Самый красивый москвич 412

Обновлено: 03.07.2024

Легенда 412: как самый знаменитый «Москвич» тряхнул стариной

В 1967 году Московский завод малолитражных автомобилей — будущий АЗЛК — поставил на конвейер судьбоносную машину. Ни до, ни после «Москвича-412» изделие советского автопрома так не расхватывали на Западе. Причем славу в общем-то простецкому седану обеспечили (кто бы мог подумать) спортивные успехи.

Подсобила популярности «Москвичей». британская пресса. Когда юноша Джереми Кларксон, по его собственным воспоминаниям, предавался антисоциальным утехам в учебном заведении и еще даже не помышлял о крутых телешоу, газета Daily Mirror запустила проект, равных которому не придумали до сих пор. Царь-ралли по континентам через 11 стран: 16 000 км от Лондона до австралийского Сиднея.

«Москвичи» на ралли века

Советское объединение «Автоэкспорт» рискнуло выставить коллектив на «Москвичах» и не прогадало. Все четыре машины добрались до финиша, хотя едва ли не половина соперников полегла на маршруте. Итог — 4 место из 12 команд.

А потом случился «Тур Европы» — серия ралли под патронажем немецкого автоклуба ADAC. И здесь «Москвичи» уже на пару с вазовцами громили Ford, BMW, Volvo, Volkswagen. Неудивительно, что половину продукции АЗЛК тогда отправлял на экспорт. 412-е в Европе (да и у нас) ценили за прочность и неприхотливость.

Оригинал утрачен

Советским автолюбителям-частникам, по идее, от заморских побед было ни тепло, ни холодно — на «Запорожец» бы денег собрать, да очередь отстоять на покупку личной машины. Но «Москвич-412» все равно крепко полюбили, он даже стал частью нашей культуры. Помните трюки из «Невероятных приключений итальянцев в России»? А ведь еще книга вышла «Москвичи на “Москвичах”» и культовое кино «Гонщики», в съемках которого участвовали раллисты, прошедшие марафон Лондон-Мехико.

Собственно, именно кинолента вдохновила коллекционера Никиту Муравина на постройку реплики гоночного «Москвича-412». Ведь ни одной оригинальной машины до наших дней не сохранилось. Причем за основу взяли не какой-то конкретный автомобиль, а собирательный образ. В то время каждая команда (а в СССР их было немало) вынашивала свою формулу скорости, дорабатывая серийный седан исходя из опыта и умений. Поэтому интересных решений за долгую спортивную карьеру 412-го накопилось немало.

Кузов: оранжевое настроение

И обычный «Москвич» сейчас на дорогах редкость, а уж на «боевой» 412-й сворачивают головы даже избалованные суперкарами да кортежами гаишники у Боровицких ворот Кремля. На остановках наш седан магнитом вытягивает из соседних машин фотографирующие смартфоны. Смотрят, изучают, пальцем показывают. Видимо, окружающим это оранжевое нечто в гоночной ливрее, с фартуками и дополнительными фарами казалось эдаким советским «Де Лорианом».

Внешность обманчива, футуризма в гоночном «Москвиче» нет. Кузов стандартный, разве что на задний диван не сядешь — пространство рассечено паутиной каркаса безопасности. Заводская команда для повышения жесткости и прочности проваривала швы, ставила в критичных местах усиливающие косынки. Такая модернизация у Никиты в планах, а пока спортивный 412-й снаружи отличается лишь ярким оформлением. Причем цвет оригинальный — так был окрашен донор, найденный в Люберцах с пробегом всего в 40 000 км. Заплатили 100 тысяч рублей, почистили карбюратор, «Москвич» завелся и поехал к мастерам на доработку.

Двигатель: расточен максимально

Встречались и провокаторы. Горячие парни на «Нексии» газуют на светофоре, намереваясь уделать «старое ведро». Но пока они пыхтели до следующего перекрестка, «Москвич» пролетел аж пару кварталов! На марафонских 412-х стоял почти стандартный мотор УЗАМ-412. Доработки сводились к селективной сборке да высотному октан-корректору — на выходе получали 80-85 сил против штатных 75. Однако техническая мысль не стояла на месте, поскольку алюминиевый двигатель с чугунными гильзами отлично поддавался форсировке. Дело дошло даже до специальной головки блока с двумя распредвалами.

Реставраторы, впрочем, оставили заводскую схему, зато рабочий объем увеличили до конструктивного предела — с 1,5 до 2 литров, прикрутили оригинальный впуск-выпуск, смонтировали масляный радиатор и сдвоенные карбюраторы Dellorto DHLA40H с «нулевыми» фильтрами и подачей топлива электробензонасосом (механический, бывало, отказывал при нагреве), плюс зажигание сделали бесконтактным. На стенд «Москвич» еще не загоняли, но отдача в таких случаях достигала 120-125 л.с. (позже ее довели аж до 175!) И это на тонну снаряженной массы! Вот откуда у старичка резвость.

Асфальт: без «разварок», но с посадкой

Давно к нам не попадал автомобиль со столь прозрачной, незамедлительной реакцией на газ. Гладишь педаль, словно гадюку: неосторожное движение, тут же кусает. И оторваться не можешь — экстрим вызывает привыкание. Так прошили Москву насквозь, удивляя соседей по потоку проворностью. «Москвич» не просил уступать ему дорогу из уважения к возрасту, а сам оказывался в нужном просвете между машинами, когда того требовала обстановка. Если что — выручали адекватные барабанные тормоза с усилителем, хотя в горах гонщики, случалось, жаловались на перегрев и потерю эффективности.

Ярославское шоссе опустело, 412-й тут же легко набрал разрешенные 80 км/ч (хотя мог и больше) и покатил прочь из города. Стало скучно. Если не принимать в расчет давящее бурление выпуска, гудение трансмиссии и заполнивший все вокруг рев мотора, гоночный «Москвич» покладист до зевоты. Знай себе пилит по прямой, хоть руль отпускай. А ведь доработок по шасси тоже минимум. Это на кольцевые машины обычно ставили «разварки» — самопальные широкие диски, — а тут колеса штатные. Разве что шины иностранные — Pirelli, но при этом самые обычные дорожные Cinturato P4 (на ралли-марафонах использовали грунтовый Dunlop). Да еще кузов посажен ниже: пружины подрезаны, в рессорах убран один лист — тоже придает устойчивости. В иных же спортсекциях рычаги усиливали и даже меняли их геометрию.

Грунт: при употреблении встряхивать

Пожалуй, неплохо жилось гонщикам — знай себе жми к финишу да не засыпай. Но когда мы попали на спецучасток — грунтовую трассу «Бородино», — пожалели о сказанном. Вне асфальта гоночный «Москвич» — убойный шот из мощного мотора и мягкой ходовой. С одной стороны, за позвоночник спокоен, с другой — по кочкам с волнами 412-й швыряет с такой амплитудой, что головой таранишь потолок, а локтями — дверь либо штурмана. Собственным телом понимаешь, насколько «Москвич» тесен внутри. Это на современных спорткарах глубокие «ковши» не выпускают из объятий, а тут штатные плоские «диванчики» с периной вместо набивки. Единственная фиксация — четырехточечные ремни с авиационными пряжками.

Стильный, простой и выносливый. Легендарный Москвич – 412

Сегодня в адрес «Москвича» мало хороших слов услышишь, особенно от «знатоков», ни разу не сидевших за рулем этой машины. А в реальности, 412-й можно было встретить и в русской деревне, и в африканской пустыне, в конце 1960-х более желанной машины в СССР, наверное, не было.

Москвич-412 в чем-то был продолжением знаменитого «четыреста восьмого», а в чем-то – совершенно новым. По наследству от предшественника достался кузов, всё еще современный по меркам второй половины 60-х и начала 1970-х, и очень стильный.

Он и в наши дни не выглядит таким уж архаичным, как последующий Москвич-2140, что интересно. Как говориться, дизайн на века, попытки его изменить, осовременить, были не самой удачной идеей.

Передняя прямоугольная оптика поначалу устанавливалась импортная, производства ГДР, визуально она лучше подходит этой машине, чем круглая. Габаритный фонарь и поворотник получили раздельные секции. Решетка радиатора хромированная.

Задний фонарь расположили горизонтально, но указатель поворота всё еще остался на том же месте, где был у предшественника.

Самое главное новшество было под капотом. Двигатель объемом 1.5 литра развивает мощность 72 л.с.

Со временем часть этих сил покидает «табун», поэтому Москвич мы помним машиной, в основном, неторопливой и часто чем-то груженой.

В одной из легенд, ходивших в своей время вокруг Москвича говорилось, что мотор у него от «БМВ».

Очевидно, имелось в виду, что двигатель скопирован с действительно похожего мотора BMW М-10, но назвать уфимский мотор копией баварского нельзя, там больше отличий, чем сходств.

Кстати, если смысл переноса трамблёра вниз (где его часто заливало водой) еще можно обосновать тем, что мотор пытались сделать как можно короче, впихивая под капот Москвича, то перенос корпуса масляного фильтра вниз, где он стал самой незащищенной деталью мотора, мне абсолютно непонятен. У М-10 масляный фильтр находится со стороны впускного коллектора.

В остальном же, на конец 1960-х это был самый современный автомобильный двигатель в СССР, к тому же, имевший потенциал увеличения объема и мощности, за счет сменных гильз.

Серьёзным недостатком по технической части, на мой взгляд, была коробка передач устаревшей конструкции, уходившая корнями еще к 402-й модели. Кое-что, конечно, изменили – рычаг переключений передач переместили с руля на пол, но сам агрегат остался прежним.

Некоторые владельцы Москвича, раздобыв КПП от «Жигулей», устанавливали её через переходную плиту. Правда, карданный вал требовал переделки, но зато трансмиссия была вечной.

В салоне появились ремни безопасности в штатной комплектации. Это были обычные, не инерционного типа ремни. Мягкие накладки на передних стойках, мягкая «торпедо» и рулевая колонка, соответствовавшая европейским нормам безопасности, всё это в комплекте впервые в советском автопроме ставилось именно на Москвич-412.

Москвич-412 стал первой советской машиной, прошедшей краш—тест в Европе, после ужесточения там норм пассивной безопасности.

Увеличивала безопасность и двухконтурная тормозная система. На ранних моделях стоял гидровакуумный усилитель, затем появился вакуумный, на который в Англии была куплена лицензия.

Рычаги, пружины и амортизаторы передней независимой подвески крепятся к балке двигателя. Это снижало нагрузки на стойки кузова при пробое подвески. Задний мост вывешен на рессорах.

Спустя год после начала выпуска, Москич-412 успешно проходит марафон Лондон-Сидней, своей выносливостью оставляя позади многие именитые западные марки.

Грузоподъемность машины около 350 кг. Но это по паспорту, а в реальности существовал лайфхак, как её можно было повысить почти вдвое.

К рессоре через толстую резиновую подкладку проволокой прикручивали пружины. Обычно это были укороченные пружины передней подвески, и машина везла 500-600 кг груза.

Рекорд, который видел лично я, составляет около 1.5 тонны стройматериалов. Примерно 500 кг в салоне и багажнике, и около тонны в прицепе.

На Московском автозаводе машина выпускалась с 1967 по 1977 год. До середины 70-х машина активно экспортировалась в Европу и не только.

Сейчас уже редко встретишь 412-й, особенно в хорошем состоянии. Ушла легенда, осталась добрая память об этой простой, неприхотливой и выносливой машинке.

Уникальные версии Москвича-412: пикапы, спорткупе, хэтчбеки

Москвич-412 — один из самых удачных для рубежа 1970-х советских автомобилей.

На родине модель выпускали также в Ижевске, где она постепенно обрастала оригинальными модификациями.

На базе 412-х за несколько десятилетий построили немало редких, иногда даже в единичных экземплярах версий. Причем далеко не только в Советском Союзе.

Что компания Porsche приложила руки к созданию ВАЗ-2108, нынче знают многие. А вот то, что знаменитая фирма в первой половине 1970-х предложила свой вариант улучшения Москвича-412, известно куда меньше. Внешние изменения были минимальны, в салоне установили иные сиденья с комбинированной обивкой и подголовниками, поменяли карты дверей и рулевое колесо. Однако экспорт Москвичей уже падал, и смысла в таких изменениях не было.

После ралли-марафонов Лондон-Сидней и Лондон-Мехико продажи Москвичей-412 на Западе ненадолго, но сильно выросли. Поэтому завод делал для Великобритании, где продавали около 3000 машин в год, версии с правым рулем. Британский экспортер — фирма Satra даже выставляла Москвичи на местные ралли. Вскоре продажи на Альбионе упали практически в десять раз. Часть последних праворульных Москвичей остались на родине и встречались иногда на улицах Москвы.

Аккуратные пикапы с правым рулем — творчество британского экспортера. Делали такие машины из фургонов. Сам АЗЛК товарных пикапов не выпускал, строил их лишь для своих заводских нужд. Кроме того, пикапы в СССР сооружали из старых машин некоторые ремзаводы.

Дизайн 412-го посчитали на заводе настолько удачным, что уже в 1970-м сделали прототип перспективной модели, по сути, представляющий собой увеличенный и немного измененный 412-й. Москвич-3-5-2 открыл историю интересных опытных образцов семидесятых, которые, увы, в серийный автомобиль так и не воплотились.

Финское творчество — трехдверный универсал. Завод делал только пятидверные автомобили Москвич-434. В Финляндии помимо таких машин предлагали и трехверные, сооруженные из фургонов. Связано это было с особенностями местных налогов.

Еще в 1972-м финский экспортер фирма Konelа предложила свой взгляд на модернизацию Москвича-412. Изменили ручки дверей, элементы салона, поставили наружный замок багажника и переместили на заднее крыло горловину бензобака. «Четыреста двенадцатый» таким не стал, но кое-что появилось позднее на Москвиче-2140.

Польский механик и спортсмен Йозеф Назарук из Люблина — владелец Москвича-412 — в начале 1970-х сделал из советского седана симпатичное спорткупе. Причем кузовом не ограничился, а доработал и двигатель, подняв, по его утверждениям, мощность процентов на двадцать пять. Как с этим справлялась коробка передач, неизвестно.

Ижевский завод пошел своим путем. Первый прототип хэтчбека сделали с четырьмя фарами, как на экспортных московских машинах выпуска до 1970 года. Доработанный вариант ИЖ-2125 пошел-таки в серию в 1973 году.

Второй ижевский оригинальный автомобиль — фургон ИХ-2715 начинался с довольно неуклюжего опытного образца ИЖ-6Ф, представляющего собой широкий «ящик» на обрезанном кузове. В серию же пошел гармоничный «каблук» и унифицированный с ним пикап.

Специально для экспорта в Латинскую Америку и Финляндию выпускали ИЖ-2715-013-01, он же Elite Pick Up, — пикап с удлиненной платформой. Предусмотрели и тент в цвет кузова.

Необычный автомобиль, по сути — седан с приделанным кузовом пикапа, построили в Ижевске в единственном экземпляре. Вроде бы, с прицелом на экспорт в Китай.

В 1970-е Москвич-412 был очень популярен у советских раллистов и кольцевиков. В 1975-м в НАМИ под руководством инженера и гонщика Станислава Гесс де Кальве создали уникальный кольцевой автомобиль. Предельно облегченная машина массой всего около 800 кг имела 140-сильный мотор с двумя карбюраторами Weber, доработанные коробку передач и подвеску. Несколько лет назад по мотивам этого автомобиля построили копию, но, правда, осовремененную.

Обзор на Уникальный Москвич 412

Ролик наз-ся Уникальный М-412" а не оригинальный! Уникальный- понятие еще более узко специализированное, чем оригинальный. В чем тут уникальность? Только в том что все изменения были сделаны на заводе! Все. Цвет -некрасивый, ближе к бежевому, Москвичам он не идет, пороги из 2-х мм стали- можно бало сделать из 1 мм нерж, , остальные внедрения не существенны и не интересны., переливания из пустого в порожнее, сути машины оно не изменило, основу машины -кузов, не затронуло. На ней, что ездила какая то выдающаяся личность, нет. Москвичей были выпущены миллионы и все попытки позиционировать его как уникальный редкий автомобиль -безперспективны! Единственная его категория- ретро, под нее они попадают, а под категорию РАРИТЕТ- нет, какие бы вы изменения в нем не делали! Полностью согласен с Игорь-48.

Пффф, Москвичей 412 сделано около 320т. Большая часть этого уходила на экспорт, все остальное что именуется — Москвич 412 — ИЖи, которые мало того что красились чаще всего в более страшные цвета, так еще и были максимально удешевлены и отсталы в конструкции от АЗЛК лет на 5-8, какие миллионы?!
Еще раз повторяю, второй такой машины прошедшей так по заводскому конвейеру — нету, неужели вам всем не понятно?!
или зависть берет?

Я имел ввиду Все Москвичи_408, 412,2140 итд. . И потом я и написал что его уникальность только в том что он собран на заводе. Более дешевого цвета чем этот ., наверное фиг увидишь на какой либо другой машине, историю Москвичей я не хуже Вас знаю, У вас чуть что-сразу с Ижом сравнеие, а других аргументов не найдется! Никакой Москвич_это не раритет, чтоб вы с ним не делали. Чему тут завидовать, он мне и даром не нужен! НЕ делайте из этих машин шедевров, для этой роли они явно не годятся!

Да потому что ИЖевские машины портили репутацию завода, более дешевые, менее качественные.
Ретро это автомобили возраст которых достиг 40 лет, такие понятия как раритет только у алкашей в гаражах касаемо каких нибудь 21-х 3й серии, с оленем и в металлике может возникнуть, за которую обязательно надо просить милльоны.

Репутацию АЗЛК испортили как раз машины АЗЛК, а именно 2140 из-за отвратительного качества сборки. Ретро-это старый, раритет- редкий, малочисленный. Ижевские машины быликак раз более качественные, в тот период, за который идет речь.

Я кучу машин перевидал, в том числе недавнее приобретение товарища — иж 74г.в ГДЕ ЗАБЫЛИ ОДНУ ЦИФРУ номера шасси выбить. 2140 вполне нормально собирался первые 5 лет, хотя и попадаются порой машины у которых все криво висит, но тут скорее всего в них просто лазили уже.
Москвич из всех машин меньше всего выпускался, 6 миллионов той же шахи, против 300 тысяч 412х и столько же 40х. это смешно.

Так шаху никто и не позиционирует как какую то выдающуюся машину, она выпускалась по 2007 или 2008 год, не помню, да это и не важно! З-х миллионный-2140, 4-х миллионный-2140-117. Это всего всех москвичей, они все принципиально одинаковые, а Ижевские машины. Вот и посчитай, сколько их было. Кстати, у вас. вМоскве, в о время СССР на станцииТО (гарант) АЗЛК всегда стояли десятки машин, а на станции ТО ИЖМАШа- единицы( только не говори что в москве не было Ижевских москвичей) АЗЛК -завод неудачник, по каким причинам -это уже другой разговор! Отношение к нему властей, что в СССР, что в теперишней России- наплевательское, поэтому его и нет. А ИЖМАШ- худо -бедно, но работает, хотя конечно то что там военные заводы, сыграло свою роль. Что б ты не делал, нио какой униакальности речь идти не может, все это легкий тюнинг. . Да, до 81 года 2140 нормально собирался., дальнейшее всем известно и не кому ты ничего не докажешь, да это и не нужно!

Каким образом ИЖМАШ работает? все что осталось от него, так это только одно название, оборудование, разработки, состав, все это давным давно сдохло и сгнило, он точно так же как и АЗЛК клепает кредитопомойки, а до 2007-2011 года выпускал отбросы откровенные, которым в 80е надо было остаться, параллельно еще какие то корейцы вроде собирались, хотя они не сильно лучше, сейчас и вовсе тоже рено-ниссан владеет, им, или у кого там большая часть автоваза, в общем не суть, оставил завод название, ну гордость то теперь…
Речь о другом, о том что ИЖевские 412е особенно 80-90х годов были черным пятном на истории Москвича, ибо не качества не красоты там не было, не говорю уже о том что ничем не комплектовались кроме инструмента, после стали выпускаться отвратительного качества орбиты-оды, это просто смешно, я не говорю даже про качество, а шильдик то "лада" с руля, можно было убрать? увы обидно что и эти машины народ за москвича принимал, да и в целом почти все ижи, по старинке.
Да и че уж там, откровенно дерьмовые святогоры, еще большим пятном на репутации тоже послужили, но если ижевские машины портили репутацию не всего завода, так точно испортили репутацию 412-й модели.
Не знаю как там в ИЖевске что, но ИЖ всегда был автомобилем для внутреннего рынка, хотя и пытались они худо-бедно в экспорт, по крайней мере грузовые версии у них зашли, но и аналогов не было почти, выпуск у АЗЛК фургонов, был более маленьким, естественно ижи по всей стране разбросаны, в Москве этих 028 — опой жуй, никому они даром не нужны, разве что доноры агрегатов, а 412 — не найти вообще стало, шаху я просто для примера взял, да туже копейку выпустили больше чем все вместе взятые 408/412/2140

412 не наити, потому что их выпуск прекратили 1976 году, 028 выпускались до 1997 года! В конце 80-х, что б ты знал ухе забыли не только о М-412, а и М-2140, Они уже тогда были и на фиг никому не нужны. Так что какая там репутация, АЗЛК сам себе репутацию испортил, а вы все виноватых ищете! Тогда уже были другие приоритеты, . Ты поздно родился, а если бы ты жил в 80-х, то увидел бы какое уже тогда было отношение к Москвичу, их брали только в самом крайнем случае, ими были затоварены все базы, их давали в кредит и тд. И это все касается Московских машин, с Ижевскими такого не было! Так что не тебе мне рассказывать кому кто испортил репутацию. Конструкцию Москвича 408 и 412 разработали в москве, на тогда еще МЗМА, а в Ижевске их начали выпускать для насыщения внутреннего рынка и не более! И ИЖМАШ отображал все недостатки московских машин, со своими изменениями!Так что нечего НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА( зеркало ИЖМАШ, А рожаАЗЛК) Иникогда ни московские, ни Ижевские, ни Тольяттинские машины не будут уникальными и шедевральными, потому что их было выпущено очень много. И последнее. Я год работал на М-2140 на такси и в полной мере ощутил "уникальность " данной модели! На нем не хотели выезжать на линию, пусть будет простой, лишь бы на нем не работать! Так что не надо носится с Москвичами(всех заводов) как дурни с писаной торбой, там нет ничего выдающегося! Р.С Если удалишь критические комментарии, то грош цена твоим публикациям, за что я тебя уважаю, кроме преданности марке "Москвич", так это за то что ты никогда не удаляешь не совпадающие, с твоей точкой зрения, комментарии! Вот так, пока.

На ранних машинах до 72г плафон был один, посередине крыши, потом внедрили эти жигулевские на стойках, а что конструктора АЗЛК, вон на ВАЗе точно так же было, на ГАЗе насколько помню только на потолке как на 408/412 до 72г.в, раннее торпедо самое красивое на мой счет, но разумеется в раннем кузове, в ИЭшном оно уже не в тему, да и на 412х мягкое торпедо пошло с 1970г, на ИЖах с отставанием на 5.5 лет, хотя там во многом дикое отставание было. Все там сочетается и отлично смотрится, 40е освещение и торпедо уже не в тему, но это вкусовщина.

Оригинальность машины, это её редкая серия, редкая серийная комплектация и т.п. А здесь, в чем оригинальность? Ну собрал заслуженный человек себе по блату, машину из импортных комплектующих. Честь ему, уважение и хвала как специалисту своего дела! А оригинальность машины в чем? Какой то рекламный ролик.

Подумайте хорошенько, будет ли вторая такая машина? которую люди вели по конвейеру и следили за всем?
Завода нет, поэтому спрашивать глупо, машина полностью оригинальна и второй такой точно не будет.

Это просто хорошая и добрая история о хорошем, заслуженном человеке который собрал под себя машину, на заводе на котором отработал всю жизнь. Но ни как об уникальной и единственной машине москвич. Да она уникальна, но только для людей которые помнят творца, этой действительно великолепной машины! То есть для узкого круга лиц. Но как коллекционный экземпляр она врятли будет иметь ценность. По сути это самостоятельно улученный, Москвич и всё. Уникальна она в чем? В импортных комплектующих? Так было бы Вам известно, что за рубежами СССР существовало множество дилерских фирм, которые занимались переоборудованием наших экспортных машин и доукомплектовывали их и сидениями, светом, дворниками ремнями и прочем. Эти машины тоже уникальные?
И потом, молодой человек, я всегда думаю о чем пишу. Вот 412 -й Москвич с правым рулём, к примеру уникален. Или Праворульные Волги Газ-21 УС шедшие на экспорт в Англию. Есть, например Заз-966 45-ти сильный который пытались поставить в Швецию, но не вышло и вся партия пошла в розничную торговлю, вот уникальность. Но Вы меня, к сожалению, врятли поймёте.

Под себя можно только ходить, суть этой машины в том, что она собрана на заводе, по сути заводская не серийная сборка из импортных дилерских комплектующих, если бы она была собрана после выхода с завода, то понятное дело что это был бы самосбор, а тут именно заводское исполнение по индивидуальным предпочтениям человека, праворульных 412 и их мод. я около 10 видел за всю жизнь, а такая машина, с такими деталями — всего одна.

Оригинальность машины, это её редкая серия, редкая серийная комплектация и т.п. А здесь, в чем оригинальность? Ну собрал заслуженный человек себе по блату, машину из импортных комплектующих. Честь ему, уважение и хвала как специалисту своего дела! А оригинальность машины в чем? Какой то рекламный ролик.

Роскошь из утилитарности: тюнинг Москвич-412


В прошлом году мы рассказывали вам о раллийном Москвиче-2140, а герой сегодняшней истории – его полная противоположность. Если «раллист» безжалостно используется в гонках по бездорожью, то «аристократ» обязательно смотрит на погоду, прежде чем выехать на прогулку в выходной. Впрочем, для автомобиля 1972 года выпуска это позволительно.

О днажды несколько лет назад Дмитрий искал место на стоянке для своего автомобиля. А в результате нашел себе еще одну машину. Подходящий вариант парковки предложил Дмитрию школьный друг, который собирался переезжать за границу. Но заветное пространство не пустовало – там стоял Москвич-412. Так стечение обстоятельств подарило нам интереснейший автомобиль.

Замысел

KC2A0271

KC2A0360

KC2A0260

Снаружи

KC2A0287

Поскольку над автомобилем трудились два человека, компромисс в определении цвета для кузова Москвича искали долго. Итоговым стал непростой вариант из нескольких ступеней. Первым этапом стало нанесение серебряного металлика. Вторым – покрытие лаком Candy red, который смешали со специальными блестками (они дают более яркий эффект на солнце). Ну а крышу при этом сделали белой.

Дальнейшая судьба почтенного «аристократа» была предопределена покупкой новых колес. Однажды Дима примерил на автомобиль 16-дюймовые спицевые диски Dayton Wire Wheels. На удивление, они вошли ровно по аркам, хотя машина с завода вышла на 13-х колесах! Было ясно, что при движении кромка крыла упрется в диск с резиной, поэтому пришлось идти путем подбора. В итоге остановились на самой узкой резине, которую надели "домиком", чтобы колеса влезли в арки. Сразу после примерки дисков, результат которой привел в восторг абсолютно всех, возникла идея установить пневмоподвеску.

Спицевые диски на этом Москвиче, кстати, интересны и сходством своего «исторического взросления»: между ними и автомобилем можно провести любопытную параллель. Когда-то, много десятков лет назад, такие колеса были единственными и безальтернативными, и абсолютно утилитарными. Москвич в СССР хоть и не был единственным и безальтернативным, но утилитарным был. Однако с течением времени и спицевые колеса, и этот Москвич превратились в признак хорошего вкуса в ретро, и даже – чего греха таить – в настоящую роскошь!

Внутри

KC2A0305

Отдельной эпопеей стал интерьер Москвича. В первую очередь, стремились следовать стилю эпохи СССР. Абсолютно весь салон, включая приборку и все мелкие детали, перешили. В качестве материала для отделки использовали кожу и алькантару бежевого цвета.

Москвич-412: друг простых советских граждан

Autopeople представляет: Москвич-412 друг простых советских граждан и другие материалы недели

Мода на ретро-автомобили медленно приходит и в Россию. На платформе Youtube, да и на улицах больших городов, можно увидеть прекрасно отреставрированные «Волги» и «Жигули». Но один автомобиль незаслуженно подзабыт любителями советского автопрома. Автомобиль, который по сравнению цена/эксплуатационные характеристики является лучшим в истории советским легковым автомобилем – Москвич 412. Именно о легендарном «Москвиче» мы сегодня и поговорим.

История 412-го Москвича

Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических стран стал Москвич-408

Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических стран стал Москвич-408

Внешний вид

Экстерьер 412 выглядит очень сбалансировано. По сути с поправкой на аэродинамику дизайн опередил свое время на десятилетия. Из деталей несколько инородными кажутся квадратные фары, зато треугольные задние фонари сзади наоборот можно назвать визитной карточкой машины. У автомобиля хорошая обзорность из-за тонких передних стоек.

Из деталей несколько инородными кажутся квадратные фары, зато треугольные задние фонари сзади наоборот можно назвать визитной карточкой автомобиля

Из деталей несколько инородными кажутся квадратные фары, зато треугольные задние фонари сзади наоборот можно назвать визитной карточкой автомобиля

Интерьер

Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя. Ноги и руки согнуты под правильным углом. А до рычага коробки передач не нужно тянуться. Сзади достаточно места несмотря на то, что автомобиль узкий. Но задний диван чрезмерно мягкий, в нем просто утопаешь, продавливая пружины до каркаса. Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм. Но задняя рессорная подвеска позволяла туда грузить намного больше. Часто на дорогах можно было увидеть 412-ый в позе «боевого таракана» от перегруза на заднюю ось, который тем не менее ехал не выбиваясь из потока.

Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя.

Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя

Под капотом 412-го

Но на фоне отличного мотора отставала устаревшая четырехступенчатая коробка передач. Сама коробка показала себя ненадежной на фоне остальных агрегатов, впрочем, использование улучшенных трансмиссионных масел от «Жигули» продлевало ей жизнь.

Другой проблемой был бензонасос, который в жаркое время года был склонен к перегреванию и автомобиль глох, его также меняли на «вазовский».

Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм

Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм

Подвеска может быть была не самой комфортной или управляемой, но она полностью оправдывала себя со своими прямыми задачами, плохие дороги и большие нагрузки. Подвеска Москвича, это из разряда Нокиа 3300, что-то трудно ломаемое. А даже если поломалось, то руководствуясь книжкой, которую выдавали при продаже менялось без сервисов.

Заключение

Москвич 412 производился в 1967-1976 годы в Москве. А в Ижевске его собирали до 1998 года. Кстати, ижевская сборка считалась более качественной. Многие машины можно увидеть в каждодневной эксплуатации до сих пор, они намного пережили свой завод, от которого теперь уже даже не осталось и стен.

спортивный Москвич 412

спортивный Москвич 412

Впрочем Москвич, можно назвать по-настоящему отечественным автомобилем, который был призван решать задачи связанные со спецификой нашей страны и создавался без оглядки на Запад.

Легенды советского автопрома: Почему «Москвич-412» был крутым автомобилем своего времени


По сути, во внешнем облике автомобиля практически ничего не изменилось, он также сильно напоминал своего «младшего брата», это скорее был простой рестайлинг. А вот если посмотреть с технической стороны, то здесь инженеры серьезно продвинулись вперед, конечно, если проводить сравнение по тем временам. Свою популярность автомобиль приобрел благодаря участию в заездах Лондон-Сидней, протяженностью 16 тыс. км, и Лондон-Мехико, с расстоянием 26 тыс. км.


На пути последнего приходилось проезжать по горным дорогам, высота которых достигала почти 5 000 м. На таком уровне запас кислорода ограничен, поэтому вместо заложенных 82 л.с. движок «Москвича» смог выжать из себя только 20. Это очень серьезное испытание для машины, тем не менее в этом нелегком марафоне он занял 3-е место, а в Лондон-Сидней 4-е. Это стало прекрасной рекламой для машины, и серьезно повлияло на экспорт «Москвича» за рубеж.

Внешний вид

С самого начала и вплоть до 1969-го года автомобиль имел круглые передние фары и решетку радиатора по дизайну аналогичную своему предшественнику. А вот вид сзади был изменен — фары расположили горизонтально, а поверх них были треугольные габариты.


Немногим позже форму фар на 412-ом «Москвиче» сменили на прямоугольные. Кстати, закупали эту запчасть в ГДР. На каждом автомобиле были хромированные ручки на дверях и круглые кнопки для открытия последних. Сам автомобиль получил посвежевший кузов, который отвечал всем требованиям безопасности и выглядел он по тем меркам очень современно. С годами на этих машинах появлялись все новые элементы — например, клыки на бамперах, которые также выступали дополнительной защитой.

Интерьер


Обновленный «Москвич» оснащался ремнями безопасности и имел складывающуюся телескопической формы рулевую колонку. Последняя также играла свою роль в безопасности — за счет подобной конструкции последствия от ДТП кратно снижались.


В сравнении с ранними версиями «Москвича», в этой модели рычаг КПП располагался между сиденьями, а не под рулем. Если рассматривать этот автомобиль вместе с его конкурентом в лице ВАЗ-2101, то у «Москвича» салон несколько уже. А от своих предшественников, 412-я модель отличалась раздельными передними сидениями. Теперь в «Москвиче» могли удобно расположиться до пяти человек.

Техническая сторона вопроса

Под капотом автомобиля таился новый УЗАМ-ский 75-сильный движок, объемом 1,5 л. Сам двигатель, картер и крышка клапана были сделаны из легкого алюминия. А особенность была в том, что блок двигателя располагался с наклоном в правую сторону. Именно за счет этой «изюминки» конструкторы добились миниатюрных размеров силового агрегата, чем значительно снизили вес самой машины.


Движок синхронизировался с 4-х ступенчатой «механикой». Спереди подвеска была независимой, а задняя ставилась зависимой — благодаря установленным на ней рессорам на автомобиле можно было перевозить легкие грузы. На всех колесах устанавливались барабанные тормоза, которые дополнительно оборудовались вакуумным усилителем.

Эта модель «Москвича» была настоящей гордостью завода, но несмотря на все достоинства, были у него и минусы. Например, тот факт, что картер делался из алюминия, это же делало его практически беспомощным перед пробитием, поэтому у автолюбителей появлялась потребность в установке дополнительной защиты.

Особенность установленного в «Москвиче» движка была и в необычной форме камеры сгорания, которая была сферической. Также отмечалось отличное расположение — они «стояли» друг против друга, а не рядом как в ВАЗе. Такая особенность в размещении клапанов значительно улучшала продув в камере сгорания. Подобную систему расположения можно увидеть и сейчас, на движках HEMI, которые ставятся на Chrysler.


Для сравнения можно вспомнить лучший автомобиль Европы 67-го года. Это был Fiat 124 с 60-сильным движком. Мотор от BMW развивал мощность 75 л.с., таким же по мощи был и движок у «Москвича», однако вращательный момент «немца» все же был несколько выше советского автомобиля — 118 против 108 Н·м. Но есть в двигателе «Москвича» и слабые стороны — по причине продолжительной фазы открытия выпускных клапанов, агрегат имел склонность к детонации. Для сравнения, если фаза открытия клапанов у ВАЗа-2101 была 232 градуса, то у «Москвича» этот показатель находился в районе 282.

Если верить паспортным данным, с места до сотни 412-я модель разгонялась за 19 секунд, а максимальная скорость ограничивалась с завода на уровне 142 км. Кстати, еще одно отличие «Москвича» от ВАЗа кроется в тормозах, на последнем к тому времени ставились современные дисковые, а на первом, как уже говорили, барабанные. Зато благодаря вакуумному усилителю, со 100 км/час тормозной путь «Москвича» составлял 43,2 м, при сухом асфальте.

КПП 412-ой модели тоже уступает той, что стояла на ВАЗах. С одной стороны, установка рессор на задней подвеске повлияла в лучшую сторону на грузоподъемность машины, но и это же становилось причиной перегрузов, от которой эти машины нередко страдали. Расход горючего у «Москвича» составлял 10,3 литра на сотню в городских условиях, и 7,4 литра на трассе.

Движок


Над двигателем для «Москвича» трудился Игорь Окунев и если посмотреть на результат его работы, то можно заметить много нового и современного для тех времен. Верхнее, вместо нижнего, расположение распределительного вала. Последний приводился в движение пластинчатой цепью Морзе с натяжителем-звездочкой. Подобной схеме следовали и многие другие фирмы, в том числе и Honda.


До выхода в свет ВАЗ-2108, наши спортсмены предпочитали именно 412-ю модель «Москвича», что объяснялось мощностью движка. Под конец производства на базе силового агрегата «Москвича» были выпущены модели с объемом 1,7; 1,8; 2,0 литра. Их ставили на 2141 модель под названием «Святогор», но большой популярностью они не пользовались.

Подведем итоги

Автомобиль имел порядка 14 модификаций, предназначенных для разных целей. Предлагались версии и для такси (412Т), и для медицинских услуг (412М), и для тропической местности (412Ю), и другие.

Сейчас 412-я модель «Москвича» считается раритетом, но в свое время это был удачный автомобиль. Он имел прекрасный мощный двигатель, был достаточно проходимым и очень простым в обслуживании и эксплуатации. А вот «сырая» КПП и высокий расход топлива подводили его.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

Тюнинг Москвича 412: сделаем старый автомобиль крутым

Тюнинг Москвича как словосочетание может многих шокировать, в основном, будут мысли вроде «сколько осла не наряжай, конем он все равно не станет». Но для многих тюнинг – это хобби или занятие, радующее душу, кроме этого, Москвич 412 – это машина легендарная и простая в конструкции, ее можно очень интересно оттюнинговать. Для тех, кто делает тюнинг Москвич 412, есть масса возможностей сделать из машины действительно интересный экземпляр.

тюнинг москвича 412

Чем хорош Москвич 412 для тюнинга

Москвич 412 известен тем, что в нем установлен особый мотор, который показал себя с хорошей стороны во время гонок в СССР. Машина с данным двигателем в свое время устанавливала рекорды, участвовала в ралли и занимала первые места. В моторе 8 клапанов, по тем временам это было сильно.

Но сегодня мощностные характеристики Москвича 412 не соответствуют техническому прогрессу, и это понятно, поэтому мотор, да и весь автомобиль просто нуждается в рестайлинге. Даже в далеком 1976 году был сделан первый тюнинг Москвича 412 британскими мастерами, после чего машина получила 148 л. с. мощности.

москвич 412 тюнинг фото

Для этого пришлось модернизировать головку блока цилиндров, изменить форму газового распределения и проделать другие доработки в моторе.

Улучшение ходовых качеств Москвича

Чтобы Москвич лучше ездил, есть смысл поменять распредвал. Далее для увеличения мощности надо установить 4 карбюратора. Благодаря этому мотор будет работать тише, и станет более оборотистым.

Москвич 412 тюнинг фото

В тюнинге двигателя Москвича 412 важно правильно выбрать материал, из которого сделают переходные пластины-фланцы. Также важно осуществить взаимное расположение заслонок, правильно настроить впускной коллектор. Чтобы еще увеличить мощность надо установить чарджер, а перед этим надо сделать впускной тракт и поместить его в корпус между заслонками и главным тормозным цилиндром с вакуумником.

Затем надо поработать над пауком, для этого надо усовершенствовать стандартную поршневую группу, и вообще придется изрядно потрудиться. Куда проще просто установить другой двигатель в Москвич, например, отлично подойдет тойотовский 3-х литровый мотор 2JZ-GE.

тюнинг двигателя Москвича 412

Делая тюнинг двигателя можно установить турбонаддув, который обеспечит подачу сжатого воздуха в цилиндры, что также увеличит мощность. В данной схеме используется энергия выхлопных газов. В цилиндры подается больше топлива, из-за этого увеличивается мощность. Поэтому надо увеличить и воздушный поток, турбина этим и займется.

А выхлопные газы займутся тем, что будут вращать крыльчатку турбины, после чего лопасти компрессора будут приведены в движение. Компрессор отвечает за перекачку воздуха в цилиндры. Так как воздух в цилиндры поступает под давлением, то в итоге цилиндры получают большое количество воздуха.

Безусловно мотор с турбиной будет обладать большей мощностью по сравнению с двигателем без наддува. Как уже говорилось, чем больше поступает воздуха, тем больше сжигается топлива, поэтому мощность мотора значительно увеличивается.

двигатель Москвич 412 тюнинг

Но для тех, кому и этого увеличения мощности мало, есть возможность получить еще больше мощности, для этого надо поработать и над увеличением показателя крутящего момента.

Для осуществления этой цели надо доработать приводный нагнетатель. Усовершенствовать коленвал, а также увеличить объем двигателя. Чтобы увеличить объем примерно на 300 кубов надо просто снять головку блока цилиндров, от этого увеличится уровень сжатия в цилиндрах до 8,4 единиц.

На этом тюнинг двигателя Москвича 412 еще на заканчивается, далее можно сделать такую вещь, как чип-тюнинг, который повлияет на электронный блок управления, особенно если установить, как уже выше говорилось 4 карбюратора, их можно позаимствовать у снегохода.

Такие преобразования позволят уменьшить уровень шума, ведь холостой ход мотора будет происходить при 400 об/мин, а что касается максимального количества оборотов – то данный показатель вырастет до 5500 об/мин. Да, это все серьезная работа, но если все сделать правильно, то Москвич 412 станет более маневренным, быстрее будет разгоняться, увереннее чувствовать себя в потоке при обгонах.

Москвич 412 тюнинг

После форсировки мотора машина будет демонстрировать отличные показатели при движении. Машина станет послушной и будет приносить водителю больше радости и удовольствия от езды. Особенное удовольствие приносит прямоточный грушитель, благодаря которому звук от машины просто восхитительный, все водители и пешеходы вокруг будут оглядывается и еще долго оставаться в шоке от того, какая это «опасная» получилась машина.

Своими руками сложно будет сделать тюнинг двигателя Москвича 412, но если есть знания и опыт, то все получится. А если нет опыта и знаний, то надо просто обратиться к профессионалам, особенно хорошо найти знакомых или друзей, которые разбираются в автомобилях и тюнинге, они на выгодных условиях всегда смогут поработать над вашим стандартным Москвичем.

Для тюнинга автомобиля понадобится немалое количество инструментов и навыков. Если смотреть в целом, то тюнинг автомобиля потребует серьезных затрат в плане времени и фининсов, но при должном терпении, из старого автомобиля можно сделать просто шедевр, минуя возможные проблемы и трудности, не теряя при этом энтузиазма.

Если обратиться в тюнинговое ателье, то можно не переживать про возможные трудности в плане механики, потому что все эти вопросы на себя возьмут специалисты, также можно даже получить гарантию, что машина после тюнинга спокойно проездит даже 100 000 км.

Но как известно, техника порой бывает непредсказуемой, поэтому могут случаться непредвиденные ситуации, и машина может выходить из строя, поэтому важно также понимать, как устроен автомобиль в общих чертах, знать где находится карбюратор, двигатель, аккумулятор и т. д. И хотя бы самому понимать какой из узлов вышел из строя.

Москвич 412 тюнинг

Другие улучшения

Сам Москвич 412 обладает достаточно надежной конструкцией и великолепными особенности, несмотря на то, что его давно уже не выпускают. Тем не менее, запчасти на данный автомобиль можно найти и по сей день, а на разборках также можно легко отыскать необходимую деталь в случае необходимости.

Машина выглядит, мягко сказать, старомодно, еще бы, это же советский автомобиль, ему уже более 30-ти лет, но не надо отчаиваться, даже из такого старого автомобиля можно сделать нечто модное и современное. Для начала придется поработать над экстерьером, а затем над интерьером.

Чтобы улучшить внешний вид Москвича надо будет установить другие бампера, можно их позаимствовать у более современных ВАЗов, а можно даже взять оригинальные от некоторых производителей тюнинговых деталей. С новыми бамперами машина будет выглядеть заметно круче.

Улучшение ходовых качеств авто

Некоторые думают, что делая тюнинг Москвича 412 надо обязательно менять подвеску и в чем-то они правы, она должна быть независимой с редуктором в задней части. Если усовершенствовать подвеску, то машина также станет увереннее себя чувствовать на дороге, и даже на бездорожье, ведь в Москвиче стоят рессоры, а это значит, что машина просто создана для езды по пересеченной местности.

После того, как машина стала быстрее разгоняться и уверенно чувствовать себя на дороге, водитель будет частенько давить тапок в пол, а если вдруг появятся некоторые неожиданные препятствия на дороге, для их предотвращения потребуются более сильные тормоза. Стандартные тормоза в Москвиче – сзади барабанные, а спереди – дисковые, поэтому желательно на задних колесах тоже установить дисковые тормоза, а еще лучше, если они будут с вакуумным усилителем. После такого усовершенствования тормозов езда на таком автомобиле будет более безопасной.

Москвич 412 фото

Кстати, очень важным узлом в автомобиле считается коробка передач, так вот, стандартная москвичевская уже свое отжила, она шумная и недостаточно быстрая. Вместо старой коробки можно поставить ВАЗовскую 5-ти ступенчатую. Даже такая коробка позволит машине ездить быстрее, и она станет тише.

Усовершенствование выхлопной системы

Далее еще можно улучшить внешний вид машины при помощи хромированных деталей таких как брызговики оригинальной формы, винила, различных оригинальных рисунков или наклеек. Конечно, можно полностью перекрасить машину в другой цвет, но это потребует решения некоторых трудностей и затраты финансов.

Москвич 412 выхлоп

Чтобы машина интересно выглядела, еще можно установить воздухозаборник на крыше или на капоте. Воздухозаборник просто необходимый элемент внешнего тюнинга Москвича 412. Колеса тоже надо поменять – установить литые диски с дорогими фирменными шинами.

Чем качественнее будут шины, тем машина будет лучше управляться, станет более послушной на дороге, а также мягко будет ездить. Чтобы руль не трусился на больших скоростях, надо сделать балансировку.

Для дальнейшего улучшения внешнего вида автомобиля надо установить ксенон, который, как известно, светит гораздо ярче, чем обычные фары. Ксеноновые фары обладают таким интересным свойством, как свечение с определенным оттенком. Можно выбирать различные цвета, такие как синий, красный, зеленый и т. д.

Очень быстро машина с ксеноном будет замечена на дороге. А особенно если ксенон установлен на Москвиче, то это будет просто невероятно, особенно ночью.

Тюнинг салона

После того, как был улучшен мотор, перебрана подвеска и даже выхлопная система стала лучше звучать, можно перейти и к тюнингу салона. Чтобы Москвич хотя бы по ощущениям соответствовал спортивному автомобилю можно установить спортивный руль, который сделает салон машины круче, особенно великолепно смотрится 3-х спицевый руль.

Москвич 412 руль

Шумоизоляция устанавливается даже в подкапотную зону, чтобы уменьшить шум от мотора. Главное, чтобы шумоизоляционные листы были цельные и содержали в себе качественный звуконепроницаемый материал. Толщина фольги должна быть примерно в 5 мм.

Эти листы надо приклеить к капоту, закрепить при помощи саморезов, чтобы надежно держались. С шумоизоляцией проблем не должно возникнуть и всю работу можно проделать за сутки. Далее, в салоне можно улучшить приборную панель Москвича 412. Для этого надо купить желаемые приборы со шкалой и установить их на место стандартной приборной панели.

тюнинг салона москвича 412

Чтобы панель приборов выглядела эффектно и хорошо читалась, надо установить 2 дополнительные светодиодные лампочки, большую базовую лампу заменить на большой светодиод. Далее в салоне можно поменять обивку салона на более качественную. Так как заводская уже серьезно устарела.

Некоторые элементы салона можно перекрасить, например, нанести аэрографию. Выбирать цвет по вкусу, для того чтобы подчеркнуть особенности владельца и его автомобиля. Многие детали желательно отполировать и подкрасить, для этого надо использовать абразивную пасту и специальные приспособления.

Чтобы удобнее чувствовать себя за рулем Москвича 412, можно и поменять кресла, есть много различных вариантов, которые отлично станут вместо стандартных москвичевских кресел.

тюнинг салона Москвич 412

Ни один серьезный тюнинг не обходится без качественной музыки. Магнитофон можно установить под торпедой. Колонки легко станут на приборной панели, а также под задним стеклом. А в багажник можно легко установить сабвуфер.

Если все сделать красиво, то получится автомобиль, который будет выглядеть как настоящий шедевр, который еще сможет на светофоре сделать многих иномарок.

А далее видео с интересным вариантом тюнинга Москвича 412:

Читайте также: