Самый новый автобус маз

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Новейший автобус МАЗ-303 в Санкт-Петербурге назвали самой заметной транспортной новинкой лета

Самая заметная транспортная новинка лета вышла на испытания: новейший МАЗ-303266 начал курсировать по маршруту № 3 "ул. Костюшко - пл. Театральная", сообщил сайт ГУП "Пассажиравтотранс" .

Автобус отличают самый высокий экологический класс двигателя Евро-6, комфортный салон, оборудованный климатической системой и зарядками для телефонов. На полуторных сидениях особенно удобно будет разместиться пассажирам с детьми. Широкая накопительная площадка в центре обрамлена поручнями с мягкой обивкой.

Как и в других автобусах маршрута №3, в поездке пассажиры смогут прослушать аудиоэкскурсию в рамках проекта "Культурный маршрут". Для этого нужно скачать приложение по QR-коду, размещенному в салоне.

В течение шести месяцев образец будут оценивать технические специалисты, водители и пассажиры. Предприятие будет ждать отзывов горожан: поделиться впечатлениями можно с помощью формы обратной связи.

Тесты, которые "Пассажиравтотранс" проводит ежегодно, позволяют выявить преимущества новой техники и сформировать требования для будущих закупок транспорта, который должен обеспечить комфорт и удобство горожан.

Такая информация размещена на сайте ГУП "Пассажиравтотранс" . От себя добавим, что МАЗ-303266 – это городской автобус третьего поколения, премьерный показ которого в Минске состоялся 9 августа прошлого года. С тех пор данная модель прошла все необходимые испытания и получила ОТТС. Это означает, что МАЗ-303266 готов к выходу на рынок и может участвовать в различных тендерах.

Параллельно на Минском автозаводе была разработана модификация МАЗ-303065 с 285-сильным двигателем Mercedes-Benz OM926LA экологического стандарта Евро-5 и автоматической коробкой передач ZF 6AP1200B. Такие машины в скором времени могут появиться в белорусской столице.

А еще в кузове третьего поколения создан и в настоящее время уже проходит испытания электробус МАЗ-303E10 типа ONC (OverNight Charging), т.е. с ночной зарядкой. Он оснащен литий-железо-фосфатными аккумуляторными батареями, которые отличаются высокой удельной емкостью (412 А·ч) и длительным сроком службы. На Минском автозаводе задались целью довести запас автономного хода своего электробуса до 300 км. В следующем году предприятие планирует выпустить 10 таких машин – они будут поставлены во все областные центры Беларуси .

МАЗ 303: круче, чем Mercedes!

Летом 2019 года Минский автозавод представил свой новый автобус третьего поколения МАЗ 303. Машина с современным дизайном не только впитала в себя актуальные мировые тенденции, но даже привнесла много чего своего. А некоторые моменты минские конструкторы аккуратно обходили стороной, никак не комментируя и делая удивленные глаза: «Оригинальное решение? Нет, нет, Вам показалось – все делают именно так».

За прошедший год модельный ряд нового поколения пополнился еще двумя модификациями. Кроме топового МАЗ 303066, появились МАЗ 303E10 и МАЗ 303065. Посмотрим, в какую сторону движутся белорусы?

Сказать, что МАЗ 303266 произвел всеобщий фурор, нельзя. В виду свойственного поколению «Coca-Cola» и «Дом-2» желания хаять все отечественное, даже не понимая сути вопроса, новинка скорее породила жаркие споры, откуда же белорусы «слямзили» столько креатива. Зато специалисты оценили машину очень высоко. Минчане в который раз доказали, что если их не заталкивать ногами в рамки ограниченного бюджета, то создать качественный продукт они могут без особых проблем. Европейцы, кстати, тоже одобрительно кивали головами, глядя на некоторые конструктивные моменты в плане компоновки двигателя – немецкого 299-сильного Daimler OM 936 LA. Проблема размеров моторов Евро-6 общемировая, и удачные решения здесь сразу подмечают и берут на вооружение не только китайцы.

Впрочем, кроме «железа» белорусы впихнули в первый вариант МАЗ 303 все, что только можно в плане электроники. Камеры кругового обзора, унифицированная бортовая информационно-управляющая система, только-только появившаяся на рынке, всевозможные датчики дождя, света и бла-бла-бла. Даже систему поддержания температурного режима в салоне перелопатили так, чтобы она обеспечивала нормальный климат в диапазоне +/- 30°C. А для удобства входа/выхода пассажиров автобус получил индивидуальную систему книлинга на передние и задние колеса – чтобы «кланялся» почти до земли. Про наличие экранов под потолком и USB-портов для зарядки гаджетов и говорить не стоит. По меркам наших автопарков – космолет…

Электробус МАЗ 303E10 – результат веяний по внедрению данного вида транспорта, где надо и где не надо. В данном случае МАЗ начал не с принятого Москвой и Минском варианта с ультрабыстрой зарядкой, требующего везде понатыкать зарядных станций, а с менее затратного - новинка пополняет запас энергии в ночное время. Батареи разместили частично на крыше, а частично - в бывшем моторном отсеке, убив сразу двух «зайцев» – батарей влезло больше, а проводить глобальную перекомпоновку салона не пришлось. Запас хода предварительно 300 км – из-за ограничений по передвижению в мире европейские специалисты все еще не доехали до Белоруссии для окончательной отладки систем.

Помнится, у МАЗа даже был секретный гибрид МАЗ 203865, созданный в эпоху повального увлечения комбинированными силовыми установками на автобусах. Минчане, посчитав проект не очень удачным, так никому его и не показывали. А вот электробус уже несколько раз демонстрировался широкой публике – значит, эта идея удалась, и стоит ждать развития.

А буквально в прошлый четверг минчане представили третий вариант нового поколения – городской автобус МАЗ 303065. Ключевое отличие модификации – использование 285-сильного двигателя Daimler OM 926 LA, отвечающего эконормам Евро-5. В принципе, это означает только одно – машина предназначена для российского и украинского рынка. Ну, возможно еще Казахстана. Остальные страны Содружества вполне устраивают МАЗ 103 и МАЗ 203, а Западу ничего ниже Евро-6 уже не подкатишь.

Однако интересно другое. МАЗ 303065 наглядно показал, что работы с моделью еще далеко не закончены. Поменялся вид боковой крышки моторного отсека – теперь это безликий параллелограмм. Исчезла фишка в виде электроуправляемых вентиляторов радиатора. Глушитель, как и у автобусов предыдущего поколения Евро-5, переехал вверх. Причем выхлопная труба теперь торчит чужеродным элементом в кормовом фальшборте – говорят, немцы бухтят на выхлоп вверх, потому как защитная крышечка «ворует» мощность, а водителям не нравится лязгающий звук этой самой «хлопушки». Я уже не говорю про пропавшие кнопки индивидуального управления дверями для пассажиров, камеры кругового обзора и другие элементы комфорта. Правда, в салоне зачем-то поставили более дорогие сиденья, но… эксперименты с планировкой явно в самом разгаре. Остается надеяться, что путь по упрощению и удешевлению не опустит начинку автобусов третьего поколения до уровня второго…

МАЗ изготовил первые 10 автобусов третьего поколения для Беларуси. В Барановичах, Минске и Светлогорске МАЗ-303 уже вышли на работу

Серийное производство автобусов МАЗ третьего поколения стартовало! С начала 2021 года изготовлена первая партия из 10 машин модели МАЗ-303065 – все они предназначены для Беларуси.

Как уже сообщалось, четыре новых автобуса поступили в Минск – они будут эксплуатироваться в филиале "Транспортный парк №1". Кроме того, шесть автобусов разойдутся по регионам – по одному в каждую область. Уже известно, что на Гомельщине первый МАЗ-303065 получил Светлогорск, на Брестчине – Барановичи. Более того, 8 апреля в этих городах новейшие автобусы МАЗ уже приступили к перевозке пассажиров.


Фото газеты ”Наш край”


В Барановичах, как сообщает газета "Наш край", МАЗ-303065 в первый рейс отправился по маршруту №20. За рулем – водитель Андрей Юрчик.


Фото газеты "Светлагорскiя навiны"

В Светлогорске новенький МАЗ на 12-й маршрут вывел Владимир Морозов, водитель с более чем 30-летним опытом работы. Журналисты местной медиакомпании "Ранак" не только сняли сюжет для теленовостей, посвященный новинке, но и устроили импровизированный тест в ходе поездки – проверили, сможет ли автобус провести по дорогам Светлогорска наполненный водой стаканчик и не расплескать содержимое.


Напомним, что МАЗ-303065 – одна из восьми модификаций автобусов третьего поколения, на которые Минский автозавод получил Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Машина оснащена 285-сильным дизельным двигателем Mercedes-Benz OM926LA.V/4 экологического класса Евро-5, гидромеханической трансмиссией и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ZF 6AP1200B, а также портальным задним мостом с двойной передачей ZF AV 133/83.


instagram / minsktrans_official

Автобусы первой серии имеют несколько отличий от пилотного образца, который в прошлом году демонстрировался на выставке "Судьба гигантов" в Минске. Самое заметное внешнее – фальшрешетка радиатора по левому борту теперь с круглыми отверстиями, как и на флагманской версии МАЗ-303266 (Евро-6).


Фото газеты ”Наш край”

В салоне МАЗ-303065 первой серии нет полуторных сидений – они заменены на одиночные. А всего предусмотрено 27 мест для сидения.


Фото газеты "Светлагорскiя навiны"

Кабина водителя по белорусской традиции отделена от салона перегородкой и имеет отдельный выход. Но перегородка нового типа – с полупрозрачным стеклом, стильная.


instagram / minsktrans_official

Автобусы, поступившие в Минск, отличаются по цвету – они целиком желтые (код краски по RAL – 1023). Региональные машины окрашены в лимонный цвет (код краски по RAL – 1016), при этом фальшборта на крыше у них остались белыми. Есть некоторые отличия и по комплектации (на минских машинах по требованию заказчика установлены Wi-Fi роутеры, специальное оборудование для оплаты проезда, рекламная система).



Фото сделал Адриян Салаш (fotobus.msk.ru)

Кстати, в пятницу, 9 апреля, отправился на линию и первый из четырех минских МАЗ-303065, сообщили в ГП "Минсктранс". Новая машина вышла на столичный маршрут номер 155 "ДС "Уручье-4" – Озерище".

Отметим, что всего завод изготовил уже 13 автобусов МАЗ-303065. Первый (лимонный, с европерегородкой кабины водителя) – еще в 2019 году. Два – в 2020 году: красно-белый (он тестировался в Сочи, сейчас переехал в Краснодар) и лазурный (машина готовится к отправке в Санкт-Петербург для участия в тендере). И вот еще 10 собрано с начала нынешнего года.

«Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности

В инжиниринговую компанию обратился представитель МАЗа. Ставилась задача в короткий срок и с оптимальным бюджетом оснастить информационно-коммуникационным комплексом новый автобус МАЗ-203.945 LNG, работающий на сжиженном природном газе. Этот белорусский низкопольник был подготовлен для опытной эксплуатации в Колпинском автобусном парке СПб ГУП «Пассажиравтотранс», одном из старейших автопредприятий Санкт-Петербурга, которое недавно отпраздновало свое 65‑летие.

«Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности

Автобус МАЗ-203.945 LNG на маршруте

По заданию эксплуатирующей организации машину оснастили системой видеонаблюдения в составе 10 купольных IP-видеокамер высокого разрешения (пять камер установили в салоне); системой подсчета пассажиропотока в составе трех датчиков, работающей на основе технологии интеллектуального распознавания видеообразов; системой информирования пассажиров о маршруте и остановках с возможностью удаленного централизованного управления новостным контентом, системой голосовой связи, которая предусматривает встроенный GSM-телефон с адресной книгой разрешенных номеров и отдельным динамиком для водителя.

«Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности

Скрытая прокладка проводов

Основная задача, которую требовалось решить инженерам «ЕвроМобайла» — осуществить соединение всей информации, получаемой по разным каналам и протоколам, в единый поток данных с целью их дальнейшего анализа. Проблему решает центральный бортовой компьютер (ЦБК) — программно-аппаратный комплекс, разработанный компанией «ЕвроМобайл», позволяющий собирать данные со всего периферийного бортового оборудования и передавать их на сервер управления транспортным парком.

«Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности

Монтаж экрана медиакомплекса

ЦБК работает и управляет данными на трех уровнях — водитель, бортинженер, администратор — разделяя соответствующим образом зоны влияния, данные и их анализ. Физически ЦБК представляет собой промышленный компьютер, выполненный в форм-факторе, предназначенном для эксплуатации в составе транспортных средств. К промышленному компьютеру периферийные устройства (например, датчики пассажиропотока или информационное табло), а также микрофон и усилитель мощности звуковой частоты (УЗЧ) подключаются при помощи интерфейсов Ethernet или RS-485.

«Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности

Монтаж видеокамер для организации видеонаблюдения в автобусе

На программном уровне — это специализированное ПО «Платформа ЕМ.Т» с удобным интерфейсом для управления. Управление ЦБК при помощи программного обеспечения выполняется с использованием сенсорного экрана (тачскрина), присоединенного к ЦБК. Данный экран реализует функции пользовательского интерфейса программного обеспечения.

«Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности

Настройка ЦБК при помощи тачскрина

«Платформа ЕМ.Т» разработана специалистами «ЕвроМобайла» для управления всем интеллектуальным комплексом бортового оборудования из единого интерфейса. Программное обеспечение состоит из семи модулей и в зависимости от требований проекта может масштабироваться под конкретные задачи.

«Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности
Пример главного экрана. Пользователь — водитель «Умный» автобус МАЗ, который возит пассажиров в Питере: рассказываем, в чем его особенности
Экран настройки системы пассажиропотока

Обновленный автобус МАЗ-203.945 LNG уже вышел на маршрут и радует горожан своей яркостью, сочностью цветов табло и хорошей информативностью. Автобус работает на газомоторном топливе, что уменьшает негативное влияние на окружающую среду. Важно отметить, что благодаря ЦБК все системы видеонаблюдения, пассажиропотока, голосового оповещения, вывод информации на все световые табло и на мониторы медиакомплекса работают синхронно. Компания-разработчик исключила необходимость настройки трех разрозненных систем по отдельности, оборудование работает в едином комплексе, синхронизируя данные о пути следования со всех систем.

Компания «ЕвроМобайл» с 2014 года оснащает общественный транспорт различным оборудованием, предназначенным для удаленного контроля и управления. Известный дистрибьютор и интегратор IoT/М2М решений на основе GSM, ГЛОНАСС, GPS в России и странах СНГ активно участвует в развитии программы «Умный город» и реализовал ряд проектов для транспортных предприятий в Сочи, Санкт-Петербурге, Калининграде, Твери, Братске, Симферополе. Компания создает и внедряет беспроводные ИТ-решения для транспорта: видеонаблюдение, подсчет пассажиропотока, «говорящий город», информирование пассажиров, медиасистемы, систему оперативной связи с центральным диспетчерским постом.

Модули, входящие в ПО «Платформа ЕМ.T» разработки «ЕвроМобайл»

• Модуль авторизации и разграничения прав. Поддерживает многопользовательский доступ с ограничением прав в разрезе пользователей, их ролей и структурой предприятий контрагентов.

• Модуль работы с маршрутами. Импорт маршрутов из государственных ГИС, их ручная настройка на карте и в виде списка. Простой редактор маршрутов с возможностью создавать остановки вручную и на карте. Добавление аудио- и видеофайлов.

• Модуль диагностики бортового оборудования. Простой и удобный интерфейс для отслеживания работоспособности бортового оборудования.

• Модуль видеонаблюдения. Просмотр онлайн, поиск по событию, по местоположению, дате, времени, по ТС и другим атрибутам.

• Модуль работы с данными системы учета пассажиропотока. Удобный интерфейс, графическое представление, отчеты в соответствии с ГОСТ Р 54723‑219.

• Модуль взаимодействия со сторонними системами. Интеграция со сторонними системами с помощью XML, REST API, TML, GTFS, MQTT.

МАЗ представил автобус нового поколения с эффектным дизайном


Минский автозавод официально представил новый городской автобус МАЗ-303. Премьеру модели приурочили к 75-летнему юбилею предприятия, который отмечается сегодня, 9 августа.

Первым автобусом завода в 1993 году стал МАЗ-101, модернизированная лицензионная копия немецкого «Неоплана». А новый МАЗ-303 — это первый представитель следующего, уже третьего поколения минских автобусов. Подробности о модели сообщает сайт Com-Drive.com.


МАЗ-303 получил эффектный дизайн в современном стиле: выразительная «маска» передка, необычная форма боковых панелей кузова, оригинальное оформление вентиляции моторной шахты.

В салоне, рассчитанном на перевозку 95 пассажиров, установлено 26 сидений. Предшественник новинки, автобус МАЗ-203, тоже имел низкий пол, но у «триста третьего» площадь ступенек и подиумов значительно уменьшена.


Примечательно, что у МАЗа-303 высота входа во всех трёх дверях составляет всего 320 мм. Подобным достижением среди всех европейских автобусов может похвастаться только польский Solaris. У машины пневматическая подвеска всех колёс, причем спереди — независимая.

Дебютный образец модели МАЗ-303 оснащен рядным шестицилиндровым дизелем Daimler OM936 мощностью 299 л. с., отвечающим нормам «Евро-6». Коробка передач — шестиступенчатый «автомат» марки ZF.


Среди других особенностей автобуса можно отметить полностью новую бортовую электронику, модернизированную систему отопления, улучшенную шумоизоляцию, наличие многоцветного маршрутного табло и многочисленных полезных опций (например, датчиков света и дождя, системы контроля давления в шинах, потолочных люков с электроприводом).

О дате начала серийного производства модели МАЗ-303 пока не сообщается, нет информации и о ценах на новинку, но очевидно, что автобус будет недешёв. Вероятно, у «триста третьего» появятся и более простые исполнения.

МАЗ представил перронный автобус нового поколения



Автобус получил абсолютно новые очертания, существенно отличающиеся от предшественника (МАЗ 171): стильный стройный силуэт в форме заточенного карандаша, широкая кабина с панорамным остеклением и двери по обоим бортам. Спереди отсутствуют зеркала заднего вида, их заменяют экран и видеокамеры.

Размеры нового шаттла впечатляют: длина – 14,48 метра, ширина – 3,19, высота – 3,25. В салоне вмещается до 112 человек. Внутрь можно попасть через двустворчатые двери – по три с каждой стороны. При посадке срабатывает система книлинга, и пол наклоняется. Для людей в инвалидной коляске предусмотрен трап.


Интересная деталь: выхлопная труба выведена на обе стороны автобуса, но при открытии дверей труба с этой стороны блокируется. Тем самым выхлопные газы выходят через трубу с противоположной стороны, что позволяет пассажирам дышать чистым воздухом. Пассажирских мест для сидений немного – восемь. Если заказчик пожелает, на заводе могут установить дополнительные ряды.

За счет больших окон в салоне много естественного освещения, в темное время суток работает светодиодная подсветка. Продумана и система охлаждения-отопления: пассажирский салон оснащен независимым кондиционером и автономной системой отопления. В комплектацию также входят электронная система пожаротушения.

В автобусе установлен дизельный двигатель Daimler класса Евро-5 на 238 лошадиных сил. Моторный отсек совмещен с кабиной водителя, а привод идет на передние колеса. При разработке шаттла широко использовали стеклопластик. Из него выполнены многие элементы.

В ближайшие полгода в аэропорт Борисполь поставят еще пять единиц МАЗ 271.

МАЗ выпустит трехосный туристический автобус

Минский автозавод разрабатывает новый необычный автобус — туристический с тремя колесными осями. Об этом в интервью Белтелерадиокомпании рассказал главный конструктор белорусской компании Александр Мышко. Новинку планируется представить весной 2021-го.

«В следующем году мы приступим к сборке и, думаю, ближе к весне увидим новый "Турист" — большой, трехосный, таких мы не делали раньше. Он будет со всеми новшествами, которые сегодня существуют в мире или планируются к внедрению», — заявил Мышко.

В продуктовой линейке производителя «трехосник» заменит автобус МАЗ-251 «Турист», который выпускается с 2005 года.

Предполагается, что первыми зарубежными покупателями новинки станут клиенты из ближайших стран-соседок — Польши и прибалтийских государств.

Напомним, МАЗ-251 имеет обычную двухосную схему, в нем используются турбодизели Mercedes-Benz или MAN (по выбору заказчика) и коробка передач ZF. Интересная особенность 251 — все наружные панели кузова сделаны из композитов. За 15 лет производства собрано 370 единиц МАЗ-251, в основном их приобретают перевозчики в самой Беларуси и в других странах Восточной Европы.

Заметим, что в гамме МАЗа и сейчас есть трехосный «одиночный» автобус — 14-метровый междугородний МАЗ-107, выпускаемый с 2001 года.





Комментарии

> Что еще я должен сделать, что бы страна встала с колен

что-нибудь полезное. Работать хорошо, а не за зарплату. А то "исправно работают" все, а результатов вашей исправной работы не видно. Менеджер небось, только и делаешь, что НДС создаешь?


> Что еще я должен сделать, что бы страна встала с колен

что-нибудь полезное. Работать хорошо, а не за зарплату. А то "исправно работают" все, а результатов вашей исправной работы не видно. Менеджер небось, только и делаешь, что НДС создаешь?

Нет, не молодец. В стране давно застой, зарплата в регионах 300$. Высшее образование потеряло свою ценность, зачисляются и жук, и жаба. Так называемые дипламированные специалисты даже в родной стране никому не нужны, а про зарубеж и говорить нечего. Медицина бесплатная на словах, на деле - плати, если хочешь получить качество и скорость. Мужики живут до 65 лет, потом дохнут как мухи.

> Я архитектор, хорошо работаю.

Не вижу результатов твоей хорошей работы почему-то

> Он всерьез считает, что если тебе не нравятся наши автобусы, то ты должен построить сам завод и сам собирать хорошие автобусы

Ля, еще один думает, что плохие автобусы делают завезенные с Марса марсиане, а он то свою работу делает хорошо. А на самом деле вот так и есть - ничего толкового нет, потому что вы ничего толкового не делаете. Один архитектор дофига хороший, а вокруг почему-то убогие серые коробки. Другой на заводе свою работу "хорошо делает и налоги платит", но почему-то произведенное в результате его "хорошей" работы никто не покупает и все стороной обходят. Третий инженер хороший, как он говорит, но почему-то никаких хороших инженерных решений не видно. И каждый из них сидит на диване после работы, чешет репу и спрашивает, почему отечественные автобусы хуже иностранных. Да они потому хуже, что ты их своими кривыми руками плохо спроектировал и плохо собрал, а потом пришел вечером, зашел на Дром и пишешь "а я хорошо свою работу делаю, чо вам еще от меня надо?". И так каждый пишет, что хорошо делает. Выходит, марсиане ночами результаты вашей хорошей работы воруют, и меняют на что-то плохое. Иного объяснения я не вижу, как так получается, что как кого не спроси - каждый молодец и мастер на все руки. А как все вместе эти мастера на работе собираются - так их мастерство куда-то пропадает и на результат их совместной деятельности посмотреть страшно.

МАЗ, и готово!

Крупнейший перевозчик Удмуртии - компания ИПОПАТ - получила нового инвестора и 33 новых автобуса МАЗ 103-468. И это - только начало, заявил, осматривая новинки премьер республиканского правительства Ярослав Семенов. По его словам, до конца года городской автопарк получит в общей сложности около сотни новых автобусов.

Покупка техники стала возможна благодаря заключенному 7-летнему контракту на право осуществления пассажирских перевозок в Ижевске.

По словам генерального директора ИПОПАТа Руслана Гиниятова, новые МАЗы выйдут на маршруты до конца августа, им еще предстоит обклейка корпусов. Что очень радует главу Ижевска Олега Бекмеметьева, который заявил, что множество претензий ижевчан к транспортникам связано с несоблюдением графиков маршрутов, а несоблюдение - с износом транспортных средств.

«Ижевские маршруты обслуживает парк из 356 автобусов, более 55% автопарка требует замены или капитального ремонта. Новые машины, которые вольются в автопарк, снимут часть напряженности. Существенно изменится расстановка сил на каждом маршруте. Это поможет удовлетворить главный зарос горожан, чтобы транспорт придерживался утвержденного графика движения» - сказал Олег Бекмеметьев.

Этой «большой работе» стоило бы порадоваться, но есть в истории с автобусами несколько «но», не дающих это сделать.

Первое «но» - эти автобусы никакие не новые. Приобретены они были полгода назад - в декабре 2020 года. И находились все это время в Перми, где не эксплуатировались.

По другим данным, в Перми, откуда МАЗы и прибыли в Ижевск, контракты с перевозчиками заключают, если они осуществляют перевозки на низкопольных автобусах, а МАЗы низкопольными можно считать с большой долей условности.

Это и есть второе «но». Дело в том, что в центральной части этих МАЗов действительно имеется площадка и пандус, но если заходить в МАЗ сзади, нужно преодолевать ступеньку.

Так что новые автобусы справедливо назвали «полунизкопольными», да еще и весьма неудобными для пассажиров. Но кого это интересует, если 33 автобуса новый инвестор ИПОПАТа уже передал и обещает еще около 70?

Третье «но» - эти МАЗы дизельные. Как, впрочем, и почти все остальные ижевские автобусы, за исключением тех редких уникумов, что работают на газу. И если города побогаче уже используют электробусы и вообще стараются как-то следить за экологической ситуацией, то Ижевску это, по всей видимости, ни к чему, и так сойдет. Поэтому столице Удмуртии и отдается то, что не пригодилось «миллионникам», вместе с выхлопами и неприятными запахами.

Это и есть принцип из старой русской поговорки «Бери, убоже, что нам негоже».

Но откуда такая щедрость? И кто он, новый инвестор ИПОПАТа?

В информационной системе СПАРК-Интерфакс нет данных о владельцах компании. Прежний ее владелец, «Региональная транспортная компания», принадлежавшая Максиму Агашину, числится ликвидированной. Так что, есть все основания подозревать, что инвестор приобрел ИПОПАТ полностью, а новые данные о владельце еще не внесены.

Официальный сайт администрации Ижевска называет инвестором ООО «Ресурс Групп», московскую структуру, принадлежащую двум лицам - Сергею Виленскому и Юрию Букину. К слову, «Ресурс Групп» считается одним из крупнейших грузоперевозчиков страны.

Сергей Виленский значится также в качестве учредителя ООО «РТ Лайн» - структуры, по некоторым данным, и передавшей МАЗы в Ижевск. Но у него всего 1% акций этой компании, 99% принадлежат ООО «РТ Лайн - Общественный транспорт», которой полностью владеет ООО «Ресурс Групп».

Так что, есть все основания полагать, что новый инвестор ИПОПАТа (а возможно, и полный владелец») просто переложил яйца из одной корзины в другую, зайдя на новый для себя рынок. Прибыль от деятельности нового инвестора (если таковая случится), будет уходить одному из крупнейших грузоперевозчиков страны.

Автобусная авантюра от МАЗа, ставшая легендой

Слова "МАЗ" и "автобус" уже прочно ассоциируются друг с другом, хотя запуск автобусного производства на Минском автозаводе в начале 1990-х годов казался полной авантюрой. Но авантюра обернулась сверхудачным проектом, который выручил завод в те трудные годы и выручает сейчас.

Сегодня у нас рейтинг автобусных разработок МАЗа всех времен. Позиции в рейтинге расположим в зависимости от важности модели с точки зрения ее вклада в развитие технологий, имидж и, чего греха таить, в объем продаж. Позиций в рейтинге будет 12, так что сегодня у нас "автобусная дюжина".

На 12-м месте автобус МАЗ, который на самом деле не очень даже МАЗ. Эти угловатые и не самые изящные машины были построены в Болгарии по инициативе местного дилера. Это было еще до кооперации с фирмой Neoplan. Пожалуй, даже хорошо, что "бруски" остались опытными образцами. Но они были самыми первыми, поэтому свое место в истории заслужили.

На позиции №11 опытный туристический автобус МАЗ-151, по сути, полная копия аналогичной модели Neoplan. На этом автобусе учились, перенимали опыт. Было собрано, по одним данным, два, по другим — три опытных образца. Но это был первый туристический автобус с мазовским логотипом.

На 10-м месте МАЗ-101 — первый городской низкопольный автобус, тогда еще имевший много общего с аналогичной моделью Neoplan. Но он не был полной копией! Здесь уже добавлены свои идеи, постепенно создавалась полностью собственная модель, которая в дальнейшем получит индекс МАЗ-103. Таких автобусов собрали относительно немного, но они стали первым действительно серийным продуктом автобусного филиала Минского автозавода.

Позиция №9 у МАЗ-152 — первого туристического автобуса собственной конструкции. Первый шаг в "топовый" класс. Модель выпускалась в нескольких модификациях, поставлялась на экспорт и свою лепту в обновление автопарков региональных перевозчиков внесла.

На 7-й позиции соло-трехосник МАЗ-107. Первый городской 15-метровый автобус марки МАЗ. По пассажировместимости он почти сопоставим с длинной "гармошкой", но при этом дешевле и проще в изготовлении и обслуживании. К чемпионату мира по хоккею 2014 года Минский автозавод создал на базе городского трехосника интересную пригородную спецверсию для перевозки пассажиров в аэропорт. Она и показана на фото.

Позиция №6 у сочлененной "гармошки" МАЗ-105. Когда строили первый опытный образец, то справедливо опасались "не вытянуть" сложность конструкции. Узел сочленения (собственно "гармошка") далеко не прост в изготовлении. Но все получилось. Модель стала массовой, менее массовой, чем "одиночки", конечно, но все же массовой. МАЗ-105 сегодня есть почти во всех крупных белорусских и не только городах.

5-е место отдадим автобусу среднего класса МАЗ-241. Эта машина сначала выпускалась параллельно с МАЗ-256, а потом полностью заняла его рыночную нишу. МАЗ-241 строили уже по полностью автобусным канонам, на автобусных агрегатах, так что плавность хода значительно улучшилась. Сегодня их уже много как в "общепассажирских", так и в ярких школьных версиях.

Позиция №4 у туристического МАЗ-251. Это был прорыв своего времени. Модели уже больше 10 лет, а дизайн до сих пор не устарел и сопоставим с зарубежными аналогами. Пожалуй, это самый красивый мазовский автобус.

Тройку лидеров открывает городская супернизкопольная "гармошка" МАЗ-215. К хоккейному чемпионату мира в Минске появилось "сразу много" таких автобусов. МАЗ-215 — это самый длинный и вместительный городской автобус в СНГ и единственный пятидверный. Обилие дверей — залог быстрой ротации пассажиров на остановках. Большую партию таких машин купила Монголия.

"Серебро" — у МАЗ-203. Такие супернизкопольники есть во многих городах Беларуси и России. А еще в нескольких странах Европы, включая, например, Германию. Очень удачная модель. Недавно автозавод адаптировал ее под нормы Евро-6, так что "европейская карьера" автобуса продолжится.

У кого же "золото"? У МАЗ-103. Самый классический мазовский автобус, самый массовый, самый известный. Именно на нем "поднялось" автобусное производство, именно он принес МАЗу известность как производителю автобусов, его строили в первые годы и… строят до сих пор! Спрос на него есть и по сей день. На самом автозаводе этот автобус даже прозвали "вечным".

В завершение — Гран-при нашего рейтинга. Эдакая условная "платина". Главный приз присуждается перронному автобусу МАЗ-171, так как нигде в СНГ, кроме как на Минском автозаводе, не строят таких машин. МАЗ — единственный отечественный производитель нестандартных "аэродромников". В скором времени эту модель обещают обновить, так что ждем с интересом.

В нынешнем году Минский автозавод обещает представить как минимум одну совершенно новую модель. Подробности пока не раскрывают, но работа уже активно ведется. Осталось совсем немного типов автобусов, не "перекрытых" линейкой марки МАЗ. Почти наверняка в ближайшие годы и оставшиеся ячейки в классификации заполнятся минскими разработками. Появятся новинки — обновится и рейтинг.

Читайте также: