Щиток приборов газ 2410 обозначения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Щиток приборов газ 2410 обозначения

В комбинации приборов КП101 на щитке смонтированы спидометр со счетчиком пройденного пути, амперметр, указатель уровня бензина, указатель температуры воды, указатель давления масла и часы, а также контрольные лампы тормоза стоянки, предельной температуры воды в радиаторе, дальнего света фар, указателя поворота и аварийного давления масла.

Щиток приборов работает в комплекте с датчиками - температуры воды ТМ100, уровня топлива БМ139-К, давления масла ММ352, аварийного давления масла ММ111 и предельной температуры воды ТМ104-Т. Спидометр приводится в действие с помощью гибкого вала ГВ20-Д.

С 1975 г. устанавливается щиток приборов со стрелочным спидометром, печатной электрической схемой соединений приборов, сигнальных ламп и ламп освещения и штепсельными разъемами для присоединения проводов бортовой сети автомобиля. В щитке есть резервные места для контрольных ламп, которые будут вводиться по мере модернизации автомобиля.

При смене перегоревших ламп и другом обслуживании необходимо во избежание короткого замыкания и порчи печатной схемы отсоединять провод массы аккумуляторной батареи.

Монтажная схема комбинации приборов выпусков ГАЗ-24 после 1975 года приведена на рис. 199-1.

Спидометр ГАЗ-24

На автомобили ГАЗ-24 ранних выпусков устанавливался спидометр ленточного типа. На автомобилях более поздних выпусках устанавливался спидометр стрелочного типа.

Спидометр ленточного типа состоит из ленточного указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути (рис. 199).

Указатель скорости имеет шкалу от 0 до 180 км/ч с ценой деления 10 км/ч. Механизм указателя скорости состоит из постоянного магнита, закрепленного на приводном валике, и алюминиевой картушки, установленной на оси 14. Эта ось связана через коническую пару шестерен с барабаном 11. Кроме того, на ось напрессована втулка со спиральной пружиной-волоском 12. Внутренний конец волоска укреплен на втулке оси, а наружный - на регуляторе, служащем для регулирования натяжения волоска при сборке указателя скорости на заводе.

Экран, расположенный вокруг картушки, предназначен для увеличения магнитного потока, проходящего через картушку. Кольцевая лента 10 установлена на двух барабанах: ведущем 11 и дополнительном. Последний свободно вращается на своей оси.

Магнитные силовые линии, пересекая при вращении магнита картушку, возбуждают в ней электродвижущую силу. Возникающие в картушке электрические токи создают собственное магнитное поле. Взаимодействие этих двух магнитных полей создает крутящий момент, который увлекает картушку в сторону вращения магнита. Этот момент уравновешивается спиральной пружиной-волоском. Таким образом, картушка вместе с осью и барабаном поворачивается на угол, пропорциональный частоте вращения валика спидометра и, следовательно, соответствующий скорости движения автомобиля. При повороте барабана перемещается лента, окрашенная в черный и красный цвета. Положение линии перехода от черного цвета к красному соответствует скорости движения автомобиля.

Суммарный счетчик 7 пройденного пути состоит из системы червячных передач и связанных с ними шести барабанчиков. На внутренней стороне обода каждого барабанчика имеются зубья, входящие в зацепление с трибками, связывающими каждую пару барабанчиков. На наружной стороне обода барабанчиков нанесены через равные промежутки цифры от 0 до 9. Крайний правый барабанчик показывает; десятые доли километра, его цифры нанесены красным цветом в отличие от остальных барабанчиков с черными цифрами. Максимальное показание суммарного счетчика равно 99999,9 км, после чего он снова начинает отсчет километража с нуля.

За 1 км пройденного пути ось магнита и соответственно магнит делают 624 оборота. Направление вращения оси магнита со стороны привода - левое.

Вращение к спидометру передается гибким валом плавающей конструкции (без запора в оболочке). Поэтому при снятии и установке гибкого вала на место необходимо следить, чтобы трос не выпал из оболочки.

В процессе эксплуатации автомобиля следует проверять надежность затяжки гаек присоединения гибкого вала к спидометру и к коробке передач. Гайки должны быть завернуты от руки до отказа, причем слабина в креплении наконечников оболочки гибкого вала при покачивании их рукой ощущаться не должна.

Гибкий вал спидометра монтируется на автомобиле так, чтобы радиус изгибов вала был не менее 150 мм. Следует учитывать, особенно при смене гибкого вала, что уменьшение минимального значения радиуса изгибов приводит к сокращению срока службы вала и, кроме того, может вызвать колебания ленты Спидометра и стуки. Вал должен быть обязательно закреплен скобами. Очень .вредны крутые изгибы вала, особенно вблизи его концов. Чтобы предупредить образование крутых изгибов вблизи концов вала, нельзя допускать излишней его натяжки.

При сборке вала на заводе внутрь его оболочки закладывается специальная смазка, которая рассчитана на работу при низкой температуре до -50° С и при высокой - до +55° С. Количество закладываемой смазки достаточно на весь период гарантийного срока службы гибкого вала (25 000 км пробега автомобиля). По истечении этого срока, а иногда и раньше (например, если автомобиль систематически работает при жаркой погоде или если при сборке гибкого вала в оболочку заложено смазки меньше установленной нормы) возникает необходимость добавлять смазку внутрь оболочки. Добавлять смазку нужно и в том случае, если лента спидометра колеблется при движении автомобиля, а гибкий вал начинает стучать.

Для смазки гибкий вал необходимо вынуть из оболочки, промыть в керосине и высушить. Смазанный по всей длине смазкой ЦИАТИМ-201 вал снова вставляют в оболочку.

Если счетный и скоростной узлы спидометра перестали работать, необходимо проверить, не отвернулись ли гайки, соединяющие гибкий вал с прибором и коробкой передач, и не оборван ли сам гибкий вал.

В случае обрыва гибкого вала его следует извлечь из оболочки. Перед установкой нового вала надо убедиться в том, что причиной обрыва не было заедание в спидометре. Для проверки присоединяют конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивают рукой свободный конец вала. Проворачивание вала должно быть свободным, без заеданий, а лента спидометра должна оставаться на нулевом делении. При резком проворачивании троса в направлении его вращения, соответствующем движению автомобиля передним ходом, лента должна резко смещаться от нулевого деления, а затем легко возвращаться обратно.

В случае заедания в спидометре его надо заменить.

Колебания указателя скорости в больших пределах чаще всего возникают вследствие неправильного монтажа гибкого вала (изгибы радиусом менее 150 мм, вал не закреплен) или недостаточной смазки.

Правильность показаний указателя скорости можно проверить с помощью секундомера в следующем порядке:

1. Поднять домкратом задний мост и поставить его на устойчивые подставки. Для надежности подложить упоры под передние колеса.

2. Пустить двигатель и включить прямую передачу. Довести частоту вращения двигателя до такого значения, при котором спидометр точно показывает скорость, подлежащую проверке, и поддерживать эту частоту вращения в течение всего времени проверки.

3. Включить секундомер и через 3-6 с выключить его, точно заметив показания счетчика в момент включения и выключения.

4. Сопоставить скорость, которую показывает указатель, с той скоростью, которую он должен показывать при правильной регулировке. Скорость, которую должен показывать правильно отрегулированный указатель, подсчитывается по формуле

V - скорость в км/ч;

Ла - показание счетчика в момеш включения секундомера в км;

Л2 - показание счетчика в момент выключения секундомера в км;

Пример. Л2 - А1 = 6,2 км; I = 0,1 ч (6 мин),

тогда V = 62 КМ/Ч.

Таким образом, если контрольная проверка производилась при скорости 60 км/ч, то указатель скорости дает в данной точке показания ниже на 2 км/ч.

Отклонение показаний правильно отрегулированного спидометра не должно превышать следующих значений: ± 2 км/ч при скорости 20 км/ч; +3 км/ч при скорости 40 и 60 км/ч; + 5 км/ч при скорости 80 и 100 км/ч; + 6 км/ч при скорости 120 км/ч.

Неисправный спидометр нужно регулировать в специализированной мастерской.

На автомобиле ГАЗ-24 установлен электромагнитный указатель уровня бензина логометрического типа (рис. 200), расположенный в комбинации приборов. Датчик БМ139-К указателя установлен в бензиновом баке.

Указатель представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными измерительными катушками и подвижным постоянным магнитом. Магнит укреплен на оси стрелки указателя. Катушки указателя намотаны под углом 90° на специальном пластмассовом каркасе. Каркас с катушками и магнитом помещены в специальный экран, чтобы исключить влияние на них посторонних магнитных полей.

При протекании тока по обеим катушкам создается результирующее магнитное поле. Постоянный магнит, взаимодействуя с магнитным полем катушек, устанавливается в положение, зависящее от направления этого поля. Направление результирующего магнитного поля зависит от изменения отношения токов в катушках, это изменение определяется величиной сопротивления датчика, зависящей, в свою очередь, от количества бензина в баке. Для уменьшения влияния температуры на точность показания прибора одна из катушек соединена с массой через сопротивление, являющееся температурным компенсатором.

Для установки стрелки на нуль и корректировки точности при изготовлении прибора использован постоянный магнит, установленный на кронштейне оси стрелки.

Датчик указателя БМ139-К представляет собой реостат, смонтированный в металлической коробке. Датчик изменяет сопротивление в зависимости от уровня бензина в баке, так как его подвижный контакт связан с рычагом, на конце которого установлен поплавок.

Указатель уровня бензина не требует никакого ухода. В случае выхода прибора из строя следует проверить электрические соединения, исправность предохранителя и проводки и, если они в порядке, заменить указатель или датчик. Если неисправен прибор или его цепь (нарушены электрические соединения, предохранитель отключил цепь), стрелка прибора при включении зажигания останется неподвижной. Если неисправен датчик или его цепь, стрелка прибора будет оставаться правее деления П шкалы независимо от количества топлива в баке.

При ремонте электропроводки или замене прибора нельзя допускать замыкания зажимов указателя и перепутывания концов проводов, присоединяемых к этим зажимам. Нарушение этого требования приводит к перегоранию сопротивления датчика.

Правильность показаний указателя уровня бензина может быть проверена наблюдением за положением стрелки прибора при наполнении или опорожнении бака с помощью мерной посуды.

Исправный и правильно отрегулированный прибор при напряжении 14 В и температуре 20° С обеспечивает точность показаний в точках 0 и х/4 шкалы примерно 6% от емкости бака, а в точках х/2 и П (полный) примерно 7 %. При этом смещение стрелки от оси деления шкалы на ширину стрелки принимается за погрешность, равную 6%. В остальных точках шкалы точность показаний прибора не нормируется. При изменении напряжения в цепи прибора или при изменении температуры окружающей среды погрешность может несколько возрасти.

Если погрешность во всех точках шкалы указателя равномерно занижена или завышена, то прибор можно отрегулировать подгибкой рычага поплавка реостата. Если погрешность превышает допустимые пределы, то необходимо заменить указатель или датчик.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в двигателе применяется электромагнитный указатель логометрического типа (рис.201), расположенной в комбинации приборов. Датчик ТМ100 указателя установлен в водяном насосе.

Указатель температуры по своей схеме аналогичен указателю уровня бензина. Датчик указателя температуры, смонтированный в металлическом корпусе, представляет собой термистер-полупро-водниковую шайбу, которая резко меняет свое сопротивление в зависимости от изменений температуры.

Изменение температуры охлаждающей жидкости сопровождается изменением сопротивления датчика, что, в свою очередь, вызывает изменение тока в катушках указателя; результирующее магнитное поле поворачивает постоянный магнит и стрелку в соответствующее положение шкалы.

Указатель температуры воды не требует никакого ухода. Ремонт приемника и датчика в эксплуатационных условиях невозможен. В случае повреждения прибора следует проверить только электрические соединения, исправность предохранителя и исправность проводки. Если никаких нарушений не обнаружено, нужно заменить указатель или датчик.

Правильность показаний указателя температуры может быть проверена путем сравнения с показаниями ртутного термометра. Для этого следует вывернуть датчик, удлинить его провод, нарастив дополнительный отрезок провода, соединить корпус прибора отдельным отрезком провода с зажимом М генератора и погрузить датчик и ртутный термометр в центр сосуда с кипятком (подальше от стенок). Зажим датчика погружать в кипяток не надо. Затем сравнивают показания указателя и ртутного термометра, постепенно доливая в сосуд холодную воду.

Точность показаний указателя температуры при температуре охлаждающей жидкости 100 и 80° С должна быть в пределах ± 3°С, при температуре 40° С - в пределах ± 3° С. Если погрешность прибора больше, то необходимо заменить датчик.

Нужно постоянно следить за температурой охлаждающей жидкости и ее уровнем в радиаторе. Выкипание воды, а также пуск и прогрев двигателя зимой без охлаждающей жидкости могут вызвать повреждение датчика.

Для контроля за давлением масла в системе смазки двигателя применяется электромагнитный указатель логометрического типа (рис. 202). По своей схеме он аналогичен указателям уровня топлива и температуры. Датчик ММ352 указателя представляет собой переменное сопротивление, которое изменяется в зависимости от давления масла.

Подвижный контакт реостата 2 связан с мембраной и меняет сопротивление в зависимости от положения диафрагмы, которая, в свою очередь, изменяет свою форму в зависимости от давления масла.

За указателем давления ухода не требуется. Ремонт указателя и датчика в эксплуатационных условиях невозможен. При необходимости можно проверить правильность показаний указателя, сравнивая их с показаниями контрольного манометра. Погрешность прибора должна быть не более ± 0,2 кгс/см2.

Для дополнительного контроля за давлением масла в системе смазки в комбинации приборов смонтирована лампа аварийного давления масла (рис. 203). Датчик лампы расположен в корпусе масляного фильтра. При отсутствии давления в системе или при его понижении до 0,4-0,9 кгс/см2 лампа горит, с повышением давления больше этого уровня контакты датчика 1 размыкаются, и лампа гаснет.

Для дополнительного контроля за температурой воды в системе охлаждения служит лампа предельной температуры воды в радиаторе (рис. 204).

Датчик типа ММ104-Т, помещенный в верхнем бачке радиатора, автоматически включает контрольную лампу в комбинации приборов при температуре воды 105-108° С. Свечение контрольной лампы предупреждает водителя с перегреве двигателя.

Амперметр показывает силу зарядного или разрядного тока в цепи батареи. Шкала амперметра - двусторонняя на 30 А. Амперметр следует проверять с помощью контрольного амперметра. Неисправный амперметр подлежит замене.

Часы типа АЧВ имеют балансовый часовой механизм с анкерным спуском и электромагнитным механизмом заводки. Часы потребляют электрическую энергию только в момент заводки при прохождении тока через обмотку электромагнита. Подзавод пружины производится автоматически через каждые 2-4 мин.

Механизм заводки часов постоянно соединен с источниками тока и при стоянке автомобиля не отключается. Для защиты электромагнита от сгорания при падении напряжения ниже 8 В часы снабжены специальным предохранителем, который в этом случае прерывает цепь питания. Чтобы включить предохранитель, необходимо нажать до отказа и отпустить пластмассовую кнопку на задней стороне часов.

Для перевода стрелок служит головка, соединенная гибким валиком с механизмом стрелок. При переводе следует нажать на головку и вращать ее вправо.

Приборная панель газ 24 устройство, электрическая схема проводки газ 24

Приборная панель газ 24 устройство, электрическая схема проводки газ 24

автор Юра Чт 10 Ноя 2011 - 0:06

Занимаясь сращиванием своей приборки с иномотором наткнулся на описание приборной панели газ 24. Решил выложить его сюда, мало ли кому пригодиться.

Приборная панель газ 24 устройство, электрическая схема проводки газ 24 I-331

1. Переменный резистор реостат. 2. Подвижный контакт. 3. Клемма. 4. Корпус датчика. 5. Стрелка. 6. Шкала. 7. Экран. 8. Обмотка указателя. 9. Ось. 10. Каркас катушки. 11. Поплавок. 12. Постоянный магнит. 13. Амперметр. 14. Указатель уровня топлива. 15. Контрольная лампа стояночного тормоза. 16. Контрольная лампа выхода из строя одного из контуров привода рабочих тормозов. 17. Токоведущая шина. 18. Биметаллическая пластина. 19. Основание. 20. Контрольная лампа дальнего света. 21. Спидометр. 22. Контакты. 23. Контрольная лампа указателей поворота. 24. Часы. 25. Аккумуляторная батарея. 26. Датчик. 27. Контрольная лампа аварийной температуры oхлаждающей жидкости. 28. Предохранитель. 29. Выключатель зажигания. 30. Резистор температурной компенсации. 31. Контактная пружина. 32. Полупроводниковый терморезистор. 33. Указатель давления масла. 34. Диафрагма. 35. Дроссельная шайба. 36. Штуцер. 37. Контрольная лампа аварийного давления масла. 38. Приводной валик. 39. Суммарный счетчик. 40. Катушка. 41. Возвратная пружина. 42. Корпус спидометра. 43. Указатель температуры воды. 44. Шестерня. 45. Промежуточный червячный валик. 46. Горизонтальный червячный валик. 47. Трyбка. 48. Счетный барабанчик. 49. Держатель трубки. 50. Ось счетных барабанчиков.


Автомобиль оборудован щитком приборов КП126, в котором помещены амперметр, указатель уровня топлива, указатель температуры охлаждающей жидкости, контрольная лампа предельной температуры охлаждающей жидкости, спидометр, указатель давления масла, контрольная лампа аварийного давления масла, часы, контрольная лампа указателей поворота, контрольная лампа включения дальнего света и контрольная лампа стояночного тормоза. Включение приборов осуществляется через выключатель зажигания.

Амперметр показывает силу зарядного или разрядного тока в цепи аккумуляторной батареи. Амперметр является магнита-электрическим прибором. Постоянный магнит, установленный на токоведущей шине 17, удерживает стрелку в вертикальном положении (нулевое положение на шкале). Ток, проходя по токоведущей шине 17, создает вокруг нее свое магнитное поле. При взаимодействии двух магнитных полей создается результирующее магнитное поле, которое отклоняет стрелку в ту или другую сторону на разные углы в зависимости от силы тока, проходящего через шину. Отклонение стрелки в сторону + или - зависит от направления результирующего поля, которое зависит от направления тока, протекающего по шине к аккумуляторной батарее или от нее.

Указатель уровня топлива.

В щитке приборов установлен электромагнитный указатель уровня топлива логометрического типа. Прибор состоит из указателя, расположенного в щитке приборов, и датчика БМ139-K, установленного в бензиновом баке. Указатель представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными измерительными катушками и подвижным постоянным магнитом 12. Магнит укреплен на оси стрелки указателя. Катушки указателя намотаны под углом 90° на специальном пластмассовом каркасе. Каркас с катушками и магнитом помещен в специальный экран 7 (от воздействия на них посторонних магнитных полей). При протекании тока по обеим катушкам создается результирующее магнитное поле. Постоянный магнит, взаимодействуя с магнитным полем катушек, устанавливается в положение, зависящее от направления этого поля. Направление результирующего магнитного поля зависит от изменения отношения токов в катушках, которое определяется величиной сопротивления датчика, зависящего, в свою очередь, от количества бензина в баке. Для уменьшения влияния температуры на точность показания прибора одна из катушек соединена с массой через резистор, являющийся температурным компенсатором. Датчик указателя БМ139-К представляет собой переменный резистор, смонтированный в металлической коробке. Датчик изменяет сопротивление в зависимости от уровня топлива в баке, так как его подвижной контакт связан с рычагом, на конце которого установлен поплавок.

Указатель температуры охлаждающей жидкости.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости двигателя применяется электромагнитный указатель логометрического типа. Прибор состоит из указателя, расположенного в щитке приборов, и датчика ТМЮО, установленного в головке блока двигателя. Устройство аналогично указателю уровня топлива, а датчик представляет собой полупроводниковый терморезистор 32, который резко меняет собой сопротивление в зависимости от изменений температуры. Изменение температуры охлаждающей жидкости вызывает резкое изменение сопротивления датчика, что, в свою очередь, вызывает изменение тока в катушках указателя, и результирующее магнитное поле поворачивает постоянный магнит и стрелку в соответствующее положение по шкале.
Контрольная лампа нагрева охлаждающей жидкости в радиаторе. Дополнительно к указателю температуры системы охлаждения имеется контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости в радиаторе. Датчик типа М104-Т, который помещен в верхнем бачке радиатора, автоматически включает лампу 27 на щитке приборов, когда температура воды достигает 105-108&degC. На свободном конце биметаллической пластины 18, противоположный конец которой неподвижен, но изолирован электрически от массы автомобиля, помещен контакт. Второй контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с массой автомобиля. Пока температура охлаждающей жидкости в радиаторе не поднимется до установленного предела, контакты 22 остаются разомкнутыми, и контрольная лампа выключена. Активный слои биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту, поэтому по мере повышения температуры биметаллическая пластина деформируется таким образом, что контакты сближаются. По достижении температуры, на которую отрегулирован датчик, контакты замкнутся, и контрольная лампа, включенная последовательно в цепь, загорится. При снижении температуры происходит обратное явление и лампочка гаснет.

Указатель давления в системе смазки двигателя.

Для контроля за давлением в системе смазки двигателя применяется электромагнитный указатель логометрического типа. Прибор состоит из указателя, расположенного в щитке приборов, и датчика ММЗ58, установленного на корпусе масляного фильтра. Устройство указателя аналогично указателю уровня топлива, а датчик представляет собой переменный резистор, величина которого изменяется в зависимости от положения диафрагмы 34, которая, в свою очередь, изменяет свое положение от изменения давления.

Контрольная лампа аварийного давления в системе смазки двигателя.

При понижении давления в системе смазки двигателя до 0,4-0,9 кгс/см² на щитке приборов загорается контрольная лампа 37. Контрольная лампа работает с датчиком типа MMМA. Датчик установлен на корпусе масляного фильтра. При отсутствии давления в системе диафрагма выгибается в сторону контрактов, и лампа загорается, а при наличии давления диафрагма выгибается в противоположную сторону, размыкает контакты, и лампа гаснет.

В щитке установлены часы типа АЧВ-З, которые имеют балансовый часовой механизм с анкерным спуском и электромагнитным механизмом заводки. Часы потребляют ток только в момент подзаводки при прохождении тока через обмотку электромагнита. Подзавод пружины производится автоматически через каждые 2-4 мин.

Спидометр состоит из стрелочного указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути. Механизм указателя скорости состоит из постоянного магнита 12, закрепленного на приводном валике 38, и алюминиевой катушки 40, установленной на оси. На этой же оси возвратная пружина 41 и стрелка. Магнитные силовые линии, пересекая при вращении магнита 12 катушку 40, возбуждают в ней электродвижущую силу. При этом возникающие в катушке электрические токи создают собственное магнитное поле. Взаимодействие поля вращающегося магнита с полем катушки создает крутящий момент, который увлекает катушку в сторону вращения магнита. Этот момент уравновешивается возвратной пружиной 41. Таким образом, катушка вместе с осью и стрелкой поворачивается на угол, пропорциональный частоте вращения валика спидометра, т. е. на угол, соответствующий скорости движения автомобиля. Суммарный счетчик пройденного пути 39 состоит из системы червячных передач и связанных с ними барабанчиков 48. Барабанчики имеют на внутренней стороне обода зубья и связаны между собой трубками 47, помещенными между каждой парой барабанчиков на держателях 49. На наружной стороне обода барабанчиков нанесены через равные промежутки цифры от 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков, из которых правый крайний показывает десятые доли километра и по цвету цифр отличается от остальных пяти барабанчиков. Максимальное показание суммарного счетчика 99999,9 км, после чего он снова начинает показания с нуля. Движение к спидометру передается гибким валом от коробки передач.

Уход за контрольными приборами.

Ежедневно перед выездом следует проверить работу приборов. Периодически следует проверять правильность показаний приборов с помощью эталонных приборов. По мере надобности следует смазывать гибкий вал спидометра.

Последний раз редактировалось: Юра (Чт 10 Ноя 2011 - 0:16), всего редактировалось 1 раз(а)

Щиток приборов газ 2410 обозначения


Зависимость внешнего вида и комплектации от года выпуска

На передних крыльях нет повторителей поворота (до 1977 года)

Передний бампер - без клыков, специальная площадка для номера с подобием клыков внизу под бампером

Противотуманных фар - нет

Узкий "молдинг" под решеткой радиатора - от подфарника до подфарника (длинный)

Двигатель ЗМЗ 2401 (85 л. с.), работающий на 76-м бензине

Бампера с клыками (передний и задний)

На передних крыльях появляются повторители поворота.

Штатные противотуманные фары, огни стоянки.


На первом выпуске, зеркала были такие как на белой машине (в центре) но ставились на передние крылья на 2/3 длины крыла, как на красной машине (внизу справа). После 1975 года стали ставить зеркала как на черной машине (справа сверху)

На первом выпуске решетки вентеляции салона были без стояночных огней. Стояночные огни стали ставить в 1977 году с введением "единых норм безопасности ТС". Дверные ручки на протяжении всего выпуска были неизменными, и только с началом выпуска 2410 их утопили в плоскость двери.

В 1977 году, с принятием "единых норм безопасности ТС" стали обязательными повторители поворота на передних крыльях и бампера с "клыками"

До 1977 года спереди можно было сидеть ВТРОЕМ, для этого была специальная подушка между сиденьями и подлокотник.


который можно было сложить для удобной посадки ДВУХ человек.


Дополнительную подушку можно было убрать, под ней открывалась небольшая полочка.

"Уши" бампера прикручивались на первом выпуске снаружи, к крылу была наварена гайка. Позже сделали потайной крепеж.

На первом выпуске пепельница на задней двери была расположена вот так, Позже ее перенесли на 20 см. ниже и утопили в дверь.

Copyright (C) Alexander V. Kustov 2005
Best view in 1024*768


На автомобилях ГАЗ 3110 приборная панель имеет достаточно стандартный для данной серии щиток. Он прост в устройстве, но именно это обеспечивает достаточную надежность. Тем не менее, в некоторых ситуация ему может потребоваться полноценная замена. Также, владельцу такого автомобиля полезно будет разобраться в имеющихся индикаторах состояния машины. Обо всем этом вы и узнаете в нашей статье.

Описание и расположение индикаторов и приборов на панели

Следует учитывать, что существует два варианта панелей для ГАЗ 3110. Первый вариант оказался не слишком удачным: индикаторы плохо видно в темноте и они не так информативны, как щитки современных автомобилей. Зато нового образца панель приборов полностью соответствует требованиям обычного водителя и позволяет держать под контролем состояние всех основных систем. Именно на расположенных на ней значках и будет остановлено основное внимание, ведь менять свою панель имеет смысл только на современную.

Основные индикаторы

Ниже приведены основные индикаторы, которые вы можете найти на модели щитка приборов ГАЗ 31105 и других представительниц данного модельного ряда.

  1. Вольтметр. Его задача – показывать вам напряжение в бортовой сети.
  2. Лампа системы управления двигателем.
  3. Резерв/индикатор АБС при ее наличии.
  4. «Stop». Сигнализирует о неисправности, движение с которой запрещено.
  5. Левый указатель поворота.
  6. Аварийный уровень падения ТЖ.
  7. Одометр (показывает общий пробег машины).
  8. Спидометр (демонстрирует скорость движения).
  9. Индикатор стояночного тормоза, загорается, когда зажигание включено, а рычаг поднят.
  10. Правый указатель поворота.
  11. Резерв.
  12. Индикатор непристегнутых ремней (есть не на всех моделях).
  13. Индикатор аварийного падения масла. Также может быть расположен под номером 18.
  14. Резерв.
  15. Индикатор количества топлива. Деления 0 (пустой бак), ½ (половина бака), 1 (полный бак).
  16. Резерв топлива, загорается, когда его меньше 8 литров.
  17. Индикатор давления масла.
  18. Тоже что 13. .
  19. Температура ОЖ.
  20. Лампа габаритного света.
  21. Перегрев ОЖ.
  22. Индикатор дальнего света.
  23. Кнопка обнуления суточного пробега.
  24. Определитель суточного пробега.
  25. Тахометр. Определяет частоту вращения коленчатого вала.
  26. Лампа разряда аккумулятора.

Перечисленные выше индикаторы вы найдете на панели практически любой модели из 31 серии автомобилей «Волга».

Возможные неисправности и способы их устранения

Вид с водительского места

Неправильная работа индикаторов на щитке приборов обычно связана с нарушениями в датчиках системы. Именно с ним система и получает всю информацию. Прежде чем начинать ремонт панели, следует проверить, работоспособны ли сами датчики. Если с ними все в порядке, а данные не отображаются или показываются с искажениями, проблема также может скрываться в проводке.

Также распространенной проблемой является перегорание отдельных лампочек приборки. Они достаточно просто поддаются замене в домашних условиях. Правда, у вас могут возникнуть проблемы с поиском новых деталей, так как выпуск автомобилей давно превращен. Но найти подходящие можно в любом хорошем магазине радиоэлектроники или автомагазине.

Инструкция по монтажу

Щиток в процессе установки

Для установки вам помимо самой приборной панели ГАЗ Волга также потребуются автопровода, термоусадка. И несколько клемм для штырьков ХР 1, ХР 2, ХР 3, ХР 4. Все необходимое вы сможете найти в магазине автозапчастей. К самой детали должна прилагаться инструкция по ее сборке.

Чтобы заменить старый щиток на новый вам следует выполнить следующие действия.

  1. Вначале, выкрутите 4 винта, которыми закреплен панель. Также, 6 саморезов кожуха колонки, снимите его.
  2. Теперь выкрутите 4 винта, которыми закреплен собственно сам щиток.
  3. Отсоединив 5 разъема ХР, выньте деталь.
  4. Теперь вам нужно подключить проводку, используя инструкцию к вашей конкретной модели щитка и клеммы ХР.
  5. Отключите индикаторы АБС и ЕБД, если на вашем автомобиле нет таких устройств.
  6. Производите установку в порядке обратном демонтажу.

Фотогалерея «Панель и щиток»

Снятая деталь
Новая деталь
Новый щиток

Видео «Тюнингованная панель приборов 3110»

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Газ 24

Газ 24

На автомобиле ГАЗ-24 установлено электрооборудование постоянного тока. Приборы электрооборудования соединены по однопроводной системе; вторым проводом служат металлические части автомобиля. С массой автомобиля соединены все отрицательные клеммы приборов электрооборудования. Номинальное напряжение в системе 12 В.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Предохранители и реле

Основная часть предохранителей и реле находится в салоне, под панелью приборов, со стороны водителя.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

предохранители в салоне газ 24

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Кнопочные термобиметаллические предохранители ПР2-Б и ПР315

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Схема

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

p, blockquote 8,0,1,0,0 -->

Расшифровка

Для включения тока следует нажать на кнопку 4. Включать предохранитель можно только после устранения неисправности. Если неисправность не устранена, то предохранитель снова разомкнет цепь. Задерживать пальцем возвратную кнопку не рекомендуется.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Если короткое замыкание не устранено, то контакты снова размыкаются.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Следует иметь ввиду, что термобиметаллический предохраниетель в цепи освещения не рассчитан на фары большой мощности. При установке в фары мощных ламп пластинка биметаллического предохранителя перегревается и фары начинают периодически моргать.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

1-й (ПР-315) идет на поворотники, свет заднего хода, на печку, мотор стеклоомывателя и приборов.
2-й (ПР2Б) идет на основной свет, кроме поворотников и заднего хода.
3-й (ПР2Б) идет на сигналы, подкапотную лампу, розетку, часы, прикуриватель.
4-й (ПР-315) идет на двигатель антенны и приемник.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Электросхема

Старые модели

Схема

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Старая схема

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

p, blockquote 17,1,0,0,0 -->

Описание

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Более новые модели

Схема

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

новые модели газ 24

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Обозначение

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Данное описание предохранителей подойдет для моделей ГАЗ 24-10 и ГАЗ 24-12 выпускавшихся с 1984 по 1992 год.

p, blockquote 25,0,0,1,0 -->

Блок предохранителей в панели со стороны пассажира, за защитной крышкой.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Газ 24-10

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

Схема

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Схема блока предохранителей Ваз 2101

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Назначение

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

Левый блок

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

116А Прикуриватель, часы, звуковые сигналы, штепсельная розетка
28А Плафон, подкапотная лампа, лампа освещения вещевого ящика, сигнализатор открытых дверей
38А Резерв
48А Резерв
58А Комбинация приборов, реле электродвигателя отопителя, реле обогрева заднего стекла
68А Система экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), освещение таксометра
78А Ближний свет левой фары
88А Ближний свет правой фары
98А Дальний свет левой фары, сигнализатор дальнего света фар
108А Дальний свет правой форы

За прикуриватель отвечает предохранитель номер 1 на 16А.

Правый блок

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

116А Резерв
26А Указатели поворота
36А Аварийная сигнализация
48А Плафон санитарного отделения, фара-искатель
58А Правые габаритные огни, освещение багажника, лампы освещения приборов, подсветка прикуривателя
68А Противотуманные фары, сигнализатор противотуманных фар, левые габаритные огни, освещение номерного знака, опознавательный фонарь такси
78А Электродвигатель антенны, стеклоочиститель
88А Стоп-сигналы
916А Обогрев заднего стекла
1016А Электродвигатель отопителя, лампы света заднего хода
p, blockquote 34,0,0,0,1 -->

Если на автомобиле установлена стереофоническая магнитола. Магнитола подключена к клемме INT выключателя зажигания. Предохранитель установлен на питающем проводе магнитолы. Реле находятся под панелью со стороны водителя.

Щиток приборов газ 2410 обозначения

Объект - Газ 24 1984 г.в. Прежний владелец пытался поставить ленточную приборку, ко мне попала с родной стрелочной приборкой без лампочек, плавленым амперметром и сгоревшим (?) втягивающем на стартере. Работоспособность стартера не проверял, но покурив форумы понял, что если в цепи не работает амперметр, машину не завести.

Заменил амперметр в приборке на 2410-шный, при разборке увидел следующее подключение проводов к амперметру: на плюс шли чёрный, белый+розовый, на минус два оранжевых и розовый. Согласно схеме попутаны полярности, меняю (на минус чёрный, белый+розовый, на плюс два оранжевых, розовый). Три жгута со штекерами к колодкам, они нетронуты. Часы снял, т.к. нерабочие. По итогу работают: поворотники, печка, дворники, цпс-ка.

Теперь о неработающем. При повороте ключа зажигания зашкаливает стрелка уровня в баке, при вытягивании цпс-ки шкалит так же и датчик давления масла, стрелка амперметра отклоняется в плюс (!). Стартер реле щёлкает. Аварийка работает через раз, предохранители в колпачках слева проверил, целы. Стартер вместе со втягивающим постараюсь заменить на днях, на улице в минус не самая приятная затея :) Ну и риск из-за амперметра спалить втягивающее снова.

Кто поможет разобраться?

UPD:
Нашёл фотку, было подключено так

Изображение

С массой на приборке возможны проблемы, вот и глючит приборы. Стоит проверить нужный разъем в одной из колодок.

Согласно этой схемы

красный, чёрный, белый - на +, оранжевые - на минус. Отклонение в другую сторону - признак перепутывания местами проводов. Ещё, если цвета не очень совпадают, можно по местам присоединения проводов всё отследить.

Чтобы не бояться что-то спалить из-за амперметра (хотя скорее он сгорит ), можно провода к нему временно соединить на одной его клемме или вообще на винтик с гаечкой скрутить, и пробовать.

З.Ы. С помощью трех самодельных переходничков ленточная приборка ставится вообще без проблем.

Видел как делают, но ленточка пока не в приоритете, самое главное машину завести :)

Электросхема автомобиля Волга ГАЗ-24

Электронная схема устройства легкового автомобиля Волга ГАЗ-24. Технические характеристики машины.

Особенности электрооборудования


Электросхема подключения устройств

Электрооборудование машины состоит из следующих систем:

  • система запуска двигателя;
  • система зажигания, включающая свечи, замок зажигания, распределитель и т.д.;
  • внутреннее и внешнее освещение;
  • панель приборов;
  • отопительная система;
  • система очищения стекла;
  • корректор фар;
  • монтажный блок с предохранителями.

Краткая история автомобиля

Волга была мечтой каждой советской семьи, но рядовой житель не мог ее себе позволить. Этот автомобиль стал следующим поколением марки ГАЗ-21. Много разработок и опытных образцов было сделано с 1960 по 1967 год.

Рассматривались варианты многих моторов, в том числе и двигатель V-8 для газ 24, но, в конце концов, осталось лишь два варианта: рядный четырехцилиндровый с V = 2,5 л и 4-МКПП и 5,5 с 3-АКПП. Дизайн кузова был произведен на основании американской школы и автомобиль стал похож на своих американских собратов, таких как: Plimouthe Volare, Dodge Dart, Chevrolet Nova.

газ 24 мкпп

Так выглядит коробка передач для Волги газ 24

Со временем, эта модель получила широкое распространение в таксопарках, медицинских учреждениях, милиция, ну, а знаменитой «Черной Волгой» пользовались чиновники и правоохранительные службы.

Вернуться к оглавлению

Газ 24

На автомобиле ГАЗ-24 установлено электрооборудование постоянного тока. Приборы электрооборудования соединены по однопроводной системе; вторым проводом служат металлические части автомобиля. С массой автомобиля соединены все отрицательные клеммы приборов электрооборудования. Номинальное напряжение в системе 12 В.

Предохранители и реле

Основная часть предохранителей и реле находится в салоне, под панелью приборов, со стороны водителя.

предохранители в салоне газ 24

Кнопочные термобиметаллические предохранители ПР2-Б и ПР315

Предохранители ПР2-Б и ПР315 с возвратной кнопкой рассчитаны на ток 20 и 15 А соответственно. Основная часть предохранителя — биметаллическая пластина 3. к концам которой приварены контакты. Как только через предохранитель проходит ток большой силы (например, при коротком замыкании), биметаллическая пластина сильно нагревается, выгибается и контакты ее размыкаются. В результате цепь тока размыкается.

Схема

Расшифровка

  1. и 8. — клеммы
  2. корпус
  3. биметаллическая пластина
  4. возвратная кнопка
  5. контакт
  6. контргайка
  7. центральный винт.

Для включения тока следует нажать на кнопку 4. Включать предохранитель можно только после устранения неисправности. Если неисправность не устранена, то предохранитель снова разомкнет цепь. Задерживать пальцем возвратную кнопку не рекомендуется.

Если короткое замыкание не устранено, то контакты снова размыкаются.

Следует иметь ввиду, что термобиметаллический предохраниетель в цепи освещения не рассчитан на фары большой мощности. При установке в фары мощных ламп пластинка биметаллического предохранителя перегревается и фары начинают периодически моргать.

Электросхема

Старые модели

Схема

Старая схема

скачать

Описание

1 -соединительная колодка, 2 — фара, 3 — подфарник, 4 — указатель поворота, 5 — звуковые сигналы, 6 — реле сигналов, 7 — штепсельная розетка, 8 — кнопка сигналов, 9 — свечи зажигания, 10 — электродвигатель стеклоочистителя, 11 -переключатель стеклоочистителя, 12 — распределитель зажигания, 13 — подкапотная пампа, 14 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла 15 — датчик указателя давления масла 16 — датчик контроля температуры воды в двигателе, 17 — датчик контроля температуры воды в радиаторе, 18 — выключатель контрольной лампы тормоза стоянки, 19 — кнопочный предохранитель электродвигателя отопителя, указателей поворота, приборов и вентилятора обдува заднего стекла, 20 — кнопочный предохранитель освещения, 21 — кнопочный предохранитель часов, прикуривателя, сшналов и подкапотной лампы, 22 — кнопочный предохранитель электродвигателя антенны, 23 — переключатель электродвигателя антенны, 24 — электродвигатель антенны, 25 — провод питания радиоприемника, 26 — переключатель электродвигателя обдува заднею стекла, 27 — электродвигатель обдува заднего стекла, 28 — плафон, 29 — выключатели плафона, 30 — фонарь света стоянки, 31 — стоп-сигнал и задний габаритный свет 32- свет заднего хода, 33 — указатель поворота, 34 — фонарь освещения багажника, 35 — прикуриватель, 36 — переключатель света стоянки, 37 — часы, 38 — контрольная лампа аварийного давления масла, 39 — указатель давления масла, 40 — контрольная лампа дальнего света фар, 41 — контрольная лампа указателей поворота, 42 — лампы подсвета приборов, 43 — указатель температуры воды в двигателе, 44 — контрольная лампа стояночного тормоза, 45 — указатель уровня бензина, 46 — контрольная лампа перегрева воды в радиаторе, 47 — амперметр, 48 — датчик указателя уровня бензина, 49 — выключатель зажигания, стартера и замка руля, 50 — фонарь освещения номерного знака, 51 — прерыватель указателей поворота, 52 — переключатель указателей поворота, 53 — центральный переключатель света 54 — выключатель стоп-сигнала, 55 — ножной переключатель света 56 — выключатель света заднего хода, 57 — регулятор напряжения, 58 — генератор, 59 — переключатель электродвигателя отопителя, 60 — электродвигатель отопителя, 61 — стартер, 62 — аккумуляторная батарея, 63 -дополнительное реле стартера, 64 — катушка зажигания, 65 — лампы осрещения таксометра, 66 — выключатель опознавательною знака такси, 67 — фонарь опознавательного знака такси.

Более новые модели

Схема

новые модели газ 24

скачать

Обозначение

А — провод питания радиоприемника; 1 — противотуманная фара; 2 — фара; 3 — подфарник; 4 — передний указатель поворота; 5 — боковой повторитель указателей поворота; 6 — сигнал; 7 — реле сигна­лов; 8 — выключатель сигналов; 9 — штепсельная розетка; 10 — стеклоочиститель; 11 — переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 12 — стеклоомыватель; 13 — электродвигатель антенны; 14 — переключатель электродвигателя антенны; 15 — подкапотная лампа и ее выключатель; 16 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 17 — датчик указателей давления масла; 18 — датчик контрольной лампы неисправности рабочих тормозов; 19 — свеча зажигания; 20 — распределитель зажигания; 21 — катушка зажигания; 22 — выключатель контрольной лампы тормоза стоянки; 23 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 24 — датчик контрольной лампы перегрева двигателя; 25 — переключатель электродвигателя обдува заднего стекла; 26 — переключатель электродвигателя вентилятора отопи геля; 27 — электродвигатель вентилятора отопителя; 28 — дополнительное реле стартера; 29 — аккумуляторная батарея; 30 — стартер; 31 — генератор; 32 — регулятор напряжения; 33 — выключатель света заднего хода; 34 — выключатель противотуманных фар; 35-38 — кнопочные предохранители; 39 — переключатель света стоянки; 40 — лампы освещения часов; 41 — часы; 42 — конт­рольная лампа противотуманных фар; 43 — контрольная лампа указателей поворота; 44 — лампы освещения комбинации приборов; 45 — указатель давления масла; 46 — контрольная лампа аварийного давления масла; 47 — контрольная лампа тормоза стоянки и неисправности рабочих тормозов; 48 — контрольная лампа дальнего света фар; 49 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 50 — контрольная лампа перегрева двигателя; 51 — указатель уровня топлива; 52 — амперметр; 53 — выключатель зажигания и стартера; 54 — выключатели плафона; 55 — плафон; 56 — прикуриватель; 57 — датчик указателя уровня топлива; 58 — электродвигатель обдува заднего стекла; 59 — фонарь света стоянки; 60 — лампа габаритного света и стоп-сигнала; 61 — лампа указателя поворота; 62 — лампа света заднего хода; 63 — лампа освещения багажника; 64 — фонарь освещения номерного знака; 65 — контрольная лампа системы аварийной сигнализации; 66 — выключатель системы аварийной сигнализации; 67 — переключатель указателей поворота; 68 — прерыватель указателей поворота; 69 — предохранители системы аварийной сигнализации и указателей поворота; 70 — центральный переключатель света; 71 — выключатель стоп-сигнала; 72 — ножной переключатель света.

Линейный ряд автозавода

Нет ничего удивительного, что Горьковский автозавод освоил выпуск сразу нескольких направлений транспортных средств. Собственно говоря, так развиваются все мировые компании. Но у отечественного автозавода своя история, построенная на историческом и политическом развитии страны.

На фото - первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА

На фото – первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА

В частности, только за период с 1932 по 1938 гг. автозавод в Горьком запустил в производство 17 моделей и стал ведущим автопроизводителем страны, производя почти 68 % всех выпускаемых в СССР автомобилей .

Легковые модели ГАЗ

В довоенное время завод в Горьком внедрил в производственную программу выпуск следующих моделей:

  • Первенец ГАЗ-А имел кузов фаэтон и выпускался с 1932 по 1936 годы на Горьковском автомобильном заводе. Начиная с 1933 года, выпуск модели освоили и на московском заводе КИМ. Всего обоими заводами произведено 42 тысячи автомобилей данной марки.

Справочно: На базе ГАЗ-А выпускались модификации в кузове седан (ГАЗ-3 и ГАЗ-6).
А также в кузове пикап (ГАЗ-4 с колесной формулой 4х2 и ГАЗ-ТК с колесной формулой 6х4).

  • Знаменитая «Эмка» – ГАЗ-М1 имевшая и другое название «Молотовец-1», выпускалась с 1936 по 1942 год. Всего выпущено более 63 тысяч автомобилей, включая и модификации с кузовами седан (ГАЗ-61-73 и ГАЗ-11-73); в кузове фаэтон (ГАЗ-11-40 или ГАЗ-61-40), а также в исполнении пикап (ГАЗ-М-415, ГАЗ-61-417, ГАЗ-11-415 и ГАЗ-61-415).
  • В послевоенные годы правила бал знаменитая «Победа» – ГАЗ-М20. Ее стали выпускать в 1946 году, и модель продержалась на конвейере до 1958 года. Всего было выпущено более 235 тысяч автомобилей.

Общий вид и органы управления автомобиля модели «Победа»

Общий вид и органы управления автомобиля модели «Победа»

  • На смену «Победе» пришел представительский седан ГАЗ-12 «ЗИМ». Годы выпуска – с 1950 по 1960 года, также производился в исполнении медицинского седана ГАЗ-12Б. Всего произведено более 21 тысячи авто.
  • Самый массовый автомобиль – ГАЗ-21 «Волга» продержался на заводском конвейере с 1956 по 1970 года.

Справочно: электропроводка ГАЗ 21, как и у предшественников была однопроводной.
Роль минусового провода выполняли металлический кузов и узлы трансмиссии.
Это позволяло экономить расходные материалы и упрощало обслуживание автомобиля своими руками.

  • ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка» выпускались с 1959 по 1989 годы.
  • Универсал ГАЗ-22 «Волга» продержался в программе автозавода с 1962 года по 1970 год.

Проводка ГАЗ 24 перекочевала под капот ГАЗ 3102

Проводка ГАЗ 24 перекочевала под капот ГАЗ 3102

  • Самый массовый автомобиль ГАЗ-24 «Волга» серийно выпускался с 1970 по 1985 год. Имел модификацию ГАЗ-24-10 «Волга» (с 1984 по 1992 год), ГАЗ-24-11 и ГАЗ-24-14 (такси), универсал ГАЗ-24-12 и ГАЗ-24-13 для медицинских служб.

Во многом, технические характеристики схем электрооборудования легковых автомобилей ГАЗ были схожи, о чем можно судить по данным, представленным в таблице ниже:

Читайте также: