Шкода самая большая легковая

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Объезжаем олдтаймеры марки Skoda на её юбилее

Первым автомобилем Шкоды считается Voiturette Type A, хотя в 1905 году он выпущен под брендом Laurin & Klement. Задний привод, двухцилиндровый литровый мотор (7 л.с.), трёхступенчатая «механика» — испытать всё это нам помешал ливень. На снимке везучие коллеги из другой группы.

Сотрясаясь всем хлипким телом, колымага наконец трогается и с натужным воем выползает на дорогу. Её и завести-то было проблемой. Поверни ключ, дёрни специальную «кочергу», воткни передачу подрулевым рычагом от себя и вверх, выжми каменное сцепление и поддай побольше газу. Схему переключения скоростей — не запомнить, не понять. Огромная баранка не крутится. Тормозов, кажется, просто нет. Тащусь в развалюхе на черепашьей скорости и реально рискую жизнями: своей, пассажирской и встречных водителей. Мечтаю, чтобы пытка поскорее закончилась. Не ожидал, что приду к такому выводу, но олдтаймеры, которыми принято безоговорочно восхищаться, могут быть всего лишь плохими старыми автомобилями.

Истязание только началось. Хлещет дождь. Обзорность сквозь запотевшие стёкла стремится к нулю: дворники застыли поперёк лобового (сломаны), круглое боковое зеркальце есть только с водительской стороны. Расчищаю себе амбразуру левой рукой через окно. В повороте едва разъезжаюсь с каким-то расплывчатым седаном. Кстати, ремни безопасности отсутствуют. Зато внешне наша машина симпатичная. Это двухдверка образца 1958 года, называется Skoda 440 Spartak.

Безусловно, машины полувекового возраста следует рассматривать в историческом контексте, как отпечаток эпохи. Но ведь есть, к примеру, 60-летний Citroen DS — инновационный и комфортный даже по сегодняшним меркам. Справедливости ради замечу, что «четыреста сороковая» была популярной моделью — по миру разошлось больше 75 тысяч экземпляров. Жаль, мой пребывает в плачевном состоянии. Половина других олдтаймеров, а их тут дюжина, — тоже едва живы. Есть среди них музейные машины (на них можно кататься только пассажирами) и недобитые автомобили частников. Все вместе мы празднуем 120-летний юбилей марки Skoda на её родине.

Похожий на Super Mario усатый дядька в шляпе безуспешно пытается завести двигатель 1.6 (42 л.с.). Его праворульная Skoda Rapid 1938 года выпуска сдаётся только с четвёртой попытки. Машина натужно трогается, крепкая правая рука водителя выворачивает руль оборота на четыре, левая перебирает три передачи, Rapid набирает крейсерские 30 км/ч. Пол под ногами переднего пассажира вибрирует так, будто вот-вот провалится. Эй, критики современного лифтбека Skoda Rapid! Попробуйте прокатиться на этом!

Владелец Рапида говорит исключительно по-чешски, понятна треть слов. Показывает на автоматический стеклоочиститель — дорогая вещь. Правда, толку от этого дворника. «Марио» обращает внимание на заслонку у верхней кромки лобового стекла: открываешь её, образуется щель на улицу — кондиционер такой. Не очень комфортная, но познавательная поездка завершается парковкой между клумбами задним ходом с открытой дверью, иначе не видно ничего.

Благодарим усача и идём к следующему раритету. Вот он, олдтаймер с большой буквы в прекрасном состоянии! Лимузин Skoda 645, сошедший с конвейера в 1929 году, поражает колоссальным пространством для задних пассажиров. При росте 187 см я вытягиваю ноги во всю длину, но всё равно не дотягиваюсь носками ботинок до барьера, отделяющего водителя. Получилось, лишь когда на роскошном диване прилёг на локтях. Чувствуешь себя баронессой в театральной ложе — нужен веер.

Полностью расслабиться мешают две вещи: беспрестанно ездит по ушам изнывающая рядная «шестёрка» 2.5, у которой лишь 45 сил, и громко крякает при переключении передач трёхступенчатая «механика». Но надень наушники — и не захочешь из Шкоды 645 никуда выходить. Место шофёра, сидящего на таком же диване, впрочем, не манит. Органы управления требуют хорошей физической формы — на четырёхспицевый штурвал приходится наваливаться обеими руками. За руль, однако, сесть необходимо — что там нам ещё предлагают? О, это же «первая» Skoda Octavia, выпускавшаяся с 1959 по 1971 год!

Если внешне древняя Octavia напоминает советский холодильник, то внутри — радиолу. Чувствуешь себя гарантийным человечком из повести Эдуарда Успенского. Передняя панель — жесть. Тут вообще много жести во всех смыслах. Но первейшее впечатление верно — с Октавией намного проще ужиться, чем с её предшественницей, которой является как раз напугавшая меня Skoda 440 Spartak. Олдовая Octavia пережила трансплантацию коробки: вместо неудобного подрулевого переключателя передач хозяин поставил обычный рычаг (это распространённое явление).

Слушаю, как горюет «четвёрка» объёмом 1,1 л (40 л.с.), переключаю коротко нарезанные передачи и задумываюсь. А ведь среди шкодовских олдтаймеров нет ни одной машины с автоматической трансмиссией. Уточняю у чехов, они шутя подтверждают: «Вон у экипажа Voiturette «автомат» — восьмиступенчатый!» Да, двухпедальные автомобили появились у Шкоды уже в новейшей истории. Вспоминаю Opel Admiral A (1965 г.) со 190-сильной «восьмёркой» и двухступенчатым «автоматом», на котором я катался в Рюссельсхайме, то был классный опыт. Здесь пока удовольствие средненькое. Может, ситуацию исправит красненькая Skoda 1100 MBX?

Литровая «четвёрка» (40 л.с.) и четырёхступенчатая коробка сюрпризов не принесли, зато удивили. стёкла! Всё боковое остекление открывается: и треугольные окошки, и водительское, и пассажирское окна, причём последнее опускается вместе со средней стойкой! Кроме того, на потолке, за спинами передних седоков, сделано крепление для ремней безопасности: когда те не используются, втыкаются туда. Задним пассажирам пристегнуться нечем.

Колесить по одному и тому же маршруту в запотевших под дождём старичках надоедает. К тому же пазл сложился: маломощные моторы, трудные в обращении коробки, большие неповоротливые рули, тяжёлые педали, «оранжевый» уровень безопасности, неважное самочувствие автомобилей, затхлые запахи. И ни одного спорткара или «горячей» модификации, хотя в арсенале Шкоды достаточно много и того, и другого. Я же видел это собственными глазами на премьере Октавии RS во время Фестиваля скорости в Гудвуде.

У олдтаймеров не отнять приятной внешности, у них есть любопытные особенности, но… С тоской поглядываю на «ньютаймер» — Superb со 150-сильной «турбочетвёркой» 1.4 и «механикой», который вскоре поменяю на лифтбек с мотором 2.0 TSI (220 л.с.) и «роботом» DSG. Отличная машина готова с ветерком доставить в Прагу. Но не сразу. В программе значится ещё один пункт — заводской музей Шкоды в Млада-Болеславе. Отправляемся туда. Бросим прощальный взгляд на необъезженные раритеты.

В Шкодаград (или Шкодабург?) Млада-Болеслав заезжаем с непарадного входа, минуя все достопримечательности: замки, костёлы, руины, театры. В отрыве от них — обычный заштатный городишко, промышленно-ориентированный. Концентрация автомобилей марки Skoda здесь выше, чем где-либо в Чехии, однако вряд ли превышает 50% от общего числа. (Нет такой тотальной доминанты, как у бренда Dacia в Румынии.) Потребительское отношение к чешской марке на её родине не имеет признаков обожествления, никакого причисления к лику святых не видно. Возможно, кто-то и молится, мастырит обереги от дизельгейта, но делает он это в закрытой келье. Обшарпанные стены комплекса Skoda Museum тому подтверждение.

Ресторан при музее, где мы обедаем, называется «Вацлав». Вкусно ли готовят, не знаю. Вместо трапезы я занимаюсь съёмкой. Коллеги на пищу не жалуются. Имя Вацлав — это два человека, с которых началась нынешняя марка Skoda. У истоков — несчастный чешский пацанёнок. Когда умирает мама, Вацлав Клемент ещё ходит пешком под стол. Мачехе на него плевать. Паренёк с 14 лет хватается за черновую работу и показывает себя способным малым. Перебирается из родного посёлка Велвары в городок Слани, устраивается подручным в книжный магазин, заканчивает школу. Потом — ненадолго Прага, затем — переезд в Млада-Болеслав и другой букинистический.

Вскоре владелец лавки умирает, Вацлав выкупает её, но бизнес загибается — приходится продать, чтоб рассчитаться с долгами. А в 1894 году наш герой делает самое ценное приобретение — дорогущий велосипед Germania VI немецкой марки Seidel & Naumann. Не будь тот велик бракованным (из-за дефекта рамы слетала цепь), легковушек под брендом Skoda нам не видать. «К счастью», Germania сразу ломается. На просьбу о ремонте фирма посылает куда подальше: «Пишите по-немецки! Иначе nicht verstehen!». Молодой активист велодвижения звереет и вместе с приятелем-механиком, тоже Вацлавом, тоже активистом, решает открыть собственную фирму, чтобы спроектировать оптимального двухколёсного коня для себя и на продажу.

В 1895 году Вацлавы, создав компанию Laurin & Klement (L & K), начинают производство велосипедов под патриотичным брендом Slavia, которые пользуются популярностью. Рассрочка, возврат, гарантия, сервис, реклама — всё организовано, и это подкупает. До 1889 года L & K занимается только великами, потом и мотоциклами. В это время инженер и предприниматель Эмиль Риттер фон Шкода — крупный промышленник. Он построил металлургический и оружейный заводы, железную дорогу. О Лаурине и Клементе магнат ничего не знает. Через год он умрёт, так и не познакомившись с ними. И конечно, никто из упомянутой троицы подумать не может, что спустя сотню лет их будет поминать добрым словом очкарик из России, едущий под дождём за рулём лифтбека Skoda Superb в топовой комплектации под названием Laurin & Klement. Ехать и ворчать, что летоисчисление Шкоды вызывает вопросы.

Первый автомобиль Voiturette Type A фирма L & K выпускает в 1905-м. Если считать от него, то чешской марке 110 лет. Ещё есть история концерна Эмиля Шкоды — первую фабрику он купил в 1869-м. При таком раскладе Шкоде 146 лет, но это совсем некорректно, ведь легковыми автомобилями предприниматель вообще не занимался вплоть до своей кончины. Другая памятная дата — переход L & K под крыло гиганта Skoda Plzen и переименование в Шкоду, случившиеся 27 июня 1925 года, 90 лет назад. В общем, празднуем в любом случае, но официальные «120» получаются только с большой натяжкой. Некоторым оправданием может служить тот факт, что велосипеды под маркой Skoda выпускаются по сей день.

Историю Шкоды преподносят как «120 лет успеха». Однако далеко не всё и не всегда шло гладко: вынужденная работа на нацистов, социалистический период и кризис после него. Да и где была бы сейчас Skoda, не купи её в 1991-м Volkswagen? Например, она могла стать очередной производственной площадкой Renault и выпускать Twingo. Или с неясной перспективой перейти в собственность BMW. Да-да, правительству Чехословацкой Республики поступали и такие предложения. Но выбор пал на VAG, и мы имеем что имеем — компанию, отсчитывающую дни рождения с момента основания велосипедной фирмы Laurin & Klement, от которой остались только название дорогущей комплектации, памятник и ресторан «Вацлав». Хотя вру, есть ещё масса рекламных постеров, адресованных России дореволюционной эпохи.

Skoda с большим багажником: ТОП-6


Описание и особенности автомобилей Skoda с большим багажником: топ-6 моделей, характеристики, вместимость. Видео о самых вместительных автомобилях мира. Описание и особенности автомобилей Skoda с большим багажником: топ-6 моделей, характеристики, вместимость. Видео о самых вместительных автомобилях мира.

Skoda с большим багажником: ТОП-6

Выбирая для себя автомобиль, люди руководствуются своими вкусовыми предпочтениями, функциональностью транспорта и имеющимся бюджетом. Чаще всего хочется, чтобы машина была надежной, экономичной и доступной.

Комфорт и красота – это прекрасно, но зачастую они воспринимаются скорее приятными бонусами, дополняющими «рабочую лошадку». Если водитель – семьянин с чадами и домочадцами, то немаловажным критерием при выборе машины становится вместимость багажника. Он важен для поездок на дачу или на отдых, перевозки крупных вещей или покупок.

Хозяйственные россияне часто возят урожай с дачи, помогают близким и друзьям с переездами, способны поехать через полстраны на побережье теплого моря. Приспосабливают багажник под «склад» игрушек, самокатов, складных велосипедов, инструмента.

Каждый производитель автомобилей пытается при проектировании машин сделать упор на какое-то особое свойство: объем двигателя, количество лошадиных сил, размерность, максимальный комфорт. А кто-то не забывает и про размер багажника.

Производители и продавцы оперируют двумя стандартами измерения объема багажного отделения:

    Первый, SAE (США) практичен до минимализма. В автомобиль складывают чемоданы стандартного размера. Как только место заканчивается, полученные объемы пересчитывают в финальный результат.

Исходя из разницы пересчета объема, данные о вместимости багажника при подсчетах будут различаться. Те автомобили, которые «рассчитаны» по европейской системе, будут обладать всегда большими размерами багажного отсека.

Среди автомобилей Skoda европейского производителя есть экземпляры, которые могут похвастаться довольно неплохими размера багажника. Если сложить задние сиденья, то количество свободного места под груз в машине резко возрастет – этот критерий мы тоже учитываем.

Кстати, особенной «фишкой» Skoda с недавних пор становится «выкраивание» все большего пространства внутри салона при кажущихся небольших размерах. Инженеры-проектировщики автомобилей Skoda полагают, что важно не то, сколькими литрами измеряется объем, а исключительно правильность оптимального использования имеющегося пространства.

Так какие же Skoda обладают самым вместительным отсеком сзади?

Модели Шкода с большим багажником

1. Skoda Kodiaq

Skoda Kodiaq

    Объем багажника (5-местный салон) – 760/2065 л.

Модель выпускается в пяти- и семиместном вариантах, что дает разный литраж багажника.
Семиместный Kodiaq имеет совсем небольшой багажник, но стоит сложить третий ряд, как он увеличивается до 630 литров, а если убрать второй и третий, то объем составит внушительные 2005 литров.

Размер второго ряда удивляет. По показателю свободного пространства для ног Kodiaq способен дать фору даже более большим внедорожникам.

Третий ряд столь просторен, что на нем с комфортом размещаются взрослые люди, и их колени ни во что не упираются. Это большая редкость для семиместных машин, где задние сиденья годятся только для размещения детей.

В пятиместной машине все проще: чистый объем – 760 литров, при сложенном заднем диване он увеличивается до 2065 литров. Багажник этого кроссовера впечатляет, во всей линейке машин Skoda модель Kodiaq является безусловным лидером по литражу багажного отделения. Также модель обладает самым вместительным багажником среди автомобилей аналогичного сегмента.

В целом машина неплоха для семейных выездов и достаточно безопасна, хотя и выявлен ряд недостатков эксплуатации в холодном российском климате. Оснащается силовыми агрегатами на бензине и дизеле, обеспечивающими динамичность движения. Двигатели – 1,4 или 2,0-литровые, с мощностью в 125/150 л.с. К ним агрегатируются «механика» на шесть ступеней либо шести-, семиступенчатые «автоматы».

2. Skoda Superb / Superb Combi

Skoda Superb Combi


На фото: Skoda Superb Combi

    Цена – от 1587000 руб.

Два типа автомобиля объединены в единый пункт из-за того, что это – разные вариации кузова одной и той же модели, возглавляющей рейтинги универсалов и лифтбеков бизнес-класса с вместительными багажниками.

Дверь багажника оснащена электроприводом, открываясь и закрываясь автоматически. Верхнюю точку открытия двери можно отрегулировать, зафиксировав ее на удобном по росту уровне. Управление возможно четырьмя способами:

    при помощи кнопки пульта дистанционного управления с ключа;

При открытии двери багажного отделения лифтбека внутренняя полка автоматически смещается в нейтральное положение, облегчая выгрузку и погрузку вещей. Также в активе множество ёмкостей для различной мелочевки, находящейся в «свободном полете». Задний диван раскладывается в пропорции 2:1:2, а в качестве бонуса у Superb идут светодиодный переносной фонарик и фиксационная сетка для груза.

Багажник Superb Combi поражает воображение не только своими размерами, являясь одним из самых внушительных в классе, но и оснащенностью. Продуманная подсветка, состоящая из двух ламп на внутренней части двери, хорошо освещает багажное пространство.

Стандартный багажный объем в 603 литра легко увеличивается за счет складывания сидений заднего дивана, достигая 1835 литров. Но и это не предел… Автомобили, оснащенные двойным регулируемым полом, позволяют выровнять поверхность внутри багажника, при этом длина его достигнет рабочих 1916 мм.

Все внутри багажного отделения сделано с умом. Размещение и фиксация багажа осуществляется при помощи алюминиевых планок с фиксаторами. Регулируемая перегородка позволяет разделить багаж на части, а специальный ремень зафиксирует груз, не позволяя ему перемещаться внутри багажника.

В набор для повышения функциональности входят две вертикальных и одна горизонтальная сетки, также предотвращающие катание предметов в багажнике.

В автомобилях, оборудованных алюминиевыми встроенными планками, можно зафиксировать вертикальную сетку строго посредине пространства багажного отделения. Приятным дополнением является съемный чехол, в которой легко помещаются лыжи или сноуборд.

Сзади от задних колесных арок продуман дополнительный вещевой отсек, при этом пол багажника остается на уровне удобной высоты для погрузки вещей. Небольшие, практичные крючки позволяют зафиксировать сумки. Для удобства предусмотрена даже 12-вольтовая розетка, и традиционно «в подполье» есть отдельный отсек для инструментов.

Автомобиль оснащается 2,0 и 3,0 литровыми двигателями с шестиступенчатым «роботом».

3. Skoda Octavia Combi

Skoda Octavia Combi

    Цена – от 1300000 руб.

Практичный семиместный автомобиль в кузове универсал по объему багажного отделения практически не уступает модели Superb Combi. Третий ряд делится на два отдельных кресла, по отдельности превращая посадочное место в дно машины. Дверь багажника открывается вместе со стеклом, позволяя в полученном пространстве спокойно перевозить длинномерные или объемные предметы.

Конструкторы предусмотрели два варианта багажного отделения для разных комплектации автомобиля. В простой комплектации под полом хранится запаска. В более интересной версии продумано наличие двойного фальшпола. Трансформирующаяся верхняя перегородка оказывается на 15 см выше нижней, равняясь по кромке проема задней пятой двери.

Соединения на шарнирах позволяют выставлять секции на нужной высоте, складывать их, наклонять, создавая различные комбинации по разграничению пространства.

С целью удобства поиска в багажном отделение вмонтированы два штатных светильника и 12-вольтовая розетка. При необходимости задний ряд можно сложить, не вылезая из багажника, потянув за специальные ручки на стенках.

Багажник Combi также можно опционально дополнить двухсторонним переворачивающимся ковриком, у которого одна поверхность ворсистая, а другая – резиновая, водо- и грязеотталкивающая.

В большом багажнике знак аварийной остановки и аптечка закреплены на виду ремешками, еще существуют дополнительные крепления и сетки на липучках.

Машина оснащается бензиновыми силовыми агрегатами в диапазоне от 1,4 до 2,0 литра мощностью в 110/150/180 л.с.

4. Skoda Octavia

Skoda Octavia

    Цена – от 1100000 руб.

Автомобиль в кузове лифтбек обладает самым большим багажником среди всех автомобилей гольф-класса! При этом сохранены основные рабочие показатели, такие как высота уровня погрузки, многочисленные отсеки для всякой всячины, разделительные сетки.

В подполье находится место и для полноразмерной запаски. Правда, похвастаться различной опциональностью, подобно предыдущим моделям, Octavia не может. Просто эпически большой багажник без наворотов.

Силовые агрегаты представлены весьма разнообразно – от 1,2 до 2,0 литров с мощностью в разбросе 68…230 л.с.

5. Skoda Rapid

Skoda Rapid

    Цена – от 650000 руб.

Несмотря на кузов лифтбэк, модель занимает лидирующее положение в своем сегменте по объему полезного пространства багажника, возможностям трансформации салона и заботе о сохранности мелочей.

Относится к числу недорогих автомобилей с вместительным багажным отделением. По внутренним размерам салона он обогнал всех своих конкурентов, делая маленьким все снаружи и большим изнутри.

При всей своей бюджетности автомобиль отличается хорошим клиренсом, большой линейкой двигателей от 1 до 1,6 литров при мощности 75-125 л.с.

6. Skoda Fabia

Skoda Fabia

    Цена – от 420000 руб.

Каждый последующее поколение Skoda отвоевывает дополнительные миллиметры для увеличения полезного пространства для пассажиров и размещения багажа. В последней модификации автомобиля салон «подрос» на 8 мм в длину и на 21 мм в ширину, позволив уложить в багажник на 15 литров больше вещей.

Не сказать, чтобы задний отсек под груз был огромным, но в целом он достаточен для поездок на дачу и в супермаркет.

Сложив задний ряд сидений, полезное пространство существенно увеличивается, но вот незадача – из-за того, что складной сделали только спинку, образуется высокая ступенька, мешающая при перевозке громоздких вещей.

Автомобиль оборудуется двигателями от 1 до 2 литров при мощности в диапазоне 50-180 л.с. с преимущественно механическими коробками передач.

Видео о самых вместительных автомобилях мира:

Тест-драйв 280-сильного Superb 4x4: это самая дорогая Skoda, на которой мы ездили

Какую машину вы выбрали бы, если бы собирались потратить 50—55 тысяч долларов? Наверно, присматривались бы к BMW или Mercedes? А может, изучали бы комплектации Tesla? Вариантов на самом деле много. За полсотни тысяч долларов можно купить достойный новый (или почти новый) автомобиль практически любого класса. И кажется, человек с такой суммой вряд ли вообще вспомнит о существовании бренда Skoda. Но оказывается, иногда к дилеру чешского производителя приходят клиенты, как раз присматривающие себе машину за такие большие деньги. И выбирают они топовые версии Superb. Любопытства ради мы взяли на пару дней рестайлинговый Skoda Superb с 280-сильным мотором, полным приводом и кучей опций. Стоит такая машина 133,7 тысячи рублей. Причем это со скидкой. Изначальная стоимость такого лифтбэка — 146 тысяч рублей. И это за непремиальный седан D-класса. С ума сойти!

D-класса?! Автор, ты что-то напутал

Кажется, еще со времен Французской революции на форумах не утихают споры по поводу классификации таких моделей, как Skoda Superb и Toyota Camry. Поклонники данных моделей яро доказывают, что это бизнес-класс, подкрепляя свое убеждение линейкой — мол, посмотрите, какие они длинные. И ведь действительно, у Superb места на втором ряду как у Rolls-Royce Ghost. Несмотря на то, что Superb все три поколения был построен на базе Volkswagen Passat, у него всегда была удлиненная колесная база. Даже первый вариант модели не совсем копировал «бэ-пятого»: у Passat расстояние между осями составляло 2703 мм, у первого Superb — 2803 мм. Таким образом, чешская модель всегда была ориентирована на клиентов, у которых есть личный водитель. Ну или на таксопарки.


В то же время бизнес-класс в современном автомобильном мире измеряется не линейкой, а многими факторами, включая престижность бренда. И здесь Skoda при всем уважении к ней недотягивает до конкуренции с Mercedes E-Class или BMW 5-Series. А непремиальных представителей сегмента Е уже и не осталось на рынке Европы (если кто забыл, мы оперируем именно европейской классификацией). Таковыми когда-то были Peugeot 607, Opel Omega и, кстати, старые поколения Toyota Camry. Таким образом, относить Superb к бизнес-классу сегодня некорректно. В конце концов во многих исполнениях Superb — это «поперечник» с передним приводом. В подавляющем большинстве европейских каталогов и энциклопедий Skoda Superb — это модель D-класса. Иногда выделяют подкласс D+. Но уж точно не Е.


На «Автобарахолке» такие Superb стоят $13 тысяч. Откуда цифра 50?

Третье поколение Skoda Superb вышло на рынок в 2015 году и в 2019-м получило рестайлинг. Сейчас за 14—15 тысяч можно взять хороший подержанный вариант лифтбэка, пусть и без подключаемого полного привода. Но во-первых, мы говорим про новую машину (у дилера Superb стоит от 80 тысяч рублей), во-вторых, это самая мощная Skoda c 2,0 TSI и 4×4, а в-третьих, тестовый автомобиль в достаточно богатом исполнении.

Большой медведь с маленькими проблемами: полный обзор Skoda Kodiaq

Kodiaq появился на российском рынке в 2016 году, но быстро и уверенно вошел в топ самых продаваемых новых авто и почти догнал родственную, но куда более дешевую «Октавию».

Сейчас на вторичке доступно 1 072 «Кодиака». Стоит ли его брать и на что обратить внимание при покупке, разбираемся в статье.

Салон, размеры и опционал Skoda Kodiaq

Kodiaq (назван по имени североамериканского медведя кодиака) — второй кроссовер в истории чешского бренда. То есть какого-то выдающегося опыта работы в этом формате у производителя нет, и это чувствуется. Первенец Yeti, собранный на агрегатах «Тигуана», был эталоном управляемости, но подвел салон и багажник: первый — тесный, второй — мелкий.

Казалось бы, теперь у Skoda нет никаких ограничений по объемам, они делают огромную — 4,7 м! — машину, вся инженерная мощь концерна Volkswagen по-прежнему за ними. Что может пойти не так?

Уж точно не «внутренний мир». Тут в отличие от мелкого Yeti все, как и положено семиместному SUV: много места над головой, широкий салон, огромный запас воздуха для ног у пассажиров второго ряда. А есть еще и третий! Но туда вход заказан сколь-нибудь рослым людям: подростки — его максимум.

Багажник — 593-1 980 литров, куча умных плюшек вроде выдвигающейся защиты дверей от удара при открывании и скребка в лючке бензобака.

В общем, в плане повседневного использования большой и привередливой семьей тут есть все и даже немножко больше. Даже систему кругового обзора не забыли и онлайн-сервисы медиасистемы, чтоб почти не отличаться от Audi.

Самый серьезный косяк Kodiaq

Вместе с тем, за бытовыми удобствами чехи как-то потеряли ездовой характер. И тут я даже не буду кивать на старый Yeti с его образцовыми повадками. Тут я кивну на донорский Tiguan II, который при той же компонентной базе и лишь чуточку отличающихся габаритах и массе куда более драйверский и веселый.

Будет случай — сравните, как ведет себя Kodiaq с 2,0 TSI (как человек с хронической одышкой) и как напористо и неутомимо едет рядом с ним Tiguan.

Kodiaq как будто никуда не торопится и не спешит, а еще позволяет себе качаться на асфальтовых волнах и заваливаться набок в поворотах, провоцируя у иных пассажиров симптомы морской болезни.

В эти моменты начинают вспоминаться казавшиеся забытыми стереотипы десятилетней давности о том, что «Шкода» — тачка для пенсионеров».

Skoda Kodiaq и его двигатели

По всефольксвагеновской традиции, силовых агрегатов у Kodiaq полно, но в России были (и есть) не все. Продажи Kodiaq «Шкода» начала с импортируемых версий в богатых комплектациях и с хорошими моторами:

  • двухлитровый дизельный на 150 л. с.;
  • двухлитровый бензиновый на 180 л. с.

Все остальные моторы можно укомплектовать автоматизированной трансмиссией — 6-ступенчатой на слабых и 7-ступенчатой на мощных моторах.

Привод у большинства модификаций полный — на базе последней вариации муфты Haldex, которая молниеносно раскидывает крутящий момент по осям, плюс всегда держит преднатяг: на задке постоянно есть немного крутящего момента, то есть машина как будто с постоянным полным приводом.

Теоретически в России можно встретить экзотические версии Kodiaq: Sportline, Scout и Laurin&Klement. Первая, соответственно, в спортивном декоре, вторая — во внедорожном, третья — с шикарным салоном из нежной кожи и вставками из черного рояльного лака. Но стоят эти «медведи» столько (2,9-3,1 млн с новья), что вероятность встречи с ними куда меньше, чем со слоном в центре миллионника.

Детские болячки Skoda Kodiaq

Машина настолько свежая (3 года на рынке), что всерьез говорить о слабых местах тяжело.

Пока что, судя по отзывам владельцев, Kodiaq докучает только лакокраска, трубки и немного электрика. Из часто встречающегося:

  • запотевание фар (фирма-производитель не считает дефектом, ссылаясь на «явление физической природы»);
  • поломки кнопки открытия багажника (из-за попадания влаги, замена по гарантии);
  • скрип штатных дворников на морозе (лечится установкой сторонних);
  • глюки системы аварийного реагирования «ЭРА ГЛОНАСС» (перепрошивка блока у дилера);
  • ошибки в работе электронных ассистентов: автопарковки, мониторинга слепых зон, адаптивного круиз-контроля (перепрошивка/замена блоков по гарантии).

Удивительно, но (классических для продукции VAG) вопросов о DSG и турбинах минимум. Хотя, чему удивляться? «Сухих» семиступок (DQ200) тут нет, а у «мокрых» DQ250 и DQ500 и ранее проблем особых не было: за счет нахождения сцеплений в масляной ванне тут и с охлаждением дела обстоят лучше, и, соответственно, с ресурсом.

Главное — не забывать менять масло каждые 60 тыс. км. Кстати, эта процедура честно прописана фирмой-производителем. Многие другие, напомню, не регламентируют смену масла. Дескать, залито оно на весь срок службы авто, волноваться лишний раз не надо. Привет Renault-Nissan с их вариаторами!

Здесь — нет: каждые 60 тыс. км будь добр 7 л масла сменить и фильтр.

В общем, на фоне ваговских SUV прошлого «Шкода Кодиак» пока выглядит большим молодцом и вызывает чуть больше доверия при поиске на вторичном рынке.

Нюансы поиска Skoda Kodiaq на вторичке

Экземпляров сравнительно немного с оглядкой на возраст модели, но любопытная статистика уже есть. Так, Kodiaq пока что теряет всего по 4% от своей стоимости в год. Продавать то есть его хорошо, покупать — немного хуже, скинуть не получится.

Дизель ожидаемо в аутсайдерах (меньше четверти вариантов), остальное между собой делят 1,4 TSI (46%) и 2,0 TSI (53%). C полным приводом — 2/3 предложений.

На что же обращать внимание перед покупкой, еще до того, как машина доехала до сервиса?

Главным образом, на юридическую чистоту и участие в ДТП. То и другое может сразу «отговорить» от покупки. Вот типичный вариант: белый цвет, простенькая комплектация (1,4 TSI), зато на полном приводе. Хозяин из редкой породы честных малых: сразу пишет про имевшее место ДТП.

Смотрим — и точно:

Удар в заднюю часть, как и предупреждали, но что это за удар? Судя по отчету, слабый.

Значит, страшного ничего для геометрии автомобиля нет, какого-то отложенного эффекта от внутренних повреждений быть тоже не должно.

Можно было бы взять, если бы не залог. На его фоне три неоплаченных штрафа на 1 500 рублей кажутся сущим пустяком.

Кому нужен Skoda Kodiaq

Kodiaq очень просторный, но вяленький. Рулится куда хуже брата-«Тигуана», зато просторный. Недешевый что новый, что подержанный, зато просторный.

В общем, простор — это главный и, на самом деле, единственный козырь «Кодиака». Я предпочитаю смотреть на него не как на легковую машину на каждый день, а как на замену исчезнувшим с российского рынка минивэнам. Места много, багажник бездонный, очевидных технических недостатков пока не видать. Чем не идеальный вариант на роль главного (и единственного) семейного автомобиля?

Автор: Владимир Андрианов

Был ли у вас опыт владения авто марки Skoda? Как машина показала себя в эксплуатации? Расскажите об этом в комментариях.

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

Не будет преувеличением сказать, что большой SUV из Млада-Болеслава стал одной из самых ожидаемых прошлогодних новинок российского рынка. Да и не только российского. Начиная еще с 2014 года в каждом интервью на каждом международном автосалоне, будь то Женева, Франкфурт или Париж, тогдашнему шеф-дизайнеру Skoda Йозефу Кабану в числе прочих непременно задавали вопрос, когда и каким будет первый большой чешский кроссовер. Йозеф отвечал не слишком охотно, год за годом лишь самую малость приподнимая завесу тайны, окутывавшую будущий Kodiaq. Лишь на берлинской премьере осенью 2016-го Skoda наконец «открыла карты». Визуально Kodiak оказался более чем привлекателен, оставалось лишь выяснить, каким он окажется с точки зрения функционала и повседневной эксплуатации.

тест драйв Skoda Kodiaq 2.0 AMT

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Добиться заявленного Skoda для Kodiaq со 150-сильным 2-литровым дизельным мотором расхода в 6,1 литра на сотню в условно смешанном цикле эксплуатации оказалось не так-то просто. Из-за своих габаритов и приличного лобового сопротивления Kodiaq в плане расхода оказался очень чувствителен к внешним факторам: направлению ветра и аэродинамической тени больших автомобилей. Если же абстрагироваться от этих факторов, равно как и от маниакально экономичной манеры вождения, то реальный средний расход в смешанном цикле в большинстве случаев составит от 7,2 до 7,8 л на 100 км — не так уж плохо для большого семиместного SUV.

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»
Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

НАДЕЖНОСТЬ

Среди автолюбителей до сих пор бытует мнение, что слабой стороной Skoda, равно как и всех автомобилей VW Group, остается пресловутая коробка передач DSG. Виной тому действительно посредственная надежность первого поколения роботов DSG. В свое время Volkswagen поторопился поставить на конвейер передовые, но еще сырые на тот момент коробки передач с двойным сцеплением, работающие без разрыва потока мощности. Как результат — бренды VW Group расплачиваются за это до сих пор. И хотя в современном поколении DSG все детские болезни давно вылечены и к Kodiaq никакого отношения не имеют, избавиться от этого клейма ох как непросто. Как говорится, «ложечки-то нашлись, но осадок остался». Так или иначе, задачей специально перегреть DSG на Kodiaq мы не задавались, но в процессе обычной, а временами и весьма суровой внедорожной эксплуатации за 4600 км никаких особых проблем с DSG не заметили.

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

ЭРГОНОМИКА

При многообразии современного автомобильного рынка эргономика с каждым годом становится все более значимым фактором, определяющим выбор автомобиля. И дело здесь сводится уже не только и не столько ко времени адаптации за рулем, сколько к тому, насколько интуитивно понятны органы управления и насколько глубоким в итоге становится ваше единение с автомобилем. Если оценивать эргономику по 5-балльной шкале, Kodiaq вполне заслуживает оценку от 4 до 4+. Эргономика, может быть, и не лучшая на рынке, но близка к этому. Явных эргономических просчетов, коими грешат некоторые европейские и японские одноклассники, тут нет.

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

Убранство салона не выглядит футуристичным, но эргономика на высоте.

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»
Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

Пространство над центральным туннелем выстроено максимально эргономично.

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

Еще одна весьма удачная находка — двойной «бардачок».

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

Зонтик в дверной панели — одна из опций шкодовской Simply Clever.

ВМЕСТИМОСТЬ И ТРАНСФОРМАЦИЯ

Хотя чисто геометрически Kodiaq всего на несколько сантиметров длиннее Skoda Octavia, в эти габариты Кабан и Кº не просто умудрились уместить полноценный семиместный кроссовер, но и сделали его одним из самых просторных семейных SUV. Длина салона — 1793 мм, ширина на уровне локтей — 1527 мм спереди и 1510 мм сзади. Высота, соответственно, — 1020 и 1014 мм. Для облегчения доступа к третьему ряду задний диван сдвигается вперед на 18 см и предусматривает возможность трансформации по частям 60:40. Во многом благодаря этому Kodiaq может похвастаться еще и одним из самых больших в классе багажников, объем которого, в зависимости от расположения сидений, варьируется в диапазоне от 635 до 1980 л. Максимальный погрузочный размер длинномеров в версии со складной спинкой переднего сиденья — 2,8 м. Впрочем, несмотря на все чудеса трансформации и объемность салона, хоть Kodiaq и относится к числу тех автомобилей, что «внутри кажутся больше, чем снаружи», следует отдавать себе отчет: на третьем ряду действительно комфортно будет лишь детям до 10–12 лет.

заднее сиденье Skoda Kodiaq 2.0 AMT

Сиденья второго ряда сдвигаются вперед на 180 мм для облегчения доступа на «галерку».

салон школа когуаг

Переоценивать простор третьего ряда не стоит, но детям там весьма комфортно.

ПРАКТИЧНОСТЬ

Если в чем Skoda Kodiaq и даст однозначную фору конкурентам, так это в практичности и наборе «механических» опций комфорта. В общей сложности в конструкции Kodiaq предусмотрено более 30 решений из серии Simply Clever: от выдвижных защитных экранов на кромках дверей до 230-вольтовых розеток в салоне. Примечательно, что большинство шкодовских опций Simply Clever у других автомобильных брендов недоступны даже в качестве опций.

Skoda Kodiaq. Плюсы и минусы самого большого кроссовера «Шкода»

Система кругового обзора существенно облегчает маневрирование.

Энерговооруженность облегчающими жизнь водителя системами вспомогательной электроники, может быть, и не на столь топовом уровне в классе SUV, но тоже близко к этому: все, что необходимо, от адаптивного круиз-контроля до систем экстренного торможения, в оснащении или в списке опций Kodiaq имеется.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Что же мы имеем на выходе? Есть ли на рынке достойные конкуренты, эксплуатационно превосходящие Kodiaq по каждому из вышеперечисленных параметров в отдельности? Безусловно! За исключением разве что последнего. Но вот в том, что касается сочетания всех этих факторов вместе взятых, вкупе со стоимостью автомобиля, Kodiaq бесспорно один из фаворитов и потенциальных бестселлеров своего сегмента. Не зря его столько лет так ждали поклонники марки!

Обновлённый Skoda Kodiaq стартует в РФ в сентябре: кроссовер подорожал, но стал богаче


Паркетнику чешской марки подправили внешний облик, также расширен список доступного оборудования. Моторную гамму нашей версии реформы, судя по всему, не затронули.

В Европе модернизированный Skoda Kodiaq дебютировал минувшей весной: модель обрела более массивную радиаторную решетку, еще переделали фары и фонари (за доплату впервые предложена матричная головная оптика), плюс подретушировали бамперы. И вот теперь рестайлинговый SUV анонсирован и для российского рынка: у нас старт продаж намечен на сентябрь, как и прежде, машины будут производить на мощностях Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде (за исключением самых богатых исполнений вроде Laurin & Klement – их в РФ поставляют из Европы).

Пока местный офис Шкоды раскрыл цену только базовой версии Active с прежней бензиновой «турбочетверкой» 1.4 TSI (125 л.с.), шестиступенчатой «механикой» и передним приводом – такой кросс обойдется в 1 961 000 рублей, что на 59 000 рублей больше, чем просят за дореформенный Kodiaq в аналогичном исполнении. При этом SUV стал богаче: в список стандартного оборудования теперь входят полностью светодиодные фары (у дорестайла «галогенки»), противотуманки и двухспицевый кожаный «мультируль» (у дореформенного Кодиака тоже обитое кожей двухспицевое рулевое колесо, но не многофункциональное). Также в арсенале Kodiaq Active по-прежнему значатся мультимедийная система Swing с восемью динамиками, двухзонный климат-контроль и подогрев передних сидений.


Обновленный Skoda Kodiaq

Полный прайс-лист опубликуют в следующем месяце. Скорее всего, остальные версии тоже «потяжелели», ну а изменений в моторной гамме не ожидается: помимо 125-сильного 1.4 TSI у нас еще предложена 150-сильная версия этого мотора (6МКП или DSG-6), также кроссовер оснащается бензиновым 180-сильным 2.0 TSI (DSG-7) и дизелем 2.0 TDI (150 л.с., DSG-7). С двухлитровыми двигателями Kodiaq бывает только полноприводным.

Отметим, дореформенный Kodiaq Ambition сегодня стоит от 2 150 000 рублей, Style – от 2 396 000 рублей, за исполнение Scout просят минимум 3 498 000 рублей, цена версии Sportline – от 3 519 000 рублей, Laurin & Klement – от 3 740 000 рублей.


Обновленный Skoda Kodiaq

По данным Ассоциации европейского бизнеса, всего с января по июль текущего года в России было продано 12 307 кроссоверов Skoda Kodiaq – это на 19% больше по сравнению с аналогичным периодом карантинного 2020-го.

125 лет истории ŠKODA за 7 минут

Вацлав Лаурин родился 27 сентября 1865 года в чешском селе Камени у Турнова. С детства увлекался техникой, стажировался в Германии. В Млада-Болеслав, где он когда-то учился на слесаря, Лаурин вернулся с мечтой наладить производство велосипедов.

Схожие намерения имел житель того же города Вацлав Клемент, книготорговец по профессии и популяризатор велоспорта по призванию души. Он родился в чешском городе Велвары 16 октября 1868 года. Будущие компаньоны были почти ровесниками.

В 1930-х годах Вацлав Клемент передал в архив Национального технического музея в Праге письмо, написанное в июле 1894 года. В нем пан Клемент пожаловался представителю дрезденской компании Seidel & Naumann на качество изготовления велосипеда Germania VI: из-за искривления рамы у двухколесной машины постоянно слетала цепь. Письмо на чешском языке отправилось в Усти-над-Лабем — город, на протяжении столетий входивший в состав Чешского Королевства. Обратно он получил послание с приписанным на немецком языке злым комментарием: «Если вы хотите получить ответ, потрудитесь написать письмо на понятном нам языке». Директор филиала велосипедной компании, видимо, рассуждал так: раз Чехия входит в Австро-Венгрию, а в столице империи, Вене, говорят на немецком языке, то и провинция обязана его знать. Это оскорбило Вацлава Клемента — «чешские деньги их устраивают, а чешский язык — нет?» — и он окончательно укрепился в решении наладить собственное производство велосипедов в Млада-Болеславе, а в компаньоны привлечь другого местного сподвижника велодвижения — механика Вацлава Лаурина.

В конце 1895 года Лаурин и Клемент — одному на тот момент было 30 лет, другому — 27, открыли предприятие по ремонту старых и выпуску новых велосипедов. Штатный состав — всего пять человек, включая обоих учредителей. Первый велосипед предприятия Laurin & Klement получил патриотичное славянское название SLAVIA. Многие комплектующие, например бесшовные трубы для рам, поставлялись из Англии. «Своим клиентам мы вправе предлагать только лучшее», — говорили компаньоны.

Лаурин отвечал за производство и техническое развитие, Клемент — за коммерческую сторону. В 1898 году, посещая Париж, Клемент увидел мотоцикл братьев Вернеров, предпринимателей русского происхождения. Он приобрел образец и привез его в Млада-Болеслав. Непрактичная конструкция не удовлетворила вдумчивого механика Лаурина: по сути, перед ним был велосипед с двигателем, установленным над ведущим передним колесом. Лаурин поставил все с ног на голову и, вероятно, стал первым человеком в Европе, который сконструировал пригодный для производства и эксплуатации мотоцикл в его современном виде: с двигателем в раме, задним приводом и управлением на руле.

В 1905 году компания Laurin & Klement произвела свой первый настоящий автомобиль — VOITURETTE, тип A. Двухцилиндровый V-образный двигатель собственной разработки, литр рабочего объема, водяное охлаждение, семь лошадиных сил, трехступенчатая коробка передач, привод на заднюю ось. К тому времени Вацлав Лаурин понял — без привлечения инженеров в штат компании развиваться невозможно. Он делегировал часть обязанностей специалистам, а за собой оставил тестирование новых образцов.

В 1907 году оба партнера для пользы фирмы основали акционерное общество. К тому времени продукция компании уже была известна в Российской империи, куда до начала Первой мировой войны уходило до трети всего объема выпуска Laurin & Klement. О том, как чешские автомобили приобрели небывалую популярность в дореволюционной России, мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов.

Под новым именем

Первая мировая война значительно повлияла на состояние дел компании Laurin & Klement не только в России, но и по всему миру. Завод перешел на выпуск армейских машин и военного оборудования, многих работников отправили на фронт.

В 1924 году компания приобрела у французской Lorraine-Dietrich лицензию на выпуск авиационных моторов: самый крупный из них имел 12 цилиндров и при рабочем объеме 24,4 л выдавал 450 л.с. Но развитие предприятия из Млада-Болеслава на десятилетия вперед определил не этот контракт, а другое событие.

В ночь на 28 июня 1924 года на заводе случился пожар: вероятно, загорелась хлопковая ветошь, используемая для обтирки деталей и оборудования. Пожарных на помощь вызвали даже из Праги, до которой около 50 км. Это происшествие стало поворотным: акционеры поняли, что без сильного стратегического партнера не обойтись. Им выступило машиностроительное объединение из чешского города Пльзень, основанное Эмилем Шкодой — группа Škoda Works. Самого пана Шкоды не стало в 1900 году, задолго до слияния.

К концу 1920-х годов в Млада-Болеславе полностью перешли на выпуск продукции под брендом ŠKODA.

Хребет производства

Объединение позволило реализовать в Млада-Болеславе полноценное конвейерное производство, которое и было запущено в 1929 году. Конвейер длиной 200 метров мог выпускать в сутки до 85 автомобилей. Для сравнения: сегодня главный конвейер в Младе-Болеславе имеет длину 1410 метров при суточном объеме до 1320 машин.

За радикальной модернизацией производства, увеличившей эффективность завода, логично последовал еще один шаг — разработка нового поколения автомобилей. В первой половине 1930-х ŠKODA стала внедрять на новых моделях прогрессивную хребтовую (трубчатую) раму, более легкую, чем традиционная рама лестничного типа. Заодно покупатели получали независимую подвеску спереди и сзади, которая повышала ездовой комфорт и улучшала управляемость. Хребтовую раму имели такие довоенные автомобили ŠKODA, как POPULAR, RAPID, FAVORIT И SUPERB.

Машины с хребтовыми рамами производились под маркой ŠKODA до начала 1970-х годов — это были легкие фургоны и универсалы моделей 1202 и OCTAVIA COMBI. Многие десятилетия просуществовали — пускай и с постоянными изменениями — и четырехцилиндровые моторы, разработанные в 1930-х. Их прямые наследники выпускались еще в начале 2000-х.

Однако уверенное развитие компании было прервано Второй мировой войной. Германия с согласия Италии, Франции и Великобритании забрала себе часть Чехословакии осенью 1938 года под предлогом защиты этнических немцев, проживающих на аннексируемой территории. Уинстон Черчилль, критикуя политиков, вставших на путь умиротворения Гитлера путем предательства чехов, заметил: «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и получите войну». Весной 1939 года вся Чехия уже была оккупирована немцами, а с августа 1939-го завод ŠKODA в Млада-Болеславе, как и предприятие в Пльзене, вошли в состав германской промышленной группы Reichswerke Hermann Göring.

Интересно, что за всю войну на промышленные корпуса предприятия не попало ни одного снаряда. Завод пострадал от бомбежки лишь один раз — 9 мая 1945 года, когда на город скинули около 700 бомб. Авианалет, вероятно, совершили советские военно-воздушные силы, преследовавшие отступающие немецкие части.

Жизнь продолжается

Сразу после войны, еще в 1945 году, завод ŠKODA в Млада-Болеславе по примеру других стран был национализирован, а в 1946-м предприятие стало называться AZNP (Automobilové závody národní podnik — «Автомобильные заводы, народное предприятие»). Тем не менее продукция продолжала поступать на рынок под прежней маркой.

Предприятие стало независимым от пльзеньской ŠKODA и укрупнилось за счет прикрепления к нему фабрик в городах Квасины и Врхлаби — ранее там делали автомобильные кузова и грузовики. В наши дни в Квасинах собирают модели SUPERB, KODIAQ и KAROQ, во Врхлаби выпускают автоматические коробки передач DSG для всего концерна Volkswagen.

Несмотря на тяжелое послевоенное состояние предприятия, уже в 1946 году в Млада-Болеславе удалось наладить выпуск новой модели — ŠKODA 1101, знаменитого TUDOR, сделанного на основе довоенного POPULAR. Новая модель автомобиля в 1946 году — выдающееся достижение, тем более для компании, которая прошла через такие испытания. TUDOR был построен на хребтовой раме, а кузов, как и прежде, сделан с активным использованием твердых пород древесины, которая при должном уходе служила десятилетиями. Об этой легендарной модели мы тоже уже рассказывали.

С конца 1940-х на экспорт уходила большая часть произведенных в Чехословакии машин: автомобили поставлялись и в социалистические, и в капиталистические страны. Правда, с 1947 по 1955 год в СССР, согласно данным заводского архива ŠKODA, ушло всего с десяток автомобилей. Например, светлый кабриолет на базе модели 1101 TUDOR с 32-сильным мотором объемом 1,1 л подготовили к 70-летию Иосифа Сталина.

Но еще до того, как в послевоенный СССР доставили подарок вождю, в стране появилось много машин чешской марки, ввезенных в качестве трофеев из Европы.

В 1960 году в Москву на чехословацкую выставку в «Сокольниках», посвященную «15-й годовщине освобождения страны Советской армией», привезли элегантную ŠKODA FELICIA — открытую машину с мотором мощностью 50 л.с., сделанную на основе модели Octavia.

Новой точкой отсчета для предприятия в Млада-Болеславе стал апрель 1964 года, когда было развернуто производство автомобилей ŠKODA 1000 MB. Завод серьезно реконструировали: к процессу привлекли более 300 компаний, в том числе 134 зарубежные.

Прямой наследник четырехдверного седана 1000 МВ — заднемоторное купе 110 R. Эта модель стала первой машиной иностранного производства, попавшей к советским журналистам на полноценный тест-драйв (хотя слов таких в самом начале 1970-х не уоптребляли): «Внешность „Шкоды-110P” обращает на себя внимание… Стремительный контур, очень большая площадь остекления — вид действительно спортивный… Круглые циферблаты стрелочных приборов и цветные контрольные лампочки, выставленные в ряд тумблеры и выключатели напоминают кабину самолета».

Необычная оранжевая машина вызывала у советских граждан неизменный интерес, собирая на стоянках толпы, но в продаже так и не появилась.

ŠKODA 100 L, то есть седан 100-й серии, более практичный родственник 110 R, достался в виде подарка Габдрахману Кадырову, легендарному спортсмену из Уфы, шестикратному чемпиону мира по мотогонкам на льду, популярному в то время виду спорта.

В составе большой семьи

Распад социалистического лагеря, пришедшийся на начало 1990-х годов, поставил ŠKODA в тяжелое положение. На местный рынок хлынула масса подержанных автомобилей иностранного производства. Конкурировать с ними было практически невозможно, поскольку годы изоляции привели к техническому отставанию. На модернизацию производства и обновление модельного ряда требовались средства, которых не находилось ни у предприятия, ни у государства. Назрела необходимость срочно искать партнера с высоким финансовым и технологическим потенциалом.

Основных претендентов было два: французский Renault и немецкий Volkswagen. Поскольку ŠKODA (AZNP) была государственным предприятием, судьбу его решило правительство страны. В декабре 1990 года предложение Volkswagen признали более интересным.

Стоимость активов ŠKODA на момент покупки, с учетом долгов, оценивалась в 0,8 млрд немецких марок. Volkswagen обещал к 2000 году нарастить ежегодный объем производства до 400 тыс. автомобилей и инвестировать в свое новое чешское подразделение 9 млрд марок. При этом сохранялся и бренд ŠKODA, и самостоятельность марки во многих вопросах, включая развитие и производство. Предприятие не стало сборочным конвейером устаревших моделей «старшего брата» — такие варианты тоже предлагались другими участниками.

В апреле 1991 года Volkswagen получил 31% акций новой компании, названной ŠKODA AUTO, с правом последующего увеличения своей доли до 100%.

С 2000 года ŠKODA AUTO a.s. — так юридически корректно пишется название — полностью принадлежит концерну Volkswagen AG.

Новейшая история

В 2000 году ŠKODA действительно выпустила более 400 тыс. машин — концерн Volkswagen сдержал слово. А в 2014-м впервые в своей истории чешская компания вышла на показатель более одного миллиона автомобилей в год. К тому моменту в портфолио марки числилось свыше 40 моделей и модификаций.

Для лучшего понимания темпов развития. В 1991 году, когда ŠKODA стала частью концерна, клиентам компании было передано 172 тыс. машин двух моделей: FAVORIT и FORMAN. Собственно, FORMAN — тот же FAVORIT, только не хэтчбек, а универсал.

Такой успех стал возможен благодаря планомерному развитию чешского автопроизводителя: его насыщали не только средствами, но и технологиями, помогали вводить новые мощности, обучать персонал и расширять модельный ряд.

Сначала подвергли ревизии FAVORIT и FORMAN, улучшив качество сборки и внеся в конструкцию несколько сот изменений. Первой машиной, сделанной в плотном сотрудничестве с концерном Volkswagen, стала представленная в 1994 году FELICIA — переработанный FAVORIT, который получил множество современных опций. Именно с FELICIA началось уверенное возвращение чешской марки на российский рынок.

В 1996 году появилась OCTAVIA, будущий абсолютный бестселлер. В основе конструкции — платформа Volkswagen Golf, лидера класса, — но продукт получился совершенно самостоятельным.

В 1999 году FELICIA в компактном классе меняет FABIA. Очередной автомобиль мирового уровня. Кроме того, в 1999 году ŠKODA начинает продажи полноприводных легковых машин массового сегмента. Первой моделью, доступной в исполнении 4x4, стал универсал OCTAVIA COMBI. В последовавшие 20 лет компания продаст более миллиона полноприводных машин разного класса — от компактных кроссоверов до флагманских седанов.

В 2000 году появляется SUPERB: еще одна модель с «заслуженным», довоенным названием, игрок высшей лиги. С 2003 года по наше время именно SUPERB — официальный автомобиль президента Чехии: сначала — Вацлава Клауса, сейчас — Милоша Земана.

ŠKODA в России

Почти сразу после слияния с концерном Volkswagen руководство ŠKODA принимает решение о возвращении на российский рынок. Уже в 1992 году чешская марка участвует в Московском мотор-шоу, прошедшем на ВДНХ. А через пять лет, в 1997 году, продав в России более 9 тыс. автомобилей, ŠKODA займет второе место среди всех иностранных производителей.

Потом был кризис 1998 года, падение продаж на всем рынке, затем новый подъем.

В 2004 году в Москве, в составе «Фольксваген Груп Рус» открылся офис ŠKODA, который занялся импортом машин и координацией работы дилеров. А в 2006 году началось строительство завода концерна Volkswagen под Калугой. ŠKODA выступила одним из инвесторов проекта: при том, что чешская марка входит в группу, у нее сохранилась значительная финансовая самостоятельность с правом решать, в какие проекты вкладывать заработанные деньги.

В октябре 2009 года Калуга приступила к выпуску автомобилей ŠKODA, сделанных по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов. Началось все с модели OCTAVIA (рестайлинг второго поколения), в 2010 году добавилась FABIA. В 2012 году в полную силу заработала вторая производственная площадка ŠKODA в России — в Нижнем Новгороде, на мощностях «Группы ГАЗ». Остальное вы, наверное, помните и так.

Остается добавить, что в наши дни из пяти моделей, представленных в нашей стране, четыре собирают в России. Калуга выпускает RAPID, Нижний Новгород делает OCTAVIA, KODIAQ И KAROQ.

Ставка на местное производство себя полностью оправдала: по итогам 2019 года из 88 609 машин ŠKODA, проданных в России, 98% здесь же, на территории страны, и были сделаны. Развитие автомобильной промышленности в современной России — одно из многих последствий того, что в далеком 1895 году в городе Млада-Болеславе открылась маленькая мастерская по выпуску велосипедов.

Ставьте лайки и, самое главное, не забывайте подписываться на наш блог. Так вы точно не пропустите новые статьи, а еще — мы регулярно проводим конкурсы для подписчиков. Ближайший розыгрыш призов ждет вас в следующей публикации. Не пропустите!

Читайте также: