Сколько автобусов выпускает маз

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Сколько автобусов выпускает маз

ОАО «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" (белор. Мінскі аўтамабільны завод) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

Как управляющая компания входит в холдинг «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи, ОАО «ОЗАА», Осиповичи; ОАО «КЗТШ», Жодино; ОАО «ДЭМЗ», Дзержинск; ОАО «Гродненский механический завод», и др.

Номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций. В то же время «МАЗ» является кузовосварочным заводом, не производящим какие-либо автозапчасти.

Самое убыточное предприятие в Беларуси с открытой отчётностью за 2 квартал 2016 года[3].

Содержание

Грузовые автомобили [ ]

Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы[4], лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовым производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков.

До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жёсткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой. Филиалом завода «Белавтоприцеп» выпускаются также и прицепы к легковым автомобилям.

Среди автомобилей МАЗ особое место занимают модели нового для МАЗа класса — среднетоннажные автомобили. В 2003 году на ежегодном конкурсе грузовиков, проводимых журналом «Коммерс-авто» этот грузовик признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем 2003 года».

В августе 2006 года были представлены первые автопоезда, соответствующие требованиям Евро-4, произведенные в СНГ — автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-544019 с полуприцепом МАЗ-975830 и бортовой автомобиль МАЗ-631019 с прицепом МАЗ-837310. С 2008 года завод планировал выпускать только автомобили, соответствующие нормам Евро-3[5].

Летом 2014 года минский автозавод представил 2 новых модели грузовика, соответствующих последним требованиям стандарта Евро-6[6]. Первая модель — седельный тягач МАЗ-5440М9 предназначен для перевозки различных грузов в составе автопоезда общей массой 40 т. На нём установлен двигатель Mercedes-Benz ОМ471,Р6 мощностью 475 л.с. Вторая модель — МАЗ-5340М4 с 300-сильным мотором ОМ936LA грузоподъемностью 13,4 т, предназначенная под установку различного специализированного оборудования[7].

Выпуск продукции [ ]

Автозавод в 2005 году поставил потребителям более 20 тыс. автомобилей, 4 тыс. прицепов и полуприцепов, более тысячи автобусов.

В связи с кризисными явлениями в экономике МАЗ поставляет свою технику заинтересованным сторонам в том числе и за счёт экспортных кредитов Беларусбанка, компенсируемых министерством финансов Беларуси по указанию правительства[8].

12 сентября 2014 в Польше было запущено сборочное производство грузовых автомобилей из машинокомплектов производства ОАО «МАЗ». В год планируется выпускать до 500 единиц грузовой и пассажирской техники[9].

Перспективы развития [ ]

С целью перехода завода на выпуск новой конкурентоспособной техники создан проект технического перевооружения предприятия, охватывающий практически все его производства. За период 2000—2001 гг. заводом значительно обновлён парк прессового оборудования, закуплено 26 центров для механообрабатывающего производства, введена в эксплуатацию импортная линия порошковой окраски.

В период 2006—2011 гг. на МАЗ-е с целью модернизации производства и повышения качества продукции предполагалась масштабная реконструкция с объёмом инвестиций порядка 200 млн долларов. В первую очередь она касалась основных узлов автомобилей — кабин, рам, мостов и других агрегатов.

В 2008 году было объявлено о реформировании производственных мощностей в связи с освоением выпуска легковых автомобилей, при этом из-за высокой плотности застройки внутри предприятия планировалось перенести литейное и кузнечное производства за пределы завода[10].

Общественный транспорт [ ]

Автобусы [ ]

В 1992 году на МАЗ-е был создан филиал, сориентированный на освоение производства современных пассажирских автобусов, он получил название АМАЗ. В этом же году филиал подписал лицензионное соглашение с компанией «Неоплан», в результате было выпущено пять лицензионных автобусов Neoplan N4014. После этого оригинальная немецкая конструкция была переработана для адаптации её к местным условиям — как в плане эксплуатации, так и в плане сборки (основными визуальными отличиями мазовского автобуса от немецкого были измененное остекление дверей и иные фары). В результате возросла прочность конструкции, увеличился дорожный просвет, было освоено применение комплектующих собственного производства. Низкопольный автобус МАЗ-101 внешне неотличим от своего заграничного родственника. Был применён самостоятельно выполненный ведущий мост портального типа. Ещё одной отличительной особенностью стало использование «шахтной» компоновки моторного отсека. Эксплуатация автобуса выявила и определённые недостатки — частые неисправности сложного заднего моста и отечественного двигателя ММЗ-Д-260.5.

После сборки «пилотной» партии из сорока автобусов МАЗ-101, в 1996 завод приступил к производству усовершенствованной модели — МАЗ-103. Этот автобус также низкопольный, однако на нём применяется другой задний мост, а конструкция моторного отсека позволяет применять любой двигатель. МАЗ-103 может выпускаться с двигателями ММЗ, Рено, MAN, Мercedes и механической или автоматической коробкой передач.

Производство сочленённого автобуса МАЗ-105 началось в 1997, он имеет пониженный уровень пола (1 ступенька) и предназначен для применения на напряжённых внутригородских маршрутах.

Удлинённый трёхосный МАЗ-107 был впервые продемонстрирован на Московском автосалоне в 2001 году. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надёжность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 ведутся в Москву.

В 2004 году завод представил первую модель в линейке автобусов второго поколения — МАЗ-256. Автобус т. н. восьмиметрового класса имеет 28 посадочных мест. Характерные черты всех машин второго поколения — стеклопластиковая обшивка кузова с панелями, окрашенными в массе, вклеенные стекла, линзовая оптика.

В 2005 году представлен автобус второго поколения — городской низкопольный МАЗ-203. Основное отличие новой модели предшественника — полностью низкопольная конструкция (без ступеньки на задней площадке как в МАЗ-103). Мелкосерийное производство этого автобуса началось со второго квартала 2006, а первая крупная партия (50 автобусов) была произведена по заказу Казани в первой половине 2007. По состоянию на январь 2008 автобус эксплуатируется в Белоруссии, России, на Украине и в Польше.

Другой городской автобус второго поколения — МАЗ-206 был представлен в июле 2006. Это машина средней вместимости, предназначенная для применения на ненапряжённых городских маршрутах, в качестве служебного или VIP автобуса. МАЗ-206 имеет низкий уровень пола в передней части автобуса, где расположена просторная накопительная площадка, а в задней части уровень пола повышается. Мелкосерийное производство началось в конце 2006 года, а в белорусские автопарки автобус начал поступать в конце 2007. В августе 2007 был представлен пригородный вариант этого автобуса, получивший название МАЗ-226. Он отличается отсутствием накопительной площадки, увеличенным до 31 количеством сидячих мест, и наличием небольшого багажного отсека по левому борту. В 2009 году завод представил сочленённый автобус второго поколения МАЗ-205.

На заводе освоено производство междугороднего автобуса МАЗ-152, туристического МАЗ-251, аэродромного МАЗ-171

«АМАЗ» достиг серийного производства 8 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе, среди которых автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах — со специальной системой отопления и теплоизоляцией салона, двойным полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах — с усиленной системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр.

Сегодня доля импорта (без учёта силового агрегата) не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей).

Статистика выпуска и продаж [ ]

За 11 месяцев 2006 года было продано: 869 автобусов в Белоруссии (из них 419 в Минске), 473 в России, 92 на Украине, 77 в дальнем зарубежье. Всего в 2006 было выпущено 1693 автобуса. По данным АСМ-Холдинг выпуск распределился следующим образом:

  • МАЗ-103 — 769
  • МАЗ-103С — 47
  • МАЗ-103Т — 1
  • МАЗ-104 — 84
  • МАЗ-104С — 12
  • МАЗ-105 — 192
  • МАЗ-107 — 109
  • МАЗ-152 — 68
  • МАЗ-171 — 2
  • МАЗ-203 — 3
  • МАЗ-206 — 2
  • МАЗ-251 — 14
  • МАЗ-256 — 389
Юбилейные автобусы [ ]

В октябре 2005 МАЗ выпустил свой 4000-й автобус, находится в Гомеле.

27 июня 2006 предприятие выпустило свой 5000-ный автобус — туристический МАЗ-251

22 декабря 2006 года был изготовлен 6000-й автобус. Им стал низкопольный автобус особо большой вместимости МАЗ-107, находится в Гомеле.

Новинки [ ]
  • МАЗ-215 (пятидверный)
  • МАЗ-231
  • МАЗ-241

Троллейбусы [ ]

В 2001 г. МАЗ освоил производство троллейбусов МАЗ-103Т. По основному числу узлов и агрегатов, а также по конструкции кузова, машина унифицирована с автобусами МАЗ, что обеспечивает удобство и универсальность обслуживания. Как и его прототип — автобус МАЗ-103 троллейбус имеет низкий пол (за исключением задней площадки). С 2006 года троллейбусы на шасси МАЗ-103 производятся только на заводе РУП «Белкоммунмаш». Также на основе автобуса МАЗ-203 совместно с ООО «ЭТОН» завод выпустил троллейбус МАЗ-ЭТОН Т203. В 2014 году был выпущен троллейбус МАЗ-215Т.

МАЗ-MAN [ ]

В 1997 году совместно с концерном «MAN» было создано совместное белорусско-немецкое предприятие ЗАО «МАЗ-МАН», на котором к 1998 году было налажено серийное производство большегрузной автомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства МАН и на шасси МАЗ. Одним из приоритетных направлений предприятия является выпуск седельных тягачей для международных перевозок с колесной формулой 4×2 и 6×4, пригодных для эксплуатации в Европе и соответствующих всем европейским требованиям. Освоен выпуск бортовых грузовиков, самосвалов, фронтальных погрузчиков. На базе шасси МАЗ-МАН налажено производство бетоносмесителей, топливозаправочных автоцистерн и т.д.

Обладая сравнимым с европейскими моделями аналогичного класса качеством, продукция МАЗ-MAN в среднем на 30 процентов дешевле автомобилей зарубежного производства. В настоящий момент 98% всех автомобилей МАЗ-MAN соответствуют требованиям Евро-3.

В 2004 году совместном предприятии было изготовлено 272 автомобиля, что на 45% больше, чем в 2003-м. При этом в 2003 году выпуск продукции по сравнению с 2002-м был увеличен на 50%.

28 ноября 2005 СП ЗАО «МАЗ-МАН» реализовало потребителям 1000-й седельный тягач МАЗ-MAN.

История [ ]

В середине 1930-х годов на территории будущего автозавода располагалась крупная воинская часть Красной Армии. В 1942 году на базе бывших ремонтных павильонов 26-й немецкой танковой дивизии был организован завод для обслуживания и ремонта транспорта вермахта — автомобилей и танков[12]. Фирма Даймлер-Бенц возвела более тридцати ремонтных павильонов. Завод «Грос-К-Верк» с более чем пятью тысячами рабочих вскоре стал одним их крупнейших предприятий в оккупированной Восточной Европе. Во время строительства завода широко использовался принудительный труд военнопленных и местных жителей.

9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года параллельно строительству самого завода, начинается «отвёрточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker, поставляемых из США по ленд-лизу. Первый минский Studebacker сошел с конвейера 7 ноября 1944 года. После окончания ВОВ, сборка американских машин прекращается и продолжается возведение цехов будущего завода. Уже в октябре 1947 года на заводе были собраны по документации и при непосредственной технической поддержке c Ярославского автомобильного завода первые пять самосвалов МАЗ-205. По сути это были ЯАЗ-205, имевшие отличия в силу технологических возможностей. С этого момента завод был способен полностью принять на себя изготовление грузовиков серии ЯАЗ-200 «в соответствии с решениями партии и правительства», что и было выполнено, хотя и не в один год. Всё производство двухосных ЯАЗ-200, самосвалов, бортовых грузовиков, седельных тягачей перешло в Минск. Чуть позже трехосная серия ЯАЗ-210 того же ряда была передана в Кременчуг, где начал работать КрАЗ. С тех пор для ЯАЗ главная задача состояла в обеспечении двух заводов силовыми агрегатами. Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, стали началом белорусского автомобилестроения.

В конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди завода. В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и затем превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. При этом увеличивался не только выпуск автомобилей — результатом работы конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — «Гран-при».

В сентябре 1970-го было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976-го с главного конвейера сошёл первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335.

В 1977 году завод был удостоен своей третьей награды — второго ордена Ленина.

19 мая 1981 года на главном конвейере завода был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через два года, 16 апреля 1983-го, был собран уже тысячный автомобиль этого семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им стал седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. В конце восьмидесятых был создан концепт-кар МАЗ-2000 «Перестройка».

В 1996 году, после успешного прохождения приёмочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошёл первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021, полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок.

Финансовые показатели [ ]

За 2014-2015 годы убытки МАЗ составили 210 миллионов долларов (по данным Белстата). За первое полугодие 2016 года, этот показатель равнялся около 30 миллионам долларов. Таким образом, среди всех предприятий белорусской промышленности МАЗ понес самые крупные убытки. [1]

В 2012 году МАЗ выпустил 26 тысяч грузовиков, за 8 месяцев 2016 года только 2 255 машин. За это время количество работников завода сократилось с 21,5 тысячи человек до 17 тысяч[1].

Автобусная авантюра от МАЗа, ставшая легендой

Слова "МАЗ" и "автобус" уже прочно ассоциируются друг с другом, хотя запуск автобусного производства на Минском автозаводе в начале 1990-х годов казался полной авантюрой. Но авантюра обернулась сверхудачным проектом, который выручил завод в те трудные годы и выручает сейчас.

Сегодня у нас рейтинг автобусных разработок МАЗа всех времен. Позиции в рейтинге расположим в зависимости от важности модели с точки зрения ее вклада в развитие технологий, имидж и, чего греха таить, в объем продаж. Позиций в рейтинге будет 12, так что сегодня у нас "автобусная дюжина".

На 12-м месте автобус МАЗ, который на самом деле не очень даже МАЗ. Эти угловатые и не самые изящные машины были построены в Болгарии по инициативе местного дилера. Это было еще до кооперации с фирмой Neoplan. Пожалуй, даже хорошо, что "бруски" остались опытными образцами. Но они были самыми первыми, поэтому свое место в истории заслужили.

На позиции №11 опытный туристический автобус МАЗ-151, по сути, полная копия аналогичной модели Neoplan. На этом автобусе учились, перенимали опыт. Было собрано, по одним данным, два, по другим — три опытных образца. Но это был первый туристический автобус с мазовским логотипом.

На 10-м месте МАЗ-101 — первый городской низкопольный автобус, тогда еще имевший много общего с аналогичной моделью Neoplan. Но он не был полной копией! Здесь уже добавлены свои идеи, постепенно создавалась полностью собственная модель, которая в дальнейшем получит индекс МАЗ-103. Таких автобусов собрали относительно немного, но они стали первым действительно серийным продуктом автобусного филиала Минского автозавода.

Позиция №9 у МАЗ-152 — первого туристического автобуса собственной конструкции. Первый шаг в "топовый" класс. Модель выпускалась в нескольких модификациях, поставлялась на экспорт и свою лепту в обновление автопарков региональных перевозчиков внесла.

На 7-й позиции соло-трехосник МАЗ-107. Первый городской 15-метровый автобус марки МАЗ. По пассажировместимости он почти сопоставим с длинной "гармошкой", но при этом дешевле и проще в изготовлении и обслуживании. К чемпионату мира по хоккею 2014 года Минский автозавод создал на базе городского трехосника интересную пригородную спецверсию для перевозки пассажиров в аэропорт. Она и показана на фото.

Позиция №6 у сочлененной "гармошки" МАЗ-105. Когда строили первый опытный образец, то справедливо опасались "не вытянуть" сложность конструкции. Узел сочленения (собственно "гармошка") далеко не прост в изготовлении. Но все получилось. Модель стала массовой, менее массовой, чем "одиночки", конечно, но все же массовой. МАЗ-105 сегодня есть почти во всех крупных белорусских и не только городах.

5-е место отдадим автобусу среднего класса МАЗ-241. Эта машина сначала выпускалась параллельно с МАЗ-256, а потом полностью заняла его рыночную нишу. МАЗ-241 строили уже по полностью автобусным канонам, на автобусных агрегатах, так что плавность хода значительно улучшилась. Сегодня их уже много как в "общепассажирских", так и в ярких школьных версиях.

Позиция №4 у туристического МАЗ-251. Это был прорыв своего времени. Модели уже больше 10 лет, а дизайн до сих пор не устарел и сопоставим с зарубежными аналогами. Пожалуй, это самый красивый мазовский автобус.

Тройку лидеров открывает городская супернизкопольная "гармошка" МАЗ-215. К хоккейному чемпионату мира в Минске появилось "сразу много" таких автобусов. МАЗ-215 — это самый длинный и вместительный городской автобус в СНГ и единственный пятидверный. Обилие дверей — залог быстрой ротации пассажиров на остановках. Большую партию таких машин купила Монголия.

"Серебро" — у МАЗ-203. Такие супернизкопольники есть во многих городах Беларуси и России. А еще в нескольких странах Европы, включая, например, Германию. Очень удачная модель. Недавно автозавод адаптировал ее под нормы Евро-6, так что "европейская карьера" автобуса продолжится.

У кого же "золото"? У МАЗ-103. Самый классический мазовский автобус, самый массовый, самый известный. Именно на нем "поднялось" автобусное производство, именно он принес МАЗу известность как производителю автобусов, его строили в первые годы и… строят до сих пор! Спрос на него есть и по сей день. На самом автозаводе этот автобус даже прозвали "вечным".

В завершение — Гран-при нашего рейтинга. Эдакая условная "платина". Главный приз присуждается перронному автобусу МАЗ-171, так как нигде в СНГ, кроме как на Минском автозаводе, не строят таких машин. МАЗ — единственный отечественный производитель нестандартных "аэродромников". В скором времени эту модель обещают обновить, так что ждем с интересом.

В нынешнем году Минский автозавод обещает представить как минимум одну совершенно новую модель. Подробности пока не раскрывают, но работа уже активно ведется. Осталось совсем немного типов автобусов, не "перекрытых" линейкой марки МАЗ. Почти наверняка в ближайшие годы и оставшиеся ячейки в классификации заполнятся минскими разработками. Появятся новинки — обновится и рейтинг.

МАЗ за свою историю выпустил более 2 млн единиц автотехники


9 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Минский автомобильный завод за 75-летнюю историю выпустил более 2 млн единиц автотехники, сообщили корреспонденту БЕЛТА на предприятии.

Флагманским направлением для МАЗа остаются грузовые автомобили, на них приходится более 75% собранной автотехники. На текущий момент мир увидело свыше 1,5 млн белорусских грузовиков - от самосвалов до седельных тягачей.

На втором месте - прицепы и полуприцепы, которые занимают 23% в общем объеме выпуска завода за всю его историю (сейчас - 10-15% в зависимости от года). Доля автобусов несколько меньше, так как перспективное направление запустили лишь в 1990-х годах. Зато сейчас на пассажирскую технику приходится свыше 10% продаж. Также активно развивается производство автокранов и других спецмашин.

"Для Минского автозавода совпали два знаковых события - 75-летие предприятия и выпуск 2-миллионной единицы автотехники. Когда-то МАЗ стал заводом-первенцем белорусского автомобилестроения, а сейчас превратился в широко диверсифицированный холдинг. В ближайшие годы планируем ускорить технологическое развитие и более активно действовать на зарубежных рынках", - отметили на предприятии.

В структуре холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" работают свыше 20 тыс. человек. МАЗ входит в число крупнейших в Восточной Европе производителей грузовой и пассажирской автотехники. Всего на заводе выпускают более 600 моделей и 3 тыс. модификаций автомобилей четырех экологических классов.

МАЗ поставляет автотехнику в более чем 40 стран мира. Традиционными рынками остаются Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан и другие государства СНГ. Кроме того, белорусские автомобили покупают в странах Евросоюза (прежде всего в Польше, Литве и Латвии), в Африке и Латинской Америке. На Ближнем Востоке МАЗы охотно приобретают в Турции, а в Юго-Восточной Азии - во Вьетнаме. Товаропроводящая сеть насчитывает более 140 субъектов.

Завод был организован еще до окончания Великой Отечественной войны - 9 августа 1944 года. С 1944 года по октябрь 1946-го на предприятии собирали автомобили из узлов и деталей, поступающих по договору из Америки. Всего за два года было собрано и отремонтировано 18 тыс. 174 автомобиля для фронта и народного хозяйства.

В ноябре 1947 года из ворот завода вышел первый белорусский самосвал - МАЗ-205 грузоподъемностью 5 т. Его конструкция была разработана еще в годы войны на Ярославском автомобильном заводе. Следом появились бортовые автомобили МАЗ-200, седельные тягачи МАЗ-200В, лесовозы МАЗ-501 и машины повышенной проходимости МАЗ-502.

В сентябре 1950 года стартовал серийный выпуск 25-тонных самосвалов МАЗ-525, а в октябре 1958 года появился 40-тонный самосвал МАЗ-530, который взял Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе. Позже эта модель стала родоначальником нового завода в Жодино - БелАЗа, куда было переведено производство автомобилей высокой грузоподъемности.

В ноябре 1958 года на Минском автозаводе собрали первые опытные образцы автомобилей второго поколения МАЗ-500 и МАЗ-503, их отличали новая компоновка двигателя и опрокидывающаяся кабина. С января 1966 года осуществлен полный переход на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500. В мае 1981 года на главном конвейере собрали первый седельный тягач МАЗ-5432.

Автобусное производство в структуре Минского автомобильного завода создано в 1992 году по лицензии немецкой компании Neoplan. Сегодня пассажирская техника МАЗ представлена 16 моделями и более 100 модификациями. На предприятии освоено серийное производство грузовиков и автобусов всех экологических классов, в том числе Евро-6.

Среди новых направлений - разработка семейства автомобилей с унифицированным шасси. На универсальный автомобиль-шасси будут устанавливать всевозможные двигатели и коробки передач, различные кабины и колесные формулы.

Совместно с Weichai МАЗ построил завод по выпуску дизельных двигателей. Вместе с Shaanxi Fast Gear создано совместное предприятие по производству коробок передач.

К своему 75-летию МАЗ организовал выставку автомобилей в Минске, где впервые представил автобусы третьего поколения и восстановленный спортивный грузовик команды "МАЗ-Яровит".-0-

МАЗ изготовил первые 10 автобусов третьего поколения для Беларуси. В Барановичах, Минске и Светлогорске МАЗ-303 уже вышли на работу

Серийное производство автобусов МАЗ третьего поколения стартовало! С начала 2021 года изготовлена первая партия из 10 машин модели МАЗ-303065 – все они предназначены для Беларуси.

Как уже сообщалось, четыре новых автобуса поступили в Минск – они будут эксплуатироваться в филиале "Транспортный парк №1". Кроме того, шесть автобусов разойдутся по регионам – по одному в каждую область. Уже известно, что на Гомельщине первый МАЗ-303065 получил Светлогорск, на Брестчине – Барановичи. Более того, 8 апреля в этих городах новейшие автобусы МАЗ уже приступили к перевозке пассажиров.


Фото газеты ”Наш край”


В Барановичах, как сообщает газета "Наш край", МАЗ-303065 в первый рейс отправился по маршруту №20. За рулем – водитель Андрей Юрчик.


Фото газеты "Светлагорскiя навiны"

В Светлогорске новенький МАЗ на 12-й маршрут вывел Владимир Морозов, водитель с более чем 30-летним опытом работы. Журналисты местной медиакомпании "Ранак" не только сняли сюжет для теленовостей, посвященный новинке, но и устроили импровизированный тест в ходе поездки – проверили, сможет ли автобус провести по дорогам Светлогорска наполненный водой стаканчик и не расплескать содержимое.


Напомним, что МАЗ-303065 – одна из восьми модификаций автобусов третьего поколения, на которые Минский автозавод получил Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Машина оснащена 285-сильным дизельным двигателем Mercedes-Benz OM926LA.V/4 экологического класса Евро-5, гидромеханической трансмиссией и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ZF 6AP1200B, а также портальным задним мостом с двойной передачей ZF AV 133/83.


instagram / minsktrans_official

Автобусы первой серии имеют несколько отличий от пилотного образца, который в прошлом году демонстрировался на выставке "Судьба гигантов" в Минске. Самое заметное внешнее – фальшрешетка радиатора по левому борту теперь с круглыми отверстиями, как и на флагманской версии МАЗ-303266 (Евро-6).


Фото газеты ”Наш край”

В салоне МАЗ-303065 первой серии нет полуторных сидений – они заменены на одиночные. А всего предусмотрено 27 мест для сидения.


Фото газеты "Светлагорскiя навiны"

Кабина водителя по белорусской традиции отделена от салона перегородкой и имеет отдельный выход. Но перегородка нового типа – с полупрозрачным стеклом, стильная.


instagram / minsktrans_official

Автобусы, поступившие в Минск, отличаются по цвету – они целиком желтые (код краски по RAL – 1023). Региональные машины окрашены в лимонный цвет (код краски по RAL – 1016), при этом фальшборта на крыше у них остались белыми. Есть некоторые отличия и по комплектации (на минских машинах по требованию заказчика установлены Wi-Fi роутеры, специальное оборудование для оплаты проезда, рекламная система).



Фото сделал Адриян Салаш (fotobus.msk.ru)

Кстати, в пятницу, 9 апреля, отправился на линию и первый из четырех минских МАЗ-303065, сообщили в ГП "Минсктранс". Новая машина вышла на столичный маршрут номер 155 "ДС "Уручье-4" – Озерище".

Отметим, что всего завод изготовил уже 13 автобусов МАЗ-303065. Первый (лимонный, с европерегородкой кабины водителя) – еще в 2019 году. Два – в 2020 году: красно-белый (он тестировался в Сочи, сейчас переехал в Краснодар) и лазурный (машина готовится к отправке в Санкт-Петербург для участия в тендере). И вот еще 10 собрано с начала нынешнего года.

Молодцы белорусы: Показываю, что сейчас выпускает легендарный Минский автозавод МАЗ, и сколько стоят их грузовики и автобусы

orig.jpg

Но подобные высказывания если и имеют под собой основание, то скорее это относится к совсем уж "древней" технике, которая иногда ещё встречается на дороге, но опять же, справедливости ради стоит сказать, что для своего времени это были неплохие труженики, без которых многие шоферы не могут себе представить жизнь в СССР.

Сейчас же, грузовики Минского завода стали совсем другими, под капотом уже мощные моторы, в кабине стало удобно и комфортно не только водить, но и ночевать. А по соотношению цены и качества, как я считаю, могут утереть нос некоторым автопроизводителям. Давайте же посмотрим, что есть интересного в ассортименте МАЗа и сколько стоит такое добро.

Зайдя на сайт компании-производителя, становится ясно, что работа здесь кипит, так как ассортимент техники довольно обширный. Начиная от тягачей и самосвалов и заканчивая спецтехникой и автобусами.

В разделе с тягачами я насчитал целых 8 различных моделей, каждая из которых имеет свои особенности, но чтобы не растягивать наш обзор, приведу лишь наиболее яркие из представителей класса.

1. МАЗ-5440E8

Современный грузовик, имеет колёсную формулу 4х2, задний мост с центральным гипоидным редуктором и дисковыми тормозными механизмами, а тащит всё это надёжный и проверенный временем мотор Mercedes OM457.

Из технических характеристик, которые доступны на сайте, можно отметить следующие:

  • немецкий двигатель мощностью 428 л.с.
  • коробка передач 16S2220TD, которая имеет 16 ступеней (пониженные и повышенные), также устанавливается и на других тягачах аналогичного класса: Mercedes, DAF, Iveco, Renault и т.д.
  • два топливных бака по 500 литров каждый
  • шины диаметром 22,5 дюйма
  • задняя подвеска пневматическая
  • передняя подвеска рессорная
  • максимально допустимая масса в составе автопоезда составляет 44 тонны
  • кондиционер, автономный отопитель и электропакет

Если бы не эмблема и логотип МАЗ на решетке, мало бы кто догадался, что перед нами находится грузовик белорусского происхождения. Цена, которую мне удалось найти, правда уже на сторонних ресурсах, составляет около 4,9 миллиона рублей.

2. МАЗ-6430E8

Ходовая часть аналогична модели, описанной выше, поэтому подробно останавливаться на этом не будем. А вот максимальная грузоподъёмность уже больше и составляет 52 тонны. Что касается стоимости, то на одном из сайтов дилеров эта техника продается от 4,3 млн. руб.

Автобусы

Теперь заходим в раздел с автобусами и там я насчитал целых 11 моделей, каждая из которых не похожа на предыдущую, и некоторые из списка я приведу ниже:

Цены на автобусы, конечно же, уже поинтереснее, и минимальные расценки на городские модели начинаются от 7 миллионов, а вот более серьёзные междугородние стоят под 17 млн.

А как вам белорусская техника, господа? Обязательно оставляйте свои комментарии ниже, обсудим тему вместе.

Не забывайте подписываться на канал и ставить большие пальцы вверх, чтобы не пропустить новые выпуски каждый день.

ТОП-9 автобусов модельного ряда МАЗ и их технические характеристики


Лидером рынка строительства автобусов Республики Беларусь является Минский автомобильный завод. Предприятие с богатой историей сравнительно недавно начало производство пассажирской техники. Несмотря на это компания предлагает обширный выбор машин, отличающихся многочисленными достоинствами. Модельный ряд и популярные варианты представлены в статье.

О производителе марки МАЗ

Минский автозавод, основанный в 1944 году, выпускает обширный перечень транспортных средств разного назначения: грузовые автомобили, специальная техника, троллейбусы и автобусы. На производстве пассажирского транспорта специализируется филиал завода – АМАЗ, созданный в 1992 году. Тогда был подписан договор о сотрудничестве с немецкой компанией Neoplan. По лицензии было выпущено несколько моделей Neoplan N4014. После специалистами минского предприятия конструкция была переработана для адаптации в местных условиях.


Сочлененный автобус МАЗ-216. Фото МАЗ

Модернизация конструкции и применение комплектующих собственного производства привело к созданию модели МАЗ-101, визуально не отличающейся от немецкой машины. В 1996-ом завод приступил к выпуску усовершенствованной модели – МАЗ-103. За прошедшие годы сотрудниками предприятия были разработаны и произведены модели разнообразных типов. Машины определенного назначения обладают собственными особенностями. Поэтому далее представлены типы, индивидуальные характеристики и популярные модели автобусов МАЗ.

Справка. Первая цифра маркировки демонстрирует поколение автобуса. По состоянию на 2021 год в линейке МАЗ присутствуют автобусы первого, второго и третьего поколения.


Перронные модели: 271, 271067 и не только

В Европе в настоящее время выпуском аэродромных автобусов занимается малое количество предприятий (немецкие Neoplan и Cobus, МАЗ). Тем ценнее разработки МАЗа в данном направлении. Производитель выпускает настоящие перронные автобусы, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к машинам данного типа, в частности:

  • значительная вместимость, соответствующая количеству пассажиров, которое вмещает современный авиалайнер;
  • низкое расположение пола, отсутствие ступеней;
  • широкие двери, расположенные по обе стороны кузова, в оптимальном количестве;
  • традиционная переднемоторная компоновка, позволяющая не скрадывать пространство пассажирского салона;
  • пневматическая подвеска вкупе с большой колесной базой и широкой колеей колес обеспечивают плавный ход;
  • малое количество посадочных мест обеспечивает наличие просторных и значительных по площади накопительных площадок;
  • несмотря на непродолжительность поездок автобусы оснащаются всем необходимым оборудованием для комфорта пассажиров, в частности, вентиляторы, кондиционеры;
  • для водителя имеются отдельные двери, кабина отделена от салона сплошной перегородкой.


Перронный автобус МАЗ-271. Фото МАЗ

В модельной линейке МАЗ присутствуют две перронные модели: 171 и 271. Кроме этого, предприятие предлагает модификации базовых вариантов. 271-ая модель по состоянию на 2021 год предоставляется в модификации 271067.

Технические характеристики

Автобус МАЗ-206 — технические характеристики:

Модель двигателяOM-904 LA
Тип тормозной системыПневматический
Модель коробки передачVoith Diwa
Международный экологический стандартЕвро-4
Мощность силового агрегата177 л. с.
Тип подвесного механизмаЗависимый, пневматический
Тип колесДисковые
Размер шин6,75*19,5
Колея по передним колесам2,11 м
Колея по задним колесам1,8 м
Дорожный просвет0,4 м
Максимальный габаритный радиус поворота7,5 м
Наибольший внешний поворотный радиус9,5 м
Максимальная скорость передвижения87 км/ч
Объем багажного отсека20 м³
Объем бака для топливной жидкости350 л
Допустимое давление, оказываемое на переднюю ось4 650 кг
Допустимая нагрузка, оказываемая на заднюю телегу8 800 кг
Максимальная вместимость72 человека
Количество сидячих мест25
Колесная база4,27 м
Формула дверей1+2
Тип коробки передачМеханический
Антиблокировочная тормозная системаАБС
Место водителя автобусаНа пневматической подушке, регулируется по высоте
Откидной трап для инвалидной коляскиЕсть
Механизм принудительного наклонаЕсть
Количество кнопок в салоне для остановки транспорта6
Противотуманные фарыЕсть
Масса12 910 кг
Габариты8,8*2,55*2,93 м

Городские: гармошки, низкопольные, трехосные и прочие

Производитель предлагает городские модели среднего, большого и особо большого классов вместимости. Одиночные и сочлененные («гармошки») автобусы предназначены для перевозки пассажиров на маршрутах средней и большой загруженности. Машины отличаются количеством осей, преобладают двух- и четырехосные, трехосная модель в линейке всего одна – это МАЗ-107, производство которой осуществляется с 2001 года. В 2021 году появилась информация о намерении завода с 2020-го начать сборку трехосного туристического лайнера, который заменит МАЗ-251, отличительной особенностью модели являются наружные панели, сделанные из композитных материалов. Городские автобусы МАЗ имеют следующие характеристики:

  • просторный салон;
  • несколько широких дверей для удобной и оперативной посадки/высадки пассажиров;
  • широкие проходы;
  • большие накопительные площадки;
  • низкопольная конструкция с системой книлинга;
  • количество посадочных мест ограничено с целью повышения удобства и свободы передвижения по салону.


Автобус МАЗ-107. Фото МАЗ

Популярными моделями городских МАЗов являются следующие: 103; 104; 105; 107; 203; 205; 206; 215; 216; 303.

маз 203 фото
маз 203 фото
маз 203 технические характеристики
Автобус МАЗ-303 - Двигатель - Под капотом
автобус маз 203
маз 203, автобус маз 203

МАЗ представил городской автобус нового поколения

Минский автомобильный завод отметил в августе свое 75-летие, а новинкой к юбилею стал эффектный городской автобус — МАЗ-303.

Все три двери имеют одинаковую ширину — удобно и пассажирам и эксплуатационникам

Интересная на вид машина! Двуцветной окраской и характерной формой ромбовидного излома линии крыши она напоминает европейские аналоги — к примеру, польский Solaris. Впрочем, минчане объясняют, что силуэт крыши символизирует образ зубра, а в зелено-белый цвет в начале производства автобусов МАЗ окрашивались некоторые партии.

Полуторные сиденья по правому борту позволили заметно расширить центральный проход

Впрочем, основные пользователи автобусов, пассажиры,оценивают не столько дизайн, сколько компоновку салона.

Правая колесная арка — слабое место низкопольников — стала функциональнее

В новом МАЗе внутреннее убранство проработано классно: салон просторный, а поместиться здесь могут 95 человек. Мест для сидения — 26. Пол ровный по всей длине, а благодаря удлиненной колесной базе освободились дополнительные площади, позволяющие разместить на них «социальные» места — сидения, на которые не нужно забираться. Может быть предусмотрено и место для инвалидной коляски.

В отличие от предыдущих поколений переработана схема установки поручней, модернизирована система кондиционирования и отопления, а светодиодное освещение салона теперь меняется в зависимости от времени суток. Также у каждой пары сидений предусмотрены порты для зарядки гаджетов.

Изменилось и оформление кабины: благодаря повышенной верхней кромке ветрового стекла и высокому подиуму улучшилась обзорность, увеличилось пространство для ног водителя, а обилие ниш и ящичков позволяет разместить мелкие предметы, документы и личные вещи.

Панель приборов теперь регулируется вместе с рулевым колесом, как у европейских автобусов или новых ЛиАЗов, более логично расположились кнопки на самой панели.

Компоновка моторного отсека очень плотная, зато на крыше нет высоких «горбов»

Теперь — о технических изменениях в конструкции. Для изготовления каркаса использованы трубы из коррозионно-стойкой стали, кузов тоже собран из материалов, не подверженных коррозии, а его внешние панели могут заменяться поэлементно.

Шесть электровентиляторов экономят место при повышенной эффективности

Двигатель Mercedes 7.7 мощностью 299 л.с. расположен в отдельном отсеке, размеры которого даже меньше, чем у автобусов предыдущего поколения (хотя для размещения всех систем моторов экологического класса Евро-6 нужно много места). Выхлопная система осталась внизу, что позволило сохранить габаритную высоту новинки в пределах 3,1 м — параметр, актуальный для старых парков, имеющих низкие въездные ворота и потолки. А сделанный из пластика 250-литровый топливный бак получил очень сложную форму — и сэкономил при этом дополнительное место для пассажиров. Что же до остальных агрегатов, то на автобусе установлен шестиступенчатый «автомат» ZF, эту же марку несут элементы независимой подвески спереди и задний мост.

Забота о водителе — долив омывайки через шланг, и не нужно корячиться с канистрой

Двенадцатиметровый МАЗ-303 — первенец нового семейства пассажирских машин. В будущем оно будет представлено различными вариантами городских автобусов — от короткой 9-метровой машины до 18,5-метровой «гармошки». Не забыты и пригородные версии — запланирована 13,5-метровая машина с увеличенной пассажировместимостью. Также белорусы готовятся в ближайшее время представить новый перронный автобус для аэропортов.

Маршрутоуказатель — отдельный элемент, а лобовое стекло может быть из двух половинок

А еще на основе нового поколения будет построен и первый электробус с эмблемой МАЗ: заявлено, что при его проектировании был учтен опыт эксплуатации электробусов в Москве и в Минске.

Пригородные

Базовых моделей, предназначенных для пригородных маршрутов, в линейке производителя незначительное количество. Большая часть городских односекционных машин имеют пригородные модификации. Модели МАЗ предназначены для эксплуатации на маршрутах со средней и значительной загруженностью. Большие, средние и особо малые автобусы (в линейке присутствует микроавтобус МАЗ-281) применяются для преодоления малых и средних расстояний. Техника обладает следующими параметрами:

  • удобство пассажиров и водителя во время поездок;
  • безопасность;
  • надежность;
  • выгодная стоимость и высокая рентабельность;
  • дооборудование моделей позволяет эксплуатировать их на более значительные расстояния, что демонстрирует высокий уровень комфорта базовой комплектации;
  • на базе моделей успешно создаются машины специального назначения, в частности, школьные и служебные.


Пригородный автобус МАЗ-257. Фото МАЗ

Популярные модели рассмотрены отдельно: 226, 256, 257.

микроавтобус Брестмаш
микроавтобусы МАЗ
микроавтобусы МАЗ

Особенности модели

МАЗ-203 значительно дороже своих предшественников из первого поколения, но это не мешает ему быть намного дешевле европейских марок. Автобус создан с использованием новейших технологий, а также имеет в своей конструкции узлы и агрегаты зарубежного производства, что делает его надёжным в техническом плане.

маз 203

Если сравнивать МАЗ-203 с автобусами из первого поколения, то стоит отметить следующие отличительные особенности:

  • низкий уровень пола;
  • современный дизайн;
  • доработанная трансмиссия и ходовая часть;
  • множество дополнительного оборудования.

Туристические/междугородные

Конкретно туристических автобусов в линейке производителя практически нет. Машины дальнего следования предназначены в основном для осуществления междугородных поездок. Однако, в некоторых источниках возможно встретить информацию, в соответствии с которой отдельные «междугородники» относят к «туристам». Классификация пассажирского транспорта по назначению демонстрирует незначительные отличия между туристическими и междугородными моделями. Отсюда видимо и различные данные.


туристический/междугородный автобус МАЗ-152А. Фото МАЗ

Производитель отмечает, что туристическим автобусом является 251-ой, для туристических поездок подходит МАЗ-232. Таким образом, средние и большие машины МАЗ дальнего следования обладают следующими характеристиками:

  • мягкие комфортабельные регулируемые пассажирские сиденья, располагаемые вдоль движения, в значительном (в сравнении с городскими моделями) количестве;
  • удобные регулируемые водительские сиденья на пневмоподушке;
  • вместительный салон;
  • мощные двигатели от ведущих предприятий отрасли: Mercedes/Mercedes-Benz, Cummins, MAN.
  • багажные отделения, располагаемые под полом пассажирского салона, и полки для ручной клади в салоне;
  • большие боковые и лобовое окна, обеспечивающие хороший обзор как водителя, так и пассажирам;
  • грамотно продуманная, профессионально спроектированная и воплощенная планировка салона;
  • грамотные системы отопления, кондиционирования и освещения;
  • богатая базовая комплектация;
  • возможность оснащения модели широким перечнем дополнительных опций, в частности, холодильник, кухня, биотуалет, спальное место для водителя;
  • мягкая подвеска, что особенно важно при длительных поездках;
  • системы для безопасного преодоления расстояний, в частности, ABS, тахограф.


Туристический (экскурсионный) автобус МАЗ-251. Фото МАЗ

Особый интерес пользователей Интернета вызывает несколько моделей: 152, 231, 232, 241.

Практичность и долговечность

МАЗ-303 стал настоящим воплощением передовых технологий и инновационных дизайнерских решений. Автобус отличается невероятным удобством для водителей и пассажиров. Он способен обеспечить комфортное передвижение даже пассажирам с детьми, пожилым людям или лицам с ограниченными возможностями.

Ожидается, что в скором времени новое транспортное средство может заменить на городских маршрутах Беларуси, России и некоторых иных государств морально устаревшие автобусы, как Минского автомобильного завода, так и иных отечественных и зарубежных производителей. Он отличается невысоким расходом топлива, как утверждают создатели. При этом пока что не было возможности проверить реалистичность этих данных, так как автобус ещё не выпускается серийно. Он собран из качественных комплектующих, а его ремонт и обслуживание не должны стать слишком затратными ввиду относительной простоты конструкции и относительной дешевизны запчастей. Поэтому, по мнению множества экспертов, новый МАЗ может на долгие годы занять своё место в качестве маршрутного транспортного средства.

На сегодняшний день неизвестна точная стоимость нового автобуса, в том числе и для российских автопарков. Но, вероятнее всего, она будет достаточно доступной и не превысит цену большинства сегодняшних маршрутных автобусов. И это при его высокой комфортабельности, технологичности и надёжности.

Школьные: 257 и другие

Производитель предлагает немного школьных моделей, в линейке возможно найти:

  • МАЗ-257S30 – сельский школьный автобус, предназначенный для перевозки детей из отдаленных населенных пунктов к образовательным учреждениям;
  • МАЗ-241S30 – стандартный (не сельский) автобус, спроектированный для эксплуатации на асфальтовых дорогах.


Школьный автобус МАЗ-257. Фото МАЗ

Школьные автобусы МАЗ обладают хорошей проходимостью, а 257-ая модель – сверхпроходимостью. Машины проектировались «с чистого листа», что позволило оснастить технику следующими характеристиками:

Читайте также: