Система охлаждения москвич 2140 схема

Обновлено: 05.07.2024

Клуб москвичеводов Саратова и Саратовской области

На 41-м зимой на печку не жаловался, пока старый расширительный бачек не пришел в полную негодность. Начал, зараза, травить по точечной спайке в одной из трёх распорок, поэтому система перестала нормально работать - машина грелась больше привычного, а печка не прогревалась. При капиталке решил эксперименты не ставить, во избежании лишних проблем. А вот летом рассчитываю заняться системой и внедрить-таки ШНивовский термостат. Забор ОЖ в печку у меня сделан из блока от 4-го горшка. Поскольку 3318 довольно горячий моторчик, переделывать забор на другое место пока не буду.

Кстати, есть ещё один давно известный вариант забора ОЖ - штуцер в заднюю заглушку ГБЦ. На многих 41-х так с завода сделано.

Aleks44 , фотографии бы неплохо, с подробными комментами. Как говорится - лучше раз увидеть.
_________________
Ford Taurus-II GL, 1993 г.в., зеленый металлик, Vulcan 3.0i V6 140 л.с., АКПП, ABS, ГУР, кондиционер, кожаный салон

Aleks44 , про штуцера тоже буду думать позже, какие и куда заворачивать. Замену ГБЦ планирую, вот на ней можно всё по науке сделать не спеша.

По УЗАМ-у фотку хочется увидеть. И штуцер в ГБЦ куда вворачивать, хотя бы пальцем место показать.
_________________
Ford Taurus-II GL, 1993 г.в., зеленый металлик, Vulcan 3.0i V6 140 л.с., АКПП, ABS, ГУР, кондиционер, кожаный салон

Я вот свои переделки СО тут выложу, чтобы в одном месте было.

Схема родной системы охлаждения

Схема системы охлаждения, которая получилась

Примечание:
1 - радиатор отопителя; 2 - пробка расширительного бачка, 3 - отметка минимального уровня охлаждающей жидкости, 4 - расширительный бачок; 5 - пароотводящая трубка: 6 - радиатор системы охлаждения; 7 - электровентилятор; 8 - датчик включения электровентилятора: 9 - термостат; 10 - насос охлаждающей жидкости; 11 - двигатель; 12 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 - пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров двигателя; 14 - впускная труба; 15 - кран отопителя

Система Охлаждения №5

Пришла пора юбилейной 50-ой записи.
В связи с увеличением объема мотора, пришлось подумать и о улучшении системы охлаждения. Мы думаем практически всем известна схема оригинального охлаждения 2140.

На этой схеме уже показан электро вентилятор, который позаимствовали у Калины. Об этой переделке уже писали и должны признаться, что вполне довольны этим решением. Так же мы представляли укороченную помпу с направленной крыльчаткой. Кроме этих доработок решили еще слегка изменить проток через ГБЦ. Обточили заднею пробку и сделали отток жидкости по подобию 2141. Штуцер вывели двойной для запитки печки. После печки охлажденная вода идет через родной кран напрямик в помпу и дальше в блок. Другой конец штуцера ведет через систему автоподсоса карбюратора на передний выход из ГБЦ. По дороге между карбюратором и ГБЦ в него еще втекает мелкий поток из под коллектора. Дальше, в зависимости от положения термостата, поток подается либо в радиатор, или идет по малому кругу прямо в помпу.
Просим принять к сведению, что нам не до конца известно, на сколько дееспособна эта паутина. Мы не успели изучить текут ли потоки так, как мы себе это представляем.

Для того чтобы сделать отвод через зданию пробку ГБЦ, открутили заднюю пробку. Из-за ржавчины это оказалось не самой легкой задачей. Но тиски и газовой ключ инструменты уникальные и решают такие проблемы не глядя. Для последующих работ решили пройти резьбу головки. Честно говоря нам до сих пор не верится, что даже такой инструмент хранился на базе. Но смотрите сами.
Зажав пробку в токарный станок и обточив плоскость, сделать отверстие и нарезать резьбу не составило больших проблем. Позже пробка заняла свое законное место.

Изготовить двйной штуцер оказалось наиболее трудным заданием. После изготовления резьбы для пробки, на пиле обрезали лишние куски диска. Много время ушло на поиск правильной позиции поперечного отверстия. Когда ее нашли, получилась идеальная стыковка с резьбовым отверстием. Вот только малость не повезло в дальнейшем. При обточке второго конца штуцера не рассчитали усилие и свернули один из концов. Ору было много.
Ну, что же делать? Пришлось точить заново.

Параллельно обрабатывались все каналы системы охлаждения. Старательно были спилены все острые углы, которых в канале между помпой и блоком оказалось больше всего. Так же сверлом прошли заднею крышку помпы и выпускной штуцер ГБЦ. Оказалось, что технических уклонов каналы сильно сужаются.
Всеми этими мерами старались понизить сопротивление потоку улучшить циркуляцию жидкости и понизить вес мотора.

Система охлаждения москвич 2140 схема

Система охлаждения служит для принудительного отвода тепла от головки и цилиндров двигателя и передачи его в окружающую среду. Система охлаждения включает радиатор с жалюзи. расширительный бачок, водяной насос, вентилятор, термостат и шланги. Система охлаждения герметичная, что обеспечивается пробкой радиатора, имеющей выпускной клапан, рассчитанный на избыточное давление 0.05 МПа (0,5 кгс/см''), что дает возможность эксплуатировать двигатель на форсированных режимах при температуре охлаждающей жидкости до 107 "С без ее вскипания, и впускной клапан для компенсации разрежения в радиаторе при охлаждении двигателя во время стоянки.

Наливная горловина радиатора соединена пластмассовым шлангом с расширительным бачком, в котором содержится резерв охлаждающей жидкости. При нагревании двигателя и увеличении объема жидкости она перетекает в бачок, а при охлаждении двигателя возвращается в радиатор. Этим обеспечивается постоянное максимальное заполнение системы охлаждения без воздушных пробок. Охлаждающая жидкость из радиатора насосом направляется в продольный канал, выполненный в блоке со стороны выпускного трубопровода, и через вертикальные отверстия в головке блока цилиндров поступает в рубашку головки, омывая стенки камер сгорания, направляющие втулки и седла клапанов. Затем жидкость через рубашку впускной трубы, обогревая ее, попадает через термостат в верхний бачок радиатора.

Циркуляция охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров естественная (термосифонная) и происходит вследствие вытеснения нагретой жидкости из рубашки блока более холодной, поступающей из водяной рубашки головки. Температурный режим двигателя автоматически регулируется термостатом, который обеспечивает ускоренный прогрев двигателя после пуска и поддерживает необходимую температуру двигателя в процессе его работы. Помимо термостата, автоматически регулирующего температуру охлаждающей жидкости двигателя, на автомобиле предусмотрены жалюзи радиатора, управляемые вручную с места водителя и применяемые, в основном, в холодное время года.

Температура охлаждающей жидкости в двигателе контролируется термоэлектрическим прибором, находящемся на панели приборов. Датчик прибора установлен во впускной трубе двигателя. Система охлаждения заполняется на заводе незамерзающей жидкостью антифризом ТОСОЛ А40 (раствор этилена гликоля с антивспенивающими коррозионными присадками в воде). При отсутствии жидкости ТОСОЛ А40 и необходимости эксплуатировать автомобиль зимой в систему охлаждения можно заправлять антифриз марки 40 (температура замерзания минус 40 "С).

При пользовании антифризами надо соблюдать осторожность, так как они ядовиты при попадании в пищевой тракт организма. Кроме того, при попадании на окрашенную поверхность кузова, антифризы вызывают ее повреждение.

Водяной насос 16 (см. рис. 18) центробежного типа, установлен на передней части блока двигателя Между корпусом 35 (рис. 20) насоса и стальной пластиной 37, а также между пластиной и блоком цилиндров, установлены паронитовые прокладки 36 и 38. Насос вместе с пластиной крепится к блоку четырьмя болтами. Кроме того, пластина притягивается к блоку еще в одной точке с помощью болта и гайки. Этот болт служит одновременно для крепления установочной планки генератора. В корпусе 35 насоса, отлитом из серого чугуна, на двух шариковых подшипниках полузакрытого типа установлен вал 28. Между подшипниками расположена распорная втулка. К заднему торцу вала болтом крепится крыльчатка 34. Для предотвращения проворачивания крыльчатки на валу и в отверстии ступицы крыльчатки имеются лыски.

Крыльчатка насоса отлита из ковкого чугуна и имеет спиральные или прямые лопасти. На передний конец вала напрессована ступица 27 крепления шкива вентилятора. Вал в корпусе уплотнен сальником, состоящим из уплотнительной шайбы 29, резиновой манжеты 32 и пружины 31. Пружина одним концом упирается в торец ступицы крыльчатки, а другим через латунную обойму 30 прижимает манжету и уплотнительную шайбу к шлифованному торцу корпуса насоса. Шайба изготовлена из свинцовографитовой композиции. Вал насоса удерживается от осевого перемещения по внутренней обойме подшипников упорным разрезным кольцом, входящим в проточку вала, и ступицей шкива, а по наружной обойме подшипника стопорным кольцом, входящим в проточку корпуса. Для предохранения подшипников от попадания в них жидкости, случайно просочившейся через уплотнение, в нижней части корпуса насоса имеется сливное отверстие, выполненное в литье. Для смазывания подшипников в корпусе установлена угловая прессмасленка.

Снаружи радиатор охвачен каркасной рамкой, которая увеличивает его жесткость и служит для крепления радиатора к щиту кузова автомобиля. Кроме того, к рамке крепятся жалюзи радиатора. Подводной патрубок радиатора соединен с патрубком впускной трубы резиновым шлангом со стяжными ленточными хомутами. Отводной патрубок соединен с водяным насосом промежуточным звеном литым алюминиевым патрубком, который крепится к блоку цилиндров болтом. Патрубок имеет отверстия под сливной краник и угольник шланга отопителя. Пробка 13 радиатора плотно закрывает наливную горловину благодаря прижатию диафрагменной пружины пробки к горловине.

Конструкция и работа узла описаны в разделе "Система охлаждения двигателя" автомобиля мод. 2140. Жалюзи радиатора предназначены для ограничения потока воздуха, циркулирующего через радиатор. Жалюзи представляют собой набор вертикально расположенных пластин-створок 8. вращающихся на своих осях 7 в отверстиях контурной рамки. Управление жалюзи тросовое (в оболочке), выведено в кабину водителя и расположено на кронштейне с левой стороны под панелью приборов. На рукоятке 25 управления жалюзи предусмотрен шарик-фиксатор 24, предназначенный для удержания пластин-створок жалюзи в нужном положении. Рукоятка, в зависимости от температуры окружающего воздуха и режима работы двигателя, может быть установлена в любом промежуточном положении для получения необходимой степени охлаждения радиатора.

Термостат предназначен для поддержания теплового режима двигателя. При температуре 80 С гофрированный баллон 19 термостата расширяется и открывает клапан. Охлаждающая жидкость начинает частично циркулировать в системе охлаждения двигателя. При нагреве охлаждающей жидкости до температуры 90 С клапан термостата открывается полностью, обеспечивая проход жидкости в радиатор. В тарелке клапана 17 термостата сделано отверстие диаметром 3 мм, которое предназначено для выхода воздуха из рубашки двигателя при заполнении системы охлаждения жидкостью, когда клапан термостата полностью закрыт.

Циркуляция жидкости в системе охлаждения Москвич 412.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, создаваемой центробежным насосом. К системе подключен обогреватель кузова автомобиля. Полная емкость системы 9,3 литов.

Жидкость, охлажденная в радиаторе 2, по патрубкам и шлангам 24 и 17 всасывается в насос через его входной патрубок . Из насоса жидкость по соединительному каналу , отлитому в теле нижней крышки привода газораспределительного механизма, подается на правую сторону двигателя в продольный распределительный капал блока цилиндров и далее вверх - в рубашку охлаждения головки цилиндров .

Из рубашки охлаждения головки цилиндров жидкость выходит в выходной патрубок, являющийся одновременно и корпусом термостата 6 , а затем по отводящему шлангу 4 направляется в верхний бак радиатора. Кроме того, часть жидкости из рубашки охлаждения головки цилиндров поступает в рубашку подогрева впускного трубопровода двигателя , имеющуюся в его средней части, из которой п о шлангу 15 направляется в патрубок термостата и далее в радиатор .

Головка цилиндров интенсивно нагревается, поэтому в ее рубашке охлаждения создана принудительная циркуляция жидкости от насоса. В рубашке же охлаждения блока цилиндров циркуляция свободная - нагретая стенками цилиндров жидкость поднимается вверх и, пройдя в рубашку головки цилиндров, увлекается основным потоком; одновременно часть охлажденной в радиаторе жидкости, поступающей в головку цилиндров, отделяется от основного потока и перетекает в рубашку охлаждения блока цилиндров.

Тепловой режим двигателя автоматически поддерживается в требуемых пределах термостатом, а также при помощи жалюзи. Термостат снабжен основным и перепускным клапанами . В зависимости от температуры жидкости термостат или отключает радиатор от системы и направляет жидкость из головки цилиндров по перепускному шлангу 5 непосредственно в насос и далее снова в рубашку охлаждения, или отключает перепускной шланг и направляет жидкость для охлаждения в радиатор.

Обогреватель кузова подключен к системе охлаждения двигателя шлангами. П одводящий шланг 10 обогревателя присоединен к крану 9, ввернутому с помощью угольника 8 в стенку рубашки впускного трубопровода. Управление краном осуществляется тросом, связанным с ручкой И управления, размещенной на панели внутри кузова. Отводящий шланг 13 обогревателя присоединен к угольнику 18 промежуточного патрубка 21.

Сливают жидкость из системы охлаждения при открытой пробке радиатора и открытом кране обогревателя кузова через два краника: один из них установлен в промежуточном патрубке 21. а второй ввернут в стенку нижней части рубашки охлаждения блока цилиндров с правой стороны двигателя. Для более удобного управления кранами от них вверх выведены тяги 19 с рукоятками.

Ниже представлена схема шлангов и патрубков. Большими цифрами указаны шлангни из схемы 1 .

Москвич 2140: замена антифриза


Безукоризненная езда на автомобиле во многом зависит от качественной работы двигателя. Чтобы мотор не создавал серьезных проблем, необходимо следить за главной жидкостью автомобиля – антифризом. Данная смесь защищает двигатель от перегрева и замерзания. По истечению предусмотренного срока использования она оказывает коррозионное воздействие на металлы. По этой причине необходимо в нужные сроки выполнять замену антифриза на Москвиче 2140.

Сроки замены ОЖ в Москвиче 2140

По истечении срока действия тосола, следует выполнить его замену. При эксплуатации он стареет, концентрация становится меньше, увеличивается пенообразование. А от некачественной охлаждающей жидкости силовой агрегат страдает не меньше, чем от плохого бензина или масла. Замена антифриза в Москвиче 2140 должна регулироваться по срокам, рекомендованным автозаводом или производителем ОЖ.

Обычно замена антифриза на Москвич 2140 выполняется через каждые 60 тыс. км пробега или один раз в 2-3 года. Также охлаждающая смесь может утратить свои свойства раньше указанного срока. Водитель может самостоятельно проверить качество тосола.

Если он стал мутным или белым, значит он уже не годный. Если тосол стал рыжего или красного оттенка, в нем есть ржавчина. Такую смесь следует менять сразу. Самое страшное, когда в тосоле обнаружены хлопья, осадок, плотные образования. В такой ситуации заменить его надо срочно и проверить все детали системы охлаждения.

В систему охлаждения заливают новый тосол, его объем составляет 10 литров. Уровень охлаждающей жидкости должен быть от 0 до 10 мм ниже шва верхней и нижней половин расширительного бачка.

Инструкции по замене охлаждающей жидкости

Если в нужный срок не производится замена антифриза на Москвиче 412, двигатель может перегреться, образуется коррозия. Главное, что с силовым агрегатом может произойти серьезная поломка, которая приведет к капитальному ремонту автомобиля.

Слив антифриза с Москвича выполняется с соблюдением правил техники безопасности. Такие работы делают вдали от людей и всего живого. Антифриз для Москвича 2140, как и другие жидкости, токсичен, и несоблюдение правил безопасности приведет к серьезным травмам. При работе с тосолом надо приготовить резиновые перчатки и обувь. Для слива отработанной смеси берется определенная тара.


Пошаговый процесс слива старой жидкости и промывки системы охлаждения:

После заполнения системы охлаждения новым антифризом, требуется завести мотор и дать поработать 15 – 20 минут. Это поможет равномерно распределить тосол по системе охлаждения и удалит пузырьки воздуха. После этого проверить уровень охлаждающей жидкости на расширительном бачке. По необходимости долить тосол до метки между Min и Max.

Отличия в замене антифриза в других моделях авто

В систему охлаждения силового агрегата Москвич 2140 заливается охлаждающая жидкость ТОСОЛ-А40 или антифриз G11. Объем составляет 10 литров вместе с печкой. ТОСОЛ заливают не реже одного раза в два года.

Главное при подборе жидкости придерживаться рекомендаций производителя и качества выбранного материала. Ведь антифриз, циркулируя между системой и радиатором, помогает выводу лишнего тепла. А это способствует сохранению двигателя от перегрева.

Система охлаждения москвич 2140 схема

Версия 24.10.16 beta



Москвич 2140 - советский заднеприводный автомобиль малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся заводом АЗЛК с 1976 по 1988 год. Представлял собой глубоко модернизированный вариант автомобиля Москвич-412.
Москвич-2138 - вариант того же автомобиля с двигателем модели М-408, выпускавшийся до 1982 года.
В общем сохранив конструкцию М-412, автомобиль получил более современный и улучшенный салон, особенно в версии SL.

Москвич-2140Д - модификация седана с дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д под бензин А-76. Особо дефицитная модификация из-за относительной дешевизны и большей распространённости 76-го бензина;
Москвич-214006(214007) - экспортная модификация;
Москвич-2140-121 - модификация такси, с дефорсированным двигателем под бензин А-76, таксометром и обивкой из кожзаменителя. Производилась в 1982-1987 гг.;
Москвич-21403 - модификация с ручным управлением для инвалидов. Производилась в 1980-1987 гг.
Москвич-21406 - модификация для сельской местности с дефорсированным двигателем, барабанными тормозами всех колёс, усиленной рессорной подвеской и буксировочными проушинами. Производилась в 1979-1987 гг.;
Москвич-21401 - модификация для медицинской службы;
Москвич-21402 - экспортная модификация с правым рулём. Модификация М-214026 предназначалась для умеренного, а М-214027 для тропического климата;
Москвич-2315 - коммерческая модификация с кузовом пикап, собиравшаяся мелкими партиями в 1984-1988 гг. на базе бракованных кузовов седан и универсал;
Москвич-2137 - базовый универсал семейства «1500». Производился в 1976-1985 гг.;
Москвич-2734 - коммерческий фургон. Производился в 1976-1983 гг.
Moskvitch 1600 Rallye - раллийная модификация, омологированная в 1976 году по международной группе 2, класс 8 (до 1600 куб.см.). Основные отличия от базовой модели - форсированный двигатель 412-2В (412Г) с двухвальной восьмиклапанной ГБЦ, объёмом 1.6 литра, мощностью 130 л.с., принципиально новая коробка передач КП-9 либо КП-10. Факт официальной омологации данной модификации является весьма занимательным, дело в том, что по группе 2 омологировались серийные машины с доработками, причем тираж омологируемых автомобилей должен составлять не менее 1000 штук, однако ни двигатель с двумя распределительными валами, ни коробки передач КП-9 и КП-10 серийными агрегатами не являлись и не устанавливались на серийные машины.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.

СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

Система выпуска отработавших газов представляет собой совокупность элементов глушителя соединенных с выпускным коллектором. В разрыв приемной трубы и резонатора возможна установка катализатора отработавших газов.

Передняя - независимая пружинная, бесшкворневая с поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя - прогрессивного действия на продольных полуэллиптических рессорах.

Глобоидальный червяк - двухгребневый ролик.

Гидравлический тормозной привод с вакуумным усилителем. Тормозные механизмы задних колес имеют устройство для автоматического поддержания постоянного зазора между колодками и барабаном, а в привод к ним встроен регулятор давления.
Передние - дисковые.
Задние - барабанные.

КУЗОВ : 4-х дверный, седан (5-мест.)

Система охлаждения москвич 2140 схема

Термостат. Исполнительным механизмом, непосредственно осуществляющим регулировку температуры двигателя, является термостат (подчеркиваю - термостат, а не вентилятор радиатора, как иногда приходится слышать!).
Термостат совместно с радиатором охлаждения двигателя в системе охлаждения образует замкнутый контур в системе авторегулирования (САР). Существуют два основных варианта расположения термостата - система с так называемым верхним термостатом и система с нижним термостатом. Названия происходят не от места расположения самого термостата, а от того места в системе, в котором происходит регулирование. В системе с нижним термостатом термостат устанавливается перед водяным насосом, в термостат поступает охлажденная в радиаторе охлаждающая жидкость, а также неохлажденная жидкость непосредственно из водяной рубашки двигателя. В этом случае термостат обеспечивает поддержание постоянной температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель, смешивая в нужных пропорциях охлажденную и неохлажденную охлаждающую жидкость. В системе с верхним термостатом термостат устанавливается на выходе двигателя и на основании измеренной температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя термостат устанавливает требуемое соотношение потоков охлаждающей жидкости в радиатор для ее охлаждения и в обход радиатора для подачи ее непосредственно в водяной насос, стабилизируя, таким образом, температуру на выходе двигателя. Схемы систем с нижним и верхним термостатом, применительно к УЗАМ, показаны на рисунках:
1. Верхний термостат

2. Нижний термостат

Рассмотрим преимущества и недостатки обеих систем. В первую очередь определим основные дестабилизирующие воздействия, влияющие на температуру охлаждающей жидкости. Дестабилизирующие воздействия на систему охлаждения двигателя в основном сводятся к следующим:
- изменение нагрузки на двигатель и связанное с этим изменение количества рассеиваемого двигателем тепла;
- изменение нагрузки на двигатель и температуры в подкапотном пространстве при работе дополнительных агрегатов (кондиционер, ГУР и т.д.);
- изменение температуры окружающей среды и связанное с этим изменение степени охлаждения рабочей жидкости в радиаторе охлаждения;
- изменение режима работы радиатора охлаждения двигателя вследствие изменения скорости потока воздуха через радиатор при изменении скорости автомобиля;
- изменение поглощения тепла дополнительными системами автомобиля, работающими в контуре системы охлаждения вследствие изменения режимов их работы, включения/выключения и т.д. (радиатор отопителя, газовые испарители в системах питания сжиженным газом и т.д.).
И система с нижним, и система с верхним термостатом обеспечивает поддержание температуры двигателя в заданных пределах, но работают при этом они несколько по-разному. В системе с нижним термостатом параметром регулирования является температура охлаждающей жидкости на входе в двигатель, а в системе с верхним термостатом параметром регулирования является температура охлаждающей жидкости на выходе двигателя, т.е. непосредственно температура двигателя. Однако в данном случае речь идет лишь о первичном (непосредственном) параметре регулирования. В системе с нижним термостатом первичный параметр регулирования обеспечивает компенсацию дестабилизирующих воздействий параметров внешней среды, а в системе с верхним термостатом первичный параметр регулирования обеспечивает компенсацию дестабилизирующих воздействий, возникающих от изменения нагрузки на двигатель. Однако необходимо учитывать, что в обоих случаях они обеспечивают и компенсацию других дестабилизирующих воздействий, однако уже в качестве вторичного параметра регулирования. Так, в системе с нижним термостатом изменение нагрузки на двигатель вызывает изменение температуры рабочей жидкости на выходе двигателя, что в свою очередь вызывает изменение температуры рабочей жидкости после ее охлаждения в радиаторе и это соответствующим образом учитывает термостат при смешении охлажденной и неохлажденной рабочей жидкости. В системе же с верхним термостатом изменение степени охлаждения рабочей жидкости в радиаторе охлаждения при изменении параметров внешней среды в свою очередь приводит к изменению температуры двигателя, что также соответствующим образом учитывает термостат при распределении потоков. Таким образом, различие обеих систем достаточно условно, а сами различия определяют, какие дестабилизирующие параметры компенсируются при регулировании первично, т.е. наиболее быстро, а какие - вторично, т.е. с некоторой задержкой.
Более подробно работа систем в различных режимах описано во второй части.
Ответ на вопрос, какая из этих систем более предпочтительна, зависит от того, какие дестабилизирующие воздействия в большей мере влияют на изменение температуры - параметры внешней среды или изменение тепловыделения двигателя. Параметры внешней среды и степень охлаждения рабочей жидкости в радиаторе охлаждения изменяются в очень широких пределах - так, температура наружного воздуха в практических условиях эксплуатации изменяется от -35 до +40 град., при этом скорость потока воздуха через радиатор также варьируется в очень широких пределах в зависимости от скорости автомобиля. В какой-то степени изменение скорости потока воздуха через радиатор компенсируется своевременным включением и выключением вентилятора радиатора охлаждения, однако это происходит ступенчато. Степень влияния изменения нагрузки на двигатель на температуру рабочей жидкости зависит в первую очередь от параметров двигателя, назначения использования автомобиля, соответствия тяговых характеристик двигателя параметрам автомобиля, манеры езды. Очевидно, что чем мощнее двигатель для одного и того же автомобиля при прочих равных условиях, тем в меньших пределах изменение нагрузки на него сказывается на его рабочей температуре, и наоборот, чем мощность двигателя меньше, тем в больших пределах будет изменяться нагрузка на него. Поэтому для автомобилей с достаточно мощными двигателями в условиях повседневного применения более целесообразно использование системы охлаждения с нижним термостатом, так как в данном случае изменение параметров внешней среды является определяющим и является первичным параметром регулирования. Для автомобилей, мощность двигателей которых соответственно условиям эксплуатации невелика, при их эксплуатации в сложных дорожных условиях, на бездорожье, на горных дорогах, участии в ралли более целесообразно использование системы охлаждения с верхним термостатом, при этом первичным параметром регулирования является компенсация изменения нагрузки на двигатель.
Первоначально на двигателе УЗАМ рабочим объемом 1.5 л автомобиля Москвич-412 устанавливался верхний термостат. Как и было показано ранее, применение верхнего термостата вызывало значительную зависимость температуры охлаждающей жидкости от параметров внешней среды. Для компенсации влияния этих параметров на автомобиле Москвич-412 устанавливались дополнительные элементы ручного регулирования температуры. Так, перед радиатором охлаждения двигателя устанавливались специальные жалюзи, посредством которых регулировался воздушный поток через радиатор. Жалюзи управлялись специальной ручкой из салона автомобиля, посредством которой изменялся угол наклона сегментов жалюзи. В холодное время года такой регулировки оказывалось недостаточно, поэтому применялось дополнительное утепление передней части автомобиля специальными щитками. Естественно, что все это снижало удобство управления автомобилем. Позднее при переходе на выпуск модели Москвич-2140 на том же двигателе УЗАМ-412 рабочим объемом 1.5 л, устанавливаемом на этом автомобиле, был применен нижний термостат, что позволило отказаться от жалюзи и дополнительного утепления.
Практическое сравнение систем охлаждения автомобилей Моcквич с двигателями УЗАМ различного рабочего объема с нижним и с верхним термостатом показало, что в системе с верхним термостатом наблюдается большие по сравнению с системой с нижним термостатом колебания температуры охлаждающей жидкости, а также недогрев двигателя в зимний период, особенно при значительных низких температурах, худшая работа отопителя вследствие более низкой температуры рабочей жидкости. В то же время в летний период при работе двигателя в режимах значительных нагрузок наблюдается меньшая склонность к перегреву.
Таким образом, целесообразность применения верхнего термостата в системе охлаждения автомобиля Москвич является спорной. Однако в случае необходимости и наличии показаний для подобной переделки она может быть достаточно легко осуществлена.
Немалое влияние на работы системы охлаждения также оказывает радиатор отопителя. В штатной схеме его включения в системе охлаждения с нижним термостатом циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя осуществляется минуя термостат, что выводит радиатор отопителя из контура регулирования температуры рабочей жидкости. Для устранения данного недостатка целесообразно шланг отбора охлаждающей жидкости от радиатора отопителя подключать не к водяному насосу непосредственно, а к специально врезанному в среднюю часть нижнего термостата дополнительного штуцера; тогда рабочая жидкость из отопителя совместно со всей охлажденной жидкостью будет проходить через термосиловой элемент термостата и влиять на процесс регулировки температуры. Для реализации такой доработки в средней части термостата напротив отводящего патрубка большого сечения необходимо проделать отверстие под штуцер диаметром 15мм, изготовить такой штуцер и закрепить его пайкой, сваркой или посредством резьбового соединения. Такая модификация была проведена на значительном количестве автомобилей и показала хорошие результаты, в частности, обеспечило более стабильную температуру охлаждающей жидкости, а также повысило эффективность работы радиатора отопителя. В последнее время появилась возможность установки термостата от Шевроле-Нивы, имеющего такой патрубок изначально. Неудобное по отношению к УЗАМ расположение патрубков этого термостата не является препятствием для осуществления переделки.

Радиатор. Радиатор обеспечивает отдачу тепла, поглощенного охлаждающей жидкостью при ее протекании через водяную рубашку двигателя, в окружающую среду.
Вентилятор охлаждения двигателя. Для обеспечения необходимой скорости потока воздуха через радиатор во время стоянки автомобиля, движении на небольших скоростях, движении с высокими нагрузками, буксовании автомобиля и других режимах, требующих повышенной отдачи от системы охлаждения при недостаточной скорости обтекания радиатора встречным потоком воздуха используется вентилятор охлаждения двигателя.
Управление включением вентилятора охлаждения двигателя. Включение вентилятора охлаждения двигателя на автомобилях осуществляется специальными датчиками, контакты которых замыкаются при достижении определенной температуры. Датчик включения вентилятора устанавливается в нижней части радиатора охлаждения двигателя; таким образом, включение вентилятора охлаждения происходит только тогда, когда встречный поток воздуха, продувающий радиатор, перестает обеспечивать достаточного теплообмена в радиаторе и требуется дополнительный поток воздуха. Такое расположение датчика позволяет избежать излишних включений вентилятора охлаждения на режимах, на которых система охлаждения в состоянии обеспечить нормальный теплообмен без включения вентилятора, что обеспечивает снижение расхода топлива за счет снижения энергетических затрат на привод вентилятора.
Существует достаточно большой ассортимент биметаллических датчиков включения вентилятора отечественного и зарубежного производства. Датчики маркируются двумя цифрами, разделенными дефисом. Первая цифра означает температуру включения датчика в градусах Цельсия, а вторая - температуру его выключения. Серийно на автомобилях с двигателями УЗАМ применяется датчик ТМ-108, имеющий характеристики срабатывания 87-82 (в отличие от заднеприводных ВАЗ, где используется датчик, имеющий характеристики срабатывания 87-92).
Не следует удивляться тому, что температура срабатывания датчиков выбирается ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости, так как, во-первых, датчик находится близко к отводному штуцеру радиатора, где циркулирует уже охлажденная жидкость, а во-вторых, циркуляция охлаждающей жидкости в области расположения датчика происходит только при наличии циркуляции через радиатор при полном открывании термостата. При частично открытом термостате циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор невелика, поэтому его охлаждения даже слабым встречным потоком достаточно для снижения температуре на его выходе до требуемых значений. Применение датчика срабатывания с пониженной температурой позволяет раньше включить вентилятор охлаждения в момент открывания термостата, обеспечить запас заданного объема более холодной жидкости для охлаждения и тем самым повысить стабильность температуры охлаждающей жидкости.
Кроме биметаллических датчиков включения вентилятора используются электронные устройства, использующие показатели значений датчика температуры охлаждающей жидкости - как датчика для индикации температуры, так и специально устанавливаемых дополнительных датчиков. Эти датчики устанавливаются в зоне циркуляции охлаждающей жидкости, а не в радиаторе, однако в случае недостаточности потока встречного воздуха для охлаждения вентилятора температура охлаждающей жидкости поднимается достаточно быстро и устройство, реагирующее на повышение этой температуры, включает вентилятор охлаждения двигателя. Многие такие устройства дополнительно снабжены элементами световой и звуковой индикации перегрева, а также имеют электронные регулировки порогов срабатывания температуры включения.
Улучшение равномерности распределения охлаждающей жидкости по цилиндрам. При модернизации системы охлаждения двигателя также целесообразно сделать байпасный канал для отвода тепла от нижней части блока цилиндров под выпускной трубой в районе четвертого цилиндра, заменив имеющуюся там заглушку для слива охлаждающей жидкости на штуцер и соединив его шлангом внутренним диаметром 5-6 мм с водяным насосом. Малое проходное сечение байпасного канала не влияет сколь-нибудь заметным образом на работу отопителя. Указанные меры необходимы для предотвращения перегрева четвертого цилиндра, плохо обдуваемого напором встречного воздуха и имеющему ограниченную циркуляцию теплоносителя.
Обеспечение необходимого избыточного давления в системе охлаждения двигателя. В двигателях автомобилей Москвич (начиная примерно с середины 70-х годов 20 в.) применяется система охлаждения закрытого типа, т.е. компоненты системы охлаждения герметичны, что обеспечивает отсутствие ее потерь вследствие вытекания и испарения, а также повышенное рабочее давление, что обеспечивает повышение температуры кипения охлаждающей жидкости, которая напрямую зависит от давления. Компенсация увеличения объема охлаждающей жидкости при ее нагревания осуществляется посредством расширительного бачка. Для поддержания требуемого давления в системе охлаждения используются специальные клапаны. Один из клапанов (перепускной) обеспечивает поддержание в системе избыточного давления, т.е. открывается при превышении значения давления в системе охлаждения свыше заданного, что необходимо при расширении охлаждающей жидкости при ее нагревании. Второй клапан обеспечивает сброс разрежения при остывании охлаждающей жидкости во избежание появления чрезмерного разрежения в системе.
Наличие в системе охлаждения избыточного давления позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости. Однако повышенное рабочее давление в системе охлаждения в ряде случаев неблагоприятно сказывается на других ее компонентах, в частности, на герметичности радиатора отопителя. В ряде случаев также наблюдалось разрушение хомутов крепления шлангов системы охлаждения с их последующим срывом. По этим причинам не следует применять перепускные клапаны зарубежного производства, рассчитанных на повышенное избыточное давление, на автомобилях с двигателями УЗАМ, т.к. рабочая температура этих двигателей существенно ниже и охлаждающая жидкость имеет достаточный запас по температуре кипения при заданном избыточном давлении, кроме того, применяемые радиаторы охлаждения двигателя для этих автомобилей не рассчитаны на повышенное избыточное давление, что может вызвать их разрушение.

Устройство автомобиля москвич 2140

Устройство автомобиля москвич 2140, фото

Легковые автомобили «Москвич» выпускает Московский завод им. Ленинского комсомола. Он имеет ряд модификаций с кузовами типа седан и универсал. Все эти машины оборудованы мощным двигателем при сравнительно небольшом потреблении топлива, приспособлены для движения по разным дорогам, хорошо показали себя при эксплуатации в сельской местности, отличаются прочностью и выносливостью. Базовая модель «2140» является модификацией хорошо известного транспортного средства «412».

Он имеет ряд конструктивных отличий, которые по сравнению с предыдущими моделями значительно повышают безопасность движения, улучшают эксплуатационные качества, а также внешний вид и интерьер. Наиболее важными нововведениями являются дисковые тормозные механизмы передних колес; раздельный тормозной привод; усилитель тормозного привода; регулятор давления в гидроприводе тормозных механизмов задних колес; шины с улучшенным сцеплением при езде по мокрой дороге; фароочиститель-омыватель; сигнализация о выходе из строя одного из тормозных контуров и о включении стояночной тормозной системы; аварийная сигнализация; подголовники на передних сиденьях; более эффективная система охлаждения двигателя; электроприводы насосов омывателя ветрового стекла и омыватель фар; приточно-вытяжная система вентиляции кузова; закрытые подшипники задних колес и шаровые опоры стойки передней подвески, не требующие периодической смазки в эксплуатации.

Это авто может поставляться с четырехтактными карбюраторными двигателями модели 412Д мощностью 50 кВт (68 л. с.) и модели 412 мощностью 55,16 кВт (75 л. е.).

Москвич 2140 СЛ

Представляет собой модификацию «Люкс» базовой модели. Новые бамперы, черные с металлизированным кантом молдинги, наклеенные на крылья и двери, большие задние фонари выгодно отличают его от базовой модели. Задние фонари отличаются не только размером и формой, но и более совершенными светотехническими параметрами.

Применение карбюратора «Озон» и нового распределителя зажигания Р 147 обеспечивает экономичную работу двигателя. Новые шины радиального типа и уменьшенное с 4,22 до 3,89 передаточное число главной передачи также в немалой степени способствуют снижению эксплуатационного расхода топлива.

Оригинально оформлен салон. Новая панель приборов с консолью в сочетании с измененными обивкой и арматурой дверей, материалом обивки сидений, ковровым покрытием пола создают новый, современный интерьер.

Ряд контрольных приборов заменен сигнальными лампами. Изменена графика циферблатов, а сами приборы и сигнализаторы сгруппированы по зонам в соответствии с современными тенденциями.

Рулевое колесо небольшого диаметра (380 мм) имеет новое полумягкое покрытие и более чувствительный включатель звукового сигнала. Применена более совершенная система вентиляции и отопления кузова.

Передние сиденья имеют механизм бесступенчатого регулирования по углу наклона спинки и оборудованы новыми подголовниками. Электрообогрев заднего стекла повышает безопасность при эксплуатации автомобиля в холодное время года.

Имеет пятидверный кузов универсал выпускается на основе базовой модели 2140.

С дефорсированным двигателем, рассчитанным на применение бензина А-76, выпускается для эксплуатации в сельской местности при отсутствии высокооктанового бензина и тормозной жидкости с повышенной температурой кипения. На данном автомобиле дорожный просвет под передней подвеской увеличен, а передняя часть двигателя закрыта штампованным поддоном, надежно защищающим от повреждений литой алюминиевый картер двигателя и корпус масляного фильтра. Передние пружины изготовлены из более толстой проволоки, на рессорах заднего моста девять листов вместо шести. Шины имеют крупный рисунок протектора и отличаются повышенной проходимостью как по заснеженной, так и по размокшей грунтовой дороге. В тормозной системе сохранены два раздельных контура в тормозном приводе, гидровакуумный усилитель и регулятор давления. Тормозные механизмы на всех колесах барабанного типа.

Он оборудован двигателем модели 408 мощностью 36,77 кВт (50 л. е.), также рассчитанным на применение бензина А-76.

Москвич 2141 — новая базовая модель Московского завода им. Ленинского комсомола, которая значительно отличается от своих предшественников. Компоновочная схема — с передними ведущими колесами и с продольно расположенным силовым агрегатом. Он имеет современную аэродинамическую форму, что позволило снизить коэффициент лобового сопротивления до 0,35, а в случае применения спойлеров и других навесных аэродинамических элементов даже до 0,325.

Кузов автомобиля

Это авто может поставляться с четырехтактными карбюраторными двигателями «Москвич-331» мощностью 52,96 кВт (72 л. с.) и ВАЗ-2106 мощностью 58,84 кВт (80 л. е.). Двигатель «331» представляет собой модернизированный двигатель «412», который снабжен новой головкой цилиндров с вихревым движением горючей смеси, имеет и другие усовершенствования.

Компоновочная схема с передними ведущими колесами позволила объединить двигатель и узлы трансмиссии в компактный агрегат В результате лучше используется объем внутри кузова, снижена масса, улучшены характеристики устойчивости и управляемости.

Продольное расположение силового агрегата позволило выполнить полуоси одинаковыми по размеру, что обеспечивает достаточно большие углы поворота ведущих колес. Кроме того, при таком расположении силового агрегата упрощается ремонт двигателя , доступнее его узлы, проще и долговечнее привод переключения передач, опоры двигателя и крепления выпускной системы.

На нем принята оригинальная схема взаимного расположения двигателя и узлов трансмиссии. Двигатель смещен на 60 мм правее продольной оси. При этом ведущий и ведомый валы пятиступенчатой двухвальной коробки передач лежат не в вертикальной, а почти в горизонтальной плоскости.

Благодаря гипоидному смещению осей шестерен в главной передаче ведущий вал коробки передач проходит под правой шейкой дифференциала В свою очередь, сдвинутый вправо двигатель предельно придвинут к дифференциалу

Радиатор системы охлаждения

Радиатор системы охлаждения москвича размещен слева от двигателя. Позади него в моторном отсеке установлен агрегат отопления и вентиляции. Его шум глушится щитом передней части и нанесенным на него изоляционным покрытием.

Коробка передач москвича пятиступенчатая, причем высшая передача — ускоряющая. Синхронизаторы — пальцевого типа. На автомобиле применена подвеска колес «Мак-Ферсон», с которой очень удобно компонуется реечный рулевой механизм. Для задних колес применена зависимая пружинная подвеска с продольными пластинчатыми рычагами, 11-образной соединительной балкой и поперечной реактивной тягой (тяга Пакара).

В 15 тормозной системе изменена конструкция дисковых томрозных механизмов, которые выполнены с оригинальными плавающими скобами, Скобы двухцилиндровые и их поршни с уплотнениями взаимозаменяемы с деталями модели «Москвич-2140».

При создании этого агрегата большое внимание уделено комфорту водителя и пассажиров, обеспечению их безопасности. Все органы управления и выключатели находятся в зоне досягаемости рук водителя, причем рычаги, контролирующие работу освещения, световой сигнализации, трехрежимного стеклоочистителя, омывателя стекла, вынесены на рулевую колонку. В комбинации приборов наряду с традиционными спидометром, тахометром, указателями уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, контрольными лампами предусмотрены вольтметр и вакуумный эконометр.

Передние сиденья с подголовниками могут перемещаться в продольном направлении, наклон их спинок регулируется. Передние и боковые задние мести оборудованы инерционными ремнями, причем дли заднею сиденья они впервые в отечественной практике имеют катушки с горизонтальным выходом ремня.

Оснащен он тремя зеркалами заднего вида: внутренним двухрежимным и наружными, причем одним с дистанционным управлением из салона.

Светотехническое оборудование полностью соответствует международным нормам. Для передних фар комбинатом ФЕР (ГДР) разработаны специальные гологенные лампы Н4. Рассеиватели фар и расположенные рядом указатели поворота гармонично сливаются с поверхностью передней части кузова. На нижнем брызговике переднего буфера предусмотрены гнезда для противотуманных фар. Задние фонари пятисекционные: указатель поворота, габаритный фонарь, стоп-сигнал, световозвращатель (катафот) и противотуманный фонарь.

Применяемая аккумуляторная батарея 6СТ-55А — нового поколения, отличается уменьшенным содержанием сурьмы (до 2,5 %) и мелкокристаллической структурой свинцового сплава пластин, что снижает темпы коррозионного разрушения электродов и увеличивает срок службы батареи примерно на треть.

Новые технические решения (применение конверта из сваренных пластиковых сепараторов, увеличение слоя электролита над пластинами) значительно снижают число операций по обслуживанию батареи; способствуют уменьшению в пять-шесть раз саморазряда.

Каталог статей

Эффективность системы отопления моделей 412, 2140 и их «производных» невысока по двум причинам: через радиатор отопителя пропускается мало воздуха, а температура теплоносителя – охлаждающей жидкости – остается низкой.

Чтобы улучшить забор воздуха в отопитель, можно удалить защитную решетку, прикрывающую вход в лючок воздухозаборника, укрепив сеточку с более крупными ячейками размером не менее 3х3 мм. Производительность вентилятора повысится, если увеличить размеры его крыльчатки, наклепав новые, более широкие (52 – 54 мм) лопасти прямо на старые, а лучше – на обрезанную ступицу. Собирая отопитель, нужно тщательно отрегулировать положение вентилятора относительно теплообменника (радиатора). Для максимально эффективной работы необходимо оставить между ними зазор не более 2-3 мм, смещая крыльчатку на валу электромотора или сам электромотор – в гнезде крепления.

Движение воздуха на выходе из отопителя улучшится, если срезать вертикальные боковые стенки двух его заслонок, которые регулируют поступление тепла к ногам пассажиров.

Для лучшего обогрева лобового стекла расширяют все три сопла обдува. Их стенки можно развести и зафиксировать распорками из заточенных с двух сторон гвоздиков длиной 6 – 8 мм. Есть более радикальный способ: сопла разрезают по бокам и вклеивают «Моментом» пластмассовые клинья-расширители шириной до 5 мм.

Недостаточно горячий антифриз в теплообменнике печки – следствие несовершенной схемы системы отопления. Одна из проблем – накопление воздуха в одной из верхних точек системы охлаждения – радиаторе отопителя. Воздушная пробка, которая при этом образовывается, препятствует проходу через радиатор горячей жидкости. Конструкторы и технологи московского завода АЗЛК решили эту проблему, изменив на «Москвичах-2140» (выпускаемых с февраля 1981 года) устройство теплообменника и направление движения жидкости через него. На более ранних московских и ижевских машинах вполне реально провести такую модернизацию своими силами.

Самый простой (но наименее эффективный) способ – поменять местами два шланга подключения «печки» к рубашке охлаждения двигателя, чтобы горячий теплоноситель проходил через радиатор отопителя не сверху вниз, а снизу вверх, вынося с собой пузырьки воздуха в расширительный бачок и дальше – в атмосферу. Работа отопления несколько улучшится. Но максимально заметного эффекта можно достичь, если заменить радиатор отопителя теплообменником более позднего образца (маркированным в каталоге номером 412-8101060-20), подключив его по новой схеме – для движения жидкости снизу вверх. Можно не покупать новую запчасть, а переделать старый радиатор, вооружившись элементарными слесарными инструментами и паяльником . Для этого нужно разрезать оба бачка и, удалив из каждого внутреннюю перегородку, закрыть жестяными латками места «вскрытия». Скорость движения горячего тосола через радиатор увеличится, воздух в нем задерживаться не будет, производительность системы возрастет.

Читайте также: