Шумоизоляция ваз есть ли эффект

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Шумоизоляция автомобиля, есть ли смысл за это платить?

Автомобиль для многих это предмет гордости, у меня есть несколько друзей, которые постоянно что-то дорабатывают в автомобиле, грамотно, дорого и красиво и для них настоящим удовольствием является две вещи – процесс и восторг/похвала пассажиров. Недавно в моем городе мужики решили устроить встречу клуба Skoda, пусть у меня и бюджетная Шкода Калужской сборки, но я заявился. Рапидов там было несколько и один мне понравился больше всего, это заводской внешне вид, такие же колеса как у меня, но сделана полная шумоизоляция в 3 слоя. Интересно было выяснить, есть ли субъективный эффект?

Замерять прибором это не то, для меня важны ощущения, а тут они могут быть крайне честными, одинаковые автомобили, одинаковые диски и резина. В общем поменялись автомобилями и поехали кататься.

Первое, что ощущаешь это то как закрываются двери, пропал небольшой звон, появился приятный глухой хлопок, это при том, что на дверь в данном случае приклеили всего 2 кило материалов. Также крыша, стучу по своей и по зашумленной, в первом случае банка, во втором монолит.

Во время заездов, в условиях зимы, первое, что очень заметно это шум снизу и из багажника, снег, слякоть и вода, звуки ударов/пескоструя практически пропали. Однако выехав в сторону трассы, на скорости 100 км/ч это уже не так ощутимо, шума меньше, однако он “переехал” снизу-вверх и доносится в том же объеме, но уже через стекла, вместо дороги больше стал слышен ветер. Ощутимо более “глухо” стала работать подвеска, при условии, что данный автомобиль пробежал больше моего в два раза, он кажется более сбитым на дороге.

Отдельно нужно поговорить о музыке, у нас одинаковые заводские мультимедийные системы Balero, в клубе их называют Валера, а также 6 динамиков: 4 среднечастотных и 2 высокочастотных, отдать должное бюджетной шкоде (это не про цену если что), заводской звук очень даже неплохой. Но теперь я точно сделаю шумоизоляции дверей! Глубина звука изменилась кратно, пропал дребезг обшивки на большой громкости, чувство, что это другие динамики или система в целом.

Как зашумлен этот автомобиль?

Это бюджетный способ с точки зрения применяемых материалов. Заклеены: потолок, пол, багажник, задние крылья, арки, двери и немного капот. Использовались легкие и не самые дорогие материалы StP, а вся работа с материалов вышла в 30 тысяч рублей, при этом сделали за два дня.

Клеили в 3 слоя, сначала виброизоляцию: на потолок 1.5 мм, на пол 3.5мм, двери, крылья 2.5 мм, капот 1.5 мм, сверху это дело покрывали звукоизоляционным и звукопоглощающим материалом от того же производителя.

Так есть ли смысл?

За 30 тысяч, возможно, эффект есть, цена подъемная, если найти нормальных ребят, то ничего не сломают и все поставят на место как нужно. Делать дороже в автомобиле такого класса нет смысла, летом человек еще снаружи обработает арки специальным составом, возможно звука от дороги станет еще меньше. Но если вы хотите ожидать эффекта “Вау” лучше не тратьте деньги, скорее всего решите, что это было зря. Важно понимать, что тихий автомобиль должен конструироваться таковым изначально: тихая подвеска, стеклопакет или просто более толстые стекла, мягкий пластик и так далее. Шумоизоляция не состоит только из материалов, которые нужно наклеить кузов, например, в Toyota вообще не заморачиваются шумоизоляцией, но с другой стороны они так конструируют агрегаты, что они не издают лишних звуков.

Всем спасибо за внимание! Ставьте большой палец вверх, чтобы поддержать статью, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации!

Шумоизоляция ВАЗ 2107 своими руками: виды материалов и технология нанесения

Тишина и комфорт любого автомобиля зависит от подготовки кузова и его элементов к эксплуатации в разных дорожных условиях. Многим владельцам ВАЗ 2107 приходится самостоятельно дорабатывать машину путём нанесения специальных материалов для снижения уровня шумов и вибраций в салоне, которые больше всего проявляются на дорогах с плохим покрытием. Используя качественные материалы и придерживаясь технологии нанесения, можно улучшить шумоизоляцию «семёрки».

Шумоизоляция ВАЗ 2107

Заводская шумоизоляция ВАЗ 2107 оставляет желать лучшего, что также относится и к другим автомобилям отечественного автопрома. Шумы в салоне создают помеху не только для нормального разговора, прослушивания музыки, но и повышают раздражительность водителя. Для устранения такого недостатка «семёрки» и улучшения комфортабельности, машину требуется дорабатывать.

Для чего нужна шумоизоляция

Для тех, кто проводит в автомобиле не так много времени, возможно, нет необходимости тратиться на дооснащение. Если же в салоне присутствует постоянный дребезг, что особенно раздражает при длительных поездках, то улучшить шумоизоляционные характеристики будет совсем нелишним. Основные шумы и вибрации передаются от силового агрегата на кузов и его элементы. Если есть какие-то неплотно прилегающие детали и между ними отсутствует прокладка, то вибрации будут входить в резонанс и распространяться по всему салону.

Шумоизоляция автомобиля

На наших дорогах проблема шумов и вибраций проявляется наиболее ярко. Взять хотя бы щебёнку, удары от которой через колёсные арки доносятся внутрь транспортного средства. Тихий и комфортабельный салон присущ дорогим автомобилям и то не всегда. Дело в том, что производители уделяют больше внимания динамическим показателям, уменьшая массу кузова, за это и готов платить деньги потенциальный клиент. Что касается комфорта, то его отодвигают на второй план, а улучшением звукоизоляционных свойств приходится заботиться автовладельцу.

Длительное времяпрепровождение за рулём в шумном салоне негативно сказывается на нервной системе человека: организм подвергается нервным перегрузкам, слух ухудшается, возникает быстрая усталость. Кроме этого, возможны головные боли и, что ещё хуже, повышение и скачки артериального давления. Из сказанного следует такой вывод — находиться в шумном салоне вредно для здоровья. Без тишины внутри машины также не удастся послушать качественную музыку, побеседовать с пассажирами. Шумоизоляция в дополнение ко всему является неплохим утеплителем салона и хорошим средством для борьбы с коррозией, что позволяет увеличить срок службы автомобиля.

Какая бывает шумоизоляция

Сегодня предлагается широкий выбор специальных звукоизолирующих материалов разных видов и производителей. Какому именно шумоизолятору отдать предпочтение зависит от поставленных задач. Все доступные материалы имеют широкую классификацию и разделяются на типы, каждый из которых лучше всего подходит для нанесения на определённый участок автомобиля. Конечный результат будет зависеть от правильного выбора и совмещения материалов между собой.

Шумо- и звукоизоляция наиболее распространена для уменьшения и устранения шумов в салоне транспортного средства. Шумоизоляция бывает следующих типов:

  • виброизоляция;
  • звукоизоляция;
  • шумовые поглотители;
  • жидкие шумоизолирующие материалы;
  • противоскрипные.

В целом материалы разделяют листовые и жидкие, и какой из них выбрать ещё предстоит разобраться.

Листовая

Листовая шумо- и виброизоляция относится к традиционным и наиболее распространённым материалам. Исходя из названия, изделия представляют собой листы разной размерности, толщины и веса. Виброизоляция — первое, с чего следует начинать повышение уровня комфорта в салоне ВАЗ 2107. Существует много материалов, которые отличаются не только составами, но и уровнем безопасности, рабочими температурными показателями. Виброматериалы, применяемые для снижения вибраций элементов кузова автомобиля, в своём составе содержат вспенённый каучук или битум. В результате трения в них происходят потери. Главными характеристиками хорошего материала являются коэффициент механических потерь и динамический модуль упругости. Чем более высокий коэффициент, тем материал имеет большую толщину и вес, и тем эффективнее будут поглощаться вибрации.

Наиболее распространёнными материалами, которые используются для виброизоляции автомобилей, являются изделия от фирмы STP, которую рекомендуют многие эксперты в этой области. Продукция этого производителя отличается относительно невысокой стоимостью и качественными характеристиками. Из виброматериалов выделяют следущие: Бимаст Супер, Бимаст Стандарт, Вибропласт Сильвер, Вибропласт Голд, Визомат ПБ-2, Визомат МП.

Листовая вибропоглощающая шумоизоляция

Шумоизоляция автомобилей выполняется с применением двух видов материалов:

  • на натуральной либо синтетической волоконно-структурной основе;
  • на синтетической газонаполненной пластиковой основе.

Первый вариант звукопоглощающего материала используется в качестве заводского покрытия: в основе применяется войлок с битумным слоем сверху. Однако можно приобрести также шумоизолирующие материалы из синтетического войлока. Бытует мнение, что второй вариант характеризуется более высокой эффективностью, но при этом такая «шумка» впитывает влагу. В результате ткань со временем разлагается, металл гниёт. Шумоизоляция на основе пластика также имеет такой недостаток, но при этом сам материал не приходит в негодность, поскольку лицевая плёнка отражает как звуковые волны, так и влагу. Как правило, в качестве материала используется плёнка из лавсана. Для самостоятельной шумоизоляции обычно используют такие материалы, как Акцент, Изотон (В, ЛМ), Битопласт, Бипласт.

Помимо шумо- и виброизоляционных материалов есть ещё так называемые антискрипы. Они призваны устранять скрипы облицовочных элементов, панелей из пластика. Некоторые автомобилисты в качестве антискрипа задействуют любой мягкий материал, например, поролон, Карпет, оконный уплотнитель. Однако прокладка должна быть долговечной, устойчивой к истиранию, противостоять воздействию окружающей среды, чем перечисленные материалы похвастаться не могут. Для предотвращения скрипов рекомендуется использовать такие материалы: Битопласт Голд 5мм, Бипласт 5мм, Маделин.

Антискрип для салона

В продаже можно встретить продукцию для звуко- и теплоизоляции. Она наделена такими положительными качествами, как доступная цена, противостояние влаге, удержание тепла. Однако если придерживаться мнения специалистов, то использовать такие звукоизоляторы в качестве шумопоглощающих материалов автомобиля не совсем правильно, что обусловлено их низкой эффективностью. Чтобы получить от их применения результат, наносить материал на пол необходимо одним куском без стыков, что сделать невозможно из-за конструктивных особенностей кузова.

Стоит также учитывать, что при укладке материала на виброизоляционный слой, его эффективность снижается из-за отражения волны. Если планируется применение звуко- и теплоизоляционных материалов в своей ВАЗ 2107, то их применение допускается только после шумоизоляции. К таковым материалам относится Сплен, который отлично удерживает тепло в салоне автомобиля, что является несомненным плюсом при эксплуатации транспортного средства в зимнее время.

Жидкая

В последнее время жидкая шумоизоляция становится всё популярнее среди автомобилистов, в том числе и у владельцев ВАЗ 2107. Состав предназначен для поглощения шумов от колёсных арок и днища автомобиля. Это означает, что при ударах щебня и других мелких предметов, от которых возникает шум, в салоне эти звуки прослушиваться не будут. Основой в таком материале является жидкая резина, которая имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим сперва положительные качества вещества:

  • предотвращает появление дорожных шумов;
  • улучшает дорожную акустику;
  • защищает днище и колёсные арки от образования ржавчины;
  • защищает от царапин и попадания влаги;
  • обладает высокими показателями износоустойчивости в отличие от листовых материалов.

Жидкий состав не оказывает практически никакого воздействия на управляемость автомобиля. Это обусловлено тем, что материал незначительно влияет на увеличение веса (не более 20 кг на авто), чего нельзя сказать о шумоизоляции в листах, которая даёт прибавку в весе до 150 кг.

Жидкая шумоизоляция

Из недостатков жидких шумоизолирующих составов выделяют:

  • длительное время высыхания (около трёх дней);
  • более высокая стоимость по сравнению с листовыми материалами;
  • по такому показателю, как вибродемпфирование, жидкая шумоизоляция уступает листовой.

Перед нанесением жидкого состава на кузов, поверхность подготавливают при помощи автомобильного шампуня и последующего обезжиривания. Кроме этого, рекомендуется предварительно обработать поверхностный слой мелкой наждачкой и нанести слой грунта, после чего дать ему просохнуть. Останется покрыть материалом днище и колёсные арки. Из наиболее распространённых производителей жидкой шумоизоляции можно выделить Noxudol 3100, Dinitrol 479, Noise Liquidator.

Как применять звукоизолирующие материалы

Шумоизоляция автомобиля должна производиться исключительно изделиями, предназначенными для этого. Использование, например, строительных материалов, в этом случае неуместно, поскольку можно не только не получить ожидаемого эффекта, но и навредить. Некоторые автовладельцы «семёрок» и других классических авто используют монтажную пену, которой заполняют все возможные полости в кузове. Однако этот материал довольно сильно впитывает влагу, тем самым способствуя появлению и распространению коррозии. В результате гниения металла приходится менять кузовные элементы гораздо раньше, чем это могло потребоваться.

Немаловажное значение имеет, в каком порядке будут располагаться шумоизоляционные слои. При нарушении технологии не удастся достичь преследуемой цели независимо от того, какие материалы используются. Наносить их нужно в следующем порядке:

  1. Виброизолятор наклеивают на металлическую поверхность.
  2. Укладывают звукоотражающий и звукопоглощающий слой. Первый материал используют для обработки колёсных арок и моторного отсека, второй наносят внутри салона.
  3. В качестве третьего слоя используют шумоизоляцию, которую укладывают под торпедо и элементы обшивки.
  4. Последний слой — отделочный, придающий завершённый вид в работе.

Применение шумоизоляции

Шумоизоляция отдельных частей кузова ВАЗ 2107

Шумоизоляцию ВАЗ 2107 желательно проводить в помещении, защищённом от осадков, например, гараже. Для работы потребуется следующий перечень материалов и инструментов:

  • ветошь;
  • растворитель;
  • набор отвёрток и ключей;
  • строительный фен;
  • валик для прокатки листов шумоизоляции;
  • хлопчатобумажные рукавицы;
  • картон для лекал;
  • пульверизатор для нанесения жидкой шумоизоляции на днище;
  • шумоизоляционные материалы.

Помимо перечисленных материалов, понадобятся средства для подготовки кузова: растворители, моющие средства и большое количество воды. Один из актуальных вопросов владельцев «Жигулей» седьмой модели, принявших решение повысить комфорт своего авто — сколько материала потребуется для шумоизоляции. Для оклеивания кузова ВАЗ 2107 понадобится порядка 15–20 листов «шумки». Более точные цифры зависят от размеров конкретного материала.

Днища и колёсных арок

Работы по шумоизоляции автомобиля состоят из комплекса процедур, начинать которые необходимо снаружи. В первую очередь обработке подлежат колёсные арки и днище транспортного средства. Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Выполняют тщательную очистку и мойку нижней части кузова.
  2. Если есть компрессор, продувают полости воздухом или дожидаются естественного просыхания.
  3. Подготавливают поверхность путём обезжиривания растворителями. Помещение в процессе работы должно проветриваться.
  4. Когда поверхности просохнут, на них с помощью кисти или пульверизатора наносят равномерный слой шумоизоляции.

Важно следить за нанесением материала, чтобы не было пропусков. После высыхания шумоизоляции можно устанавливать локеры и подкрылки в колёсных арках.

Видео: жидкая шумоизоляция колёсных арок на примере Toyota Camry

Салона

Прежде чем приступить к шумоизоляции салона ВАЗ 2107, необходимо убедиться в безупречной работе всех узлов и механизмов, от которых могут доноситься посторонние шумы. Работа должна осуществляться таким образом, чтобы используемые материалы не закрывали отверстия для монтажа. Шумоизоляцию салона выполняют в следующей последовательности:

    Демонтируют сиденья и торпедо.

Демонтаж передней панели

Подготовленная поверхность

Шумоизоляция потолка

Виброизоляция арок

Шумоизоляция пола

Звукоизоляция передней панели

Шумоизоляцию крыши удобнее проводить с помощником, который прогревает материал и удерживает его в процессе укатки валиком.

Видео: шумоизоляция потолка ВАЗ 2107

Дверей

Двери «семёрки» также подлежат оклеиванию шумоизоляцией, что позволяет улучшить звук от встроенных динамических головок, исключая резонанс, препятствует попаданию внешнего шума внутрь салона. Для этого с дверей предварительно снимают ручки и обивку, поверхность очищают и обезжиривают. Изоляцию проводят в следующем порядке:

    Вибропласт наносят на филёнку дверей.

Виброизоляция дверей

Нанесение шумоизоляции

Оклейка дверей

Шумка на дверях

Моторного щита и багажника

Есть мнение, что шумоизоляция моторного отсека необходима только для того, чтобы уменьшить уровень шума, излучаемый работающим мотором в окружающую среду. На самом деле это не так. Нанесение шумопоглощающих материалов на капот и моторный щит преследует несколько целей:

  • снизить вибрацию металла;
  • приглушить звук мотора, проникающего в салон;
  • улучшить теплоизоляцию и не дать мотору быстро остыть в зимнее время.

Виброизоляция моторного щитка

Багажное отделение следует шумоизолировать по следующим причинам:

  • улучшается звучание сабвуфера, если таковой есть или планируется его установка;
  • приглушаются звуки, проникающие в салон снаружи;
  • уменьшаются вибрации во время движения машины, а также при работе акустики.

Шумоизоляция багажника

Шумоизоляция пространства под капотом начинается с оклейки моторного щитка. Чтобы Вибропласт перед укладкой был более податлив, его нагревают при помощи строительного фена. После наклеивания материала, по поверхности проходят валиком, чтобы избавиться от пузырьков воздуха, которые не только ухудшают свойства шумоизолятора, но и могут привести к появлению коррозии. Поверх Вибропласта наносят Сплен. Крышку багажного отсека и капота оклеивают такими же материалами.

Виброизоляция крышки багажника

Разница состоит лишь в том, что Вибропласт наносят между рёбер жёсткости. Колёсные арки багажника необходимо покрыть ещё одним слоем шумоизоляции. По окончании всех работ производят сборку салона.

В процессе защиты автомобиля от шумов и вибраций важно не переусердствовать с количеством материала, поскольку виброизоляция является довольно тяжёлой, что скажется на общем весе автомобиля. В самостоятельной шумоизоляции нет ничего сложного: нужно подобрать и подготовить необходимые материалы и инструменты и придерживаться пошаговых рекомендаций.

Как сделать в машине потише: опыт «За рулем»

Когда-то владельцы Самар и «десяток» покупали что-то похожее на шумоизоляцию и сами клеили это на машины. Тогда казалось, что эффект был заметным. Сегодня откровенных «погремушек» не стало даже в бюджетном В‑классе. И по гаражам за самостоятельным тюнингом сидят единицы. А поскольку дело перешло на цивилизованные рельсы, нюансов стало больше: не всё так просто, как казалось «самоклейщикам» в девяностых годах.

Для доказательства эффективности современных технологий мы замерили на Дмитровском автополигоне шумы в двух седанах Toyota Camry. Машины новенькие, из салона, в одинаковых комплектациях и на одинаковых шинах. Первая — целиком в заводском варианте. Над второй два дня трудилась команда мастеров. Ее полностью обклеили вибро- и шумоизоляцией, включая даже капот и пол багажника. Процесс подготовки машины показан на фотографиях.

Шумы и вибрации

В салон проникают два вида шумов. Первые — структурные, их еще можно назвать ударными. Толчки выбоин по колесам передаются на элементы подвески и от них расходятся по кузовному железу. Воздушные или аэродинамические шумы идут от набегающего на машину воздуха и образующихся завихрений. Бороться с каждым типом нужно по-своему.

Структурные «помехи» убирает виброизоляция. Ее клеят первым слоем на голый металл кузова. Непосредственно с железом контактирует мастика. Некоторые модели матов имеют только мастику. Это полумера, позволяющая добиться минимального эффекта. Лучше мастично-битумная изоляция, и у нее есть разные варианты. Обычно к ней добавляют один слой фольги. Российский производитель Comfortmat в серии Extreme использует два.

Что и как делали

«Дубовую» изначально виброизоляцию нагревают в специальной печи примерно до 60˚С. Она становится мягкой, способной принять форму пола. Материал тщательно прикатывают валиком. Вот тут принципиально важна работа мастера! Прогонит халтуру, приклеит плохо — и даже самая крутая «шумка» сможет работать от силы процентов на двадцать от возможностей. Хорошие руки гарантируют 60–90% эффекта.

Мастика после остывания сохраняет микроподвижность, и низкочастотные шумы металла в ней частично вязнут. Затем слой фольги отражает свою долю шумов. Следующий за ним битумный слой после понижения температуры до комнатной затвердевает и играет роль панциря. Наконец, финальный аккорд — за наружной фольгой.

Такой пирог, по словам производителя, снимает до 50% шумового эффекта в салоне. Плюс попутно дает даже небольшое увеличение жесткости кузова за счет окаменевшего битума. Используется «экстремальный» уровень виброизоляции для пола салона и багажника, моторного щита и колесных арок. Это наиболее вибронагруженные места. И — самые низко расположенные.

А можно потолще?

На расположенные выше панели кузова столь тяжелые материалы не кладут. На дверях это может обернуться чрезмерной нагрузкой на петли, и, как следствие, провисанием створок. Для крыши нагрузка тоже может оказаться великоватой, хотя и не до такой степени, чтобы дать, к примеру, ухудшение управляемости. Да и надобности нет. Исключение — тюнинг под крутой автозвук. Тогда двери и потолок тоже пичкают по максимуму. Зачастую с использованием тяжелых битумных моделей.

Если приводить в пример материалы той же фирмы Comfortmat, то при толщине напольной «вибры» в 3,5–6 мм на остальные элементы будет достаточно 1,5–3 мм в зависимости от желаемого финального эффекта. Битумного слоя в них не предусмотрено, греть перед нанесением не нужно.

Вторым слоем кладется материал против средних и высоких частот. Принцип работы у материалов отличается: одни поглощают звук, другие отражают, третьи — с дополнительным термоэффектом, помогают удерживать тепло и прохладу в салоне. В составе встречаются войлок, резина, мембрана, фольга, мастики. Иногда кладут в два слоя разные по функционалу модели, чтобы они дополняли друг друга. Маты шумоизоляции легче, чем виброизолирующие, но при этом намного толще — до 15 мм.

Шумоизоляцию кладут на весь салон. Принцип: не пускать звук в салон, а не бороться с ним уже внутри. Хотя отделка интерьера сама «впитывает» часть шумов и помогает окончательно побороть прорвавшиеся раздражители. Ей можно помочь, проклеив изнутри дверную обивку еще и «шумкой» с противоскрипными свойствами. Таким образом, в дверях при максимально насыщенном варианте может оказаться до четырех слоев дополнительной защиты.

Утяжеление оказывается приличным. Полный комплект на бизнес-седан или среднеразмерный кроссовер весит 75–80 кг. Средний уровень — это 50–55 кг. Считайте, постоянно плюс один пассажир в салоне.

Сколько стоит?

Ждете универсальный рецепт? Его нет. Все индивидуально просчитывается в зависимости от модели машины и толщины кошелька. И не только.

Я неспроста привел выше толщину материалов. Отправная точка — сколько позволит упрятать под обшивку конкретный автомобиль. Мастера говорят вот что:

Комплект топ-уровня с работой обойдется в 70–80 тысяч рублей. Это ценник не самой жадной специализированной мастерской. Для новой корейской или японской машины ценой 1,5–2 млн рублей такой тюнинг, являясь не слишком разорительным, даст очень заметный эффект.

А если бюджетно?

Бюджетные автомобили небесполезно «шУмить» частично. Потратите всего тысяч пятнадцать, но ощутите разницу с заводским исполнением. Если ограничены в бюджете, заказывайте только двери и колесные арки. С последними есть нюанс: обрабатывать нужно всё вокруг.

На сами арки кладется не меньше 4 мм виброизоляции, на подкрылки — шумоизолятор. Плюс «вибра» на внутреннюю поверхность передних крыльев. Дело в том, что они при езде дают резонанс по маршруту крыло — передняя стойка кузова — салон.

А если конкретно?

Лучше всего доработки проявляют себя на седанах. Перфекционисты могут потратиться на обработку задней полки. Диван служит хорошей преградой на пути звуков из багажника, а вот перемычка под задним стеклом с этой точки зрения чисто символическая.

Сложнее с пятидверками, им требуется больше шумопоглотителей. Опять же, в идеале, пол багажника и нишу запаски придется обработать — как и весь остальной пол. У седанов с багажником можно не заморачиваться.

Хуже всего с рамными внедорожниками. Без тяжелой и толстой виброизоляции кузова — никуда. Точечно работать с местами крепления кузова к раме бесполезно.

Что дает основной источник шума, думаю, подсказывать не нужно. Колесные арки! Даже на породистых «немцах». Про «бюджетников» и Азию даже не говорю: там всё слышно, словно окна открыты.

Вот про музыку подробнее

Немало аудиоинформации идет через двери. Профи говорят, что пользу почувствуешь от каждого вложенного рубля. Побочным эффектом станет лучшее звучание музыки (колонки-то у всех стоят в дверях). Если поработать особенно хорошо, может сложиться впечатление, что звук стал проникать в салон «этажом выше» — через стекла. Для них есть соответствующие шумопоглощающие пленки. Говорят, они могут сработать лучше, чем заводские двойные стеклопакеты!

Сильно резонирует на ходу пол. Его надо оклеивать целиком, причем для машин из Азии, как говорят мастера, это обязательная программа для достижения хорошего результата.

Крыша — тоже, но тут уже зависит от машины. Например, мои собеседники вспомнили про BMW X5 предыдущего поколения. У него, в отличие от одноклассников тех же лет, верхний лист кузова дрожал сильнее, а потому для достижения наилучшего результата требовал большей оклейки.

Капот почти не дает эффекта. Исключение — некоторые азиатские машины и дизельные модификации.

Не ожидал услышать рекомендацию «шУмить»… жабо под ветровым стеклом! Причем особенно полезна процедура для европейского премиума. Стеклоочистители порождают сильные завихрения воздуха, а пространство под нижней кромкой ветрового стекла обширное. Получается эффект звука в пещере, особенно заметный в непосредственной близости от салона. Туда кладут и вибро-, и шумоизоляцию.

Еще более удивительный факт: через стойку ремня безопасности в салон может проникать очень существенная доля шумов. Для борьбы с ними закладывают внутрь квадраты из поролона или войлока. Их иногда применяют и на заводах. «Закладки» снижают скорость потока воздуха в полостях. Для тех же целей применяется пена.

А как на заводе?

Не раз на презентациях инженеры ведущих автоконцернов хвалились: смотрите, материалы наклеены точечно, а не сплошным слоем, а машина стала тише. Выходит, тюнинг — это просто перерасход изоляции?

Действительно, мощь лабораторий и опыт спецов позволяют точно вычислить проблемные места и ликвидировать их. Однако эффект обычно достигается только на разрешенных, «сертификационных» скоростях. Ну или в строго нужных точках замеров. Нынче ведь всё несложно просчитать. А качественный тюнинг будет чувствоваться всегда. В том числе на автобанных скоростях. Или, к примеру, сумеет полностью забить гул от шипов зимой.

Не будем забывать о том, что автостроители ведут войну за каждый грамм массы и экономят на всем. Плюс особенности конвейерной сборки. Там тщательно прикатывать материал некогда, посему битумная «вибра» практически не используется, берут только мастичные материалы. Некоторые марки перешли на напыляемую защиту. Специалисты по тюнингу невысокого мнения о ее способностях, но рады тому, что перед доводкой машины заводской слой легко соскоблить.

Подводные камни есть?

На рецепт для конкретной машины влияет масса факторов. В первую очередь, изначальная конструктивная проработка. Или комплектация. В зависимости от уровня оснащения, бывает, отличается не только площадь матов под обивкой, но и одинаковые с виду узлы. Например, в одной и той же подвеске могут стоять или отсутствовать виброопоры рычагов и подрамника. А они сильно влияют на восприятие автомобиля в движении, с ними подвеска становится мягче и тише. Значит, и на дополнительную шумоизоляцию можно потратить чуть меньше.

Заранее не предскажешь, что и как сработает на незнакомой машине. Несколько примеров, которые вспомнили установщики.

На седане Infiniti Q50 эффект вдруг оказался выше, чем на массовом Hyundai Santa Fe с тем же комплектом материалов. На Мерседесе GLS после дорогого комплекса вдруг полез в салон звук дизеля. Кузов стал жестче, выросла вибронагруженность лонжеронов, и пошел резонанс. Пришлось добавить виброизоляции на лонжероны.

Вообще есть проблема: после качественной шумоизоляции могут проявиться звуки, которых прежде было не слышно. Чаще всего это «сверчки» в салоне. Поэтому пользуется спросом дополнительная антискрипная доработка. Тут никаких космических технологий, помогает клей — просто для проклейки или для крепления небольших кусочков поролона. А денег за это берут порой даже больше, чем за обильную шумоизоляцию! Ничего не попишешь: хирургическая, трудоемкая работа. Как в анекдоте про автослесаря: удар молотком — 100 рублей, а 5000 за то, что я знаю, куда нужно ударить.

Итоги

И вот — выезд на скоростное кольцо полигона. Микрофон шумомера «Ассистент» SIU V1 закрепили в районе головы водителя. На скоростях 60, 90 и 110 км/ч стандартная машина показала уровень шума в 66,7, 71,1 и 74,3 дБ соответственно. Могло быть и меньше, но асфальт на скоростном кольце шершавый и вдобавок изобилует дефектами. На каждый стук колеса прибор чутко реагирует. Поэтому даём ему минуту на накопление статистики, и затем уже акустик рассчитывает среднее значение.

Доработанная Camry на трех выбранных скоростных отметках оказалась тише на 2,8, 3,6 и 3,9 дБ соответственно. Эффект есть, и он растет с увеличением скорости. Для трассовой эксплуатации дополнительная «шумка» будет полезна. Для уха человека разница велика и без подтверждения прибором. Еще один важный плюс шумоизоляции: она не только снижает общий фон, но и эффективно ликвидирует пики, то есть особенно выделя­ющиеся звуки.

А может, достаточно сделать «шумку» дверей? Узнаём, как улучшить звук в автомобиле

Наш фотограф Максим Малиновский любит не только красивые снимки, но и качественное звучание музыки в автомобиле. И как-то он заявил, что акустика в нашем редакционном Renault могла бы быть получше, учитывая, что в Arkana установлены компоненты не самой худшей фирмы — Bose. Мы обратились к специалисту по автомобильному звуку Андрею Пугачеву, чтобы он рассказал, как можно улучшить качество звучания. Наша машина на гарантии, поэтому под нож мы ее не пускали, зато узнали много нового о том, как выбирать акустику в салон и какие работы над автомобилем необходимо провести кроме замены компонентов аудиосистемы. Оказывается, для того чтобы штатная магнитола «запела» по-другому, можно даже не менять динамики — достаточно лишь чутка доработать двери.

А что вы собираетесь слушать?

Перед тем как начать выбирать динамики, эксперт советует определиться, какую музыку вы будете слушать в автомобиле. Если в салоне чаще будет звучать электронная музыка, то к «акустическому вопросу» следует подходить иначе, нежели в случае, когда вы предпочитаете рок-музыку или творчество поп-исполнителей. И дело здесь не только в басах, как может показаться на первый взгляд.


— Всю музыку можно условно разделить на две категории. Первая — та, где есть исполнитель. Это рок, классика, джаз и т. п. Иными словами, это композиции, которые обычно слушают со сцены. Вторая — музыка без исполнителя. Сюда бы я отнес электронную и клубную музыку. Она должна быть как бы вокруг слушателя, а не играть со одной стороны. Если предпочитаете музыку с исполнителем, то акцент нужно делать на фронтальную часть салона автомобиля — выстраивать так называемую сцену. Если же в вашем плей-листе преимущественно электронная музыка, то необходимо делать просто качественное объемное звучание, — пояснил Андрей.

Шумоизоляция дверей (70—80 долларов по курсу)

Во время «тест-драйва» акустики нашей Renault Arkana эксперт не просто послушал звучание колонок, но и постучал по обшивке дверей. Она пластиковая с небольшими вставками из кожзама. По заводу дверь в непремиальных машинах практически полая, без особой шумо- или виброизоляции, поэтому там возникают резонирующие частоты, которые могут испортить впечатление от прослушивания музыки на громкости чуть больше средней. Кроме того, за динамиком желательно расположить закрытый объем, который не позволит звуку распространяться в ненужном направлении. Дверь в какой-то степени и выполняет роль такого объема, но она вся «дышит», в том числе за счет технологических отверстий.


Для того чтобы добиться в своем автомобиле качественного звучания аудиосистемы, начать нужно именно с шумоизоляции дверей. Полностью их разобрав, обезжиривают внутренние поверхности. Полые емкости дверей проклеиваются вибропластом.


Далее, как правило, наносится слой сплэна (это самоклеящийся материал на основе пенополиэтилена). Он имеет важное преимущество — не впитывает воду. Но есть у сплэна и недостаток — этот материал достаточно жесткий и в жаркую погоду может отклеиваться. К тому же он не поглощает звук. Вместо сплэна можно использовать битопласт. Качество звука с ним даже лучше за счет поглощения так называемых стоячих волн. Ложкой дегтя в случае с битопластом является впитывание воды, что со временем может повредить материал.


В зависимости от мощности акустики, которую вы планируете ставить в машину, необходимо рассчитать толщину вибропласта. Как правило, двери «полнеют» на 3—5 кг, и это не требует никакой дополнительной доработки. Но иногда шумо- и вибропоглощающие материалы добавляют столько лишнего веса, что приходится даже усиливать петли. Возможно, вы видели, как на соревнованиях по звуку владельцы автомобилей приподнимают двери, чтобы их захлопнуть.


— Когда я плотно занимался автозвуком, зачастую проводил шумоизоляцию двери и отдавал клиентам машину со штатными динамиками. И процентов 30 людей говорили, что им больше ничего не надо. Если сделать нормальную шумоизоляцию хотя бы передних дверей, можно сэкономить на покупке более дорогих динамиков, а то и обойтись заводскими. Но есть клиенты, которые настаивают на том, чтобы я просто поставил другие компоненты. Они покупают дорогие модели, которые, в общем-то, теряют свой смысл без работы с дверями, — рассказал специалист.


Еще можно шумоизолировать днище, переднюю панель и даже крышу. Но если от дверей эффект гарантированно услышат даже те, кто в детстве повидался с медведем, то остальные доработки — для самых требовательных аудиофилов. К тому же доработка, например, передней панели — дело недешевое. Одна работа потянет на 100—150 долларов по курсу.


Шумоизолировать одну дверь стоит 70—80 долларов по курсу. Это материал плюс работа. Но здесь важно помнить, что такая операция, скорее всего, повлияет на заводскую гарантию автомобиля. Поэтому нужно либо ждать, когда машина слезет с дилерской «иглы», либо отказаться от гарантии, либо доработать автомобиль на официальной СТО (некоторые дилеры предлагают такую услугу).


Нужно ли дорабатывать задние двери?

— На самом деле, сидя спереди, вы даже не слышите задние динамики. Поэтому если вы шумоизолируете передние двери, вы улучшаете звук для водителя и переднего пассажира. Если дорабатываете задние — делаете услугу для задних пассажиров. В целом, проще настроить качественное стерео спереди, нежели заморачиваться с задним рядом. Мы иногда для соревнований вообще убирали задние динамики, чтобы они не оттягивали сцену. Так что для большинства людей будет достаточно поработать с передом. Для вашей «Арканы» за долларов 150 можно хорошо изолировать две двери. Поверьте, вы почувствуете разницу, — уверил Андрей.


Шумоизоляция багажника

Самые требовательные любители музыки шумоизолируют еще и багажник. Эффект от этой доработки ощутят разве что владельцы компактных хетчбэков. Когда багажник живет «отдельной жизнью» (например, у седана или купе), то шумоизолировать его следует только при установке сабвуфера. В случае с Renault Arkana от доработки грузового отсека можно и отказаться — багажник достаточно хорошо изолирован от салона. Считай, как в седане.


— Нужно понимать, что машина нужна в первую очередь для того, чтобы ехать, а не устраивать дискотеку. Поэтому и багажник следует трогать только в крайних случаях. Нагрузи крышку дополнительными килограммами — она не будет держаться в открытом положении. А значит, нужно дорабатывать газовые упоры. Я бы разумно взвешивал необходимость доработок в обычном автомобиле, — считает специалист.


Что такое твитеры?

На Renault Arkana, как и на большинство машин данного класса, установлена компонентная система. В нашем случае — фирмы Bose. В передних дверях расположены мидбасы, а на передней панели — высокочастотные твитеры (в простонародье — «пищалки»). Фактически это один динамик, разнесенный в два места. Автопроизводители выносят высокие частоты вверх, потому что они достаточно легко поглощаются ковролином. Другими словами, будь твитеры расположены в том же месте, где основные динамики (внизу дверей), звук от них терялся бы.

В нашем редакционном автомобиле «пищалка» расположена классическим образом — с отражением звука от лобового стекла. То есть воспроизводимый высокочастотным твитером звук отправляется вверх, ударяется о наклонное стекло и улетает в салон. Иногда твитеры размещают в стойках. Как правило, звук в этом случае направляется перекрестно: с левой стойки — в правого пассажира, а с правой — в сторону водителя. Специалист рекомендует заменить корпусы штатных «пищалок», потому что сетка не пропускает много частот и они остаются в передней торпеде. А чтобы увеличить «звуковую прозрачность», необходимо поменять крышку твитера.


Андрей считает, что формат MP3 окончательно убил качественную музыку в машинах.

— Раньше, когда музыку слушали с обычных компакт-дисков, там композиции были записаны полностью, без искажений и вырезания якобы «неслышимого» сектора звучания, без каких-либо преобразований. А в формате MP3 все сжато, и теперь ты не можешь «развернуть» композицию на качественную акустику. Хороший звук в автомобиле нужно слушать с закрытыми глазами. Включил симфонию и показал пальцем, где играет скрипка, а где — валторна. С MP3 такого не сделаешь. Именно поэтому сейчас люди чаще делают «шумку» для себя, чтобы комфортнее было ездить, нежели для качественного звучания. Автомобилистам больше не нужна действительно хорошая акустика. Плюс ко всему заводские системы стали намного лучше, чем раньше, — отметил специалист.


Что можно сделать с Renault Arkana?

В случае с нашей редакционной машиной эксперт советует начать как раз с шумоизоляции дверей и посмотреть, что получится. Возможно, больше ничего не понадобится делать. Если же захочется более «породистого» звучания, в багажник можно установить сабвуфер. Но для этого у кроссовера придется переделывать фальшпол, под которым хранится запаска. По заводу пол поднимается, ломаясь прямо у спинок заднего ряда — именно там должен располагаться корпусный сабвуфер. Переделка пола может привести к другим последствиям — возможно, будет затруднительно доставать запасное колесо.

— Что касается замены динамиков, то она в случае с вашей «Арканой» целесообразна, только если вы будете устанавливать в автомобиль дополнительный усилитель либо если повреждены заводские. Можно, конечно, пойти и купить новые динамики за 50 долларов, но вы не получите никакого эффекта по сравнению со штатной аудиосистемой. Если же менять что-то кардинально, то придется вложить солидную сумму денег, — рассказал Андрей.


Здесь важно отметить, что автомобильные динамики бывают двух типов: рассчитанные на работу с выносным усилителем и работающие с магнитольным усилителем. Как понять, «ху из ху»? Необходимо узнать, насколько динамик чувствителен к подводимой к нему мощности. Эта чувствительность измеряется в децибелах на октаву, и ее можно узнать в характеристиках устройства. Динамики с показателем до 93—94 дБ/окт лучше подключать к дополнительному усилителю. Все, что выше, можно коннектить со штатной магнитолой. Обычно у производителей аудиосистем есть пару моделей динамиков для работы с усилителем, который идет в автомобиле с завода. Это бюджетные решения, которые не дадут ожидаемого эффекта от доработки. Если же вы хотите удивлять качеством звучания в вашей машине, придется ставить дополнительный усилитель, менять динамики и закидывать в багажник сабвуфер. И это, вместе с шумоизоляцией дверей, обойдется в добрую копейку. Большинству автолюбителей такой звук попросту не нужен.

Как можно угробить автомобиль дополнительной шумоизоляцией

alt=" Фото: iStock" />
 Фото: iStock

Подавляющее число автомобилей массового сегмента не радуют звуковым комфортом, поскольку автопроизводители на шумоизоляции в большинстве случаев экономят.

Фото: www.auto.ru

Дефицит заводской "шумки" объясняется также стремлением автопроизводителей к снижению массы автомобиля. В результате посредственная шумоизоляция - не редкость даже в автомобилях премиум-сегмента. Естественно, что многие владельцы обращаются в специализированные центры для установки дополнительной "шумки" или же проделывают эту операцию самостоятельно, вооружившись инструкциями из интернета.

Аргументы в пользу дополнительной "шумки" весомы. Ведь, если процедура проведена правильно, помимо усиления звукового комфорта повышается стойкость кузова к коррозии, улучшается теплоизоляция салона, повышается качество работы штатной акустической системы, устраняются вибрации и скрипы. Увеличивается также и жесткость кузова, что благотворно сказывается на управляемости. Однако все это - в теории.

Что происходит на практике? На сервисе для установки дополнительной шумоизоляции салон разбирают. В частности, демонтируют двери, снимают обшивку потолка и пола, накладки колесных арок, дверные карты. Все полости обклеивают затем дополнительными слоями шумоизолирующего материала или (как в случае с днищем и колесными арками) грунтуют специальной мастикой. Затем демонтированные элементы устанавливаются на свои штатные места. Что может пойти не так при такой технике? Самая частая возможная проблема - это увеличение снаряженной массы транспортного средства.

Фото: www.instagram.com/land.cruiser.300/

В среднем машина, "зашумленная" "по полной", может потяжелеть на 50 кг, а в случае с большими седанами и SUV - даже и на 80 кг. Последствия такого "ожирения" очевидны - это повышенный расход топлива, нарушение расчетной развесовки, ухудшение управляемости и увеличение тормозного пути на высоких скоростях.

Даже более неприятное следствие чрезмерной "шумки" - отклонения от штатной работы элементов кузова. К примеру, "зашумленная" багажная створка из за дополнительного веса может перестать автоматически подниматься, и вам придется буквально подталкивать ее вверх. Боковые двери в свою очередь, набрав лишние килограммы, могут начать проседать, что спровоцирует потерю герметичности уплотнений, выход из строя петель и замкового механизма.

Еще хуже, если при проведении работ по шумоизоляции во внутренних полостях кузова и дверей будут прикрыты штатные дренажные отверстия. В результате влага будет задерживаться внутри кузовной конструкции, провоцируя коррозию металла и нарушение вентиляции.

С особенной осторожностью нужно подходить к шумоизолированию подкапотного пространства. Во-первых, шумоизоляции непосредственно силовой установки лучше избежать, чтобы не советовали вам "продвинутые" доработчики. Излишние слои шумопоглощающего покрытия или выбор неподходящего материала могут нарушить теплообмен силового агрегата, что может привести к перегреву, а в перспективе - выходу мотора из строя. Не стоит также покрывать шумоизоляцию на крышке капота мастикой, так как высокая температура двигателя может разрушить такое покрытие.

Фото: iStock

Шумоизоляцию моторного щита не рекомендуется проводить самостоятельно. Ведь чтобы добраться до этого элемента, отделяющего салон от двигателя и трансмиссии (к слову, главных источников шума), необходимо разбирать переднюю панель, соответственно, демонтировать электронное оборудование, которое нужно затем будет вернуть в прежнее положение и сделать это правильно. Между тем, не редки случаи, когда после шумоизоляции моторного щита происходят сбои в работе системы климат-контроля, аудиосистемы, "приборки", бортового компьютера и других узлов.

Наконец, при проведении шумоизоляции своими силами или при помощи дяди Васи из гаража следует с особым вниманием подойти к используемым материалам. Скажем, некоторые "умельцы" используют для подавления шума в автомобиле монтажную пену, мебельный поролон, различные виды утеплителей. Многие из этих компонентов при контакте с агрессивной средой (влага, высокая температура, грязь) намокают, разрушаются, выделяют канцерогенные вещества, провоцируют повышение температуры и коррозию металлических элементов автомобиля.

Кроме того, "тюнингеры" не придают должного внимания подготовке оклеиваемых поверхностей. В результате "шумка" со временем отклеивается. Совет очевиден - перед проведением работ проконсультируйтесь со специалистами в области шумоизоляции, а лучше и вовсе - поручите всю работу таким спецам.

Помните также, что установка "самопальной" "шумки" своими силами на автомобиле, находящейся на гарантии, является поводом для прекращения действия последней. Факт вашего вмешательства в конструкцию автомобиля будет установить проще простого.

Читайте также: