Схема выхлопной системы лада калина

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Самостоятельный ремонт системы выхлопа «Лада-Калина»

«Лада-Калина» — доступный и практичный автомобиль, который может эксплуатироваться как для работы, так и для семьи. Однако некоторые узлы транспортного средства далеки от совершенства, что в процессе эксплуатации доставляет немало неприятностей владельцу. Одной из проблемных конструкций является глушитель. Но его устройство выполнено таким образом, что диагностику и ремонт сможет провести даже начинающий автомобилист.

Выхлопная система «Лады-Калины»

Владельцам автомобиля «Лада-Калина» рано или поздно приходится сталкиваться с ремонтом или заменой глушителя. Этот узел является одним из проблемных, что связано с заводскими недоработками. Несмотря на то что конструкция выполнена в виде цельного и герметичного корпуса без сварных швов, после пробега в 40 тыс. км система изнашивается: нарушается целостность корпуса, звук становится громче. Глушитель можно отремонтировать путём установки заплатки на прогоревшее место при помощи сварки. Однако такая мера лишь временно избавит от проблемы. Поэтому рекомендуется заменить элемент на новый. Конструкция системы выхлопа выполнена таким образом, что даже неопытный автомобилист своими руками сможет провести диагностику и замену.

Деталь, в зависимости от модификации автомобиля, отличается. Так, для кузовов седан и универсал применяется модель с изогнутой трубой, а для хэтчбека — с прямыми входной и выходной трубами. Каталожные номера деталей следующие:

  • 1118–1200010 глушитель основной для «Лады-Калины» седан и универсал;
  • 1119–1200010 глушитель основной для «Лады-Калины» хэтчбек.

Из чего состоит глушитель «Лады-Калины»

Основное назначение выхлопной системы — поглощение шума отработавших газов двигателя. На «Ладе-Калине» узел состоит из резонатора и глушителя. Соединяются детали между собой хомутом и уплотнительным кольцом. Глушитель — это цельная конструкция, а резонатор состоит из нескольких замкнутых камер. Соединение камер выполнено трубками небольшого размера с отверстиями. Такое конструктивное исполнение обеспечивает сглаживание резонатором звуковых колебаний. У последних версий автомобиля места стыков дополнительно прокладываются шумопоглощающим материалом.

Схема глушителя

Как определить неисправность глушителя «Лады-Калины»

Чтобы найти неисправность системы выхлопа, не обязательно быть автомехаником и иметь большой опыт в ремонте автомобилей. Для выявления неполадок нужно действовать в такой последовательности:

  1. Обратить внимание на шумы, которые издаются во время движения. При неисправном глушителе звук будет довольно громким. Посторонние шумы также свидетельствуют о проблемах с выхлопной системой.
  2. Поднять авто при помощи домкрата или заехать на эстакаду, провести осмотр корпуса системы. У исправного устройства не должно быть ни дыр, ни ржавчины. Присутствие следов коррозии говорит о том, что, вероятнее всего, в корпусе есть неполадки.
  3. Во время движения необходимо проследить за цветом выхлопа: периодическое появление чёрного и плотного дыма укажет на то, что с системой выхлопа есть проблемы.
  4. Завести двигатель и в течение нескольких минут понажимать на педаль газа. Затем выключить зажигание и проверить температуру мотора. За это время он не должен сильно нагреться. Если она поднялась существенно, значит, в работоспособности механизма есть проблемы.

Поврежденный корпус глушителя

Довольно часто корпус глушителя подвергается воздействию коррозии, что приводит к появлению дыр и, как следствие, громкого звука выхлопа

С выхлопной системой могут возникать разные по характеру неисправности, но наиболее распространённой является ненадёжный монтаж элементов глушителя. В результате некачественного соединения узел быстро выходит из строя. Кроме этого, к частым неисправностям можно отнести:

  • потерю герметичности в результате прогорания отдельных элементов (гофры, прокладки);
  • неполадки катализатора;
  • повреждения механического характера;
  • воздействие коррозии, что приводит к появлению дыр.

Прогоревшая гофра

Одной из неисправностей системы выхлопа «Лады-Калины» является прогорание гофры

Как заменить глушитель «Лады-Калины» своими руками

Заменить «глушак» можно двумя способами: обратиться в сервис или выполнить всё самостоятельно. В первом случае делать практически ничего не придётся: потребуется только загнать авто на СТО и оплатить определённую сумму за ремонт. Если рассмотреть второй вариант, то нужно будет позаботиться о подготовке инструмента, который понадобится во время работы.

Видео: замена глушителя на примере «Лада-Калина» хэтчбек

Инструменты и материалы

Для проведения ремонта потребуется:

  • смазка типа WD-40;
  • ключи на 13 (накидной, торцевой);
  • молоток или плоская отвёртка;
  • новый глушитель.

Выбор глушителя и его стоимость

Найти новую деталь сделать не так просто. Несмотря на все разнообразие элементов, которое предлагает современный автомобильный рынок, купить действительно качественное изделие довольно сложно. Есть большая вероятность приобрести деталь, изготовленную неизвестно где и каким образом. Единственный плюс такого глушителя — низкая стоимость, но и срок службы по сравнению с заводским изделием будет гораздо меньшим. Поэтому, чтобы купить элемент хорошего качества, нужно знать, на какие параметры следует опираться при выборе.

Вначале внимание обращают на материал изготовления. Заводской глушитель выполнен из нержавеющей стали или алюминия. Первый вариант найти довольно сложно, но на заказ его изготовить вполне возможно. Любой другой материал в этом случае прослужит меньше. Немаловажным параметром является стоимость. Качественная деталь не может стоить менее 1 тыс. руб. Хотя можно встретить цену и в 5 тыс. руб., которая является явно завышенной. Цена откровенной подделки будет колебаться около 500 р.

Алюминизированный глушитель

Чтобы глушитель прослужил как можно дольше, при покупке следует выбирать деталь из нержавеющей стали или алюминия

Помимо стоимости и материала, внимание следует обратить на вес глушителя. Достойная деталь должна быть массивной, что обусловлено наличием уплотнённых стенок и шумопоглощающего материала внутри. Если стоит цель приобрести глушитель хорошего качества, то на авторынке найти его будет тяжело. Лучше за покупкой обратиться в сервисный центр или магазин с оригинальными запчастями.

Как снять резонатор и глушитель

Демонтаж глушителя и резонатора можно отнести к наиболее трудоёмкому этапу всего мероприятия по замене системы выхлопа. Суть заключается в сложности разъединения элементов из-за пригорания их друг к другу.

Снимаем составные части в такой последовательности:

    Автомобиль загоняем на яму, эстакаду или используем домкрат.

Автомобиль на яме

Чтобы снять глушитель и резонатор, машину загоняют на яму, эстакаду или поднимают домкратом

Отыскиваем хомут

Хомут обеспечивает крепление резонатора к глушителю через уплотнительное кольцо. Для откручивания гаек нужно смочить крепеж проникающей смазкой

Откручиваем хомут

После смачивания гаек хомута смазкой, откручиваем их ключом или головкой на 13

Демонтаж уплотнительного кольца

После снятия хомута разъединяем резонатор и глушитель, вынимаем уплотнительное кольцо. Возможно, понадобится нанести легкие удары молотком

Резинка глушителя

Глушитель к кузову крепится на двух резинках-подвесах

Место крепления резонатора

Крепление резонатора к катализатору осуществляется тремя гайками, но открутить их получается не всегда

Снять резонатор можно несколько иным способом, чтобы не откручивать его от катализатора. Для этого некоторые автовладельцы отрезают старую деталь от гофры, после чего вваривают новую.

Видео: как снять резонатор на «Ладе-Калине» своими руками

Описанная последовательность действий аналогична для всех модификаций «Лады-Калина», независимо от типа кузова и несколько отличающейся выхлопной системы. Если крепёжные элементы удалось открутить без особого труда, то демонтаж займёт не более 30 минут.

Замена гофры, уплотнительного кольца и резинок глушителя

На гофре стоит остановиться подробнее. На заводе устанавливается деталь размером 100*45 мм. Некоторые «калиноводы» жалуются на неприятную вибрацию в начале движения, что обусловлено недостаточной компенсацией рабочего хода гофры. Проблема решается путём установки детали несколько большей размерности (230*45 мм). Чтобы гофра прослужила как можно дольше, лучше устанавливать её из нержавеющей стали, с металлорукавом.

Чтобы поменять гофру выполняют следующие действия:

    Рекомендуется снять резонатор с автомобиля. Хотя некоторые мастера производят замену непосредственно на машине.

Старая гофра

Замена гофры предполагает демонтаж резонатора с автомобиля, однако есть мастера, которые производят ремонт на месте

Вырезанная гофра

Чтобы заменить гофру, старую деталь вырезают болгаркой, при этом следует избегать чрезмерного удаления металла с фланца и приемной трубы

Новая гофра

Новая гофра прихватывается сваркой в нескольких местах, после чего полностью обваривается

Замена резинок

После проведения ремонтных работ с выхлопной системой рекомендуется заменить резинки глушителя на новые

Обычно замена гофры особых сложностей не вызывает, если есть хотя бы небольшой опыт работы со сварочным аппаратом и другими инструментами. Внимание хотелось обратить на тот факт, что возможен обрыв гофры из-за неправильной работы узлов автомобиля. Например, при износе подушки двигателя происходит более сильная вибрация мотора, что нагружает гофру и выводит её из строя. Растянутые резинки глушителя также приводят к изгибам гофры и её преждевременной замене. Если ремонтируется выхлопная система, то лучше визуально оценить состояние всех деталей механизма и в случае необходимости сразу их заменить.

Что касается замены резинок (подушек подвески) глушителя и уплотнительного кольца, то как таковых проблем с ними возникать не должно. Старые резинки довольно просто снимаются и устанавливаются с помощью плоской отвёртки. Необходимость в замене уплотнительного кольца возникает при появлении бубнящего звука. Если основные элементы системы выхлопа исправны, то проблема именно в нём.

Новая и старая резинка глушителя

При растяжении подвесов глушителя рекомендуется выполнить их замену. В противном случае гофра будет работать с изгибом, что приведет к преждевременному выходу детали из строя

Как установить глушитель и резонатор «Лады-Калины»

Процедура по обратной установке глушителя не должна занять много времени. Поскольку при монтаже используются новые элементы, то к мерам по очистке коррозии прибегать не придётся. Монтажные работы сводятся к следующему:

    Глушитель устанавливается на место и крепится на резиновые подвесы.

Установка нового глушителя

Глушитель на место устанавливается путем крепления кроншейнов на резиновых подвесах

Новая прокладка под резонатор

Прокладка между катализатором и резонатором меняется, даже если с ней не было проблем

Новое кольцо и хомут

Крепление глушителя с резонатором проиводится посредством хомута с уплотнительным кольцом

У автомобилей «Лада-Калина» выхлопная система является довольно капризным узлом. Однако при выборе глушителя хорошего качества и проведении работ своими руками, срок службы значительно увеличивается. Только в этом случае можно быть уверенным в продолжительной эксплуатации глушителя.

Описание конструкции системы выпуска отработавших газов Lada Kalina 1117 2004 - 2013

1 — теплозащитный экран;
2 — уплотнительная прокладка;
3 — катколлектор;
4 — датчик концентрации кислорода;
5 — металлокомпенсатор;
6 — резиновые подушки;
7 — дополнительный глушитель;
8 — основной глушитель;
9 — уплотнительное кольцо;
10 — хомут.

Система выпуска состоит из выпу­скного коллектора, выполненного заодно с каталитическим нейтрали­затором (катколлектором), дополни­тельного и основного глушителей и соединяющих их труб.

Катколлектор и датчик концентрации кислорода в системе выпуска Lada Kalina

Катколлектор с датчиком концен­трации кислорода

В верхней части катколлектора (до нейтрализатора) установлен датчик концентрации кислорода в отработав­ших газах (лямбда-зонд). На автомо­билях, соответствующих нормам кон­центрации вредных веществ Euro-3, применяются два датчика концентра­ции кислорода: второй — диагности­ческий—установлен после нейтрали­затора в нижней части катколлектора. Каталитический нейтрализатор отра­ботавших газов предназначен для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов.

На авто­мобиле установлен нейтрализатор с металлическим носителем. Он со­стоит из множества сот, изгото­вленных из гофрированной фольги и покрытых катализаторами дожига. Проходя через соты нейтрализа­тора, оксид углерода превращается в малотоксичный углекислый газ, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтра­лизаторе достигает 90-95%.

Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в част­ности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго задан­ных пределах. Эту функцию выпол­няет электронный блок управления двигателем — контроллер, опреде­ляющий количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика концентрации кислорода.

При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода быстро выходят из строя. Поэтому эксплуатация автомобиля на этилированном бензине категориче­ски запрещается, даже кратковре­менная.

Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания. При пропусках искрообразования несгоревшее топливо, попадая в нейтра­лизатор, догорает и закоксовывает соты, что может привести к полной закупорке выпускной системы и оста­новке (или сильной потере мощности) двигателя.

Контроллер имеет функцию защиты нейтрализатора от пропусков зажигания, которые могут быть обнаружены в одном или двух цилиндрах одновременно. При этом контроллер отключает подачу топлива в эти цилиндры, а сигнализатор неисправности систе­мы управления двигателем, распо­ложенный в комбинации приборов, загорается в мигающем режиме. В этом случае необходимо прекратить движение, остановить двигатель, по­пытаться найти причину и устранить неисправность. Если этого сделать не удается, необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания.

Глушители и катколлектор — неразбор­ные узлы, при выходе из строя должны заменяться новыми. Между катколлектором и головкой блока цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка (общая для катколлектора и впускной трубы).

К катколлектору на трех шпильках крепится труба дополнительного глушителя. Соединение уплотнено термостойкой прокладкой. В трубу дополнительного глушителя встроен металлокомпенсатор. Он уменьшает передачу колебаний силового агре­гата на систему выпуска отработав­ших газов.

Задняя часть трубы дополнительного глушителя соединена с трубой основ­ного глушителя шарнирно. Между их фланцами находится металлическое кольцо со сферической наружной по­верхностью. Внутренняя поверхность фланцев — также сферическая, сами фланцы стянуты хомутом.

На кузове, над дополнительным глу­шителем и металлокомпенсатором, установлены теплозащитные кожухи. Система выпуска подвешена к кузо­ву на четырех резиновых подушках.

Обслуживание системы выпуска за­ключается в ее периодическом осмот­ре, проверке на герметичность соединений и наличие сквозной кор­розии, предусматривает подтяжку ослабленных соединений.

Как построить правильный выхлоп? Часть 1. Основные понятия.

Долго меня мучал вопрос как в идеале должна выглядеть правильная выхлопная система на авто.
Занялся изучением интернета и литературы по этим вопросам и к превеликому сожалению обнаружил что в русскоязычном сегменте данный вопрос хоть и немного раскрыт, но очень слабо, не всегда правильно и обычно не подкреплен какими то реальными испытаниями.

Но к счастью небольшое количество англоязычной литературы нашлось, а именно:
Four-Stroke Performance Tuning. A Graham Bell (в открытых источниках мне удалось найти лишь третье издание)
Modern Engine Tuning. A Graham Bell
На основе этой информации и будет базироваться мой рассказ с небольшим количеством "отсебятины".

Сразу отмечу что буду брать информацию для атмосферного 4-х цилиндрового двигателя дабы не раздувать излишне размер статьи, если вам интересно для другого типа двигателей — то смотрите оригиналы изданий.

В подавляющем большинстве своем современные инжекторные двигатели оснащены следующими элементами выхлопной системы:
1. Катколлектор

Производители вынуждены применять данную штуку дабы вписаться в нормы по выбросам вредных веществ. Но катколлектор начинает правильно работать только когда достигнет определенной температуры по этой причине катализатор размещают как можно ближе к головке блока цилиндра, а для удешевления и упрощения производства совмещают выпускной коллектор с каталитическим нейтрализатором. В нем же размещают и лямбда-зонд потому как также для его корректной работы нужно чтобы он прогрелся до рабочей температуры и как можно максимально быстро.
Кстати на фото приведены катколлекторы 8 клапанных двигателей ВАЗ-11183(21114) евро-3(слева) и ВАЗ-11186(21116) евро-4(справа). Последний имеет гораздо более правильную форму что не последним образом сказывается на том что двигатель ВАЗ-11186(21116) мощнее.

2. Далее следует как правило резонатор:

Функция его состоит в первичном уменьшении звука выхлопа, а также частичном глушении обратной волны от выпуска — когда часть выхлопных газов которые выходят из коллектора с пульсацией встретив на своем пути препятствие в виде остальной выхлопной системы пытаются устремится назад тем самым тормозя скорость потока выхлопа.
На некоторых автомобилях резонаторов может быть несколько — в силу конструктивных особенностей(например нехватка места) или же задумки инженеров.

3. Оконечный глушитель он же "банка":

Главная задача которого уменьшить по максимуму звуковое давления от выхлопа.

Рвение производителей к экономии, простоте сборки на конвеере и еще вписаться при этом в экологические и звуковые нормы приводит к тому что частенько штатный выхлоп уменьшает пиковую мощность и крутящий момент двигателя и что тоже довольно актуально, увеличивают расход топлива.

По разным источникам для стандартного двигателя изменив только выхлопную систему можно получить прирост от 5 до 12% мощности в зависимости от двигателя и насколько правильно она спроектирована и сделана.

Первым элементом который наиболее существенно влияет на то как работает выхлопная система является выпускной коллектор он же т.н. "паук".

Главная задача данного элемента минимизировать "перехлестывание" выхлопных газов между цилиндрами когда выхлопные газы одного цилиндра поддавливают выход выхлопных газов другого цилиндра.
Самый оптимальный паук с точки зрения максимальной мощности это когда бы его концы выходят прямиком в атмосферу, как например на драгстерах:

Но для гражданского применения это вовсе неприемлемо ни по звуку, ни по безопасности, да и данная конструкция отлично работает в основном при максимальном открытии дросселя. При частичных нагрузках данная система будет работать не оптимально.

Для решения данной проблемы существует 2 основных типа тюнинговых выпускных коллекторов:
Паук 4-1:

Отличие в них в том каким образом сходятся первичные трубы. У паука 4-2-1 первичные трубы 1 и 4 цилиндров, 2 и 3 цилиндров сходятся в отдельные вторичные трубы, а потом уже они соединяются в одну трубу.

Как заявляет A Graham Bell в своих книжках для гражданских двигателей с обычными не широкофазными распредвалами паук 4-2-1 более предпочтителен чем 4-1, поскольку он дает хорошие показатели мощности на средних и низких оборотах, но в то же время паук 4-1 даст на 5-7% больше мощности, но на определенном узком диапазоне оборотов, как правило высоком.

Смею отметить что холивары постоянно ведутся на тему что лучше 4-2-1 или 4-1? Некоторые склоняются к тому что 4-1 прибавляет мощности и крутящего на всем диапазоне оборотов лучше чем 4-2-1. По моему скромному мнению такая ситуация наблюдается главным образом что производители пауков особо не считают размеры своих коллекторов и в основной массе 4-2-1 коллектора получаются более плохо спроектированы/изготовлены и из-за этого наблюдается такая картина.

Отдельно хочу отметить вставки замены катализатора которые много называют тоже пауками, но я с этим не совсем согласен как минимум потому чтобы не путать эти два типа изделий, не говоря что вставки вряд ли дадут какой то ощутимый прирост в мощности.
Вставки которые встречаются в продаже бывают 3 типов:
1. Вставка замены катализатора 4-2-1

2. Вставка замены катализатора 4-1

3. Вставка замены катализатора Subaru-sound

Итак, 3-й тип сразу отбросим из рассмотрения т.к. с точки зрения правильного выхлопа это полный нонсенс поскольку соединяются 1-2 и 3-4 цилиндры, что увеличивает эффект перехлестывания выпуска, да и длинна первичный труб минимальна, что очень плохо будет влиять на средние и высокие обороты. Да и в придачу ко всему из-за "рога" длинна труб до соединения в 1 получается и будет давать тот характерный звук Subaru, но никак не увеличивать мощность и момент, скорее наоборот.

На автомобилях Subaru используются оппозитные двигатели, а это означает что у них две ГБЦ и плюс сложная подкапотная компоновка потому там идут на это осознано и расчетами, испытаниями там негативные эффекты от этого сводят к минимуму.
Вставка 4-2-1 тоже бредовая как по мне постольку длинна первичных и вторичных труб мизерная, лучше конечно чем развалившийся катализатор, но не особо.
По моему мнению если у вас развалился катализатор, то замена на вставку 4-1 наиболее предпочтительна т.к. там длинна первичных труб больше остальных вариантов.
Если взглянуть например стандартный катколлектор Калины NFR:

то видно, что первичные трубы увеличенной длинны по сравнению со штатным вариантом и я думаю это сделано далеко не просто так.
PS: фотка честно свиснута отсюда у Filin969

Также отдельно хочу отметить еще один тип коллекторов упоминание о которых мне не удалось найти в русскоязычном интернете это так называемы ступенчатые коллектора (stepped headers):

Главная фишка которых то что первичные трубы имеют переменный диаметр в сторону увеличения по направлению течения выхлопных газов.
Пока что до производителей тюнинг железяк такая диковинка не дошла видимо по причине того что это сложнее и дороже в производстве, да и по хорошему конструкцию нужно кропотливо отладить на диностенде.

ЗЫ: также пишите комментарии понравилось или нет данная статья и возможно кто то что то может дополнить из практики/личного опыта.

Неисправности глушителей на «Лада Калина» и способы их замены

«Лада Калина» считается практичным и доступным транспортным средством для использования в семьях и бизнесе. Однако автомобиль отечественного производства может доставить своему владельцу множество проблем, так как не все элементы его систем «доведены до ума». Одной из проблемных частей машины можно считать глушитель. Однако его строение и фиксация таковы, что автовладелец может выполнить все работы по его диагностике и замене самостоятельно.

Выхлопная система «Лады Калины»

После переработки топливовоздушной смеси остаточные вещества должны быть выброшены из полости двигателя. Для этих целей используется выхлопная система. Без неё эксплуатация любого автомобиля попросту невозможна.

Выхлопная система автомобиля «Лада Калина» состоит из нескольких элементов:

  • выпускной коллектор;
  • приёмная труба;
  • основной глушитель;
  • дополнительный;
  • каталитический нейтрализатор.

Все части выхлопной системы не только позволяют безопасно и быстро удалить из мотора отработанные газы, но и сократить уровень шума. А нейтрализатор служит для уменьшения выбросов оксида углерода, то есть снижает токсичность выхлопов на «Ладе Калине».

Необходимо отметить, что глушители для седанов, хетчбэков и универсалов «Лады Калины» будут немного отличаться. Так, маркировка устройства должна полностью соответствовать маркировке ВАЗа. Например, ВАЗ-1117 («Лада Калина» в кузове хетчбэк) требует модели 1117, а ВАЗ-1118 («Лада Калина» седан) — глушитель 1118. На модификацию «Лада Калина» универсал устанавливается устройство с маркировкой 1118—1200010.

Из чего состоит глушитель

Основная часть выхлопной системы служит для поглощения шумов. На автомобиле «Лада Калина» эту функцию берёт на себя труба, в составе которой непосредственно сам глушитель и его резонатор.

Длинная изогнутая труба глушителя

Утолщение — это резонатор, окончание — непосредственно сам глушитель

У трубы полностью герметичный корпус, который изготавливается закатным способом, то есть без применения сварочного аппарата. Благодаря этому глушитель долговечен и не поддаётся коррозии. А резонатор, который также находится в трубе, представляет собой несколько замкнутых камер. Эти камеры между собой соединяются небольшими трубками, в которых есть отверстия. Благодаря такому строению резонатор может быстро сглаживать все акустические колебания. В последних модификациях «Лады Калины» резонатор изнутри прокладывается звукопоглощающим материалом.

Старый резонатор в разрезе

Трёхкамерное устройство позволяет уменьшать уровень шума в автомобиле

К сожалению, качество глушителей для «Калины» оставляет желать лучшего. Зачастую срок их службы не превышает 40–50 тысяч километров пробега. Поэтому автовладельцу приходится задумываться о том, какой «глушак» выбрать. На сегодняшний день механизмы для «Лады Калины» представлены по самым разным ценам — от самых дешёвых до дорогих. Однако лучше ориентироваться в мире автозапчастей по следующим параметрам:

  • материал глушителя: оригинальные запчасти выполняются из нержавеющей стали или алюминия, они прослужат максимально долго и обеспечат качественный отвод выхлопов;
  • стоимость: не стоит приобретать устройство ниже отметки в 1 тыс. руб.;
  • вес: оригинальный и качественный «глушак» будет весить больше, чем подделка, так как камеры снабжаются утолщёнными стенками и звукоизолирующими материалами.

Как определить неисправность глушителя на «Ладе Калина»

Автомобили отечественного производства имеют упрощённую конструкцию выхлопной системы. Благодаря этому водитель без труда сможет определить неисправности в работе глушителя «Лады Калина».

Прежде всего необходимо уточнить, какие именно риски возможны при использовании неисправного устройства:

  • если в «глушаке» образовалась дыра, токсичные газы могут поступить в салон. Опасность состоит в том, что выхлопные газы не имеют цвета и запаха. После даже непродолжительного периода вдыхания водитель может почувствовать головную боль, тошноту и усталость;
  • если механизм системы вышел из строя, то сразу же будут заметны громкие хлопки в резонаторе. А сегодня многие районы города и развлекательные учреждения ограничивают уровень шума на своей территории, поэтому водитель автомобиля может получить штраф;
  • снижение комфортности во время поездок, так как уровень шума при неисправном глушителе не позволит разговаривать или слушать музыку.

Неисправности можно определить самостоятельно. Для этого не требуется каких-то специальных знаний или оборудования.

Глушитель слетел с резинок

Важно, чтобы глушитель всегда находился в строго горизонтальном положении

Пошаговая инструкция для диагностики неисправности

Действуйте в такой последовательности:

  1. Внимательно прислушайтесь к шумам, которые возникают при движении автомобиля. Если глушитель неисправен, то машина будет работать намного громче, чем ранее. И также стуки или характерное бульканье во время езды говорят о поломках в выхлопной системе.
  2. Поднимите машину на домкрате и осмотрите корпус устройства. На нём не должно быть дыр или даже обычной ржавчины. Если на корпусе уже имеются ржавые следы, то, скорее всего, внутри корпуса также есть какие-то дефекты.
  3. При езде внимательно проследите за качеством выхлопных газов. Если из глушителя периодически вырывается чёрный и плотный дым, то в работе выхлопной системы точно не всё в порядке.
  4. Заведите мотор и несколько минут погазуйте. После выключите зажигание и проверьте температуру двигателя. После непродолжительной работы мотор не должен успеть накалиться. Если есть перегрев, значит, механизм не справляется со своей работой.

Основные неисправности в работе глушителя

Часто при монтаже нового глушителя водитель не уделяет должного внимания надёжности фиксации его элементов. Именно это и можно считать основным видом неисправностей, так как из-за некачественного соединения «глушак» быстро выходит из строя.

И также к неисправностям можно отнести и следующие факторы:

  • механические повреждения во время езды или парковки;
  • сильная коррозия, в результате которой на корпусе глушителя или резонатора образуются дыры;
  • прогорание мелких элементов, из-за чего вся система теряет герметичность.

Как заменить глушитель «Лада Калина» своими руками

Прежде чем говорить о замене глушителя, нужно правильно подобрать модель. Устройство подбирается под кузов автомобиля. При этом лучше всего приобретать «глушак» не на авторынках, а в специализированных магазинах. На рынке можно купить модель от 500 рублей, но навряд ли она прослужит долго. Когда как в автомагазине можно подобрать алюминиевый или нержавеющий корпус глушителя от 1000–1500 рублей и быть уверенным в долгом сроке его службы. Обычно оригинальные элементы выхлопной системы служат на протяжении 50 тысяч километров пробега.

Для успешного выполнения всех процедур лучше всего сразу же подготовить следующие инструменты:

  • смазочную жидкость WD-40;
  • два рожковых ключа на 13;
  • молоток;
  • отвёртку с плоским лезвием.

Видео: самостоятельная замена «глушака»

Процедура демонтажа

Снятие резонатора и «глушака» может считаться самой трудозатратной частью всей процедуры замены. Сложность определяется тем, что бывает очень трудно отсоединить элементы выхлопной системы друг от друга:

  1. Первым делом нужно поддомкратить заднюю часть автомобиля или загнать его на яму.
  2. После чего потребуется найти соединительный хомут, который соединяет глушитель и резонатор. Снять хомут будет трудно, так как болтовые соединения из-за постоянного прогрева прикипают к металлическим конструкциям.
  3. Лучше всего сначала промазать все соединения смазочной жидкостью и после этого приступать к снятию.
  4. После демонтажа резонатора нужно снять сам глушитель.
  5. Он обычно легко снимается, так как к днищу машины крепится посредством резиновых подвесок.

Старый и новый глушители

С нового изделия рекомендуется сразу же снять все наклейки и обёртку

Таким образом, снятие глушителя может занять около 20–30 минут, в зависимости от сложности откручивания болтов резонатора. При этом все соединительные элементы и уплотнители также нужно снять — их дальнейшее использование на новом устройстве невозможно.

Описанный порядок работы будет одинаков для всех модификаций «Лады Калины», независимо от типа кузова.

Как поменять уплотнители, резинки и гофру

В вопросах смены уплотнительных колец и резинок на глушитель проблем обычно не возникает. Все комплектующие можно приобрести вместе с устройством и надеть резинки на место старых.

Резинка глушителя

Резинка для глушака стоит недорого и меняется за минуту

Более сложной процедурой считается замена гофры. К тому же, не всегда автовладелец имеет под рукой сварочный аппарат и умеет на нём работать.

Чтобы поменять гофру на ещё рабочем глушителе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Болгаркой спилить остатки старой гофры (разумеется, перед этим глушитель нужно будет снять).
  2. На новой гофре выполняются аккуратные подпилы на тех местах, к которым будут стыковаться трубы.
  3. Гофра натягивается на место и с двух сторон обязательно фиксируется хомутами.
  4. «Глушак» устанавливается под днище.

Такой упрощённый способ замены гофры считается довольно практичным, хотя, разумеется, сварочные работы сделали бы замену более долговечной.

Гофра

Элемент гофра увеличивает срок службы глушителя

Как установить новый глушитель на «Ладу Калину»

Процедура монтажа займёт не более пяти минут. Так как все элементы новые, то не придётся бороться со ржавчиной и коррозией. Порядок монтажа выглядит так:

  1. Сначала устанавливается само устройство — для этого используются две резиновые подвески.
  2. Резонатор крепится на место старого устройства болтами на 13.
  3. Соединение между глушителем и резонатором фиксируется новыми хомутами.
  4. После чего можно снять автомобиль с домкратов и проверить работоспособность устройства.

Таблица: моменты затяжки резьбовых соединений

Наименование узлов и деталей Резьба Момент затяжки,
н-м (КГС-М)
Гайки крепления выпускного коллектора
Гайка крепления приёмной трубы к выпускному коллектору
Гайки болтов хомутов крепления фланцев основного и дополнительного глушителей
Болты фланца нейтрализатора и приёмной трубы
Болты кронштейна каталитического нейтрализатора
М8
М8х1,25
М8х1,25
М8х1,25
М8
20,9–25,8 (2,1–2,6)
20,9–25,8 (2,1–2,6)
15,9–22,6 (1,6–2,3)
15,7–22,6 (1,6–2,3)
14,0–18,0 (1,4–1,8)

Автомобили «Лада Калина» могут быть довольно капризными в плане износа элементов выхлопной системы. Однако недолгий срок службы глушителей может быть предотвращён выбором качественного изделия и самостоятельным проведением монтажных работ, так как только в этих случаях можно быть уверенным в длительной эксплуатации глушителя.

Устройство глушителя на лада калина 111730


1 — теплозащитный экран;
2 — уплотнительная прокладка;
3 — катколлектор;
4 — датчик концентрации кислорода;
5 — металлокомпенсатор;
6 — резиновые подушки;
7 — дополнительный глушитель;
8 — основной глушитель;
9 — уплотнительное кольцо;
10 — хомут.

Система выпуска состоит из выпу­скного коллектора, выполненного заодно с каталитическим нейтрали­затором (катколлектором), дополни­тельного и основного глушителей и соединяющих их труб.


Катколлектор с датчиком концен­трации кислорода

В верхней части катколлектора (до нейтрализатора) установлен датчик концентрации кислорода в отработав­ших газах (лямбда-зонд). На автомо­билях, соответствующих нормам кон­центрации вредных веществ Euro-3, применяются два датчика концентра­ции кислорода: второй — диагности­ческий—установлен после нейтрали­затора в нижней части катколлектора. Каталитический нейтрализатор отра­ботавших газов предназначен для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов.

На авто­мобиле установлен нейтрализатор с металлическим носителем. Он со­стоит из множества сот, изгото­вленных из гофрированной фольги и покрытых катализаторами дожига. Проходя через соты нейтрализа­тора, оксид углерода превращается в малотоксичный углекислый газ, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтра­лизаторе достигает 90-95%.

Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в част­ности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго задан­ных пределах. Эту функцию выпол­няет электронный блок управления двигателем — контроллер, опреде­ляющий количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика концентрации кислорода.

При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода быстро выходят из строя. Поэтому эксплуатация автомобиля на этилированном бензине категориче­ски запрещается, даже кратковре­менная.

Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания. При пропусках искрообразования несгоревшее топливо, попадая в нейтра­лизатор, догорает и закоксовывает соты, что может привести к полной закупорке выпускной системы и оста­новке (или сильной потере мощности) двигателя.

Контроллер имеет функцию защиты нейтрализатора от пропусков зажигания, которые могут быть обнаружены в одном или двух цилиндрах одновременно. При этом контроллер отключает подачу топлива в эти цилиндры, а сигнализатор неисправности систе­мы управления двигателем, распо­ложенный в комбинации приборов, загорается в мигающем режиме. В этом случае необходимо прекратить движение, остановить двигатель, по­пытаться найти причину и устранить неисправность. Если этого сделать не удается, необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания.

Глушители и катколлектор — неразбор­ные узлы, при выходе из строя должны заменяться новыми. Между катколлектором и головкой блока цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка (общая для катколлектора и впускной трубы).

К катколлектору на трех шпильках крепится труба дополнительного глушителя. Соединение уплотнено термостойкой прокладкой. В трубу дополнительного глушителя встроен металлокомпенсатор. Он уменьшает передачу колебаний силового агре­гата на систему выпуска отработав­ших газов.

Задняя часть трубы дополнительного глушителя соединена с трубой основ­ного глушителя шарнирно. Между их фланцами находится металлическое кольцо со сферической наружной по­верхностью. Внутренняя поверхность фланцев — также сферическая, сами фланцы стянуты хомутом.

На кузове, над дополнительным глу­шителем и металлокомпенсатором, установлены теплозащитные кожухи. Система выпуска подвешена к кузо­ву на четырех резиновых подушках.

Обслуживание системы выпуска за­ключается в ее периодическом осмот­ре, проверке на герметичность соединений и наличие сквозной кор­розии, предусматривает подтяжку ослабленных соединений.


В жизни любого автомобилиста настает время, когда прогорает глушитель на Ладе Калине. Так, появление рева и шума мешает не только самому водителю, но и нарушаются экологические нормы, ведь он начинает коптить и выхлопные газы попадают в салон. Замена элемента становится просто необходимостью, поскольку в салоне становится тяжело дышать.

Видео по замене глушителя Калины

Видео материал наглядно показывает процесс замены глушителя, а также расскажет некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при выполнении операций.

Процесс замены глушителя

Итак, для того, чтобы заменить глушитель на Калине потребуется инструментарий, а именно: ключ или головка на 13 и средство ВД-40. Теперь, когда все подготовлено можно приступить непосредственно к ремонту:

  1. Заезжаем автомобилем на яму, эстакаду или подъемник.
  2. Находим стяжной хомут средней части выхлопной системы и глушителя.


Скоба крепления средней части трубы и глушителя Калина

Теперь новый глушитель установлен, и можно радоваться тихой и бесшумной езде.


Сравнение использованного глушителя и нового на Калину

Причины выхода из строя





Причин для выхода со строя глушителя на калине не много, но их необходимо знать каждому владельцу. Итак, рассмотрим, основные из них:

  1. Повреждение структуры элемента вследствие коррозионных повреждений.
  2. Разрыв или деформация глушителя после ДТП.
  3. Повреждение нижнее части глушителя вследствие наезда на препятствие.

Вот и все основные причины, которые способствуют тому, что узел требует замены.

Выбор глушителя

К выбору глушителя на Калину стоит относиться крайне тщательно, поскольку от качества материала будет зависеть ресурс детали.

Стоит более детально рассмотреть этот вопрос, определить артикулы и производителя.

Оригинал

Оригинальный каталожный номер глушителя Лада Калина – 1119-1200010. Он отлично становится на стандартные посадочные места и не требует доработок или переделок. Средняя стоимость составляет 2500 рублей.









Аналоги

Аналогов оригинального глушителя Калины существует два:

  • Fobos (42244) – он также становится на стандартные посадочные крепления. Средняя стоимость составляет 2000 рублей.
  • Ижорский глушитель (136110) – он требует доработки в части крепления. Это обусловлено тем, что ухо крепления на резинке находится немного дальше. Поэтому придется докупить нестандартную резиновую шайбу, которая и будет крепить глушитель к кузову. Стоимость такого изделия составляет около 3000 рублей.







Доработка и тюнинг


Стандартный и тюнинговый глушитель Стингер

Некоторые автолюбители для совершенствования своей Лады Калины делают тюнинг ходовой части. Она требует некоторых доработок, а именно перестановки стандартных посадочных мест крепления на кузове.

Как показывает практика, потребителю нравятся тюнинг комплекты выхлопной системы от производителей: «Брембо», DTW, ASF, TRU, RosTorg, ProSport+.

Также существует множество фактов, когда сами владельцы создавали целые системы своими руками.

Выводы

Замена глушителя на Ладе Калине – одна из самых простых операций, которые можно провести у себя в гараже. Для этого понадобится малое количество инструментов и знаний. Выбрать глушитель тоже достаточно легко ведь на рынке в основном представлен оригинальный вариант. Но, если автолюбитель хочет улучшить выхлопную систему, придется установить тюнинг комплект, который может стоить не дешево.

Лада Калина — семейство автомобилей отечественного завода АвтоВАЗ (от ВАЗ-1117 до ВАЗ-1119). Существует несколько вариаций машины: Калина седан, Калина хетчбэк и Калина универсал.

Немного о глушителе автомобиля Лада Калина

Вот этот узел авто

Глушитель — автомобильная трубка, снижающая шум от выхода сгорающих газов в атмосферу. Это устройство в Ладе Калине состоит из нескольких частей. Наиболее важные из них: основной глушитель и резонатор.

Со временем глушитель Лада Калина изнашивается и начинает стучать. Обычно это случается уже при достаточно высоком пробеге автомобиля — от 40 до 60 тыс. км. В этом случае потребуется заменить деталь.

Покупка нового глушителя для Лады Калины — очень ответственное дело. Одна из главных проблем — приобретение качественного изделия. Конечно, можно купить дешевый глушитель, изготовленный кустарным методом, но он прослужит в 4 раза меньше по сравнению с заводским. Поэтому нужно научиться отличать качественное устройство.

Глушители различаются по следующим параметрам.

  1. Материал. Заводской вариант должен быть сделан из алюминия или нержавеющей стали. Деталь из нержавейки найти достаточно трудно, иногда такие устройства делают на заказ. Глушители для Лады Калины из любых других материалов не подойдут.
  2. Цена. Качественное устройство стоит начиная от 1000 рублей, в то время как подделку можно купить за 500 рублей. Но глушитель за 5000 рублей тоже брать не стоит.
  3. Вес. Масса хорошего глушителя будет больше, так как он имеет уплотненные стенки и содержит специальную «вату», удерживающую звук.
  4. Место покупки. На рынке тяжело найти качественное оборудование. Желательно приобретать глушитель в сервисном центре или специальном магазине.

Вернуться к оглавлению

Меняем глушитель своими руками

Работы по замене устройства и его установке на разные модели авто мало чем отличаются. Разве что для разных модификаций потребуются и разные детали. Так, на Калину седан понадобится модель 1118, а на Калину хетчбэк — 1117 (по номеру вазовского индекса: ВАЗ-1118 и ВАЗ-1117).

Для переустановки необходимо подготовить:

  • смазку вида WD-40;
  • ключи на 13;
  • молоток или плоскую отвертку;
  • новый глушитель.

После того как нужные инструменты найдены, можно приступать к замене глушителя Калины.

Изношенная и новая детали

Самой сложной частью этой работы является демонтаж устройства, а не установка нового. Если не получается снять деталь с помощью молотка, надо взять отвертку. Если и ей не получается — тогда зубило и т. д. Необходимо опробовать все методы.

Первым делом нужно найти хомут, который соединяет глушитель с резонатором. Его следует снять, но сделать это сразу тяжело: болты прикипают и не откручиваются. Их надо смазать и подождать 10-15 минут, а затем уже приступать к работе. Ключи лучше использовать подлиннее, так как в этих местах гайки открутить весьма сложно.

После того как хомут демонтирован, следует снять глушитель Лада Калина с резиновых подвесов. Их всего 2: один расположен около самого днища машины, а второй — около края глушителя. После этого устройство можно вынимать.

Для того чтобы установить новый глушитель, нужно проделать все вышеописанные действия в обратном порядке. В случае надобности следует поменять подушки на новые. Следует убедиться в том, что элементы, входящие в выпускную систему, не соприкасаются с элементами кузова при колебаниях, иначе при езде будет стук. Наклейки, ценники, маркировки и т. п. лучше предварительно удалить, ведь под ними глушитель может загнить.

Устанавливая новый глушитель, не забудьте поставить обратно уплотняющее кольцо. Хорошо, если кто-то будет толкать глушитель вперед, чтобы облегчить надевание хомута. Вся операция замены устройства на Калину не должна занять более получаса.

Замена детали в сервисном центре

При замене глушителя надо быть особенно внимательным, так как существует много разновидностей устройства в зависимости от модели авто. Нужный вариант выбирается в соответствии с размерами и местами крепление. Если во время проведения самостоятельных работ возникли проблемы или нет достаточной уверенности в своих действиях, лучше заменить устройство в сервисном центре. Для этого надо будет приготовить некоторую сумму денег.

Замена глушителя — простая операция. Цена у нее должна быть соответствующая — не более 1500-2000 рублей (без учета стоимости самого устройства). Если стоимость превысила данный порог, возможно, это обман. Но если за работу просят 200 рублей, качественного ремонта ожидать не стоит.

Возможно, потребуется замена резонатора. Резонатор — вторая важная часть глушителя. Он выполняет те же функции, что и основной глушитель, но дополнительно защищает устройство от искр и пламени. В случае неполадок его нужно срочно заменить.

Замена резонатора Лада Калина выполняется совершенно так же, как и замена глушителя. При возникновении неполадок лучше обращаться в сервисный центр.

Возможные проблемы после замены глушителя

Обычно замена устройства не создает никаких проблем, но иногда могут возникнуть некоторые неудобства. Примеры таких проблем.

  1. Выхлопная система или провисает, или упирается в днище.
  2. Старые и новые детали не сочетаются.
  3. Появились проблемы с подвеской и тормозами.

Первые 2 неполадки устраняются легко: достаточно провернуть узел или напильником уравнять детали, которые плохо совместились. Третья проблема гораздо более опасная. Дело в том, что она возникает не из-за замены глушителя, а раньше, но до установки новой детали не проявляется. Для того чтобы ее избежать, при выполнении операции нужно качественно проверить все узлы. Проблемы с подвеской или с тормозами гораздо важнее, хотя при замене глушителя они возникают достаточно редко.

Если в машину вставлен старый глушитель, она станет источником неприятностей. Они могут быть самыми разными:

  • шум и грохот;
  • снижение скорости из-за проблем с двигателем;
  • образование искр в глушителе, что может привести к чему угодно: от простого отказа оборудования до взрыва (правда, это маловероятно).

Глушитель Лада мало отличается от подобных устройств на других авто. Менять его необходимо через каждые 50-60 тыс. км пробега.

Читайте также: