрка». О том, как создавался этот автомобиль можно прочитать здесь.


В семидесятых годах в Тольятти начала эксперименты с электромобилями. Один из проектов — легковой фургон ВАЗ-2801, оснащённый электромотором мощностью 11 кВт. Такую модель выпустили тиражом 47 экземпляров.


Необычный трёхосный фаэтон сделали в начале восьмидесятых годов для заводской команды каскадёров «Автородео». Машина, рассчитанная на восемь человек, предназначалась для парадных выездов. Подробнее об этих шестиколёсных «Жигулях» можно прочитать в обзоре сайта Wroom.ru.


Читайте также: